Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на занятии консультация на тему. Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя доу по образовательной области "музыка" Тетрадь взаимопосещения музыкального работника в доу

Современные тенденции в образовании требуют от педагогов нового подхода к воспитанию и развитию детей. Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству, музыкальный руководитель осуществляет в тесном контакте с педагогами д/у. Задача музыкального руководителя – не воспитать музыканта, а воспитание гармоничной личности ребенка, приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему. Это дает возможность действовать адекватно реальной ситуации, развивая ее в нужном направлении, выявляя и учитывая интересы личности ребенка, возникающие в процессе обучения и воспитания. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим: воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, зная особенности семейного воспитания, может дать характеристику каждому ребенку. На основании полученной информации, музыкальный руководитель корректирует свою работу. Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов д/у.

Стратегия пед. взаимодействия предполагает посильный вклад каждого участника взаимодействия в решении обшей задачи. Она базируется на понимании, принятии ребенка, как личности, умение стать на его позицию, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком взаимодействии основной тактикой педагогов становится сотрудничество и портнерство. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и педагогов. Такие занятия соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

Огромное значение отводится взаимодействию музыкального руководителя и воспитателя. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим: воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, зная особенности семейного воспитания, может дать характеристику каждому ребенку. На основании полученной информации, музыкальный руководитель корректирует свою работу. Практика показывает, воспитателям отводится огромная роль помощника. Воспитатель активно участвует во всех видах музыкальной деятельности: исполняет вместе с детьми песни и хороводы, помогает детям, испытывающим затруднения в выполнении музыкально-ритмических движений, активизирует детей, углубляет музыкальные впечатления детей, путем использования муз. произведений в разных режимных моментах. Закрепляет музыкальный репертуар с детьми в группе. Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие муз. руководителя и воспитателя в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания, позволяет сформировать умения и навыки, предусмотренные программой в образовательной области «Музыка», в полной мере развить, соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребенка.

Формы взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим коллективом:

  • Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального воспитания детей.
  • Разъяснение содержания и методов работы по муз. воспитанию детей в каждой возрастной группе.
  • Обсуждение и решение индивидуального подхода к проблемным детям.
  • Обсуждение сценариев и активное участие педагогов в праздниках, развлечениях, совместных мероприятиях.
  • Нахождение тематических подборок поэтического материала детям.
  • Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, атрибутов.
  • Участие в организации предметно-пространственной музыкально-развивающей среды.

Что дает взаимодействие музыкального руководителя с педагогисеским коллективом ДОУ:

  • Взаимный обмен педагогической информацией в течении всего учебного года.(такой информационный обмен необходим для совершенствования коррекционно-развивающей работы.)
  • Совместное проведение вечеров, досугов, развлечений.
  • Оказание профессиональной помощи, рекомендаций и поддержки друг другу в форме консультаций.
  • Совместные решения задач воспитания и развития детей, посредством музыки и музыкальной деятельности с узкими специалистами и воспитателями.
  • Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в пед. коллективе.
  • Создание развивающей образовательной среды, как одного из эффективнейших условий, реализующий процесс целостного развития и воспитания ребенка.
  • Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование.

Таким образом, профессиональное взаимодействие — не просто профессиональное сотрудничество, это совместная деятельность, объединяющая людей вокруг целей, которые усложняются и конкретизируются в процессе развития всего ДОУ.

Анна Смирнова
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных : от ее решения зависит успешность .

Нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать - мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной.

Воспитатель , находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивен в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи , изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия , проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке , музыкальном развитии .

Мне, как музыкальному руководителю , хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия . Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то и сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя . Поэтому я советую воспитателям примерить на себя роль ребенка, которому все интересно на занятии : хором петь песни, задорно танцевать, вдумчиво слушать музыкальные произведения , но не забывать, что идет педагогический процесс , который необходимо контролировать.

Какие правила следует соблюдать, для успешного процесса музыкального развития дошкольников ?

1. На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2. Начиная со средней группы детей необходимо строить , чередуя мальчика и девочку.

3. На занятие следует приходить за 1-2 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие .

4. Воспитатель с собой приносит тетрадь и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т. п.

5. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не отвлекать детей и не пропустить какой либо материал.

6. Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр, петь песни и т д.

7. Следить за правильным выполнением детьми движений.

8. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Немаловажное место при решении задачи улучшения процесса музыкального развития дошкольников , принадлежит праздникам и развлечениям , которые надолго остаются в памяти детей , и воспоминания о которых часто побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности .

Праздник в детском саду – это общее дело! Огромная и трудоемкая работа всего коллектива : воспитателей , специалистов, кастелянши, поваров, администрации и т. д. Каждому отведена своя роль, свои обязанности.

Я считаю, что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов .

1. Поставить в известность детей и их родителей , что на праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию (если костюмы не определены в сценарии праздника) .

2. Перед утренником в группе необходимо создать праздничную атмосферу.

3. Воспитателю необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей .

5. Разучить с детьми стихи, роли и т. п.

6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям .

7. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

8. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

Я как музыкальный руководитель стараюсь оказать помощь в решении такой важной задачи музыкального воспитания как формирование способности к самостоятельной музыкальной деятельности .

В группе вместе с воспитателями мы создаем такие условия, чтобы дети по собственной инициативе слушали музыку , пели, играли на детских музыкальных инструментах , инсценировали песни, водили хороводы и т. д.

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей . Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия » и концерты, основанные на опыте, приобретенном детьми на занятиях.

Играя в музыкальное занятие , ребята распределяют роли воспитателя , музыкального руководителя . В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых.

В концерте дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей- «артистов» , для своих товарищей-«зрителей» .

Дети в самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на ДМИ.

В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки . Воспитатель по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную и инструментальную музыку .

В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе :

1. Воспитатель организует условия , способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе .

2. Воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка , полученные им в детском саду и семье.

3. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться целей и задач, определённых образовательной программой ДОУ в образовательной области «Музыка » , а самой главное развить в детях активность , самостоятельность и инициативность.

Публикации по теме:

Годовой план музыкального руководителя ДОУ на 2015–2016 учебный год (НОД; взаимодействие с воспитателями, детьми, родителями) Годовой план музыкально-образовательной деятельности на 2015 -2016 учебный год. Цель: Амплификация развития детей дошкольного возраста.

Индивидуальный план профессионального развития музыкального руководителя Индивидуальный план профессионального развития педагогаМузыкальный руководитель Гладкова Светлана Владимировна 2015-2016 гг. 1. Составление.

Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников. Проведение музыкальных.

Опыт работы с использованием ИКТ с целью улучшения качества воспитательно-образовательного процесса Подготовила воспитатель I категории: Денисова Ольга Николаевна Использование ИКТ (информационно – коммуникативных технологий) является одним.

Отчет музыкального руководителя «Мониторинг качества образовательного процесса» Отчет музыкального руководителя: «Мониторинг качества образовательного процесса». В 2014-2015 учебном году музыкальное воспитание в МАДОУ.

Использование презентаций в работе музыкального руководителя и воспитателя Презентации в помощь музыкальным руководителям и воспитателям. Современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных.

Консультация «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями» Человек овладевает музыкальной культурой в течении всей своей жизни. Важнейшим этапом этого процесса является дошкольное детство. Однако.

Приёмы взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э. Далькрозом. Метод Далькроза.

Совместное занятие педагога-психолога и музыкального руководителя в средней группе для детей с ОВЗ Совместное занятие педагога-психолога и музыкального руководителя в средней группе для детей с ОВЗ «Путешествие в страну умелых пальчиков.

«Музыкальная среда - основа развития музыкальной одаренности». Выступление музыкального руководителя на родительском собрании Цель: познакомить родителей воспитанников с признаками музыкальной одаренности детей, с созданием условий для развития и реализации способностей.

Библиотека изображений:

Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г. и др.

В настоящее время, когда одним из требований ФГТ является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.

Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.

Причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества:

Музыкальный руководитель Воспитатель
1. Не знает (или плохо знает) особенности общекультурной компетентности воспитателей конкретного детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представляет свою роль в педагогическом процессе. 1. Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ.
2. Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки (зачастую все сводится к подготовке утренников и развлечений).
3. Самоустранение от педагогического процесса в ДОУ (не участвует в методической работе, составлении годового плана, и т.д.) 3. Не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия.
4. Не достаточно владеет знаниями основ педагогики и психологии дошкольников. 4. Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания.
5. Отсутствует система работы с семьей.

Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:

  • осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
  • знать свои профессиональные функции (см. Приложение 1 ) и познакомить с ними воспитателей;
  • проанализировать свою работу с воспитателями;
  • провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников (см. приложение);
  • планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
  • совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
  • проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
  • активно участвовать в методической работе ДОУ.

Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов . Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
(по Гогоберидзе А.Г.)

Воспитатель Музыкальный руководитель
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной деятельностью дошкольника. 1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.
2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе. 2. То же
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе и 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.
4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника. 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника.
5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника. 5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника.
6. Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога. 6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.
7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя. 7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.
8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания. 8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.
9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры. 9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДО.
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка. 10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка.
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей. 11. То же

Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:

  • разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
  • совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
  • взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
  • взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
  • музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
  • совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
  • совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
  • совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
  • организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
  • составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
  • взаимодействие с методической службой ДОУ.

В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях работает много педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, музыкальному руководителю необходимо вести активную просветительскую работу. Он должен в короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкального воспитания, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить с репертуаром (той группы, на которой работает педагог). Эффективной формой работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей являются семинары-практикумы (см. приложение). Их необходимо планировать вместе с методистом ДОУ и отражать в годовых задачах.

Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с воспитателями являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков (см. приложение). Музыкальные центры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи музыкального руководителя.

Педагог-музыкант должен:

  • рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями);
  • предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных атрибутов;
  • отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны;
  • познакомить с положением смотра-конкурса.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГТ не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.

Ключевая установка стандарта дошкольного образования — это поддержка разнообразия детства. При работе по стандартам должна учитываться уникальность дошкольного периода: гибкость развития ребёнка, разные варианты и скорость его развития, доверчивость и непроизвольность восприятия.

Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении ребёнок получает через детские игры различной направленности, сотрудничество, диалог с детьми и взрослыми. Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Если смотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры напрямую связаны с задачами музыкального образования: воображение, фантазия, умение контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности, экспериментирование со звуками. Основной подход к реализации стандартов – системно – деятельностный. Должна работать система, где интеграция различных видов деятельности определяется чёткой целью и работает на одновременное выполнение нескольких педагогических задач, при этом находясь в рамках игровой деятельности. Музыкальное воспитание в детском саду всегда было построено на интеграции, так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия. Через занятия музыкальной деятельностью можно влиять на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии. Музыка работает на укрепление и сохранение физического и психического здоровья, влияет на эмоциональную сферу человека. Поэтому очень важно найти способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Существуют традиционные способы взаимодействия – это непосредственно на музыкальном занятии и на утренниках и развлечениях. Если говорить о музыкальном занятии, то у воспитателя должна быть основная цель – оказывать помощь детям в преодолении трудностей, возникающих при занятии различными видами музыкальной деятельности, наблюдение и контроль за индивидуальными особенностями своих воспитанников! Для чего? Для того, чтобы при необходимости доработать с ребёнком то, что у него не получилось. Это ёщё один принцип работы по стандарту – мы обязаны создать для всех детей ситуацию УСПЕШНОСТИ! Это дополнительная индивидуальная работа музыканта, воспитателя и родителя вне музыкального занятия.

Какие же способы работы можно предложить воспитателям в течение дня?

Первое – в группе должны быть музыкальный и театральный уголки. К ним существуют определённые требования: музыкальный уголок должен быть доступен ребёнку, оснащён музыкальным центром для воспроизведения аудиоматериала, набором музыкальных инструментов, соответствующих возрасту, причём он должен наполняться нетрадиционными инструментами (бутылочками, «шуршалками», «гремелками», желательно изготовленными самими детьми совместно с родителями), небольшая ширма. Хорошо, если уголок для занятий театральной деятельностью находится рядом с музыкальным. Это создаёт условия для интеграции двух видов искусств, что вполне естественно. Театральная деятельность сочетает в себе развитие речи, творчество, музыку, танцы, умение выразить голосом эмоции, передать образ, ребёнок играет роль, он раскрепощается, потому что именно играет. Рассказывание, пересказывание, драматизацию можно сделать намного полезнее и интереснее для ребёнка, если соединить рассказывание сказки с музыкой. Озвучьте это традиционными и нетрадиционными музыкальными инструментами, звучащими предметами быта и сразу будет выполнено огромное количество педагогических задач, в том числе и эксперементирование со звуками. Игра детей в музыкально – театральной зоне должна быть внимательно отслежена воспитателем. Нужно побуждать детей к осмысленным действиям в данной зоне. Можно помочь детям организоваться для сюжетно – ролевых игр: «Оркестр», «Концерт», «Репетиция», и т.д. Дети проявляют творчество, одни играют роль артистов, режиссёров, музыкантов, другие – роль зрителей. Поручите ребёнку, который лучше знает песенку или играет на инструментах, провести репетицию перед концертом, и дети с удовольствием в этом поучаствуют, при этом, они используют полученные умения и навыки, а заодно и помогут другим детям повторить или лучше освоить песни, танцы и игру на инструментах.

Музыкально – дидактические игры являются важным фактором для развития не только музыкальных способностей, но и для общего развития ребёнка. Поэтому использование их в течение дня очень полезно и необходимо! Они вполне доступны для воспитателя и не требуют специальной музыкальной подготовки. Можно повторять музыкально – дидактические игры, используемые на музыкальных занятиях, а можно включать другие. Такие игры конечно несут в себе музыкальную задачу, но развивают попутно очень много других способностей. Рекомендую некоторые из них:

Тихие игры: так как перед нами стоит задача сохранить здоровье ребёнка, мы должны обратить внимание в частности и на его слух. Находясь в шуме большую часть дня, взрослый теряет слух, а для ребёнка, у которого идёт формирование слухового аппарата, шум в большом количестве вреден во много раз. Рекомендую устраивать так называемые «Минуты тишины», но наполненные смыслом. Слух при этом отдыхает, перестраивается на внимательное восприятие внешних звуков — не раздражителей, ритма, включается фантазия, развивается тембровый, ритмический и динамический слух. Также эти игры полезны уже тем, что это – игры, участвовать в них могут все дети без исключения, то есть мы создаём те самые условия для одновременного развития всех детей, не зажимая их индивидуальность какими- то жёсткими рамками.

1.«Глухой телефон» — активизируется внимание, включается фантазия, пополняется словарный запас.

2.«Разная тишина» — Зажать руками уши и сказать, что слышал – развивается внутренний слух, фантазия, ассоциативное мышление, умение рассказать о своих ощущениях.

3. «Кто меня позвал?» — развивается тембровый слух, внимание.

4. «Кто как поёт?» Формируется навык звукоподражания, развивается выразительность интонации, образное восприятие.

5. «Ушки назад» — внимание, воображение.

6. «Какой инструмент звучал?» — тембровый слух, внимание и память (ребёнок узнаёт то, что когда то запомнил).

7. «Ритмическое эхо» — ритмический слух, внимание.

Развитие ритмичности – одно из важнейший задач развития не только музыкальности, но и задача, работающая на сохранение психического здоровья. Есть работы учёных, где доказывается, что отсутствие чувства ритма у человека ведёт к некоторым психическим расстройствам. Обратите внимание на то, что дети гиперактивные и наоборот – заторможенные — не могут чаще всего правильно отразить ритм, у них происходит дисбаланс с внутренним ритмом его серцебиения, ведь всё в мире выстроено в определённом ритме (пульс, работа механизмов, звуки природы.)

Очень полезная игра – эксперимент «Сердце – моторчик». После активного бега, после громкого крика предложите детям послушать свой пульс. Затем после спокойной деятельности — сравнить пульс с ранее прослушанным. Задайте вопросы: «Что заметили?», Когда был какой пульс?» «Как вы думаете, почему так было?». Дети самостоятельно находят ответы. Это своеобразный эксперимент, у них формируются понятия о физиологии человека на своём примере, учатся рассказывать о своих ощущениях и анализировать своё внутреннее состояние, а заодно закрепите музыкальные понятия «Ритм» и «Темп».

Если говорить о сохранении здоровья , то очень полезны дыхательные упражнения , они всегда должны использоваться перед пением на музыкальном занятии и использоваться в других видах деятельности. Дыхательные упражнения: «Снежинка», «Ветер и ветерок», «Шумелки», «Мячик», «Немой телевизор». Очень полезны «психогимнастика» , в которой формируется умение выражать и передавать эмоции, и «логоритмика» , с помощью которой развивается речь и дикция.

Музыкально – ритмические движения и танцы – один из наиболее любимых детьми видов музыкальной деятельности. Если при пении ребёнок лишается возможности двигаться, то в танцевально – ритмической деятельности он удовлетворяет свою естественную потребность — активно двигаться. Чтобы избежать нудного разучивания танцев, следует применять игровые приёмы. Такими являются игропластика и танцевальная ритмика. Я уже несколько лет использую элементы парциальной программы Анны Иосифовны Бурениной и программы Сергея и Екатерины Железновых. По четвергам вместо утренней гимнастики проводим «Ритмическую гимнастику». Дети под специальное музыкальное сопровождение по показу, чаще всего в кругу, выполняют танцевально – ритмические композиции. Включается так называемый эффект «3 Д». Дети слушают, видят движение в исполнении других и выполняют сами. Причём, до минимума сводятся замечания и исправления. Дети свободно, по мере своих возможностей выполняют движения, соизмеряя их с другими. Композиции доступны и интересны, они вполне могут быть использованы воспитателем для других занятий в качестве физминуток. Рекомендую использовать танцевальные движения в комплексах утренней гимнастики и на физкультурной деятельности. Например, танцевальные виды шагов и прыжков. Задачи физического воспитания при этом не нарушаются, а интегрируются с задачами музыкальными. В группе можно использовать такой приём, как « Танец сидя». Это метод уподобления, помогающий через «язык собственного тела» понять характер музыки, а также закрепить умение передавать чётко ритм. Музыка звучит, а дети выполняют хлопки, щелчки, покачивания, шлепки, притопы, «шагают» пальцами и т.д. Происходит процесс активного восприятия!

Что такое певческие навыки? Это – правильное дыхание, дикция, интонационная выразительность, ритмичность, эмоциональность, правильная осанка, артистичность, звуковысотный слух, динамический слух, память. Методы для закрепления певческих навыков в группе: «Прохлопай ритм знакомой песенки», «Угадай мелодию», «Музыкальная лесенка».

Музыка в режимных моментах: это утренняя гимнастика под музыку, музыка на засыпание и пробуждение, релаксация под звуки природы, музыкальные хороводные игры на прогулке. Причём это не означает, что на улице требуется музыкальное сопровождение. Обычно хороводные игры с пением очень просты в исполнении и поются «а капелло», то есть без сопровождения.

В музыкальной деятельности ребёнок становиться более коммуникабельным (а это опять же важный фактор в реализации стандарта). Пение хором – коммуникация, танец парами – коммуникация, хоровод – коммуникация. Кстати, когда ребёнок впервые взялся за руки в хороводе – это один из первых опытов коммуникативной деятельности! О хороводе хочу сказать особо. Я ввожу хороводы чуть ли не с первых шагов ребёнка в детском саду. Чем дети становятся старше, тем больше использую хороводный принцип не только для решения музыкальных задач, но и для развития ассоциативного мышления, творческих навыков, накопления надпредметных знаний и обогащение речи детей. Например, когда строите хоровод, спросите у детей, на что он похож? Столько разных вариантов скажут! Поём народную песенку в хороводе – попросите детей придумать простые изобразительные движения под текст – получается очень интересная интерпретация, развивается творчество. А хороводные игры с пением и ролями – просто кладезь для развития индивидуальности.

Работа с родителями: Один из сложнейших аспектов в работе педагога. Современные родители чаще всего сами педагогически неграмотные. В стандартах прописано, что родитель является участником образовательного процесса. К сожалению, родителями это стало пониматься как увеличение их прав и только. Нужно терпеливо довести до сознания родителей, что это участие, прежде всего – их обязанность, они заинтересованы в том, чтобы их ребёнок стал успешным, и их правильное поведение – залог этого успеха. Не посещает ребёнок детский сад регулярно – это бывает по разным причинам, порой и по вине родителей. Хотите, чтобы это не повлияло на участие ребёнка в утренниках, помогите своему ребёнку: выучите с ним дома танец, песенку, и ребёнок безболезненно войдёт в общий процесс. Родитель должен понимать, что его ребёнок индивидуален, у него могут быть свои особенности в развитии, не надо требовать от него одинаковой успешности во всём. Объясните родителям, что садик – это модель взрослого общества, в котором существуют свои правила, что умение подчиняться разным правилам и социальным нормам тоже прописано в целевых ориентирах федерального стандарта, и это – законно. Проводя работу с родителями по разным направлениям, включите и музыкально – творческое. Можно провести анкетирование для выяснения условий в семье для развития музыкальности: есть ли музыкальное образование у родителей, есть ли музыкальные инструменты, специальная детская фонотека, часто ли посещают культурные мероприятия, какие творческие хобби есть у членов семьи. Выяснив эти условия, можно давать индивидуальные консультации по музыкальному развитию в семье. Можно использовать способ «домашних заданий»: « выучить частушку», «Что мы слышали по дороге в садик?», изготовить нестандартные музыкальные инструменты, разучить дома песни и танцы, поздравить родных с праздником и т.д.

«Все мы родом из детства» и, если все участники образовательно – воспитательного процесса будут работать с любовью, доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период — дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.

Нелипа Наталья Николаевна

музыкальный руководитель

МДОУ «Таврический д/с № 2»

Разделы: Логопедия

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

  1. коррекционно-развивающее;
  2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

  1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
  2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  3. Принцип всестороннего воздействия
  4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  5. Принцип наглядности.
  6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

  • План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  • Журнал взаимодействия.
  • Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  • Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  • Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  • Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель
Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимики Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией
Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата(индивидуально)
Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма
Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.
Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.
Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.