Защитник отечества в русском изобразительном искусстве. Литературные чтения ко Дню защитника Отечества «…Да, вот они, русские характеры! Герои отечества в образах литературных произведений

Софья Бисилова
Проектная работа обучающихся 2 класса «Образ защитника Отечества сквозь время»

1. Введение

Актуальность темы

Цель исследования

Задачи исследования

Объект и предмет исследования

Методы исследования

Гипотеза Проблемные вопросы

2. Основная часть

2.1. Анализ литературы по проблеме исследования

1. Введение.

Актуальность темы.

Тема «Защитники Отечества » особенно актуальна в наше время , когда дети черпают информацию из интернета и телевизионных передач о силе как агрессии и терроризме.

Издавна славится наша страна защитниками , которые охраняли границы Родины. Много славных воинов и обычных людей совершивших, подвиги прославили Россию с древних времен и до нашего времени . Узнавая о защитниках Отечества , мы зарождаем чувства гордости и любви.

Цель исследования : изучение образа защитника Отечества сквозь время

Задачи исследования :

Изучить и систематизировать документальные источники о Героях защитниках ;

Провести анкетирование среди учащихся начальной школы на тему «Россия, Родина, Отчизна» ;

Проследить, как меняется образ защитника сквозь время .

Объект исследования. История нашей Родины.

Предмет исследования. .

Методы исследования :

Анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;

Описательный метод (наблюдение, классификация , обобщение) ;

Анкетирование.

Гипотеза. Способен ли обычный школьник на героический поступок

Проблемные вопросы :

Какие знаменитые сражения были в истории нашей Родины?

Как мы понимаем слова «Герой» , «Защитник » ?

Способен ли обычный школьник на героический поступок?

2. Основная часть.

Чтобы ответить на все вопросы, мы :

Учились анализировать материал

Давали характеристики историческим событиям

Учились делать выводы.

Для поиска ответов, нам было необходимо :

Посмотреть художественные и документальные фильмы;

Познакомиться с историческими датами;

Встретиться с работником библиотеки ;

Провести анкетирование.

(Ученик 1)

Тема нашего проекта «Образ защитника Отечества сквозь время »

Нам было интересно узнать, изменился ли образ защитника Отечества сквозь время .

В своем исследовании мы изучили и систематизировали документальные источники о Героях защитниках , проанализировали художественную литературу и интернет источники по данной теме, провели анкетирование среди учеников начальных классов .

И вот, что мы узнали :

Первые защитники – это русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Именно они защищали рубежи родной земли от врагов.

В образе древнерусских богатырей воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой

Одно из самых главных качеств богатыря - это чувство справедливости и сознание своего долга - стоять за правду.

Александр Невский. Русский полководец, Великий князь Владимирский, в 20 лет он разгромил шведских завоевателей на реке Неве (Невская битва, 1240 г., а в 22 – немецких «рыцарей Ливонского ордена (Ледовое побоище, 1242) .

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский создали народное ополчение против польских захватчиков. 4 ноября 1612 года освободили Москву от захватчиков.

Михаил Кутузов. Прославленный полководец. Отличился в русско-турецкой, русско-французской войне

Александр Суворов. Суворов - гениальный полководец, один из самых любимых русским народом. Суворова солдаты любили. Сам Суворов также оставил после себя книгу «Наука побеждать»

Фёдор Ушаков - прославленный русский полководец, не знавший поражений. Ушаков не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков

Прославленного адмирала Нахимова за отеческую заботу о подчиненных называли «отцом-благодетелем» . Ради доброго слова «Пал Степаныча» матросы были готовы идти в огонь и воду. Нахимов лично проверял качество солдатских пайков.

Георгий Жуков. Известный русский полководец Великой Отечественной войны . Жуков стал кавалером более 60-ти наград самых различных стран мира.

Константин Рокоссовский стоял у истоков крупнейших операций Великой Отечественной войны . Он был успешен как в наступательных, так и в оборонительных операциях (Сталинградская битва, Курская дуга, Бобруйская наступательная операция, Берлинская).

(Ученик 3)

В своем исследовании нам было интересно, а способен ли обычный человек на подвиг на защиту Родины ?

Иван Сусанин был крепостным крестьянином, он проживал в селе Домнино, недалеко от города Костромы. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к царскому селу и захватить в плен русского царя. Неподалеку они встретили старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Иван Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, а к царю послал своего гонца с предупреждением об опасности. Когда враги обнаружили обман, Иван Сусанин был подвергнут суровым пыткам и жестоко убит. Великому русскому герою Ивану Сусанину композитор М. И. Глинка посвятил свою оперу, а также воздвигнут памятник.

(Ученик 3)

Мы продолжили изучение подвигов обычных людей. Александр Матросов (1924-1943 г.) - рядовой стрелкового полка, Герой Советского Союза, солдат, закрывший собой пулемёт фашиста.

В родной детской дом уходит фронтовое письмо Саши. «Пишу вам из района, где недавно были гитлеровцы. Вы и представить себе не можете, что натворили на русской земле эти гады. Я видел колодец, в который фашистские изверги сбросили шестнадцать детей в возрасте до 12 лет. Я видел обгорелый склад, где немцы сожгли 265 женщин, стариков и детей. 27 февраля 1943 года. Шел ожесточенный бой у деревни Чернушки Псковской области. Солдаты попали под сильный пулемётный огонь противника. Вражеский пулеметный огонь мешал продвижению наших войск. Рванувшись вперед, грудью своей, сердцем своим Матросов лег на огневую точку противника и заглушил. Путь вперед был открыт.

(Ученик 4)

В своем исследовании мы задавались вопросом - «только ли взрослые могут защищать Родину Оказалось, не только…

Дети – герои Великой Отечественной войны

Война – не детское дело. Так должно быть, но эта война была особенной. Война называлась Великой Отечественной потому , что все, «от мала до велика» , поднялись на защиту Родины . Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова – были удостоены звания Героя Советского Союза. О них нередко писали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы и города нашей Великой Родины – России называли их именами.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

И ни на миг не дрогнули их юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

(Ученик 5)

И современные дети совершают подвиги. Школьники из Краснодарского края Роман Витков и Михаил Сердюк спасли пожилую женщину из горящего дома. Направляясь, домой, они увидели горящее здание. Забежав во двор, школьники увидели, что веранда практически полностью охвачена огнем. Роман и Михаил бросились в сарай за инструментом. Схватив кувалду и топор, выбив окно, Роман залез в оконный проем . Пожилая женщина спала в задымленной комнате. Вынести пострадавшую удалось только после взлома двери.

Из теоретической части своего исследования мы сделали выводы :

Каждый из нас сможет стать защитником своего Отечества . Сейчас мы ещё дети, но пройдёт немного времени , и мы станем солдатами и будем защищать свою Родину .

Внешний облик защитника во времени меняется , а внутренние его качества, такие как отвага, смелость, честь, доброта, справедливость будут передаваться сквозь время от поколения к поколениям.

(Ученик 1)

Практическая часть.

Среди учащихся начальной школы мы провели анкетирование, где были такие вопросы :

1. Какие чувства вызывает у вас слово Россия, Родина, Отчизна?

2. Какие качества человека ты считаешь важными?

3. Когда я слышу слово Родина, то представляю…

4. Кто должен защищать Родину ?

(Ученик 2)

Мы выяснили, что слово Россия, Родина, Отчизна вызывает чувство гордости и любви, а такое понятие как «безразличие» отсутствует у учеников начальной школы. Важными качествами человека ребята считают – доброту, – отважность и ответственность. Когда слышат слово Родина, то представляют свой город, а Родину защищать обязан каждый .

(Ученик 3)

3 Заключение.

В заключении сделали вывод - мы гордимся нашими защитниками . Они были и остаются «сквозь время » верны Родине и готовы к любому риску, к любой опасности, будут насмерть стоять до конца. Нашу Родину победить невозможно. Подрастающее поколение гордится своей Родиной, будет помнить, чтить и знать историю России, расти достойной заменой.

1. Энциклопедия для детей. История России. Москва «Аванта +» 1997 2. С. Алексеев рассказы о Суворове

3. Самые знаменитые битвы мировой истории. Энциклопедия для детей

4. https://www.google.ru/shkolazhizni.ru

5. https://www.google.ru/Frufact.org

6. folklor.igraemsdetmy.ru

7. http://www.zyorna.ru

В центре статьи - литературные произведения, посвященные проблемам русского офицерства. Автор охватывает временной отрезок, начиная от древних житий первых русских святых до ХХI века. В своем исследовании автор останавливается на таких литературных жанрах, как повесть, сатира, басня, ода, военные записки, роман и т.п. Отдельного внимания автора заслуживает и особый вид литературного искусства - акафист. Речь идет об одной из форм церковной поэзии.

Патриотизм , воинство , защитник отечества , русское офицерство , литература , историко-культурный пласт

Короткий адрес: https://readera.ru/14342256

IDR: 14342256

Список литературы Очерк третий образ защитника отечества в литературных произведениях как пример самоотверженного воинского служения

  • Борисов Б. П. Этническая идентичность как проблема эпохи глобализации//Казачье самообразование. № 3. Краснодар, 2007. С.17-23.
  • Древняя русская литература. М., 1980. С. 118-123.
  • Кудрявцев И. М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV века//ТОДРЛ. Т. VIII. М.; Л., 1951. С. 158-186.
  • Кузьмин А. И. Героическая тема в русской литературе. М., 1974. С.14-15.
  • Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. СПб., 1998.
  • Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
  • Перевод «Домостроя» на современный русский язык В. В. Колесова:URL: http://sscadm.nsu.ru

Введение

Актуальность .

История русского народа богата интересными, значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии общества. Если страницы этой истории отображены в искусстве - в музыке, то воздействие их на умы и души молодого поколения сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом - истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной мере современность без обращения к историческому опыту народа.

Цель : раскрыть тему защиты Отечества в русской музыке XIX и XX века.

Задачи исследования :

1. Выявить примеры темы защиты Отечества в песнях. (на уроках музыки)

2. Рассмотреть примеры темы защиты Отечества в вокальной музыке.

3. Исследовать примеры отображения темы защиты Отечества в инструментальных произведениях.

Практическая значимость.

Данная работа может быть использована на уроках мировой художественной культуры, искусства, на уроках музыки в школе, а так же для подготовки внеклассных мероприятий.

Темой всей четверти по предмету "Музыка в школе" может быть выбрана "Героика в музыке". (2 урока - героические образы в песнях; 2 урока - в вокальных произведениях крупной формы; 2 урока - в инструментальной музыке).

Как итог, для обобщения изученного материала можно организовать итоговое мероприятие, в виде внеклассного часа, мини-концерта, посвященного 23 февраля, 9 мая.

1. Отображение темы защиты Отечества в песнях Великой Отечественной войны

Урок 1 (вступление)

презентация

картинки

аудиозапись "три танкиста"

Во время войны любили и ценили песню. "В ночи песня - свет, в жару - тень, в мороз - телогрейка", - говорит народная пословица, сложенная в эти годы. На фронте и в тылу звучало тогда множество песен, помогавших бороться против фашизма. Среди них было немало старинных народных песен, которые обрели новую жизнь в это грозное время. Продолжали петь в эти годы со старыми или обновлёнными текстами и песни, созданные до войны. Но как бы хороши они не были, как бы ни переделывали их на новый лад, а всё же грозная военная пора потребовала своих песен, и они стали появляться. Так началось создание "песенной летописи" Великой Отечественной войны.

(На примере песни "Три танкиста")

"Три танкиста". (описание - история)

Шёл 1938 год. Фашисты оккупировали Австрию, а на Дальнем Востоке Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины. Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий. Один из этих героев-танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман как основной герой весёлой музыкальной кинокомедии "Трактористы". Было решено начать фильм с песни. Режиссёр (Иван Пырьев) пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема подвига славных героев-танкистов, участников боёв на Хасане.

(Плюс в том, что параллельно идет знакомство с песнями, с историей, с режиссерами того времени, с композиторами)

"Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и поэтому определённое представление об этом грозном роде войск у меня было, - вспоминал Борис Ласкин. И начали складываться строчки:

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят…"

С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс (композиторы-песенники того времени (картинка-портрет). "Этому трудно поверить, - говорил он потом, - но песня была готова через 30-40 минут". Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. В дни Великой Отечественной войны на фронте бытовало немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни:

Расскажи-ка, песенка-подруга, Не одну фашистскую гадюку

Как дерутся с чёрною ордой Укротили силой огневой

Три танкиста, три весёлых друга, Три танкиста, три весёлых друга,

Экипаж машины боевой. Экипаж машины боевой.

После рассказа и прослушивания песни, учитель предлагает детям приступить к ее разучиванию. На интерактивной доске спроецирован текст песни, также текст представлен ученикам на каждой парте.

(Лучше всего песню "Три танкиста" разучивать под баян. Впоследствии можно выбрать трех солистов, это может послужить предметом мотивации учащихся.)

Урок 2 (на примере песни "Катюша")

"Катюша". Песню "Катюша" поэт Михаил Исаковский написал в Москве, но задумал в родном краю, в небольшом посёлке на берегу речки Угры, что протекает на Смоленщине. И когда рука выводила строку "выходила на берег Катюша", Михаилу Васильевичу виделась его родная маленькая Угра. Вскоре композитором Матвеем Блантером была написана и мелодия.

Во время войны каждый солдат, певший "Катюшу", испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращён призыв сберечь родную землю. Удивительный случай произошел с песней во время войны на переднем крае обороны. Немцы, находившиеся в окопе, завели патефон, и зазвучала песня "Катюша". Наши солдаты некоторое время были в оцепенении. Как бы дразня их, немцы завели песню во второй раз.

Братцы! - вдруг вскричал молоденький солдат. - Да ведь это наша "Катюша" у немцев в плену!

Не бывать тому! - воскликнул другой, и несколько солдат бросились в атаку на вражеский окоп. Немцы не успели опомниться, как в короткой схватке наши бойцы захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись. Теперь уже из нашего окопа звучала "Катюша".

(Задать учащимся вопрос: "А знаете ли вы кто или что носит имя "Катюша" кроме названия песни и, конечно кроме имени?", рассказать про боевое оружие).

Вскоре немцы познакомились с ещё одной "Катюшей". Только на этот раз её "исполняли" реактивные миномёты, установленные на машинах. Это грозное оружие, наводившее страх на врагов, артиллеристы прозвали ласковым девичьим именем.

защитник отечество песня музыкальный

Многие песни военных лет - это эпические повествования или баллады о героях, рассказы об их подвигах. Лучшие из них посвящены морякам, партизанам.

2. Отображение темы защиты Отечества в вокальных произведениях крупной формы

Урок 3 (портрет композитора М.И. Глинки, Ивана Сусанина)

Краткая биография композитора

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года В Новоспасском Смоленской губернии. На фортепиано М. Глинка стал играть уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Закончив пансион всё время уделял музыке. Тогда же были созданы первые сочинения. Стремился расширить бытовой жанр музыки. После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянский композиторов Беллини, Доницети меняет свой музыкальный стиль. В Берлине велись работы над полифонией, композицией, инструментальной музыкой. Вернувшись в Россию Глинка с усердием работал над национальной оперой "Иван Сусанин". Следующая опера - "Руслан и Людмила" в 1842 году. Многие произведения были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге преподавал пение, под его влиянием формировалась классическая музыка. Уехав в Берлин в 1856 году, Глинка скончался там в феврале 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20, также 6 симфонических произведений, камерно-инструментальных, 2 оперы. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе. (на примере хора "Славья")

Опера "Иван Сусанин" ("Жизнь за Царя") М.И. Глинки была впервые поставлена 9 декабря 1836 года. Главное чувство, рождаемое этой музыкой, - чувство Родины. Велико было воодушевление композитора показать страницы нашей истории, грани народной жизни, русский национальный характер. Глинка явился первопроходцем, создававшим совершенно новый образный мир, раскрывая его новым музыкальным языком - русским.

Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время оккупации её иностранными захватчиками. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.

Подвиг костромского крестьянина вдохновлял поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу "Иван Сусанин". И Рылеев, и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.

(Сказать детям, что одной из самых важных частей любого произведения является заключительная часть - (т.е. эпилог). Эпилогом оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин" является хор "Славься". (прослушать аудиозапись)

(После прослушивания и беседы о характере, об образах, игра "Композитор")

Учащимся предлагают побывать в роли композиторов и составить ритмический рисунок хора с помощью нотных длительностей.

("Чтобы вам было легче, давайте прохлопаем этот ритмический рисунок", учащиеся делятся на группы и составляют ритмический рисунок для слов хора)

Длинные нотки будут красные, короткие синие (или наоборот)

"Пожалуйста, прикрепите ваши ритмические рисунки к нотному стану на доске. Каждая группа вывешивает свой такт. Всего тактов четыре".

(группы проверяют правильность ритмического рисунка у своих товарищей)

После того, как учащиеся справятся с заданием, учитель предлагает исполнить заключительный хор из оперы "Иван Сусанин

"Славься". Этот гениальный хор воплотил в себя богатырский образ народа - победителя, который в трудный момент для Руси, собрался вместе и победил врага. Музыка хора многогранна и обобщает гимнообразные интонации, народно-песенные, торжественные, эпические, героические, исторические. Мелодия хора плавная, в ней есть поступенное движение и обороты, напоминающие колокольный перезвон. Скачок на б. сексту вверх объединяет его с хором "Родина моя". В гармонии "Славься" - диатонические аккорды, плагальные обороты и использование побочных ступеней. В хоре упругие ритмические акценты, симметрическое строение, а фанфарные возгласы придают черты военного шествия. Хор "Славься" особенно торжественный, когда исполняется тремя хорами и двумя оркестрами, (духовой оркестр - на сцене). К ним присоединяются колокола, а в оркестровой партии звучит триольное сопровождение. В хоровых партиях звучат ликующие подголоски, в которых слышатся интонации из женского хора интродукции. В финале дважды упоминается героический поступок Сусанина "Запомнит весь русский народ…". Эти фразы выделяются гармоническими сдвигами. Так Глинка выразил мысль, что подвиг Сусанина совершен ради народа и остается бессмертным.

(на примере произведения С.С. Прокофьева "Александр Невский")

(портрет композитора, картинка Александр Невский)

Анализ музыкального произведения С.С. Прокофьева. Сопоставление его с картиной П. Корина "Александр Невский".

"Наш урок начался с музыки С.С. Прокофьева кантата "Александр Невский" хор "Вставайте, люди русские!"

Краткая биография композитора

Сергей Прокофьев родился 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Музыкой увлекся с детского возраста. В 5 лет он начал играть на фортепиано, а чуть позже сочинять первые пьесы. Первые оперы созданы в 9-летнем возрасте. Обучался Прокофьев у лучших преподавателей Петербургской консерватории. Впервые выступил со своими произведениями в 1908 году, а начиная с 1918 года много гастролировал по Европе, Америке, Японии. Среди известных сочинений композитора "Повесть о настоящем человеке", "Мадаллена", "Война и мир", балеты "Золушка", "Ромео и Джульетта". Написал много вкально-симфонических произведений, инструментальных концертов. В 1947 году получил звание народного артиста РСФСР. Скончался композитор 5 марта 1953 году в Москве.

Кантата - вокально-инструментальное произведение, для солистов, хора и оркестра.

(прослушивают хор)

Внимательно посмотрите на репродукцию картины Павла Корина "Александр Невский" (картина)

Вопросы и задания:

1. Каков характер музыки? Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? (Мужественная, маршевая, призывная. Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие. Мужские и женские голоса звучат в унисон, что характерно для эпического повествования).2. Какие краски использовал художник? (Суровые, мрачные т.к. время было суровое).3. Соответствует ли характер музыки с изображенным образом на картине? 4. Почему, глядя на картину, можно сказать, что Александр Невский - русский воин? (Пейзаж с русскими церквями, боевое русское знамя).5. Что вы знаете об Александре Невском? Почему его так называют?

Князь Александр Ярославович - один из почитаемых и любимых в народе героев-защитников земли Русской, полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя - Александр Невский. А еще он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли. Это было в XIII веке.6. Повторное слушание фрагмента кантаты. Постарайтесь представить себе образ русского война, защитника Отечества. Русские композиторы в своем творчестве неоднократно обращались к теме защитника Родины.

(Для анализа образа героя (как итог) выполнить задание по табличке (карточка)

(Описание)

Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном.

Семь частей кантаты "Александр Невский" - семь ярких, красочных музыкальных картин, словно выхваченных из отдаленной эпохи; и вместе с тем каждая из них - определенный этап в развитии общей идеи произведения. С великолепной правдивостью выразил композитор психологическую суть двух противостоящих сил. Это не просто красочные обобщенные портреты. А два непримиримо враждебных мира, противопоставленных на поле сражения: Русь и ее поработители - сначала татаро-монголы, затем тевтонские псы-рыцари. Музыкальные характеристики и тех и других необычны ярки, психологически точны, конкретны.

Образ Руси - народные хоры, лирическое соло женского голоса, чисто инструментальные эпизоды - все пронизано интонациями, близкими к народной русской песенности. Чувства, выраженные музыкой, очень разнообразны. Крестоносцы же обрисованы музыкой менее разнообразной - в основном зловещей, агрессивной, все это создает образ тревожно - жуткий, лишенный человеческого тепла. В эпилоге кантаты - "Въезд Александра Невского во Псков" - звучит торжественно и величаво хор, прославляющий победителей. Здесь, знакомые образы предстают как бы укрупненными, еще более значительными и звучат солнечно, ликующе. Горделивую радость за свою историю, за ее героев рождает эта музыка. Огромна сила ее художественного и эмоционального воздействия.

3. Отображение темы защиты Отечества в инструментальных произведениях

Седьмая ("Ленинградская") симфония Д. Шостаковича

Сегодня в классе будет звучать музыка советского композитора Д.Д. Шостаковича (1906-1975). Краткая биография композитора.Д. Шостакович - один из крупнейших композиторов современности. Жанровый диапазон творчества велик. Он сочинил 15 симфоний, оперы: "Нос", "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова"), "Игроки" (окончена Кшимштофом Мемйером), балеты: "Золотой век" (1930), "Болт" (1931) и "Светлый ручей" (1935), 15 струнных квартетов, квинтет для фортепиано и струнных, ораторию "Песнь о лесах", кантату "Над Родиной нашей солнце сияет", кантату "Казнь Степана Разина", концерты и сонаты для различных инструментов, романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром, оперетту "Москва, Черемушки", музыку к кинофильмам.

(Слушание симфонии - эпизод нашествия)

Вопросы: Что вы чувствовали, когда слушали фрагмент симфонии?

Какой образ создаёт музыка?

Сколько образов было?

Как развивалась главная тема в "Эпизоде нашествия"?

(Походу познакомить учащихся с новой музыкальной формой)

"Мы уже говорили с вами, уже встречались, с различными формами в музыке. Есть ещё одна форма, основанная на повторности, но не точной, а видоизмененной. Это форма вариаций. Сущность её в том, что первоначальная тема, связанная с каким-либо образом, развиваясь, показывает образ в динамике. Тема зарождается, она, как правило, ещё относительно проста и даётся в своём чистом виде. Затем вступают всё новые и новые вариации, и каждая открывает нам ещё неведомую грань этого образа, который становится всё ярче, объёмнее, определеннее".

На форме вариации основан и "Эпизод нашествия".

Форму этого эпизода образуют одиннадцать вариаций, выстраиваемых композитором именно по линии нарастания бездушной, мертвой, страшной силы. Мелодия эпизода в ходе вариаций не изменяется, что в данном случае может быть трактовано как проявление тупости и несгибаемости, характеризующие звериный облик жестокого врага. Первоначальная тема почти карикатурна: в ней звучит и ритм марша, и джазовые интонации, и мотивы пошлой песенки.

(Можно показать на инструменте первоначальное проведение главной темы, фрагмент.)

(После беседы об образе музыки, можно включить видео, для наиболее лучшего представления)

Учитель просит охарактеризовать звучание, развитие, определить музыкальный образ.

Спросить у учащийся может кто-то вспомнить похожее музыкальное произведение по строению и развитию.

Задание - (можно на доске, можно, как карточки раздать, слова и дать задание учащимся, чтобы нашли противопоставление им.)

Противопоставления:

· мир созидание творчества разума - мир разрушение и жестокости

· человек - варвар

· добро - зло

· мир - война

Спросить у детей, на каком образном конфликте основан эпизод (На конфликте Родины и тему фашистского нападения)

Знаменитый "эпизод фашистского нашествия" - потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка советского народа с фашизмом, борьба двух миров. Сначала издалека, чуть слышно, затем все ближе и громче доносится мерный рокот походного барабана. Зловещая маршевая дробь создает настороженную атмосферу тревожного ожидания. На фоне несмолкающего отрывистого барабанного "топота" возникает острогротескная, сухая, отрывистая тема, нарочито примитивная, мертвенно-тупая, словно автоматизированная, лишенная живых человеческих интонаций. Тупая, назойливая маршевая тема вражеского нашествия проходит двенадцать раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций) всё в одной и той же неизменной тональности ми-бемоль мажор, типичной для военной духовной музыки.

(Описание)

Седьмая симфония Шостаковича - одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. История мирового искусства еще не знает подобного примера, когда величественное, монументальное произведение рождалось бы под непосредственным впечатлением только что происходящих событий. Обычно крупные сочинения вынашиваются долго, сосредоточенно. Здесь же оказалось достаточно одного месяца, чтобы чувства и мысли миллионов его современников, воплотились в совершенные формы и высокохудожественные образы.

Конкретное историческое событие - борьба с фашизмом - приобретает в этой музыке обобщенную трактовку. Главный образ симфонии - образ Родины, образ народа. И мелодии, характеризующие его, - широкие, напевные - напоминают русские народные песни. Общее содержание симфонии - противопоставление и борьба двух непримиримых враждебных образов-антиподов, которые носят определенный характер.

В симфонии 4 части, каждая из них, как бы дополняет предыдущую.

Скрипки рассказывают о безбурном счастье. В этом благополучии из темной глубины неразрешенных противоречий возникает тема войны - короткая, сухая, четкая, похожая на стальной крючок. Тема войны возникает отдаленно и вначале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. Но человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и голоса фаготов, могущественнее грохота кожи, натянутой на барабаны. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть ее рев. Слышен только раздумчивый и суровый - после стольких потерь и бедствий - человеческий голос фагота. Перед умудренным в страданиях взором человека - пройденный путь, где он ищет оправдания жизни.

Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателями раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого стоит жить и бороться. Вся гигантская четырехчастная симфония стала великим памятником подвигу Ленинграда.

После куйбышевской премьеры симфонии прошли в Москве и Новосибирске под управлением Мравинского, но самая замечательная, поистине героическая состоялась под управлением Карла Элиасберга в осажденном Ленинграде. Чтобы исполнить монументальную симфонию с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу - подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали дистрофиками. В день исполнения симфонии - 9 августа 1942 года - все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать знаменательной премьере. И белоколонный зал филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу.

Общественность всего мира восприняла исполнение Седьмой как событие огромной важности. Вскоре из-за рубежа стали поступать просьбы выслать партитуру. Между крупнейшими оркестрами западного полушария разгорелось соперничество за право первого исполнения симфонии. Выбор Шостаковича пал на Тосканини. Через мир, охваченный огнем войны, полетел самолет с драгоценными микропленками, и 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке. Началось ее победное шествие по земному шару.

Урок 6. А.П. Бородин "Богатырская симфония" (портрет композитора, картинки богатырей)

Знакомство на уроке с богатырской темой в русской и советской музыке А.П. Бородин.

Начать путь урока можно с вопроса: "Назовите известных Вам Богатырей?"

Ответ: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Святогор.

(карточки "характеристика богатырей")

(Ученикам будет необходимо вставить пропущенные слова (так они наглядно запомнят или вспомнят их характеристики)

(раздаются карточки)

"Богатырская тема" с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино. Это от того, ребята, что с древних времён со всех концов на Русь нападали враги, пытаясь завладеть нашими землями, поработить наш народ. И Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины, в котором так нуждалась земля-матушка".

Русский художник, Виктор Михайлович Васнецов горячо любил родину и гордился ею. Всем известна картина "Три Богатыря" (учитель показывает).

Перед нами Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.

Когда Васнецов завершил свою работу над картиной "Три богатыря", он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина "звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня " . И получилось именно так.

Русский композитор Бородин А.П. написал симфонию, которая называется "Богатырской". Недаром А.П. Бородина называют богатырем русской музыки.

Краткая Биография А.П. Бородина.

Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 года В Петербурге. В 1856 году окончил медико-хирургическую академию, имел степень доктора медицины. В детстве увлекался игрой на виолончели, флейте, фортепиано и сочинял как любитель. Творческая активность возросла благодаря сближению с Балакиревым и участию в деятельности его кружка "Могучей кучки". В своей Первой симфонии (1867) Бородин выступил как убежденный приверженец "новой русской музыкальной школы". В те же годы появилась серия его романсов эпического и лирического склада. Исполнение Первой симфонии принесло композитору общественное признание. Тогда же были задуманы опера "Князь Игорь", Вторая симфония, впоследствии В.В. Стасов метко назвал её "Богатырской" (1876 г.). Написаны Первый и Второй струнный квартет, романсы. Последние крупные сочинения Бородина симфоническая картина "В средней Азии" (1880) и незаконченная Третья симфония (1887). Скончался Бородин 15 (27) февраля 1887 года в Петербурге.

"Чтобы продолжить разговор о симфонии давайте ее послушаем"

(Слушание фрагмента богатырской симфонии Бородина)

После прослушивания спросить у детей есть сходство произведения с картиной Васнецова? В чем оно заключается? (музыка наполнена силой, мужественностью, звучит сурово и мощно).

Учитель: Что можно сказать о характере и качестве главной темы?

Ученики: Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый. Звучит в низком регистре у струнных, передает клич, призыв, воплощает неодолимую силу героев.

Учитель: Каков характер побочной темы?

Ученики: Певучая, светлая, распевная, близка народной песне, звучит у виолончелей. Это образ Родины

Учитель: Какая из тем рисует нам богатырский образ?

Ученики: Первая, то есть - главная.

Учитель: Делаем вывод, что в музыке переданы два образа: первый - это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине.

"Богатырскую" симфонию можно не только слушать, но и показать пластическими движениями выразительность музыки.

Предложить детям показать музыку пластическими движениями, пусть по очереди каждый по-своему попробует.

Те пластические движения, которые мы выполняли, попробуем изобразить графическими знаками. Они могут быть самыми разными, главное, эти знаки должны выражать характер произведения (учитель показывает набор знаков - ученики выбирают )

Совместно пишут графическую партитуру (картинка)

Графическая партитура, пластические движения, картина Васнецова, симфония Бородина - всё это помогло выразить сущность богатырской натуры. Силу, волю, мужество.

Разучивание главной интонации (приемы распевок):

1) Прием "перекличка" - 2 группы по очереди,

2) Прием "эхо" - сначала громко, затем тихо

(Описание)

Симфония № 2 "Богатырская" А.П. Бородина - одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал ее своим товарищам - М. Балакиреву, Ц. Кюи, Н. Римскому-Корсакову и М. Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или Могучую кучку. Горячий и скорый на громкие определения Владимир Стасов тут же назвал ее "Львицей". Мусоргский предложил для нее название "Славянская героическая". Однако Владимир Стасов, задумавшийся уже не над эмоциональным определением, а над названием, с которым музыка будет жить, предложил "Богатырская". Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.

В симфонии 3 части.

Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый - могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема - широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, - рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.

Вторая часть - стремительное скерцо, первая тема которого вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно "не переводя дыхания". Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам.

Третья часть, призванная, по словам самого Бородина, передать образ Бояна - легендарного древнерусского певца, - носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

Повторение вступительных тактов переводит непосредственно в начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем - величием. Основной музыкальный образ - главная тема сонатной формы - размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне "Пойду во Царь-город". Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы "переливов гуслей звончатых". Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.

Заключение

В суровое время, в годы войны песня стала мощным оружием, неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала отклик в сердцах каждого человека. Сколько их - прекрасных, незабываемых песен! В них отразились и трагические и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность солдат.

Классическая музыка XIX и XX веков нерасторжима с жизнью народа, его историей. В вокальных произведениях крупной формы: операх "Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Война и мир" отражены героические подвиги. Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении - тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями.

В инструментальных произведениях воплотились и скорбные переживания, раздумья, и вера в безграничность духовных сил народа, непримиримость, неприятие зла. Благодаря этому нам ближе, понятнее становятся наши предки, которые в жестокой, трагической борьбе сохранили то самое святое, что теперь мы называем Родиной.

В заключение своей работы хочется подчеркнуть, что героико-патриотическое воспитание находит себе прочную основу во всём, что связано в искусстве с темой Родины, с любовью к родной земле, ко всему тому, что нам дорого, что мы проповедуем, на чём стоим, что и как защищаем, как поддерживаем идеи свободы, справедливости и торжества мира. Такой подход может послужить верным компасом учителю в его учебной и воспитательной работе с детьми на благородном и благодарном материале героико-патриотической музыке.

Обо всём этом в поэтической и музыкальной форме прекрасно сказано в песне В. Баснера на стихи М. Матусовского "С чего начинается Родина?. "

С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять…

Многообразен мир чувств и мыслей, разнообразны исторические события, отображенные в этой музыке, различны средства музыкальной выразительности. Главным всегда оставалось одно: любовь к родной земле, к родному русскому народу.

Информационные источники

1. Вайдман П.Е. Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора [Электронный ресурс]. - http://www.tchaikov.ru/1812.html

2. Героика в русской и советской музыке [Текст]. - Л.С. Третьякова. - М.: Знание, 1985.

3. Героика в произведениях русских композиторов [Электронный ресурс]. - http://festival.1september.ru/articles/514453/

4. Михеева Л. Бородин. Вторая симфония ("Богатырская") [Электронный ресурс]. - http://www.belcanto.ru/s_borodin_2.html

5. Музыка времён Великой Отечественной Войны [Электронный ресурс]. - http://www.otvoyna.ru/pesni. htm

6. Прохорова И., Скудина Г. Музыкальная культура советского периода. Для VII класса детской музыкальной школы [Текст]. - М.: Музыка, 2003.

7. Рассказы о песнях. Для школьников среднего и старшего возраста. Составитель О. Очаковская [Текст]. - М.: Музыка, 1985.

8. Розанова Ю.А. История русской музыки. Т.2, кН.3. Вторая половина XIX века. П.И. Чайковский [Текст]. - М.: Музыка, 1981.

9. Священная война [Электронный ресурс]. - wikipedia.org/wiki/

10. Советская музыкальная литература. Вып.1: Учебник для музыкальных училищ [Текст]. - М.: Музыка, 1981.

11. Третьякова Л.С. Молодая музыкальная Россия [Текст]. - М.: Сов. Россия, 1985.

В центре статьи - литературные произведения, посвященные проблемам русского офицерства. Автор охватывает временной отрезок, начиная от древних житий первых русских святых до ХХI века. В своем исследовании автор останавливается на таких литературных жанрах, как повесть, сатира, басня, ода, военные записки, роман и т.п. Отдельного внимания автора заслуживает и особый вид литературного искусства - акафист. Речь идет об одной из форм церковной поэзии.

Патриотизм , воинство , защитник отечества , русское офицерство , литература , историко-культурный пласт

Короткий адрес: https://сайт/14342256

IDR: 14342256

Список литературы Очерк третий образ защитника отечества в литературных произведениях как пример самоотверженного воинского служения

  • Борисов Б. П. Этническая идентичность как проблема эпохи глобализации//Казачье самообразование. № 3. Краснодар, 2007. С.17-23.
  • Древняя русская литература. М., 1980. С. 118-123.
  • Кудрявцев И. М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV века//ТОДРЛ. Т. VIII. М.; Л., 1951. С. 158-186.
  • Кузьмин А. И. Героическая тема в русской литературе. М., 1974. С.14-15.
  • Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. СПб., 1998.
  • Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
  • Перевод «Домостроя» на современный русский язык В. В. Колесова:URL: http://sscadm.nsu.ru

Читательская конференция «Защитники Отечества в произведениях художественной литературы»
Цели и задачи мероприятия:Обучающиеся должны знать:
Об отношении авторов произведений к важным событиям русской истории, выраженном в произведениях разных жанров
О нравственных ценностях разных эпох
Различные способы выражения патриотической идеи
Содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для обсуждения, а также их авторов
Обучающиеся должны уметь:
Анализировать предложенные фрагменты художественных текстов
Соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом
Характеризовать образ героя
Выявлять в образах героев общее и индивидуальное
представлять обобщенный собирательный образ защитника Отечества
Обучающиеся будут иметь опыт:
Публичного выступления и выразительного чтения
Сопоставления произведений разного жанра
Ведущий 1:
У слова «Отечество» тот же корень, что и у слов « отец», «отчий дом», «отчий край», «Отчизна». Значит, Отечество – это наша Родина, страна, в которой мы живём. А тот, кто защищает нашу Родину, есть защитник Отечества.
Ведущий 2:
О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, кантаты Петровской эпохи, батальные, исторические картины художников XIX-XX веков, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.
Ведущий 1:
Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Таким образом, защитник Отечества – один из главных образов в искусстве.
Ведущий 2.
Какой же он – защитник Отечества?
Ведущий 1:
Какой образ защитника создан, запечатлён в искусстве слова и в изобразительном искусстве?
Ведущий 2.
Давайте с вами вспомним, какие литературные герои защищали Русь.
Ведущий 1:
Кто своего родства не уважает,
тот сам себя унижает.
А кто предков своих стыдится,
тот через это срамится.
Столетья, сменяя друг друга, идут
Герои в старинных былинах живут.
Не раз от врагов они Русь защищали,
За землю свою не раз кровь проливали.
С тех пор поколений немало сменилось,
Но память о них на Руси сохранилась.
Ведущий 2.
Какой же он, русский богатырь?
Как он изображен в словесном народном творчестве (былинах)?
Ведущий 1:
В словаре Ожегова дается следующее определение: «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги».
Главные герои былин – богатыри - отважные и благородные воины, сражающиеся и с мифическими чудовищами, и с врагами своей страны.
Ведущий 2
Каких богатырей вы знаете?
Какие былины вы читали о них?
Участник 1.
Больше всего былин посвящено трём богатырям – Илье Муромцу, Алёше Поповичу, Добрыне Никитичу.
Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество. А знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну.
Ведущий 1.
Какие былины посвящены Илье Муромцу?
Перескажите их, зачитайте из книги характеристику образа богатыря.
Участник 1.
Исцеление Ильи Муромца
В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит - так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.
Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.
Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.
Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.
Участник 2.
Илья Муромец – любимейший былинный богатырь. Он наделён силой необыкновенной и мужеством великим. Илья не боится один вступить в бой с врагом, в тысячи раз превышающим его количеством. Всегда готов постоять за землю-матушку, за веру русскую.
Студент зачитывает образ Ильи Муромца из былин.
Участник 1.
Добрыня Никитич не менее любимый герой былин киевского цикла. Он так же силён и могуч, как Илья, так же вступает в неравный бой с врагом и побеждает его. Но, кроме того, обладает ещё рядом достоинств: прекрасный пловец, гусляр искусный, играет в шахматы. Из всех богатырей Добрыня Никитич ближе всех стоит к князю. Он происходит из знатного рода, умён и образован, искусный дипломат. Но, прежде всего, Добрыня Никитич – воин и защитник земли русской.
Пересказ былины.
Добрыня и Змей
Надвинулась великая беда. Чудовищный многоголовый Змей стал совершать на Русь налёты, похищая как неповинных мирных людей, так и славных воинов, которые не могли воспротивиться ему. Добрыня Никитич решил сразиться со Змеем. Он не послушался матери, которая остерегала его от того, чтобы ехать далеко в чисто поле, на Сорочинскую гору, где ползают малые змеёныши. Ещё не велела она купаться в Пучай-реке.
Сын-богатырь делает все наоборот. Едет в чисто поле, достигает Сорочинской горы, топчет змеёнышей и выручает пленных земляков. После этого он не торопится восвояси. «Богатырское его сердце распотелося». Не спеша Добрыня подъезжает к Пучай-реке, раздевается и ныряет, приговаривая, что мать была не права: учила, что река свирепая, а она «кротка-смирна, она будто лужа-то дождевая!». В ту же минуту небо заволакивает чёрная туча, раздаются удары, похожие на гром. Это летит разгневанный Змей Горыныч. Он со злорадством обнаруживает богатыря раздетого и безоружного и кричит ему, что теперь Добрыня в его руках.
Добрыня одним взмахом выплывает на берег. Одежда его похищена Змеем, коня нет. Остался лишь один пуховый колпак. Но у богатыря и колпак не прост - «по весу тот колпак; да целых три пуда». И герой запускает им в Змея с такой силой, что сразу отшибает злодею двенадцать хоботов. Чудовище падает на траву. Добрыня повергает его навзничь, вскакивает ему на грудь и достаёт булатный нож, который всегда носил с собой на нательном кресте. Змей молит о пощаде, заклинает не убивать его и предлагает сговор: он больше не летает на Святую Русь, не берет в полон православных людей, Добрыня же не появляется на Сорочинской горе и не топчет змеёнышей.
Добрыня соглашается и выпускает Змея. Тот вмиг уносится под облака.
Однако чудовище не сдержало слова. Достаточно было ему, пролетая над Киевом, положить глаз на племянницу князя Владимира Забаву, чтобы все клятвы Горыныча оказались забыты. Он спускается на землю, хватает девицу и уносит ее в свою мерзкую нору.
В отчаянии князь Владимир кличет клич, призывая всех богатырей спасти Забаву Путятичну. Багатыри указывают на Добрыню, замечая, что у него есть договор со Змеем. А Алеша Попович говорит, что освободит Князеву племянницу «без драки-кровопролития».
Однако сам Добрыня хорошо понимает, что предстоит тяжёлый бой. Он возвращается от князя, понурив молодецкую голову. На тревожные расспросы матери, не обидели ли его, не обнесли ли чаркой на пиру, не насмеялся ли над ним какой дурак, отвечает, что дело совсем не в этом. Его беспокоит великая служба, которую предстоит выполнить для князя Владимира. Мудрая мать Ефимья Александровна советует сыну отправляться в горницу и хорошо выспаться.
Добрыня просыпается полный богатырской силы. Умывается белёшенько, снаряжается в поход на Змея. На конюшне он выбирает Бурка - старого, но верного и ещё доброго коня, которого любовно поит и кормит. Затем он седлает коня - долго и очень тщательно: «Седлал Бурка в сёдлышко черкасское, / Он потнички да клал на потнички, / Он на потнички да клал войлочки, / Клал на войлочки черкасское сёдлышко, / Все подтягивал двенадцать тугих подпругов, / Он тринадцатый клал до ради крепости...»
Матушка вручила сыну шёлковую плётку, наказав, когда змеёныши обовьют у Бурка ноги так, что конь не сможет двигаться с места, покрепче стегать его сзади и спереди этой плёткой.
Так оно и случилось. Змеёныши налипли на ноги Бурка, обвили его и стреножили. Добрыня вовремя постегал коня шёлковой плёткой. Бурушка стал подскакивать, отряхивать гадов с ног и потоптал их всех до единого.
В это время из норы выполз Змей и обратился к Добрыне с вопросом, почему вновь прикатил на Сорочинскую гору и супротив уговора потоптал его змеёнышей? Добрыня ответил ему с праведным гневом: «Черт ли тя нёс да через Киев-град!» После этого богатырь предложил сопернику вернуть назад Забаву Путятичну без боя и кровопролития. Однако чудовище бросилось в бой.
Они дерутся без перерыва трое суток, и никто не добивается перевеса. Добрыня чувствует, что силы на исходе, и в это время слышит голос, идущий с небес: «Молодой Добрыня сын Никитинич! / Дрался со Змеёй ты трое суточки, / Подерись со Змеем ещё три часа: / Ты побьёшь Змею да ту проклятую!»
Добрыня повинуется. Собрав последние силы, он отчаянно дерётся ещё три часа. Наконец Змей падает обессиленный и издыхает. Из его ран извергается море крови. Добрыня хочет покинуть поле боя, но снова слышит небесный наказ: не уходить просто так, а взять копье и что есть мочи бить им во сыру землю, приговаривая: «расступись-ка, матушка-сыра земля <…> ты пожри-ка эту кровь да всю змеиную».
Добрыня, забыв об усталости, все исполняет. Земля расступается и поглощает ядовитую кровь. Добрыня идёт в змеиное логовище, где находит по сорок пленных царей, царевичей, королей и королевичей, не считая множества простого народа. Он выпускает всех из подземелья на волю. Затем выводит с поклоном Забаву Путятичну и провожает ее в Киев, заметив, что именно ради неё предпринял весь этот опасный поход: «Для тебя я эдак теперь странствовал, / Ты поедем-ка ко граду ко Киеву, / Ай ко ласковому князю ко Владимиру».
Участник 2.
В былине «Добрыня и Змей» богатырь вступает в единоборство со Змеем двенадцатиглавым и побеждает его в честном поединке. Коварный Змей, нарушая договор, похищает племянницу князя Забаву Путятичну. Именно Добрыня отправляется вызволять пленницу. Он выступает как дипломат: освобождает из плена людей русских, заключает мирный договор со Змеем, вызволяет из норы змеевой Забаву Путятичну.
Былины киевского цикла в образах Ильи Муромца и Добрыни Никитича показывают могучую, несокрушимую силу и мощь всего русского народа, его способность противостоять чужеземцам, защитить землю русскую от набегов кочевников. Не случайно именно Илья и Добрыня так любимы в народе. Ведь для них служение Отечеству, людям русским есть наивысшая ценность в жизни.
Ведущий 1.
Какого еще богатыря мы знаем?
Какие былины об Алеше Поповиче можем вспомнить?
Участник 3.
Алёша Попович - фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
Алёша Попович - сын ростовского попа Леонтия (редко Фёдора). Алёшу Поповича считают своим земляком и в Пирятине (Полтавская область). По местному преданию, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу.
Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.
Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.
Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) - Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).
Участник 4.
Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп.
Алёша Попович и Тугарин ЗмеевичМолодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано, куда ведут три дороги: к Тугарину, на Вуяндину и к киевскому князю Владимиру. Молодцы решают ехать ко Владимиру.
У Владимира в Киеве идёт пир. Князь сажает Алешу на почётное место. Алеша Попович видит, как тридцать богатырей несут в дом Тугарина. Его сажают рядом с женой князя Владимира, и Тугарин кладёт голову ей на грудь.
Тугарину и Алеше подносят по полведра вина. Алеша пьёт потихоньку, а Тугарин выпивает одним духом. Алеше Поповичу подносят на блюде лебедь белу и Тугарину тоже. Богатырь ест помаленьку и половину отдаёт своему слуге, а Тугарин Змеевич проглатывает лебедь одним махом. Обращаясь к слуге, Алеша Попович вспоминает, что у его отца, попа Леонтия Ростовского, была прожорливая собака, которая подавилась лебединой костью и издохла. И с Тугариным, заключает Алеша, завтра будет то же самое. Ещё Алеша вспоминает об отцовской жадной корове - она тоже подавилась костью. И опять говорит, что с Тугариным произойдёт то же. Тугарин Змеевич, слыша эти слова, с досады бросает в Алешу булатный нож, но проворный слуга Еким подхватывает нож на лету. Богатырь вызывает Тугарина на бой.
Весь город ручается, что победит Тугарин, но князь Владимир ручается за Алешу.
Богатырь просит слугу посмотреть, выехал ли уже Тугарин в поле. Еким видит, что Тугарин летает на бумажных крыльях, а вокруг - огненные змеи. Алеша идёт в церковь и молится Богу о том, чтобы дождь намочил Тугариновы бумажные крылья.
Приходит грозная туча, и Тугарин Змеевич падает на землю: его крылья намокли. Алеша Попович подъезжает к Тугарину, а тот грозит сжечь богатыря огнём, задушить дымом. В ответ Алеша упрекает Тугарина: «На что ты, Тугарин, за собой силу ведёшь?» В удивлении Тугарин Змеевич оборачивается, и Алеша отсекает ему голову.
Богатырь втыкает голову Тугарина на копье, садится на его коня и едет в город. Княгиня, жена Владимира, увидев Алешу издали, выражает надежду, что это Тугарин победил и везёт с собой Алешину голову.
Подъехав к княжеским палатам, Алеша Попович бросает голову в окно и насмешливо кричит княгине, чтобы она взяла Алешину голову. Князь предлагает богатырю почести. На это Алеша отвечает, что, если бы не приходились ему князь и княгиня дядюшкой и тётушкой, то назвал бы он князя сводничком, а княгиню - и того хуже.
Ведущий 2:
Одно из замечательных произведений литературы о Великой Отечественной войне – поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В годы войны с фашистами образ простого солдата Василия Теркина приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения до образа защитника Отечества.
Как впервые читатель знакомится с героем поэмы Василием Теркиным? Каким он предстает перед нами?
Участник 3:
Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «в доску своим» парнем.
Чтение отрывка из главы «На привале»
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный и т.д.
Ведущий 1:
Какие качества Василия Теркина вам понравились?
Участник 4:
Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
-Не унывай!
Не зарвемся, так прорвемся
Будем живы – не помрем,
Срок придет – назад вернемся,
Что отдали – все вернем.
Участник 3:
Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя, достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа
Участник 5:
Следующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).
Ведущий 1:
Твардовский придал своему герою общенациональные черты, то есть в образе конкретного солдата он обобщил духовные и нравственные силы народа. Как вы думаете, какие качества могли быть одинаково присущи российскому защитнику Отечества с древности и до XX века?
Участник 6:
Это терпеливость и находчивость, смекалка и задор, трудолюбие и отсутствие уныния в трудной ситуации. Вот, например, мы читаем в главе «Два солдата» такие строки:
Сам пилу берет:
-А ну-ка…-
И в руках его пила,
Точно поднятая щука,
Острой спинкой повела.
Повела, повисла кротко.
Теркин щурится
- Ну вот.
Поищи-ка, дед, разводку,
мы ей сделаем развод и т.д.
Сразу вспоминается русская народная сказка о том, как солдат варил суп из топора – здесь такая же смекалка, умение многое делать своими руками.
Участник 7:
В других главах, например, таких как «Поединок», «Теркин ранен», также подчеркнуты национальные особенности натуры Василия Теркина, связанные с исторической судьбой русского героя, который наследует черты былинных богатырей, персонажей устного народного творчества.
Бьется насмерть парень бравый,
Так что дым стоит сырой,
Словно вся страна-держава
Видит Теркина:
- Герой!
Ведущий 2:
Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Таким предстает перед нами защитник Отечества в поэме А.Т. Твардовского.
Ведущий 1:
Служение Отечеству, его защита – священный долг гражданина. Такие гражданские качества, как долг, закладывались веками и формировали менталитет народа. Вот поэтому защитники Отечества – это народные герои, которые вошли в литературу и остаются любимыми для многих поколений читателей.