Здание Нахимовского военно-морского училища — Городской училищный дом. Нахимовское училище (Училищный дом Петра Великого) Нахимовское училище архитектор

«И игла шпиля, устремленная к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота российского, многие другие детали так точно совпадают, что даже мне зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом для нахимовцев» А.И. Дмитриев

Несколько дней назад исполнилось 140 лет со дня рождения известного архитектора России А.И. Дмитриева. Творчество этого видного зодчего охватывает всю первую половину XX века. Многообразное и многожанровое наследие мастера включает около ста крупных проектов и построек, многие из которых вошли в летопись отечественной архитектуры.

Александр Иванович Дмитриев родился 2 (14) октября 1878 года в семье фотографа, приписанной к мещанскому сословию города Пскова. С детских лет он увлекался рисованием. Мальчик рано остался без отца, и овдовевшая мать Ю.А. Дмитриева продолжала держать фотографическое заведение и прилагала все силы, чтобы дать полноценное образование Александру и его младшему брату Николаю. Благодаря заботам матери он овладел французским, немецким и английскими языками, которые так пригодились в заграничных командировках.

Летом 1895 года шестнадцатилетний юноша приехал в столицу и, успешно сдав экзамены, поступил в Институт гражданских инженеров. Свою первую работу по рисованию на первом курсе студент Дмитриев выполнил на тему «Древности Пскова». Прекрасные акварельные рисунки выпускника были оценены на «отлично». Много лет спустя он вспоминал свое первое произведение: «Недавно перечитал «Некоторые древности Пскова» и увидел, что это юношеское исследование мог бы подписать и теперь, через полстолетия ничего не меняя». Институт гражданских инженеров Дмитриев закончил с золотой медалью – вторым по списку из 59 выпускников. Талантливый выпускник активно включился в архитектурную жизнь столицы и был избран членом Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. Одновременно поступил на архитектурное отделение Академии художеств по классу популярного тогда профессора Л.Н. Бенуа. В 1904 году Дмитриев совершает поездку заграницу с научной целью. Поездка в США и Канаду расширила его кругозор.
В своих научных трудах архитектор рассматривал вопросы технических приемов и особенностей строительства, экономики, строительного законодательства, прочности и противопожарной безопасности. Александр Иванович активно принимает участие в архитектурных конкурсах. Его проект здания Государственной Думы для Петербурга получил в 1908 году золотую медаль.

Но наибольшую известность принесло Дмитриеву участие в конкурсе в 1903 году на проект здания Училищного дома имени Петра Великого (Нахимовского военно-морского училища), возведенный на юго-восточной стрелке Петроградской стороны, у истока Большой Невки. В момент конкурса он вместе с фон Гогеном трудился над интерьерами особняка М.Ф. Кшесинской. Свое главное произведение зодчий посвятил 200-летию основания Санкт-Петербурга. Проект он выполнил в духе архитектуры петровских времен, и наградой за удачный проект была первая премия на конкурсе. По отделке и оформлению парадных интерьеров он сотрудничал с великими мастерами, многие из которых входили в творческую организацию «Мир искусства»: А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, М.В. Добужинский, Д.Н. Кардовский, В.В. Кузнецов, А.А. Кудинов, С.В. Чехонин и другие.

Известно, что сам архитектор при выборе здания для обучения и воспитания воспитанников Нахимовского военно-морского училища в 1944 году посоветовал адмиралу Н.Г. Кузнецову здание на Петроградской набережной. Александр Иванович любил бывать в гостях у нахимовцев. Сооружение Дмитриева и сегодня является самым замечательным и примечательным среди учебных зданий Санкт-Петербурга. Более 100 лет главное здание архитектора А.И. Дмитриева не меняет свое счастливое предназначение – воспитание достойных граждан Великой России.

Главный архитектор Петербурга, академик архитектуры всю свою долгую творческую жизнь проектировал и строил жилые дома, промышленные сооружения, судоверфи и мосты в Таллине, Таганроге, Красноярске, Новосибирске, Харькове и других городах, вел научную, преподавательскую и законотворческую деятельность. В этих условиях А.И. Дмитриев поддерживал убежденность в ценности творческого труда. «…Счастье мое заключается в том, что я всю жизнь оставался верен высшему призванию человека – я создавал, — говорил 80-летний мастер. — В этом и есть главная красота человеческой жизни…»

Основные работы А.И. Дмитриева

  • Улица Профессора Попова, ? 1900-1901 гг. - особняк Г. В. Эша. (Не сохранился).
  • Симбирская губернская земская управа на углу Б. Саратовской и Покровской ул. в Симбирске (1902 г.; конкурс; 1-я премия)
  • Петровская набережная, д. № 2-4 - Пеньковая улица - Здание городского Училищного дома имени Петра I (Нахимовское военно-морское училище), 1909-1911 гг.
  • Кронверкский проспект, д.№ 1-3 - улица Куйбышева, д. № 2 - 4, левая часть. Отделка зала и гостиной в особняке М. Ф. Кшесинской. 1905-1906 гг. (Не сохранилась. Зал восстановлен в 1987 г.).
  • Английский проспект, д. № 1/набережная Мойки, д.№ 124 - жилой дом служащих Нового Адмиралтейства. 1908-1909 гг. Ныне - ВНИИОкеангеология.
  • Набережная реки Фонтанки, д. № 203 - корпуса Адмиралтейского судостроительного завода. 1908-1912. Совместно с Н. И. Дмитриевым.
  • Корабельный мост через Мойку против Матисова острова (1912 г.).
  • Верфи, судостроительные и механические заводы Русско-Балтийского Общества в Ревеле (1913-1917 гг.)
  • Дом управления Южной железной дорогой в Харькове (1908-1910 гг.)
  • Пчеловодная школа для крестьянских детей в селе Бутлеровка Спасского уезда Казанской губ. (1907 г.)
  • Рабочие кварталы при заводе Русско-Балтийского Общества в Таганроге (1917 г.)
  • Дом кооперации на пл. Дзержинского в Харькове (1927-1930 гг., совместно с О. Р. Мунцем)
  • Дворец культуры металлургов в Донецке (1929 г.)
  • Дворец рабочего (Клуб железнодорожников) в Харькове (проект 1927 г.; 1931-1932 гг.; расчёт конструкций гражд. инж. Аистов Н. Н.)
  • Государственные Краматорские заводы (новые литейные и котельные мастерские; при участии Митурича Н. А., Сморгонского Л. И.; инж.: Дмитриев П. И., Попов И. О., Иванов В. Ф., Никитин П. И.)
  • Электростанция северо-восточного района Донбасса на газах мартеновских печей
  • Театр-клуб в Краматорске (построен в 1928-1930 гг.; разрушен в 1941-1943 гг.; перестроен при восстановлении в 1945-1946 гг.)
  • Проекты типовых зданий для районов многолетней мерзлоты (с 1948 года).
  • Второй конкурс памятника Скобелеву//Зодчий. 1903, № 33, С.395;
  • Городской училищный дом имени Петра Великого// Зодчий. 1908, № 29, № 33, С.354;
  • Заброшенность Петровских реликвий//Старые годы. Май, 1912;
  • Из иностранных архитектурных журналов//Зодчий. 1902, № 12, С.143-145;
  • Историческая выставка предметов искусства в Москве//Зодчий. 1904, № 4;
  • К вопросу о премировании Петербургской городской Думой лучших фасадов//Зодчий. 1903, № 52;
  • Канализационные колодцы//Зодчий. 1899, № 11;
  • Канализационные поглотительные колодцы//Зодчий. 1899, № 2, С.137-141;
  • Конкурс памятников Вагнеру и Бисмарку//Зодчий. 1902, № 35, С.398-401;
  • К проекту пчеловодной школы в память академика А.М.Бутлерова//Зодчий. 1907, № 46, С.475-476;
  • Некоторые древности Пскова//Зодчий. 1897, Вып.5, С.35-38;
  • XI съезд естествоиспытателей в Москве//Зодчий. 1902, Вып.8, С.97-98; Вып.9, С.109-110;
  • Памятник Ш. Гарнье перед зданием Большой оперы в Париже//Зодчий. 1903, № 32, С.376-378;
  • Результаты двух конкурсов: музея в Бармене и памятника имп. Елизаветы в Вене//Зодчий. 1903, № 28, С.341-343;
  • Современное декоративное искусство//Зодчий. 1903, № 39, С.453-456; № 40, С.469-471;
  • Фельдшерское училище для Черноморского флота//Зодчий. 1913, Вып.10, С.119-120;
  • Французская художественная архитектурная печать за 1903//Зодчий. 1904, Вып.6, С.68-69;
  • Дмитриев А., Кривошеин Г. Внеконкурсный проект моста для Стокгольма//Зодчий. 1908, Вып.28, С.259-261;
  • Дмитриев А.И., Ракитин Д.С. К проекту дома управления южных железных дорог//Зодчий. 1913, Вып.5, С.52;
  • Дмитриев А.И., Ракитин Д.С. Постройка дома управления южных железных дорог в Харькове//Зодчий. 1912, Вып.32, С. ; Вып.34, С.
  • Художественно-архитектурные впечатления дня// Зодчий. 1904, № 8, С. ; № 9, С.106-108; № 11, С.135-137; № 15, С.182-185;
  • Кириков Б.М. Поиски нового в творчестве архитектора А.И.Дмитриева//Архитектурное наследство. 1979, № 27, С.180-189.

Литература:

  • Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. Л., 1982;
  • Кондаков С. Ук.соч. Т.2, С.325;
  • Кириков Б. Архитектор А.И.Дмитриев: К 100-летию со дня рождения//АСССР. 1979, № 2;
  • Кириков Б.М. Образец стиля модерн. Новые материалы об интерьерах памятника архитектуры//САЛ, 1976. № 6. С.38-41;
  • Кириков Б.М. Поиски нового в творчестве архитектора А.И.Дмитриева период 1900-1917 гг.//Архитектурное наследство, 1979, № 27, С.180-189. Кондаков С. — т. 2, с. 325.

Вся информация взята из открытых источников

Илюшина Ирина Васильевна, педагог-организатор 3 курса НВМУ

Военные строители начали активное строительство 1 февраля 2018 года. За 181 день возведен новый корпус — 31 441 м2, реконструирован старый — 9696 м2, отреставрированы фасады и кровля исторического здания — 11436, создан «Нахимовский парк» — 1500 м2.

На площадке, расположенной в районе исторического центра Санкт-Петербурга, по улице Пеньковой, дом 3-5, построен многофункциональный корпус Нахимовского Военно-морского училища на 560 человек, общей площадью более 40 тысяч квадратных метров. Новое шестиэтажное здание училища с небольшим куполом в центре флангами присоединено к старому учебно-казарменному корпусу. Параллельно с основным строительством проведена его глубокая реконструкция: заменены стены и потолочные перекрытия, усилены несущие конструкции, увеличено количество классов, кабинетов и аудиторий, проложены новые инженерные системы.

С момента формирования в 1944 году Нахимовское училище не имело собственной, обособленной территории. Часть занятий нахимовцев проходила в корпусах, находящихся друг от друга на значительном расстоянии.

После реализации проекта легендарная «Нахимовка» впервые в своей истории получила единый архитектурный ансамбль: здание в форме классического каре с плацем для построений и «Нахимовский парк» с открытыми спортивными площадками.

При этом, площадь училища увеличилась в 3 раза до 54 000 м2. Это позволяет создать все условия для качественного обучения воспитанников согласно нормам учреждений полного пансиона. Парк примыкает к внутреннему дворику знаменитого Городского училищного дома Петра Великого, построенного в 1912 году на Петроградской набережной (напротив крейсера «Аврора»). Его передали нахимовцам 74 года назад. Выполнена глубокая реставрация оконных заполнений, фасадов, медной кровли, декоративных элементов дымовых труб и башни флагштока исторического здания — ныне административно-учебного корпуса Нахимовского училища.

Внутри «красных линий» строительной площадки оказалось еще одно историческое инженерное сооружение (1910 года постройки). Резервуар чистой воды (РЧВ) с двумя павильонами на поверхности и подземной емкостью. Два небольших домика — портала наземной части сохранены. Они отреставрированы с восстановлением утраченных декоративных элементов фасадов. Специально для таких «тонких» работ военные строители привлекли опытных реставраторов Санкт-Петербурга. Реставрация павильонов резервуара чистой воды — часть проекта по благоустройству и реконструкции всей улицы Пеньковой (от ул. Мичуринской до Петроградской наб.). Ее обновленный вид будет сочетаться с обликом исторического центра Санкт-Петербурга. На Пеньковой установят 14 фонарей, подобных тем, что на Петроградской набережной, 10 стилизованных скамеек, урны. Как будут жить и учиться нахимовцы В новом многофункциональном корпусе воспитанники каждого курса будут жить на отдельном этаже, в блок-кубриках по 10 человек с уютными комнатами на 2 и 3 спальных места, двумя санузлами, двумя гардеробными и общей гостиной (комнатой отдыха).

Питание организовано в двух столовых: из расчета 560 нахимовцев и 80 преподавателей в одну смену. В каждом зале по две линии раздачи готовой пищи с салат-барами. На 5-ом этаже корпуса размещен спортивный комплекс с 3 залами: гимнастическим, игровым и спортивных единоборств. Закончен ремонт плавательного бассейна и универсального спортивного зала на 1-ом этаже. Площадь внутренней спортивной зоны училища увеличена в четыре раза с 400 до 1 600 м2, а с учетом баскетбольных и футбольных площадок, беговых дорожек и тренажеров на открытом воздухе в семь раз. В ходе ремонта и реконструкции училище оснащено классами информатики, иностранных языков, а также лабораториями физики, химии, биологии с современным оборудованием.

Количество учебных аудиторий возросло с 29 до 43 без учета помещений для преподавателей. Ранее учителя проводили занятия в двух отдельно стоящих зданиях и не имели своих рабочих мест. На первом и втором этажах размещен медицинский пункт со стационаром на 15 коек, физиотерапевтическим и стоматологическим кабинетами. Особой гордостью Нахимовки стал высокотехнологичный культурно-образовательный комплекс, специально спроектированный для моряков в подкупольном пространстве. В нем разместились: интерактивный класс, библиотека и современная цифровая купольная проекционная система сверхвысокого разрешения, для занятий по астрономии, астронавигации и другим естественным наукам. Значительно расширены возможности изучения географии, истории и физики с использованием образовательных фильмов.

На юго-восточной стрелке Петроградской стороны, там, где от Невы берёт начало Большая Невка, расположен бывший Училищный дом имени Петра Великого (ныне Нахимовское военно-морское училище). Крупное здание, обращённое к Петроградской и Петровской набережным, входит сильным акцентом в панораму невских берегов.

Живописный силуэт с лёгким шпилем-мачтой, пластичные белоснежные детали на голубом и сером фоне стен вызывают ясные ассоциации с петербургской архитектурой эпохи барокко. Это впечатление довершают бронзовый бюст Петра Первого и скульптурное убранство фасадов. Образ здания, занимающего столь приметное место в старейшей части города, отчётливо напоминает о начальной поре Петербурга.

Вместе с тем композиция Училищного дома полностью принадлежит своему времени - началу прошлого столетия. Созданный по проекту архитектора А. И. Дмитриева при участии художника и искусствоведа А. Н. Бенуа, а также группы мастеров, близких к творческому объединению «Мир искусства», он явился программным произведением. В нём воплощены идеи ретроспективизма, возрождавшего традиции петербургской старины. Черты сознательно избранного исторического стиля определили и архитектурный характер здания, и весь его художественный ансамбль, включавший скульптуру и живопись, ковку и резьбу, изразцы и предметы обстановки.

Мысль о создании народного школьного дома возникла в 1902 году, когда велась подготовка к празднованию двухвекового юбилея столицы. Комиссия по образованию Городской думы задумывала эту постройку как памятник державному основателю Петербурга, «радевшему о просвещении русского народа», и полагала, что сооружение послужит «не только украшением города», но и его насущной пользе. Учебное здание намечалось возвести вблизи Домика Петра Первого. Освящение места под постройку состоялось в юбилейные дни в мае 1903 года.

Далее события развивались неспешно. Конкурс проектов (ограниченный и малочисленный) провели только весной 1905 года. Лучшим был признан проект молодого Александра Дмитриева. Спустя более полувека архитектор вспоминал: «Имя человека, в честь которого я должен был спроектировать городской училищный дом, и весь берег, на котором зарождался город, и участок, отведённый для строительства №…Ё определили характер будущего здания. Я пришёл к выводу, что оно каким-то образом должно было перекликаться с архитектурой петровского времени. №…Ё Я внимательно изучил дожившие до нас памятники петровской архитектуры. Конечно, условия, поставленные заказчиком, осложняли мою работу. В петровские времена не строили очень высоких зданий».

Уже в конкурсном проекте Дмитриев нашёл то объёмно-пространственное решение Училищного дома, которое и было впоследствии осуществлено с некоторыми коррективами. Но интерпретация мотивов барокко была ещё суховатой и несколько скованной. Некий критик, скрывшийся под псевдонимом «петербургский житель эпохи Петра Первого», даже назвал проект примером «фабрично-заводской архитектуры» и «злою карикатурой на стиль эпохи Петра Первого».

В дальнейшем предполагалось «дать более богатый и законченный фасад в стиле Петра Первого, для чего, конечно, потребуется время, между тем как на составление эскизных проектов было дано лишь 1,5 месяца». Доработка проекта растянулась на несколько лет, так как начало строительства откладывалось по разным причинам, главной из которых газеты называли «халатность наших отцов города». Участок строительства перенесли ближе к Большой Невке, что повысило градостроительную роль здания.

À PROPOS

Борис Михайлович Кириков - лауреат Анциферовской премии, первый обладатель Знака соответствия Всемирного клуба петербуржцев, один из наиболее значимых авторитетов Журнала Учёта Вечных Ценностей «Адреса Петербурга»

Для сооружения Училищного дома и отделки его интерьеров потребовалось не так уж много времени - примерно два с половиной года. Торжественную закладку произвели 26 июня 1909 года, приурочив её к ещё одному юбилею петровской эпохи - 200-летию Полтавской баталии. Здание возвели к осени 1910 года, и в ноябре начались занятия в школьных классах основного корпуса. Ещё год потребовался на отделочные работы. 30 мая 1912 года, к 240-летию со дня рождения Петра Первого, Училищный дом был освящён.

Дмитриев пытался реализовать идею синтетически целостного произведения. В совместной работе с живописцами, скульпторами, мастерами декоративного искусства ему принадлежала ведущая роль. Но не исключено, что к разработке программы был причастен идейный лидер мирискусников Александр Бенуа. В результате их сотрудничества пластическая характеристика фасадов стала более цельной и выразительной. Бенуа мог подсказать архитектору и план ретроспективно-тематического оформления парадных интерьеров. К его воплощению были привлечены Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский, Д. Н. Кардовский, а также С. В. Чехонин - мастера, имевшие опыт решения декоративных задач и соприкоснувшиеся ранее с петровской тематикой. Скульптурное убранство фасадов поручили В. В. Кузнецову и А. А. Кудинову.

Оформление входа в Училищный дом из сквера на Петровской набережной. Фотография Юрия Молодковца

Сложная многоплановая структура сооружения прочитывается с каждой стороны по-новому. Создаётся впечатление редкого визуального разнообразия, непредсказуемого развития архитектурного сюжета. Асимметрия общей композиции, обусловленная разным назначением частей здания, выражает рационалистические принципы модерна.

Только южный фасад ремесленного училища имеет строго симметричную двухмерную композицию. На основном продольном фасаде, обращённом к Большой Невке, плоскостность сменяется рельефностью, симметрия - контрапостом. Трёхчетвертные колонны усиливают пластику фасада. С этой стороны яснее прочитывается планировочный модуль - помещение класса, имеющее обычно три окна. Однако повторность ритма резко перебивается укрупнённым ударным звеном, сдвинутым к правому краю и завершённым высокой кровлей с переломами, фонариком и лёгким шпилем. Здесь - кульминация всей композиции Училищного дома.

Совсем по-другому воспринимается здание с северной стороны. Сюда, на тихую Пеньковую улицу, раскрыт малый служебный двор, который обступают высокая лестничная башня, служительский флигель и объём актового зала с огромными проёмами. В свободной группировке объёмов, разномасштабности частей, меняющемся скачкообразном ритме окон отчётливо проявляется новаторский принцип формообразования «изнутри - наружу».

Если объёмное и планировочное решение Училищного дома показательно для периода модерна, то в оформлении фасадов и интерьеров последовательно воссозданы черты петербургского барокко. Дмитриев ориентировался прежде всего на архитектуру петровской эпохи. Однако он обращался и к более поздней стадии этого стиля. Типичными элементами зрелого, елизаветинского барокко являются, например, трёхчетвертные колонны на высоких рустованных пилонах. Архитектор создавал обобщённый образ исторического стиля.


Училищный дом имени Петра Великого. Часы на фасаде, выходящем на Петроградскую набережную. Фотография Юрия Молодковца

Благодаря синтезу искусств учебное здание удалось превратить в уникальный памятник. Смысловым центром главного фасада служит бронзовый бюст Петра Первого. Над ним - огромный горельеф: картуш с монограммой Петра Первого и фигуры юношей-атлетов, удерживающих тяжёлую львиную шкуру с циферблатом часов. Художник А. Н. Бенуа и скульптор В. В. Кузнецов выполнили эти композиции по мотивам барокко.

Актовый зал составлял центральное ядро, средоточие всего ансамбля. Театрализованный образ парадного интерьера сочетал черты раннего барокко со своеобразной исторической экспозицией, посвящённой петровской эпохе, прославлению Петра Первого - полководца, создателя Российского флота и основателя города на Неве. В восприятии публики это были мемориальные «петровские залы», которые «являются единственными в своём роде и представляют из себя целый музей».

Крупный портрет Петра Первого на поле Полтавской битвы работы Б. М. Кустодиева составлял оптический фокус. Художник опирался на иконографическую традицию начала XVIII века, однако перевёл традиционный тип репрезентативного портрета-картины на язык новых живописно-пластических форм. По сторонам от кустодиевской картины помещались два больших полотна - «Пётр I в Голландии» и «Полтавская баталия». К потолку были подвешены бронзовые люстры и деревянные модели старинных парусников. От этого художественного комплекса на месте осталось только оригинальное изразцовое убранство, выполненное на предприятии П. К. Ваулина и О. О. Гельдвейна.

Училищный дом - один из ключевых памятников петербургской архитектуры и монументально-декоративного искусства Серебряного века. В творчестве самого Дмитриева он остался наиболее яркой и значительной главой. Мечты мирискусников о включении живописи и пластики в реальную архитектурную среду обрели здесь плодотворную почву.

После революции в здании размещалась 176-я единая трудовая школа, а также детский дом (позднее школы меняли названия и номера). В тот период были переданы в музейные собрания или бесследно исчезли живописные полотна, модели кораблей, предметы обстановки. В 1944 году здание передали Нахимовскому военно-морскому училищу. По устным сведениям, Дмитриев сам предложил наркому ВМФ СССР Н. Г. Кузнецову выбрать для нового учебного заведения своё «любимое детище». Архитектор был вполне удовлетворён новой ролью здания, созвучной его изначальной функции и архитектурно-художественному образу. «И игла шпиля, устремлённая к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота Российского, многие другие детали так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев», - говорил Дмитриев. И с этими словами можно полностью согласиться.

Обложка публикации: Общий вид Училищного дома имени Петра Великого с Петроградской набережной.

Борис Кириков.

Фотография Юрия Молодковца

По случаю 200-летия Петербурга, в городе была создана специальная юбилейная комиссия, где разрабатывались различные проекты. Рассматривая различные идеи, комиссия остановила свой выбор на строительстве Училищного дома имени Петра Великого. Для постройки был выбран участок на территории Пенькового буяна, у домика Петра I. На территории в 1800 кв. саженей планировалось возведение целого комплекса учебных домов.

Однако 16 апреля 1903 года Городская дума отказывает комиссии в отведенном месте из-за слишком высокой стоимости участка (220 рублей за кв. сажень – очень большая сумма для того времени). Было предложено другое место для училищного дома – на углу Пеньковой улицы и Малой Дворянской. Тем не менее, 12 мая Дума все же согласилась предоставить участок на территории Пенькового буяна. По решению городской Думы в дни юбилейных торжеств должно было быть произведено освещение на этом месте. В день 200-летия Санкт-Петербурга были торжественно открыты Троицкий мост и одетая в гранит Петровская набережная. На следующий день состоялась торжественная закладка Училищного дома, на которой присутствовало множество важных гостей, например, мэры французский городов, бургомистры Берлина, Мюнхена, Данцига и Кенигсберга, глава Софии, мэр Бухареста и др.

После празднований 200-летия города был проведен конкурс на строительство Училищного дома. По плану в главном здании должны были располагаться двенадцать классов начального училища, мужское и женское четырехклассные училища и городская бесплатная читальня.

Кроме того, предусматривалось отдельное здание для мужского и женского ремесленного училища по 150 человек. Крупный учебный комплекс должен был стать и училищем и памятником одновременно. В конкурсе проектов, который состоялся в 1905 году, участвовало всего три архитектора: А.И. Дмитриев, А.Л. Лишневский и Н.А. Виташевский. Жюри был выбран проект Александра Ивановича Дмитриева. Под строительство Училищного дома был отдан участок на берегу Большой Невки.

Окончательный проект дома был утвержден Городской Думой только 10 октября 1908 года. Вторую торжественную закладку здания «привязали» уже к другой дате – к 200-летию победы в Полтавской битве. Строительство училищного дома было закончено осенью 1910 года. В работе над проектом Дмитриеву помогал архитектор А.Е. Белогруд, известный по постройке «дома с башнями» на площади Льва Толстого. Занятия в Училищном доме начались уже в ноябре 1910 года. В 1912 году здесь также открылись ремесленные училища. В классах Учебного дома учился будущий известный политический деятель Советского союза А.Н. Косыгин. В 1944 году здание Училищного дома было передано Нахимовскому училищу. Его воспитанники проходят практику на находящемся рядом крейсере-памятнике «Аврора».

Нахимовские военно-морские училища

Нахимовские военно-морские училища (среднее учебное заведение закрытого типа) были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ) от 21 августа 1943 г. и были предназначены для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях, и последующей службе в ВМФ в качестве офицеров. Наименование «Нахимовские» они получили в честь великого российского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, Героя Крымской войны 1853-1856 гг. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдавал служению России, был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков. «Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером, последнее есть вернейший», — говорил он.

Нахимовские училища создавались: в Тбилиси – 1943 г., Ленинграде – 1944 г. и Риге – 1945 г. Первыми воспитанниками училищ были дети Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., сыновья полков, юнги кораблей флота, партизаны, которые имели боевые награды. Им было в ту пору по двенадцать — пятнадцать лет. В училищах была созданы такие условия для занятий, которые позволяли нахимовцам, изучая теорию, развивать морские качества, прививать любовь к романтике службы на флоте и давать глубокие и всесторонние общеобразовательные знания. Большое внимание уделялось строевой подготовке, чем достигалась подтянутость, выправка, чувство локтя товарища и другие, нужные для жизни каждого воспитанника навыки. Особую роль, безусловно, сыграла учебная практика, включавшая в себя военно-морскую, общевойсковую и общефизическую подготовку.Практические навыки, физическую закалку воспитанники всех училищ приобретали в летних лагерях на Черном море в поселке Фальшивый Геленджик, на Балтике, и в одном из живописных уголков на Карельском перешейке. В морских походах на шлюпках и кораблях проверялись моральные и физические качества каждого.

В 1953 г. было закрыто Рижское, а в 1955 г. — Тбилисское училища, воспитанники которых, не окончившие обучение, переведены в Ленинградское нахимовское военно-морское училище, где они продолжили учёбу.

История Ленинградского Нахимовского военно-морского училища

Создано училище в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 г. № 745, и сформировано по приказу Народного Комиссара Военно-Морского Флота Союза ССР от 23 июня 1944 г. № 280. Дата издания приказа Наркома ВМФ СССР о формировании училища, 23 июня, установлена годовым праздником училища. Училище размещается в здании Училищного дома имени Императора Петра Великого, построенного в 1912 году и расположенного по адресу Петроградская набережная, дом 2 — 4 лит. А.

Строительство здания велось в 1909-1910 гг., автор проекта – выдающийся отечественный архитектор А.И. Дмитриев, скульптурный декор выполнен по рисункам знаменитого российского художника А.Н. Бенуа. Торжественное открытие и освящение здания состоялось 12 мая 1912 г. С момента открытия в Училищном доме располагаются учебные заведения. Первоначально здесь готовили кадры младших специалистов для русского коммерческого флота, в послереволюционное время размещалась средняя общеобразовательная школа, а с 1944 г. и по сей день – Нахимовское военно-морское училище.

Первым начальником училища был назначен капитан 1 ранга Николай Георгиевич Изачик. 7 ноября 1944 г. в здании училища на Петроградской набережной приступили к учёбе первые 408 мальчишек в возрасте 8 — 13 лет (5 – 7 классы).

Распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР от 4 ноября 1945 г. № 15959-р, для организации учебного лагеря и подсобного хозяйства, училищу был выделен участок земли в Коннельярском районе общей площадью 300 га. (южный берег озера Нахимовское в Выборгском районе Ленинградской области).

31 марта 1945 г. Ленинградскому НВМУ вручено Красное Знамя военно-морских частей ВМФ СССР, как «…знак объединения и внутренней спайки…, символ воинской чести, доблести и славы…, напоминанием нахимовцам об их священном долге преданно служить Родине, защищать ее мужественно и умело, отстаивать от врага каждую пядь родной земли…».

18 ноября 1945 г. у Петроградской стороны, ошвартован Краснознаменный крейсер «Аврора», а 17 ноября 1948 г. крейсер переведен к окончательному месту стоянки на Большую Невку, у Петроградской набережной 2/4 и стал учебной базой для воспитанников училища.

1 мая 1946 г. сводный полк нахимовцев старших классов впервые принял участие в Первомайском параде на Красной площади в Москве.30 июня 1948 г. состоялся первый выпуск 68 нахимовцев набора 1944 г., среди которых было 2 золотых и 3 серебрянных медалиста.Приказом Министра обороны СССР от 24 сентября 1958 г. № 179 учрежден нагрудный знак выпускника Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

25 июня — 25 июля 1960 г. состоялся первый дальний поход нахимовцев (1-й роты, выпускной) на учебном крейсере «Комсомолец», по маршруту Балтийск –Североморск — Балтийск. По результатам похода впервые нахимовцы были награждены нагрудным знаком «За дальний поход».

10 июля 2001 г. постановлением правительства РФ № 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге», главному корпусу училища установлен статус историко-культурного объекта Федерального значения — «Училищный дом имени Императора Петра Великого», архитектор А.И. Дмитриев, художник А.Н. Бенуа, скульптор В.В. Кузнецов.

29 мая 2004 г. по инициативе Клуба нахимовцев, в канун 60-летия образования Ленинградского НВМУ, у здания училища на Петроградской набережной установлен бюст адмиралу П.С. Нахимову, автор Э.А. Фазилов, скульптор Л.В. Аристов.

27 января 2009 г. училище посетил Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ Д.А. Медведев.

6 июля 2012 г. нахимовцы приняли участие в торжественном открытии первого в Санкт-Петербурге и в Российской Федерации памятника адмиралу Павлу Степановичу Нахимову на Васильевском острове, в сквере «Малые Гаванцы», скульптор Г.В. Лукьянов.

6 – 17 июля 2012 г., в году 210-летия со дня рождения адмирала П.С. Нахимова 12 нахимовцев 10 класса приняли участие в историко-патриотической яхтенной экспедиции под названием «Балтийские мили 15-летнего гардемарина Павла Нахимова», который проходил по маршруту: Санкт-Петербург – Котка – Хельсинки – Таллин – Стокгольм – Котка – Санкт-Петербург.

6 июля 2012 г. Нахимовскому ВМУ вручено знамя нового образца, как особо почетный официальный военный символ и воинская реликвия, олицетворяющее честь, доблесть, славу и традиции. Знамя указывает на предназначение училища и его принадлежность к Военно-Морскому Флоту Российской Федерации.

9 мая 2013 г., по решению Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу, возрождена традиция участия нахимовцев и суворовцев в парадах Победы на Красной площади в Москве. Сводный полк Нахимовского ВМУ принял участие в военном параде, посвященном 68-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

29 — 30 мая 2014 г. прошли торжественные мероприятия, посвященные 70-летию образования Ленинградскому НВМУ, в которых приняли участие Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал В.В. Чирков, Губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ С.В. Железняк, а также, около 4-х тысяч ветеранов — выпускников Тбилисского, Ленинградского и Рижского Нахимовских военно-морских училищ. Среди гостей были и выпускники Нахимовского училища Болгарии (г. Варна).

Приказом начальника Нахимовского ВМУ от 8 июня 2015 г. № 141 введено в действие Положение о нагрудных знаках Нахимовского военно-морского училища «За отличие в учебе» и «За усердие в учебе», которыми награждаются нахимовцы, достигшие высоких показателей в освоении образовательной программы и примерную дисциплину.

13 ноября 2015 г. издан приказ Министра обороны РФ № 687 «О зачислении Героя Российской Федерации генерал-майора Тимура Автандиловича Апакидзе навечно в списки 2-й учебной роты Нахимовского ВМУ».

5 декабря 2015 г. в училище состоялся урок Мужества «Равнение на подвиг», посвященный Дню Героев Отечества и зачислению Героя Российской Федерации генерал-майора Т.А. Апакидзе навечно в списки 2-й роты училища. В уроке мужества приняли участие 2 Героя Советского Союза, 7 Героев Российской Федерации, 6 сослуживцев Тимура Автандиловича по морской авиации, мама и вдова Героя.

В соответствии с приказом МО РФ от 08 августа 2016 г. № 496 «О реорганизации общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации», Севастопольское и Владивостокское ПКУ преобразованы в филиалы ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации».

26 августа 2016 г. приказом начальника Нахимовского ВМУ № 204 введено Положение о переходящем вымпеле «Лучшему учебному курс (роте) по итогам учебного года». 1 сентября 2016 года впервые вымпелом был награжден 7-й учебный курс (5-я рота), старший воспитатель (начальник курса) С.В. Борщев.

2 сентября 2016 г., на Петроградской набережной, у входа в училище состоялась торжественная церемония открытия скульптуры «Служим Родине с детства». Скульптура посвящена воспитанникам первого (военного) набора в Нахимовском училище 1944 г. Она призвана увековечить память о тех мальчишках-нахимовцах, чьи отцы отдали жизни, защищая Родину, о юнгах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о всех тех, кто действительно служил Родине с детства.

4 апреля 2017 г. издан приказ Министра обороны РФ № 209 «О создании филиала федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» в г. Мурманске». Торжественное открытие филиала состоялось 1 сентября 2017 г., в котором принял участие Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал В.И. Королев. В филиале прозвучал первый звонок для поступивших на 1, 2 и 3 учебные курсы воспитанников (240 чел.).

капитан 1ранга ФИЛИПЬЕВ Юрий Петрович

капитан 1 ранга СОКОЛОВ Валентин Евгеньевич

генерал-майор АПАКИДЗЕ Тимур Автандилович

контр-адмирал БЕРЗИН Александр Александрович

капитан 1 ранга СПРАВЦЕВ Сергей Валентинович

контр-адмирал ХМЫРОВ Всеволод Леонидович

капитан 1 ранга ОПАРИН Александр Иванович

контр-адмирал ВАРФОЛОМЕЕВ Валерий Владимирович

Из числа выпускников 65 стали адмиралами, среди которых Главнокомандующий ВМФ РФ (2007-2012) адмирал В.С. Высоцкий, начальник ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова» (2012-2016) адмирал Н.М. Максимов, начальник Главного штаба ВМФ – первый заместитель Главнокомандующего ВМФ России (2016-н/вр.) вице-адмирал А.О. Воложинский, а также вице-адмиралы Ю.С. Алексеев, Л.И. Жданов, В.Л. Касатонов, О.В. Бурцев, М.М. Попов, А.Ф. Шлемов и многие другие.

14 выпускников училища стали генералами, среди которых заместитель начальника управления Генерального штаба ВС СССР генерал-лейтенант В.М. Иванушкин, начальник одного из управлений МО СССР, член-корреспондент Международной академии информатизации генерал-майор А.И. Демин, доктор технических наук, начальник НИИ МО СССР генерал-майор В.В. Сафронов и другие.

Подавляющее большинство выпускников училища, посвятило себя ратной службе на надводных кораблях, подводных лодках, в морской авиации и морской пехоте Отечественного Военно-Морского Флота, из которых более 9 тысяч за образцовое выполнение воинского долга по защите Отечества удостоены правительственных наград.

И в настоящее время выпускники училища командуют кораблями, соединениями и объединениями Российского флота, несут нелегкую, но почетную воинскую службу.

Многие из выпускников проявили себя на политическом, дипломатическом, научном, педагогическом поприще, а также в области литературы, культуры, искусства и были удостоены правительственных наград и почетных званий. Среди них: академик Российской академии образования, Министр образования России (1990-1992) Э.Д. Днепров; профессор, начальник кафедры Ленинградского Политехнического института В.А. Козловский, конструкторы кораблей лауреаты Государственной премии И.П. Богаченко и В.П. Горбачев; доктор технических наук, академик, почетный член многих академий С.П. Николаев; доктора медицинских наук профессора Э.М. Губачев, В.В. Кришталь и С.И. Кузнецов; дипломат, военный атташе в Республике Куба и в Румынии Г.А. Михайлов; доктором технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, член-корреспондент Санкт-Петербургской инженерной академии Б.С. Маркитантов и многие другие.

В период летней практики нахимовцы старших классов совершенствовали свои практические навыки по основам военно-морской подготовки в дальних морских походах на учебных кораблях Балтийского флота, с посещением Финляндии, Голландии, Дании, Англии, США, Франции, Греции и других стран, по итогам которых награждались отличительным знаком «За дальний поход», что в 15-16 лет является достойной и почётной наградой для будущих морских офицеров.

С 1946 по 2008 гг. традиционно воспитанники училища принимали участие в военных парадах в Москве и Санкт-Петербурге (Ленинграде). Эта славная традиция была возрождена в 2013 г., и ежегодно продолжается.

В настоящее время Нахимовское военно-морское училище располагается в трех, отдельно стоящих зданиях. Главный корпус «Училищный дом имени Императора Петра Великого» включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и находится под охраной государства.

1963 — 1971 БАКАРДЖИЕВ Вячеслав Георгиевич

  • 1971 — 1976 БЕЛЯЕВ Павел Григорьевич

  • 1976 — 1979 ФЁДОРОВ Николай Константинович

  • 1979 — 1990 СТОЛЯРОВ Лев Николаевич

  • 1990 — 2001 МАЛОВОВ Николай Николаевич

  • 2001 — 2007 БУКИН Александр Николаевич

  • 2008 ЮРЧЕНКО Андрей Яковлевич

  • 2008 — 2013 АНДРЕЕВ Николай Николаевич

  • 2013 — 2018 СУРОВ Алексей Борисович

  • В связи с необходимостью дальнейшего совершенствования инфраструктуры, учебно-материальной базы, улучшению социально-бытовых условий воспитанников, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Министерстром обороны РФ генералом армии С.К. Шойгу принято решение о реконструкции основных фондов Нахимовского военно-морского училища, которое предполагает строительство нового многофункционального корпуса, реконструкцию учебно-казарменного здания, реставрацию учебно-административного корпуса, а также создание парковой зоны, зоны плоскостных спортивных сооружений и других объектов.

    Геральдические эмблемы училища

    Большая эмблема – герб Нахимовского ВМУ . Главный геральдически оформленный официальный символ, отражающий общие, частные и особенные признаки функционального предназначения и способов деятельности учреждения. В большой эмблеме посредством геральдических элементов должна отражаться максимально полная информация об учреждении определенного уровня и функционального предназначения.

    Средняя эмблема . Геральдически оформленный официальный символ, отражающий частные и особенные признаки функционального предназначения учреждения и способы деятельности. Средняя эмблема создается для расширения возможностей при построении геральдических знаков.

    Малая эмблема . Геральдически оформленный официальный символ, отражающий особенные признаки функционального предназначения учреждения и способов деятельности. Малая эмблема является строго индивидуальной для конкретного учреждения и представляет собой объединенную единым символическим смыслом художественную композицию геральдических элементов.

    Медальон. Геральдически оформленный официальный символ, отражающий особенные признаки функционального предназначения учреждения и способов деятельности, размещенный в центре синего креста оборотной стороны знамени. На красном фоне медальона расположена малая эблема учреждения.