"Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста". Премьера к юбилею Театра имени Сац

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац отмечает 50-летие премьерой мюзикла «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста». В наши несентиментальные времена Диккенса принято считать писателем для подростков. Худрук Георгий Исаакян рассудил иначе: «роман взросления» маленького человека способен объединить все поколения. В мире известен мюзикл «Оливер!» британского композитора Лайонела Барта - в 60-х он с успехом шёл на Бродвее. Однако, наш собственный «Оливер Твист» - абсолютно оригинальное произведение. Рассказывают

Декорации для этой истории привычные: монументальные макеты лондонских улиц, интерьеры английских пабов, чопорные викторианские гостиные - все то, что описывал в своей книге Чарльз Диккенс, и все то, что впоследствии пытались воспроизвести сотни театральных художников. Но как только на сцену выходит первый артист, становится ясно - сюрпризов от этого мюзикла ждать стоит!

Эту историю о беспризорном мальчике Чарльз Диккенс рассказал почти 200 лет назад. Роман буквально взорвал британскую общественность. Впервые главным действующим лицом книги стал ребенок. А вот на сцене под маской маленького Оливера все чаще скрывались хорошо загримированные взрослые. В этом мюзикле все на своих местах. Детские роли исполняют 25 юных артистов. У представителей старшего поколения от такого соседства на сцене слегка кружится голова.

«Быть органичными вместе с ними очень сложно. Потому что к ним поворачиваешься, как ко взрослому, а он, в другом измерении как будто! Они персонажи, они с характерами, они действуют и, наверное, будут даже выходить на первый план!» - рассказывает заслуженный артист России Николай Петренко.

Юные артисты прошли серьезные испытания. Сначала кастинг, где приняли участие около 400 детей, затем ежедневные занятия по вокалу, хореографии, актерскому мастерству. Всего для мюзикла отобрали около ста ребят, выступать они будут несколькими составами.

«Даже последние две репетиционные недели - это каждый день с утра до вечера. У них есть школа, дом, родители, семья, детский организм не приспособлен к 24-часовому пребыванию в театре, поэтому они меняются, чередуются», - объясняет режиссер-постановщик Георгий Исаакян.

Оливера Твиста играет десятилетняя Наташа Кайдалова. В образе мальчика она впервые. Вживаться в роль было нелегко. «Очень сложно найти мальчика такого, как Оливер. Он очень добрый, кроткий. Он изнутри не такой, как все!» - уточняет она.

Динамичную музыку для спектакля создал композитор Александр Чайковский, либретто и стихи - Льва Яковлева.

«Мне не очень нравятся мюзиклы, которые ставятся как шоу, хотя это приятно смотреть! Но не более! А здесь хотелось как раз ребенка взбудоражить, чтобы, как только спектакль закончится, он пошел домой и начал об этом думать», - отметил поэт Лев Яковлев.

А подумать после мюзикла будет о чем. Чарльз Диккенс в своем бессмертном романе затронул немало социальных проблем - сиротство, криминал, детский труд, равнодушие взрослых. Хотя спектакль все-таки выдержан в рамках английской классики - у него оптимистичный финал.

Новости культуры

Мюзикл «Оливер!» (Oliver!) был написан в 1960 году британским композитором и либреттистом Лайонелом Бартом. Как это не раз случалось с шоу, которым было суждено на долгие годы завоевать любовь публики, его автору не сразу удалось найти продюсера. В случае с «Оливером!», в основе которого лежит первая часть романа Диккенса «Оливер Твист», лондонских импресарио не устроил слишком мрачный сюжет. Однако, в конце концов 28-летнему Барту улыбнулась удача: любительскую запись мюзикла в исполнении Лайонела и его друзей услышал продюсер Дональд Олбери. Он сразу почувствовал в мюзикле значительный потенциал и взялся за его постановку.

Над спектаклем работала молодая талантливая команда. Впечатляющие декорации и костюмы, воссоздающие атмосферу викторианской Англии, были придуманы Шином Кенни. Режиссуру доверели Питеру Коу. Репетиционный период стал для актеров настоящим мучением - не проходило и дня, чтобы в текст или в музыку не вносились изменения. И все же премьера состоялась в намеченный день - 30 июня 1960 года.

«Оливер!» переносит зрителей более чем на сто лет назад. Действие начинается в приюте для сирот - он же работный дом. Мальчики строем идут к обеденному столу. Они мечтают о вкусной еде, а получают лишь жидкую овсяную кашу. Съев свою крохотную порцию, один из них - Оливер Твист - осмеливается попросить добавки. Заведующий приютом м-р Бамбл приходит в ярость и решает продать строптивого мальчишку в ученики. Оливера покупает м-р Сауэрбэри, гробовщик. Подмастерье, нанятый раньше Оливера, плохо обращается с мальчиком. Однажды, оскорбленный обидой, нанесенной его покойной матери, мальчик дает мучителю сдачи. Оливер наказан, но ему удается убежать, и, через много дней пути, он оказывается в Лондоне.

Лондон ошеломляет мальчика шумом и суетой. Здесь Оливера берет под крыло Искусный Плут (Artful Dodger), один из главных воришек целой банды, которой командует мастер карманного воровства Фейгин. Плуту кажется, что Оливер им подойдет, и он приглашает его с собой. В логове воров Оливер знакомится с Фейгином, который объясняет Оливеру, что надо делать, если он хочет остаться с ними - надо научиться шарить по карманам. Мальчишки показывают ему, как это делается. Появляются Бет и Нэнси, добрая разбитная девица, подружка грозного вора Билла Сайкса. Нэнси поет о том, что и такая жизнь тоже прекрасна, а риск только придает ей прелести.

На следующее утро Фейгин отправляет своих подопечных «на работу» и велит им возвращаться поскорее. Оливер начинает свою карьеру преступника вместе с Искусным Плутом, который вытаскивает бумажник у м-ра Браунлоу. Воришке удается скрыться, а Оливер схвачен полицией. Сайкс боится, что Оливер донесет в полицию на их шайку, и приказывает Нэнси вернуть его. Нэнси любит Сайкса не смотря ни на что, поэтому она, хоть и неохотно, но соглашается найти Оливера. М-р Браунлоу добился, чтобы Оливера освободили, и забрал его в свой дом в Блумсбери. Но эта светлая и радостная жизнь длится недолго. Оливера посылают с поручением, и на улице его ловят Нэнси и Сайкс. Оливер снова оказывается у Фейгина.

Сайкс забирает у Оливера деньги, которые дал ему м-р Браунлоу для выполнения поручения, и угрожает ему, Нэнси вступается за мальчика. Сайкс и Нэнси вступают в жаркий спор, Фейгин пытается успокоить их. Он отправляет мальчиков на работу и начинает размышлять, не пора ли ему бросить жизнь преступника.

Тем временем вдова Корни, теперь - жена м-ра Бамбла, узнает из предсмертных слов одной старухи, что Оливер - сын богатой женщины, которая умерла, как только он родился. По именному медальону становится известно, что она - дочь м-ра Браунлоу, сбежавшая из дома. Бамбл и вдова Корни решают посетить м-ра Браунлоу и потребовать у него денег за сведения об Оливере. Услышав всю историю, м-р Браунлоу возмущен их наглостью и жадностью и вышвыривает их вон, поклявшись, что он позаботится о том, чтобы их сместили с должности заведующих приютом.

Нэнси решает помочь Оливеру, не предавая при этом Сайкса. Она приходит к м-ру Браунлоу и обещает тайком увести Оливера, чтобы передать мальчика его деду. Но прежде чем ей удается это сделать, Сайкс, который ошибочно считает, что она предала его, жестоко убивает девушку. Сайкс берет Оливера в заложники и бежит к логову Фейгина. За ним начинается погоня. Наконец, Сайкс убит, а Оливер обретает свой дом. Фейгин исчезает. Останется ли он преступником или станет честным человеком?

«Оливер!» не сходил с подмостков театра New Theatre (ныне Albery) более шести лет. К моменту закрытия в активе шоу было 2 618 представлений. Этот рекорд удалось побить только рок-опере «Иисус Христос Суперзвезда». Любопытно, что через четыре месяца после закрытия шоу открылось в другом театре в новой, не менее успешной постановке.

Спустя два года после премьеры в Уэст-Энде американский продюсер Дэвид Мэррик приобрел права на постановку; однако, прежде чем представить мюзикл бродвейской публике, он отправил шоу в пятимесячное турне по стране (всего «Оливер!» был показан в одиннадцати городах). Кроме того, на одной из голливудских студий был записан альбом с участием американских актеров, хотя мюзикл все еще не шел на Бродвее. Сейчас выход записи, предшествующий постановке - обычное явление, тогда же это был вынужденный шаг. Объяснялся он тем, что в страну стали проникать пиратские копии записи лондонского состава, и, чтобы удовлетворить интерес публики к мюзиклу Барта и готовившейся постановке, было решено выпустить пластинку с записью участников бродвейского шоу.

Премьера на Бродвее состоялась 6 января 1963 года. В этот день на сцену Imperial Theatre вышли и четыре участника оригинального лондонского состава. Спектакль был показан 774 раза и до пришествия «Эвиты» Уэббера занимал первое место среди британских мюзиклов по количеству представлений, сыгранных на Бродвее. «Оливер!» был принят тепло не только публикой, но и критикой. Свидетельство тому - три награды Тони за 1963 год, которых были удостоены Лайонел Барт (за музыку, либретто и тексты песен), Дональд Пиппин (дирижер и музыкальный руководитель) и Шинн Кенни.

Сложнейшие декорации Шина Кенни были изготовлены в Лондоне, так как Американская ассоциация дизайнеров отказалась принять британца Шина Кенни в свои ряды и он не мог работать в Америке.

В 1968 году был снят фильм, закрепивший коммерческий и зрительский успех мюзикла. Картина получила шесть наград Американской Киноакадемии.

«Оливер!» принес своему автору мировую славу и состояние. Однако, когда Барту потребовались средства для финансирования нового проекта, он продал все права на мюзикл. Позднее, в 70-80-х, Барт, пристрастившийся к наркотикам и алкоголю, жил в нищете, в то время как «Оливер!» ставился по всему миру.

Наряду с «Моей прекрасной леди» и «Скрипачом на крыше», «Оливер!» по-прежнему остается одним из наиболее популярных и любимых мюзиклов 60-х. Он регулярно ставится в различных городах мира, в том числе и у себя на родине. Самое грандиозное возвращение «Оливера!» в Уэст-Энд состоялось в декабре 1994 года, когда в лондонском Палладиуме открылась постановка с Джонатаном Прайсом в роли Фейгина, Салли Дэкстер в роли Нэнси and Майлсом Андерстоном в роли Билла Сайкса.

Шоу продюсировал Камерон Макинтош, который в начале своей театральной карьеры был участником хора, и, по совместительству, ассистентом помощника режиссера в гастрольном туре «Оливера!» в1965 году. Он не только подарил зрителям великолепное шоу, но и восстановил справедливость по отношению к Лайонелу Барту, предоставив ему права на часть доходов от мюзикла. Режиссером новой версии шоу был Сэм Мендес, до этого ставивший пьесы Шекспира в Королевской Шекспировской Труппе. Стивен Спилберг, посетивший одно из представлений, был настолько впечатлен его трактовкой классического мюзикла, что несколько лет спустя пригласил Мендеса в картину «Красота по-американски», принесшую Сэму огромное количество наград, в том числе Оскар и Золотой Глобус.

«Оливер!» в постановке Сэма Мендеса закрылся в 1998 году, после чего шоу отправилось в турне, а затем на Бродвей.

Роман Чарльза Диккенса «Оливер Твист» начал публиковался по частям в лондонском журнала Bentley’s Miscellany в 1837 году. Роман был настолько популярен, что Диккенс постарался закончить его как можно скорее, и в 1838 году вышел трехтомник. Однако, несмотря на выход книги, «Оливер Твист» продолжал публиковаться в журнале еще полгода. В 1838 году, еще до того, как книга была завершена, по ней впервые был поставлен спектакль, шедший в лондонском театре St. James. Уже на следующий год пьеса по «Оливеру Твисту» игралась в Нью-Йорке. С тех пор более 30 инсценировок романа шли в театре или становились сценариями кинофильмов. На роль Оливера в экранизации мюзикла претендовало 250 юных актеров. В итоге роль осталась за девятилетним Марком Лестером (Mark Lester). На роль Фейгина кроме Рона Муди (Ron Moody) рассматривались также следующие кандидатуры: Лоуренс Оливье (Laurence Olivier), Рекс Харрисон (Rex Harrison), Ричард Бартон (Richard Burton), Питер О’Тул (Peter O’Toole), Дэнни Кей (Danny Kaye), Лоуренс Харви (Laurence Harvey) и Питер Селлерс (Peter Sellers).

Вчера мы с дочкой (13) побывали в Музыкальном театре им Натальи Сац. Почему-то именно театр Сац для меня все время оставался вне поля зрения - я сама в детстве в нем не была ни разу, и с детьми мы его "открыли" совсем недавно, ходили на "Лебединое озеро".
Снова восхищались его, я бы даже сказала, величием: такой огромный, светлый, красивый, детский театр! Потрясающий!
Вчера на в фойе на мостиках гостей встречали практически жительницы старой Англии:).
Очень здорово придумано, сразу настраивает на определенный лад. В качестве лирического отступления - наверное, типичный современный подросток - вовсе не завзятый читатель, а этакое дитя гаджетов. Поэтому нам вот очень кстати оказалось и то, что в программке есть и очень кратко сформулированная "главная мысль" произведения, и полноценное либретто.
Деточка успела до начала спектакля ознакомиться с кратким содержанием. Впрочем, перед тем, как занавес открылся, на сцену вышла сама Роксана Сац и рассказала, о чем мюзикл.
Не знаю, вряд ли такое каждый раз, но сейчас мюзикл приурочен 205-летию со дня рождения Чарльза Диккенса...

И вот наконец началось представление. Знаете, очень и очень впечатляет хорошо поставленный мюзикл на огромной сцене, в сопровожении оркестра. Чудесно все - от декораций (мир старой Англии), до света. Музыка, естественно, выше всяких похвал: во-первых, написана знаменитым российским композитором Александром Чайковским специально по заказу театра, а во-вторых, повторюсь - оркестр же!
Кстати, внезапно оказалось, что мне имя композитора знакомо (а вообще я в этом полная невежда) - не так давно в Камерном театре им. Покровского смотрела оперу-фантасмагорию "Альтист Данилов", тоже написанную Александром Чайковским.

Вчера играли: Оливер - Настя Наумкина, Ловкий Плут - Тимофей Говорун, Красавчик - Ян Либург, Феджин - Александр Целинко, Гарри - Петр Сизов, Гримуиг - Борис Щербаков, Монкс - Тимофей Крюков, Полисмен - Игорь Кузнецов, Роуз - Мария Смирнова, Нэнси - Елена Чеснокова, Мама Оливера (голос) - Людмила Бодрова, Мистер Бамбл - Юрий Дайнекин, Миссис Корни - Людмила Максумова и др. (очень много действующих лиц, очень).

Настя Наумкина оказалась чудесным трогательным Оливером:). А еще девочка определенно с хорошей выдержкой и профессионализмом: несмотря на пару накладок она прекрасно справлялась с ситуацией, так что моя дочка даже не заметила один моментик:). Очень, очень понравился Ловкий Плут (Тимофей Говорун) - вот Браво! Красавчик (Ян Либург) тоже прекрасен, и, что замечательно, действительно красавчик:).

Очень меня впечатлило, что на роль мамы Оливера в программке прописаны аж четыре фамилии, - а мама Оливера там - только голос за сценой! Я, честно говоря, была уверена, что это запись (ну просто логично же!) - а выходит, что нет. Очень понравился Феджин (Александр Целинко), с ним зал чуть ли в пляс не пускался:).

Два с половиной часа пролетели незаметно, нам очень, очень понравилось! По-моему, эта постановка замечательно передает и атмосферу произведения, и вообще идеальна для знакомства с историей Оливера. Единственное, что - на билетах указано 12+, на страничке театра 8+, а на мой взгляд, детям младше лет десяти будет банально скучновато - просто сама история не для малышей. Хотя в зале были и совсем-совсем детсадовцы.

Кстати, отдельная порция моего восхищения театру за организацию поклонов и дарения цветов: в какой-то момент зрителей с цветами пустили на сцену и на пару минут там была радостно-цветочная кутерьма, ибо цветов было много, и артистов много.

Мюзикл мой сын еще не видел, да и история добрая и знаменитая, поэтому было приятно, что нас пригласили.

19 марта, воскресенье выдалось серым и дождливым. Идеальный день окунуться в яркий мир театра. При входе встретили Алену mbl_chertyata с Егором и они составили нам компанию, спасибо. Зрителей с балкончиков приветствуют герои мюзикла. Это традиция театра, а для нас это было в диковинку, но как же приятно. Скажу сразу отзывы я не читала ни про театр, ни про спектакль. И самое странное наверное, что произведение мы тоже не читали. Поэтому это первое, свежее впечатление.

В холле детей встречает мишка-почтальон.

В ожидании спектакля можно полюбоваться на птиц в золотой клетке.

Живут здесь разноцветные попугайчики

Сказочные стены вокруг

И чудно-чудный деревянный рыцарь с конем

Холлы театра очень просторные и несмотря на большое количество детей и взрослых толп нет. Правда очень много искушений для детей в виде мороженого, игрушек и лотерей.

И звучит звонок и мы заходим в зал. У нас были места 41-42 в амфитеатре 8 ряд справа. Видно было прекрасно, сцена как на ладони. Заметила на будущее, что плохих мест в театре практически нет.

Перед спектаклем вступительное слово сказала Роксана Николаевна Сац. На этот спектакль пригласили детей чьи родители погибли защищая нашу страну.

И вот занавес поднимается и мы уже в Лондоне в 19 веке. О чем же эта история? Эта история жизни мальчика-сироты Оливера Твиста, который с самого рождения остался совсем один. Жизнь его не жалела. Он в рождения жил в сиротском приюте, где его морили голодом, потом опал в похоронный дом, где должен был стать плакальщиком, а потом встретил уличных воришек - мазуриков. Но ничто не могло "испортить" Оливера и в каждой ситуации он оставался прежде всего человеком. Оливер обладает каким-то природным благородством и чувствуя это к нему тянутся добрые люди. Именно благодаря им у истории хороший конец - мальчик находит семью, где его любят.

История одновременно и грустная и очень добрая.

Мои впечатления. Поразил размах постановки. Задействовано множество актеров. Так на сцене больше 20 детей. Впечатление от спектакля усиливает живая музыка в исполнении целого оркестра. Яркие костюмы и буквально город на сцене. Но это скорее опера, чем мюзикл, ведь здесь вокалу отдано больше, чем сценическому действию. Мне показалось, что переходы между сценами были не совсем гладкими. И расстроила игра главного исполнителя Оливера Твиста. Лишь потом придя домой в программке увидела, что эту роль играла девочка (Наташа Кайдалова). А я то все думала, почему Оливер как будто стесняется чего-то. Зато отлично сыграл свою роль Ловкий Плут. Из взрослых актеров очень понравился голос Гаррии в исполнении Вячеслава Леонтьева. А самой яркой актерской игрой отличился Александр Цилинко исполнивший роль Феджина. Действо немного затянуто 2 часа 30 минут с антрактом, но дети смотрят с интересом. Наверное это прекрасный спектакль, чтобы познакомить ребенка с этим знаменитым произведением Ч.Диккенса

Впечатления сына. Понравилось очень. Особенно актерство Оливера и мазуриков. Понравилось, что все пели, хотя не все понял.

От себя скажу, что на удивление сын смотрел с интересом и в антракте даже прочел либретто ко второй части.


22. Судья - Владимир Чернышов