Жизненный путь как дорога чести. Cочинение «Князь Андрей человек чести

Разделы: Литература

Тип урока: Классический. Урок закрепления знаний, умений и навыков анализа художественного текста.

Форма урока: Эвристическая поисковая беседа.

ТЕМА УРОКА: “Дорога чести” князя Андрея Болконского” (Слайд 1)

  • “Иди с Богом своей дорогой. Твоя дорога-это дорога чести.” (Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3, ч. 2, гл. 16.)
  • “Нравственный путь князя Болконского-это смена противоположных циклов духовной жизни: вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни”. В.Е.Красовский, кандидат филол. наук, доцент МГУ им.М.В.Ломоносова.

Цель урока: (поставлена перед изучением всей темы по творчеству Л.Н.Толстого-это главная цель при изучении литературы в старших классах.)

  • Учиться анализировать художественные тексты, выделять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, сравнивать, строить аналогии, систематизировать, отбирать материал по теме урока.
  • Воспитывать хорошего читателя, научить видеть глубину художественного текста, чтобы восприятие настоящей литературы вызывало эстетические наслаждения.
  • Формировать знания для успешной сдачи экзаменов. Научить видеть в книге инструмент познания жизни, а не просто учебное пособие.

Задачи урока:

  • Учить учащихся анализировать художественный текст, выдепять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, отбирать материал по теме.
  • Развивать умения учащихся читать, воспринимать, анализировать художественный текст.
  • Приобщить учащихся к сложным духовным поискам главного героя.
  • Осмыслить тему и строго соблюдать её границы, подготовить учащихся к сочинению на данную тему.

Оборудование:

  • Цветная фотография Л.Н.Толстого, выполненная С.М.Прокудиным-Горским.
  • Иллюстрация к роману “Прощание Н.А.Болконского с сыном”. Д.А.Шмаринова.
  • Художественный фильм по роману “Война и мир” (кадры “Сватовство князя Андрея”, “Андрей и Пьер в сцене на мосту “(спор).

Ход урока

Организационный момент. (Проверка наличия художественных текстов, тетрадей и т.п.)

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала (сообщение темы, задач, плана урока) (слайды 2,3,4)

Каждый урок по творчеству Л. Н. Толстого мы начинаем сообщением из истории одного щедевра. (слайд 5)

(Рассказ учащихся о фотографии Л. Н. Толстого.)

При жизни Льва Николаевича Толстого его портреты писали многие известные художники: Репин, Щербаков, Ге, а вот эта цветная фотография, единственная прижизненная фотография писателя. Она вполнена Сергеем Михайловичем Прокудным-Горским, профессором химии Санкт-Петербургского технологического института. Это был единственный в России учёный, занимающийся научной разработкой вопросов цветной фотографии, исключительно тогда новинкой. Он приехал в Ясную Поляну по поручению журнала “Записки Императорского русского технического общества” и пробыл там два дня. Фотография была сделана 23 мая 1908 года. Снимок появился через несколько дней в Петербурге в августовской книжке журнала. Важнейшая часть работы зпключалась в синтезе цветов. Под опубликованным в журнале снимком была собственная подпись Толстого: “Лев Толстой. 23мая 1908 год. Ниже - авторская подпись: “ С натуры. Прокудин - Горский.”

Вдумаемся в название темы урока “Дорога чести”.

Какое значение слова честь мы читаем в словаре Даля? (слайд 6)

“Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.”

Какие слова-синонимы можно подобрать к слову честь?

Честь-честный-честолюбие-достоинство

Что значит быть честолюбивым? (Это значит стремиться, и добиться высокого положения, жаждать известности и славы.)

А русская пословица гласит: “Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает”.

Значит, “дорога чести” - это дорога стремления к высокой цели, правде, прямоте, добросовестности моральных и этических принципов.

А бывает ли всегда дорога ровной и гладкой?

Значит, “дорога чести” - это дорога, порой, через ухабы, ямы, подъёмы.

В романе “Война и мир” рядом с именем Андрея Болконского в авторской речи всегда стоит слово “князь”: князь Андрей, князь Андрей Болконский.

Почему Болконский всегда называется с титулом и никогда, в авторской речи, просто по имени? (князь - слово многозначное.

В России почётный наследственный дворянский титул. Пожалование княжеским титулом ввел Петр I в начале 18 века.)

Значит князь – наследник отца, князь Андрей - наследник Николая Андреевича Болконского, который, умирая, думает о судьбе России.

Какие слова были последними у Н.А. Болконского? (погубили Россию).

Имя Андрей означает храбрый, мужественный. Апостол Андрей - ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси (о главных заповедях христианства много говорилось при изучении творчества Достоевского.)

Известны слова Толстого, сказанные им в беседе с Русановым: “У меня есть лица списанные и несписанные с живых людей, первые уступают последним; несписанные ближе мне.” Князь Андрей – вымышленный, несписанный герой. Толстой отшлифовал детали образа, чтобы вписать его в типичный фамильный клан, где прототипами являются реальные люди. Андрею предшествовал граф Зубцов, и большинство его черт было взято у князя Волконского (фамилия известна среди декабрисотв), только потом Толстой назовет его Болконским.

Какова же жизнь через ошибки к высоким, моральным и этическим принципам сына, достойного своего отца, храброго, мужественного, пришедшего к заветам христианства Болконского? (проблемный вопрос).

Один из современных литературоведов Красовский отметил (обращаемся ко 2-му эпиграфу). (слайд 7)

Когда мы впервые встречаемся с Болконским на страницах романа? -Каков он? Что думает? (т. 1, ч. 1, глава 3-4). (ответ уч- ся).

Кто говорит эти напутственные слова князю Андрею? Перескажите этот эпизод из текста

А какой из эпизодов “Войны и мира” изображен на этой иллюстрации Прощание отца с сыном перед уходом в армию)

Кто мне может передать содержание этого эпизода?

Похожи эти два наказа? Похожи!

(Теперь Кутузов на правах отца дает напутствие князю Андрею.)

А где еще в литературных произведениях, изученных нами, отец-дворянин дает сыну наказ сохранять честь, беречь честь? (Пушкин “Капитанская дочка”.)

Давайте проведём параллель:

“Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал - скверная должность. И помни одно, князь Андрей…(слайд 9)

“На службу не напрашивайся, от службы не отказывайся… береги честь…

В понятие чести у дворян входило отношение к службе, служба царю и отечеству.

Князь Андрей в армии с донесением от Кутузова, он в Брюнне (ответ учащихся).

По приезде в армию он просит Кутузова остаться в отряде Багратиона, но Кутузов отвечает: “Хорошие офицеры мне самому нужны”, но всё же Болконский настоял на своём и явился к Багратиону.

“Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер” ,-подумал Багратион. Встреча с героем Шенграбенского сражения капитаном Тушиным показала князю Андрею, кто истинные герои войны (ответ учащихся).

Записать в тетрадь: Духовный кризис после ранения под Аустерлицем, мечты о славе и даже сам Наполеон, который был для князя Андрея эталоном великого человека, кажутся ему теперь бесконечно малыми величинами по сравнению с “высоким, справедливым и добрым небом”. Болконский понимает ничтожность своей мечты о военной славе и ничтожность стремления человека к эгоистическому счастью.

Встреча с Пьером (т. 2, г. 2, гл 11,12)

Болконский возвращается в Лысые горы. Что его здесь ждёт? (смерть жены (символ погасшей свечи))

Какое чувство он испытывает перед Лизой? (вины)

(Это чувство долго преследует его.)

Что решает Болконский? /жить для себя и своих близких, воспитывать сына/.

Чувство вины - это основное, с чем живёт Болконский. И только приезд Пьера, разговор, спор с ним преобразил князя Андрея.

Вы помните, о чём спорят Пьер и Андрей? (о добре и зле, о смысле жизни, о самопожертвовании, т.е. о вечном, о самом главном. Что говорит Пьер? (учащийся) “Надо жить…”) (кадр фильма)

Что поразило Пьера в Болконском? Как князь Андрей преображается в конце их беседы (подготовить индивидуальный ответ т. 2, ч. 2, гл. 11,12).

Князь Андрей два года живёт в деревне. Что он делает, какие преобразования ввёл?

(Одно имение в триста душ перечислил в вольные хлебопашцы, в других барщину заменил оброком, священник обучает крестьянских детей, выписал бабку для помощи родильницам, читает, занимается и составляет проект об изменении военных уставов и постановлений).

Поездка в Отрадное, “встреча с дубом” (т. 2, ч. 2 , гл.23)

По делам опеки весной 1809 году князь Андрей едет в рязанские имения сына…

Поездка в Отрадное, встреча с Наталией, ночной разговор! В душе Болконского намечается перелом: он чувствует себя помолодевшим, возродившимся к новой жизни. Символом этого возрождения стал дуб.

Возвратившись из этой поездки, князь решает ехать осенью в Петербург (работа со Сперанским т. 2, ч. 3, гл. 4-6,18.)

На бале князь Андрей встречает Наташу Ростову. Он снова собирается “жить для себя” а не для “призрачного благоустройства человечества”. (слайд 11)

Он ездит к Ростовым, слышит пение Наташи. Проходит его презрение к жизни, его разочарование. Толстой отмечает, что князь Андрей казался и был совсем другим человеком. Где была его тоска?

А задумывались ли вы над тем, почему трагичной оказалась любовь Андрея и Наташи?

Не мужской ли эгоизм Болконского тому причина?

Что знает Болконский твёрдо? (учитель). Он любит Наташу. Хорошо воспитанный, почтительный сын, он едет в Лысые горы и спросит у отца согласие на брак. Надо побыть с отцом, сестрой, сыном - всё правильно, во всех поступках он безупречен. Единственное он не почёл нужным сделать - так, пустячок, предупредить Наташу. А она ждёт, что только не думает. Свадьба отстрочена на год. И опять Болконский всё знает, знает, что выдержит разлуку, знает всё о себе, но в который раз забывает подумать о близком любящем человеке. Это мы и называем эгоизмом.

Княжна Марья главным недостатком брата считает его гордыню. (Наташа говорит матери: “Я его боюсь” (просмотр отрывка из художенственного фильма “Война и мир” “Сватовство Болконского”).

Мастер эпизода, Толстой очень точно показывает здесь эгоизм Болконского. А удалось ли режиссёру Сергею Бондарчуку и киноактёру Вячеславу Тихонову передать эту черту характера героя?

Что главное в Болконском разум или чувства, расчёт ума или сердца.

Разрыв с Наташей (анализ гл. 21, ч.3, т.2) Разрыв с Наташей стал причиной нового и, пожалуй, самого острого душевного кризиса Андрея Болконского. Измена Наташи “тем сильнее поразила его, чем старательнее скрывал он ото всех произведённое на него действие!” Болконский хочет встретить Анатоля, мечтает о дуэли. Злоба, неотмщённое оскробление, отравляли “искусственное спокойствие, которое Андрей попытался найти в военной службе”

Война 1812 г. В судьбе Болконского (т.3, ч.2) (Сообщения учащихся.)

  1. Гл.5. Князь Болконский в начале войны.
  2. Гл.24. Болконский накануне сражения, его настроение, мысли.
  3. Гл.25. Нервическое раздражение и волнение Болконского, мысли о войне и о Наташе.
  4. Гл.36. Полк князя Андрея в резерве. Ранение. Перевязочный пункт.(слайд 12).
  5. Гл.37. Умиленное настроение Болконского на перевязочном пункте.

“Ему хотелось любить той новой чистой божеской любовью. Т.3ч., 3 гл.31.(учащиеся) Т.3, ч.3, гл.32. (учащиеся)

“Любовь - есть Бог и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему её вечному источнику”, - думает князь Андрей, чувствуя, что умирает (слайд 13).Сознание отчужденности от жизни не покидает его. Прежде он боялся конца, а теперь уже не понимал его. Уже во сне он увидел смерть. Это и был знак приближения начала конца. Его исповедовали, причастили, он благословил и попрощался с сыном. “Кончилось”, - сказала княгиня Марья, когда тело его, неподвижно холодея, лежало перед ними”.

Закончилось “дорога чести” князя Болконского.

Проблемный вопрос.

Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского “дорогой чести”, и как эта мысль Толстого в Романе “Война и мир” сочетается с его представлением о том, как жить, чтобы жить честно” (ответ ребят). Спокойность к духовной эволюции черта любимых, духовно близких автору героев и, конечно, князя Андрею Болконского. (слайд 14). Чтобы жить по-настоящему, надо любить и страдать - вот нравственная доминанта романа “Война и мир”.

Князь Андрей путался и ошибался, пытаясь разрешить вечные вопросы жизни:

Что дурно?

Что хорошо? Как жить?

Что надо любить, а что ненавидеть.

Что такое жизнь, что смерть?

Непрекращающая работа души, вечной поиск - это печать избранных, признак одарённости, внутреннего благоустройства.

Интереснейшая интерпретация образа Андрея Болконского содержится в недавно вышедшей книге Б.Бермана. “Сокровенный Толстой”. “Князь Андрей, в образе и судьбе которого Толстой уже давно решил личную проблему истинного величия человеческого, мало-помалу в процессе творчества возносится над людьми, и в конце романа, явив образ небесно-земного величия, окончательно становится “личным Богом”, центром ближайшего духовного тяготения, воплощением “духовного солнца” самого Толстого.

Работа по опорному положению темы. Жизнь Болконского можно представить в виде ломаной линии. Нижние точки-моменты духовного и душевного кризиса героя. Верхние - эмоционального и морального взлёта. (канва сочинения) (слайд 15)

Д/з. (слайд16)

1. Пьер в салоне Шерер.

2. Пьер на именинах Наташи.

3. Пьер возле умирающего отца.

4. Пьер I в томе романа “Война и мир”.

Согласны ли вы со словами Пьера:

“Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь это так просто…”.

Григорьева Надежда Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Г.Луга Лужского района Ленинградской области
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Дорога чести Андрея Болконского
Дата публикации: 13.06.2016
Раздел: полное образование

План – конспект урока «Дорога чести Андрея Болконского»

Тип
– урок обобщения и систематизации знаний.
Дидактическая цель
– создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении Андрей Болконского.
Задачи:
1. Образовательные – формировать умения оценки и анализа художественного произведения; формировать умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном тексте, аргументировать свой ответ; способствовать овладению выразительными средствами русского литературного языка; совершенствовать речь учащихся; 2. Развивающая – способствовать формированию у обучающихся навыков филологического чтения и анализа художественного текста, 3. Воспитательная – способствовать воспитанию читательской культуры, высоких нравственных чувств обучающихся.
Форма организации
познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения
: аналитическая беседа, художественный пересказ эпизодов, комментированное, выразительное чтение, чтение по ролям, сравнительный анализ, работа в группах, интервью.
Оборудование:
ноутбук, проектор, музыкальный центр, CD – диск Л.В.Бетховен (классическая музыка), фотографии Л.Н. Толстого, иллюстрации к роману, свеча, таблицы, раздаточный материал, макет дерева.
Домашнее задание к уроку об Андрее Болконском:
1. Текст. 1) Прощание с отцом – Часть 1, глава 25 2) Шенграбенское сражение – Часть 2, глава 21 3) Аустерлицкое сражение – часть 3 глава 16 – ранение Андрея, 19 – встреча с Наполеоном. 4) Возвращение в Лысые Горы - том 2 часть 1 глава 8 , 9 – смерть Лизы. 5) Встреча с Пьером на пароме - т 2 часть 2 глава 11 6) Отрадное – т 2 часть 3 глава 1, 2 , 3 7) Работа в комиссии Сперанского – т 2 часть 3, глава 4. 8) Бал, помолвка с Наташей – т 2, часть 3, глава 16 9) Измена Наташи, поиск Анатоля – т. 2, часть 5, глава 8, 16, 19; т 3, часть 1, глава 8 10) Бородинское сражение - т3, часть 2, главы 15-16, 36-37 11) Смерть Андрея – т.3 , часть 3, глава 32, т.4, часть 1, глава 16 12)Эпилог – материал о сыне, часть 1, глава14 2. Группа чтецов: подготовить выразительное чтение эпизодов (3 человека), комментированное чтение эпизодов (2 человека), сжатый пересказ эпизодов (2 человека). 3. Группа литераторов: подобрать цитаты к каждому этапу жизни Андрея Болконского (2 человека). 4. Группа критиков (2 человека): продумать вопросы к интервью с Андреем Болконским. 5. Индивидуально: подготовить сообщение о методе Л.Н.Толстого «диалектика души» (1 человек), сообщение по эпилогу (1 человек).
Ход урока.

I Организационный момент.

Целеполагание.
Сообщение темы -
слайд №1

Лев Николаевич Толстой. Роман

«Война и мир».
Цели урока -
слайд №2
, место урока в зачетном материале. 1

Мотивация.
Пусть этот урок заставит вас задуматься: как мы живем? как правильно выбрать свой путь? как научиться преодолевать трудности?
II Вступительное слово учителя
. Для писателей 19 века характерен интерес к внутреннему миру человека. Вспомним героев И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского. Вершиной русской литературы XIX века стало творчество Л. Н. Толстого. Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике «великие вопросы». Писателя всегда волновали судьба народа и Родины (историческая эпопея « Война и мир»). Для положительных героев Толстого всегда характерен сложный жизненный путь, полный неверных поступков, ошибок, болезненных поисков своего предназначения в жизни. Писатель применил для этого свой новый художественный метод, которого до него не знала литература, и не только историческая, но вся литература – метод “диалектики души”.
III Сообщение учащегося
. «Диалектика души» – понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого; показ самого психического процесса, его закономерностей и форм: пути перерастания любви в ненависть, возникновение любви из симпатии, резкие переходы от одного состояния к другому, внутренние противоречия. Термин принадлежит Н.Г. Чернышевскому, впервые появился в рецензии на повести Л.Н.Толстого «Детство» и «Отрочество», «Военные рассказы». Л.Н.Толстой обращает серьезное внимание на внутреннюю жизнь человека (и в первую очередь “изучает тайны человеческого духа в самом себе”), потому что главной задачей людей он считает нравственное самосовершенствование, вечную, неустанную духовную работу, направленную на очищение своего “я”. Самоанализ отличает его любимых героев, потому что главное в духовной жизни каждого человека – “сильное искание личности”,
движение к

нравственной

высоте,

самоусовершенствование.
Диалектика души героев Толстого, их внутренние монологи важны не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе человека, о формировании его личности. «Одно из самых обычных распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т.д., - пишет Л. Толстой в романе « Воскресенье». – Люди н е бывают такими. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди». Отсюда понятен пристальный интерес Толстого к «диалектике души» и «диалектике характера» человека. Ведущим мотивом его творчества станет испытание героя на изменчивость. Способность человека обновляться, подвижность и гибкость его духовного мира, его психики являются д л я Толстого показателем нравственной чуткости, одаренности и жизнеспособности.
IV Переход к презентации
.
Проблемный вопрос
:
В статье учебника «Вслед за

любимыми героями» образ Андрея Болконского определен как трагический. Согласны ли

вы с этим определением?
Ответ должен прозвучать в конце урока.
Слай №3.

Дорога чести Андрея Болконского
Сегодня мы обратимся к жизненным исканиям князя Андрея Болконского. Назовите основные периоды жизненных исканий главного героя.
Слайд №4. Эпиграф.
На таблице обозначьте стрелочками взлеты (вверх) и падения (вниз) Андрея Болконского.
Каких

больше? Можете ли сразу ответить на этот вопрос?
1.Жизнь в светском обществе. 2.Решение уйти на войну. 3.Шенграбенское сражение. 4.Аустерлицкое сражение. 5.Возвращение в Лысые Горы. 6.Встреча с Пьером на пароме. 7.Отрадное. 8.Работа в комиссии Сперанского. 9.Отношения с Наташей. 10.Бородинское сражение. 11.Смерть Андрея. 2

Слайд №5 Первая встреча с Андреем Болконским. Выводы по наблюдению
(проверка дом зад).
Примерный ответ
. Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. С о б и р а ю щ и х с я в с а л о н е о н п р е з р и т е л ь н о н а з ы в а е т " г л у п ы м о б щ е с т в о м " . Андрею грустно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит "на одной доске с придворным лакеем и идиотом". Мне запомнились слова Андрея: "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти". Вопрос князю Андрея:
Если мы правильно поняли Вас, Вы объясняете свое решение

уйти на войну желанием вырваться из сферы надоевшей светской и семейной жизни. Нет

ли других, тайных причин, о которых вы никому не говорите
? (Желание славы, мечта о подвиге)
Слайд №6

:
Лишь со своим другом Пьером он прост, естествен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: "Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне". Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. Их возможность, по убеждению Андрея, открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия.
Главный вывод
-
ЦИТАТА
: “… эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!”
Слайд №7

На войну!
Беседа по материалу слайда)
Отношения с близкими (отец, сестра Мария). Вопросы князю Андрею.
Князь Андрей, мы знаем, что Ваш отец очень жесткий и

принципиальный человек. Какие чувства Вы испытываете к нему?

Что Вы больше всего цените в княжне Марии?
Вопрос классу.
Как вы думаете, достойного человека воспитал Николай Андреевич?

Аргументируйте свой ответ

Слайд №8. Шенграбенское сражение.

Комментированное чтение эпизодов. Выводы.
1. Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова……………………………….. 2. Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Первое поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии. Князь Андрей резко переменился в армейских условиях. У него не стало притворства, усталости, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. По словам Толстого, Андрей "имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим". Примечательно, что князь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно - в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров………………………………………... 3. Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека". Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. 3

Главный вывод
– цитата: “
Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так

странно, так не похоже на то, чего он надеялся”
(гл.ХХI) Вопрос князю Андрею.
Князь Андрей, Вы вели себя достойно, но после боя замечаем у вас

ощущение, что "все это не то". С чем это связано?
(Разочарование, взгляд на людей штаба и простых солдат изнутри)
Слайд №9 Аустерлицкое сражение. Три важных момента сражения
.
Озаглавьте их.

Слово учителя.
В финале ХII главы противоречие, которое мы замечаем в герое после Шенграбенского сражения, выливается во внутренний диалог Болконского с самим собой. Перечитаем этот внутренний диалог по ролям.
Чтение по ролям внутреннего диалога
: (за автора, первый голос, другой голос). « И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему. Он твёрдо и ясно говорит своё мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берётся исполнить его, и вот он берёт полк, дивизию, выговаривает условие, чтоб уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведёт свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу.
А смерть и страдания?
– говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он…
Ну, а потом?
– говорит опять другой голос, -
а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут;

ну, а потом что ж?
“Ну, а потом… - отвечает сам себе князь Андрей, - я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать; но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буд у знать, за любовь вот этих людей”, подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова. Вопрос князю Андрею. Как вы думаете, зачем Толстой прерывает Ваш внутренний диалог бессмысленной шуткой денщиков? (Чтобы спустить на землю, отрезвить мысли о славе). Вопрос классу. Мы осуждали тщеславие членов светского общества. Андрей тоже тщеславен. Осуждаете ли вы его? (Андрей хочет выдвинуться, чтобы проявить свои силы. Но он нам симпатичен тем, что хочет добиться славы честно, в мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет СМЫСЛ жизни!)
Слайд №10. Выразительное чтение эпизода кульминации сражения.
Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!"" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает.
Слайд №11. На Праценской горе.

Выразительное чтение.
Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого НЕБА, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» 4

Вывод.
Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя. Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания. Жестокая борьба между людьми пришла теперь в резкий конфликт с щедрой, спокойной, миролюбивой и вечной природой.
Слайд №12 Встреча с Наполеоном. Развенчание кумира.

Художественный пересказ эпизода с элементами чтения.
С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Вот прекрасная смерть!" В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались "все интересы, занимавшие Наполеона», так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы", в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться "маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом".
Вывод
: князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и это становится важным этапом в духовных поисках героя. Поворотные события в жизни Андрея переживаются им
как кризисы
и связаны с «разоблачением ложности» предыдущего идеала. Желание славы, «наполеоновская идея», безбожие сменяются любовью к миру, всепрощением, любовью к Богу, слиянием с миром.
Слайд №13 Возвращение в Лысые Горы. Чтением эпизодов с элементами пересказа.

Вывод
. Князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено пережить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти".
Слайд №14. Разговор с Пьером на пароме. Чтение по ролям.

Вывод
. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить". Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и "что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе". Вопрос князю Андрею.
Князь, Вы очень много сделали для крестьян в Богучарове. Вы вели

очень активный образ жизни. Почему же все-таки решили вернуться «в свет»?
(Не может деятельная, кипучая натура долго оставаться вне общественных интересов) Цитата. «Да как же жить для одного себя?...»
Слайд № 15, 16,17 Поездка в Отрадное. Художественное чтение описания дуба, пересказ

сцены встречи с Наташей, чтение по ролям сцены на окне.

Вывод.
Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он по-новому стал воспринимать природу. Он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством, непосредственностью и искренностью, которые от нее исходили. Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Цитата. "Жизнь не кончается в тридцать один год... Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь…, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе".
Слайд №18 Работа в комиссии Сперанского. Слово учителя.
Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим 5
Сперанским, "видя в нем огромного ума человека". Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам.
Слайд №19. Отношения с Наташей Ростовой. Краткое сообщение о развитии

отношений Андрея и Наташи (возможно в виде плана).
Уже появились мечты о семейном счастье, однако князю Андрею суждено снова пережить разочарование. Сначала в его семье невзлюбили Наташу. Старый князь оскорбил девушку, а затем она сама, увлекшись Анатолем Курагиным, отказала Андрею. Самолюбие Болконского было оскорблено. Измена Наташи разметала мечты о семейном счастье, и "небо стало вновь давить тяжелым сводом". Вопрос князю Андрею.
Почему Вы не можете простить Наташу, ведь Вы говорили Пьеру,

что «нужно быть милосердным и прощать людей»?

(
«Я говорил, что надо прощать людей, но я не говорил, что я могу простить». Андрей и хотел бы простить Наташу, но не может, потому что ему мешает гордость). Вопрос классу.
Почему трагически обречена любовь Наташи к князю Андрею?
(Для Наташи князь – загадочный, таинственный человек. Она влюблена, но не по– ростовски, в ее отношениях с Андреем нет желаемой полноты, нет взаимного понимания, для Андрея Наташа тоже загадка, полное непонимание ее он обнаружил, когда отложил свадьбу на год. Простота, доверчивость, демократизм – все эти качества не под силу его характеру.)
Слайд № 20. Бородинское сражение. Краткое сообщение-пересказ.
Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды". По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!" ……………………………………………………………………
Вывод.
Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска. Цитата. «Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их жизнью».
Слайд №21. Смерть князя Андрея. Сцена ранения: выразительное чтение.
В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис. Он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам. Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца.
Цитата
:
«Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю,

воздух».
И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни. Вопрос князю Андрею.
Князь, что изменилось в вашем мировоззрении?
(Бородинское сражения явилось переломным моментом: открылись духовные ценности, проснулась любовь, идеальная любовь ко всем людям, он прощает всех, и сердце становится счастливым).
Монологическое чтение отрывка из романа.

Учащийся, читающий текст, подходит к

столику,

зажигает свечу, в конце чтения гасит ее.
6

Задание учащимся
: во время чтения отрывков выписать ключевые слова, подтверждающие изменение мировоззрения Андрея Болконского. У каждого ученика на парте – раздаточный материал. Князь Андрей не только знал, что о н умрет, но о н чувствовал, что он умирает, что о н уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его. Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденной о т удерживавшего е г о гнета жизни распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей о т этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней. Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни.. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого н е любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше о н проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая б е з любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше. Любовь? Что такое любовь? – думал он.- Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику. Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение!
Потушенная

свеча – символ

смерти.
Вопрос классу.
Почему, по-вашему, Л.Н.Толстой так распорядился судьбой героя?

Варианты ответа.
Андрей Болконский не умеет быть снисходительным, милосердным к человеческим слабостям. Именно поэтому он презирает бегущих солдат, он невнимателен к собственной жене, он не может простить Наташу и пытается устыдить людей, пригнувшихся от смертельной опасности. Можно сказать, что князь Андрей видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Князю Андрею не хватало той простоты, добра и правды, которые и создают истинное, по Толстому, величие человека. В Болконском нет того, что есть в Пьере: соединения исключительного с обыкновенным. Андрею не хватает демократизма. Известно, что в первоначальном замысле романа Толстой собирался у б и т ь на Аустерлицком поле блестящего молодого человека. Толстой ведет героя к смерти в расцвете сил и лет с самого начала романа, т. к. Болконский болен «наполеоновской идеей» и безбожен, а Пьер Безухов – это «взрослый ребенок», он перетекает из одного внешнего состояния и сердечного настроя в другой, это, по замыслу Толстого, и есть естественный путь жизни
Слайд №22. Сын Николушка. Сообщение.
Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне - Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, я сделаю то, чем бы даже ОН был доволен". Возможно, Толстой намеревался связать образ Николеньки с зарождающимся декабризмом.
Таков итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа -

Андрея Болконского.

V Слайд №23
.
Заключительное слово. Подведение итогов. Рефлексия.

Ответ на проблемный вопрос
:
В статье учебнике «Вслед за любимыми героями»

образ Андрея Болконского определен как трагический. Согласны ли вы с этим

определением?
(Жизнь князя Андрея в романе постоянно связана с крушением сложившихся у него представлений о славе, о героизме, об общественной деятельности, о любви. Поэтому образ героя является трагическим)
Оценка работы группы критиков, литераторов, чтецов,

Оценка заполнения таблиц – на следующем занятии.

Создание дерева жизни Андрея Болконского
. 7
На стенде - макет дерева, на столе - листочки, на которых написаны серым цветом качества характера, которые мешали А.Б. стать идеальным героем, зеленым – положительные, которые вызывают уважение к нему. Обучающиеся берут листочки и булавками прикалывают их на дерево: с одной стороны - серого цвета, с другой – зеленого. (Желание славы, «наполеоновская идея», безбожие, любовь к миру, слиянием с миром, аристократическая гордыня, внутренняя честность, мужество, интеллектуальная высота, пренебрежительное отношение к простым людям и простым потребностям жизни, неумение прощать, тщеславие, требовательность к самому себе и к окружающим, забота о солдатах, патриотизм, умение дружить, способность правильно оценивать свои поступки)
Чтение стихотворения.
Холодный дом, и осень за окном. Мне кажется, я для любви потерян. И вот беру я с книжной полки том - «Война и мир» великого Толстого. Наташа, Пьер, Андрей и старый князь - Все это в детстве моем школьном было. Вдруг от страниц повеяло теплом, И понял я - любовь всему мерило. Любовь, семья и отчий дом - Вот то, что мне всего дороже. Великий смысл, наполненный добром, Несет бессмертный гений мудрого Толстого.
Слайд №24. Домашнее задание.
8

Раздаточный материал к уроку.
Дорога чести Андрея Болконского.
Этапы

Характеристика данного этапа в жизни князя

Андрея.
1. Жизнь в светском Петербурге. Чувство неудовлетворенности своей жизнью, презрения к светскому обществу. Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Прежде о н боялся конца. О н два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его. Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденной о т удерживавшего е г о гнета жизни распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней. Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни.. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше о н отрекался от жизни и т е м совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая бе з любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше. Любовь? Что такое любовь? – думал он.- Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику. Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение! Для дерева: Желание славы, «наполеоновская идея», безбожие, любовь к миру, слиянием с миром, аристократическая гордыня, внутренняя честность, мужество, интеллектуальная высота, пренебрежительное отношение к простым людям и простым потребностям жизни, неумение прощать, тщеславие, требовательность к самому себе и к окружающим, забота о солдатах, патриотизм, умение дружить, способность правильно оценивать свои поступки. 9

Латыпова Светлана Ханифовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ БСХПК
Населённый пункт: Караидель
Наименование материала: Урок - путешествие по страницам романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
Тема: "Дорога чести" Андрея Болконского
Дата публикации: 26.12.2016
Раздел: среднее профессиональное

ГБПОУ БСХПК Открытый урок - путешествие по страницам романа Л. Н. Толстого " Война и мир " по теме « Дорога чести » Андрея Болконского
Составитель конспекта урока преподаватель русского языка и литературы Латыпова С. Х.
2016 г.

Эпиграф:
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – это душевная подлость». Л.Н.Толстой.
Цели:
1. Анализируя текст, выяснить, в чем состоит душевная глубина и своеобразие Андрея Болконского на пути в непрерывных поисках истины, и каков принцип изображения Толстым положительных героев. 2. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию. 3. Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма.
4. Формировать концепцию учащихся.
Оборудование урока:
 на уроке используется презентация (на слайдах тема урока, название урока, проблемный вопрос урока, эпиграфы к уроку);  на уроке используется раздаточный материал: таблицы, систематизирующие знания учащихся об образах главных героев романа Л.Н. Толстого; карточки с цитатами из романа.
Основные приемы и методы:
 урок построен с использованием приемов технологии личностно- ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления; используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.
Проблемный вопрос:
Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского «дорогой чести», и как эта мысль Толстого в романе «Война и мир» сочетается с его представлением о том, «как жить, чтобы жить честно…»
Ход урока.
1. Организационный момент. 2. Слово учителя с элементами беседы 3. Обобщение. Роль классической литературы в жизни человека. 4. Закрепление. 5. Подведение итогов. 6. Домашнее задание.
Учитель
. Словарная работа (слайд 1-3) ДОРОГА (многозн., перен.) – средство достижения какой-нибудь цели, жизненный путь. ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть (словарь В. И. Даля). ЧЕСТЬ – ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТОЛЮБИЕ – ДОСТОИНСТВО ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ – добивающийся высокого положения, жаждущий известности и славы. КНЯЗЬ (многозн.) – наследный титул потомков таких лиц или лиц, получавших его при царизме в награду, а также лицо, имеющее этот титул. АНДРЕЙ (греч.) – храбрый, мужественный. АПОСТОЛ АНДРЕЙ – ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси. Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает. (русская пословица)

Учитель
. Л.Н.Толстой в романе изображает историю огромной страны, целого народа. Историю народа он описывает, изображая жизнь своих любимых
героев. В числе любимых героев писателя_ Андрей Болконский. Этот герой находится в постоянном поиске смысла жизни, проходя свою «дорогу чести». Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с ним в салоне Анны Павловны Шерер.

Учитель.
Зачитайте его описание.
Ученик.
«Он был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женою». (слайд 4)
Ученик.
На лице у Андрея Болконского усталость и скука.
Учитель.
Что говорит он Пьеру Безухову?
Ученик
. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне».
Учитель
. Болконский любил свою жену, но осознавал, что должен сделать больше, чем жить в светском обществе. Это доказывают его слова, обращенные к Пьеру. (слайд 5)
Ученик
. «Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, которую ты выбрал, пока ты не увидишьее ясно…» (слайд 6,7,8)
Учитель
. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своем Тулоне. В этот период его кумиром был Наполеон, личность деятельная и сильная. Решение пойти на войну принял, отчасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая свое Отечество. В своих тщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова, но в отличие от штабных офицеров, таких как Жерков и Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Докажите текстом.
Ученик
. «Не смотря на то, что еще немного времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнегопритворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным
….»
(слайд 9)
Ученик
. Что думает князь Андрей Болконский о войне 1805года?
Ученик
. «Увидев Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина компании проиграна, понял всю трудность положения войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней». (слайд 10-11)
Учитель
. Что А.Болконский делает?
Ученик
. А.Болконский настаивает на том, чтобы его направили в отряд Багратиона, которому было поручено задержать неприятеля, не позволить ему отрезать «путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России».
Учитель
. Какие цели он преследует, о чём мечтает?
Ученик
. Мечтает о подвиге, о славе. Хочет быть похожим на Наполеона. (слайд 12,13)
Учитель
. Начинается Шенграбенское сражение. Князя Андрея охватывает
волнение. Он пытается понять, в чем же выразится его «Тулон».Это сражение позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия.
Учитель
. Что понял Андрей Болконский на батарее Тушина?
Ученик
. Что успехом дня мы обязаны действию батареи и стойкости капитана Тушина с его ротой.
Учитель
. Но после Шенграбенского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему мечталось.
Учитель.
(слайд 14) Вспомним Аустерлицкое сражение. Перед Аустерлицким сражением князь Андрей «твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или его «Аркольского моста». Смерть, раны, личная жизнь – все отошло на второй план. На переднем плане герой, князь Андрей. Когда подпрапорщик, державший знамя полка был сражен князь Андрей подхватил знамя и повел батарею в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных событий, и высокое небо заставило его ощутить свою ничтожность перед вечностью. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от их истинного смысла жизни. Зачитайте.
Ученик.
«Он ничего не видал. Над ним не было ничего уже кроме неба – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого неба, с тихо ползущими по нем серыми облаками
…»
(слайд 15,16,17)
Учитель.
В этот момент проезжающий мимо со своей свитой Наполеон, театрализовано крикнул «Вот прекрасная смерть!». Он показался Болконскому маленьким и ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим небом. Подтвердите текстом.
Ученик.
«…чувствовал, что исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в ту минуту Наполеон казался ему ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душойи этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками….» (слайд 17)
Учитель.
А.Болконский в первых же сражениях расстается с двумя заблуждениями: восторг к Наполеону и надеждой спасти армию. Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти". Ему кажется, что жизнь кончена. (слайд 18,19)
Учитель.
Кто помогает А.Болконскому?

Ученик.
Пьер Безухов.
Учитель
В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить".
Учитель.
Беседа с Пьером Безуховым не прошла бесследно. «…князь Андрей чувствует, что слова Пьера произвели на него большое впечатление, и в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое небо, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицким поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. За 2 года жизни в деревне
А.
Болконским были осуществлены без заметного труда все мероприятия, которые задумал Пьер у себя: перевел крестьян в хлебопашцы, заменил барщину оброком, открыл в Богучарове школу. (слайд 21,22)
Учитель
. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым. И по дороге к нему князь Андрей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек его внимание тем, что на нем не было ни одного зеленного листика. Андрей Болконский пришел к выводу, что человек как дерево должен доживать свой век несуетливо и терпеливо. Зачитайте.
Ученик.
«Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками…Только он не хотелподчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». (слайд 23)
Учитель.
Но скоро его жизнь изменилась. Кто ее изменил?
Ученик.
Он встретил и полюбил Наташу Ростову.
Учитель.
Вспомним ночь в Отрадном.(слайд 24)
Ученик
«Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату…»
Учитель.
Вот в этот момент герой почувствовал себя частью той лунной ночи, которая очаровывала Наташу. Жизнь уже не проходила мимо, как раньше. Он ее глазами увидел серебристые деревья, сочную траву, блестящую от росы крышу….»
Учитель.
Возвращаясь от Ростовых, князь Болконский заметил, что дуб зазеленел. Это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Подтвердите текстом. (слайд 25)
Ученик.
«Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца

Сквозь жесткую столетнюю кору пробились из сучков сочные, молодые листья…. »
Учитель.
Болконский понимает, что жизнь в 31 год не кончена. К нему приходит новое желание деятельности и славы. Куда отправляется князь
Андрей? (слайд 26)
Ученик.
Он уехал в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии Сперанского по составлению новых законов.
Учитель.
Но вскоре проследовало разочарование в работе комиссии. Князь Андрей понял, насколько эта работа далека от насущных интересов народа. Андрей Болконский близок к новому духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел подлинное счастье. Болконский весь отдается своему чувству. И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею "вино ее прелести ударило ему в голову".(слайд 27,28,29) Что нарушило его счастье?
Ученик.
Обман и измена Наташи с Анатолием Курагиным.
Учитель.
Но князь Андрей был человеком чести, он не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращается в действующую армию, Отечественная война резко изменила жизненный путь героя. Как изменила? (слайд 30,31,32,33)
Учитель.
Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесенной ему обиде. Но в нем личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться, быть с армией и народом. Болконский поступает на военную службу, отказавшись от штабной должности. Во время Бородинского сражения он стоял со своим полком в резерве под сильным огнем Неприятеля. Не вступая в бой, полк потерял треть солдат. Князь Андрей "весь был предан делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!" Во время Бородинского сражения Болконский был ранен осколком гранаты, и, очнувшись в перевязочном пункте, он увидел Анатолия Курагина. Что произошло в этот момент?
Ученик.
Он увидел Анатолия Курагина, вспомнил Наташу и простил их. Он почувствовал сострадание, любовь к ним. Болконский в этот момент любил всех людей на земле, не разделяя их на друзей и врагов. (слайд 34,35)
Учитель.
Я считаю, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощутил Андрей в критический момент своей жизни, - это чувства доступные не всем людям. Эти чувства могут возникнуть в честной, благородной душе. Претерпевая тяжкие страдания, сознавая, что умирает, Болконский испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. Ему кажется, сто смысл жизни и путь к истине указаны в учении Христа. Жизнь и смерть долго боролись в князе Андрее. Близкие Андрея Болконского сохранили о нем светлую память как о человеке ясного ума, сильной воли, стремление к деятельности на благо людям было делом чести. Линия жизни героя не оборвалась: вырос Николенька, в памяти его продолжает жить образ отца.

3)Закрепление.

Учитель.
Давайте составим таблицу «Этапы идейно-нравственных исканий А.Болконского».

Учитель
. Андрей Болконский, пройдя ряд жизненных испытаний, находит свое счастье и успокоение. В процессе этих испытаний он нравственно растет и развивается. Ни война, ни личные беды не сломили его, он, напротив, стал ещё лучше, чище и добрее.

Подведение

итогов

5) Домашнее задание
Война 1805 г. Начало единения с «мыслью народной» Салон Шерер Мечты о подвиге, чтобы заслужить любовь народную. На государственной службе. Встреча с Наташей - идеалом «простоты, добра и правды». 1812 год Единение с солдатским миром Аустерлиц Образ бесконечного неба. Бал Курагин «О, подлая, бессердечная порода». Смертельное ранение Подвиг батареи Тушина Отрадное Нравственное возрождение Аудиенция у Аракчеева Опорные положения темы «Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского».

Постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде была исполнена короткая жизнь Андрея Болконского.

Неудовлетворенный светской жизнью, мечтая о полезной деятельности, полезной для России, князь Андрей в!805 году уезжает на службу в армию. Его увлекает в ту пору судьба Наполеона, его влекут честолюбивые мечты. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в штабе Кутузова и, в отличие от штабных офицеров, таких, как Жерков и Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Князь Андрей - патриот, он чувствует ответственность за судьбу России и армии, он считает своим долгом быть там, где особенно трудно.

Встречи с капитаном Тушиным до боя, во время боя, а затем в штабе Багратиона впервые поколебали его мечты о славе. Князю грустно и тяжело оттого, что при столкновении с реальной жизнью его мечты оказываются неверными.

Перед Аустерлицким сражением князь Андрей «твердо был уверен, что нынче день его Тулона или его Аркольского моста». Он совершает подвиг, останавливая бегущих солдат и со знаменем в руках увлекая их в атаку.

Перед лицом смерти, на поле брани князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. Его кумир Наполеон со своим тщеславием кажется ему теперь таким ничтожным по сравнению с тем «неизмеримо высоким», вечным небом, которое он увидел и понял: «Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

Возвращение Андрея Болконского домой не было радостным. Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал себя нравственно ответственным, углубили его духовный кризис. Он безвыездно живет в деревне, занимаясь хозяйством и воспитанием сына Николеньки. Ему кажется, что жизнь его уже кончена. Однако встреча с Пьером, утверждавшим, что «надо жить, надо любить, надо верить», не прошла для него бесследно. Под влиянием Пьера началось духовное возрождение князя Андрея. За два года жизни в деревне им были осуществлены без заметного труда «все те мероприятия по имениям», которые затеял у себя Пьер и «не довел ни до какого результата». В одном из имений он перевел крестьян в вольные хлебопашцы, в других барщину заменил оброком. В Богучарове открыл школу. Встреча с Наташей в Отрадном окончательно пробуждает его к жизни.

Процесс духовного обновления князя Андрея ярко раскрывается в восприятии им природы. Встреча со старым дубом, преображенным и обновленным, утверждает его в мысли, что «жизнь не кончена в 31 год».

Князь Андрей возвращается в Петербург, участвует в реформах Сперанского, работает в комиссии по составлению новых законов. Однако очень скоро ему пришлось разочароваться и в Сперанском, и в той работе, которую он выполнял. Болконский понял, что в условиях дворцовой бюрократической среды полезная общественная деятельность невозможна.

Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе Ростовой пробудила в нем мечты о семейном счастье, однако и в личной жизни его ждала горечь разочарования. Увлечение Наташи Анатолем Курагиным разрушило его надежды на счастье в любви. И «тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде перед ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного».

Князь Андрей снова идет служить в армию. События 1812 года обозначили новый этап в жизни героя. Его личное горе отступило на второй план перед всенародной бедой. Защита Родины становится высочайшей целью жизни. Мечты о личной славе больше не волнуют его. В Бородинском сражении князь был тяжело ранен. Претерпевая тяжелейшие страдания, сознавая, что умирает, Андрей Болконский перед таинством смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения.

Близкие Андрею люди сохранили о нем светлую память как о человеке ясного ума, сильной воли, для которого стремление к деятельности на благо людям было делом чести. Жаждущая правды душа его продолжает жить в сыне князя Андрея Николеньке Болконском.

В произведении “Война и мир”, романе историческом, Лев Николаевич Толстой прослеживает, каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из дворянской, аристократической, среды в эпоху войн тысяча восемьсот пятого – тысяча восемьсот двенадцатого годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые привели его к отрицанию своей среды, а потом и к разрыву с ней. Толстого интересовал “декабристский элемент” в его нравственно-психологическом содержании, и отсюда раскрытие в этом плане облика декабристов

Стало одной из задач “Войны и мира”. Толстой художественно решает ее, рассказывая о жизненном пути – “дороге чести” – одного из своих любимых героев – Андрея Болконского.
Духовное развитие князя Андрея начинается в романе с глубокой неудовлетворенности тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: “Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами”. На лице князя усталость и скука. “Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне”, – говорит он Пьеру.
Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию. В войне тысяча восемьсот пятого года активность его связана с честолюбивыми мечтами о славе, о “своем Тулоне”. Его кумир в это время – Наполеон, личность деятельная и сильная. Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодежи начала девятнадцатого века. Но князь Андрей стремится не только к личной славе. Он хочет счастья для людей, его мечты проникнуты гражданским пафосом. Автор выделяет своего героя из толпы штабных искателей легкой карьеры и наград, таких, как Друбецкой. Андрей Болконский – патриот, а не лакей, равнодушный к господскому делу.
Романтическое представление о Наполеоне и его чести, мечты о его фантастической судьбе окончательно развеялись на Аустерлицком поле. Там он совершает подвиг, о котором так мечтал: со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, уже готовых к бегству. Получив ранение, лежа на поле боя, Князь Андрей смотрит в небо и размышляет о ничтожности человека по сравнению с вечностью. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходит к выводу, что жизнь для себя и своих близких – это единственное, что ему остается. Но деятельная и кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. По силе воли и характера, по стремлению к практической деятельности, по трезвому взгляду на жизнь и людей, по господству в нем разума над чувством, по богатству и разнообразию своих способностей князь Андрей близок к декабристам типа Пестеля.
Трудно возвращается Андрей Болконский к настоящей, достойной его жизни. Вехой на этом пути возрождения становится встреча с Пьером Безуховым, возвращающимся из киевских имений. Друзья спорят о смысле жизни, о положении народа, о взаимоотношениях дворян и крестьян. Высказанная князем Андреем в беседе с Пьером мысль о том, что крепостное право растлевает самих владельцев “крещеной собственности”, являлась аникрепостнической; она была в частности одним из аргументов декабристов в их борьбе против крепостного права.
После отъезда Пьера Андрей Болконский проводит в своем имении ряд мер, облегчающих положение крестьян, улучшающих их быт. Одним из первых он применяет закон о вольных хлебопашцах, враждебно встреченный в дворянских кругах. Но занятие хозяйством уже не может удовлетворить князя Андрея, и он едет в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии. Поняв, насколько эта работа далека от насущных интересов народа, Андрей Болконский близок к новому духовному кризису. От него князя Андрея спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел подлинное счастье. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь “как будто бесконечный свод, в котором.не было ничего вечного и таинственного”.
Последний и самый значительный этап жизни князя Андрея связан с грозными событиями тысяча восемьсот двенадцатого года. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться против захватчиков. Болконский разделяет те чувства, которые испытывают армия и народ. В действиях завоевателей он видит проявление той же злой, эгоистической силы, которая в лице Анатоля Курагина вторглась в его жизнь, исковеркав ее. Болконский просит направить его в полк. Там он свой человек, солдаты называют его “наш князь”, любят за храбрость. Здесь, в полку, князь Андрей начинает понимать, что главное назначение человека – служить интересам родного народа. Таким образом, по взглядам, отношению к окружающей действительности, народу князь Андрей – человек передовых убеждений. Такие, как он, впоследствии пришли к декабризму.
Андрей Болконский – любимый герой Толстого; в его образе писатель стремился раскрыть свой идеал положительного человека. Князя Андрея, умирающего от раны, полученной на Бородинском поле, Толстой примиряет не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Болконский, наконец, постигает смысл жизни: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле.и которой я не понимал”. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовь правит жизнью, что только она может стать основой истинного совершенства, избавить человечество от мук и противоречий.
Итак, Лев Николаевич Толстой в романе “Война и мир” поднял проблемы, имеющие общечеловеческое значение. Максим Горький писал, что “Война и мир” – это “документальное изложение всех исканий, которые предприняла в девятнадцатом веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело.”

  1. Роман “Анна Каренина” создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и самые имена...
  2. Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, близ Тулы, где и прошли детские годы будущего писателя. Писать Толстой начал с семи лет. К нам дошла его...
  3. Для чего жить и что такое я? Л. Толстой. Война и мир В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Войн и мир” изобра­жено множество человеческих судеб. На страницах рома­на мы встречаемся с...
  4. И вот нашли большое поле. М. Ю. Лермонтов Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее “Война и мир” дает широкую картину жизни России с 1805 по 1820 год. Этот исторический период, как,...
  5. Пой сладкозвучный гимн священной красоте! Она одна живет, безгрешна и извечна, Смерть может разбросать миров дрожащий рой, Но красота горит, рождаясь бесконечно. Депонт де Лиль, “Гипапсия” Человек всегда стремится к...
  6. Роман – эпопея “Война и мир” – произведение общенационального исторического масштаба, разворачивающее перед нами широчайшую панораму жизни русского общества первой трети XIX века. Жанр романа – эпопеи описывает жизнь нации...
  7. Л. Н.Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н.Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их...
  8. Настоящая жизнь в романе представлена в споре Пьера Безухо-ва и князя Андрея Болконского. Эти два молодых человека пред-ставляют себе жизнь по-разному. Кто-то считает, что жить надо только для других (как...
  9. Толстой – это целый мир. А. М. Горький Не перестаешь восхищаться талантом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Каждый раз, перечитывая его произведения, приходишь к мысли – какой великий дар,...
  10. К началу 60-х годов, когда Толстой приступил к созданию “Войны и Мира”, у него уже выработалась своя историко-философская концепция, которая рельефно отразилась в его эпопее. Он считал, что только деятельность...
  11. Лев Николаевич Толстой является непревзойденным мастером в искусстве психологического анализа души человека. Наиболее ослепительно тот самый феномен писателя проявляется в его великом произведении – романе-эпопее “Война и мир”. В героях...
  12. В Третьяковской галерее находится портрет гения русской и мировой литературы Льва Николаевича Толстого работы художника Крамского. С холста глядит в упор прозорливо и испытующе мудрец в мужицкой рубахе. Взгляд его...
  13. “Л. Толстой Не пытается создавать идеалы; он берет Жизнь, как она есть.” Это суждение Современницы писателя прямо относится к Тем женским образам романа “Война и мир” – Соня, княжна Марья,...
  14. Долохов Федор – “семеновский офицер, известный игрок и бретер”. “Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как...
  15. В 70-е годы Л. “Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе...
  16. В романе Михаил Илларионович Кутузов описан как реальное историческое лицо, участник действительных событий, главнокомандующий русской армией, однако по ходу сюжета связан с другими действующими лицами “романическими” отношениями. В формировании замысла...
  17. В основе построения сюжета романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” лежит прием резкого противопоставления, контраста, антитезы. Этот контраст звучит уже в названии произведения. Военным действиям, войне, разрушению, злу автор...
  18. Решение сложных проблем семейной жизни героев произведения совершенно недвусмысленно оттеняется в “Анне Карениной” изображением поистине счастливой семьи крестьянина Ивана Парменова. Соответствующие страницы служат не только фоном, на котором яснее видна...