100 лет одиночества анализ произведения. Художественное своеобразие романа Маркеса «Сто лет одиночества

17 апреля ушёл из жизни Габриэль Гарсиа Маркес - писатель, ещё при жизни ставший классиком. Всемирную славу литератору принес роман «Сто лет одиночества» — книга, которая была написана в такой необычной манере, что её отказывались публиковать многие издательства. Рискнуло лишь одно — и произведение стало международным бестселлером. На данный момент во всем мире продано больше 30 миллионов экземпляров книги.

Габриэль Гарсия Марксес. Фото: flickr.com / Carlos Botelho II

Предыстория

Лауреат Нобелевской премии по литературе и один из самых известных колумбийских писателей (если не самый известный), Габриэль Гарсиа Маркес родился в 1927 году в небольшом городке Аракатака. Всё детство мальчик провёл вместе с бабушкой и дедушкой (полковником в отставке), слушая народные предания и легенды. Спустя годы они найдут отражение в его произведениях, а сам город станет прообразом Макондо - вымышленного места, где происходит действие романа «Сто лет одиночества». Спустя еще несколько десятков лет мэр Аракатаки предложит переименовать город в Макондо и даже проведёт голосование - правда, жители его идею не поддержат. И всё же Маркесом будет гордиться вся Колумбия - а в день смерти писателя президент страны напишет в своем микроблоге: «Тысяча лет одиночества и грусти из-за смерти самого великого колумбийца всех времён, выражаю свою солидарность и соболезнования семье».

Машина, фен и миксер — за роман

Когда Маркес задумал «Сто лет одиночества», ему было почти 40. К тому моменту он объездил полмира в качестве корреспондента латиноамериканских газет и опубликовал несколько романов и повестей, на страницах которых читатели встретили будущих героев «Одиночества» Аурелиано Буэндию и Ребеку.

В 1960-х писатель зарабатывал на жизнь, работая пиар-менеджером и редактируя чужие киносценарии. Несмотря на то, что ему надо было содержать семью - жену и двух детей, он рискнул и решил воплотить грандиозный замысел нового романа. Маркес отказался от работы и заложил свою машину, а вырученные деньги отдал супруге, чтобы та каждый день обеспечивала его бумагой, сигаретами и всем необходимым. Сам же автор целиком погрузился в работу. На 18 месяцев он ушёл в «добровольное заточение» — результатом работы стал роман «Сто лет одиночества».

Когда Маркес закончил книгу, то узнал, что семья погрязла в долгах. Например, мяснику они задолжали 5000 песо — огромную по тем временам сумму. Как рассказывал писатель, у него даже не хватало средств, чтобы послать рукопись издателю — на это требовалось 160 песо, а у автора была лишь половина денег. Тогда он заложил миксер и своей жены. Супруга отреагировала словами: «Не хватало только, чтобы роман оказался плохим».

Солдаты времён гражданской войны в Колумбии. 1900 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Desconocido

Магический реализм «Ста лет одиночества»

Роман не оказался «плохим». Правда, прежде чем попасть в руки к нужному человеку, текст отклонили несколько разных издательств - по-видимому, их «испугала» необычная манера письма Маркеса. В его произведении смешивается реальная повседневная жизнь и фантастические элементы — например, в романе появляются умершие персонажи, цыган Мелькиадес предсказывает будущее, а одну из героинь уносит в небо.

Несмотря на то, что такой художественный метод как магический реализм (а именно его взял на вооружение писатель) существовал ещё до Маркеса, литераторы не очень часто прибегали к нему. Но роман «Сто лет одиночества» изменил отношение к магическому реализму — сейчас он считается одним из «вершинных» произведений этого метода.







Хроника одного семейства

Автор описывает историю семи поколений семьи Буэндиа — жизнь героев, уделом которых стало одиночество. Так, первый представитель Буэндиа, основатель города Макондо, много лет провёл в одиночестве под деревом, кто-то провёл остаток жизни, запершись в кабинете, кто-то умер в монастыре.

«Точкой отсчёта» для Маркеса послужил инцест, в результате которого в семействе родился ребёнок со «свиным хвостиком». Предание о нём передаётся у Буэндиа из поколения в поколение, однако между родственниками снова и снова возникают любовные отношения и происходит кровосмешение. В конце концов круг замыкается — спустя 100 лет рождается еще один ребёнок со «свиным хвостиком». На нём род Буэндиа и прерывается.

Спустя 15 лет после публикации «Ста лет одиночества» Габриэль Гарсиа Маркес стал первым колумбийцем, получившим Нобелевскую премию по литературе. Награда была присуждена с формулировкой «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

Фрагмент обложки романа Габриэля Гарсия Марксеса «Сто лет одиночества». Фото: flickr.com / Alan Parkinson

Роман-сказка, роман-метафора, роман-аллегория, роман-сага – как только не называли произведение Габриэля Гарсии Маркеса «Сто лет одиночества» критики. Роман, вышедший чуть более полувека назад, стал одним из самых читаемых произведений ХХ века.

На протяжении всего романа Маркес описывает историю маленького городка Макондо. Как оказалось впоследствии, такой поселок существует на самом деле – в глуши тропической Колумбии, недалеко от родины самого писателя. И все же с подачи Маркеса это название навсегда станет ассоциироваться не с географическим объектом, а с символом города-сказки, города-мифа, города, где навсегда останутся живы традиции, обычаи, истории из далекого детства писателя.

Действительно, весь роман пропитан какой-то глубокой теплотой и симпатией писателя ко всему изображаемому: городку, его жителям, их обычным повседневным заботам. Да и сам Маркес не единожды признавался, что «Сто лет одиночества» — роман, посвященный его воспоминаниям из детства.

Со страниц произведения пришли к читателю сказки бабушки писателя, легенды и рассказы его деда. Часто читателя не покидает ощущение, что рассказ ведется от лица ребенка, который подмечает все мелочи жизни городка, пристально наблюдает за его жителями и рассказывает об этом нам совершенно по-детски: просто, искренне, без каких-либо прикрас.

И все же «Сто лет одиночества» — это не просто роман-сказка о Макондо глазами его маленького жителя. В романе четко отображается почти столетняя история всей Колумбии (40-е гг. ХІХ века – 3-е гг. ХХ века). Это было время значительных социальных потрясений в стране: череда гражданских войн, вмешательство в размеренную жизнь Колумбии банановой компании из Северной Америки. Обо всем этом маленький Габриэль когда-то узнал от своего деда.

Так и вплетаются в канву истории целых шесть поколений рода Буэндиа. Каждый герой – отдельный характер, представляющий особый интерес для читателя. Лично мне не понравилось наделение героев наследственными именами. Несмотря на то, что это действительно принято в Колумбии, подчас возникающая путаница откровенно раздражает.

Роман богат лирическими отступлениями, внутренними монологами героев. Жизнь каждого из них, являясь неотъемлемой частью жизни городка, в то же время максимально индивидуализирована. Насыщено полотно романа всевозможными сказочными и мифическими сюжетами, духом поэзии, иронией всех видов (от доброго юмора до въедливого сарказма). Характерной чертой произведения является практическое отсутствие больших диалогов, что, по моему мнению, значительно осложняет его восприятие и делает несколько «неживым».

Особое внимание уделяет Маркес описанию того, как исторические события меняют человеческую сущность, мировоззрение, нарушают привычный мирный ход жизни маленького городка Макондо.

Конец романа поистине библейский. Борьба жителей Мокондо с силами природы проиграна, джунгли наступают, а дождевой потоп повергает людей в пучину. Удивляет, однако, какой-то «куцый» конец романа, произведение словно обрывается, его финал заключен в тесные рамки нескольких абзацев. Далеко не каждый читатель сможет понять глубинную суть, вложенную в эти строки.

Да и критики романа совершенно по-разному подходили к ее трактовке. Недаром автор, говоря об идее романа, печалился, что многие так и не поняли ее. Своим произведением Маркес хотел подчеркнуть, что одиночество – антипод солидарности, и человечество погибнет, если не будет существовать некая духовная общность, единая мораль.

Тем не менее, роман до сих пор входит в десятку самых популярных произведений прошлого столетия. Думаю, каждый находит в нем что-то свое, порой необъяснимое словами. Да и темы, поднимаемые автором, никого не могут оставить равнодушным: родственные отношения, вопросы морали и нравственности, война и мир, такое естественное желание людей жить в гармонии с собой и окружающим миром, разрушающая сила безделья, развращенности, замкнутости в самом себе.

Что касается лично моего восприятия романа, то я не отношусь к армии поклонников «Ста лет одиночества». На недочеты произведения (по моему скромному мнению, конечно) я уже указала. Роман читается тяжеловато именно из-за повествовательного характера, его «сухость» за счет отсутствия большого количества диалогов очевидна. Впрочем, логика ясна – какие диалоги в произведении с таким названием? Да и концовка удивляет и оставляет неизгладимое чувство какой-то незавершенности.

Вывод: читайте роман, знакомьтесь с его героями, определяйтесь, становиться ли поклонником «Ста лет одиночества» или нет. В любом случае, время, проведенное за чтением этого произведения, не пройдет для вас даром – это я точно могу гарантировать.

58 комментариев

Признаюсь, что не дочитал книгу до конца. Где-то ближе к 2\3 окончательно запутался в тех самых шести поколениях. Однако, как пишет реценцор: «роман до сих пор входит в десятку самых популярных произведений прошлого столетия» и это правда. Сто лет одиночества — одна из самых запомнившихся мне книг, которые я прочитал за последнее время. К рецензии могу добавить, что подчас события, описываемые в книге, как обычная жизнь, носят мистический характер.

Вот-вот, на фоне русской классики и мировой литературы «классического» уровня этот роман лично мне показался каким-то безыдейным абсурдом. Начало подкупает неким колоритом, но затем все никак не наступает никакой завязки. Беспрерывный поток персонажей и событий поступает, словно из трубы, и плавно уходит в сливное отверстие. Я принудил себя дослушать это произведение до конца, и могу сказать — и в конце ничего качественно нового не происходит, незачем было мучиться.

С этой книги я начал знакомство с миром латиноамериканской литературы. Сейчас она выглядит несовременно и сложно (что, может быть, одно и то же). Но равных ей еще нескоро напишут. Маркес описал мир магии настолько реально, что различить границу между реальностью и вымыслом в книге порою очень тяжело. Автор рецензии «сухо» отнесся к книге, да и рецензию стоит писать тогда, когда ты любишь книгу, любишь, как родное дитя.

Ох как же приятно! Решила прочитать рецензии, чтобы разобраться не упустила ли я чего. Нет ли тайного смысла, скрытых намерений? С огромным облегчением (ибо, признаюсь, туповата) узнала — нет, это просто бред скучающего и графомания. «…Каждый герой – отдельный характер…» — а??? На мой взгляд — каждый герой один и тот же человек с набором привычек, поступков, суждений подходящих данному моменту времени. Осиливала данное произведение больше месяца и, если бы не совершенно абсурдные «чудеса» (порой развлекавшие своей глупостью), не прочла бы и четверти. Чес сло, блевотные американские мультики вызывают у меня столько же умиления, сколько эта «Сто лет отрыжки», но, признаюсь, последнее будет очень трудно изгнать из памяти. Обещаю стараться.

Вот Ольга негативно отозвалась о романе, но эти её «Сто лет отрыжки» говорят,что след в её голове книга оставил точно. Какие неожиданный сравнения и метафоры! Нет, ребята,это чудо!

Роман надо читать. И глубокого смысла он не лишен, напротив автор романа много раз подряд (на примере «Аурелиано», «Хосе Аркадио» и других героев) сообщает нам, что надо любить и быть любимыми, нельзя отказываться от любви (речь конечно не о любви между родственниками), ибо это на примере героев книги приводит к глубокому одиночеству.

На мой взгляд, книга читается довольно легко. Самое главное не путать персонажей и понимать о ком из них в данный момент идет речь. Хотела понять основную философскую суть романа. Долго над этим думала. Мне кажется, что автор хотел сказать о глупости и распутстве всего рода Буэндино, что все ошибки их из поколения в поколение повторяются по кругу — одни и те же, что и привело к гибели этого рода. Читать интересно, однако после прочтения возникло чувство безысходности.

Книга очень понравилась. Прочитала на одном дыхании, даже на свое удивление. Единое замечание так это повторяющиеся имена — там было сложновато их упомнить. Всем рекомендую к прочтению.

А мне книга очень понравилась! Да, конечно путаешься в одних и тех жи именах. После первой трети книги даже пожалела, что не начала вовремя рисовать родословную, чтобы не забывать кто чей ребенок. Но если не растягивать книгу на месяц, а прочитать без перерывов в несколько дней, то можно сориентироваться кто есть кто.
Впечатления только хорошие. Очень понравился стиль написания без диалогов. Перечитывать бы конечно не стала, но ни капли не жалею что прочитала!

Я очень много читаю. Маркес, Павич, Борхес, Кортасар и.т.д. Лучше чем этот роман я никогда ничего не читала. После этой книги все остальные можно читать для того чтобы вновь убедиться что лучше еще ничего не было написаного. Это Маркес, и этим все сказанно. Роман мог не понравится человеку, не достигшему зрелости. Столько чувственности, столько боли чудес и одиночества. Я в восторге. Роман потрясающий.

Второй день как закончила читать. По-прежнему под впечатлением. Единственная в городе радуюсь тому, что среди адской жары, наконец-то идет дождь — чувствую себя в сюрреалистичной сказке =)
Книга действительно на любителя, не каждому понравится. По поводу «пейте язык Маркеса» — чистая правда, попробуйте его пить. Даже в переводе потрясающие аллегории, ирония и игра слов (как филолог говорю). И в именах можно распутаться — в википедии есть генеалогическое древо, кем-то заботливо составленное.
Чтоб легче читалось:
1. заранее настройтесь, что не будет привычных «вступления-завязки-кульминации-развязки», будет, как уже сказали: «Беспрерывный поток персонажей и событий поступает, словно из трубы, и плавно уходит в сливное отверстие». Первую половину книги от этого было скучно, а потом так привыкла, что стало грустно, когда все закончилось.
2. Получайте удовольствие от чудес и странностей, которые героям кажутся нормальными. Не надо пытаться их объяснять или просто кричать «Ну и чушь писал старый маразматик». Книга в жанре мистический реализм — тут так принято =)

книга-блеф, ничего поучительного, никакой полезной информации. никакой завязки, кульминации и развязки, все происходит на уровне одного события и поэтому многие читают залпом. Меня порой некоторые эпизоды вводили в смертельную тоску или просто шок. Категорически не советую никому, в особенности лицам с несформировавшейся психикой.

Согласна с Анной! роман читала давно, сейчас уже и не помню все детали и перепетии его, но засело в памяти- восторг и грусть!!! Да, именно, и боль и чувственность, и восторг и грусть! Когда испытываешь эмоции, а не разбираешь холодно, кто есть кто,и что за этим стоит…. Это как песня, не знаешь, о чем поют, но нравится ужасно, иногда так нравится, что мороз по коже! И почему-то представляла отдельные эпизоды в виде анимации, такой черно-белой, графической, лишь иногда, в цвете, в особых, острых случаях… В общем, это Маркес! А кому не нравится, что ж — просто вы на другой волне…

Это моя любимая книга. В первый раз когда прочитал, я понял это то, что я искал. Книга без фальши, как чистый голос солиста в церковном хоре. Рецензент сетует по поводу отсутствия диалогов. А зачем они нужны? Это же как эпос. Как Иллиада. Как сложно оказывается до народа доходят очевидные вещи. Читатель не хочет вдумываться, ему подавай в готовом виде, разжевывай. А котелок на что? На мой взгляд, каждый видит то, что хочет видеть. Хотите видеть диалоги, читайте других авторов. Недостатки есть и у русских классиков. Могу отстоять свое мнение и привести веские доводы.

Мне показалось, что незачем знать, кто чей сын или брат. мне кажется, в одном и том же имени кроется смысл судьбы,которая у всех. И чем раньше вы сбились, тем раньше поймете суть. Брат это или сват-не важно. Не важно даже то,кто ты-врач, проститутка, воин или кухарка. Важно не разобраться кто какой Аурелиано, а увидеть свое одиночество в этих людях и тот бумеранг, который повторяется начиная с первого человека на земле…мне так показалось…

С ума сойти, язык Маркеса не богатый? Не забывайте, что мы читаем всего лишь жалкий перевод! На языке писателя она сложна даже самим Испанцам.
Я не понимаю, как можно судить о книге лишь потому, что она слишком сложна и запутана. Я не скажу, что выделяюсь каким то особенным умом, но если не полениться и чуточку подумать, читать становится просто.
Мне книга понравилась, она оставила за собой в моей душе неизгладимый след, заставила мои чувства проснуться, помечтать, пофантазировать. А конец, оставивший за собой некую недосказанность заставляет еще больше возбудиться фантазии.
К тому же, на мой взгляд, плохой литературы, кроме современной, не существует.

Удивительный символичный роман, объясняющий сущность человеческого бытия. Замкнутый круг судеб и событий, все повторяется! Удивительно как легко Маркес в таком небольшом объеме выдает наше прошлое, настоящее и будущее. Удивительно как не навязчиво объясняет суть знаний, религии и воин. Истоки зарождения, жизни и смерти. Потрясающе! Это книга откровение, хоть и предостерегает нас: » Первый в роду был привязан к дереву, а последнего съедят муравьи» и «ибо ветвям рода, приговоренного к ста годам одиночества, не дано повторится на земле». И конечно, 100 лет одиночества- это бесконечное одиночество человека приходящего и уходящего в этот мир.

Порожаюсь людям которые пвтаются судить эту книгу, а сами даже в именнах разобратся не могут.
Куда вы лезите. господа?! читайте что нибить по проше….
Книга замечательная, да я согласна тяжелая, но замечательная, секс здесь как ширма. не думаю что он важен как таковой Я считаю книга о том что
одиночество ждет всех нас и всегда. и пусть ты пока молодой и сильный со множеством друзей. но все они уйдут со времение или еще по каким причинам, буть то смерть или твое не желание их видеть и ты останешься один…
но и боятся этого не нужно. просто нужно это принять и жить с этим.
я считаю так.
но если вы пытались разобратся только в именах думаю. вам рано читать такие книги. а уж судить что есть классика а что нет и по давно. вамэ

Не знаю я человек практичный. И любовь у меня такая. Если ты нужен человеку он будет с тобой. И ты постараешься быть. А если ты ему не нужен, хоть сколько не старайся смысла нет.

Что меня волнует например:

Что нужно для развития нации
Что нужно для выживания индивида
Подача воды
Еда
И тп и тд

Люди конечно могут веками, тысячилетями жить в деревне и наслаждаться сказочной «любовью» и заниматься сексом со всеми подряд. Жить и умирать и не оставлять никакого следа после себя.

Согласана с последним комментарием. Называть книгу плохой просто потому, что мозг недоразвит и плохо с памятью на имена? Или потому что язык сложноват и «нет длинных диалогов»?

Это не русская классика, здесь нет завязки-развязки и прочих канонов. Маркес писал ее десять лет, запершись дома, жена носила ему бумагу и сигареты, а он писал. Это книга-полотно, книга как лоскутное одеяло, это в конце концов книга, написанная колумбийцем. Зачем ее читать и пытаться подстроить под какие-то каноны литературы и собственные предрассудки?

Мне и многим тем, кто влюбился в эту книгу, не составило особого труда проследить сюжет и историю семьи Буэндиа, как и воспринять сущность этой истории. Все на самом деле очень и очень просто, Маркес предельно четко и ясно все написал: это книга от одиночестве, об индивидуализме и неспособности любить.

Писал он ее как раз в то время, когда лихорадка самолюбия и отсутствия общности заразила весь западный мир, и в книге он выразил свое мнение: любой род, выбравший одиночество, обречен на погибель.

Эту простую и четкую мысль он облек в такую чудесную, магическую, яркую форму, полную колоритных персонажей, невероятных происшествий и реальных событий из истории Колумбии.

Именно эта яркая оболочка в основном и привлекает к себе людей, которые сначала ищут в ней какую-то забавный романчик про любовные страсти, а потом неодумевают, куда же все подевалось и почему все стало так сложно. Стыдно, дрогие читатели, срамить действительно прекрасное произведение, только потому, что вам надо видимо читать детективчики.

Потрясающее произведение. Если вы не имеете отношения к филологии или вообще к чтению, как к чему-то серьезному, даже не берите эту книгу в руки. А автор этой статьи смешон. Кто вообще будет считаться с мнением неизвестно кого. Не вам критиковать гениального автора.

Макс, это ты смешон и люди вроде тебя, пишущие обобщенный фразы вроде «это гениальная книга», «всем советую». Автор высказывает свое мнение, и его интересно читать. И критиковать в праве кто угодно кого угодно. Это всяко лучше, чем сказать пустые слова вроде твоих, которые только раздражают. Было бы замечательно, если бы было побольше таких людей, как автор рецензии и поменьше выскочек вроде тебя. Если понравилась книга и ты делаешь громкие, но при этом пустые заявления, то обоснуй хотя бы свое мнение. Я этого все пишут, так как достало читать воду, вроде той, что ты написал.

Как же меня разочаровали отзывы… Книга гениальна. Автор на простых примерах раскрывает тему любви, дружбы, войны, развития, процветания и упадка. Этот единый и нерушимый цикл повторяется снова и снова. Автор раскрыл человеческие пороки, которые неизменно приводят к одиночеству. Повторяющиеся имена лишь усиливают ощущение цикличности времени, что постоянно отмечают для себя Урсула и Пила Тернера. Более того Урсула несколько раз пытается разорвать этот порочный круг, рекомендуя не называть потомков одними и теми же именами. А как тонко и незаметно описано развитие общества: утопическое первое поселение, появление церкви, затем полиции и власти, война, прогресс и глобализация, террор и преступление, переписывание властями истории.. Немыслимо, как автору удалось объединить историю, роман, трагедию и философию в реальную сказку. Это великое произведение.

Как говорилось ранее в книге идет бесконечный поток событий и запомнить, что с чем связано с каждой страницей становится труднее, выбивает каскад одних и тех же имен, в конце концов сливается все воедино. Не самое мое лучшее мое приобретение определенно. Может задумка есть, но я, видимо, не столь дальновидный как многие. Знаете, товарищи, на вкус и цвет — фломастеры разные. Меня никак не впечатлило данное произведение.

Во времена студенчества узнала о существовании этой книги и сразу возникли дебаты,что это очень мудрёная мура,с бесконечной путаницей имён.Решила даже не пытаться прочесть.И вот книга сама пришла ко мне в дом,и хотя я читаю довольно редко и очень избирательно,но Маркеса я не просто осилила,а с жадностью поглотила за 2 вечерне-ночных присеста.Как только имена стали повторяться,я немножко смутилась,но сделала,как мне кажется,один верный вывод о подходе к прочтению:эту книгу нельзя растягивать на недели и месяцы,иначе неминуемо вы запутаетесь,а вот если выделить ей 2выходных то перипетии с именами не собьют вас с толку и вы не упустите главную суть.Могу ещё добавить,что в политическом плане Маркес актуален,как будет и впредь,пока существует политика с её грязью и пока политиканы за высокими фразами прячут свою гордыню и пороки,принося в мир зло,разруху и упадок.Для России очень актуально.И ещё…Помимо всех явных и скрытых смыслов,книга ошарашила меня тем,что она действует как колдовской заговор,как мистическое средство манипуляции человеком-я физически чувствовала многое,о чём написано и ощущала себя на месте героев и героинь,как- будто события происходит именно со мной.Подобное,но скорее изматывающее и болезненное действие оказывает Достоевский,напрочь выматывая душу и оставляя долгое и тяжёлое послевкусие,не позволяющее прочесть что-то,менее глубокое.А от Маркеса эти ощущения скорее положительные,могу сравнить только с машиной времени,когда ты переносишься в самые первые, самые волнительные и головокружительные моменты своей жизни и как-будто заново переживаешь неповторимые сладостные минуты,уносящие в космос.Поэтому для меня эта книга-чистое колдовство.

Читал в юности, «проглотил» за неделю, мало что понял, мало что запомнил (кроме постоянных повторов сложных имен), мало что вынес. Через 20лет решил перечитать. Уже гораздо понятнее. Как писал Бродский, что надо обязательно помимо названия книги и имени автора писать его возраст в момент написания… Так же неплохо было бы писать и для какого возраста книга. Особенно в наш век «клипового мышления». Произведение не для любого взрослого, не то что для молодых, у которых «фломастеры еще разные». И особенно смешно читать «рецензии» непонявших. Эта книга настоящая классика.
ПС отзыв Владианы самый осмысленный. Жму руку!

Божечки ты мой! какая чернота. Не знаю, конечно, как можно оценивать данное произведение. Оно абсолютно гениально. От первой до последней строчки. Оно описывает саму жизнь, взаимоотношения, в том числе любовные, без всяких прикрас. Вы хотели бурю? Резкую смену декораций? Так в реальной жизни бывает крайне редко. Маркес гений. Это произведение оставило в моей жизни самый глубокий отпечаток. Я полюбил эту ненормальную семью. И он любил её, я уверен. Это абсолютно эпичное произведение, и наследственные черты передаются как благословение и проклятие одновременно. Представьте, что Вам надо рассказать о своей семье. Насколько бы весело получилось ку Вас?

Не рекомендую, присоединюсь к выше сказанному в процессе прочтения путаешь кто есть кто. Книга оставляет в душе гадкое чувство, филологи здесь пишут «чудо книга» по мне полный бред!!!(Без преувеличения! Один плюс после прочтения в сто раз больше стала восхищаться русской классикой. Наши классики писали поистине шедевры, а это гадкое чтиво с мерзким послевкусием и совершенно скудным бессмысленным концом(Разочарованнию нет предела (

На мой взгляд, роман о какой-то животной сущности человека. О безудержной целеустремленности, желании жить и неутомимости. О героизме людей, которые не побоялись пойти в джунгли, для поиска новой земли и новой жизни. Да, чем-то похож на сериал. Но, без лишних описаний, раскрывает личности героев при разных обстоятельствах: война, появление чужеземцев, разные напасти и семейные неурядицы. Чего только стоит трудолюбие и выносливость Урсулы, которая не боялась даже солдат и смогла прийти к Аурлиано, чтобы задать ему трепку. Такое ощущение, что на таких, как она и держался этот городок. Из минусов- имена героев, они начинают путаться уже на третьем поколении.





Видимо, я старше всех, кто писал отзывы, мне уже седьмой десяток лет.
Конечно, этот роман соовсем не похож на то, что нам доводилось читать доселе. В первую очередь, экзотика. Южно-американская природа и люди, её населяющие. Ну, где вы увидите девушку, которая сосёт палец и ест землю, а потом изрыгает из себя мёртых пиявок? И, между тем, эта девушка не вызывает естественного отвращения, а всего лишь жалость.
Также и главный герой, Аурелио Буэндиа. Никакой любви к себе он не вызывает, обыкновенный революционер-вояка…. Обанкротился. Нет смысла его существованию. Да и всему нашему существованию нет смысла. Жить только ради того, чтобы жить. Но при этом не наделать столько ошибок, сколько совершил их главный герой — для того, чтобы не было мучительно больно за совершённые тобой ошибки.
А ведь наш главный герой заигрался — отправил на смерть своего лучшего друга и соратника! Слава Богу, он одумался и отменил свой приговор. Но с этого момента он был уже мёртв…
До финала романа я пока ещё не добрался, осталось немного.

Потрясающая книга.Давно прочитала,три раза подряд-ну как положено:сначала- все время забегая вперед от нетерпения;второй раз- поподробнее;ну а в третий раз-с чувством,с толком,с расстановкой…Впечатление было оглушительное.Ничего раньше похожего не было:ни от классики,ни от европейской современной литературы.Было какое -то представление о латиноамериканцах по произведениям О.Генри(очень романтичное),Т.Уайльда(Мост Людовика Святого), кинофильму «Капитаны песчаных карьеров»(по роману Жоржи Амаду).Не читая,а проглатывая страницы, я восхищалась текстом(в переводе М.А.Былинкиной-это важно),лавиной событий, удивительных человеческих судеб и взаимоотношений,порой мистических явлений(сродни Гоголю)-многое для меня было просто откровением… .После Маркеса я открыла других латиноамериканских писателей: Жоржи Амаду,Мигеля Отера Сильва.А недавно мы с подругой перечитали эту великолепную книгу,делая новые акценты.Для меня эта книга,к которой возвращаются…

Друзья мои прошу ВАС не судите МНОЮ обожаемого и не повторяемого МАРКЕСА ОН ГЕНИЙ Я объясню эта книга должна читаться на одном дыхании и вызывать массу эмоций переживаний и духовной работы Если с Вами подобного не произошло то могут быть таки причины 1 читаете не в то время и тот час(книга не для чтения в поезде или на даче по 1-2 странице ее надо заглатывать и перемалывать)2 не достигли определенного духовного уровня(задумайтесь есть над чем а то как у Высоцкого и будешь баобабом)3 роман на самом деле про любовь в высшем проявлении(если вы никогда не любили по большому то увы и ах И мне стыдно за тех кто пишет рецензии не имея никакого духовного права Будьте скромней знайте свое место еще этот роман высшее мистическое произведение в худ литературе Явно писался с помощью высших сил Извините пишу за рулем(мой первый отзыв за 48 лет)за грамотой не слежу Желаю всем испытать истинную любовь

Габриэль Гарсиа Маркес, лауреат Нобелевской премии по литературе, колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель, лауреат Нейштадтской литературной премии, автор многих всемирно известных произведений, которые не оставят равнодушным читателя.

Книга несомненно достойна восхищений! Но не всё так просто. Бывало ли у вас такое чувство, когда вам дарят парфюм, на первый взгляд он кажется обыденным и скучным, но всё же в нём есть какая – то загадка, благодаря которой интерес к нему не пропадает, более того, вам бы хотелось узнать его получше. По прошествии некоторого времени аромат раскрывается и оказывается настолько великолепным и индивидуальным, что становится вашим самым любимым. То же чувство я испытала при прочтении «100 лет одиночества». Эту книгу мне порекомендовала старшая сестра, и мой преподаватель так же всем советовала прочесть её.

С начала книга показалась мне обычной, ничем не примечательной. Но всё таки что-то в ней было, и это что –то притягивало меня. Прочитав первые 300 страниц, я сохранила своё первое впечатление, и даже немного запуталась, в книге постоянно повторялись имена Аркадио и Аурелиано Буэндия. Я читала и не понимала их родовую линию, кто есть кто. Но к завершению книги, в один миг всё осознала и убедилась лично в абсолютной гениальности автора. Буквально в последних нескольких страницах я поняла, что хотел передать Габриэль Гарсиа Маркес, и всё сложилось в общую картину. Бесспорно, это гениальное произведение, от которого я пришла в восторг.
Смысл романа «100 лет Одиночества» на мой взгляд заключается в том, что бы показать нужность каждого человека и его непосредственное влияние на всю историю бытия. Человек играет свою индивидуальную роль и является частью всего мира. Мы часто задумываемся о своей ненужности, чувствуем себя песчинкой на фоне всеобщей картины мироздания, ведь наш мир огромен, а мы для него очень малы… Но ведь весь мир – это и есть мы. У каждого есть своё предназначение: мастерить золотых рыбок, отстаивать политические взгляды, разводить скот или рисовать лотерейные билеты, но безусловно все мы очень важны для исполнения своего предназначения, пусть даже его пока не видно, но в нужное время оно даст о себе знать.

Ребята, имён там немного, запомнить их просто, читается на одном дыхании, с русской классикой сравнивать не нужно- потому что сравнивать вообще гиблое дело. Отличная книга, я под впечатлением.

Несколько раз начинала читать «Сто лет одиночества», но все никак не могла осилить больше пары десятков страниц. Возникала путаница в именах, множество событий менялось с каждой новой страницей, из-за чего терялась нить происходящего.
Однако не так давно, я решила «победить» эту книгу, заранее настроившись на то, что возможно даже придется записывать кто кому и как приходиться, чтоб окончательно не запутаться в родословной.
Так вот, произведение (с третьего раза) я прочитала с таким упоением, что оно меня не отпускает до сих пор.
Эти персонажи, город, атмосфера.. все это западает в душу и остаётся там навсегда.
Мне кажется, что каким бы не был герой с первого взгляда борцом за справедливость, кутежным пьяницей транжирой, девственной старой девой или же самой красивой беспечной девушкой в мире, у всех этих людей огромная черная дыра внутри, одиночество, что разъедает их и все вокруг. Отпечаток проклятья одиночества и неспособность любить отравляет этих людей и они предаются грешным деяниям, что в конечном итоге стирает их род с лица земли, благодаря разрушительной силе.

На примере истории одного города и одной семьи Маркес задаёт вопросы о больших течениях жизни - насколько больших, что их нельзя увидеть изнутри одной жизни, а только в масштабах нескольких поколений. Условно говоря, это попытка разобраться, как всё на самом деле происходит, и почему оно происходит именно так - потому что люди, охваченные этими течениями, разделены, каждый своим собственным одиночеством, и даже соберись они все вместе, они не смогли бы договориться между собой.

История Макондо и семьи Буэндиа - это история повторений, возвращений и отражений, в которой люди, которых называют одинаковыми именами, совершают одни и те же ошибки. Она почти полностью мифологизирована, так что всё, происходящее перед читателем - это уже заранее интерпретация, предающая память рассказчика, а в интерпретации не может быть разделения между историей и мифом. Даже сам Макондо, основанный, когда у вещей ещё не было названий - это скорее временной промежуток, нежели место на карте.

И как следствие, люди Макондо никогда не знают своего полного настоящего. Их история становится хронологией утери собственного контекста, их попытки угадать своё будущее проясняются только пост-фактум уже другими людьми. Они разобщены потому, что не могут собрать цельную картину происходящего, и они не могут собрать цельную картину происходящего потому, что разобщены. Так, каждое новое поколение жителей Макондо смотрит на себя во всё более и более кривое зеркало, приближая город к давно (и незаметно) предсказанному финалу: "Первого в роду к дереву привяжут, последнего в роду съедят муравьи".

В итоге оказывается, что в романе нет никакой мистики, ничего сверхъестественного. То, что происходящее оборачивается именно таким образом - всего лишь еще одно отражение, задающее вопросы, на которые нельзя ответить, потому что им не на что опереться. Роман не дарит вам иллюзии, что после его прочтения вы что-то теперь знаете о жизни. Напротив: вы точно такое же семечко в потоке, точно так же несёте на себе историю своей семьи и своей страны, и большие течения жизни так же недостижимы для вас, как и для членов семьи Буэндиа.

Что привлекает людей в романе "Сто лет одиночества"? Их привлекает именно то, что разрушает Макондо.

Эта книга - она как слепок со всей мировой истории, показывает на примере одного семейства, что от корней не уйти, что все в этом мире повторяется и возвращается на круги своя, что сын не сможет далеко уйти от отца и так или иначе продолжает его судьбу, унаследовав при этом его характер. Все повторяется и возвращается. Мелькиадес говорит - Привяжу первого в роду к дереву, последнего унесут муравьи. До Маркеса никто об этом не писал. Маркес - первооткрыватель (не зря ему Нобелевскую премию дали)При этом все время присутствует магия, волшебство мира, когда люди жили в гармонии с природой, случались чудеса, что вымысел очень трудно было отделить от реальности, что политика это все-таки не главное, что главное - люди, которых в этом эпическом произведении великая масса. Маркес открыл новую литературную форму, он поэтическим языком воспел свой народ, всю латинскую америку. Поэтому он заслуживает уважения и ценится всеми, кто разбирается в литературе. Каждый народ интересен именно своей жизнью, своим укладом, сказками, прибаутками, фольклором. Маркес вдохнул в кризисную литературу, задохнувшуюся в тежеловесном критическом реализме буйство магических красок. Я сам не фанат латиноамериканской прозы. Но и Кортасару и Борхесу и Вальосе предпочту Маркеса. Он мне близок, в нем очень много мудрого, того, что открывает тебе глаза, проясняет некие механизмы твоего существования, песчинки в океане песка, тщете и тлене жизни.

Роман «Сто лет одиночества» был написан Маркесом в течение 18 месяцев, между 1965 и 1966 годами в Мехико . Оригинальная идея этого произведения появилась в 1952 году, когда автор посетил свою родную деревню Аракатака в компании матери. В его рассказе «День после субботы», опубликованном в 1954 году, первый раз появляется Макондо. Свой новый роман Маркес планировал назвать «Дом», но в итоге передумал, чтобы избежать аналогий с романом «Большой дом», опубликованном в 1954 году его другом Альваро Самудио.

Композиция

Книга состоит из 20 неименованных глав, в которых описывается история, закольцованная во времени: события Макондо и семьи Буэнди́а, например, имена героев, повторяются снова и снова, объединяя фантазию и реальность. В первых трёх главах рассказывается о переселении группы людей и основании деревни Макондо. С 4 по 16 главы повествуется об экономическом, политическом и социальном развитии селения. В последних главах романа показан его закат.

Почти все предложения романа построены в косвенной речи и довольно длинны. Прямая речь и диалоги почти не используются. Примечательно предложение из 16-й главы , в котором Фернанда дель Карпио причитает и жалеет себя, в печатном виде оно занимает две с половиной страницы.

История написания

«…У меня была жена и двое маленьких сыновей. Я работал пиар-менеджером и редактировал киносценарии. Но чтобы написать книгу, нужно было отказаться от работы. Я заложил машину и отдал деньги Мерсе́дес. Каждый день она так или иначе добывала мне бумагу, сигареты, все, что необходимо для работы. Когда книга была кончена, оказалось, что мы должны мяснику 5000 песо - огромные деньги. По округе пошел слух, что я пишу очень важную книгу, и все лавочники хотели принять участие. Чтобы послать текст издателю, необходимо было 160 песо, а оставалось только 80. Тогда я заложил миксер и фен Мерседес. Узнав об этом, она сказала: „Не хватало только, чтобы роман оказался плохим“».

Из интервью Маркеса журналу Esquire

Центральные темы

Одиночество

На протяжении романа всем его героям назначено судьбой страдать от одиночества , которое является врожденным «пороком» семьи Буэнди́а. Селение, где происходит действие романа, Макондо, также одинокое и отделённое от современного ему мира, живёт в ожидании визитов цыган, привозящих с собой новые изобретения, и в забвении, в постоянных трагических событиях в истории культуры, описанной в произведении.

Одиночество более всего заметно в полковнике Аурелиано Буэнди́а, поскольку его неспособность выражать свою любовь заставляет его уходить на войну, оставляя своих сыновей от разных матерей в разных селениях. В другом случае, он просит начертить вокруг себя трёхметровый круг, чтобы к нему никто не приближался. Подписав мирный договор, он стреляет себе в грудь, чтобы не встречаться со своим будущим, но из-за своей неудачливости не достигает цели и проводит свою старость в мастерской, изготавливая золотых рыбок в честном согласии с одиночеством.

Другие герои романа - основатель Макондо Хосé Аркáдио Буэнди́а (умерший в одиночестве под деревом); У́рсула (жившая в уединении своей старческой слепоты); Хосе Аркадио и Ребекка (ушедшие жить в отдельный дом, чтобы не позорить семью); Амаранта (бывшая всю жизнь и умершая незамужней девственницей), Геринельдо Маркес (всю жизнь ждавший так и не полученных пенсии и любви Амаранты); Пьетро Креспи (отвергнутый Амарантой самоубийца); Хосе Аркадио Второй (после увиденного расстрела никогда и ни с кем не вступал в отношения и провел свои последние годы, запершись в кабинете Мелькиадеса); Фернанда дель Карпио (которая была рождена, чтобы стать королевой и первый раз покинула свой дом в 12 лет); Рената Ремéдиос «Меме» Буэнди́а (была отправлена в монастырь против своей воли, но совершенно безропотно после несчастия с Маурисьо Бабилонья, прожив там в вечном молчании); и Аурелиано Бабилонья (жил, запершись в комнате Мелькиáдеса) - больше других терпели последствия одиночества и заброшенности.

Одна из основных причин их одинокой жизни и отрешённости - неспособность любить и предрассудки, которые были разрушены отношениями Аурелиано Бабилонья и Амаранты Урсулы, чье незнание своего родства привело к трагическому финалу истории, в которой единственный сын, зачатый в любви, был съеден муравьями. Этот род не способен был любить, поэтому они были обречены на одиночество. Был исключительный случай между Аурелиано Вторым и Петрой Котес: они любили друг друга, но у них не было и не могло быть детей. Единственная возможность иметь дитя любви у члена семьи Буэнди́а заключается в отношениях с другим членом семьи Буэнди́а, что и произошло между Аурелиано Бабилонья и его тетей Амарантой Урсулой. Кроме того, этот союз зародился в любви, предназначенной для смерти, любви, покончившей с родом Буэнди́а.

Наконец, можно говорить о том, что одиночество проявилось во всех поколениях. Самоубийство, любовь, ненависть, предательство, свобода, страдания, тяга к запретному - второстепенные темы, которые на протяжении романа меняют наши взгляды на многое и дают понять, что в этом мире мы живем и умираем в одиночестве.

Реальность и вымысел

В произведении фантастические события преподносятся через обыденность, через ситуации, которые для персонажей не являются аномальными. Также и исторические события Колумбии , например, гражданские войны между политическими партиями, массовое убийство работников банановых плантаций, отражены в мифе о Макондо. Такие события, как вознесение на небо Ремедиос, пророчества Мелькиадеса, появление умерших персонажей, необычные предметы, привозимые цыганами (магнит, лупа, лед)… врываются в контекст реальных событий, отраженных в книге, и призывают читателя войти в мир, в котором возможны самые невероятные события. Именно в этом заключается такое литературное течение как магический реализм , характеризующий новейшую латиноамериканскую литературу.

Инцест

Отношения между родственниками обозначаются в книге через миф о рождении ребёнка со свиным хвостиком. Несмотря на это предупреждение, отношения возникают вновь и вновь между разными членами семьи и в разных поколениях на протяжении всего романа.

История начинается с отношений между Хосе Аркадио Буэндиа и его двоюродной сестрой Урсулой, которые росли вместе в старом посёлке и много раз слышали о своём дяде, имевшем свиной хвостик. Впоследствии Хосе Аркадио (сын основателя) женился на Ребекке, приёмной дочери, которая предположительно была его сестрой. Аурелиано Хосе влюбился в свою тетю Амаранту, предложил ей женитьбу, но получил отказ. Также можно назвать близкими к любви отношения между Хосе Аркадио (сыном Аурелиано Второго) и Амарантой, тоже неудавшиеся. В конце концов развиваются отношения между Амарантой Урсулой и её племянником Аурелиано Бабилонья, которые даже не подозревали о своем родстве, поскольку Фернанда, бабушка Аурелиано и мать Амаранты Урсулы, скрыла тайну его рождения.

Эта последняя и единственно искренняя любовь в истории семьи, как это ни парадоксально, стала виной гибели рода Буэндиа, которая была предсказана в пергаментах Мелькиадеса.

Сюжет

Почти все события романа происходят в вымышленном городке Макондо, но имеют отношение к историческим событиям в Колумбии . Город был основан Хосе Аркадио Буэндиа, волевым и импульсивным лидером, глубоко заинтересованным в тайнах вселенной, которые ему периодически открывали заезжие цыгане во главе с Мелькиадесом. Город постепенно растёт, и правительство страны проявляет интерес к Макондо, но Хосе Аркадио Буэндиа оставляет руководство городом за собой, переманив присланного алькальда (мэра) на свою сторону.

В стране начинается гражданская война , и скоро в неё втягиваются жители Макондо. Полковник Аурелиано Буэндиа, сын Хосе Аркадио Буэндиа, собирает группу добровольцев и отправляется на борьбу против консервативного режима. Пока полковник участвует в военных действиях, Аркадио, его племянник, берёт руководство городом на себя, но становится жестоким диктатором. Через 8 месяцев его правления консерваторы захватывают город и расстреливают Аркадио.

Война длится несколько десятков лет, то затихая, то вспыхивая с новой силой. Полковник Аурелиано Буэндиа, утомлённый бессмысленной борьбой, заключает мирный договор. После того, как договор подписан, Аурелиано возвращается домой. В это время в Макондо прибывает банановая компания вместе с тысячами мигрантов и иностранцев. Город начинает процветать, и один из представителей рода Буэндиа - Аурелиано Второй быстро богатеет, выращивая скот, который, благодаря связи Аурелиано Второго с любовницей, магически быстро размножается. Позже, во время одной из забастовок рабочих, Национальная армия расстреливает демонстрацию и, погрузив тела в вагоны, сбрасывает их в море.

После банановой бойни город в течение почти пяти лет попадает под непрерывный дождь . В это время рождается предпоследний представитель рода Буэндиа - Аурелиано Бабилонья (первоначально именовавшийся Аурелиано Буэндиа, прежде, чем он обнаружит в пергаментах Мелькиадеса, что Бабилонья - фамилия его отца). А когда дожди прекращаются, в возрасте более чем 120 лет умирает Урсула, жена Хосе Аркадио Буэндиа, основателя города и рода. Макондо же становится заброшенным и пустынным местом, в котором не родится скот, а здания разрушаются и зарастают.

Аурелиано Бабилонья вскоре остался один в разваливающемся доме Буэндиа, где он изучал пергаменты цыгана Мелькиадеса. Он на некоторое время прекращает их расшифровку из-за бурного романа со своей тётей Амарантой Урсулой, приехавшей домой после учебы в Бельгии. Когда она умирает при родах, а их сын (который рождается со свиным хвостиком) съеден муравьями , Аурелиано наконец расшифровывает пергаменты. Дом и город попадают в смерч , как говорится в столетних записях, в которых содержалась целая история семейства Буэндиа, предсказанная Мелькиадесом. Когда Аурелиано расшифровывает концовку предсказаний, город и дом окончательно стираются с лица Земли.

Семья Буэндиа

Первое поколение

Хосе Аркадио Буэндиа

Основатель семейства Буэндиа - волевой, упрямый и непоколебимый. Основатель города Макондо. Имел глубокий интерес к устройству мира, наукам, техническим новинкам и алхимии . Хосе Аркадио Буэндиа сошёл с ума, пытаясь отыскать философский камень и в конечном счёте забыл родной язык, начав говорить на латыни. Его привязали к каштановому дереву во дворе, где он встретил свою старость в компании призрака Пруденсио Агиляра, убитого им в молодости. Незадолго до смерти, его жена Урсула снимает с него верёвки и освобождает мужа.

Урсула Игуаран

Жена Хосе Аркадио Буэндиа и мать семейства, которая воспитала большинство членов своего рода вплоть до праправнуков. Твердо и строго управляла семьёй, заработала изготовлением леденцов большую сумму денег и перестроила дом. В конце жизни Урсула постепенно слепнет и умирает в возрасте около 120 лет. Но помимо того, что она всех воспитала и зарабатывала, в том числе, и выпечкой хлеба, Урсула была едва ли не единственным членом семьи, обладавшим здравым умом, деловой хваткой, умением выживать в любой ситуации, сплачивая всех, и безграничной добротой. Если бы не она, являвшаяся стержнем всей семьи, неизвестно, как бы и куда бы повернулась жизнь семьи.

Второе поколение

Хосе Аркадио

Хосе Аркадио - старший сын Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы, унаследовавший от отца упрямость и импульсивность. Когда в Макондо приходят цыгане, женщина из табора, которая видит обнажённое тело Хосе Аркадио, восклицает, что она никогда не видела такого большого полового члена , как у Хосе. Любовницей Хосе Аркадио становится знакомая семьи Пилар Тернера, которая беременеет от него. В конечном счёте он оставляет семейство и отправляется вслед за цыганами . Возвращается Хосе Аркадио через много лет, в течение которых он был моряком и несколько раз совершил кругосветное путешествие. Хосе Аркадио превратился в сильного и угрюмого человека, чьё тело с ног до головы изрисовано татуировками . По возвращении он сразу же вступает в брак с дальней родственницей, Ребекой (воспитывавшейся в доме его родителей, и успевшей вырасти, покуда он бороздил океаны), но за это его изгоняют из дома Буэндиа. Он живёт на окраине города у кладбища, и, благодаря махинациям сына - Аркадио, является владельцем всей земли в Макондо. Во время захвата города консерваторами Хосе Аркадио спасает брата, полковника Аурелиано Буэндиа, от расстрела, но вскоре сам загадочно погибает. Во взрослом Хосе Аркадио Буэндия иронично воплотил черты сверхмачо : помимо половой силы он был богатырски силён и брутален, «...мальчик, уведенный цыганами, и есть этот самый дикарь, съедающий за обедом полпоросенка и испускающий ветры такой силы, что от них цветы вянут».

Солдаты времён гражданской войны в Колумбии

Полковник Аурелиано Буэндиа

Второй сын Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы. Аурелиано часто плакал в утробе матери и родился с открытыми глазами. С детства проявилась его предрасположенность к интуиции, он точно чувствовал приближение опасности и важных событий. Аурелиано унаследовал от отца задумчивость и философскую натуру, изучал ювелирное дело . Женился на малолетней дочери алькальда Макондо - Ремедиос, но она скончалась, не достигнув совершеннолетия, с близнецами в утробе. После начала гражданской войны полковник присоединился к либеральной партии и дослужился до должности главнокомандующего революционных сил Атлантического побережья , но отказался принять звание генерала до свержения партии консерваторов. В течение двух десятилетий поднял 32 вооружённых восстания и все их проиграл. Потеряв весь интерес в войне, в 1903 году он подписал Неерландский мирный договор и выстрелил себе в грудь, но выжил, потому что, когда полковник попросил своего врача указать, где точно находится сердце, тот умышленно нарисовал круг в таком месте, где пуля могла пройти, не задев жизненно важных внутренних органов. После этого, полковник возвращается к себе домой в Макондо. От любовницы брата - Пилар Тернеры у него родился сын Аурелиано Хосе, а от 17-ти других женщин, которых ему приводили во время военных походов - 17 сыновей. В старости полковник Аурелиано Буэндиа занимался бессмысленным изготовлением золотых рыбок (переплавляя их время от времени и делая заново) и умер, мочась у дерева, под которым его отец Хосе Аркадио Буэндиа сидел в течение многих лет, привязанный к скамейке.

Амаранта

Третий ребенок Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы. Амаранта растёт вместе со своей троюродной сестрой Ребекой, они одновременно влюбляются в итальянца Пьетро Креспи, тот отвечает взаимностью Ребеке, и с тех пор она становится злейшим врагом Амаранты. В минуты ненависти Амаранта даже пытается отравить соперницу. После того, как Ребека выходит замуж за Хосе Аркадио, она теряет всякий интерес к итальянцу . Позднее Амаранта отвергает и полковника Геринельдо Маркеса, оставшись в итоге старой девой. В неё были влюблены и мечтали о сексе с ней племянник Аурелиано Хосе и правнучатый племянник Хосе Аркадио. Но умирает Амаранта девственницей в глубокой старости, в точности как ей предсказала сама смерть - после того, как она закончила вышивать погребальный саван.

Ребека

Ребека - сирота , которую удочерили Хосе Аркадио Буэндиа и Урсула. Ребека пришла в семью Буэндиа в возрасте около 10 лет с мешком. Внутри него были кости ее родителей, которые являлись двоюродными родственниками Урсулы. Сначала девочка была чрезвычайно робкой, почти не разговаривала и имела привычки есть землю и извёстку со стен дома, а также сосать свой палец. Когда Ребека взрослеет, её красота пленяет итальянца Пьетро Креспи, но их свадьба постоянно откладывается из-за многочисленных трауров. В итоге эта любовь делает её и Амаранту, которая также влюблена в итальянца, злейшими врагами. После возвращения Хосе Аркадио, Ребека выходит наперекор воле Урсулы за него замуж. За это влюблённую пару изгоняют из дома. После смерти Хосе Аркадио, Ребека, озлобившись на весь мир, запирается в доме в одиночестве под заботой своей служанки. Позднее 17 сыновей полковника Аурелиано пытаются отремонтировать дом Ребеки, но им удаётся лишь обновить фасад , входную дверь им не открывают. Умирает Ребека в глубокой старости, со своим пальцем во рту.

Третье поколение

Аркадио

Аркадио - незаконнорожденный сын Хосе Аркадио и Пилар Тернеры. Он - школьный учитель, однако берёт на себя руководство Макондо по требованию полковника Аурелиано, когда тот покидает город. Становится деспотичным диктатором. Аркадио старается искоренить церковь, начинаются гонения на живущих в городе консерваторов (в частности на дона Аполинара Москоте). Когда он пытается казнить Аполинара за ехидное замечание, Урсула не выдержав по-матерински высекает его как маленького ребенка. Получив информацию о том, что силы консерваторов возвращаются, Аркадио принимает решение бороться с ними теми малыми силами, что есть в городе. После поражения и захвата города консерваторами он был расстрелян.

Аурелиано Хосе

Незаконнорожденный сын полковника Аурелиано и Пилар Тернеры. В отличие от сводного брата Аркадио, знал тайну своего происхождения и общался с матерью. Был воспитан тёткой, Амарантой, в которую был влюблён, однако не смог её добиться. Одно время сопровождал отца в его походах, участвовал в боевых действиях. Вернувшись в Макондо, был убит в результате неповиновения властям.

Другие сыновья полковника Аурелиано

Полковник Аурелиано имел 17 сыновей от 17 разных женщин, которых посылали к нему во время его походов «для улучшения породы». Все они носили имя отца (но имели разные прозвища), были крещены бабушкой, Урсулой, но воспитывались матерями. Впервые собрались все вместе в Макондо, узнав о юбилее полковника Аурелиано. Впоследствии четверо из них - Аурелиано Печальный, Аурелиано Ржаной, и двое других - жили и работали в Макондо. 16 сыновей были убиты в одну ночь в результате правительственных интриг против полковника Аурелиано. Единственный из братьев, кто сумел спастись - Аурелиано Влюблённый. Он долго скрывался, в глубокой старости просил убежища у одних из последних представителей рода Буэндиа - Хосе Аркадио и Аурелиано - но они отказали ему, так как не узнали. После этого был убит и он. Всем братьям стреляли в пепельные кресты на лбу, которые нарисовал им падре Антонио Исабель, и которые они не смогли смыть до конца жизни.

Четвёртое поколение

Ремедиос Прекрасная

Дочь Аркадио и Санты Софии де ла Пьедад. За свою красоту получила имя Прекрасной. Большинство членов семьи считали её чрезвычайно инфантильной девушкой, только один полковник Аурелиано Буэндиа считал её самой разумной из всех членов семьи. Все мужчины, добивавшихся её внимания, погибли при различных обстоятельствах, что в конечном итоге принесло ей дурную славу. Была вознесена на небо легким порывом ветра, при снятии простыней в саду.

Хосе Аркадио Второй

Сын Аркадио и Санты Софии де ла Пьедад, брат-близнец Аурелиано Второго. Они родились через пять месяцев после расстрела Аркадио. Близнецы, осознав свое полное сходство в детстве, очень любили разыгрывать окружающих, меняясь местами. Со временем путаница лишь увеличилась. Пророчица Урсула даже заподозрила, что из-за семейного несходства с характерами, они всё-таки перепутались. Хосе Аркадио Второй вырос худым, как полковник Аурелиано Буэндиа. В течение почти двух месяцев делил с братом одну женщину - Петру Котес, но потом оставил её. Работал надсмотрщиком в банановой компании, в дальнейшем стал профсоюзным лидером и разоблачил махинации руководства и правительства. Выжил после расстрела мирной демонстрации рабочих на станции и очнулся, раненый, в поезде, везущим к морю более трех тысяч убитых рабочих, стариков, женщин и детей. После произошедшего сошел с ума и доживал оставшиеся дни в комнате Мелькиадеса, разбирая его пергаменты. Умер в один момент с братом-близнецом Аурелиано Вторым. В результате сутолоки во время похорон гроб с Хосе Аркадио Вторым положили в могилу Аурелиано Второго.

Аурелиано Второй

Сын Аркадио и Санты Софии де ла Пьедад, брат-близнец Хосе Аркадио Второго. О его детстве можно прочитать выше. Вырос огромным как его дед Хосе Аркадио Буэндиа. Благодаря страстной любви между ним и Петрой Котес её скот размножался так стремительно, что Аурелиано Второй стал одним из самых богатых людей в Макондо и к тому же самым весёлым и гостеприимным хозяином. «Плодитесь коровы! Жизнь коротка!» - такой девиз был на поминальном венке, принесённым его многочисленными друзьями-собутыльниками на его могилу. Женился он, правда, не на Петре Котес, а на Фернанде дель Карпио, которую долго искал после карнавала по единственной примете - она самая красивая женщина в мире. С ней у него было трое детей: Амаранта Урсула, Хосе Аркадио и Рената Ремедиос, с которой он был особенно близок. Постоянно переезжая от жены к любовнице и обратно, умер он, однако, как и обещал, у свой законной жены Фернанды от рака горла, одновременно с Хосе Аркадио Вторым.

Пятое поколение

Рената Ремедиос (Меме)

Меме - первая дочь Фернанды и Аурелиано Второго. Закончила школу игры на клавикордах. В то время, когда она посвящала себя этому инструменту с «несгибаемой дисциплиной», Меме наслаждалась праздниками и выставками в излишествах, как и ее отец. Познакомилась и полюбила Маурисьо Вавилонью, ученика механика банановой компании, которого всегда окружали желтые бабочки. Когда Фернанда узнала, что между ними возникли сексуальные отношения, она выхлопотала у алькальда ночную охрану в доме, которая ранила Маурисьо в один из его ночных визитов (пуля попала в позвоночник), после чего он стал инвалидом. Меме же Фернанда отвезла в монастырь, в котором сама училась, чтобы скрыть постыдную связь дочери. Меме после ранения Вавилоньи промолчала до конца своей жизни. Несколько месяцев спустя она родила сына, которого отправили Фернанде и назвали Аурелиано в честь его деда. Рената умерла от старости в мрачном госпитале Кракова, так и не произнеся ни единого слова, все время думая о своем дорогом Маурисьо.

Хосе Аркадио

Хосе Аркадио, сын Фернанды и Аурелиано Второго, названный так в честь своих предков в соответствии с семейной традицией, имел характер предыдущих Аркадио. Его растила Урсула, которая хотела, чтобы он стал Папой Римским, для чего его послали в Рим учиться. Однако Хосе Аркадио вскоре бросил семинарию. По возвращению из Рима после смерти своей матери, он нашел клад и начал проматывать его в пышных празднествах, развлекаясь в том числе и с детьми. Позже появилось некое сближение, правда далекое от дружбы, между ним и Аурелиано Вавилонья, его незаконнорожденным племянником, которому он планировал оставить доход от найденного золота, на которое он смог бы жить после отъезда в Неаполь. Но этого не случилось, поскольку Хосе Аркадио утопили четверо живших с ним детей, которые после убийства унесли все три мешка с золотом, о которых знали только они и Хосе Аркадио.

Амаранта Урсула

Амаранта У́рсула - младшая дочь Фернанды и Аурелиано Второго. Очень похожа на Урсулу (жену основателя рода), которая умерла, когда Амаранта была совсем маленькой. Никогда так и не узнала, что мальчик, присланный в дом Буэндиа, - ее племянник, сын Меме. Она родила от него ребенка (со свиным хвостиком), в отличие от остальных своих родственников - в любви. Она училась в Бельгии, но вернулась из Европы в Макондо со своим мужем, Гастоном, привезя с собой клетку с полсотней канареек, чтобы в Макондо снова стали жить птицы, которые поубивались после смерти Урсулы. Позже Гастон вернулся в Брюссель по делам и как ни в чем не бывало принял новость о романе между своей женой и Аурелиано Вавилонья. Амаранта Урсула умерла во время родов своего единственного сына, Аурелиано, положившего конец роду Буэндиа.

Шестое поколение

Аурелиано Бабилонья

Аурелиано - сын Ренаты Ремедиос (Меме) и Маурисьо Вавилоньи. Был прислан в дом Буэндиа из монастыря, где его родила Меме, и огражден от внешнего мира своей бабушкой, Фернандой, которая в попытке скрыть ото всех тайну его происхождения выдумала, что нашла его на реке в корзинке. Она прятала мальчика в ювелирной мастерской полковника Аурелиано три года. Когда он случайно выбежал из своей «камеры» никто в доме, кроме самой Фернанды не подозревал о его существовании. По характеру он очень похож на полковника, настоящий Аурелиано. Был самым начитанным в роду Буэндиа, многое знал, мог поддержать разговор на многие темы.

В детстве вел дружбу с Хосе Аркадио Вторым, который рассказывал ему правдивую историю расстрела работников банановых плантаций. Пока другие члены семьи приходили и уходили (сначала умерла Урсула, потом - близнецы, после них Санта София де ла Пьедад, умерла Фернанда, вернулся Хосе Аркадио, его убили, вернулась, в конце концов, Амаранта Урсула), Аурелиано оставался в доме и почти никогда из него не выходил. Все свое детство провел, читая письмена Мелькиадеса, пытаясь расшифровать его пергаменты, написанные на санскрите. В детстве ему часто являлся Мелькиадес, дававший ему подсказки к своим пергаментам. В книжной лавке ученого каталонца он познакомился с четырьмя приятелями, с которыми у него завязывается тесная дружба, но все четверо вскоре покидают Макондо, видя, что город приходит к непоправимому упадку. Можно сказать, что это они открыли для Аурелиано непознанный им внешний мир, вытащив его из изнурительного изучения трудов Мелькиадеса.

После прибытия из Европы Амаранты Урсулы, он почти сразу влюбляется в нее. Они встречались сперва тайно, но после скорого отъезда ее мужа Гастона они смогли любить друг друга открыто. Эта любовь страстно и красиво отмечена в произведении. В течение долгого времени они подозревали, что являются сводными братом и сестрой, но не найдя этому никаких документальных доказательств, приняли выдумку Фернанды о младенце, приплывшем по реке в корзинке, как истину. Когда Амаранта умерла после родов, Аурелиано вышел из дому, полный боли из-за гибели возлюбленной. Пропив всю ночь с хозяином салона и не найдя ничьей поддержки, стоя посреди площади, он кричал: «Друзья - не друзья, а паскуды!». Эта фраза - отражение того одиночества и нескончаемой боли, которые врезались в его сердце. Утром, вернувшись в дом, он вспоминает про сына, уже к тому времени съеденного муравьями, он вдруг понял смысл рукописей Мелькиадеса и сразу стало ясно, что в них описана судьба рода Буэндиа.

Он с легкостью начинает расшифровывать пергаменты, как вдруг в Макондо начинается разрушительной силы ураган, уничтожающий с лица Земли и стирающий из памяти людей город, как и было предсказано Мелькиадесом, «ибо ветвям рода, приговоренного к ста годам одиночества, не дано повториться на земле».

Седьмое поколение

Аурелиано

Сын Аурелиано Бабилоньи и его тети, Амаранты Урсулы. При его рождении сбылось старое предсказание Урсулы - ребенок родился со свиным хвостиком, ознаменовав конец семьи Буэндиа. Несмотря на то, что его мать хотела назвать ребенка Родриго, отец решил дать ему имя Аурелиано, следуя семейной традиции. Это единственный за целый век член семьи, рожденный в любви. Но, поскольку семья была обречена на сто лет одиночества, он не мог выжить. Аурелиано был съеден муравьями, которые заполонили дом из-за потопа, - именно так, как об этом было написано в эпиграфе к пергаментам Мелькиадеса: «Первый в роду будет к дереву привязан, последнего в роду съедят муравьи».

Интерактивное упражнение «Микрофон».

V. Закрепление знаний, умений и навыков

О Хосе Аркадио Втором и Аурелиано Втором: «…единственное, что сохранилось у близнецов общее, был одинокий вид, присущий всей семье». О Ребекке: «Весьма много лет она страдала и бедствовала, завоевывая себе привилегии одиночества». О Маурисио: «Он умер старым, в полнейшем одиночестве».

Первоисточником мифологического и фантастического начал у Гарсия Маркеса является народная культура прикарибской зоны Колумбии, где смешались европейские, индийские и африканские традиции в своем варианте бытового народного католицизма. В романе «Сто лет одиночества» свободно оборачивается множество мифообразов и мифосюжетов, которые представляют самый глубокий пласт образно-символической структуры романа.

Отсюда и истоки «магического реализма» писателя. Найдите в тексте подтверждения наличия в произведении Маркеса таких признаков «магического реализма»:

III. Актуализация опорных знаний

Цель : помочь ученикам осознать идейно-художественные особенности произведения и «магического реализма» как литературного направления; развивать навыки анализа литературного произведения большого объема, умение выделять важные признаки, определять их роль в произведении, высказывать и аргументировать свою мысль; расширять кругозор учеников; воспитывать интерес к литературе, гуманизм, активную общественную позицию, чувство своей причастности к истории и будущему.

Заполнение анкеты произведения «Сто лет одиночества».

обращение к народному мифологизму;

1. Работа над идейно-художественными особенностями романа (в группах)

Органическое объединение будничного и фантастического в романе как характерные особенности «магического реализма».

Используя разные источники и объединяя их в своеобразном русле колумбийской действительности, трансформированной в народном воображении, Гарсия Маркес сумел затронуть отдельные архетипы народного сознания. «Писатель использует мифологические и сказочные мотивы как своеобразный подтекст, который позволяет предоставить эпическую масштабность образам героев, вывести их за границы узконациональных рамок»,- отмечал литературовед В. Столбов.

В самом деле, фантастический дождь, который беспрерывно шел в Макондо на протяжении четырех лет, дождь из желтых цветов, волшебные вещи цыгана-ворожбита Мелькиадеса, который знает все на свете и, в определенной мере, является одним из основных героев романа, так как от него ширятся события в Макондо; с расшифровкой книги – истории Макондо, написанной им, заканчивается сам поселок Макондо,- эти и подобные образы, в самом деле, предоставляют роману Гарсия Маркеса широкой масштабности, эпический характер.