Анализ 5 строфы евгений семин. Анализ «Евгений Онегин» Пушкин

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.

  • развивающая:
  • воспитывающая:


«Как жилось нашему герою в светском петербургском обществе»

Как жилось нашему герою в светском петербургском обществе.

В ком и в чём Онегин разочаровался?

Почему он всё же отвергает любовь Татьяны?

О чём говорят слова Онегина:

Во имя чего бежит от любви Онегин?

Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста.

Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может?

Чем завершается встреча в саду?

Чем занят Онегин после объяснения с Татьяной?

Обла ́ тка - покрытый клеем бумажный кружок, применявшийся для заклеивания конвертов.

Курти ́ ны – цветочные клумбы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему 4 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 4 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Объяснение Татьяны и Онегина» .

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.

    совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

    развивающая: развивать умение работать с лиро-эпическим жанром;

    воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

    Подготовить выразительное чтение письма Татьяны

    Выполнить задания теста (Приложение №1)

3.Целевая установка

4. Анализ 4 главы « Объяснение Татьяны и Онегина »

В IV главе центральное место занимает сцена свидания Онегина и Татьяны. Давайте все вместе еще раз послушаем разговор двух молодых людей, оставшихся наедине. Точнее даже не разговор, а монолог Онегина. Татьяна, чувствуя себя очень неловко (девушка первая, нарушив нормы поведения, призналась молодому человеку в любви!), все время молчит.

Выразительное чтение «исповеди» Онегина (XII - XVI )

Какую роль играет авторское отступление, предваряющее сцену объяснения Онегина с Татьяной? (В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина).

Кто носил «красные каблуки» и «величавые парики» (по I строфе 4 главы)? (французские щеголи XVIII века).

Как относился Евгений Онегин к красавицам? («… не влюблялся, а волочился как-нибудь»).

В юности Евгений был искренен, знал подлинные чувства: «Он в первой юности своей б и необузданных страстей» (IX)

В ком и в чём Онегин разочаровался? Почему его душа охладела? (Годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. Появилось равнодушие к людям и к чувствам: «В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; o ткажут – мигом утешался; изменят – рад был отдохнуть».(X )

И так Онегин прожил лучшие годы: с шестнадцати до двадцати четырех лет: («Вот как убил он восемь лет, утратя жизни лучший цвет»).

Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны? (XI ) («получив посланье Тани, // Онегин живо тронут был…» и даже «в сладостный, безгрешный сон // душою погрузился …». Правда, ненадолго – автор и на это указывает: «Быть может, чувствий пыл старинный // Им на минуту овладел…»).

Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной по поводу ее любовного письма?
(в саду).

Какого рода теплые чувства испытывал Онегин к Татьяне? («Я вас люблю любовью брата…»).

Почему герой так суров? Почему он все же отвергает любовь Татьяны? (Онегин занят собой. Вся его речь не о Татьяне, а о себе. Онегин еще жесток и потому, что не верит в силу чувства).

О чем говорят слова Онегина: «Дай вам бог любимой быть другим»? (другим – потому что он не верит любви, не готов к ней, не может ее испытывать).

- Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились – и заметили друг друга и могли бы полюбить… Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить…

Во имя чего бежит от любви Онегин? Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста. Учащиеся находят в тексте строки: «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел…… То верно б кроме вас одной невесты не искал иной…… Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…

Был ли он искренен? (Он говорит неправду. Все люди созданы для счастья, но не все умеют быть счастливыми, - вот Онегин не умеет, боится).

Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ. (XV) Что может быть на свете хуже…Сердит и холодно ревнив!).

О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?

- Чем завершается встреча в саду? Прочтите строфы 23-24. (Любовь не убита холодностью Онегина, но его «строгий разговор» открыл Татьяне жестокость, способность Онегина безжалостно уничтожать наивные и искренние чувства).

Почему автор за рассказом о безответном чувстве Татьяны повествует о «счастливой любви» Ольги и Ленского? Как он относится к «счастливым влюбленным»? (Онегин не намерен ограничивать свою жизнь «домашним кругом», а роман Ленского и Ольги невольно охлаждает его интерес к Татьяне. Онегин не хочет такой любви).

Чем занят Онегин после объяснения Татьяной? Строфы 36-39

Куда был приглашён Онегин в субботу?

Обобщения, выводы

Составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»:

Общее

Различное

Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина.
Ее мечтательность, его «мечтам невольная преда́нность».
Она скучает в обществе, он нелюдим.
Ему «труд упорный был тошен», и «ее изнеженные пальцы не знали игл».
И он, и она любят читать, находят утешение в книгах.

Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней.
Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны и жизненный опыт у Онегина.
Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.
Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел этого сделать.

Выводы урока. Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.

IV . Домашнее задание.

Приложение №1

Тест по 3 главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Правда или неправда, что...

1. Владимир Ленский проводил вечера у Лариных.

2.Онегину принадлежат слова: «Я модный свет ваш ненавижу; милее мне домашний круг».

3.Евгений Онегин просит Ленского познакомить его с семьёй Лариных.

4.Татьяна грустна и молчалива, как Светлана. В Татьяну.

5.Владимир Ленский влюблён в Татьяну.

6.О свадьбе Ленского и Ольги давно уж было решено.

7. Онегин говорит об Ольге: «В чертах у Ольги жизни нет, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна».

8.Татьяна влюбилась в Ленского.

9.Татьяна вообразила Онегина героем своего романа.

10.Татьяна рассказывает о своих чувствах сестре Ольге.

11.Няня думает, что Татьяна больна.

12.Татьяна пишет Евгению письмо.

13.Письмо передаёт Онегину сын няни.

14. Прошёл день, другой, а ответа всё не было.

15.Встреча Татьяны с Онегиным произошла в доме Лариных.

Приложение №2

Тест по 4 главе

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

14. Почему Ленский весел был?

Просмотр содержимого документа
«Тест по 4 главе»

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 4 главы. Объяснение Татьяны и Онегина».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цели урока:

  • продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся

Учимся понимать текст

Выразительное чтение «исповеди» Онегина (XII-XVI)

-Какую роль играет авторское отступление, предваряющее сцену объяснения Онегина с Татьяной? (В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина).


Учимся понимать текст

-Кто носил «красные каблуки» и «величавые парики» (по I строфе)?

-Как относился Евгений Онегин к красавицам?

-В юности Евгений был искренен, знал подлинные чувства: « Он в первой юности своей б ыл жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» (IX)

- В ком и в чём Онегин разочаровался? Почему его душа охладела?


Учимся понимать текст

-Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны? (XI)

-Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной по поводу ее любовного письма?

-Какого рода теплые чувства испытывал Онегин к Татьяне?

-Почему герой так суров? Почему он все же отвергает любовь Татьяны?



Учимся понимать текст

-О чём говорят слова Онегина: «Дай вам бог любимой быть другим»? (другим – потому что он не верит любви, не готов к ней, не может её испытывать).

- Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились – и заметили друг друга и могли бы полюбить… Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить…


Учимся понимать текст

  • Во имя чего бежит от любви Онегин? Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста.

- Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ. (XV)

- О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?


Учимся понимать текст

-Чем завершается встреча в саду? Прочтите строфы 23-24.

-Чем занят Онегин после объяснения Татьяной? Строфы 36-39

-Куда был приглашён Онегин в субботу?


Выводы

Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/15/s_5a33db85951db/img_s774080_0_11.jpg" alt="Тест по 4 главе: 8.Что читает Ольге Ленский? 9.Что пишет Ленский об Ольге? 10.Чем занимался Евгений летом? 11. Каковы были занятия Онегина зимой? 12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»? 13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу? 14. Почему Ленский весел был? 15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?" width="640">

Тест по 4 главе:

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?


  • Перечитать 5 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • рассказ с цитированием «Сон Татьяны».

На вопрос Анализ 5 главы Евгения Онегина. заданный автором Екатерина Копонева лучший ответ это Сон Татьяны (Анализ эпизода из 5 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Сон Татьяны имеет в тексте пушкинского романа важный смысл. Он выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы.
О, ней знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!
Эти строки из баллады Жуковского «Светлана» взяты Пушкиным в качестве эпиграфа к пятой главе. Главное место в ней занимает сон Татьяны – вещий сон, который сбудется.
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена…
Сон и явь – все переплелось в сознании девушки. Природа во сне Татьяны живая, земная: бегущий ручей, мостик, сделанный из жердочек…
А насколько реально дана картина леса:
… недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных…
Татьяне страшно:
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой…
И в этом реальном лесу с Татьяной происходят удивительные приключения. Ей встречается медведь. Почему именно он? Вспомните, а ведь одним из главных героев русских народных сказок является именно медведь. Да, Татьяна напугана, но почему-то вдруг опирается на «лапу с острыми когтями». Вообще сон Татьяны нужно читать с «Сонником». Ведь здесь за каждым образом – символ. Вот наша героиня перебирается через ручей. Ручей в толкователе снов – речь, чьи-то разговоры. Видеть медведя – к свадьбе, замужеству. Мохнатая лапа – намек на богатую жизнь. Да, потом в жизни Татьяны все это сбудется.
Но сон пока продолжается. Медведь приводит ее к таинственному шалашу, «где ярко светится окошко». Тут уж начинаются чудеса:
… за столом
Сидят чудовища кругом:

Другой с петушьей головой…
… Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет.
По «Соннику» увидеть чудовищ – к неприятностям. А если приснится свадьба («за дверью крик и звон стакана, как на больших похоронах») – быть похоронам.
И вдруг появляется Онегин, «он там хозяин, это ясно». Во сне отражаются мечты Татьяны, ее надежды, ее любовь. Евгений ласков, нежен с нею. Во сне сбылись мечты о любви.
В конце сна Татьяна видит Ольгу и Ленского, возникает ссора.
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский…
Тонкий, хоть и суеверный ум подсказывает Татьяне, не объясняя причины, что будет ссора Онегина и Ленского. И повод для этого есть: Онегин слишком холоден и себялюбив, слишком наивен Ленский. Любящее сердце помогло ей понять и предугадать приближение несчастья.
Сон Татьяны – еще раз доказательство того, насколько поэзия Пушкина близка с народной жизнью, фольклором. Мы видим сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Это доказывает и подбор лексики. Вот волнующая тайна святочных гаданий: «печальная мгла» , «ярко светится окошко» , «…ветер дунул, загашая огонь светильников ночных». Описание нечистой силы («шайки домовых») подчинено распространенному в культуре и иконографии средних веков и в романтической литературе изображению всякой уродливой нечисти:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой…

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» — это попытка автора показать всю жизнь России, постичь характер русского народа, определить дальнейшие пути его развития. Сам Н.В. Гоголь говорил, что сюжет «Мертвых душ» хорош тем, что «дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Поэтому такую важную роль в поэме играет мотив дороги, путешествия. В разъездах героя происходят с ним случайные встречи (заблудившись, приехал к Коробочке, в трактире неожиданно повстречал Ноздрева), разные происшествия, порою неприятные (пьяный Селифан опрокинул экипаж в грязь). Эпизод из V главы — столкновение экипажей — происходит с героем по пути к Собакевичу и тоже имеет немаловажное значение для раскрытия идейного содержания поэмы.

Чичиков уезжает от Ноздрева в дурном расположении духа, взволнованный пережитым страхом. Дурное мнение о Ноздреве составилось у Селифана и даже у лошадей, не получивших овса. Размышления путников были прерваны внезапно: на них наехала «коляска с шестеркой коней», и упряжь двух экипажей перепуталась. Брань и ругань обоих кучеров усугубилась советами сбежавшихся деревенских мужиков, как расцепить экипажи. Коней развели, но они не двигались дальше и «стояли как вкопанные». В попытках сдвинуть их с места кучерам помогают дядя Митяй и дядя Миняй — эпизодические персонажи, отличающиеся силой и в то же время крайней бестолковостью, и пока кучер их не прогнал, заставить лошадей идти так и не удалось. Два этих деревенских мужика — лица, как уже было сказано, эпизодические, но они оба составляют собирательный образ русского народа. Как и девчонка, не знающая, где право, где лево, как и пьющий Селифан, и малограмотный Петрушка, бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй — реальные характеры русских людей. Да, Гоголь изображает их в неприглядном свете, но в этом и есть художественное мастерство и объективность автора. Не приукрашивать действительность, а показать ее такой, как она есть, — вот задача честного художника. И если русский народ не только трудолюбив и талантлив, но еще и дик, невежествен, склонен к пьянству, то это не вина его, а его беда, ответственность за которую должна нести более образованная часть общества, в чьей власти находятся эти крестьяне.

Еще один значимый момент этой встречи — это впечатление, произведенное на Чичикова пассажирками злополучной коляски. В ней сидели две испуганные женщины — старуха и молоденькая девушка, очевидно, только выпущенная из института, где она воспитывалась. Девушка хороша собой, но более того, она удивительно естественна. И Чичиков размышляет по этому поводу, что главная ее привлекательность — в этой искренности и непосредственности. «Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться». Но она не останется такой: женское воспитание предполагало заученные жесты, общепринятые фразы, жеманное поведение, искусно рассчитанные на определенное впечатление манеры. Маменьки и тетушки возьмутся за ее воспитание, научат лицемерию, и девушка «станет наконец врать всю жизнь», что обычно для светского общества. Чичиков сожалеет о ее будущем, но он не был бы Чичиковым, если бы не подумал, чья она дочь и есть ли у нее хорошее приданое. Он даже досадует на себя, почему не расспросил, кто были эти дамы, и только деревня Собакевича, показавшаяся вдали, рассеяла эти его мысли. Однако эта встреча вовсе не так случайна: в дальнейшем Чичиков снова встретит прекрасную незнакомку. Мало того, что она окажется дочкой губернатора, — предпочтение, оказанное ей Чичиковым среди лучших дам, сделает ни в чем не повинную девушку предметом разговоров и сплетен, покажет, на что способны завистливые дамы губернского города.

Таким образом, незначительный, казалось бы, эпизод, произошедший в пути с героем, сыграет свою роль в дальнейших событиях, а также даст автору возможность добавить некоторые мысли о собирательном образе русского народа, о характере женского воспитания в России и роли женщины в светском обществе.

Начиная анализ пятой главы романа Пушкина «Евгений Онегин», заметим, что это – самая мистическая из глав. Время ее действия – зима, святочные праздники. Глава начинается чудесной картиной русской зимней природы. И чувствуется, что зимнее время года близко сердцу не только Татьяны, но и самого Пушкина. Очаровательными штрихами- эпитетами поэт рисует пейзаж запоздавшей зимы: легкие узоры, зимнее серебро, блистательный ковер.

Татьяна, любила зиму не только за сиянье розовых снегов, или за иней на солнце, сколько за праздники, за мистический характер этого времени года. Практически все гадания, которым Татьяна, подобно другим девушкам, доверяла, совершались на святки. Татьяна также верила в народные приметы, сны, любила гадания.

В поэме Пушкин дважды сравнивает Татьяну со Светланой Жуковского: первый раз — Ленский отвечает на вопрос Онегина о том, которая из них Татьяна?

- Да та, которая, грустна

И молчалива, как Светлана.
И второе сравнение читатель замечает в эпиграфе к 5-й главе

О, не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана!

Такое сравнение – еще один штрих, к характеристике суевернойТатьяны.
Этим крещенским вечером Татьяна тоже гадала. Но гадания не предвещали ничего хорошего. Няня рассказала ей о гадании на жениха в бане. Дворовые приготовили ей все для обряда. Но напуганная предыдущими гаданиями, девочка в баню не пошла, а легла спать. Правда, зеркальце под подушку она положить не забыла.

Она заснула быстро. Но в эту ночь ей приснился странный и жуткий сон, под впечатлением которого она находилась на протяжении нескольких дней, вплоть до именин. Татьяна чувствует, что сон этот – не случаен, и за ним последуют события, способные изменить ее жизнь. Не случайно он приснился в святочную ночь. Но что именно ее ждет? Ответ на этот вопрос она стремится найти в сонниках, и не находит.

Анализируя пятую главу, трудно не обратить внимание на параллели, которые провел Пушкин между нечистой силой, собравшейся в лесной избушке из сновидения Татьяны и гостями, съехавшимися на именины.

Параллелями Пушкин акцентирует пророческую силу ночных видений Татьяны. Но не только. Образы и поведение гостей — это картина русской провинциальной жизни, ярко изображенная талантливой рукой поэта.

Наконец, появились Онегин с Ленским. Их ждали, им бесконечно рады. Наших героев усадили напротив Татьяны, которая находилась под впечатлением сна. Она, увидев двух друзей, готова была расплакаться и убежать, но удержалась, едва ответив на приветствие.

Онегин уже был зол на Ленского за то, что тот его обманул, сказав, что на празднике будут только свои. Онегин полагал, что свои – это члены семьи. Но видимо, для Ленского понятие «свои» имело более широкое значение. Онегин обратил внимание, что настроение именинницы было далеко не праздничным, и поэтому разозлился еще больше. Свою досаду он решил выместить на Владимире, зная его уязвимое место.

После обеда, завершившегося жирным и пересоленным пирогом, гости поочередно поздравили Татьяну, уездный поэт Трике спел ей свое творение. С трогательной нежностью во взгляде ей поклонился и Евгений.

После обеда гости устроились в просторной гостиной. Старики сели играть в карты, барышни собрались в уголке, дамы расположились у камина. У каждой группы гостей нашлись общие темы для разговоров.

Вечером, когда был подан чай, к огромной радости молодежи на праздник прибыл полковой оркестр. Начался провинциальный бал. И тут-то Онегин взялся за воплощение задуманного плана мести. Он начал ухаживать за Ольгой – предметом трепетной любви Владимира.

Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет - и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Все видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом.

Разъяренный Ленский уезжает с праздника. В голове уже родилась мысль о поединке.

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;

  • развивающая:
  • воспитывающая:


«Конспект урока по литературе на тему 5 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 5 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Сон Татьяны. Именины» .

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;

    совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

    развивающая: развить умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;

    воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

    Выполнить задания теста по 4 главе (Приложение №1)

3.Целевая установка

Сегодня мы постараемся разгадать ещё одну тайну поэта – тайну V главы; проследить, каким образом она связана с другими сценами и как помогает понять весь роман в целом.

4. Анализ 5 главы « И снится чудный сон Татьяне… »

Беседа по тексту.

(«Татьяна … любила русскую зиму»).

(Картина зимы дана через восприятие Татьяны, это то, что она любит, что ей близко и дорого.)

Гаданья Татьяны . Перечитаем строфы 4-10.

- Чем занимались девушки в крещенские вечера? (гадали)

Во что верила Татьяна? («Татьяна верила преданьям и снам, и гаданьям»).

Какие плохие приметы знала Татьяна? Видеть месяц с правой стороны, встреча с монахом, заяц перебегает дорогу : «Младой двурогий лик луны на небе с левой стороны»; «Когда случалось где – нибудь ей встретить чёрного монаха иль быстрый заяц меж полей перебегал дорогу ей»).

(«Когда падучая звезда по небу тёмному летела»).

Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало? (Чтобы приснился вещий сон).

Вещий

Чтение учителем XI строфы романа.

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется.

Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

(Ведёт себя естественно: она боится.)

Что видит Татьяна во сне? (Добрый медведь. Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик).

- . (Ручей мешает Татьяне, сучья цепляются за её шею и вырывают серьги из ушей).

( В хижине, в которую попадает Татьяна, “крик и звон стакана” “ как на больших похоронах”. И это не предвещает ничего хорошего). XVI строфа.

Кого она видит за столом? Пируют страшные чудовища. Опишите их.

Кто был главным среди них? (Татьяна видит того, кто “мил и страшен ей”, Евгения в роли “хозяина”, атамана шайки нечисти). XVIII строфа

(Входят Ольга, Ленский. Онегин убивает Ленского).

Вывод: дуэль, будущее героев.

XXVI II строфы.

-Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело.

Кого они нам напоминают? (Гости похожи на чудищ из сна Татьяны).

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Зачитайте цитаты из текста, описывающие гостей.

Как Онегин относится к поместному дворянству?

Из-за чего произошла ссора? (Ленский пригласил Онегина на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать. Он не хотел никого видеть, слушать глупые разговоры. Ленский успокоил его, сказал, что будут свои. Когда Онегин появился в доме Лариных, он понял, что Ленский его обманул. Было очень много гостей. И Онегина посадили напротив Татьяны ).

(Онегин испытал обиду, досаду, раздражение, злость).

Что решил сделать Онегин? (Онегин решил отомстить Ленскому).

Как он отомстил? (Онегин начинает ухаживать за Ольгой , приглашает её на танец. Весь вечер танцует только с ней, развлекает ее).

На какой последний танец приглашает Онегин Ольгу?

Котильон

(Ленский стал ревновать, уехал домой и вызвал Онегина на дуэль).

Как ведут себя герои? (Онегин мстит: для него это развлечение. Ленский решил, что его оскорбили: так друзья не поступают).

Как изменились суждения Ленского об Ольге?

Итоги:

Выводы урока.

5. Домашнее задание.

    Рассказ с цитированием «Сон Татьяны».

    Дать характеристику гостям на именинах Лариных.

    Выполнить тестовые задания по содержанию 5 главы.

Приложение №1

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. . С какого известного выражения о любви начинается четвертая глава?

Приложение №2

Тест по 5 главе


а) зимы

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

б) страшных чудовищ

а) лев

б) собака

в) медведь

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»


а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

а) мазурка

в) котильон

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

Просмотр содержимого документа
«Почему глава открывается зимним пейзажем»

Почему глава открывается зимним пейзажем?

Во что верила Татьяна?

В какие приметы Татьяна верила?

Что обозначает примета, когда кот умывается?

Какие плохие приметы знала Татьяна?

Когда надо было загадывать желанья?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

Что видит Татьяна во сне?

- Найдите примеры одухотворённости природы.

Куда приносит медведь Татьяну?

Кого она видит за столом?

Чем заканчивается сон Татьяны?

Опишите гостей, которые приехали на именины.

Кого они нам напоминают?

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны?

Из-за чего произошла ссора?

Какие чувства испытал Онегин?

Что решил сделать Онегин?

Как он отомстил?

Как отреагировал на это Ленский?

Как изменились суждения Ленского об Ольге?

Вывод: Сон Татьяны вещий. Он предрекает будущие события: дуэль, будущее героев.

Ве ́ щий – предвидящий будущее, пророческий

Котильо ́ н - танец, которым обычно заканчивается бал.

Просмотр содержимого документа
«Тест по 5 главе»

Тест по 5 главе

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?
а) зимы

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

3.О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины

5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь

6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани

11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»

13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?
а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

в) котильон

15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль

Просмотр содержимого презентации
«Евгений Онегин 5 глава»

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 5 главы. Сон Татьяны. Именины.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Цели урока:

  • продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся

Учимся понимать текст

-Выразительно прочитайте наизусть строфу 2.

-Почему глава открывается зимним пейзажем?

-А чьими глазами мы видим этот зимний пейзаж?


Учимся понимать текст

Гаданья Татьяны. Перечитаем строфы 4-10.

- Чем занимались девушки в крещенские вечера?

-Во что верила Татьяна?

-В какие приметы Татьяна верила?

- Что обозначает примета, когда кот умывается?


Учимся понимать текст

- Какие плохие приметы знала Татьяна?

- Когда надо было загадывать желанья?

- Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

- С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

  • Вещий предвидящий будущее, пророческий

Учимся понимать текст

Чтение XI строфы романа.

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется.

- Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

-Как ведёт себя Татьяна в этом лесу?


Учимся понимать текст

- Что видит Татьяна во сне?

- Найдите примеры одухотворённости природы .


Учимся понимать текст

Выразительное чтение учащимися XVI - XVII строф.

-Куда приносит медведь Татьяну? XVI строфа.

-Кого она видит за столом?

-Кто был главным среди них? XVIII строфа

-Чем заканчивается сон Татьяны?

Вывод: Сон Татьяны вещий. Он предрекает будущие события: дуэль, будущее героев.


Учимся понимать текст

Выразительное чтение учащимися XXV - XXVIII строфы.

Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело.

-Опишите гостей, которые приехали на именины.

-Кого они нам напоминают?

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Зачитайте цитаты из текста, описывающие гостей.


Учимся понимать текст

-Как Онегин относится к поместному дворянству?

-Из-за чего произошла ссора?

-Какие чувства испытал Онегин?

-Что решил сделать Онегин?

-Как он отомстил ?

-На какой последний танец приглашает Онегин Ольгу?

  • Котильон - танец, которым обычно заканчивается бал.

Учимся понимать текст

-Как отреагировал на это Ленский?

-Как ведут себя герои ?

- Как изменились суждения Ленского об Ольге?


Выводы

Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле "один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой... вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке...".

  • Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий, суеверный ум по заслугам оценил окружающих жалких людей.

Выводы

-Какова же композиционная роль сна Татьяны в романе?

(Связывает прошлое и будущее, объясняет поступки героев, определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывает будущее; жизнь героев не удалась, она похожа на дурной сон.)


Тест по 5 главе:

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?

а) зимы

б) весны

в) лета

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

3. О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины

5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь


Тест по 5 главе:

6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани


Тест по 5 главе:

11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»

13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?

а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

б) вальс

в) котильон

15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль


Домашнее задание:

  • Перечитать 6 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • рассказ с цитированием «Сон Татьяны»;

4. дать характеристику гостям на именинах Лариных.