Анализ шуберта. Биография

Франц Шуберт – знаменитый австрийский композитор. Его жизнь была достаточно коротка, он прожил всего 31 год, с 1797 по 1828 годы. Но за этот небольшой пери...

От Masterweb

15.05.2018 02:00

Франц Шуберт – знаменитый австрийский композитор. Его жизнь была достаточно коротка, он прожил всего 31 год, с 1797 по 1828 годы. Но за этот небольшой период он внес огромный вклад в развитие мировой музыкальной культуры. В этом можно убедиться, изучив биографию и творчество Шуберта. Этот выдающийся композитор считается одним из самых ярких основоположников романтического направления в музыкальном искусстве. Ознакомившись в биографии Шуберта с самыми важными событиями, можно глубже понять его творчество.

Семья

Биография Франца Шуберта начинается с 31 января 1797 года. Он родился в бедной семье в Лихтентале, предместье Вены. Его отец, выходец из крестьянской семьи, был школьным учителем. Он отличался трудолюбием и добропорядочностью. Он воспитывал детей, внушая им, что труд – основа существования. Мать была дочерью слесаря. В семье было четырнадцать детей, но девять из них умерли в младенческом возрасте.

Биография Шуберта в самом кратком изложении демонстрирует важную роль семьи в становлении маленького музыканта. Она была очень музыкальной. Отец играл на виолончели, а братья маленького Франца – на других музыкальных инструментах. Часто у них в доме устраивались музыкальные вечера, а иногда на них собирались все знакомые музыканты-любители.

Первые занятия музыкой

Из краткой биографии Франца Шуберта известно, что уникальные музыкальные способности проявились у него очень рано. Обнаружив их, отец и старший брат Игнац начали с ним занятия. Игнац обучал его игре на фортепиано, а отец - на скрипке. Через некоторое время мальчик стал полноценным участником семейного струнного квартета, в котором уверенно исполнял партию альта. Вскоре стало понятно, что Франц нуждается в более профессиональных занятиях музыкой. Поэтому музыкальные занятия с одаренным мальчиком перепоручили регенту Лихтентальской церкви Михаэлю Хольцеру. Преподаватель восхищался необыкновенными музыкальными способностями своего ученика. Кроме того, Франц обладал прекрасным голосом. К одиннадцатилетнему возрасту он исполнял в церковном хоре трудные сольные партии, а также играл партию скрипки, в том числе и сольно, в церковном оркестре. Отца очень радовали успехи сына.

Конвикт

Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, он участвует в конкурсе по отбору певчих в императорскую королевскую придворную певческую капеллу. Успешно пройдя все испытания, Франц Шуберт становится певчим. Его зачисляют в конвикт – бесплатную школу-интернат для одаренных детей из малоимущих семей. Младший Шуберт теперь имеет возможность бесплатно получать общее и музыкальное образование, что становится благом для его семьи. Мальчик живет в интернате, а домой приезжает только на каникулы.


Изучая краткую биографию Шуберта, можно понять, что обстановка, которая сложилась в этом учебном заведении, способствовала развитию музыкальных способностей одаренного мальчика. Здесь Франц ежедневно занимается пением, игрой на скрипке и фортепиано, теоретическими дисциплинами. В школе был организован ученический оркестр, в котором Шуберт играл в первых скрипках. Дирижер оркестра Венцель Ружичка, заметив необыкновенное дарование своего ученика, часто поручал ему исполнять обязанности дирижера. Оркестр исполнял самую разнообразную музыку. Таким образом, будущий композитор познакомился с оркестровой музыкой различных жанров. Особое впечатление на него произвела музыка венских классиков: симфония №40 Моцарта, а также музыкальные шедевры Бетховена.

Первые сочинения

В период обучения в конвикте Франц начал сочинять. В биографии Шуберта указано, что ему было тогда тринадцать лет. Он пишет музыку с огромным увлечением, часто в ущерб школьным занятиям. Среди его первых сочинений - ряд песен и фантазия для фортепиано. Демонстрируя выдающиеся музыкальные способности, мальчик обращает на себя внимание известного придворного композитора Антонио Сальери. Он начинает занятия с Шубертом, во время которых обучает его контрапункту и композиции. Учителя и ученика связывают не только музыкальные занятия, но и теплые отношения. Эти занятия продолжались и после ухода Шуберта из конвикта.

Наблюдая бурное развитие музыкальной одаренности своего сына, отец стал тревожиться о его будущем. Понимая тяжесть существования музыкантов, даже самых знаменитых и признанных, отец пытается уберечь Франца от такой участи. Он мечтал видеть своего сына школьным учителем. В качестве наказания за чрезмерное увлечение музыкой он запрещает сыну бывать дома по выходным и праздникам. Однако запреты не помогли. Шуберт-младший не смог отказаться от музыки.

Уход из конвикта

Не закончив обучения в конвикте, Шуберт в тринадцатилетнем возрасте решает уйти из него. Этому способствовал ряд обстоятельств, о которых повествует биография Ф. Шуберта. Во-первых, мутация голоса, которая больше не позволяла Францу петь в хоре. Во-вторых, чрезмерная увлеченность музыкой оставила далеко позади его интерес к остальным наукам. Ему назначили переэкзаменовку, но Шуберт не воспользовался этой возможностью и оставил обучение в конвикте.

Вернуться к учебе Францу все же пришлось. В 1813 году он поступил в обычную школу св.Анны, окончил ее и получил свидетельство об образовании.

Начало самостоятельной жизни

Биография Шуберта повествует о том, что в последующие четыре года он работает помощником школьного учителя в школе, где работает и его отец. Франц обучает детей грамоте и другим предметам. Оплата труда была чрезвычайно низкая, что заставляло молодого Шуберта постоянно искать дополнительный заработок в виде частных уроков. Таким образом, времени на сочинение музыки у него практически не остается. Но увлечение музыкой не проходит. Оно только усиливается. Огромную помощь и поддержку получал Франц от своих друзей, которые организовывали ему концерты и полезные знакомства, снабжали его нотной бумагой, которой ему вечно не хватало.

В этот период (1814-1816 год) появляются его знаменитые песни «Лесной царь» и «Маргарита за прялкой» на слова Гете, свыше 250 песен, зингшпили, 3 симфонии и многие другие произведения.

Образный мир композитора

Франц Шуберт – романтик по духу. В основу всего существования он ставил жизнь души и сердца. Его герои – это простые люди с богатым внутренним миром. В его творчестве появляется тема социального неравенства. Композитор часто обращает внимание, как несправедливо общество к обычному скромному человеку, не имеющему материальных благ, но богатому духовно.

Излюбленной темой камерно-вокального творчества Шуберта становится природа в различных ее состояниях.

Знакомство с Фоглем

После ознакомления (краткого) с биографией Шуберта самым важным событием представляется его знакомство с выдающимся венским оперным певцом Иоганном Михаэлем Фоглем. Оно произошло в 1817 году стараниями друзей композитора. Это знакомство имело огромное значение в жизни Франца. В его лице он приобрел преданного друга и исполнителя своих песен. Впоследствии Фогль сыграл огромную роль в пропаганде камерно-вокального творчества молодого композитора.

«Шубертиады»

Вокруг Франца со временем складывается кружок творческой молодежи из числа поэтов, драматургов, художников, композиторов. В биографии Шуберта упоминается, что нередко собрания посвящались его творчеству. В таких случаях их называли «шубертиадами». Собрания проводились в доме кого-либо из членов кружка или в кофейне «Венская корона». Всех участников кружка объединяли интерес к искусству, увлеченность музыкой и поэзией.

Поездка в Венгрию

Композитор жил в Вене, редко покидая ее. Все поездки, которые он совершал, были связаны с концертами или преподавательской деятельностью. В биографии Шуберта кратко упомянуто, что в течение летнего периода 1818 и 1824 года Шуберт жил в имении графа Эстергази Желиз. Композитор был приглашен туда для того, чтобы обучать музыке юных графинь.

Совместные концерты

В 1819, 1823 и 1825 годах Шуберт и Фогль путешествуют по Верхней Австрии и одновременно гастролируют. У публики такие совместные концерты пользуются огромным успехом. Фогль стремится познакомить слушателей с творчеством своего друга-композитора, сделать его произведения известными и любимыми за пределами Вены. Постепенно слава Шуберта растет, все чаще о нем говорят не только в профессиональных кругах, но и среди обычных слушателей.

Первые издания

Биография Шуберта содержит факты о начале публикаций произведений молодого композитора. В 1921 году, благодаря заботе друзей Ф.Шуберта, был издан «Лесной царь». После первого издания начинают публиковаться и другие шубертовские произведения. Его музыка становится известной не только в Австрии, но и далеко за ее пределами. В 1825 году песни, фортепианные произведения и камерные опусы начинают исполняться и в России.

Успех или иллюзия?

Песни и фортепианные произведения Шуберта приобретают большую популярность. Его сочинения были высоко оценены Бетховеном, кумиром композитора. Но, наряду со славой, которую обретает Шуберт благодаря пропагандистской деятельности Фогля остаются и разочарования. Симфонии композитора так и не были исполнены, оперы и зингшпили практически не ставятся. До наших дней 5 опер и 11 зингшпилей Шуберта находятся в забвении. Такая участь постигла и многие другие сочинения, редко исполняемые в концертах.


Творческий расцвет

В 20-х годах у Шуберта появляются циклы песен «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» на слова В. Мюллера, камерные ансамбли, сонаты для фортепиано, фантазия «Скиталец» для фортепиано, а также симфонии – «Неоконченная» № 8 и «Большая» № 9.

Весной 1828 года друзья композитора организовали концерт из шубертовских произведений, который состоялся в зале Общества любителей музыки. Полученные от концерта деньги композитор потратил на приобретение первого в его жизни собственного фортепиано.

Смерть композитора

Осенью 1828 года Шуберт неожиданно тяжело заболел. Его мучения длились три недели. 19 ноября 18128 года Франца Шуберта не стало.

Прошло лишь полтора года с того времени, когда Шуберт принимал участие в похоронах своего кумира – последнего венского классика Л. Бетховена. Теперь же на этом кладбище похоронили и его.

Ознакомившись с кратким содержанием биографии Шуберта, можно понять смысл надписи, которая была высечена на его надгробии. Она повествует о том, что в могиле похоронено богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды.

Песни – основа творческого наследия Шуберта

Говоря о творческом наследии этого замечательного композитора, обычно всегда выделяют его песенный жанр. Шуберт написал огромное количество песен – около 600. Это не случайно, поскольку одним из самых популярных жанров композиторов-романтиков становится именно вокальная миниатюра. Именно здесь Шуберт в полной мере смог раскрыть основную тему романтического направления в искусстве – богатый внутренний мир героя с его чувствами и переживаниями. Первые песенные шедевры были созданы молодым композитором уже в семнадцатилетнем возрасте. Каждая из песен Шуберта – это неподражаемый художественный образ, рожденный от слияния музыки и поэзии. Содержание песен передается не только текстом, но и музыкой, которая точно следует за ним, подчеркивая самобытность художественного образа и создавая особенный эмоциональный фон.


В своем камерно-вокальном творчестве Шуберт использовал как тексты знаменитых поэтов Шиллера и Гете, так и поэзию своих современников, имена многих из которых стали известны благодаря песням композитора. В своей поэзии они отражали духовный мир, присущий представителям романтического направления в искусстве, который был близок и понятен молодому Шуберту. При жизни композитора были изданы лишь некоторые из его песен.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Франц Петер Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор. За такую короткую жизнь он успел сочинить 9 симфоний, множество камерной и сольной музыки для фортепиано, около 600 вокальных композиций. По праву считается одним из основоположников романтизма в музыке. Его сочинения до сих пор, спустя два столетия, остаются одними из основных в классической музыке.

Детство

Его папа, Франц Теодор Шуберт, был музыкантом-любителем, в приходской школе Лихтенталя работал учителем, имел крестьянское происхождение. Он был очень трудолюбивым и добропорядочным человеком, представления о жизненной стезе связывал только с трудом, в этом духе Теодор воспитывал своих детей.

Мама музыканта – Элизабет Шуберт (девичья фамилия Фиц). Её отец был слесарем из Силезии.

Всего в семье родилось четырнадцать детишек, но девятерых из них супруги похоронили ещё в раннем возрасте. Брат Франца, Фердинанд Шуберт, также связал свою жизнь с музыкой.

В семье Шубертов музыку очень любили, часто у них дома устраивались музыкальные вечера, а по праздникам собирался целый кружок музыкантов-любителей. Папа играл на виолончели, сыновья тоже были обучены игре на разных музыкальных инструментах.

Способности к музыке у Франца обнаружились в раннем детском возрасте. Отец стал учить его игре на скрипке, а старший брат обучал малыша играть на фортепиано и клавире. И уже совсем скоро маленький Франц стал постоянным участником семейного струнного квартета, он исполнял партию альта.

Обучение

В шестилетнем возрасте мальчик пошёл в приходскую школу. Здесь обнаружился не только его удивительный музыкальный слух, но ещё и потрясающий голос. Ребёнка взяли петь в церковный хор, где он исполнял довольно сложные сольные партии. Церковный регент, часто бывавший в семье Шубертов на музыкальных вечеринках, учил Франца пению, теории музыки и игре на органе. Вскоре все окружающие поняли, что Франц – одарённый ребёнок. Особенно таким достижениям сыночка радовался папа.

В одиннадцатилетнем возрасте мальчика отдали в школу с пансионом, где готовили певчих в церковь, она называлась в то время конвикт. Даже сама обстановка в школе благоприятствовала, чтобы музыкальные таланты Франца развивались.

В школе был ученический оркестр, его сразу определили в группу первых скрипок, изредка Францу даже доверяли дирижировать. Репертуар в оркестре отличался своим разнообразием, ребёнок познал в нём разные жанры музыкальных произведений: увертюры и сочинения для вокала, квартеты и симфонии. Друзьям он рассказывал, что наибольшее впечатление на него произвела моцартовская симфония соль минор. А сочинения Бетховена были для ребёнка наивысшим образцом музыкальных произведений.

В этот период Франц начал сам сочинять, он делал это с огромным увлечением, что даже ставило музыку в ущерб остальным школьным предметам. Особенно тяжело давались ему латынь с математикой. Отца насторожило такое чрезмерное увлечение Франца музыкой, он стал тревожиться, зная путь всемирно известных музыкантов, от такой участи своего ребёнка ему хотелось оградить. Он даже придумал наказание – запрет приезда домой на выходные и праздничные дни. Но на развитие дарования юного композитора не влияли никакие запреты.

А потом, как говорится, всё случилось само собой: в 1813 году у подростка сломался голос, ему пришлось покинуть церковный хор. Франц приехал домой к родителям, где начал обучение в учительской семинарии.

Зрелые годы

Окончив в 1814 году семинарию, парень устроился на работу в ту же приходскую школу, где трудился его отец. В течение трёх лет Франц работал помощником учителя, учил детишек предметам начальной школы и грамоте. Только от этого никак не слабела любовь к музыке, желание творить было всё сильнее. И именно в это время, с 1814 по 1817 годы (как он сам называл, в период школьной каторги), им было создано огромное количество музыкальных сочинений.

Только в одном 1815 году Франц сочинил:

  • 2 сонаты для фортепиано и струнный квартет;
  • 2 симфонии и 2 мессы;
  • 144 песни и 4 оперы.

Ему хотелось утвердиться как композитору. Но в 1816 году при подаче заявки на должность капельмейстера в Лайбах ему отказали.

Музыка

Францу было 13 лет, когда он написал своё первое музыкальное произведение. А уже к 16 годам в его копилке было несколько написанных песен и фортепианных пьес, симфония и опера. На такие выдающиеся способности Шуберта обратил внимание даже придворный композитор, знаменитый Сальери, он занимался с Францем почти в течение года.

В 1814 году Шуберт создал первые свои значительные сочинения в музыке:

  • месса фа мажор;
  • опера «Увеселительный замок сатаны».

В 1816 году в жизни Франца произошло знаковое для него знакомство со знаменитым баритоном Фоглем Иоганном Михаэлем. Фогль исполнял произведения Франца, которые довольно быстро обрели популярность в салонах Вены. В этом же году Франц переложил на музыку балладу Гёте «Лесной царь», и это произведение имело невероятный успех.

Наконец-то, в начале 1818 года вышла в печать первая композиция Шуберта.

Не удалось сбыться мечтам отца о тихой и скромной жизни сына с маленьким, но надёжным учительским заработком. Франц бросил преподавание в школе и решил всю свою жизнь посвятить только музыке.

Он поссорился с отцом, жил в лишениях и постоянной нужде, но неизменно творил, сочиняя одно произведение за другим. Ему приходилось жить поочерёдно у своих товарищей.

В 1818 году Францу повезло, он переехал к графу Иоганну Эстерхази, в его летнюю резиденцию, где преподавал музыку графским дочерям.

Проработал он у графа недолго и снова вернулся в Вену, чтобы заниматься любимым делом – творить бесценные музыкальные произведения.

Личная жизнь

Нужда стала помехой в женитьбе на любимой девушке Терезе Горб. Он полюбил её ещё в церковном хоре. Она совсем не была красавицей, наоборот, девушку можно было назвать дурнушкой: белые ресницы и волосы, следы оспы на лице. Но Франц заметил, как преображалось её круглое личико с первыми аккордами музыки.

Но мать Терезы растила её без отца и не желала дочери такой партии, как нищий композитор. И девушка, поплакав в подушку, пошла под венец с более достойным женихом. Она вышла замуж за кондитера, жизнь с которым была долгой и благополучной, но серой и однообразной. Тереза умерла на 78-ом году жизни, к тому времени прах человека, который любил её всем сердцем уже давно успел истлеть в могиле.

Последние годы

К сожалению, в 1820 году Франца стало беспокоить здоровье. Он тяжело заболел в конце 1822 года, но после лечения в больнице его здоровье немного поправилось.

Единственное, чего он успел достичь при жизни, ‒ это публичный концерт в 1828 году. Успех был оглушительным, но вскоре после этого у него началась брюшная лихорадка. Две недели она трясла его, и 26 марта 1828 года композитор скончался. Он оставил завещание похоронить его на одном кладбище с Бетховеном. Оно было исполнено. И если в лице Бетховена тут упокоилось «прекрасное сокровище», то в лице Франца «прекрасные надежды». Он был слишком молодым на момент смерти и так многое ещё мог сотворить.

В 1888 году прах Франца Шуберта и прах Бетховена перенесли на Центральное Венское кладбище.

После смерти композитора осталось много неизданных произведений, все они были опубликованы и нашли признание своего слушателя. Особенно почитаемой является его пьеса «Розамунда», в честь неё назван астероид, который был открыт в 1904 году.

Франц Петер Шуберт.
На свете было и есть много талантливых людей, которые преуспели в какой-то области и стали знаменитыми. Множество таких талантливых людей среди композиторов, на самом деле, каждый из них по-своему талантлив. Одним из самых известных композиторов всех веков – Шуберт.
Франц родился в 1797 году в пригороде Вены. Его семья была многодетной, поэтому внимание родители уделяли в основном младшим детям. Но уже с самого детства у Шуберта проявились способности к музыке. В 11 лет композитор основательно взялся за музыку и поступил в придворную музыкальную школу, где начал изучать это искусство подробнее, научился играть на других музыкальных инструментах.
Свои начальные мелодии Шуберт представил на суд народа уже в 1814 году, когда ему было всего лишь 17 лет. Его стиль напоминал критикам предыдущих авторов, поэтому особого признания ранние произведения Францу не принесли.
Известность пришла к будущему композитору внезапно, в 1816 году, когда вышла в свет баллада «Лесной царь», которая и до сих пор имеет популярность в театральных и танцевальных постановках. Потом его карьера пошла в гору, молодой музыкант набрался опыта и современные критики часто выделяют его циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».
Многие мелодии Шуберта, созданные в этот период обрели мировую известность, к примеру: «Серенада» (сборник «Лебединая песня») , «Приют», «У моря».
Композитор оставил после себя 600 музыкальных произведений, 400 из который повсеместно используются для танцев. Его вальсы написаны для игры в 4 руки, что позволяет исполнителям работать в дуэте. Но несмотря на такое исчерпывающее количество песен и мелодий, всю свою недолгую жизнь испытывал материальные проблемы. Кто знает, быть может, будь у него достаточно средств, он стал бы более успешным и знаменитым еще при жизни, смог бы победить болезнь, сломившую его и оставил бы после себя больше произведений.
Интересные факты о жизни Шуберта:
Всю жизнь композитор любил одну девочку из графской семьи, ее звали Каролина Экстерхази. Она была его ученицей и обижалась на своего учителя за то, что он ни разу не посвятил ей мелодию, на что он сказал, что все его произведения о ней.
Квартет Шуберта ре минор сначала отрицался Парижской филармонией, но спустя 13 лет после ее написания ее все-таки согласились исполнить. Прямо на премьере дирижер сказал Францу: «Это плохо, не путайся с такими делами». Это случилось прямо на публике. Композитор собрал листы с нотами и вышел, больше квартета от него не слышали.
Существует легенда, что однажды он встретил на улице хорошо одетую даму, она назвала его по имени и представилась Судьбой. Она попросила его избрать путь: быть бедным учителем и прожить долгую жизнь или быть известным, но уйти чуть позже своего тридцатилетия. После этого он ушел из школы и посвятил себя музыке.
Биографию Шуберта невозможно рассказать кратко, ведь как и у всех творческих людей в его жизни были взлеты и падения, тайны и неразгаданные загадки. Франц Петер Шуберт умер 19 ноября 1828 года, когда ему было всего лишь 32 года. Тиф, шагающий по всей Европе семимильными шагами унес жизнь этого талантливого композитора.

Биография и эпизоды жизни Франца Шуберта. Когда родился и умер Франц Шуберт, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, изображения и видео.

Годы жизни Франца Шуберта:

родился 31 января 1797, умер 19 ноября 1828

Эпитафия

«Музыка похоронила здесь драгоценное достояние, но ещё более прекрасные надежды».
Надпись, выгравированная на могильном памятнике Франца Шуберта

Биография

Вся жизнь Франца Шуберта была неразрывно связана с музыкой. Детство будущего композитора прошло в пригороде Вены, в доме учителя, который на досуге любил немного музицировать. Именно отец и старший брат стали первыми учителями Франца, рано проявившего свои музыкальные способности. Юное дарование обучали игре на скрипке и фортепиано. Далее последовали уроки игры на органе. Обладая превосходным голосом, в одиннадцать лет Шуберт стал «певчим мальчиком» венской придворной капеллы и в школе Конвикт. Здесь он познакомился с произведениями Моцарта и Гайдна, а в качестве учителя композиции и контрапункта у него выступал сам Антонио Сальери.

Талант композитора проявился у Франца Шуберта примерно к тринадцати годам, а спустя три года он уже успел написать оперу, несколько фортепианных пьес и симфонию. Примерно в это же время у него стал «ломаться» голос, и мальчика отчисли из хора. Затем последовало обучение в учительской семинарии и преподавание в той же школе, где работал отец Шуберта. Все свое свободное время Франц посвящает сочинению музыки, параллельно изучая произведения таких мастеров, как Бетховен, Моцарт и Гайдн.


Понимая, что не имеет никакого призвания к преподавательству, Шуберт делает все возможное, чтобы стать успешным композитором. Но наибольший интерес к его музыкальным произведениям стал проявляться лишь после смерти Франца Шуберта. Впрочем, публичный концерт 1828 г. все же сумел произвести фурор в мире музыки. Он считается единственным успешным концертом в истории композитора. Во всяком случае, композитору впервые удалось заработать концертом хоть сколько-нибудь достойный гонорар.

19 ноября 1828 г. общественность потрясает известие о смерти Шуберта, скончавшегося в возрасте неполных 32 лет. Последние несколько лет композитор провел в болезни, но здоровье его, казалось бы, шло на поправку. Причиной смерти Шуберта стал брюшной тиф, приведший к лихорадке, жестоко терзавшей его в течение двух недель. Похороны Франца Шуберта состоялись на Верингском кладбище. Почти 60 лет спустя прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

Линия жизни

31 января 1797 г. Дата рождения Франца Петера Шуберта.
1810 г. Начало композиторской деятельности.
1813 г. Поступление в учительскую семинарию.
1816 г. Первый творческий успех с балладой «Лесной царь».
1823 г. Избрание в почетные члены Штирийского и Линцского музыкальных союзов.
26 марта 1828 г. Дата единственного успешного публичного концерта.
19 ноября 1828 г. Дата смерти Шуберта.
22 января 1888 г. Дата перезахоронения праха Шуберта на Центральное кладбище Вены.

Памятные места

1. Город Вена, где родился и жил Франц Шуберт.
2. Город Лихтенталь, где Шуберт учился музыке.
3. Придворная капелла в Вене, где выступал Шуберт в качестве «певчего мальчика».
4. Город Жельезовце в Словакии, где проживал Шуберт.
5. Центральное кладбище Вены, где ныне захоронен прах Франца Шуберта.
6. Дом Шуберта в Вене (ныне музей-квартира Шуберта).
7. Городской парк Вены, где установлен памятник Шуберту.

Эпизоды жизни

При жизни Франц Шуберт все же имел кратковременный успех. Например, его песни в исполнении Фогля — популярного на то время австрийского певца — стали пользоваться необычайной популярностью в музыкальных салонах Вены. Баллада «Лесной Царь» принесла ее автору первый успех.

По сей день музыковеды спорят, почему композитор так и не завершил знаменитую «Неоконченную симфонию». Некоторые считают, что на самом деле композиция вовсе не является неоконченной, а подобная структура произведения была характерна для многих композиторов-романтиков того периода.

Завет

«Мои сочинения возникли из моего понимания музыки и моей боли; те из них, которые породила одна только боль, кажется, менее всего обрадовали мир».

Сюжет о Франце Шуберте из цикла передач «Проект Энциклопедия»

Соболезнования

«Шуберт обладал редкой способностью <...> ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта».
Борис Асафьев, композитор

«Я вижу в Шуберте одного из самых больших мелодистов всех времен».
Жерар Гризе, композитор

«Я исключительно люблю Шуберта. Он отличается от других композиторов своей эпохи. Бедняга, он считал себя ниже Бетховена, в то время как внес в музыку нечто очень новаторское».
Янис Ксенакис, композитор

Франц Петер Шуберт - великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. Он написал около 600 песен, девять симфоний (в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию»), литургическую музыку, оперы, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале (ныне Альзергрунд), небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.

В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт - придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в 1813 г., Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения - оперу Des Teufels Lustschloss и мессу Фа мажор - он написал в 1814 г.

В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь» («Erlk?nig»), написанная в 1816 г., принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец» («Der Wanderer»), «Похвала слезам» («Lob der Thr?nen»), «Зулейка» («Suleika») и др.

Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» («Die sch?ne M?llerin») и «Зимний путь» («Die Winterreise»), являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «Возлюбленной» («An die Geliebte»). Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня» («Schwanengesang»), из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «St?ndchen», «Aufenthalt», «Das Fischerm?dchen», «Am Meere»). Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепьянной и симфонической. Его фантазии c-dur и f-moll, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В струнном квартете d-moll, квинтете c-dur, фортепьянном квартете «Форель» (Forellen Quartett), большой симфонии c-dur и неоконченной симфонии h-moll Шуберт является продолжателем Бетховена. В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около 20, но они немного прибавят к его славе. Среди них выделяется «Der h?usliche Krieg oder die Verschworenen». Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса es-dur. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 1813 г. он сочинял непрестанно.

В высшем кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Молва о невоздержанности Шуберта имеет некоторое основание: он часто пил лишнее и тогда становился вспыльчивым и неприятным для кружка друзей. Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Вейгеля, «Медея» Керубини, «Иоанн Парижский» Буальдье, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Россини прельщали его. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался на 32 году. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию c-dur и мессу es-dur. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.).