Архитектор Фостер Норман: биография, проекты. Основные этапы творчества нормана фостера

Биография Нормана Фостера к его архитектурным решениям шла длинным и извилистым путём. Родился архитектор в 1935 г. в Манчестере в семье простых рабочих. Финансовое положение того времени вынудило Нормана оставить образование: несколько лет он работал в казначействе города, одновременно изучал торговое право. После Фостер ушёл служить в британские ВВС, однако уже тогда начал задумываться о профессии архитектора. По окончании службы будущий архитектор стал работать в пекарне, затем на заводе и, приближаясь к архитектуре, перешёл в мебельный магазин.

Лишь в 21 год Норман Фостер поступил в архитектурную Школу при Манчестерском университете. По её окончании в 1961 году, он выигрывает стипендию на обучение в университете Йельска в США. Там он знакомится с Ричардом Роджерсом и к 1963 году Фостер возвращается в Англию, где вместе с Роджерсом основывает мастерскую "Team 4" (Команда 4). В результате совместной работы данной команды родился такой архитектурный стиль, как «хай-тек», совершенно новое для того времени направление в архитектуре. Проект фабричного здания «Рилайенс контролс» 1966 года, делает имя архитектора знаменитым. И здесь начинается его долгий путь уже по лестнице архитектуры.

В 1967 Фостер открывает свою архитектурную фирму "Foster and partners". И до 1983 года он работает с Бакминстером Фуллером над рядом проектов. Одним из первых таких проектов является главный офис Willis Faber & Dumas – страховая компания в Великобритании (1971-75 годы). Внутренняя планировка, эскалаторы вокруг атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, демонстрируют постоянную озабоченность энергетическими показателями и социальными аспектами архитектуры.

В 1974 году Фостер принимается за проектирование здания Sainsbury Arts Centre – центр изобразительных искусств в кампусе Норвичского Университета в Англии. Проект воплощается в жизнь к 1978 году.

Главный офис банка в Гонконге

Главный офис банка в Гонконге «Hongkong and Shanghai Bank», построенный также под руководством Нормана Фостера, пожалуй, один из первых самых смелых проектов. Он же - первый небоскреб вне территорий Северной Америки. Фостером была разработана новая особенность возведения небоскрёбов без центральной оси, с использованием только наружного скелета. Такая структура даёт возможность создавать башни ещё более высокие. В период проектирования гонконгского банка (1979-86гг.), в 1983 году, архитектор получает золотую медаль RIBA, а в 1994 – аналогичную награду AIA.

1990 год Норману Фостеру приносит титул баронета, а 1999 – титул пожизненного пэра. В этом же году архитектор становится лауреатом премии Притцкера.

Компания Foster and Partners достигла международного уровня, под началом Фостера проекты здесь заказывает весь мир. Британский архитектор проектирует здания аэропортов, картинных галерей, торговые порты и целые города.

Здание мэрии Лондона

На работы Нормана большое влияние оказало как обучение в Америке, так и любовь к русским традициям. Он с каждым своим новым произведением удивляет мир и открывает некое новое обозрение в архитектуре. Основной стиль в его постройках – хай-тек, который он сам основал и вывел в свет. Фостер начинает проектировать музеи, один из самых последних XX века – это Бостонский музей изящных искусств 1999 года. Особая гордость местных горожан.

Старт третьего тысячелетия вдохновляет архитектора на новые открытия. Он проектирует символические здания в разных точках мира, делая акценты на каждую отдельную культуру, но при этом используя в качестве основы всё тот же стиль хай-тек. В 2004 году закончены строительные работы над его новым произведением во Франции.

Французский Мост Мийо высотой своих опор превышает высоту Эйфелевой башни в Париже.

Французский Мост Мийо

Жилой комплекс "Тройка"

Каждый последующий год Норман Фостер выдаёт новые проекты в самых неожиданных странах для его стиля.

Он использует хай-тек в восточных странах, например, Малазийский жилой комплекс из стекла и стали «Тройка» в Куала-Лумпур (2006 год) и развлекательный центр «Хан Шатыр» в столице Казахстана строился 4 года (2006-10). Гигантский шатер в 150 метров высотой, созданный из тёмного стекла и алюминия гармонирует с Астаной, только подчёркивая её восточный налёт. Копенгагенский зоопарк с названием Дом слонов в Дании (2008 год) в этом же стиле стал самым шикарным домом для экзотических животных.

Здание CITIC Bank в Китае (2011 год) и Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010 подтверждает неисчерпаемую фантазию британского архитектора. Павильон ОАЭ - это выражение пассивного проектирования с акцентом на экологические требования. Сам вид павильона отображает символическую связь с пустынным пейзажем, где расположены все семь эмиратов. Это лишь немногие из имеющихся реализованных проектов Нормана Фостера.

Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010

За всё своё архитектурное время Норман Фостер и его фирма спроектировали и построили свыше ста построек самых разных назначений. Сегодня получить проект от признанного архитектора – это большая честь для любой страны в мире.

Сделав многое в прошлом, Фостер не забывает и о будущем. Для каждой страны у него припасено нечто удивительное и, как всегда, уникальное. Готовые проекты будущих построек ждут своей реализации и восхищения инженерной мыслью признанного миром архитектора – Нормана Фостера.

Башня Россия высотой 612 метров (Москва). Самое высокое здание Европы.

Сэр Норман Фостер — один из наиболее интересных и прославленных архитекторов современности. Мастер, которому удалось совершить почти невозможное: быть революционером и новатором, одновременно оставаясь человеком, формирующим правила архитектурного истеблишмента. Бюро Нормана Фостера с завидной регулярностью возводит знаковые объекты по всему миру: его зданиями гордятся и осторожные в экспериментах европейские столицы, и избалованные разнообразием небоскребов города Нового Света. А уж творения Фостера в Азии задают тон новому строительству региона, становясь неотъемлемой частью облика городов.

Разнообразие идей и типологий работ архитектора делают его сооружения узнаваемыми и уместными в любом контексте. Современная нота в историческом квартале столичного мегаполиса, реновация культурного памятника или модернизация фабрики в небольшом провинциальном городке, грандиозная постройка — символ в новом городском образовании — все подвластно неуемной фантазии мэтра! Его здания обрастают легендами и затейливыми историями еще на стадии строительства. Придумывание забавных прозвищ и бурные обсуждения — повсеместная реакция на творения, которые Фостер предлагает миру. (Чего стоит один только лондонский «Огурец»!) При этом его здания подчеркнуто функциональны и рациональны. Количество инженерных технологий, предложенных архитектором и ставших инновационными в общепринятой практике той или иной страны, просто поражает. Почти каждая из фостеровских построек выигрывает у сооружений соперников по каким-либо особым параметрам. Британскому архитектору регулярно удается придумать еще что-то неожиданное, что позволяет ему продолжать быть лучшим и формировать действительность, которая в разной степени затрагивает жизнь огромного числа людей.

Изучая такую яркую фигуру архитектурного небосклона современности, не перестаешь удивляться: как в скромном парнишке из простой рабочей семьи Манчестера проявился такой мощный творческий потенциал? И как ему удалось убедить сначала чопорных британцев, а потом и остальной мир в своей исключительности? А ведь сегодня сэр Норман Фостер не просто один из самых влиятельных мэтров архитектурной практики, титулованный член британского общества (носит титул Baron Foster of Thames Bank), лауреат престижнейших Императорской и Притцкеровской (1999) премий и огромного количества иных профессиональных наград. Его имя — синоним респектабельности и яркости художественного образа в современной архитектуре.

Мастеру не только удалось получить признание в профессиональных кругах, сделавшее его одним из авторитетнейших специалистов в проектировании и строительстве комплексов самого сложного уровня. Он активно способствует распространению по планете целого архитектурного стиля в течение десятилетий, что в наше время вообще почти немыслимо. Обилие визуальной информации и быстрота смены картинки настолько избаловали современного человека, что интерес к чему-то, находящемуся вне рамок моды или актуального тренда, сохраняется только в исключительных случаях. Фостер создал архитектуру, которая каждый раз и становится этим исключением из правил, уникальным явлением, вызывающим неподдельный интерес у людей разных национальностей, культурного и социального багажа, различных профессиональных интересов.

Хай-тек, родившийся из совместных с Ричардом Роджерсом и другими соучениками по Йельскому университету проектных экспериментов, благодаря методичной проработке и развитию в последующих сооружениях Фостера, стал общепризнанным мировым архитектурным стилем, в рамках которого выросло уже несколько новых ярких мастеров. Конечно, Фостер не был единственным архитектором, активно пропагандировавшим в своих проектах «высокотехнологическую» стилистику. Но именно в его творениях увлечение техницизмом приобрело подлинные масштаб и величавость, присущие любому «большому стилю». Удивительно другое: как человеку, приверженному четким эстетическим принципам, удается с каждой новой работой не просто по- вторить успешное решение, но развить его настолько, чтобы опять оказаться на гребне волны, не потеряться и не отойти в тень на фоне изобилия архитектурных фантазий молодого поколения? Ведь новые проекты почти 80-летнего сэра Нормана Фостера по-прежнему остаются заметными и обсуждаемыми в самых широких кругах! Тем интереснее более подробно поговорить об удивительной архитектуре этого мастера, задающего тон в современном зодчестве с искусством подлинного экспериментатора.

Норман Фостер родился 1 июня 1935 года в индустриальном городе Британии — Манчестере — в семье рабочих, далекой от архитектуры. Они жили совсем небогато, поэтому мальчик не мог рассчитывать на широкий выбор в вопросе будущей карьеры. Из-за финансовых трудностей семьи он ушел из школы в 16 лет и устроился в офис казначейства Манчестера. В свободное время юноша изучал торговое право и пробовал рисовать. Затем пошел служить в Королевские ВВС, где стал дипломированным пилотом. Полученные в армии навыки Фостер активно использовал уже потом, собственноручно пилотируя личный самолет в небе над Европой и перелетая от одного своего дома к другому, из страны в страну, с острова на континент и обратно.

После завершения службы в 1961 году будущий архитектор работал в пекарне, затем на заводе и, уже соприкасаясь с вопросами моделирования пространства, стал сотрудником мебельного магазина. Архитектурную профессию Норман начал постигать в Манчестерском университете градоустройства и архитектуры. Благодаря таланту и большому трудолюбию в 21 год он выиграл стипендию на право обучения в . Воспользовавшись этой благоприятной возможностью для продолжения образования, Фостер отправился в Нью-Хейвен, США, где проучился два года (1961-1963) в Школе архитектуры Йельского университета и получил ученую степень магистра. И, что более важно для мировой архитектуры, в Йеле Фостер встретил другого одаренного британца — Ричарда Роджерса, вместе с которым по возвращении в Англию создал «Бюро четверых». (В него вошли также жены архитекторов — Венди Фостер и Сью Роджерс.)

В рамках этого творческого объединения и родился хай-тек — архитектурный стиль, возведший красоту инженерных конструкций в главный художественный принцип построения здания. Сам Норман Фостер неоднократно подчеркивал, что одним из наиболее важных и вдохновляющих примеров для него послужили работы русского инженера В. Г. Шухова с его знаменитыми сетчатыми оболочками и большепролетными перекрытиями. При создании высотных башен Фостер по-своему интерпретировал тему развертывания зримого совершенства конструкции, так восхитившую его в московской Шуховской башне на Шаболовке и других сооружениях своего кумира студенческих лет.

Первым заметным проектом, принесшим Фостеру профессиональное и общественное признание, становится фабричное здание «Рилайенс контроле» 1966 года. Тогда же начинается его долгий путь на архитектурном поприще.

В 1967 году в возрасте 32 лет энергичный британец вместе с двумя коллегами открывает архитектурную фирму «Фостер и партнеры». Занимаясь отдельными проектами относительно небольшого масштаба, он сотрудничает с несколькими крупными мастерами архитектуры и инженерного дела. В 1971 году Фостер построил элегантную структуру пассажирского терминала из металла и стекла (Фред Ольсен Центр в доках Милуолл) в Лондоне. Здесь отразилось его видение организующего потенциала архитектуры: четкая конструкция в стилистике минимализма с элементами хай-тека может формировать модель поведения людей. В том же году был выполнен проект офисного здания для страховой компании «Уиллис, Фейбер и Дюма» в Ипсвиче. Работа велась в сотрудничестве со старшим коллегой и учителем Фостера Бакминстером Фуллером. Амебообразное строение с почти сплошной стеклянной облицовкой, вписанное в криволинейные очертания участка, заметно отличалось от более привычного модернистского окружения с его обилием прямых углов и призматических объемов. Эскалаторы вокруг просторного атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, наглядно продемонстрировали важные для архитектора идеи энергоэффективности зданий и значимости социальной роли архитектуры. Строительство было закончено в 1975 году и, оказавшись весьма успешным, способствовало продолжению сотрудничества бюро «Фостер и партнеры» с компанией заказчика в последующие годы.

Стеклянно-металлические конструкции вообще становятся любимыми материалами архитектора, и именно их обилие отличает эстетику хай-тека. Впечатляющее художественное решение Центра изобразительных искусств Сейнсбери в Норвиче (1974-1978) с его мощной пространственной конструкцией из стекла и металла было отмечено наградами Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 1983-м и Американского института архитекторов (AIA) в 1994 году.

Само здание Центра Сейнсбери представляет собой протяженное прямоугольное строение с двухслойными стенами и кровлей, собранными из гибких стальных конструкций. Эти конструкции образуют рамы с пролетом 33 метра, облицованные идентичными панелями. Все коммуникации расположены в пределах пространственных металлических конструкций, видимых только на торцах. Алюминиевые жалюзи с сенсорными датчиками обеспечивают подвижную систему контроля за естественным и искусственным освещением. Предложенная Фостером концепция высокотехнологичной «рамки» для экспонирования произведений современного искусства и пространственная свобода ее демонстрации — именно тот формат, который показался наиболее прогрессивным создателям Центра. В этом «обрамлении» под общей кровлей и находятся свободно перетекающие друг в друга собственно демонстрационные залы, оранжереи, кафе-бар и прочие помещения факультета искусств Центра. Прозрачные боковые окна по всей высоте здания позволяют окружающему пейзажу создать своеобразные «декорации» к тому, что представлено в коллекциях.

Если составлять топ-лист самых эффектных и значительных построек Фостера, то обратит на себя внимание не только разнохарактерность объектов, но и их различное назначение, масштаб и широкая география. В списке «самых-самых» непременно будут многофункциональные небоскребы, реконструкции исторических памятников, музеи и научные центры, общественные и офисные здания, аэропорты, вокзалы, фабрики, кампусы, мосты и другие инженерные сооружения. Попробуем остановиться на некоторых из них.

Среди наиболее выдающихся построек Фостера выделяют «Огурец», он же башня «Мэри-Экс, 30» в Лондоне (разработана совместно с Кеном Шаттлвортом; 1997-2000 / 2001-2004); комплекс зданий лондонской мэрии (2002, в том же проектном тандеме); аэропорт Стэнстед в Лондоне (1981-1991) и аэропорт Чеп Лап Кок (1992-1998) около Гонконга — самый большой в мире; «Коммерцбанк» (1991-1997) во Франкфурте и Гонконгский и Шанхайский банк (1979-1986) в Гонконге. Также нужно отметить следующие строения: штаб-квартиру страхового общества «Уиллис» (2004-2007), расположенную в Сити практически рядом с «Огурцом» и другим хай-тек-манифестом — зданием «Ллойдс» (1986) Ричарда Роджерса; стадион «Уэмбли» на 90 000 зрителей (2002-2007, опять же самый большой в мире), а также реконструированный Рейхстаг в Берлине (1999) и такие уникальные инженерно-транспортные сооружения, как виадук Мийо (2004) во и лондонский мост Тысячелетия (1996-2000, совместно с Энтони Каро).

Одной из популярных пространственных структур хай-тека, наряду с вынесенными на фасады коммуникациями и подчеркнуто эстетизированными несущими конструкциями, следует назвать систему вертикальных опор, организующих пространство. Таким своеобразным металлическим «лесом» из стальных вертикалей и подвешенных к ним на тросах алюминиевых сеток является центр компании «Рено» (1983) в небольшом британском городке Суиндон. Отличительной особенностью постройки является потенциальная незавершенность ее композиции, позволяющая в случае необходимости добавлять новые идентичные элементы.

Аналогичную тему прорастающего рукотворного леса, но уже со стеклянными мембранами заполнения, Фостер использовал в аэровокзале аэропорта Стэнстед. Отказавшись от обычной экономии на стандартных элементах, архитектор предложил проектное решение в принципах «сложной простоты»: он акцентировал ритм обманчиво простой сетки колонн качеством отделки и фактурностью более дорогих материалов. Первоначальный проект модернизации Рейхстага, представленный на международный конкурс, тоже базировался на идее легкого, примыкающего к зданию навеса на стальных опорах, обрамляющих площадь вокруг. Позднее, правда, замысел радикально изменился, и Фостер создал новый купол над залами бундестага. Теперь полупрозрачная зеркальная сфера с системой пандусов непрерывного движения позволяет туристам заглядывать в самое сердце немецкого парламента, не препятствуя его работе. Обновленный Рейхстаг стал одной из главных достопримечательностей объединенного Берлина.

Еще в период утверждения на мировом архитектурном Олимпе современности, но уже обладая достаточным проектным опытом, Фостер придумывает здание штаб-квартиры Гонконгского и Шанхайского банка, который становится новой вехой в его творчестве и развитии хай-тека как направления. Согласно оригинальному замыслу конструктивный скелет небоскреба вынесен наружу, гигантские мачты-колонны перехватывают четыре пояса ферм, к которым подвешены промежуточные этажи. Все лифты и вертикальные коммуникации сгруппированы по углам, этажи имеют свободную планировку, а в центре создан 10-этажный атриум. Такое архитектурное решение явилось новаторским для всей отрасли высотного строительства, а само здание на годы стало одним из самых знаменитых современных сооружений в Азии. После успеха гонконгского небоскреба Фостер считается признанным авторитетом именно в области возведения высоток. В последующие годы мастер и его коллеги по разросшемуся бюро активно проектируют высотные здания во всем мире. Наиболее выдающимся его небоскребом следующего десятилетия является головной офис немецкого «Коммерцбанка».

Стойкий приверженец художественного языка высокотехнологичной архитектуры, сэр Норман создает выразительный трехгранный 300-метровый небоскреб, главный современный символ Франкфурта, самое громадное здание Европы с 1997 по 2003 год (после титул перешел к московской «восьмой высотке» — Триумф-паласу и затем — к другим башням московского Сити). Неповторимое сооружение из нескольких нанизанных на стержни трехгранных призм имеет разные по характеру, но одинаковые по значению фасады, каждый из которых исключительно монументален и выразителен. Девять висячих садов, двойная оболочка фасадов с естественной вентиляцией, открывающиеся окна и контроль энергосбережения — все это делает его одним из самых экологически чистых строений в своем жанре. Уровень расхода энергии здесь примерно на 30 % ниже, чем в аналогичных офисных зданиях.

Говоря о современной архитектуре, сэр Норман Фостер неоднократно подчеркивал, что внимание к вопросам экологии и энергосбережения столь же важно, как и облик сооружения. Грамотное сбалансированное проектное решение должно уравновешиваться соответствующим инженерно-техническим наполнением здания.

При строительстве «Коммерцбанка» Фостер в очередной раз предложил новаторский подход к проектированию, сделав акцент на гармонии сооружения с окружающей средой и его энергетической эффективности. Он ушел от традиционной американской модели с полностью кондиционируемыми помещениями, искусственным освещением и одинаковой планировкой этажей вокруг центрального ядра. Архитектор использует главным образом естественные свет и вентиляцию; имеется атриум, проходящий от уровня земли до верхнего этажа; из каждой части здания открывается вид на город. Такие идеи позволили Норману Фостеру назвать это строение «первым в мире экологичным высотным зданием». С инженерной точки зрения основной вклад в подобное техническое совершенство был внесен системой, позволяющей эффективно взаимодействовать системам отопления, вентиляции, безопасности и коммуникаций.

Виадук Мийо — это один из самых длинных, высоких (341 метр) и величественных мостов в мире. Основное назначение грандиозного сооружения протяженностью около 2,5 километра — в составе новой трассы связать Южную Францию с Испанией. Многопролетная вантовая конструкция, изящно вознесшаяся над горным пейзажем, избавила европейцев от многочасовых пробок у переезда через реку Тарн на шоссе А75 — ис- ключительно популярном туристическом направлении в период отпусков.

Как часто бывает с масштабными проектами Фостера, виадук Мийо вызвал широкий резонанс в прессе. Звучали прямо противоположные оценки уместности и целесообразности подобного строительства в отдаленной провинции. В качестве инженера-соавтора выступил французский специалист Мишель Вирложо, а работами занималась французская конструкторская компания «Эйфаж», в которую в том числе входят мастерские, созданные еще Густавом Эйфелем. Несмотря на первоначальные сомнения, сегодня общепризнано, что новый мост, отдельные опоры которого выше самой Эйфелевой башни, стал органичным продолжением высокоскоростной магистрали. И, будучи чисто техническим сооружением, поднялся до уровня подлинного художественного произведения. Обманчиво легкий, он очень удачно влился в живописный французский пейзаж и вошел в число наиболее посещаемых объектов современной архитектуры во Франции. На примере этой работы Фостер в очередной раз продемонстрировал умение сочетать в своих произведениях основные качества подлинного зодчества: пользу, прочность и красоту (принципы классической архитектуры, сформулирован- ные еще древними греками).

После строительства моста Тысячелетия и стадиона «Уэмбли» в Лондоне, практически сразу ставших в ряд с основными туристическими достопримечательностями новейшего времени в городе, сэра Нормана Фостера начали воспринимать как наиболее авторитетного архитектора в родном британском обществе, весьма богатом на громкие имена в зодчестве наших дней. В декабре 2005 года газета «Таймс» объявила его персоной номер один в современном искусстве. Даже давний друг и соперник Ричард Роджерс оказался в роли «догоняющего» со своим исключительно смелым небоскребом «Шард».

В середине 2000-х Фостер находился на пике международной славы. По его проектам возводились крупные объекты в , США, странах арабского мира. Завершив в 2006 году башню «Херст» в Нью-Йорке, архитектор снова доказал, что хай-тек — это исключительно яркое и богатое по своей выразительности художественное течение, а небоскреб — прекрасный инструмент для демонстрации синтеза яркости образа и передовых технологий.

Обладая впечатляющим творческим багажом, накопленным к седьмому десятилетию жизни, Фостер в очередной раз взялся за эксперименты и попробовал охватить своим искусством еще один значительный регион — Россию.

Взаимоотношения с нашей страной у сэра Нормана Фостера сложились весьма неоднозначные, хоть и достаточно интенсивные в определенный период. К началу нового тысячелетия архитектор уже собрал всевозможные международные призы и добился признания не только в родной Британии, но и во множестве других стран. А в как раз в начале 2000-х была особенно востребована идея приглашения зарубежных мастеров. Желание преодолеть разруху и неустроенность 1990-х годов влекло за собой требование крупных знаковых имен для реализации многих амбициозных планов как государственного уровня, так и частных заказчиков.

В 2006 году у компании Фостера были очень большие планы на работу в России. Бюро выполнило несколько крупных проектов для Петербурга, Москвы, Ханты-Мансийска и Екатеринбурга. Прошла персональная выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина, центральное место на ней занимал макет 600-метровой высотной башни «Россия», которая должна была появиться в столичном Сити. Британский мэтр часто приезжал в Москву и лично выступал на нескольких форумах и профессиональных научных конференциях.

Широкий общественный резонанс вызвал проект авангардного здания «Апельсин» (2008) на Крымском Валу, который должен был заменить здание ЦДХ в Москве. Наклонные скрученные дольки динамичного объема скорее напоминали формы Фрэнка Гэри, чем привычные для Фостера оболочки. Возможно, в этой работе сказалось почти 15-летнее сотрудничество мастера с известным инженером и архитектором Бакминстером Фуллером. Практически все замыслы сэра Нормана Фостера активно обсуждались в отечественной прессе, поскольку любой проект мастера подобного масштаба — событие. В силу разных причин ни один его крупный проект так и не был реализован в России. Грянувший международный экономический кризис сначала привел к отказу от строительства гигантской «России» в московском Сити, в 2010 году власти Петербурга объявили о пересмотре результатов конкурса на реконструкцию «Новой Голландии», где ранее (в 2006 году) победила компания «Фостер и партнеры». Проекты башни «Кристалл» в Ханты-Мансийске и реконструкции района в Нагатинской пойме «Хрустальный остров» в Москве так и не были воплощены.

До завершения еще одного проекта на территории бывших республик СССР пока относительно далеко. Это планировочная работа с административным зданием, удивительно напоминающим в некоторых ракурсах лондонский Сити-холл, возводится в рамках большой комплексной стратегии развития района «Белый город» в Баку. (Проект «Белый город Баку» был успешно представлен на ежегодной выставке по инвестициям MIPIM ASIA 2010 в Гонконге и сегодня активно реализуется.)

В итоге на всем постсоветском пространстве предложения лидера мировой архитектуры были осуществлены только в столице Астане.

В новейшей архитектуре имя сэра Нормана Фостера олицетворяет гармоничное единство яркости художественного образа, виртуозной деталировки с многообразием возможностей техники. Его зодчество, опираясь на технологическое совершенство, стремится к максимальной гуманизации окружения, экологичности и сомасштабности разных элементов среды.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА НОРМАНА ФОСТЕРА

Пассажирский терминал «Фред Ольсен Центра» 1967-1971 Лондон,
1971-1975 Ипсвич, Великобритания
Центр изобразительных искусств Сейнсбери, университет Южной 1974-1978 Норвич, Великобритания
Дистрибьюторский центр «Рено» 1983 Суиндон, Великобритания
1979-1986 Гонконг, КНР
Здание аэропорта Стэнстед 1981-1991 Лондон, Великобритания
Телевизионная башня «Торре Кольсеролла» 1992 Барселона,
Центр искусств «Кяр д"Ар» 1984-1993 Ним, Франция
Музей искусств Джослина 1994 Омаха, США
Павильон метрополитена 1988-1995 Бильбао, Испания
Офис «Коммерцбанка» 1991-1997 Франкфурт-на-Майне,
Международный аэропорт Чек Лап Кок 1992-1998 Гонконг, КНР
Реконструкция Большого двора Британского музея 1999 Лондон, Великобритания
1999 Берлин, Германия
2002 Лондон, Великобритания
Мост Тысячелетия 1996-2000 Лондон, Великобритания
Станция скоростных поездов для Всемирной выставки 1997-2004 Лондон, Великобритания
Центр музыкального образования 2004 Гейтсхед, Великобритания
Виадук Мийо 2004 окрестности Мийо, Франция
Здание Верховного суда Сингапура 2005 Сингапур
Мост Вестерн Астра 2005 Стокгольм,
Корпус Филологической библиотеки Свободного университета Берлина 2005 Берлин, Германия
Небоскреб «Дойчебанк Плейс» 1998-2005 Сидней,
Реконструкция главного железнодорожного вокзала 2002-2006 Дрезден, Германия
Небоскреб «Херст-тауэр» 2006 Нью-Йорк, США
Дворец Мира и Согласия 2006 Астана, Казахстан
Стадион «Уэмбли» 2002-2007 Лондон, Великобритания
Штаб-квартира компании «Уиллис» 2004-2007 Лондон, Великобритания
Международный терминал аэропорта Пекина 2007 Пекин, КНР
Башня «Торре Каха Мадрид» 2004-2008 Мадрид, Испания
Железнодорожная станция 2003-2010 Флоренция,
Общественный центр «Хан-Шатыр» 2006-2010 Астана, Казахстан
Высотный жилой комплекс «Тройка» 2004-2011 Куала-Лумпур, Малайзия
Небоскреб «Боу» 2007-2011 Калгари, Канада
Спортивно-развлекательный комплекс SSE Гидро (Колизей) 2005-2013 Глазго, Великобритания
Магазин «Эппл-стор», Зорлу-центр 2014 Стамбул,
Школа менеджмента, Йельский университет 2014 Нью-Хейвен, США

Сэр Норман Фостер - один из наиболее интересных и успешных архитекторов современности. Мастер, которому удалось совершить почти невозможное: быть революционером и новатором, одновременно оставаясь человеком, формирующим правила архитектурной моды. Архитектурное Бюро Нормана Фостера регулярно возводит знаковые объекты по всему миру: его зданиями гордятся и осторожные в экспериментах европейские столицы, и избалованные разнообразием небоскребов города Нового Света. А уж творения Фостера в Азии задают тон новому строительству региона и становятся неотъемлемой частью облика городов.

Разнообразие идей и типологий работ архитектора делают его проекты узнаваемыми и уместными в любом контексте. Современная нота в историческом квартале столичного мегаполиса, реновация культурного памятника или фабрики в небольшом провинциальном городке, грандиозная постройка - символ в новом городском образовании - все подвластно неуемной фантазии мастера. Его здания обрастают легендами и затейливыми историями еще на этапе строительства. Придумывание забавных прозвищ и бурные обсуждения - повсеместная реакция на творения, которые Фостер предлагает миру. (Чего стоит один только лондонский «Огурец»!)

При этом его здания подчеркнуто функциональны и рациональны. Количество инженерных технологий, предложенных архитектором и ставших инновационными в общепринятой практике той или иной страны, просто поражает. Почти каждая из фостеровских построек выигрывает у сооружений соперников по каким-либо особым параметрам. Архитектору из Британии регулярно удается придумать еще что-то неожиданное, позволяющее ему продолжать оставаться лидером и формировать действительность, которая в разной степени затрагивает жизнь огромного числа людей.

Изучая такую яркую фигуру архитектурного небосклона современности, не перестаешь удивляться: как в скромном пареньке из простой рабочей семьи Манчестера проявился такой мощный творческий потенциал? И как ему удалось убедить сначала чопорных британцев, а потом и остальной мир в своей исключительности? А ведь сейчас Норман Фостер не просто один из самых влиятельных мэтров архитектурной практики, титулованный член британского общества (носит титул Baron Foster of Thames Bank), лауреат престижнейших Императорской и Притцкеровской (1999) премий и огромного количества иных профессиональных наград. Его имя - синоним респектабельности и яркости художественного образа в современной архитектуре.

Мастеру не только удалось получить признание в профессиональных кругах, сделавшее его одним из авторитетнейших специалистов в проектировании и строительстве комплексов самого сложного уровня. Он активно способствует распространению по планете целого архитектурного стиля в течение нескольких десятилетий, что в наше время вообще почти немыслимо. Обилие визуальной информации и быстрота смены картинки настолько избаловали современного человека, что интерес к чему-то, находящемуся вне рамок моды или актуального тренда, сохраняется только в исключительных случаях. Фостер создал архитектуру, которая каждый раз и становится этим исключением из правил, уникальным явлением, вызывающим неподдельный интерес у людей со всего мира.

Норман Фостер родился 1 июля 1935 года в индустриальном городе Британии - Манчестере - в семье рабочих, которые далеки от архитектуры. Они жили совсем небогато, поэтому мальчик не мог рассчитывать на широкий выбор в вопросе будущей карьеры. Из-за финансовых трудностей семьи он ушел из школы в 16 лет и устроился в офис казначейства Манчестера. В свободное время юноша изучал торговое право и пробовал рисовать. Затем пошел служить в Королевские ВВС, где стал дипломированным пилотом. Полученные в армии навыки Фостер активно использовал уже потом, собственноручно пилотируя личный самолет в небе над Европой и перелетая от одного своего дома к другому, из страны в страну, с острова на континент и обратно.

После завершения службы в 1961 году будущий архитектор работал в пекарне, затем на заводе и, уже соприкасаясь с вопросами моделирования пространства, стал сотрудником мебельного магазина. Архитектурную профессию Норман начал постигать в университете градоустройства и архитектуры Манчестера. Благодаря таланту и большому трудолюбию в 21 год он выиграл стипендию на право обучения в США. Воспользовавшись этой благоприятной возможностью для продолжения образования, Фостер отправился в Нью-Хейвен, США, где проучился два года (1961-1963) в Школе архитектуры Йельского университета и получил ученую степень магистра. И, что более важно для мировой архитектуры, в Йеле Фостер встретил другого одаренного британца - Ричарда Роджерса, вместе с которым по возвращении в Англию создал «Бюро четверых». (В него вошли также жены архитекторов - Венди Фостер и Сью Роджерс.)

В рамках этого творческого объединения и родился хай-тек - архитектурный стиль, возведший красоту инженерных конструкций в главный художественный принцип построения здания.

Первым заметным проектом, принесшим Фостеру профессиональное и общественное признание, становится фабричное здание «Рилайенс контроле» 1966 года. Тогда же начинается его долгий путь на архитектурном поприще.

В 1967 году в возрасте 32 лет энергичный британец вместе с двумя коллегами открывает архитектурную фирму «Фостер и партнеры». Занимаясь отдельными проектами относительно небольшого масштаба, он сотрудничает с несколькими крупными мастерами архитектуры и инженерного дела.

В 1971 году Фостер построил элегантную структуру пассажирского терминала из металла и стекла (Фред Ольсен Центр в доках Милуолл) в Лондоне. Здесь отразилось его видение организующего потенциала архитектуры: четкая конструкция в стилистике минимализма с элементами хай-тека может формировать модель поведения людей. В том же году был выполнен проект офисного здания для страховой компании «Уиллис, Фейбер и Дюма» в Ипсвиче. Работа велась в сотрудничестве со старшим коллегой и учителем Фостера Бакминстером Фуллером. Амебообразное строение с почти сплошной стеклянной облицовкой, вписанное в криволинейные очертания участка, заметно отличалось от более привычного модернистского окружения с его обилием прямых углов и призматических объемов. Эскалаторы вокруг просторного атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, наглядно продемонстрировали важные для архитектора идеи энергоэффективности зданий и значимости социальной роли архитектуры.

Строительство было закончено в 1975 году и оказавшись весьма успешным, способствовало продолжению сотрудничества бюро «Фостер и партнеры» с компанией заказчика в последующие годы.

Стеклянно-металлические конструкции вообще становятся любимыми материалами архитектора, и именно их обилие отличает эстетику хай-тека. Впечатляющее художественное решение Центра изобразительных искусств Сейнсбери в Норвиче (1974-1978) с его мощной пространственной конструкцией из стекла и металла было отмечено наградами Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 1983-м и Американского института архитекторов (AIA) в 1994 году.

Само здание Центра Сейнсбери представляет собой протяженное прямоугольное строение с двухслойными стенами и кровлей, собранными из гибких стальных конструкций. Эти конструкции образуют рамы с пролетом 33 метра, облицованные идентичными панелями. Все коммуникации расположены в пределах пространственных металлических конструкций, видимых только на торцах. Алюминиевые жалюзи с сенсорными датчиками обеспечивают подвижную систему контроля за естественным и искусственным освещением. Предложенная Фостером концепция высокотехнологичной -рамки» для экспонирования произведений современного искусства и пространственная свобода ее демонстрации - именно тот формат, который показался наиболее прогрессивным создателям Центра. В этом “обрамлении” под общей кровлей и находятся свободно перетекающие друг в друга собственно демонстрацонные залы, оранжереи, кафе-бар и прочие помещения факультета искусств Центра. Прозрачные боковые окна по всей высоте здания позволяют окружающему пейзажу создать своеобразные «декорации» к тому, что представлено в коллекциях.

Если составлять топ-лист самых эффектных и значительных построек Фостера, то обратит на себя внимание не только разнохарактерность объектов, но и их различное назначение, масштаб и широкая география. В списке “самых-самых” непременно будут многофункциональные небоскребы, реконструкции исторических памятников музеи и научные центры, общественные и офисные здания, аэропорты, вокзалы, фабрики, кампусы, мосты и другие инженерные сооружения. Попробуем остановиться на некоторых из них.

Среди наиболее выдающихся построек Фостера выделяют «Огурец», он же в Лондоне (разработана совместно с Кеном Шаттлвортом; 1997-2000 / 2001-2004); комплекс зданий лондонской мэрии (2002, в том же проектном тандеме); аэропорт Стэнстед в Лондоне (1981-1991) и аэропорт Чеп Лап Кок (1992-1998) около Гонконга - самый большой в мире; (1991-1997) во Франкфурте и Гонконгский и Шанхайский банк (1979-1986) в Гонконге. Также нужно отметить следующие строения: штаб-квартиру страхового общества «Уиллис» (2004-2007), расположенную в Сити практически рядом с «Огурцом» и другим хай-тек-манифестом - зданием «Ллойдс» (1986) Ричарда Роджерса; стадион «Уэмбли» на 90 000 зрителей (2002-2007, опять же самый большой в мире), а также реконструированный Рейхстаг в Берлине (1999) и такие уникальные инженерно-транспортные сооружения, как (2004) во Франции и лондонский мост Тысячелетия (1996-2000, совместно с Энтони Каро).

Одной из популярных пространственных структур хай-тека, наряду с вынесенными на фасады коммуникациями и подчеркнуто эстетизированными несущими конструкциями, следует назвать систему вертикальных опор, организующих пространство. Таким своеобразным металлическим «лесом» из стальных вертикалей и подвешенных к ним на тросах алюминиевых сеток является центр компании «Рено» (1983) В небольшом британском городке Суиндон. Отличительной особенностью постройки является потенциальная незавершенность ее композиции, позволяющая в случае необходимости добавлять новые идентичные элементы.

Аналогичную тему прорастающего рукотворного леса, но уже со стеклянными мембранами заполнения, ‘ остер использовал в аэровокзале аэропорта Стэнстед. Отказавшись от обычной экономии на стандартных элементах, архитектор предложил проектное решение в принципах «сложной простоты»: он акцентировал ритм обманчиво простой сетки колонн качеством отделен и фактурностью более дорогих материалов. Первоначальный проект модернизации Рейхстага, представленный на международный конкурс, тоже базировался на идее легкого, примыкающего к зданию навеса на стальных опорах, обрамляющих площадь вокруг. Позднее, правда, замысел радикально изменился, и Фостер создал новый купол над залами бундестага. Теперь полупрозрачная зеркальная сфера с системой пандусов непрерывного движения позволяет туристам заглядывать в самое сердце немецкого парламента, не препятствуя его работе. Обновленный Рейхстаг стал одной из главных достопримечательностей объединенного Берлина.

Еще в период утверждения на мировом архитектурном Олимпе современности, но уже обладая достаточным проектным опытом, Фостер придумывает здание штаб-квартиры Гонконгского и Шанхайского банка, который становится новой вехой в его творчестве и развитии хай-тека как направления. Согласно оригинальному замыслу конструктивный скелет небоскреба вынесен наружу, гигантские мачты-колонны перехватывают четыре пояса ферм, к которым подвешены промежуточные этажи. Все лифты и вертикальные коммуникации сгруппированы по углам, этажи имеют свободную планировку, а в центре создан 10-этажный атриум. Такое архитектурное решение явилось новаторским для всей отрасли высотного строительства, а само здание на годы стало одним из самых знаменитых современных сооружений в Азии.

После успеха гонконгского небоскреба Фостер считается признанным авторитетом именно в области возведения высоток. В последующие годы мастер и его коллеги по разросшемуся бюро активно проектируют высотные здания во всем мире. Наиболее выдающимся его небоскребом следующего десятилетия является головной офис немецкого «Коммерцбанка».

После строительства моста Тысячелетия и стадиона -Уэмбли» в Лондоне, практически сразу ставших в ряд с основными туристическими достопримечательностями новейшего времени в городе, сэра Нормана Фостера начали воспринимать как наиболее авторитетного архитектора в родном британском обществе, весьма богатом на громкие имена в зодчестве наших дней. В декабре 1005 года газета «Таймс» объявила его персоной номер один в современном искусстве. Даже давний друг и соперник оказался в роли «догоняющего» со своим исключительно смелым небоскребом «Шард».

В середине 2000-х Фостер находился на пике международной славы. По его проектам возводились крупные объекты в Китае, Канаде, США, странах арабского мира. Завершив в 2006 году башню «Херст» в Нью-Йорке, архитектор снова доказал, что хай-тек - это исключительно яркое и богатое по своей выразительности художественное течение, а небоскреб - прекрасный инструмент для демонстрации синтеза яркости образа и передовых технологий.

Обладая впечатляющим творческим багажом, накопленным к седьмому десятилетию жизни, Фостер в очередной раз взялся за эксперименты и попробовал охватить своим искусством еще один значительный регион - Россию.

В новейшей архитектуре имя сэра Нормана Фостера олицетворяет гармоничное единство яркости художественного образа, виртуозной деталировки с многообразием возможностей техники. Его зодчество, опираясь на технологическое совершенство, стремится к максимальной гуманизации окружения, экологичности и сомасштабности разных элементов среды.

Известный архитектор, автор множества проектов, реализованных по всему миру. Один из основателей и руководитель архитектурного бюро Foster + Partners. В 1990 году был возведен в рыцарское звание, имеет титул Лорд берега Темзы, пожизненный пэр, член Палаты лордов. Лауреат сотен призов и премий в области архитектуры.


Норман Роберт Фостер родился 1 июня 1935 года в Англии, в предместье Манчестера, районе Стокпорта - Реддише в семье рабочих. Он был единственным ребенком в семье Роберта и Лилиан Фостеров. Отец работал маляром на вагоностроительном заводе Metropolitan-Vickers. Мать Нормана имела цыганские корни, работала на заводе. По воспоминаниям самого Фостера, у выходца из района, где он рос, "было столько же шансов попасть в университет, сколько стать Папой Римским".

Норман учился на отлично в местной школе. Он рос замкнутым ребенком, его часто обижали сверстники. В детстве Норман увлекался техникой: паровозами и самолетами. За отличную успеваемость родители подарили ему книгу об архитектуре Фредерика Гибберда (Frederick Gibberd). Благодаря этой книге Норман познакомился с творениями ведущих архитекторов того времени: Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright) и Ле Корбюзье (Le Corbusier). Мальчика заинтересовала архитектура и в поисках новых сведений он начал посещать местную библиотеку.

Фостер закончил школу в 16 лет и начал работать клерком в Манчестерском городском казначействе: работа там была монотонной, однако Нормана очень интересовало само здание муниципалитета, построенное в стиле викторианской псевдоготики. В 17 лет Фостер был призван в армию и служил радистом в Королевских ВВС. После армии Фостер стал работать в манчестерской архитектурной фирме John Beardshaw & Partners. Там он занимался рисованием эскизов но в процессе общения с архитекторами из этой фирмы, в основном выходцами из богатых семей и выпускниками университетов, Фостер понял, что большинство из них даже не знакомы с работами Райта и решил поступать в высшее учебное заведение.

В 1956 году Фостер поступил на платное отделение Школы архитектуры и городского планирования Манчестерского университета (University of Manchester"s School of Architecture and City Planning). Чтобы оплатить учебу, Фостер работал мороженщиком и даже вышибалой в ночном клубе. Однако благодаря успехам в учебе и многочисленным призам за свои работы Фостер получил стипендию, которая дала ему возможность путешествовать и практиковаться за рубежом. После окончания университета в 1961 году Фостер получил возможность продолжить обучение на архитектурном факультете Йельского университета (Yale University School of Architecture). Там он получил степень магистра архитектуры а также познакомился со своим будущим партнером по бизнесу Ричардом Роджерсом (Richard Rogers). Учителями Фостера в Йельском университете был британский архитектор чеченского происхождения Серж Чермаев (Serge Chermayeff) и дизайнер Винсент Скалли (Vincent Scully).

В 1962 году Фостер вернулся в Великобританию и с Роджерсом, а также Джорджи Чизман и ее сестрой Венди (Georgie и Wendy Cheesman) создал архитектурную фирму "Team 4". Фирма специализировалась на промышленном дизайне в стиле хай-тек.

Team 4 просуществовала до 1967 года, после этого Фостер вместе с Венди Чизман, ставшей к тому времени его женой, основал фирму Foster Associates. С 1968 года Фостер сотрудничал с именитым американским архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером (Richard Buckminster Fuller). Фуллер стал одним из основных учителей Фостера: по его совету начинающий архитектор начал при проектировании уделять внимание сохранению окружающей среды. Для создания покрытий Фостер использовал сетчатые оболочки - системы металлических стержней, перекрещивающихся в двух направлениях и образующих "мембрану", при помощи которой можно создавать криволинейные поверхности и перекрывать пролеты шириной более 30-40 метров с минимальными затратами материалов. Между тем специалисты отмечали, что сетчатые оболочки впервые были запатентованы русским, советским инженером Владимиром Шуховым. Фостер и Фуллер работали вместе до смерти Фуллера в 1983 году. Первым значимым проектом Фостера была построенная в 1975 году штаб-квартира Wiilis Faber & Dumas в Ипсвиче: стены этого здания были выполнены из черного стекла, а крыша была покрыта зеленой лужайкой. Уже тогда определился стиль Фостера: он отдавал предочтение легким сборным конструкциям и интерьерам, которые легко адаптируются к требованиям заказчика.

В 1990 году Foster Associates была переименована в Foster + Partners. Компания проектировала и реконструировала офисные, промышленные, жилые культурные и инфраструктурные объекты. В числе их работ реконструкция Рейхстага в Берлине (1999 год), центрального вокзала в Дрездене (2006 год), стадиона Уэмбли в Лондоне (2007 год). Фостер был проектировщиком вантового виадука Мийо во Франции (2004 год) и лондонского небоскреба Мэри-Экс (2004 год), который часто называли самым экологичным небоскребом. Между тем многие эксперты критиковали его за то, что он не вписывался в городской ландшафт, здание получило прозвище "огурец". Фостер также стал автором проекта терминалов аэропортов в Гонконге (1998 год) и Пекине (2008 год), причем последний считается самым большим в мире. Фостер был разработчиком проекта экологически чистого города будущего Масдар-сити в Абу-Даби. Однако часто критики называли его архитектурными решения банальными.

В январе 2007 года стало известно о том, что Фостер собирается продать 85 процентов акций Foster + Partners, однако желает остаться руководителем компании. Акции были проданы группе старших партнеров компании. В середине 2008 года в Foster + Partners работало более тысячи сотрудников.

Фостер был разработчиком многих архитектурных проектов для СНГ. В столице Казахстана, Астане, был построен монумент со смотровой площадкой "Байтерек" (тополь) - сооружение высотой 105 метров в виде 300 тонного шара из стекла "хамелеон", меняющего цвет в зависимости от времени суток, находящееся на пятистах стальных сваях; предполагалось, что оно станет символом столицы и страны. Кроме того, Фостер был автором проекта Дворца мира и согласия в Астане. В России Фостер известен как автор проектов реконструкции гостиничного комплекса "Россия" и Пушкинского музея. Кроме того, Фостер был автором проекта превращения комплекса "Новая Голландия" в Санкт-Петербурге в культурно-развлекательный объект. Реконструкция "Новой Голландии" по проекту Фостера началась в 2006 году, причем в ее ходе, по мнению некоторых экспертов, была нарушена историческая застройка острова. Также он был автором проектов 612-метрового небоскреба "Башня Россия" на территории делового комплекса "Москва-Сити" и культурно-делового комплекса "Хрустальный остров" в Нагатинской пойме. Оба эти проекта были встречены жесткой критикой а во время их строительства осенью 2008 года возникли трудности из-за финансового кризиса. Со сложностями в реализации столкнулся также проект 15-этажного многофункционального комплекса "Апельсин")совместный проект Фостера и российской компанией "Интеко"), который предполагалось построить на месте Центрального дома художника в Москве на Крымском валу.

Фостер является лауреатом сотен призов и премий. В 1999 году он был удостоен Притцкеровской премии, самой престижной в области архитектуры. Кроме того, он дважды получал приз Стирлинга (в 1998 и 2004 годах)был награжден Королевской золотой медалью и Золотой медалью Французской архитектурной академии (в 1983 и 1991 годах соответственно) был удостоен архитектурной премии Ага Хана в 2007 году. Помимо этого, он является членом профессионального сообщества дизайнеров Chartered Society of Designers, лауреатом ее Серебряной медали. Фостер с 1991 года является членом британской Королевской академии художеств.

В 1990 году Фостер был возведен королевой Елизаветой II в рыцарское звание в 1997 году был награжден орденом "За заслуги" а в 1999 году стал пожизненным пэром, членом Палаты лордов. Титул Фостера - Лорд берега Темзы (Lord Foster of Thames Bank, Reddish). В Палате лордов Фостер не входит ни в правящую партию, ни в оппозицию.

Фостер был женат три раза. Его первая жена и партнер по бизнесу Венди Чизман скончалась от рака в 1989 году. Его второй женой стала Сабиа Румани Малик (Sabiha Rumani Malik), творческий директор Foster + Partners, однако их брак распался в 1995 году. В 1996 году Фостер женился на журналисте и ученой Елене Очоа (Elena Ochoa). У Фостера четверо сыновей от первого брака: Ти (Ti), Cal (Кэл), Стив (Steve) и Джей (Jay) (двоих супруги усыновили). От третьего брака у него есть сын Эдуардо (Eduardo) и дочь Паола (Paola).

Фостер работает в Лондоне, проживает во Франции и Швейцарии на виллах, которые спроектировал сам. Фостер имеет лицензию пилота, самостоятельно летает на личном реактивном самолете.