Австрия и Австро-Венгрия в XIX – начале XX века. Презентация на тему: Австро-Венгрия в XIX - начале ХХ века Политика австро венгрии начале 20 века

Соглашение 1867 г. и учреждение дуалистической монархии

Под скипетром Габсбургов находились многочисленные неавстрийские территории. Вековая политика ассимиляции порабощенных народов не увенчалась успехом, и населявшие империю народы все более проникались духом национального самосознания.
Такой процесс активно шел в Богемии (Чехии). Фактическая потеря самостоятельности Чешского королевства явилась следствием неудачи антигабсбургского восстания, кульминацией которого стало поражение в 1620 г. у Белой Горы. При Марии Терезии чешские владения Габсбургов в 1749 г. полностью лишились административной самостоятельности. В городах насаждались немецкая культура и язык. Но уже в первой половине XIX в. в чешских городах начинается движение за национальное возрождение. В конце 60-х — начале 70-х гг. XIX в. завершается процесс формирования чешской нации. И хотя среди чешской интеллигенции доминировали идеи австрославизма, сама политическая реальность питала националистические настроения.
Ряд провинций частично, а Крайну полностью заселяли словенцы. Их считали наиболее германизированным славянским этносом, но и здесь росло национальное самосознание. В 1868 г. на одном из митингов всеобщее одобрение вызвал призыв: «Мы все, словенцы, не хотим быть ни штирийцами, ни каринтийцами, ни приморцами, мы хотим быть только словенцами, объединенными в единую Словению» .
Попавшие под власть Габсбургов Цешинская Силезия и Западная Галиция составляли менее 10% этнически польских земель, но к 1870 г. в них проживало почти 25% поляков от числа заселявших всю польскую национальную территорию. Полякам было присуще ярко выраженное стремление к восстановлению национально-государственной независимости. Только в Восточной Галиции социально и национально угнетенное украинское крестьянство тяготело к другим малороссийским областям, но и здесь господствующий класс был польским или полонизированным, что и определяло ориентиры политического развития.
Ещё более острыми были национально-этнические процессы в Венгерском королевстве, входившем в состав Габсбургской монархии. Революция 1848—1849 гг. консолидировала венгерскую нацию, чему способствовал ряд факторов: наличие мощного дворянского класса; непрерывная государственно-политическая традиция Венгерского королевства, сохранившаяся несмотря на утрату в XVI в. независимости и османское господство в XVI—XVII вв.; наличие политических учреждений в виде государственного собрания и развитой комитатской системы; административно-политическое единство королевства, включавшего в свой состав всю массу мадьярского населения; наконец, резкое отличие мадьярского языка от языка соседей.
Формирование хорватской нации проходило в условиях административно-политической раздробленности: Хорватия и Славония находились в составе Венгерского королевства, а так называемая Хорвато-Славонская военная граница — в управлении военного министерства. К тому же Хорватия в 1868 г. получила некоторые автономные права, которыми не располагали остальные югославянские области империи. Конфликт с господствующим мадьярским ядром королевства подпитывали сначала идеи иллиризма (создания Иллирийского королевства под властью Габсбургов в составе Хорватии, Славонии и Далмации), а затем югославизма, т.е объединения южнославянских народов (хорватов, словенцов, сербов) в единое государственное образование.
Сербы населяли южную часть Венгерского королевства — Воеводину, жили в Хорватии, Славонии, на территории Хорвато-Славянской военной границы, в Далмации. Они тяготели к Сербии, которая с обретением автономии стала центром притяжения и ядром сербской государственности.
Со времен раннего Средневековья в состав Венгерского королевства входила Словакия. Мадьяризация ее господствующего класса хотя и тормозила, но не смогла остановить тенденцию к формированию особого словацкого самосознания.
У румын Трансильвании, являвшейся частью Венгерского королевства, не прекращались трения с мадьярской властью. Осознание их этнической общности с населением румынских княжеств, а затем и независимого Румынского государства вызывало, особенно в годы Первой мировой войны, стремление к воссоединению с Румынией.
Сложнейшая этническая проблема встала и перед самим коренным народом Австрии. Многовековое стремление немцев Австрии к гегемонии в германских землях не позволяло им осознать себя отдельным от немцев Германии национальным образованием. Объединяла их и общность языка и культуры. Но крах идеи объединения германских земель под главенством Австрии в результате поражения в австро-прусской войне 1866 г. и последовавшего за этим образования Северогерманского союза, а затем и Германской империи потребовал пересмотра сложившихся национально-политических приоритетов. Австрийские немцы оказались перед необходимостью принять как неизбежность путь самостоятельного национального развития. Но эта переориентация проходила болезненно и трудно, поскольку, по словам современника, вся немецкоговорящая часть империи «думала и ощущала себя немцами и воспринимала государственное разделение как неестественное, как результат прусской политики силы». Процесс самоидентификации австрийских немцев как австрийцев занял почти столетие. Австрии пришлось пройти через многие драматические события, чтобы уже после Второй мировой войны, в октябре 1946 г., австрийский канцлер Л. Фигль мог со всей определенностью зафиксировать новое ощущение национального своеобразия австрийцев: «Столетия прошли над Австрией. Из смешения древнего кельтского населения с баварами и франками, под тенью стоязыкового конгломерата римских легионов, точно так же, как позже под тенью завоевательных нашествий азиатских народов — мадьяр, гуннов и других, в том числе вторгнувшихся турок, наконец, сильно смешавшись с молодой славянской кровью, с мадьярскими и романскими элементами, здесь возник снизу народ, который представляет собой в Европе нечто собственное, но не второе германское государство и не второй германский народ, а новый австрийский народ» .
Для того чтобы преодолеть нараставшие социальные и национально-политические противоречия, требовалась модернизация империи, проведение радикальных реформ. В 1867 г. Австрия и Венгрия подписали соглашение. Австрийская империя была преобразована в дуалистическую (двойственную) монархию — Австро-Венгрию. Законодательную основу нового государства составил свод законов, так называемая декабрьская конституция, принятая 21 декабря 1867 г. В соответствии с ней обе части империи объединялись на основе личной унии — император Австрии являлся королем Венгрии, поэтому император Франц Иосиф и императрица Елизавета были коронованы в Будапеште как венгерские король и королева. Общими для всего государства были только министерства иностранных дел, военное и финансов. Каждая из обеих стран имела свой парламент, правительство, национальную армию, обладала практически равными правами и обязанностями. Парламенты в Вене и Будапеште избирали делегации по 60 представителей для рассмотрения общеимперских вопросов. Обширными правами наделялся монарх: применительно к обоим государствам назначать и увольнять глав правительств, давать согласие на назначение министров, утверждать принимаемые парламентами законы, созывать и распускать парламенты, издавать чрезвычайные декреты. Император руководил внешней политикой и вооруженными силами. Конституция предусматривала равенство подданных всех частей империи перед законом, гарантировала основные гражданские права — свободу слова, собраний, вероисповедания, декларировала неприкосновенность частной собственности и жилища, тайну переписки. Австро-Венгрия обрела статус конституционной монархии.
Введение дуалистической системы управления предусматривало закрепление за австрийцами ведущей роли в землях, подчиненных Австрии, и за мадьярами — Венгрии. Территории австрийской и венгерской компетенции, разделенные рекой Лейтой, составляли Цислейтанию и Транслейтанию.
В состав Цислейтании входили: собственно Австрия; Моравия с преобладавшим немецким населением (столица Брно); Чехия (известная тогда как Богемия); Силезия (важнейший центр — Цешин) и Западная Галиция (главный город — Краков), населенные преимущественно поляками; Восточная Галиция (центр — Львов) и Буковина (центр — Черновцы) с преобладавшими украинцами; Крайна, Истрия, Герц и Триест, составлявшие вместе Словению с центром в г. Любляне; протянувшаяся по побережью Адриатического моря Далмация, обжитая славянами и итальянцами. Немцы в Цислейтании составляли лишь треть населения.
В состав Трансяейтании были включены: Венгрия; румынская по составу населения Трансильвания; славянские провинции — Закарпатье (важнейший город — Ужгород), Словакия (центр — Братислава), Хорватия и Славония (центр — Загреб), Сербская Воеводина и Банат (г. Темешвар); адриатический портФиуме. Мадьяр в Транслейтании насчитывалось менее половины.
Австро-венгерский дуализм снял значительную часть противоречий между Австрией и Венгрией, но отстранение от власти на принципах автономии румын Трансильвании, итальянцев Тироля и Приморья, славянских народов обострило противостояние между ними и привилегированными австрийскими и венгерскими элитами. После заключения соглашения 1867 г. император Франц Иосиф и его правительства не смогли решить славянскую проблему, наоборот, сделали ее еще более сложной в связи с боснийским вопросом. В соответствии с решением Берлинского конгресса Австро-Венгрия в 1878 г. оккупировала Боснию и Герцеговину, но формальный суверенитет над ними сохраняла Турция. Когда же в 1908 г. произошла младотурецкая революция, сложилась ситуация, при которой Австро-Венгрия могла потерять контроль над фактически захваченными землями. Для того чтобы не допустить этого, 5 октября 1908 г. Франц Иосиф аннексировал Боснию и Герцеговину. Турция, не имея поддержки великих держав, в феврале 1909 г. подписала с Австро-Венгрией соглашение, по которому признала аннексию и приняла в качестве платы за отказ от суверенитета над этими областями 2,5 млн ф. ст.
Присоединение новых провинций усилило межнациональные противоречия в империи. По переписи 1910 г. из почти 52 млн населения около 30 млн составляли славяне, румыны, итальянцы; немцев насчитывалось 12 млн и мадьяр— почти 10 млн человек. Этнически разнородные части государства, не связанные с Габсбургами и между собой общностью интересов и целей, неудержимо становились на путь национального возрождения. Чехи безуспешно добивались равного с Австрией и Венгрией статуса, т.е. превращения дуализма в триализм в форме федерации Австрии, Венгрии и Чехии. Сильным накалом отличалось сепаратистское движение в южном Тироле с преобладающим итальянским населением. Требовали признания культурной самобытности и политического равноправия хорваты и румыны. Столкновения с австрийской и венгерской властями осложнялись межэтническими противоречиями немцев и чехов в Богемии, хорватов и итальянцев в Далмации, сербов и хорватов в южных областях Венгрии и Австрии, польских помещиков и украинских крестьян в Восточной Галиции. Надеждам на приобретение автономии в рамках Австро-Венгерской монархии не суждено было сбыться. Национальные движения неполноправных народов вступили в непримиримое противоречие с политикой империи и порождали неустранимые конфликты, исподволь подтачивавшие Габсбургскую монархию и, в конечном счете, разрушившие ее.

Социально-политическое и экономическое развития Австро-Венгрии в 19 - 20 веках

Внутриполитический вектор Габсбургской империи на вторую поло-развитие вину XIX — начало XX в. Определили утрата Ломбардии и Венеции вследствие поражения в австро-итало-французской войне 1859 г. и австро-прусской войне 1866 г., крах австрийских планов велико-германского пути объединения Германии в результате проигрыша Пруссии все той же войны 1866 г., наконец, преобразование в 1867 г. империи в дуалистическую Австро-Венгерскую монархию. Эти события решающим образом изменили спектр внутриполитических проблем Австро-Венгрии. Монархия сбросила бремя германских дел, уступив связанные с ними заботы Пруссии, освободила себя от необходимости постоянного противоборства с национально-освободительным движением в итальянских провинциях, упростила национальную ситуацию в самой империи в связи с предоставлением Венгрии определенной самостоятельности. Все это высвободило силы для модернизации политического поля самой империи.
Межэтнические конфликты между немцами и чехами в Богемии, поляками и русинами в Галиции, хорватами и итальянцами в Далмации, сербами и хорватами — в южных областях Венгрии и Австрии побуждали монархию к поиску путей их преодоления. Острота национальных противоречий диктовала необходимость реформ. Они неуклонно продвигали страну в направлении постепенного утверждения буржуазно-демократических институтов. Уже первое после образования двуединой монархии австрийское правительство князя Адольфа Ауэрсперга провело в 1868 г. антикатолические «майские законы» о браке и о межконфессиональных отношениях. В 1870 г. отменили конкордат 1855 г., по которому католическая церковь наделялась автономией, католичество признавалось государственной религией, запрещался гражданский брак между католиками. В 1868 и 1869 гг. приняли законы о народном образовании, учредившие межконфессиональную государственную обязательную восьмилетнюю школу, хотя и сохранившую преподавание религии. Развитие школьного образования привело к быстрому сокращению неграмотности. В 1872 г. был введен Суд присяжных, а в 1875 г. —Высший административный суд в Вене.
В 1880-е гг. реформировали трудовое законодательство: установили максимальный рабочий день для взрослых и подростков, ввели обязательный воскресный отдых, социальное страхование по болезни и от несчастных случаев, создали систему инспекторов по охране труда.
В 1873 г. правительство Ауэрсперга с целью ограничения роли местных сеймов (ландтагов)1 провело реформу, по которой Рейхсрат стал избираться не сеймами, а непосредственно избирателями. Последние делились на четыре курии с разной нормой представительства. Одного депутата избирали: по курии торговых палат — каждые 24 крупных промышленника и финансиста; по курии крупных землевладельцев — каждые 53 помещика; по общегородской курии — каждые 4 тыс. избирателей; по курии сельских общин — каждые 12 тыс. избирателей. Новая избирательная система, установив высокий имущественный ценз, приобщила к выборам лишь 6% населения. Избирательная реформа обеспечила гегемонию земельной аристократии и крупной буржуазии, а также гарантировала преобладание в Рейхсрате австрийских немцев: их было 220 против немногим более 130 депутатов других национальностей. В 1882 г. правительство Эдуарда Тааффе снизило имущественный ценз для имеющих право голоса с 10 до 5 флоринов ежегодного налога, что существенно увеличило число избирателей за счет ремесленников, мелких торговцев и крестьян. Пришедший к власти в 1895 г. кабинет Казимира Бадени в очередной попытке ликвидировать внутриполитический кризис учредил пятую, так называемую всеобщую курию. В нее входили все мужчины старше 24 лет, которые избирали одного депутата от почти 70 тыс. избирателей — электорат увеличился с 1,7 до 5 млн человек. В русле демократизации политического строя Австрии проходила избирательная реформа 1907 г. Она предусмотрела всеобщее для мужчин равное, прямое и тайное голосование. Количество мандатов определялось не согласно численности населения, а по национальностям с учетом их налогового бремени. Поэтому немцы, составлявшие 35% населения, но платившие 63% налогов, получили 43% мандатов.
В течение последней трети XIX — начала XX в. экономика Габсбургской монархии постепенно преодолела свой прежний, преимущественно аграрный характер, вследствие чего империя перешла в разряд индустриально-аграрных стран. В 1913 г. среди 20 ведущих индустриальных держав мира Австро-Венгрия занимала 10-е место по производству промышленной продукции в расчете на душу населения. Этот прогресс во многом явился следствием соглашения 1867 г. и установления либерально-конституционных порядков в империи, что благоприятствовало капиталистическому развитию экономики, особенно промышленности. В интересах буржуазии были отменены законы, ограничивавшие свободную продажу земли. Государство освободило железнодорожные компании от налогов и гарантировало им 5% прибыли от вложенного капитала, что дало толчок железнодорожному строительству, а следовательно, и развитию тяжелой индустрии. Иностранные банки получили право открывать филиалы в Вене.
В этот период возникли крупные предприятия. Фирма «Шкода» в Чехии стала одним из главных поставщиков оружия не только для Австро-Венгрии, но и для многих европейских государств. В 1870-х гг. началось образование монополистических промышленных объединений. Так, производство железа и стали в Цислейтании сконцентрировали 6 крупнейших объединений, сосредоточивших 90% производства железа и 92% выплавки стали. Резко возросли капиталовложения в промышленность. Только в 1910 и 1911 гг. в акционерные общества был помещен капитал в 10 раз больший, чем за предшествовавшие 80 лет получили промышленность, торговля и ремесленное производство вместе взятые. Само количество акционерных обществ в Цислейтании к 1910 г. превысило 580. Вместе с тем высокая степень концентрации производства и наличие монополий сочетались с большим количеством мелких предприятий.
Характерной чертой экономического развития Цислейтании являлась его неравномерность. Значительная часть промышленности была сосредоточена в собственно австрийских землях, а также в Чехии и Моравии. Число рабочих, занятых в промышленности чешских земель, составляло в 1910 г. 56% промышленного пролетариата Цислейтании. В то же время в Галиции, например, в 1910 г. 8 2% населения было занято в сельском хозяйстве и лишь 5,7% — в промышленности. В зачаточном состоянии находилась обрабатывающая промышленность словенских земель (Крайна, Истрия). Далмация по общему уровню экономического развития отставала даже от Крайны.
Несмотря на высокие темпы экономического развития, абсолютные размеры производства в империи были малы. На рубеже веков Австрия занимала только 7-е место по выплавке чугуна. В этих условиях создавались благоприятные возможности для проникновения в страну иностранного капитала: английского, французского, бельгийского, итальянского. Но уже к концу XIX в. главным кредитором и торговым партнером Габсбургской монархии стала Германия. Сильное влияние германского капитала ощущалось во всех отраслях австро-венгерской экономики: банковском деле, железнодорожном строительстве, машиностроении, химической, электротехнической промышленности. В предвоенные годы германский капитал располагал 50% австрийских и венгерских ценных бумаг. В Австро-Венгерской монархии по данным на 1899 г. 52% экспорта шло в Германию и 34% импорта— из Германии. Финансово-экономическая зависимость Габсбургской монархии от Германии становилась все сильней.
Процесс концентрации привел к образованию в Австрии мощных финансовых группировок. Насколько сильны были австрийские банки, явствует из того, что Национальный банк в 1909 г. владел капиталом в 85 млн ф. ст., а Английский банк контролировал 82 млн ф. ст. Австрийский финансовый капитал, в значительной мере уступивший поле деятельности в империи иностранным монополиям, компенсировал себя проникновением в Сербию, Болгарию, Румынию, Грецию. Австрийская буржуазия контролировала значительную часть промышленности этих стран и большинство тамошних банков, стремилась к экономическому и политическому утверждению в балканских странах. С этим следует связывать и агрессивную внешнюю политику империи в этом регионе.

Пути разрешения национальной проблемы в про граммах общественно- политических движений

Национально-политическая история империи в эпоху дуализма характеризуется борьбой двух направлений - централистского и федералистского. Централизм был стержнем государственного строя Габсбургской монархии и господства австро-немецких и венгерских правящих классов. Вместе с тем неразрешенность национального вопроса побуждала политические партии, общественные движения и саму правившую элиту искать пути выхода из политического кризиса в переходе к федералистскому устройству государства. Планы преобразования монархии из дуалистической в триалистическую вынашивали наследник престола Франц Фердинанд и его окружение. Намечалось в границах империи создать третье государственное образование путем объединения транслейтанской Хорватии-Славонии, австрийской провинции Далмация и аннексированных Боснии и Герцеговины. Проект австро-венгеро-югославянского триализ-ма преследовал цель парализовать освободительные движения югославян и укрепить их лояльность к Австрии, нейтрализовать объединительные стремления Сербии, помышлявшей о собирании в одном государстве южных славян. Немаловажное значение имело намерение создать противовес венгерской оппозиционности. Естественно, Венгрия резко воспротивилась этим планам.
Проблемы национального переустройства империи стояли в центре внимания различных общественных групп. Христианско-социальная партия, образованная в 1891 г. и в 1907 г. поглотившая Консервативную католическую народную партию, в национальном вопросе заняла антивенгерские и антисемитские позиции. Она отвергала австро-венгерский дуализм и выдвинула идею преобразования страны на началах федерализма в государственной форме Соединенных Штатов Австрии под руководством Габсбургов.
Консолидация социалистических сил Австрии привела к преодолению раскола между умеренным и радикальным течениями и образованию на объединительном съезде в Гайнфель-де (30 декабря 1888 г. — 1 января 1889 г.) Социал-демократической партии Австрии (СДПА), лидером которой стал Виктор Адлер. Как единое целое партия функционировала недолго. Пражский съезд (1896) преобразовал СДПА в Федеративный союз отдельных национальных социал-демократических партий: австрийской, чешской, польской, украинской, югославской, итальянской. Каждая из национальных партий имела свои руководящие центры и обладала широкой автономией. Некое единство обеспечивали общепартийные Исполнительный комитет и съезд, предназначенные для решения самых общих программных и организационных вопросов. Принятая партийная структура привела к ситуации, когда на одном предприятии рабочие разных национальностей оказывались в разных партийных организациях. Принцип разделения по национальному признаку СДПА перенесла и на свое видение решения национальной проблемы в империи.
Один из руководителей СДПА Карл Реннер в 1899 г. выдвинул программу культурно-национальной автономии. Реннер полагал, что культурно-национальная автономия, т.е. культурно-национальная общность независимо от места обитания, обеспечит сохранение многонациональной империи. Идеи Реннера в определенной степени восприняла принятая на съезде СДПА в Брюнне (1899) национальная программа. Она требовала: «Австрия должна быть преобразована в государство, представляющее демократический союз национальностей... Вместо исторических коронных земель должны быть образованы отдельные национальные самоуправляющиеся административные единицы, в каждой из которых законодательство и управление находились бы в руках национального парламента, избранного на основе всеобщего, прямого и равного голосования». Совмещение идей внетерриториальной культурно-национальной автономии и ограниченного территориального самоуправления наций в сохраняемой империи Габсбургов не могло не привести к новым конфликтам: «национальные самоуправляющиеся административные единицы» отнюдь не всегда были национально однородны, наоборот, особенно в городах, отличались полиэтническим составом населения.
Если указанные партии исходили из необходимости сохранения империи, то к ее уничтожению призывало Немецко-национальное движение во главе с Георгом фон Шёрнером. Линцская программа 18 82 г., отражая концепцию движения, ориентировала на объединение Австрии, Чехии и Словении в единое целое с немецким языком как государственным и «немецким характером» в качестве этнической доминанты. Дальнейшим шагом в этнической чистке должна была стать передача Галиции и югославянских земель под юрисдикцию Венгрии, связи с которой ограничиваются персональной унией. Наконец, Шёрнер требовал исключить влияние евреев из всех сфер общественной жизни. Заключительным этапом предполагалось присоединение к Германии этнически и расово «очищенной» Австрии. Таким образом, пангермански настроенные австрийские немцы выдвинули программу фактического расчленения империи, однако эти планы встретили резкое неприятие монархии и большинства самих австрийских немцев, не стремившихся к упразднению империи Габсбургов и аншлюсу.
Все эти планы выхода из кризиса не были и не могли быть реализованы: имперский государственный механизм не был в состоянии модернизировать себя, даже если и осознавал, что речь идет о сохранении империи. Провал попыток урегулирования чешско-немецких противоречий свидетельствует об этом.

Австрийская империя и Австро-Венгрия в XIX веке

В XIX веке правителям многонациональной Австрийской империи приходилось бороться с революционными и национально-освободительными движениями на своей территории. Межнациональные противоречия, которые разрешить так и не удалось, привели Австро-Венгрию к порогу Первой мировой войны.

Предыстория

Австрийский правитель Франц II провозгласил наследственные владения Габсбургов империей, а себя - императором Францем I, в ответ на имперскую политику Наполеона Бонапарта. В ходе наполеоновских войн Австрийская империя терпела поражения, однако в конце концов благодаря действиям России оказалась в числе победителей. Именно в Вене - столице Австрийской империи - в 1815 г. состоялся международный конгресс, на котором определялась судьба послевоенной Европы. После Венского конгресса Австрия пыталась противостоять любым революционным проявлениям на территории континента.

События

1859 г. - поражение в войне с Францией и Сардинией, потеря Ломбардии (см. ).

1866 г. - поражение в войне с Пруссией и Италией, потеря Силезии и Венеции (см. ).

Проблемы Австрийской империи

Австрийская империя не являлась крепким национальным государством с единой историей и культурой. Она, скорее, представляла собой скопившиеся за столетия разнородные владения династии Габсбургов, жители которых обладали разным этническим и национальным самосознанием. Собственно австрийцы, для которых родным языком был немецкий, составляли в Австрийской империи меньшинство. Помимо них, в этом государстве было велико число венгров, сербов, хорватов, чехов, поляков и представителей других народов. У некоторых из этих народов был полноценный опыт проживания в рамках независимого национального государства, поэтому их желание получить как минимум широкую автономию в рамках империи, а как максимум полную независимость, было очень сильным.

При этом австрийские правители шли на уступки лишь настолько, насколько это было необходимо для сохранения формального единства государства. В целом стремление народов к независимости подавлялось.

В 1867 г. с предоставлением широкой автономии Венгрии в Австрии была также принята конституция и созван парламент. Происходила постепенная либерализация избирательного законодательства вплоть до введения всеобщего избирательного права для мужчин.

Заключение

Национальная политика Австро-Венгрии, в рамках которой населявшие ее народы не получали равного с австрийцами статуса и продолжали стремиться к независимости, стала одной из причин развала это государства после Первой мировой войны.

Параллели

Австрия является наглядным свидетельством нестабильности империи как типа государственного образования. Если в рамках одного государства сосуществуют несколько народов, при этом властные полномочия принадлежат одному из них, а остальные находятся в подчиненном положении, такое государство рано или поздно вынуждено тратить огромные ресурсы на то, чтобы удержать все эти народы в орбите своего влияния, и в конце концов становится неспособно справиться с этой задачей. Похожей была история Османской империи, которая в пору своего расцвета завоевала множество народов, а потом оказалась не в силах противостоять их стремлению к независимости.

В конце XIX - начале XX века Австро-Венгерская империя имела значительный экономический, политический и военный потенциал. Как известно, начало столетия характеризуется напряженной международной обстановкой, центральное место в которой принадлежало Австро-Венгрии, постольку в ее состав входили территории Балканского полуострова. А как известно, Балканы - «пороховая бочка» Европы. Первая мировая война начнется именно здесь. Ее предпосылки и противоречия зарождались не только в Германии, Британии, а по большому счету в Австро-Венгерской империи, которой суждено было не только стать союзницей Тройственного Союза, но и сражаться против Российской империи.

Внутриполитическое положение в империи

Для лучшего понимания положения дел в Австро-Венгрии в начале XX века попробуем сравнить страны, воевавшие в Первой мировой войне, из разных военно-политических блоков. Пожалуй, самым уместным будет сравнение Австро-Венгерской и Российской империй.

Схожесть обстановки удивительная. Как и Российская империя, Австро-Венгрия была большим континентальным государством, которое по уровню своего развития ничем не уступало (а по некоторым аспектам и превосходило) передовым странам Европы. Австро-Венгрию, как и Россию, буквально раздирали внутренние противоречия, прежде всего национальные.

Национальная борьба

В состав Австро-Венгерской монархии входило множество национальностей и народов. Борьба этих небольших наций (поляки, хорваты, румыны, сербы, словенцы, украинцы, чехи, словаки) за самоопределение, расширение административных и культурных прав очень мощно раскачивали стабильность империи изнутри. Следует учесть и тот аспект, что Австро-Венгрия претендовала на уникальную структуру государственного управления, которая строилась на власти двух монархов. А это очень усугубляло внутриполитическое положение.

Внешняя политика государства

Геополитический интерес империи был сосредоточен на Балканском полуострове, на эти территории претендовала и Россия. Их населяли славянские народы, которые в начале века находились под ярмом Османской империи, извечного врага как Австро-Венгрии, так и России. Но со справедливым разделом Балкан обе империи были не согласны, поэтому конфликт огромных держав углублялся с каждым годом, и усугубляла его не одна только Австро-Венгрия. Империя и Россия раздували этот конфликт в равной мере.

Яблоком неизбежного раздора между государствами стала Сербия. Окрепшее в двух Балканских войнах 1912-1913 гг. славянское королевство создавало для Австро-Венгрии серьезные проблемы, высказывая идеи о независимости. Такой политике короля Сербии Петра Карагеоргиевича способствовала Россия, давний собрат сербского народа. Учитывая такое положение дел, австро-венгерское правительство могло рассчитывать только на силовой вариант решения проблемы.

Армия и ее структура

Внешнеполитическая задача такого уровня сложности была возложена на имперскую и королевскую армию Австро-Венгрии. Именно так назывались вооруженные силы империи. Армия, как и все государство, была неоднородной. В ней состояли австрийцы, венгры, хорваты, боснийцы и представители других народов, находящихся в составе страны. Австро-венгерские войска подразделялись на четыре составных части: имперская и королевская армия ландвер, боснийско-герцеговинские войска, королевский венгерский гонвед и имперские королевские войска. Все они, соответственно, имели органы военного и территориального управления. Территориальный аспект в армии порождал массу противоречий, так как правительства Австрии и Венгрии способствовали развитию гонведа и ландвера и, наоборот, пытались обделить остальные части войска.

Много недостатков и противоречий было и в офицерском корпусе. Военные академии воспитывали офицеров в духе старых, уже отживших свое традиций. Военные бюрократизировались и были способны проводить только маневры, а никак не боевые действия. Теоретической, живой военной мысли в армии не существовало. Да и вообще, многие офицеры были настроены националистически и были ярыми антимонархистами.

Но говорить только о негативном состоянии австро-венгерской армии не приходится, безусловно, были и сильные стороны. Имперская и королевская армия отличалась особо высокой мобильностью. Небольшая территория империи и развитая сеть железных дорог позволяли войскам передвигаться быстрее всех армий континента. Австро-Венгрия по технологическому показателю оснащения армии уступала только Германии. Промышленность государства, в силу своей развитости, могла позволить очень хорошее снабжение армии, даже в военных условиях. Но если бы война имела затяжной характер, все преимущества были бы утрачены. В подобном положении находилось много европейских государств, не исключение и Австро-Венгрия. Первая мировая война, которая вот-вот начнется, расставит все по своим местам.

Империя в начале ХХ века

Таким образом, вы можем констатировать тот факт, что Австро-Венгерская империя в начале XX века пребывала в кризисе, как внешнем, так и внутреннем. Австро-Венгрия в 19 веке укрепилась на карте Европы, но удерживать лидирующие позиции ей не удавалось, что и привело к росту противоречий в национальном вопросе, в вооруженных силах и геополитических стратегиях.

На парламентских выборах 1990 года победу одержал Венгерский демократический форум, лидер которого Йожеф Анталл возглавил правительство, в которое вошли также представители Народной христианско-демократической партии и Независимой партии мелких сельских хозяев. Президентом был избран Арпад Гёнц из Союза свободных демократов, остававшийся на этом посту до 2000 года.

Правительство Й. Анталла провело важные мероприятия по дальнейшей модернизации экономики, в частности либерализацию цен и внешней торговли, и начало приватизацию. Реформы имели и негативную сторону: на четверть сократился экспорт, выросли внешний долг, инфляция и безработица, произошло уменьшение внутреннего спроса и инвестирования, снизился жизненный уровень. Немалую роль здесь сыграла и международная конъюнктура, в частности разрыв многих традиционных связей с партнёрами по бывшему СЭВ.

Всё это привело к поражению правоцентристского лагеря на выборах в парламент в 1994 году, и к власти пришла Венгерская социалистическая партия, образовавшая правящую коалицию с ССД, чтобы развеять предположения о реванше бывших коммунистов. Премьер-министром стал Дюла Хорн, правительство которого в целом продолжило курс предшественников на дальнейшие реформы.

В этот период отмечается рост инвестиций и получение наибольших доходов от приватизации, по итогам которой большинство промышленных объектов попало в руки иностранных собственников. Произошло некоторое разбалансирование экономики, для преодоления последствий которого был принят пакет мер по финансовой стабилизации и жёсткой экономии (так называемый план Бокроша).

1995 год ознаменовался неудачной попыткой оппозиции инициировать принятие новой конституции, в частности, предполагавшей прямые выборы президента, наделённого значительными полномочиями.

Правительство Хорна сделало ряд важных шагов в сторону дальнейшего сближения с евроатлантическим сообществом, и Венгрия получила приглашение вступить в НАТО. Вместе с тем экономические перепады, рост преступности, сообщения о коррупции в правительстве подорвали поддержку левого центра, и на выборах 1998 года у власти снова оказалась правоцентристская коалиция, на этот раз представленная Союзом молодых демократов и их партнёрами — Независимой партией мелких сельских хозяев и Венгерским демократическим форумом.

Правительство во главе с Виктором Орбаном воспользовалось плодами экономической стабилизации, начавшейся ещё при предыдущем правительстве, и укрепило тенденцию к так называемой «быстрой стабилизации». Произошёл существенный рост ВВП, начался опережающий рост промышленности, производительности труда. Темпы инфляции снизились, а структура экономики стала соответствовать требованиям современного рынка. В 1999 году страна вступила в НАТО; внешняя политика правительства В. Орбана способствовала достижению договорённости о вступлении Венгрии в ЕС в 2004 году. В 2000 году Ференц Мадл сменил Арпада Гёнца на посту президента.

Удержаться у власти на второй срок правому центру не удалось во многом по тем же причинам, что и правительству Хорна: репутация была подорвана коррупционными скандалами в высших эшелонах власти; кроме того, В. Орбан и его министры уделяли мало внимания взаимодействию с другими политическими силами.

В 2002 году левоцентристская коалиция ВСП-ССД сформировала правительство во главе с Петером Меддьеши. В мае 2004 года Венгрия вступила в ЕС, а в сентябре того же года Меддьеши был вынужден оставить свой пост из-за разногласий с партнёрами по коалиции относительно перестановок в кабинете министров и был сменён в должности Ференцем Дюрчанем.

На парламентских выборах 2006 года победу вновь одержала ВСП, сформировавшая вместе с ССД коалиционное правительство во главе с Дюрчанем. Испытанием для победителей стали события сентября 2006 года, когда в Будапеште произошли массовые беспорядки, а в ряде других городов страны — крупные демонстрации под антиправительственными лозунгами. Поводом стало обнародование СМИ записи сделанного премьер-министром на закрытом заседании ВСП признания в том, что правительство вводило граждан в заблуждение относительно благополучной социально-экономической обстановки в стране, чтобы добиться успеха на парламентских выборах, тогда как в действительности за предыдущие четыре года ничего не добилось в сфере развития экономики, а для стабилизации финансового положения потребуется ряд весьма жёстких антикризисных мер.

Массовые демонстрации протеста в Будапеште переросли в столкновения с силами охраны правопорядка, причём не менее 200 человек были ранены. Несмотря на многочисленные призывы уйти в отставку, Ф. Дюрчань отказался это сделать и в дальнейшем получил вотум доверия при голосовании в парламенте.

В начале октября 2006 года на муниципальных выборах ВСП потерпела поражение от ФИДЕС — Венгерского гражданского союза. В конце октября беспорядки меньшего масштаба произошли во время празднования годовщины событий 1956 года.

Март 2007 года (празднование очередной годовщины революционных событий 1848 года) вновь ознаменовался столкновениями демонстрантов, протестовавших против курса правительства Дюрчаня, с полицией.

В 2008 году прошёл инициированный ФИДЕС национальный референдум по вопросу о реформах правительства, на котором большинство населения высказалось против введения обязательной платы за посещение врача и высшее образование.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

К 30 - 40-м гг. XIX в. Австрийская империя являлась многонациональным государством. В ее состав входили территории Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, а также часть территории современных Румынии, Польши, Италии и Украины. В этих землях укреплялось стремление к государственной самостоятельности, национальной независимости. Габсбурги пытались сохранить империю ценой незначительных уступок народам, ее населявшим.

4 слайд

Австрийская империя в первой половине XIX века Крестьянство оставалось бесправным, барщина доходила до 104 дней в году, взимался и оброк. В стране господствовали цеховые ограничения. Существовали внутренние таможенные пошлины. Запрещалось строительство новых мануфактур и фабрик. Суровая цензура. Школа находилась под контролем духовенства. Политический и духовный гнет народов империи (в отношении угнетенных народов применялся принцип «разделяй и властвуй»). Император Австрийской империи Франц I Австрийский канцлер Клемент Венцель Меттерних

5 слайд

1848 г. – революции в Австрийской империи (Австрии, Венгрии, Чехии) Развитию промышленной революции мешали старые феодальные порядки. Запретительная политика Габсбургов в области экономики Политические репрессии. 1847 год – мировой экономические кризис («голодные сороковые») Стремлением народов империи к национальной независимости. Причины Результаты Революции подавлены войсками Австрии и России Император Австрийской империи Фердина нд I (1835 - 1848)

6 слайд

Итоги революций в Австрийской империи Император Фердинанд отрекся от престола в пользу своего племянника восемнадцатилетнего Франца Иосифа (1830-1916). Введение конституции, закреплявшей целостность империи. Установление высокого имущественного ценза для избирателей. Проведение крестьянской реформы в Венгрии: упразднение барщины и церковной десятины, в руки крестьян переходила одна треть обрабатываемых земель. Все народы венгерского королевства получили политические свободы и землю. Однако национальной независимости народы Австрийской империи не получили. Император Австрийской империи Франц Иосиф

7 слайд

1867 г. - австро-венгерское соглашение о преобразовании империи Габсбургов в двуединую монархию Австро-Венгрию, состоявшую из двух независимых друг от друга во внутренних делах государств - Австрии и Венгрии. Поражения в войнах с Францией, Пьемонтом и Пруссией Волнения в Венгрии Возросла необходимость укрепления целостности государства Император Австро-Венгрии Франц Иосиф

8 слайд

Политическое устройство Австро-Венгрии Австро-Венгрия - конституционная монархия без всеобщего избирательного права Франц Иосиф - император Австрии и король Венгрии Но Австрия и Венгрия имели каждая свои: конституцию, парламент, правительство У Австрии и Венгрии общее: флаг, армия, три министерства: военное, финансов и иностранных дел. финансовая система. Между Австрией и Венгрией не было таможенных границ

9 слайд

1868 г. – Чешское государство (Чехия, Моравия и Силезия) поставило вопрос об отделении от Австрии Австрия согласилась на проведение демократических реформ: Снизили имущественный ценз, дававший право на участие в выборах, в результате широкие слои мелких собственников города и деревни, часть рабочих получили право голоса. Чехи провели своих представителей в депутаты австрийского парламента. В областях, где было смешанное население, вводились два языка, и чиновники Чехии и Моравии обязаны были их знать. В целом же положение чехов, поставивших вопрос о полном отделении от Австрии, оставалось прежним. Против их притязаний на независимость выступала и Венгрия, боявшаяся аналогичных требований со стороны «своих» славян.

10 слайд

Все австрийские правительства проводили политику небольших уступок, чтобы поддерживать население империи в «состоянии умеренного недовольства» и не доводить их до опасных взрывов. Австро-Венгрия стала федерацией, но границы Австрии и Венгрии не совпадали с национальными границами.

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Австро-Венгрия в конце XIX – начале ХХ века С конца 1880-х гг. ускорились темпы экономического развития. Выросли крупные центры транспортного машиностроения и оружейного производства. В связи с бурным железнодорожным строительством стали активно развиваться обработка металлов и машиностроение. В Венгрии ведущей отраслью производства была переработка продуктов сельского хозяйства. В 1873 г. три города - Буда, Пешт и Обуда - объединились в один город Будапешт. В 1887 г. по городу прошел первый трамвай, а в 1895 г. открылось метро. К началу XX в. в империи быстро развивается монополистический капитализм (главной формой объединения предприятий были картели). Англия, Франция и Германия активно вкладывали капиталы в промышленность империи. Старая знать в союзе с новой буржуазией становилась господствующей силой империи. В деревне шел процесс расслоения крестьянства.

14 слайд

Проблемы Австро-Венгрии в начале ХХ века Правительственные кризисы (с 1897 по 1914 г. в Австрии 15 раз сменялись правительства). Социального законодательства в стране практически не существовало. Только в 1907 г. в Австрии парламент принял новый избирательный закон, предоставивший право голоса всем мужчинам, достигшим 24 лет. В Венгрии в 1908 г. право голоса предоставлялось только грамотным мужчинам, причем собственники какого-либо имущества получали по два голоса. Малоземельные и безземельные крестьяне уходили в города или эмигрировали. Основная масса крестьян жила в страшной бедности. Во многих районах помещики и крестьяне принадлежали к разным национальностям, и это усиливало национальную неприязнь. Стремление к национальной независимости и государственной самостоятельности народов, входивших в состав империи В начале XX в. империя держалась в значительной степени на авторитете старого императора и на штыках армии Габсбургов. Император Австро-Венгрии Франц Иосиф I

15 слайд

Внешняя политика Австро-Венгрии В начале XX в. Австро-Венгрия стала усиливать свое проникновение на Балканы. В 1878 г. империя получила право на управление Боснией и Герцеговиной, формально остававшихся в составе Османской империи. 1882 г. Австро-Венгрия вошла в Тройственный союз. В 1908 г. в Турции произошла революция, император ввел в Боснию и Герцеговину войска и объявил их частью Австро-Венгрии. Напряжение на Балканах нарастало, там сталкивались интересы ведущих европейских держав. 28 июня 1914 г. член тайной националистической организации «Млада Босна» Гаврила Принцип убил в Сараево находившегося там на военных маневрах племянника Франца Иосифа, наследника австро-венгерских престолов, Франца Фердинанда и его жену. Это стало поводом к началу Первой мировой войны.

17 слайд

Домашнее задание § 23. Рабочая тетрадь № 2: № 33-36 стр. 15-17