Биография. Александр розенбаум - биография, информация, личная жизнь Александр розенбаум певец биография личная жизнь

Александр Яковлевич Розенбаум - знаковая фигура российского шоу-бизнеса, в постсоветский период был отмечен поклонниками как автор и исполнитель многих песен блатного жанра, ныне наиболее известен как бард. Музыку и тексты песен пишет и исполняет сам.

Кратко о самом важном из биографии Александра Яковлевича Розенбаума будет поведано в статье.

Биография

Краткую биографию Александра Яковлевича Розенбаума мы начнем с самого начала. Родился он в 1951 году в советском Ленинграде. Ленинград, а ныне Санкт-Петербург, часто является главным героем в песнях Александра Розенбаума.

Мама и папа певца познакомились еще в школе, а потом учились в одном и том же медицинском институте. Будучи еще студентами, они поженились. Александр Яковлевич родился также во времена студенчества своих родителей. Институт Яков Шмарьевич и Софья Семеновна Розенбаумы закончили только через год после рождения первого сына.

После окончания учебы они вместе с маленьким Сашей уехали жить в небольшой казахстанский город. Яков работал урологом, затем стал главврачом местной больницы, Софья трудилась врачом-акушером-гинекологом. В Зыряновске появился второй сын Розенбаумов - Владимир.

Чуть позже, после рождения второго ребенка, Розенбаумы возвратились в родной Петербург. Примерно в пять лет (как он позже сам говорил, что с 5 лет работает на сцене) Александр Розенбаум начал интересоваться музыкой. Певец обучался в школе №209, в которой раньше учились оба его родителя, а затем эту же школу окончила и дочка артиста. Параллельно поэт ходил и в школу музыки, там обучался игре на фортепиано и скрипке. По соседству с бабушкой юного композитора жил известный музыкант Михаил Минин, который учил школьника Сашу азам гитарного мастерства. А вот именно гитарной игре музыкант научился сам. И поступил на вечернее отделение в музыкальное училище, которое успешно окончил.

В 1968 году Александр Розенбаум начал учебу в медицинском вузе, в том же, в котором учились его родные. Воспоминания о том студенческом времени у музыканта остались самые теплые, он и сейчас каждый год организовывает в родном вузе свои концерты. И это несмотря на то, что его по нелепой случайности однажды выгнали из института. Правда, потом Розенбаума восстановили в учебе. Розенбаум окончил обучение в альма-матер с отличием и стал дипломированным врачом-терапевтом. Он сразу же пошел работать врачом в бригаду скорой помощи, а в свободное время репетировал в училище джаза. Еще в 1968 году он на первом курсе начал писать песни для своего мединститута. На любых праздниках и вечерах звучали тексты Розенбаума.

В 1980 году Александр Розенбаум пришел на большую эстраду уже профессионалом и начал играть в самых разных группах. А вот первое сольное выступление случилось в 1983 году. И с тех пор началась сольная карьера артиста, которая продолжается до сих пор. Певец живет и работает в своем родном Санкт-Петербурге.

Творческая линия

Изначально в репертуаре Розенбаума преобладали блатные песни. Благодаря им певец и стал популярным сольным артистом. Однако в восьмидесятых Розенбаум задумался о том, что нужно двигаться дальше и расти в собственном творчестве. Песни Александра Розенбаума перестали быть блатными и стали более лиричными. В них поэт воспевал свой любимый родной город, поднимал тему своей страны, говорил о войне, о любви, о дружбе, рассуждал о прочитанных ранее книгах. В песне «Черный тюльпан» затронута тема войны в Афганистане, в боевых рейдах Александр Розенбаум участвовал сам. В те времена певец постоянно устраивал выступления перед военными людьми, а также перед заключенными.

В начале девяностых Розенбаум Александр Яковлевич, фото которого размещены в статье, пробовал себя в актерском амплуа. Ему дали роль очень влиятельного члена мафии в фильме «Чтобы выжить». Фильм стал известным и получил много престижных кинематографических наград.

Середина девяностых ознаменовалась для артиста большим творческим подъемам - он стал давать концерты за границей, его песни теперь очень часто исполнял Михаил Шуфутинский. В то же время в руках Александра Яковлевича оказалась его первая статуэтка популярного тогда «Золотого граммофона» за культовую композицию «Ау».

В 2002 году одна из песен Розенбаума, а именно «Начальник из сыскной», стала саундтреком популярного сериала «Бригада». Многосерийный проект, снискавший у зрителей бешеный успех, стал для Розенбаума очередным рывком.

Последний альбом Александра Розенбаума на данный момент - это «Метафизика» 2015 года. Но энергичный автор неустанно продолжает давать концерты и обещает выпустить еще не один альбом.

Чаще всего у Розенбаума в руках на выступлениях можно заметить шестиструнную или Гитара также не раз становится героиней песен поэта. Стиль гитарной игры у Розенбаума особый, насыщенный, благодаря использованию спаренных струн.

Розенбаум очень редко снимает клипы на свои песни. Чаще всего в Интернете можно встретить только качественные записи или отрывки выступлений. Поэтому для поклонников стал приятным сюрпризом недавний его клип «Вечерняя застольная». Александр Розенбаум записал песню совместно с Григорием Лепсом и Иосифом Кобзоном. Это не единственный плод их совместного сотрудничества. Александр Розенбаум и также записали вместе целый альбом. Все песни, вошедшие в него, написаны были самим Розенбаумом.

На данный момент дискография певца насчитывает 32 сборника песен. Самыми горячо любимыми для слушателей по сей день являются такие альбомы Александра Розенбаума: «Памяти Аркадия Северного» (1982), «Гоп-стоп» (1993), «Транссибирская магистраль» (1999), «Я вижу свет» (2005). Лучшими поклонники называют чаще всего песни «Утиная охота», «Ау», «Гоп-стоп», «Вальс-Бостон», «Жеребенок», «Маруся» и многие другие.

Петербург в песнях Розенбаума

Александр Розенбаум для многих своих почитателей стал олицетворением Санкт-Петербурга. Поклонники его творчества, по их собственному признанию, посещали Петербург только ради того, чтобы взглянуть на него глазами любимого поэта. Артист - часть города на Неве, ну а Санкт-Петербург - это часть самого Александра Яковлевича. Образ города в стихах Розенбаума переплетается с образом его души. Ленинград воспитывал его, формировал личность поэта.

Тихие улочки города, дворы и окна, речки, каналы, монументы, Нева, гранит, мосты, архитектура - все это воспето артистом. Каждая строчка про дождливый город окутана детскими воспоминаниями Розенбаума. Именно поэтому он никогда не уезжает из родного Питера надолго. Автор часто поет о том, что мечтает сделать свой город еще лучше. Александр Розенбаум хочет еще много лет гулять по невским улочкам и размышлять о своей жизни и жизни родной страны.

Смерть брата

Александр Яковлевич Розенбаум всегда был очень близок со своим младшим братом. Слова о брате часто слышны в песнях поэта. Они оба выучились когда-то на врачей, как и их родители. Братья Розенбаумы всегда были очень близки. Они оба работали на скорой помощи врачами, однако старший в тридцать лет решил стать певцом, а вот младший продолжал работать по профессии до последнего дня.

По признанию артиста, он до сих пор считает смерть брата одним из самых тяжелых потрясений в своей жизни. Владимир Розенбаум умер от тяжелой болезни в возрасте сорока девяти лет. До последнего момента Александр надеялся, что врачи сумеют спасти его. Однако смерть наступила внезапно, после полутора месяцев нещадной борьбы с циррозом печени Владимира не стало. Розенбаум сказал, что похудел на десяток килограмм после смерти брата. И дело не в том, что Александр не ел, просто нервы взяли свое. Певец откровенничал, что до сих пор общается с собственным эхом по телефону, как будто бы с Владимиром. Он говорил, что их голоса похожи, и при плохой телефонной связи, когда Александр слышит эхо своего голоса, он представляет, будто слышит голос младшего брата. Самая известная песня, которую старший Розенбаум посвятил Владимиру, - «Брат мой».

Родители

Часто, когда дома у Розенбаума брали интервью, в кадре появлялись родители певца. Яков и Софья охотно рассказывали о собственной молодости, своей семье, детстве Саши. Розенбаум своих родителей очень любил и всегда с удовольствием предоставлял им слово в кадре. По его словам, любовь родителей друг к другу всегда служила артисту примером крепкой семьи. Образы отца и матери часто фигурируют в его песнях. Отец Розенбаума был участником Великой Отечественной войны. Он стал самым настоящим героем: спас жизни 28 человек после сражения, вынеся их с поля и оказав необходимую медицинскую помощь в 1943 году. В 1945 году вновь спас 39 человек от смерти и вновь вынес их под пулеметным огнем.

После смерти младшего брата Александр Яковлевич Розенбаум думал, что судьба будет милостива к родителям. Они пережили много трудностей, в том числе переезд в Казахстан в студенческие годы с годовалым ребенком на руках, потерю сорокадевятилетнего сына. Но в 2009-м не стало Софьи Розенбаум. Яков Шмарьевич тяжелее всего переживал смерть супруги. В 2018 году не стало и отца артиста. Однако теперь Александр Розенбаум, потерявший и брата, и родителей, относится к смерти философски. Он сказал в одном из интервью, что все мы приходим в этот мир как гости и уходим, погостив недолго.

Жена и дочь

Александр Яковлевич Розенбаум, который очень любит свою супругу, никогда не скрывал, что до свадьбы с ней уже был один раз женат. Ему было 19 лет, а его первой супруге было 24 года, когда они поженились. Однако разница в возрасте сделала свое дело. Родители Саши были против их отношений, а через 9 месяцев после свадьбы Александр и сам понял, что все это было большой ошибкой. Они развелись. И вскоре после этого Розенбаум женился второй раз на своей однокурснице Елене. Своей жене Александр Яковлевич Розенбаум посвятил множество песен. Любовь и лирика в его песнях незыблемо связана с семьей, с любимой женщиной Еленой. Ей он посвящает не только песни, но и просто стихи. Как он сам признается, он каждый день чувствует ее поддержку, она помогла ему преодолеть все жизненные испытания, всегда его вдохновляла в творческом плане. Когда он в тридцать лет решил оставить слаженную карьеру врача и рискнул стать певцом, Елена поддержала его и ни слова не сказала против. Сама она работает до сих пор врачом. У Александра и Елены есть единственная дочь, Анна, которая работает лингвистом-переводчиком. Анна подарила Розенбауму с женой уже четверых внуков.

Собаки Розенбаума

Страстью Александра Яковлевича Розенбаума всегда были собаки. Это началось еще с детства. Розенбаум признается, что, когда был ребенком, хотел стать зоологом или же руководителем зоопарка.

Он считает их такими же равноправными созданиями, как и людей. Розенбаум часто рассказывает о том, что со своим любимым бультерьером Лаки они были лучшими друзьями. Более того, все 14 лет жизни Лаки они спали буквально на одной кровати. Бойцовские собаки нравились Розенбауму всегда. Певец отрицает, что они опасны. Он считает, что представители таких пород могут быть злыми, только если их воспитывал дурной человек.

Лаки привезли для Розенбаума от немецких заводчиков. Пес всегда очень сильно тосковал по поэту, когда Розенбаум находился в отъездах. Певец посвящал любимой собаке песни. Однажды пес ввязался в драку, и, когда Розенбаум принялся разнимать собак, его любимец укусил артиста. Но Розенбаум не был обижен, он невозмутимо признал, что неправильно сделал, вмешавшись в собачью разборку. В разъездах Розенбаум любил разговаривать с собакой по телефону. Смерть любимца певец переживал тяжело, выкопал могилу, посадил там дерево, посвятил песню - «Лаки». И даже свою назвал «Бультерьер». На гитарном ремне на выступлениях артиста виден вышитый белый пес - это и есть Лаки. А на одной из гитар есть даже фото бультерьера.

Сейчас у артиста живет бульдог Дон. Розенбаум много времени проводит со своим псом и говорит, что он для него также давно стал близким другом и неизменным спутником на прогулках по заливу. Семья поэта называет пса Дон Александрович и считает его еще одним ребенком Розенбаума.

Певец мечтает, что в глубокой старости он сам построит себе деревянный дом из дуба, конюшню с лошадьми и заведет не меньше шести собак. Любит Розенбаум и лошадей, стоит вспомнить хотя бы его культовую песню «Жеребенок». Но заводить лошадь в ближайшее время не готов из-за гастролей и концертов, говорит, что конь - это большая ответственность.

Дом Александра Розенбаума

Розенбаум живет в двухэтажной квартире на Васильевском острове. Его квартира не отличается гламурностью. Певец не любит эпатажа и не считает нужным гнаться за модой или бесполезными вещами в интерьере дома. У него лишь есть комната-кабинет, в которой можно найти множество коллекций, так или иначе относящихся к морской тематике. Артист говорит, что у него пока нет дачи, потому что он слишком привязан к городу и не может покидать надолго Петербург.

Увлечения певца

Александр Розенбаум очень любит спорт. Он еще с детства увлекался боксом, однако теперь не имеет возможность уделять ему больше времени. И все же Розенбаум сделал спорт неотъемлемой частью своей жизни. Он даже стал президентом одного из баскетбольных клубов Санкт-Петербурга.

Любит певец и поохотиться, свою собаку всегда берет с собой. Охоте посвящены многие песни Александра Яковлевича Розенбаума, например, самая известная - «Утиная охота».

Певец коллекционирует гитары - их у него около чертовой дюжины.

Среди зоозащитников и просто любителей собак, которые могут даже не являться поклонниками творчества Александра Розенбаума, стала очень популярной песня об умершем псе Розенбаума - «Лаки».

Розенбаум попросил себе паспорт нового образца с номером 13. Певец считает чертову дюжину счастливым для себя числом.

Артист был с 2003 по 2005 гг. членом партии «Единая Россия».

Александр Розенбаум сейчас

Сейчас певец продолжает активно гастролировать, дает много концертов. Но теперь старается больше времени проводить с семьей. Совсем недавно у него умер отец, и Розенбаум стоически перенес еще одну трагедию в своей жизни. Он признается, что хочет больше времени проводить с внуками, потому что они слишком быстро растут и нуждаются в дедушке.

Его отец Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы, а мать Софья - акушером-гинекологом. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын — Владимир Розенбаум.

С пятилетнего возраста Александр стал заниматься музыкой. Сначала он учился в школе 209, а последние классы проучился в школе с углубленным изучением французского языка. Также он окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки, где его учителями стали Лариса Иоффе и Мария Глушенко.

Азам игры на гитаре его обучил сосед его бабушки, известный гитарист Михаил Минин. Также Розембаум с малых лет участвовал в самодеятельности. После школы он также окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки.

Музыкального опыта будущий артист набирался, играя для своих друзей и в дворовых компаниях. Помимо музыки, Александр занимался фигурным катанием, а с 12 лет был записан в секцию бокса "Трудовые резервы".

С 1968 по 1974 год Розембаум учился в Первом медицинском институте. Получив диплом врача-терапевта общего профиля по специализации анестезиологии и реаниматологии, он устроился работать в скорую помощь. В свободное от дежурств время, он занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Во время учебы он начал писать песни, которые использовались для капустников, студенческих спектаклей, ВИА и рок-групп.

В 1980 году он решил посвятить себя музыкальной карьере. Поначалу он играл в группа: "Адмиралтейство", "Аргонавты", ВИА "Шестеро молодых", "Пульс" (под псевдонимом Аяров) и "А. Я. Розенбаум". Сольную деятельность он начал в 1983 году, также он стал руководителем театра-студии "Творческая мастерская Александра Розенбаума".

Его первые песни были посвящены любви, войне и родном городу - это "Дым любви", "Подоконник", "Теплый ветер лета", "Звездопад", "Дай мне минуту", "Песня о Ленинграде". Со временем Розембаум стал исполнять песни в жанре шансон. Всего на счета автора и исполнителя 31 музыкальный альбом.


Личная жизнь

У них есть дочь Анн 1976 года рождения а и внуки Дэвид и Александр.

Интересные факты

Совладелец сети пивных "Толстый Фраер" города Санкт-Петербурга

О нем сняты фильмы "Мужчины не плачут" (2010) и "Мой удивительный сон…" (2011)

У Александра Розенбаума насчитывается более 13 гитар

Играет не в обычном (испанском) гитарном строе, а в OPEN G (открытый Соль-мажор) - это строй семиструнной гитары на шестиструнной без использования 5 струны

Предпочитает гитары марки Ovation, модельный ряд Custom Balladeer 1755 (черный лак, перламутровые колки, механизмы - хром)

Свою песню "Лаки" посвятил своему умершему бультерьеру

В 2000 году ему присвоено звание полковника медицинской службы запаса

Обладатель первого в России паспорта нового образца с номером 13. Номер присвоен по его просьбе, как счастливый для него


Дискография

1981 - Домашний концерт

1982 - Памяти Аркадия Северного

1983 - Посвящение посвящающим

1982 - Новые песни (совместно с Братьями Жемчужными)

1984 - Концерт в Воркуте

1986 - Эпитафия

1986 - Мои дворы

1987 - Нарисуйте мне дом

1987 - Дорога длиною в жизнь

1987 - Концерт на ЛОМО

1987 - Нью-Йоркский концерт

1988 - Казачьи песни

1988 - Анафема

1993 - Гоп-стоп

1994 - Ностальгия

1994 - Горячая десятка

1994 - Вялотекущая шизофрения

1995 - Розовый жемчуг (совместно с Братьями Жемчужными)

1996 - На плантациях любви

1996 - Концерт в день рождения

1997 - Возвращение на Арго

1999 - Транссибирская магистраль

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить — так любить, стрелять — так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 850 песен и стихов, выпустил 33 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Начало пути


Медицина

Первые песни

Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из-под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

ПризнанНый талант

Говоря о многогранности творчества Александра Розенбаума, необходимо отметить, что он никогда не писал песни циклами, сгруппировать их можно только по тематике.

Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.

Андрей Сердюков

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить - так любить, стрелять - так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 800 песен и стихов, выпустил 32 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.

В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна - профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.


В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.

Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.

В музыкальной школе Саша учился неохотно, как, впрочем, все нормальные мальчишки, которых больше привлекал двор и дворовое братство. Обучение музыке родители считали частью общего образования, и лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша - исключительный». Бабушка была самым дорогим человеком в жизни Саши, настоящим другом. Общение с ней изменило отношение к музыке, которая стала для Александра такой же неотъемлемой частью жизни, как дыхание.

Талант, конечно, от Бога, толчки же к творчеству – от талантливых людей. В 13 лет на Сашу произвела сильное впечатление игра пианиста джазового ансамбля на танцах, куда он попал случайно, придя к бабушке на работу. Тапёр милостиво пустил за клавиши, играли в четыре руки. Это был такой восторг, что Саша уселся за рояль надолго, как оказалось, на всю жизнь. Вторым толчком стало знакомство с известным гитаристом Михаилом Мининым – соседом бабушки по коммунальной квартире, который показал Саше основные аккорды и, как будто, потянул за струны его души, да так, что с гитарой Александр больше не расставался никогда, обучаясь игре самостоятельно и оттачивая мастерство терпением, талантом и временем. В 16 лет появились и первые стихи, рифмы на школьные и домашние темы непроизвольно рождались в сознании юноши. Это были первые шаги к созданию собственных песен.

Медицина


В период обучения в 1-ом Ленинградском Медицинском институте, в который Александр Розенбаум поступил сразу после школы, он охотно участвовал в студенческих капустниках. Ещё на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.

В 1974 году, успешно сдав все государственные экзамены, Розенбаум получает диплом врача-терапевта общего профиля по специализации «Анестезиология-реаниматология» и устраивается работать на 1-ую подстанцию «скорой помощи», где почти 6 лет находится на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. В последствии Розенбаум скажет: «Не побоюсь самомнения – я мыслю массой людей, и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что моё человечество – это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которых я не в силу дарования, а в силу своей медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».

Естественно, что в период работы на «скорой» рождались песни специфической тематики: «Песня врача «скорой помощи», которая была написана ночью в машине при вынужденной стоянке под разведённым мостом, «Один день врача «скорой помощи», «Ничего нет невозможного», «Ностальгическая», написанная уже после ухода Александра из медицины. Уход был неизбежен, песня перестала быть хобби, стала по существу второй профессией, нужно было выбирать, быть либо врачом, либо артистом. Он выбрал последнее.

Первые песни

Если кто-то думает, что первыми песнями Александра Розенбаума были, так называемые «блатные», то ошибается, так как первыми были песни о любви («Дым любви», «Подоконник», «Тёплый ветер лета») и о войне («Звездопад», «Дай мне минуту»), а также о любимом родном городе («Песня о Ленинграде», написанная в 1968-м году). К написанию песен о родном городе он возвращается снова и снова, так как любит его всё острее и чувственней. Это гордость творениями Петра I в «Прогулке по Невскому», красота холодной осени Петербурга в песне «Придёт пора», хулиганская песня «Лиговка», «Налетела грусть», «Вальс на Лебяжьей канавке» и другие. Из песен недавнего периода: «Ночь на Васильевском» с печалью об ушедших годах, «Ночной полёт» с восхищением красотой творений мастеров Петербурга, «Однажды на Лиговке», «Тополиный пух» с олицетворением Санкт-Петербурга Демоном и Ангелом, а себя как автора его вечным слугой.


Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.

Творчество Александра Розенбаума также характеризуется интересом к судьбе декабристов («Декабристский сон»), истории России послереволюционных годов («Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака»), к цыганской жизни («Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…») и многим другим темам. И везде он честен и открыт. В лихие 90-е годы, когда многие упивались свободой «разделяй и властвуй», прославляя время становления любой ценой, Розенбаум пишет простенькую с виду песню «Что-то здесь не так», которая выражает гражданскую позицию автора к жестокому и подчас безрассудному времени перемен, его любовь к многострадальной Родине. Этому же периоду посвящены песни: «Посмертная записка», «Воры в законе», «Стрелка», «Транссибирская магистраль» и другие.

Розенбаум имеет чёткое понятие – каким должен быть мужчина и чем он должен заниматься, продолжает учиться всему и у всех. Его слушатели – от подростков до пожилых людей, места выступлений различны: от тюрем, временных сцен в местах боевых действий, небольших сцен провинциальных городов, кораблей ВМФ до лучших концертных залов мира. Каждый год 9 мая выступает в Санкт-Петербурге, потому что День Победы для него больше, чем праздник. И каждое его выступление – при полном аншлаге. Он не заискивает перед слушателями, не поёт по заказу, в День медицинского работника с удовольствием надевает белый халат, потому что бывших врачей не бывает.

Он сделал себя сам, он никого не пускает в свою душу и готов заплатить за всё, что взял у судьбы.

Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.

Андрей Сердюков

Биография Александра Розенбаума

Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье медиков. Его родители, Яков Шмарьевич Розенбаум и Софья Семеновна Миляева, были на тот момент студентами 1-го Мединститута, который окончили в 1952-м. После Розенбаумы переехали в казахский Зыряновск. Отец Александра, получивший профессию врача-уролога, возглавил местную горбольницу, а мать работала там акушером-гинекологом. Здесь же у Александра появился младший брат Владимир, ставший впоследствии врачом скорой помощи.

В Зырянске юный Саша начал заниматься музыкой: в пятилетнем возрасте он стал учеником музыкальной школы по классам фортепиано и скрипки. Затем Александр пошел учиться в обычную школу.

Александр Розенбаум: «Я рос нормальным парнем. Как большинство мальчишек, конечно, доставлял хлопот близким: вовремя не поел, разбил стекло, заигрался допоздна с другом, не позвонив родителям. Они от переживаний сходили с ума, и по возвращении я получал по заднице. Папа укладывал меня через колено и вполсилы, чтобы не осталось ссадин и синяков, порол фронтовым ремнем».

Сосед, известный гитарист Михаил Минин , научил Александра играть на гитаре. В детстве Саша не только увлекался музыкой, но еще ходил в секцию фигурного катания, а в возрасте 12 лет стал активно заниматься боксом. Окончив школу, он решил пойти по стопам родителей и поступил в медицинский институт. К этому времени семья уже перебралась в Ленинград, где Саша и учился на медика. Сразу после окончания института он устроился работать врачом в больницу, а потом - на станцию скорой помощи. Интересно, что младший брат Александра - Владимир - тоже медик по образованию. Он долгое время работал врачом на станции скорой помощи.

Александр Розенбаум о работе медиком и учебе: «Поступить после школы в мед для меня было так же естественно, как для сына кадрового офицера оказаться в военном училище. У меня же мама с папой - врачи. Продолжение династии в таких семьях - нормальное явление. В разные годы я, правда, мечтал быть и геологом, и профессиональным охотником, хотел быть поближе к природе и животным, но, когда пришло время определяться с профессией, совершенно осознанно отнес документы в медицинский. Да и у родителей мое будущее не вызывало вопросов. Я родился в семье студентов выпускного курса первого меда и в буквальном смысле вырос в больнице. В доме все разговоры были только о медицине, все друзья родителей были врачи… Ну, какую профессию я еще мог выбрать?»

Музыкальная карьера Александра Розенбаума

Во время работы медиком на скорой помощи Александр умудрялся заниматься в вечернем джазовом училище, кроме этого, он стал усиленно писать песни. Спустя несколько лет Розенбаум ушел из медицины - на эстраду. Сначала он выступал в составе различных групп: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс», затем стал петь сольно и вскоре дослужился до руководителя театральной студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума». Вскоре на концерты барда стала приходить публика, и Розенбаум превратился в популярного певца и исполнителя авторских песен. В свое время его даже называли вторым Высоцким , но он был категорически против каких-либо сравнений.

Александр Розенбаум: «В обкоме партии, а может, даже в ЦК считали: Розенбаума быть не должно. Ни в газетах, ни в анонсах концертов. То есть выступать было можно, а писать на афишах фамилию считалось неприличным. Вторым Высоцким я тоже становиться не собирался. У нас все разное! Музыка, поэзия, голоса! Он - москвич, я - питерский. Да и бардом себя не считаю. Эти люди в большинстве своем приходят к песне от поэзии, с музыкой у них дела обстоят неважно. Я же пришел к песне от музыки, стал писать стихи, и сегодня, смею надеяться, меня можно назвать поэтом. Хорошим или плохим - другой вопрос. Начинал же я как вокалист, исполняя чужие произведения. Перепел весь репертуар «Битлз», огромное количество советских песен. Но сегодня никто из серьезных музыкантов не скажет вам, к какому жанру я принадлежу. Этого не знаю даже я сам. У меня есть джаз («Вальс-бостон»), рок-баллады, рок-н-ролл, романсы, исполняемые на рояле «симфонизмы»… И есть «Гоп-стоп» - песня, которую называют блатной или уличной. Так что, скорее всего, мой жанр - «Розенбаум». И я хочу, чтобы меня называли просто артистом».

В конце 80-х годов ХХ века Александр, записавший за это десятилетие такие альбомы, как «Домашний концерт» (1981), «Памяти Аркадия Северного» (1982), «Посвящение посвящающим» и «Новые песни», «Концерт в Воркуте» (1984), «Эпитафия» и «Мои дворы» (1986), «Нарисуйте мне дом», «Дорога длиною в жизнь», «Концерт на ЛОМО» и «Нью-Йоркский концерт» (все - 1987), «Казачьи песни» и «Анафема» (1988), написал одну из самых своих знаменитых песен - «Вальс-бостон», которая характеризуется сложной гармонией и интересной мелодией.

Александр Розенбаум: «Я ведь пришел на сцену в 30 лет с дипломом мединститута, доктором скорой помощи. А по сути - советским служащим в хорошем смысле этого слова. То есть, как выходил я на смену с восьми утра до восьми вечера, так до сих пор и выхожу трудиться. Только теперь на сцену. Я не умею ходить по трупам, не умею интриговать. Для меня дикость - закулисные скандалы о том, кто будет закрывать концерт, кто сколько песен будет петь… Я искренне не понимаю 22-летнюю девочку, которая нанимает себе отряд телохранителей, боясь, вероятно, что фанаты будут срывать с нее наряды. Да не тот менталитет у наших людей! Нет у них этого в генах! Узнают тебя- хорошо, нет - ничего страшного. Но зачем тебе шесть мужиков-то с пистолетами? Кому ты нужна?.. Невдомек мне, зачем нужны 18 полотенец в гримерке и коньяк по первому требованию. Насмотрелись иностранных фильмов, начитались о западных звездах?.. Не хочу обидеть коллег, стремящихся сделать наш шоу-бизнес цивилизованным, но для меня он во многом пока смешон и противен».

В девяностые годы Розенбаум записал еще ряд альбомов, полюбившихся его поклонникам, - «Гоп-стоп», «Ностальгия», «Горячая десятка», «Вялотекущая шизофрения», «Розовый жемчуг», «На плантациях любви», «Возвращение на Арго», «Транссибирская магистраль» и другие. В 1996 году музыкант впервые в карьере был удостоен премии «Золотой граммофон», которую ему принесла песня «Ау». Тогда же певцу присвоили звание заслуженного артиста Российской Федерации.

Начиная с 2003-го Розенбаум, не прекращающий выпускать альбомы и активно продолжающий свою гастрольную и концертную деятельность, принимает участие в премии «Шансон года». Этой награды удостоились его синглы «Казачья» и «Глухари» (2003), «Разреши, я тебе напишу» и «Вальс-Бостон» (2004), «Ночной звонок» (2005), «Облака» в дуэте с Любовью Успенской , «Я вижу свет» и «Старый конь» (2006), «Сусуманская лирическая», «Памяти Николая Резанова» и «Маруся» в дуэте с Любовью Успенской (2007), «Попутчик» и «Береженого бог бережет» (2009), «Мечта блатного поэта» и «Зойка» (2010), «Рубашку нараспашку» и «Кореша» (2011), «Это было хорошее время» и «Одноклассники» (2012), «Воля» и «Золотая клетка» (2013), «Однажды на Лиговке» и «Старый дрозд» (2014), «Королева» (2016), «Вальс на лебяжьей канавке» и «Очередь за хлебом» (2017), «Вечерняя застольная» и «Мы уезжаем» (2018).

Александра Розенбаума зачастую приглашают на различные телевизионные передачи. Так, он не раз становился гостем медиаспектакля «Вечерний Ургант », выступал в программах «Суперстар » (2010), где ему довелось впервые за всю карьеру изменить свой привычный сценический костюм и переодеваться к каждому номеру, экспериментируя и примеряя на себя разные образы: с казачьей саблей, в солдатской шинели, в костюме шофера или, к примеру, лихого разбойника, «Угадай мелодию », «ДОстояние РЕспублики », «Наедине со всеми » и др. В 2014 году Розенбаум вошел в основной состав судейской команды музыкального шоу «Три аккорда », где появился во втором сезоне (2017), а затем и в третьем (2018).

Кинокарьера Александра Розенбаума

В 1985 году Александр Розенбаум появился в эпизодической роли в музыкальной картине «Начни сначала » с Андреем Макаревичем . Затем снимался в ряде документальных картин, включая фильм о Грушинском фестивале «Два часа с бардами » (1987) и ленту «Чем больше людей с гитарами » (1989). В 1991 году на экраны с участием Александра вышла драма режиссера Владимира Бортко «Афганский излом », где снялись Микеле Плачидо , Татьяна Догилева , Михаил Жигалов , Филипп Янковский , Алексей Серебряков , Нина Русланова и другие актеры. Тогда же Розенбаум исполнил одну из ключевых партий в фантастико-приключенческой истории «Побег на край света » с Екатериной Стриженовой .

В 1990-е артист также появился в боевике «Чтобы выжить » (1992), где сыграл эмиссара бывшей «партийной мафии» по кличке Джафар, и снялся в музыкальном фильме по своим песням «Вальс-бостон» (1997). В 2005 году зрители увидели музыканта в образе «большого» военного начальника Ростислава Петровича в драматической ленте Станислава Говорухина «Не хлебом единым » со Светланой Ходченковой и Михаилом Елисеевым . В 2008 году Розенбаум снялся в мелодраме режиссера Марины Мигуновой с Верой Глаголевой «Сайд-степ » (2008), где ему выпало воплотить образ бывшего профессионального боксера. После композитора задействовали в проектах «Лучшее лето нашей жизни » (2011), «Возмутитель спокойствия » (2016) и др.

Личная жизнь Александра Розенбаума

Будучи студентом, Александр в первый раз женился, но его брак продлился недолго - всего девять месяцев. Через год он повторно вступил в брак. Его избранницей стала однокурсница Елена Савшинская . По профессии она - врач-рентгенолог, которая, в отличие от мужа, продолжила медицинскую карьеру. 20 октября 1976 года у пары родилась дочь Анна, впоследствии получившая профессию филолога и переводчика. В 1999 году певец стал дедушкой - его дочь родила сына, нареченного Дэвидом Чаки-Розенбаумом. В 2005 году у артиста родился второй внук - Ники Чаки-Розенбаум, а в феврале 2014 года Анна подарила отцу-артисту еще двух внуков - Дэниэля Чаки-Розенбаума и Энтони Чаки-Розенбаума.

В 2003 году Александр Розенбаум побыл депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия». Причем, как сам артист отметил, у него не возникало стремления войти в политический бомонд.

Александр Розенбаум: «Не скрою, приятно быть знакомым с президентом, но, поверьте, Владимир Владимирович Путин интересует меня больше не как глава государства, а как мой ровесник, с которым мы росли в одно и то же время, в одном и том же районе, на соседних улицах. Пусть не обижается на меня Борис Николаевич Ельцин, но я не стремился с ним познакомиться, когда он был президентом. Мы с ним из разных времен. Я и с Борисом Всеволодовичем Громовым дружу не как с губернатором Московской области, а как с моим близким товарищем, братом, однополчанином, если хотите. И буду дружить, на какой бы должности он ни был».

Певец является совладельцем сети пивных «Толстый Фраер».

Дискография Александра Розенбаума

  • «Домашний концерт» (1981)
    «Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «Посвящение посвящающим» (1983)
    «Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «Концерт в Воркуте» (1984)
    «Эпитафия» (1986)
    «Мои дворы» (1986)
    «Нарисуйте мне дом» (1987)
    «Дорога длиною в жизнь» (1987)
    «Концерт на ЛОМО» (1987)
    «Нью-Йоркский концерт» (1987)
    «Казачьи песни» (1988)
    «Анафема» (1988)
    «Гоп-стоп» (1993)
    «Ностальгия» (1994)
    «Горячая десятка» (1994)
    «Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
    «Розовый жемчуг» (август-ноябрь 1995) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «На плантациях любви» (март-май 1996)
    «Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
    «Возвращение на Арго» (февраль 1997)
    «Июльская жара» (ноябрь 1997)
    «Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
    «Настоящий солдат» (апрель 2001)
    «Старая гитара» (2001)
    «Странная жизнь» (2003)
    «Я вижу свет» (июль-август 2005)
    «Попутчики» (2007)
    «Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
    «Рубашка нараспашку» (май-июнь 2010)
    «Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом)
    «Метафизика» (запись 2014–2015)

Фильмография Александра Розенбаума

  • Актер
  • Возмутитель спокойствия (ТВ, 2016)
  • Олег Митяев. «Фантазии завтрашнего дня» (2011, документальный)
  • Тридцать лет одиночества. Ян Арлазоров (2009, документальный)
  • Сайд-степ (2007)… Георгий Шахов
  • Не хлебом единым (2005)… Ростислав Петрович, большой военный начальник
  • Вальс-бостон (1997)
  • Постой, паровоз (1994, документальный)
  • Жил-был артист… (1992, документальный)
  • Чтобы выжить (1992)… Джафар
  • Побег на край света (1991)
  • Чем больше людей с гитарами (1989, документальный)
  • Два часа с бардами (1988, документальный)
  • Начни сначала (1985)
  • Вокал
  • Другой майор Соколов (сериал, 2014)
  • Шеф-2 (сериал, 2013)
  • Ночные ласточки (сериал, 2012)
  • Морской узел (2002)
  • Трам-тарарам, или Бухты-барахты (1993)
  • За все заплачено (1988)
  • Друг (1987)

Александр Яковлевич Розенбаум (13 сентября 1951) – известный российский певец, автор-исполнитель, поэт и литературный деятель. С 1996 года является Заслуженным артистом Российской Федерации, а в 2001 году получил звание Народного артиста.

Детство

Александр Яковлевич родился 13 сентября в Ленинграде. Его отец и мать познакомились друг с другом, еще будучи студентами 1-го Медицинского института. Сразу после окончания учебного заведения они сыграли свадьбу и спустя некоторое время уехали в город Зыряновск, располагавшийся в Восточном Казахстане. Там, будучи медиками, они устроились на работу в городской госпиталь: отец на должность врача-уролога, а мать ─ на акушер-гинеколога. Именно там, в Зыряновске, на свет появился старший брат Александра – Владимир Розенбаум.

Спустя шесть лет стабильной работы в госпитале семья Розенбаумов решает перебраться в Ленинград, так как больница потихоньку начинает пустеть и надобности в большом количестве специалистов уже нет. Понимая, что рано или поздно они попадут под сокращение, родители Александра переезжают в Ленинград, где у них рождается второй сын – будущий певец и автор-исполнитель.

Музыкальные способности и талант Александра стали проявляться еще в пятилетнем возрасте. Параллельно с общеобразовательной школой он записывается в музыкальную, где учится игре на фортепиано. Его педагогами становятся видные преподаватели того времени, поэтому уже спустя год под руководством Ларисы Иоффе и Марии Глушенко Розенбаум начинает показывать невероятные музыкальные способности, участвуя в многочисленных конкурсах. Кроме того, он учится и игре на гитаре у своего соседа – талантливого Михаила Александровича Минина, который по просьбе родителей берется за обучение юного гения всем азам.

Юность

После младшей школы Александра Яковлевича переводят в учебное заведение на Витебском проспекте, так как его родители хотят, чтобы их сын обучился языкам. Так Розенбаум оказывается в школе с углубленным изучением французского языка, который, к слову, так и не дался ему из-за увлеченности музыкой. Александр часто пропускал занятия, а находясь в классе, сидел и сочинял собственные композиции, не обращая абсолютно никакого внимания на преподавателей.

В это же время в жизни юного Саши появляется спорт. По совету друзей он записывается в секцию фигурного катания, из которой уходит уже спустя месяц, а затем – в секцию бокса «Трудовые резервы», но и там он не задерживается, предпочитая любому занятию музыку. К этому моменту о том, что Александр обладает поистине огромными музыкальными способностями уже знают все: друзья певца, его школьные учителя и даже соседи. Он играет на гитаре дома, в гостях, во дворе, на вечерах самодеятельности и школьных конкурсах, а о себе заявляет, что «буквально родился с гитарой в руках».

Однако музыка долгое время оставалась для Розенбаума только лишь хобби и приятным времяпрепровождением. По настоянию родителей в 1968 году он поступает в 1-й Медицинский институт в Ленинграде. Закончить образование с первого раза у талантливого парня не выходит: его отчисляют спустя год, и то случайно (его путают с другим студентом, не сдавшим вовремя сессию). Когда ошибка выясняется, уже слишком поздно заново подавать документы, так как Александру приходит повестка из военкомата.

Но, к счастью, в армию его так и не берут из-за небольших проблем со зрением, поэтому спустя год молодой человек восстанавливает документы в институт и продолжает обучение вплоть до 1974 года. Заканчивает высшее учебное заведение он со специальностью врача-терапевта и практически сразу после института идёт работать на Первую подстанцию, располагающуюся неподалеку от учебного заведения.

Музыкальная карьера

Несмотря на тот факт, что на момент поступления в институт Розенбаумом уже были созданы песни собственного сочинения, профессионально он решил посвятить себя музыке лишь в 1980 году. В разное время он участвует в таких ансамблях, как «Аргонавты», «Адмиралтейство», «Пульс» и «Шестеро молодых», везде выступая под псевдонимом «Аяров» (от своих инициалов). Однако ни в одном из музыкальных коллективов Розенбаум не находит того, чего искал, идя в мир музыки, поэтому долго он не задерживается ни в одном из ансамблей.

В качестве сольного исполнителя Александр Яковлевич начал выступать уже в 1983 году, активно участвуя в городских музыкальных мероприятиях, большинство из которых проводились в Доме культу МВД имени Держинского. Там он впервые исполняет такие композиции, как «Романс генерала Черноты», «Песня коня цыганских кровей», «На Дону, на Доне», «Вещая судьба», «Ах, если было бы можно…», «Я часто просыпаюсь в тишине» и многие другие.

Народное признание пришло к Розенбауму в это же время. Его песни носили разный смысл и были посвящены абсолютно различным тематикам. Алекандр Яковлевич живо интересовался послереволюционной Россией XX-го века, посвящал композиции цыганским обычаям и казачеству, писал философские и лирические песни, а также композиции, поддерживающие военнослужащих. К слову, Розенбаум нередко выступал с благотворительными концертами в военных частях и даже ездил несколько раз в Афганистан.

Музыкальный стиль

На сегодняшний день Александра Яковлевича Розенбаума знают миллионы слушателей по всему миру, и этот успех был достигнут не только благодаря таланту певца, но и оригинальному музыкальному стилю, который остаётся с ним с самого начала профессиональной карьеры на сцене.

Розенбаум всегда исполнял свои песни на русской семиструнной (разновидность гитары, в которой отсутствует пятая струна, благодаря чему она получила название OPEN G). Исключением являлось лишь одно из выступлений Александра с братьями Жемчужными, когда он использовал для выступления двенадцатиструнную гитару. В остальное же время автор-исполнитель использует лишь яркую и эффектную игру на русской семиструнной с несколькими ритмами боя. К слову, Александр Яковлевич является одним из немногих музыкантов, который не использует медиатор во время выступления, что делает композиции более живыми, а звук – в разы насыщеннее.

Личная жизнь

Семейная жизнь началась у Розенбаума очень рано. Как и его родители, он встретил свою первую любовь, еще будучи студентом 1-го Медицинского института. Однако в отличие от прошлого поколения, молодые не стали дожидаться окончания учебного заведения и сыграли свадьбу спустя 2 месяца после знакомства.

В итоге через девять месяцев брак распался, а Александр влюбился в коллегу по работе – Елену Викторовну Савшинскую – врача-рентгенолога на Первой подстанции, куда Розенбаум пошел работать сразу после окончания медицинского института. В 1976 году у Александра и Елены родилась дочка Анна.