Биография. Биография Президент киргизии роза отунбаева

Глава временного правительства Киргизской республики с апреля 2010 года. Депутат парламента республики, с 2009 года - лидер фракции Социал-демократической партии Киргизии. Бывший министр иностранных дел страны (1986-1989, 1992, 1994-1997), в 1989-1992 годах работала в МИД СССР. Одна из ключевых фигур "тюльпановой революции" в Киргизии (2005).

Роза Исаковна (Исааковна) Отунбаева родилась 23 августа 1950 года в городе Фрунзе (Бишкек) (по другим данным - в городе Ош). В 1972 году Отунбаева с красным дипломом окончила философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в 1975 году стала выпускницей аспирантуры, защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме "Критика фальсификации марксистско-ленинской диалектики Франкфуртской школой".

В 1975 году Отунбаева начала преподавать в Киргизском государственном университете, заведовала кафедрой диалектического материализма (по другим данным – кафедрой философии.

В 1981 году Отунбаева перешла на партийную работу: в 1981-1983 годы работала вторым секретарем Ленинского райкома партии города Фрунзе, а в 1983-1986 годах была вторым секретарем Фрунзенского горкома КПСС.

В 1986 году Отунбаева была назначена министром иностранных дел – заместителем председателя Совета министров Киргизской ССР. В 1989-1992 годах она работала в МИД СССР (ответственный секретарь, председатель Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, член коллегии МИД СССР).

В 1992 году Отунбаева стала вице-премьер-министром, главой МИДа уже ставшей независимой республики Кыргызстан, в 1993-1994 годах была послом Кыргызстана в США и Канаде, впоследствии вновь возглавила МИД страны. Именно она открыла посольства независимого Кыргызстана в США и Великобритании. В 1997 году Отунбаева подала в отставку, мотивируя это тем, что "страна становится все более тоталитарной".

В том же 1997 году Отунбаева была назначена послом Кыргызстана в Великобритании и Северной Ирландии (свое назначение впоследствии называла "политической эмиграцией"). В мае 2002 года она заняла должность заместителя спецпредставителя генсека ООН в Грузии по грузино-абхазскому урегулированию Хейди Тельявини, став "единственной женщиной с постсоветского пространства, которая занимала высокую должность заместителя руководителя одной из международных миссий ООН".

В 2004 году Отунбаева вернулась в Кыргызстан и стала сопредседателем оппозиционного блока "Ата-Журт" (Отечество).

Лучшие дня

В СМИ Отунбаеву называли одной из ключевых фигур киргизской революции. Отмечалось, что с нее она и "началась". Так, в прессе упоминалось сделанное Отунбевой заявление с призывом к России прекратить поддержку режима руководителя страны Аскара Акаева и оглашение намерения "Ата-Журт" бороться за власть, если руководство государства попытается сфальсифицировать результаты парламентских выборов . В январе 2005 года разразился скандал: регистрацию Отунбаевой как кандидата в депутаты парламента отменили под предлогом нарушения пункта о проживании баллотирующегося на территории страны в течение определенного законом о выборах времени. Представители оппозиции, в том числе и сама Отунбаева, связали произошедшее с тем, что по тому же избирательному округу выдвинула свою кандидатуру дочь президента Бермет Акаева. В том же месяце в Бишкеке у здания парламента начались массовые пикеты в поддержку Отунбаевой. Последовавшие после прошедших выборов массовые митинги оппозиции с требованием пересмотреть итоги голосования (оппозиция обвинила Акаева в намерении провести в депутаты своих родственников) и волна протестов на юге страны послужили началом так называемой "тюльпановой революции".

После свержения Акаева в сформированном правительстве Отунбаева стала исполняющей обязанности министра иностранных дел. Однако позднее, когда Курманбек Бакиев был официально избран президентом страны, ее кандидатура парламентом утверждена не была. По мнению соратников Отунбаевой, депутаты в этой ситуации "проявили "мужской шовинизм"".

В 2006-2007 годах Отунбаева являлась сопредседателем партии "Асаба". В ноябре 2007 года она покинула ряды "Асабы" и вступила в Социал-демократическую партию страны, возглавляемую занимавшим в тот период пост премьер-министра Киргизии Алмазбеком Атамабевым. В том же году Отунбаева стала депутатом Жогорку Кенеш (парламента страны), где вошла в состав фракции оппозиционной Социал-демократической партии Кыргызстана. В октябре 2009 года она возглавила фракцию партии в парламенте.

В марте 2010 года киргизская оппозиция провела Курултай (народный сход), на котором выдвинула ряд экономических и политических требований к властям страны, среди которых было снижение тарифов, возврат проданных стратегических государственных предприятий, освобождение политзаключенных, снятие с официальных должностей близких родственников действующего президента Бакиева и др. Отмечалось, что если до 24 марта они не будут выполнены, оппозиция может начать организовывать местные курултаи с целью установления "истинно народной власти". Главой исполнительного комитета по выдвинутым требованиям стала Отунбаева. В апреле того же года в городе Таласе начались акции протеста оппозиционных сил. Выступления переросли в беспорядки и на следующий день распространились на столицу и некоторые другие города страны. После произошедшего правительство страны ушло в отставку, а Отунбаева возглавила сформированное оппозицией временное правительство ("правительство народного доверия").

Пресса в 2005 году называла Отунбаеву "умеренным политиком", который "пользуется авторитетом за рубежом". При этом отмечалось, что в Киргизии она стала популярна "только в последний год". В 2006 году эксперт по Центральной Азии, обозреватель газеты "Время новостей" Аркадий Дубнов уже характеризовал ее как очень яркого и энергичного и самого цельного оппозиционного киргизского политика. При этом он отмечал, что у Отунбаевой в отличие от других, выступающих с критикой власти политиков, "нет каких-то своих капиталов, бизнеса, и никогда их не было". По мнению Дубнова, у нее "по отношению к событиям гораздо больше каких-то романтических ожиданий", в связи с чем "есть опасность, что "крутые" лидеры используют ее яркий человеческий потенциал в своих целях". В 2007 году сама Отунбаева в одном из интервью рассказывала, что местные СМИ называют ее "неустающей, мешающей всем жить, беснующейся бациллой". "Мне уже нельзя отступать: почва под ногами есть, народ готов к переменам и хочет их. Так что будем работать и действовать", - заявляла политик.

Отунбаева владеет несколькими языками: кроме киргизского, она знает, русский, английский, немецкий и французский. Она разведена, у нее есть сын и дочь.

После окончания президентских выборов экс-президент Кыргызстана Роза Отунбаева дала это интервью журналисту Нарыну Айыпу , поделившись своими впечатлениями и мыслями о выборах, о будущем страны, о состоянии кыргызского общества, о выходе из кризиса в отношениях с Казахстаном, о задачах, стоящих перед избранным президентом.

– Многие международные наблюдатели хвалят президентские выборы в Кыргызстане как победу демократии…

– "Мирная передача власти" в результате соревновательных выборов – это все-таки феномен для нашей части света. На планете уже почти не осталось таких заповедных уголков, где не проводятся выборы, – это где-то какие-то части Африки или Азии, и мы живем как раз в одном из таких уголков, но мы можем гордиться тем, что меняем лицо Центральной Азии, а это дорогого стоит.

Большая часть электората, которая не пришла на выборы или голосовала за непрезидентского кандидата, разочарована, много горечи и сожалений, минора и пессимизма, Facebook негодует и до сих пор "плачет", но это все наш электорат, мы вместе с ним переживали, сопереживали все эти выборы.


Должна признаться, что стратегически выбор Сооронбая Жээнбекова для меня – верный вариант, если исходить из того, что это не второй срок ушедшего президента. В 2010 году мы взяли курс на парламентаризм, прописали это в новой Конституции, в борьбе и учениях все последние годы, как могли, воплощали в жизнь эту новую форму правления.

Избранный президент говорит, что он продолжит этот путь к парламентаризму, не собирается менять Конституцию и это позитивно откликается в моем сердце.

Государственное управление – это не игрушка, это не кубик Рубика, чтобы раскручивать его в разные стороны и получать новую конфигурацию, а если не понравится – повернуть назад. Безусловно, в нашей практике еще будет немало корректив, утрясок в системе госуправления. Столетия прошли, пока зрелые демократии вышли на сегодняшний вид и уровень.

Однако уверяю вас, мы будем выглядеть легкомысленными и безрассудными перед всем миром, если сейчас по настоянию одного, пусть даже самого просветленного провидца-победителя, начнем разворачиваться назад к президентской системе. В ходе кампании шли постоянные призывы к скорому проведению референдума по форме правления в государстве.

– Омурбек Бабанов предлагал сделать республику чисто президентской и ликвидировать пост премьера…

– Такая короткая память у людей: какой была отправная точка поворота к парламентаризму? Около 20 лет авторитарного и не самого успешного президентского правления, выливавшегося каждый раз в узурпацию власти в руках одного человека при общем недовольстве народа, привели нас к формуле равномерного распределения власти, к выбору парламентской системы управления.

В 2010 году нам предрекали провал этого пути, называли это катастрофой. Трудную дорогу мы выбрали: нужен учет всех групп интересов, согласование позиций со всеми ветвями власти. Когда нет богатых природных ресурсов, которые эксплуатируют автократии, надо делиться властью. В кругу государств с президентским правлением, где за общим столом решения принимает один человек, мы выглядели бы белой вороной.

В немалой степени поэтому, на мой взгляд, президент Алмазбек Атамбаев стянул на себя полномочия других ветвей власти, чтобы принимать решения на месте. Слишком много вопросов КР, как страны-реципиента, решалось на уровне президентов наших союзников. Сдается, что немало времени потребуется ЕАЭС достичь уровня Евросоюза, где за один стол принятия решений собираются и главы государств, и главы правительств вместе, в зависимости от системы госуправления той или иной страны.


Участь избранного президента с усиленным мандатом премьер-министра будет немалым испытанием в удержании новой конфигурации власти. Задача, на мой взгляд, не стараться быть "своим парнем" в компании, но приложить максимум усилий, чтобы укрепить внутренние скрепы госустройства нашей страны. Пусть очень медленный, но основной тренд развития в ЕАЭС все более очевиден: переход на парламентскую форму правления. Путь первопроходцев – самый трудный!

– Какова будет в будущем роль президента?

– Прошлогодний референдум реально усилил полномочия премьера. Хотя мандат президента и "похудел", но круг ответственности, выпадающей на его долю, остается центровым в дальнейшем развитии государства. Слаженность работы и единство всех ветвей власти, вопросы безопасности, внешних сношений, судебная реформа – разве этого мало на короткие шесть лет?

Мы хотим от президента Жээнбекова сосредоточения именно на этих вопросах, тем более что острота и неотложность ряда из них воет сиреной в ушах всего народа. Президент отныне не начальник первого министра, который ответственен перед парламентом за ежедневное и долговременное жизнеобеспечение всей страны.

В квартете власти каждый должен, не жалея сил, на высоком профессиональном уровне, с высокой степенью ответственности играть свою партию. Президент должен искусно, мастерски оркестрировать этот союз. Хочется надеяться, что Жээнбеков внесет свой весомый вклад в реализацию идеи парламентской республики в КР, укрепит в течение своего срока основы парламентаризма, именно в этом будут его историческая роль и миссия.

А как на самом деле шла выборная кампания? Программы кандидатов в президенты были преимущественно премьерские. Разумеется, в небогатой стране много нужд и социальных проблем, люди ожидают ответа на их злободневные потребности.

Вот претенденты на власть и отвечали: агиткампании построили по инерции прошлых времен, будто мы выбираем такого же президента как Акаев или Бакиев, за исключением нескольких кандидатов. Мы не выбирали в этот раз, строго говоря, того президента, который прописан в настоящей Конституции.

Между тем подчеркну: мандат нынешнего президента стопудовый, трудный, с большим грузом доставшихся проблем. В новой расстановке сил президенту не стоит браться помогать тянуть сельскохозяйственный угол, где, понятно, экспертиза Жээнбекова в сравнении с правительственным кадровым составом несравнимо высока и востребована.

Общество требует от нового президента неотступного сосредоточения его усилий и внимания, среди прочего, на судебной реформе. Мы увидели во время последних политически ангажированных судов не прогресс, а явный регресс судебной системы, даже по сравнению с прежними проклинаемыми временами! Очевидно, что чудо не свершится в одночасье, но правильно отобрать, растить каждого судью, вкладывать в него и спросить строго за промахи, заложить крепкую основу, мораль, принципы в строительство этого важнейшего института – такой мы видим ежедневную работу по преобразованию судов.

Какой огромный объем работы у пятого президента по завершению работы оформления государственной границы страны с четвертьвековой историей независимости! Если удастся, как договаривались, закончить описание остатка границ с Узбекистаном, оформить это договором, огласить, а затем в конструктивной обстановке начать делимитацию и демаркацию границ; добиться прогресса в таком же деле с Таджикистаном – это исторический труд, который по плечу президенту!

– Как вы оцениваете роль СМИ и административного ресурса?

Эти выборы шли как один большой селевой поток: бурно и грязно, из того, что мы увидели и ощутили, можно сделать один вывод: у нас больше нет общественного телевидения! Все наши труды последней декады по созданию общественного телевидения пошли прахом. И наблюдательный совет ОТРК, и его генеральный директор, который должен был бы соблюдать хотя бы малейшую служебную этику, односторонне и грубо работали на власть.

Мы вернулись к позициям 2005-2007-х годов, когда только учились у украинцев и грузин, каким должно быть общественное телевидение, спорили, выстраивали свою модель, накопили первый слабенький опыт и заглохли… В итоге оба наших общественных телеканала стали однобоко правительственными!

– "ЭлТР" потерял статус общественного канала еще при Джоомарте Оторбаеве, но почти все телеканалы работали в этой выборной кампании еще и в смычке со спецслужбами…

– Это, наверное, тема для отдельного разговора, но то, что у нас уже нет общественного телевидения, – это факт, и надо прекратить называть этот канал "общественным", поставив вопрос ребром – мы должны заново создавать общественное телевидение. Это отныне повестка дня для широкой общественности страны. У нас нет пока ощутимого среднего класса, чтобы каждый потребитель платил мзду ТВ-компании, как это делается, например, в Великобритании, тогда общество вправе требовать от телевидения объективности, отражения на экране интересов не только правительства.

Государственное телевидение, главный информационный источник во время кампании, за немалые средства, которыми располагали всего несколько претендентов, по контракту рекламировал этих героев. Цифровизация информации накануне выборов стала базой для работы десятка ТВ-каналов и радио. И тем не менее сила и мощность ОТРК настолько очевидны, что компромат и негатив, который вылился на соперников кандидата от СДПК оказался разрушительным, предопределил поражение всех, включая и Бабанова.

Относительно админресурса: трезубец – премьер, президент, Жогорку Кенеш – был в руках одной партии. Проецируйте эти три линии вниз, в городах и аилах – почти то же самое, поэтому в этом отношении у нас не лучше, чем у соседей. И этот административный ресурс сработал на выборах сильно.

У нас более 300 тысяч тех, кто получает зарплату из бюджета – это учителя, врачи, военнослужащие, работники культуры, госслужащие, всего немногим более 300 тысяч человек. Но помножьте эти 300 тысяч на минимум 5 человек их прямого, так сказать, влияния (семья, коллектив) – получается солидная цифра, если еще учесть, что голосовать пришло всего-то 54% избирателей.

В день тишины прошло голосование в закрытых учреждениях, больницах и так далее, это целиком ресурс власти, там сплошь – зависимые люди. Алмазбек Атамбаев в то утро закладывал капсулу в здание нового корпуса Института онкологии. В день тишины прямая агитация и голосование по указке. Им нарушать все можно?

– Сыграл ли свою роль религиозный фактор?

– Религиозный фактор, мне кажется, на этот раз повлиял на выборы. У нас мало информации об уровне участия всей религиозной уммы в выборах, но это огромная толща населения, которая, судя по цифрам, дружно проголосовала на выборах, подобно тому, как они два раза в год массово и единодушно приходят на праздничный намаз на центральные площади наших городов. Нет сомнений, такие крупные мероприятия, пятничные намазы во всех мечетях консолидируют верующих в хорошо организованную массу.

Чувствительные вопросы участия религиозных деятелей в выборах были предметом острых дискуссий в последнем месяце. Все пришли к консенсусу, что делать этого нельзя, за это получили "желтые карточки" кандидат в президенты и по ложному адресу – болельщик за другого кандидата.

Мы, светские люди, будучи вне этой электоральной массы – путь в их внутренние структуры практически заказан – плохо представляем динамику изменения этой среды, как они управляются изнутри, каковы их оценки событий в стране, насколько они подвижны. Острые социальные проблемы привели к нам в страну ряд сомнительных организаций, чьи имена находятся в международных листах поиска. Они всерьез укоренились среди местной уммы, оказывают на них немалое влияние, они имеют связи на всех этажах нашей власти.

Надо полагать, что от выборов к выборам мы будем наблюдать вызревание нового электората, весьма организованного, чьи интересы будут ближе и точнее отражать соревнующиеся кандидаты во власть. Не обойдется в будущем и без попыток верующих влезть в политику, такой взаимный интерес в таком случае приведет к сращиванию политики и религии, чего мы должны опасаться всегда и работать над их предотвращением.

– Что бы вы отметили как самое главное в этих выборах?

– Самое главное во всем этом выборном процессе - я считаю, что выборы были мирными, есть новый президент, избранный президент. Самое главное для нас – не терять ориентира на демократическое развитие. Периодическая смена власти через выборы является показателем и оселком верного пути к демократии.

За 26 лет нашему обществу, ведущей его силе – бесстрашному сообществу демократов: здесь журналисты, НПО, правозащитники, молодые активисты, члены политических партий, все, кто на свободе и за тюремной решеткой – удалось обеспечить такое колоссальное продвижение на пути к демократии!

Мы исходим из того, что президент – это лидер, который ведет страну на этом пути, определяет курс политического развития. У страны, которая гордится своими успехами в демократии, должны быть лидеры, убежденные в ценностях свободы, прошедшие сквозь горнило борьбы за эти идеи, внесшие таким образом свой вклад в это дело. Я считаю Жээнбекова таким человеком, его вклад в революцию 2010 года велик.

Надеюсь, мы будем слышать от президента связные проработанные речи с проекцией перспектив развития страны на год и далее с подведением итогов прошедшего года, с анализом общественно-политической ситуации в стране, проблемных вопросов. Редко кто в прошедшей кампании вел разговор о демократических ценностях и свободах, аналитические способности ряда кандидатов, их видение будущего страны проглядывалось с трудом.

Другая важная вещь, которую наглядно продемонстрировали эти выборы, и, в первую очередь, основной соперник победителя Бабанов – признание поражения, что заключило мирный исход выборов. Политическая культура страны после десятков бунтов и митингов проигравших на многих предыдущих выборах выросла на голову!

Занимаясь воспитанием и образованием детей, особенно младшего возраста, я, к сожалению, увидела, что мы не учим наших детей культуре прощения, извинения, принятия поражения в борьбе равных. В детской среде чаще культивируют дух конфронтации, соперничества, дать сдачи. Отсюда тянутся корни жесткого рэкета в школе, драк и поножовщины среди молодежи, мордобой переходит и в парламент.

Нынешнее признание поражения основным соперником победителя, отмена протестов на малой родине останутся в памяти общества как пример роста общей политической культуры народа, что солидно укрепило легитимность прошедших выборов.

Наше движение "За честные выборы" намерено провести в недалеком будущем подробный анализ всего выборного процесса на специально созванной конференции. В ходе нашей работы мы поняли, что само время выборов, как в аквариуме, высвечивает все проблемные места и вопросы выборного законодательства, которые надо безотлагательно решать до новых выборов.

– Как вы видите решение возникших вопросов с Казахстаном?

– Большой узел завязался там, и он становится все туже и туже. На мой взгляд, наравне с действиями и шагами правительства нужны энергичные меры со стороны избранного президента.

Не дожидаясь инаугурации, в ответ на поздравление от Нурсултана Назарбаева, надо дать Астане сигналы готовности взяться за перезагрузку отношений. Так как чем дальше в лес – тем больше дров: после Казахстана задет ЕАЭС, в круг включаются новые страны, такие как Беларусь, Армения, подсыпаются угли в отношения между Россией и Казахстаном.

В Кыргызстане почти не осталось человека или личности, кого бы не задел, не обозвал, не оскорбил уходящий президент, кого смог – он успел засудить, посадил за решетку. Отвечать ему никто пока не торопится, счеты сведет сама жизнь, наша история. Но когда зуд этой разухабистой критики задевает другие государства и их лидеров – это уже обернулось для страны опустошительными потерями с далеко идущими последствиями.

Атамбаев должен прекратить свое вмешательство в ход межгосударственных дел с Казахстаном. Если он не собирается приносить извинения президенту Казахстана, то пусть просто отойдет в сторону от этого очага конфликта. Он фактически уже перешел в категорию бывших президентов. Хватит педалировать и разогревать этот конфликт. Любые оценки другой страны, выдаваемые Атамбаевым по разным поводам, должны игнорироваться нашим обществом, они кормят сегодня только зевак, причиняя невосполнимые эмоциональные и материальные потери нашим соотечественникам.


В миротворчество с соседней страной, как только очистится поле для работы, должны вступить и гражданское общество, интеллигенция, наши почтенные аксакалы. На фоне такой активности мы будем ожидать поддержки народной волны со стороны других государств и, прежде всего, официальных властей России.

Предшественник: Курманбек Салиевич Бакиев Преемник: Алмазбек Атамбаев февраль - май 1992 года Предшественник: Муратбек Сансызбаевич Иманалиев Преемник: Марат Уразалиевич Саралинов (и.о.)
Эднан Осконович Карабаев 1994 год - 1997 год Вероисповедание: агностик Рождение: 23 августа (1950-08-23 ) (69 лет)
Бишкек , Киргизская ССР , СССР Отец: Исак Отунбаев Мать: Салийка Даниярова Дети: сын: Атай
дочь: Карачач Партия: беспартийная Образование: Московский государственный университет Учёная степень: кандидат философских наук Награды:

Ро́за Иса́ковна Отунба́ева (23 августа , Фрунзе , Киргизская ССР) - киргизский политик и дипломат, лидер парламентской фракции оппозиционной Социал-демократической партии Киргизии. В результате событий 7 апреля 2010 года стала главой . 19 мая 2010 года специальным декретом Временного правительства Киргизии провозглашена Президентом Киргизии переходного периода . Согласно данному декрету срок полномочий Президента Киргизии переходного периода установлен до 31 декабря 2011 года . Первая женщина - президент Кыргызстана. Занимала этот пост до вступления в должность Алмазбека Атамбаева 1 декабря 2011 года .

Биография

Роза Отунбаева родилась 23 августа 1950 года в городе Бишкеке (тогда Фрунзе) (некоторые источники указывают в качестве места рождения Ош ). По национальности - киргизка. Окончила с золотой медалью школу в Оше .

В 1975-1981 годах работала в Киргизском государственном университете во Фрунзе (ныне Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына в городе Бишкек) преподавателем, старшим преподавателем, доцентом, заведующей кафедрой диалектического материализма .

С января 2011 года возглавляет Международный общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой». Основной целью фонда является инициирование и реализация программ и проектов, которые будут способствовать социальному, политическому, экономическому развитию Киргизии.

Владеет киргизским, русским, английским и в меньшей степени немецким языками .

Награды

Семья

Вторая из восьми детей в семье Исака Отунбаева, члена Верховного суда Киргизии, и Салийки Данияровой, учительницы .

Разведена, имеет дочь Карачач и сына Атая.

Бывший муж Болот Кемелович Садыбакасов.

Напишите отзыв о статье "Отунбаева, Роза Исаковна"

Литература

  • Кто есть кто в России и в ближнем зарубежье: Справочник. - М .: Издательский дом «Новое время», «Всё для Вас», 1993. - ISBN 5-86564-033-X .

Примечания

Ссылки

  • - статья в Лентапедии . 2012 год.

Отрывок, характеризующий Отунбаева, Роза Исаковна

– Вы к хозяевам пойдите: они вас звали, – прибавил Борис.
Берг надел чистейший, без пятнушка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и, убедившись по взгляду Ростова, что его сюртучок был замечен, с приятной улыбкой вышел из комнаты.
– Ах, какая я скотина, однако! – проговорил Ростов, читая письмо.
– А что?
– Ах, какая я свинья, однако, что я ни разу не писал и так напугал их. Ах, какая я свинья, – повторил он, вдруг покраснев. – Что же, пошли за вином Гаврилу! Ну, ладно, хватим! – сказал он…
В письмах родных было вложено еще рекомендательное письмо к князю Багратиону, которое, по совету Анны Михайловны, через знакомых достала старая графиня и посылала сыну, прося его снести по назначению и им воспользоваться.
– Вот глупости! Очень мне нужно, – сказал Ростов, бросая письмо под стол.
– Зачем ты это бросил? – спросил Борис.
– Письмо какое то рекомендательное, чорта ли мне в письме!
– Как чорта ли в письме? – поднимая и читая надпись, сказал Борис. – Письмо это очень нужное для тебя.
– Мне ничего не нужно, и я в адъютанты ни к кому не пойду.
– Отчего же? – спросил Борис.
– Лакейская должность!
– Ты всё такой же мечтатель, я вижу, – покачивая головой, сказал Борис.
– А ты всё такой же дипломат. Ну, да не в том дело… Ну, ты что? – спросил Ростов.
– Да вот, как видишь. До сих пор всё хорошо; но признаюсь, желал бы я очень попасть в адъютанты, а не оставаться во фронте.
– Зачем?
– Затем, что, уже раз пойдя по карьере военной службы, надо стараться делать, коль возможно, блестящую карьеру.
– Да, вот как! – сказал Ростов, видимо думая о другом.
Он пристально и вопросительно смотрел в глаза своему другу, видимо тщетно отыскивая разрешение какого то вопроса.
Старик Гаврило принес вино.
– Не послать ли теперь за Альфонс Карлычем? – сказал Борис. – Он выпьет с тобою, а я не могу.
– Пошли, пошли! Ну, что эта немчура? – сказал Ростов с презрительной улыбкой.
– Он очень, очень хороший, честный и приятный человек, – сказал Борис.
Ростов пристально еще раз посмотрел в глаза Борису и вздохнул. Берг вернулся, и за бутылкой вина разговор между тремя офицерами оживился. Гвардейцы рассказывали Ростову о своем походе, о том, как их чествовали в России, Польше и за границей. Рассказывали о словах и поступках их командира, великого князя, анекдоты о его доброте и вспыльчивости. Берг, как и обыкновенно, молчал, когда дело касалось не лично его, но по случаю анекдотов о вспыльчивости великого князя с наслаждением рассказал, как в Галиции ему удалось говорить с великим князем, когда он объезжал полки и гневался за неправильность движения. С приятной улыбкой на лице он рассказал, как великий князь, очень разгневанный, подъехав к нему, закричал: «Арнауты!» (Арнауты – была любимая поговорка цесаревича, когда он был в гневе) и потребовал ротного командира.
– Поверите ли, граф, я ничего не испугался, потому что я знал, что я прав. Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю и устав тоже знаю, как Отче наш на небесех. Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает. Вот моя совесть и спокойна. Я явился. (Берг привстал и представил в лицах, как он с рукой к козырьку явился. Действительно, трудно было изобразить в лице более почтительности и самодовольства.) Уж он меня пушил, как это говорится, пушил, пушил; пушил не на живот, а на смерть, как говорится; и «Арнауты», и черти, и в Сибирь, – говорил Берг, проницательно улыбаясь. – Я знаю, что я прав, и потому молчу: не так ли, граф? «Что, ты немой, что ли?» он закричал. Я всё молчу. Что ж вы думаете, граф? На другой день и в приказе не было: вот что значит не потеряться. Так то, граф, – говорил Берг, закуривая трубку и пуская колечки.
– Да, это славно, – улыбаясь, сказал Ростов.
Но Борис, заметив, что Ростов сбирался посмеяться над Бергом, искусно отклонил разговор. Он попросил Ростова рассказать о том, как и где он получил рану. Ростову это было приятно, и он начал рассказывать, во время рассказа всё более и более одушевляясь. Он рассказал им свое Шенграбенское дело совершенно так, как обыкновенно рассказывают про сражения участвовавшие в них, то есть так, как им хотелось бы, чтобы оно было, так, как они слыхали от других рассказчиков, так, как красивее было рассказывать, но совершенно не так, как оно было. Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он начал рассказывать с намерением рассказать всё, как оно точно было, но незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду. Ежели бы он рассказал правду этим слушателям, которые, как и он сам, слышали уже множество раз рассказы об атаках и составили себе определенное понятие о том, что такое была атака, и ожидали точно такого же рассказа, – или бы они не поверили ему, или, что еще хуже, подумали бы, что Ростов был сам виноват в том, что с ним не случилось того, что случается обыкновенно с рассказчиками кавалерийских атак. Не мог он им рассказать так просто, что поехали все рысью, он упал с лошади, свихнул руку и изо всех сил побежал в лес от француза. Кроме того, для того чтобы рассказать всё, как было, надо было сделать усилие над собой, чтобы рассказать только то, что было. Рассказать правду очень трудно; и молодые люди редко на это способны. Они ждали рассказа о том, как горел он весь в огне, сам себя не помня, как буря, налетал на каре; как врубался в него, рубил направо и налево; как сабля отведала мяса, и как он падал в изнеможении, и тому подобное. И он рассказал им всё это.
В середине его рассказа, в то время как он говорил: «ты не можешь представить, какое странное чувство бешенства испытываешь во время атаки», в комнату вошел князь Андрей Болконский, которого ждал Борис. Князь Андрей, любивший покровительственные отношения к молодым людям, польщенный тем, что к нему обращались за протекцией, и хорошо расположенный к Борису, который умел ему понравиться накануне, желал исполнить желание молодого человека. Присланный с бумагами от Кутузова к цесаревичу, он зашел к молодому человеку, надеясь застать его одного. Войдя в комнату и увидав рассказывающего военные похождения армейского гусара (сорт людей, которых терпеть не мог князь Андрей), он ласково улыбнулся Борису, поморщился, прищурился на Ростова и, слегка поклонившись, устало и лениво сел на диван. Ему неприятно было, что он попал в дурное общество. Ростов вспыхнул, поняв это. Но это было ему всё равно: это был чужой человек. Но, взглянув на Бориса, он увидал, что и ему как будто стыдно за армейского гусара. Несмотря на неприятный насмешливый тон князя Андрея, несмотря на общее презрение, которое с своей армейской боевой точки зрения имел Ростов ко всем этим штабным адъютантикам, к которым, очевидно, причислялся и вошедший, Ростов почувствовал себя сконфуженным, покраснел и замолчал. Борис спросил, какие новости в штабе, и что, без нескромности, слышно о наших предположениях?
– Вероятно, пойдут вперед, – видимо, не желая при посторонних говорить более, отвечал Болконский.
Берг воспользовался случаем спросить с особенною учтивостию, будут ли выдавать теперь, как слышно было, удвоенное фуражное армейским ротным командирам? На это князь Андрей с улыбкой отвечал, что он не может судить о столь важных государственных распоряжениях, и Берг радостно рассмеялся.
– Об вашем деле, – обратился князь Андрей опять к Борису, – мы поговорим после, и он оглянулся на Ростова. – Вы приходите ко мне после смотра, мы всё сделаем, что можно будет.
И, оглянув комнату, он обратился к Ростову, которого положение детского непреодолимого конфуза, переходящего в озлобление, он и не удостоивал заметить, и сказал:
– Вы, кажется, про Шенграбенское дело рассказывали? Вы были там?
– Я был там, – с озлоблением сказал Ростов, как будто бы этим желая оскорбить адъютанта.
Болконский заметил состояние гусара, и оно ему показалось забавно. Он слегка презрительно улыбнулся.
– Да! много теперь рассказов про это дело!
– Да, рассказов, – громко заговорил Ростов, вдруг сделавшимися бешеными глазами глядя то на Бориса, то на Болконского, – да, рассказов много, но наши рассказы – рассказы тех, которые были в самом огне неприятеля, наши рассказы имеют вес, а не рассказы тех штабных молодчиков, которые получают награды, ничего не делая.
– К которым, вы предполагаете, что я принадлежу? – спокойно и особенно приятно улыбаясь, проговорил князь Андрей.
Странное чувство озлобления и вместе с тем уважения к спокойствию этой фигуры соединялось в это время в душе Ростова.
– Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных.
– А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий. Так в пятницу, после смотра, я жду вас, Друбецкой; до свидания, – заключил князь Андрей и вышел, поклонившись обоим.

Президент Киргизской республики переходного периода с мая 2010 года, глава временного правительства страны с апреля 2010 года. Ранее - депутат парламента республики, в 2009-2010 годах - лидер фракции Социал-демократической партии Киргизии. Бывший министр иностранных дел Киргизии (1986-1989, 1992, 1994-1997), в 1989-1992 годах работала в МИД СССР. Одна из ключевых фигур "тюльпановой революции" в Киргизии (2005).

Роза Исаковна (Исааковна) Отунбаева родилась 23 августа 1950 года в городе Фрунзе (Бишкек) (по другим данным - в городе Ош). В 1972 году Отунбаева с красным дипломом окончила философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в 1975 году стала выпускницей аспирантуры, защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме "Критика фальсификации марксистско-ленинской диалектики Франкфуртской школой".

В 1975 году Отунбаева начала преподавать в Киргизском государственном университете, заведовала кафедрой диалектического материализма (по другим данным – кафедрой философии).

В 1981 году Отунбаева перешла на партийную работу: в 1981-1983 годы работала вторым секретарем Ленинского райкома партии города Фрунзе, а в 1983-1986 годах была вторым секретарем Фрунзенского горкома КПСС.

В 1986 году Отунбаева была назначена министром иностранных дел – заместителем председателя Совета министров Киргизской ССР. В 1989-1992 годах она работала в МИД СССР (ответственный секретарь, председатель Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, член коллегии МИД СССР).

В 1992 году Отунбаева стала вице-премьер-министром, главой МИДа уже ставшей независимой Киргизской республики, в 1993-1994 годах была послом Киргизии в США и Канаде, впоследствии вновь возглавила МИД страны. Именно она открыла посольства независимой Киргизии в США и Великобритании. В 1997 году Отунбаева подала в отставку, мотивируя это тем, что "страна становится все более тоталитарной".

В том же 1997 году Отунбаева была назначена послом Киргизии в Великобритании и Северной Ирландии (свое назначение впоследствии называла "политической эмиграцией"). В мае 2002 года она заняла должность заместителя спецпредставителя генсека ООН в Грузии по грузино-абхазскому урегулированию Хейди Тельявини, став "единственной женщиной с постсоветского пространства, которая занимала высокую должность заместителя руководителя одной из международных миссий ООН".

В 2004 году Отунбаева вернулась в Киргизию и стала сопредседателем оппозиционного блока "Ата-Журт" (Отечество).

В СМИ Отунбаеву называли одной из ключевых фигур киргизской революции. Отмечалось, что с нее она и "началась". Так, в прессе упоминалось сделанное Отунбевой заявление с призывом к России прекратить поддержку режима руководителя страны Аскара Акаева и оглашение намерения "Ата-Журт" бороться за власть, если руководство государства попытается сфальсифицировать результаты парламентских выборов. В январе 2005 года разразился скандал: регистрацию Отунбаевой как кандидата в депутаты парламента отменили под предлогом нарушения пункта о проживании баллотирующегося на территории страны в течение определенного законом о выборах времени. Представители оппозиции, в том числе и сама Отунбаева, связали произошедшее с тем, что по тому же избирательному округу выдвинула свою кандидатуру дочь президента Бермет Акаева. В том же месяце в Бишкеке у здания парламента начались массовые пикеты в поддержку Отунбаевой. Последовавшие после прошедших выборов массовые митинги оппозиции с требованием пересмотреть итоги голосования (оппозиция обвинила Акаева в намерении провести в депутаты своих родственников) и волна протестов на юге страны послужили началом так называемой "тюльпановой революции".

После свержения Акаева в сформированном правительстве Отунбаева стала исполняющей обязанности министра иностранных дел. Однако позднее, когда Курманбек Бакиев был официально избран президентом страны, ее кандидатура парламентом утверждена не была. По мнению соратников Отунбаевой, депутаты в этой ситуации "проявили "мужской шовинизм"".

В 2006-2007 годах Отунбаева являлась сопредседателем партии "Асаба". В ноябре 2007 года она покинула ряды "Асабы" и вступила в Социал-демократическую партию страны, возглавляемую занимавшим в тот период пост премьер-министра Киргизии Алмазбеком Атамабевым. В том же году Отунбаева стала депутатом Жогорку Кенеш (парламента страны), где вошла в состав фракции оппозиционной Социал-демократической партии Киргизии. В октябре 2009 года она возглавила фракцию партии в парламенте.

В марте 2010 года киргизская оппозиция провела Курултай (народный сход), на котором выдвинула ряд экономических и политических требований к властям страны, среди которых было снижение тарифов, возврат проданных стратегических государственных предприятий, освобождение политзаключенных, снятие с официальных должностей близких родственников действующего президента Бакиева и др. Отмечалось, что если до 24 марта они не будут выполнены, оппозиция может начать организовывать местные курултаи с целью установления "истинно народной власти". Главой исполнительного комитета по выдвинутым требованиям стала Отунбаева. В апреле того же года в городе Таласе начались акции протеста оппозиционных сил. Выступления переросли в беспорядки и на следующий день распространились на столицу и некоторые другие города страны. Отунбаева возглавила сформированное оппозицией временное правительство ("правительство народного доверия"), которое своим первым декретом распустило парламент и отправило правительство в отставку.

В мае 2010 года на фоне продолжающихся беспорядков в стране на заседании правительства по решению большинства его членов был подписан декрет о назначении Отунбаевой президентом Киргизии переходного периода. Своим первым решением глава Киргизии ввела режим чрезвычайного положения на юге республики, где произошедшие накануне столкновения между представителями киргизской и узбекской общин закончилось кровопролитием. После назначения Отунбаева заявила о выходе из Социал-демократической партии страны, так как она была обязана соблюсти политическую нейтральность.

В июне 2010 года в Киргизии состоялся референдум, на который были вынесены вопросы о принятии новой конституции и упразднении Конституционного суда, а также об утверждении в стране должности президента переходного периода. Большинство граждан страны с предлагаемыми изменениями согласилось, поддержав таким образом переход от президентской к парламентской форме правления. Одновременно с этим, как отмечал "Коммерсант", референдум стал и своего рода "безальтернативными выборами" Отунбаевой, подтвердившими легитимность ее правления до 1 января 2012 года. В новую должность Отунбаева вступила в июле 2010 года.

Пресса в 2005 году называла Отунбаеву "умеренным политиком", который "пользуется авторитетом за рубежом". При этом отмечалось, что в Киргизии она стала популярна "только в последний год". В 2006 году эксперт по Центральной Азии, обозреватель газеты "Время новостей" Аркадий Дубнов уже характеризовал ее как очень яркого и энергичного и самого цельного оппозиционного киргизского политика. При этом он отмечал, что у Отунбаевой в отличие от других, выступающих с критикой власти политиков, "нет каких-то своих капиталов, бизнеса, и никогда их не было". По мнению Дубнова, у нее "по отношению к событиям гораздо больше каких-то романтических ожиданий", в связи с чем "есть опасность, что "крутые" лидеры используют ее яркий человеческий потенциал в своих целях". В 2007 году сама Отунбаева в одном из интервью рассказывала, что местные СМИ называют ее "неустающей, мешающей всем жить, беснующейся бациллой". "Мне уже нельзя отступать: почва под ногами есть, народ готов к переменам и хочет их. Так что будем работать и действовать", - заявляла политик.

Отунбаева владеет несколькими языками: кроме киргизского, она знает, русский, английский, немецкий и французский. Она разведена, у нее есть сын и дочь.

Экс-президент Киргизии

Президент Киргизской республики переходного периода с мая 2010 по декабрь 2011 года, с апреля по декабрь 2010 года была главой временного правительства страны. Ранее - депутат парламента республики, лидер фракции Социал-демократической партии Киргизии (2009-2010 годы), министр иностранных дел Киргизии (1986-1989, 1992, 1994-1997), в 1989-1992 годах работала в МИД СССР. Одна из ключевых фигур "тюльпановой революции" в Киргизии (2005).

В 1981 году Отунбаева перешла на партийную работу: в 1981-1983 годы работала вторым секретарем Ленинского райкома партии города Фрунзе, а в 1983-1986 годах была вторым секретарем Фрунзенского горкома КПСС , , .

В 1986 году Отунбаева была назначена министром иностранных дел – заместителем председателя Совета министров Киргизской ССР. В 1989-1992 годах она работала в МИД СССР (ответственный секретарь, председатель Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, член коллегии МИД СССР ) .

В 1992 году Отунбаева стала вице-премьер-министром, главой МИДа уже ставшей независимой Киргизской республики , , в 1993-1994 годах была послом Киргизии в США и Канаде, впоследствии вновь возглавила МИД страны . Именно она открыла посольства независимой Киргизии в США и Великобритании , . В 1997 году Отунбаева подала в отставку, мотивируя это тем, что "страна становится все более тоталитарной" .

В том же 1997 году Отунбаева была назначена послом Киргизии в Великобритании и Северной Ирландии (свое назначение впоследствии называла "политической эмиграцией" ). В мае 2002 года она заняла должность заместителя спецпредставителя генсека ООН в Грузии по грузино-абхазскому урегулированию Хейди Тельявини, став "единственной женщиной с постсоветского пространства, которая занимала высокую должность заместителя руководителя одной из международных миссий ООН" , , .

В 2004 году Отунбаева вернулась в Киргизию и стала сопредседателем оппозиционного блока "Ата-Журт" (Отечество) .

В СМИ Отунбаеву называли одной из ключевых фигур киргизской революции , . Отмечалось, что с нее она и "началась" . Так, в прессе упоминалось сделанное Отунбевой заявление с призывом к России прекратить поддержку режима руководителя страны Аскара Акаева и оглашение намерения "Ата-Журт" бороться за власть, если руководство государства попытается сфальсифицировать результаты парламентских выборов . В январе 2005 года разразился скандал: регистрацию Отунбаевой как кандидата в депутаты парламента отменили под предлогом нарушения пункта о проживании баллотирующегося на территории страны в течение определенного законом о выборах времени. Представители оппозиции, в том числе и сама Отунбаева, связали произошедшее с тем, что по тому же избирательному округу выдвинула свою кандидатуру дочь президента Бермет Акаева . В том же месяце в Бишкеке у здания парламента начались массовые пикеты в поддержку Отунбаевой , , . Последовавшие после прошедших выборов массовые митинги оппозиции с требованием пересмотреть итоги голосования (оппозиция обвинила Акаева в намерении провести в депутаты своих родственников) и волна протестов на юге страны послужили началом так называемой "тюльпановой революции" , .

После свержения Акаева в сформированном правительстве Отунбаева стала исполняющей обязанности министра иностранных дел. Однако позднее, когда Курманбек Бакиев был официально избран президентом страны, ее кандидатура парламентом утверждена не была. По мнению соратников Отунбаевой, депутаты в этой ситуации "проявили "мужской шовинизм"" , , .

В 2006-2007 годах Отунбаева являлась сопредседателем партии "Асаба" . В ноябре 2007 года она покинула ряды "Асабы" и вступила в Социал-демократическую партию Киргизии (СДПК) страны, возглавляемую занимавшим в тот период пост премьер-министра Алмазбеком Атамабевым . В том же году Отунбаева стала депутатом Жогорку Кенеш (парламента страны), где вошла в состав фракции оппозиционной СДПК. В октябре 2009 года она возглавила фракцию партии в парламенте .

В марте 2010 года киргизская оппозиция провела Курултай (народный сход), на котором выдвинула ряд экономических и политических требований к властям страны, среди которых было снижение тарифов, возврат проданных стратегических государственных предприятий, освобождение политзаключенных, снятие с официальных должностей близких родственников действующего президента Бакиева и др. Отмечалось, что если до 24 марта они не будут выполнены, оппозиция может начать организовывать местные курултаи с целью установления "истинно народной власти". Главой исполнительного комитета по выдвинутым требованиям стала Отунбаева . В апреле того же года в городе Таласе начались акции протеста оппозиционных сил. Выступления переросли в беспорядки и на следующий день распространились на столицу и некоторые другие города страны , , . Отунбаева возглавила сформированное оппозицией временное правительство ("правительство народного доверия"), которое своим первым декретом распустило парламент и отправило правительство в отставку , , , .

В мае 2010 года на фоне продолжающихся беспорядков в стране на заседании правительства по решению большинства его членов был подписан декрет о назначении Отунбаевой президентом Киргизии переходного периода. Своим первым решением глава Киргизии ввела режим чрезвычайного положения на юге республики, где произошедшие накануне столкновения между представителями киргизской и узбекской общин закончилось кровопролитием , , . После назначения Отунбаева заявила о выходе из СДПК, так как она была обязана соблюсти политическую нейтральность .

В июне 2010 года в Киргизии состоялся референдум, на который были вынесены вопросы о принятии новой конституции и упразднении Конституционного суда, а также об утверждении в стране должности президента переходного периода. Большинство граждан страны с предлагаемыми изменениями согласилось, поддержав таким образом переход от президентской к парламентской форме правления. Одновременно с этим, как отмечал "Коммерсант", референдум стал и своего рода "безальтернативными выборами" Отунбаевой, подтвердившими легитимность ее правления до 1 января 2012 года , , . В новую должность Отунбаева вступила в июле 2010 года .

10 октября 2010 года в Киргизии прошли выборы в новый парламент. Результаты выборов были восприняты как победа сил, оппозиционных по отношению к правительству Отунбаевой, которые в сумме набрали больше голосов, чем проправительственные СДПК и партия "Ата-Мекен" , . Процесс формирования в парламенте коалиции, которая могла бы назначить новое правительство, был завершен лишь в середине декабря 2010 года, когда было объявлено о союзе СДПК и партий "Ата-Журт" и "Республика". По условиям соглашения между партиями 17 декабря 2010 года новым главой правительства вместо Отунбаевой стал лидер СДПК Алмазбек Атамбаев , , , . Политик не стала выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах 2011 года , . 30 октября 2011 года новым президентом Киргизии был избран Атамбаев , , официально вступивший в должность 1 декабря , . Таким образом, как отмечали СМИ, был создан "прецедент конституционной смены власти в стране" .

Пресса в 2005 году называла Отунбаеву "умеренным политиком", который "пользуется авторитетом за рубежом". При этом отмечалось, что в Киргизии она стала популярна "только в последний год" . В 2006 году эксперт по Центральной Азии, обозреватель газеты "Время новостей" Аркадий Дубнов уже характеризовал ее как очень яркого и энергичного и самого цельного оппозиционного киргизского политика. При этом он отмечал, что у Отунбаевой в отличие от других, выступающих с критикой власти политиков, "нет каких-то своих капиталов, бизнеса, и никогда их не было". По мнению Дубнова, у нее "по отношению к событиям гораздо больше каких-то романтических ожиданий", в связи с чем "есть опасность, что "крутые" лидеры используют ее яркий человеческий потенциал в своих целях" . В 2007 году сама Отунбаева в одном из интервью рассказывала, что местные СМИ называют ее "неустающей, мешающей всем жить, беснующейся бациллой". "Мне уже нельзя отступать: почва под ногами есть, народ готов к переменам и хочет их. Так что будем работать и действовать", - заявляла политик .

В марте 2011 года Отунбаева за отвагу и лидерские качества, проявленные в борьбе за социальную справедливость и соблюдение прав человека была удостоена международной женской премии "За мужество" (International Women of Courage Award), учрежденной Государственным департаментом США. Награждение Отунбаевой вызвало возмущение некоторых правозащитников: так, узбекская правозащитница Мутабара Таджибаева, удостоенная той же награды в 2010 году, заявила о решении вернуть ее властям США, выразив таким образом протест против награждения президента Киргизии, не сумевшей предотвратить межнациональный конфликт на юге Киргизии в июне 2010 года , . 13 июля 2012 года стало известно, что Отунбаева удостоена звания командора ордена Почетного легиона. Указ о присуждении ей высшей французской награды Николя Саркози , занимавший тогда пост президента Франции, подписал 20 апреля 2012 года , .

Отунбаева владеет несколькими языками: кроме киргизского, она знает, русский, английский, немецкий и французский . Она разведена, у нее есть сын и дочь , .

Использованные материалы

Розе Отунбаевой присудили высшую награду Франции - орден Почетного легиона. - K-News , 13.07.2012

Экс-президенту Р.Отунбаевой присуждена высшая награда Франции - орден Почетного легиона с присуждением степени командора. - АКИpress , 13.07.2012

Юлия Орлова . Алмазбек Атамбаев официально вступил в должность президента Киргизии. - РИА Новости , 01.12.2011

Алмазбек Атамбаев вступил в должность президента Кыргызстана. - АКИpress , 01.12.2011

Атамбаев набирает на выборах в Киргизии более 63%. - РИА Новости , 01.11.2011

Кыргызстан: Будущим президентом страны, вероятно, становится Алмазбек Атамбаев. - ИА Фергана , 30.10.2011

Кыргызстан: Завершилось выдвижение кандидатов на должность президента страны. Желающих – 83 человека. - ИА Фергана , 16.08.2011

ЦИК Киргизии зарегистрировал рекордное число кандидатов в президенты. - ИА REGNUM , 16.08.2011

Клинтон вручила Отунбаевой премию Госдепа "За мужество". - ИА Росбалт , 09.03.2011

Узбекская правозащитница возвращает награду, которую вручают Отунбаевой. - Радио Азаттык , 08.03.2011

В Киргизии начало работу новое правительство. Отунбаева больше не премьер. - NEWSru.com , 20.12.2010

Кабай Карабеков . Сторонники и противники Курманбека Бакиева слились во власти. - Коммерсантъ , 18.12.2010. - №235 (4535)

Парламент Киргизии утвердил состав нового правительства. - РИА Новости , 17.12.2010

В киргизском парламенте сформировалась новая правящая коалиция. - NEWSru.com , 15.12.2010

На выборах в Киргизии лидирует оппозиция. - BBC News, Русская служба , 11.10.2010

Екатерина Савина . Киргизия уходит в оппозицию. - Газета.Ru , 11.10.2010