Бурятский гений - Даши Намдаков. Ювелирные изделия

01 11

Госпожа Ван Лимей

Директор музея Beijing World Art Museum

В его произведениях отразилось мировоззрение бурятского народа и автора включительно, свойственное философии шаманизма о том, что всё во Вселенной имеет душу, всё связано и взаимоподчинено. Все эти идеи можно увидеть в его творчестве. Я думаю, что его работы в действительности очень таинственные, однако эту тайну мы можем понять, обратившись в прошлое, почувствовать дух и настроение, которые автор хотел выразить в своих работах. …в его произведениях мы видим своеобразный синтез двух культур»

02 11

Доктор Маурицио Ванну

Исполнительный директор Музея Lucca Center of Contemporary Art

Даши - художник по призванию.Он постепенно завоёвывает международное признание. Скульптура Даши в мире нашей современности - это плод творения художника, который слушает, который находится рядом и который воспринимаетсостояние современного мирового искусства и в то же время уважает прошлое и традиции. Это фантастический реализм, ещё более настоящий и реалистичный, чем то, что предлагает нам природа. Даши - художник своего времени. Он переводит личный опыт в свои скульптуры, в свои творения

03 11

Сергей Бодров

Кинорежиссер фильма «Монгол»

Даши — уникальный человек с уникальными способностями. Поэтому он внес в картину гораздо больше, чем обычный художник. Он внес свое знание культуры, которая совершенно неизвестна. Он очень точно угадывать стиль. Он практически соавтор нашей картины. Без него картина была хуже.

Даши — наш художник. Он — скульптор известный. Он это всё знает, всё чувствует, потрясающе талантливый человек.

04 11

Городской совет Вестминстера

Это мистическая и фантастическая скульптура. Хранительница мощная защитница с острым и устрашающими крыльями за спиной. Она будто рычит, угрожая любому, кто посмеет напасть на тех, кого она защищает, острыми клыками

05 11

Валентин Юдашкин

Заслуженный художник России

То, что я вижу, для меня это очень молодо, динамично. Художник чувствует форму, пластику, очень национально и этнически.

06 11

Ирина Хакамада

Даши, я думаю, это такой азиатский Дали, потому что это вызов, это сумасшедшая энергетика, огромное знание этнических своих собственных корней, но переработка в современных западных ценностях. Он уникальный художник...

07 11

Дмитрий Песков

Пресс-секретарь Президента Российской Федерации В. В. Путина

Любая выставка Даши - большой праздник для тех, кто любит и знает его творчество. Это яркий представитель российской культуры, которая богата всем нашим многообразием. И здорово, что он несет свое искусство за рубеж, радует и наших зрителей.

08 11

Валентина Матвиенко

Редкий талант. Надо дать возможность насладиться его работами, его волшебством как можно большему количеству людей.

09 11

представляет свою работу «Хранитель Байкала» . Это древнее дерево, с засохшим стволом, в короне из рогов сакрального животного. Сейчас оно застыло, но проснется в тот момент, когда озеру будет угрожать опасность. Цель скульптуры – обратить внимание всего мира на экологические проблемы Байкала, чтобы помочь сохранить чистоту и первозданный вид озера. Даши планирует установить подобную скульптуру, только высотой 7,5 м, на берегу Байкала, на самой высокой точке – мысе Хобой, где открываются прекрасные панорамные виды на озеро. И эти виды доступны посетителям выставки, только в виртуальной реальности. Вы перенесетесь в то место: подойдете к краю мыса, зайдете в дупло дерева и увидите его изнутри…Впечатляет!

Для Даши Намдакова очень важна связь человека с природой: «Мы не должны отрываться от своих корней, от сил природы. Земля, вода, воздух… Любви к стихиям не научишь. Их надо чувствовать и черпать в них силы» . Но художник тоже пришел к этому осознанию не сразу. Его подтолкнуло одно событие – немного удивительное, мистическое: будучи подростком, Даши сильно заболел. Медицина была бессильна перед его заболеванием. Исцелить художника смогла лишь шаманка, проведя сложный обряд. Она объяснила ему потом, что болезнь является платой за разрыв связей с природой. Именно с этого момента начинается новый этап в жизни и творчестве художника. Кстати, имя Даши Намдакова в переводе с тибетского означает «удачливое солнце».

В работах Даши Намдакова отчетливо видны образы древнего мира. Художник словно «вдыхает» новую жизнь в забытые сюжеты и формы прежних эпох, перенося их в современный мир, наполняя силой и энергией. По вероисповеданию Даши – буддист. В свое время его отец вырезал из дерева буддийские символы, фигурки божеств и лам. Традиционные образы работ Даши Намдакова – это кочевники, всадники, воины, сакральные фигуры, тотемные животные, мифологические существа. Его персонажи, как правило, с изогнутыми, вытянутыми, непропорциональными частями тела, и почти все из них обладают азиатскими чертами лица. По словам Даши, он часто видит будущее творение во сне.

Скульптуры Даши Намдакова находятся в частных коллекциях В. В. Путина, М. Ш. Шаймиева, Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. А его ювелирные украшения носят многие звезды, в том числе и голливудская актриса Ума Турман.

В чем секрет успеха бурятского скульптора? Некоторые зрители, разглядывавшие работы Даши, утверждают, что его работы обладают необычайно сильной энергетикой, которая притягивает. В них есть что-то «мистическое», «колдовское», «шаманское».

О 7-й московской биеннале современного искусства написано


Литые скульптуры, которые создает Даши Намдаков , выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, в музеях многих странах мира. Скульптуры имеются в частных коллекциях В.Путина («Стихия»), президента Татарстана М.Ш.Шаймиева («Всадник»), мэра Москвы Ю.М. Лужкова, главы Чукотского автономного округа Р.А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Даши обладают такие разные известные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, актриса Ума Турман.

Даши Намдаков провел более 14 персональных выставок в России и за рубежом, в том числе в известных музеях и галереях мира.

Награжден серебряной медалью Российской Академии Художеств. С 2004 года живет и работает в Москве.

В 2007 году осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол».

Его полное имя – Даши Нима – «Удачливое солнце». А имя в древнем бурятском роду содержит «код судьбы». Поэтому ламы при наречении младенца учли не только день и час его появления на свет, но и расположение светил. В мире вообще ничего случайного не бывает.

Даши Намдаков — российский , график и ювелир, член Союза художников РФ. Родился в 1967 г в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. В 2003 году был удостоен Серебряной медали Российской академии художеств.

За последние годы Даши провел множество персональных выставок в крупнейших музеях мира: Государственной Третьяковской галерее и Государственном Музее искусства народов Востока в Москве, Центре тибетской культуры (Тибетский Дом) в Нью-Йорке, Пекинском музее мирового искусств и т.д.

Даши Намдаков стал художником-постановщиком фильма «Монгол» (режиссер Сергей Бодров-старший). Фильм был номинирован на премию Оскар (2007) как лучший фильм на иностранном языке, а также получил шесть Национальных премий Ника. Лучшим художником по костюмам был признан Даши Намдаков.

Работы художника находятся в фондах многих музеев России и мира, а также в личных коллекциях премьер-министра Правительства РФ В.В. Путина, президента Татарстана М.Ш. Шаймиева, мэра Москвы Ю.М. Лужкова, в частных собраниях в США, Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Японии, Китае и Тайване, Сингапуре.

Детство Даши Намдакова

Семья Даши Намдакова принадлежит к древнему уважаемому роду – дарханов. Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнем, священным символом избранности. Они владели высшими знаниями, передававшимися из поколения в поколение. Считалось, что людям из знатного сословия подвластно многое. Но многое дозволялось – многое и спрашивалось. На всех членах высшего сословия лежала большая ответственность за мир, в котором они жили.

Отец Даши Намдакова – Бальжан Намдаков — был известным народным мастером – кузнецом, художником, писал буддистские тангки (иконы), занимался скульптурой, резьбой по дереву, ткал ковры. Очень многое сделал для колхоза, в котором работал – спроектировал и построил небольшую электростанцию, создавал сельскохозяйственные машины. Умный, яркий, одаренный и много знающий человек. При этом образования у него было всего несколько классов – в послевоенные голодные годы в селе об учебе думать не приходилось, выжить бы… Бельжан многому научил своих детей.

В семье росли четыре сына и четыре дочери. Все они неплохо рисуют, каждый — по-своему творческая натура. Даши родился шестым. До седьмого класса он жил с родителями в бурятском селении и ощущал себя частью Вселенной, в которой рос. Особый уклад жизни в семье, тонкая связь поколений, его Дар, проявившийся еще в раннем детстве… Фантастическая природа Бурятии, первозданные реки, фантастические Саянские горы, степь, немыслимой красоты Байкал стали для ребенка, тонко чувствующего красоту мира, целым космосом — огромным и прекрасным. До седьмого класса жизнь была хороша…

Даши Намдаков:

— Я застал уже закат этой цивилизации, которую очень сложно, почти невозможно вернуть. Для этого должно произойти чудо. Жизнь меняется на глазах, и хотя многие изменения — благо, что-то важное безвозвратно утрачивается. Детям уже не объяснить, как можно ощущать свою связь с природой, быть с ней в гармонии… Природа моей Родины удивительна – это целый космос, и ты живешь в ней, живешь ею, ты цветок в этой жизни, травинка. А не болт, ржавеющий в луже. Но вернуться уже нереально…

Интернат

Все изменилось очень резко. В деревне не было средней школы, и Даши пришлось учиться в интернате. Домой он теперь приезжал только на выходные и каникулы. Привычный мир рухнул, все его богатства сузились до элементарных правил — простых, но жестких и одинаковых для всех. Как будто кто-то решил за него: «Жить надо так и так, парень — другого не дано». Очень хрупкие вещи оказались искажены и разрушены, связи разорваны. Словно закачали в вены чужеродную кровь, иную идеологию, другие представления о жизни, понятия о мире.

Даши Намдаков:

— Только к сорока годам многое стало всплывать в памяти, начал восстанавливаться мир того подростка, каким я когда-то был. Одинаковое для всех воспитание убивает что-то в душе, подменяя Истинное одной для всех идеологией. Начинаешь анализировать жизнь и понимаешь неравноценность потери: что ты потерял и что тебе навязали взамен утраченного. Исчезают деревни, люди утрачивают связь со своими корнями — перевернувший все катаклизм…

Рисовать Даши начал очень рано. Его одаренность ни у кого не вызывала сомнений. Но в школе об этом не особо задумывались. Все рисуют морковку – и ты рисуй. Яблоко рисуют – и ты не отлынивай. Это было невыразимо скучно для подростка, рисовавшего картины со сложно выстроенной композицией. Из чувства протеста он не соглашался рисовать незамысловатые предметы. И однажды чуть не остался на второй год из-за неуспеваемости по рисованию.

В интернате было всякое. Даши очень остро реагировал на несправедливость, незаслуженные обиды, тосковал по всему, что оставил дома. Наверное, далеко не все дети воспринимают подобные перемены столь же трагично, а вот у Даши они спровоцировали не просто ломку сознания, но и тяжелую болезнь. Он перенес четыре операции, желудок просто отказывался работать. Каждую ночь Даши, истощавший, как узник концлагеря, просыпался от нестерпимых болей. За несколько лет были перепробованы самые разные методы лечения, но улучшения не наступало. Когда надежда на медицину истаяла, родители обратились за помощью к шаманке. Это решение далось им нелегко: мама и папа всю жизнь исповедовали буддизм, философия которого отрицает тенгерианство (шаманизм). Но сын почти умирал…

Обряд был долгим, сложным. На следующий день Даши впервые за долгие годы проспал до обеда. Когда он проснулся, солнечный свет заливал комнату. И у него ничего не болело!

Это событие оставило след на всю его жизнь. Нет, он не перестал быть буддистом, но слова шаманки о том, что болезнь – плата за разрыв связей с природой – легли на благодатную почву. С тех пор Даши много размышлял о язычестве, его корнях, о силах природы. Все, что не убивает, делает нас сильнее. Не будь этой болезни, чудесного излечения – наверное, мы знали бы совсем другого Даши Намдакова. Тот, полученный от шаманки, импульс звучит во многих его работах, его мир населен странными существами, прекрасными образами, вышедшими из глубин пра-памяти. Все работы Даши родом из мира древних мифов и легенд. Увиденное во сне ночью, днем под его руками становится явью. В творениях Даши живет дух его земли, силы природы, в которой он рос. В них есть глубокая тайна, которую не каждому дано разгадать, но не ощутить их энергетику и красоту невозможно.

Даши Намдаков:

— Мы не должны отрываться от своих корней, от сил природы. Земля, вода, воздух – любви к стихиям не научишь, их надо чувствовать и черпать в них силы. Мне кажется, что я многому научился, и это обязывает меня относиться к жизни серьезно и ответственно.

Интересны и Европа, и Азия, и Америка – в каждой цивилизации есть свой бесценный опыт. Мне особенно интересны те страны, где сохранились следы древних цивилизаций. И все же лучше моей родины нет ничего на свете. Если я хоть чем-то могу помочь в сохранении культуры своего народа – я счастлив.

Институт

После школы Даши Намдаков попробовал поступить в Московское художественное училище. В институт отнести документы не рискнул – казалось, там учатся почти небожители. И просчитался. В училище для иногородних отводилось лишь четыре места, конкурс на эти места был совершенно невероятный, несопоставимый с вузовским. Но подсказать было некому.

Возвращаться домой ни с чем было неловко – и Даши поступил на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Как-то собрал свои деревянные скульптуры, подошел к педагогу-скульптору: «Возьмите в ученики». Тот посмотрел: «Парень, ты не туда пришел учиться. Тебе на скульптуру надо». Даши и сам понимал: ну не его это дело — архитектура, совсем по-другому виделось будущее. И хотя знал, какое огорчение принесет его решение родителям и братьям-сестрам (особых капиталов не водилось, младших поднимали всей семьей), но учебу бросил. Через два года стал студентом Красноярского художественного института. На академические специальности там набирали всего пять-шесть человек в год. Даши начал заниматься скульптурой.

Учитель

В жизни Даши на переломных моментах не раз встречались люди – «знаки судьбы», выделявшие его из многих других и старавшиеся помочь, научить. Еще в школе у него был учитель литературы — благодаря ему Даши влюбился в литературу, в поэзию.

В институте Даши тоже очень повезло с педагогом – его заметил академик, секретарь Сибирско-Дальневосточного отделения Академии художеств СССР, профессор кафедры скульптуры института Лев Николаевич Головницкий. Талантливый скульптор, он сразу увидел, что у юноши из Бурятии – Дар. Для Даши мнение учителя, его оценка были очень весомы. Их связывали теплые отношения, они подолгу разговаривали, Даши часто провожал Учителя до дома, зная, как непросто ему с застарелой астмой подниматься на третий этаж. Жена Льва Николаевича, Энрика Эмильевна Эккерт (тоже скульптор), всегда старалась к приходу Даши приготовить что-нибудь легкое, диетическое – в семье Головницких тоже знали о его проблемах с желудком.

На четвертом курсе, вернувшись с каникул, Даши стал обдумывать – не бросить ли ему учебу? Казалось, всему, чему мог, уже научился. Хотелось творить, работать самостоятельно. Он уже считался мастером, о нем заговорили. На его выставки сбегался народ посмотреть, что там новенького Даши наваял? Так стоит ли тратить на лекции еще три года жизни (курс был рассчитан на шесть лет)? И как сказать об этом учителю?

Сокурсники передали Даши, что Льва Николаевича положили в больницу, и Мастер просит ученика прийти к нему. Конечно, он пришел.

Лев Николаевич сам завел разговор:

— Я догадываюсь, что ты задумал, Даши, и все понимаю. Ну что ж, давай будем делать диплом.

— Как диплом, мне ж учиться еще почти три года?!

— Будешь выпускаться экстерном.

Всю бюрократическую часть Лев Николаевич взял на себя – договорился с учебной частью, с преподавателями. Авторитет Мастера был таков, что он сумел убедить и самых недовольных. С Даши же поступил так – закрыл его в мастерской, чтоб ничто не отвлекало от занятий. Приходил к нему каждый день, приносил книги, рассказывал все, что знал сам по истории искусств. Метод погружения сработал – Даши с головой уходил в творения мастеров Ассирии, Вавилона, Финикии, Египта, Индии, Китая, Византии… Ему казалось, что он сам переселился в мир ушедших цивилизаций. Головницкий хвалил ученика за рвение и обещал, что все знания, которые в таком темпе «заглатывал» Даши, еще пригодятся ему через несколько лет, когда придет время. Так и случилось…

Преподаватели приходили в мастерскую принимать экзамены. Все предметы были успешно сданы. После защиты диплома Даши уехал на Родину. Когда через несколько месяцев он узнал о смерти учителя и понял, почему Лев Николаевич так торопился передать ему все, что знал… Проститься с Учителем Даши не успел — весть дошла с опозданием. И это мучило его долгие годы.

Первая коллекция

В Улан-Удэ он приехал в начале 90-х. Времена начались не слишком спокойные. К тому времени Даши уже был женат, в семье рос сын Чингис – надо было кормить семью, зарабатывать деньги. Он открыл крохотную, в несколько квадратных метров, ювелирную мастерскую — его изделия, стилизованные под находки из древних курганов, пользовались хорошим спросом. Жена работала в банке экономистом, в семье появились какие-то деньги, бытовые проблемы отступили. Пора было браться за творчество. Даши говорит, что он счастливчик, потому что ему повезло с женой. Это она сказала в тот момент: «Занимайся своим делом. Будет и на нашей улице праздник». Тогда у него установился такой график: две недели – работа над украшениями, следующие две – «для души». Скульптура – удовольствие дорогое, почти все заработанное на «ювелирке» уходило на оплату литья, чеканки. За несколько лет накопилась целая коллекция. Пора было показать ее миру.

Успех

Первая персональная выставка Даши Намдакова состоялась в Иркутском художественном музее 16 февраля 2000 года. В этот день Даши исполнилось 33 года.

Расхожее выражение «на следующий день он проснулся богатым и знаменитым» здесь вполне уместно. От желающих увидеть коллекцию Даши не было отбоя, выставка прошла просто «на ура», раскупили всю коллекцию. Иркутский союз художников приглашал переехать в Иркутск, предлагал лучшую мастерскую в городе…

Через какое-то время Даши пригласили на выставку в Москву. Выставка прошла в ЦДХ, в ней приняли участие и другие молодые российские скульпторы. В столице заговорили о его работах.

В 2003 году Даши Намдакова пригласили устроить выставку в Екатеринбурге, во время саммита, в котором принимали участие Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер. Даши знал, что в Екатеринбург после смерти мужа переехала вдова Головницкого. Он разыскал Энрику Эмильевну, пришел в гости, пригласил на выставку. Но та отказалась: «Знаешь, Даши, когда не стало Льва Николаевича, я перестала ходить на выставки. Для меня скульптура умерла вместе с мужем». Посидели, попили чаю, Даши ушел. А спустя какое-то время получил письмо. Энрика Эмильевна писала, что все же сходила на выставку: «Лев Николаевич гордился бы тобой. Ты вернул мне любовь к скульптуре». Так долго терзавшее Даши чувство вины наконец отпустило…

Река жизни

В 2004 году Даши вместе с семьей переехал в Москву, но связь с Родиной не потерял. Он часто бывает в Бурятии, там и сегодня живут его родители. Правда, дети растут уже в другом мире – и это его постоянная боль. Детей у Даши трое: старший сын и две дочки, одной двенадцать лет, другой всего полгода. У Чингиса, студента Высшей школы экономики, недавно родился свой ребенок. По мужской линии это уже 23 поколение Намдаковых за последние 600 лет, чьи имена остались в памяти рода.

Родители учили Даши: «Нельзя в этой жизни хотеть чего-то слишком сильно. Если начинаешь ставить какие-то сверхзадачи – все рушится. Живи спокойно, отдайся течению реки жизни, получай удовольствие». И он всю жизнь руководствуется этим правилом.

А боги помогают ему. Не зря же его так нарекли – Удачливое солнце.

Думаю, боги обиделись бы на меня, если бы я сказал, что не счастливый человек. Я всегда чувствовал – меня «ведут» по жизни. Мне везло на людей. Я занимаюсь тем, что умею и люблю. Скульптура – это мои стихи, поэзия в объеме. Бывает, люди годами ищут свои почерк, свой стиль. Я никогда его не искал. Писал и творил как дышал — то, чем живу. Это мой мир, который существует у меня внутри.

Но творчество – еще не вся жизнь. Я люблю свою семью, мне нравится путешествовать, я много поездил по свету, с жадностью открывал для себя мир. Мне интересно все в этой жизни, интересно жить.


Такие скульптуры вам не продаст ни один магазин скидок . Авторские работы Даши ценятся, как настоящие произведения искусства.











































































Если вы, как и Даши Намдаков , творческая личность и тоже занимаетесь скульптурой, сделайте персональную виртуальную выставку и о вас узнает общественность. для этого вам понадобится просто сфотографировать собственные работы и выложить в сеть. Снимки нужно будет предварительно обработать, чтоб они выглядели более привлекательно. Если вы не умеете этого делать — доверьте эту работу профессионалам.


"Думаю, боги обиделись бы на меня,
если бы я сказал, что не счастливый человек.
Я всегда чувствовал - меня «ведут» по жизни.
Мне везло на людей.
Я занимаюсь тем, что умею и люблю.
Скульптура - это мои стихи, поэзия в объеме.
Бывает, люди годами ищут свои почерк, свой стиль.
Я никогда его не искал.
Писал и творил как дышал - то, чем живу.
Это мой мир, который существует у меня внутри.

Но творчество - еще не вся жизнь. Я люблю свою семью, мне нравится путешествовать,
я много поездил по свету, с жадностью открывал для себя мир. Мне интересно все в этой жизни, интересно жить"
.

"Художник с безграничной фантазией, невероятный, завораживающий, мистический, - без этих, уже привычных по отношению к нему, эпитетов невозможно обойтись. Его люди и звери то летят, как степной ветер, то застывают в глубокой задумчивости. Даже фантастические образы выглядят так достоверно, как будто художник делал их с натуры. Они вообще выглядят нерукотворными.
А еще у них есть огромное преимущество... - они все из бронзы, хотя и разного цвета...
И даже если не всё понятно в произведении, вы всё равно не сможете пройти мимо. Оно остановит вас и заставит думать, чувствовать и восторгаться мастерством автора. Когда художник идет от своих корней и желаний, а не плетется в хвосте западной моды, мечтая удивить всех, то в итоге памятник Чингисхану появляется в Лондоне. "

Чингисхан (2011), бронза; литье, патинирование, 243 x 260 x 180 см

Чингисхан (2011), Мраморная арка, Лондон, дата установки — 2012
Бронза; литье, патинирование, 471 x 465 x 585 см

Грандиозная конная статуя изображает всадника в доспехах средневекового воина-монгола, с раскинутыми в стороны руками, в состоянии глубокого размышления. Гордая посадка, мощь тела и уверенность, исходящая от всего облика этого героя, свидетельствуют о его достоинстве, силе духа, долгом и трудном пути. Великолепный конь под ним замер, опустив голову, и ветер треплет струящуюся гриву.
Несмотря на обилие декоративных деталей: золоченые бляхи конской упряжи, рельефные сцены терзания зверей, особую «древнюю» патину заплетенных волос, — перед нами убедительный и цельный образ народного героя монголов, вошедшего в историю мировой цивилизации. Конь под всадником кажется троном, а сам человек — божеством-небожителем.
В 2012 году конная статуя была установлена у Лондонского городского совета Вестминстера рядом с Мраморной аркой в рамках проходящего в городе фестиваля «Город скульптур». Пятиметровая бронзовая статуя была отлита в Италии, доставлена в Великобританию по частям и простояла на этом месте до сентября 2012 года, после чего она отправилась по другим городам мира — в 2012 году отмечалось 850-летие со дня рождения знаменитого завоевателя. (Статуя весит 2714 кг без постамента).

Ханшаим (2008), Астана, Казахстан, дата установки — 2008
Бронза; литье, патинирование и золочение, 1000 x 1200 x 900 см

Композиция весом 15 тонн включает грандиозную фигуру символизирующего плодородие быка, служащего опорой для охраняемого двумя барсами с мечами в оскаленных пастях трона, на котором в полный рост стоит легендарная царица Ханшаим.
Согласно преданию, своими многочисленными победами древние предки нынешних казахов кочевники-саки были обязаны мужеству и доблести знаменитой амазонки Томирис. Под ее предводительством разрозненные племена объединились и образовали одно из первых государств на территории Казахстана. Образ Томирис соединен в сознании народа с образом всех легендарных женщин, вошедших в историю страны. Монумент создан как дань уважения женщине — прародительнице и защитнице.
Скульптурная композиция стилизована под древние памятники Переднего Востока, отличающиеся грандиозностью и эпической статичностью.

Монумент который представляет собой сакскую царицу Томирис, стоит на гигантском быке (бык длиной 10м, а размах рогов около 7 м).

Бронзовый монумент «Золотая Шория». Высота скульптуры больше 6 метров, а вес больше 5 тонн. Был отлит в Италии и частями перевезен по морю в Россию.
Кузбасс, Горная Шория
.

До установки в Кузбассе, монумент был представлен в Parco de la versiliana (Италия). Другое название - Хозяйка тайги. Монумент представляет собой образ сильного зверя - старый Лось с девушкой на спине. Этот образ связан с древней легендой удивительного края. Рисунки на рогах, как послания предков, рисунки эпохи бронзы. Это символы солнца и плодородия. Некоторые части скульптуры, после его установки на холме в Кузбасе, покрыли золотом. Это сделано для того, чтобы окружающий ландшафт и лучи солнца создавали дополнительный эффект восприятия "Золотой Шории".

Золотая Шория (2010), бронза; литье, патинирование и золочение
615 x 702 x 654 см

В основе авторского замысла лежит стремление передать средствами монументальной пластики представление людей, живущих в Шории, о красоте и величии этого древнего края, воплощенных в образе его легендарного прародителя.
Мифический предок-тотем предстает перед зрителем в облике могучего лося, которому многие века поклонялись обитатели тайги. Фигура животного с прекрасными раскидистыми рогами символизирует богатую историю этой заповедной земли. Плоскости рогов испещрены графическими изображениями сцен из повседневной жизни, сродни так называемым петроглифам, или наскальным рисункам, в которых без труда угадываются космогонические символы и магические знаки первобытных культур.
Верхом на лосе сидит девушка с чашей в руках. Это аллегория добросердечного приветствия, приглашения и одновременно символ связи настоящего Золотой Шории с ее далеким прошлым. В священной чаше горит питаемый природным газом «вечный огонь».

Четверо дружных (Туншээ), (2008), Агинск, Россия, дата установки — 2008 г.
Бронза; литье, патинирование, 480 x 215 x 106 см

Скульптура украшает местность, где издревле селились буряты-кочевники. Этот край прославился как центр распространения буддизма в Забайкалье. До сих пор здесь находится множество старых дацанов, которые на протяжении нескольких веков были оплотом просвещения и объединения бурятских родов, осуществляли связь национальной культуры со всем буддийским миром.
Стоящая на небольшой поселковой площади скульптурная композиция восходит к широко известному в буддизме сюжету. Она воплощает образы притчи о вере, о единении всех живых существ в достижении благородной цели. Перед нами несколько аллегорических животных, которые образовали пирамиду, встав друг другу на спины, и в результате достали желанный плод.

"Цель". Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

«Воспоминание»

Мистерия

«Медитация»
Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

«Хозяин»
Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

Царь-птица (2007)
Бронза; литье, чеканка, патинирование, 90 x 77 x 48 см

"Амазонка"
Выставка "Вселенная кочевника"

Вечер, 41х81х17 см

Стихия, 88х30х25 см

Сэтэр, 44х80х57 см, Конь Чингисхана

Мать, 41х111х29 см

Лучник, 44х80х27 см.

Великий чемпион, 47x31x23 см

Старый воин Хранительница

Старый воин, 70х30х17 см

Хранительница.
Крылатая хищница из семейства кошачьих угрожает не нам, а злым силам.

Бегущий, 90x37x30

Мудрец

Полет

Мадонна с птичкой Полет

Лицо Африки

Степная Нефертити

Похищение, бронза; литье, патинирование, 72,5 x 200 x 55,5 см

Царица, 33x80x27

Жемчужина II, 123х38х26
Девочка ли это? Развевающаяся юбка составляет с ней одно целое. А что за странная прореха на теле? На голове не волосы, растрепанные ветром, а раковина... Не сама ли жемчужница раскрыла свои створки перед нами?

Даши Намдаков - российский скульптор, график и ювелир, член Союза Художников РФ. Родился в 1967 году в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. В 2003 году Даши был удостоен Серебряной медали Российской академии художеств за произведения, представленные на персональных выставках в Москве.
За последние годы Даши провел более 15 персональных вставок в крупнейших музеях мира: Государственной Третьяковской галерее и Государственном Музее искусства народов Востока в Москве, Центр тибетской культуры «Тибетский Дом» в Нью-Йорке, Пекинском музее мирового искусств, Музее искусств г. Гуанчжоу в Китае, Национальном художественном музее им. Кастеева в Алматы в Казахстане и т.д.
Работы Даши находятся в личных коллекциях Президента РФ В.В.Путина, бывшего президента Татарстана М.Ш.Шаймиева, бывшего мэра Москвы Ю.М. Лужкова, главы Чукотского автономного округа Р.А. Абрамовича и т.д., в частных собраниях в США, Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Японии, Китае и Тайване, Сингапуре.

Родители учили Даши: «Нельзя в этой жизни хотеть чего-то слишком сильно. Если начинаешь ставить какие-то сверхзадачи - все рушится. Живи спокойно, отдайся течению реки жизни, получай удовольствие». И он всю жизнь руководствуется этим правилом.
А боги помогают ему. Не зря же его так нарекли - Удачливое солнце.

сайт художника:
http://www.dashi-art.com/

Источники:

http://vakin.livejournal.com/401178.html

http://www.khankhalaev.com/body.php?mx=material&lang=ru&mi=64&smi=1&w=1366&h=768&

http://irinadvorkina.livejournal.com/55012.html

подробная биография еще здесь:

23 июня третья скульптура известного бурятского скульптора Даши Намдакова наконец-то заняла место у казанского центра семьи на берегу Казанки. Это самка Зиланта, у ног которой примостились два детеныша.

Несмотря на устрашающий вид, мама-зилантиха выглядит вполне миролюбиво. Возможно, такому восприятию способствуют прижимающиеся к ней детеныши, да и сама ее поза — она сидит, поджав под себя передние лапы, как кошка.

По словам рабочих из мастерской Намдакова, еще одна скульптура, на этот раз зиланта-самца, будет установлена у Чаши завтра, в пятницу, а в субботу состоится торжественное открытие композиции, сообщает «Бизнес Online» .

Предполагается, что мифические животные, установленные у входа в семейный центр, будут оберегать молодоженов от невзгод. Стоит отметить, что здание казанского ЗАГСа построено также по проекту Намдакова. Форма дворца бракосочетания в виде чаши символизирует татарский котел - казан, который украшает металлический барельеф с крылатыми барсами. Венчает здание смотровая площадка, рядом с дворцом разбит сквер, обустроена набережная. У входа в ЗАГС установят скульптуры зиланты и барсы (зилант - в татарских легендах и сказках существо, имеющее облик дракона). Символы Казани и Татарстана будут стоят парами и объединены под общим названием «Он и Она».

«К тюркам это не имеет никакого отношения»

В одной из публикаций издание также приводит комментарии различных деятелей культуры Татарстана.

Я еще не видел эти скульптуры, однако, если ориентироваться на прошлые работы Даши, то китаизация нашего края — это не очень здорово. У каждого человека есть предрасположенность к чему-то. Кто-то наверху у нас в Кремле в него влюбился, вот его и тянут. Я считаю, что 80 процентов населения у нас его не признает, - отметил татарский архитектор, краевед Сергей Саначин.

Он свои фантазии помножил на фэнтези. Это имеет право существовать, если человек себе в замок покупает, в частную коллекцию. И увеличение его скульптур изначально не предполагалось. Он очень камерный. Настольные фигуры, на подиумах, на подставках — это действительно работает. Но не всякая скульптура может увеличиваться. Она становится монстром. Я не очень был согласен и с «Хранительницей». Если вы помните, он бурят, и это совсем иная культура. К тюркам это не имеет никакого отношения. Мне это не близко, - поделился художник, руководитель ЦСК «Смена» Ильгизар Хасанов.

Я пока скульптуры не видела, но стилистику, в какой работает Даши Намдаков, не поддерживаю, особенно в городской среде. Этот скульптор начинал работу как художник камерной пластики, которая предназначена для интерьера. Там ювелирный подход. А монументальное искуство имеет свои пластические законы. Его попытки работать в этой области оцениваются некоторыми специалистами как неудачные, - отметила искусствовед, преподаватель КГАСУ Гузель Файзрахманова.

Даши Намдаков — замечательный скульптор, и скульптуры у него совершенно чудесные, барсы и зиланты вполне могут вписаться перед чашей. А то, что случается негодование в обществе по поводу его работ, так это может быть непонимание. Если произведение вызывает негодование, значит, оно художественно случилось, - отметил художник Виктор Тимофеев.

Пока можно говорить только о том, что скульптуры Даши Намдакова больше анималистические, больше к языческому, монгольскому стилю. И насколько это будет принято в республике, где достаточно давно есть ислам и христианство как основные религии и, соответственно, культурные парадигмы — это вопрос. Всегда есть часть людей, кто воспримет это негативно, есть большинство городских пассажиров, к которым относится, как правило, 80 процентов населения, которые в основном посещают дом, работу и магазин, они даже не заметят появления данных скульптур, - сказала координатор центра прикладной урбанистики Казани, исследователь ЦПУ при МВШСЭН Марья Леонтьева