Целевые субсидии. Примеры отражения в учете операций по возврату остатков субсидий Возврат целевой субсидии по акту кру

При осуществлении операций по предоставлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидий на иные цели часто возникают вопросы, связанные с отражением этих операций в бухгалтерском учете бюджетных, автономных учреждений, а также в бюджетном учете главных распорядителей бюджетных средств, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения. В данной статье М.В. Леонова, начальник Отдела отчетности об исполнении федерального бюджета Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, рассматривает отражение этих операций в учете и отчетности.

Пример

Отражение в учете операций по предоставлению субсидий

Рассмотрим порядок отражения операций по предоставлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидий на иные цели в бухгалтерском учете бюджетных, автономных учреждений (далее - учреждения), а также в бюджетном учете главных распорядителей бюджетных средств, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения (далее - Учредитель), и их регистрацию в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», на конкретном примере.

Пример

Законом о федеральном бюджете на текущий год по коду расходов бюджетной классификации 157 0702 4239900 621 (КРБ1) утверждена сумма 10 000, 00 рублей, по коду 157 0702 4239900 612 (КРБ2) - 12 000,00 рублей, по коду 157 0106 0920700 612 (КРБ3)- 4 000,00 рублей.

Учредителем заключены соглашения:

с автономным учреждением о предоставлении из федерального бюджета субсидии на выполнение государственного задания в сумме 10 000,00 рублей, которая перечислена на счет, открытый учреждению в кредитной организации, полностью использована;

с бюджетным учреждением о предоставлении из федерального бюджета субсидии на иные цели в сумме 12 000,00 рублей, которая перечислена на лицевой счет учреждения, открытый в органе Федерального казначейства. Из них 300,00 рублей возвращено Учредителю в текущем периоде. Остаток неиспользованной целевой субсидии на конец отчетного года составил 1 700,00 рублей. Отчет о расходовании целевой субсидии в сумме 10 000,00 рублей представлен Учредителю.

Кроме того, на основании заявки бюджетного учреждения на его лицевой счет перечислена субсидия на возмещение расходов учреждения в сумме 4 000,00 рублей.

Бюджетным учреждением с лицевого счета осуществлен возврат неиспользованного остатка целевой субсидии прошлых лет в сумме 500,00 рублей.

Доведение лимитов бюджетных обязательств до учредителя

Бухгалтерские записи по доведению лимитов бюджетных обязательств до главного распорядителя средств федерального бюджета, как получателя средств федерального бюджета, на текущий финансовый год, а также порядок их отражения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (с указанием документов программы) представлены в таблице 1.

Таблица 1. Доведение ЛБО по детализированным КОСГУ

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма

Документ программы

Доведены ЛБО на предоставление субсидии на выполнение государственного задания автономному учреждению

КРБ1 1 501 12 241

КРБ1 1 501 13 241

Расходное расписание РБС с установленным флагом

Доведены ЛБО на предоставление субсидии на иные цели бюджетному учреждению

КРБ2 1 501 12 241

КРБ2 1 501 13 241

Расходное расписание РБС с установленным флагом Доведение данных себе как ПБС

Доведены ЛБО на предоставление субсидии на иные цели на возмещение расходов бюджетного учреждения

КРБ3 1 501 12 241

КРБ3 1 501 13 241

Расходное расписание РБС с установленным флагом Доведение данных себе как ПБС »

В случае если доведение лимитов бюджетных обязательств осуществляется по укрупненным кодам классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ), то должны быть сделаны записи, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Доведение ЛБО по укрупненным КОСГУ

Принятие бюджетных обязательств учредителем

При этом признание обязательств с их отнесением на финансовый результат текущего финансового года осуществляется по методу начисления по наступлении даты предоставления субсидий в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии - см. таблицу 4.

Таблица 4. Принятие и исполнение Учредителем денежных обязательств по предоставлению субсидии на выполнение государственного задания

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма

Документ программы

Принята кредиторская задолженность по предоставлению автономному учреждению субсидии на выполнение государственного задания в соответствии с условиями соглашения

КРБ1 1 401 20 241

КРБ1 1 302 41 730

Услуги сторонних организаций с операцией или документ Операция (бухгалтерская)

Приняты денежные обязательства в сумме, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания

КРБ1 1 502 11 241

КРБ1 1 502 12 241

с операцией

Перечислена субсидия на выполнение государственного задания на счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации

КРБ1 1 302 41 830

КРБ1 1 304 05 241

Заявка на кассовый расход с операцией

Принятие и исполнение денежных обязательств по перечислению субсидии на иные цели, предоставляемой на основании соглашения либо на основании условий соответствующего нормативного правового акта (например, при получении заявки от учреждения), в бюджетном учете Учредителя отражается по счету 1 206 41 000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям». При этом согласно пункту 102 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета признание обязательств (отражение по счету 1 302 41 830) с их отнесением на финансовый результат текущего финансового года осуществляется на основании отчета, подтверждающего произведенные с лицевого счета учреждением в рамках указанной субсидии целевые расходы (далее - отчет о расходовании субсидии).

Форма отчета о расходовании субсидии, порядок и сроки ее предоставления учреждением устанавливаются Учредителем.

Порядок отражения указанных операций представлен в таблице 5.

Таблица 5. Принятие и исполнение Учредителем денежных обязательств по предоставлению субсидии на иные цели

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма

Документ программы

Приняты денежные обязательства в сумме платежей, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии на иные цели бюджетному учреждению

КРБ2 1 502 11 241

КРБ2 1 502 12 241

Принятое денежное обязательство с операцией Принятие денежного обязательства текущего года

Перечислена целевая субсидия на лицевой счет бюджетного учреждения

КРБ2 1 206 41 560

КРБ2 1 304 05 241

Заявка на кассовый расход с операцией Перечисление (аванс) сумм субсидий, субвенций, трансфертов организациям (206 41, 42, 52, 53)

Принята кредиторская задолженность по предоставлению бюджетному учреждению целевой субсидии на основании отчета о расходовании субсидии, представленного учреждением

КРБ2 1 401 20 241

КРБ2 1 302 41 730

Операция (бухгалтерская) или документами Услуги сторонних организаций с операцией Приобретение у поставщика (ХХХ - 302.ХХ) и Зачет авансов выданных

Зачтена ранее перечисленная субсидия

КРБ2 1 302 41 830

КРБ2 1 206 41 660

Операция (бухгалтерская) или документами Услуги сторонних организаций с операцией Приобретение у поставщика (ХХХ - 302.ХХ) и Зачет авансов выданных

Поступил на лицевой счет неиспользованный остаток целевой субсидии, предоставленной бюджетному учреждению в текущем периоде

КРБ2 1 304 05 241

КРБ2 1 206 41 660

Кассовое поступление с операцией Прочие поступления

Начислены доходы от возврата бюджетным учреждением неиспользованного остатка целевой субсидии прошлых лет - трансформация остатка

157 2 18 01010 01 0000 1 205 81 560

КРБ2 1 206 41 660

Операция (бухгалтерская)

Поступил на счет лицевой администратора доходов Учредителя неиспользованный остаток целевых субсидий

157 2 18 01010 01 0000 1 210 02 180

157 2 18 01010 01 0000 1 205 81 660

Кассовое поступление с операцией Прочие поступления

Необходимо отметить, что в случае предоставления субсидии на иные цели на возмещение расходов учреждения отражение в бюджетном учете Учредителя (бухгалтерском учете автономного, бюджетного учреждения) операций по принятию и исполнению денежных обязательств осуществляется в порядке, аналогичном порядку для субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Порядок отражения операций, в т. ч. в программе, представлен в таблице 6.

Таблица 6. Принятие и исполнение Учредителем денежных обязательств по предоставлению субсидии на иные цели на возмещение расходов учреждения

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма

Документ программы

Принята кредиторская задолженность по предоставлению бюджетному учреждению субсидии на иные цели на возмещение расходов

КРБ3 1 401 20 241

КРБ3 1 302 41 730

Услуги сторонних организаций с операцией Приобретение у поставщика (ХХХ - 302.ХХ) или документ Операция (бухгалтерская)

Приняты денежные обязательства в сумме заявки, полученной от бюджетного учреждения

КРБ3 1 502 11 241

КРБ3 1 502 12 241

Принятое денежное обязательство с операцией Принятие денежного обязательства текущего года

Перечислена субсидия на иные цели на возмещение расходов бюджетного учреждения на его лицевой счет

КРБ3 1 302 41 830

КРБ3 1 304 05 241

Заявка на кассовый расход с операцией Перечисление сумм субсидий, субвенций, трансфертов организациям (302 41, 42, 52, 53)

Предоставление субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидий на иные цели подлежит отражению Учредителем в бюджетной отчетности, которая составляется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 26.10.2012 № 138н). Отражение Учредителем условий примера в Отчете главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) представлено в таблицах 7 и 8.

В следующем номере журнала «БУХ.1С» будет рассмотрен порядок отражения операций по получению субсидии на выполнение государственного задания в учете и отчетности автономного и бюджетного учреждений (в т. ч. в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»).

Учреждение получает субсидии на госзадание либо на какие-то конкретные цели. При определенных условиях их придется вернуть в бюджет. Разберемся, когда необходимо оформить возврат субсидии.

Субсидия на госзадание

По итогам года учреждение составляет отчет о выполнении госзадания. По результатам его проверки учредитель может принять решение о возврате части субсидии прошлого года. Это произойдет, если не выполнен хотя бы один из показателей объема работ или услуг, установленных в госзадании. Данная норма прописана в части 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее - Закон № 83-ФЗ).

Возврат субсидии: срок. КОСГУ с 2016 года отражают операции по поступлению и возврату средств субсидий на госзадание

Для федеральных учреждений порядок возврата Правительство РФ определило в постановлении от 28 декабря 2015 г. № 1456. В частности, крайний срок возврата - 1 июля. Подобные правила действуют также в отношении учреждений некоторых субъектов РФ и муниципалитетов. Срок и порядок возврата остатков субсидии определены в региональных и местных актах. Дата зачастую не совпадает с федеральной или не конкретизирована.

Пример 1:

Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2015 г.
№ 1214-ПП предусмотрено:

«Порядок и сроки возврата субсидии устанавливаются соглашением о возврате субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемым между учредителем и учреждением в течение 30 календарных дней после направления заключения».

Отражение в учете. Допустим, показатели работы учреждения по итогам прошлого года ниже уровней, указанных в государственном задании. Учредитель рассчитал сумму, которую нужно перечислить в бюджет.

В учете задолженность по средствам отражают по дебету счета 4 401 10 130 и кредиту счета 4 303 05 730. Покажем на примере, какие проводки делают при перечислении денег в бюджет.

Пример 2:

Муниципальное бюджетное учреждение культуры полностью потратило субсидию по итогам 2016 года.

Установленные в госзадании прошлого года показатели не достигнуты. Получив заключение учредителя, учреждение перечислило сумму задолженности в бюджет. В учете записано:

ДЕБЕТ 4 401 10 130
КРЕДИТ 4 303 05 730

50 000 руб.

ДЕБЕТ 4 303 05 830
КРЕДИТ 4 201 11 610

50 000 руб.
- начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатка субсидии на госзадание прошлого года;

Возврат субсидии: целевые субсидии

Условия, сроки и порядок возврата на каждом уровне бюджета определены в нормативных актах соответствующих органов власти. Как правило, они прописаны и в соглашении о предоставлении субсидии.

Средства субсидий прошлого года придется вернуть в двух случаях. Во-первых, если они не использованы в 2016 году. Во-вторых, когда ревизоры установили нецелевое использование. Раccмотрим каждую ситуацию подробнее.

Учет неиспользованных средств. Неиспользованные средства целевых субсидий прошлого года возвращают в бюджет. Но можно подтвердить потребность в данных средствах на те же цели. Тогда деньги по решению учредителя оставят учреждению.

В бухгалтерском учете отражают целевые субсидии:

  • на иные цели по КФО 5;
  • на капитальные вложения по КФО 6.

Пример 3:

У бюджетного учреждения числится остаток неиспользованной целевой субсидии на капитальные вложения прошлого года в размере 100 тыс. руб.

Учредитель подтвердил потребность в целевых средствах на сумму 60 тыс. руб. Остальные 40 тыс. руб. перечислены в доход бюджета.

Бухгалтер оформил проводки:

ДЕБЕТ 6 205 81 560
КРЕДИТ 6 303 05 730

100 000 руб.
- отражена задолженность по возврату неиспользованных остатков субсидии в доход бюджета;

ДЕБЕТ 6 303 05 830
КРЕДИТ 6 205 81 660

60 000 руб.
- уменьшена задолженность перед бюджетом по решению о наличии потребности в целевых средствах;

ДЕБЕТ 6 303 05 830
КРЕДИТ 6 201 11 610

40 000 руб.
- перечислен неиспользованный остаток в доход бюджета.

Возврат субсидии при нецелевом использовании. Как правило, госорганы настаивают на возврате той части субсидии, которую учреждение использовало не по целевому назначению. Если ваш учредитель принял такое решение, отразите операцию, как показано в примере 4.

Пример 4:

В 2016 году бюджетное учреждение получило от учредителя целевую субсидию на ремонт здания в размере 1 млн руб.

В соглашении о выплате стороны предусмотрели возврат субсидии в случае, если будет выявлено ее нецелевое использование.

В 2016 году учреждение провело ремонт и полностью израсходовало деньги. Учредитель утвердил отчет об использовании субсидии 26 декабря 2016 года.

В марте 2017 года учредитель провел проверку и обнаружил, что учреждение нарушило условия предоставления целевой субсидии. Данные первичной документации показали, что за счет средств субсидии оплачен комплекс работ по благоустройству территории.

На это учреждение потратило 90 тыс. руб. А соглашением такие расходы не предусмотрены.

Проверяющие посчитали, что в текущем году учреждение должно вернуть средства, использованные для благоустройства территории.

На основании акта проверки руководитель учреждения решил восстановить на лицевом счете остаток целевой субсидии в размере 90 тыс. руб. и перечислить эту сумму в доход бюджета. А расходы на благоустройство - отразить в рамках платной деятельности (КФО 2). Бухгалтер сделал в учете ряд проводок.

В 2016 году:

ДЕБЕТ 5 201 11 510
КРЕДИТ 5 205 81 660*

1 000 000 руб.
- получена целевая субсидия на ремонт здания;

ДЕБЕТ 5 205 81 560
КРЕДИТ 5 401 10 180

1 000 000 руб.
- начислен доход от целевой субсидии на дату утверждения отчета об ее использовании - 26 декабря 2016 года (на основании бухгалтерской справки по ф. 0504833).

В 2017 году:

ДЕБЕТ 5 401 10 180
КРЕДИТ 5 303 05 730

90 000 руб.
- начислена сумма задолженности по возврату в доход бюджета;

ДЕБЕТ 5 205 81 560
КРЕДИТ 5 401 10 180 (СТОРНО)

90 000 руб.
- сторнирован доход в виде целевой субсидии;

ДЕБЕТ 4 304 06 830
КРЕДИТ 4 201 11 610**

90 000 руб.
- уменьшена задолженность в сумме средств, привлеченных на оплату расходов за счет средств целевой субсидии, в рамках госзадания;
** Увеличение забалансового счета 18 (по коду 226 КОСГУ)

ДЕБЕТ 5 201 11 510
КРЕДИТ 5 304 06 730***

90 000 руб.
- восстановлена часть целевой субсидии;
*** Уменьшение забалансового счета 18 (по коду 226 КОСГУ)

ДЕБЕТ 5 303 05 830
КРЕДИТ 5 201 11 610****

90 000 руб.
- отражено перечисление средств в доход бюджета.
**** Уменьшение забалансового счета 17 (по коду 180 КОСГУ)

Возврат остатков субсидии при невыполнении показателей государственного (муниципального) задания из временного правила, устанавливаемого на год, похоже, превратился в постоянное. Соответствующие нормы должны быть включены в порядки формирования задания и финансового обеспечения его выполнения. Как регулируют эту процедуру органы-учредители? На что автономным учреждениям обратить внимание, если вернуть средства в бюджет все-таки необходимо?

Обязанность перечислить остатки субсидии в бюджет возникает у автономного учреждения только в том случае, когда оно не выполнило показатели государственного (муниципального) задания. Что именно понимать под таким невыполнением – теперь прописано в БК РФ. Согласно п. 6 его ст. 69.2 сюда относятся случаи недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей задания, характеризующих объем оказываемых услуг (выполняемых работ), и показателей качества, если такие определены в задании.

Как видим, учреждениям все же предоставлено некоторое послабление: орган-учредитель может установить в выдаваемом задании допустимые отклонения, в границах которых оно будет считаться выполненным. Возвращать средства в бюджет в этом случае не придется. Если же масштаб невыполнения задания превысил установленные границы, средства субсидии должны быть возвращены в бюджет – но только в объеме, эквивалентном данному превышению.

Для автономных учреждений, учредители которых не воспользовались возможностью установить в выдаваемых заданиях допустимые «пределы», правила жестче. Недостигнутые показатели здесь должны быть учтены в полном объеме. А значит, суммы возврата станут больше, чем в аналогичных обстоятельствах, но с применением допустимых отклонений.

Когда возвращать остатки?

Срок возврата остатков обычно прописывается в соглашении о предоставлении субсидии на выполнение задания, так что автономным учреждениям нужно ориентироваться именно на этот документ и установленную в нем дату. Отметим: сейчас следует руководствоваться прошлым соглашением, заключенным в отношении задания на 2017 год.

На практике срок возврата может быть самым разным: 15 апреля, 1 апреля, 1 марта и даже 1 февраля… В некоторых случаях срок в соглашении и вовсе не указывается, хотя прописывается само условие о возврате остатков субсидии при недостижении показателей задания. Например, в типовой форме соглашения, установленной Постановлением правительства Московской области от 18.10.2016 № 758/38 , нет ссылок на то, что в соглашении с подведомственным учреждением необходимо проставить конкретную дату возврата остатков. А вот в типовой форме, утвержденной для федеральных АУ и БУ Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н , указание на необходимость проставить в качестве срока возврата число, месяц и год, следующий за годом предоставления субсидии, имеется.

Впрочем, органы-учредители, как правило, не могут произвольно выбрать дату, до наступления которой подведомственные учреждения должны осуществить возврат. Учредители ориентируются на сроки, установленные в «вышестоящих» актах, принятых на федеральном, региональном либо муниципальном уровне. В частности, конкретный срок может быть определен в законе о бюджете, правовом акте, содержащем меры по реализации закона о бюджете, порядке финансового обеспечения выполнения задания или порядке возврата в бюджет остатков соответствующей субсидии.

Для федеральных автономных и бюджетных учреждений точная дата нормативными актами не установлена – это как раз тот случай, когда решение принимают органы-учредители. Если в 2017 году остатки субсидии, образовавшиеся в связи с невыполнением показателей задания, нужно было вернуть до 1 апреля (п. 40 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551), то в текущем году Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 данную ситуацию не регулирует. Нет указания на срок возврата и в Постановлении Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 : здесь говорится лишь о самой обязанности федеральных АУ и БУ перечислить в бюджет средства субсидии в объеме, эквивалентном невыполненным показателям (абз. 2 п. 46 Положения № 640).

В свою очередь, для регионов и муниципальных образований установление точных сроков возврата – не редкость. Приведем в таблице несколько примеров.

Публично-правовое образование

Нормативный акт

Срок возврата средств субсидии на выполнение задания

Ленинградская область

Постановление правительства от 30.12.2015 № 543 «Об утверждении Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области, Положения о финансовом обеспечении выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области»

Оренбургская область

Приказ министерства образования от 21.12.2016 № 01-21/3346 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных образовательных организаций и иных учреждений, подведомственных министерству образования Оренбургской области» (приложение 8) (далее – Приказ № 01-21/3346)

Не позднее трех месяцев со дня представления предварительного отчета об исполнении государственного задания

Республика Бурятия

Постановление правительства от 14.02.2017 № 57 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 09.03.2016 № 82 «О Порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Бурятия и финансового обеспечения выполнения государственного задания» и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Бурятия от 18.03.2016 № 100 «Об утверждении Порядка возврата остатков субсидий, предоставленных из республиканского бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Бурятия» (далее – Постановление № 57)

Мурманск

Постановление администрации от 18.01.2018 № 63 «О мерах по реализации решения Совета депутатов города Мурманска от 15.12.2017 № 42-739 «О бюджете муниципального образования город Мурманск на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Постановление № 63)

Северск

Приказ начальника финансового управления администрации от 29.06.2016 № 72 «Об утверждении Порядка возврата проводки остатка субсидии на выполнение муниципального задания» (далее – Приказ № 72)

Республика Карелия

Постановление правительства от 19.12.2017 № 448-П «Об утверждении порядка возврата в бюджет Республики Карелия остатка субсидии на выполнение государственного задания бюджетными и автономными учреждениями Республики Карелия в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного задания указанными учреждениями» (далее – Постановление № 448-П)

Ярославская область

Приказ департамента финансов от 02.03.2016 № 12н «О порядке возврата в областной бюджет остатков субсидий на выполнение государственных заданий бюджетными и автономными учреждениями Ярославской области»

Московская область

Закон от 19.12.2017 № 214/2017-ОЗ «О бюджете Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Как видим, «на местах» нормотворческая практика весьма разнообразна. Субъекты РФ и муниципальные образования определяют сроки возврата в самых разных правовых актах, да и сами даты различаются. И если в соглашении о предоставлении субсидии конкретная дата возврата все-таки не указана (а вернуть средства необходимо), органу-учредителю и подведомственному АУ следует искать этот срок в одном из документов названных видов.

Какова процедура возврата?

Процедура возврата остатков субсидии запускается после подачи автономным учреждением годового отчета о выполнении задания (см., например, п. 46 Положения № 640, постановления № 448-П и 63). Форма такого отчета уже предусматривает предварительный расчет самим учреждением объема невыполненных показателей (правда, не в рублях, а в процентах). Соответствующие графы («Отклонение, превышающее допустимое (возможное) отклонение») содержит, например, форма отчета для федеральных учреждений, утвержденная Положением № 640.

На основании полученных от учреждения сведений орган-учредитель рассчитывает конкретную сумму возврата и уведомляет об этом подведомственное АУ. Оно, в свою очередь, должно перечислить эти средства в бюджет соответствующего уровня. Обобщим в схематичном виде порядок взаимодействия учредителя и учреждения.

Автономное учреждение

Орган-учредитель

Подает утвержденный отчет о выполнении задания

Рассматривает отчет учреждения

Перечисляет в бюджет средства в объеме, указанном в расчете

Рассчитывает объем средств, подлежащих возврату, и направляет учреждению расчет (уведомление, заключение и т. п.)

Отчитывается перед органом-учредителем (например, представляет копию платежного поручения)

Отметим, что до рассмотрения органом-учредителем отчета о выполнении задания автономному учреждению не следует тратить неиспользованные остатки прошлогодней субсидии. Условие об этом нередко включается в порядки финансового обеспечения выполнения задания либо возврата остатков субсидий (см., например, приложение 2 к Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.06.2016 № 215 (далее – Постановление № 215), Постановление № 57, Приказ № 01-21/3346, Постановление администрации г. Мурманска от 13.07.2016 № 2119).

Особенно важно соблюдать это условие в тех субъектах РФ, где установленные правила предполагают возврат средств исключительно в пределах фактического остатка субсидии отчетного финансового года. В частности, такое решение приняли в республиках Саха (Якутия) и Бурятия (постановления № 215 и 57). То есть если размер возврата, рассчитанный на основании отчета о выполнении задания, окажется больше фактического остатка прошлогодней субсидии, учреждение все равно должно будет вернуть только то, что осталось от неизрасходованной субсидии. Привлекать, например, средства от приносящей доход деятельности здесь не понадобится.

Иногда «на местах» предусматривается более сложная процедура возврата. Основанием для перечисления средств в бюджет могут стать данные не только годового, но и предварительного отчета о выполнении задания – так сделали в Московской области (Постановление № 758/38) и Северске (Приказ № 72). В частности, в типовой форме соглашения, утвержденной в Московской области, в число обязанностей учреждения включен возврат остатков субсидии в следующих случаях:

  • если ожидаемое исполнение показателей объема, указанное в отчете за девять месяцев (предварительном за год), меньше показателей, установленных в госзадании;
  • если исполнение на отчетную дату показателей объема, указанное в отчете за год, меньше ожидаемого исполнения по соответствующим показателям, указанного в отчете за девять месяцев (предварительном за год).

Иными словами, орган-учредитель здесь имеет возможность контролировать работу подведомственных учреждений в несколько этапов и на каждом из них при необходимости применять механизм возврата.

В каком размере возвращать?

Устанавливая порядки расчета суммы субсидии, подлежащей возврату в бюджет, регионы и муниципалитеты, как правило, берут за основу формулы, предложенные Минфином в Письме от 05.02.2016 № 02-01-09/5870 в отношении федеральных АУ и БУ. Общая сумма возврата складывается из затрат, связанных с невыполнением задания по конкретным услугам и работам. В то же время затраты, связанные с невыполнением показателей по услуге (N i услуга), определяются по формуле:

N i услуга = Σ i N i х V i не вып, где:

N i – нормативные затраты на оказание услуги;

V i не вып – невыполненный объем задания по услуге.

Для расчета невыполненного объема предлагается другая формула:

V i не вып = V i ГЗ - V i откл - V i факт, где:

V i ГЗ – объем услуги, установленный в задании;

V i откл – возможное отклонение, установленное органом-учредителем;

V i факт – фактическое значение объема услуги за отчетный период в соответствии с отчетом о выполнении задания.

Опираясь на эти формулы, субъекты РФ и муниципальные образования все же нередко вводят в предложенный порядок свои коррективы. Например, в Московской области и Мурманске (постановления № 758/38 и 2119) первая формула трансформировалась так:

N i услуга = Σ i N i х V i не вып - P i х V i не вып, где:

P i – размер платы (тариф и цена) за оказание услуги, установленной заданием (если учреждение осуществляет платную деятельность в рамках установленного задания, по которому в соответствии с законодательством предусмотрено взимание платы).

Меняться может и методика определения невыполненного объема. В отдельных регионах задания подведомственным учреждениям не предусматривают допустимых отклонений, а значит, сумма возврата рассчитывается исходя из двух показателей: объема, установленного в задании, и фактического результата за год. По такому пути, в частности, пошли Московская область и Республика Бурятия (постановления № 758/38 и 57).

Каковы источники возврата?

Федеральное законодательство не конкретизирует источники возврата остатков субсидии, образовавшихся в связи с невыполнением задания, а Минфин изначально давал самые общие рекомендации. В Письме от 12.04.2016 № 02-01-09/20629 ведомство сообщало: вернуть средства можно как за счет неиспользованных остатков субсидий на выполнение задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений (кроме средств субсидий, предоставленных учреждениям на иные цели, не связанные с выполнением задания, на осуществление капитальных вложений). Позднее чиновники уточнили: к иным не запрещенным законом поступлениям относятся в том числе средства на выполнение госзадания текущего года (Письмо Минфина РФ от 14.09.2017 № 02-07-10/59464).

Таким образом, учреждения располагают тремя источниками для возврата:

  • неизрасходованная часть прошлогодней субсидии на выполнение задания;
  • средства субсидии на выполнение задания текущего года;
  • средства от приносящей доход деятельности.

На практике органы-учредители могут ограничить число этих источников либо предусматривать иные варианты, непосредственно не нацеленные на перечисление учреждением средств. Например, в республиках Саха (Якутия) и Бурятия (постановления № 215 и 57) вернуть деньги допускается только за счет фактического остатка средств субсидии отчетного финансового года. Даже если расчетная сумма окажется больше, учреждение должно перечислить в бюджет только имеющийся у него остаток.

В свою очередь, в Северске (Приказ № 72) тоже не рассматривают в качестве источника возврата средства от приносящей доход деятельности учреждений. Помимо изъятия неиспользованных средств прошлогодних субсидий здесь разработали «неденежные» способы воздействия на подведомственные учреждения:

  • уменьшение объема субсидии в очередном финансовом году пропорционально невыполненным значениям показателей исходя из нормативных затрат на оказание услуги (выполнение работы), установленных на отчетный финансовый год;
  • увеличение объема задания в очередном финансовом году (в пределах невыполненных объемов отчетного финансового года) без увеличения объема субсидии на выполнение задания.

Заключение.

Право требовать возврата остатка субсидии, образовавшегося из-за невыполнения показателей задания, возникло у органов власти на основании п. 5 ст. 69.2 БК РФ и ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Первая норма обязывает включить в порядки финансового обеспечения выполнения задания в том числе условие о возврате части субсидии, эквивалентной недостигнутым показателям задания. Вторая норма разрешает предусматривать такой возврат федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Если из содержания отчета о выполнении задания станет ясно, что от автономного учреждения потребуют вернуть в бюджет остаток средств, руководствоваться нужно сроками, установленными в соглашении о предоставлении субсидии на выполнение задания. Конкретную сумму возврата рассчитает орган-учредитель и известит о ней учреждение.

«Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Московской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Московской области» (далее – Постановление № 758/38).

«Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)».

«О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

«О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

«О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – Положение № 640).

«Об утверждении Порядка определения объема и условий возврата в бюджет муниципального образования город Мурманск остатков субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями» (далее – Постановление № 2119).

Руководитель автономного учреждения, №3, 2018 год

Совсем недавно Минфин выпустил письмо, в котором разъяснил порядок учета учреждениями сумм субсидий и их неиспользованного остатка, подлежащего возврату в бюджет

08.06.2016

В силу норм ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Учет таких субсидий ведется по коду вида деятельности 4. Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным учреждениям на иные цели (учет таких субсидий ведется по коду вида деятельности 5). Для получения субсидий между учреждением и органом исполнительной власти, исполняющим функции учредителя, заключается соглашение. Разъяснения по отражению на счетах бухгалтерского учета начислений по доходам и поступлений сумм субсидий были приведены в Письме Минфина РФ от 18.09.2012 № 02-06-07/3798. Совсем недавно Минфин выпустил письмо, в котором разъяснил порядок учета учреждениями сумм субсидий и возврата неиспользованного остатка субсидий, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436). Содержащаяся в данном письме корреспонденция счетов существенным образом отличается от применяемой сейчас учреждениями и установленной п. 93 Инструкции № 174н. О положениях этого письма мы и поговорим в статье.

Согласно нормам п. 93 и 94 Инструкции № 174н по счету 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» в рамках получаемых сумм субсидий совершаются следующие бухгалтерские записи:

Начисление доходов в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания на лицевой счет бюджетного учреждения

Поступление доходов в рублях на лицевой счет бюджетного учреждения

Начисление доходов по предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетному учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия, отражается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели

НАЧИСЛЕНИЕ СУММ ДОХОДОВ

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, начисление доходов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается в учете учреждения как доходы будущих периодов на основании соглашений, заключенных между учреждением и учредителем, при этом делается запись:

Дебет счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и отражается следующим образом:

Дебет счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Для справки

Согласно нормам п. 301 Инструкции № 157н счет 401 40 «Доходы будущих периодов» предназначен для учета сумм доходов по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Инструкция № 174н в редакции Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 227н не содержит положений о применении счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» при начислении доходов в рамках сумм субсидий, полученных учреждением на выполнение государственного (муниципального) задания. Проект приказа Минфина о внесении очередных изменений в положения данной инструкции, размещенный сейчас на сайте для общественного обсуждения, тоже не предусматривает использование этого счета для отражения учета доходов по субсидиям.

Здесь же хотелось бы обратить внимание читателей на фразу, которую содержит Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436: п ри наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания <…> начисление доходов текущего (отчетного) финансового года в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается по дебету счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счетов 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Таким образом, фактически Минфин допускает два варианта отражения начисления сумм доходов, в рамках субсидий, получаемых учреждением. Отражение субсидий, выделенных учреждению, как доходов будущих периодов производится тогда, когда соглашение о предоставлении субсидии заключается в конце финансового года на следующий год (например, соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя на 2017 год заключено между учреждением и органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя в декабре 2016 года). В этом случае суммы субсидий фактически поступят в 2017 году, а в декабре 2016 года на дату подписания соглашения учреждение в учете отражает суммы доходов, планируемых к поступлению в 2017 году в качестве доходов будущих периодов. В случае, когда соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя заключается в текущем финансового году и в этом же году учреждению будут выделяться из бюджета субсидии (например, в январе 2015 года между учредителем и учреждением заключается соглашение о предоставлении субсидий на 2016 год), в учете суммы субсидий будут отражаться как доходы текущего периода.

В отношении целевых субсидий такой путаницы не возникает, поскольку доходы по таким субсидиям начисляются после того, как будет составлен и утвержден отчет о расходовании сумм целевой субсидии.

ВОЗВРАТ НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ ОСТАТКОВ СУММ СУБСИДИЙ

Статьей 4 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ внесены изменения в ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, предусматривающие, что федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта РФ, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ средства в объеме остатков субсидий, предоставленных в 2015 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), подлежат в установленном Правительством РФ порядке возврату в федеральный бюджет.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (п. 33) предусмотрено, что в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ федеральные бюджетные и автономные учреждения до 1 июля 2016 года обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что федеральное законодательство обязывает бюджетные учреждения возвращать остатки сумм субсидий только в случае недостижения показателей, установленных учредителем в рамках государственного задания . Советуем бюджетным учреждениям субъектов РФ и муниципалитетов для решения данного вопроса обратиться к нормативно-правовым актам, изданным на соответствующем уровне. Если учреждение по итогам года выполнило задание учредителя и у него остались неизрасходованные суммы субсидий, требование о возврате их в бюджет в федеральном законодательстве отсутствует. Возможно, такое требование содержится в нормативных актах отдельных субъектов РФ или муниципалитетов, хотя обычно нормативные акты субъектов РФ и муниципалитетов РФ копируют положения федеральных документов.

Из разъяснений Минфина, представленных в Письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, следует, что финансовое ведомство выделяет несколько оснований для возврата сумм субсидий:

  • возврат остатка сумм субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
  • возврат остатка неизрасходованных сумм целевых субсидий;
  • возврат остатка сумм целевой субсидии в случае выявленных в ходе проверки нарушений по расходованию средств целевой субсидий.

При отражении возврата неиспользованного остатка суммы субсидии в учете применяется счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Заметим, что на сайте Минфина размещен проект приказа, которым будут внесены изменения в Инструкцию № 174н. В проекте предусмотрена проводка по возврату в доход бюджета остатков сумм субсидий посредством применения счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Рассмотрим, как в бухгалтерском учете отражается возврат остатков сумм субсидий по каждому из названных оснований (бухгалтерские записи в таблице приведены на основании информации, содержащейся в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436).

НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ

Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

130 4 205 31 560

130 4 401 40 130

Признаны доходами текущего (отчетного) периода доходы будущих периодов

130 4 401 40 130

130 4 401 10 130

Начислены доходы сумм субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя

130 4 205 31 000

130 4 401 10 130

Поступили денежные средства в форме субсидий (операция совершается на каждое перечисление денежных средств)

510 4 201 11 000

130 4 205 31 000

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий

130 4 401 10 130

130 4 303 05 000

Перечислены остатки сумм субсидий в доход бюджета

130 4 303 05 000

610 4 201 11 000

Пример 1

Бюджетное учреждение в январе 2015 года заключило соглашение о предоставлении суммы субсидии на 2015 год на выполнение задания учредителя в размере 3 000 000 руб . По итогам года показатели, которые были установлены в государственном задании, не были достигнуты учреждением. Остаток неизрасходованной суммы субсидии в размере 560 000 руб. возвращается в доход бюджета в апреле 2016 года.

В бухгалтерском учете операции по возврату в доход бюджета неизрасходованного остатка суммы субсидии отразятся следующим образом.

Сумма, руб.

Начислены доходы в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

Поступили денежные средства в форме субсидии (операция совершается на каждое перечисление денежных средств)

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

Перечислены остатки суммы субсидии в доход бюджета

ВОЗВРАТ НЕИЗРАСХОДОВАННОГО ОСТАТКА СУММ ЦЕЛЕВЫХ СУБСИДИЙ

510 5 201 11 000

130 5 205 31 000

Начислены доходы, поступившие от сумм целевых субсидий на основании отчета о расходовании целевых средств, подписанного учредителем

180 5 205 81 000

180 5 401 10 180

180 5 205 81 000

180 5 303 05 000

180 5 303 05 000

610 5 201 11 000

В случае принятия решения о наличии у учреждения потребности в целевых средствах (если остаток средств не перечислялся в бюджет) производятся следующие бухгалтерские записи

уменьшение задолженности перед бюджетом

180 5 303 05 000

180 5 205 81 000

поступление средств целевой субсидии от возврата из бюджета

510 5 201 11 000

180 5 205 81 000

По нашему мнению, если учреждение произвело возврат суммы целевой субсидии в доход бюджета в 2016 году, минуя счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» ввиду отсутствия соответствующих разъяснений Минфина о применении данного счета в такой ситуации, то учреждению следует:

  • руководствуясь п. 18 Инструкции № 157н, произвести сторнирование записи, отражающей возврат остатка субсидии в доход бюджета;
  • отразить возврат неиспользованного остатка суммы субсидии в учете так, как это предусмотрено в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436.

По итогам 2015 года у учреждения образовался остаток целевой субсидии в размере 210 000 руб. Эти средства были перечислены в доход бюджета в марте 2016 года (дебет счета 5 205 81 560 кредит счета 5 201 11 610). В связи с выходом Письма Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436 учреждение сделало исправительные записи и отразило в учете возврат остатка сумм целевой субсидии посредством счета 5 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» :

Сумма, руб.

Возврат неиспользованного остатка целевой субсидии

Методом «красное сторно» произведено сторнирование записи, отражающей возврат остатка суммы целевой субсидии

Отражена сумма задолженности по возврату неиспользованного остатка суммы целевой субсидии

Перечислен учредителю остаток неиспользованных целевых сумм

ВОЗВРАТ ОСТАТКА СУММ ЦЕЛЕВОЙ СУБСИДИИ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПО РАСХОДОВАНИЮ СРЕДСТВ

Поступили денежные средства в форме целевой субсидии

510 5 201 11 000

130 5 205 31 000

Начислены доходы, поступившие от сумм целевых субсидий на основании отчета о расходовании целевых средств, подписанного учредителем (операция совершается на полный объем израсходованных и отраженных в отчете сумм субсидий)

180 5 205 81 000

180 5 401 10 180

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков сумм неиспользованных субсидий, при расходовании которых были допущены нарушения

180 5 401 10 180

180 5 303 05 000

Перечислены в доход бюджета суммы остатков средств

180 5 303 05 000

610 5 201 11 000

Подведем итог (согласно Письму Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436):

1) доходы, поступившие в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, отражаются в учете учреждения как доходы будущих периодов (дебет счета 4 205 30 000 и кредит счета 4 401 40 130 по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным));

2) при отражении возврата неиспользованного остатка суммы субсидии в учете применяется счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;

3) возврат остатка суммы субсидий может производиться по следующим основаниям:

а) в связи с недостижением учреждением, установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);

б) частичного расходования сумм целевых субсидий;

в) выявления в ходе проверки нарушений по расходованию сумм целевой субсидии;

4) корреспонденции счетов по поступлению сумм субсидий и возврату в бюджет неизрасходованного остатка суммы субсидии приведены в указанном письме.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Издательство Аюдар

Вопрос: При проведении в 2017 г. проверки контрольно-счетной палатой обнаружились расхождения между сметой и работами, выполненными контрагентом по договору 2016 г. (подстатья 225 КОСГУ), в сумме 9700 руб. Контрагент вернул эту сумму на лицевой счет бюджетного учреждения. Деньги перечислены в бюджет. Какими записями отразить поступление суммы на лицевой счет учреждения и ее перечисление в бюджет?

Ответ от 30.01.2018

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях регулируется инструкцией , утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), а также инструкцией , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Из вопроса понятно, что по данным бухгалтерского учета взаиморасчеты учреждения с контрагентом закрыты. Вместе с тем, из акта контрольно-счетной палаты следует, что учреждение приняло к учету расходов больше, чем следовало, на сумму 9700 руб.

Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая ситуация отражается следующим образом:

Дебет КРБ Х 109 ХХ 225 (Х 401 20 225) Кредит КРБ Х 302 25 730 – уменьшен методом "красное сторно" объем выполненных работ на сумму 9700 руб. (п. 128 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ Х 201 11 510 (увеличение счета 17, КОСГУ 225) Кредит КРБ Х 302 25 730 – отражено поступление средств на лицевой счет в погашение выявленной дебиторской задолженности (данная операция отсутствует в Инструкции № 174н , поэтому ее следует согласовать с учредителем).

Дебет КРБ 4 303 05 830 Кредит КИФ 4 201 11 610 (увеличение счета 18, КОСГУ 290) – погашена задолженность перед бюджетом (п. 133 Инструкции № 174н).

Если возврат дебиторской задолженности осуществляется за счет субсидии на иные цели, перечисление этих сумм в бюджет отражается записями.