Что дороже честь или жизнь. "честь дороже жизни" - сочинение-рассуждение

«Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер)


«Честь - это совесть, но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственной жизни, доведенное до крайней степени чистоты и до величайшей страстности».

Альфред Виктор де Виньи


Словарь В.И. Даля, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть». Подобно достоинству, понятие честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако, в отличие от понятия достоинства, моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Но является ли честь основополагающим и жизненно необходимым свойством личности или это нечто изначально вложенное качество? Есть понятие «бесчестный», которое определяет человека без принципов, то есть не отвечающего за свои поступки и следующего вопреки общим правилам. Но, у каждого человека есть свои собственные моральные нормы и правила, значит, честь присуща всем людям без исключения. Как сказал Антон Павлович Чехов: «Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь - мы не знаем». Можно рассуждать о чести, достоинстве и совести исходя из собственных мировоззрений и переживаний, но понятие чести остается неизменным. «Честь - одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: "не обманывай", "не воруй", "не пьянствуй"; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс "чести" в правдивом смысле слова» - говорил Николай Гаврилович Чернышевский. А если честь неразрывна связанна с жизнью, более того является составляющей существования, то может ли она быть дороже жизни? Разве можно потерять внутренние качества только из-за какого-нибудь «недостойного» поступка, которые сделают невозможным саму жизнь? Думаю, что да. Честь и жизнь - два взаимосвязанных и неразрывных понятия, дополняющих друг друга. Ведь местом «обитания» этих свойств является индивидуум. Что подтверждают слова Мишеля Монтеня: «Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь - основа его подлинной чести». Честь не дороже жизни, но и не дешевле. Она очерчивает рамки того, что можно позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Синонимом этого качества является совесть - внутренний судья духовной сущности, его путеводитель и маяк. И только всё вместе составляет личность, все зависит от всесторонней развитости, потому что «…принцип чести хотя и есть нечто отличающее человека от животных, но сам по себе он не заключает в себе ничего такого, что могло бы поставить человека выше животных» - Артур Шопенгауэр. Другое понимание чести соотноситься с нынешнем определением репутации. Это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Вообще понятия чести и совести очень условны, очень субъективны. Они зависят от системы ценностей, принятой в какой-либо стране, в каком-либо кругу. В разных странах, у разных людей совесть и честь имеют совершенно неодинаковые толкования, значения. Стоит прислушаться к мнению известного британского писателя-романиста Джорджа Бернарда Шоу: «Лучше стараться быть чистым и светлым: ты - это окно, сквозь которое ты смотришь на мир». совесть есть достоинство репутация

Честь и совесть - одна из важнейших характеристик души человека. Соблюдение правил чести дает человеку душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Но во что бы, то, ни стало, ничто не должно быть дороже жизни, потому что жизнь - самое дорогое, что есть у человека. И отнять жизнь только из-за каких-либо предрассудков или принципов ужасно и непоправимо. А не сделать необратимую ошибку поможет воспитание в себе нравственных принципов. Нужно стараться жить в гармонии с природой, обществом и самим собой.

Прожить правильно жизнь задача не из легких. Человеку свойственно постоянно ошибаться, совершать неправильные поступки. Часть этих ошибок незначительны и очень быстро забываются. В жизни главное не допустить такой ошибки, которая бы изменила всю жизнь, превратив ее в кошмар.

Самой большой ценностью человека является его честь. Любые недостатки можно простить человеку, если он сохранил свою честь, хотя и пострадал из-за этого.В наше время понятие чести немного иное, чем в прошлом веке или во времена наших прадедов и прабабушек. Однако человеческие ценности всегда остаются одинаковыми. Чистая и незапятнанная честь всегда украшала человека, делая его достойным и многоуважаемым.Сохранить свою честь и свое имя чистой и невинной - задача каждого человека, который имеет самолюбие, и понимает смысл жизни.Современная молодежь живет не очень правильной жизнью. Очень часто нарушает сохраняемые веками запреты и правила поведения.

Несколько десятков лет назад любая девушка Была готова пойти на самоубийство, если ее имени и чести грозило загрязнение, если какай либо молодой человек смог доказать обвинить ее в непристойном поведении. Что касается современных молодых девушек, они очень мало беспокоятся о своем добром имени. Что разумеется неправильно. Ведь все вокруг до конца своих дней будут помнить и знать какими моральными качествами обладает та или иная особа. Ничто на свете не может изгладить однажды совершенного проступка.Молодым парням следует следить за своим поведением не меньше девушек.

Такие личные качества, как преданность другу и близкому человеку, борьба за справедливость, защита слабого и невинного. Если молодой человек живет по этому принципу, ему не грозит потеря чести. Он всегда будет ходить с высоко поднятой головой и никого не будет бояться. Чего нельзя сказать о подлом и лживом человеке.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение про Деда Мороза

    Новый год является одним из самых хороших и любимых праздников в году. Его любят не только дети, но и взрослые. Это такой праздник, который отмечают все страны мира. Одним из вечных символов этих счастливых дней – Дед мороз.

  • З усіх українських митців найвідомішим став саме Тарас Григорович Шевченко. Він став символом України. Його унікальність полягає ще й втому, що славу він здобув за допомогою лише одного невеликого збірника поезії. Шевченко прожив коротке життя

  • Критика о повести Шинель Гоголя и отзывы критиков

    Произведение является одной из составных частей сборника «Петербурские повести», который представляет собой описание быта и нравов петербургского населения, раскрывая особенности психологических портретов литературных персонажей.

  • Первобытные люди, как и животные, боялись огня. Но процесс эволюции привел к тому, что они поняли: греться у костра хорошо и запеченное на нем мясо вкуснее

  • Характеристика и образ Анатоля Курагина в романе Война и мир сочинение

    Анатоль Курагин является второстепенным героем произведения, представляющим контрастный и противопоставляющий образ главным персонажам романа.

Честь дороже жизни

Задумывались ли мы в детстве, юности по-настоящему над смыслом слов «честно», «честный»? Скорее, нет, чем да. Чаще мы произносили фразу «это нечестно», если кто-то из наших сверстников поступал плохо по отношению к нам. На этом наши отношения со смыслом данного слова заканчивались. Но жизнь все чаще и чаще напоминает нам о том, что есть люди, которые «имеют честь», и есть те, кто готов родину продать, спасая собственную шкуру. Где та грань, которая превращает человека в раба своей плоти и уничтожает в нем человека? Почему не звонит тот колокольчик, о котором писал знаток всех черных закоулков человеческой души Антон Павлович Чехов? Эти и другие вопросы задаю я себе, среди которых один все-таки главный: действительно ли честь дороже жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, я обращаюсь к литературным произведениям, потому что, по мнению академика Д.С. Лихачева, литература – это главный учебник жизни, она (литература) помогает нам понять характеры людей, раскрывает эпохи, и на ее страницах мы найдем великое множество примеров взлетов и падений человеческой жизни. Там же я могу найти ответ на мой главный вопрос.

Падение и, что еще страшнее, предательство, у меня ассоциируется с Рыбаком, героем повести В. Быкова «Сотников». Почему сильный человек, производящий изначально только положительное впечатление, стал предателем? А Сотников… Странное у меня было впечатление от этого героя: он меня почему-то раздражал, и причина этого чувства- отнюдь не его болезнь, а то, что он постоянно создавал проблемы во время выполнения ответственного задания. Рыбаком же я откровенно восхищалась: какой находчивый, решительный и смелый человек! Не думаю, что он старался произвести впечатление. Да и кто такой для него Сотников, чтобы ради него из кожи лезть?! Нет. Просто он был человеком и совершал человеческие поступки, пока его жизни не угрожала опасность. Но как только он вкусил страх, его словно подменили: инстинкт самосохранения убил в нем человека, и он продал душу, а вместе с ней и честь. Предательство родины, убийство Сотникова, животное существование для него оказались дороже чести.

Анализируя поступок Рыбака, я не могу не задать себе вопрос: всегда ли так бывает, что человек поступает не по чести, если его жизни угрожает опасность? Может ли он совершить бесчестный поступок во благо другого? И опять я обращаюсь за ответом к литературному произведению, на сей раз к рассказу Е. Замятина «Пещера» о блокадном Ленинграде, где в гротескной форме автор рассказывает о выживании людей в ледяной пещере, загоняемых постепенно в самый маленький ее уголок, где центром вселенной является ржавый и рыжий бог, чугунная печка, которая поглощала сначала дрова, потом мебель, потом …книги. В одном таком углу разрывается от горя сердце одного человека: умирает Маша, уже долгое время не встававшая с постели любимая жена Мартина Мартиныча. Это случится завтра , а сегодня ей очень хочется, чтобы завтра , в день ее рождения, было жарко, и тогда она, возможно, сможет встать с постели. Тепло, кусочек хлеба стали символом жизни для пещерных людей. Но нет ни того, ни другого. Зато есть у соседей этажом ниже, у Обертышевых. Всё есть у них, потерявших совесть и превратившихся в самок, в обертышат.

Что не сделаешь ради любимой жены?! Интеллигентный Мартин Мартиныч идет на поклон к нелюдям: там жор и жар , но там не живет душа. И Мартин Мартиныч, получив (любезно, с сочувствием) отказ, решается на отчаянный шаг: он крадет дрова для Маши. Завтр а будет всё! Бог будет плясать, Маша встанет, будут читаться письма – то, что сжечь было невозможно. И будет … выпит яд, потому что жить с этим грехом Мартин Мартиныч не сможет. Почему так бывает? Сильный и мужественный Рыбак, убивший Сотникова и предавший родину, остался жить и служить полицаям, а интеллигентный Мартин Мартиныч, который, живя в чужой квартире, не смел прикоснуться к чужой мебели, чтобы выжить, но смог перешагнуть через себя, чтобы спасти дорого ему человека, умирает.

Всё исходит от человека и замыкается на человеке, и главное в нем – душа, чистая, честная и открытая состраданию, помощи. Я не могу не обратиться еще к одному примеру, потому что этот герой рассказа «Хлеб для собаки» В. Тендрякова – еще ребенок. Десятилетний мальчик Тенков тайком от родителей подкармливал «куркулей» - врагов. Рисковал ли ребенок своей жизнью? Да, потому что он кормил врагов народа. Но совесть не позволяла ему есть спокойно и вдоволь то, что ставила на стол его мама. Вот и страдает душа мальчика. Чуть позже герой своим детским сердцем поймет, что человек человеку может помочь, но кто в страшное голодное время, когда люди умирают на дороге, отдаст хлеб для собаки. «Никто», - подсказывает логика. «Я», - понимает детская душа. Из таких, как этот герой, выходят Сотниковы, Васковы, Искры и другие герои, для которых честь дороже жизни.

Я привела лишь несколько примеров из мира литературы, доказывающих, что всегда, во все времена, в чести была и будет совесть. Именно это качество не позволит человеку совершить поступок, цена которого – потеря чести. Таких героев, в сердцах которых живет честность, благородство, в произведениях и в реальной жизни, к счастью, много.

Мало кто по своей воле может решиться на поступок, который приведет к сведению счетов с жизнью, ведь, как известно, не мы решаем, когда поставить точку. Но если поставить вопрос ребром, что следует выбрать – прожить жизнь с осознанием того, что поступил бесчестно или поступить по совести, сохранив честь, но уйти из жизни? Ответ стоит искать в художественной литературе, которая имеет массу примеров подобных жизненных ситуаций.

Когда речь идет о чести, мне сразу вспоминается герой поэмы А.C. Пушкина “Евгений Онегин” — Владимир Ленский. Вопрос чести был поднят автором, когда Онегин пришел на именины, куда его позвал друг, но героя начинает все раздражать: скопление народа (Пустяковы, Скотинины, Буяновы и другие), поведение Татьяны и так далее. Он винит во всем этом того, кто его пригласил на празднество. В отместку, Евгений на послеобеденном балу приглашает невесту Ленского — Ольгу на танец и флиртует с ней. Владимир не в силах стерпеть подобное оскорбление и вызывает Евгения на дуэль, которая закончится смертью одного из них. На дуэли погибает Владимир Ленский, ему было всего восемнадцать лет. Он погиб рано, но отстоял свою и Ольгину честь, не дав никому усомниться в чистоте и искренности своих чувств по отношению к дочери семейства Лариных. В то время, как Онегину предстоит прожить жизнь с тяжким грузом – быть убийцей друга.

В поэме “Мцыри” М.Ю. Лермонтова главный герой тоже ставит честь превыше жизни, но в другом ракурсе. Начиная читать поэму, мы узнаем, что он в детстве был оставлен в монастыре тем, кто его пленил его. Юноша привык к плену и, казалось, забыл про зов отцовского края. В день торжественного события он исчез, трехдневные поиски ни к чему не привели, и лишь спустя некоторое время посторонние люди случайно нашли истощенного Мцыри. На уговоры поесть и принять покаяние, он отвечает отказом, ибо он не кается, а наоборот гордится тем, что жил на воле, как его предки, что вступил в поединок с барсом и победил. Лишь одно тяготит его душу – нарушение обещания данного самому себе – оказаться на воле и найти родные земли. Физически он был на воле, но тюрьма осталась в сердце, и он не смог выполнить своего обета. Он решает умереть, осознавая то, что не может быть рабом. Таким образом, Мцыри выбирает честь, а не жизнь. Для него честь – это быть достойным горцем, а не рабом, стать частью природы, которая приняла его, но которую не смог принять он.

Каждый из нас сам отвечает за выбранную стезю, так же, как и сам даёт ответ на поставленный выше вопрос. Для себя я решила, что всегда нужно поступать так, чтобы потом было не стыдно жить с осознанием своих решений. Но и не стоит создавать такие ситуации, в которых может быть поставлен вопрос о ценности жизни по отношению к чести, ведь жизнь бесценна и нужно всеми силами наполнить ее гармонией и добротой, частью которой является честное отношение к окружающим.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Готовое сочинение по второму направлению.

Задумывались ли мы в детстве, юности по-настоящему над смыслом слов «честно», «честный»? Скорее, нет, чем да. Чаще мы произносили фразу «это нечестно», если кто-то из наших сверстников поступал плохо по отношению к нам. На этом наши отношения со смыслом данного слова заканчивались. Но жизнь все чаще и чаще напоминает нам о том, что есть люди, которые «имеют честь», и есть те, кто готов родину продать, спасая собственную шкуру. Где та грань, которая превращает человека в раба своей плоти и уничтожает в нем человека? Почему не звонит тот колокольчик, о котором писал знаток всех черных закоулков человеческой души Антон Павлович Чехов? Эти и другие вопросы задаю я себе, среди которых один все-таки главный: действительно ли честь дороже жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, я обращаюсь к литературным произведениям, потому что, по мнению академика Д.С. Лихачева, литература – это главный учебник жизни, она (литература) помогает нам понять характеры людей, раскрывает эпохи, и на ее страницах мы найдем великое множество примеров взлетов и падений человеческой жизни. Там же я могу найти ответ на мой главный вопрос.

Падение и, что еще страшнее, предательство, у меня ассоциируется с Рыбаком, героем повести В. Быкова «Сотников». Почему сильный человек, производящий изначально только положительное впечатление, стал предателем? А Сотников… Странное у меня было впечатление от этого героя: он меня почему-то раздражал, и причина этого чувства - отнюдь не его болезнь, а то, что он постоянно создавал проблемы во время выполнения ответственного задания. Рыбаком же я откровенно восхищалась: какой находчивый, решительный и смелый человек! Не думаю, что он старался произвести впечатление. Да и кто такой для него Сотников, чтобы ради него из кожи лезть?! Нет. Просто он был человеком и совершал человеческие поступки, пока его жизни не угрожала опасность. Но как только он вкусил страх, его словно подменили: инстинкт самосохранения убил в нем человека, и он продал душу, а вместе с ней и честь. Предательство родины, убийство Сотникова, животное существование для него оказались дороже чести.

Анализируя поступок Рыбака, я не могу не задать себе вопрос: всегда ли так бывает, что человек поступает не по чести, если его жизни угрожает опасность? Может ли он совершить бесчестный поступок во благо другого? И опять я обращаюсь за ответом к литературному произведению, на сей раз к рассказу Е. Замятина «Пещера» о блокадном Ленинграде, где в гротескной форме автор рассказывает о выживании людей в ледяной пещере, загоняемых постепенно в самый маленький ее уголок, где центром вселенной является ржавый и рыжий бог, чугунная печка, которая поглощала сначала дрова, потом мебель, потом …книги. В одном таком углу разрывается от горя сердце одного человека: умирает Маша, уже долгое время не встававшая с постели любимая жена Мартина Мартиныча. Это случится завтра, а сегодня ей очень хочется, чтобы завтра, в день ее рождения, было жарко, и тогда она, возможно, сможет встать с постели. Тепло, кусочек хлеба стали символом жизни для пещерных людей. Но нет ни того, ни другого. Зато есть у соседей этажом ниже, у Обертышевых. Всё есть у них, потерявших совесть и превратившихся в самок, в обертышат.

…Что не сделаешь ради любимой жены?! Интеллигентный Мартин Мартиныч идет на поклон к нелюдям: там жор и жар, но там не живет душа. И Мартин Мартиныч, получив (любезно, с сочувствием) отказ, решается на отчаянный шаг: он крадет дрова для Маши. Завтра будет всё! Бог будет плясать, Маша встанет, будут читаться письма – то, что сжечь было невозможно. И будет … выпит яд, потому что жить с этим грехом Мартин Мартиныч не сможет. Почему так бывает? Сильный и мужественный Рыбак, убивший Сотникова и предавший родину, остался жить и служить полицаям, а интеллигентный Мартин Мартиныч, который, живя в чужой квартире, не смел прикоснуться к чужой мебели, чтобы выжить, но смог перешагнуть через себя, чтобы спасти дорого ему человека, умирает.

Всё исходит от человека и замыкается на человеке, и главное в нем – душа, чистая, честная и открытая состраданию, помощи. Я не могу не обратиться еще к одному примеру, потому что этот герой рассказа «Хлеб для собаки» В. Тендрякова – еще ребенок. Десятилетний мальчик Тенков тайком от родителей подкармливал «куркулей» - врагов. Рисковал ли ребенок своей жизнью? Да, потому что он кормил врагов народа. Но совесть не позволяла ему есть спокойно и вдоволь то, что ставила на стол его мама. Вот и страдает душа мальчика. Чуть позже герой своим детским сердцем поймет, что человек человеку может помочь, но кто в страшное голодное время, когда люди умирают на дороге, отдаст хлеб для собаки. «Никто», - подсказывает логика. «Я», - понимает детская душа. Из таких, как этот герой, выходят Сотниковы, Васковы, Искры и другие герои, для которых честь дороже жизни.

Я привела лишь несколько примеров из мира литературы, доказывающих, что всегда, во все времена, в чести была и будет совесть. Именно это качество не позволит человеку совершить поступок, цена которого – потеря чести. Таких героев, в сердцах которых живет честность, благородство, в произведениях и в реальной жизни, к счастью, много.