Что означает дракон на гербе рыцаря. Геральдическое значение дракона
Всякий, кто обладает минимальными познаниями в области зоологии, на первый взгляд отнесет дракона к классу пресмыкающихся и окажется прав, так как в Индонезии, на Суматре, действительно существует летающий дракон (Draco volans). Однако между этим маленьким и безобидным существом и фантастическим зверем, изрыгающим пламя и иногда пожирающим своих детенышей, такая же пропасть, как между орлом и фениксом.
Несмотря на это, дракон является уникальным феноменом мировой культуры - ведь он присутствует почти во всех мифологиях мира. Французский естествоиспытатель Ласепед едко заметил, что он существует повсюду, кроме самой природы, хотя почти инстинктивно ассоциируется с Китаем, а какую смысловую нагрузку он несет - позитивную или негативную - невозможно решить однозначно. В Китае это, несомненно, положительный персонаж: там дракон, по легенде, учил императора каллиграфии, а вот в иудео-христианской традиции - отрицательный.
Дракон в геральдике, в искусстве и предметах обихода
Образы святых (например, Георгия Победоносца) и архангелов, сражающихся с драконами, присутствуют и на печатях, и на монетах, и на барельефах, и в живописи, и, конечно, в гербах. Однако в геральдике существует четкое различие между сатанинским чудищем, символом зла, обязательно поверженным и пронзенным, и «добрым» драконом, символом «бдительности, проницательности, благоразумия, верной стражи, власти и добрых предзнаменований».
Все это явно соотносится с античной традицией: «В древности драконов носили на стягах персы, парфяне, скифы, даки и ассирийцы (...); позднее сами римляне рисовали их красным цветом на своих знаменах, и те солдаты, которые несли эти знамена, назывались «драгонариями»; потом появился обычай изображать их в гербе» (он же). Что касается греческой истории и мифологии, то как не вспомнить стражей садов Гесперид, Эпаминонда со щитом, украшенным изображением дракона, и дракона, появившегося в небе (крест в ту пору, как императору Константину, еще не являлся) над водами Саламинской бухты? А эмблему партии худеющих гибеллинов, если говорить о более поздних эпохах?
Дракон в германской геральдике
В древнегерманском эпосе дракон в геральдике, убитый Зигфридом, является стражем бессмертия. Это позволяет провести параллель с индийской мифологией (что говорит об индоевропейских корнях самого мифа), где от дракона исходит вещество сома, дающее бессмертие, а китайский дракон возносит на небеса Бессмертных, то есть императоров. С Дальнего Востока происходит и изображение двух драконов, повернутых друг к другу лицом, которое европейцы восприняли, вероятно, через арабскую куль-туру, так как в изобразительных искусствах и в герметических доктринах (и у арабов, и в Европе) он присутствует именно в своем двузначном символическом значении.
Дракон являет собой два противоположных начала, нейтрализующих друг друга или стремящихся объединиться в единую непобедимую силу (как два дракона, белый и красный, в кельтско-британской мифологии). Но в геральдике не обошлось и без курьезных преувеличений. Так, блазон герба французского рода Ансезюн гласит: «Красное поле с двумя чудовищными противостоящими золотыми драконами, обращенными друг к другу, держащими правой лапой свою бороду, состоящую из скрученных змей; каждая лапа оканчивается тремя змеями с единым хвостом, каждая из которых кусает себя за спину».
Родовой герб фамилии Ансальди (Мессина) «В красном поле золотой дракон» | Герб города Китиньяно «В золотом поле два противовосстающих зеленых дракона с красными языками» |
Родовой герб фамилии Арнальди (Падуя) «В пересеченном золотом и черном щите крылатый пересеченный дракон* переменных цветов» | Родовой герб фамилии Боккадифуоко (Сицилия, происх. из Пьяченцы) «В синем поле золотой дракон, изрыгающий красное пламя» |
В последние годы многие семьи возвращаются к старым, забытым традициям и обзаводятся семейным гербом. У одних герб сложный, состоящий из множества вычурных элементов, у других простой и лаконичный. В любом случае герб семьи и значение символов должны нести смысловую нагрузку, отражая либо историю семьи, либо принципы и цели ее членов. Вне зависимости от масштабов герба – то ли это герб целого государства, то ли это фамильный герб – все они подчиняются основным правилам, которые можно узнать из книг по геральдике.
Символов в геральдике существуют сотни и сотни, но не все они имеют отношение к фамильным гербам, так как многие применяются, например, только для городов и крепостей, другие принадлежат правившим династиям. Мы хотим рассмотреть только те, которые можно использовать в гербе обычной (не монаршей) семьи.
Животные символы на гербах
- Бык – свидетельствует о трудолюбии, плодородии, терпеливости, а так же является символом скотоводства.
- Ворон – символизирует долголетие и прозорливость.
- Голубь – символ святого духа, чистоты и смирения.
- Грифон – мифическое существо полу-лев полуптица, символизирует могущество, силу, власть, бдительность.
- Дракон – символ могущества и силы.
- Единорог – в христианстве символизирует непорочность и чистоту, а так же непобедимость.
- Журавль – означает бдительность.
- Змея – символизирует осторожность, мудрость, добро. Если змея свернулась кольцом – то это символ здоровья, если схватила себя за хвост – вечность, бессмертие, если ползет – печали, если пьет из чаши – то это всем известный символ медицины, врачебного искусства.
- Кабан – обозначает могущество, бесстрашие.
- Кошка – символ независимости.
- Лев – символизирует силу, великодушие, власть, а так же предусмотрительность.
- Леопард – символ отваги в бою, стойкости.
- Медведь – знак силы и предусмотрительности.
- Овца – символизирует сельскую жизнь, доброту и кротость.
- Олень – знак воина, перед которым отступает неприятель.
- Орел – означает независимость, силу, великодушие, предусмотрительность и, конечно же, власть и господство.
- Пеликан – символизирует благотворительность, помощь, заботу, самопожертвование и бескорыстие.
- Петух – обозначает мужское начало, энергичность, силу, является символом бдительности, борьбы и боя.
- Пчела – знак неутомимости и трудолюбия.
- Гамаюн (райская птица) – символ мира, богатства, величия и благополучия.
- Собака – символизирует преданность, верность, послушание, бдительность.
- Сова – означает мудрость, сообразительность, расторопность.
- Сокол – знак ума, красоты, отваги.
- Феникс – символ возрождения и бессмертия.
Неодушевленные предметы на гербе семьи и их значение
- Десница (правая рука) – обозначает верность клятве, обещанию, присяге.
- Дубовый лист – символ прочности, силы, могущества и победы.
- Зеркало – знак общественной власти, правдивости, исполнения общественного долга, чистоты мыслей.
- Жезл меркурия – символизирует красноречие, острый ум, трудолюбие и является и является символом торговли.
- Книга – чаще всего раскрытая, знак знаний.
- Колос – обозначает богатство земли, земледелие.
- Корона – означает господство, власть.
- Лавровый венец – символизирует твердую славу, величие, нерушимость, победу.
- Лестница – знак больших возможностей для роста благосостояния, новых сфер развития.
- Меч – символ готовности к защите отчизны, рода от врагов. Если меч огненный – то это еще и знак духовного оружия, несущего добро и просвещение.
- Молот – обозначает усердный и тяжелый труд рабочих и ремесленников.
- Оливковая ветвь – знак мира, процветания.
- Посох – говорит о духовной власти, святительстве.
- Свеча – символизирует самозабвенное служение делу созидания. В христианской традиции огонь свечи обозначает Христа.
- Свиток – знак учености, свидетельствует об отношении к большой науке.
- Рука, держащая меч – обозначает верность воинскому долгу.
- Солнце – символизирует провидение, изобилие, истину и богатство.
- Факел – означает стремление к знаниям, правде, желание творить и духовное горение.
- Яйцо – обозначает начало жизни, надежду.
Кадр из фильма Король Артур
Изображения драконов встречаются по всему миру. Сейчас приятно считать, что это мифическое животное. Хотя его изображения встречаются в разных местах нашей планеты.
Раньше их даже различали по видам, например:
Четыре вида драконов из книги Джона Джонстона (Jan Jonston) "Historiae naturalis de Insectis, de Serpentibus et Draconibus" (Франкфурт, 1653)
Драконы в Европе
Да что там изображения! В Англии нашли даже детеныша дракона, правда, не живого, а заспиртованного. Конечно же, это подделка (а может быть и нет?):
Заспиртованный дракончик, найденный в графстве Оксфордшир на юге АнглииВо всяком случае, в той же самой Англии имеется легенда о белом и красном драконах, постоянно дерущихся между собой. Не отсюда ли ноги растут у понятий "красные" и "белые"? Так их изображали:
Вортигерн в Динас Эмрис, иллюстрация «Истории королей Британии» Гальфрида Монмутского. (Вортигерн - кельтский король Британии первой половины V века)
Присутствует дракон на гербе Генриха VII (1457-1509) - короля Англии и государя Ирландии (1485-1509), первого монарха из династии Тюдоров:
Роспись на стене средневекового дома, расположенного в графстве Девон, Англия.
Тут уже плохо видно, что слева нарисован красный дракон, справа – белая собака. Современное изображение:
Герб Генриха VII
И еще этот же самый дракон, но в другом виде:
Красный дракон или И-Драйг Гох - валлийский символ, присутствующий на национальном флаге Уэльса.
В книге «Славянское царство» об Англии написано следующее:
Видукинд Голландский во II книге «Венедов» и Еремей Русский в «Летописях Московии» пишут, что славяне, еще во время своего жительства в Сарматии, видя, что в непрерывных войнах, которые они вели с различными народами, им всегда сопутствовала победа, приняли упомянутое имя славян, под которым позднее (согласно тому, что пишет Ринальд Британский в I книге «Хроники»), снарядив мощный флот в Венедском море, напали на Англию, и, будучи высокого роста, были сочтены за великанов. То же самое утверждает Петр Суффрид Леовардийский в I книге «Происхождения фризов»: «Все историки, писавшие об истории Британии, сходились во мнении о том, что Брут, назвавший Британию, прежде именовавшуюся Альбионом, по собственному имени, изгнал с этого острова великанов, именовавшихся славянами.
Не один, а ВСЕ историки сходились во мнении, что Брут, живший в 12 веке ДО н.э., отбил этот остров у славян. А славяне перед этим, снарядив мощный флот (жалко не сообщается в каком году до н.э. это произошло), завоевали его у прежних жителей. К сожалению, не сообщается, кем они были.
Дракон - не мифическое существо?
Мавро Орбини описывает драконов как живых существ, обитающих не где-то там, на задворках планеты, а в самой Европе, на Балканском п-ве:
«Затем, в 286 году, когда сарматы, напав при императоре Пробе на Иллирик, практически стерли Эпидавр с лица земли, крепость была расширена.
[Сам же Эпидавр], по свидетельству Салонского, был совсем оставлен жителями, так как в нем, как пишет святой Иероним в жизнеописании святого Илариона [Великого] (S. Ilarione Abbate), завелся дракон по имени Боа (Boas), который проглатывал быков, убивал пастухов и отравлял своим дыханием воздух, поселившись в бездонной пещере, которую и теперь можно видеть в центре Эпидавра. Упомянутый дракон был сожжен святым Иларионом примерно в 360 году от Рождества Господня.»
«По этой причине славяне не могли быть теми, кто разрушил Эпидавр, а были ими готы, которые задолго до того, как святой Иларион прибыл в Далмацию и убил эпидаврского дракона, разрушили упомянутый город, на чьих руинах его горожане (согласно Сабеллико и практически всем другим писателям) и основали новый город Рагуза. И было это не в 453 году, как считают вышеупомянутые авторы, а, как пишет в своем трактате о Далмации Михайло Салонский, самый древний из всех упомянутых авторов, в 267 году. И это представляется более правдоподобным, поскольку, если в 360 году в Эпидавре жил дракон, то там не могло быть никакого поселения, так как он своим дыханием отравлял воздух . К тому же и святой Иероним говорит, что дракон убивал не горожан, а тамошних пастухов , откуда с очевидностью следует, что Эпидавр к тому времени полностью обезлюдел, а его жители уже переселились в новый город Рагуза.»
И не только Мавро Орбини описывает дракона, как живое существо, но и Афанасий Кирхер:
Иллюстрация из книги Афанасия Кирхера «Иллюстрированная энциклопедия Китая», 1667г.Я не скажу, что всё поняла из описания к этой иллюстрации, но, во всяком случае, поняла, что речь идёт о реальных животных, а не о мифических.
Возможно, все животные, которые сейчас считаются мифическими, еще недавно таковыми не являлись? Николаас Витсен, например, в своей книге «Северная и Восточная Тартария» даже приводит изображение черепа найденного скелета единорога:
Череп единорога, иллюстрация к книге Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария»Изображения драконов у древних славян
Присутствовало изображение дракона и и:
Практически такой же дракон изображен в книге Мавро Орбини:
иллюстрация из книги Мавро Орбини «Царство славян», 1601г.Изображения драконов в находках наследия древних славян:
золотая шейная гривна сарматской царицы, изображающая дракона и загадочных существ с человеческими туловищами и головами обезьян
Украшение из гробницы, найденной в Афганистане. Называется Бактрийским золотом. Но очень похоже на скифское украшение:
«Короли с драконами». Найдены во 2-й гробницеА это очень известная вещь - скифская пектораль. На ней, правда, изображены не драконы, а грифоны, но из этой же серии:
Фрагмент золотой пекторали скифов из кургана
«Золотая царская пектораль древних Скифов занесена во все каталоги и справочники мира, и названа великой археологической находкой XX столетия. Является признанным шедевром мирового искусства. Страховая стоимость - около 2 млн. долларов. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) - искусства рельефной обработки художественных изделий из металла.
Эта милая женская «безделушка» в 1 килограмм 200 граммов чистого золота содержит около 100 различных фигурок, которые выполнены с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена где-то н V веке до н. э. и, скорее всего, была не единственной. За свою многовековую историю эта бесценная реликвия пережила сотни владельцев, побывала во многих местах. Из-за неё убивали, грабили, предавали.
Золотая пектораль древних скифов была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).»
Конечно, дикие кочевники не могли такое сделать. Они все свои украшения заказывали у греков. Свое оружие, очевидно, тоже? Вот приходилось бедным грекам трудиться. День и ночь, наверное, сидели, изготавливали украшения для диких, ничего не умеющих делать скифов. А ну-ка обеспечь такую ораву? А потом еще перевозки. Территорию-то -сарматы-тартары занимали не малую. А золотые украшения они, судя по найденному их количеству находок, очень любили.
Славянские "драконовы" знамена
Использовали славяне изображения драконов не только для украшений, но и для устрашения врагов, применяя для этого специальные «драконовы» знамена. Так описывает их древнегреческий историк (2 век н.э.) Флавий Арриан:
Войско каролингской эпохи в походе. Впереди – драконарий со знаменем-"драконом". Миниатюра из Золотой Псалтыри (Psalterum Aureum). Сенкт-Галл, ок. 900 г.«Скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соразмерной длины . Они сшиваются из цветных лоскутьев, причём головы и всё тело вплоть до хвоста делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят на месте, видишь только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на названных животных и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но и полезны для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой» [Тактика, 35, 3-5].
Как воплощение страха дракон был популярной эмблемой воинов на протяжении длительного времени. Исследователи считают, что «драконово» знамя впервые было зафиксировано у ассирийцев, от них заимствовано Киром (персидский царь 6 век до н.э.) и до Дария III бытовало у персов. После победы над Персией Александр Македонский (4 век до н.э.) перенёс изображение дракона в качестве эмблемы на знамя Македонского царства, а покорившие Македонию римляне стали использовать «драконово» знамя в своей армии. ()
Однако на колонне Траяна изображены даки и сарматы с «драконовыми» знаменами, а не римляне. И есть мнение, что римляне заимствовали этот приём именно у них:
Около 100 г. при Траяне были введены знамёна по парфянскому или дакийскому образцу в виде окрашенных драконов из материи. Дакийские боевые знамёна в виде дракона отражены, например, на колонне Траяна 113 г. н.э. в Риме , где изображено вторжение варваров в Подунавье зимой 101/102 гг. н.э. [Словарь античности, 1989, илл. на с. 193]. На нём знамя держит в руках воин-дак, однако здесь же присутствует изображение катафрактариев-роксаланов.
Хазанов полагал, что римляне заимствовали драконов у сарматов и считали их варварскими. Другие исследователи такое заимствование связывают не с сарматами, а с аланами [Туаллагов, 2000, с. 162].
даки с боевым знаменем в виде дракона, колонна Траяна, Рим
Колонна Траяна, фрагмент. На заднем плане горящий дакийский город. На переднем –даки, несущие свое «драконово» знамя. Барельеф сарматского драконария и реконструкция, Северная Англия. Городской музей
Драгуны - это драконы
От драконов образовалось название кавалеристов – драгуны. «Драгун» по-французски дословно означает «дракон». Но до этого драконами называлась пехота, посаженная на лошадей:
Корволант (фр. corps volant - «летучий корпус ») - первый корпус в вооружённых силах России, создан Петром I в 1701 году как войсковое соединение (общевойсковое, временное) из конницы, пехоты, перевозимой на лошадях, и лёгкой артиллерии; предназначался для действий в тылу противника, перехвата его коммуникаций, его преследования и уничтожения. Должен был быть способен самостоятельно решать стратегические задачи в отрыве от основных сил. (Большая советская энциклопедия )
Вот такой был герб у этого Летучего Корпуса:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
«В гербоведческой литературе имеются краткие высказывания о «змие» и «драконе». А.Б. Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур, писал о драконе как эмблеме «нечистой силы, язычества, невежества» в виде грифона с лапами, языком-жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим хвостом».
«В центральном круглом медальоне знака (креста) ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. - красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия.
Некоторыми это изображение неверно трактуется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причину ошибки следует искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочному трактованию изображения змия как дракона.»
Другое геральдическое значение дракона - неприкосновенность, неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы).
Русская геральдика обязана своим созданием царю Алексею Михайловичу. Если до него и существовали некоторые эмблемы, как, например, двуглавый орёл государственной печати, печати некоторых городов и т. п., то они не имели полноты и законченности, не приняли ещё постоянных геральдических форм.
Большое значение имел труд государева печатника, боярина Артамона Сергеевича Матвеева: «Всех великих князей московских и всея России самодержцев персоны и титла и печати» (1672). Он включал в себя гербы (по сути, еще «рисунки эмблем») 33 русских земель, названия которых входили в большой государев титул Алексея Михайловича.
По просьбе царя император Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича или Курелича, который (в 1673 г.) написал сочинение (оставшееся в рукописи) «О родословии российских великих князей и государей, поднесенное царю Алексею Михайловичу от цесарского советника и герольдмейстера Лаврентия Курелича, с показанием имеющегося, посредством браков, сродства между Россией и восмью европейскими державами, то есть цесарем римским и королями: англинским, дацким, французским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в средине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Сочинение это служило важным пособием для посольского приказа (подлинник его на латинском языке и русский перевод хранились в архиве иностранных дел ). Таким образом, лица эти и создали первые русскую геральдику.
Зарождение русской геральдики произошло во второй половине XVII в., когда под влиянием непрестанных сношений с Польшей и Западной Европой начинают создаваться гербы и в России, путём смешения двух геральдических систем, западноевропейской и польской соответственно.
Как источником для польских гербов послужили знаки, помещавшиеся на знамёнах, так и у нас в основу старейших гербов легли эмблемы тех областей и городов, которые некогда составляли уделы владельцев гербов. Принцип этот сохранился отчасти и в других русских гербах; так, в гербы родов, пришлых в Россию, старались помещать эмблемы, хотя бы отчасти указывающие на происхождение рода. Рядом с этим при составлении гербов принимались в соображение и личные заслуги. Таким образом явилась смешанная, или русская, система гербов.
В царствование Петра Великого приведение в порядок существовавших гербов и пожалование новых получило окончательную форму учреждением герольдии. В 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5 тысяч гербов.
В советское время геральдика существовала в статусе вспомогательной исторической дисциплины. Кроме государственных гербов СССР, союзных и автономных республик, являвшихся образным выражением советской идеологии, символизирующих основные принципы и устои социалистического государства, было создано огромное количество советских эмблем. В целом, гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.
Геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, двумя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом и чешуйчатым телом. Когда дракон изображён без крыльев, он называется «lindworm » , когда без ног - «serpent » . С опущенной головой он называется побеждённым драконом. Геральдическое значение дракона - неприкосновенность, запрет, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).
- Крылатый дракон - дракон с двумя лапами;
- Змей - дракон без крыльев;
- Амфиптер - извивающийся дракон с крыльями, но без лап;
- Гивр - дракон с крыльями и лапами (в Интернете гивр описывается, наоборот, как дракон без крыльев и лап).
Глубже значение символа определяется по позе дракона :
- вздыбленный (стоящий на задних лапах; с поднятыми передними);
- шествующий (идущий; с поднятой правой передней лапой и смотрящий вправо);
- стоящий (стоящий на всех четырёх лапах, крылья приподняты над спиной, распростёрты или приопущены, хвост узловатый).
Ещё глубже значение определяется цветом: чёрным, красным, зелёным или золотым .
Змий в русской геральдике
Змий - разновидность дракона. Оба изображаются крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Является отрицательным символом и в русской геральдике практически отождествляется с драконом . По мнению доктора исторических наук Г. И. Королёва, различие между этими существами по числу их лап несущественно и в русской эмблематической традиции отсутствует .
См. также
Напишите отзыв о статье "Дракон в геральдике"
Примечания
|
Отрывок, характеризующий Дракон в геральдике
Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших.
Увидав его лицо и встретившись с ним взглядом, княжна Марья вдруг умерила быстроту своего шага и почувствовала, что слезы вдруг пересохли и рыдания остановились. Уловив выражение его лица и взгляда, она вдруг оробела и почувствовала себя виноватой.
«Да в чем же я виновата?» – спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» – отвечал его холодный, строгий взгляд.
В глубоком, не из себя, но в себя смотревшем взгляде была почти враждебность, когда он медленно оглянул сестру и Наташу.
Он поцеловался с сестрой рука в руку, по их привычке.
– Здравствуй, Мари, как это ты добралась? – сказал он голосом таким же ровным и чуждым, каким был его взгляд. Ежели бы он завизжал отчаянным криком, то этот крик менее бы ужаснул княжну Марью, чем звук этого голоса.
– И Николушку привезла? – сказал он также ровно и медленно и с очевидным усилием воспоминанья.
– Как твое здоровье теперь? – говорила княжна Марья, сама удивляясь тому, что она говорила.
– Это, мой друг, у доктора спрашивать надо, – сказал он, и, видимо сделав еще усилие, чтобы быть ласковым, он сказал одним ртом (видно было, что он вовсе не думал того, что говорил): – Merci, chere amie, d"etre venue. [Спасибо, милый друг, что приехала.]
Княжна Марья пожала его руку. Он чуть заметно поморщился от пожатия ее руки. Он молчал, и она не знала, что говорить. Она поняла то, что случилось с ним за два дня. В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом – холодном, почти враждебном взгляде – чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского. Он, видимо, с трудом понимал теперь все живое; но вместе с тем чувствовалось, что он не понимал живого не потому, чтобы он был лишен силы понимания, но потому, что он понимал что то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего.