Что такое аспирантура и зачем туда нужно поступать? Стоит ли поступать в аспирантуру.

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Эта статья для тех, кто никак не может решиться идти или не идти в аспирантуру после окончания ВУЗа? Многие бывшие и нынешние студенты бояться своей будущей неопределённости.

Вот окончат они ВУЗ, а что потом? Ведь на высокооплачиваемую работу вас вряд ли возьмут прямо с учебного порога. Так? Так. А работать за копейки сейчас никто не хочет. Всё-таки Россия - это страна возможностей как-никак. Не хочется же вам прозябать на непрестижной работе в молодые годы?

Может, лучше, перед тем как влиться в ряды работающих людей, следует повысить своё образования, чтобы будь более конкурентоспособным на рынке труда? Давайте, разберёмся, нужно всё-таки поступать в аспирантуру и если нужно, то зачем.

Для тех, кто не в курсе, аспирантура - это послевузовское образование. Как говорят в англоязычных странах - postgraduate («после окончания»). Обычно аспиранты учатся 3 года (бывает и 4). Существуют бюджетные и платные места, всё как в ВУЗе.

Идти ли в аспирантуру или нет?

Жизнь аспиранта несколько отличается от жизни обычного студента, хотя и тот, и другой получают знания. Только в аспирантуре, по большому счёту, вы будете получать знания самостоятельно, для нужд своей кандидатской диссертации, в то время как студенты, в большинстве своём, получают новую информацию посредством слушания лекций и посещения семинаров, т.е. от какого-нибудь преподавателя.

А что вообще происходит в аспирантуре, и чем она может вам помочь при устройстве на работу?

Хороший вопрос, который требует детального ответа. Если вы пойдёте обучаться в аспирантуру, то вас ждёт примерно следующее.

Если в ВУЗе «на выхлопе» вы должны написать дипломный проект, который подтверждает, что вы овладели навыками своей специальности, то в аспирантуре планка повышается. Там вы уже должны под конец своего обучения представить собственную научную работу по интересующему вас вопросу.

Что это значит? Это означает, что вы должны за годы своего обучения в аспирантуре «перелопатить» не одну сотню разных книг, научных журналов, статей и т.д.

Затем, на основе прочитанного материала, сформировать своё научное видение той проблемы, над которой вы работаете. Затем свою кандидатскую диссертацию вы представляете перед комиссией, которая и решает - присуждать ли вам учёную степень кандидата N наук или нет.

От чего зависит их решение? В первую очередь, от того, что сможете ли вы доказать, что в своей кандидатской работе отражён совершенно новый (ваш собственный) взгляд на исследуемую проблему, т.е. есть ли в вашей работе то, что продвигает науку на шаг вперёд по данному вопросу.

Если в ВУЗе, вы можете, почти не опасаясь, «копипастить», т.е. вставлять в якобы свою дипломную работу «куски» текста из разных книг, то в аспирантуре такой фокус не пройдёт. Там очень строгие требования к использованию чужих мыслей. Короче говоря, чужое за своё вам выдать вряд ли удастся. Придётся работать, причём упорно работать.

Зато, если вы защитите свою работу перед строгой комиссией, вы будете очень далеко в интеллектуальном плане от большинства людей, т.е. от ваших потенциальных конкурентов.

Обычно, те люди, которые оканчивают аспирантуру с хорошими или отличными результатами, больше не задумываются над денежной проблемой. Её просто не будет, чего над ней задумываться?

Хотя есть множество примеров, когда кандидаты N наук работают обыкновенными рабочими на стройках, заводах, дворниками и т.д.

Почему, спросите вы? Они же ведь сумели защититься перед комиссией, значит, они обладают большими знаниями, чем среднестатистический человек? А вот и нет. Скорее всего, такие «кандидаты» заказывали свои кандидатские диссертации в какой-нибудь конторе (благо их сейчас пруд пруди, средняя цена кандидатской: 25-40 тысяч рублей).

Защитив свою кандидатскую, они приходят на работу, обоснованно рассчитывая, что им дадут высокооплачиваемое место. Аннет! Даже если и да, то по истечению небольшого количества времени, такого неблагочестивого «кандидата» вычислят и попросят на все 4 стороны.

Ведь вычислить лже-кандидата очень просто. Он банально не будет соответствовать заявленной компетенции.

Вот вам и объяснение низких зарплат интеллигенции. Просто это никакая не интеллигенция, а обыкновенные люди, решившие прорваться на вершину общества путём обмана. Причем, по большому счёту, самообмана. Система редко пропускает несоответствующие элементы. Она как Касперский блокирует «вирусы».

Однако, если человек действительно способный и честный, если он действительно доказал посредством своей кандидатской работы, что он что-то стоит в научном обществе, система это одобряет и «пихает» его в высший класс. Всё просто до безумия.

Поэтому, в следующий раз, когда вам скажут, что после окончания аспирантуры человек работает обыкновенным менеджером в обыкновенной компании, намекая на то, что аспирантура - это пустая трата времени, вспомните эту статью. Может быть человек, о котором вам говорят, и есть тот самый «вирус», которого система не пускает дальше.

Надеемся, вы поняли, что аспирантура - это серьёзное мероприятие, которая требует серьёзных людей и серьёзного подхода к обучению. Вы именно такой человек?

Вы сильный духом, целеустремлённый, но всё ещё раздумываете над тем, идти ли в аспирантуру или нет ? Тогда посмотрите, с чем вам предстоит столкнуться, если вы всё-таки решитесь пойти учиться после ВУЗа. Вы к этому готовы?

Минусы обучения в аспирантуре

Сначала давайте начнём с минусов учёбы в аспирантуре. Их не так много, как плюсов, однако, мы хотим вас предостеречь от поспешных решений. Итак, поехали!

1. Чтобы учиться в аспирантуре, нужны аналитические способности и желание к познанию. Вы можете часами просиживать над книгами в поисках необходимой информации? Нет? А это придётся делать, если вы собираетесь учиться в аспирантуре. Помимо поиска информации, вам ещё предстоит её анализировать, «вычленять» главное, «отбрасывать» второстепенное.

Как у вас были дела в ВУЗе с высшей математикой? В аспирантуре она вам очень пригодится. А есть ли у вас желание углубляться в какой-нибудь вопрос? Быть иногда «занудой», доказывая окружающим свою точку зрения?

Эти и другие качества вам понадобятся, если вы нацелились обучаться в аспирантуре. Хорошенько посмотрите на себя и честно скажите: есть ли у меня подобные качества или хотя бы их зачатки?

Если нет, и вы пока ещё не выпускник ВУЗа, а только дальновидный студент (молодец!), но желание учиться там очень большое, тогда вам нужно постараться их выработать. Как? А очень просто. Участвуйте во всех научных конференциях, проходящих в вашем ВУЗе. «Прививайте» себе привычку научной работы.

2. Денежная проблема.

Если вы собрались учиться в аспирантуре, то, скорее все, поначалу вы столкнётесь с тем, что у вас будет очень туго с деньгами.

Вам уже будет около 22-23 лет, и естественно, что вам деньги будут очень нужны. Можно, конечно, параллельно работать, только это будет то же самое, как в поговорке про двух зайцев. Концентрируйтесь на чём-нибудь одном (лучше, на аспирантуре) или ищите такую работу, которая будет по минимуму вас отвлекать от учебного процесса.

Такую работу сейчас найти не составит труда. Например, работа фрилансером вам может принести неплохой доход на первых порах.

Под конец аспирантуры, обычно аспирантам дают легальное разрешение заработать денег. Вам предстоит учить студентов уму-разуму. Да, может там и будут платить «крохи», но хоть что-то.

Поэтому, если вы решили поступать в аспирантуру, тогда заранее продумайте варианты вашего материального содержания в течение 3 лет вашего обучения. Большинство молодых людей не идут в аспирантуру именно потому, что их отпугивает денежная проблема.

Надеемся, вы не «простачок», который думаете «как все». В современном мире можно найти бесчисленное количество возможностей заработать денег. Поэтому, мы очень рассчитываем на то, что в не свернёте с намеченного пути поступать в аспирантуру из-за денежной проблемы.

Если вы талантливы и умны, то дайте своему таланту дорогу, не губите его в зародыше!

3. Долгий «выхлоп»

Ну, и, наверное, самый главный минус обучения в аспирантуре состоит в том, что плоды своего труда вам предстоит пожинать через какое-то время. В то время как ваши друзья и знакомые работают и зарабатывают деньги, покупая на них разные вещи, вы будете читать книги. Вы будете учиться.

Но это минус как бы вымышленный. На самом деле, вы будете инвестировать в себя. А инвестиции - это залог успеха практически любого богатого и успешного человека. Только мало кто знает, что богатые и успешные люди сначала инвестируют…в себя. И не деньги (хотя и их тоже), а знания. Ведь знания сейчас очень дорого стоят.

Современный мир переполнен товарами, услугами, а вот люди с качественными знаниями — нет. Информацией - да. А знаниями - нет.

Блин, сейчас можно скачать практически любую книгу бесплатно, пройти любой видеокурс не заплатив ни копейки. Нужные знания так легко достать и «впитать» их в себя. Но также легко и не сделать этого. Выбор лишь за вами

Поэтому, не тревожьтесь, что все вокруг при деньгах, а вы всё как бедный студент. Во-первых, вы далеко не бедный (в духовном плане-то уж точно), а, во-вторых, у вас в 1000 раз больше шансов стать «большим и уважаемым» человеком после окончания аспирантуры, чем у ваших знакомых без кандидатской степени. Главное, запомните, что всегда нужно отдаваться любимому занятию полностью, тогда и «выхлоп» случится мощнее и заметно быстрее.

Плюсы аспирантуры

Теперь настала очередь вам рассказать о тех плюсах, которые сулит вам обучение в аспирантуре. Их гораздо больше, чем минусов. Ниже мы приведём лишь самые весомые, чтобы показать вам, что самообразование, которое подразумевает обучение в аспирантуре - это ключ к вашему будущему успеху.

1.Повышение образования.

Сегодня как никогда ценят образованных людей. Уже создано очень многое: есть и технологии, и опыт. Нет главного - людей, которые могут всем этим успешно управлять и координировать действия.

Поэтому спрос на высокообразованных людей сейчас как никогда высок. На действительно высокообразованных, а не на «вирусы». Поэтому, если вы выберете путь дальнейшего повышения своего образования, поступив в аспирантуру, то, скорее всего, вы приблизитесь на шаг к успеху.

Тот опыт, который вы получите, изучая научные труды лучших учёных по вашей проблеме, вам очень сильно пригодится в практической деятельности.

Вы будете компетентнее любого среднего специалиста в вашей области. Время советской «уравниловки» прошло, настало время успешных людей и … «простачков». Кем быть, решать только вам! Аспирантура двигает вас вверх по социальной лестнице и с эти трудно поспорить. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши интеллектуальные способности соответствовали потребностям современного общества, тогда вам жизненно необходимо учиться в аспирантуре.

2. Личностный рост.

Помимо глубоких знаний, которые вам даст аспирантура (а на самом деле, ваше самообразование), вы также будете расти как личность.

Ведь во время обучения вам предстоит участвовать в огромном количестве всевозможных научных конференций, где собираются лучшие умы.

А среди лучших личностей, ваша личность волей-неволей будет расти. Вы это очень скоро почувствуете на себе. Если вы станете сильной личностью, то вас будут меньше тревожить жизненные проблемы. Как вы думаете, почему влиятельные люди стали такими? Всё потому, что у них есть сильный стержень, который успешно противостоит внешним угрозам.

Другим доказательством, что сейчас личностный рост - это очень важная составляющая вашей жизни, является то, что почти на каждом углу можно найти объявления курсов по повышению самооценки, ораторским способностям, стрессоустойчивости и т.д.

Всё это в совокупности и есть личностный рост. Раз интернет пестрит такими объявлениями, значит, на подобные услуги есть спрос. А если есть спрос, значит это важно для современных людей.

Ведь сейчас всё очень быстро меняется, появляется много нового. Всё это приводит к тому, что люди не могут нормально жить, т.к. они подвержены различным стрессам, проблемам и т.д.

Однако вам это будет грозить в меньшей степени, ведь вы будете после окончания аспирантуры знать, как относиться ко всему, что происходит в этом мире. Будете-будете знать, чувство знания функционирования системы (мира) обязательно вас настигнет.

Поэтому, если вы собрались учиться в аспирантуре, то вы сделали шаг на пути к самосовершенствованию. Подобное качество очень цениться в современном мире.

3. Карьерные возможности.

Конечно, большинство людей идут в аспирантуру для того, чтобы в дальнейшем быть человеком с высокооплачиваемой работой. Деньги, конечно, правят миром, но это отчасти.

Миром правят разумные люди, которые принимают самые ответственные решения. Окончив аспирантуру, вы вступите в неофициальный клуб «рулящих». Именно те, кто управляют, всегда получают больше простого рабочего. Всегда!

Только деньги не должны быть вашей самоцелью. Самое главное для вас, это то, чтобы вы смогли применить полученные знания с пользой для общества.

Если вы будете добросовестно работать, то деньги придут сами собой. Получив глубокие знания в аспирантуре, примените их с пользой для людей. И тогда наш мир станет немного лучше. Из таких, на первый взгляд, небольших дел, и стоятся великие дела. Помните об этом.

4. Забудьте об армии.

Этот пункт касается мужской части.

Во-первых, если вы поступите в аспирантуру сразу же после окончания ВУЗа, то вы автоматически получаете отсрочку на весь период своего обучения (если, конечно это очная аспирантура).

А во-вторых, если вы успешно защитите свою кандидатскую работу, и вам присвоят учёную степень кандидата N наук, то об армии вы можете вообще забыть. По Федеральному закону "О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ" от 28.03.1998 N 53-ФЗ вы освобождаетесь от службы в Вооруженных силах России. Вот так вот.

Вывод : В данной статье мы рассмотрели вопрос, который интересует выпускников ВУЗов - идти или не идти в аспирантуру после окончания ВУЗа.

Если вы всё-таки решили туда поступать, тогда вы должны знать, что вас там ожидает. Во-первых, вам предстоит по окончанию обучения представить аттестационной комиссии свою кандидатскую диссертацию по интересующей вас научной проблеме.

Это что касается смысла обучения. Во-вторых, вы должны трезво оценить свои способности: сможете ли вы там учиться или нет? И, в-третьих, мы рассказали вам о тех привилегиях, которые вам может дать аспирантура после её окончания. Выбор за вами!

Делайте всё на совесть, и наш мир станет лучше!

Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты? Какое звание дает аспирантура? Расчет затрат на обучение.

статья подготовлена кандидатом филологических наук

Что дает окончание аспирантуры? Зачем идти в аспирантуру?

Вы задаете себе эти вопросы, стоя перед выбором: идти или нет к трудно достижимой цели - степени кандидата наук. Так как вы осознаете, что путь будет сложным, важно иметь хорошую мотивацию, чтобы решиться в пользу поступления. Но о «плюшках» немного позже, сначала определим некоторые понятия.

Какие есть формы обучения в аспирантуре?

Следующие, уже знакомые вам, формы предусматривает третья ступень высшего образования - аспирантура: очная форма обучения, заочная форма обучения и для самых волевых и самостоятельных - соискательство .

Срок обучения в аспирантуре обычно зависит от ее формы:

  • Время обучения в аспирантуре очно - 3 года.
  • Заочная аспирантура, срок обучения - 4 года.
  • Соискательство - 5 лет (я не буду останавливаться на этой форме подробно, потому что не знакома с ней).
Итак, вернемся к тому, что дает учеба в аспирантуре.
  • Для молодых людей аспирантура - отсрочка от армии . Но здесь есть ряд нюансов:
А) форма обучения должна быть обязательно очной (если заочная аспирантура, отсрочка от армии не предоставляется),

Б) организация, в которой числится аспирант на определенной специальности, должна иметь государственную аккредитацию по ней,

В) молодой человек поступает на следующую ступень образования в год получения диплома по предыдущей. Поэтому отсрочка от армии в аспирантуре после магистратуры также возможна, нужно только успеть зачислиться в аспирантуру сразу, без годового, или более, перерыва.

А теперь хорошие новости, если вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям, и дело стоит лишь за наличием бюджетных мест, должна вас порадовать: платная аспирантура = отсрочка от армии тоже.

Отсрочка от армии после аспирантуры действует еще в течение года после окончания обучения, - время дается на защиту кандидатской диссертации.

  • Успешно защитившим кандидатскую диссертации присуждают степень кандидата наук .
По окончании обучения в аспирантуре возможны два варианта развития событий:

А) просто завершить обучение, не защитив диссертацию,

Б) защитить кандидатскую диссертацию.

Что дает аспирантура при трудоустройстве?

Вас, возможно, интересует, что дает аспирантура без защиты диссертации? Мой ответ, - ничего, или, почти ничего . Окончание аспирантуры без защиты приравнивается к прохождению курсов повышения квалификации и не дает права претендовать на получение более высокой должности или надбавок к зарплате, в отличие от того случая, когда диссертация защищена.

Выходит, что ученая степень кандидата наук является причиной для получения более высокой должности ее обладателем, но только той, в требованиях к кандидатам на которую указано «наличие степени кандидата наук».

А факт назначения доплат за ученую степень должен быть зафиксирован во внутреннем локальном акте учреждения или трудовом договоре, в ином случае, наличие диплома кандидата не будет поощрено финансово работодателем.

Получается, что есть необходимость защитить диссертацию преподавателю вуза, сотруднику учреждения науки, или военному , в остальных же организациях защищенная диссертация не будет давать никаких преимуществ и не обеспечит прибавки к зарплате или получения более высокой должности. Поэтому нужно хорошо взвесить свои исходные данные перед поступлением в аспирантуру, и решить «стоит ли овчинка выделки».

  • Что аспирантура НЕ дает?

Вас, возможно, интересует ответ на вопрос: обучение в аспирантуре входит в трудовой стаж? Ответ, - нет . И научно-педагогический, и трудовой стаж очную аспирантуру минует, также, как и заочную. Ранее годы обучения в очной аспирантуре засчитывались в качестве научно-педагогического стажа, после закона 2013 года перестали.

Реклама

Как проходит обучение в аспирантуре?

Начать подготовку к поступлению в аспирантуру следует с поиска научного руководителя . Этот человек будет значить очень много для вас в следующие годы обучения, и от него, практически всецело, будет зависеть, защититесь вы или нет. Важно, чтобы он имел «вес» среди коллег своей профессии, иначе к работе его аспиранта могут отнестись предвзято, либо она и вправду может оказаться посредственной: руководителю не хватит профессионализма и «чутья» направить аспиранта в нужное русло. Важно, чтобы у него был твердый характер, и он стремился довести аспиранта до защиты. Важно, чтобы он был в хорошей физической и психической форме: научные руководители часто люди в возрасте и некоторые, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, все же набирают себе аспирантов, в результате они физически не могут работать совместно над исследованием, а помощь руководителя очень важна, понятно, что у такого руководителя, если один из десяти аспирантов защитится, уже хорошо, и заслуга в этом будет всецело аспиранта. Если у вас есть желание заниматься разработкой конкретной темы, нужно уточнить область научных интересов вашего предполагаемого научного руководителя, возможно тем, чем хотите заниматься вы, он не интересуется, тогда придется искать другого руководителя.

Для научного руководителя тоже важно взять к себе в аспиранты человека грамотного и ответственного, который сможет провести серьезное исследование и защитить свою работу. Поэтому к вам будут тоже хорошо присматриваться.

После того, как вы заручились «добром» научного руководителя на совместную работу с ним, следует начать собирать пакет документов для поступления . Перечень обычно можно найти на сайте университета, в который вы собираетесь поступать. Хочу обратить внимание на то, что вам нужно будет предоставить список своих опубликованных научных работ, если таковых нет, то придется написать вступительный реферат, на работу над которым нужно время, рассчитывайте на это и начинайте подготовку к поступлению заблаговременно.

Важно также уже при поступлении подумать о защите, которая происходит в диссертационном совете. Так вот, каждый совет имеет право «слушать» защиты только по определенным специальностям. Желательно пойти по пути наименьшего сопротивления и выбрать специальность , совет по которой есть в городе, где вам будет удобнее всего защищаться.

Вступительные экзамены по философии, иностранному языку и специальности, обычно сдают по билетам, готовясь заранее. При этом сданные ранее кандидатские экзамены не избавляют от сдачи вступительных.

Процесс обучения в аспирантуре заочно или очно состоит из посещения лекций, семинаров, практических занятий, и получения зачетов по их завершении. А вот экзаменов предстоит сдать всего три , они называются кандидатскими : по философии, иностранному языку и специальности, по которой обучается аспирант.

Лекции и семинары, по идее, призваны дать полезные сведения, которые пригодятся, снимут некоторые трудности в выполнении собственного исследования аспиранта - диссертационного.

Разумеется, нужно писать диссертацию , которая должна быть готова к окончанию срока обучения в аспирантуре, и отчитываться научному руководителю и на заседании кафедры, за которой закреплены, о проделанной работе по завершении каждого учебного года .

Все это должно быть выполнено к концу срока обучения в аспирантуре, а диссертацию нужно предоставить к предзащите , это значит, члены кафедры, к которой вы прикреплены, заслушают основные результаты проведенного вами исследования, работу изучат два рецензента и дадут замечания, на которые нужно ответить, потом они обсудят вашу работу и дадут или не дадут «добро» на защиту в совете.

В течении года после окончания срока обучения в аспирантуре нужно будет собрать все необходимые документы , доведя диссертацию до идеала, и подать все необходимое в диссертационный совет .

Перед советом вы выступаете, делясь, опять же результатами проделанного вами исследования, члены совета слушают замечания оппонентов (людей, изучивших вашу работу), вы отвечаете на них, все члены также задают вам вопросы. Потом диссертационный совет выносит свой «вердикт», затем соискатель оформляет в соответсвии с требованиями и отправляет документы в Высшую Аттестационную Комиссию в Москве. Комиссия присуждает степень кандидата наук и выдает соответствующий диплом. Все, Вы - кандидат наук!

Чем заочная аспирантура отличается от очной? Очная аспирантура и работа, как совмещать?

Начнем с того, что я училась в заочной аспирантуре, посещала занятия со всеми и разницу между очниками и заочниками не заметила. Ведутся занятия и аспирант, исходя из того, какой курс лекций для него больше необходим или, какой читается в более подходящее для него время, посещает какое-то количество курсов лекций.

Финалом и очной и заочной аспирантуры является написание диссертации и ее защита, только очнику отводится на это три года, а заочнику - четыре. Таким образом, в форме обучения важно не организация процесса обучения (разницы нет) и не результат, а только количество лет, отведенное на написание диссертационного исследования. Обучение в аспирантуре и работа соотносятся таким образом: невзирая на форму обучения, если есть цель закончить диссертационное исследование, придется выделить время и не работать, хотя бы год, а писать диссертацию, иначе ее не завершить. При этом, официально, обучаясь в очной аспирантуре, работать нельзя, а учась заочно - можно. Но реальность такова, что, работая на полную ставку, или еще и не на одной работе, время на диссертацию не останется, не важно, обучаться при этом очно или заочно.

Расчет затрат на обучение в аспирантуре

На что придется тратиться, обучаясь в аспирантуре:

А) оплату обучения, если на бюджет поступить не получилось,

Б) бумагу и распечатку промежуточных вариантов диссертации для проверки научным руководителем (научные руководители обычно дамы, мужчины в возрасте и предпочитают работать с бумагой, а не за непонятным им «зверем» компьютером),

В аспирантуре, которая является очередным этапом постижения науки, принято выделять несколько этапов обучения. Это время, отведенное на учебу в аспирантуре, надо использовать предельно рационально и разумно, т.е. так, чтобы, чтобы успеть усвоить учебный материал достаточно хорошо и в тоже время достойно защитить диссертацию.


Многие приступают к обучению в аспирантуре сразу по окончании вуза и сразу же сталкиваются с определенными трудностями, свойственными данному периоду обучения. Естественно, что молодые ученые, особенно аспиранты гуманитарных и естественных специальностей часто прибегают к нехитрым рекомендациям, чтобы наиболее эффективно использовать годы учебы с целью расширения и углубления знаний в своей сфере.

Первый год обучения. Обычно после поступления в аспирантуру будущие ученые теряются, не зная, с чего начать обучение. Надо иметь ввиду, что в аспирантуре, как и в вузе, времени будет в обрез и поэтому надо постараться не терять время или тратить его попусту, а сразу приступить к делу. Первым делом обязательно надо посещать занятия по философии и иностранному языку, если такую возможность предоставляет выбранное аспирантом учебное заведение. Это необходимое условие не только для повышения уровня своей эрудиции и общей образованности, но и для успешной подготовки и сдачи экзаменов по упомянутым дисциплинам, чтобы получить ученую степень кандидата наук.

Пройденный курс философии дает аспиранту возможность в дальнейшем углубить свои познания и лучше понимать не только направления современной философии, но и литературу, искусство, политику, устройство общества, особенности духовности разных стран. Изучение иностранного языка окажет незаменимую услугу в прочтении трудов зарубежных авторов по интересующей аспиранта специальности. Чтение этих трудов в оригинале поможет лучше понять изучаемый предмет. Даже при слабом знании иностранного языка чтение источников зарубежной литературы со временем станет проще, ведь вскоре аспирант обязательно обнаружит бесчисленное множество схожих со своим основным языком терминов, конструкций. Легче всего ему будет читать работы, написанные неносителями языка, например, испанцами или китайцами на английском, так как они пишут просто, доступно и понятно, без всяких изощренных фраз и сложных слов. Во многих учебных заведениях преподают также курс психологии и педагогики. Прослушивание вышеупомянутых курсов необходимо как для дальнейшей педагогической практики, так и для углубления своих знаний.

Надо иметь ввиду, что люди с ученой степенью имеют высокий авторитет и считаются в высшей степени интеллигентными. Многие считаются с их мнением, и поэтому аспиранту за годы обучения надо постараться соответствовать такой высокой оценке, чтобы иметь авторитет. Надо учиться, пока есть время, силы и возможности, ведь по окончании аспирантуры молодой ученый теряет этот шанс в основном в силу своей занятости. Потом придется учиться самостоятельно, порой уча при этом других, но получение аспирантом образования уже вряд ли кого заинтересует.

Регулярно посещая занятия, аспирант получит возможность сдать кандидатские экзамены. Но для написания диссертации этого недостаточно. В первый же год обучения надо заняться организацией научного исследования, так как получение кандидатской степени предполагает также написание кандидатской работы. Поэтому, зачислив аспиранта в аспирантуру, университет назначает ему научного руководителя из числа докторов наук или профессоров. Тему кандидатской диссертации утверждает Кафедра или Совет факультета до 31 декабря года поступления. Вместе с научным руководителем аспирант разрабатывает индивидуальный план работы, заполняет титульный лист плана, объяснительную записку относительно выбора темы и заполняет план на первый год обучения. После утверждения плана на заседании кафедры, аспирант находится под чутким вниманием профессора, т.е. научного руководителя, организующего и направляющего научные исследования аспиранта, контролирующего и несущего ответственность за выполнение индивидуального плана.

Правильнее всего постараться сдать экзамены по философии и иностранному языку в конце первого учебного года, ведь потом аспирант вряд ли найдет свободное время, чтобы посвятить его на повторное посещение занятий по этим дисциплинам. К тому же у аспиранта уже не будет большого желания посещать лекции без группы аспирантов, составлявших ему в свое время компанию. Если аспирант захочет сдавать экзамен, то ему надо подать в аспирантуру соответствующее заявление о своем намерении.

Молодые ученые могут и не мечтать о том, чтобы расслабиться, ведь по окончании каждого года обучения они обязаны сделать отчет о проделанной за год работе на заседании кафедры. Для этого им необходимо сдать в аспирантуру уже заранее оформленный и утвержденный отчет.

Для того чтобы отчитаться о проделанной работе на заседании кафедры, надо предварительно позаботиться о его организации. В аспирантуре никого не будет волновать, по каким внутренним причинам кафедра не смогла провести заседания. (Если учебный год кончается в декабре, то заняться сдачей отчета надо в ноябре. Следовательно, в октябре пройдет заседание кафедры, а заняться организацией его созыва надо в сентябре, т.е. непосредственно после того, как аспирант выйдет из отпуска.)

Второй год обучения в аспирантуре в основном посвящен продолжению проведения соответствующего эксперимента, сбору и первичной обработке данных, а также более глубокому анализу проводимой работы на данном этапе обучения. Промежуточными этапами работы здесь являются исследование, результаты, обсуждение (анализ) результатов, выводы. Лучше проводить оформление и представление каждого промежуточного этапа работы как научную статью.

Такое представление проделанной промежуточной работы впоследствии может помочь аспиранту при написании текста диссертации. Это также может явиться важным опытом в преподнесении полученных при изучении материала данных.

Особенностью второго года обучения является то, что он становится основным как по количеству конференций, где аспирант докладывает свои результаты, так и по количеству его публикаций на основании проделанной работы. Другой особенностью второго года обучения является педагогическая практика, которую проходят аспиранты. Во время педагогической практики они выполняют работу преподавателя на кафедре, что составляет 40-50 учебных часов. Положительный аспект в том, что во второй половине второго года обучения аспирант благодаря практике, легче сдаст кандидатский экзамен по специальности. Конец второго года предполагает завершение экспериментальной части работы или, в крайнем случае, основной ее части.

Третий год обучения характерен тем, что на данном этапе придется завершить проведение эксперимента, если работы по его завершению не были закончены заранее. Надо также успеть провести окончательную обработку данных, их анализ, после чего сделать выводы. Третий год знаменателен тем, что именно в это время аспирант пишет львиную долю текста своей диссертации. Целесообразнее начало года потратить на завершение написания главы 3 («Результаты исследования»), основательное редактирование текста главы и оформление рисунками, таблицами, схемами. Для написания главы 4 («Обсуждение результатов») придется использовать знания, обретенные в процессе изучения соответствующей литературы по специальности. Цель главы 4 - провести теоретический анализ данных. В главе 1 приводится обзор и/или анализ использованной литературы. Можно приступить к написанию главы 1 намного раньше (летом по окончании второго года, в первый год обучения или одновременно с главами 3 и 4).

Что касается выводов работы, то их необходимо формулировать четко, конкретно, но емко. Они должны логически исходить из результатов исследования. Примерно 5-8 выводов достаточно для кандидатской диссертации, однако, естественно, что количество реальных выводов будет превосходить количество проводимых в диссертации выводов. Следует заметить, что не стоит спешить с формулировкой этой части диссертации, так как окончательный вариант выводов может быть написан только в результате многочисленных изменений в редакции.

Во время написания своей скромной диссертации аспиранту не стоит заботиться о славе ученого, оставившего неизгладимый след в науке. Только время покажет, насколько удачной «путевкой» в научную жизнь стала его кандидатская диссертация.

Адъюнктура, клиническая ординатура

  • Адъюнктура - аспирантура вузов и научно-исследовательских учреждений Вооружённых Сил Российской Федерации .
  • Клиническая ординатура - форма повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

Аспирант

Социальные гарантии

В Российском законодательстве Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации» предусматриваются следующие гарантии :

P.S. Временно, до весеннего призыва 2012 года, учащиеся очной формы неаккредитованной аспирантуры не подлежат призыву в ВС РФ при наличии на руках Приложения № 2 и лицензии аспирантуры, так как указ о получении аспирантурами аккредитаций издан сравнительно недавно (ранее обязательны были только лицензии). ВУЗам было дано время на подготовку.

Россия

В некоторых европейских странах терминам аспирант и аспирантура соответствуют докторант и докторантура .

Украина

Освобождение от службы в армии получают кандидаты и доктора наук .

Ссылки

См. также

  • Ординатура

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аспирантура" в других словарях:

    Адъюнктура, целевка Словарь русских синонимов. аспирантура сущ., кол во синонимов: 2 адъюнктура (1) … Словарь синонимов

    - (от лат. aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться) в РФ форма подготовки научных работников при вузах и научно исследовательских учреждениях … Юридический словарь

    Современная энциклопедия

    - (от лат. aspiro стремлюсь стараюсь приблизиться), форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 1930 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934). В нач. 1990 х … Большой Энциклопедический словарь

    АСПИРАНТУРА, аспирантуры, жен. (неол.). 1. Должность, деятельность аспиранта. 2. только ед., собир. Аспиранты (разг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АСПИРАНТУРА, ы, жен. Подготовка, которую проходят аспиранты; система такой подготовки. Учиться в аспирантуре. Кончить аспирантуру. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    аспирантура - ы, ж. aspirant m.>нем. Aspirantur. Система подготовки научных и научно педагогических кадров при вузах и научно исследовательских учреждениях. БАС 2. Лекс. Уш. 1935: аспиранту/ра … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АСПИРАНТУРА - АСПИРАНТУРА. Форма подготовки научно педагогических и научных работников. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 1930 х гг. в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций – с 1934 г.). Может быть очной (3 года обучения)… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Аспирантура - (от латинского aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться), форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 30 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934). В начале … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АСПИРАНТУРА - (от лат. aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться) форма подготовки научных работников. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 30 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934 г.). В… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Философия науки: Уч. пос. / Т. Г. Лешкевич - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.-272 с..-(ВО: Аспирантура)(П) , Лешкевич Т.Г.. В краткой и доступной форме изложен материал, сответствующий программе кандидатского минимума по основам философии науки. Осуществлена попытка сохранить мировоззренческий потенциал философии,…

Сегодня с одной стороны большинство выпускников школ стремится получить высшее образование. Но перспектива получения диплома сначала бакалавра, а затем магистра, несколько отодвинули перспективу обучения в аспирантуре. Да и раньше аспирантами становились единицы.

Но вместе с тем, на современном этапе развития общества нашему государству необходимы свежие научные решения в сфере модернизации экономики. Именно поэтому надо выяснить, кто же такой аспирант на самом деле и стоит ли им становится.

В переводе с латинского языка «аспирант» — стремящийся к чему-либо. Буквально аспирант – это человек, который стремиться получить новые качественные знания.

В Российской Федерации аспирантов готовят в аспирантурах при вузах и научно-исследовательских учреждениях. В аспирантуру может поступить гражданин Российской Федерации, получивший высшее профессиональное образование с квалификацией специалиста или магистра.

Также поступающему необходимо иметь творческие достижения в науке, подтвержденные документально. Кандидаты должны сдать конкурсные вступительные экзамены по специальности, философии и иностранному языку.

Процесс обучения аспиранта

Во время обучения аспирант готовится к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Пишется диссертация под руководством научного руководителя: доктора наук или профессора.

Образовательная деятельность аспиранта строго регламентирована индивидуальным планом работы, где определены сроки сдачи экзаменов на кандидатский минимум. Обязательными предметами для посещения на первом курсе является английский язык и философия. Также не менее важно участвовать в работе кафедры.

Невыполнение плана грозит отчислением. Только от самого аспиранта зависит получение заветного кандидатского минимума и защита диссертации.

Государственная поддержка

Аспиранты – это молодые ученые, которые выбрали долгий путь совершенствования своих знаний. Именно поэтому Правительством Российской Федерации осуществляется поддержка аспирантов, которые имеют ряд государственных гарантий.

Обучающиеся в аспирантуре по очной форме ежемесячно получают стипендию. Размер ее определен государственными нормативами и дифференцирован в зависимости от результатов промежуточной аттестации и отсутствия задолженности у аспиранта.

Заочникам работодатели должны оплачивать ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 дней, а также один свободный день в неделю для занятий с 50% оплатой.

Дополнительные возможности

Кроме того, органами власти и бизнес-сообществом предусмотрена грантовая поддержка для аспирантов. Грамотно предлагая свои научные идеи, уже можно получить серьезную поддержку на их реализацию. Также у аспирантов есть возможность стажироваться на предприятиях страны и за рубежом.

Необходимо отметить, что во многих вузах решают и жилищные проблемы аспирантов, предоставляя право проживать в общежитиях. Это особенно важно, если у аспиранта уже есть семья.

Таким образом, аспирант – это дипломированный специалист, обучающийся очно или заочно в аспирантуре, где получает подготовку к будущей преподавательской и научно-исследовательской работе. Защита кандидатской диссертации приносит соискателю статус кандидата наук.

У кандидата наук значительные возможности в профессиональной деятельности, получении достойной заработной платы и защите докторской диссертации. Именно поэтому, если человек уверен в своих знаниях, необходимо стремиться стать аспирантом.