Что такое квинтэссенция? Квинтэссенция русской рулетки.

Квинтэссенция считается многозначным термином, который применяется в разных областях повседневной жизни и науки. Но что такое квинтэссенция, если рассмотреть это слово более конкретно? В космологии, например, считается, что квинтэссенция - это один из многочисленных примеров тёмной энергии. С латинского языка слово квинтэссенция дословно переводится как «пятая сущность».

Данный термин применялся также в Античные времена. Его было принято использовать в области алхимии (подробнее об алхимии можно почитать в статье ) и натурфилософии в Средние века. Квинтэссенция обозначала пятую стихию (наряду с водой, огнем, землей и воздухом); элемент, напоминающий молнию; "экстракт" из некоей материи. Это нечто подобное эфиру, один из самых тонких элементов, о котором говорилось как о душе, как о силе, наделенной от Бога.

Квинтэссенция как термин также используется в переносном смысле. Это слово можно понимать не буквально. Это некая сущность, самая суть чего-либо.

Примеры использования слова

«Я вашего сына теперь на порог не пущу, больше того, во двор не пущу! Это квинтэссенция хулиганства! Я обращусь в милицию!» (И. Грекова. На испытаниях).

«Египет в целом не только не отделялся от римской и греческой античности, но воспринимался как ее своеобразная квинтэссенция». (Г. Ревзин. Очерки по философии архитектурной формы).

«А между тем романтика ― это не просто приправа к житейским благам, это, если хотите, квинтэссенция бытия». (А. Макаров. Ортодокс поневоле).

Квинтэссенция - это понятие достаточно древнее. Появилось слово впервые в античной философии. Первым, кто начал его использовать, был Аристотель.

В древности существовало учение, создателем которого был врач и философ Эмпедокл. Согласно его идеям, существовало четыре стихии. Эмпедокл считал, что в мире все (в том числе и организм человека) состоит из четырех компонентов - огня, земли, воды и воздуха. При этом различия между, например, растениями и животными состоят в разнице соотношения этих элементов, преобладании того или другого из них, степени выраженности.

Аристотель к указанным Эмпедоклом компонентам добавил пятый. Квинтэссенция - это пятая сущность. Аристотель назвал ее эфиром. Однако, по мнению философа, эфир-квинтэссенция - это не дополняющий основные четыре элемента, а противопоставляющийся им. Аристотель считал, что "первоэлементы" формируют область между орбитой Луны и центром Земли - "подлунный" (низший) мир. А мир "надлунный" - звезды и небо - состоят из этого пятого элемента. Но эта сущность не подвержена возникновению и уничтожению.

Понятием "квинтэссенция" очень интересовались в эпохе Возрождения. В то время интерес к алхимии, магии, античности был колоссальным. Для мыслителей эпохи Возрождения квинтэссенция - это некий "дух мира", оживляющий тело. Эта идея лежала в основе учения Платона.

В эпоху Возрождения снова стали актуальными. Последователи античного учения утверждали, что квинтэссенция составляла которое в свою очередь выступало в роли посредника между душой, нематериальной и бессмертной, и физическим телом. В этом направлении развивали свои идеи Дж. Бруно, Бэкон. Агриппа Неттесгеймский полагал, что на костную материю божественный дух оказать влияния непосредственно не может. Для этого необходимо некоторое "связующее звено", в качестве которого и выступала квинтэссенция, которая имела смешанную природу - духовную и телесную. Идея об "астральном теле" получила свое развитие в оккультизме.

Вместе с этим учение о квинтэссенции критиковалось еще в древности. Так, например, физик и философ Стратон утверждал, что звезды состоят не из эфира, а из огня. Мыслитель Ксенарх написал даже целый трактат "Против квинтэссенции". Однако никакая критика не могла помешать алхимикам и развивать идеи о "пятом элементе".

Мыслители полагали, что квинтэссенцию можно было извлечь из тела. Таким образом, их идеи приближались к представлениям об эликсире жизни и философском камне. Подобным образом говорит о квинтэссенции Теофраст Парацельс. Он являлся не только великим медиком, но еще и алхимиком. Ученый считал, что самим Богом в огромной алхимической лаборатории, являющейся всей Вселенной, был извлечен пятый элемент всего существующего в мире. Эта квинтэссенция является человеком.

Эта идея легла и в основу знаменитого фильма "Пятый элемент" режиссера В нем также по задумке создателей создается образ совершенного человека, который царит над всеми четырьмя стихиями.

Именно эпоха Возрождения объявила человека "мерой для всех вещей". И именно в то небезызвестное время и возникло такое понимание квинтэссенции, которое отразилось в идее Парацельса. И эта идея была подхвачена кинорежиссером в конце второго тысячелетия.

Вместе с этим современная космология также использует понятие "пятого элемента". Нельзя сказать о том, что сегодня знания намного шире, нежели в древности. Однако если ранее многие понятия не принимались и критиковались (например, отрицательная энергия, темная энергия и прочие), то сегодня их используют достаточно широко. При этом перед человеком открыты безграничные горизонты познания.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Квинтэссе́нция (от лат. quīnta essentia - пятая сущность) - многозначный термин:

Названия

Напишите отзыв о статье "Квинтэссенция"

Примечания

__DISAMBIG__

Отрывок, характеризующий Квинтэссенция

– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.

Само слово «квинтэссенция» происходит от латинского словосочетания «quinta essentia» с сохранением его фонематического звучания. Его дословный перевод – «пятая сущность». Откуда пришло к нам это выражение, как менялось его значение со временем и что оно обозначает в наши дни? Об этом пойдет речь в данной статье.

Происхождение слова относят к временам античности, приписывают Аристотелю.

Античный период

В философии античности центральное место занимала теория о четырех веществах – воде, воздухе, огне и земле. Из них состоит мир, все живое и неживое, в том числе человек, космос, звезды. Аристотель в своих трудах дополнил теорию, считая, что существует высший элемент, из которого состоят далекие звезды, надлунный мир. Это вещество вечно, оно не создается и не исчезает, не портиться и не стареет, ему присуще движение по кругу.

Оно дает миру важнейшие свойства: вечность, неизменяемость, неучтожимость. С этим понятием связано представление о Космическом Боге, считавшимся живым существом. Согласно учению Аристотеля квинтэссенция – это реально существующее вещество, впоследствии значение слова связывалось все больше с божественными, магическими, ирреальными смыслами.

В то же время начались диспуты о его существовании. Многие философы считали, что для объяснения существования мира достаточно четырех элементов, а звезды состоят из огненной стихии. Основными оппонентами учения Аристотеля были Теофласт, Ксенарх.

Выражение же прочно вошло в разные языки мира.

Возрождение

В периоды Ренессанса и Возрождения, когда идеи античности снова обрели популярность, слово «квинтэссенция» возродилось в новых значениях, связанных с божественным происхождением мира:

  1. Теперь под ним подразумевали некую сущность, связывавшую физическое тело и душу, иногда его называли астральным телом. Эту теории поддерживали мыслители и ученые того времени – Джордано Бруно, ф. Бэкон.
  2. Особый невидимый элемент, эфир, который связывает все остальные элементы.
  3. Квинтэссенция в алхимии. Особое место понятие «квинтэссенция» занимала в трудах алхимиков, считавших ее высшим божественным элементом, составной частью мира. Кроме того, квинтэссенцией называли философский камень, главное вещество мира, которое обладает уникальными свойствами и может давать бессмертие. Именно философский камень был главной целью алхимиков, наряду с мечтой о создании золота.
  4. Человека, как главное творение Господа, также иногда называли «квинтэссенцией» всего живого.
  5. Божественный эфир, душа считалась частью этого вещества, осколком квинтэссенции.
  6. Вещество, из которого состоят воскресшие. Это значение связано с представлениями о Великом суде, когда все умершие воскреснут и предстанут перед Божиим судом.

Наряду с такими высокими значениями слово стало употребляться с ироническим смыслом. Например, в сочинении Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» упомянут автор-писатель «извлекатель квинтэссенции».

Здесь наблюдается проявление в значении современных смыслов как нечто самое важное, главное.

Квинтэссенция в современном мире, в русском языке наших дней

Данное слово в современном русском языке является многозначным. Употребляется оно в разных областях жизни и науки. Все его значения имеют общую семантический элемент, являющиеся отголоском античного происхождения, обозначающим “суть, экстракт чего-либо”. Основные значения:

  1. Основное, главное, самое важное, концентрат какого-либо понятия. Например, можно услышать такие выражения: квинтэссенция юмора, войны, доброты.
  2. Сущность какого-либо понятия.
  3. В физике слово стало научным понятием. Оно обозначает одну из темных энергий, которые приводят к расширению вселенной.
  4. В химии: квинтэссенцией называют чистый элемент, вещество без примесей, полученное химическим способом.

Квинтэссенция в гадании и эзотерике

Понятие «квинтэссенция» используется в практике гадания на картах Таро. Это понятие обозначает сложение нумерологических значений всех карт, которые участвовали в раскладе. Считается, что данная величина помогает расшифровке смысла гадания.

Кроме того, подобное понятие связывают с некоей магической энергией мира, к которой обращается человек, проводящий магические ритуалы.

Пятый элемент

Дословный перевод латинского выражения «пятый элемент» также укрепился в русском языке и стал устойчивым выражением, обозначающим главную суть понятия. Также пятым элементом называют самого человека, который считает себя высшим творением мира.

Слово «квинтэссенция» прочно вошло в русский язык, часто употребляется в основном значении: суть чего-либо. Встречается в названиях художественных произведений, в СМИ. Для разговорной речи оно не характерно, так как имеет окраску высокого стиля.

от лат. quinta essentia - пятая сущность), в антич. философии «пятый элемент» (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди или светил), учение о к-ром впервые было разработано в платоновской Академии (см. «Тимей» 55 с, где корпускулы К. обладают формой правильного додекаэдра). Аристотель превратил теорию пятого элемента (он сам наз. его «первым телом», «первым элементом», «первой сущностью», а также «божественным», «вечным», «горним», «круговращающимся» телом и «эфиром») в краеугольный камень своей космологии (трактат «О небе»), синтезировав ее с теорией гомоцентрич. сфер Евдокса-Каллипа. Согласно Аристотелю, К., или эфир - субстанция всего надлунного мира (как светил, так и несущих их «сфер»); в отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных «возникновению и уничтожению» (циклич. взаимопревращению) и наделенных свойством прямолинейного движения, эфиру свойствен только один вид движения - пространств. перемещение по кругу (поскольку это движение естественно для него, отпадает постулат Платона о душах - двигателях небесных тел), его вечность, неизменяемость и абс. неаффицируемость служат обоснованием несотворенности мира и залогом его неуничтожимости; они же сообщают ему свойства вечного и блаженного живого существа - космич. бога.

В дальнейшем К. все более отождествлялась с субстанцией бога и души и толковалась как нематериальная субстанция (уже у Аристотеля К. «не имеет материи, из к-рой она возникла», «О небе» 270 а 25). В эллинистич. эсхатологич. представлениях о небеснобожеств. происхождении «эфирной» души и ее возврате после смерти на астральную прародину аристотелевская К. смешалась с платонич., стоич. и фольклорными элементами (особенно 1-я кн. «Тускуланских бесед» и «Сон Сципиона» Цицерона); уже у Гераклида Понтийского, Критолая (Академия, 2 в. до н. э.) душа отождествляется с К.; Филон Александрийский отождествлял К. с «художеств. огнем» стоиков и определял душу как осколок эфирной К. Представители вост. патристики опровергали учение Оригена, согласно к-рому тела воскресших состоят не из четырех элементов, а из К.

Особое развитие учение о К. получило в неоплатонич. представлении об эфирной «колеснице» (ср. опорные тексты Платона-Тимей 41 d-е, Федр 247 b), или бессмертном астральном теле души, к-рое она получает при своем «нисхождении» в земную жизнь (Плотин, Эннеады IV 3, 15; Порфирий, О пещере нимф II; Макробий, Комм, к «Сну Сципиона» I 12; Ямвлих, О мистериях III 14; Прокл, Начала теологии 205-209). Этот неоплатонич. тезис о существовании эфирного медиума между духом и телом (как на макро, так и на микрокосмич. уровне) выступил на первый план в философии Возрождения. Так, согласно Агриппе Неттесгеймскому, божеств. дух (активное начало) не может непосредственно воздействовать на косную материю; необходим медиум, к-рый обладал бы смешанной духовно-телесной природой («De philosophia occulta» I 14); этот медиум есть «дух мира», К., оживляющая тела (алхимич. аспект: К. обладает протяженностью и может быть извлечена из тел). Согласно Парацельсу, в основе всех веществ лежит К. - «панацея», филос. камень и эликсир жизни. Эфирный «дух мира», К. встречаются у Бруно, Ф. Бэкона и др. Представление об «эфирном», или «астральном теле», как связующем звене между земным, материальным телом и бестелесной бессмертной душой укоренилось в оккультизме.

Полемика против космологич. гипотезы К. велась уже в древности: вероятно, Теофраст и, несомненно, Стратон из Лампсака отказались от гипотезы пятого элемента и говорили об огненной, а не эфирной природе светил. В 1 в. до н. э. перипатетик Ксенарх из Селевкии написал спец. трактат «Против К.» (критику Ксенарха опровергают Александр Афродисийский и Симпликий в комм. к трактату «О небе»). Систематич. критику учения Аристотеля о К. с позиций креационизма дал Иоанн Филопон в трактатах «О вечности мира против Прокла» и «Против Аристотеля о вечности мира».