Что такое квинтэссенция? Квинтэссенция русской рулетки.
Квинтэссенция считается многозначным термином, который применяется в разных областях повседневной жизни и науки. Но что такое квинтэссенция, если рассмотреть это слово более конкретно? В космологии, например, считается, что квинтэссенция - это один из многочисленных примеров тёмной энергии. С латинского языка слово квинтэссенция дословно переводится как «пятая сущность».
Данный термин применялся также в Античные времена. Его было принято использовать в области алхимии (подробнее об алхимии можно почитать в статье ) и натурфилософии в Средние века. Квинтэссенция обозначала пятую стихию (наряду с водой, огнем, землей и воздухом); элемент, напоминающий молнию; "экстракт" из некоей материи. Это нечто подобное эфиру, один из самых тонких элементов, о котором говорилось как о душе, как о силе, наделенной от Бога.
Квинтэссенция как термин также используется в переносном смысле. Это слово можно понимать не буквально. Это некая сущность, самая суть чего-либо.
Примеры использования слова
«Я вашего сына теперь на порог не пущу, больше того, во двор не пущу! Это квинтэссенция хулиганства! Я обращусь в милицию!» (И. Грекова. На испытаниях).
«Египет в целом не только не отделялся от римской и греческой античности, но воспринимался как ее своеобразная квинтэссенция». (Г. Ревзин. Очерки по философии архитектурной формы).
«А между тем романтика ― это не просто приправа к житейским благам, это, если хотите, квинтэссенция бытия». (А. Макаров. Ортодокс поневоле).
Квинтэссенция - это понятие достаточно древнее. Появилось слово впервые в античной философии. Первым, кто начал его использовать, был Аристотель.
В древности существовало учение, создателем которого был врач и философ Эмпедокл. Согласно его идеям, существовало четыре стихии. Эмпедокл считал, что в мире все (в том числе и организм человека) состоит из четырех компонентов - огня, земли, воды и воздуха. При этом различия между, например, растениями и животными состоят в разнице соотношения этих элементов, преобладании того или другого из них, степени выраженности.
Аристотель к указанным Эмпедоклом компонентам добавил пятый. Квинтэссенция - это пятая сущность. Аристотель назвал ее эфиром. Однако, по мнению философа, эфир-квинтэссенция - это не дополняющий основные четыре элемента, а противопоставляющийся им. Аристотель считал, что "первоэлементы" формируют область между орбитой Луны и центром Земли - "подлунный" (низший) мир. А мир "надлунный" - звезды и небо - состоят из этого пятого элемента. Но эта сущность не подвержена возникновению и уничтожению.
Понятием "квинтэссенция" очень интересовались в эпохе Возрождения. В то время интерес к алхимии, магии, античности был колоссальным. Для мыслителей эпохи Возрождения квинтэссенция - это некий "дух мира", оживляющий тело. Эта идея лежала в основе учения Платона.
В эпоху Возрождения снова стали актуальными. Последователи античного учения утверждали, что квинтэссенция составляла которое в свою очередь выступало в роли посредника между душой, нематериальной и бессмертной, и физическим телом. В этом направлении развивали свои идеи Дж. Бруно, Бэкон. Агриппа Неттесгеймский полагал, что на костную материю божественный дух оказать влияния непосредственно не может. Для этого необходимо некоторое "связующее звено", в качестве которого и выступала квинтэссенция, которая имела смешанную природу - духовную и телесную. Идея об "астральном теле" получила свое развитие в оккультизме.
Вместе с этим учение о квинтэссенции критиковалось еще в древности. Так, например, физик и философ Стратон утверждал, что звезды состоят не из эфира, а из огня. Мыслитель Ксенарх написал даже целый трактат "Против квинтэссенции". Однако никакая критика не могла помешать алхимикам и развивать идеи о "пятом элементе".
Мыслители полагали, что квинтэссенцию можно было извлечь из тела. Таким образом, их идеи приближались к представлениям об эликсире жизни и философском камне. Подобным образом говорит о квинтэссенции Теофраст Парацельс. Он являлся не только великим медиком, но еще и алхимиком. Ученый считал, что самим Богом в огромной алхимической лаборатории, являющейся всей Вселенной, был извлечен пятый элемент всего существующего в мире. Эта квинтэссенция является человеком.
Эта идея легла и в основу знаменитого фильма "Пятый элемент" режиссера В нем также по задумке создателей создается образ совершенного человека, который царит над всеми четырьмя стихиями.
Именно эпоха Возрождения объявила человека "мерой для всех вещей". И именно в то небезызвестное время и возникло такое понимание квинтэссенции, которое отразилось в идее Парацельса. И эта идея была подхвачена кинорежиссером в конце второго тысячелетия.
Вместе с этим современная космология также использует понятие "пятого элемента". Нельзя сказать о том, что сегодня знания намного шире, нежели в древности. Однако если ранее многие понятия не принимались и критиковались (например, отрицательная энергия, темная энергия и прочие), то сегодня их используют достаточно широко. При этом перед человеком открыты безграничные горизонты познания.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Квинтэссе́нция (от лат. quīnta essentia - пятая сущность) - многозначный термин:
Названия
Напишите отзыв о статье "Квинтэссенция"
Примечания
__DISAMBIG__Отрывок, характеризующий Квинтэссенция
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
Само слово «квинтэссенция» происходит от латинского словосочетания «quinta essentia» с сохранением его фонематического звучания. Его дословный перевод – «пятая сущность». Откуда пришло к нам это выражение, как менялось его значение со временем и что оно обозначает в наши дни? Об этом пойдет речь в данной статье.
Происхождение слова относят к временам античности, приписывают Аристотелю.
Античный период
В философии античности центральное место занимала теория о четырех веществах – воде, воздухе, огне и земле. Из них состоит мир, все живое и неживое, в том числе человек, космос, звезды. Аристотель в своих трудах дополнил теорию, считая, что существует высший элемент, из которого состоят далекие звезды, надлунный мир. Это вещество вечно, оно не создается и не исчезает, не портиться и не стареет, ему присуще движение по кругу.
Оно дает миру важнейшие свойства: вечность, неизменяемость, неучтожимость. С этим понятием связано представление о Космическом Боге, считавшимся живым существом. Согласно учению Аристотеля квинтэссенция – это реально существующее вещество, впоследствии значение слова связывалось все больше с божественными, магическими, ирреальными смыслами.
В то же время начались диспуты о его существовании. Многие философы считали, что для объяснения существования мира достаточно четырех элементов, а звезды состоят из огненной стихии. Основными оппонентами учения Аристотеля были Теофласт, Ксенарх.
Выражение же прочно вошло в разные языки мира.
Возрождение
В периоды Ренессанса и Возрождения, когда идеи античности снова обрели популярность, слово «квинтэссенция» возродилось в новых значениях, связанных с божественным происхождением мира:
- Теперь под ним подразумевали некую сущность, связывавшую физическое тело и душу, иногда его называли астральным телом. Эту теории поддерживали мыслители и ученые того времени – Джордано Бруно, ф. Бэкон.
- Особый невидимый элемент, эфир, который связывает все остальные элементы.
- Квинтэссенция в алхимии. Особое место понятие «квинтэссенция» занимала в трудах алхимиков, считавших ее высшим божественным элементом, составной частью мира. Кроме того, квинтэссенцией называли философский камень, главное вещество мира, которое обладает уникальными свойствами и может давать бессмертие. Именно философский камень был главной целью алхимиков, наряду с мечтой о создании золота.
- Человека, как главное творение Господа, также иногда называли «квинтэссенцией» всего живого.
- Божественный эфир, душа считалась частью этого вещества, осколком квинтэссенции.
- Вещество, из которого состоят воскресшие. Это значение связано с представлениями о Великом суде, когда все умершие воскреснут и предстанут перед Божиим судом.
Наряду с такими высокими значениями слово стало употребляться с ироническим смыслом. Например, в сочинении Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» упомянут автор-писатель «извлекатель квинтэссенции».
Здесь наблюдается проявление в значении современных смыслов как нечто самое важное, главное.
Квинтэссенция в современном мире, в русском языке наших дней
Данное слово в современном русском языке является многозначным. Употребляется оно в разных областях жизни и науки. Все его значения имеют общую семантический элемент, являющиеся отголоском античного происхождения, обозначающим “суть, экстракт чего-либо”. Основные значения:
- Основное, главное, самое важное, концентрат какого-либо понятия. Например, можно услышать такие выражения: квинтэссенция юмора, войны, доброты.
- Сущность какого-либо понятия.
- В физике слово стало научным понятием. Оно обозначает одну из темных энергий, которые приводят к расширению вселенной.
- В химии: квинтэссенцией называют чистый элемент, вещество без примесей, полученное химическим способом.
Квинтэссенция в гадании и эзотерике
Понятие «квинтэссенция» используется в практике гадания на картах Таро. Это понятие обозначает сложение нумерологических значений всех карт, которые участвовали в раскладе. Считается, что данная величина помогает расшифровке смысла гадания.
Кроме того, подобное понятие связывают с некоей магической энергией мира, к которой обращается человек, проводящий магические ритуалы.
Пятый элемент
Дословный перевод латинского выражения «пятый элемент» также укрепился в русском языке и стал устойчивым выражением, обозначающим главную суть понятия. Также пятым элементом называют самого человека, который считает себя высшим творением мира.
Слово «квинтэссенция» прочно вошло в русский язык, часто употребляется в основном значении: суть чего-либо. Встречается в названиях художественных произведений, в СМИ. Для разговорной речи оно не характерно, так как имеет окраску высокого стиля.
от лат. quinta essentia - пятая сущность), в антич. философии «пятый элемент» (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди или светил), учение о к-ром впервые было разработано в платоновской Академии (см. «Тимей» 55 с, где корпускулы К. обладают формой правильного додекаэдра). Аристотель превратил теорию пятого элемента (он сам наз. его «первым телом», «первым элементом», «первой сущностью», а также «божественным», «вечным», «горним», «круговращающимся» телом и «эфиром») в краеугольный камень своей космологии (трактат «О небе»), синтезировав ее с теорией гомоцентрич. сфер Евдокса-Каллипа. Согласно Аристотелю, К., или эфир - субстанция всего надлунного мира (как светил, так и несущих их «сфер»); в отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных «возникновению и уничтожению» (циклич. взаимопревращению) и наделенных свойством прямолинейного движения, эфиру свойствен только один вид движения - пространств. перемещение по кругу (поскольку это движение естественно для него, отпадает постулат Платона о душах - двигателях небесных тел), его вечность, неизменяемость и абс. неаффицируемость служат обоснованием несотворенности мира и залогом его неуничтожимости; они же сообщают ему свойства вечного и блаженного живого существа - космич. бога.
В дальнейшем К. все более отождествлялась с субстанцией бога и души и толковалась как нематериальная субстанция (уже у Аристотеля К. «не имеет материи, из к-рой она возникла», «О небе» 270 а 25). В эллинистич. эсхатологич. представлениях о небеснобожеств. происхождении «эфирной» души и ее возврате после смерти на астральную прародину аристотелевская К. смешалась с платонич., стоич. и фольклорными элементами (особенно 1-я кн. «Тускуланских бесед» и «Сон Сципиона» Цицерона); уже у Гераклида Понтийского, Критолая (Академия, 2 в. до н. э.) душа отождествляется с К.; Филон Александрийский отождествлял К. с «художеств. огнем» стоиков и определял душу как осколок эфирной К. Представители вост. патристики опровергали учение Оригена, согласно к-рому тела воскресших состоят не из четырех элементов, а из К.
Особое развитие учение о К. получило в неоплатонич. представлении об эфирной «колеснице» (ср. опорные тексты Платона-Тимей 41 d-е, Федр 247 b), или бессмертном астральном теле души, к-рое она получает при своем «нисхождении» в земную жизнь (Плотин, Эннеады IV 3, 15; Порфирий, О пещере нимф II; Макробий, Комм, к «Сну Сципиона» I 12; Ямвлих, О мистериях III 14; Прокл, Начала теологии 205-209). Этот неоплатонич. тезис о существовании эфирного медиума между духом и телом (как на макро, так и на микрокосмич. уровне) выступил на первый план в философии Возрождения. Так, согласно Агриппе Неттесгеймскому, божеств. дух (активное начало) не может непосредственно воздействовать на косную материю; необходим медиум, к-рый обладал бы смешанной духовно-телесной природой («De philosophia occulta» I 14); этот медиум есть «дух мира», К., оживляющая тела (алхимич. аспект: К. обладает протяженностью и может быть извлечена из тел). Согласно Парацельсу, в основе всех веществ лежит К. - «панацея», филос. камень и эликсир жизни. Эфирный «дух мира», К. встречаются у Бруно, Ф. Бэкона и др. Представление об «эфирном», или «астральном теле», как связующем звене между земным, материальным телом и бестелесной бессмертной душой укоренилось в оккультизме.
Полемика против космологич. гипотезы К. велась уже в древности: вероятно, Теофраст и, несомненно, Стратон из Лампсака отказались от гипотезы пятого элемента и говорили об огненной, а не эфирной природе светил. В 1 в. до н. э. перипатетик Ксенарх из Селевкии написал спец. трактат «Против К.» (критику Ксенарха опровергают Александр Афродисийский и Симпликий в комм. к трактату «О небе»). Систематич. критику учения Аристотеля о К. с позиций креационизма дал Иоанн Филопон в трактатах «О вечности мира против Прокла» и «Против Аристотеля о вечности мира».