Что такое музыкальная композиция краткий обзор. Жанры песен: описание и примеры

В виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения , «опуса», в отличие от текучей вариативности народного творчества -процесса, от импровизации (в древней, восточной , народной , джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века).

Композиция предполагает: наличие автора как личности (композитора); его целенаправленную творческую деятельность ; отделимое от создателя и далее независимо от него существующее произведение; воплощение содержания в точно установленной объективированной звуковой структуре; сложный аппарат технических средств, систематизированный музыкальной теорией и излагаемый в специальной области знания (в курсе композиции). Письменная фиксация композиции требует совершенной музыкальной нотации . Закрепление категории композиции и статуса композитора связано с развитием в эпоху Возрождения концепции свободной человеческой личности - творца, создателя (указание имени композитора стало нормой с XIV века ; кульминация личностного и авторского начала в композиции - в XIX веке).

Композиция как музыкально-художественное целое стабильна. В ней преодолевается непрерывная текучесть времени , устанавливается всегда одинаково воспроизводимая однозначность основных компонентов музыки - высотности, ритма , расположения материала и т. д. Благодаря стабильности композиции можно воспроизводить звучание музыки через любые сколь угодно большие промежутки времени после её создания. Вместе с тем композиция всегда рассчитана на определённые условия исполнения. По сравнению с прикладными фольклорными формами (песнями , плясками) и действами (обрядовыми , религиозными , бытовыми), непосредственно включёнными в жизненный процесс, композиция в большей мере является произведением искусства.

С древнейших времён представление о композиционно едином музыкальном целом связывалось с текстовой (или танцевально-метричной) основой. Латинскому понятию композиции исторически предшествовало античное понятие мелопеи . Глагол componere и его производные (в том числе compositor ) встречаются во многих средневековых трактатах, начиная от Хукбальда Сент-Аманского и его школы (IX-X века). В XI веке Гвидо Аретинский в своём «Микрологе» (ок. ) под композицией (componenda) понимал, главным образом, искусное составление хорала . Иоанн де Грокейо («О музыке», ок. ) относил это понятие к многоголосной музыке («musica composita», то есть сложная, составная музыка) и употреблял слово «compositor». В эпоху Возрождения Иоанн Тинкторис («Определитель музыкальных терминов», ) выделил в последнем термине творческий момент (композитор - «написавший какой-нибудь новый кантус »); в «Книге об искусстве контрапункта» () он чётко различил контрапункт нотированный - «res facta» (равнозначно «cantus compositus» в «Определителе») и импровизируемый («super librum cantare», букв. петь над книгой).

Изучение новых методов композиции в музыке второй половины ХХ - начала XXI веков за последние 15 лет выделилось в самостоятельную научную и учебную дисциплину - теорию современной композиции , включающую в себя изучение таких новых методов композиции и музыкальных явлений как

Музыкальное произведение - это результат творческого акта композитора.

Понятие композиции, как законченного художественного целого сложилось не сразу. Его становление тесно связано с уменьшением роли импровизационного начала в музыкальном искусстве и совершенствованием нотной записи, на определенном этапе развития сделавшей возможной точную письменную фиксацию существенных черт музыкальных произведений. Вследствие этого современный смысл композиция приобретает лишь в 13 веке, когда в нотной записи выработались средства фиксации не только высоты, но и длительности звуков. В любой композиции находят отражения и как общие, так и индивидуальные особенности музыкального искусства данной эпохи.

История музыки во многом представляет собой историю музыкальной композиции в выдающихся произведениях крупных музыкантов. Композиция никогда не бывает абсолютно законченной - ни в границах одного художественного произведениях, ни в масштабах художественного направления, течения, стиля. Композиция - это не состояние, а процесс. По определению С. Даниэл композиция мыслится, реализуется и воспринимается, как «процесс реализующий развертывание идеи, композиционное начало, подобно стволу дерева, которое органически связывает корни и крону дерева, ответвления, побеги изобразительной формы».

Каждое произведение искусства является отражением не одного исторического момента, а представляет собой сплав универсального и актуального, традиционного и новаторского, известного и неизвестного радости легко узнаваемого и удивления перед необычным, новым.

Музыка

Подлинное мастерство, умение владеть выразительными средствами сценического искусства зависит наряду с другими факторами и от уровня музыкальной культуры. Ведь музыка - один из важнейших элементов театрализованного представления почти любого жанра. Музыка - выразительное средство искусства.

Ни одна книга не может заменить самой музыки. Она может только направить внимание, помочь понять особенности музыка ной формы, познакомить с замыслом композитора. Но без слушания музыки все знания, приобретенные из книги, останутся мертвыми, схоластичными. Чем регулярнее и внимательнее челн слушает музыку, тем больше он начинает в ней слышать. А слушать и слышать -- не одно и то же. Бывает так, что музыкальное произведение поначалу кажется сложным, недоступным восприятию. Не следует торопиться с выводами. При повторных прослушиваниях наверняка раскроется его образное содержание, и станет источником эстетического наслаждения.

Но чтобы эмоционально пережить музыку, нужно воспринимать самою звуковую ткань. Если человек эмоционально реагирует на музыку, но при этом очень немногое может различить, дифференцировать, «расслышать», то до него дойдет лишь незначительная часть се выразительного содержания.

По способу использования музыки в действии ее разделяют на две основные категории: сюжетная и условная.

Сюжетная музыка в спектакле, несет самые разнообразные функции. В одних случаях она дает только эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сцены, не вторгаясь непосредственно в драматургию. В других случаях сюжетная музыка может подняться до важнейшего драматургического фактора.

Сюжетная музыка может:

· Характеризовать действующих лиц;

· Указывать на место и время действия;

· Создавать атмосферу, настроение сценического действия;

· Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.

Перечисленные функции, естественно, не исчерпывают все многообразие приемов использования сюжетной музыки в драматических спектаклях.

Ввести условную музыку в спектакль значительнее труднее, чем сюжетную. Ее условность может войти в противоречие с реальностью жизни, показываемой на сцене. Поэтому условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем выразительные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестровые, а так же вокально-хоровые средства.

Условная музыка может:

· Эмоционально усилить диалог и монолог,

· Характеризовать действующих лиц,

· Подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,

· Обострять конфликт.

Одна из общих функций музыки в спектакле - иллюстративность. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие - напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника; музыка за сценой изображает картину бури, шторма; драматически звучащая музыка выражает драматическую ситуацию на сцене и т. п. Примеры подобного использования музыки можно встретить почти в каждом спектакле. В силу своей ярко выраженной эмоциональности музыка активно воздействует именно на эмоциональную атмосферу представления при выполнении ею любых драматургических функций.

Музыка все чаще становится активным эмоциональным началом, она практически связана с действием, атмосферой спектакля и призвана раскрывать и дополнять сущность драмы. Таким образом, способность актера и режиссера чувствовать эмоциональный и ритмический строй музыкального произведения, способность и умение строить мизансцену, действовать и двигаться в музыке и с музыкой приобретают очень важное значение.

Мелодия - важнейший элемент музыкального искусства. Когда певец поет без сопровождения, мы слышим мелодию - «одноголосно выраженную музыкальную мысль». Эта мелодия может быть самостоятельным художественным произведением. Музыка к спектаклям подбирается в основном условная, так как сюжетная предопределена драматургом в его ремарках к пьесе.

Подбор музыкального материала - процесс сложный. Используя фрагменты музыкального творчества одного или разных авторов, режиссер как бы «пересоздает» качественно новое, целостное произведение, отвечающее характеру и всему строю сценического представления. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное. Поэтому желательно отбирать музыку из произведений одного или нескольких близких по творческой индивидуальности композиторов.

Помня о том, что музыка- одно из выразительных средствах спектакля, следует помнить о том, что искусство познает жизнь в логике закономерных неожиданностей, поэтому режиссер должен быть контрапунктистом в организации света, звуков, « ритмов спектакля, всех его компонентов, только тогда пьеса зазвучит как симфония, будет переливаться «перламутром красок».

Тема о которой я хочу сегодня поговорить важна для аранжировщиков, композиторов и для исполнителей. Она с одной стороны довольно проста для понимания, но очень сложна в освоении. Проблемы осложняет то, что несмотря на обилие учебников по - количество книг которые рассматривают эту проблему целостно просто мизерно. Самая популярная книга - это наверное «Логика музыкальной композиции» Назайкинский. И как вы понимаете, то о чем я хочу поговорить - это музыкальная композиция.

Что такое музыкальная композиция?

Вот одно из определений композиции в любом искусстве — построение художественного произведения, организация, структура формы произведения.

Еще — сущность композиционных приемов сводится таким образом к созданию некоторого сложного единства, сложного целого и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей.

То есть это структура форма произведения, которая обладает определённой логикой на всех уровнях и слоях музыкальной композиции.

Как это проявляется?

Чтобы описать это максимально просто - лучше всего идти от обратного, то есть посмотреть на то, когда композиция разваливается. Это довольно распространенная ошибка даже в среде опытных авторов. Как же проявляется нарушение законов композиции в музыке любого стиля?

Прежде всего это проявляется в нарушении связей между уровнями композиции.

Давайте я уточню, что подразумевается под уровнями композиции.

Есть микроуровень - это интонация. Как правило хорошая композиция, опирается на несколько базовых интонаций.

Уровень мелодии - это основная тема или любое построение уровня периода.

Как связаны микроуровень и уровень мелодии?

В основе любой даже длинной мелодии будет лежать основная интонация, которая будет угадываться даже в самом завуалированном виде - это обеспечивает интерес слушателя, а с другой стороны сопереживание и узнавание.

Самая популярная ошибка - это наличие большого количества интонаций и отсутствие связи между уровнями.

Третий уровень - это макроуровень - уровень небольшого произведения либо части сложной формы (в таком случае можно говорить еще о надмакроуровне - но понятия условные, тут каждый может использовать удобную для него терминологию).

В хорошо выстроенной композиции сочетается постоянный процесс обновления с повторениями некоторых элементов - это одно из важнейших правил композиции.

И хотя современная музыка очень часто основана на повторах, можно заметить, что грамотные продюсеры и аранжировщики обеспечивают непрерывное нелинейное изменение музыкального материала с помощью автоматизации, небольших видоизменений, вариаций и т. д.

Здесь важным является именно нелинейное изменение.

Как правило, неопытные композиторы любую свежую идею добавляют на стыке формы, например через 4-8 и т. д. тактов. Для создания цельной композиции, гораздо ценнее вводить изменения в середине тактов и построений. И хотя существует большое количество музыки квадратного типа даже среди классиков можно практически всегда увидеть нелинейную составляющую в том или ином виде.

Думаю о законах и фишках музыкальной композиции я напишу отдельную статью, а пока продолжим.

Итак, логика проявляется на всех уровнях и слоях, как написал выше - это значит, что она будет не только в мелодии, но и в гармонии, линии баса и т.д.

Еще раз уточню, что под логикой я здесь подразумеваю прежде всего интонационную связь. Так как интонация может быть и ритмической, то очень часто ритмический паттерн будет организовывать построение.

Композиция, как процесс охватывает все уровни произведения. С начала работы над произведением и до его завершения каждый композитор так или иначе следует определённой логике композиции. Кто-то использует уже оправдавшие себя схемы, кто-то просто копирует те, которые ему известны - но пожалуй есть единственный подход к которому должен стремиться музыкант - это создание уникальной композиционной структуры на основе имеющихся шаблонов. При этом шаблон здесь подразумевает какую-либо общеизвестную схему музыкальной формы, которая используется композитором, как отправная точка для работы. При этом структура может сразу же осознаваться композитором либо проявляться по мере продвижения в композиционной работе.