Что такое сольфеджио в музыкальной школе. Что такое сольфеджио, музыкальный класс

Что такое сольфеджио и чему там учат?

Очень часто я слышу от учеников и выпускников музыкальных школ мысль о том, что сольфеджио – это очень сложный предмет, который не всякому удается освоить. И более того, очень многие считают, что его и незачем осваивать. Думаю, это связано с недостаточным пониманием того, чему собственно учит сольфеджио, какое его практическое применение в жизни.

В отличии от других музыкальных дисциплин, практический результат курса сольфеджио не так явно заметен. Результат уроков фортепиано или вокала виден практически сразу – это умение играть на фортепиано, или петь. Результат же курса сольфеджио не настолько очевиден, так как содержание этого предмета очень многогранно. Сольфеджио развивает в целом многие музыкальные навыки – музыкальный слух, чувство ритма, память, чем помогает осваивать другие музыкальные предметы. Также на сольфеджио изучают основы музыкальной теории. Но кроме этого результатом курса сольфеджио являются несколько очень нужных, практичных и применимых в жизни навыков.

Итак, какие же навыки могут и должны быть приобретены в результате курса сольфеджио?

1) Умение чисто спеть с листа любую мелодию. Очень полезный для жизни навык, освоив который, Вы сможете спеть мелодию любой песни из нотного сборника. Да и само по себе умение чисто петь доставит удовольствие Вам и окружающим.

2) Умение представить мысленно, подобрать на инструменте и записать правильно нотами любую услышанную мелодию. В курсе сольфеджио этот вид деятельности называется музыкальный диктант. Правда, удобное умение? Только услышали красивую мелодию – и сразу смогли ее подобрать на инструменте.

3) Умение подобрать и сыграть к любой мелодии акомпанемент. Думаю, полезность этого пункта ни у кого не вызывает сомнения, кстати, этому ученики просят научить их особенно часто.

Почему же, не смотря на такие замечательные результаты занятий сольфеджио, не так много учеников их осваивают. Причин, как мне кажется, здесь несколько.

Во-первых, для того, чтобы освоить данные умения, нужно делать много предварительных упражнений, причем на протяжении как минимум нескольких лет без явно заметного результата. Не у всех учеников хватает на это терпения.

Вторая причина связана с несколько поверхностным отношением к заданиям по сольфеджио. Для хорошего результата нужно уделять занятиям по сольфеджио время ежедневно, а не раз в неделю на уроке. А многие ученики считают, что раз уж они пришли на урок, значит их долг перед сольфеджио выполнен, а если еще и потратили 10 минут на домашнее задание – значит практически перевыполнен! Увы, огорчу, - для результата этого недостаточно.

Ну и третьей причиной являются особенности программы по сольфеджио. Дело в том, что программа курса ориентирована на подготовку профессиональных музыкантов, которые планируют поступать в музыкальные учебные заведения. И многие задания в курсе сольфеджио рассчитаны именно на подготовку к вступительным экзаменам по сольфеджио, на которых кроме диктанта и пения с листа с дирижированием, обычно бывают задания на построение и пение гамм, интервалов и аккордов от заданных нот, либо в тональности. Этим формам работы на уроке уделяется львиная доля времени, и естественно, что на вопросы подбора на слух мелодии и аккомпанемента времени не остается.

Последнее, что я хочу сказать: сольфеджио – это набор определенных навыков, доведенных до автоматизма. Для сольфеджио важнее уметь спеть трезвучие, чем выучить правила его построения! Хотя знание правил тоже не повредит, но основное – это выработка практических навыков и умений.

Думаю, все понимают, что приобретение этих навыков – дело постепенное и длительное, но, как я показала в этой статье, - результат того стоит!

Если у Вас появились вопросы, Вы можете задать их в комментариях к этой статье, или на форуме

Удачного обучения!

У многих людей, чей жизненный путь не проходил через музыкальную школу, есть ошибочное представление о сольфеджио. Бытует мнение, что эта наука слишком сложная, освоить которую удастся не каждому, или что она даёт недостаточно положительных эффектов, как другие музыкальные дисциплины. Всё это, далеко, не так. Такие суждения возникают при отсутствии достаточной информации об этой дисциплине.
Прогресс от занятий на любом из инструментов очевиден – это умение играть. В случае сольфеджио, результат далеко не ясный. Если сравнивать со зданием, к примеру, это относится не к каркасу, который виден на поверхности, а к фундаменту, который не видно, но без него нельзя. Курс обучения этой науке строится на закладывании основных музыкальных умений – слух и чувство ритма.

С итальянского языка термин «сольфеджио» переводится как «пение по нотам». Дисциплина направлена на развитие музыкального слуха у вокалистов и музыкантов. Именно благодаря ему, можно в полном объёме ощутить искусство, научиться сочинять и исполнять музыку.

Очень важно уметь правильно воспринимать звуки, чему и учат на уроках сольфеджио. Невозможно нормально исполнить композицию, если играешь мимо нот. Правильное восприятие звуков – надёжная гарантия изучения новых навыков за максимально короткий промежуток времени.

С чего состоит обучение сольфеджио.

1. Пение, при котором произносят название каждого звука – сольфеджирование.

Здесь только одно условие: произносим все ноты ритмически и интонационно правильно.
2. Слушаем и анализируем.

Любой музыкант обязан уметь анализировать услышанную музыку, охарактеризовать её, определить темп, структуру и ритмические нюансы.
3. Важный пункт обучения – музыкальные диктанты.

Принцип их написания напоминает типичные школьные диктанты, но вместо букв – специальные символы и ноты. Задание учеников заключается в записи на нотный стан сыгранной преподавателем мелодии, придерживаясь всех правил «музыкальной пунктуации».

Что мы получаем, обучаясь сольфеджио?

Обучение нотной грамоте и основным символам и обозначениям применяемым в записи музыки на бумагу.
Бесценный навык чистого пения, умение спеть мелодию с первого раза без репетиций.

Музыкальные диктанты тренируют умение подбирать на инструменте услышанную мелодию и записывать её нотами.

Причины, по которым «пение по нотам» не привлекает новичков.

Непонимание. Мало кому известно, сколько важных и полезных навыков обретает ученик в процессе обучения.
Не у всех хватает сил ждать результата. Чтобы получить желаемый эффект необходимо долго и усердно трудится, выполнять все необходимые упражнения.

Сложность обучения дисциплине. Обучение ориентировано на основательную подготовку музыкантов. Здесь не обойтись одним лишь пением с листа или диктантами. Дисциплина изучает огромное количество понятий, которые обязательны для каждого музыканта, желающего более углубленно изучать музыку.

Важность данного обучения для гитаристов.
Чтобы научить человека играть простые вещи на гитаре, не нужны знания нотной грамоты. Однако сольфеджио отвечает за умение понимать и осознанно исполнять музыку, слышать ноты.

Благодаря этому учению, гитарист начинает иначе видеть инструмент, знает, где какие ноты на грифе гитары находятся, как работник библиотеки знает где подходящая книга. По-другому воспринимается подбор мелодий и аккомпанемента.

Необходимость в преподавателе.

Изучить все ноты, размеры и длительности – задача для самостоятельного разбора. Тем не менее, в начале обучения необходим чуткий контроль знающего человека над каждой деталью.

Современные технологии здорово шагнули вперёд, и теперь урокам сольфеджио можно обучиться, не выходя из дома. Но, к сожалению, компьютер и интернет не смогут вовремя обратить внимания ученика на ошибки, помочь сосредоточиться и найти индивидуальный подход к обучающемуся. Поэтому гораздо эффективней будет обратиться за помощью к профессиональному

Освоив однажды сольфеджио, вы окончательно перейдёте с музыкой на «ты», получите умение правильно излагать свои музыкальные мысли нотами, измените подход к подбору на слух, начнёте более глубоко понимать сам язык музыки.


Вопросом, зачем изучать сольфеджио и что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу или занимаются музыкой в рамках дополнительного образования. Почему дети, обучающиеся игре на музыкальном инструменте в обязательном порядке изучают сольфеджио? Какая между ними взаимосвязь?

Попробуем познакомиться с этой загадочной музыкальной дисциплиной поближе, возможно, многие вопросы, в том числе изучать или не изучать , отпадут у родителей сами собой.


«Сольфеджио » – красивое итальянское слово, которое сложилось из названий двух нот – «соль» и «фа» и в переводе означает «пение по нотам ». Это музыкальная дисциплина, основной задачей которой является развитие музыкального слуха – главного инструмента любого музыканта.

Воспитание музыкального слуха, а также развитие чувства ритма учеников достигается на уроках сольфеджио с помощью пения одноголосных, двухголосных и многоголосных упражнений, написания мелодических и ритмических диктантов, слухового анализа музыкального материала.


Самым тесным образом с сольфеджио связана теория музыки . Граница между ними очень условна, поэтому в школе они изучаются вместе, как две составляющих одного предмета: теория музыки теоретически объясняет, из чего и как устроена музыка, а сольфеджио – на практике тренирует навыки, необходимые музыканту.


Основными из таких навыков являются:

- Сольфеджирование – пение специальных одноголосных, двухголосных и многоголосных упражнений и номеров (отрывков из известных музыкальных произведений) с называнием каждой ноты. Таким образом развивается интонационный и гармонический слух.

Восприятие музыки на слух. Слуховой анализ различных созвучий, аккордов, ладов и других музыкальных структур.

Умение записать услышанную мелодию нотными знаками. Это достигается постоянной практикой написания музыкальных диктантов .

Непоседы Открытый урок - Сольфеджио

Занятия сольфеджио развивают слух: человек начинает различать самые тонкие звуковысотные, динамические и ритмические нюансы музыки, восприятие и исполнение музыки становится богаче и разнообразнее.


Уроки сольфеджио развивают навыки интонирования ("чистого", точного пения без фальши): человек может воспроизвести музыку и вслух и про себя, "слышать внутренним слухом".

Что такое сольфеджио? В широком смысле, сольфеджио – это пение по нотам , пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа , потому-то это слово и звучит так музыкально. В более узком смысле, сольфеджио – это учебная дисциплина , которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях.

Для чего нужны уроки сольфеджио в школах? Для воспитания музыкального слуха, для взращивания его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? С помощью тренировок, специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.

Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу. К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе). Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.

Школьный курс сольфеджио можно разделить на две составляющие: теоретическую и практическую часть. В среднем звене теория отделяется от практики, в школе же они проходятся параллельно. Теоретическая часть – это элементарная теория музыки на протяжении всего периода учения в школе, на начальном этапе – на уровне музыкальной грамоты (причём это довольно серьёзный уровень). Практическая часть – это пение специальных упражнений и номеров – отрывков из музыкальных произведений, а также запись диктантов (разумеется, музыкальных) и анализ на слух различных созвучий.

С чего начинается обучение сольфеджио? Сначала учат читать и писать ноты – без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты – это самый первый этап, который, к слову, заканчивается очень скоро.

Если вы думаете, что нотную грамоту в музыкальных школах преподают все 7 лет, то это не так – месяц-другой максимум, затем происходит переключение на собственно музыкальную грамоту. И, как правило, уже в первом-втором классе ученики школ осваивают базовые её положения (на теоретическом уровне): виды мажора и минора, тональность, её устойчивые и неустойчивые звуки и созвучия, интервалы, аккорды, простую ритмику.

При этом параллельно начинается собственно сольфеджирование – практическая часть – пение гамм, упражнений и номеров с дирижированием. Не стану сейчас писать тут о том, для чего всё это нужно – читайте отдельную статью «Зачем изучать сольфеджио». Просто скажу, что по прохождения курса сольфеджио человек сможет читать ноты как книги – ничего не играя на инструменте, будет слышать музыку. Подчеркну, что для такого результата знания одной нотной грамоты не достаточно, нужны именно упражнения, которые развивают навыки интонирования (то есть воспроизведения) как вслух, так и про себя.

Мы разобрались в том, что такое сольфеджио – это и вид музыкальной деятельности, и учебная дисциплина. Теперь несколько слов о том, что ребенку нужно приносить с собой на урок сольфеджио. Непременные атрибуты: нотная тетрадь, простой карандаш, ластик, ручка, тетрадочка «для правил» и дневник. Уроки сольфеджио в музыкальной школе проходят раз в неделю по одному часу, на дом обычно задаются небольшие упражнения (письменные и устные).

Если вы искали ответ на вопрос, что такое сольфеджио, то вполне закономерно, что у вас может возникнуть вопрос: а какие ещё предметы изучаются при обучении музыке? По этому поводу читайте статью «Что дети изучают в музыкальных школах».

Кстати, совсем скоро будут выпущены серии видео уроков по основам музыкальной грамоты и сольфеджио , которые будут распространяться бесплатно, но только в первое время и только среди посетителей данного сайта. Поэтому, если вы не хотите пропустить данную серию – прямо сейчас подпишитесь на рассылку материалов (форма с левой стороны), чтобы получить персональное приглашение на эти уроки.

В завершение – музыкальный подарок. Сегодня будем слушать Егора Стрельникова – классного гусляра. Он споёт «Казачью колыбельную» на стихи М.И. Лермонтова (музыка Максима Гавриленко).

Е. Стрельников «Казачья колыбельная» (стихи М.И. Лермонтова)

Что такое сольфеджио?

Слово «сольфеджио» является итальянским термином и буквально обозначает «пение по нотам». Это дисциплина, целью которой является развитие музыкального слуха у музыкантов и вокалистов. Именно он позволяет в полной мере наслаждаться искусством звуков - сочинять и исполнять музыку.

Для любого певца и музыканта очень важно активное восприятие звуков, которое можно развить благодаря урокам сольфеджио. Нельзя исполнять какую-либо музыку, если не попадаешь в ноты. Активное восприятие является гарантией овладения новыми навыками в короткие сроки. Именно поэтому важность уроков сольфеджио для начинающих певцов и музыкантов нельзя недооценивать.

Что включает в себя эта музыкальная дисциплина

Как и любая дисциплина, сольфеджио включает в себя несколько важных разделов.

  1. Сольфеджирование - пение, при котором называют каждую ноту. При этом важно произносить их интонационно и ритмически верно.
  2. Музыкальные диктанты. Принцип их проведения похож с написанием диктантов в школе, только вместо букв необходимо фиксировать музыкальные знаки. Преподаватель играет на каком-либо клавишном инструменте мелодию (последовательность звуков), а ученики записывают все нотами, при этом соблюдая их высоту и длительность, а также музыкальные паузы (перерывы между звуками).
  3. Слуховой анализ. Для каждого музыканта очень важно уметь на слух определять характер услышанной музыки, ее лад, темп, ритмические особенности и структуру.

Какие навыки приобретаются благодаря урокам сольфеджио?

Приступать непосредственно к изучению этой дисциплины можно только лишь после освоения как минимум нотной грамоты. Именно поэтому сольфеджио для начинающих музыкантов и певцов заключается в изучении нот и других музыкальных знаков.

Уроки сольфеджио помогают освоить такой важный навык, как умение чисто спеть любую мелодию без предварительной репетиции. Благодаря музыкальным диктантам развивается умение мысленно представить, подобрать на инструменте и правильно записать нотами услышанную мелодию. Также можно освоить такой полезный навык, как умение подбирать и играть аккомпанемент к любой мелодии.

Почему сольфеджио не пользуется популярностью у новичков?

Несомненно, уроки «пения по нотам» дают отличные результаты, однако у начинающих музыкантов эта дисциплина не пользуется особой популярностью. Причин этому может быть несколько.

Во-первых, не все понимают, что такое сольфеджио, и насколько важные навыки можно приобрести в процессе обучения этой музыкальной дисциплине.

Во-вторых, нужно регулярно и в течение очень долгого времени делать специальные упражнения, прежде чем удастся достичь заметных результатов, и далеко не у всех учеников хватает терпения.

Третья причина - это особенности программы по этой музыкальной дисциплине. Она ориентирована на подготовку профессиональных певцов и музыкантов. Поэтому лишь диктантами и пением с листа занятия не ограничиваются. Построение и пение гамм, аккорды от заданных нот, интервалы, тональность, трезвучие, одноголосие - сольфеджио изучает массу понятий, без которых нельзя обойтись ни одному музыканту-профессионалу.

Нужно ли «пение по нотам» гитаристам?

Научить человека игре на гитаре можно, конечно, и без знания нот. Однако активизировать процесс глубокого понимания и осознания музыки помогут именно занятия сольфеджио. Как же понять, что такое сольфеджио на гитаре? Это, прежде всего, формирование в сознании музыканта устойчивых закономерностей различных звуковых сочетаний, которыми по мере обучения будет все легче и легче пользоваться, смешивать их и получать возможность писать новую музыку.

Сольфеджио формирует у гитариста совершенно новое, более качественное видение грифа, позволяет иначе воспринимать процесс написания новых музыкальных композиций, соло-партий, аккомпанементов. Игра молодых гитаристов, не изучавших сольфеджио, становится однобокой и примитивной. Такие музыканты практически не поддаются переучиванию, а техника их игры неэластична.

Нужен ли учитель при обучении?

Понятно, что основная составляющая сольфеджио - ноты. Кажется, что выучить обозначение нот, их длительность, ключи, размер, нотный стан можно самостоятельно. Однако все не так просто, как может показаться, - контроль необходим во всем, особенно на начальных этапах обучения.

Конечно, благодаря современным компьютерным программам можно обучаться урокам сольфеджио и в домашних условиях, но живой контроль будет намного действеннее, поскольку человек, в отличие от машины, может сопереживать, чувствовать, наслаждаться мелодией.

Понимание того, что такое сольфеджио, и зачем оно необходимо, является очень важным моментом для каждого певца и музыканта. Ведь сольфеджио - это не просто скучные занятия, это целый комплекс определенных знаний и навыков, доведенных до автоматизма, позволяющих создавать свои яркие музыкальные шедевры.