Декабристы о народах сибири. Декабристы в ссылке

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра истории

Декабристы в С ибири

студента группы ГГ-13

Антошечкиной Екатерины

Научный руководитель:

Чухланцев А.М.

Новокузнецк 2013

Введение

Глава 1. Формирование мировоззрения декабристов

1.2 Условия жизни в Сибири

Глава 2. Основные направления деятельности декабристов в Сибири

2.1 Просветительская деятельность декабристов в Сибири

2.2 Жены декабристов и их деятельность

Заключение

Список литературы

Введение

Декабристы, деятели русского освободительного движения первой четверти 19 в. Движение возникло в кругу образованной дворянской молодежи, находившейся под влиянием европейской общественной мысли, идей французских энциклопедистов и Великой французской революции. Разгром восстания 14 декабря 1825 года развеял надежды декабристов на революционные преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы, находившиеся на каторге и в ссылке, они в большинстве своем не только остались верны прежним убеждениям, но и мучились новыми вопросами о судьбах родины, стремились в труднейших условиях приносить ей посильную пользу. мировоззрение декабрист сибирь деятельность

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на “нравственное онемение” и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.

Вся их деятельность была посвящена будущим социально - экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т.п.

При этом многие из активных участников восстания, размышляя о причинах поражения на Сенатской площади, приходили к осознанию узости социальной базы декабристского движения и необходимости просвещения широких масс населения России.

К настоящему времени по истории декабристского движения опубликовано более 15 000 научных и научно-популярных работ. Среди них капитальные труды П.Е. Щёголева, М.В. Нечкиной, Н.М. Дружинина, В.А. Фёдорова и других учёных, освещены многие вопросы декабристского движения, особенно те, что связаны с формированием революционной идеологии декабристов, подготовкой восстания и суда над декабристами.

Крупным обобщающим исследованием о декабристах и их эпохе бесспорно является двухтомная монография М.В. Нечкиной “Движение декабристов”, изданная в 1955 г. Основная задача монографии, как это определено её названием, состояла в том, чтобы изучить непосредственно движение декабристов, его корни, выяснить, как развивалась его идеология, как происходила смена одной декабристской организации другой, как было подготовлено и проведено восстание.

Глава 1. Формирование мировоззрения декабристов

Истоки формирования мировоззрения декабристов сложны и многообразны.

Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: в последнем десятилетии XVIII века, или в первые годы XIX века.

Все декабристы (исключения крайне редки) были по происхождению дворянами, принадлежали к привилегированному сословию тогдашней крепостной России. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства протекало через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского имения, первоначальное домашнее обучение, поступление в учебное заведение.

Декабристы росли большей частью в обеспеченных дворянских семьях, где могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека.

И поэтому одной из причин, побудивших их восстать против самодержавия, декабристы на следствии называли саму российскую крепостническую действительность во всех крайне неприглядных ее проявлениях. “Вольномыслие” декабристов возникло в первую очередь как протест молодого поколения передового дворянства против произвола самодержавия, засилия чиновничьей бюрократии, угнетенного, бесправного положения народных масс, в особенности крепостного крестьянства.

Следует отметить и высокий уровень образованности будущих декабристов. Одни из них учились в Московском университете, другие - в Московской школе колонновожатых (будущей Академии Генерального штаба), третьи - в Царскосельском лицее.

Огромное влияние на формирование просветительских взглядов декабристов оказала запрещенная книга великого русского писателя 18 века А.Н.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Жестокие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, совпадали с той действительностью, которая окружала юношей.

Но, конечно, дело не ограничивалось чтением запрещенных русских книг. С Запада более свободно проникали - еще в библиотеки дедов и отцов - произведения философов - просветителей. Особенно часто попадали в руки передовой молодежи книги французских корифеев вольнолюбия - Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье… Их читали в подлиннике: знание французского языка являлось обязательным для каждого образованного человека в России.

Огромное влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала и Отечественная война 1812 года, вызвавшая невиданный патриотический подъем всего русского общества. Декабристы называли себя “детьми 1812 года”, не раз подчеркивали, что 1812 год явился началом их движения. Среди участников этой войны - более ста будущих декабристов; 65 человек из тех, кого в 1825 году власти назовут “государственными преступниками”, насмерть сражались с врагом на Бородинском поле. Известно, что победа русского народа в Отечественной войне 1812 года имела не только военное значение, но оказала огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России. Декабристы первыми указали на народный характер этой войны. Именно война 1812 года глубоко и остро поставила перед будущими декабристами вопрос о судьбах родины, путях ее развития, выявила огромные возможности русского народа, который, как они верили, рано или поздно должен найти в себе силы для освобождения от внутренней тирании - сбросить ярмо крепостного рабства.

В течение 1812 - 1815 годов будущие декабристы оказались свидетелями событий мирового значения, они наблюдали, с какой легкостью разрушались или воссоздавались троны, ломались старые порядки. Это внушало им надежду на возможность революционных перемен и в России.

Декабристы - участники Отечественной войны 1812 года надеялись, что великий подвиг России разбудит к новой жизни молодое поколение, что Александр I произведет ожидавшиеся реформы, что откроются новые широкие возможности и для перемен политических, и для развития культуры. Но произошло обратное: закрепощенность крестьян не ослабла, расцвела аракчеевщина, усилились цензура и преследования свободомыслящих писателей и ученых. Протестовала же небольшая часть общества, а вступала в активную борьбу с реакцией совсем малая.

Одной из мер правительства после войны 1812 года было объединение “духовных дел и народного просвещения” в одном министерстве во главе с князем Голицыным. Но на деле это министерство сознательно тормозило распространение в стране научных знаний, опасаясь, что это может привести к “пагубным последствиям для существующего порядка вещей”.

Сразу же после окончания войны реакция со всей силой обрушилась на учебные заведения. В специальной правительственной инструкции предусматривалось преподавать лишь те науки, которые “не отделяют нравственности от веры”. Крупнейшие университеты страны (Петербургский, Казанский и др.) были подвергнуты опустошительному разгрому. Прогрессивно настроенные профессора, подлинные ученые были изгнаны, а над учебными заведениями устанавливался полицейский надзор.

14 декабря 1975 года знаменательная дата в истории революционного движения в России - 150-летие с того самого дня, когда "лучшие люди из дворян", выступили против русского самодержавия и крепостничества.

День 14 декабря действительно стал эпохою, а первые русские революционеры, поставившие целью уничтожение самодержавия в России, вошли в историю революционного движения под именем ДЕКАБРИСТОВ.

Допросы дворян-революционеров вел лично император Николай I. Первым перед ним предстал "человек во фраке", отставной поручик, один из руководителей восстания, "поклонник пламенный добра" - Кондратий Рылеев.

Тщетно пытался новоиспеченный царь объяснить движение декабристов, как "заговор кучки злодеев".

Слишком велика была эта "кучка", чтобы объявить имена "заговорщиков" в газете. Перед царем предстали люди, объединенные общей идеей революции. Русская действительность была той почвой, на которой выросли революционные идеи. Об этом открыто говорили на допросах декабристы.

Декабристы действительно называли имена великих французских просветителей, английских экономистов, немецких философов, приводили примеры из произведений величайших мыслителей древнего мира, но подавляющее большинство из них называло, в первую очередь, имя первого русского революционера Александра Николаевича Радищева. Следственная комиссия, а с нею и царь убедились, насколько глубоко в сознание передового русского общества проникли свободолюбивые, антикрепостнические идеи Радищева.

Отечественная война 1812 года, когда русский народ опрокинул и погнал наполеоновские полчища, показала силу русского народа и вместе с тем еще резче обнажила язвы монархии. Европа уже сбросила ярмо абсолютизма, а в России по-прежнему властвовали деспотизм, бесправие и произвол крепостничества.

Для того ли мы купили кровью первенство между народами, чтобы нас унижали дома?- спрашивал вчерашний герой войны Александр Бестужев.

Император Александр I сбросил маску либерала, "просвещенного монарха" и ввел в закон изматывающую плацпарадную муштру, военные поселения, стал основателем Священного союза - военно-полицейской международной организации, направленной на подавление революционного движения в Европе.

В противовес этому передовые офицеры России создали "Союз спасения", выработав уже в 1816 году план убийства царя. Этот план предложил и взялся исполнять Михаил Лунин, которого Герцен назвал "одним из тончайших умов и деликатнейших". Аристократ, наследник огромного состояния, Лунин говорил: "Для меня открыта только одна карьера - карьера свободы". Пушкин посвятил ему строки: "Друг Марса, Вакха и Венеры, тут Лунин дерзко предлагал свои решительные меры".

Сергей Муравьев, вначале горячо одобривший план Лунина, пришел впоследствии к другому выводу: небольшая группа людей, даже если бы и сумела покончить с царем, не в силах изменить государственный н общественный строй России. Была создана новая организация "Союз благоденствия" (1818-1821 гг.).

Расправа в 1820 году над солдатами Семеновского гвардейского полка в Петербурге насторожила членов "Союза благоденствия". Поводом к расправе послужил коллективный протест солдат против издевательства над ними командира полка. В действительности император Александр только искал повода к расформированию полка, к массовому наказанию солдат, разжалованию большой группы офицеров, слишком открыто развернувших просветительные беседы и "вредно влияющих на умонастроение и дисциплину нижних чинов". Чтобы не провалить начатое дело, было принято в 1821 г. решение о мнимом роспуске широко развернувшегося, по существу полулегального "Союза". Надо было очиститься и от случайных людей. Возникли, независимо друг от друга, новые тайные общества: "Северное", "Южное", "Соединенных славян". "Славяне", ознакомившись с программными документами "южан" - "Государственным заветом", извлечениями из "Русской правды", написанной Пестелем, - безоговорочно приняли их программу и тактику. "Северяне" медлили с объединением, хотя и соглашались со сроками восстания: январь 1826 года, или точней, время, когда полк Пестеля вступит в караул, что позволит тотчас захватить штаб армии. Одновременно поднимется восстание в Петербурге и Москве. Внезапная смерть Александра I и последовавший затем период "междуцарствия" подтолкнули события: "северяне", не поставив в известность другие общества, решили выступить самостоятельно - в день присяги новому царю, Николаю I,-14 декабря 1825 года, не зная, что накануне уже был арестован Пестель и почти вся Тульчинская управа Общества "южан".

13 июля 1826 года пять героев - Пестель, Рылеев, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол, Каховский - были казнены.

Официальная печать говорила только о "жалкой кучке заговорщиков, авантюристах, оперных злодеях". Было запрещено даже с ругательными эпитетами упоминать подлинные имена "лучших людей из дворян".

Следствие по делу декабристов велось тайно, по двум каналам: Следственной комиссией Сената и Военной Коллегией, где проходили тысячи "нижних чинов" и сотни офицеров. Кроме кратких сообщений в официальной печати о "кучке заговорщиков-офицеров и нескольких человеках гнусного вида во фраках", общественность России, да и Европы в особенности, ничего существенного не знала.

1.2 Условия жизни в Сибири

Всего в сибирскую ссылку было отправлено 124 участника декабристских организаций, 96 из них - в каторжную работу, остальные - на бессрочное поселение. 113 из числа сосланных в Сибирь принадлежали к дворянскому сословию и только 11 (крестьянин Дунцов-Выгодовский и десять нижних чинов) - к податным сословиям. Среди декабристов восемь человек были обладателями княжеского титула, родословная которых восходила либо к легендарному Рюрику, либо к великому литовскому князю Гедимину (Барятинский, Волконский, Голицын, Оболенский, Одоевский, Трубецкой, Шаховской и Щепин-Ростовский). Граф Чернышев принадлежал к семейству, ведущему свой род от одного из любимцев Петра 1. Еще четверо (Розен, Соловьев, Черкасов и Штейнгейль) имели баронский титул. Поскольку главной и почетной обязанностью дворянства считалась ратная служба, 113 ссыльных «дворянских революционеров» были военными. Только шесть человек служили по гражданскому ведомству, а пятеро находились в отставке. Среди военных трое имели генеральский чин. Самому старшему из невольных сибиряков, Горскому, было 60 лет, самому младшему, Толстому, - 20.

Каторжные работы декабристы отбывали в Благодатском руднике, Чите и Петровском Заводе. Собрав в одном месте более 70 «друзей 14 декабря», Николай 1 стремился, в первую очередь, обеспечить строгий надзор и полную их изоляцию. Прибытие в Сибирь жен и невест декабристов разрушило изоляцию декабристов, так как в отличие от своих мужей они сохраняли право переписки с родными и друзьями и стали добровольными секретарями узников.

Иркутская колония была одной из самых многочисленных: в Урике проживали семьи Волконских, Муравьевых, Лунин, Вольф, Панов, в Усть-Куде - братья Поджио и Муханов, в Оеке Трубецкие и Вадковский, в Бельске Анненковы и Громницкий, в Олонках Раевский, в Мало-Разводной - Юшневские, братья Борисовы, Якубович и Муравьев, в Смоленщине - Бесчаснов.

Из декабристов первым иркутянином стал Муравьев. Приговоренный к ссылке в Сибирь без лишения чинов и дворянства, он был назначен сначала городничим в Верхнеудинск, а в 1828 г. переведен в Иркутск. Под его руководством центр города был благоустроен, положены тесовые тротуары, на набережной Ангары заведены «московские гулянья в экипажах вокруг качелей», а порядок, обеспеченный полицией, которую возглавлял ссыльный городничий, отмечался даже в жандармских донесениях. Его дом на Спасской площади стал центром культурной жизни города. Здесь проводились музыкальные вечера, вечера поэзии и читались лекции.

Жизнь декабристов определялась многочисленными инструкциями. Им запрещалось отлучаться из мест поселения без разрешения начальства далее чем на 30 верст; вся переписка с родственниками должна была вестись через канцелярию генерал-губернатора и III Отделение; «дабы с избыточным богатством» они «не позабыли о вине своей», строго регламентировались занятия любыми промыслами и отвергались те, которые могли обеспечить их материальную независимость. За редким исключением «государственным преступникам» запрещалось вступать в государственную службу, а также заниматься общественно-значимыми видами деятельности, например, педагогикой. Однако большинство из них разделяли мнение Лунина, утверждавшего: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».

Раевский не только открыл в селе Олонки школу для детей и взрослых, но на свои деньги пригласил учителя и выписал учебные пособия, предложил использовать свой дом в Тихвинском приходе Иркутская для занятий учебного заведения для девочек - Сиропитательного дома Медведниковой. Частной педагогической деятельностью занимались Борисов, Юшневский и Поджио.

В 1836 г. по представлению генерал-губернатора Броневского «ввиду недостатка в крае медицинских чиновников» была разрешена врачебная практика Вольфу. Доверие к ссыльному доктору было столь велико, что к его услугам прибегали и представители «иркутского бомонда» - богатые купцы, чиновники и даже губернатор. Оказывал медицинскую помощь нуждающимся и Муравьев: бывший гусарский полковник оказался «успешливым зубодером». А Мария Волконская и Екатерина Трубецкая почти с каждой посылкой получали лекарства для раздачи больным односельчанам.

В Сибири декабристы оказались тесно связанными с крестьянством. Каждый поселенец наделялся 15-ю десятинами земли, «дабы трудами своими снискивать себе пропитание», но братья Муравьевы и Сергей Волконский взяли в аренду дополнительные наделы, на которых устроили хозяйство с использованием наемной рабочей силы. Настороженное поначалу отношение местных жителей к «государственным преступникам» довольно быстро сменилось дружеским и доверительным, чему в немалой степени способствовали искренний их интерес к делам окружающих, готовность прийти на помощь, участие в жизни села, к которому они были приписаны. Они посещали свадьбы и именины соседей и делали это уважительно, соблюдая принятые у хозяев обычаи. Крестили младенцев и следили за их дальнейшей судьбой. Некоторые из декабристов женились на местных девушках.

Действовала журнальная артель, новинки литературы рассылались в самые отдаленные уголки края. Пущин, взявший на себя обязанности распорядителя общей декабристской артели, находил средства для помощи малоимущим. Среди тех, кто постоянно делал взносы в общую кассу, были Волконский и Трубецкой. В доме Трубецких находили приют дети их товарищей - дочери Кюхельбекера и сын Кучевского.

Для многих Сибирь стала последним приютом - дорогой длиною в жизнь. «Мы не на шутку начинаем заселять сибирские кладбища», - писал с грустью Пущин. Последний приют нашли в иркутской земле Поджио, Панов, Муханов и Екатерина Трубецкая с детьми Софьей, Владимиром и Никитой. Андреев и Репин погибли при пожаре в Верхоленске. В 1843 г. после недолгой болезни скончался «стоивший целой академии» Муравьев. В лазарете Усолья после тяжелой болезни умер Громницкий.

3а тридцать лет сибирской ссылки декабристы сроднились со своей новой родиной. Покидая ее, многие из них, как Наталья Дмитриевна Фонвизина, кланялись Сибири «в благодарность за ее хлеб-соль и гостеприимство». Пришедшее, наконец, «прощение» вызывало у декабристов двойственное чувство: хотелось вернуться в родные места, увидеть оставшихся еще близких, познакомиться с молодым поколением и жаль было расставаться с пусть скромным, но налаженным бытом, сложившимся кругом друзей, возмущало и недоверие нового монарха, отдававшего возвращавшихся стариков под надзор полиции.

Глава 2. Основные направления деятельности декабристов в Сибири

2.1 Просветительская деятельность декабристов в Сибири

К просветительской деятельности в Сибири декабристы начали активно готовиться, будучи узниками Петровского каземата в Петровской “каторжной академии”. Они усиленно занимались самообразованием, делились друг с другом знаниями в различных отраслях наук и уже в то время искали возможности воспитания молодого поколения. Благодаря настойчивости им удалось открыть школу для детей местных жителей. Школа работала 8 лет, вплоть до отбытия декабристов на поселение. Обучение в казематской школе было строго дифференцированным: одних детей готовили в высшие учебные заведения, других - в уездные училища, третьих учили начальной грамоте и всех - ремеслам. Обучение было столь успешным, что ученики декабристов поступали даже в Горный институт, Академию Художеств, Петербургский технологический университет.

Характерной особенностью Сибири являлось то, что она была краем низших учебных заведений. Но даже школ, дающих самые элементарные знания, было явно недостаточно для удовлетворения потребности в обучении детей. Поэтому сибиряки предпочитали обучать детей частным образом, а не отдавать детей в городские училища, расположенные порой за десятки и сотни километров: это и стоило намного дешевле, и дети как подсобная рабочая сила оставались дома.

По выходу на поселение “государственным преступникам” разрешалось заниматься земледелием, торговлей и промыслами, медицинской практикой, но категорически запрещалось обучать детей, так как правительство опасалось, и не без основания, их влияния на молодое поколение. Однако декабристы выискивали пути обхода подобных запретов и почти все занимались педагогической деятельностью. При этом они не просто продолжали существовавшую и ранее в Сибири учительскую практику ссыльных, но подняли ее на более высокую ступень: создавали учебники и учебные пособия, разрабатывали и внедряли новые прогрессивные методы обучения.

Так, М.И.Муравьев - Апостол, прибывший в 1828 году в Вилюйск, занялся устройством школы для детей разных сословий и национальностей. Декабрист обучал их чтению, письму и арифметике, а за неимением удовлетворительных учебников сам составил несколько учебных пособий.

Широко развернул просветительскую деятельность с выходом на поселение Д.И.Завалишин - бывший преподаватель Кадетского корпуса (1821 - 1823 гг.). Его общественной активности в значительной мере обязано Забайкалье открытием ряда сельских приходских училищ, возобновлением работы в Чите казачьей и солдатской школ, закрытых из - за недостатка учебников: декабрист за свой счет снабдил их учебными пособиями и работал в них учителем.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

Братья Н. и М.Бестужевы еще при организации казематской школы для детей служащих и мастеровых Петровского завода были инициаторами трудового обучения детей. Они приучали своих учеников к труду и порядку, не различая их по происхождению.

И.Д.Якушкин, как и другие декабристы, значительно расширил свое образование в “каторжной академии”. Выйдя из Петровского каземата и поселившись в 1836 году в Ялуторовске Тобольской губернии, он уделял много внимания самообразованию, особенно в области естественных наук, и искал случая приступить к реализации своих педагогических идей и просветительских планов, вытекавших как из программных идей декабристов, так и из его личных наклонностей. Вскоре ему удалось обойти запрет на занятия педагогической деятельностью. В Ялуторовск был переведен молодой протоиерей С.Я.Знаменский, знакомый тобольских декабристов, достаточно образованный для своего времени и прогрессивно настроенный человек.

Протоиерей поддержал идею И.Д.Якушкина об организации школы. Опираясь на синодские указы 1836 - 1837 гг. об открытии церковно-приходских училищ и ходатайство тобольских декабристов перед архиереем и губернатором, он в октябре 1841 года получил разрешение на открытие школы. Новое училище должно было “приготовлять “детей священников и церковнослужителей, проживающих в городе и окрестностях.

Вопрос о женском просвещении, поставленный на повестку дня передовой мыслью России, волновал и сибирскую общественность. Однако сопротивление консервативных сил было так велико, что в первой четверти XIX века не было открыто ни одной женской школы. Количество же девочек, обучавшихся вместе с мальчиками в отдельных приходских и уездных училищах, исчислялось единицами. И только во второй четверти XIX века, уже в значительной мере под влиянием декабристов, в Сибири появилось несколько женских учебных заведений: Сиропитательный дом Медведниковой и Институт для “девиц благородного и духовного звания в Иркутске. В учебных заведениях, по данным А.Саблина, обучалось не более 150 человек.

Несмотря на препятствия местных властей, ялуторовским декабристам удалось 1 июля 1846 года открыть школу и для девочек, именовавшуюся “духовным приходским училищем для девиц всех сословий”. Ее идейным руководителем тоже был Д.И.Якушкин, а учителем формально числился все тот же дьячок Седачев. Для работы в школе были привлечены жена декабриста А.В.Ентальцева и ученицы И.Д.Якушкина А.П.Созонович и О.Н.Балакшина.

Деятельность ссыльных декабристов охватывала все стороны общественной жизни Сибири, вовлекая представителей местного общества. В обстановке постоянного полицейского надзора, не имея возможности выступать в центральной периодической печати, декабристы поддерживали сибирских литераторов в их намерении издавать свои журналы и газеты. Декабристы сделали все, чтобы пробудить интерес к политической и культурной жизни не только в среде сибирской городской интеллигенции, но и сельского населения.

Одним из благотворных влияний декабристов на сибирское общество было их сдерживающее воздействие на местную администрацию. При декабристах чиновники административного аппарата уже не решались идти на неограниченный произвол. Д.И.Завалишин, поселенный в Чите, с начала организации и образования Забайкальской области в 1851 году, принимал непосредственное участие в делах области или оказывал на них то или иное влияние. Через Д.И.Завалишина многие его товарищи, в частности, братья Бестужевы, не раз помогали обращавшимся к ним за советом или помощью крестьянам и местным жителям.

2.2 Жены декабристов и их деятельность

Декабристам много помогали на каторге и в ссылке выехавшие в Сибирь за мужьями жены. Их было одиннадцать, этих героических женщин.

24 июля 1826 года из великолепного особняка на Английской набережной в Петербурге выехала в Сибирь 26-летняя дочь графа Лаваля, княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая. Эта выросшая в роскоши аристократка первая последовала на каторгу и в ссылку за своим осужденным мужем-декабристом С.П.Трубецким.

Вслед за нею из дома Волконских на набережной Мойки в Петербурге выехала к мужу С.Г.Волконскому в Нерчинские рудники двадцатилетняя княгиня Мария Николаевна Волконская, дочь известного героя 1812 года генерала Н.Н.Раевского.

Через день после нее выехала к мужу в Сибирь Александра Григорьевна Муравьева, дочь графа Г.И.Чернышева. А.С.Пушкин направил с нею в Сибирь два послания: одно -- декабристам, «Во глубине сибирских руд...», другое -- лицейскому товарищу, «другу бесценному» И.И.Пущину.

И вслед за ними одна за другой по тому же бесконечному сибирскому тракту направились жены декабристов: Е.П.Нарышкина, Н.Д.Фонвизина, А.И.Давыдова, А.В.Ентальцева, М.К.Юшневская и А.В.Розен. Среди этих замечательных женщин, к примеру, были еще две совсем юные француженки. Почти не зная русского языка, они отправились в суровую Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого давно любили: Полина Гебль вышла на каторге замуж за И.А.Анненкова, Камилла Ле-Дантю -- за В.П.Ивашева.

В далекой Сибири эти хрупкие на вид женщины начали строить свою новую жизнь и вместе с декабристами-каторжниками и ссыльнопоселенцами самоотверженно несли свой крест. Лишенные, по существу, всех прав, жены декабристов на протяжении долгих лет своей сибирской жизни не переставали бороться вместе с мужьями против произвола чиновников, за право на человеческое достоинство в условиях ссылки, помогая тем, кто нуждался в их помощи. Жены декабристов -- дочери из известных дворянских родов -- держали себя гордо, свободно и подчеркнуто независимо в отношении сибирского начальства, большого и малого, которое не только вынуждено было считаться, но и боялось их.

«Главное, -- писал И.И.Пущин с каторги, -- не надо утрачивать поэзию жизни, она меня до сих пор поддерживала...». Правда, не всем женам декабристов суждено снова увидеть родину и своих оставленных дома детей и близких, но вернувшиеся сохранили ясность сердца -- сквозь долгие годы страданий, надежд и разочарований, грустных воспоминаний о прошлом и тягостных мыслей об ускользающей жизни...

Николай I не был провидцем: будущего он не мог знать, да и самое печальное пророчество, впрочем, показалось бы ему скорее всего преступным. Ведь уже при его несчастном правнуке и тезке Николае II свершилась скоротечная и непонятная «революция кастрюль». Так монархисты прозвали знаменитый русский февраль, покончивший с российским самодержавием; ведь зачинателями русской демократической революции 1917 года на улицах Питера явились опять же русские женщины, в один из морозных февральских дней выдвинувшие требования «хлеба и мира» под звон опорожненных кастрюль. Этот звон был прощальным по последнему Николаю и погребальным по русской монархии. У истории своя логика -- через несколько месяцев Россия будет провозглашена республикой, ее ждет немало суровых испытаний, но все это будет потом, а пока мы с удивлением и гордым трепетом сердца вспоминаем и пишем скудные строки о героических дворянских женах, выполнивших свой супружеский долг до конца...

Заключение

Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путём была оборвана трагическим разгромом восстания на Сенатской площади. Им не суждено было реализовать грандиозные планы переустройства России, воплотить свои замыслы в жизнь. Но эта борьба дала важные результаты. Декабристы разбудили лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы.

Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой восточной окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния “восточных сибирских народов” и способствование “к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности”.

Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.

Список литературы

1. Бахаев В.Б. Общественно - просветительская и краеведческая деятельность декабристов в Бурятии. Новосибирск, «Наука»,1989 .

2. Бестужев Н.А. Статьи и письма. М.:Просвещение, 1988.

3. Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М.:Мысль, 1998.

4. Восстание декабристов. Том 7. М. - Л.:Наука, 1988.

5. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX - XIX веков. Л.: ЛГУ, 1989 .

8. Дружинин Н.М. Декабрист И.Д.Якушкин и его ланкастерская школа. В кн.: В сердцах Отечества сынов. Иркутск, 1985.

10. Записки, статьи, письма декабриста И.Д.Якушкина. М.:Знание, 1987.

11. История Сибири. Том 2. Л.: «Мысль», 1988.

12. Иллерицкий В.Е. Революционная историческая мысль в России (домарксистский период). М., «Мысль», 1974.

13. Литературное наследие декабристов. М., «Наука», 1996 .

14. Нечкина М.В. Декабристы. - М.: Наука, 1989.

15. Общественная мысль в России XIX века. Л., «Наука», 1986.

16. Окунь С.Б. Ссыльные декабристы в Сибири. Л., ЛГУ, 1985.

17. Орлик О.В. Декабристы и европейское освободительное движение. М., «Мысль», 1985.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность просветительской деятельности декабристов в сибирской провинции, их вклад в развитие этого региона. Деятельность группы декабристов в Тобольске, их роль и место в истории и культуре города. Значение деятельности засланных декабристов в Сибири.

    реферат , добавлен 25.02.2009

    Условия формирования декабристской идеологии. Причины, побудившие декабристов заниматься просветительской деятельностью в Сибири. Анализ основных направлений просветительской деятельности декабристов, ее влияние на дальнейшее развитие в Сибирском регионе.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2010

    Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством. Научная, медицинская и педагогическая деятельность. Декабристы и сибирская интеллигенция. Общественные кружки 30-40-х годов в Сибири. Борьба декабристов против административного произвола.

    реферат , добавлен 04.02.2010

    Значение и взаимосвязь истории декабризма с историей Сибири XIX века. Итоги восстания. Прошения жен заключенных декабристов, отстаивание ими интересов своих мужей. Пути деятельности декабристов по обучению и воспитанию молодого поколения сибиряков.

    презентация , добавлен 13.12.2011

    Восстание декабристов - начало истории организованного революционного движения в России. Педагогическая, просветительская и хозяйственная деятельность декабристов, как основополагающая методики взаимного обучения в России. Их суждения о восточной окраине.

    контрольная работа , добавлен 11.10.2010

    Формирование идеологии декабристов, освободительные идеи Новикова, Радищева, западноевропейских просветителей - Вольтера, Руссо, Монтескье, Сисмонди. Судьба декабристов после 1825 года. Просветительская деятельность в ссылке в Кургане Тобольской губернии.

    реферат , добавлен 10.01.2009

    Характеристика социально-экономической ситуации в России во времена декабристов, которые были борцами против крепостного права и самодержавия. Формирование мировоззрения декабристов. Союз Спасения и Союз Благоденствия. Следствие и "суд" над декабристами.

    реферат , добавлен 27.10.2010

    Первое в истории России открытое политическое выступление. Формирование мировоззрения декабристов и первые тайные общества. "Северное" и "Южное" общества декабристов. Восстание декабристов в 1825 г. Следствие и суд. Программные положения декабристов.

    контрольная работа , добавлен 08.05.2016

    Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.: причины, ход, поражение, значение. Нижегородцы-декабристы. Оценка событий историками и общественными деятелями первой части XIX века. А.И. Герцен и В.О. Ключевский – взгляд на восстание и деятельность декабристов.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2011

    Жизнь декабристов в сибирской ссылке, их влияние на социальную и образовательную жизнь г. Иркутска и благотворительная деятельность. Взаимоотношения декабристов с местным населением, купцами, чиновниками и священством. Помилование и возвращение домой.

Приговоренные к каторжным работам, сразу же были направлены в Сибирь. Многие из них первое время отбывали наказание в различных государственных тюрьмах (Шлиссельбург, Динабург, Кексгольм, Свеаборг и др.). Первая партия осужденных декабристов была отправлена в в конце июля 1826 г. Они были помещены в Нерчинском горном округе на Благодатских рудниках, где работали более года в крайне тяжелых условиях. К концу 1827 г. в Нерчинске было сосредоточено около 100 декабристов. Однако сочло это место ненадежным, и осужденных перевели в Читинский острог. Здесь они жили в общих комнатах и страшной тесноте. В августе 1828 г. декабристам было разрешено снять железные кандалы, и условия заключения были несколько смягчены.

Некоторые жены декабристов (М. Н. Волконская, Е. И. Трубецкая, А. Г. Муравьева), несмотря на все препятствия, чинимые им со стороны властей, и уговоры родных, отправились в конце 1826 г. в Сибирь, чтобы разделить участь своих мужей. За ними потом последовали и другие. Надо было иметь большое мужество, чтобы решиться на такой шаг. Этот благородный поступок вызвал восхищение всех прогрессивных людей России, получил широкий общественный резонанс и был воспет в русской литературе. С А. Г. Муравьевой (женой ) А. С. Пушкин передал свое знаменитое послание декабристам: «Во глубине сибирских руй храните гордое терпенье…» Поэт выражал свое глубокое сочувствие и веру в торжество дела, начатого декабристами. Муравьевой грозило тяжкое наказание, если бы стихотворение было обнаружено, но она не испугалась и передала его осужденным. Хорошо известен ответ поэта-декабриста А. И. Одоевского: «Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли…», написанный им в Читинском остроге.

В 1828 г. член Общества соединенных славян, активный участник восстания Черниговского полка И. И. Сухинов предпринял попытку организовать восстание в Зерентуйском руднике, чтобы затем освободить всех заключенных каторжан Нерчинского округа. Заговор вследствие предательства был раскрыт. Сухинов покончил с собой, остальные сообщники были казнены. Среди декабристов Читинского острога также обсуждался план побега. После раскрытия заговора в Зерентуйском руднике от этого плана отказались.

Заговор в Зерентуйском руднике встревожил Николая I. Было решено построить для декабристов новую тюрьму на Петровском заводе, расположенном в пустынном месте, в 600 км от Читы. В августе - сентябре 1830 г. заключенных перевели туда. В новой тюрьме осужденные были размещены по отдельным камерам. Здесь было просторнее, чем в Читинском остроге, но также сыро и темно, потому что окон не было и свет проникал из коридора. Только в результате упорной борьбы заключенных и их родственников, длившейся несколько месяцев, удалось получить разрешение на прорубку окон в камерах.

В Читинском остроге, а затем на Петровском заводе декабристы работали по нескольку часов в день. Весной и летом они выполняли земляные работы по засыпке оврага или по исправлению почтовой дороги. Осенью и зимой мололи муку на мельнице. Некоторые декабристы увлекались ремеслами. Среди них были портные, сапожники, столяры, часовые мастера и др. В Чите и на Петровском заводе осужденные через жен, приехавших к ним, получали русские и иностранные газеты, журналы и книги.

Среди декабристов было много образованных людей, стоявших на уровне знаний своего времени. На каторге возник своеобразный «университет» или «академия», где читались лекции, доклады и проводились занятия по различным отраслям знаний. Осужденное усиленно занимались изучением иностранных языков. Среди них были люди, которые в совершенстве знали английский, французский, немецкий, классические и другие языки и охотно обучали им своих товарищей. На литературных вечерах А. И. Одоевский, П. А. Муханов, М. А. Бестужев выступали с чтением оригинальных и переводных произведений. Н. А. Бестужев, увлекавшийся живописью, создал галерею портретов декабристов и их жен.

В такой атмосфере усиленных научных занятий, напряженного интеллектуального труда, оживленных идейных споров проходила жизнь декабристов на каторге. Большое место в обсуждениях и беседах декабристов занимали не только общественно-политические вопросы, но и история тайного общества. Собравшись вместе, они имели возможность сопоставить разнообразные сведения о деятельности и программе организаций, о восстании 14 декабря 1825 г., о следствии. В результате этих оживленных бесед все более ясным становилось значение тайного общества, его роль в борьбе против крепостного права и самодержавия - борьбе, отвечавшей интересам прогрессивного развития страны. Сведения, почерпнутые из этих бесед, послужили для некоторых декабристов одним из источников при написании мемуаров.

Из воспоминаний И. Д. Якушкина, А. Е. Розена, Н. В. Басаргина и других декабристов известно, что еще в Читинском остроге сложилась большая артель, которая получила свое организационное оформление позднее на Петровском заводе. Возникновение артели было вызвано тем, что материальное положение заключенных на каторге было далеко не одинаковым. В то время как одни получали от родственников значительные суммы, большинство не привезло с собой денег и не могло надеяться на помощь близких и, действительно, ничего не получало-

Учреждение артели на общественных началах укре-пилб материальное и моральное положение неимущей, демократической части осужденных и способствовало сплочению декабристов, находившихся на каторге. Большинство декабристов придавало принципиальное значение артели и рассматривало ее не только как хозяйственную ассоциацию, но как коллектив людей, близких по своим убеждениям и политическим взглядам.

Помимо большой артели существовала малая, средства которой составлялись из добровольных взносов. Целью ее было оказание помощи неимущим для первого обзаведения на поселении. Она продолжала существовать под управлением И. И. Пущина и после выхода всех осужденных па поселение.

По отбытии каторги местами поселения декабристов были назначены различные центры Сибири, где они находились под неусыпным надзором властей. Городничие ежемесячно сообщали губернскому начальству о поведении каждого декабриста. Эти сведения через генерал-губернаторов Сибири поступали в Петербург. Переписка декабристов подвергалась строгой цензуре. Вопрос о доставке писем декабристов адресату окончательно решался в III отделении. Поэтому декабристы и их корреспонденты предпочитали не касаться в письмах, посылаемых по почте, общественно-политических вопросов, если же затрагивали их, то высказывались очень осторожно.

В Сибири перед декабристами встала задача: каким путем в новых условиях служить тем целям, которые были выдвинуты освободительным движением 1816- 1825 гг. «Настоящее житейское поприще наше,- говорил М. С. Лунин,- началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». Разнообразная деятельность декабристов в Сибири - просветительная, хозяйственная, литературная - имела общественное значение. Она была призвана разрушить клеветнические измышления, распространяемые царским правительством об участниках тайного общества и его целях, показать, что декабристы руководствовались идеями патриотизма, интересами прогрессивного развития своей страны и народа.

Декабристы много сделали для разоблачения этой клеветы. В своих произведениях они указывали, что их борьба за уничтожение феодально-крепостнической системы, преобразование государственного строя и социальных отношений находит отклик и поддержку в народных массах. М. С. Лунин писал, что преследование членов тайного общества в Сибири «свидетельствует о их политической важности, о симпатиях народа, которыми они постоянно пользуются, и о том, что конституционные понятия, оглашенные ими под угрозою смертною, усиливаются и распространяются в недрах нашей обширной державы».

Основанные Якушкиным и другими декабристами в Ялуторовске училища являлись культурными очагами в Сибири и содействовали просвещению народа. Однако в условиях феодально-крепостнической действительности и реакции, особенно усилившейся после революции 1848-1849 гг. в , эта деятельность декабристов не могла получить широкого распространения.

Декабристам было разрешено вернуться в европейскую часть только в августе 1856 г.

И.А.Миронова “…Их дело не пропало”

В наши дни невозможно представить историю России без декабристов. Ими восхищались многие писатели, о них слагались легенды, и теперь уже не всегда можно понять, реальна ли та или иная история, или это всего лишь выдумка. 19 века теснейшим образом связана с декабристами. Именно они ознаменовали начало борьбы с феодально-крепостническим строем. Судьба декабристов хоть во многом и была трагической, но стала своеобразным проводником революционных идей в умы масс.

Судьба первых осужденных

Первые декабристы в Сибири оказались вскоре после 14 декабря 1825 года, когда 110 человек не из самых низших сословий выступили против действующего на тот Пятеро из них были казнены практически сразу же, а некоторых приговорили к ссылке и каторжным работам в Сибири на срок от 2 до 20 лет, после чего возвращаться обратно им запрещалось. Другие участники восстания были разжалованы в солдаты и сосланы на бессрочное поселение, а третьи - отправились на работы в крепости, что на практике оказывалось куда хуже каторги.

Уже 23 июля 1826 года 8 осужденных были оправлены из Петропавловской крепости. Путь до Иркутска в то время занимал 37 дней и проделать его декабристы должны были пешком. Все это время они были прикованы к общей цепи, и к каждому заключенному был приставлен собственный жандарм. Тем не менее, по прибытии декабристы в Сибири оказались в относительно неплохих условиях. Все дело было в том, что о них побеспокоился вице-губернатор Горлов, который был членом одной масонской ложи, откуда впоследствии вышло немало декабристов. Цепи с них были сняты, а охрана вокруг дома ослаблена, то есть осужденные фактически могли свободно общаться с тем, с кем захотели бы. Даже отбывать каторгу им первое время не приходилось из-за симпатии высокого начальства, однако это продолжалось недолго, так как за послабления иркутское руководство было предано суду.

Жены декабристов

Особого внимания заслуживают даже не декабристы в Сибири, а их жены, которые готовы были бросить все блага цивилизации и отказаться от той жизни, которую они вели постоянно ради верности своим мужьям. Такие действия не могли остаться незамеченными и воспринимались в обществе не только как верность супругам, но и как поступок, получивший огромный резонанс. Это приводило к тому, что всеми силами пытался не допустить восстановления семей, даже заставил перейти жен, например, княгиню Трубецкую, на положение жены осужденного и ссыльного, а их дети, рожденные в Сибири, должны были стать заводскими крестьянами.

Жизнь декабристов на каторге

Безусловно, декабристы в ссылке попали в совершенно непривычные для себя условия - им приходилось очень нелегко из-за тяжелого труда и весьма скудного питания, тюремщики были жестокими и весьма сожалели о том, что им приходилось следить за здоровьем повстанцев, и нельзя было обращаться с ними так как с остальными, которые не выдерживали больше 2 месяцев. В ответ на издевательства декабристы в Сибири впервые в истории России провели революционную голодовку.

Читинский острог

Пока первые осужденные уже были в ссылке, более 70 человек еще оставались в Петропавловской крепости и других схожих тюрьмах. Со временем их переводили на время в Читигский острог, где была всего пара изб, из-за чего декабристам приходилось жить в жуткой тесноте. Но это их сплотило и дало возможности ближе познакомиться, ведь многие из них вообще знали друг друга только шапочно. В эти время они были заняты на или мололи жерновами рожь. Побег не удался, и хотя заключенным нельзя было иметь бумагу и чернила, через своих жен они связывались с внешним миром и вели довольно активную корреспонденцию.

Уникальная миссия декабристов состояла и в том, что они несли образование в массы, обучая грамоте и наукам всех, кто только хотел учиться. В начале 19 века состояние образование в сибирской глубинке было весьма плачевным, преподавались только основы предметов, поэтому приезд декабристов немало поспособствовал популяризации образования.

На тихую улочку в центре Иркутска в старинную усадьбу приезжают люди со всего света, чтобы узнать о судьбах «государственных преступников», отбывавших ссылку в Сибири за участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Это усадьба декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского. Совсем рядом, на соседней улице усадьба декабриста князя Сергея Петровича Трубецкого. Обе усадьбы входят в состав историко-мемориального комплекса «Декабристы в Сибири».

Посетим и мы эти скромные дома, бывшие центром встреч и общения декабристов.

Итак... Всего в сибирскую ссылку было отправлено 124 участника декабристских организаций, 96 из них - в каторжную работу, остальные - на бессрочное поселение. 113 из числа сосланных в Сибирь принадлежали к дворянскому сословию и только 11 (крестьянин Дунцов-Выгодовский и десять нижних чинов) - к податным сословиям. Среди декабристов восемь человек были обладателями княжеского титула, родословная которых восходила либо к легендарному Рюрику, либо к великому литовскому князю Гедимину (Барятинский, Волконский, Голицын, Оболенский, Одоевский, Трубецкой, Шаховской и Щепин-Ростовский). Граф Чернышев принадлежал к семейству, ведущему свой род от одного из любимцев Петра 1. Еще четверо (Розен, Соловьев, Черкасов и Штейнгейль) имели баронский титул. Поскольку главной и почетной обязанностью дворянства считалась ратная служба, 113 ссыльных «дворянских революционеров» были военными. Только шесть человек служили по гражданскому ведомству, а пятеро находились в отставке. Среди военных трое имели генеральский чин. Самому старшему из невольных сибиряков, Горскому, было 60 лет, самому младшему, Толстому, - 20.

Каторжные работы декабристы отбывали в Благодатском руднике, Чите и Петровском Заводе. Собрав в одном месте более 70 «друзей 14 декабря», Николай 1 стремился, в первую очередь, обеспечить строгий надзор и полную их изоляцию. Прибытие в Сибирь жен и невест декабристов разрушило изоляцию декабристов, так как в отличие от своих мужей они сохраняли право переписки с родными и друзьями и стали добровольными секретарями узников.

Благодаря дамам, они получили возможность знакомиться с новинками научной и художественной литературы, а литературные и музыкальные вечера, занятия рисованием давали выход их творческой энергии. Готовясь к поселенческой жизни, многие декабристы овладевали ремеслами: прекрасными портными оказались князь Оболенский и Бобрищев-Пушкин, столярами - тот же Пушкин, Кюхельбекер, Загорецкий. Но самым талантливым мастером был Бестужев, в тюрьме сумевший сделать весьма точный хронометр. Портретная галерея декабристов, созданная им, сохранила для потомков облик «первенцев русской свободы».

Воспитание иркутска

Иркутская колония была одной из самых многочисленных: в Урике проживали семьи Волконских, Муравьевых, Лунин, Вольф, Панов, в Усть-Куде - братья Поджио и Муханов, в Оеке Трубецкие и Вадковский, в Бельске Анненковы и Громницкий, в Олонках Раевский, в Мало-Разводной - Юшневские, братья Борисовы, Якубович и Муравьев, в Смоленщине - Бесчаснов.

Из декабристов первым иркутянином стал Муравьев. Приговоренный к ссылке в Сибирь без лишения чинов и дворянства, он был назначен сначала городничим в Верхнеудинск, а в 1828 г. переведен в Иркутск. Под его руководством центр города был благоустроен, положены тесовые тротуары, на набережной Ангары заведены «московские гулянья в экипажах вокруг качелей», а порядок, обеспеченный полицией, которую возглавлял ссыльный городничий, отмечался даже в жандармских донесениях. Его дом на Спасской площади стал центром культурной жизни города. Здесь проводились музыкальные вечера, вечера поэзии и читались лекции.

Жизнь декабристов определялась многочисленными инструкциями. Им запрещалось отлучаться из мест поселения без разрешения начальства далее чем на 30 верст; вся переписка с родственниками должна была вестись через канцелярию генерал-губернатора и III Отделение; «дабы с избыточным богатством» они «не позабыли о вине своей», строго регламентировались занятия любыми промыслами и отвергались те, которые могли обеспечить их материальную независимость. За редким исключением «государственным преступникам» запрещалось вступать в государственную службу, а также заниматься общественно-значимыми видами деятельности, например, педагогикой. Однако большинство из них разделяли мнение Лунина, утверждавшего: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».

Раевский не только открыл в селе Олонки школу для детей и взрослых, но на свои деньги пригласил учителя и выписал учебные пособия, предложил использовать свой дом в Тихвинском приходе Иркутская для занятий учебного заведения для девочек - Сиропитательного дома Медведниковой. Частной педагогической деятельностью занимались Борисов, Юшневский и Поджио.

В 1836 г. по представлению генерал-губернатора Броневского «ввиду недостатка в крае медицинских чиновников» была разрешена врачебная практика Вольфу. Доверие к ссыльному доктору было столь велико, что к его услугам прибегали и представители «иркутского бомонда» - богатые купцы, чиновники и даже губернатор. Оказывал медицинскую помощь нуждающимся и Муравьев: бывший гусарский полковник оказался «успешливым зубодером». А Мария Волконская и Екатерина Трубецкая почти с каждой посылкой получали лекарства для раздачи больным односельчанам.

Большое влияние оказали «государственные преступники» и на развитие культуры в Сибири. Именно с появлением здесь этих высокообразованных людей у сибирской молодежи появилась «тяга к учебе» и «стремление в университеты». Вошли в моду чтение, подписка на газеты и журналы, устройство литературных и музыкальных вечеров, посещение театра. В доме Волконских репетировали и ставили спектакли. С открытием в Иркутске театра его постоянными зрителями стали семьи Трубецких и Волконских.


Гнев на милость

В Сибири декабристы оказались тесно связанными с крестьянством. Каждый поселенец наделялся 15-ю десятинами земли, «дабы трудами своими снискивать себе пропитание», но братья Муравьевы и Сергей Волконский взяли в аренду дополнительные наделы, на которых устроили хозяйство с использованием наемной рабочей силы. Новыми были и приемы хозяйствования, и новые для этого региона сорта сельскохозяйственных культур - гималайское просо, огурцы, арбузы и дыни. Семена выписывались из России, а некоторые были привезены из Петровского Завода, где декабристы занимались огородничеством, и «собранные с тюремных кустов» семена дали прекрасные овощи. Живший в Смоленщине Бесчаснов устроил маслобойку, на которую все окрестные крестьяне привозили конопляное семя, получая от этого небольшой, но стабильный доход.

Настороженное поначалу отношение местных жителей к «государственным преступникам» довольно быстро сменилось дружеским и доверительным, чему в немалой степени способствовали искренний их интерес к делам окружающих, готовность прийти на помощь, участие в жизни села, к которому они были приписаны. Они посещали свадьбы и именины соседей и делали это уважительно, соблюдая принятые у хозяев обычаи. Крестили младенцев и следили за их дальнейшей судьбой. Некоторые из декабристов женились на местных девушках.

Проявляли интерес к декабристам и иркутские купцы. Известная независимость, противопоставление чиновникам, особенно приезжим, «навозным», как их здесь насмешливо именовали, понимание, насколько полезными для них могут быть образованные поселенцы, имеющие, к тому же влиятельных родственников в столицах, а также свойственное сибирякам сочувствие к «несчастным» способствовали сближению Трапезниковых, Басниных, Наквасиных с декабристами. Именно через них шла тайная переписка с родными и друзьями ссыльных дворян, они и их доверенные лица доставляли посылки, в том числе и вещи, на которые декабристы не имели права. Помогали купцы и материально: ссужали деньги в долг на длительные сроки. Постоянное и длительное общение декабристов с купцами «немало содействовало» складыванию у последних «более смягченных культурных нравов и вкусов».

Сложнее складывались отношения с чиновниками. Опасаясь доносов и «неудовольствия Петербурга», правители местной администрации старались соблюдать полученные инструкции. Поэтому нередко самые простые и обоснованные просьбы встречали решительный отказ, как это случилось в 1836 г. с Анненковым, просившим разрешения приехать из Бельска в Иркутск к тяжело рожавшей жене. Только начавшаяся болезнь Прасковьи Егоровны и смерть новорожденных близнецов заставили генерал-губернатора отменить свой запрет. Некоторые чиновники видели в «государственных преступниках» возможность упрочить свое служебное положение. Так, получив от своего знакомого рукописные сочинения Лунина, чиновник особых поручений Успенский тотчас отправил донесение в Петербург, после чего декабрист был вновь арестован и отправлен в Акатуй, Только с приездом в Иркутск нового генерал-губернатора Н.Н. Муравьева, слывшего либералом, положение изменилось. Он не только бывал вместе с женой в домах Волконских и Трубецких, но интересовался мнением декабристов по многим вопросам, давал им поручения, взял к себе на службу Михаила Волконского. В свою очередь, декабристы также живо интересовались многими начинаниями Муравьева, оказывали содействие в организации экспедиций по исследованию и освоению Амура.

Столь же неоднозначно складывались и взаимоотношения с местными священниками. По отзывам современников, большинство декабристов были исправными прихожанами, без ханжества и излишней экзальтации. Те, у кого была такая возможность, оказывали материальную поддержку церквям тех сел, в которых проживали. Так, братья Александр и Никита Муравьевы в Урике на местной церкви вместо деревянной кровли сделали железную, бедному священнику Карнакову построили дом, выстроили близ церкви деревянное здание с тремя отделениями - для богадельни, училища и торговой лавки.

Менее обеспеченные вносили свою лепту личными трудами, как, например, П.Ф. Громницкий. Он написал для церкви села Бельское несколько икон. Но, несмотря на это, приходские священники, по словам вдовы олонского батюшки Сперанского, боялись «навлечь на себя подозрения со стороны местных властей за близкие отношения к поднадзорным». Образованные, широко мыслящие архиереи были более независимы.

У архиепископа Нила особенно близкие отношения сложились с Трубецкими. Именно их рекомендации склонили иркутского пастыря при выборе игуменьи Знаменского монастыря. К нему обратился Трубецкой с письмом, объясняя причины отказа от царской «милости» в 1842 г. Согласие отдать детей, «прижитых в Сибири», в казенные заведения с изменением родовой фамилии, писал декабрист, означало признание «греховным сожитие с женой моей и осрамило бы ее и семейство ее пред целым светом».

Сложившееся на каторге братство декабристов не распалось и после ее окончания. Разбросанные по всей Сибири, они продолжали интересоваться судьбой товарищей. Действовала журнальная артель, новинки литературы рассылались в самые отдаленные уголки края. Пущин, взявший на себя обязанности распорядителя общей декабристской артели, находил средства для помощи малоимущим. Среди тех, кто постоянно делал взносы в общую кассу, были Волконский и Трубецкой. В доме Трубецких находили приют дети их товарищей - дочери Кюхельбекера и сын Кучевского.

Последний приют

Для многих Сибирь стала последним приютом - дорогой длиною в жизнь. «Мы не на шутку начинаем заселять сибирские кладбища», - писал с грустью Пущин. Последний приют нашли в иркутской земле Поджио, Панов, Муханов и Екатерина Трубецкая с детьми Софьей, Владимиром и Никитой. Андреев и Репин погибли при пожаре в Верхоленске. В 1843 г. после недолгой болезни скончался «стоивший целой академии» Муравьев. При отпевании в оекской церкви Вадковского не выдержало сердце Юшневского. Вскоре рядом с его могилой на кладбище села Большая Разводная появились могилы Муравьева и братьев Борисовых. В лазарете Усолья после тяжелой болезни умер Громницкий.

Пришедшее, наконец, «прощение» вызывало у декабристов двойственное чувство: хотелось вернуться в родные места, увидеть оставшихся еще близких, познакомиться с молодым поколением и жаль было расставаться с пусть скромным, но налаженным бытом, сложившимся кругом друзей, возмущало и недоверие нового монарха, отдававшего возвращавшихся стариков под надзор полиции.

Александр II позаботился об эффектном представлении своей «милости» (доставить Манифест об амнистии в Иркутск было поручено сыну декабриста Михаилу Волконскому), но ясно дал понять, что они по-прежнему в глазах власти преступники и милосердие проявлено лишь из-за старости декабристов и своеобразной традиции прощения пострадавших от ушедшего царя, сложившейся в России еще в XVIII в.

По возвращении в Россию декабристы встретили не только радость родственников, все тридцать лет поддерживавших их, и поклонение молодежи, но и мелочные придирки властей, стремившихся поскорее выпроводить из Москвы «неудобных стариков», и имущественные дрязги с братьями, кузенами и племянниками, уже привыкшими считать их имения своей собственностью.

Добрая память

Декабристы оставили в Иркутске не только добрую память о себе, они способствовали формированию традиций интеллигентности и терпимости, позволивших нашему городу стать столицей Восточной Сибири как в административном и экономическом, так и в культурном и духовном отношении.

Их благотворное и разностороннее влияние не стерло время. Здесь сохраняются дома и могилы «первенцев свободы». Еще в 1925 г., в дни празднования 100-летнего юбилея восстания на Сенатской площади, была создана декабристская экспозиция, положившая начало коллекции историко-мемориального Музея декабристов, открывшегося 29 декабря 1970 г.

Экспозиции двух домов рассказывают об истории декабризма - от событий 14 декабря 1825 г. до амнистии, дарованной императором Александром II в 1856 г., и возвращения декабристов из ссылки, а также о судьбах их первых хозяев и их потомков. Здесь хранятся подлинные предметы, принадлежавшие декабристам: семьям Трубецких, Волконских, Фонвизиных, Муравьевых, Рылееву, Каховскому, Муханову, Раевскому, Вольфу, Пущину, Батенькову и другим. Музей проводит литературно-музыкальные салоны, спектакли «Домашнего театра Волконских».

Ежегодно с 14 по 25 декабря Музей проводит традиционный областной фестиваль «Декабристские вечера». В эти дни проходят концерты в областной филармонии, литературно-музыкальные салоны в домах Волконских и Трубецких, литературные вечера в областных и городских библиотеках.

Тамара ПЕРЦЕВА, ст. научный сотрудник Декабристского комплекса.

Журнал «Время странствий», №№7-8 (36-37)/2006

К. Брюллов "Сон декабриста Волконского"

«Настоящее житейское поприще началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили», — писал декабрист М. Лунин.

Сразу же после казни пяти декабристов остальных начали увозить из Петропавловской крепости и переводить в другие казематы: Шлиссельбурга, Свеаборга, Кексгольма, Выборга и др. И сразу же, в июле, отправили на каторгу первые две партии декабристов (8 человек), среди них С. Трубецкой, С. Волконский, Е. Оболенский, А. и П. Борисовы, А. Якубович Все они были очень молоды, одному только С. Волконскому было 38 лет, а остальные были моложе. До Иркутска они добирались 37 дней, весь путь закованными в ножные кандалы. А затем их отправили в самые отдаленные и глухие места Сибири: Якутск, Туруханск, Олекминск, Витим, Верхоянск, Верхнеколымск и другие поселения.

Сибирь

А.Скино "Портрет А. Одоевского"

В те времена Сибирь представляла собой суровую окраину России. «Дно мешка, конец света» — так характеризовал Сибирь государственный канцлер Нессельроде.

Несмотря на это, декабристы разбудили и в этом глухом краю лучшие умы и интеллектуальную силу живущих там людей, оставив долгую и добрую о себе память, которую чтут в этих местах до сегодняшнего дня. Они вели просветительскую работу среди населения. О деятельности декабристов в ссылке написано очень много – около 120 тыс. научных и научно-популярных работ, поэтому понятно, что в одной статье невозможно охватить все стороны их жизни и деятельности, имена и места пребывания. В нашей статье возможно лишь контурно обозначить главные направления их деятельности в сибирской ссылке.

Места поселения ссыльных декабристов были разбросаны по всей Восточной Сибири: от Березова – до Охотского моря, от границы с Китаем и Монголией – до Якутска и Нижнеколымска. Причем места эти постоянно меняли: перебрасывали осужденных из одного места в другое. Следует учитывать также, что на каторгу были отправлены не только представители дворянского сословия и высших военных чинов, но и простые солдаты, принимавшие участие в мятеже. Кроме того, в это время в Сибири жили сосланные за участие в восстании в Польше большие группы поляков-повстанцев. Учитывая все эти обстоятельства, легко предположить, что декабристы продолжили дело борьбы с крепостничеством и самодержавием, но только в другой форме – в форме просветительской. Они видели, что сибирский край богат и перспективен, если развивать его грамотно. Начали они с малого: с собственных небольших огородов, выращивая там такие диковинные для Сибири овощи, как цветная капуста, дыня, артишоки и даже арбузы. Начало было положено в казематский период, а когда им разрешили выйти на поселение, то их просветительская деятельность намного расширилась.

Сельское хозяйство

Они приступили к организации образцовых хозяйств и вот тут оказалось, что «снискивать пропитание собственным трудом», как им было предписано, невозможно без земли. Они (Веденяпин, Абрамов, Лисовский, Бестужевы и др.) забросали письмами с просьбами о выделе им земли краевые власти и даже императора Николая I. Правительство вынуждено было предоставить декабристам 15-десятинный надел. А некоторые из них, как С. Трубецкой, тут же передали свои наделы крестьянам. Занимались земледелием декабристы Д. Завалишин, Спиридов под Красноярском, М. Кюхельбекер в Баргузине, братья Беляевы в Минусинске, С. Волконский, Торсон в Селенгинске. Они показывали местному населению пример грамотного земледелия, культуру и продуктивность сельского труда. И вся их жизнь и труды проходили среди простых людей, они делили с ними все тяготы жизни, были просты в общении, но в то же время могли многому научить других. Поэтому люди их уважали, до сих пор сохранились многие усадьбы и даже наделы бывших декабристов.

Н.П. Репин "Декабристы на мельнице в Чите"

Например, декабрист Торсон построил молотильную машину, а Д. Завалишин создал образцовое хозяйство и своим опытом показывал местным жителям, что значит «культура земледелия»: как удобрять землю, что такое многопольная и плодопеременная система пашни, когда правильно косить траву. Кроме земледелия, он выводил породы молочных коров. У него было большое хозяйство: 7 коров и более 40 лошадей… Он выписывал семена и раздавал их крестьянам. Он способствовал общей грамотности населения.

Декабрист Андреев в Олекме построил мукомольную мельницу, а Бечасный под Иркутском – маслобойку. Здесь более 300 лет выращивали коноплю, а масло из нее бить не умели. Не было здесь и огородов, а декабристы не только стали выращивать различные диковинные для Сибири овощи, но и познакомили местных крестьян с парниками.

М. Муравьев-Апостол в Вилюйске начал сажать картофель, Ф. Шаховской занимался опытами по акклиматизации овощных культур, помогал материально крестьянам, в частности, оплатил недоимку за пострадавших от неурожая.

М. Муравьев-Апостол был удивлен тем, что местное кладбище не было огорожено и по нему ходили домашние и дикие животные. Он организовал людей для создания ограды. Декабристов также удивлял тот факт, что возле домой не было ни деревьев, ни цветов, многие из них (Лунин, Муравьевы в Урике, Трубецкой в Омске, Раевский в Олонках) посадили у домов сады. Сад Раевского сохранился до сих пор.

Декабристы изучали жизнь крестьян, их быт, обычаи, а некоторые из них женились на девушках-крестьянках (Бечасный, Фролов, Иванов, Крюковы, Раевский, Фаленберг, Луцкий).

Научная деятельность

М. Гордижиани "Портрет Волконского в старости"

Николай I, отправляя участников восстания в ссылку, надеялся также и на их духовную смерть, т.к. не предполагал, что они смогут там заниматься наукой и развивать свои знания. Но случилось по-другому. Еще на каторге они составляли планы научных занятий, например, математикой серьезно занимались А. Барятинский и Д. Якушкин. Братья Борисовы вместе с Волконским составляли гербарий забайкальской флоры и коллекцию насекомых. Князь Ф. Шаховской начал работу «Записки о Туруханском крае» (завершить не удалось), в которой он исследовал местную флору и фауну, проводил фенологические наблюдения. Метеорологией занимался и вышедший на поселение в Красноярск в 1836 г. декабрист М. Митьков, он проводил свои наблюдения по просьбе академика Купфера. А А. Якубович проводил наблюдения по просьбе академика Миддердорфа. Академик на основе этих наблюдений пришел к выводу о влиянии климата Сибири на климат европейской части России. И. Якушкин в Ялуторовске писал философский трактат «Что такое жизнь?»

Медицина

Эта наука играла особую роль в сибирской ссылке. Многие декабристы занимались медициной под руководством их товарища врача Ф. Вольфа. Под его руководством они получили и практические навыки. О деятельности Вольфа известно больше, но и другие декабристы занимались лечением и приемом больных: П.С. Бобрищев-Пушкин, А.В. Ентальцев, Н.В. Басаргин, И.С. Повало-Швейковский, Ф.П. Шаховской, И.Ф. Фохт. В то время в сельской местности почти не было врачей, к заболевшему человеку простого звания из города доктор и не ехал, а тем более к государственному преступнику, каковыми и являлись декабристы. По данным отчета тобольского губернатора Нагибина за 1828 год, ко времени расселения декабристов, в губернии насчитывалось всего 16 врачей, 19 лекарских учеников и 4 повивальные бабки. Декабристы Вольф и Бобрищев-Пушкин в Тобольске принимали бесплатно бедняков из города и пригорода, за что пользовались огромной популярностью у населения.

И. Фохт, И. Повало-Швейковский занимались медицинской практикой в Кургане, Е.П. Нарышкина давала консультации и снабжала лекарствами простых людей, А. Ентальцев лечил в Ялуторовске. А М.Муравье-Апостол даже пытался облегчить положение больных проказой, которые жили в колонии в Вилюйске.

Педагогика

Неизвестный художник-декабрист "Вид Тобольска"

Во XIX веке в Сибири существовало всего три гимназии: Иркутская в 1825 г. насчитывала 47 учащихся; Тобольская в 1827 г. — 40 и Томская в 1838 г.- 78 человек. Женского и высшего образования не было совсем. Поэтому педагогическая деятельность декабристов в Сибири имела большое значение для этого края. Они открыли школы в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, селах Олонки, Урик, Оек, Смоленщина и других. Использовали лучшие наработки русской и мировой педагогики. В учебные программы декабристы вводили творчество А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, И. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо, расширяли кругозор учеников, развивали самостоятельность мышления и независимость убеждений.

Выйдя на поселение, педагогикой занялись Бестужевы, Горбачевский, Д. Завалишин, Юшневский, братья Борисовы, Поджио, Торсон, Кюхельбекер, Беляевы, Матвей Муравьев-Апостол, Батеньков, сосланный в Томск после двадцатилетнего заключения в Петропавловской крепости, В.Ф. Раевский. В основном это были те, кто остался верен своим идеалам. Те же, кто был настроен умеренно, занимались в основном хозяйственной деятельностью: Беляевы, Розен, Муравьевы, Басаргин, Фаленберг, Фохт, Трубецкой и другие, Завалишин к тому же соединял общеобразовательное обучение с производственным. С помощью декабристов Фонвизина, Пущина, М.И. Муравьева-Апостола, Оболенского, Ентальцевой и других при материальной поддержке местного купца Медведева И. Якушкин в 1842 г. открыл первую церковно-приходскую школу для народа в Западной Сибири. Кроме общеобразовательных предметов там преподавалась механика, а также изучение края: часто устраивались экскурсии в поле под руководством самого Якушкина. Цель Якушкина в педагогике заключалась в том, чтобы помочь детям «осмыслить себя». За время деятельности И. Якушкина получили первоначальное образование 723 человека, некоторые из них были определены в средние учебные заведения — Тобольскую и Иркутскую гимназии и часто содержались на средства декабристов.

До Якушкина были попытки организовать школы в Тобольске, но Якушкину только к 40-м годам удалось сломать сопротивление местной администрации.

Следует учитывать в этой связи, что все материальные расходы по организации школ происходили за счет благотворительности, в том числе и самих декабристов, особенно А.М. Муравьева, П.Н. Свистунова, М.А. Фонвизина.

Декабристы были основоположниками женского образования в Сибири.

В Западной Сибири образцовой школой, созданной декабристами, была Ялуторовская школа Якушкина, а в Восточной Сибири — школа декабриста Раевского, применявшего в ней ланкастерскую систему.

Просвещением занимались и сосланные в Енисейскую губернию декабристы. В 1826 г. первым на поселение прибыл «закованный в ножные и ручные железа», осужденный на 20 лет поселения в Туруханске Ф.П. Шаховской, который не только учил, но и лечил местных детей, чем вызывал недовольство местных властей.

В 1839 г. на поселение в Красноярск после 13 лет каторги в Благодатном руднике прибыл В. Давыдов, и его дом сразу стал центром культурной жизни. Ему было запрещено заниматься педагогической деятельностью, и тогда он под видом «домашнего класса» для своих детей начал учить и детей местных жителей. В своей методике главным он считал чтение детей.

Н.П. Репин "Портрет А. Якубовича"

В селе Назимовском обучением детей занимался А. Якубович.

Новая сибирская интеллигенция

А. Созонович "Дом И. Пущина в Ялуторовске"

Из среды декабристов, их друзей, а впоследствии и их детей образовалась сибирская интеллигенция. Так, одна из дочерей М. Кюхельбекера занималась педагогической деятельностью в Екатеринбурге. Михаил Волконский, сын декабриста Волконского, с 1872 г. был товарищем министерства народного просвещения в России. Мария Свистунова, Варвара Поджио и др. – родоначальники музыкальных династий. В общем, правильно говорится, что талантливые люди талантливы во всем.

Декабрист П. Борисов "Букет сибирских цветов"

Но как же было им трудно! Жестокость следствия, тюрьмы, ссылки вызвали у Н.С. Бобрищева-Пушкина психическое расстройство. Только в 1831 г. его перевели в Красноярск, поместили в больницу в больницу, а в 1833 г. в Красноярск после окончания срока каторжных работ приехал его брат П. С. Бобрищев-Пушкин. Он снял квартиру в городе и взял брата.

В 1828 г. в Минусинск из Верхоянска перевели С.Г. Краснокутского. Он был обер-прокурором Сената, в тайное общество вступил из убеждения в необходимости ограничения монархии и уничтожения крепостного права. В ссылке его парализовало, но он не утратил интереса к жизни. Отличный знаток государственного права, он оказывал помощь людям разных сословий в правовых вопросах.

В Красноярске вокруг М.А. Фонвизина и последовавшей за ним его жены Н.Д. Фонвизиной сложился круг людей, близких им по убеждениям. Там же, в Красноярске, дом декабриста Давыдова также стал центром культурной жизни.

П. Соколов "Декабрист М. Лунин"

Пожалуй, нет ни одной стороны жизни, где бы не проявили себя декабристы, где бы не оставили они свой добрый след. Они не только не погибли в Сибири, но и украсили ее своим пребыванием, оставив о себе долгую и добрую память.

, .