День белого лотоса блаватская. День Белого Лотоса - День Памяти Е

ДЕНЬ БЕЛОГО ЛОТОСА В УКРАИНЕ

День Белого Лотоса, который все теософы мира отмечают как день памяти Елены

Петровны Блаватской, основательницы Теософского общества, писательницы, путешественницы, одной из наиболее таинственных и загадочных фигур 19 века, в этом году отмечался Теософским обществом в Украине публично в различных городах. Предлагаем

вниманию наших читателей обзор событий этого дня.

8 мая 2014г в Обществе «Знание» Украины состоялось торжественное собрание общественности города, посвященное памяти Е.П.

Блаватской. Почтить память нашей великой соотечественницы собрались члены Теософского общества в Украине и единомышленники, близкие по духу люди, с уважением, почтением, пониманием и любовью, воспринимающие идеи, заложенные в трудах Е.П. Блаватской.

Именно в своих трудах Е.П.

Блаватская дала знание об эволюции космоса и человека, заложила основы нового космического мышления. Она предложила целостный способ познания окружающего мира и открыла новые возможности в постижении природы. Ее научные предвидения на протяжении ХХ века и в настоящее время находят теоретические и практические подтверждения.

Согласно принятому ритуалу, посвященному памяти Е.П.

Блаватской, торжественное собрание началось с исполнения музыкальных произведений для фортепиано и голоса в исполнении Щербины Елены и Шаповала Сергея с последующим чтением отрывков из произведений Эдвина Арнольда «Свет Азии», Бхагавад-Гиты и «Голоса безмолвия».



Со словами памяти о Елене Ган, матери Е.П. Блаватской, выступила президент Киевского отделения Теософского общества Н.И. Березанская. Свои стихи читали Николай Щербина и Наталья Давыдова. Елена Мерлиц ознакомила присутствующих с результатами волонтерской декады 2013г. по восстановлению дома-музея Е.П. Блаватской.

В завершении вечера памяти был проведен ритуал зажжения свечей с символическим объединением сердец присутствующих, посредством передачи огня из рук в руки, с чувством общей признательности и благодарности нашему дорогому учителю.

1 Н.Е. Пахомова

ДНЕПРОПЕТРОВСК

В Днепропетровске, в городе, где родилась Елена Петровна Блаватская, День Белого Лотоса особый день не только для теософов, но и для многих людей, интересующихся теософией и учением нашей соотечественницы. Особенность этого дня вот уже много лет определяет Дом, в котором жила одна из известных аристократических семей Екатеринослава, семья ФадеевыхДолгоруких, воспитавшая не одну плеяду выдающихся людей своего времени. Среди представителей славного семейства Елена Петровна Блаватская выполнила особую миссию – открыла миру новый взгляд на древнюю мудрость, которая выступает основой теософского учения. В этой связи, 8 мая - День Белого Лотоса в Днепропетровске на протяжении многих лет собирает теософов, учёных, общественных деятелей, представителей духовных организаций.

День начался с канонической части, в которой приняли участие члены днепропетровского отделения Теософского общества в Украине, а также несколько людей, изучающих теософию под руководством днепропетровских теософов. Следуя рекомендациям Елены Петровны, в этот день были прочтены отрывки из книги Эдвина Арнольда "Свет Азии" и из «Бхагавад Гиты», а также фрагмент из бесед с Рамана Махарши о Бхагавад Гите. В начале и завершении канонической части прозвучала универсальная молитва на украинском и русском языках.

В 10.00 двери Музейного центра Е.П. Блаватской и её семьи были распахнуты для всех, кто чтит имя Елены Петровны, понимая непреходящее значение учения, открытого нашей соотечественницей всему миру. В этом году День Белого Лотоса собрал представителей Днепропетровска, Никополя, Кривого Рога, Запорожья. Открыла день Белого Лотоса заведующая отделом «Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи»

Днепропетровского исторического музея им. Д.Яворницкого Юлия Викторовна Ревенко, принявшая эстафету многолетней кропотливой и подвижнической работы по созданию музея основательницы музейного центра Елены Валентиновны Аливанцевой. Она отметила значимость сохранения ежегодной традиции, открывать День Белого Лотоса в Доме, где родилась Елена Петровна, а также почтила память ушедшего с земного плана одного из первых теософов в Украине – Александра Сергеевича Пригунова. Ежегодно, 8 мая Александр Сергеевич посвящал своё выступление истории Дня Белого Лотоса. Эту традицию продолжила его дочь, Юлия Шабанова, которая рассказала о завещании Елены Петровны Блаватской и Исполнительном Приказе Генри С. Олькотт, учреждающем "День Белого Лотоса". Татьяна Головченко прочла 16 главу из Бхагавад Гиты и комментарии к ней Анни Безант.

В завершении первой части Дня Белого Лотоса прозвучал концерт классической музыки в исполнении струнного квартета Днепропетровской консерватории имени М.Глинки. Великолепное исполнение произведений И.Баха и В.Моцарта, И.Пахельбеля и А.Вивальди, 2 Д.Уильямса и Г.Миллера сопровождали культурологические комментарии Юлии Шабановой, позволившие целостно воссоздать единую палитру музыкального универсума.

Во второй части Дня Белого Лотоса была проведена традиционная научная конференция, организованная на базе кафедры философии Национального горного университета. Материалы для участия в конференции под названием «Современное миропонимание: духовные аспекты культуры», посвящённой памяти Е.П.Блаватской, подали учёные из Украины, Германии, Бельгии, США, России. Они представили свои исследования о мировоззренческом, философском, культурологическом аспектах теософии, обратились к проблемам духовности, теургии, эзотерики, пессимизма, магии в учении Елены Петровны Блаватской. И хотя непосредственное участие в конференции в этом году (ввиду сложной политической ситуации в Украине) смогли принять лишь учёные из Днепропетровска, среди которых 3 доктора и 2 кандидата наук, в ходе конференции были зачитаны доклады зарубежных коллег. Вопросы, возникшие у слушателей, были направлены учёным из разных стран для дальнейшего диалога, который будет иметь дальнейшее продолжение. Конференция проходила в духе творческого диалога, в контексте поиска методологии междисциплинарного синтеза, максимально приближенного к специфике исследований сакральных текстов теософского наследия Елены Петровны Блаватской. Исследовательская работа, представленная на конференции учёными разных стран, выполнялась в соответствии с основными направления Концепции деятельности научной группы Теософского общества в Украине. Для презентации основных идей, представленных на конференции был издан сборник тезисов докладов, который будет опубликован на сайте Теософского общества в Украине www.theosophy.in.ua, в разделе «Научная группа».

Гармоничным завершением официальной части Дня Белого Лотоса стал концерт вокальной музыки в исполнении оперной и камерной певицы лауреат международных конкурсов им. А.Дворжака (Чехия) и С.Прокофьева (Украина), заведующей кафедрой сольного пения Днепропетровской консерватории им. М. Глинки Оксаны Гопки и пианистки Людмилы Рыбак. Утончённая музыка композиторов 20 века на стихи поэтов начала прошлого века ввела слушателей в мир обострённого субъективизма и утончённой камерной проникновенности, отражая сложные состояния поисков духовных идеалов, актуальных для современного общества. Обращение к фрагментам из книги Елены Петровны Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», а также музыковедческие комментарии Юлии Шабановой позволили в символической форме связать музыкальное завершение Дня Белого Лотоса с универсальными основами теософии.

Теософы завершили День Белого Лотоса в камерной обстановке. Кроме чтения канонических текстов, зачитывались выдержки из статьи Е.П. Блаватской по этическим групповым отношениям и отрывок из книги «Голос Безмолвия» об Ученичестве. В заключении был показан фильм «Женщины в русской истории - Е.П. Блаватская». Участники делились своими мыслями, приводили запомнившиеся цитаты и читали стихи, среди которых особо стоит отметить «Факел» – Е. Бугрименко, «Судьба», «Посвящается памяти ЕПБ» – В. Будько.

В. Мишина, Н. Мельник, А. Палладин, Ю. Шабанова ЛЬВІВ

–  –  –

ХАРЬКОВ

Харьковский учебный центр самый молодой и немногочисленный в Теософском Обществе Украины, но и мы, благодаря общим усилиям и особо женской половины группы в лице Елены Твердохлеб, прекрасно провели День Белого Лотоса. Все участники принесли белые цветы. Торжественное собрание, посвященное 123-й годовщине памяти Елены Петровны Блаватской, открылось музыкой композитора Скрябина А.Н. (у которого,Тайная доктрина, была настольной книгой), потом Елена вдохновенно зачитала отрывки из произведения,Свет Азии, или Великое отречение, Эдвина Арнольда, любимого произведения ЕПБ. Также были прочитаны избранные места из,Бхагавадгиты, и,Света на пути, Учителя Иллариона. В перерывах чтения литературных произведений звучала музыка Скрябина А.Н. Настроение у присутствующих было возвышенное. После чтения произведений были разыграны и зачитаны открытки с изображением белого лотоса, на которых были отрывки текстов ЕПБ. В целом торжественное собрание прошло на очень хорошем уровне.

Эдуард Кусковский

КИРОВОГРАД

В этот светлый весенний день, 8 мая 2014 года, собрались вместе не только теософы, но и их единомышленники, люди Доброй воли, независимо от того, какой Путь духовного роста они избрали, чтобы вспомнить и выразить чувство искреннего уважения нашей замечательной соотечественнице, почтить день ухода с земного плана Вестника Света, посланного нам Великими Владыками.

В начале встречи руководитель теософской группы Раиса Михайловна Калашникова создала прекрасный психологический настрой присутствующих на сердечное восприятие предстоящих выступлений. Затем, после произнесения Универсальной молитвы, она познакомила нас с содержанием некролога под названием «Госпожа Блаватская», опубликованном 10 мая 1891 года в газете «The Herald Tribune», Нью-Йорк, США, в котором кратко, но очень ёмко раскрыта значимость миссии Елены Петровны Блаватской и её трудов в международном масштабе.

С большим вниманием мы слушали Александра Ливашникова, который зачитал Исполнительный Приказ Президента Теософского Общества Генри Олькотта, изданный незадовго до Первой годовщины того Дня, когда светлый дух Елены Петровны оставил земную оболочку и освободился от материи, и в котором были изложены все ЕЁ желания. Мы знаем, что Елена Блаватская была примером благотворительности и первым её пожеланием было раздавать в такой День немного пищи бедным рыбакам. И тут же мы узнаём, что перед началом Торжественного Собрания члены Инициативной группы ТОС посетили приют для одиноких людей преклонного возраста, оставили им немного пищи от имени Елены Петровны и кое-что из бытовых принадлежностей.

С целью выполнения её следующего желания, активным теософом Людмилой Передерий зачитаны 1-я и 6-я глава из Бхагавад Гиты, а психолог Татьяна Орлова очень проникновенно подала отрывок из книги Эдвина Арнольда «Свет Азии», в котором говорится о том, как «Будда учил милосердию».. Не могу сказать, что я впервые слышу те или иные главы из этих призведений. Но на этот раз они звучали по-новому, заставляли задуматься над теми качествами, которые так необходимы на Пути Ученичества, вызвали стремление ещё глубже познакомиться с древними Учениями Востока.

4 Известно, что каждые 100 лет Великие Учителя посылают человечеству Вестника, через которого можно передать миру часть истинного древнего Знания для просветления людей. В Х1Х веке выбор пал именно на Елену Петровну Блаватскую. Почему? Этот вопрос раскрывала Валентина Белан, положив в основу своих глубоких рассуждений аспекты астрологической науки. Нельзя не упомянуть, что в ХХ веке такими посланниками были Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи. И мы с радостью узнали, что в 1920 году, в Лондоне они стали членами Теософского Общества. Их дипломы подписаны Анни Безант и хранятся в музее Рерихов в Нью-Йорке. Кроме того, оказывается, Николаю Константиновичу свыше было поручено позаботиться о сохранении офиса ТО именно в Адьяре, о чём сказано в записях его дневника от 21 июня 1922 года.

Интересны и содержательны были дополнения, высказанные Юлианой Губенко, в частности о том, что 1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Елены Блаватской и она признана «человеком Мира».

О том, какой след оставила ЕПБ в жизни лондонского рабочего Герберта Бурроу и графини Констанс Вахтмейстер, кем она была для них, замечательно передали в своих сообщениях соответственно Людмила Фесенко и Татьяна Васильева.

Все, затаив дыхание, слушали стихотворение Леонида Володарского, посвящённое Блаватской, которое вдохновенно прочитала Лариса Пустовойтова.

В небольшой медитации, проведенной в конце встречи, мы выразили наше уважение, почитание, благодарность Великим Учителям и их Посланнице, которая принесла людям Свет, за их огромный труд на пользу всего Мира Встреча оставила прекрасное впечатление. Она прошла живо, интересно, красиво, к тому же была познавательной и показала, что в это непростое для всех время мы можем сотрудничать и должны объединяться для работы ради Общего Дела.

В заключение хочу выразить также благодарность и организаторам этой знаменательной встречи, побуждающей участников к Единению на Пути духовного роста, совершенствованию, преодолению Золотых Ступеней Лестницы, по которой ученик сможет подняться в Храм Божественной Мудрости.

Галина Собакина 5

Современники о Е.П.Блаватской

Больше всего мне запомнились её яркие и грозные глаза под резко очерченными дугами бровей. Казалось, она не принадлежит этому миру. Обликом - женщина, речью - мужчина, на вид – вполне земная, в действительности - божественная… Этот великан интеллекта, мудрости и силы … занимается распространением знания Брахма-видьи, Религии Мудрости.

Рангампалли Джанганнатхья - теософ

Неординарная личность, в высшей степени человечная, исполненная сострадания и безраздельной преданности делу, для нее священному, которому она отдала все – душу, разум и сердце. Великодушная воительница, которой чуждо чувство мести. Она нашла в себе силы устоять под тяжестью ненависти и лжи, обрушившихся на нее.

А.П. Синнет - редактор газеты "Пионер".
На основе его переписки с Махатмами изданы книги
"Письма Махатм" и "Эзотерический буддизм",
близкий сотрудник Е.П. Блаватской

Она была очаровательной собеседницей. Особенно привлекала её непосредственность. При мне однажды кто-то сказал, что самая прекрасная женщина Англии выглядела бы невзрачной дурнушкой рядом с этой замечательной личностью. …Я никогда не видел, чтобы женщина в зрелом возрасте так смеялась - как ребенок.

Уолтер Олд - преданный ученик Е.П.Б.,
член Эзотерической секции Ложи Блаватской

Не может быть никакого сомнения, что Е.П.Блаватская обладает чудесными тайными силами, которые она могла получить только преодолев бесконечно великие трудности. Нет ничего труднее в наше время в Индии, как найти настоящего йога и суметь получить от него его знания, тем более эта трудность непреодолима для женщины из расы варваров. Но что ей удалось, - как, я не знаю, - овладеть ключом к истинной индусской философии и к тайному учению Будды, для меня - несомненно.

С членами Теософского общества Индии, Англии и Америки я не знаком, но Е. П. Б. знаю хорошо. Я не русский, не англичанин и не американец, и не имею никакого земного побуждения говорить о ком-либо злое или хорошее, если я в том не убежден.

А если подумают о том, что я - индус и притом брахман высшей касты, то ясно, что ничто, кроме истины, не могло заставить меня сказать слово в пользу личности, которая высокие учения моих предков выдает тем, кто, несмотря на всю науку и цивилизацию, все же - насквозь варвары.

Но кто называет Е. П. Б. обманщицей, тот не понимает, что говорит. Я бы отдал все в жизни тому, кто научил бы меня так обманывать.

И неужели людям Запада недостаточно, если гордый брахман, который никогда ни перед кем не склонял головы, кроме Высшего Сущего, если он перед этой белой йогиней Запада складывает руки, как послушное дитя?

Что же побуждает его к этому? То, что в наших глазах она более не женщина варваров; она переступила порог и каждый индус, даже чистейший из чистейших брахманов, сочтет для себя честью и радостью назвать ее матерью.

Раи Лахири, индийский брахман

Лицо у неё было круглое, как луна, - такая форма высоко ценится на Востоке; глаза ясные и чистые, мягкие, как у газели, когда она спокойна, но вспыхивающие по-змеиному, когда она сердится, или возбуждена. Лет до тридцати она сохраняла девичью фигуру, гибкую, мускулистую и хорошо сложенную, способную радовать глаз художника. Руки и ноги у нее были маленькие и изящные, как у нежной девушки.

Устоять перед ней было невозможно, всего за одну беседу она способна покорить любого человека, успевшего приобрести достаточно жизненного опыта, чтобы не считать себя центром мироздания.

А.Л.Росон - доктор богословия, права, медицины.
Автор книг по религии, филологии, археологии

Её отличала простота, свойственная тем, в ком живет царственный дух, поступающий, как ему заблагорассудится. Все ощущали ее проницательность и мощь. Всех пленяла ее универсальность. Она помогала людям мгновенно раскрыться с самой лучшей стороны. Это давало им возможность с новой силой почувствовать, что перед ними человек, способный разглядеть их подлинную суть, не обращая внимания на все мелкое и ничтожное, чему другие придают столько значения. Она удерживала любовью, не страхом.

Абсолютно равнодушная к сплетням, она никогда не утруждала себя опровержениями. Как-то она сказала мне: «Грязь лилась так долго, что теперь я даже не пытаюсь открыть зонтик».

Она жила великой истиной, а её называли обманщицей; она была необыкновенно щедра, а её считали мошенницей; любое притворство вызывало у неё отвращение, а из неё сделали Королеву плутов.

Её идеалом было самадхи, или бого-сознание… Она была железным бруском, раскаленным докрасна, который уподобляется огню, позабыв о своей природе. Большинство людей постоянно поглощены потребностями и удовольствиями своей низшей натуры. А для неё, казалось, не существует ни личных потребностей, ни удовольствий.

Часто она по полгода не выходила из дому. Даже чтоб прогуляться по саду. Воздействием её личного примера объясняется секрет столь поразительного роста и распространения Теософского движения.

Эдмунд Рассел - американский художник,
встречался с Е.П.Б. в 80-х гг. в Лондоне

Мир и честь г-же Блаватской! При всех своих странностях это была женщина славная: всех людей она почитала своими братьями и сестрами - она была гражданкой мира. Между прочим, у неё есть и такие слова: «Не допускай, чтоб палящее Солнце осушило хоть единую слезу боли прежде, чем ты сам не сотрешь её с очей страждущего.

Курт Воннегут - американский писатель

Она - самая человечная из всех; похожа на старую крестьянку и целиком предана делу, вся её жизнь – в огромном кресле с пером в руке. Много лет подряд она пишет по двенадцать часов в сутки.

Е.П.Блаватская … женщина выдающейся учености и сильного характера. Один лондонский остряк как-то назвал её вульгарной комедианткой загробного мира. Эта недобрая фраза, тем не менее, содержит в себе ту истину, что она всегда любила хорошую шутку – даже если шутили над ней самой.

Натура великая и страстная… она производила впечатление на любого, кто обладал хоть каким-то внутренним богатством, будь то мужчина или женщина. Она, казалось, не терпела формализма и крайностей абстрактного идеализма в окружавших ее людях, так что порой взрывалась, бранясь, и щедро раздавала прозвища: «Да вы просто олух, хотя все же теософ и собрат…

Уильям Батлер Йейтс - ирландский писатель,
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 года, теософ,
один из первых членов Эзотерической секции Ложи Блаватской

Что за женщина! …непонятая, оболганная, оскорбляемая, - и вместе с тем какой блестящий, тонкий ум и какая глубокая ученость; само воплощение щедрости; женщина, прямая в речах и поступках, пренебрегавшая той ханжеской болтовней, которую мы выдаем за хорошие манеры, но готовая предложить истину всем жаждущим. …Она никогда не оставалась безучастной и не была одинаковой со всеми. У нее было множество друзей, готовых умереть за неё, и врагов, готовых её уничтожить.

Этот ясный взгляд голубых глаз читал в душе каждого, кто приходил к ней, даже того, кто потом её предавал. …Из своих скудных средств (а жила она всегда скромно) она помогала всем нуждающимся, даже если знала, что они намереваются погубить дело, которому она служила всю свою жизнь.

Ее речь завораживала; она никогда не читала лекций, но стоило ей заговорить – и те, кто ее слушал, не могли уже думать ни о чем другом. После встречи с ней ничто уже не было таким, как прежде.

Кристмас Хамфрис - основатель и президент
Буддийского общества в Лондоне,
отдавший этой деятельности шестьдесят лет жизни

Когда новое учение - путеводная звезда и утешение моей жизни - раскрывалось передо мной все полнее и шире, я открыл в своем сердце глубокую, прямо пламенную благодарность к вестнику, который на все дерзнул, все перенес, чтобы дать нам благо истинного света. Она сделалась моей матерью, моей благодетельницей, моим руководителем.

Хотя я не знал ее во плоти, но она одна из всех вождей человечества дала мне истинное познание и научила стоять за правду перед лицом всего мира. Душа, которая способна сотворить такое издалека, не может быть зависимым лучом, она – один из тех больших световых центров, которые никогда не умирают, хотя бы мы некоторое время и называли ее по неведению "Еленой Блаватской".

Кемпбел Фер Планк, теософ

Многие её книги, в том числе «Тайная Доктрина», Теософское движение, основанное при ее участии еще в 1875 г. и действующее до настоящего времени; вдохновение, пробужденное ею в бесчисленных преданных сердцах и сильных умах – все это было, есть и пребудет, потому что она была тем, кем она была. Так кем же она была? Мы не знаем. Вероятно, никогда и не узнаем. Она остается благородной тайной.

Но зато мы знаем другое: тот, кто не умеет быть благодарным, недостоин благодати. Поэтому сегодня мы не можем не благодарить её за то, что она была тем, кем она была, и за всё, что она дала нам. …Никто не покидал магический круг её общества, не изменившись. И даже сегодня она продолжает вдохновлять тех, кого привлёк огонь, возжженный некогда с её помощью. Мы должны благодарить её и сегодня, и до конца наших дней.

Стэфан Хоэллер - доктор философии,
профессор кафедры сравнительного религиоведения
Университета Лос Анжелеса

Отрывок из книги Эдвина Арнольда "Свет Азии"

Если бы вы были прикованы к колесу изменений и не имели возможности отторгнуться от него, сердце беспредельного существа было бы проклятием, Душа мира стала бы страданием. Но вы не скованы! Душа мира блаженна; сердце живущего небесно-покойно; воля сильнее страдания; то, что было хорошо, становятся лучше; лучшее - совершенным.

Я - Будда, чьи слезы были слезами всех моих собратьев, я - сердце которого было истерзано скорбью всего мира, я отдаюсь теперь радости и веселью, ибо знаю, что свобода не вымысел! О, вы, страждущие, узнайте: - вы страдаете добровольно! Никто не принуждает вас, никто не заставляет жить и умирать, вертеться в колесе, обнимая и покрывая поцелуями терзающие вас спицы, обод, облитый слезами, ступицу – это полнейшее ничто! Откройте глаза ваши; я покажу вам истину! Ниже преисподней, выше неба, дальше самых отдаленных звезд, дальше обители Брахмы, без начала, без конца, без предела, как пространство, достоверно, как сама достоверность, существует божественная сила, направляющая на добро; лишь ее законы вечны. Она проявляет!, себя в цветке розы: ее рука складывает листья лотоса, она в темных недрах земли, среди безмолвных посевов подготовляет чудную одежду весны; она расписывает лучезарные облака; она разбрасывает изумруды на перьях павлина: звезды - ее жилище; молния, ветер, дождь - ее слуги.

Из мрака создала она сердце человека, из бесцветных чешуй - полосатую шею фазана; вечно творящая, она превращать во благо все старый скорби, все старые потрясения. Она хранит серые яйца в гнезде ангинги и шестигранную ячейку с медом пчелы; муравей знает ее пути так же, как и белая горлица. Она расправляет для полета крылья орла, когда он возвращается домой с добычей; она посылает волчиху к детенышам; для нелюбимых она отыскивает пищу и друзей. Она не знает никаких препятствий, она не останавливается, все ей равно приятны; она вливает сладкое молоко в грудь матери и яд в зубы молодой змеи.

Она создает гармонию движущихся сфер в безграничной тверди небес; она скрывает в глубоких недрах земли золото, сардоникс, сапфиры, лазуриты.

Постоянно выводя на свет скрытое, она пребывает среди лесных просек и выращивает корни кедра, она же производит все новые и новые листья, цветы, травы.

Она убивает и спасает, ничто не трогает ее, кроме успеха дела; Любовь и Жизнь - вот нити, из которых вырабатывается ее ткань: Смерть и Страдание - вот челноки ее ткацкого станка.

Она созидает и разрушает, вечно все исправляя, и все лучшими и лучшими являются плоды ее творчества. Медленно осуществляется в ее искусных руках великолепный, задуманный ею план.

Видимый мир - часть того целого, которое она созидает; мир невидимый обширнее видимого; сердца и души людей, мысли народов, их желания и поступки - все они управляются тем же великим законом.

Невидимо протягивает она вам руку помощи, неслышным голосом говорит она громче бури. Милосердие и Любовь стали доступны людям, потому что она путем долгой работы придала форму слепой массе.

Никто не может презирать ее, отвергающий ее - теряет, повинующийся ей - приобретает: за тайное добро она платит миром и благословением, за тайное зло - страданием.

Она все видит, все подмечает - она награждает хороший поступок и карает дурной, даже и тогда, когда совершивший его успевает, наконец, познать истинный закон (Дхарму). Она не знает ни мести, ни прощенья: мера, которою она мерит, вполне точна, ее весы безукоризненно верны; время для нее не существует - приговор ее неизменен: произнесет ли она его завтра или через много лет - он останется тем же.

Ею нож убийцы направляется против самого убийцы; несправедливый судья лишается защитника; ложь сама себе служит наказанием; вор и разбойник похищают, чтобы возвратить похищенное.

Таков закон правды, – закон, который никто не может обойти, никто не может приостановить, сущность его есть Любовь; цель его – Мир и блаженная кончина! Ему повинуйтесь!

Елена Петровна Блаватская

Каждый приносящий Свет есть враг тьмы. Свет уничтожает тьму, и потому тьма спешит уничтожить врага, чтобы самой не быть уничтоженной. Каждый приносящий Свет тем самым навлекает на себя полчища врагов. Они скрываются под всевозможными обличьями, прикрываются религией, наукой, добродетелью, нравственностью и множеством других масок, под которыми скрывается одна сущность — тьма. Если, по особенностям эпохи, светоносителя нельзя распять, или побить камнями, или сжечь на костре, то применяются более утончённые методы, не запрещаемые законом. В арсенале тьмы есть клевета, подлог, искажение приносимой истины, предательство, замалчивание — одним словом, всё то, что может замучить не меньше пыток и нанести делу не меньший ущерб. Физическое мученичество продолжается дни или часы, или даже минуты; мученичество в духе — всю сознательную жизнь светоносца. И самое большое терзание не от личных нападений, но от искажения даваемого Учения.

Требуется совершенно исключительное мужество, чтобы говорить людям истину. Требуется исключительная самоотверженность, чтобы передавать сообщения Свыше. Когда-то придёт признание, когда-то поймут, и оценят, и вознесут. Но жизненный путь великомученичества останется в рекордах пространства как доблесть тернового венца, с одной стороны, и несмываемый позор — с другой.

Она приносила Свет. Она огненно разоблачала все наслоения лжи, накопившиеся на первоисточниках Учений Истины. Она боролась с невежеством науки, с суевериями и вредными заблуждениями. Она дала миру книги, полные сокровенного знания, крохи которого были прежде доступны лишь единицам. Она героически приобретала и самоотверженно отдавала драгоценное знание. За всё это её гнали и поносили и преследовали. Но потушить Свет, ею принесённый, не смогли.

Мы знаем, что зёрна, заложенные ею, не погибли, сдвиг сознания произошёл, новые ступени заложены и по ним восходят, принесённым Светом воспользовались те, кто могли воспринять и вместить. Велика её заслуга и помощь человечеству. Её героическая жизнь — образец тем, кто хочет помочь эволюции. Она не боялась и не думала о себе. Она любила дело порученное больше всего. Она билась смело и мужественно, принимая удары во имя великого Света. Всё героическое будет оценено должным образом в новую эпоху. И она займёт должное место в том прекрасном будущем, для которого она так много потрудилась.

Б. Н. Абрамов. 6,7 мая 1951 г.
Из книги Б. Н. Абрамов "Устремлённое сердце"
ИЦ РОССАЗИЯ, Новосибирск, 2012

День памяти Елены Петровны Блаватской! День Белого Лотоса! Как славно в сердечном приношении преклонить колени перед той великой и прекрасной, сильной и мощной, самоотверженной и достойной женщиной и служительницей Света!

Именно эта великая женщина приняла Дар Высший, чтобы извлечь хотя бы в малой степени из того, что ранее было для человечества недоступной Тайной, скрываемой из целей предосторожности по причине возможного злоупотребления. Именно через Елену Петровну Блаватскую был заложен Камень-Основание Нового Учения для человечества, сложенного из фрагментов проявления Единого Учения, даваемого на протяжении многих тысячелетий во многих народах и расах. Но сколько клеветы, поношений, брани, ругательств и предательства эта героическая Посланница Сил Света выдержала!

Труды, написанные её рукой, воистину, бессмертны. Миллионы людей были вдохновлены этими Трудами, пролившими Свет Знания на Истину происхождения и зарождения Вселенной, Планеты и человека, давшими первые правильные представления о Невидимой материи, указавшими на цель и смысл человеческого существования, утвердившими понятие человека как духа, преходящего в Вечности, и заложившими понятие и осознание его бессмертия.

Елена Петровна Блаватская записала столько идей и задач для науки будущего, что науке хватит этого задания ещё на многие столетия. Но этот подвиг, величественный подвиг жизни, будет осознан только лишь людьми Нового Времени, Нового Мира. Для людей же, стоящих на перепутье или утверждающих себя в старом уходящем мире, она могла бы стать уже даже в прежние десятилетия писательницей с мировым именем. Об этом говорят написанные ею художественные книги - увлекательные, содержательные и зовущие к красоте познания. Много свершённого Еленой Петровной Блаватской из того, что придаёт её Облику сияние немеркнущей Славы.

Поём мы песню Славы Прекрасной Елене!

Поём мы песню сердечной радости славной Упасике!

Олег Чеглаков

Елена Петровна Блаватская!

Ты - Дух, проживший героическую, наполненную многими лишениями и страданиями жизнь.

Ты - Дух, чье тело было изранено и иссечено саблями в боях за свободу Италии.

Ты - Дух, чья душа была изранена человеческим непониманием и чья жизнь была отдана на Служение людям.

Ты - Дух, один из тех редких цветов человечества, которые достигают Братства в физическом теле один, много два раза в столетие.

Ты - Дух, показавший своим примером как надо прожить жизнь так, чтобы она была ярким примером Служения Общему Благу.

Ты - Дух, чей путь был усеян злобою, завистью и клеветою. Предательство было постоянным твоим спутником, и тем не менее ты шла вперед, водимая чувством долга за выполнение порученного дела, шла против Майи очевидности, шла, чтобы предуказанное Высшей Волей свершилось.

Ты - Дух, испытавший в полной мере человеческое непонимание и злобу, будь нам примером, будь маяком, по которому и мы будем соизмерять нашу жизнь, чтобы и она была наполнена героическим подвигом!

Елена Петровна, прими нашу благодарность, признательность и огонь наших сердец!

  • Олег Чеглаков
  • Е.П. Блаватская. Околдованная жизнь. Рассказ гусиного пера

  • Е.П. Блаватская. Самопознание, Воля и желание, Очищение желания

  • Ко ДНЮ ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ БЛАВАТСКОЙ (8 мая 1891 г/) 16.05.2015 (аудиозапись выступлений из программы

Елена Петровна Блаватская. 1876 – 1878 гг.

8 мая мировая культурная общественность отмечает День Белого Лотоса – день памяти выдающейся русской женщины, основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской.

Полвека спустя после её ухода Николай Константинович Рерих писал Борису Цыркову, редактору Собрания сочинений Елены Петровны, трудившемуся в Теософском обществе в Пойнт-Ломе в Калифорнии: «Чрезвычайно приятно видеть, что… имя Елены Петровны Блаватской, нашей великой соотечественницы, почитается так высоко, как истинной основоположницы провозвестия. Частенько русские забывали о своих великих деятелях, и пора нам научиться ценить истинные сокровища…

Будет время, когда её имя достойно и почитаемо прозвучит по всей Руси».

ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

Глава из книги Сильвии Крэнстон «Е.П. Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения»

Кто не помнит изречение Иисуса о том, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём» (Мат. 13,57). Можно ли отнести эти слова к Е.П. Блаватской? Известно, например, что в первые шесть месяцев 1889 г. в царской России существовал цензурный запрет на продажу «Тайной Доктрины». Но в целом её книги не запрещались, хотя ложь Соловьева о её «мошенничестве», о якобы антихристианском характере её учения разошлась широко и продолжает приносить свои плоды и по сей день. В советское время не только труды, но и само имя Е. П. Б. обходили молчанием, а если упоминали, то неизменно как нечто враждебное и крайне опасное. В том, что среди мыслящих людей России, особенно с конца 50-х годов, влияние Блаватской было тем не менее значительным, главная заслуга принадлежит семье Рерих - в первую очередь Николаю и Елене Рерих, а также их сыновьям Юрию и Святославу.

Николай и Елена Рерих <…> глубоко почитали Е.П. Блаватскую. В знаменитом двухтомнике писем Елены Рерих есть такие строки: «… Пословица «несть бо пророка в своём отечестве» остаётся во всей силе именно у нас. Но, конечно, не за горами то время, когда русские поймут всё величие того Учения, которое принесла миру Е.П. Блаватская. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П. Бл[аватская], истинно, наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей».

В 1924 году Николай Рерих создаёт картину «Вестник» и 31 марта пишет из Дарджилинга Анни Безант: «Великая основательница Теософского общества Е.П. Блаватская в своей последней статье подчеркнула важность Искусства. Она предвидела будущее значение этой великой творческой силы, которая поможет построению грядущего мира, ибо Искусство - это кратчайший мост, соединяющий разные народы. Мы должны вечно помнить эту последнюю мысль великой личности, и основание в Адьяре Музея Искусства, названного в честь Е.П. Блаватской, было бы наиболее простым способом увековечить её. Такой музей привлек бы представителей всех видов Искусства и собрал бы новых людей в этом месте, где родилось столько возвышенных идей. Если Общество согласится рассмотреть моё предложение, я готов пожертвовать Музею Блаватской свою картину «Вестник», которая написана здесь и посвящена памяти этой выдающейся женщины».

Предложение было принято, и 18 января 1925 года художник преподнёс это произведение в дар Теософскому обществу в Адьяре. Мадрасская газета сообщала:
«Сняв покрывало с картины, проф. Рерих сказал: «В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть положит она начало будущему Музею Блаватской, девизом которого будет: «Красота - одеяние Истины»».

Сама картина… потрясает своей гаммой фиолетовых тонов; на ней изображена женщина в буддийском храме, на заре отворяющая двери вестнику».

В 1924-28 гг. состоялась грандиозная Трансгималайская экспедиция Рериха, которая пересекла Тибет, двигаясь с севера на юг. В 1929 году семья поселяется в долине Кулу, на северо-западе Индии, где учреждается международный институт гималайских исследований «Урусвати» и разворачивается широкая исследовательская и общественная деятельность. Из Кулу Николай Рерих пишет Борису Цыркову: «Спасибо за Ваше письмо от 30-го мая, только сегодня дошедшее в наши далёкие горы. Радуюсь, что могу писать вам по-русски, а также радуемся тому, что Вы близки Е. П. Б., которую мы так глубоко почитаем. Будет время, когда её имя достойно и почитаемо прозвучит по всей Руси. И нам очень ценно, что и Вы также об этом думаете…

В нынешнее армагеддонное время особенно необходимо, чтобы все философские, духовные и культурные общества держались в полном единении. Когда мир весь сотрясается от человеконенавистничества, то все, которые считают себя принадлежащими к культуре, должны быть воедино, вместе. Никакие соображения не могут оправдывать разрушительных делений. При всех мировых потрясениях прежде всего страдает культура, а деятели её нередко оказываются разъединёнными в силу каких-то предубеждений.

Вот и сейчас передо мною высятся снежные вершины горного перевала на Тибет, и напоминают они о тех вечных истинах, в которых заключаются обновление и совершенствование человечества. Учителя всегда готовы помочь, но ведь эта помощь так часто людьми отвергается».

Уже летом 1924 года Елена Рерих перевела на русский язык избранные письма из вышедших зимой в Лондоне Писем Махатм А.П. Синнетту. Выдержки, главным образом философского содержания, составили книгу, которая получила название Чаша Востока и увидела свет в том же году в Париже. Позже Елена Рерих осуществила перевод двух томов Тайной Доктрины. Б. Цырков назвал этот труд выдающимся достижением.

Сегодня молодое поколение России проявляет к Е.П. Блаватской огромный интерес. Ведутся поиски в архивах, библиотеках и университетских собраниях, и уже обнаружено более двадцати собственноручных писем Е. П. Б.

В России растет интерес к теософии: повсюду возникают теософские группы и объединения. Более того, 1991 год широко отмечался в стране как Международный год Блаватской.

Однако утверждать, что уважительное отношение к Е. П. Б. преобладает, будь то на её родине или в мире, пока ещё рано. В чём тут дело? Ответ подсказывает статья Джеймса Прайса (1898): «Истинно великий человек настолько выше своих сограждан, что оценить его по достоинству могут только следующие поколения; лишь немногие из современников понимают его. Вблизи можно смотреть лишь на мелкое; чтобы оценить большое, следует отступить на нужное расстояние. Есть такое предание: в Древней Греции как-то понадобилось отобрать статую, достойную украсить храм. Одна из фигур, представленных на суд, показалась до того грубой, незавершённой и угловатой, что над нею только посмеялись. Тщательно обработанные статуи одну за другой поднимали на большую высоту, на приготовленное место, - и тотчас же спускали обратно, ибо детали были неразличимы с такого расстояния, а отполированная до блеска поверхность отсвечивала, делая очертания фигуры расплывчатыми. Но вот на место водрузили отвергнутую было статую, и судьи замерли от восхищения, так она была хороша; ибо линии, казавшиеся внизу грубыми, на расстоянии обрели плавность, и силуэт был ясным и чётким.

Если Е.П. Блаватская и казалась окружающим грубоватой, неотёсанной и даже простоватой, то лишь потому, что была она отлита в форму титанов. Она явно не вписывалась в свой век услужливо-любезных ортодоксий, условных философских школ, пошлой и пустой обыденности. Подобно пророкам древности - ярая как Илия, грандиозная как Исайя, таинственная как Иезекииль - она обрушивалась с грозными иеремиадами на инфантилизм и лицемерие девятнадцатого века. Она была предтечей, громко взывающей в пустыне верований. Она не принадлежала своему веку. Её весть шла от великого прошлого и была обращена не к настоящему, но к будущему. Ибо это настоящее было окутано тьмой материализма, и только от далёкого прошлого исходил тот свет, которым можно было осветить будущее… Она провозглашала - для всех, кто имел уши, чтобы слышать, - давно позабытые истины, в коих ныне нуждается человечество. В век агностицизма она свидетельствовала о Гносисе. Она принесла весть о великой Ложе, которая издревле известна как «благой Пастырь» человечества».

Рассказ о жизни и деятельности Елены Петровны Блаватской мы завершаем строками, вышедшими из-под её пера. Эту запись обнаружили в ящике письменного стола после кончины её физического тела, последовавшей 8 мая 1891 года:

«Есть путь крутой и тернистый, полный всевозможных опасностей, - но всё же путь; и ведёт он к Сердцу Вселенной. Я могу рассказать, как найти Тех, кто покажет вам тайный ход, ведущий только вовнутрь… Того, кто неустанно пробивается вперёд, ждет награда несказуемая: сила даровать человечеству благословение и спасение. Того же, кто терпит неудачу, ждут другие жизни, в которых может прийти успех. Е. П. Б.».

День белого лотоса

8 мая – «День белого лотоса», день ухода Елены Петровны Блаватской с земного плана. Это была великая русская женщина (12 августа 1831 г. - 8 мая 1891), давшая миру теософское учение об истине. Она говорила: «Нет религии выше истины» или «Если вы так любите Христа, то почему не соблюдаете его заповеди?». Можно привести много мудрейших слов, которые были произнесены ею.
Как-то раз я наблюдал в книжном магазине один эпизод: в магазин зашла парочка молодых людей, и девушка мне сразу как-то внутренне не понравилась, да и внешне она была, мягко говоря, «не очень» - лицо в прыщах, красное, и, даже чем-то походила на "жабу". Остановившись около книг Е.П. Блаватской, она сказала: «Я не люблю Блаватскую». И тогда я понял, почему эта девушка так безобразна.
Много лет назад, мои знакомые попросили меня напечатать в брошюре стихи одной «поэтессы». Я приехал к ней домой по приглашению. Было угнетающее зрелище: женщина-инвалид настолько была обезображена природой, что всё её тело было завёрнуто в белую простыню. Такое впечатление, что там руки и ноги все были скручены в один узел. Очень жалко было её. Мы беседовали. И сразу же почти в начале беседы она позволила себе нелестно высказаться о Елене Петровне Блаватской. Я сказал много слов в защиту моего любимого Имени. Но в ответ эта женщина-инвалид не убедилась моими словами и продолжала говорить что-то неприятное в адрес Е.П. Блаватской. Я спешно закончил беседу и ушёл, навсегда порвав с этой женщиной все связи. Для меня это был большой урок – я понял, почему эта женщина родилась инвалидом, потому что она по невежеству своему поносит Великое Имя.
Так что книги Е. П. Блаватской – это очень серьёзное знание. Вообще, всё, что исходит от Махатм является незыблемой истиной. Е.П. Блаватская была наипреданейшей ученицей в миру. Через неё было Дано много Трудов. Основной из них – «Тайная Доктрина». Может быть Елена Петровна дала бы миру ещё больше, но у неё было столько злобных врагов, которые своей клеветой, злобными мыслями уничтожили её здоровье и она ушла из жизни раньше времени, не закончив своих работ. К примеру, третий том «Тайной Доктрины» не был дописан до конца и уже готовился к изданию её учениками.
Е.И. Рерих продолжила дело Е.П. Блаватской. Именно Еленой Ивановной были переведены два тома «Тайной Доктрины» с английского языка на русский.

Почему "День белого лотоса"?

В завещании Елены Петровны от 31 января 1885 года она просит друзей собираться ежегодно в день её смерти и читать отрывки из "Света Азии" Э. Арнолда, а также из Бхагавадгиты.
Этот день празднуется теперь теософами во всём мире как День Белого Лотоса. Название это придумал полковник Г.С.Олкотт: в первую годовщину смерти Е.П.Блаватской в Адьяре необыкновенно пышно цвели лотосы.

Дорогая наша Елена Петровна, мы помним Тебя, чтим, любим. Пусть Образ Твой светит нам! Истина, принесённая Тобой в мир пусть громыхает набатом. И так мы войдём с Тобой в Новый Мир!
Слава Тебе!!!