Е петросян биография. Есть ли дети у петросяна и степаненко - история семьи

Петросян Евгений Ваганович появился на свет 16-го сентября 1945-го года в Азербайджанской ССР, в городе Баку. Его отцом стал армянин Ваган Миронович Петросянц (впоследствии юморист сократил фамилию для большей благозвучности), а матерью – домохозяйка Белла Григорьевна еврейского происхождения. Детские годы будущий комик провел в Баку.

VeV

Как неоднократно отмечал сам Евгений Петросян, его родители не имели ни малейшего отношения к искусству. Отец был авторитетным преподавателем, трудившимся в Азербайджанском педагогическом институте и заслуженно носившим прозвище «ходячей энциклопедии». Мать больше занималась по хозяйству, однако также была человеком науки: Белла Григорьевна получила высшее образование инженера-химика (в свое время она училась у Вагана Мироновича).

Когда Петросяну было около 7-8 лет, двоюродная старшая сестра отвела его на местный юмористический концерт. Мальчика, родившегося в послевоенные годы и привыкшего к атмосфере скорби и отчаяния, крайне впечатлили радостные, веселые лица зрителей. Он понял, что и сам хочет стать тем, кто будет вызывать на лицах людей улыбки.


Евгений Петросян в детстве с мамой | Wday

К реализации этой мечты Евгений Ваганович решил планомерно двигаться. Родители не слишком обрадовались, когда сын заявил им, что собирается стать артистом, однако мешать его попыткам добиться успеха на этом поприще не стали.

С двенадцати лет Петросян делал все, чтобы проявить свой актерский талант: он участвовал в кукольном театре и в народном театре, вел сольные конферансы, читал фельетоны, разыгрывал сценки из оперетт. В пятнадцатилетнем возрасте артист даже отправился на свои первые гастроли от клуба моряков.

Переезд в Москву

В 1961-ом году Евгений решился на еще более кардинальный шаг: в стремлении стать актером он переехал в Москву. В столице молодой Петросян успешно поступил во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, обучаясь актерскому ремеслу под руководством А. Алексеева и . Уже в 1962-ом году будущий известный на весь Союз комик начал проводить свои первые выступления на профессиональной сцене.

В период с 1964-го по 1969-ый годы артист состоял в должности конферансье, работая в Государственном оркестре РСФСР. Непосредственным руководителем молодого комика был прославленный . С 1969-го по 1989-ый годы Евгений Ваганович проработал в Москонцерте.


МедикФорум

Постепенно артист приобрел определенный авторитет, и уже в 1970-ом году он получил достойное звание Лауреата четвертого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Стремясь развивать свое мастерство, в 1985-ом году Петросян закончил ГИТИС, выбрав специальность эстрадного режиссера. В 1985-ом году артист получил звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1991-ом году его статус повысился до «Народного артиста РСФСР», а в 1995-ом году Евгению Вагановичу вручили орден Почета за заслуги перед страной и плодотворную деятельность в области культуры и искусства.

Карьера на эстраде

К своему личному успеху на эстраде и телевизионном экране комик максимально приблизился в 70-ых годах прошлого века. Так, в 1973-ем году вместе с Шимеловым и Писаренко Петросян создал свою собственную программу, которая получила название «Трое вышли на эстраду».

Спустя два года Евгений пошел дальше и начал ставить свои спектакли на базе Московского театра эстрады. Благодаря ему вышли постановки «Монологи», «Как поживаете?», «Доброе слово и кошке приятно», «Дураки мы все», «Когда финансы поют романсы», «Семейные радости» и многие другие.


Anons

В своих постановках Петросян нередко исполняет главные роли. Как спектакли в целом, так и выступления Евгения Вагановича в советское время пользовались большой популярностью (впрочем, комик до сих пор собирает полные залы).

Фельетоны, небольшие сценки, музыкальные пародии, интермедии, эстрадная клоунада и другие разновидности юмористических выступлений Петросяна приходились по вкусу широкому контингенту слушателей и получали положительные рецензии в прессе.

В 1979-ом году юморист принял решение создать Театр эстрадных миниатюр Петросяна. При нем был образован Центр эстрадной юмористики, в котором артист собрал уникальные и редкие материалы, касающиеся истории эстрады на протяжении 19-20 веков. Это сохранившиеся до наших дней афиши, фотографии, журналы и многое другое.


White-tube

В период с 1987-го по 2000-ый года Евгений Петросян работал в программе «Аншлаг». А в 1988-ом году комик получил должность художественного руководителя и ведущего артиста Московского концертного ансамбля эстрадных миниатюр. С 1994-го по 2004-ый годы юморист вел авторскую программу «Смехопанорама», символом которой стал глиняный клоун, приобретенный Петросяном в Германии в 1995-ом году.


KudaGo

Также Евгений Ваганович известен благодаря юмористическому театру «Кривое зеркало», которым он руководил и в котором нередко исполнял главные роли. Выступления театра транслировались с 2003-го по 2014-ый годы. Участие в них принимали также , Михаил Смирнов и многие другие популярные комики.

Личная жизнь

Первой женой Петросяна была младшая сестра Викторины Кригер, прославленной балерины. В 1968-ом году она подарила юмористу единственного в его судьбе ребенка: дочь Викторину. К сожалению, эта семья не просуществовала долго, и вскоре супруги расстались.


Vidmusparts

Второй женой комика стала дочь оперного певца Ивана Козловского Анна. Женщина была старше своего супруга на 7 лет и прожила с ним в браке всего полтора года.

В третий раз артист женился на ленинградском искусствоведе Людмиле. Она была интеллигентной дамой аристократического происхождения и несколько раз даже выступила вместе с мужем на одной сцене. Однако ее раздражала чрезмерная загруженность супруга, и вскоре пара рассталась.


TimeOut

Четвертой женой Евгения Петросяна стала . С ней комик познакомился вскоре после открытия собственного Театра эстрадных миниатюр: выпускница ГИТИСа пришла на пробы, желая принять участие в постановках театра.

К тому времени у юмориста наступил достаточно серьезный разлад в отношениях с дочерью. Вскоре она эмигрировала в США и на протяжении десяти лет не разговаривала с отцом. За это время у нее появилась семья, а у Евгения Вагановича – внуки: Андреас и Марк.

К счастью, через некоторое время Викторина все же помирилась с отцом и возобновила общение с ним. Теперь ее дети периодически видятся со своим дедушкой.


Летом 2018 года словно гром среди ясного неба прозвучала Петросяна и Степаненко. Елена приняла решение через суд добиться раздела совместного имущества, которое оценено в $1 млрд. По данным прессы, пара имела в собственности шесть квартир в центре Москвы и загородный участок площадью 3 тыс. кв. м. На этом земельном участке в районе станции "Жаворонки" Белорусской железной дороги построен особняк площадью 380 кв.м.

Впрочем, в интернете юморист больше известен как прародитель мема, означающего несмешные и устаревшие шутки. Именно такое значение приобрели слова «петросянить», «петросянство» и тому подобные. Нередко Евгения Вагановича обвиняют в том, что большую часть своих шуток он заимствует из сети. В ответ на это артист заявляет, что его шутки настолько популярны, что слишком быстро попадают в интернет, и потому возникает такое впечатление.


ShowbizDaily

В 2009-ом году юморист пригласил за круглый стол нескольких популярных в то время блогеров, которые пуще других высмеивали его манеру шутить. После встречи многие из них признались, что реальный Евгений Петросян произвел на них гораздо более приятное впечатление, чем Петросян телевизионный.

Тем не менее, творчество юмориста, равно как и выступления «Аншлага» и «Кривого зеркала», часто высмеиваются в других, современных юмористических передачах: «КВН», «Comedy Club», «Большая разница» и т.д.

Некоторые журналисты полагают, что причина такой нелюбви к Евгению Вагановичу заключается в том, что на протяжении многих лет он чаще всего появлялся на телевизионных экранах. Его монологи «Сантехник», «Самогон» и многие другие в то время представляли собой лучшее, что транслировалось по телевидению, так как ничего другого практически не было.

Поговаривают, что в 2011-ом году юмористу чуть не вручили шуточный приз «Серебряная калоша», присуждаемый за сомнительные достижения в сфере шоу-бизнеса. Но за день до проведения церемонии лично попросил не делать этого: по мнению прославленного сатирика, Петросян настолько серьезно относится к таким вещам, что мог бы слечь с инфарктом после получения шуточной награды.

Петросян Евгений Ваганович появился на свет 16-го сентября 1945-го года в Азербайджанской ССР, в городе Баку. Его отцом стал армянин Ваган Миронович Петросянц (впоследствии юморист сократил фамилию для большей благозвучности), а матерью – домохозяйка Белла Григорьевна еврейского происхождения. Детские годы будущий комик провел в Баку.

Евгений Петросян в детстве | VeV

Как неоднократно отмечал сам Евгений Петросян, его родители не имели ни малейшего отношения к искусству. Отец был авторитетным преподавателем, трудившимся в Азербайджанском педагогическом институте и заслуженно носившим прозвище «ходячей энциклопедии». Мать больше занималась по хозяйству, однако также была человеком науки: Белла Григорьевна получила высшее образование инженера-химика (в свое время она училась у Вагана Мироновича).

Когда Петросяну было около 7-8 лет, двоюродная старшая сестра отвела его на местный юмористический концерт. Мальчика, родившегося в послевоенные годы и привыкшего к атмосфере скорби и отчаяния, крайне впечатлили радостные, веселые лица зрителей. Он понял, что и сам хочет стать тем, кто будет вызывать на лицах людей улыбки.


Евгений Петросян в детстве с мамой | Wday

К реализации этой мечты Евгений Ваганович решил планомерно двигаться. Родители не слишком обрадовались, когда сын заявил им, что собирается стать артистом, однако мешать его попыткам добиться успеха на этом поприще не стали.

С двенадцати лет Петросян делал все, чтобы проявить свой актерский талант: он участвовал в кукольном театре и в народном театре, вел сольные конферансы, читал фельетоны, разыгрывал сценки из оперетт. В пятнадцатилетнем возрасте артист даже отправился на свои первые гастроли от клуба моряков.

Переезд в Москву

В 1961-ом году Евгений решился на еще более кардинальный шаг: в стремлении стать актером он переехал в Москву. В столице молодой Петросян успешно поступил во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, обучаясь актерскому ремеслу под руководством А. Алексеева и Рины Зеленой. Уже в 1962-ом году будущий известный на весь Союз комик начал проводить свои первые выступления на профессиональной сцене.

В период с 1964-го по 1969-ый годы артист состоял в должности конферансье, работая в Государственном оркестре РСФСР. Непосредственным руководителем молодого комика был прославленный Леонид Утесов. С 1969-го по 1989-ый годы Евгений Ваганович проработал в Москонцерте.


Евгений Петросян в молодости | МедикФорум

Постепенно артист приобрел определенный авторитет, и уже в 1970-ом году он получил достойное звание Лауреата четвертого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Стремясь развивать свое мастерство, в 1985-ом году Петросян закончил ГИТИС, выбрав специальность эстрадного режиссера. В 1985-ом году артист получил звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1991-ом году его статус повысился до «Народного артиста РСФСР», а в 1995-ом году Евгению Вагановичу вручили орден Почета за заслуги перед страной и плодотворную деятельность в области культуры и искусства.

Карьера на эстраде

К своему личному успеху на эстраде и телевизионном экране комик максимально приблизился в 70-ых годах прошлого века. Так, в 1973-ем году вместе с Шимеловым и Писаренко Петросян создал свою собственную программу, которая получила название «Трое вышли на эстраду».

Спустя два года Евгений пошел дальше и начал ставить свои спектакли на базе Московского театра эстрады. Благодаря ему вышли постановки «Монологи», «Как поживаете?», «Доброе слово и кошке приятно», «Дураки мы все», «Когда финансы поют романсы», «Семейные радости» и многие другие.


Молодой Евгений Петросян на сцене | Anons

В своих постановках Петросян нередко исполняет главные роли. Как спектакли в целом, так и выступления Евгения Вагановича в советское время пользовались большой популярностью (впрочем, комик до сих пор собирает полные залы).

Фельетоны, небольшие сценки, музыкальные пародии, интермедии, эстрадная клоунада и другие разновидности юмористических выступлений Петросяна приходились по вкусу широкому контингенту слушателей и получали положительные рецензии в прессе.

В 1979-ом году юморист принял решение создать Театр эстрадных миниатюр Петросяна. При нем был образован Центр эстрадной юмористики, в котором артист собрал уникальные и редкие материалы, касающиеся истории эстрады на протяжении 19-20 веков. Это сохранившиеся до наших дней афиши, фотографии, журналы и многое другое.


Евгений Петросян на сцене | White-tube

В период с 1987-го по 2000-ый года Евгений Петросян работал в программе «Аншлаг». А в 1988-ом году комик получил должность художественного руководителя и ведущего артиста Московского концертного ансамбля эстрадных миниатюр. С 1994-го по 2004-ый годы юморист вел авторскую программу «Смехопанорама», символом которой стал глиняный клоун, приобретенный Петросяном в Германии в 1995-ом году.


Евгений Петросян в шоу “Смехопанорама” | KudaGo

Также Евгений Ваганович известен благодаря юмористическому театру «Кривое зеркало», которым он руководил и в котором нередко исполнял главные роли. Выступления театра транслировались с 2003-го по 2014-ый годы. Участие в них принимали также Карен Аванесян, Игорь Христенко, Александр Морозов, Михаил Смирнов и многие другие популярные комики.

Личная жизнь

Первой женой Петросяна была младшая сестра Викторины Кригер, прославленной балерины. В 1968-ом году она подарила юмористу единственного в его судьбе ребенка: дочь Викторину. К сожалению, эта семья не просуществовала долго, и вскоре супруги расстались.


Евгений Петросян с дочкой | Vidmusparts

Второй женой комика стала дочь оперного певца Ивана Козловского Анна. Женщина была старше своего супруга на 7 лет и прожила с ним в браке всего полтора года.

В третий раз артист женился на ленинградском искусствоведе Людмиле. Она была интеллигентной дамой аристократического происхождения и несколько раз даже выступила вместе с мужем на одной сцене. Однако ее раздражала чрезмерная загруженность супруга, и вскоре пара рассталась.


Евгений Петросян и Елена Степаненко | TimeOut

Четвертой женой Евгения Петросяна стала Елена Степаненко. С ней комик познакомился вскоре после открытия собственного Театра эстрадных миниатюр: выпускница ГИТИСа пришла на пробы, желая принять участие в постановках театра.

К тому времени у юмориста наступил достаточно серьезный разлад в отношениях с дочерью. Вскоре она эмигрировала в США и на протяжении десяти лет не разговаривала с отцом. За это время у нее появилась семья, а у Евгения Вагановича – внуки: Андреас и Марк.

К счастью, через некоторое время Викторина все же помирилась с отцом и возобновила общение с ним. Теперь ее дети периодически видятся со своим дедушкой.


Летом 2018 года словно гром среди ясного неба прозвучала новость о разводе Петросяна и Степаненко. Елена приняла решение через суд добиться раздела совместного имущества, которое оценено в $1 млрд. По данным прессы, пара имеет в собственности шесть квартир в центре Москвы и загородный участок площадью 3 тыс. кв. м. На этом земельном участке в районе станции “Жаворонки” Белорусской железной дороги построен особняк площадью 380 кв.м.

Как сообщил адвокат Сергей Жорин, супруги не живут вместе уже 15 лет, у каждого была своя жизнь. Сначала его клиент Евгений Петросян хотел отдать супруге половину имущества во избежание скандалов и гласности, но Степаненко отказалась от мирового соглашения и обратилась в суд, рассчитывая получить как минимум 80% от их общего имущества.


Поклонники тут же стали искать возможные причины для расставания спустя 33 года совместной жизни. Некоторые СМИ поспешили назвать главной причиной развода личную ассистентку юмориста – Татьяну Брухунову. Пару видели в ресторане столицы, а также в одном из подмосковных пансионатов.

Евгений Петросян сегодня

В настоящее время, несмотря на преклонный возраст, Евгений Петросян продолжает развивать свою творческую карьеру. Он активно осваивает новые технологии и даже завел собственный аккаунт в Инстаграм, собрав более 50 тысяч подписчиков.

Впрочем, в интернете юморист больше известен как прародитель мема, означающего несмешные и устаревшие шутки. Именно такое значение приобрели слова «петросянить», «петросянство» и тому подобные. Нередко Евгения Вагановича обвиняют в том, что большую часть своих шуток он заимствует из сети. В ответ на это артист заявляет, что его шутки настолько популярны, что слишком быстро попадают в интернет, и потому возникает такое впечатление.


Евгений Петросян | ShowbizDaily

В 2009-ом году юморист пригласил за круглый стол нескольких популярных в то время блогеров, которые пуще других высмеивали его манеру шутить. После встречи многие из них признались, что реальный Евгений Петросян произвел на них гораздо более приятное впечатление, чем Петросян телевизионный.

Тем не менее, творчество юмориста, равно как и выступления «Аншлага» и «Кривого зеркала», часто высмеиваются в других, современных юмористических передачах: «КВН», «Comedy Club», «Большая разница» и т.д.

Некоторые журналисты полагают, что причина такой нелюбви к Евгению Вагановичу заключается в том, что на протяжении многих лет он чаще всего появлялся на телевизионных экранах. Его монологи «Сантехник», «Самогон» и многие другие в то время представляли собой лучшее, что транслировалось по телевидению, так как ничего другого практически не было.

Поговаривают, что в 2011-ом году юмористу чуть не вручили шуточный приз «Серебряная калоша», присуждаемый за сомнительные достижения в сфере шоу-бизнеса. Но за день до проведения церемонии Михаил Задорнов лично попросил не делать этого: по мнению прославленного сатирика, Петросян настолько серьезно относится к таким вещам, что мог бы слечь с инфарктом после получения шуточной награды.

— Евгений Ваганович, удивительное дело: вы признанный мэтр эстрады, на профессиональной сцене более полувека, отметили 70-летие, а ощущение, что возраст над вами не властен. Признайтесь, владеете каким-то секретом?

— Секрет один: я очень люблю то дело, которым занимаюсь всю жизнь, и поэтому не устаю работать практически круглосуточно. В качестве примера могу вкратце перечислить все, чем занимался последние месяцы: написал более 40 сценариев для «Смехопанорамы» — на весь следующий год, снялся в пяти двухчасовых телефильмах «Улыбка длиною в жизнь…» — к моему 70-летию, подготовил сольный концерт, съездил на гастроли в Краснодарский край, на «Юморину» в Сочи; снял пять программ «Петросян-шоу» и теперь готовлюсь к юбилейным концертам «70 лет — уже не в обед», которые будут проходить в Москве и Петербурге.

— Вот это ассортимент — фантастика! А к слову, как вы воспринимаете юбилей?


— Знаете, я давно исследую юмористический фольклор, собираю все самое смешное, интерпретирую по-своему и представляю либо на сцене, либо в книжках. В одном из моих спектаклей я как раз озвучил определение круглых дат: «Юбилей — это когда много цветов, а ты еще жив». (С улыбкой.) Конечно, годы напоминают о том, что потихоньку ты как бы уходишь с базара. Ну возраст такой — что поделать. Зато радуешься каждому дню. Об этом же говорит один из моих эстрадных персонажей — дедушка-скептик, подсмеивающийся над всеми и над собой. Пережив клиническую смерть, он вдруг серьезно сказал сам себе: «К сожалению, я лишь сейчас начинаю понимать, как это здорово — проснуться и жить: ждать звонка, дарить цветы, нестись на машине, заниматься любимым делом, есть хлеб, пить с друзьями вино…»

— Конечно, годы напоминают о том, что потихоньку ты как бы уходишь с базара. Ну возраст такой — что поделать. Зато радуешься каждому дню. Фото: Арсен Меметов

— Интересно, а когда вы первый раз выпили?

— (Смеясь.) Ух, какие вопросы вы задаете! Это был мой день рождения — лет восемь мне исполнялось. Все собрались за праздничным столом. Родителям привезли из деревни молодое вино — в огромных бутылях, четверти назывались. И вот гостям его разливают, а мне нет. «Что за безобразие, — думаю, — я тоже хочу!» Прошу: «Дайте попробовать». Мама категорически: «Еще чего, ни в коем случае! Не хватало, чтобы ты алкоголиком стал». И вдруг отец говорит: «Пусть выпьет, ничего не случится. Алкоголиков в нашем роду никогда не было и быть не может». К слову, сообщу вам примечательный факт: в Армении нет ни одного вытрезвителя.


Короче, много выпить мне конечно же не дали, но вино я все-таки продегустировал. А серьезно напился лет в двенадцать. Опять отмечали мой день рождения, детям места за праздничным столом не нашлось, и для нас поставили столик в прихожей. Дали еды, лимонад и оставили в покое. А в углу стояла четверть вина, опять же присланная отцу. И я сказал своим двоюродным и троюродным братьям: «Что, мы хуже них, что ли?» Они идею поддержали. В общем, взрослые прозевали, и мы напились основательно. (С улыбкой.) Молодое вино очень коварное. Но вообще-то я был серьезным мальчиком.

— Из какой семьи?

— Отец был ученым, математиком, преподавал в Педагогическом институте. Мать по профессии химик, работала в каком-то учреждении типа «Азнефти». Жили мы в Баку. Мама приехала туда с родителями из Днепропетровска в годы голодомора — спасались от голода. А папино семейство перебралось раньше, в 1915-м, из Шемахинской области — это тоже в Азербайджане.

Я у них был долгожданным ребенком. Всю войну не рождался, хотя родители были женаты с 1939 года и в военные годы не разлучались (папа от воинской службы был освобожден). А вот когда окончательно стало понятно, что победа не за горами, я и был спроектирован. И четыре месяца спустя после Победы появился на свет. Между прочим, имя получил непосредственно 9 мая. Мама тогда еще работала на военном заводе. После работы все остались праздновать, и кто-то из присутствующих обратил внимание на женщину в положении. В экстремальные моменты жизни каждой мелочи придается особое значение, и в тот торжественный день люди увидели не просто беременную сотрудницу, а символ — зарождающуюся новую жизнь, победу жизни над смертью. Они сказали: «Давайте сегодня дадим имя будущему человеку!» И коллективно выбрали такое, которое подходило бы и мальчику, и девочке — Женя.

В тот победоносный год в нашей стране появилось много мальчиков — так Господу было угодно. И среди них, к вашему сведению, много юмористов: Альтов, Коклюшкин, Хазанов, Якубович…

Маленький Женя Петросян с мамой Беллой Григорьевной (1951). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Удивительное совпадение. А как протекала ваша жизнь в послевоенном Баку?

— Как и везде: бедно, голодно. Хотя на Кавказе, наверное, было чуть полегче: все-таки солнечный край, много фруктов… Но все равно. Игрушек у меня лет до восьми не было вообще. Помню, когда соседскому мальчику привезли из Москвы красивую машинку, я горько плакал.

Трудности касались всех. Эйфория победы прошла, и люди озаботились новыми проблемами. Все ходили угрюмые, неулыбчивые, сосредоточенные на своих проблемах. Поэтому на всю жизнь запомнил свои впечатления от литературного концерта «Вечер юмора», на который впервые попал в семь лет. Артисты читали рассказы Чехова, Зощенко, Ардова… Я обратил внимание на зрителей: вокруг меня сидели хохочущие люди, и у них были другие лица — счастливые, радостные. Я был потрясен. С этого момента меня охватило неистовое желание дарить людям радость, смешить их.


Я начал воплощать свою мечту в жизнь. В школе, когда класс по каким-то причинам оставался без учителя, рассказывал ребятам что-нибудь веселое. Все смеялись, а я радостно думал: «Ура, получается!» Школа была моим первым тренировочным полигоном. Там все в меня верили, уверяли, что я будущий артист. Я начал заниматься в самодеятельности, был актером в народном драмтеатре и учеником кукловода в кукольном театре, выступал в агитбригадах, играл сценки из оперетт, читал фельетоны, басни, стихи, вел сольный и парный конферанс. От Клуба моряков у нас организовалась небольшая самодеятельная концертная бригадка, в нее входил молодой Муслим Магомаев. Мне было 12 лет, ему — 15; я выступал с номерами, он пел. Тесно не дружили, но общались очень хорошо и сохранили добрые отношения на всю жизнь.

Может, нескромно прозвучит, но это факт: после концерта ко мне часто приходили зрители и говорили: «Молодой человек, не бросайте это дело, мы в вас верим». В общем, проблемой выбора профессии я не был обременен, поскольку ставил перед собой одну задачу — стать артистом юмористического жанра. И совершенно четко знал, что сумею ее решить.

— А что на этот счет думали ваши родители?

— Тут надо провести грань между их отношением к моему намерению и их поступками. Безусловно, они мне говорили что-то типа: «Сначала получи нормальное образование, а потом можешь валять дурака». То есть стань полноценным человеком — инженером, ученым, медиком… А если потом останется все-таки желание актерствовать, можешь попробовать. Но мама с папой не чинили мне препятствий. Более того, со своей стороны лишь укрепляли меня в моем желании: часто водили в театры, в музеи, на концерты, в цирк. В 10 лет с их помощью я начал изучать историю искусств. А папа привил мне любовь к книгам. Его все называли «ходячая энциклопедия», и он воспитывал меня, если так можно сказать, в книжном мире: в комнате строил мне дом из книг, и я, совсем маленький, располагался там и что-то читал, картинки разглядывал.

— Просто пай-мальчик рос. Неужели не озорничали?

— От плохих компаний Бог меня хранил, а схулиганить однажды попробовал — хотел проверить себя на мужественность. Я видел, как ребята прыгают на ходу с трамвая, и решил тоже научиться. Начал экспериментировать. Но все-таки осторожничал, чтобы не попасть на рельсы под колеса, вскакивал на последнюю подножку, где колес нет. Думал: «Расшибусь, но хоть не убьюсь». И наладил это дело — у меня стало получаться

довольно ловко. Дальше решил усовершенствовать «мастерство» — взобрался, как самые отчаянные мальчишки, на буфер трамвая сзади. А там даже держаться не за что, выступов никаких нет. Это на самом деле очень опасно. И вот сижу на этом буфере, пытаюсь хоть как-то уцепиться за стекло. Трамвай вот-вот тронется и поедет под горку. Вдруг моему уху становится ужасно больно и какая-то неведомая сила стягивает меня вниз. «Силой» этой оказался мой отец. Обычно он возвращался с работы поздно вечером, а тут вернулся в два часа дня! Не иначе как Бог его послал. И он, ни слова не говоря, за ухо вел меня до самого дома. (Смеясь.) Все! Больше я никогда такими глупостями не занимался.

— А учителей разыгрывали, пародировали?

— Я всегда предпочитал розыгрыши добрые, со знаком плюс. Как-то мы с дочкой Викой разыграли одного нашего приятеля. Дело было так: я находился в Петербурге с концертами, а он — в Москве. 8 января мы с ним разговаривали по телефону. Он сообщил, что на следующий день летит в Нью-Йорк, и предложил мне тоже полететь — ведь у меня дочь там живет. Я объяснил, что устал после новогодних концертов и лететь с ним не в состоянии. А через день так вышло, что по семейным обстоятельствам мне понадобилось срочно туда вылететь. Мой друг об этом не знал. Прилетев, он позвонил Вике и предложил повидаться, она радостно согласилась, и они договорились о встрече. А я дочку предупредил: «Молчи, не сообщай ему, что я тоже здесь». Дальше происходит следующее. Вика подъезжает к гостинице, где поселился мой друг с супругой, они садятся в ее машину и едут. А я стою на улице в условленном месте, жду их — в элегантном пальто, шляпе с широкими полями. Немножко экстравагантно вырядился. Стою, ловлю машину. Вика замедляет ход: «Давайте, — говорит, — подвезем этого мужчину». Друг в недоумении: «Конечно… Надо же, как он похож на ». Она останавливается, я открываю дверь, а он смотрит на меня и… не узнает. Не может поверить, что это я. Но когда наконец понял, узнал, вы не представляете, в какой неописуемый восторг он пришел. Это был невероятный эмоциональный взрыв, сохранившийся в памяти на всю жизнь.

— Сложно вам было покорять Москву?

— Я приехал сюда шестнадцати с половиной лет, сразу после окончания школы. Даже не дождался выдачи аттестата (мне его потом прислали), так как вступительные экзамены в театральные вузы проходили на месяц раньше, чем в другие институты. Мама меня собрала, но сама поехать не могла: отец очень болел, и она ухаживала за ним. В общем, приехав в столицу, я оказался совершенно один в огромном городе, которого не видел ни разу в жизни. И начал свою самостоятельную жизнь. Снял комнатку — быт меня мало интересовал, меня волновали только

вступительные экзамены и театрально-концертная жизнь Москвы, в которую я ворвался со страшной силой: каждый вечер ходил на спектакли и концерты.

Поступил в ВТМЭИ — Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, окончил ее. Наша выпускная программа называлась «В жизни раз бывает 18 лет», я в ней конферировал. После чего меня стали приглашать на все ведущие концертные площадки страны. Мне повезло в жизни: практически все артисты эстрады того времени, за малым исключением, были моими старшими товарищами. На сцене я их объявлял, а в жизни они относились ко мне как наставники, опекали. Называли меня сыном эстрадного полка.

— А кто был в «полку»?

— В студии мне преподавали актерское мастерство Рина Васильевна Зеленая и Алексей Григорьевич Алексеев — первый советский конферансье. Лев Борисович Миров, Мария Владимировна Миронова ставили мне номера. Леонид Осипович Утесов был моим учителем и партнером — пять лет я работал в качестве конферансье в его оркестре, да еще играл с ним разные сценки. И многие другие артисты. Все они учили меня канонам жанра, этике, что-то советовали, приглашали к себе домой, все время говорили об искусстве. Мы много общались вне сцены, и я ловил каждое их слово.

С Леонидом Утесовым (Рязань, 1965). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Вы были настолько погружены в творчество, что на любовь времени не оставалось? Или все-таки находились лазейки?

— Я действительно полностью был в творчестве, но, естественно, ничто человеческое мне не было чуждо. В Баку я был влюблен в девочку старше меня на год. О моих чувствах к ней знала вся школа, и все очень переживали, потому

что избранница была старше и игнорировала меня. Однажды я собрался с духом и назначил ей свидание, но она, увы, не пришла.

Прошло тридцать с лишним лет, и на одном из концертов мне вручает цветы какая-то женщина. Я стою на сцене, а она — внизу, в партере. Передавая мне букет, она спрашивает: «Узнал?!» А я не понял, кто это. Но потом она все объяснила. Она многие годы приходила с мужем на мои концерты.

С Еленой Степаненко и Вячеславом Войнаровским (1980). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Вы рано стали отцом. Будучи мальчишкой, прочувствовали суть отцовства или ничего про это не поняли?

Евгений Ваганович: Почему это я не понял?

Вика: Папа очень много уделял мне внимания. Но я сумела оценить это по-настоящему, лишь когда сама стала мамой. Представьте, молодой, но уже известный артист, а тут детская поликлиника, родительские собрания… Казалось бы, его вообще не должны интересовать всякие детские нужды — сапожки, курточки, колготки и прочее. При этом папа был очень занят: концерты, бесконечные репетиции, съемки и гастроли. Да и вообще он был совсем молодым, мог бы жить своей яркой, ­гламурной жизнью. Ан нет! Он часто ходил со мной всюду: в кино, театры, музеи, цирк, зоопарк, в «Детский мир» или просто гулять.

Евгений Ваганович: Боже, что ты помнишь! А что, собственно, в этом такого?

Вика: Немногие мужчины так поступают. Поразительно, что папе на все это хватало желания, времени и энергии.

Мне казалось, что папа — это праздник. У меня и до сих пор такое ощущение осталось. С папой моя жизнь всегда наполнялась чем-то красивым, вкусным, нарядным, смешными концертами, всякими подарками. Помню, когда я училась в первом классе, он подарил мне импортный махровый халат в красно-белый горошек. Сейчас, наверное, это звучит смешно, но тогда в том халате я чувствовала себя королевой. И таких примеров масса.

Евгений Ваганович: По-моему, больше всего твое воображение потрясла жвачка.

Вика: Да, благодаря этому я приобрела во дворе невиданную популярность. Нынешним молодым людям такое трудно представить.

Евгений Ваганович: Ну да, жвачки в Советском Союзе не было в помине, а я вдруг привез из-за границы, причем много.

Вика: Но ты же не просто мне ее вручил. Было так: папа приезжает и дает мне коробочку жвачки. Я обрадовалась: «Ничего себе, целая пачка!» Даже усомнилась, что все это мне одной. «Все тебе», — говорит папа. «Папочка, спасибо большое!» Он спрашивает: «Ты рада?» — «Очень!» — «Ну, — улыбается папа, — тогда возьми еще одну». От счастья я потеряла дар речи. Думаю: «Ух ты — две! Немножко дам Тане, немножко Альбине, и у меня еще столько останется! Вот здорово!» Папа спрашивает: «Рада?» Я кидаюсь его целовать: «Ой, не то слово, я в восторге!» Он говорит: «Хорошо, да? Ну, тогда на тебе третью». В итоге он вручил мне штук десять и каждый раз разыгрывал ситуацию так, что я не догадывалась о том, что будет продолжение.

Вика: мне всегда казалось, что папа — это праздник. С ним моя жизнь наполнялась чем-то красивым, вкусным, нарядным, смешными концертами, всякими подарками… У меня до сих пор такое ощущение осталось. Фото: Арсен Меметов

— Известность отца как-то отражалась на вас?

Вика: Папа был известным артистом всю мою жизнь, поэтому я не знаю, как бывает по-другому. Но, если честно, это доставляло мне скорее неудобство. Помню такой эпизод: папа приехал с шефским концертом к нам в пионерский лагерь…

Евгений Ваганович: Да? Я выступал перед пионэрами?!

Вика: И кроме пионеров, собралось еще полсела народа — все местные пришли. А я была девочка домашняя и очень

скучала. И вдруг узнаю, что приехал папа. Обрадовалась и побежала к входу. Смотрю, ажиотаж дикий: дети лезут на заборы; воспитатели, вожатые, деревенские — все столпились. Я спрашиваю: «Что случилось?», а меня оттесняют: «Отойди, девочка, не мешайся!» Я опять к кому-то обращаюсь с тем же вопросом, и какой-то мальчик мне говорит: «Да не мешай ты, Петросян приехал!» И я… расплакалась. Стою, и слезы льются по щекам. Долго так плакала.

Евгений Ваганович: Да ты что? Плакала?! Зачем? Я все равно нашел бы тебя.

Вика: Мне казалось, что они не подпустят меня к тебе. Я же тебя ждала.

Евгений Ваганович: Хочу заметить, что маленькую Вику запомнили многие зрители. В самом начале, когда только построили концертную студию в Останкино, моя семилетняя дочка выступила вместе со мной — читала стихотворение о папе. Закончив читать, Вика сказала: «Папа, пойдем домой!» Тут все узнали, что это моя дочь. Ее выступление произвело на всех неизгладимое впечатление. А еще она маленькой выступила в Центральном доме работников искусств, где я давал сольный концерт. Веселый был вечер. Вика шпарила шутливые переводы с латыни. Удивительное было явление, все были поражены, растроганы и потом в театральных кругах долго вспоминали этот ее сольный номер.

— Неужели после таких успехов не возникло желание стать актрисой?

Евгений Ваганович: Возникло. Поэтому Вика училась в школе с театральным уклоном, и в школу речи ходила, и в студии при телевидении занималась — они там читали стихи и, между прочим, раз в неделю выходили в эфир. Но когда дочка оканчивала десятый класс, намереваясь поступать на актерское отделение, я предложил ей что-нибудь мне почитать. Она почитала. И я сказал: «Особых данных не вижу. Может, они есть внутри, но сейчас не просматриваются. Я не рекомендовал бы тебе поступать, а ты думай, как тебе быть». Я считаю, что актерские династии прекрасны, если они идут по возрастающей, но когда по убывающей — это ужасно, стыдно.

В общем, Вика стала искусствоведом. Но сейчас, когда я вижу, как интересно, смешно она иногда пародирует наших знакомых, у меня закрадывается шальная мысль: «Может, я тогда погорячился? Вдруг ошибся и изменил намеченный ей путь?» Но потом возникает следующая мысль, которой я однажды поделился с Викой: «Это же был первый барьерчик на твоем пути, и если бы у тебя было неистовое желание стать артисткой — такое, например, как в свое время у меня, ты с легкостью его преодолела бы. И в этом случае я конечно же тебе помогал бы. Но у тебя настроя на преодоление не было».

— В прессе писали, что вы с дочерью поссорились и не общались аж 10 лет…

Вика: А почему не двадцать, не тридцать? Чушь какая-то.

Евгений Ваганович: Нет, мы не поссорились. Просто сложилась такая ситуация, что Вику муж увез в Америку. А я считал и считаю, что дети должны жить рядом с родителями — по-моему, это нормальная позиция. Мы растим детей для того, чтобы они были неподалеку от нас, а не на Марсе. Разумеется, я был огорчен.

— Я считаю, что дети должны жить рядом с родителями. Мы растим их для того, чтобы они были неподалеку от нас, а не на Марсе. По-моему, это нормальная позиция. С женой, дочерью и внуками Андреем и Марком (2010). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Вика, чем же вы занялись в Америке?

— По части профессии я всю жизнь занимаюсь художественными выставками в качестве куратора. А еще вырастила двоих сыновей: Андрею сейчас 20 лет, Марку — 17.

— Дедушка с внуками общается?

Евгений Ваганович: Естественно, куда же я денусь. Просто они далеко, и это, к сожалению, минимизирует наши контакты. А ребята они прекрасные — воспитанные, образованные, интеллигентные. Представляете, внук мне говорит: «Дедушка, спасибо тебе большое за то, что делаешь мне замечания». Причем совершенно искренне. И я понимаю, что у этого человека настрой на совершенствование.


Очень интересные мальчики. Андрей прекрасно образован для своих 20 лет. Учится по направлению «глобальная мировая культура» — занимается литературой, историей, языками, искусством, философией, много пишет. Работал в палаццо Строцци (флорентийский дворец эпохи Возрождения. — Прим. «ТН») на большой выставке Пикассо. Готовится к защите диссертации, в дальнейшем хочет преподавать, быть профессором литературы и искусства. Играет на фортепьяно и на ударных, хорошо поет — выступал даже в «Метрополитен-опере» в одном концерте с Пласидо Доминго.

А Марк у нас человек технический. Хотя снялся в двух фильмах, с одним из них был даже на Каннском фестивале, но от карьеры в Голливуде отказался. В этом году он оканчивает школу, планирует заниматься компьютерами и финансами.

— Он тоже говорит по-русски?

Вика: Да, прекрасно. И говорит, и пишет.

— Некоторое время назад СМИ запестрели сообщениями о том, что Петросян и Степаненко разошлись. И сейчас многие уверены, что вы в разводе. Это так?

Евгений Ваганович: Эти идиотские слухи распространялись кем-то намеренно — не понимаю, кем и для чего! Мы

с Еленой не давали никакого повода. Остается предположить, что это была чистейшей воды оплаченная заказуха. Мы с Леной даже не ссорились. Дикость какая-то. Отвратительно. И я не знаю, как это прокомментировать. Могу сказать только одно: вранье! А сегодня Лены нет здесь с нами потому, что завтра мы уезжаем и ей надо успеть собраться в дорогу, да еще сделать множество важных дел, которые она не может отменить.

— Первые, кого я увидел, вернувшись из реанимации, были жена с дочерью. Лена была рядом все время. Они с Викой поддерживали меня и молились. C женой Еленой Степаненко (2000). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Евгений Ваганович, два года назад вы перенесли операцию на сердце, а это всегда опасная история, пограничная, что ли. Как ощущали себя тогда?

— Ну, в туннелях каких-то я не был, никаких переосмыслений не произошло. Вообще кардинально ничего не поменялось. Кроме, пожалуй, увеличившегося количества таблеток. Понимаете, мне помогает сориентироваться в жизни вера. Я не сомневаюсь в том, что все в жизни происходит не просто так — на все есть воля Божья. Соответственно, и в больницу я попал не случайно. Хотя вроде бы это произошло как раз случайно: просто по какой-то надобности зашел в поликлинику, а там мне вдруг поставили диагноз.


Операцию делал профессор Лео Бокерия (академик, главный кардиохирург Минздрава, директор НЦССХ им. Бакулева. — Прим. «ТН») и его потрясающая команда. Он меня поддержал, успокоил. Перед операцией я спросил: «Ну что, Лео Антонович, мне на всякий случай попрощаться с близкими?» Я спокойно задал вопрос, без пафоса и паники. Но он замахал на меня руками: «Что ты, это ерунда, сделаем все в два счета, даже не заметишь!» Тень сомнения у меня исчезла. Я очень благодарен этому гениальному человеку.

Вика: Мне папа ничего не сказал. Я, конечно, знала, что ему надо оперироваться, но день он не сообщил — не хотел, чтобы я нервничала.

Евгений Ваганович: Но она все равно приехала.

Вика: Я как раз должна была вылетать из Нью-Йорка, и тут звонит папа. Мы разговариваем, он что-то рассказывает, о чем-то расспрашивает, а мне пора в аэропорт ехать, опаздываю на самолет, и… я себя выдала, сказала: «Что-то у тебя в больнице связь плохая». Он всполошился: «А с чего ты взяла, что я в больнице?»

Евгений Ваганович: В общем, я ничего не боялся, перед операцией спал спокойно. А врачи, наоборот, нервничали, все время ко мне заглядывали. Один, помнится, сказал: «Значит, так, Евгений Ваганович, когда проснетесь после операции, увидите перед собой белое. Не пугайтесь — это потолок». Я смеясь ответил: «Главное, чтобы потолок этот был не деревянный и не расположенный близко к носу». Врач выскочил из палаты ошарашенный.

— Вы еще и шутили в той ситуации?

— Знаете, много лет назад я выпустил книгу «Петросмешки» — второй том книги «Петросян в стране анекдотов», в которой я не автор анекдотов, а их интерпретатор. Так вот, один раздел посвящен именно смеху в медицине — как силе, побеждающей болезни. Поверьте, смех — великая живительная, терапевтическая сила. Поэтому-то спустя месяц после операции я уже выступал на фестивале юмора в Юрмале и плясал на сцене.

Вика: А в больнице был еще смешной момент. Когда папу перевели в палату, Лео Антонович велел мне переодеться в медсестринскую спецодежду. Я переоделась. И все никак не могла понять, почему сотрудники клиники на меня так

плохо реагируют. То лечащий врач за что-то отругает, то старшая медсестра. Все делают замечания — почему таблетку не дала, почему капельницу не переставила… Я переживала: «Господи, я же ничего не понимаю, за что они меня шугают?!» Нервничала, начинала суетиться, что-то искать. Вдруг пришла лечащий врач и возмущенно спросила: «А вы с какой стати тут сидите? Вам что, заняться ­нечем?!» Я ­совсем растерялась. Потом оказалось, что все приняли меня за новенькую нерасторопную медсестру.

Евгений Ваганович: В этом «институте сердца» удивительный коллектив. Я наблюдал за их работой и был потрясен. Никто там не разглагольствовал на посторонние темы, все взаимодействовали точно, четко, безупречно. И отношение ко мне было удивительное, за что я очень признателен всему медицинскому персоналу. Журналисты из желтой прессы предлагали $5 тыс. за мое фото в реанимации. Но никто не польстился. Хотя медсестры не столь богаты, чтобы отказываться от таких денег. Сотрудники клиники столько сил вложили в то, чтобы я жил, — это просто обязывает меня быть в строю.

— А супруга принимала участие в вашем восстановлении?

— Я даже не понимаю вашего вопроса. Разумеется, Лена была со мной все время. Они с Викой постоянно суетились возле меня, поддерживали и молились. Первые, кого я ­увидел, вернувшись из реанимации, были они.

— Евгений Ваганович, за полсотни лет вы стали родным человеком не только для своей семьи, но и для огромного количества людей…

— Вот это для меня очень ценные слова. Правда, за десятки лет у меня выработалось нескромное, но абсолютно точное ощущение, которое не вытравить ничем: все зрители — мои родственники, моя семья. (С улыбкой.) Вот такой я сумасшедший!

— И вас не раздражают люди? Многие артисты вне работы сторонятся их.

— Боже! Какие жуткие слова вы говорите! Я же работаю и живу для людей. И если человек подходит ко мне с добрыми глазами, говорит что-то приятное, как я могу отвернуться от него, отойти?! И почему я должен отворачиваться?

Однажды я был в подмосковном санатории, где отдыхали триста с лишним человек. И все они здоровались со мной три раза в день, просили сфотографироваться, заговаривали, рассказывали про свою жизнь. И я останавливался,

с каждым говорил. Один сказал: «Наверное, для вас это очень утомительно? Представляю, как мы вам надоели!» Я искренне ответил: «Господь с вами, это счастье для артиста».

По известному нам из фильма «Доживем до понедельника» определению, «счастье — это когда тебя понимают». Эту мысль много тысяч лет назад сформулировал великий Конфуций: «Счастье — когда тебя понимают, большое счастье — когда тебя любят, настоящее счастье — когда любишь ты». И это правда. Когда понимаешь, что ты на свете не один, что нужен людям, что любишь и любим, — ощущаешь себя поистине счастливым человеком.

Семья: жена — Елена Степаненко, эстрадная артистка; дочь — Викторина, искусствовед; внуки — Андрей (20 лет); Марк (17 лет)

Образование: окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства им. Маслюкова (ВТМЭИ), ГИТИС

Карьера: артист разговорного жанра; режиссер-постановщик спектаклей («Монологи», «Доброе слово и кошке приятно», «Дураки мы все», «Когда финансы поют романсы», «Семейные радости», «Шутки в сторону» и др.); телеведущий («Голубой огонек», «Утренняя почта», «Смехопанорама», «Шутка за шуткой», «Кривое зеркало»); автор книг «Хочу в артисты!», «От смешного до великого», «Петросмешки». Народный артист РСФСР

Евгений Петросян – один из самых известных артистов эстрады, который вот уже боле полувека смешит нас своими добрыми шутками, родился 16.09.1945 г.

Детство

Детство будущего знаменитого юмориста прошло в Баку, где он и появился на свет в очень интеллигентной семье у отца-математика и матери, получившей в свое время высшее инженерное образование, но посвятившей себя мужу и сыну. Казалось бы, как могла прийти мальчику из такой семьи мысль стать артистом?

Он сам считает, что это было влияние родного дяди, который был очень талантливым, артистичным и часто выступал на сцене в составе самодеятельных эстрадных концертов. Видимо, артистичность была семейной чертой и передалась Петросяну по наследству. И уже в средних классах школы он впервые вышел на сцену с участниками школьной агитбригады.

Зрители всегда очень тепло принимали мальчика, а он не боялся показаться смешным, любил шутить, читал со сцены юмористические байки и играл комичных персонажей в сценках. Кроме школьных постановок мальчик выступал на сцене Дворца пионеров, где посещал занятия драмкружка. Но серьезные роли не слишком привлекали юного Петросяна.

Выбор пути

Свой жизненный путь мальчик выбрал очень рано. Он даже точно знает тот момент, когда это произошло. В возрасте 12 лет маленький Женя совершенно случайно попал на концерт известного юмориста Розовского. Его байка «Укушенный», в которой артист представлял сразу двух невероятно смешных героев, заставила мальчика буквально кататься по полу со смеху.

Вышел с концерта он просто в потрясающем настроении. И именно тогда понял, что его мечта – так же дарить радость и смех людям.

Дядя очень доброжелательно был настроен к мечте племянника и посоветовал ему серьезнее отнестись к занятиям в драмкружке, а еще отправиться в библиотеку и изучить труды Станиславского.

Мальчик воспользовался мудрыми советами, и это вскоре дало свои результаты. Через год он увидел объявление о наборе артистов в самодеятельный эстрадный коллектив и пошел на пробы. И хотя он еще был очень юн, его приняли в коллектив после того, как он до слез насмешил всех оригинальным прочтением фельетона.

Уже через пару месяцев он впервые вышел на сцену Бакинского Дома культуры, которая тогда казалась ему просто огромной. Вместо обычного для таких моментов волнения, мальчик испытал настоящую эйфорию. Ему нравилось все – яркий свет рамп, настороженная тишина зала, звук собственного имени, которое объявил конферансье.

Но подлинный восторг он испытал, услышав дружный смех зрителей и громкие аплодисменты в свой адрес.

В Москву!

Несмотря на то что родители не были в восторге от затеи сына, они все-таки отпустили его в Москву попытать счастья. И сразу же после получения аттестата, Женя подает документы в Мастерскую эстрадного искусства, где его наставником стала всенародно любимая талантливейшая актриса Рина Зеленая.

Уже через год он вышел на профессиональную сцену в качестве конферансье. Нельзя сказать, что это было осуществлением его мечты, но позволяло зарабатывать какие-то деньги, а жизнь в Москве всегда была дорогой, и получать бесценный опыт, наблюдая за выступлениями опытных и известных артистов.

В 1964 году ему несказанно повезло – на одном из концертов его заметил легендарный российский артист Леонид Утесов. Молодой позитивный парень и интеллигентными манерами настолько ему понравился, что мэтр тут же отправился за кулисы с предложением перейти к нему. И около 4 лет Петросян вел концерты Государственного эстрадного оркестра.

Сольная карьера

Тем не менее, Петросян не оставлял своей мечты выходить на сцену для того, чтобы радовать и смешить людей. Он продолжал разучивать и репетировать юморески, не упуская случая выступить с ними на публике. И в 1969 году добился перевода в Москонцерт, где уже принимал участие в сборных концертах с сольными юмористическими номерами. Но до настоящей славы было еще далеко.

В 1970 году он решил попробовать свои силы на Всесоюзном конкурсе молодых артистов эстрады и, к собственному удивлению, стал его лауреатом. Это открыло ему дорогу к сольным выступлениям и большей свободе в выборе репертуара.

Уже в 1973 он с двумя партнерами по цеху артистами Шимеловым и Писаренко создают собственную юмористическую программу «Трое вышли на эстраду», в которой выступали не только в Москве, но и на выездных гастролях.

Параллельно артист учится в ГИТИСЕ режиссерскому искусству. И, начиная с 1975 года, Петросян ставит собственные юмористические программы на сцене Московского театра эстрады. За годы своей деятельности он поставил более 10 искрометных и ярких шоу, которые, как он и хотел, радовали и смешили зрителей театра. Но Петросян также много работал на телевидении.

Еще будучи совсем молодым студентом, в 1964 году он получил приглашение стать одним из ведущих ежегодного телешоу «Голубой огонек», с которым тогда вся страна встречала Новый год. Он настолько свободно чувствовал себя в прямом эфире, что с тех пор он на протяжении почти 20 лет появлялся в каждой передаче в качестве ведущего или участника.

Кроме того, Петросян около 10 лет регулярно принимал участие в съемках суперпопулярной программы «Утренняя почта», почти 15 лет был в составе участников юмористической программы «Аншлаг», имел несколько собственных авторских юмористических программ. В 1979 году создает свой собственный коллектив – «Театр эстрадных миниатюр». А с 1988 становится бессменным руководителем «Московского ТЭМ».

Личная жизнь

Несмотря на то, что рост артиста всего 168 см, он никогда не переживал по этому поводу, а природное обаяние очень рано подсказало ему как завоевывать женские сердца. Может быть поэтому он так быстро женился впервые – ему тогда едва исполнилось 20, но он был воспитан, умел красиво ухаживать и сражал женщин наповал своими безупречными манерами потомственного интеллигента.

Его первой избранницей стала сестра известной в те времена балерины Викторины Кригер, в честь которой молодые супруги назвали вскоре родившуюся дочь, кстати сказать, единственного ребенка артиста. Но как оказалось, тогда он не был готов к семейной жизни. Перед ним только начали открываться эстрадные горизонты, появляться новые знакомства и поклонницы.

Одно из таких знакомств и разрушило этот брак. Вступая в одной концертной программе с красавицей Анной Козловской, дочерью известного певца, он влюбился в нее настолько, что его не остановил ни маленький ребенок, ни то, что избранница была старше на 7 лет.

Петросян разводится с первой женой и заключает второй брак. Увы, он продлился чуть больше года. Легкомысленная красавица-жена вскружила голову греческому бизнесмену, настояла на разводе и укатила в Грецию с новым мужем, оставив Петросяна в одиночестве и депрессии.

С третьей женой, искусствоведом Людмилой, он познакомился в Ленинграде, но брак тоже вскоре распался из-за того, что Петросян тогда создавал свой театр и буквально жил этим проектом, практически не бывая дома.

Евгений Петросян и Елена Степаненко с детьми и внуками