Элективный курс культура. Элективный курс «Беседы о русской культуре

МБОУ СОШ №1 с валеологическим направлением города Можги Удмуртской республики

Планирование

элективного курса

«Культурный аспект российской истории»

Преподаватель: Смирнова Е.В.

10-11 класс

Можга, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность . Глубокие социальные изменения, повсеместно происходящие в мире в начале XXI столетия, отражают переход к новому типу цивилизации, связанному с широким использованием новейших, в том числе информационных, технологий. В докладе Римского клуба 1991 года эти процессы были названы «первой глобальной революцией», которая « формируется под воздействием геостратегических потрясений, социальных, технологических, культурных и этических факторов…». На наших глазах видоизменяется система ценностей, что имеет подчас непредсказуемые последствия. Утрату ценностей (аномию) нередко ставят в разряд глобальных проблем, считая, что «затруднения человечества» во многом вызваны несовершенством поведения человека, его этических норм…»

Сегодня, в период перехода к информационной, или постиндустриальной, культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, особую остроту приобретает вопрос подготовки Человека, соответствующего этой новой культуре. В значительной степени само существование цивилизации зависит от процессов становления нового типа личности как системообразующего элемента общества.

Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования читаем: «Развитие личности – смысл и цель современного образования... Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, государство предложило не просто очередное совершенствование системы обучения, а принципиально новую образовательную цель в соответствии с изменяющимися историческими условиями. Актуальность приобретают способы формирования и воспитания личности, способной интериозировать, воспроизводить и приращивать содержание культуры.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории » поможет педагогу в решении этих проблем. Освоение курса позволит учащимся осознать истоки и проявление специфики различных сфер российской истории, постигнуть смысл исторических событий и явлений в их культурном выражении, углубить и систематизировать знания по истории России, способствует реализации гуманитарного потенциала исторического образования.

Необходимость введения курса. Появление этого курса в старших классах обусловлено не только необходимостью становления ученика как субъекта российской культуры, но и предназначено в максимальной степени подготовить их к Единому государственному экзамену по истории. В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся к успешному прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Проводимый уже в течение нескольких лет Единый экзамен по истории выявил факт дефицита знаний выпускников по «…целому блоку учебного материала, связанному с изучением вопросов истории культуры» (Отчет ФИПИ о результатах ЕГЭ по истории 2011 г, с.25). Разработка данной программы обусловлена запросами, как учителей истории восполнить пробелы в уровне подготовки учащихся по предмету, так и запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» позволяет организовать изучение культурологических вопросов, входящих в структуру контрольно-измерительных материалов по истории на качественно новом уровне, и существенно повысить компетентность учащихся в вопросах духовно-культурного аспекта российской истории.

Место курса в образовательном процессе . Курс предназначен для изучения в старших классах средней (полной) школы на профильном уровне. Являясь курсом гуманитарного цикла, он может войти в третий предметный блок профильного обучения одного из следующих профилей: гуманитарного, социально-экономического, универсального (общеобразовательного) и др.

Программа курса предполагает углубление содержания профильного курса по истории России; позволяет подготовиться к решению заданий по культуре России, включенным в контрольно – измерительные материалы ЕГЭ по истории, на повышенном уровне; удовлетворяет познавательные и творческие интересы старшеклассников.

Предмет курса - отечественная культура от ее зарождения до настоящего времени. Курс расширяет возможности понимания исторического процесса, позволяет ощутить живое движение национального духа, опираясь на знания по истории Отечества. Автор рассматривает культуру как несущую конструкцию, глубинную суть национальной истории.

Цель изучения курса - введение учащихся в мир русской культуры, создание возможностей для активизации познавательных и духовных потребностей учащихся в осмыслении российской истории, организация условий для самостоятельного постижения старшеклассниками российских духовных ценностей.

Цель изучения курса связана с необходимостью, во-первых, профессиональной ориентации учащихся выпускных классов, во-вторых, интеграции сложившихся у них знаний и представлений в целостную картину мира, в-третьих, поддержки изучения базового курса и установления преемственности между базовым и элективным курсом.

Задачи преподавания курса:


  • формирование основ культурологического мышления;

  • развитие познавательного и креативного потенциала личности;

  • создание условия для живого общения учащихся с шедеврами русской культуры, обогащение их духовного мира через опыт поколений;

  • развивать понимание законов культуры, способность быть вдумчивым читателем, слушателем, зрителем, т.е. развивать способность и стремление воспринимать культуру в течение всей жизни, и именно с этой целью дать определенную сумму знаний, раскрыть наиболее важные законы сложного процесса развития культуры.
Своеобразие предлагаемого курса состоит в том, что каждая культурно-историческая эпоха представлена в динамике и взаимосвязи культурных и исторических явлений. Это позволяет рассматривать культуру как саморазвивающуюся систему, выявить ее место в российской истории. При таком подходе достигается понимание истории России как целостного процесса.

Данная программа была разработана и апробирована как учебная модифицированная в МОУ СОШ № 1 с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края в течение 2 лет. При написании основной части программы использовались идеи изучения курса по истории русской культуры на профильном уровне Н. П. Берляковой, Е. Б. Фирсовой. Содержание разделов и методика преподавания курса планировались с применением материалов программ и учебников Л. А. Рапацкой «Русская художественная культура» (профильный уровень), Л. Г. Емохоновой «Мировая художественная культура», А. А. Аронова « Мировая художественная культура. Россия. Конец 19 - 20 век».

Содержание программы курса «Культурный аспект российской истории» базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи. Это позволяет через знакомство с одним произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому при составлении программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждого периода российской истории.

Программа рассчитана на 2 года обучения (10 - 11 класс) и предполагает изучение курса в течение 68 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Структурно курс построен по хронологически-проблемному принципу, что позволяет избежать перенасыщенности информацией, четче обозначить ключевые события культурной истории России. Логика исторического линейного развития – от культуры Древней Руси до культуры современной России – дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» культуры при сохранении единства культурных ареалов.

Предлагаемый курс основан на взаимодействии гуманистического, ценностного, культурологического, деятельностного, историко-проблемного подходов . Синтез данных подходов основан на их совместимости, непротиворечивости позиций. Подходы отражают гуманистическую направленность образования, характеризуют личностно-ориентированную специфику обучения.

Программа данного элективного курса осуществляет следующие функции:

Компенсаторную (формирует необходимый запас знаний, умений, опыта);

Трансляционную (поддерживает непрерывность в исторической пространстве, преемственность культурной системы, передает из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее образцы культурного поведения, которые прошли длительную апробацию, приобрели ценностную окраску и объективно отвечают потребностям общества);

Персоналистическую (обеспечивает понимание собственной уникальности, настраивает на позитивно-критическое мышление, закладывает основы для осуществления продуктивной рефлексивной деятельности и личностного выбора человека, согласования его собственного поведения с социальными нормами);

Созидательную (создает условия для самореализации, самовыражения, саморазвития личности, для выработки инновационных типов поведения на основе усвоенных образцов).

Практическим результатом программы должно стать умение учеников учиться в соответствии со своими индивидуальными возможностями и планами, создавая образовательные продукты организационно - деятельностного и предметного плана, обеспечивающее эффективное усвоение учениками образовательных стандартов на личностно-значимом уровне. Значительное место в программе отведено современной российской культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального культурного развития и будущей профессии, успешное прохождение итоговой аттестации по истории в формате ЕГЭ.

Организация работы по данному курсу требует индивидуализации соотношения внешней информационной и внутренней смысловой стороны в изложении материала. В программе спроектированы уроки, которые косвенно проектируют развитие учеников. И в этом контексте чрезвычайно важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о своеобразной художественно-педагогической сверхзадаче (смысловой доминанте). Можно выделить четыре типа художественно-педагогических сверхзадач уроков данного курса: погружение, постижение, сравнение, обобщение.

Для успешной реализации художественно-педагогической сверхзадачи важен тип урока. В данном курсе предлагаются следующие типы уроков: урок «образ – модель», урок «исследование», урок «созерцание», урок «тренинг», урок «панорама». Гибкое соотношение типа урока и поставленной смысловой доминанты доказало свою эффективность на практике, повысив уровень эмоциональной отзывчивости и творческую активность учащихся.

В процессе преподавания необходимо динамично интегрировать различные информационные источники, знаковые системы, типы текстов. Решительное предпочтение следует отдавать коллективным методам работы - творческая мастерская, драматизация, игровое занятие, коллективная творческая работа.

Программа предлагает примерное тематическое планирование с указанием количества часов по разделам и темам, а также часов, отведенных на теоретическую и практическую часть курса. Сопровождается приложением , в котором раскрываются методические рекомендации по отдельным темам курса, содержится дидактический материал для учителя, электронное приложение в виде интерактивной программы для тестового контроля в ходе тренинга.

Важное значение в успешной реализации программы имеет заинтересованность не только педагога, но и обучаемых в совместной деятельности. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых:

Эмоциональные:


  • ситуация успеха;

  • поощрение и порицание;

  • познавательная игра;

  • свободный выбор задания;

  • удовлетворение желания быть значимой личностью.
Волевые:

  • предъявление образовательных требований;

  • формирование ответственного отношения к получению знаний;

  • информирование о прогнозируемых результатах образования.
Социальные:

  • развитие желания быть полезными обществу;

  • создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.
Познавательные:

  • опора на субъективный опыт ребенка;

  • решение творческих задач;

  • создание проблемных ситуаций.
Ожидаемые результаты развития ученика :

  • владение ключевыми понятиями культурно-исторической эпохи;

  • владение элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением материала, умением выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • умение выявить культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей;

  • умение классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека;

  • умение определять культурно-исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества;

  • умение определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно-исторической эпохи;

  • умение систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.);

  • умение представить результаты своей деятельности в форме исторического эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата, выступления на конференции и т.п.
Работа над каждым разделом предполагает активизацию творческих возможностей учеников, развитие навыков аналитического мышления и критического анализа.
Оценка результативности.

Подходы и принципы к организации контроля

1. Индивидуальный характер контроля.

2. Систематичность, регулярность проведения контроля.

3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля.

4. Контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

5. Объективность контроля.

6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности всего учебного материала и его разделов, а также индивидуальные качества детей.

Формы и методы отслеживания результативности

За время обучения учащиеся проходят входной, текущий, рубежный контроль (беседа, игра, анкетирование).

При рассмотрении каждой темы ученикам предлагаются обучающие, развивающие, интеллектуальные и творческие задания.

Итоговым контролем выполнения программы в целом являются работы учащихся (рефераты, исследования, проекты, схемы, банк гипотез, карты размышлений, виртуальные выставки), представленные на семинарах и отчетном фестивале. Творческие работы учащихся наглядно иллюстрируют и заинтересованность темой, и уровень усвоения навыков и общий рост каждого ученика. После изучения каждого раздела проводятся уроки – тренинги , на которых разбираются модели заданий части 1 (А), части 2 (В), части 3 (С) контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории по соответствующей содержательной линии и тренинг по выполнению этих заданий. Всего в курсе таких уроков предполагается семь.
Формы подведения итогов и способы оценивания достижений учащихся.

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводится в традиционной форме: оценка за ответ на уроке, оценка за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т. д., а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачет по контрольным вопросам, реферат, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме, мультимедийная презентация и др.

С учетом того, что данный курс является элективным, т.е. выбирается учащимися инициативно, по их желанию и с учетом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата использовать такую систему оценивания, как портфолио достижений учащегося .

Учебно-тематический план (10 класс – 34 часа)


темы


Разделы, темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

Вводный урок. Культура как смысл истории

1

1

Раздел 1. Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание

10

3

7

1

Мир культуры Древней Руси как ценностное основание русской культуры

3

1

2

2

Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в 13-15 веках

3

1

2

3

Московское царство как культурная эпоха

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура средневековой Руси»

1

1

Раздел 2 . Культура русского Просвещения

13

4

9

4

Русская культура на пороге нового времени

3

1

2

5

Эпоха Просвещения в России

3

1

2

6

Художественный образ 18 века

3

1

2

7

«Золотой век» русской культуры

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура русского Просвещения»

1

1

Раздел 3. Классическая русская культура 19 века

9

2

7

8

Дискуссия о национальной идее в 1830-1850-х гг.

2

1

1

9

Традиционная культура в 19 веке: провинция, усадьба, крестьянский мир

3

1

2

10

Русская культура второй половины 19 века

3

3

Тренинг по разделу «Классическая русская культура 19 века»

1

1

Итоговый урок. Культурное наследие России от язычества до классики.

1

1

ИТОГО

34 ч.

9 ч.

25 ч.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории»

Учебно-тематический план (11 класс – 34 часа)


темы


Разделы, темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

Вводный урок. Феномен культуры России 20 века

1

1

Раздел 4. Серебряный век русской культуры и его альтернативы

14

4

10

11

«Новая» русская культура рубежа веков

4

1

3

12

Условия появления и формы массовой городской культуры в России

5

2

3

13

Революция и судьбы культуры

3

1

2

Тренинг по разделу «Серебряный век русской культуры и его альтернативы»

2

2

Раздел 5 . Культура советского общества

10

2

8

14

Становление культуры советского общества в 1930-1940 гг.

4

1

3

15

Официальное и неофициальное пространство советской икультуры

4

1

3

Тренинг по разделу «Культура советского общества»

1

1

Раздел 6. Культура постсоветской России

8

2

7

16

Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского общества

3

1

2

17

Культурное пространство постсоветского общества

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура постсоветской России»

1

1

Мини-конференция. Защита творческой работы

2

2

Итоговый урок. Поиск смысла и нового образа культуры в современном обществе.

1

1

ИТОГО

34 ч.

9 ч.

25 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс.

Вводный урок. Культура как смысл истории. (1 ч.)

Понятие «культура». Культура. Человек. История. Культура как человеческое осмысление истории, основа формирования национального самосознания. Культура как способ познания человеком мира. Культурные явления как «знаки культуры», ее язык.

Культура как саморазвивающаяся система. Взаимосвязь культурных и исторических явлений. Содержание понятия «культурно-историческая эпоха». Механизмы саморазвития культуры. Роль системы жизненных ценностей в формировании культурно-исторической эпохи. Понятия «культурный диалог» и «культурная доминанта» в истории культуры.

Культура как смысл истории. Роль культуры в эпоху глобализирующегося мира.

Ключевые понятия : культура, культурно-историческая эпоха, культурный диалог, система жизненных ценностей (ценностные ориентации).

Раздел 1.

Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание (10 ч.)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углубленным изучением отдельных предметов

Программа

элективного курса по технологии

для 9 классов

«Культура и традиции русского народа, через изготовление русской куклы»

Составитель: Журавлева Марина Игоревна

учитель технологии

Количество учебных часов – 17 часов

2010 учебный год

«Кто изучил науки, а к делу их не применил,

словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял,

или засеял, да урожаем не воспользовался».

Алишер Навои

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы

Вся народная культура рождена трудом, трудовой деятельностью, являющейся основой, средством, условием существования человека, поэтому данный курс обладает большими возможностями для реализации задач духовно-нравственного, патриотического, гражданского воспитания учащихся.

Курс направлен на возрождение и распространение народных промыслов, национальных традиций русского народа. Изучение курса способствует развитию основ графической грамотности, образного и пространственного воображения, формируются навыки работы с чертежными инструментами и приспособлениями. Программа разработана с целью расширения и углубления знаний в области материаловедения, совершенствования умений и навыков работы в изготовлении русской народной куклы.

2. Цели программы

Приобщение учащихся к народной культуре, воспитание духовно богатого человека, знающего и поддерживающего традиции и обычаи русского народа.

3. Задачи курса

- формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства, как части культуры народа;

- углубить и систематизировать знания учащихся по национальному декоративно-прикладному искусству;

Изучение традиций, обычаев русского народа, истории русского быта, народного костюма, народной куклы;

Создавать условия для нравственного воспитания учащихся;

Воспитывать любовь к России, народу и его традициям;

    способствовать развитию творческих способностей личности;

    воспитание у учащихся творческого подхода в выполнении работ по изготовлению русской куклы.

    обучать учащихся умениям и навыкам традиционной художественной обработки материалов разных видов.

4. Принципы и подходы, лежащие в основе программы

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для изготовления народной куклы. Курс предполагает, что при изучении курса учащиеся научаться выполнять различные виды работ декоративно - прикладного характера. Выполнение изделий – это творческий процесс. Учащиеся самостоятельно должны выбирать и выполнять работы по изготовления русской народной куклы, оформлению костюма. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с передовыми способами труда, получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративно-прикладного творчества. Знакомятся с историей русской культуры, видами декоративно - прикладного творчества, историей русской народной куклы. Учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности.

5. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать и уметь:

    знать историю развития русской культуры, русского народного костюма, народной куклы;

    новые термины, встречающиеся при изучении темы;

    знать и владеть приемами изготовления народной игрушки;

    знать и владеть технологией конструирования и обработки деталей костюма для русской куклы;

    уметь анализировать результаты своей работы.

6. Результативность

При изучении данного курса учащиеся приобретают знания по русской народной культуре, проявляется интерес к изучению истории, фольклору…Учащиеся в соответствии со своими познавательными интересами получают теоретическую и практическую подготовку по истории русской куклы, изготовлению русской куклы. Они изучают материалы и инструменты для выполнения практических работ. При выполнении практических работ учащиеся самостоятельно выбирают и подбирают материалы для выполнения различных видов кукол. В конечном результате у учащихся должна быть выполнена практическая и теоретическая части работы. Это изделие и письменная (проектная работа), как результат работы.

7. Критерии и показатели усвоения материала

1) Информационные

    формирование представления о русской культуре;

    знание видов декоративно - прикладного творчества, особенностей изготовления изделий и технологий;

    знание о возможности применения русской народной куклы в старину.

2) Исследовательские

    участие в проектной деятельности по изучению русской народной культуры, видов декоративно - прикладного творчества;

    изучение путей овладения приемами изготовления народной куклы.

3) Практические

    формирование практических навыков;

    развитие способностей изготовления изделий, через углубленное или расширенное изучение русского костюма, русской народной куклы.

8. Формы контроля

    диагностика знаний, умений, навыков учащихся;

    презентации проектов учащихся.

Выполнение русской народной куклы, написание и защита проектной работы, является одним из основных методов выявления результатов.

9. Тематическое планирование курса

Тема занятия

Количество часов

Декоративно-прикладное творчество русского народа.

Домашний быт, семейный уклад наших предков. Традиции русского гостеприимства.

Технология традиционных видов рукоделия.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Виды текстильных материалов. Свойства тканей. Технология обработки ткани.

Традиционный народный костюм. Общие и отличительные черты в костюме, аксессуарах.

Выполнение эскиза женского и мужского костюма.

Русская вышивка в национальных костюмах.

Русская тряпичная кукла. История появления куклы на Руси Значение куклы на Руси.

Роль тряпичной куклы в воспитании девочек, подготовки их к будущему материнству.

Традиционные тряпичные куклы: Младенчик. Технология изготовления тряпичной куклы-закрутки.

Кукла на счастье, Кормилка Вепская

Кукла-нянюшка, Утешница

Жонка, Параскева

Многоручка, Зернушка

Куватки, Покосница

Творческие проекты выполнение и защита.

Общее количество часов

Литература

    Энциклопедия рукоделия: Пер. с англ. – М.: Ниола-Пресс,1997.

    Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя. - М., 1984.

    Основы художественного ремесла: вышивка, кружево... /Под ред. В. А. Барадулина и О. В. Танкус. - М.: Просвещение, 1978.

    А.Клиентов, Народные промыслы, - М.: Белый город, 2002

    Коротковой М.В., Традиции русского народа,

    http://www.artdolls.ru/ad/index.html История кукол

    http://www.dollmaster.ru/masterclass.html , Кукольный мастер, мастер-класс

    http://stranamasterov.ru/node , Страна мастеров

    http://www.shkolaremesel.varkhangelske.ru/kursy parochki.html , Школа народных ремесел

Элективный курс "История русской культуры"

10 класс, 34 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные условия жизни требуют развитие новых качеств у человека: таких как умение быстро ориентироваться в ситуации, оперативно решать проблемы, умение вести диалог. Современный человек чётко должен осознавать своё место в мире. Если он хочет быть успешным, то должен выбрать себе такую профессию, которая поможет раскрыть его способности и умения. Элективные курсы помогают разобраться в многообразии видов профессиональной деятельности, создают условия для утверждения ученика в правильности выбора, являются важнейшим средством индивидуализации обучения. Они открывают возможность для определения индивидуальной образовательной траектории, помогают применить на себя различные роли: исследователя, аналитика, эксперта, освоить навыки коммуникативного общения.

Элективный курс для углубления отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу по истории. Он позволит привести изучение истории в соответствии с интересами и профессиональными намерениями в отношении продолжения своего образования. Проведя анализ учебных заведений, я пришла к выводу, что в Кировской области много учебных заведений предлагающих специальности связанные с культурой и искусством. Данный элективный курс поможет в выборе таких специальностей, как историк, искусствовед, экскурсовод, культуролог, дизайнер и др.

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры.

Курс строится на материале истории России, поможет восполнить пробелы предыдущей подготовки ученика, даёт возможность ученику проявить себя. Предмет истории культуры имеет своё содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных её сфер – истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой и взаимодействии всех её областей. Исследования культуры по отдельным отраслям являются важнейшим материалом изучения историко-культурного процесса в целом. При рассмотрении научно-технической, нравственно-идейной, художественной сферы деятельности человека для историка важно выявить и показать социальные аспекты истории культуры, роль народа, деятельность интеллигенции в этом процессе.

Важное место в содержании курса отводится знакомству с известными деятелями науки, выдающимися изобретателями, писателями, поэтами, художниками, чьи имена вошли в историческую память человечества.

Основная цель курса «История культуры» состоит в помощи старшеклассникам:

Повышение интереса к гуманитарному образованию

Формирование навыков работы со справочной литературой

Развитие навыков исследовательской работы

Реализация интереса к предмету

Расширение кругозора учащихся.

Задачи курса:

Вооружить учащихся интеллектуальным инструментарием, необходимым для самостоятельной учебной и исследовательской деятельности;

Формировать умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи; умения и навыки работы с различными источниками исторической информации; специальные исследовательские умения;

Создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности;

Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.

Планируемые результаты обучения:

Знания:

Конкретно-исторические сведения, касающиеся различных аспектов развития культуры;

Историко-биографическая информация, касающаяся выдающихся деятелей культуры;

вклад России в мировую культуру.

Умения:

Искать и отбирать необходимую информацию на сайтах в сети Интернет, самостоятельно работать с текстом, анализировать документ;

Умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной и письменной форме, анализировать обобщать, обсуждать и объяснять, критически оценивать события культурной жизни России.

Навыки:

устной и письменной презентации материала.
Программа рассчитана на 34ч., включает 2 раздела, где в хронологическом порядке представлено развитие культуры с IX-XIX вв.: «Средневековая культура (IX-XVII вв.)», «Культура нового времени (XVIII-XIX вв.)».
Объём различных форм учебной работы

Всего занятий 34ч.

В том числе:

Лекции 12

Практические занятия 22

Программа.
Тема 1. Культура в жизни человека и развитии общества. (1ч.)

Раздел 1. Средневековая культура. (IX-XVII вв.) (14 ч.)

Тема 2. Древнерусская культура (IX - первая половина XIII в .) (4ч.)

Тема 3 . Культура формирующейся великорусской народности (вторая половина XIII- XV вв.) (3ч.)

Тема 4. (3 ч.)

Тема 5. Культура XVII в. (4 ч.)

Обмирщение культуры. Развитие научных знаний. Разнообразие литературных жанров. Московское барокко («Дивное узорочье») в архитектуре. От иконописи к парсуне. Освоение новых земель. Культура народов России XVII века. Культура народов Поволжья.

Раздел 2. (18 ч.)

Тема 6. (4 ч.)

Тема 7. Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII в. (5 ч.)

Тема 8. Культура в первой половине XIX в. (5 ч.)

Тема 9. Культура в период буржуазных преобразований 60-80-х х годов . (4 ч.)

Итоговое занятие . Мини-конференция. (1 ч.)

Учебно-тематический план




Содержание раздела, темы

Всего часов

Лекц. час.

Практ. час.

Формы контроля

1

Культура в жизни человека и развитии общества.

1

1

-

Фронтальная беседа.

Раздел 1.Средневековая культура (IX-XVII вв).

14

2

Древнерусская культура (IX-п.п.XIII вв)

4

1

3

Фронтальная беседа, кластер. семинар.

3

Культура формирующейся великорусской народности (вт.п.XIII-XV вв)

3

1

2

Практикум, мини-проекты, фронтальная беседа

4

Русская культура конца XV-XVI вв.

3

1

2

Тест, фронтальная беседа, презентация Power Point.

5

Культура XVII вв.

4

1

3

Рефераты учащихся, презентации Power Point.

Раздел 2. Культура нового времени (XVIII-XIX вв)

6

Культурные преобразования первой четверти XVIII в.

4

1

3

Эссе

7

Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII-начале XIX в.

5

2

3

Составление энциклопедической справки, презентации Power Point, сообщения учащихся.

8

Культура в первой половине XIX в.

5

2

3

Составление таблиц.

9

Культура в период буржуазных преобразований 60-80 гг.

4

1

3

Фронтальный опрос, презентации, эссе

10

Итоговый контроль.

1

-

1

Тест в форме ЕГЭ.

итого

34

12

22

Календарно-тематическое планирование


темы

Тема

Основное содержание

Форма организации занятий

Форма контроля

План

Факт

1

Культура в жизни человека и развитии общества

Многообразие значений понятия «культура». Материальная и духовная культура. Пути и формы освоения культурного наследия. Основные функции культуры в обществе.

Лекция с элементами беседы, позволяющая выявить, насколько учащиеся владеют основными понятиями по теме.

Фронтальная беседа.

Раздел 1. Средневековая культура (IX-XVII вв) 14 часов

2

Древнерусская культура (IX - первая половина XIII в.)

Наследие восточных славян. Византийское влияние на древнерусскую культуру. Летописание как исторический источник и литературный жанр. Богословская политическая речь («Слово о Законе и Благодати»). «Поучение Владимира Мономаха» - исповедь государственного деятеля Древней Руси. Дом веры и искусства: творения каменной архитектуры. Монументальная живопись – мозаика, фреска. Язык образов и знаков: станковая живопись (иконопись). Символика русской православной иконы.

Информационная лекция, практикум: комментирование чтение произведений древнерусской культуры.

Семинарское занятие.


Фронтальная беседа. Кластер, тест, рефераты

3

Культура формирующейся великорусской народности (вторая половина XIII- XV вв.)

Идеи единства Русской земли и борьбы с иноземным игом и неразрывной связи Руси XIV-XV вв. с Киевской и Владимиро-Суздальской Русью. Центры книжности - Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри. Культура «русского обычая». Мысли о камне: ансамбль Московского Кремля. Росписи церквей и монастырей.

Информационная лекция с элементами беседы. Практикум: архитектура Кремля.

«Живопись» фронтальная беседа. Мини-пректы: «ансамбль Московского кремля», «Творчество А.Рублева, Ф.Грека».

4

Русская культура конца XV-XVI вв.

Москва – центр складывания культуры русской народности, объединение местных культур. Новый облик столицы. Перестройка Московского Кремля. Религиозные праздники и народные традиции. Дионисий – крупнейший представитель московской школы живописи.

Информационная лекция. Практикум: комментирование чтение произведений литературы. Воображаемая экскурсия по Московскому Кремлю.

Фронтальная беседа, презентация Power Point «Московский Кремль».

5

Культура XVII в.

Обмирщение культуры. Развитие научных знаний. Разнообразие литературных жанров. Московское барокко («Дивное узорочье») в архитектуре. От иконописи к парсуне. Освоение новых земель. Культура народов России XVII века. Культура народов Поволжья, Вятского края.

Информационная лекция. Семинарское занятие.

Кластер, рефераты, презентация Power Point «Светский характер культуры».

Раздел 2. Культура нового времени. (XVIII-XIX вв.) (18 ч.)

6

Культурные преобразования первой четверти XVIII в.

Необходимость развития научных знаний и практические потребности государства. Царь-реформатор: преобразования в культуре. Система культурно-просветительских учреждений: светские библиотеки, Кунсткамера – первый русский музей. Создание ансамбля Петербурга, стиль Петровского барокко. Новые явления в живописи: гравюра и портрет Изменения в быту: ношение европейского платья, введение нового летоисчисления, светские праздники с маскарадами и фейерверками, публичный театр, ассамблеи. Военные марши, танцевальная музыка на ассамблеях, танцевальная школа в Петербурге, создание отечественной композиторской школы.

Информационная лекция с элементами беседы. Практикум: написание эссе «Роль государства в развитии русской культуры XVIII в».

7

Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII в.

Рост социальной направленности русской культуры. Сатирическая журналистика. Учёный-энциклопедист М.В.Ломоносов. Развитие географии и истории как наук. Новая художественная литература, развитая система жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). Крепостной театр – своеобразное явление культурной жизни второй половины XVIII- начала XIX в. Система жанров в живописи: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись. Феномен русского портрета. Основы светской скульптуры. Русский классицизм в архитектуре.

Информационная лекция. Практикум: составление энциклопедической справки».

Тест. Презентация Power Point «Живопись. Русский портрет», «Архитектура. Классицизм».

8

Культура в первой половине XIX века.

Развитие научных знаний. «Золотой век» русской литературы. Героико-патриотические, национальные сюжеты в музыке. Монументальные ансамбли Петербурга, стиль русского ампира в Москве. Интерес к человеческой личности, к жизни простых людей в живописи. Россия XIX столетия в изобразительном искусстве. Скульптуры Мартоса и Клодта.

Информационная лекция. Практикум: составление таблиц. Семинарское занятие.

Семинарское занятие.

9

Культура в период буржуазных преобразований 60-80-х х годов.

Частное коллекционирование - феномен русского меценатства. Достижения русской науки. Сокровищница мировой культуры – произведения литературы и искусства. Жизнь народа в творчестве художников – передвижников. «Могучая кучка» Становление и развитие русской оперы. Эклектика и неорусский стиль в архитектуре: возврат к национальным традициям. Монументальная скульптура

Информационная лекция. Практикум: работа с сайтами Интернет, подготовка и проведение виртуальных экскурсий по музеям.

Фронтальный опрос. Эссе «Расцвет русской культуры».

10

Итоговый контроль.

Тест в форме ЕГЭ

11.05.2011 7742 1120

Программа элективного курса для 10 класса

«Основы культуры речи»

ГУ «Средняя школа № 30 отдела образования

акимата города Костаная»

1.Пояснительная записка.

3.Требования к уровню подготовки учащихся.

4.Календарное планирование.

6.Сборник заданий и упражнений для учащихся.

7.Хрестоматия для учащихся.

8.Используемая литература.

Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе государственных общественных стандартов среднего общего образования Республики Казахстан по предмету «Основы культуры речи».

Элективный курс по основам культуры речи направлен на развитие интереса школьников, лицеистов, гимназистов к русскому языку, его прошлому, на пробуждение желания изучать историю своего языка и современное его состояние.

В процессе изучения курса учащиеся узнают: имена великих ораторов; этику ораторского выступления; эстетические качества речи; преимущества и недостатки речи; значение речи в межличностных и общественных отношениях; разновидности речи; логические и психологические приемы полемики; разновидности документации; язык телодвижений; речевой этикет как часть нравственной культуры; технические средства информирования и обслуживания; коммуникативные качества речи…

Цели изучения курса:

Расширение теоретических сведений учащихся о речевой культуре; структуре речевой коммуникации; этике ораторского выступления; эстетических качеств речи; преимуществах и недостатках речи; правилах пользования жестами, манерами, мимикой; новом и старом в речи; речевом этикете как части нравственной культуры; развитии познавательного интереса и творческой способности учащихся; формировании культуры речи у учащихся; формировании навыков самостоятельной работы у учащихся; расширении и углублении знаний в области культуры речи.

Задачи изучения курса:

Познакомить с теоретическими сведениями о речевой культуре; научить грамотно излагать свои мысли устно и письменно; сформировать качества коммуникации для установления контакта с аудиторией; видеть и оценивать преимущества и недостатки речи; применять технические средства информирования, обслуживания; произносить речь перед микрофоном и телевизионной камерой; ознакомить с основными тенденциями современного образования; осуществить компетентностный подход к образованию.

Основные компоненты содержания курса.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия по данной программе целесообразно проводить один раз в неделю по одному часу. Это позволит тщательно подготовиться школьникам к конференциям, диспутам, «защитам» творческих работ, деловых игр…

Программа открывает возможность привлечения учеников к самостоятельному творческому изучению риторики, ее анализу и реферированию доступной их возрасту лингвистической литературе, к подготовке сообщений по выбранной теме, к поискам отдельных слов, выражений, фразеологических оборотов…

Эта деятельность стимулирует учащихся к правильному изложению своих мыслей, делает речь выразительней и качественней, рождает новую фразеологию, прогнозирует факторы успеха в проведении беседы, помогает установить деловые контакты, утверждает речь как средство социального статуса, что и окажет положительное воздействие на повышение культуры общения школьников.

Занятия должны проводиться в разнообразной, увлекательной форме, с использованием бесед, сообщений, занимательных лингвистических игр, тестирования, творческих заданий, защиты проектов. А также шире должны применяться выставки творческих работ, уголки русского языка, дискуссии, публичные выступления…

Методы и формы обучения:

- лекции;

Практические занятия;

Творческие задания;

Дискуссии;

Сочинения;

Контрольные работы;

Публичные выступления;

Чтение наизусть;

Инсценировки;

Произнесение речи с проработкой;

Рефераты;

Результаты изучения курса:

- освоение основ курса культуры речи;

- определение общего и различия культуры речи и риторики;

- соблюдение этики ораторского выступления;

- владение эстетическими качествами речи;

- определение преимуществ и недостатков речи;

- нахождение нового и старого в речи.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:

Практические занятия;

Рефераты;

Контрольные работы;

Творческие задания;

Сочинения;

Ораторские выступления.

Критерии оценки:

С учетом специфики конкретного предмета оценка «5» ставится, если ответ ученика:

Мотивирован и доказателен;

Логичен и последователен;

Литературно грамотен.

При этом важно, что:

Обобщения и выводы опираются на определенные факты, подтверждаются примерами не только примерами учебника, но и дополнительной литературы, собственными наблюдениями из окружающей жизни;

Показано умение отделять главное от второстепенного, отдельные факты от обобщений;

Имеет не более 1-2 несущественных неточностей, не вызывающих сомнений в глубоком и прочном знании учащимся программного материала.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором учащийся обнаружил знания как основного материала, так и существенных деталей, как и при оценке «5», но допустил отдельные упущения в содержании и способах изложения материала.

Оценка «3» ставится за ответ, в котором ученик обнаружил достаточно прочные знания основного материала в пределах школьной программы, но без глубины содержания, возможны ошибки по отдельным вопросам программы, которые ученик исправил сам при дополнительных вопросах.

Оценка «2» ставится за ответ, не удовлетворяющий указанным выше требованиям, в результате допущенных грубых ошибок, свидельствующих о плохом знании учащимся фактического материала, которые ученик не в состоянии исправить даже при дополнительных вопросах.

«Основы культуры речи»

Данное пособие входит составной частью в разработанный для X класса учебный комплекс, включающий программу, сборник заданий и упражнений, хрестоматию, приложение.

Осуществляя задачи «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы», автор данного комплекса стремился усилить роль уроков русского языка в формировании эстетической восприимчивости, обогатить духовный мир школьников, приобщая их к самостоятельной работе, вооружая знаниями и практическими умениями в области русского языка, воспитывая нравственную подготовленность и широкое применение в практике.

Комплекс «Основы культуры речи» ориентирует учителя в первую очередь на углубленное изучение основ культуры речи, которые рассматриваются на уроках.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по одному часу. Каждая тема рассчитана на два часа. Прилагается словарь терминов для повторения, пройденного материала.

Цель предлагаемого комплекса-решить стоящие перед ним ответственные учебно-воспитательные задачи на новом этапе развития школы, овладеть методикой работы по комплексу, созданному в соответствии с программными требованиями и отражающему систему обучения на таком (из IX в X класс) этапе. Автор также стремился раскрыть возможности использования всего учебного комплекса, призванного помочь учителю в его методических поисках и организации деятельности учащихся.

В методическом руководстве обосновываются методы и формы преподавания русского языка, определяются план и содержание материала.

Комплекс предполагает обязательное проведение лекций учителя, практических занятий, творческих заданий, дискуссий, сочинений, контрольных работ, игр, публичных выступлений, чтений наизусть, инсценировок, рефератов, бесед, семинаров с краткими сообщениями учеников, работа с научно-популярной литературой, справочниками, терминологией, выполнение самостоятельных творческих заданий школьниками.

В состав комплекса входит сборник заданий и упражнений, где указана классная и домашняя работа учащихся. Необходимо учитывать интеллектуальный уровень учащихся, выполняя задания необходимо обратить внимание на условные обозначения сборника:

* задания средней сложности;

** задания повышенной сложности;

Д/р. задания для домашней работы.

Задания, отмеченные звездочками, могут выполняться выборочно, соответствуя интеллектуальному уровню учащихся.

Задания, которые не отмечены звездочками, предназначены для всех учащихся в классе.

Итоговое занятие-это защита проектов. Всего 26 тем. Учащиеся выбирают одну из тем в начале изучения курса. Готовят реферат, используя дополнительную литературу. Норма реферата-10-12 лисов печатного издания, с указанием источников.

Курс «Основы культуры речи» способствует развитию познавательных, разносторонних интересов учащихся и ориентирует их на широкий выбор профессий, связанных с лингвистикой, журналистикой, информатикой и их приложениями на практике.

К каждой теме прилагаются главы в хрестоматии «Основ культуры речи», в которой даются варианты ответов: контрольных вопросов, терминов, образцы творческой и самостоятельной работы.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.