Эрмитаж галерея драгоценностей бриллиантовая кладовая. Экскурсия в золотую и бриллиантовую кладовые эрмитажа

Для посещения Бриллиантовой кладовой Эрмитажа необходимо приобрести в кассе музея два билета: входной в Эрмитаж и отдельный — на экскурсию в кладовую. Чтобы попасть в эту Галерею драгоценностей, желательно приходить к открытию Эрмитажа, так как билеты на экскурсию в Бриллиантовую кладовую быстро заканчиваются.

Народ собирается у ворот Государственного Эрмитажа на Дворцовой площади до 10 утра.

В 10.00 ворота распахивают, и все проходят в Эрмитажный двор. Здесь действует правило, кто быстрее ходит, тот ближе к кассе будет находиться к моменту открытия музея.

Формируются две очереди — в левый и правый парадные входы.

Здесь же установлены информационные стенды, на которых указано время оставшихся экскурсий в Бриллиантовую кладовую.


В 10-30 открывают двери и можно проходить к нескольким кассам. Смотрите, где меньше людей, к той кассе и подходите. Бывает, у одной кассы большая очередь, а у другой 3-4 человека.


Стоимость входного билета для взрослого 400 рублей (могут спросить паспорт). Пенсионеры и учащиеся бесплатно, в кассе всегда проверяют подтверждающие документы. Оплачивать можно наличными или кредитной картой.

Сразу же спрашивайте билет на ближайший сеанс в Бриллиантовую кладовую!

Сеансы посещения Бриллиантовой кладовой:
12-00, 12-45, 13-00, 13-15, 13-30, 14-00, 15-15, 15-30, 16-00.
Выходной – понедельник.

Стоимость билета 300 рублей, льгот нет.

июль 2016 г.

В одну группу для экскурсии в Бриллиантовую кладовую набирают всего 15 человек. То есть всего в день смогут посмотреть эту уникальную сокровищницу не более 150 человек.

После покупки билетов к турникету прикладывайте только входные билеты в Эрмитаж и проходите.

На посещение Государственного Эрмитажа желательно выделять целый день, запланировав в этот же день посещение кладовой. Эта экскурсия длится от 1 часа 30 минут до 2 часов в зависимости от экскурсовода.

Скорее всего у вас будет несколько часов до начала экскурсии, поэтому начните осматривать основную экспозицию Эрмитажа, но не забудьте на входе взять бесплатный Информационный план музея около стойки администратора. План двух видов — на русском и английском языке.

Каждый зал музея имеет номер и, сверившись с картой, вы быстро определите свое местонахождение. Это необходимо, чтобы за 5-10 минут до обозначенного времени в билетах в кладовую прибыть на место сбора около входного турникета.

Экскурсовод ждет 1-2 минуты и ведет собравшихся к началу экспозиции.

На входе проверяют еще раз билеты, чтобы точно соответствовало время, и было написано «Экскурсионная путевка в особую кладовую Галереи драгоценностей: Бриллиантовую».

Кстати, на каждом билете указаны фамилия, имя и отчество вашего экскурсовода. Очень подробно и интересно проводит экскурсию Клигман Майя Борисовна.

Сразу предупредим, пройдет около часа, прежде чем вы увидите первые бриллианты!

До этого вы ознакомитесь с золотыми и серебряными украшениями скифских захоронений от VII до II века до нашей эры.

Скифы не могли представить свою жизнь без животных, поэтому часто их изготавливали в виде золотых украшений.

Интересные образцы сохранившихся до нашей дней женских украшений и домашней утвари.

Золотые венки лавровых листьев. Ими награждали людей, достойных жизни после смерти.

Под увеличительным стеклом — ажурные золотые серьги. Трудно поверить, что им почти 2 500 лет.

Скифские захоронения находили также на территории современной России, так-что можно с гордостью рассматривать ювелирные шедевры наших древних предков.

Женские серьги с изображением птиц.

Экспозиция, как и наша общепринятая история, очень резко переходит от 2-3 века до нашей эры сразу к христианским реликвиям начиная с X века нашей эры. Чем занимались наши предки до прихода Рюрика, кто-то решил сделать большой загадкой.

Здесь представлена церковная утварь для прохождения обряда причащения, сделанная для царской семьи.

Кресты, изготовленные в средние века европейскими мастерами.

Подарки восточных владык русским императорам. На этой конской попоне более 8 тысяч бриллиантов.

Набор золотой посуды и предметов туалета. Изготовлены для Анна Иоановны из нескольких десятков килограммов чистого золота.

Заключительный зал, который вы посетите. Он поистине «бриллиантовый».

Несколько механических часов, инкрустированы бриллиантами и драгоценными камнями.

Украшения с бриллиантами.

Шкатулки, подаренные императорской семье.

Несколько стендов посвящены произведениям искусства, изготовленным на Императорской фабрике Фаберже.

Табакерка Екатерины II.

Здесь размещена лишь небольшая часть ювелирных изделий. Но как вы сами понимаете, никакие фотографии не заменят тех непередаваемых ощущений от экспонатов, это надо видеть, видеть вживую! Дух истории, роскошь и великолепие произведений искусства нужно прочувствовать самому!

Хожу на абонементные экскурсии в Золотую кладовую в Эрмитаж. Всего три экскурсии по субботам. Экспозиция в Золотой кладовой выстроена хронологически - сразу от входа помещение-коридор, справа Сибирская коллекция Петра I (Южная Сибирь), слева золотые экспонаты из курганов, начиная с самых древних (с VII в.до н.э.). Курган Литой, Келермесские курганы. Первый большой зал - Царские скифы - Солоха, Чертомлык. Cарматы.

Не ставила задачи пересказывать - специально добавила много ссылок на источники, где можно почитать или посмотреть историю скифов и их искусства. Просто для собственного удовольствия хожу, чтобы подробно порассматривать всю эту красоту и послушать сами экспонаты. В очередной раз удивляет уровень мастерства ювелиров, создающих шедевры для того, чтобы тут же закопать их в землю)) Красота символики, которая говорит о едином мировоззрении, царившем в течение многих веков на большой территории)) Одним словом, в очередной раз иду на поводу собственного сегодняшнего настроения и вопросов. Поэтому сегодня нет мечей и горитов - главных экспонатов ввоинственного скифского мира. Ужасно жестокие и страшные) варвары...

Пантера, свернувшаяся в кольцо. Идея вечного движения мироздания. Сибирская коллекция

Этот символ имеет много общего с Уробороом. Уробо́рос (в переводе с древнегреческого = хвост - еда— свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Один из древнейших символов со множеством значений. Вечность и бесконечность, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. Символ использовался в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии. Еще один его аналогов - свастика, который также означает движение космоса.

Считается, что в западную культуру он пришел из Египта, где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи датированы периодом между 1600 и 1100 годами до н.э., где они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти перерождения. Оттуда уроборос перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца)) Его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, Китая и Греции. Символ свернувшейся в кольцо змеи встречается у ацтеков.

Также этот символ играет большую роль в учении гностиков, у алхимиков - символизирует преображение элементов в философский камень для превращения металлов в золото. В аналитической асихологии Юнга о символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Эрих Нойманн, последователь Юнга, обозначает уроборос в качестве ранней стадии развития личности.

Д. Бопри, описывая появление изображений уробороса в Дрнвнем Египте, утверждает, что этот символ наносился на стены гробниц и обозначал стражника загробного мира, а также пороговый момент между смертью и перерождением.Первое появление знака уробороса в Древнем Египте датируется примерно 1600 годом до н. э. (по другим данным — 1100 годом

Р.Робертсон и А.Крибс отмечают в Древнем Китае уробором называпся « Zhulong » и изображался в виде создания, совмещающего в себе свинью и дракона, кусающего себя за хвост. Со временем образ трансформировался в традиционного китайского дракона, символизирующего удачу. Одни из первых упоминаний об уроборосе как символе датированы 4200 годом до н.э. Первые находки фигурок свернувшихся в кольцо драконов относят к культуре Хуншань. (4700—2900 до н. э.). Одна из них, в форме полного круга, находилась на груди покойника. Это отрывок из Википедии, дальше еще много)) Про китайский символ писала


На ногах и хвосте пантеры много раз повторяется символ свернувшейся в кольцо пантеры, усиливая символ пантеры отсюда Келермесский курган

Фотографировать в Золотой кладовой нельзя, что очень жаль, поэтому фотографии взяла на сайте Эрмитажа.


Украшение горита. "Костромской олень" - олень с поджатыми ногами (клювы) из кургана близ станицы Костромской. Раньше его трактовали как бегущего оленя, сейчас как жертву.

Тело оленя - символический зооморфный образ модели мира, близкий к образу Мирового древа. В скифской традиции обычно олень (или иное травоядное) изображался лежащим, поджав под себя ноги, что символизировало в мировой модели основные космогонические процессы - динамику верха (жизнь), при статике низа (смерть). Иногда тело травоядного изображалось перекрученным, при этом сохранялись те же фазы: передняя часть животного - жизнь (лето); задняя часть - смерть (зима)

Основным динамическим сюжетом звериного стиля долгие столетия оставалась сцена терзания травоядного хищником. В противопоставлении этих двух видов животных и насилии одного над другим проявляется целый ряд основных космогонических мифологем скифского сознания. В священных сценах терзания сходятся два мира - хищник, как олицетворение хтонической силы смерти, преисподней, темноты, и травоядное - как образ силы жизни, Мирового древа, света. Символика терзания в определенном контексте перерастает в сцену эротического акта. В этой ситуации хищник олицетворяет собой мужское начало мира - «верх», Отца-небо, а травоядное - женское начало, землю, ее материнскую, порождающую функцию.

Древние верили в то, что каждая смерть вызывает новое рождение, оплодотворяя его. Образ хищника идеологически связывался со скифским мечом-акинаком, что привносило в его символику кровавый окрас осеменяющей смерти, без которой не породить новую жизнь. По сути, эта идеология знакома всем народам в традиционных обрядах инициации. Именно поэтому скифский меч - акинак - в структуре скифских каменных изваяний идентифицировался с фаллосом, символизируя сексуальную, порождающую силу мужчины - главы рода и воина. Терзание хищником травоядного - это одновременно и акт космического жертвоприношения, и акт изначального порождения космоса из хаоса и, по сути, образ Священного брака, через который Мать-земля порождает новую жизнь, молодую энергию мира. Отсюда же проистекает жесткая канонизация образной знаковости, предписывавшей сознанию древнего человека определенное, адекватное мифологической идее, сакральное прочтение.

Многовитковая гривна - символ знатности. Сибирская коллекция Петра I

Диадема, курган Литой, Мельгуновский клад. 3 плетеные цепочки-шнура, хотя отверстия для 4-х.

Бляшка в виде хищной птицы, курган Литой. Всего таких круглых золотых орлов было 17, но 16 орлов были переданы в Харьковский музей, где они погибли во время эвакуации. Вероятнее всего украшения кожаного пояса.

Зеркало из Келермесского кургана, использовалось, вероятно, также и по назначению, но обладало вошебными свойствами. С одной стороны кромка, с другой - петелька или небольшая ручка в центре. Главный персонаж зеркала в верхнем левом сегменте - малоазиатская богиня Кибела, здесь тождественная скифской богине плодордия Аргимпасе. У многих народов зеркало ассоциировалось с солнцем, плодородием и жизнью. Оно отражало сущее, угадывало прошлое, предвидело будущее. Волшебные свойства зеркала усиливали нанесенные на его обороте изображения. Считалось, что зеркала имеют защитную силу, видели истинную сущность злых демонов, когда те принимали другое обличье. Зеркала имели все члены семьи, они служили при жизни и после смерти. В течении жизни с ними совершалось много ритуалов, большую роль они играли во время свадебной церемонии. Отсюда

Бляшка из кургана Куль-Оба с изображением богини с зеркалом

Котел из Келермесских курганов.

Мясо животных варили в больших бронзовых котлах. Такой котел на ножке прочно стоит в костре. Собираясь вокруг него большой семьей, племенем, скифы ощущали свое единство. Любой котел имел сакральный характер и напоминал о котле, который легендарный царь Ариант изготовил из наконечников стрел, принесенных каждым скифом

Гребень из мужского погребения, курган Солоха. Символизирует трехчастное деление мира, сцена боя - воин, лишившийся коня, обречен. Почти круглая скульптура - проработанный рельеф с двух сторон.

Конский налобник и уздечные украшения. Курган большая Цимбалка. Конская сбруя во всем скифском мире была одинаковой, отличалась только декором. Здесь изображение скифской змееногой богини

В различные периоды скифскре искусство испытывало влияние других культур. После разгрома Ассирии в VII в., например, скифы забрали с собой ассирийских ювелиров. Позже в Северном Причерноморье царит скифо-греческое искусства. Греческие ювелиры, создавая ювелирные изделия для скифов, используют скифскую мифологию и эпос. Центром торговых связей между греками и скифами находился в Каменском городище, появившемся в V веке до н.э (недалеко от современного Никополя). Поселение было металлургическим центром, снабжавшим скифов оружием. Там же, по-видимому, находились резиденции скифских царей, о богатстве и могуществе которых говорят знаменитые царские курганы V-IV вв до.э.

Серьга с подвеской в виде головы негра. Чертомлык


В этом документальном фильме "Скифы" интересна интерпретация образов скифского искусства с точки зрения мифологии

Призраки далеких эпох. Хакасско-Минусинская котловина. Сибирские скифы

Во второй половине XVIII века в Зимнем дворце рядом с тронным залом находилась так называемая «бриллиантовая» комната. Вместе с символами царской власти - короной, державой, скипетром - там хранилось множество предметов, служивших украшениями или подарками.

Наиболее распространенным украшением в XVI - XVII веках были подвески . Мужчины и женщины носили их на специальной цепи на груди. Иногда на старинных портретах мы видим персонажей, которые имеют несколько украшений одновременно. Они различались по назначению: среди них были подвески-амулеты, талисманы, предохраняющие от дурного глаза и другие. В XVI - XVII веках, в эпоху географических открытий, появляются подвески в виде кораблей. Одна из эрмитажных каравелл, выполненная в Испании около 1590 года, сделана из изумрудов: большие, глубокого зеленого цвета камни составляют основу корабля, мачты и верхний крест, остальные части украшены белой эмалью по золотому фону.

Подвеска «каравелла».
Испания. 1580 - 1590.
Изумруды, золото, эмаль.

К этому же времени относится подвеска, принадлежавшая легендарному Френсису Дрейку - пирату и адмиралу флота английской королевы Елизаветы Она сделана из белого кварца, но кажется розовой. Будучи помещенным в специальный красящий раствор, камень, имеющий множество микротрещин, впитал в себя его цвет.

Жемчуг использовался ювелирами с древнейших времен. В XVI веке появляется так называемый барочный жемчуг, отличающийся причудливой формой. Задачей художника было найти в его «неправильном» контуре идею будущего произведения. В подвесках «Лебедь», «Сирена», «Дракон» такая жемчужина составляет основу изделия, диктует смысл. Не уступали по популярности изделия из резного поделочного камня. Чаши, вазы, кувшины, кубки и шкатулки предназначались не для каждодневного употребления, а для украшения парадных залов, дипломатических подарков. Примером тому является кубок из горного хрусталя с рубинами, подаренный Петру Первому.

Кстати, многообразная деятельность Петра I имела большое значение и для развития ювелирного ремесла. Путешествуя по Европе, совершая дипломатические поездки, император привозил множество подарков и в том числе ювелирных изделий. В России появляются статуэтки, исполненные в Саксонии в начале ХУIП века,- разнообразные, забавные подчас, фигурки, сделанные из серебра, жемчуга, драгоценных камней.

Перенеся столицу из Москвы в Петербург, Петр стремился создать город, равный европейским столицам. Сюда, на берега Невы, он направил из Москвы лучших умельцев, в том числе и ювелиров, пригласил иностранных мастеров. В 1714 году начал работать цех иностранных ювелиров , состоявший поначалу из пленных шведов. А в 1722 году по их примеру объединились русские мастера. Этим и объясняется возросшее количество и прекрасное качество ювелирных изделий XVIII века. Каждый мастер цеха, проходя период ученичества, обязан был сделать конкурсную работу. По ее итогам мастеру разрешалось работать самостоятельно, иметь подмастерьев и учеников, ставить клеймо на произведении.


И. Позье. Букет из драгоценных камней.
Петербург. 1740-е годы.

Придворный быт и особенности дворцового этикета требовали большего числа новых украшений. В XVIII столетии самым распространенным предметом ювелирного искусства стали табакерки , как настольные, предназначенные для украшения кабинетов вельмож, так и переносные - их подбирали к костюму и времени года. Лаковые, черепаховые употребляли зимой, каменные, металлические - летом. Иногда табакерки имели несколько отделений для разных сортов нюхательного табака. Кроме того, они служили подарками, которыми награждали за заслуги и отмечали помощь в щепетильных делах: будь то дворцовый переворот или любовная интрига. Известно, что в XVIII веке пожалование табакерки, если в нее был вмонтирован вензель или портрет монарха, ценилось наравне с орденом. Некоторые из них предназначались для хранения портрета. Такова коробочка с изображением Людовика XV и Марии Лещинской, сделанная в Париже в начале XVIII века придворным мастером французского короля Д. Гуэром. Ее подарили княгине Куракиной, супруге Б. И. Куракина, русского посла при парижском дворе.

Более чем столетие сохранялась мода на нюхание табака, поэтому табакерки отразили на себе изменения традиций, художественных стилей, требований заказчиков. Выполненные крупнейшими французскими ювелирами, великолепные рокайльные коробочки из золота и перламутра работы Гуэра, табакерки Дюкролея и Огюста привлекают внимание орнаментами из золота и эмалей. Памятники, изготовленные дрезденским мастером И. Х. Нейбером, получили название «кабинет камней». В этих изделиях декор прост, он сводится к мозаике, состоящей из полудрагоценных минералов Саксонии, расположенных тонкими пластинами по всей поверхности. Каждый участок мозаики имеет номер, выгравированный рядом, на золотом ободе. Внутрь табакерки вложена книжка, содержащая расшифровку и описание камня. Большой интерес представляют табакерки, принадлежавшие прусскому императору Фридриху П (их насчитывалось более сотни) . Они большой формы, яркие по цвету. Для большего колористического эффекта ювелиры помещали под бриллианты цветную фольгу.


Табакерка.
Германия. Середина XVIII века.
Горный хрусталь, золото, драгоценные камни

Множество изделий, исполненных как русскими, так и иностранными ювелирами, связано с историей России. Среди них простые по форме табакерки, принадлежавшие Петру I. деревянная в форме галеры. золотая с вмонтированной в крышку черепаховой пластиной с видом Петербурга, кварцевая с вензелями. Императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна заказывали коробочки, имеющие неправильную форму, украшенные множеством бриллиантов. Наибольшего размаха мода на эти изделия достигла во время тридцатилетнего правления Екатерины II. По ее заказам работали крупнейшие петербургские мастера, такие, как Адор, Шарф, Будде, Гасс.

Творчество Ж.-П. Адора, швейцарца по происхождению, проработавшего в России около 20 лет, тесно связано с историей русского двора . Чесменская табакерка выполнена по случаю первой годовщины победы русского флота над турецким в Чесменской бухте. Она украшена эмалевыми миниатюрами, прославляющими битву. Этим же мастером исполнены и тридцать табакерок, которые предназначались для подарков участникам дворцового переворота 1762 года. В них вмонтированы медали, где Екатерина П изображена в виде богини Минервы.

Другой мастер - И. Г. Шарф – тяготел к простым формам вроде круга или овала . Его изделия изысканны по цвету и отличаются любовью к мелким камням. Несколько лет проработали в Петербурге братья Теремены, которые в Эрмитаже представлены табакерками с микромозаикой – техникой, требующей большого мастерства. Кроме того, в моду вошли несессеры специальные коробочки, предназначенные для хранения различных предметов. Они также делились на переносные и настольные, мужские и женские. Женские несессеры имели иголку, расческу, ножницы и пр., мужские складную линейку, иногда циркуль. Как пример можно привести два изделия из эрмитажного собрания. Небольшой компактный несессер с 25 предметами сделан в Англии в середине XVIII века. Другое настольное украшение, из гелиотропа, могло быть использовано и как письменный прибор.


Несессер с брелоками
Англия. Середина XVIII века.
Золото, бриллианты.

Пожалуй, единственным, что не уступало в популярности табакеркам, были часы . Часовой механизм изобретен в XVII веке, и первые часы имели одну стрелку и, соответственно, точность хода в пределах получаса. Постепенно они становятся более точными. Их декор, а они принадлежали лишь знати, великолепен: драгоценные камни, разнообразные футляры и цепь-шатлен, прикреплявшаяся к поясу. Они также подбирались к костюму; иногда носили несколько часов одновременно.

Ж.Фази. Часы на шатлене
Петербург, 1770-е годы
Золото, бриллианты, эмаль

Обзор коллекции драгоценностей будет неполным, если хоть в нескольких словах не остановиться на собрании перстней, браслетов, а также великолепных букетах, составленных из драгоценных камней, предназначавшихся для ношения на плече или поясе. В них поражает изысканность подбора камней, тонкость огранки, изящество оправ. В специальных вазах, изготовленных позднее, «букеты» были выставлены в новом помещении - галерее драгоценных вещей, открытой для публики в середине XIX века. Это был первый музейный комплекс, предназначенный для показа предметов прикладного искусства.

В 1911 году открыли новый зал драгоценностей, одним из экспонатов которого стал золотой туалетный прибор, исполненный в 1730-х годах в Аугсбурге в мастерской Биллеров. Он состоит из 47 предметов, сделан для императрицы Анны Иоанновны, а затем хранился в кладовых Зимнего дворца и служил для одевания к венцу невест царского дома. Сочетание матовой и блестящей поверхностей золота выделяет рисунок предметов, и орнамент

После Октябрьской революции коллекции ювелирного искусства пополнялись за счет поступления национализированных частных собраний.

Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 1.

С 1925 года предметы, входившие в Галерею драгоценностей, выставлены в Особой кладовой Эрмитажа.

О. КОСТЮК

Следующая страница: Пётр Первый в Эрмитаже

Среди той обширной корреспонденции, что я стал получать со всех концов бывшего Союза и из-за границы после моих статей о «зарубежном русском золоте» и первого издания этой книги, типичным стало письмо от А.В. Киреева из Калужской области от 16 апреля 1993 г. А.В. Киреев сообщал: с 1957 г. он работал в г. Шевченко (ныне Актау), что на полуострове Мангышлак восточного побережья Каспийского моря. В те времена он случайно наткнулся на книгу «Чекисты Казахстана», где вычитал следующее: «…после разгрома остатки армии Колчака под командованием генерала Толстого отступали через форт Александровский (там отбывал в свое время ссылку великий украинский поэт Тарас Шевченко. - Авт.) на Мангышлаке, плато Усть-Юрт, с тем чтобы прорваться на юг и уйти за кордон. При подходе к полуострову Бузачи ими был спрятан остаток золотого запаса России». (Киреев уточнил у старожилов-казахов, они подтвердили: целых «семь подвод».) Гурьевские чекисты затем в течение 15 лет безуспешно искали это золото.

Такого рода письма я получаю десятками, меняется лишь география «кладов колчаковского золота». То это станция Тайга Транссибирской железной дороги, то бывший православный мужской монастырь в Приморье на границе с Китаем, то железнодорожный разъезд Раздольное Приморской железной дороги, то «золотой пароход на Оби в Западной Сибири».

Вот и весной 2003 г. мне сначала позвонил один «кавказец»-старатель из г. Зея Амурской области на Дальнем Востоке, а затем прислал целую папку вырезок-ксерокопий из местных газет и книг амурских краеведов о поиске очередной порции «сибирского золота», на этот раз - на севшей на мель на реке Зее большевистской речной канонерской лодке «Огорочанин» в сентябре 1918 г. с грузом золота, конфискованного «красными» в четырех коммерческих банках и трех страховых обществах Амурской губернии.

Судя по книге Ильи Безродного, участника Гражданской войны на Дальнем Востоке, «Амур в огне» (Владивосток, 1932), на борт канонерки было погружено несколько десятков ящиков с золотом.

На одном из перекатов р.

У вас отключен JavaScript.

Зеи лодка попала в колчаковскую или японскую засаду, была обстреляна и, маневрируя при уходе от огня, села на мель. Команда срочно покинула судно, причем якобы предварительно выкинула все ящики в воду, кроме трех, которые будто бы закопала на берегу.

С тех пор местные (газ. «Амурская правда», 1992 г.) и столичные («Комсомольская правда», 1993 г.) журналисты не раз призывали найти этот золотой клад с «красного галиона» (канонерки), но все розыски местных золотоискателей оказались безуспешными, как и предыдущие поиски японцев, колчаковцев, семеновцев, красных партизан и ОГПУ в 20-х - начале 30-х гг.

Интерес к золотому кладу с канонерки «Огорчанин» все эти 85 лет поддерживается еще и тем обстоятельством, что местные жители села Новоандреевска, напротив которого на реке Зея села на мель канонерка, время от времени при огородных работах или вспашке действительно находят в земле золотые слитки. Так, еще в 1979 г. колхозница Мария Ефимова на своем приусадебном огороде нашла золотой слиток, на котором было выбито - «Благовещенск, 1917».

Следующий слиток, найденный трактористом того же колхоза им. Ленина Николаем Василенко из того же села во время вспашки, удостоился чести попасть в 80-х гг. XX в. в Книгу рекордов Гиннесса. В традиционном разделе этого британского справочника «КРУПНЕЙШИЕ КЛАДЫ» читаем: «Золотой слиток весом 12 кг 285,3 грамма нашел летом 1987 года механизатор колхоза им. Ленина Амурской области Николай Василенко. В банке этот стандартный золотой брусок, отлитый в 1918 году, был оценен в 588 тысяч рублей. Н. Василенко получил за свою находку самую крупную в России сумму - 147 тысяч рублей, предусмотренные законом 25% от оцененной стоимости клада».

Именно эти 25% от найденных золотых кладов вдохновляют нынешних «золотоискателей», один из которых - мой «кавказец» из г. Зея - и попытался соблазнить меня этой приманкой, предлагая возглавить новую экспедицию в Амурской области для поиска остальных слитков с канонерки «Огородчанин».

И тем не менее байки о спрятанных «кладах Колчака» в Сибири не сходят со страниц газет и журналов (см. например, статью журн. «Золото России», 1994, № 1-2, об очередном кладе, якобы спрятанном по приказу адмирала в районе «Черных озер» под Благовещенском зимой 1919 г.) Об участии ОГПУ-НКВД-КГБ СССР в поисках подобных «кладов» см. Приложение № 5 к этой книге.

Написаны десятки рассказов и повестей о якобы уже найденных «кладах Колчака» в Восточной Сибири и в Приморье. Типичный пример такой «развесистой клюквы» являет собой историческая повесть Юрия Сергеева «Берегиня», опубликованная в журнале «Молодая гвардия» (1992, № 5-6).

Тем ценнее редкие свидетельства доживших до наших времен очевидцев, например деда Луки Павлова из той же Новоандреевки, зафиксированные в 1992 г. репортером «Амурской правды». В 1918 г. будущему деду было всего лет семь-восемь, он стоял на берегу и видел, как канонерка села на мель. Никаких ящиков с золотом, выбрасываемых за борт, он не узрел. Но видел другое: команда в панике попрыгала за борт (боялись преследований то ли колчаковцев, то ли японцев), а брошенное судно через несколько часов просто разграбили окрестные мужики. Вот они-то, по свидетельству Луки, действительно, кряхтя и матерясь, перли на себе какие-то тяжеленные ящики.

Свидетельство знакомое: ведь именно так в ноябре 1812 г. на подходе к Березине казачки атамана Платова разграбили «золотой обоз» Наполеона из Кремля, а затем замолили грех тем, что построили на личные пожертвования в столице Войска Донского - г. Новочеркасске - огромный кафедральный православный собор, второй по размерам после Исаакиевского в Петербурге.

А клады-то следует искать совсем не там, где указывает на них народная молва. Вот один из точных адресов, к тому же указанный на официальном бланке колчаковского министра иностранных дел И.И. Сукина (шифровка из Омска российскому генеральному консулу в Шанхае Виктору Федоровичу Гроссе через посла царской России в Пекине князя Кудашева, 24 сентября 1919 г. № 688):

"Прошу сообщить Шанхай Гроссе. Министр финансов («омского правительства». - Авт.) просит передать: на Ваше имя высылается мною из Владивостока свыше 6000 пудов с пароходом, отбывающим из Владивостока около 26 сентября. Все подробные указания о дате прибытия и количестве имеющего быть выгруженного золота будут Вам сообщены директором Иностранного отделения Госбанка Владивостока. Русско-Азиатскому банку в Шанхае одновременно телеграфирую войти с Вами в соглашение о предоставлении в Ваше распоряжение кладовых банка для хранения.

Подпись: Сукин".

Это была далеко не первая «золотая посылка» из Владивостока на имя консула В.Ф. Гроссе. В мае того же года он уже получил коносамент в 600 пудов на русском сторожевом военном крейсере «Командор Беринг».

Так вот где надо искать «клады Колчака» - в Шанхае, Гонконге, Токио, Осаке и Йокогаме, далее за Тихим океаном - в Сан-Франциско, Ванкувере, Нью-Йорке и еще дальше, за океаном Атлантическим - в Лондоне, Стокгольме, Париже, Брюсселе и банках Швейцарии.

Тем более, что на все эти коносаменты с 1914 г. сохранились документы - от финансовых соглашений до дипломатической переписки и расписок в получении груза.

Экспозиция Бриллиантовой кладовой Эрмитажа

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Фотографировать в кладовой запрещается совсем, на любые устройства, включая телефон. Все следующие фотографии взяты с официального сайта Эрмитажа.

Экспозиция включает в себя золотые украшения, найденные в майкопском кургане. Это самые ранние экспонаты кладовой, датируются четвертым веком до нашей эры. Мастерство древних мастеров вызывает неподдельное восхищение. Все представленные украшения принадлежали ранее вождю кочевников и его женам, погребенным в майкопском кургане.

Бычок из майкопского кургана IV в. до н.э., около 10-15 см

Далее на выставке представлено множество произведений древнегреческих мастеров, найденных на юге России и в Крыму. Изделия скифов очень сложные и замысловатые, полные символизма, зря их считают варварами, варварами их назвали еще древние греки, посмотрите на амфору ниже, разве это варварское искусство?

Амфора из скифской коллекции

Амфора большая, наверное около 70 см в высоту, сверху очень живо и реалистично изображены этапы укрощения лошади, IV в. до н.э.

Произведения западноевропейского искусства в основном были подарены императорской семье в качестве дипломатических подарков, некоторые куплены для пополнения коллекции.

Реликварий, западная Европа, там хранили мощи святых

Мелкие ювелирные украшения, кольца и сережки не произвели на меня сильного впечатления, если не знать, что эти камни бриллианты, то трудно найти их сильно привлекательными. Не ограненный алмаз в 10 карат, вставленный в кольцо выглядит неважно.

Самая большая и шикарная витрина содержит две конские сбруи, включающие в себя попоны для коней, уздечки, украшения для хвоста, сабли. Все эти предметы обильно украшены драгоценными камнями, множеством алмазов, сверкают и переливаются на глазах удивленной публики.

Экскурсия в Золотую кладовую Эрмитажа

Именно за эту витрину и назвали кладовую Бриллиантовой. Ее фотографий в интернете нет, увидеть это впечатляющее зрелище можно только лично посетив экспозицию.

Кроме таких шикарных вещей, как эти попоны, есть еще вещи, которые представляют ценность, поскольку принадлежали известным людям. Мне запомнилось Евангелие, принадлежавшее Петру I. Оно совсем небольшое, обложка искусно расшита речным жемчугом разного размера, большинство жемчужинок больше напоминают бисер, на изготовление обложки для Евангелия наверное ушло просто очень много времени, ведь каждую жемчужинку надо сначала просверлить, а потом пришить, а это титанический труд.

Производит так же впечатление туалетный прибор Анны Иоанновны, императрицы российской. Фото прибора в интернете тоже нет. Императрица уделяла своему туалету по 6-8 часов. На изготовление всех предметов – зеркала в массивной раме, несесера, чайника, кофейника и т.д, всего около 60 предметов ушло более 65 кг золота. Самое удивительное, что в набор входила специальная палочка для чесания головы. В те годы носили очень пышные прически, а мыться не любили и вши были у всех, и у императрицы в том числе.

Экспозиция кладовой включает в себя множество несесеров – обильно украшенных драгоценными камнями, футляров для маникюрных наборов и духов – очень красивые штучки.

Карманных часов достаточно много, все эти часики выглядят роскошно и предназначались в основном, для того чтобы продемонстрировать статус обладателя, а не для того чтобы узнать время. Некоторые модники навешивали на себя по нескольку часов.

Начиная с эпохи Петра I, в моду входит нюханье табака и коллекция содержит множество табакерок, выполненных в разных стилях.

А вот яиц Фаберже в Бриллиантовой кладовой нет совсем, их всех продали в эпоху революции и гражданской войны. От Фаберже в коллекции есть только уменьшенные копии императорских корон, скипетров и держав. Совсем недавно в Санкт-Петербурге открылся музей Фаберже, там можно увидеть пасхальные яйца Фаберже и многие другие изделия ювелирного искусства. Музей Фаберже находится у Аничкова моста на набережной Фонтанки.

Уменшенные копии императорских корон, скипетров и держав.

Самые шикарные вещи не представлены на фотографиях, которые можно найти в интернете. На фотографиях невозможно оценить реальные размеры вещей, поэтому посещения музея просмотр фотографий заменить не может..

Для детей это достаточно утомительно, к концу экскурсии дети уже устали и не очень внимательно слушали экскурсовода, для дошкольного возраста наверное это было бы слишком тяжело. Осматривать за один раз и Золотую и Бриллиантовую кладовую, тоже наверное чрезмерно тяжело, лучше разнести во времени.

⇐ Предыдущая123

ТОП-10 экспонатов Эрмитажа, которые нужно увидеть

Шедевры Эрмитажа

Ювелирные изделия в Эрмитаже

Художественная обработка металла, или искусство торевтики - от греческого слова "torеuo" , что значит вырезаю, чеканю,- зародилась в глубокой древности. Уже в третьем - втором тысячелетиях до н. э. искусные мастера Египта, Передней Азии, эгейского мира изготовляли драгоценные украшения, разнообразные чаши и кубки, пышно декорированные рельефами и гравировкой.

Благородные металлы - золото, серебро и платина - являются прекрасным материалом для создания различного рода произведений прикладного искусства. Первым стало известно золото, нередко встречающееся в природе в чистом виде. Значительно позже, только в XVI веке, была открыта платина. Эти металлы, особенно золото, не окисляются на воздухе, поэтому изделия из них обладают красивым не тускнеющим блеском и веками сохраняют свою первозданную красоту. Замечательные природные свойства - ковкость, мягкость и плавкость - определили технические приемы их обработки. Так, например, удивительная ковкость золота лежит в основе чеканки, мягкость сделала возможной гравировку и резьбу, плавкость - литье. Различные технические приемы временами совершенствовались, иногда деградировали, одни применялись в определенный период и у разных народов больше, другие - меньше, но основа их оставалась и остается всегда одной и той же.

В Особой кладовой Эрмитажа (открыта в 1925 году), собраны воедино коллекции художественных изделий из благородных металлов и драгоценных камней, ранее рассредоточенные по отдельным выставкам и, главным образом, фондам музея.

В первом из разделов выставки представлены произведения искусства из золота и серебра древнейших эпох, во втором - ювелирные изделия западноевропейских и русских мастеров XVI-XIX веков. Эти коллекции насчитывают несколько тысяч художественных предметов, многие из которых являются шедеврами прикладного искусства, широко известными не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Собрание древних золотых и серебряных изделий Особой кладовой Эрмитажа уникально по своей художественной и исторической значимости и является самым крупным в мире. В его составе несколько тысяч памятников ювелирного искусства, происходящих, в основном, из курганов, некрополей или кладов, оставленных разными племенами и народами, некогда обитавшими на обширной территории нашей страны. Среди экспонатов имеются редчайшие образцы торевтики третьего тысячелетия до н. э. Наиболее же полно отражено искусство эпохи ранних кочевников и периода "великого переселения народов" (VI век до н. э. - VII век н. э.). Разнообразные изделия знакомят с изобразительным творчеством скифов, сарматов, а также других кочевых и оседлых племен южнорусских степей и Сибири. Большая группа предметов дает представление о мастерстве ювелиров античных городов-колоний на северном побережье Черного моря. Кроме того, собрание включает произведения иноземной торевтики, привезенные в Северное Причерноморье из Передней и Малой Азии, Греции, Византии.

Богатство собрания древнего золота, составленного трудами нескольких поколений археологов, дает возможность проследить длительный путь развития ювелирного дела - одного из древнейших видов художественного творчества человека. Не все предметы этой коллекции равнозначны по своим достоинствам. Одни из них - подлинные образцы высокого искусства, другие - массовая ремесленная продукция. В целом же они дают представление не только о художественной культуре и техническом мастерстве древних народов, но и помогают узнать их миропонимание и образ жизни.

Работы золотых дел мастеров и ювелиров XVI-XIX столетий, в свою очередь, отражают многогранность этого столь своеобразного вида прикладного искусства с исчерпывающей полнотой и последовательностью.

Сибирская коллекция Петра I

Древнейшие археологические находки в курганах Северного Причерноморья

Ювелирные изделия эпохи ранних кочевников.

Скифские ювелирные изделия в "зверином" стиле

Произведения боспорских ювелиров из скифских курганов

Золотые бляшки из кургана Куль-Оба

Чеканные сосуды греческих мастеров из скифских погребений

Ювелирные изделия из античных городов-колоний Северного Причерноморья

Античные серьги VI века до н.э.

Утраченные секреты техники зерни. Греческие серьги конца V века до н.э.

Серьги и подвески из кургана Куль-Оба

Античные ожерелья IV века до н.э.

Витые браслеты V-IV веков до н.э.

Уникальные чеканные изделия из скифских курганов — фиала и резной шлем

Золотые перстни-печати из скифских курганов

Золотые бляшки из скифских курганов

Ювелирные изделия эпохи эллинизма (конец IV - I в. до н.э.)

Сарматские ювелирные изделия (I в. до н. э. — I в. н.э.)

Украшения периода "великого переселения народов" (IV-VII вв. н.э.)

Произведения киевских ювелиров XII-XIII веков

Ювелирные изделия западноевропейских и русских мастеров XVI — начала XIX в.

Подвески эпохи Возрождения

Каравеллы — западноевропейские ювелирные украшения

Кубки и чаши из горного хрусталя

Финифтяные изделия русских мастеров XVII века

Ювелирные изделия из Западной Европы XVIII века

Драгоценные табакерки XVIII в.

Букеты из драгоценных камней

    Золотая застежка Львиный грифон, терзающий коня. V-IV вв. до н.э. Сибирь.

    Золотой браслет. V-IV вв. до н.э. Сибирь.

    Золотая застежка со сценой отдыха в пути. V-IV вв. до н.э. Сибирь.

    Фигурка быка. III тыс. до н.э. Майкопский курган.

    Фигурки золотого и серебряного бычков. III тыс. до н.э. Майкопский курган.

    Серебряный кубок с изображением животных и горного ландшафта. III тыс. до н.э. Майкопский курган.

    Ножны меча-акинака. Нач. VI в. до н. э. Келермесекий курган.

    Золотая пантера. VII в. до н.э. Келермесекий курган.

    Золотой олень. VI в. до н.э. Костромской курган.

    Поясной крючок. IV в. до н.э. Мастюгинский курган.

    Обкладка горита с изображением сцен из жизни Ахилла. IV в. до н.э. Чертомлыкский курган.

    Ножны парадного меча. Конец V — нач. IV века до н.э. Чертомлыкский курган.

    Рукоять парадного меча. V в. до н.э. Чертомлыкский курган.

    Амфора для вина. IV в. до н.э. Чертомлыкский курган.

    Ножны меча. Конец V — нач. IV вв. до н.э. Курган Солоха.

    Гребень с изображением схватки воинов. Конец V — нач. IV вв. до н.э. Курган Солоха.

    Золотая фиала со сценами терзания животных. Конец V — нач. IV века до н.э. до н.э. Курган Солоха.

    Сосуд со сценами охоты на львов.

    400-375 гг. до н.э. Курган Солоха.

    Серебряный сосуд со сценами охоты на львов. 400-375 гг. до н.э. Курган Солоха.

    Серебряный

    Сосуд с изображениями скифов. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

    Сосуд с изображениями сцен из скифской жизни. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

    Сосуд с изображениями сцен из скифской жизни. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

    Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

    Окончания гривны в виде скифских всадников. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба

    Окончание золотой гривны в виде скифского всадника. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба

    Золотая бляшка со сценой побратимства. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

    Золотая бляшка в виде скачущего всадника-скифа. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

    Золотая бляшка в виде двух скифов, стреляющих из луков. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

    Золотая бляха в виде оленя. IV век до н.э. Курган Куль-Оба.

    Ушная подвеска с львиной головой. VI в. до н. э. Ольвия.

    Серьга виде Артемиды на олене. 325-300 гг. до н.э. Нимфей.

    Золотые подвески в виде летящих эротов. Ок. V в. до н.э. Пантикапей.

    Золотая подвеска в виде богини Ники. Ок. V в. до н.э. Пантикапей.

Особо ценные предметы искусства из драгоценных камней и золота представлены в Золотой и Бриллиантовой кладовых Эрмитажа. Эти кладовые можно посетить только с экскурсией по расписанию. Для этого вам необходимо приобрести два билета:

  1. Билет на вход в Эрмитаж: 400 руб. для граждан РФ и Белоруси, для всех остальных 600 руб. Бесплатный проход для детей и студентов (вне зависимости от гражданства) и для пенсионеров РФ. (стоимость на 2016 год)
  2. Билет экскурсию в Золотую кладовую 300 руб. без льгот для детей, студентов и пенсионеров..

Оба билета приобретаются в кассе Эрмитажа на входе. В высокий туристический сезон нужно приходить с самого утра, чтобы билеты вам точно достались, их количество ограничено. Высокий туристический сезон это период белых ночей, новогодние праздники и майские праздники. В дни осенних и весенних школьных каникул я ходила лично, особого ажиотажа не наблюдала.

Есть возможность приобрести билеты в интернете на официальном сайте Эрмитажа по цене 580 руб., но это будут только билеты на вход в Эрмитаж, на экскурсию в Золотые кладовые все равно нужно приобретать билеты в кассе.

В дни осенних школьных каникул 2014 года мы решили в очередной раз посетить Эрмитаж и ознакомится на этот раз с экспозицией “Золотой кладовой Эрмитажа”.

В этот раз мы пришли в 12-20 в субботу, а билеты на экскурсию в Золотую кладовую нам достались только на 14-45. Эрмитаж очень большой музей и провести там 2-3 часа перед экскурсией не составляет проблем. Очереди на вход и за билетами почти не было, хотя погодка на улице стояла самая музейная, третий день подряд шел дождь со снегом.

Кроме экскурсий в кладовые, еще предлагается обзорная экскурсия по царским покоям за 200 рублей. Так же можно взять аудиогид и совершить самостоятельный осмотр экспозиции Эрмитажа. Стоимость пользования аудиогидом 300 рублей. В фойе дежурят и индивидуальные гиды по Эрмитажу, стоимость индивидуальной экскурсии мы не узнавали.

С местом сбора экскурсий в Золотую кладовую не все так просто. Место сбора находится с противоположной стороны от главного фойе. Если вы плохо ориентируетесь, сразу спросите у служителей Эрмитажа или на стойке информации, как вам пройти на место сбора экскурсии в Золотую кладовую не проходя через турникет в главном фойе. Проблем в любом случае не возникнет, спрашивайте вам помогут.

Фотографировать в кладовых нельзя, все фотографии взяты с официального сайта Эрмитажа.

Экспозиция Золотой кладовой Эрмитажа

Самым большим открытием Золотой кладовой для меня стала Сибирская коллекция Петра I. Про то, что в кладовой хранится золото скифов, я знала.

Сибирскую коллекцию составляют предметы из золота найденные на территории Западной Сибири в начале XVIII века. Все предметы Сибирской коллекции были найдены, как сейчас бы мы сказали черными копателями, археологов тогда еще в России не было. Сибирская коллекция является самой ранней археологической коллекцией нашей страны, аналогов ей в мире не существует.

Золотая поясная бляха из Сибирской коллекции Петра I

Некоторые предметы коллекции датируются седьмым веком до нашей эры, подумать только, какая древность, и найдены они в Сибири, культура народов Сибири явно не достаточно изучена. Всего Сибирская коллекция Петра I насчитывает 250 предметов. Раньше, предметы этой коллекции хранились в Кунскамере.

Бляха в виде свернувшейся пантеры. VII-VI вв. до н.э.

Народ, сделавший эти великолепные украшения относится к группе ираноязычных народов, называли их саки.

Золото скифов

Фотографию этого скифского оленя, наверное многие видели, я помню ее по фотографии в школьном учебнике истории. На самом деле олень достаточно большой порядка 30 см. Кулончик в виде такого оленя можно приобрести в сувенирном магазине Эрмитажа.

Но с точки зрения истории, это все уникальные вещи, позволяющие нам в Санкт-Петербурге прикоснуться к культуре стран Востока.

Естественно это просто беглый обзор коллекции, предметов там представлено намного больше.

Если вы никогда не посещали кладовых драгоценностей в Эрмитаже, лучше пойти в Бриллиантовую кладовую , она более шикарная и производит на посетителей неизгладимое впечатление. В Золотой кладовой представлены предметы, найденные в могильных курганах и восточные, достаточно специфичные драгоценности. Я бы сказала, что Золотая кладовая для более продвинутых пользователей.

Экскурсия по Золотой кладовой длится полтора часа и безусловно достойна вашего внимания. Увы билеты через интернет в кладовые взять нельзя. Нельзя даже увидеть расписание экскурсий – это явные недоработки администрации музея, будем надеяться, что в будущем они исправят эту досадную неприятность. Но с другой стороны мы два раза пришли наобум, без предварительной подготовки, в дни школьных каникул и попали на экскурсию. Все не так плохо.

Особо ценные предметы искусства из драгоценных камней и золота представлены в Золотой и Бриллиантовой кладовых Эрмитажа. Эти кладовые можно посетить только с экскурсией по расписанию. Для этого вам необходимо приобрести два билета:

  1. Билет на вход в Эрмитаж: 400 руб. для граждан РФ и Белоруси, для всех остальных 700 руб. Бесплатный проход для детей и студентов (вне зависимости от гражданства) и для пенсионеров РФ. (стоимость на 2020 год)
  2. Билет экскурсию в Бриллиантовую кладовую 350 руб. без льгот для детей, студентов и пенсионеров..

Оба билета приобретаются в кассе Эрмитажа на входе. В высокий туристический сезон нужно приходить к открытию, чтобы билеты вам точно достались, их количество ограничено. Высокий туристический сезон это период белых ночей, новогодние праздники и майские праздники. В дни осенних и весенних школьных каникул я ходила лично, особого ажиотажа не наблюдала.

Выгодно ли купить билеты в интернете

Есть возможность приобрести билеты в интернете на официальном сайте Эрмитажа по цене 730 руб., но это будут только билеты на вход в Эрмитаж, на экскурсию в Бриллиантовую кладовую теперь так же можно приобрести билеты в интернете, это будут билеты на конкретное время и дату — стоимость 430 руб. Вход в музей с электронными билетами осуществляется через Шуваловский проезд.

В этой связи можно сделать вывод, что гражданам РФ и республики Белорусь покупать билеты в интернете совсем не выгодно . Можно пойти на такие траты только в случае гигантских очередей в высокий туристический сезон, переплата будет избавлением от необходимости стоять в кассы за билетами. Или же опять же если очень хочется попасть в Бриллиантовую кладовую, а билетов в кассах в высокий сезон может хватить не всем.

Такая практика распространена в туристических центрах мира, например, билеты в Ватикан в кассах стоят 16€, а в интернете 20€. Но в кассах музеев Ватикана легко можно простоять 2-3 часа даже в низкий сезон, поэтому большинство предпочитает переплатить за покупку билетов в интернете. Так что в Питере все, как в Европе.

В честь весенних каникул решили с сыном (10 лет) сходить в Эрмитаж и были приятно удивлены нововведениями. Оказывается билеты в Бриллиантовую и можно купить прямо в кассах вместе с основным билетом и сразу пройти на экскурсию.

Я никогда не была в этих кладовых, потому что раньше (в годы советской власти) нужно было купить билет заранее, т.е. съездить в кассы в центр города, экскурсии проводили только по субботам достаточно рано утром. Сейчас все намного упростилось. В субботу утром, около 11-30, очередь на вход заняла не более 15 минут вместе с покупкой билетов. В 14-00, когда мы выходили, очереди и толкотня в кассах увеличились, но не намного.

Экскурсия длится 1.5 часа. Все организованно очень хорошо, покупаете билет, раздеваетесь в гардеробе и проходите в музей, группа собирается под большой табличкой в фойе музея, если вам что-то не понятно, то многочисленные работники музея вам охотно помогут найти нужное место.

В интернете турфирмы предлагают экскурсии в эти кладовые по завышенным ценам, в посредниках нет никакой необходимости, все можно организовать самостоятельно, очень просто. В любом случае экскурсию будут вести сотрудники Эрмитажа, посредники только помогают с покупкой билетов и берут за это комиссию.

Экспонаты Бриллиантовой кладовой Эрмитажа

Фотографировать в кладовой запрещается совсем, на любые устройства, включая телефон. Все следующие фотографии взяты с официального сайта Эрмитажа.

Экспозиция включает в себя золотые украшения, найденные в майкопском кургане. Это самые ранние экспонаты кладовой, датируются четвертым веком до нашей эры. Мастерство древних мастеров вызывает неподдельное восхищение. Все представленные украшения принадлежали ранее вождю кочевников и его женам, погребенным в майкопском кургане.

Бычок из майкопского кургана IV в. до н.э., около 10-15 см

Далее на выставке представлено множество произведений древнегреческих мастеров, найденных на юге России и в Крыму. Изделия скифов очень сложные и замысловатые, полные символизма, зря их считают варварами, варварами их назвали еще древние греки, посмотрите на амфору ниже, разве это варварское искусство?

Амфора из скифской коллекции

Амфора большая, наверное около 70 см в высоту, сверху очень живо и реалистично изображены этапы укрощения лошади, IV в. до н.э.

Произведения западноевропейского искусства в основном были подарены императорской семье в качестве дипломатических подарков, некоторые куплены для пополнения коллекции.

Реликварий, западная Европа, там хранили мощи святых

Мелкие ювелирные украшения, кольца и сережки не произвели на меня сильного впечатления, если не знать, что эти камни бриллианты, то трудно найти их сильно привлекательными. Не ограненный алмаз в 10 карат, вставленный в кольцо выглядит неважно.

Самая большая и шикарная витрина содержит две конские сбруи, включающие в себя попоны для коней, уздечки, украшения для хвоста, сабли. Все эти предметы обильно украшены драгоценными камнями, множеством алмазов, сверкают и переливаются на глазах удивленной публики. Именно за эту витрину и назвали кладовую Бриллиантовой. Ее фотографий в интернете нет, увидеть это впечатляющее зрелище можно только лично посетив экспозицию.

Кроме таких шикарных вещей, как эти попоны, есть еще вещи, которые представляют ценность, поскольку принадлежали известным людям. Мне запомнилось Евангелие, принадлежавшее Петру I. Оно совсем небольшое, обложка искусно расшита речным жемчугом разного размера, большинство жемчужинок больше напоминают бисер, на изготовление обложки для Евангелия наверное ушло просто очень много времени, ведь каждую жемчужинку надо сначала просверлить, а потом пришить, а это титанический труд.

Производит так же впечатление туалетный прибор Анны Иоанновны, императрицы российской. Фото прибора в интернете тоже нет. Императрица уделяла своему туалету по 6-8 часов, возникает справедливый вопрос, а когда она успевала управлять государством? На изготовление всех предметов — зеркала в массивной раме, несессера, чайника, кофейника и т.д, всего около 60 предметов ушло более 65 кг золота. Самое удивительное, что в набор входила специальная палочка для чесания головы. В те годы носили очень пышные прически, а мыться не любили и вши были у всех, и у императрицы в том числе.

Экспозиция кладовой включает в себя множество несессеров — обильно украшенных драгоценными камнями, футляров для маникюрных наборов и духов — очень красивые штучки.

Карманных часов достаточно много, все эти часики выглядят роскошно и предназначались в основном, для того чтобы продемонстрировать статус обладателя, а не для того чтобы узнать время. Некоторые модники навешивали на себя по нескольку часов.

Начиная с эпохи Петра I, в моду входит нюханье табака и коллекция содержит множество табакерок, выполненных в разных стилях.

А вот яиц Фаберже в Бриллиантовой кладовой нет совсем, их всех продали в эпоху революции и гражданской войны. От Фаберже в коллекции есть только уменьшенные копии императорских корон, скипетров и держав. Совсем недавно в Санкт-Петербурге открылся , там можно увидеть пасхальные яйца Фаберже и многие другие изделия ювелирного искусства. Музей Фаберже находится у Аничкова моста на набережной Фонтанки.

Уменшенные копии императорских корон, скипетров и держав.

Самые шикарные вещи не представлены на фотографиях, которые можно найти в интернете. На фотографиях невозможно оценить реальные размеры вещей, поэтому посещения музея просмотр фотографий заменить не может..