Эссе по обществознанию (философия) «Деятельность – единственный путь к познанию», Б.Шоу. Аристотель

Эссе по обществознанию

Эссе на тему:
Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель

Эссе на тему:
Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель


Жизнь человека невозможна без деятельности.
Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Субъектом деятельности является человек, а объектом – предмет или область, которую он преобразует. Субъект и объект деятельности могут совпадать (человек воспитывает у себя силу воли).В структуру деятельности входит цель- осознанный опыт предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность; средства – приёмы, способы и приспособления для осуществления деятельности; действия, результат. Вебер выделил следующие виды действий: целерациональные (в основе продуманная цель), ценностнорациональные (в основе принципы и убеждения), аффективные (в основе эмоциональное состояние индивида), традиционные (в основе привычки). Мотив – побуждение к деятельности. Побудительным мотивом деятельности выступают потребности- состояние живого существа, выражающее зависимость от того, что составляет условия его существования. Маслоу выделяет первичные потребности (физиологические и экзистенциональные) и вторичные (социальные, престижные и духовные). Говоря о социальном характере деятельности, важно отметить, что действия индивида становятся социальными не только потому, что осознаются им. Они являются социальными и потому, что соотносятся с интересами и потребностями других людей. Деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Выделяют триаду универсальных видов деятельности: игра, учёба, труд. Некоторые социологи добавляют к этим видам деятельности и общение. Деятельность позволяет человеку реализовать себя как личность, раскрыть свой творческий потенциал. Деятельность позволяет преобразовывать мир вокруг себя, поэтому неудивительно, что культура в широком смысле понимается как результат преобразовательной деятельности человека. По деятельности человека мы можем сделать вывод о наличии у него значимых качеств, о его ценностях и убеждениях. Политическая деятельность позволяет определить насколько активно человек участвует в делах управления государства.
Прогностическая деятельность очень важна во всех сферах жизни общества в связи с процессами глобализации в современном мире.
Основной вид моей деятельности на данный момент – учёба. Я планирую хорошо закончить школу, поступить в институт, получить хорошую профессию и приносить своей будущей деятельностью пользу обществу, в котором я живу.
Без деятельности невозможна жизнь человека.

Вариант 1

    Одним из проявлений экологической проблемы является

    бедность людей в Южном полушарии; 2) наличие ядерного оружия;

    рост народонаселения; 4) истощение природных ресурсов.

    Нравственное отношение к природе определяется

    принципом господства над природой;

    принципом отделения деятельности людей от природы;

    принципом сотрудничества с природой;

    равнодушием к экологическим нарушениям.

    Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А) глобальные проблемы – результат деятельности человека;

Б) решение глобальных проблем является общечеловеческой задачей.

4. Отношения между социальными группами относятся к

1) политической сфере; 2) социальной сфере; 3) экономической сфере; 4) духовной сфере.

5. Правительство страны приняло решение об учреждении нового театра. Взаимосвязь каких сфер общества представлена в примере?

1) политической и социальной; 2) политической и экономической

3) политической и духовной 4) социальной и духовной.

6. Верны ли следующие суждения об экономической сфере?

А) экономическая сфера охватывает отношения людей на производстве;

Б) экономическая сфера – основа жизнедеятельности людей.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

7. Важной социальной чертой человека является

1) общительность 2) прямохождение 3) наличие активности 4) работа внутренних органов.

8. Алёна 13 лет посещает курсы английского языка, занимается в студии бального танца. Это характеризует её как

1) ученицу 2) личность 3) дочь 4) индивида.

9. Верны ли следующие суждения о социализации?

А) социализация завершается с окончанием школы;

Б) школа активно участвует в социализации подростков.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

10. Какой из приведенных признаков характеризует обществ?

1) постоянное развитие 2) многообразие проявлений живой природы

3) способы осуществления власти 4) изолированные индивиды.

11. В стране Z наблюдается упадок, возврат к прежним формам общественного устройства. Это явление называется

1) кризисом 2) возрождением 3) регрессом 4) прогрессом.

12. Верны ли следующие суждения о социальных революциях?

А) в результате революции может меняться политический и общественный строй;

Б) революция – это социальный взрыв, массовый протест.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

13. В ходе обсуждения ученики выяснили значение социальных норм в жизни общества. Сравните формы социальных норм - нормы – дозволения и нормы-запрета. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) разрешение человеку поступать определенным образом;

2) регулирование отношений между людьми;

3) требование жёстких санкций за неисполнение нормы;

4) сохранение целостности общества.

Черты сходства

Черты отличия

14. Установите соответствие между характеристиками и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИП ОБЩЕСТВА
А) ориентация на особую роль знаний 1) аграрное

Б) развитие заводов и фабрик 2) индустриальное

В) ориентация на традиции 3) постиндустриальное

Г) особая роль информации

Д) рост численности городского населения

15.

(А) Личностью является конкретный человек как носитель сознания. (Б) Очевидно, что формирование сознания длительный процесс. (В) С появлением признаков сознания начинают складываться черты личности.

    отражает(ют) факты

    выражает(ют) мнения

Ответ:

16

Государственные меры (51%)

Организации граждан (21 %)

Затруднились ответить (3%)

17.

Что такое общество? На этот вопрос даются самые разные ответы. Например, «человеческое общество есть реальная совокупность людей». Но это не есть определение общества, ибо оно не несёт никакой научной и теоретической нагрузки, не раскрывает сущность общества. Совокупностями людей могут быть любые группы людей: студенческие, рабочие, профессиональные, спортивные, политические и т. д. и т. п. Но совершенно ясно, что их нельзя назвать обществами в научном смысле слова.

Некоторые исследователи понятие общества применяют к животному и растительному миру. На мой взгляд, это ошибочное утверждение. Распространение понятия общества на растительный и животный мир может привести к исчезновению качественной разницы между человеком и органическим миром. А это абсолютно недопустимо, если хотим адекватно отражать реальную действительность. Нет общества без сознательной деятельности людей. Ни в растительном, ни в животном мире нет такой сознательной деятельности.

Общество возникло на определённом этапе эволюции природы. В его основе лежит труд, который носит коллективный, т. е. общественный, характер. В процессе совместного производства ценностей люди не могут не взаимодействовать, не могут не вступать в определённые производственные отношения (первобытный человек не мог охотиться в одиночку, нельзя производить в одиночку и современную сложнейшую технику).

В процессе совместной деятельности людей складываются определённые материальные и духовные отношения, без которых ни одно общество не может существовать. Поэтому общество ещё можно определить как совокупность материальных и духовных отношений. Конечно, данные отношения меняются на протяжении всего исторического процесса.

(Текст адаптирован по cm. М.Н. Марченко и др.)

18. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

19. Какие определения понятия «общество» приводит автор? Назовите три определения.

21. Назовите общее понятие для материальных и духовных отношений. С опорой на текст и знания из курса обществознания проиллюстрируйте конкретными примерами материальные и духовные отношения людей.

22. С опорой на личный социальный опыт и знания курса обществознания и истории докажите, что только взаимодействие людей рождает общественные отношения. Приведите три доказательства.

23. Почему важен научный анализ общества? С опорой на обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Проверочная работа по 1 главе «Личность и общество»

Вариант 2

    Деятельность людей, которая направлена на разумное использование и воспроизводство природных ресурсов называется

    добыча ископаемых 2) охрана природы 3) браконьерство 4) экологическое правонарушение.

    В результате лесного пожара выгорела деревня. Это пример

1)воздействия природы на общество 2) деятельности людей

3)взаимодействия природы и человека 4) глобальной экологической проблемы.

3 . Верны ли следующие суждения о проблеме «Север-Юг»?

А) богатые страны используют природные ресурсы бедных стран.

Б) бедные страны Южного полушария в ближайшее время не могут догнать развитые страны.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

4. Деятельность правительства, парламента, партий относится к

1) социальной сфере 2) экономической сфере 3) духовной сфере 4) политической сфере.

5. Предприниматель тратит часть прибыли на поддержку лицея. Взаимосвязь каких сфер общества представлена в примере?

1) политической и социальной 2) политической и экономической

3) экономической и духовой 4) экономической и социальной.

6. Верны ли следующие суждения о духовной сфере?

А) духовная сфера обеспечивает культурное развитие человека и общества.

Б) духовная сфера может существовать автономно от других сфер.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

7 . Формирование человека происходит под воздействием природы и общества. Это нашло отражение в том, что человек

1) биологический вид 2) биосоциальное существо 3) индивид 4)ученик.

8. Антон 12 лет занимается музыкой и хореографией, активен в школьной жизни. Это характеризует его как

1) личность 2) сына 3) индивидуальность 4) певца

9 . Верны ли следующие суждения о подростковом возрасте?

А) в подростковом возрасте главным для человека является общение со сверстниками.

Б) подросток не подчиняется влиянию старших.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

10. Исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми является

1) окружающим миром 2) социальным институтом

3) обществом 4) территорией расселения людей.

11 . В стране Z большинство населения занято в сельском хозяйстве, господствуют традиции. Какой тип общества сложился в стране Z ?

1) аграрное общество 2) индустриальное общество

3) промышленное общество 4) постиндустриальное общество.

12. Верны ли следующие суждения о глобализации?

А) в наибольшей степени глобализация свойственна политической сфере.

Б) всё человечество рассматривает глобализацию как положительное явление.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

13 . В приведенном ниже списке казаны черты сходства и черты отличия революции и реформы. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) влияние на общественное развитие

2) участие широких народных масс

3) использование правовых механизмов для достижения цели

Черты сходства

Черты отличия

14. Установите соответствие между объектами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОБЪЕКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕНОЙ ЖИЗНИ

А) учреждения культуры 1. экономическая

Б) производство товаров и услуг 2. политическая

В) торговля 3. социальная

Г) деятельность парламента 4. Духовная

Д) семья

15. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Глобальные проблемы исследуются многими естественными, техническими и общественными науками. (Б) Однако, глобальные проблемы представляют сложнейшую проблему. (В) Они воздействуют на каждого человека, на систему общества.

Определите, какое(ие) положение (я) тексты

    отражает(ют) факты

    выражает(ют) мнения

Запишите под каждой буквой, обозначающей положение, цифру, отражающую его характер.

Ответ:

16 . Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Треть участников опроса считают, что личное участие граждан способно обеспечить охрану природы.

2) Половина участников опроса считают, что государственные меры наиболее эффективны.

3) Наибольшая часть участников опроса не видят возможности эффективной охраны природы.

4) Пятая часть участников опроса считают, что организации граждан в стране Z обеспечат охрану природы.

5) Наименьшая доля участников опроса не считают нужным охранять природу. 

Государственные меры (51%)

Организации граждан (21 %)

Личное участие граждан (15 %)

Нет необходимости охранять природу (10 %)

Затруднились ответить (3%)

17. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

1) Государственные органы должны принимать меры для обеспечения охраны природных ресурсов в стране Z.

2) Среди граждан страны Z много равнодушных к проблемам экологии.

3) У граждан страны Z высокий уровень экологической культуры.

4) В стране Z граждане обращают серьёзное внимание на экологические проблемы и охрану природы.

5) В стране Z созданы экологические организации и граждане осведомлены об их деятельности.

Прочитайте текст и выполните задания 18-23

Определяющими факторами развития личности (её существенным основанием) являются не её природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

Понятие «личность» знаменует собой факт наиболее полного выделения человека из природы. В качестве личности человек относится к природе не как тело природы, а через призму социальных установок. Подчёркивается, что «индивидом рождаются, а личностью становятся». Появляясь на свет как индивид, человек «постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью». Индивид с момента рождения постепенно включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застаёт уже готовой.

Дальнейшее развитие человека в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое формирует его как личность. Происходит неизбежный, но довольно разный для каждого человека процесс социализации. В наиболее общем виде понятие социализации есть процесс объединения элементов социальной среды с индивидуальными началами личности с целью формирования у неё социальных и духовных качеств, способствующих её адаптации в обществе, с одной стороны, и воспроизводства личностью социальной среды - с другой.

(По А.Е. Озерову)

    Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них

    Какие факторы формирования личности называет автор?

    Какое определение социализации дано в тексте? С опорой на знания обществоведческого курса назовите два любых агента социализации.

    Используя знания из обществоведческого курса, приведите три примера малых групп, которые в наибольшей степени влияют на социализацию подростка.

    По мнению ученых, важным для становления личности является выбор профессии. Назовите три позиции, которые нужно учитывать при выборе профессии.


Выбранное мною высказывание посвящено проблеме активной жизненной позиции. Эта тема актуальна в условиях открытой социальной структуры современного общества.

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «назначение человека в разумной деятельности». Иными словами жизнь человека невозможна без деятельности, она помогает раскрыться человеку как личности, развить свой творческий потенциал.

Я полностью согласна с мнением автора, ведь деятельность и человек- неразрывные понятия, о чем можно еще с первобытности, когда люди начали преобразовывать окружающий мир, подстраивать его под себя, и этот процесс усиливается с течение времени, заставляя людей занимать активную жизненную позицию для удовлетворения растущих потребностей человечества.

Приведем теорию. Определенная цель толкает человека действовать, достигать ее. А что деятельность? Деятельность- форма активного отношение человека к окружающему миру, которая состоит в его целесообразном преобразовании и изменении. Субъектом деятельности является человек, а объектом то, что направлена деятельность.

Ну и конечно же, чтобы начать деятельность нужен мотив, без него всякие начинания бессмысленные. Мотив- совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющие направление деятельности. Когда мотив есть, в голове у человека формируется цель. Цель – осознанный образ того результата, на достижение которого направлена деятельность человека. Значит, любая деятельность не возникает просто так, а из-за желания людей жить лучше, изменить окружающий мир под себя, получить от самого процесса деятельности удовольствие, повысить самооценку. А кто не хочет всего этого? Тем более у каждого есть потребности, каждый пытается их удовлетворить. Но для достижения какого-либо результата нужно приложить усилия, быть целеустремленным, не сдаваться. Люди, обладающие такими характерными чертами, занимают активную жизненную позицию. А как известно такие люди быстрее остальных достигают успеха, приобретают новый, более высокий социальный статус, им достается больше ресурсов для удовлетворения всех потребностей. Поэтому Аристотель говорил о том, что назначение человека- разумная деятельность. Но следует обратить внимание на слова « разумная деятельность». То есть та деятельность, которая приносит пользу обществу, соответствует закону, не нарушает права других людей.

Чтобы более точно рассказать о сути высказывания Аристотеля обратимся к практике и вспомним великого русского поэта Н.А.Некрасова. Он жил во времена, когда в Россию пронесся ветер перемен, когда изменились судьбы тысячи людей, когда позорное, неэффективное рабовладельческое крепостное право было отменено. Сложно представить, какие настроения царили в обществе, ведь факт остается фактом- любые реформы или революции возвеличивают один слой населения, а второй теряет свою силу. Поэт хотел разобраться в главном вопросе второй половины 19 века: привела ли реформа Александра Освободителя к лучшему? Некрасов был трудолюбивым, усердным человеком и буквально собирал по частицам ответы, искал истину. Немногим известно, что над главным произведением всей жизни, «Кому на Руси жить хорошо», он работал 10 лет с 1860-1870 года. Нужда в правде все-таки является потребностью человека, и Некрасов пытался ее удовлетворить. Благодаря его не безразличности мы смогли насладиться великим шедевром отечественной литературы и расширить знания о прошлом, представить то время, окунуться в историю. Можно точно сказать, что Некрасов принес пользу всему человечеству, раскрыв глобальную, на то время, проблему.

Обратимся к миру науки и расскажем о знаменитом русском ученом Г.Н.Ужегове и о его исследовании болезни гиподинамии, которая нависла угрозой для всего человечества в современном мире, где из-за современных технологий люди перестают двигаться, мыслить. Ужегов выявил, что эта «болезнь цивилизации» опасна для сердца и сосудов, люди с этим диагнозом больше подвержены серьезным заболеваниям, они сокращают себе годы жизни. Гиподинамия – это серьезная недостаточность двигательной активности или полное отсутствие физических нагрузок. То есть сама природа, биологическая суть человека запрещает ему ленится, ничего не делать.

А что же умственная активность? Какое наказание ждет того, кто не на максимум использует умственные способности своего мозга? Учеными выявлен тот факт, что при умственной активности человек теряет столько же калорий, как и при физических нагрузках. Тем более если вспомнить курс обществознания, то в нем сказано, что человек- биосоциальное существо, то есть преобладают обе стороны в равных количествах. И для удовлетворения потребностей человека недостаточно уделять внимание только первичным потребностям(физиологические, экзистенциальные), но и вторичные, где главные роли играют социальные, престижные и духовные потребности. А по пирамиде А.Маслоу высшую ценность имеют духовные потребности, где нужна работа высших центров головного мозга.

Таким образом, на основе теоретических и практических доводов, можно сделать общий вывод: деятельность занимает одно из главных мест в жизни человека, потому что без нее человек утратит собственное «Я», перестанет развиваться, начнет деградировать.

«Будущий человек» - Социологический опрос. Есть ли у вас какая-либо вредная привычка? Аналитический метод. Г и п о т е з а. Считаете ли вы, что человек без вредных привычек-человек будущего? Аналитический метод Сравнительный метод Социологический опрос. Задачи нашей группы: Всем хорошо известно, что к вредным привычкам мы относим:

«Деятельность человека» - Объект – то, на что направлена деятельность. Цель оправдывает средства? Целесообразность деятельности. Аффектное действие. Направленность личности. Целеполагание присуще только человеческой деятельности. Мотивация деятельности. Потребности. Интересы. Социальные установки. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.

«Высшая нервная деятельность человека» - Прямое раздражение нервных структур мозга. Использование электрических показателей условно-рефлекторной реактивности. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Изучение условий жизни животного может быть хорошим приемом, раскрывающим. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о ВНД.

«Поведение человека» - Жизнь и здоровье дороже любой вещи. При горении элементов ёлки опасен ядовитый дым. Крутой берег может быть хорошей горкой. Никогда не ходи по льду один! Избегай мест, где лёд может быть тонким. Как помочь провалившемуся под лёд? Выбирайте маршрут не короткий, а безопасный. При встрече с преступником говорить спокойно и медленно, уверенно в себе.

«Человек - существо разумное» - Альберт Эйнштейн не мог говорить почти до девяти лет. Знаете ли вы, что… Что помогает людям учиться? Уважаемые участники проекта предлагаем вам принять участие в исследованиях! Легко ли быть ЧЕЛОВЕКОМ? Человек- часть природы? Человек- разумное существо. Самая сильная мышца в человеческом организме - язык.

«Компьютер и его назначение» - Назначение компьютера. С помощью дискет можно легко переносить информацию с одного компьютера на другой. Звуковая карта (Sound card). Накопитель на компакт-дисках (CD-ROM drive). Центральный процессор (CPU). Видеоадаптер. И как следствие, общая производительность ПК в основном определяется скоростью процессора.

Философия

«Деятельность – единственный путь к познанию»

Б.Шоу, английский писатель

Выполнил Кочкин Евгений, учащийся 10 класса МОУ лицея «РИТМ»

Учитель Курякина Наталья Леонидовна

По словам великого английского писателя и мыслителя Бернарда Шоу, только в результате деятельности человек познает окружающий мир, общество и самого себя. Я полностью согласен с такой точкой зрения. Ведь сидя на одном месте невозможно научиться чему-то новому. Люди всегда учились в процессе деятельности, причем деятельность не всегда бывала правильной. Людям свойственно ошибаться и учиться на ошибках, это и делает людей людьми.

Деятельности присущи сознательность (целеполагание), продуктивность, общественный характер.

Без деятельности человек начинает деградировать, превращаться лишь в живой организм, деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Животные действуют согласно инстинктам, хотя их поведение целесообразно, но только человек способен в целеполаганию.

Итак, чтобы деятельность человека имела смысл, он должен всегда ставить перед собой все новые и новые цели, которые могут быть мотивированы, например, его потребностями, как духовными, так и материальными.

Вспомним первобытное время. Человеку, прежде чем начать успешную охоту, надо было понять, какие средства выгоднее использовать, а для этого ему требовалось научиться пользоваться хотя бы простейшими орудиями труда… «Научись ходить, прежде чем бежать».

В процессе деятельности человек познает не только окружающий мир и общество, но и самого себя, как внешне, так и внутренне. Человек узнает, кто он и для чего живет, у него формируется мировоззрение, важной частью которого являются обобщенные знания – повседневные или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас таких знаний, тем более серьезную основу может получить мировоззрение.

Действия, направленность поступков имеют под собой две «опоры»: знания и ценности. Познанием движет стремление к истине – объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В общем, мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Важно учесть и то, что деятельность всегда направлена на преодоление каких-либо преград. Однако для этого недостаточно одних знаний, нужны сила воли и внутреннее желание достижения цели. В итоге человек получает определенный опыт, который затем применяет в жизни. Именно преодолевая трудности, человек самоутверждается в обществе, учится на своих ошибках, проявляя силу воли и стойкость.

Таким образом, деятельность - это и путь к обретению знаний, и условие существования и развития общества, и важнейший способ становления личности человека.

Победитель конкурса «Эссе – на «отлично»!» в 2009 г.