Этнопсихология стефаненко читать. Стефаненко т

Annotation

Учебник излагает систематический курс этнопсихологии и представ ляет собой дополненное и исправленное издание учебного пособия, выпущенного факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова крайне ограниченным тиражом в 1998 г. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках – от психологии до культурантропологии Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения в контексте культуры. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.

Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.

Стефаненко Т. Г.

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ЗЕРКАЛЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1.1. Этнический парадокс современности

1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире

1.3. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА II ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ

2.1. Что такое этнос?

2.2. Культура как психологическое понятие.

2.3. Что такое этнопсихология?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Часть вторая. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА I ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ

1.1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии

1.2. Изучение психологии народов в Германии и России

1.3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания

1.4. Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА II ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АМЕРИКАНСКОЙ ЭТНОЛОГИИ

2.1. Конфигурации культур

2.2. Базовая и модальная личность

2.3. Предмет и задачи психологической антропологии

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА III СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

3.1. Первые эмпирические исследования в общей психологии

3.2. Немного о тестах интеллекта

3.3. Зрительные иллюзии

3.4. Цвет: кодирование и категоризация

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА IV ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

4.1 Релятивизм, абсолютизм, универсализм

4.2. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека.

4.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Часть третья ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРАХ И ЭТНОСАХ

ГЛАВА I ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ

1.1. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия

1.2. Этнография детства

1.3. Сравнительно-культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования

1.4. Отрочество и «переход в мир взрослых»

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА II ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Личностные черты: универсальность или специфичность?

2.2. Национальный характер или ментальность?

2.3. Проблема нормы и патологии

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА III УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ

3.1. Сравнительно-культурный подход в социальной психологии

3.2. Зависимость коммуникации от культурного контекста

3.3. Экспрессивное поведение и культура

3.4. Межкулътпурные различия в каузальной атрибуции

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА IV КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

4.1. Регулятивная функция культуры

4.2. Индивидуализм и коллективизм

4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля

4.4. Конформность как регулятор поведения индивида в группе

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Часть 4. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 1. Межэтнические отношения и когнитивные процессы

1.1. Отношения межгрупповые и межличностные

1.2. Психологические детерминанты межэтнических отношений

1.3. Социальная и этническая идентичность

1.4. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Глава 2. Развитие и трансформация этнической идентичности

2.1. Этапы становления этнической идентичности

2.2. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности

2.3. Стратегии поддержания этнической идентичности

2.4. Проблема изменения этнической идентичности

2.5. Модель двух измерений этнической идентичности

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Глава 3. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях

3.1. ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства

3.3. Этнические стереотипы: проблема истинности

3.4. Этнические стереотипы и механизм стереотипизации

3.5. Социальная каузальная атрибуция

Литература для чтения

Глава 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования

4.1. Определение и классификации этнических конфликтов

4.2. Этнические конфликты: как они возникают

4.3. Этнические конфликты: как они протекают

4.4 Урегулирование этнических конфликтов

Литература для чтения

Глава 5. Адаптация к новой культурной среде

5.1. Адаптация. Аккультурация. Приспособление

5.2. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации

5.3. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде

5.4. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов

5.5. Подготовка к межкультурному вза имодействию

5.6. «Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности

Литература для чтения

Литература

Стефаненко Т. Г.

Этнопсихология

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ЗЕРКАЛЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Выход современного учебника «Этнопсихология» в завоевавшей признание читателей благодаря публикации психологической классики «Библиотеке социальной психологии» – закономерен и своевременен. Не только потому, что в работе Т. Г. Стефаненко подытожены и обобщены результаты этнопсихологического исследований за столетие, минувшее со времени первой публикации представленных в «Библиотеке» фундаментальных трудов В. Вундта, Г. Лебона, Г. Тарда, А. Фуллье и других основоположников этнопсихологии. Но и потому, что этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания. И прошлое, и – уверен – будущее этой дисциплины теснейшим образом связаны с решением круга проблем этнопсихологического характера.

Известно, что истоки социально-психологического знания отчетливо обнаруживаются уже в философских трактатах древности. «Государство» Платона, «Политика» и «Риторика» Аристотеля, «Беседы и суждения» Конфуция – убедительные и не единственные свидетельства того, что история социально-психологического мышления столь же стара, как и попытки понять природу взаимоотношений человека и общества и найти способы их регуляции. Каким образом из противоречивых и изменчивых человеческих стремлений вырастают устойчивые формы социального общежития? Как в условиях стандартизирующего людей давления общества и жесткого социального контроля рождается и выживает свободная и неповторимая индивидуальность? Можно ли и как облегчить бремя извечного конфликта индивида и общества, не уничтожив первого и не взорвав второго? Лишь перечень имен мыслителей, на протяжении столетий ставивших и решавших эти центральные для социальной психологии проблемы, занял бы не одну страницу. Однако, сколь ни важен их вклад в становление социально-психологического знания, только во второй половине прошлого века оно перестает быть уделом отдельных интеллектуалов и к началу нынешнего приобретает статус относительно самостоятельной и признанной науки. Почему и как это произошло?

Отдавая отчет в том, что возникновение любой науки – процесс длительный, многосложный и однозначному толкованию не поддается, рискну назвать две группы причин, взаимодействие которых обусловило утверждение социальной психологии как системы научного знания на рубеже столетий. Первая – глобальные общественно-исторические преобразования, достигшие апогея в...

Стефаненко Т. Г.

Этнопсихология

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ЗЕРКАЛЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Выход современного учебника «Этнопсихология» в завоевавшей признание читателей благодаря публикации психологической классики «Библиотеке социальной психологии» – закономерен и своевременен. Не только потому, что в работе Т. Г. Стефаненко подытожены и обобщены результаты этнопсихологического исследований за столетие, минувшее со времени первой публикации представленных в «Библиотеке» фундаментальных трудов В. Вундта, Г. Лебона, Г. Тарда, А. Фуллье и других основоположников этнопсихологии. Но и потому, что этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания. И прошлое, и – уверен – будущее этой дисциплины теснейшим образом связаны с решением круга проблем этнопсихологического характера.

Известно, что истоки социально-психологического знания отчетливо обнаруживаются уже в философских трактатах древности. «Государство» Платона, «Политика» и «Риторика» Аристотеля, «Беседы и суждения» Конфуция – убедительные и не единственные свидетельства того, что история социально- психологического мышления столь же стара, как и попытки понять природу взаимоотношений человека и общества и найти способы их регуляции. Каким образом из противоречивых и изменчивых человеческих стремлений вырастают устойчивые формы социального общежития? Как в условиях стандартизирующего людей давления общества и жесткого социального контроля рождается и выживает свободная и неповторимая индивидуальность? Можно ли и как облегчить бремя извечного конфликта индивида и общества, не уничтожив первого и не взорвав второго? Лишь перечень имен мыслителей, на протяжении столетий ставивших и решавших эти центральные для социальной психологии проблемы, занял бы не одну страницу. Однако, сколь ни важен их вклад в становление социально-психологического знания, только во второй половине прошлого века оно перестает быть уделом отдельных интеллектуалов и к началу нынешнего приобретает статус относительно самостоятельной и признанной науки. Почему и как это произошло?

Отдавая отчет в том, что возникновение любой науки – процесс длительный, многосложный и однозначному толкованию не поддается, рискну назвать две группы причин, взаимодействие которых обусловило утверждение социальной психологии как системы научного знания на рубеже столетий. Первая – глобальные общественно-исторические преобразования, достигшие апогея в XIX в. Драматические процессы формирования национальных государств современного типа, миграционная и социальная мобильность как следствие окончательного распада феодальных отношений, беспрецедентный рост городов, бурная индустриализация – эти и им подобные социальные события определили общественную необходимость изучения психологических факторов социальной динамики: массового сознания и поведения, механизмов консолидации и воспроизводства народов (этносов) и др. Вторая группа причин, определивших возникновение социальной психологии, связана с развитием и дифференциацией системы гуманитарного знания (достаточно вспомнить, что именно в XIX в. права «научного гражданства» получили социология, психология, этнология, языкознание и иные человековедческие дисциплины) и кризисом традиционных концепций социо-исторического развития и психологических доктрин. Будучи неудовлетворенны абстрактно-логическими способами реконструкции закономерностей как исторического процесса, так и душевной жизни индивида, мыслители конца прошлого столетия устами последователя Э. Дюркгейма Селестена Бугле постулировали необходимость «перейти от философии Я к философии Мы и построить социальную психологию, законы которой освещают биографию народов, историю человечества, как законы индивидуальной психологии освещают биографию индивидов» .

Рассматривая социальную психологию как своего рода мост над пропастью, разделявший историю и индивидуальную душу, авторы того времени полагали, что развитие этой дисциплины позволит существенно продвинуться в познании как первой, так и второй. Изолированный индивид – не более чем привычная абстракция. Рассматривать его таким, как он открыт внутреннему наблюдению, т.е. вне социального контекста – значит строить научную фикцию, т.к. индивидуальность – продукт истории. «Если мы хотим объяснить форму и содержание психики индивида, мы должны идти от общего: логически и хронологически общество предшествует индивиду» . Общество не однородно, состоя в нем, человек принадлежит к различным социальным группам, каждая из которых по-своему влияет на его жизнь. Но наиболее значимой из них столетие назад почти единодушно считали народ (этнос). Не случайно, первым вариантом новой – социальной! – психологии стала именно психология народов, призванная, по мысли ее основателей М. Лацаруса и Г. Штейнталя, «открыть те законы человеческого духа, которые проявляются там, где многие живут и действуют сообща, как единица» . Хотя дух народа живет только в индивидуумах, закономерности его возникновения, расцвета и упадка могут быть познаны лишь тогда, когда главным объектом психологического изучения станет этнос как таковой.

Конечно, ученик И. Гербарта М. Лацарус и последователь В. Гумбольда Г. Штейнталь не были единственными авторами открытия большой социальной группы как особой психологической реальности. Психологическому осмыслению социальной группы способствовали труды К. Д. Кавелина, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Н. Н. Надеждина, Г. В. Плеханова, А. А. Потебни, Г. Г. Шпета и др. в России, В. Вундта, Г. Зим-меля, Ф. Тённиса в Германии, Г. Спенсера в Англии, Э. Дюрк-гейма, Г. Лебона, Г. Тарда и др. во Франции, Ф. Гиддингса, Ч. Кули, Э. Росса, А. Смолла, У. Томаса, Л. Уорда в США. Этнопсихологические исследования названных ученых, как и их многочисленных последователей в XX в., во многом определили, во-первых, проблемную область психологического анализа социальных групп, во-вторых, понимание их сущностных отличительных признаков.

Что стремятся понять психологи, изучая группы? Другими словами, что является основным предметом социально-психологической рефлексии при анализе групп? Исследования психологии народов – общностей настолько сложных и многоликих, что, казалось бы, о каких-либо целостных психологических феноменах здесь и речи быть не может, – позволяют сформулировать по меньшей мере пять главных проблем психологического изучения разнообразных групп. Первая. Как первоначально номинальная общность некогда посторонних людей превращается в реальную психологическую общность? Благодаря чему возникают и в чем состоят феномены и процессы, знаменующие рождение группы как целостного психологического образования? Как появляется и проявляется групповая сплоченность? Вторая. Каков цикл жизнедеятельности группы от момента возникновения до распада? Каковы предпосылки и механизмы ее перехода от одного качественного состояния к другому? Какие факторы определяют длительность существования группы? Третья. Какие процессы обеспечивают стабильность и эффективность функционирования группы как коллективного субъекта общей деятельности? Каковы способы стимуляции ее продуктивности? Как возникает и реализуется руководящее начало групповой активности? Как происходит функционально-ролевая дифференциация членов группы либо ее подгрупп? Влияет ли структура взаимодействия людей в группе на характер их межличностных отношений? Четвертая. Как зависит психологическая динамика группы от ее положения в обществе? В какой степени социальный статус группы предопределяет траекторию ее жизненного пути? Как связаны внутригруп-повые процессы и феномены с особенностями межгрупповых отношений данной группы? Пятая. Происходит ли что-либо с человеком, когда он становится членом группы? Изменяются ли его взгляды, ценности, привычки, пристрастия? Если да, каковы механизмы воздействия группы на личность и насколько глубоки его последствия? Может ли и при каких условиях отдельная личность выступить фактором групповой динамики? Как сказываются на судьбе группы индивидуально- психологические особенности ее участников?

Многообразие социальных объединений, выступавших объектами психологического анализа на протяжении полутора столетий, равно как и серьезные трансформации, которые они претерпели за этот

Учебник излагает систематический курс этнопсихологии. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках - от психологии до культурантропологии. Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.
Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.

Выход современного учебника «Этнопсихология» в завоевавшей признание читателей благодаря публикации психологической классики «Библиотеке социальной психологии» – закономерен и своевременен. Не только потому, что в работе Т. Г. Стефаненко подытожены и обобщены результаты этнопсихологического исследований за столетие, минувшее со времени первой публикации представленных в «Библиотеке» фундаментальных трудов В. Вундта, Г. Лебона, Г. Тарда, А. Фуллье и других основоположников этнопсихологии. Но и потому, что этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания. И прошлое, и – уверен – будущее этой дисциплины теснейшим образом связаны с решением круга проблем этнопсихологического характера.

Известно, что истоки социально-психологического знания отчетливо обнаруживаются уже в философских трактатах древности. «Государство» Платона, «Политика» и «Риторика» Аристотеля, «Беседы и суждения» Конфуция – убедительные и не единственные свидетельства того, что история социально-психологического мышления столь же стара, как и попытки понять природу взаимоотношений человека и общества и найти способы их регуляции. Каким образом из противоречивых и изменчивых человеческих стремлений вырастают устойчивые формы социального общежития? Как в условиях стандартизирующего людей давления общества и жесткого социального контроля рождается и выживает свободная и неповторимая индивидуальность? Можно ли и как облегчить бремя извечного конфликта индивида и общества, не уничтожив первого и не взорвав второго? Лишь перечень имен мыслителей, на протяжении столетий ставивших и решавших эти центральные для социальной психологии проблемы, занял бы не одну страницу. Однако, сколь ни важен их вклад в становление социально-психологического знания, только во второй половине прошлого века оно перестает быть уделом отдельных интеллектуалов и к началу нынешнего приобретает статус относительно самостоятельной и признанной науки. Почему и как это произошло?

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ЗЕРКАЛЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ 4
ПРЕДИСЛОВИЕ 11
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ 12
ГЛАВА I ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА 12
1.1. Этнический парадокс современности 12
1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире 13
1.3. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности 15
ГЛАВА II ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ 18
2.1. Что такое этнос? 18
2.2. Культура как психологическое понятие. 20
2.3. Что такое этнопсихология? 22
Часть вторая. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ 27
ГЛАВА I ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ 27

1.1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии 27
1.2. Изучение психологии народов в Германии и России 28
1.3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания 31
1.4. Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии 32
ГЛАВА II ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АМЕРИКАНСКОЙ ЭТНОЛОГИИ 35
2.1. Конфигурации культур 35
2.2. Базовая и модальная личность 36
2.3. Предмет и задачи психологической антропологии 38
ГЛАВА III СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 41
3.1. Первые эмпирические исследования в общей психологии 41
3.2. Немного о тестах интеллекта 42
3.3. Зрительные иллюзии 44
3.4. Цвет: кодирование и категоризация 46
ГЛАВА IV ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 50
4.1 Релятивизм, абсолютизм, универсализм 50
4.2. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека. 51
4.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления 54
Часть третья ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРАХ И ЭТНОСАХ 58
ГЛАВА I ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ 58
1.1. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия 58
1.2. Этнография детства 61
1.3. Сравнительно-культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования 64
1.4. Отрочество и «переход в мир взрослых» 69
ГЛАВА II ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 74
2.1. Личностные черты: универсальность или специфичность? 74
2.2. Национальный характер или ментальность? 77
2.3. Проблема нормы и патологии 82
ГЛАВА III УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ 86
3.1. Сравнительно-культурный подход в социальной психологии 86
3.2. Зависимость коммуникации от культурного контекста 89
3.3. Экспрессивное поведение и культура 92
3.4. Межкулътпурные различия в каузальной атрибуции 96
ГЛАВА IV КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 101
4.1. Регулятивная функция культуры 101
4.2. Индивидуализм и коллективизм 103
4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля 108
4.4. Конформность как регулятор поведения индивида в группе 111
Часть 4. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 115
Глава 1. Межэтнические отношения и когнитивные процессы 115

1.1. Отношения межгрупповые и межличностные 115
1.2. Психологические детерминанты межэтнических отношений 117
1.3. Социальная и этническая идентичность 119
1.4. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности 120
Глава 2. Развитие и трансформация этнической идентичности 124
2.1. Этапы становления этнической идентичности 124
2.2. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности 126
2.3. Стратегии поддержания этнической идентичности 127
2.4. Проблема изменения этнической идентичности 128
2.5. Модель двух измерений этнической идентичности 131
Глава 3. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях 135
3.1. ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 135
3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства 137
3.3. Этнические стереотипы: проблема истинности 139
3.4. Этнические стереотипы и механизм стереотипизации 141
3.5. Социальная каузальная атрибуция 142
Глава 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования 146
4.1. Определение и классификации этнических конфликтов 146
4.2. Этнические конфликты: как они возникают 148
4.3. Этнические конфликты: как они протекают 152
4.4 Урегулирование этнических конфликтов 155
Глава 5. Адаптация к новой культурной среде 159
5.1. Адаптация. Аккультурация. Приспособление 159
5.2. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации 160
5.3. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде 162
5.4. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов 165
5.5. Подготовка к межкультурному вза имодействию 166
5.6. «Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности 168
Литература 171

М.: Институт психологии РАН, «Академический проект»,
2000. - 320 с.Учебник излагает систематический курс этнопсихологии и представляет собой дополненное и исправленное издание учебного пособия, выпущенного факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова крайне ограниченным тиражом в 1998 г. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках - от психологии до культурантропологии. Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения в контексте культуры. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.
Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.Проблема социальной группы в зеркале этнопсихологии
Предисловие
Введение
Этническое возрождение второй половины ХХ века
Этнический парадокс современности
Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире
Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности
Этнопсихология как междисциплинарная область знаний
Что такое этнос?
Культура как психологическое понятие.
Что такое этнопсихология?
История возникновения и становления этнопсихологии
Этнопсихологические идеи в европейской науке
Зарождение этнопсихологии в истории и философии
Изучение психологии народов в Германии и России "
В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания
Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии
Психологическое направление в американской этнологии
Конфигурации культур
Базовая и модальная личность
Предмет и задачи психологической антропологии
Сравнительно-культурный подход к построению общепсихологического знания
Первые эмпирические исследования в общей психологии
Немного о тестах интеллекта
Зрительные иллюзии
Цвет: кодирование и категоризация
Основные направления этнопсихологических исследований
Релятивизм, абсолютизм, универсализм
Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека.
К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления
Личность в культурах и этносах
Этнокультурная вариативность социализации
Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия
Этнография детства
Сравнительно-культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования
Отрочество и «переход в мир взрослых»
Этнопсихологические проблемы исследования личности
Личностные черты: универсальность или специфичность?
Национальный характер или ментальность?
Проблема нормы и патологии
Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения
Сравнительно-культурный подход в социальной психологии
Зависимость коммуникации от культурного контекста
Экспрессивное поведение и культура
Межкультурные различия в каузальной атрибуции
Культурная вариативность регуляторов социального поведения
Регулятивная функция культуры
Индивидуализм и коллективизм
Вина и стыд как механизмы социального контроля
Конформность как регулятор поведения индивида в группе
Психология межэтнических отношений
Межэтнические отношения и когнитивные процессы
Отношения межгрупповые и межличностные
Психологические детерминанты межэтнических отношений
Социальная и этническая идентичность
Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности
Развитие и трансформация этнической идентичности
Этапы становления этнической идентичности
Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности
Стратегии поддержания этнической идентичности
Проблема изменения этнической идентичности
Модель двух измерений этнической идентичности
Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
Этноцентризм как социально-психологическое явление
Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства
Этнические стереотипы: проблема истинности
Этнические стереотипы и механизм стереотипизации
Социальная каузальная атрибуция
Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
Определение и классификации этнических конфликтов
Этнические конфликты: как они возникают
Этнические конфликты: как они протекают
Урегулирование этнических конфликтов
Адаптация к новой культурной среде
Адаптация. Аккультурация. Приспособление
Культурный шок и этапы межкультурной адаптации
Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде
Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов
Подготовка к межкультурному взаимодействию
«Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности
Общая Библиография

Заслуженный профессор МГУ (2009). Одна из авторов Большой Российской энциклопедии .
Стефаненко Татьяна Гавриловна
Дата рождения 24 ноября (1949-11-24 )
Место рождения Москва , СССР
Дата смерти 28 января (2018-01-28 ) (68 лет)
Место смерти Москва , Россия
Страна СССР Россия
Научная сфера психология ,
этнопсихология ,
социальная психология
Место работы
  • Факультет психологии МГУ
Альма-матер
  • Исторический факультет МГУ
Учёная степень доктор психологических наук
Учёное звание профессор
Научный руководитель Г.М. Андреева
Известна как ведущий в России специалист по этнопсихологии

Биография

После окончания исторического факультета стала работать на факультете психологии МГУ , где прошла путь от переводчика по хоздоговору до заведующей кафедрой социальной психологии, профессора. В 1989 году защитила кандидатскую диссертацию «Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях» (научный руководитель - Г. М. Андреева), а в 1999 году - докторскую диссертацию (тема - «Социальная психология этнической идентичности») . Учёная степень доктора психологических наук присуждена Т. Г. Стефаненко в 2000 году, учёное звание профессора присвоено в 2002 году .

На психологическом факультете МГУ читала курсы «Этнопсихология», «Методология и практика социальной психологии XXI в.», «Современные концепции социальной психологии», «Социальная психология межэтнических и межконфессиональных отношений», «Психология социальных эмоций и переживаний», «Психология межгрупповых отношений» .

Член учёного совета факультета психологии и трёх докторских диссертационных советов (в МГУ , СПбГУ , ЮФУ) . В 2009 года удостоена звания «Заслуженный профессор Московского университета» .

Научные труды

Монографии

  • Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  • Трансформация идентификационных структур в современной России. М.: МОНФ, 2001 (автор и научный редактор).

Учебники и учебные пособия

  • Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие. М.: Смысл, 1996 (в соавторстве).
  • Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2000.
  • Социальная психология в современном мире: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002 (в соавторстве).
  • Лебедева Н. М., Лунева О. В., Мартынова М. Ю., Стефаненко Т. Г. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности: Учебно-методическое пособие. М: Издательство РУДН, 2003.
  • Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие. М.: Привет, 2004.
  • Лебедева Н. М., Стефаненко Т. Г., Лунева О. В. Межкультурный диалог в школе. Книга 1: теория и методология. Книга 2: программа тренинга. М: Издательство РУДН, 2004.
  • Психология развития: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. М.: Академия, 2005 (в соавторстве).
  • Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М.: Флинта, МПСИ, 2005 (в соавторстве).
  • Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Практикум. Издание 2-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2013.
  • Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник. 5-е изд. - М. : Аспект Пресс, 2014. - 352 с. - ISBN 978-5-7567-0731-1 .

Статьи

на русском языке
  • Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы её изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования / Под ред. В. С. Собкина. М., 1998. С. 84-104.
  • Белинская Е. П., Литвина С. А., Муравьёва О. И., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А. Политическая культура: установка на патернализм в ментальности россиян // Сибирский психологический журнал. 2004. № 20. С. 63-70.
  • Стефаненко Т. Г., Леонтьев М. Г. Модели конфликта: специфика китайской и других культур // Выскочил А. А., Дятлова Е. В., Козлова М. А., Кубарский Д. В., Лебедева Н. М., Леонтьев М. Г., Лю Ц., Мельникова Н. М., Москаленко Н. П., Снежкова И. А., Стефаненко Т. Г., Татарко А. Н. Толерантность в межкультурном диалоге коллективная монография. / Институт этнологии и антропологии РАН; отв. ред.: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М.: ИЭА РАН , 2005. С. 321-341.
  • Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А., Бовина И. Б., Малышева Н. Г., Голынчик Е. О. Представления российских студентов о своей стране // Высшее образование для XXI века VI международная научная конференция: Доклады и материалы. 2009. С. 13-18.
  • Бовина И. Б., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А., Малышева Н. Г., Голынчик Е. О.