Фамусовское общество в изображении А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском об­ществе правили защитники феодализ­ма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века - «век нынешний» и «век минувший».

« Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого, знатного бари­на, в доме которого происходит дейст­вие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нор­мальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, ино­гда спасают их честь и жизнь, а хозяева могутвыменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, что бы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и со­бачки. Хлестова не видит никакой раз­ницы между ними. Сам Фамусов кри­чит на своих слуг: «В работу вас, на по­селенья вас!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Ли­зе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!»

Главное для фамусовского общест­ва - это богатство. Их идеалы - лю­ди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер», «с клю­чом», «богат и на богатой был женат». Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в ге­нералы».

Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов - «управляющий в казенном месте». Он занимается делами очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть, и мно­гое недельно». Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч до­лой». В фамусовском обществе при­нято держать на службе только родст­венников. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки...»

Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во вре­мя этих увеселений они злословят и сплетничают. Они «низкопоклонники и дельцы», «льстецы и подхалимы». Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельмо­же: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов также с большим почитанием встречает пред­полагаемого жениха своей дочери Ска­лозуба, он говорит: « Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно...», «Сер­гей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу...»

Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. По­добно Фамусову, они искренне увере­ны в том, что «ученье - вот чума, уче­ность - вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось лю­дей, и дел, и мнений». А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевом у шагу, а книги сохранят только «для больших оказий». Фамусовское общество не признает рус­скую культуру и язык. Им ближе фран­цузская культура, они преклоняются перед ней и перед французским язы­ком. Чацкий в своем монологе гово­рит, что французик из Бордо, не на­шел здесь «ни звука русского, ни рус­ского лица».

Они все одинаково относятся к Чац­кому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и прогрессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяет­ся слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибое­дов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями то­го времени.

Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1824 го­ду. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, ко­торая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передо­выми, декабристски настроенными людьми «века нынешнего» и крепостниками, представителями «века минувшего».

Все образы комедии глубоко реалистичны. Фамусов, Ска­лозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий - все они явля­ются отображением действительности. Это люди глупые и ко­рыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их уст­ремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попираю­щей все живое.

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, «на старших глядя», уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью начальству, а главное - быть богатым. Идеалы этого общества представле­ны в монологах Фамусова:

...вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают.

Кузьма Петрович! Мир ему! -

Что за тузы в Москве живут и умирают!..

Фамусов, старый московский дворянин, заслужил общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остро­умен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор же раскрыва­ет образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозя­ин, но и убежденный крепостник, яростный противник просве­щения. «Забрать все книги бы да сжечь», - говорит он.

Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в на­уку впереть ум, алчущий познаний». Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе, так как оно расценивает человека по его происхождению и числу крепостных душ. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». А далее добавляет: «Вот, например, у нас уж ис­стари ведется, что по отцу и сыну честь; будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых - тот и жених». В отличие от представителей фамусовского общества, Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый - прах и суета».

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются взгляды «века минувшего» на карьеру, на служ­бу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На это Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он очень серьезно относится к службе. И если Фамусов отно­сится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах - я от веселий пря­чусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два эти ремес­ла есть тьма искусников, я не из их числа».

О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». Своих слуг он не считает за лю­дей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на катор­гу. Называет их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Филь­ками, Фомками. Таким образом, к службе представители фаму­совского общества относятся как к источнику личных выгод, службе «лицам», а не «делу».

Чацкий же стремится служить отечеству, «делу, а не ли­цам». Он презирает Молчалива, привыкшего «угождать всем людям без изъятья - хозяину, где доведется жить, начальни­ку, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Все в Молчалине: и поведение, и слова - подчеркивают малодушие безнравственного карьериста. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою ясизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположе­ние Фамусова, любовь Софьи, получал награды. Двумя качест­вами своего характера он дорожит больше всего: «умереннос­тью и аккуратностью». Для Фамусова и его круга свято и непо­грешимо мнение света, страшнее всего то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Другим ярким представителем фамусовского общества яв­ляется Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб - «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот, созвез­дие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и на­уки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», - го­ворит полковник.

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского об­щества заставляет представителей молодого поколения прояв­лять свои негативные качества. Так, Софья использует свой ос­трый ум для откровенной лжи, невольно распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, не ценит его острый ум, его критичность. Не разобралась она и в Молчалине, который «лю­бит ее по должности». В том, что Софья стала типичной ба­рышней фамусовского окружения, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена, в ду­хоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свеже­го воздуха» (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репети-лов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химера­ми» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку ока­зался выше их всех.

«Так! отрезвился я сполна», - говорит Чацкий в конце ко­медии. Что же это - поражение или прозрение? Да, финал ко­медии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И я полно­стью соглашусь с Гончаровым, считающим, что роль всех Чац­ких «страдательная», но в то же время всегда «победительная». Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он бо­рется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?..» он обличает подлый и пошлый фамусовский мир, в кото­ром русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак:

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Чацкий защищает настоящие человеческие качества: гу­манность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от всего косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, просвещенной. Он защищает свою точку зрения в спорах, разговорах со всеми действующими ли­цами комедии «Горе от ума», направляя на это весь свой ум и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за прав­ду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. «Век ми­нувший», то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, ко­торый является основой их благополучия. Прошедший век, ко­торым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «по­корности и страха».

Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это двоюродный брат Ска­лозуба («Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, та­ким образом, не только от своего лица. Так А. С. Грибоедов хо­тел намекнуть читателю, что время «века минувшего» прохо­дит, ему на смену приходит «век нынешний», сильный, умный, образованный.

Фамусовское общество . В них есть черты, свойственные многим другим людям, а иные - всему роду человеческому А. С. Грибоедов

В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию «Горе от ума», которая является отражением острой политической борьбы, происходившей в 20-е годы XIX века между реак- ционерами-крепостниками и пока еще малочисленным, но уже появившимся прогрессивным дворянством, из среды ко­торого впоследствии вышли герои Сенатской площади -- де­кабристы.

Реакционеры стремились во всем сохранить самодержав­но-крепостнический строй и закоснелый барский быт, видя в этом основу своего благополучия. Прогрессивные же дворяне боро­лись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век ны­нешний». Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» составляет главную тему комедии.

«Век нынешний», по мнению Грибоедова, явился порождени­ем революционных настроений в дворянских кругах. Из про­грессивных дворян вышли декабристы, первыми попытавшиеся осуществить свои революционные идеи.

Московское барство разнообразно по составу: тут графы и князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики, пустые болтуны типа Репетилова, «лгунишки, картежники и во­ры», подобные Загоредкому, сплетники и пустые «прожигатели.ки:ши». Перед нами толпа праздных, пустых, бездушных и по­шлых людей:

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Эти люди - жестокие крепостники, беспощадные истязате­ли. Сановник Фамусов за малейшую провинность грозит страш­ными карами своим слугам. «В работу вас, на поселенье вас!» - кричит он. Московский барин готов упечь неугодных ему крепост­ных на военное поселение. Чацкий с возмущением говорит о по­мещике, который:

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей

Заставил всю Москву дивиться их красе,

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

Помещики не считают своих крепостных людьми. Старуха Хлестова, например, свою служанку ставит наравне с собакой:

От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку.

Крепостническая идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы, даже жениха они ищут по количеству крепостных:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Крепостное право было для фамусовского общества нормаль­ным явлением, вполне соответствовало интересам дворянства, являлось источником богатства и наживы. Представители московского барства думают только о чинах, богатстве и высо­ких связях. К службе они относятся формально, бюрократиче­ски, как к источнику обогащения и продвижения. «Мне только бы досталось в генералы», - говорит полковник Скалозуб, арак­чеевский служака, человек ограниченный и грубый. Цель его службы в армии сводится к получению чинов, орденов и медалей любыми способами:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.

И Фамусов не скрывает своего отношения к службе:

А у меня что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Как барин, на всякий труд он смотрит пренебрежительно, на службу он принимает только родных.

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки;

Как станешь представлять к крестишку ли,

к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Фамусов служит не делу, а лицам, так как служба для лю­дей его круга - источник чинов, наград и доходов. Верный же путь к достижению этих благ - низкопоклонство перед выше­стоящим.

Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, ко­торый, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертво­вал затылком», зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». У Молчалина нет даже собственного мнения:

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.

Однако он всюду поспевает:

Там Моську вовремя погладит;

Тут впору карточку вотрет.

И ему обеспечена карьера:

… дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

И эти люди управляли государством. Чацкий с возмущением говорит о них:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывают про­свещение, наука, движение к прогрессу. Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность ис­тинного просвещения:

Чтоб наших дочерей учить всему -

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Сам Фамусов не отличается образованностью и в чтении не находит проку. Причины вольнодумства он объясняет так:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И его окончательное слово о просвещении и образовании и России - «забрать все книги бы, да сжечь». Следовательно, п просвещении московский барин Фамусов видит опасность, угрожающую всему государственному строю России того пе­риода.

Полковник Скалозуб, олицетворение солдафонской тупости и невежества, который «слова умного не выговорил сроду», как и Фамусов, враг просвещения и всего передового. Гостей Фаму­сова он спешит обрадовать тем, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий. «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два. А книги сохранят так, для больших оказий». Эта ненависть ко всему передовому вполне понятна, дворянское общество боялось потерять свои привилегии.

Фамусовское общество чуждо национальной культуре, рус­ским обычаям, преклонение перед иностранным стало модой, до­ходит до смешного, Чацкий говорит, что общество все «отдало в обмен»:

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую По шутовскому образцу.

Чацкий отмечает, что среди дворянства «господствует смешенье языков: французского с нижегородским».

Именитые москвичи оказывают радостную встречу любому иностранцу. По словам французика из Бордо, он

Приехал и нашел, что ласкам нет конца,

Ни звука русского, ни русского лица Не встретил.

Основное в этом обществе - «балы, обеды, карты, сплетни». Вчера был бал, а завтра будет два.

Фамусов проводит время в праздности, безделье, пустых раз­влечениях, разговорах, на званых обедах. Знакомая Фамусова Татьяна Юрьевна дает балы от Рождества и до поста и летом праздники на даче. Не обходится это общество и без сплетников, ведь сплетничество - одна из главных его черт. Здесь знают под­ноготную каждого дворянина и скажут, кто богат, кто беден и сколько крепостных душ у Чацкого:

«Четыреста» - «Нет! триста».

И Хлестова обиженно добавляет:

«Уж чужих имений мне не знать!»

Среди московских тузов находит свое место «отъявленный мошенник, плут Антон Антоныч Загорецкий», которого прини­мают лишь потому, что «мастер услужить». Для фамусовского об­щества характерен Репетилов, в котором подчеркнуты пустое фразерство, показное свободомыслие.

Таким образом, в каждом из героев и внесценических персо­нажей автор сумел найти определенный тип представителя мос­ковского барства, а название каждого типа скрыто в фамилии ге­роя, его представляющего.

Итак, представителей фамусовского общества характеризуют отсутствие высоконравственных чувств, преобладание эгоистиче­ских интересов, идеал праздной жизни, взгляд на службу как на средство достижения личных выгод, нравственная неразборчи­вость в людях, угодливость перед «высшими» людьми и деспоти­ческое отношение к «низшим»: крестьянам, слугам, - низкий уровень образованности, увлечение французской культурой, страх перед подлинным просвещением.

Грибоедов очень метко определил идеалы этого общества. Они просты: «и награжденья брать, и весело пожить». Фамусовское об­щество - это лицо всей дворянской России тех лет. Как передо­вой человек своего времени Грибоедов не просто высмеивает это общество, а беспощадно осуждает крепостническую систему и призывает к уничтожению ее - в этом революционное значе­ние комедии. Именно так понимали ее декабристы и все передо­вые люди русского общества.

ФАМУСОВСКОЕОБЩЕСТВО В ИЗОБРАЖЕНИИ А. С. ГРИБОЕДОВА

Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века - «век нынешний» и «век минувший».
«Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии. Эт0 князь и княгиня Туго-уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда спасают их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Хлестова не видит никакой разницы между ними. Сам Фамусов кричит на своих слуг: «В работу вас, на поселенья вас!». Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!».
Главное для фамусовского общества
богатство. Их идеалы - люди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер», «с ключом», «богат и на богатой был женат». Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в генералы».
Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов - «управляющий в казенном месте». Он занимается делами очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть, и многое недельно». Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч долой». В фамусовском обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки..,».
Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают. Они «низкопоклонники и дельцы», «льстецы и подхалимы». Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов также с большим почитанием встречает предполагаемого жениха своей дочери Скалозуба, он говорит: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно...», «Сергей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу...».
Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне уверены в том, что «ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевому шагу, а книги сохранят только «для больших оказий». Фамусовское общество не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что французик из Бордо, не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица».
Они все одинаково относятся к Чацкому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и про-

Грессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяется слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями того времени.

Многочисленные действующие лица комедии, которые представляют столичное дворянское общество, удачно дополнены внесценическими персонажами. Мы не видим их на сцене, но знаем об их существовании по рассказам других героев. К таким внесценическим образам относятся Максим Петрович, а также Татьяна Юрьевна, Кузьма Петрович, княгиня Марья Алексеевна и многие другие. Все они относятся у фамусовскому обществу. Благодаря им Грибоедов раздвигает рамки действия комедии далеко за пределы Москвы, включает в произведение ещё и придворных.

Именно из-за наличия внесценических персонажей произведение становится той пьесой, которая даёт максимально развёрнутую картину жизни России в 20-х годах XIX века. В «Горе от ума» реалистично показана социальная ситуация, которая назрела в ту пору, борьба, развернувшаяся по всей стране между декабристами, революционно настроенными людьми и приверженцами крепостничества, заступниками старого строя.

Рассмотрим вначале консервативное дворянство, так называемых сторонников старины. Эта довольно многочисленная группа и есть фамусовское общество. Как же описывает его Грибоедов?

1. Эти люди, особенно старшее поколение, убеждённые крепостники, сторонники самодержавия, заядлые защитники старого устройства общества. Они дорожат прошлым, давними традициями построения социальных отношений. Им нравятся времена Екатерины II, потому что это эпоха славится особой силой, властью дворян-помещиков. Фамусов с благоговением и почтением придаётся воспоминаниям о дворе царицы. Он проводит параллель, сравнивает нынешний придворный круг и двор Екатерины, приводя для примера личность вельможи Максима Петровича.

Позднее Фамусов высказывается о том, что старички недовольны новыми веяниями в политике, действиями молодого царя, который на их взгляд слишком либерален. Защитники старого уклада жизни противятся всему новому, боятся каких-либо перемен, которые могут разрушить привычный для них мир. Многие старые чиновники покинули свои посты в самом начале царствования Александра I. Они сделали это специально, в знак протеста, так как посчитали, что молодые люди, которыми окружил себя царь, были излишне свободомыслящими. Например, адмирал Шишков, довольно известный государственный деятель, вернулся на службу только в тот момент, когда политика правительства изменила направление на резко реакционное. И таких Шишковых было много, особенно в Москве. Они определяли ход общественной жизни, а потому Фамусов был убеждён, что именно такие люди будут воздействовать на политику и дальше.

2. Старое общество упрямо стоит на защите своих дворянских интересов. В фамусовском кругу человека оценивают, исходя из его происхождения и материального положения, а на личные качества не обращают никакого внимания. Например, княгиня Тугоуховская перестаёт интересоваться Чацким, как только становится ясно, что он далеко не камер-юнкер, да и вовсе не богат. Хлестова в споре с Фамусовым, доказывая свою правоту о наличии того или иного количества крепостных у Чацкого, утверждает, что она знает все имения наперечёт, так как это и есть самое важное.

3. Такие дворяне, как Фамусов, не видят в крепостных людей, жестоко обращаются с ними. Чацкий делится воспоминанием о том, что один помещик променял своих слуг на трёх собак, а ведь они много раз спасали ему не только честь, но и жизнь. Хлестова ставит на одну линию свою служанку и собачку: приезжая к Фамусову она велит накормить обоих, прислав от ужина остатки. Сам Фамусов постоянно кричит на слуг, угрожает швейцару отправить его на работу в деревню.

4. Главная жизненная цель для людей фамусовского общества – это карьера, богатство, почести. Образцами для всеобщего подражания они считают вельможу Максима Петровича и камергера двора Кузьму Петровича, которые служили некогда при Екатерине. Фамусов обхаживает Скалозуба, так как хочет отдать за него свою дочь. Желание это продиктовано только тем, что Скалозуб богат и сделал успешную карьеру. Службу в обществе старички рассматривают в качестве источника прибыли, дохода, материального обогащения, средства для получения чинов. Никто не занимается делами, как нужно, по-настоящему. Например, Фамусов на службе лишь подписывает бумаги, переданные ему секретарём Молчалиным. А вот использовать своё служебное положение каждый рад. Фамусов постоянно пристраивает у себя на работу различных родственников. Кумовство, протекция являются здесь самым обычным и распространённым делом. Фамусовым нет дела до интересов государства, их волнует только личная польза и выгода. И это касается не только гражданской службы, но и среды военных. Любой может стать успешным военным, если его поддерживают, продвигают, благоприятствуют.

5. В образе Молчалина автор хотел показать основные черты мира чиновников, характерные для того времени. Это низкопоклонство, карьеризм, бессловесность, умение угодить начальству. Молчалин был разночинцем или мелким дворянином. Он начинал службу в Твери, но затем перевёлся в Москву, чему поспособствовал Фамусов. В Москве Молчалин быстро поднимается по служебной лестнице. Он прекрасно понимает, что нужно предпринять, если хочешь сделать карьеру. Прошло только три года, а Молчалин успел стать нужным Фамусову, получить несколько благодарностей и войти в дом своего благодетеля. Чацкий предсказывает ему блестящую карьеру, так как хорошо знаком с таким типом чиновников. Именно такие секретари в то время могли стать знатными людьми, добиться высоких постов. Молчалин обладает всеми необходимыми данными. Это умение выслужиться, войти в доверие к влиятельным людям, неразборчивость в средствах при достижении цели, аккуратность, отсутствие нравственных принципов.

6. Костное, консервативное общество крепостников очень боится всего прогрессивного. Любые новшества эти люди воспринимают в штыки, поскольку это может угрожать их положению, господству. Фамусов, его гости на удивление единодушны в осуждении идей Чацкого. Они вмиг сплотились в борьбе против взглядов, которые считают вольнодумием. Источником всех вольностей они считают просвещение, а потому и выступают против учебных заведений, наук. Фамусовское общество предлагает радикальный метод борьбы с подобным злом. Хлёстова, княгиня Тугоуховская также настроены отрицательно в отношении школ, пансионов, лицеев.

7. Представители старорежимного общества чужды своему народу, так как получили в своё время определённое воспитание. Чацкий возмущён этой системой, при которой воспитание дворянских детей поручают иностранцам. В результате молодые дворяне вырастали оторванными от всего национального, русского, их речь становилась с примесью чужого языка. Им с детских лет прививалась мнимая необходимость подражать немцам или французам.

Вот таким предстаёт перед нами фамусовское общество, обрисованное Грибоедовым с особой тщательностью. Автор комедии отобразил характерные, типичные черты дворян-крепостников той эпохи. Дворянство объято страхом перед освободительным движением, поэтому выступает против Чацкого, который является олицетворением передовых людей. Грибоедов показывает это общество через индивидуализированные образы, каждый из которых – живое лицо со своими чертами, характером, особенной речью.