Фундаментальные исследования. Контрольные вопросы и задания

Страна Япония

Япония состоит из четырех основных островов и множества маленьких, общей площадью более 377 тыс. кв. км. Столица страны Токио - очень современный и оживленный город. Вместе с пригородами он образует мегаполис, в котором проживает около трети всего населения Японии, поэтому плотность населения Токио и пригородов во много раз превышает плотность населения остальной страны. Большую часть Японии занимают горы, представляющие собой великолепное зрелище, некоторые из них являются действующими вулканами. Гора Фудзи - самая высокая в Японии, она известна своим симметричным силуэтом.

Климат Японии

Когда вы собираетесь в чужую страну, нужно знать ее климат. Японские острова лежат в северо-восточной части зоны муссонов. Климат преимущественно мягкий, хотя может очень сильно меняться в зависимости от того, в какой части страны вы находитесь. Лето жаркое и влажное, где-то в середине июля начинается сезон дождей, обычно длящийся месяц. Зима тоже теплая и солнечная, за исключением только севера страны. Но самыми лучшими для посещения Японии временами года являются, без сомнения, осень и весна.

Если вам удастся попасть на праздник цветения сакуры хана-мацури в апреле, продолжающийся, правда, всего несколько дней, вам представится прекрасная возможность лучше понять японцев, считающих, что истинная красота может быть лишь так же мимолетна и преходяща, как цветение сакуры. А осенью лучше всего посетить старинный город Киото, в котором расположены более тысячи буддистских храмов и синтоистских святилищ. Утопающие в зелени, осенью становящейся красновато-золотистой, они представляют собой неописуемо прекрасное зрелище.

Люди Японии

Перед поездкой в Японию хорошо было бы проникнуться культурой и обычаями населения этой страны. Плотность населения Японии одна из самых высоких в мире - 330 человек на кв. км, и это с учетом того, что большую часть страны занимают горы, мало пригодные для проживания. Огромное влияние на культуру Японии оказал Китай, в частности японская письменность представляет собой измененную и упрощенную китайскую письменность. Практически до 19 в. Япония была почти полностью изолирована от внешнего мира, что сильно сказалось на самобытности и уникальности японской культуры. Даже сейчас Япония остаётся достаточно закрытой страной. К иностранцам японцы относятся приветливо, но несколько снисходительно.

Религия Японии

Как ни одна другая страна мира, Япония очень лояльна к самым различным религиям. Одной из самых распространенных религий, завезённой, как и многое другое, из Китая, является буддизм. Буддизм - это не просто религия, это искусство, философия и общественные организации. Большинство японцев считают себя членами одной из множества буддистских школ.

Исконно японской религией является синтоизм, основанный на мифах, легендах и поклонении природе. Синтоизм считает, что всё, что есть на земле, в небе и в воде, а также все природные явления имеют в себе божественный дух. Этих духов и божеств очень много, и у каждого из них своё имя. В Японии можно, например, идти по лесу и увидеть камень, окруженный специальной веревочкой, указывающей, что этот камень священен.

В этих условиях этническая культура остается важнейшей ча­стью адаптивного механизма, так как в жизни индивида возможен переход из одной социальной группы в другую, из одного госу­дарства в другое, но при этом человек не может оторваться от своих этнических корней, которые заставляют его видеть мир так, а не иначе и вести себя соответствующим образом.

Исходной точкой и основным признаком формирования этни­ческой культуры является возникновение у группы людей общих интересов, которые осознаются ими как потребности, принуж­дающие их жить и действовать коллективно. Важной характери­стикой таких потребностей служит то, что они выражают общий коллективный интерес, содержательно превосходящий механиче­скую сумму индивидуальных интересов членов этого сообщества. Потребности такого рода представляют собой особые межинди­видуальные интересы и могут быть удовлетворены путем совме­стных действий всего коллектива. В этнологических, историче­ских, социологических, культурологических исследованиях такие потребности оцениваются как служащие интересам жизнеобеспе­чения и сохранения общности.

В то же время всякое локальное историческое сообщество жи­вет в конкретном природно-историческом окружении, обстоя­тельствах места и времени, адаптация к которым является неотъемлемым условием его существования. Этот процесс непрерывной адаптации и работы по удовлетворению коллективных потребно­стей в конкретных сложившихся обстоятельствах позволяет чле­нам этого сообщества накопить специфический культурный опыт, выражающийся в особых формах деятельности и взаимодействия и отличающийся от такого же рода опыта других сообществ. Если коллективные потребности большинства людей, составляющих локальные сообщества, психологически сравнительно единооб­разны, то условия их удовлетворения всегда более или менее раз­личаются. В итоге это ведет к формированию уникальных куль­турных комплексов, специфичность которых повышается от по­коления к поколению за счет естественной аккумуляции культур­ных отличий, складывающихся в процессе создания людьми сво­его искусственного окружения.

Вместе с тем культурный опыт всякого сообщества по своему содержанию необычайно велик и эмпирически многообразен. Ни один человек, каким бы культурным опытом он ни обладал, не в состоянии освоить его в объеме, равном культурному опыту всего сообщества. Поэтому отдельные индивиды осваивают и исполь­зуют лишь часть культурного опыта общества, которая им необ­ходима в практической жизнедеятельности. Большинство же ос­тальных составляющих своего культурного опыта человек усваи­вает в опосредованном виде. И эти составляющие можно опреде­лить как ценностные ориентации, отличающие культуру данного сообщества.

Несмотря на всю важность ценностных ориентации в детерми­нации общих черт культурного мироощущения сообщества, они нуждаются в более или менее систематизированных приемах и формах применения, т.е. в практических стереотипах поведения, отвечающих повседневным нуждам и потребностям людей. Это происходит в форме постоянной корректировки норм и стандар­тов деятельности и формирования в результате этого соответст­вующих образов жизни и картин мира, характерных для конкрет­ного этнического сообщества. В этом смысле образы жизни и кар­тины мира представляют собой наиболее типичные, широко рас­пространенные в сообществе устойчивые наборы, совокупности стандартов действительности, взаимодействия, поведения, пред­ставлений и т.п. Эти типичные проявления культуры сосуществу­ют с маргинальными, экстравагантными и новационными прояв­лениями. Однако именно устойчивые поведенческие установки в наибольшей мере характеризуют специфику этнической культуры.

Исследуя процессы жизнедеятельности современных этносов, ученые-этнологи констатируют, что сфера их этнической специ­фичности неуклонно уменьшается: в одних областях жизни быстрее, в других медленнее она уступает свое место интернационально-стандартным моделям. При осмыслении этого процесса культурного развития отечественная этнологическая мысль пришла к выводу о необходимости методологического разграничения понятий «этническая культура» и «культура этноса».

Разделение понятий «этническая культура» и «культура этноса» порождено тем обстоятельством, что для своего существования и воспроизводства большинство народов мира в настоящее время не может обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях натурального жиз­необеспечения. Их современное существование стало интегриро­ванным, национально взаимозависимым. В изучении этого процес­са понятие «этническая культура» акцентирует внимание исследо­вателей только на этнической специфике свойственных этнической общности культурных явлений. В этом отношении этническая куль­тура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры обеспечива­ют, которые, с одной стороны, единство каждого отдельного этно­са, а с другой - передачу этого единства от поколения к поколению. Этническая культура проявляется буквально во всех областях жиз­ни этноса: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре.

На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является само­название народа (этноним).

Географическая (природная) среда - непременное условие воз­никновения этноса и его функционирования. Культура каждого этноса развивается не только во времени, но и в пространстве, образуя локальные варианты, выражающиеся в отдельных разли­чиях в материальной и духовной сферах культуры. Приметы воз­действия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предме­тов быта и кончая самими этнонимами.

Так, климат во многом определяет особенности одежды и жи­лища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, от не­го зависят и средства транспорта. Состав местной растительности определяет материал жилища и его виды и вместе с особенностя­ми фауны сказывается на специфике повседневной жизни и куль­турно-хозяйственном развитии тех или иных народов. Так, не случайно индейские цивилизации Мезоамерики развивались ме­нее динамично, чем европейская. Одной из причин этого было отсутствие в Америке животных, которые могли бы после одо­машнивания стать рабочим скотом.

Характерные особенности географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также опреде­ленное влияние на формирование духовной культуры этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереоти­пах поведения, привычках, обычаях, обрядах, в которых прояв­ляются черты быта народов. Этносам тропического пояса, на­пример, незнакомы многие обряды, характерные для жителей умеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельче­ских работ.

Находит отражение географическая среда и в этническом са­моназвании. Именно ландшафты этнической территории ассо­циируются в сознании людей с «родной землей». Некоторые эле­менты ландшафта либо в виде зрительных образов (береза у рус­ских, сакура у японцев), либо в сочетании с топонимикой (река Волга у русских, гора Фудзи у японцев) становятся своего рода символами этнической принадлежности. Иногда и этнонимы прямо связаны с географической средой: береговые чукчи назы­вают себя «морские жители».

Хозяйственные традиции народов, формирующиеся в непо­средственной связи с природными условиями, очень устойчивы. Например, перебравшиеся в Калифорнию армяне-земледельцы и там занимаются земледелием: традиционным садоводством и ви­ноградарством.

Влияют природные условия и на историческую судьбу народа. Так, островное положение этноса способствует развитию кораб­лестроения, рыболовства, мореплавания. Такие этносы защищены своим положением от нападений врагов. Этими условиями во многом объясняется важное место Англии и Японии в современ­ном мире.

В формировании каждой этнической культуры, как мы уже от­мечали, важную роль играет язык этноса, который способствует прежде всего формированию чувства групповой идентичности. Общий язык поддерживает сплоченность этнической группы, причем между людьми, говорящими на одном языке, почти авто­матически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложив­шихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память. И наконец, язык как элемент культуры уча­ствует в процессе приобретения практического опыта людьми, особенно членами одной этнической группы. Преимущественно благодаря языкам современная этническая картина мира отлича­ется такой пестротой и разнообразием. Сегодня в мире насчиты­вается свыше 2 тыс. живых языков: от бесчисленных племенных языков, на которых говорят иногда лишь десятки человек, до национальных языков, которыми пользуются многие миллионы лю­дей. В этнолингвистике принято выделять несколько языковых семейств (индоевропейская, семито-хамитская, кавказская, драви­дийская, уральская, чукотско-камчатская, конго-кордофанская, нило-сахарская, койсанская, китайско-тибетская, тайская, австро-азиатская, эскимосо-алеутская). Среди них основной является ин­доевропейская, включающая в себя около 100 различных языков, на которых говорят почти 150 народов, живущих во всех частях света. Свыше 60% населения нашей планеты говорит на десяти наиболее распространенных языках.

Каждый народ создает свою картину мира на основе своего языка. Именно поэтому народам бывает так трудно понять друг друга. Конечно, народам, говорящим на родственных языках, это сделать проще (хотя, разумеется, этнические контакты зависят не только от этого), чем тем этносам, языки которых слишком силь­но отличаются друг от друга. Так, для народов индоевропейской языковой семьи понятие «прогресс» расшифровывается как раз­витие, ускоренное движение вперед. В китайском языке соответ­ствующий иероглиф обозначает «движение вовнутрь», к центру.

Общеизвестно значение религии в формировании этнической культуры. Например, нынешнюю Бельгию населяют два народа: фламандцы, говорящие на одном из германских языков, и валло­ны, чей родной язык - французский. Это рождает массу проблем, но хотя оба этноса пользуются определенной автономией, нет ос­нований полагать, что Бельгия когда-нибудь распадется. Слиш­ком крепка их связь, и важнейшей частью этой связи является об­щая религия - католицизм. Общеизвестен факт, что решением Венского конгресса 1815 года Бельгия была отдана под власть гол­ландского короля. Однако уже через 15 лет бельгийцы - и фла­мандцы и валлоны - восстали и отделились. Хотя фламандцы по языку куда ближе к голландцам (их языки взаимопонятны), чем к валлонам, общие экономические интересы, общая история и рели­гия объединяли их с валлонами, и все это вместе предопределило их выбор.

Хорошо известен и другой пример. То, что хорваты и сербы, говорящие на одном и том же языке, тем не менее являются раз­ными народами, во многом вызвано различиями в религии: хор­ваты - католики, сербы - православные. Отсюда разные культу­ры, отсюда ориентация хорватов на Западную Европу, а сербов - на Россию, отсюда давняя вражда между сербами и хорватами.

Сегодня говорят о едином арабском мире, в состав которого входят многочисленные этносы, но они говорят на диалектах и наречиях одного арабского языка, который когда-то принесли сюда завоеватели-арабы вместе с новой религией - исламом. Именно эта религия стала мощнейшей объединительной силой, а арабский язык лег в основу формирования этих культур.

Важным элементом этнической культуры является название эт­носа, причем сам народ называет себя совсем не так, как его назы­вают соседи. Например, мы себя называем русскими. А маленький народ саамов, живущий на Крайнем Севере, называет русских «карьеле», латыши - «криеви», финны и эстонцы - «вене», турки -«казак». Этнографам понятно, откуда взялись эти названия. У саа­мов это название связано с карелами, ближайшим к ним соседним народом, латыши помнят своих ближайших соседей-славян в стари­ну, племя кривичей. Эстонцы же и финны, судя по всему, перенесли на русских имя древних славянских племен Прибалтики - венедов. А для турок исторически представителями России были казаки.

Гораздо сложнее вопрос, откуда берутся самоназвания этно­сов. Имя становится нужным этносу, когда он уже прошел опре­деленный путь своего формирования и развития. Ведь имя - это выражение того факта, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов.

Долгое время все человечество делилось в глазах людей на две части: собственное племя и все остальные, причем «мы» - это люди, а «они», все остальные племена без различия, были не-люди. Часто первобытные племена вообще не имели самоназваний, как, напри­мер, у папуасов до XIX века. Все племена Новой Гвинеи получили имена от европейцев, причем население одного района, отказав­шееся креститься, получило от неудачливого миссионера имя «намау», что значит «глупые». Сами папуасы объясняли такое по­ложение вещей очень просто: названия нужны другим племенам, чтобы отличать их друг от друга, а про себя и так все ясно - люди.

Итак, очень много этнонимов восходит к этому понятию «люди». Именно это означало когда-то «дейч» - немец, «дене» -индейцы навахо. «Тюрк» происходит от слова, означающего «человек».

Важным этапом на пути формирования этнонимов служит по­явление перед словами «человек» или «люди» определения «настоящий». Это очень большой шаг вперед в осознании своего места в мире, другой шаг в этом направлении - признание факта, что другие племена тоже составляют часть человеческого рода.

Многие имена означают «друг», «товарищ», «союзник». Так, имя предков осетин - аланы. Это слово и сегодня у некоторых кавказских народов означает «друг».

Есть имена, означающие «чужой» и «враг», именно это, на­пример, означает имя коряков.

Очень давно народы стали получать имя по стране, в которой они живут. Страна же, в свою очередь, получала это имя от другого, более древнего народа, когда-то жившего здесь. Так, давно нет народа виталов, живших когда-то на юге Апеннинского полу­острова, но столкнувшиеся с ними греки назвали по их имени весь полуостров Италией; отсюда и имя итальянцев.

Даже особая деталь одежды может стать именем народа: «каракалпаки» - «черные шапки».

Иногда именем становится название занятия. Бхилы в Индии - лучники, тахтаджи в Турции - лесорубы.

Отражается в имени народа и характер местности, на которой он живет. Так появилось название одного из славянских племен -дреговичей, живших в болотистой местности («дрегва» - трясина, болото).

Нередко народ или часть народа принимает имя своего вы­дающегося вождя. Татаро-монгольский хан Ногай правил в конце XIII века землями от Дуная до Кавказа, сорок лет его воинских успехов привели к тому, что появился целый народ с именем но­гайцев. Огузов, вторгшихся в Иран и Малую Азию в XI-XII ве­ках, вели вожди из рода Сельджуков, и этот народ стал зваться турками-сельджуками. Позже во главе этого народа встал род Османов, и появились турки-османы.

Путей образования этнонимов очень много, но в любом слу­чае их появление знаменует собой завершение формирования этноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имя перестает быть простым обычным словом, оно становится символом.

Важным элементом этнической культуры является «душа наро­да», которую еще называют национальным характером или психи­ческим складом этноса. Мы не будем говорить о составных частях этого элемента культуры (это было сделано выше). Отметим лишь, что нельзя абсолютизировать характер отдельных этнических общностей. Хотя легко заметить, что, например, такое свойство, как трудолюбие, в силу специфики социально-экономических, гео­графических и других условий проявляется у разных народов не­одинаково. Этносы могут различаться аккуратностью и пункту­альностью (пунктуальность, высокоценимая немцами или гол­ландцами, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше в странах Латинской Америки).

Характер этнической общности, как и отдельной личности, про­является главным образом в действиях. Поэтому он обнаруживает­ся и в отдельных памятниках материальной культуры, и в различ­ных видах народного искусства, и в обычаях, и в речи, и в языке.

Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности определяются исторически. Так, среднего немца в середине XVIII века представляли себе как человека добродушного и терпеливого, и только в середине и конце XIX века стали го­ворить о немецкой сверхпунктуальности и точности.

Национальный характер существует, но он не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные пред­ставители определенного народа, а целые их группы, причем да­леко не каждый член этноса может считаться обладателем типич­ного национального характера.

Еще Л.Н. Толстой в «Войне и мире» писал о французской и рус­ской храбрости. Если французы всегда стремились сделать храб­рость как можно более картинной и эффектной, русский человек делал свое дело, ничего при этом не говоря. Немецкая храбрость, в свою очередь, отличается и от французской, и от русской. Так, стойкость немецких солдат, выполняющих приказ своего началь­ника, у ряда народов вошла в поговорку, но без приказа они не обязаны быть храбрыми. Можно, наконец, отметить итальянскую храбрость - полную противоположность немецкой. Итальянская армия в Первой и Второй мировых войнах зарекомендовала себя далеко не лучшим образом. В то же время итальянские партизаны показывали чудеса героизма. Поэтому иногда говорят, что немец­кая храбрость сильнее всего проявляется, когда опирается на дис­циплину, итальянскую же храбрость такая дисциплина сковывает.

Помимо горизонтального членения этнической культуры рас­сматривается также ее вертикальное деление. В этом случае в ней выделяются два уровня: традиционно-бытовой и профессио­нальный.

Традиционно-бытовая культура - это обыденная жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физические потреб­ности, потребность в общении и т.д. Он ест, одевается, обставляет свой дом, читает книги и газеты, слушает музыку, отдыхает после работы, воспитывает детей. Именно здесь, в семье, человек с са­мого детства впитывает в себя этнические стереотипы, которые и делают его представителем определенного этноса.

Профессиональная культура - это искусство, наука, литерату­ра, философия, теология и т.д. Все эти сферы также довольно тес­но связаны с этничностью и призваны уже не спонтанно, а на соз­нательном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этническую культуру. Для искусства и литературы эта функ­ция более важна, чем для философии, теологии или науки, хотя и в них есть этноспецифические черты. Очень важную роль играет фольклор, но только если он соответствующим образом осмыслен в профессиональной культуре.

Роль профессиональной культуры возрастает в современных условиях, в связи с развитием СМИ и различных культурных учреждений. И здесь очень велика роль государственных и общест­венных организаций, которые должны поддерживать культуру своего народа. Но даже если государство не проводит политики поддержки культуры, как это было в СССР (создавая лишь види­мость деятельности), с ростом технических возможностей общест­ва идет уменьшение контроля со стороны государства. И если в государстве нельзя высказаться через профессиональную культу­ру, этнические элементы культуры опускаются в менее доступные контролю государства слои традиционно-бытовой культуры - так появляются анекдоты, частушки и т.д.

Современному этапу жизнедеятельности этнических общностей более соответствует понятие «культура этноса», предпола­гающее совокупность всего спектра культурных явлений, необхо­димых для существования общества, без учета этнической специ­фики. Действительно, трудно себе представить такой современ­ный народ, жизнедеятельность которого базировалась бы исклю­чительно на этнически своеобразных основаниях. Вполне очевид­но, что чем более цивилизован народ, тем более необходимы ему самые передовые достижения других культур. Таким образом, ре­альной чертой современной этнокультурной действительности выступает не этническая культура народа как комплекс этноспецифических черт, а культура этноса как совокупность культурных явлений, необходимых народу для его жизнедеятельности. Однако в структуре культуры даже самых цивилизованных народов все же обнаруживается значительное число этноспецифических элемен­тов культуры, причем одни слои сохраняют в своем образе жизни значительный отпечаток этнического своеобразия, а другие его почти совсем лишены.

С 1980-х годов наблюдается большая активность в формировании региональной архитектуры. Эти тенденции и в мировой и в российской архитектуре приобретают все более уверенную и последовательную, теоретически обоснованную форму. Проявляется все больший проектный и научный интерес к этническим традициям, изучаются особенности национальной культуры, народного зодчества .

Все это происходит на фоне неблагоприятной экологической ситуации в мире, поиска и внедрения в проектную практику новых экологических концепций, включающих в себя возможность энергосбережения, сокращения вредных отходов производства и строительства, защиты от неблагоприятных природных воздействий. Такие новейшие тенденции напрямую соотносятся с местными архитектурными традициями народа, живущего в данном регионе (в определенных природно-климатических и ландшафтных условиях) и выработавших в своей многовековой практике средства наилучшего приспособления к этим условиям. Например, характерными особенностями жизни населения Алтая были весьма удачное приспособление к местным природным условиям, их умелое и комплексное использование в хозяйственных целях без ущерба природной среде, бережное отношение к ее естественным богатствам. Все это было закреплено в религиозных народных верованиях.

Именно в местных традициях можно найти ответы на многие современные задачи, так как именно через этнические взаимоотношения раскрываются отношения человека с природой.

Введение в мировой научный обиход термина «этнос» (от греч. Ethnos – народ) связано с отечественной наукой и, в первую очередь, с именем выдающегося русского ученого С.М. Широкогорова (1887-1939), который еще в 1920-е годы всесторонне разработал основные признаки и особенности этноса, но его труды, как репрессированного, сначала замалчивались, а затем подверглись резкой критике .

Известный историк и этнограф Л.Н. Гумилев (1912-1992) предложил рассматривать этнос как природное явление. Именно через этнические коллективы осуществляется связь человечества с природной средой, так как сам этнос – это явление природы.

Как бы ни была развита техника, все необходимое для поддержания жизни люди получают от природы. Значит, они входят в трофическую цепь как верхнее, завершающее звено биоценоза населяемого ими региона. Следовательно, они входят в систему этноценоза, включающую в себя, наряду с людьми, ландшафты, как преобразованные людьми, так и девственные, богатства недр взаимоотношений с соседями, элементы материальной и духовной культуры.

Гумилев предложил считать этнос понятием географическим, поскольку тот всегда связан с вмещающим и кормящим его ландшафтом. Ландшафт является одним из немаловажных компонентов системы, именуемой «этнос». Итак, прямое и косвенное воздействие географического ландшафта на этнос не вызывает сомнений.

Этот вывод был сделан в 1922 году Л.С. Бергом для всех организмов, в том числе и для людей. Под «ландшафтом» понимается «участок земной поверхности, качественно отличный от других участков, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с ландшафтной оболочкой». Гумилев называет это понятие термином «месторазвитие».

Месторазвитием, или родиной этноса, является неповторимое сочетание элементов ландшафта, где эта этническая общность впервые сложилась как энергетическая система. Далеко не всякая территория может оказаться месторазвитием.

Новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов. Подлинным месторазвитием являются территории сочетания двух и более ландшафтов. До сих пор говорилось о ландшафтах как феноменах девственной природы, хотя сейчас на Земле нет ландшафта, не испытавшего когда-либо воздействия человека. Действительно, антропогенный фактор ландшафтообразования приобрел и продолжает приобретать важное место в лике земной поверхности. Сельское хозяйство изменяет флору и фауну, архитектура становится важным элементом рельефа, сжигание угля и нефти влияет на состав атмосферы. Несомненно, необходимо принимать активное участие в сохранении природного достояния человечества, так как природа не «только нам дом, она мы – сами» . Примером применения этих принципов становится теория «культурного ландшафта», как теория создания гармоничной во всех отношения среды обитания человека.

Для того чтобы отличить измененный человеком ландшафт от чисто природного его прообраза, в практике исследований используются представления об антропогенном или культурном ландшафте. Многие исследователи рассматривают эти понятия как синонимы, как близкие, но различающиеся между собой понятия. Поскольку в настоящий момент в литературе происходит смешение понятий культурного и антропогенного ландшафтов, следует сделать некоторое разграничение этих понятий.

Очевидно, что антропогенный ландшафт – более масштабное понятие. Он включает в себя культурный ландшафт, но не совпадает с ним. По степени воздействия антропогенного характера можно выделить три вида территорий. Первая – заповедные зоны и малоосвоенные территории. Таких территорий остается все меньше. Второе, противоположное первому состояния антропогенного ландшафта – «техногенно-урбанизированный ландшафт» (зона экологической катастрофы, химической аварии, эпицентр ядерного взрыва), территория, на которой прерываются многие или почти все биосферные процессы. Третья группа – территории, занимающие промежуточное положение, где поддерживается техно-биосферный баланс, состояние гомеостаза, антропобиосферного единства.

Очевидно, что первый и второй тип территорий не могут быть отнесены к культурным ландшафтам. Таким образом, состояние культурного ландшафта достигается лишь в том случае, когда создастся гармоничное взаимодействие природной среды и человека .

Культурный ландшафт (по Ю.А. Веденину) – это целостная и территориально-локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате соединенного влияния природных процессов и художественно-творческой, интеллектуально-созидательной и жизнеобеспечивающей деятельности людей.

Культура вступает в контакт с природным ландшафтом самыми разнообразными способами: через материальные объекты, созданные человеком (в первую очередь, через архитектуру), многие виды деятельности, определенную степень и форму взаимодействия человека с природой и, наконец, через отношение человека к окружающему его миру.Таким образом, культура входит в ландшафт через процессы деятельности, потоки энергии и информации, связывающие природу и культуру.

Один из наиболее существенных критериев культурного ландшафта, определенный Ю.А. Ведениным – это сочетание наследия, традиционной и современной культур. Культурные ландшафты различаются по характеру соотношения между традиционной культурой и наследием, с одной стороны, и современной культурой, с другой. В одних случаях преобладают элементы традиционной культуры, в них значителен пласт наследия и чрезвычайно развита современная культура.

В других случаях, напротив, инновационная культура развивается «без груза» традиционности, однако такие примеры встречаются редко и являются следствием не столько отсутствия традиционной культуры, сколько игнорирования ее современной архитектурной практикой. Еще один тип культурного ландшафта характеризуется тем, что в его культурном слое отчетливо выражены самые различные пласты: инновационные культуры, традиционные культуры и культурное наследие. Именно такого рода структуры являются наиболее эффективными с точки зрения удовлетворения социокультурных потребностей общества и его развития.

Характер и многогранность связи между природными и культурными слоями в значительной степени зависят от уровня составляющей ландшафта. Народная культура наиболее органично связана с природными ландшафтами .

История культуры убедительно подтверждает, что во всех культурных ландшафтах при строительстве использовались, как правило, местные материалы, что, в свою очередь, диктовало наиболее целесообразные композиционные и конструктивные приемы и методы и приводило к сложению такого архитектурного стиля, который наиболее точно подходил под местные климатические условия, соотносился с глубиной или закрытостью пейзажа, с линиями рельефа. Так, полностью соответствует ландшафту Горного Алтая юрта или староверческий дом, и абсолютно чужеродными выглядят выстроенные в 1960-1970-х годах типовые панельные дома .

Для дальнейшей работы по данной тематике необходимо подробное изучение роли территории и ландшафта в формировании этнических особенностей, влияние особенностей ландшафта на культуру населения региона и опосредованного влияния на зодчество, выделение некоторых символов и образов ландшафтов территории данного региона. Следует провести культурно-ландшафтное районирование территории, определить границы региона и их совпадение с административными границами. Важным является вопрос о соотношении границ культурно-ландшафтных и административных районов.

Такое районирование было проведено в Тверской области. Анализ территории Тверской области по комплексу факторов объединил более 130 культурно-ландшафтных районов в три типологические группы:

1 – историко-культурные районы;

2 – природные и сельскохозяйственный районы с отдельными историко-культурными памятниками и территориями;

3 – природные районы.

Районирование проведено на основе анализа пространственной дифференциации нескольких групп факторов: ценность памятников истории и культуры, их сохранность, их локализация и территориальная концентрация; функциональные и пространственные связи памятников с ландшафтным окружением; этнографическое своеобразие отдельных частей территории; природные, эстетические и рекреационные качества ландшафтов; особо ценные ландшафтные комплексы (памятники природы, ландшафтные местности и т.д.).

Такое исследование, проведенное для Алтайского региона, будет базой для выявления связей между ландшафтом и архитектурными особенностями региона. Необходимо выявить образ места, взаимодействие ландшафта с культурой этносов, населяющих регион, сформулировать и классифицировать символы ландшафта и их влияние на сознание людей и опосредованно на архитектуру. На основании этого исследования можно будет сформулировать концепцию дальнейшего развития региональной архитектуры, разработать программу проектирования новой архитектуры, которая не будет оторвана от пласта культурного наследия и традиционной культуры региона, будет гармонично сочетаться с ландшафтным окружением.

Литература

    Хайт В.Л. Глобальное и этно-культурное в новейшей архитектуре России. // Гуманизм и строительство. Природа, этнос и архитектура./ Алт. Гос. Тех. Ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2003. – 120 с.

    Лазарев В.В. Программа без альтернатив. Сохранение качества и разнообразия культурной и природной среды. // Гуманизм и строительство. Природа, этнос и архитектура./ Алт. Гос. Тех. Ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2003. – 120 с.

    Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – М., 2002. – 560 с.

    Чалая И.П., Веденин Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование Тверской области. – М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, 1997. – 286 с.

    Шишин М.Ю. Ноосфера, культура, культурный ландшафт. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. – 234 с.

    Лавренова О.А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII – нач. XX вв. (Геокультурный аспект). Научный редактор Ю.А.Веденин. – М.: Институт наследия, 1998. – 128 с.

Дорош Елена Юрьевна
аспирант Института архитектуры и дизайна
Алтайского государственного политехнического
университета им. И.И. Ползунова
Научный руководитель:
доктор архитектуры,
профессор Поморов С. Б.

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИЙ, МЕНТАЛИТЕТА НАРОДА СЕВЕРНОГО И ЮЖНОГО ВЬЕТНАМА

Нгуен Тхи Хонг Бак Лиен (Вьетнам)

студент 2 курса, кафедра истории и регионоведения, ТПУ, РФ, г. Томск

Седельникова Светлана Федоровна

научный руководитель, ассистент кафедры МД ИМОЯК, Томский политехнический университет, РФ, г. Томск

Воздействие природной среды на жизнь общества пытались объяснить в своих работах многие мыслители и историки. Они «видели в особенностях географии своей страны один из ключей к пониманию «духа» ее народа, который помог бы объяснить особенности национальной истории и современного состояния общества» .

Сергей Михайлович Соловьев писал, что «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают» . В рамках данного подхода попытаемся выделить специфические различия между Севером и Югом Вьетнама и покажем, что они обусловлены влиянием географической среды и особенностями исторического развития.

Колыбелью каждого народа является природа, которая определяет его историческую судьбу. Влияние, которое она оказывает на жизнь общества, называется географическим фактором. Именно он, на раннем этапе развития, оказывает прямое и определяющее влияние на быт и содержание трудовой деятельности, на темперамент, способности и наклонности людей. В этих рамках и формируются традиции, соответствующая культура, особенности менталитета народа.

Для того чтобы проследить воздействие географического фактора на развитие народов Севера и Юга Вьетнама, нужно рассмотреть особенности географического положения, климата и рельефа этих регионов.

Вьетнам является небольшим по площади государством в Юго-Восточной Азии, его территория протянулась вдоль Тихого океана узкой и длинной полосой на 1650 км. Благодаря своей большой протяженности с севера на юг, Вьетнам обладает различными природными условиями. Будем считать, что 17-я параллель делит территорию Вьетнама на две части - Северный Вьетнам и Южный Вьетнам. Климат также является одним из важных факторов территориального разделения.

Хотя вся страна лежит в зоне субэкваториального муссонного климата, но существует довольно большая разница в климате между севером и югом Вьетнама. На севере Вьетнама существует четкое разделение сезонов: короткая и прохладная зима сменяется солнечной весной, теплым летом и мягкой осенью, тогда как на юге Вьетнама есть только 2 сезона: сухой и дождливый. На севере Вьетнама зима влажная и холодная (15° С). Иногда, зимой, из-за проникновения холодного воздуха из Китая температура понижается до 1 °С, и в горах можно увидеть снег. К тому же, ежегодно, осенью и зимой в северо-центральную часть Вьетнама приходит много мощных тайфунов с моря. Летом же, сухой ветер из Лаоса часто вызывает сильную засуху.

Почвенно-климатические условия обуславливают характер хозяйства. Еще в древности, предки вьетнамцев, заметив, что дикий рис любит тепло и влагу, начали высаживать его на заливных полях. В течение тысяч лет население Вьетнама выращивает рис в дельте реки Красной на Севере, и в дельте Меконга на Юге. Рис во Вьетнаме считается символом жизни и плодородия, не случайно появилась традиция посыпать новобрачных рисом, желая им счастья и благополучия. На севере Вьетнама, на затопленных дождевой водой рисовых полях возник уникальный жанр вьетнамского искусства - кукольный водный театр. Занятость населения в трудоемком рисосеянии повлекло в этих регионах распространение традиции многодетных семей. В этих районах наибольшая плотность населения страны (1100 чел/км²) на севере, и на юге (450 чел/км²).

Теплый и влажный климат оказал большое влияние на тип жилища и его обустройство. Долины рек во время продолжительных ливневых дождей часто затоплялись, поэтому вьетнамцы придумали дома на сваях, которые к тому же служили им защитой от змей и тигров. Стиль одежды тоже исходит от климата, от характера местности, от рода занятий человека. Если говорить о традиционной одежде вьетнамцев, то это куртка и брюки прямого покроя темно-коричневого (на севере) и черного (на юге) цвета. На голове - конические шляпы из пальмовых листьев, ставшие защитой от муссонного дождя и палящего солнца.

Идея Л.Н. Гумилева о том, что характер этносов (особенно в доиндустриальный период) очень тесно связан с особенностями климата и ландшафта территории, где он появился и жил, не лишена оснований . Человек, приспосабливаясь к определенным природным условиям, воспитывает и развивает те качества характера, которые оптимально подходят к данной природной среде.

Во влажный сезон на побережье Вьетнама обрушиваются мощные тайфуны, нередки наводнения, порой бывают засухи, оползни с гор. Постоянная борьба с такими природными явлениями сформировало и развило у вьетнамцев традиции коллективизма. Общественные интересы стоят выше личных, родовая община доминирует над семьей. И сейчас во Вьетнаме, жители небольших деревень являются кровными родственниками. Это видно из названия деревень: Дангса (Đặng Xá ) - «место, где живут Данги», Нгуен (Nguyễn) - «место, где живут Нгуены», Ли (Lý) - «место, где живут Ли».

Согласно истории Вьетнама, цивилизация вьетов возникла в бассейне реки Красной (Северный Вьетнам) более 2000 тысяч лет назад, а Южный Вьетнам был заселен вьетами в XV-XVI dеках. Северная часть является культурной родиной Вьетнама, именно здесь можно найти самые старые вьетские королевские дворцы, буддийские пагоды и остатки военных крепостей.

После обретения независимости от Китая, началась «долгая история вьетнамской экспансии на юг». К 1673 году, страна впервые разделилась на две части двумя правящими семьями. В национальном сознании зародились такие понятия, как «южане» и «северяне».

При движении на юг горы уступают место бескрайним равнинам и широким рекам. На Юге Вьетнама жарко круглый год и наблюдается только 2 сезона: сухой и дождливый. Не случайно в Северном Вьетнаме такие тропические культуры как кокосовая пальма не плодоносит, каучуковое дерево-гевея экономически выгодна в Южном Вьетнаме.

Но если происходят изменения в природе, то и при переселении части этноса в другую среду обитания, с ними происходят те же изменения. При этом что-то сохранялось неизменным, что-то утрачивалось, но многое и приобреталось за счет воздействия географии нового места проживания и межкультурного общения с проживающими здесь народами. Изменения начинали проявляться в быте, в обрядах, в характере и поведении людей, в меняющемся самосознании. В результате, происходила трансформация элементов материальной и духовной культуры.

Северный Вьетнам до сих пор отличается своей особой самобытностью, а традиции на юге становились проще. Например, на севере, во время праздника, за столом сидят старики и мужчины, тогда как на юге, вся семья сидит за столом. Позиция женщины в семье и в обществе на юге выше, чем на севере. Дети могут разговаривать и комментировать взрослых, такой ситуации не бывает на севере. Кроме того кухня северного Вьетнама более традиционна - известные блюда фо и банькуон (bánh cuốn) появились на заре вьетнамской цивилизации. На Юге из-за большого изобилия специй - блюда более пряные, часто присутствует сладкий вкус.

Отличие Юга и Севера проявляется даже в речи жителей этих регионов. Они заключается в следующем:

· в северных диалектах s произносится как «с», а на юге страны как «ш»;

· V произносится как [v] на севере, и [j] на юге;

· d и gi произносятся либо как [z] (на севере), или как [j], й (на юге).

К тому же северный вьетнамский язык имеет полных 6 тонов, в то время как язык южного Вьетнама имеет только 5 тонов (слияние двух тонов в одном).

Немаловажным является и то, с какими странами граничит государство. Северная часть Вьетнама граничит с Китаем. На протяжении тысячи лет Вьетнам входил в состав Китая, поэтому взаимодействие с культурой этой страны очень ощутимо, начиная с иероглифической письменности, использовании палочек в еде, производства шелка, постройки плотин и заканчивая дворцовой и храмовой архитектурой и элементами духовной культуры - конфуцианство и даосизм

Южная часть Вьетнама принадлежала Камбодже, этот регион является колыбелью кхмерской цивилизации, что обусловило их ориентацию на индийскую культуру.

Итак, мы можем сказать, что во многом, именно географический фактор влияет на особенности быта и ментальность человека, определяет перспективу развития государства. Но, как сказал, Л.И. Мечников: «Изучая пространство, необходимо, конечно, отдавать себе отчет и о действии другого равносильного элемента - времени». Иными словами, взаимодействие категории «географической среды-человека-культуры» нельзя рассматривать однозначно, потому что она может меняться, обогащаться и трансформироваться в ходе истории под воздействием других факторов, таких как смена места проживания, история взаимовлияния народов приграничных стран, смена политических режимов и т. д. Географический фактор является основой становления национального характера, а исторический опыт народа воспитывает и утверждает его.

И.Г. Гердер писал, что образ жизни, политический строй и этническая история являются основными факторами в формировании менталитета. История Вьетнама - это национально-освободительная борьба с иноземными захватчиками: борьба с китайскими династиями; борьба против вторжения монгольских войск и японской империалистической агрессии; борьба против французской колониальной зависимости и т. д. Постоянная борьба за свою свободу развила во вьетнамском народе стойкость, выносливость, превратила их в подлинных патриотов. Из поколения в поколение на генном уровне передается чувство собственного достоинства и любовь к свободе.

С 1954 по 1975, Вьетнам пережил гражданскую войну между коммунистическим Севером и капиталистическим Югом, в которую ввязались США и выступили на стороне Юга. В результате Вьетнам был разделен на два отдельных государства, которые развивались диаметрально противоположными путями общественно-экономического развития - социализма и капитализма. Изменение социально-политических отношений, воздействует на содержание национального характера .

Север - это корни нации, очаг революции, молчаливая очередь к мавзолею Хо Ши Мина. Северные люди более трудолюбивы, сдержанны, бережливы, организованны.

Юг - это лидер капиталистической перестройки страны, где глубоко укоренились традиции и навыки частного предпринимательства, механизмы капиталистической экономики, свободы в обществе, чуждой массовой культуры. Поэтому Южные люди не жалуют ограничения власти, правила этикета, они более предприимчивы и мобильны.

Главный город Севера, Ханой, считается административным и политическим центром страны. Главный город Юга, Хошимин - крупнейший экономический центр и многочисленный по населению мегаполис.

Авторы отдают себе отчет в том, что это очень широкая тема, но на отдельных примерах мы показали, что степень трансформации этнической культуры, традиций, менталитета, зависит от географического фактора и набора воздействующих факторов истории государства. Сейчас Вьетнам единое государство. С провозглашением политики «обновления» происходит возращение к базисным духовным ценностям, прежде всего к национальной культуре и к традиционным этическим и религиозным положениям на высшем партийном и государственном уровне .

Мы не можем изменить географические факторы, но мы можем найти методы, чтобы преодолеть трудности и отрегулировать свой собственный образ жизни, чтобы вписываться в общую тенденцию развития страны и продолжать особенности и традиции этой земли.

Список литературы:

  1. Гринин Л.Е. Лекция: Природный фактор в аспекте теории истории/Философия и общество//2011 г., - стр. 190- 196.
  2. Крысько В.Г. /Этническая психология /4-е изд. М.: Академия// 2008 г., стр. 102
  3. Мак Лам Статья/ «Культурные различия в поведении между людьми в Сайгоне и Ханое» // Алан перспектива-2014 г.
  4. Нгуен Мин Туэ/ Географическое путешествие - Вьетнам // Зао Дук, 2010, - с. 30-60.
  5. Новакова О.В., Логинова В.Н. / Вьетнам «у себя дома» и в АТР// Юго-Восточная Азия и Южнотихоокеанский регион 2014 г., - стр. 60.
  6. Соловьев С.М. Начало Русской земли.
  7. Хонг Фук Статья/ «Я Ханой люблю, а Хо Ши Мин мне нравится» // Экономика Шай Гон-2009.
  8. Article on Vietnam tourist including some informations about Hanoi and Saigon // Vietnam Travel Coverage, 2014.