Где был установлен первый игровой автомат. «Это был коррумпированный бизнес»: история Музея советских игровых автоматов

Многие посетители онлайн казино любят поиграть в игровые автоматы. Успех этого вида азартных развлечений вызван простотой процесса, без необходимости вдаваться в мудреные стратегии, правила и математические подсчеты. Вся надежда лишь на удачный выбор игрового автомата и благосклонность Фортуны.

Еще до появления виртуальных онлайн казино популярность слот автоматов была связана с прямым контактом игрока с машиной, без участия дилера или другого постороннего человека. То есть, человеческого фактора, который, по-мнению суеверных игроков, мог спугнуть личную удачу или помешать уединению.

Эту любовь к игровым автоматам посетители казино не утратили и с переходом азартных игр в виртуальное пространство. Между тем, мало кому известно, что формальный возраст игровых аппаратов насчитывает почти 130 лет! За это время история развития игровых слот автоматов знала много взлетов и поражений.

История рождения игровых автоматов

Рождением этого вида развлечений мир обязан американскому механику Чарльзу Августу Фейю, эмигранту из Баварии, который в домашней мастерской в Сан-Франциско разработал трех барабанный аппарат с вариантами выпадения цифр. Справедливости ради стоит заметить, что за несколько лет до этого, прототип подобной машины был придуман в 1887 году в Великобритании. С той разницей, что играющий должен был угадать выпавший цвет или вариацию карт до вращения колеса.

Новая механическая машина для развлечений была довольно тяжелой и выдавала линию цифр. Да, первые игровые слот автоматы не высыпали монеты. При выпадении удачной комбинации, владелец заведения, в котором был установлен аппарат, согласно таблице выплачивал выигрыш, максимальная сумма которого составляла пятьдесят центов.

Следующую машину Фей усовершенствовал и вместо цифр нанес шесть символов: звезду, подкову, пики, червы, бубны и колокольчик. Ставка составляла пять центов, а максимальный выигрыш в 5 долларов выплачивался при выпадении трех колокольчиков.

Игровой автомат получил название «Liberty Bell» - Колокол Свободы. Изобретатель поставил изготовление аппаратов на поток, а его слот быстро завоевал популярность в барах и салунах Калифорнии, а следом и по всей Америке.

Название «слот машина» прижилось к игровым автоматам из-за наличия щели для закидывания жетонов или монет. На английском слово Slot обозначает щель. Поскольку механические машины имели большой спусковой рычаг, запускающий барабаны, в обиходе прижилось прозвище «однорукий бандит».

Развитие игровых автоматов

В последующие годы начала 20 века производство игровых автоматов наладили множество фабрик. В связи с большой популярностью и множеством азартных игроков, проигрывавших свои заработки, власти некоторых штатов ввели запрет на установку одноруких бандитов для игр на деньги в общественных местах и барах.

Однако, предприимчивые владельцы заведений, привыкшие получать процент от прибыли, применяли всяческие уловки, чтобы обойти закон.

С 1910 года играть стали не на деньги, а на фрукты, жевательные резинки с различными фруктовыми вкусами: вишня, клубника, лимон, арбуз и пр., а так же шоколадные батончики. Именно благодаря этому в слот автоматах прижалась фруктовая тематика, а так же появился символ BAR, который в английском языке попросту означает батончик. Автоматы стали называть fruit-machines.

Игровым автоматам удалось отстоять свое «право на жизнь» и пережить второе рождение.

Модернизация игровых автоматов

В 1930 году компанией «Jennings» в использование был введен первый полуавтоматический игровой аппарат «Jackpot Bell», запуск барабанов которого приводился в действие благодаря электрическому мотору. Три барабана сменились на пять, а количество символов и выигрышных линий поприбавилось. К символу Bar добавилось три семерки, которые в европейской культуре связаны с числом удачи, а в для тех, кто любит играть на деньги в игровые автоматы, еще и с Джек-потом.

К началу шестидесятых электрические автоматы, запускаемые с нажатия кнопки, вытеснили механические слот машины, а старый спусковой рычаг однорукого бандита остался лишь как дань привычке.

Первоначальный механизм выплаты выигрышей усовершенствовали и ввели систему джекпотов. Теперь хозяину заведения не было необходимости платить самому, это стала делать машина.

Изначально платежный механизм был несовершенен. Монеты накапливались в лотке, под их тяжестью раскрывалась перегородка и выигрыш высыпался в поддон. Поняв сей нюанс, многие игроки стали «потрошить» одноруких бандитов, стоило лишь посильнее ударить. Или же, играли до «посинения», пока накормленный монетами автомат не сдавался под напором игрока. Многие слышали подобные истории обогащения в игровых автоматах, и пытались применять эти способы.

Со временем, примерно в 1970-х годах с введением компьютеров разработчики усовершенствовали этот механизм, ввели чипы и схемы, программирующие игровые автоматы на определенный процент отдачи и систему генератора случайных чисел.

Тогда же появились игровые слот автоматы максимально приближенные к современным. Механические барабаны заменили на экран монитора, а видео ряд создавал имитацию движения и воспроизводил определенные звуки. Возникли видео слоты.

В Советском Союзе первые игровые автоматы на деньги появились лишь в 80-ых в гостиницах для интуристов. Это были преимущественно устаревшие американские слоты, типа с вишенками "Cherry master", многие запускались с рычага. Позже, помимо фруктовых аппаратов возникли покерные слоты.

С 90-х годов игровые автоматы распространились не только по игорным залам и казино России, но и по продуктовым магазинчикам и аптекам. Хотя, между казиношными и обычными уличными автоматами всегда была разница в лимитах ставок и размере возможного выигрыша.

На данный момент с историей наших игровых автоматов можно ознакомиться в нескольких музеях.

В Москве действующая экспозиция находится на Бауманской улице, а Санкт-Петербурге на Конюшенной площади. В музеях советских игровых автоматов можно не только увидеть стираные аппараты для азартных развлечений, детские стрелялки, авторалли и прочие автоматы по 15 копеек, но и сразиться на них, вернувшись в детство.

В современных онлайн казино можно поиграть в игровые автоматы, где количество линий колеблется от 21 до 54. Нередко видеослоты делятся на тематические, по сюжетам популярных фильмов или игр. Так же возникла сеть игровых аппаратов с прогрессивными джек-потами, выиграть которые можно в большинстве крупных интернет казино.

К примеру, сумма максимального прогрессивного джекпота, выигранного в 2003 году, составляет 39.713.982$. До этого максимальный джекпот, сорванный в игровых автоматах в 2000 году составлял 34.9 млн$.

Однозначно, история игровых автоматов на этом не закончится, впереди нас ожидают новые фантастические разработки, которые, наверняка, удивят и доставят немалое удовольствие любителям испытывать удачу.

Слоты можно отнести к разряду одних из самых молодых азартных игр. Однако юными их не назовешь, ведь первые модели появились на свет еще в позапрошлом веке. С тех пор игровые автоматы прошли тернистый путь от примитивных механических устройств до сложнейших компьютерных программ.

В настоящее время в сети можно найти не только новые игры подобного рода. Практически каждый известный по реальным казино автомат можно найти в интернет заведениях в виде виртуального аналога, который принято называть эмулятором. Они особенно нравятся клиентам, сохраняющим привязанность к любимым играм на многие годы, даже если появляются более современные версии.

Но вернемся к истории игровых автоматов.

Первые слоты

Итак, игровым автоматам около ста двадцати лет. Учитывая столь незначительный (в масштабах истории) возраст, неудивительно, что имя изобретателя первых слотов прекрасно известно каждому, кто интересуется их историей. Им стал Чарльз Фей, немецкий иммигрант, живший сначала в Нью-Джерси, а затем в Калифорнии. Это его называют отцом слотов.

Когда Фею было около двадцати лет, врачи обнаружили у него туберкулез и утверждали, что он не протянет и года. Однако он не только прожил еще много лет, но и смог стать легендой игорного мира.

В 1887 году Чарльз сконструировал первый игровой автомат , названный им Liberty Bell («Колокол свободы»). Он состоял из трех барабанов с двадцатью символами (колокола, подковы, звезды и карточные масти), которые образовывали комбинации, и принимал пятицентовые монеты. Новинка имела оглушительный успех, и уже через несколько лет была налажен массовый выпуск слотов Liberty Bell.

Надо сказать, Фей был не только талантливым инженером, но и успешным коммерсантом. Он додумался сдавать слоты в аренду за 50% прибыли, которую они приносили. Он неизменно отказывался продавать автоматы или право на их выпуск, хотя ему делали выгодные предложения все крупнейшие производители оборудования для казино.

Только в 1907 году он начал сотрудничество с Mills Novelty Company, в результате которого появился новый слот Mills Liberty Bell. Позже была разработана модель Operator Bell. О ее популярности говорит тот факт, что было продано более тридцати тысяч слотов.

Нельзя также не вспомнить о том, что в 1891 году в Бруклине компания Sittman and Pitt разработала свою версию игрового автомата. В ее основу легли принципы покера, и выплаты производились за выпавшие покерные комбинации. Некоторые исследователи считают, что именно этот слот стал первым.

Значительные изменения в конструкции и оформлении игровых автоматов произошли в тридцатые годы двадцатого века. Во-первых, слоты избавили от надоевшего всем колокола, который извещал о выигрыше. Во-вторых, в них появился двойной джек-пот. Кроме того, дизайн аппаратов стал более привлекательным и разнообразным. Новые модели назывались Lion Head, Roman Head, War Eagle и Castle Front.

Бум игровых автоматов

По-настоящему востребованными слоты стали в сороковых годах. Со временем они появились почти во всех казино. Сначала их предпочитали женщины, мужья и спутники которых предпочитали испытывать судьбу в традиционных карточных и настольных азартных играх. Через несколько лет слоты приносили наибольшую прибыль в казино.

Первые электромеханические автоматы под названием Big Bertha появились в пятидесятых. Они были оборудованы двигателем мощностью в пять лошадиных сил. На каждый из восьми барабанов были нанесены по двадцать символов, а возврат слота составлял 80%. Эти слоты принимали монеты более крупного достоинства, что делало их привлекательными для хай-роллеров.

Автомат Money Honey от компании Bally Technologies стал первым полностью электронным слотом. Он появился в казино в 1963 году.

Эпоха компьютеров

В 1980-х компания Sircoma совершила настоящий переворот в данной области, выпустив оборудованный компьютером видео-покер. Считается, что именно с этой модели началась эра современных игровых автоматов. Появление в них

генераторов случайных чисел увеличило уровень доверия игроков к слотам. Постепенно модифицировались принципы обслуживания клиентов, приема денег, осуществления выплат и так далее.

Когда в сети открылись первые онлайн казино, слоты стали одними из первых азартных игр, которые в них предлагались. В настоящее время их ассортимент исчисляется тысячами. Кажется, что в современном мире ни одно значительное культурное событие не проходит без того, чтобы не появился посвященный ему игровой автомат.

Огромное количество великолепных слотов доступно в казино, входящих в десятку лучших заведений по версии портала Casinoz.

В наши дни существует безумное количество различных автоматов, но все они имеют общего предка. Они происходят от первого автомата, который был изобретен в начале девяностых годов XIX века иммигрантом из Баварии, которого звали Чарльз (по другими данным Август) Фей. Механик и квалифицированный слесарь, Фей разработал конструкцию, принципы которой используется и сейчас: набор колес с множеством различных символов на них и выплаты, которые производятся при выпадении определенных комбинаций символов.

Чарльз Фэй, вероятно, и не подозревал, что изобретённый им в 1895 году игровой автомат "Колокол свободы" десятилетия спустя приобретёт такую бешеную популярность в . Конечно, с тех пор игровой автомат претерпел множество изменений и нововведений, и одним из самых примечательных и популярных усовершенствований изобретения Фэя стал видео слот.

Колеса на этих первых игровых автоматах были украшены знакомыми мастями карт из обычной карточной колоды: черви, пики, бубны и крести — вместе с некоторыми другими символами, включая подковы, звезды, колокола. Большое вознаграждение на игровых автоматах Фея случалось, когда выпадали три колокола или других символа в ряд. Его изобретение поэтому еще называли «Колоколом свободы» или "звонящей машиной". Это название прочно приклеилось, и так впоследствии стали называть все .
Вскоре игровые автоматы Фея распространились по всей стране и устанавливались главным образом в салунах и бильярдных. В 1912 году штат Невада легализовал эти машины как форму торговых автоматов, при условии, что они не выплачивали вознаграждение наличными. Это положило начало периоду, в течение которого игровые автоматы выплачивали победителям выигрыш жевательной резинкой и другими товарами. Значки на барабанах представляли собой различные фрукты, которые соответствовали разными видам жевательной резинки, причем некоторые из этих символов используются и по сей день, И во многих местах слот-автоматы все еще иногда называют "фруктовыми автоматами", а вознаграждение при выпадении трех вишен на многих современных игровых автоматах является следствием первоначального проекта.
Оригинал первого игрового автомата до сих пор можно увидеть в ресторане «Колокол свободы» города Рино, штат Невада, США. К другим достижениям Чарльза Фэя относятся игровые автоматы Draw Power, 3 Spinde и Клондайк. В 1901 году Чарльз Фей изобрел автомат для игры в покер. Также к его изобретениям относится и разделитель, который использовался для «Колокола свободы». Отверстие в середине позволяло контрольному устройству отличить поддельные монеты и жетоны от настоящих. Фэй также первым догадался сдавать свои автоматы в аренду питейным заведениям на условиях деления прибыли 50 на 50.

Первые игровые автоматы принимали монеты, но не могли выплачивать выигрыши, поэтому их выдавал сам хозяин. Уже в 1888 году в Соединенных Штатах Америки был организован серийный выпуск игровых автоматов с накопительной системой Джек-пот. Первый Джек-пот зависел от веса монет, то есть когда их набиралось много, перегородка не выдерживала тяжести, и все они сыпались из накопителя. Но данная модель не получила повсеместного распространения, так как самые ловкие сразу догадались, что стоит лишь посильнее стукнуть по автомату, и монеты вывалятся.
Это был золотой век промышленности, и в Америке можно было быть уверенным, что другие последуют примеру и разработают более сложные и новые варианты основной конструкции. И действительно, конкуренты не заставили себя ждать — они быстро зарегистрировали образцы игровых автоматов своей собственной конструкции. Несмотря на то, что все они использовали один и тот же базовый формат, колеса увеличивались в размере, т.к. были добавлены другие символы, и стало возможным большее количество вариантов выплат.
Желание сорвать породило новый интересный персонаж: профессиональный игрок на автоматах. Первые автоматы, конструкции которых основывались на классических проектах Фея и Миллса, были относительно простыми механизмами. Каждое колесо останавливалось на символе через несколько секунд после того, как дёргали рычаг.
Эта конструкция делала игру более или менее случайной, но также она давала возможность точно вычислить, насколько удачен или неудачен результат. Если Вы играли на игровом автомате с четырьмя колёсами, на каждом из которых было по 25 символов и только один из них обозначал джекпот, шансы на выигрыш были (1/25) в четвёртой степени или один шанс к 390625.
Игроки ждали, пока выигрыш не вырастал до суммы не менее 390625 монет. Тогда они приходили в казино с друзьями и брали с собой больше денег, чтобы играть и занимали все автоматы, связанные с этим джекпотом и играли до тех пор, пока кто-нибудь из них не выигрывал.
Это было рискованным делом, потому что никаких гарантий на выигрыш у них не было. Следующее большое преобразование в конструкции игровых автоматов — компьютерный чип -оставило этих парней не у дел.


Возможность выпадения джекпота легко просчитывалась только на старых автоматах. Зная количество символов на каждом колесе и, допуская в равной степени выпадение каждого из них, расчёт был прост. Они ждали, пока джекпот не вырастет до магического числа, затем они захватывали игровые автоматы и играли — будь проклят сон — до тех пор, пока не выигрывали.
Современные слоты — совсем другое дело. Теперь они управляются не крутящимися наугад механическими колёсами, а компьютерными чипами, в которых применяются так называемые генераторы случайных чисел.
В автомате, перед которым Вы находитесь, может быть 25 символов и пробелов на каждом из четырёх колёс, но выпадение каждого символа не в равной степени вероятно. Символ джекпота может быть введён в программное обеспечение с вероятностью выпадения с любой частотностью, которую устанавливает производитель. Сейчас вероятность выпадения джекпота, возможно, не один шанс из 390625, но один шанс к любому количеству — и Вы не догадаетесь, какой номер выпадет, до тех пор, пока Вы не нажмёте кнопку. Фактически, вероятность выпадения одного из этих огромных джекпотов обычно равна нескольким миллионам к одному.
Современным слотам больше не нужно 25 символов на каждом колесе. На многих из них только 12 или около того, а в новейших игровых автоматах колёса даже не используются. Вместо них в видео — игровых автоматах есть экран, на котором компьютер располагает символы. Но разгадка современных слотов всё та же: секрет в компьютерном чипе, который определяет, какой символ выпадет на каждом колесе или остановится в окошке выплат на мониторе.


Компания Bally Manufacturing в 1964 выпускает автомат «Money Honey», имеющий целый ряд существенных отличий от своих предшественников. Во-первых, внутренности автомата были теперь напичканы не пружинами, а электроникой, во-вторых, появилось звуковое оформление, подсветка, возможность делать ставки различными монетами и специальный накопитель монет для выплаты призов.
В 1975 году Уолт Фрэйли (Walt Fraley) изобретает видеоигру «Fortune Coin», которая стала популярной далеко не сразу. Игроки отнеслись к новой технологии с большим скептицизмом, доверяя настоящим вращающимся барабанам широко распространенных слотов значительно больше, чем виртуальным барабанам новой игры.
Увидев потенциал видео-слотов и поняв их преимущества, компания International Game Technology (IGT) в 1976 приобретает фирму-производителя игры «Fortune Coin» и использует эту технологию для вывода на рынок целой линейки новых игр. Эта компания — второй по размерам производитель игровых автоматов и специализируется на видео-слотах.
Именно изобретение в 1979 году видео-покера вызвало рост популярности видео-слотов. Игроки быстро привыкли к автоматам с видео-покером, и производители вывели на рынок первую волну видео-слотов.

С самого начала восьмидесятых годов производители слот-машин постоянно добавляли в свои видео-слоты различные возбуждающие новации: объединение Джек-потов в пределах штата, а затем и страны в целом, в общий прогрессивный Джек-пот и бонусные игры. Объединяя автоматы в сети, казино получили возможность накапливать многомиллионные Джек-поты, которые быстро увеличиваются в размерах и часто разыгрываются. Сегодня очень сложно найти видео-слот без какой бы то ни было бонусной игры.
Безусловными столицами современных игровых автоматов считаются Лас-Вегас (США) и Мельбурн (Австралия). В этих городах азартных игр, игрокам можно выбирать между десятками тысяч вариантов самых разнообразных игровых автоматов.
В настоящее время многие люди играют в слоты просто для развлечения, напрмиер вместо просмотра телевизора после рабочего дня. С тех пор, как, появился первый игровой автомат уже прошло много лет, но эта индустрия продолжает постоянно развиваться и становится всё более популярной среди игроков по всему миру.
Хотя, как гласит старинный закон: в игровом бизнесе репутация, пожалуй, гораздо дороже, чем в каком-либо другом. Однако ни профессиональная этика, ни усовершенствование игровых автоматов не помогут людям, у которых увлечение игрой переросло в тяжелую болезнь — игровую зависимость.
Любой из российских телезрителей хотя бы раз видел на телеканале НТВ передачу «Своя игра», в которой эрудированные и очень быстро соображающие участники зарабатывают деньги, отвечая на р...

У всего есть своя история. Есть история и у такого явления как игровые автоматы. Случилось это в 19-м веке, в Америке. Игровые автоматы быстро получили общее признание в казино по всему миру. Почему-то людям так пришлось по вкусу, что в слот машинах (так их правильнее называть с технической точки зрения) сам игрок выбирает темп игры. Никаких специальных умений и навыков от игроков при этом не требуется. Учись, не учись — бесполезно, всё определяет исключительно старушка Фортуна.

Было разработано огромное количество разнообразных игровых автоматов, но предок-то у них один. Первый автомат, ставший популярным, изобретен в начале девяностых годов 19-го века выходцем из Баварии. Звали его Чарльз Фей. Фей разработал принцип действия, которой используется и сей день: набор колес с набором различных символов. Выплаты назначаются при выпадении конкретных комбинаций этих символов.

Чарльз Фэй, скорее всего, и не догадывался, что собранный им в 1895 году автомат для игры, названный «Колокол свободы», спустя десятилетия станет бешено популярным. Такова судьба большинства изобретений — парень скорее просто хотел удивить и заработать немного. Не новая история — в больших семьях все дети стремятся успеть урвать кусочек и вырваться вперед, а Чарльз был шестнадцатым ребенком в своей семье. Вот и собрал такую диковинную штуковину прямо в своем гараже, а позже уже, спустя годы, узнал, что создал «однорукого бандита».

Конечно же, с той поры игровые автоматы прошли через множество изменений и нововведений.

Опять же в Америке

Не то чтоб, в те времена в США вообще не было никаких автоматов. Были. В Америке конца 19 века уже существовала целая индустрия торговых машин-автоматов. Вставляешь в прорезь пятицентовую монету, получаешь товар. Вот этот принцип и дал Фею новую идею.

Год 1885, город Сан-Франциско, Чарльз Фэй здесь. В США появляются механические игры. Эти машины были очень похожи на стол «рулетки», поставленный на ребро. На барабаны были наклеены карты или множество секторов разных цветов. Смысл игр всегда состоял в угадывании карты или цвета, который выпадает при остановке барабана.

Чарльз Фей знакомится с одними из самых именитых производителей механических игр и торговых автоматов Теодором Хольтцем, а также с Густавом Шульцем. Они общаются и сотрудничают, но каждый сам по себе выпускает игровые автоматы. Так в 1893 году Густав Шульц создал первый одно-барабанный аппарат со счетчиком выигрышей, который также выплачивал наличные счастливчику, названный HORSESHOES. Через год Фей собрал подобный аппарат, а в 1895 - создал собственный, названный «4-11-44 ».

Азартный игрок-потребитель одобрил разработку именно Фея. Воодушевленный изобретатель, разжившись денежками, организовал целую фабрику.

Оригинальный «Колокол свободы» и сейчас увидеть в одноименном ресторане в городе Рино (Невада), в США, как вы я надеюсь понимаю. Чарльз Фэй создал и другие игровые автоматы Draw Power, Клондайк и 3 Spinde. Но это было потом.

А потом начался век бурного производства игровых автоматов. Производители копировали, воровали друг у друг механизмы с щелью для монеты. Конкуренция ж! Фабрика Фея была разрушена практически полностью в 1906 году при землетрясении в том же Сан-Франциско. Природа воспротивилась, но не везде. Фабрики конкурентов Чарльза Фея располагались в других городах и сразу же вышли в лидерство на рынке игровых автоматов.

Все годы существования игровых автоматов власти и общественность стремились подавить это явление.

Но игровые автоматы и по сей день среди нашего мира……

В Россию игровые автоматы пришли в 1988 году как развлечение для иностранных туристов. Но в развлечение такое легко втягивается множество наших соотечественников. Первое в Советском Союзе казино Astoria Palace было открыто весной 1989-м году в Эстонии в отеле Palace (Таллин). Потом эстафету приняла столица — Москва, — казино открыто в августе 1989-го года в гостинице «Савой».

А к 2006 году в России упомномоченными органами было выдано более 6200 лицензий на игорный бизнес. И вот в этом 2006 году президент Владимир Путин внес предложение разместить игорный бизнес в определенных рамках, да территориях. Игорные зоны теперь создаются на Алтае, в Приморье, в Калининградской области, на границе между Ростовской областью и Краснодарским краем.

Игорный бизнес — слишком развитый и доходный, чтобы вот так просто согласиться перейти в рамки указанных территорий и указов. Игровые автоматы сделали новый эволюционный скачок — они ушли в Интернет.

Теперь мир игровых автоматов и игра на деньги — https://vylkan-delux.net — это виртуальная действительность нашего мира.

Многим москвичам 1971 год запомнился грандиозной выставкой «Аттракцион-71». Десятки крупнейших мировых производителей привезли в наш город и разместили в Измайловском парке и Парке Горького свои карусели и игровые автоматы. Успех этих аттракционов был настолько ошеломляющим, что этот год можно назвать годом появления в стране новой - игровой - индустрии.

Морской бой

Любой, кто играл в «Морской бой», знает: если повернуть перископ влево или вправо до упора, дождаться, пока из-за ширмы покажется корабль, и стрельнуть - это гарантированное попадание. Вот только ждать очень скучно.

Да и призовая игра - всего три дополнительных выстрела. Гораздо круче попробовать сбить корабли посередине экрана.

Отстрелявшись, пересчитываешь «пятнашки» в кармане и оглядываешься в поисках другого автомата. Старшие ребята предпочитают проводить время у «Футбола» или «Баскетбола», а также возле электронных «Городов», «Тенниса» и стрелялок «Зимняя охота», «Ни пуха ни пера». Совсем малыши кайфуют на автоматах-качалках: «Самолет», «Дельфин» «Зебра», «Трактор». Они, кстати, дешевле - по 10 копеек. А вот и свободные - «Скачки», «Автокран» и «Снайпер».

Выбираем последнее...

Плагиат

Одноэтажное здание «Союзаттракциона», созданного сразу после известной выставки - в 1972 году, - располагалось на улице Рылеева, 25 (ныне Гагаринский переулок). В обязанности этой конторы входили сбор заявок на качели-карусели и игровые автоматы со всего Союза, их получение и отгрузка заявителям.

Начинали не на голом месте - все аттракционы и игровые аппараты, привезенные на выставку 1971 года, были выкуплены, разобраны до винтика в конструкторских бюро, а затем инженеры подробно расчертили их схемы на ватманах.

А дизайнеры адаптировали их под менталитет наших людей, строго руководствуясь директивой Минкульта СССР, которая предписывала, что «игровые автоматы должны у советских людей развивать скорость реакции, внимание, мелкую моторику, быть разноплановыми и для различных возрастных групп». Никто из западных производителей игровых автоматов качать свои авторские права в СССР не захотел - Карибский кризис был еще в памяти.

Так, прототипами «Морского боя» стали американский Sea Raider. У США позаимствовали также «Футбол», «Баскетбол», «Астропилот», у японцев приватизировали идею игры «Кран» и так далее. Как говорится, «с миру по нитке» - и страна стала обрастать комнатами игровых аттракционов, которые появлялись сначала при парках и кинотеатрах, а затем - во дворцах культуры, в пионерлагерях и так далее.

В ведение «Союзаттракциона» входило и размещение заказов на изготовление игровых автоматов. Занимались этим делом, как правило, на оборонных предприятиях - там имелись и специалисты по электронике, и производственные возможности. А задействованы в процессе создания аппаратов были предприятия всех союзных республик страны.

Стреляй быстрее!

В «Снайпере» игра идет на время. На 20 выстрелов дается всего 1 минута. Опоздал - проиграл. А чтобы получить призовую игру, необходимо поразить за это время все 20 мишеней 20 выстрелами. С первого раза такое не удается никогда - поэтому, чтобы достичь определенного мастерства, требовалось потратить на тренировку меткости не один рубль.

А прелесть игрового автомата заключалась в том, что в подставку ружья был встроен электромагнит, имитирующий отдачу.

А вот в «Скачки» одновременно могли играть от трех до шести человек. Или, если ты один, соревнуешься с компьютером. Это потом, когда мы выросли, выяснилось, что экран-то на игре был черно-белый: к нему приклеивались цветные полоски, которые и раскрашивали беговые дорожки, соответствующие цвету кнопок.


В зале игровых автоматов Парка Горького всегда было многолюдно. Фото 1986 года

Черный нал

Игровые автоматы стоили недешево - некоторые по 2–3 тысячи рублей. Но с учетом их популярности окупаемость была фантастическая. И не та страна была СССР, чтобы здесь обошлось без плановой экономики. На каждый автомат накладывался план - от 6 до 8 рублей в день. И если вдруг в будни какой-то аппарат мог не собрать столько денег, то уж в выходные, когда люди ходили в кино, отдыхали в парках, он «план перевыполнял» многократно. Как следствие, переизбыток собранных денег спокойно перетекал в карманы «смотрящих» за аппаратами.

Не бедствовали и в «Союзаттракционе», руководство которого решило, что невостребованные автоматы ни в коем случае не должны пылиться без дела на складах и их нужно непременно запустить в работу. Необязательно в Москве - можно договориться с другими регионами и сдать казенные механизмы как бы в аренду.

Раз в месяц кто-то из «Союзаттракциона» отправлялся туда, где был установлен автомат, и забирал вырученные деньги.

Надо сказать, жили сотрудники этой конторы не просто безбедно, а на широкую ногу. Ровно до тех пор, правда, пока их махинациями не заинтересовался ОБХСС (то есть отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности). Разразился громкий скандал, который привел к полной ликвидации организации. Руководство игровым бизнесом было передано организации «Союзтетрпром», но в принципе ничего не изменилось.

Слишком серьезным был бизнес, в котором крутилось огромное количество неучтенных денег. А грянувшая в стране перестройка даже помогла его развитию: некоторые предприятия и производственные кооперативы, которые оказались в свободном плавании, стали сами делать игровые автоматы на основе всевозможных электронных платформ. Так появились любимые многими «Теннис», «Тетрис», «Викторина» и другие.

А в середине 90-х этот бизнес стал постепенно угасать.

Сколько весят 15 копеек

Отечественный игровой автомат было трудно обмануть - разработчики предусмотрели несколько степеней защиты. Монета (для детских автоматов - 10 копеек, для всех остальных - 15) сначала проходила первый уровень проверки - на вертикальный и горизонтальный размер. Затем второй уровень - по весу и скорости прохождения к монетоприемнику.

Кроме того, существовал еще и специальный магнит, который притягивал к себе имитаторы «пятнашек».

Сам монетоприемник был рассчитан на 700 монет и пломбировался. Так что за сохранность накопленных денег можно было не беспокоиться. Кстати, аппараты по продаже газированной воды с сиропом (3 копейки) и без сиропа (1 копейка) конструировались по такому же принципу.

После распада СССР канули в лету и аппараты по продаже газировки, а затем и на смену столь любимым у советских людей игровым автоматам пришли меркантильные «однорукие бандиты». Реанимировать этот бизнес советских игровых автоматов не представляется возможным по причине того, что оборонные предприятия, на которых делали игровые автоматы, уже давно приватизированы и переориентированы, парк аттракционов устарел, а запчастей на замену изношенных нигде не достать. А еще появились приставки для телевизоров, а затем и домашние компьютеры.

На Бауманскую, 11, завезли автомат из 90-х.

А спрос остался

Сейчас тех, кто занимается игровыми автоматами советской эпохи, можно пересчитать по пальцам одной руки - пять компаний. Четыре из них приобретают автоматы, ремонтируют и перепродают. Покупатели на них есть всегда.

Многие небедные россияне приобретают такие автоматы для своих дач и резиденций - своеобразная форма ностальгии.

Еще один игрок - Музей советских игровых автоматов. У музея два отделения - в Москве и Санкт-Петербурге (еще один, располагавшийся в Казани, был недавно закрыт по причине нерентабельности). Руководят музеем ребята, увлеченные и легкие на подъем, они все время находятся в поиске - автоматов, разумеется.

Кстати, сами же их ремонтируют и обслуживают. А еще постоянно пополняют свою коллекцию.

Например, недавно где-то нашли эксклюзив - игровой автомат «Астропилот»: весьма редкий, поскольку он из первой волны автоматов, производство которых прекращено где-то в 1982–1983 годах.

А еще у них появилась «Память» - очень крутой автомат, который в свое время был выпущен маленькой партией.

Ищут ребята экспонаты для пополнения своей коллекции не только в России, но и за границей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Вугман, один из создателей Музея советских игровых автоматов:

Специалистов, которые могут починить игровые автоматы советского периода, не так много. Есть умельцы, которые переделывают автоматы, напихают туда всего современного. Но это уже не оригинальная история. А спрос на игровые автоматы есть. Есть люди, которые покупают себе автоматы для загородного дома - гостей удивить. Такие есть и будут всегда.

МЕРКАНТИЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

На ВДНХ прошла XX выставка РАППА-2018, которая собрала почти две сотни крупнейших представителей развлекательной индустрии со всего мира. Были в том числе и те, кто производит игровые автоматы.

Как убедился корреспондент «Вечерки», практически все представленные аппараты - модификация автоматов «Кран» и «Зонд». По словам специалистов, сегодня тех, кто играет в них, уже мало волнует сам процесс игры (это относится и к детям), они хотят результата в виде какого-либо приза. И чем он более дорогостоящий и внушительный, тем больше шансов, что игровой автомат не будет простаивать без дела. Сейчас даже разработаны специальные автоматы для супермаркетов, где в качестве приза человек может вытащить, к примеру, упаковку сосисок, палку колбасы, шоколадку или даже комплект нижнего белья.

Мало того что старые советские аппараты сегодня непопулярны, - говорит один из производителей игровых аппаратов Константин Шерстюк, - они еще и технически несовершенны, потребляют много энергии, часто ломаются и нерентабельны. Средняя цена - 70 тысяч рублей современных «Хватайки», «Крюка», «Краболова» и других, и окупаются они за 2–3 месяца, иногда и раньше. Все зависит от того, где вы его поставите. Главное, чтобы место было многолюдное. По такому же принципу работают вендинговые автоматы.

ТОП-5 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ИГРОВЫХ АВТОМАТОВ

МОРСКОЙ БОЙ

Один из самых первых автоматов (выпускался с 1973 года) имитировал торпедную атаку с подвод ной лодки по кораблям. За одну игру можно было сделать 10 пусков торпед. При поражении ими 10 кораблей игрок получает право еще на три бесплатных пуска.

СНАЙПЕР

Электронный тир. В течение одной минуты игроку нужно поразить 20 недвижимых мишеней. При 20 попаданиях игроку полагается призовая игра.

БАСКЕТБОЛ

Механический автомат для двух игроков. За три минуты нужно, нажимая на кнопки, забросить как можно больше мячей в корзину противника. Игровое поле было накрыто прозрачным куполом. При счете 30:30 полагалась призовая игра.

МАГИСТРАЛЬ

Имитация езды на трассе. Возможно было играть в нескольких режимах, в том числе «ночной» и «мокрая дорога». Кстати, именно на базе «Магистрали» были разработаны такие автоматы, как «Авторалли» и «Обгон».

КРАН (ЗОНД)

Управляя механической рукой, надо было достать из прозрачного корпуса автомата приз - приглянувшуюся игрушку, жвачку, шоколадку. Иногда в качестве приза в автомат выкладывались небольшие бутылочки коньяка.