Где находится большой египетский музей. Главное здание гмии – ii

Древние цивилизации манят людей своими тайнами и загадками. Одним из мест притяжения является Египет. Удивительная история этой страны, древние мифы и уникальные артефакты вызывают интерес, как ученых, так и самых обычных людей.

Множество исторических реликвий хранит каирский египетский музей. На сегодняшний день в залах и запасниках музея хранится более сотни тысяч уникальных предметов, относящихся к разным эпохам и представляющих историческую и культурную ценность.

Когда был создан?

К сожалению, на протяжении длительного времени не велось никакого учета археологических находок. Древние гробницы разоряли простые граждане, не осознающие ценности предметов, обнаруженных там. Эти предметы за бесценок продавались в Европу или просто выбрасывались. Были и организованные экспедиции археологов, которые проводили раскопки и попросту вывозили все найденное, не спрашивая разрешение властей.

И только в XIX веке была создана специальная комиссия для учета ценностей и обеспечения условий для их хранения. Первая систематизированная коллекция ценностей была собрана О. Мариеттом в середине XIX века. Хранилась эта коллекция в одном из районов Каира Булаке. Однако после случившегося сильного наводнения большая часть коллекции была утрачена. Тогда-то и было решено построить большой музей для сохранения там коллекции древностей.

Для этого по проекту архитектора из Франции М. Дюнона было построено здание в два этажа в стиле неоклассики. Открытие произошло в 1902 году.

Коллекции

Собирать экспонаты, которыми сегодня по праву гордится каирский музей египетских древностей, начали еще в тридцатые годы XIX века. В наше время все находки, которые имеют историческую ценность, поступают в этот музей.

Практически все части экспозиции посвящены эпохе царствования фараонов. При этом экспонаты систематизированы в хронологическом порядке. Но поскольку в музее более сотни залов, осмотр всей экспозиции займет немало времени.

На первом этаже здания собраны предметы, относящиеся ко временам Древнего царства. Тут можно увидеть статуи фараонов и царевны Нофрет. Кроме того, в залах представлена обширная коллекция сосудов и статуэток.

Второй этаж отдан под специальные залы, в которых помещены артефакты, обнаруженные в захоронении Тутанхамона, и уникальный зал мумий. Особенностью этого зала является то, что в нем поддерживается температура и влажность, соответствующая условиям в Долине царей. Это необходимо для сохранности мумий. Ведь экспонаты очень древние. Например, мумия обезьяны из каирского музея по оценкам специалисты имеет возраст более 4500 лет.

На что обратить внимание?

В экспозиции любой экспонат представляет несомненный интерес, но за одно посещение невозможно осмотреть все. Поэтому стоит заранее составить программу осмотра наиболее интересных реликвий.

К примеру, весьма интересна скульптурная группа, извлеченная из гробницы фараона Менкуара. Группа изображает самого фараона в окружении богинь. Удивляет возраст скульптуры, она была создана примерно в третьем тысячелетии до нашей эры.

Стоит посмотреть и на изображения знаменитой царицы Нефертити и её мужа – фараона Эхнатона. Для этих экспонатов выделен отдельный зал.

В отдельном зале представлены и предметы, извлеченные из гробницы царицы Хетепхерес. Именно этой царице, которая была матерью Хеопса, принадлежит знаменитый египетский стул в каирском музее. Стул изготовлен из дерева, украшен инкрустацией. Также, посетители могут полюбоваться украшениями царицы и другими предметами быта. В этом же зале установлены гранитные сфинксы и саркофаги, изготовленные и камня черного и красного цвета.

Подлинной жемчужиной коллекции являются сокровища, добытые в гробнице императора Тутанхамона. Эта гробница чудом сохранилась в целостности, ее изучением занимались археологи, поэтому практически все артефакты сохранились.

Бесценные артефакты хранятся в двенадцати залах музея. Но самым знаменитым из них, безусловно, является золотая маска Тутанхамона. Это искусно выполненная копия лица юного правителя сделана из чистого золота и драгоценных камней.

Тут же можно увидеть золотой саркофаг фараона. Это довольно массивное сооружение, украшенное инкрустацией. В коллекции представлены и многочисленные украшения из драгоценных металлов и камней (драгоценных и полудрагоценных).

В гробнице была обнаружена и мебель фараона, например, трон фараона, спинка которого украшена искусной резьбой.

Загадки древних цивилизаций

Среди найденных экспонатов есть и такие, которые вызывают большой интерес у любителей загадок.

Например, птица из Саккары сначала может и не привлечет особого внимания, так как сделана она не из золота, а из древесины, да и внешне не особенно привлекательна. Но, оказывается, эта модель может планировать в воздухе часами. То есть, это сохранившийся экземпляр модели древнего, созданного еще до нашей эры, летательного аппарата!

Описать все артефакты каирского музея в одной статье невозможно. Тем более что все знают, что намного лучше один раз все увидеть самому, чем сто раз прочитать или услышать информацию из других уст.

Полезная информация

Каир – столица страны, но она не стоит на море, поэтому туристы редко останавливаются в городе, предпочитая посещать курортные зоны на побережье. Однако практически во всех отелях предлагаются организованные экскурсии в Каир с посещением музея. Расстояние от наиболее популярных курортов – около 500 километров. Добраться до столицы можно или авиарейсом, или автобусом, что существенно дешевле. Как правило, туристическая группа на автобусе отправляется вечером, чтобы прибыть в Каир ранним утром и с пользой провести время.

Музей расположен в центральной части города на площади Тахрир, часы работы с 9 до 19, выходных нет.

Билет для входа в музей обойдется применено в 10 долларов. Платить необходимо в местной валюте. Если есть желание посетить зал мумий, то стоит запастись египетскими фунтами, вход в зал платный, а обменного пункта на территории музея нет.

При первом посещении лучше воспользоваться услугами гида, так как самостоятельно разобраться в экспозиции довольно сложно. Экскурсии в музее проводятся на разных языках, найти русскоговорящего гида не проблема.

По отзывам туристов, экскурсионное обслуживание в музее организовано очень хорошо. Несмотря на то, что музей ежедневно посещает множество туристов, нет толчеи. Гиды работают очень слажено, переводя свою группу от экспоната к экспонату так, чтобы не создавать заторов.

На входе в музей туристы могут получить приемник с наушниками, поэтому объяснения гида будут отлично слышны, даже если немного приотстать от группы. Гиды в каирском музее отлично подготовлены, они не просто рассказывают заученный текст, а действительно знают предмет и могут ответить на вопросы.

Выполнять видео и фотосъемку в музее запрещается. Принесенную с собой аппаратуру можно будет сдать в камеру хранения. Впрочем, некоторые туристы умудряются сделать фото экспонатов на камеры мобильных телефонов. Только в зал мумий разрешается вход только после того, как мобильный телефон будет отключен (сдавать телефон в камеру хранения не требуется).

Два человека, которым мир обязан созданием Каирского музея , сохранившего творения великих мастеров древности, никогда не встречались. Один из них - Мохаммед Али , правитель Египта первой половины ХIХ века, албанец по происхождению, обучившийся грамоте уже в достаточно зрелом возрасте, в 1835 своим декретом запретил вывоз древних памятников из страны без специального разрешения правительства. Другой - француз Огюст Мариетт , который в 1850 прибыл пароходом в Александрию с намерением приобрести коптские и сирийские церковные рукописи, не зная, что незадолго до этого коптский патриарх запретил вывоз этих раритетов из страны.

Египет покорил Мариетта, магнетизм древних образов полностью овладел им, и он начал раскопки в Саккаре. Неожиданные открытия настолько поглотили его, что Мариетт забывает о первоначальной цели своей поездки, однако он прекрасно осознает, что все добытые с таким трудом артефакты должны быть сохранены для современников и потомков. Для этого нужно контролировать проводимые раскопки и найти место для хранения и экспозиции найденного. Так родились существующие по сей день Служба древностей Египта и Каирский музей , которые Мариетт возглавил в 1858.

Первое здание музея располагалось в квартале Булак, на берегу Нила , в доме, где поселился Мариетт со своей семьей. Там он открыл четыре зала экспозиции египетских древностей. Количество ценных находок, в том числе и золотых ювелирных изделий, постоянно росло. Для их размещения было необходимо новое здание, но, как всегда, возникли финансовые трудности. Несмотря на огромные усилия Мариетта, который питал беззаветную любовь к Египту, его целеустремленность и дипломатию, решить этот вопрос не получалось, а старому зданию угрожали ежегодные разливы Нила. Мариетт снискал любовь и уважение правителей Египта, он был приглашен на торжественную церемонию открытия Суэцкого канала, написал историю, которая легла в основу либретто известной оперы «Аида», удостоился титула «паша», но до самой смерти так и не увидел нового здания.

Мариетт умер в 1881, саркофаг с его телом похоронили в саду музея Булак. Через десять лет коллекция переедет в Гизу, в старую резиденцию хедива Исмаила, саркофаг Мариетта последует туда же, и только в 1902 сбудется наконец его мечта о создании музея в центре столицы - Каире . Здание было построено на площади Эль-Тахрир по проекту французского архитектора. В саду нового музея Мариетт обретет свое последнее пристанище, над его мраморным саркофагом, расположенным с левой стороны от входа, поднимется его бронзовая статуя во весь рост, в традиционном египетском костюме конца XIX века, в османской феске на голове. Вокруг - бюсты крупнейших египтологов мира, среди них - скульптурный портрет выдающегося русского ученого начала ХХ века В. С. Голенищева. В саду выставлены и находки Мариетта - сфинкс Тутмоса III из красного гранита, обелиск Рамсеса II и другие произведения монументального искусства. Огромный вестибюль, около ста залов, расположенных на двух этажах, сто пятьдесят тысяч экспонатов и тридцать тысяч предметов в запасниках, охватывающих пяти тысячелетнюю историю Древнего Египта, - вот что представляет собой Каирский музей.

Его коллекция уникальна. Переходя из зала в зал, посетитель совершает незабываемое путешествие в загадочный мир древней цивилизации, колыбели человеческой культуры, поражающей изобилием и великолепием своих рукотворных деяний. Экспонаты расположены по тематическому и хронологическому принципу. На первом этаже - шедевры каменной скульптуры из известняка, базальта, гранита начиная с додинастического и до грека- римского времени. Среди них - знаменитая статуя фараона Хафра , строителя второй по величине пирамиды в Гизе, сделанная из темно-зеленого диорита со светлыми прожилками, скульптурная композиция фараона Микерина, показанного в окружении богинь.


Поражает своей красотой и тонкостью исполнения скульптурная группа супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка. Удивительна деревянная статуя Каапера, получившая название «Сельский староста»: в момент находки рабочие Мариетта были поражены сходством черт статуи с лицом старосты их села.

Отдельный зал посвящен сокровищам царицы Хетепхерес, матери фараона Хеопса, построившего самую знаменитую пирамиду. Среди них - кресло, огромное ложе, носилки, покрытые листовым золотом, шкатулка, украшенная инкрустацией из камней в виде крыльев бабочки, с двадцатью серебряными браслетами. Здесь же - массивные саркофаги различных эпох из красного и черного гранита, лодки фараонов из ценных пород дерева, гранитные сфинксы фараонов. В отдельном зале - колоссы фараона-еретика Эхнатона и статуи его жены Нефертити, с известностью и красотой которой может соперничать разве что Джоконда Леонардо да Винчи. Вот далеко не полный перечень того, что может увидеть посетитель на первом этаже экспозиции.

Несомненный шедевр коллекции - сокровища Тутанхамона, ставшие сенсацией начала ХХ века. Поражает даже не обилие золота, хотя одна лишь маска Тутанхамона весит одиннадцать килограммов, а высочайшее качество ювелирной работы с благородным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева. Украшения Тутанхамона, в числе которых широкие золотые ожерелья, инкрустированные бирюзой, лапис-лазуритом и кораллом, массивные серьги, пекторали с мифологическими сюжетами, не имеют равных. Мебель выполнена с особым изяществом, даже огромные обитые золотом ковчеги, внутрь которых ставили саркофаг, восхищают тонкостью своего исполнения. Полна лиризма сцена на спинке кресла Тутанхамона, показывающая любящую чету юных правителей огромной страны.

Обилие уникальных предметов искусства, источающих удивительную энергетику образов, уже с момента открытия гробницы порождало множество загадок, фантазий и легенд. Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона, проведенный совсем недавно, показал несомненное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его отцом. Установлена и причина смерти Тутанхамона - падение с колесницы во время охоты, в результате чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высоком уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он умер в возрасте 18 лет.

Тех, кто после осмотра коллекции Тутанхамона, решится зайти в соседний зал, где хранятся сокровища фараонов от XXI египетской династии (XI-X века до н. э.) до римского времени ожидает еще одно чудо. Если коллекции Тутанхамона было суждено объехать полмира, восхищая людей разных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные изделия, найденные в Танисе, известны гораздо меньше. Самыми впечатляющими являются сокровища из погребения фараона Псусеннеса I, правившего в 1045-994 до н. э. И его приближенных. Среди шедевров ювелирного искусства - широкие ожерелья с подвесками и пекторали из золота, инкрустированные сердоликом, лазуритом, зеленым полевым шпатом, яшмой.

Бесценны чаши из серебра и электрума в виде цветка или с цветочными мотивами, найденные в гробнице Унджедбауенджеда, полководца Псусеннеса I, сосуды для ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь, золотые погребальные маски фараонов. Уникальны два саркофага из серебра, которое особенно ценилось в Египте, ибо золота у фараона, по свидетельству правителей соседних стран, было столько же, сколько песка под ногами, серебряных же изделий - единицы. Один саркофаг длиной 185 сантиметров принадлежит Псусеннесу I . Маска фараона декорирована золотом, придающим объем и изящество его лицу. В другом, покоился фараон Шешонк II. Длина его саркофага 190 сантиметров, на месте погребальной маски - голова божественного сокола.


В отдельном зале, где поддерживаются специальная температура и влажность, хранятся мумии многих известных фараонов Египта. Они были найдены в некрополе Курны в 1871 братьями Абд эль-Расул, которые в течение многих лет хранили тайну своей находки и наживались на торговле сокровищами. Время от времени под покровом ночи их вытаскивали из тайника и сбывали на черном рынке. Прекратить грабеж помогла ссора между братьями из- за дележа добычи. Мумии, тщательно спрятанные жрецами, спустя тысячелетия были подняты на поверхность и срочно погружены на корабль, который взял курс на север, чтобы доставить находки в Каирский музей. На всем пути следования корабля по обоим берегам Нила стояли жители окрестных деревень. Мужчины палили из ружей, салютуя своим знаменитым предкам, а женщины, как будто сошедшие с древнеегипетских рельефов и папирусов, с непокрытыми головами и распущенными волосами оплакивали мумии, провожая их к погребению, точно так же, как это делали в Египте много веков назад.

В середине III тысячелетия до н.э. на стенах пирамид фараонов были начертаны слова: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым» . Автор этого текста даже не подозревал, какое продолжение жизни ждет владельцев пирамид и гробниц. И хотя имена тех, кто строил, ваял и творил для своих фараонов, исчезли в водовороте истории, дух Древнего Египта витает в стенах Каирского музея. Здесь ощущается великая духовная сила древней цивилизации, любовь к своей стране, феномен непохожего ни на какие другие культуры государства.

Байт аль-Сухайми, или просто "Дом Сухайми", - это старинный дом времен Османской империи, в наше время превращенный в музей.

Дом был построен в 1648 году в дорогой части Каира. Чуть больше столетия спустя здание купила семья шейха Ахмеда аль-Сухайми. Его семья жила здесь в течение нескольких поколений, постепенно увеличивая пространство дома путем поглощения соседних зданий.

Традиционно стены дома окружают внутренний дворик с небольшим садом. Интерьер помещений остался почти нетронутым с давних времен. Мраморный пол, деревянная мебель и расписной потолок являются свидетелями давно прошедших лет.

Музей, оборудованный здесь, дает полное представление о быте богатой городской семьи в Средние века и о чисто житейских приспособлениях для полноценной жизни в условиях радикального климата.

Музей Египетского географического общества

Музей национального географического общества Египта включает в себя небольшую историческую библиотеку, зал заседаний и собственно этнографический музей. Это не самый известный музей Каира, но он не менее интересен, чем другие.

В коллекции музея – экспонаты с 18 до начала 20 века. Здесь можно увидеть реконструкцию быта и обычаев коренного населения Египта. Внимания заслуживают воссозданная парикмахерская и повозка новобрачных. Иногда в музее проходят исторические реконструкции сцен из жизни аборигенов, посетителей угощают национальными блюдами, которые готовят тут же.

В одном из залов музея собраны экспонаты, привезенные из экспедиций по Африканскому континенту: копья и щиты воинов местных племен, слоновьи бивни, чучело крокодила.

В библиотеке можно увидеть старинные карты, данные переписей населения Египта, состоявшихся в 20 веке, фотографии египетской пустыни.

Этнографический музей

В Этнографическом музее Каира представлены традиции и повседневная жизнь города и Египта. Экспозиция музея состоит из четырех категорий, демонстрируемых в отдельных выставочных залах.

В первом зале размещены экспонаты, представляющие подлинные ремесла, промышленные товары, работы мастеров, выполненные из дерева, железа, меди, стекла, кожи и прочих материалов.

Во втором зале показаны старинные африканские этнографические реликвии. Здесь можно увидеть оружие, музыкальны инструменты и снаряжение дервишей из Бахр-эль-Газали, Дарфура, Абиссинии, Северной Уганды и Сомалийских земель.

Третий зал располагает большой коллекцией предметов, которые связаны с обычаями и традициями Египта - свадебными обрядами, обрезанием, общественными банями, курением и другими. Наиболее ценные из них - цветные стекла из старинных исламских сооружений, чересстрочная лепнина.

Четвертый зал рассказывает о Суэцком канале. Самым заметным объектом здесь является диорама, изображающая императорский корабль на открытии канала в 1869 году.

Музей "Панорама Октябрьской войны"

Музей "Панорама Октябрьской войны", построенный в 1989 году, находится в районе гелиополиса в Каире. Он рассказывает о событиях великой победы Египта над Израилем в 1973 году.

Музей представляет собой круговое здание, центральное место в котором занимает панорамная живопись, изображающая военные события между египетскими и израильскими вооруженными силами.

Вся панорама состоит из трех отдельных шоу, каждое из которых длится около 20 минут: первое начинается с документального фильма "Путь к Победе", второе шоу представляет собой небольшое театральное представление, и третье - круговая 3D диорама батальной сцены на вращающейся платформе, включающая множество спецэффектов: от столбов дыма до роя самолетов, летящих прямо в зрительный зал.

Хелуанский музей восковых фигур

Хелуанский музей восковых фигур располагается в пригороде Каира, недалеко от станции метро "Айн Хелуан". Экспонатами этого небольшого общественного музея являются скульптуры из воска, которые демонстрируют важные фигуры из египетской истории и идеализированной традиционной египетской культуры.

Здесь можно увидеть фигуры Салаха Эль-Дин аль-Айюби (Саладина), короля Англии Ричарда «Львиное Сердце», Амра ибн аль Асса, Клеопатры, президента Гамаль Абдель Насера и многих других исторических личностей.

Музей был основан известным египетским живописцем и скульптором Бикар Хусейном.

Египетский геологический музей

Египетский геологический музей, открытый в 1904 году, является частью национального геологического исследовательского центра.

Экспозиция демонстрирует геологическую историю страны, ее растительный и животный мир. В музее имеются представляющие большой научный интерес коллекции окаменелостей беспозвоночных и позвоночных, минералов, руды, горных пород, а также метеоритов. Экспонаты размещены в тематических залах трех галерей.

На территории музея работают специализированные лаборатории для исследований в области минералогии, палеонтологии и петрологии. А также здесь имеется собственная библиотека, доступная для ученых и общественности. Библиотечный фонд включает свыше 10000 изданий, карт, летописей.

Музей Ахмеда Шауки Кармат Ибн Хани

Музей Ахмеда Шауки – нетрадиционный музей, в котором вместо привычных скульптур и других артефактов находится 713 рукописей, в которые входят черновики со стихами и другими произведениями великого арабского поэта. Также в музее можно найти впечатляющую коллекцию картин, фотографий поэта и его семьи, его наград и других ценных подарков. В доме-музее эмира (принца) арабской поэмы находятся спальня и кабинет поэта. Музей открыли для широкой публики 17 июня 1977 года.

Ахмед назвал свой дом «Кармет Ибн Хани», что переводится как «Виноградник Ибн Хани». Влияние Ахмеда на арабскую литературу было таким большим, что его дом превратился в особо чтимый и охраняемый национальный музей. Шауки был последователем аль-Баруди, который в своих стихах-панегириках возвеличивал пророка Мухаммада и воспевал былую славу Египта. За гневные стихи против британского протектората он был выслан английскими властями из страны.

Музей Гайер-Андерсона

Музей Гайер-Андерсона располагается в южной части старого мусульманского района Каира, рядом с мечетью Тулун. Музей состоит из 2 зданий, соединенных галереей – Бейт-аль-Киритилия и Бейт Амна Бент Салим. Одно из зданий построено в 1540 году, второе – в 1631. В 1934 году дома были проданы правительству, которое, в свою очередь, передало их английскому военному врачу майору Гайер-Андерсону.

Англичанин отреставрировал оба дома, сохранив средневековый интерьер и разместив здесь богатую коллекцию произведений искусства, антиквариата, одежды и безделушек разных исторических эпох.

В залах музея можно увидеть антикварную мебель, арабские костюмы, ковры, посуду из стекла и хрусталя. Вниманию посетителей представлены статуи царицы Нефертити и богини Бастет, деревянный потолок, украшенный сценами из Корана, мраморный фонтан в гостиной. В кабинете Гайер-Андерсона ничего не меняли с его смерти, на стенах кабинета до сих пор висят фотографии родных англичанина.

В интерьерах музея снимали одну из серий Бондианы – «Шпион, который меня полюбил».

Египетский музей текстиля

Египетский музей текстиля – первый специализированный музей на Ближнем Востоке и третий музей текстиля в мире. Здесь представлены дошедшие до наших дней образцы всех тканей, изготавливавшихся в Египте с древних времен: льна, в обработке которого древние египтяне были очень искусны, тонкой шерсти, образцы вышивки и золотого шитья.

Здесь можно увидеть погребальные одежды из гробниц фараонов, коптские вышивки, окрашенные ткани царских одеяний, набедренные повязки и рубашки, мусульманские молитвенные коврики. Также в музее представлены орудия труда прях и швей, ткацкие станки.

Экспозиция музея дает представление не только о древнеегипетской текстильной промышленности, но и об истории костюма.

В музее 2 этажа, здесь поддерживается особый микроклимат, необходимый для сохранности тканей и изделий из них. Впервые экспозиция была открыта для публики в 2010 году.

Музей Умм Кульсум

Музей Умм Кульсум размещается во дворце Монастирли 1851 года постройки, расположенном на берегу Нила. Небольшой музей посвящен знаменитой египетской певице и актрисе, прославившейся великолепным исполнением прекрасных арабских песен и удостоенной высшей награды от короля Египта.

Экспозиция демонстрирует личные вещи, сувениры, одежду певицы. Например, здесь можно увидеть ее блестящее концертное платье, подписанные автографом примадонны очки. В музее имеется мультимедийный зал, где посетителям предлагается послушать ее песни, просмотреть короткий документальный фильм о биографии певицы – с того времени, когда маленькая Фатима выступала перед зрителями, переодевшись в мальчика-бедуина, до пышных похорон Умм Кульсум с участием лидеров арабских стран и 4 миллионов каирцев.

Каирский музей парфюмерии

Каирский музей парфюмерии находится в столице Египта. В этом уникальном музее собрана большая коллекция ароматов, позволяющих проследить тысячелетнюю историю производства духов на территории этой древней и загадочной страны.

Берега Нила издавна были местом, где выращивали масличные растения, экстракты которых применялись мастерами для производства неповторимых ароматов. Доподлинно известно, что при дворе египетских фараонов содержались парфюмеры, поставлявшие для венценосных правителей уникальную парфюмерию.

Особого внимания заслуживают сосуды, выполненные вручную высококлассными мастерами-ювелирами. При изготовлении сосудов использовались драгоценные камни и металлы, позволявшие духам долгое время сохранять свои первоначальные качества.

Традиционно для производства духов в Египте использовались лишь натуральные материалы – масла, экстракты трав и специи. В музее также расскажут о древних технологиях получения ароматов и предложат продегустировать некоторые из них.

Музей исламского искусства

Коллекция Музея исламского искусства в Каире насчитывает несколько десятков тысяч экспонатов, иллюстрирующих все периоды развития мусульманского искусства. Здесь выставлены образцы не только из Египта, но и из других исламских стран: Ирана, Армении, Турции.

Посетители музея могут увидеть здесь мраморные фонтаны, резные решетки машрабия, персидские ковры, образцы арабской каллиграфии. В музее выставлены ткани, арабское оружие, изделия из серебра, стекла и дерева, золотые и бронзовые украшения, металлическая посуда. Есть также образцы резьбы по дереву с запрещенными исламом изображениями людей.

В одном из залов музея выставлены многочисленные копии Корана. Также здесь можно увидеть зал исламской керамики, мозаичное панно с видами Мекки и Каабы, огромный папирус 8 века.

На территории музея исламского искусства расположены также сувенирный магазин, кафе, лекционный зал, библиотека. Есть условия для посетителей с ограниченными возможностями. Фотографировать в музее разрешено только без вспышки.

Коптский музей

Коптский музей в Каире посвящен культуре и истории коптов – исповедовавших христианство египтян. Здесь находится самая большая в мире коллекция коптского искусства. Музей основан в 1910 году. Его основатель Маркус Симайка Паша был одним из руководителей Совета коптской общины. Основу музея составила его личная коллекция.

Интерьер музея содержит элементы, общие для коптской и мусульманской культур. Фонды музея содержат около 16 тысяч экспонатов, в постоянной экспозиции выставлены 1200 образцов коптского искусства: резьба по дереву и камню, иконы, фрески, фрагменты тканей, украшенных вышивкой и золотым шитьем, монеты. В Коптском музее есть отдельный зал, посвященный древним христианским монастырям.

Особый интерес как для туристов, так и для исследователей представляет собрание произведений коптской письменности – около 6 тысячи рукописей на папирусе. Гордость музея – единственная в мире полная копия псалмов Давида, датируемая 6 веком, а также 13 папирусных листов так называемого "Евангелия от Иуды", найденного в 1970-х годах и незаконно вывезенного за пределы Египта.

Музей современного искусства Египта

Музей современного искусства в Каире найти легко – он располагается прямо напротив Каирской Оперы. Он открылся вновь совсем недавно – в 2005 году, этому предшествовала длительная реконструкция. Здесь находятся работы египетских художников 20 и 21 веков.

Самая значительная выставка музея – «Искусство сегодня» - расположена на первом этаже. Здесь выставлены работы 95 художников, выполненные с 1975 года и до сегодняшнего дня.

Самые заметные экспонаты музея - бронзовая статуя скульптора Махмуда Мухтара «Невеста Нила», картины Махмуда Саида «Город» и «Свидание» Рахгеба Айяда.

Для посетителей музея работают кафе и сувенирный магазин с открытками и постерами, расположенные на верхнем этаже трехэтажного здания музея.

Музей Имхотепа

Музей включает в себя шесть галерей, в которых на всеобщее обозрение представлены экспонаты, раскрывающие историю Саккары. Перед входом стоит статуя Джосера, содержащая надписи - имена и титулы Имхотепа. Экспозиция музея содержит разнообразные медицинские инструменты, изваяния божеств и керамическую посуду - все это было обнаружено в результате многолетних археологических исследований.

Кроме того, посетителям этого музея предоставлена возможность осмотреть усыпальницу, специально сконструированную для более полного представления о гробницах, входящих в состав некрополя.

Железнодорожный музей

Железнодорожный музей в Каире был основан в 1933 году. В его коллекции - около 700 экспонатов. Здание этого небольшого музея располагается недалеко от Центрального железнодорожного вокзала Каира.

В экспозиции музея 5 разделов. В первом – транспорт до эпохи паровых двигателей, от колесниц фараонов до водного транспорта.

Второй, самый важный раздел, посвящен собственно поездам: от самых первых поездов до самых современных. Здесь есть модели паровых двигателей, локомотивов и вагонов, некоторые из них выполнены в натуральную величину.

Есть здесь и подлинные детали паровозов. Туристам предлагается осмотреть личный поезд Мухаммеда али-Паши, который выглядит так, будто только что покинул депо и готов отправиться в путь.

В двух других отделах музея можно увидеть модели железнодорожных мостов и станций со всего Египта. Последний раздел экспозиции посвящен самолетам – от изобретений братьев Райт до наших дней. Также в музее находятся статистические данные о развитии транспортной сети в Египте, фотографии, карты и документы.

Музей Махмуда Мухтара

Музей Махмуда Мухтара, посвященный выдающемуся египетскому скульптору, располагается в Каире, на острове Гезира. Оригинальное здание музея, отделанное бронзой, камнем, базальтом, мрамором и гранитом, было построено по проекту архитектора Египта Рамзеса Осью Вассефа.

Открытие музея состоялось в 1962 году. В 2003-м году здесь были произведены масштабные восстановительные работы.

В экспозиции музея представлены 85 скульптур Мухтара, материалы, знакомящие посетителей с его жизнью и блистательным творчеством, оказавшим значительное влияние на искусство страны.

В сооружении размещается также и мавзолей знаменитого мастера, где он был похоронен.

Музей дворца Абдин

Музей дворца Абдин располагается в бывшем королевском дворце, построенном по образцу резиденций европейских монархов. Это один из самых роскошных дворцов в мире, здесь 500 комнат. В 80-х годах 20 века президент Египта Хосни Мубарак распорядился открыть в здании дворца музей.

Для посещения открыты нижние этажи, где находятся Музей оружия, Королевский семейный музей, Президентский музей подарков и другие. Верхние этажи, где жила королевская семья, предназначены для размещения иностранных гостей.

Особого внимания заслуживает богатейшая коллекция Музея оружия с уникальными экспонатами – такими, как, например, меч российских императоров в золотых ножнах с украшениями из эмали и драгоценных камней.

Отдельный зал музея занят наградами правителей Египта. Здесь также можно увидеть коллекцию изделий из серебра и уникального фарфора, редкие картины и ювелирные украшения исключительной работы, короны фараонов Древнего царства, бюсты правителей.

Здание дворца Абдина используется для церемоний и приемов глав государств.

Детский музей

Детский музей в Каире был открыт в 2011 году в рамках сотрудничества страны с Британским музеем. Это самый крупный в Африке и арабском мире музей для детей. Он располагается в лесопарке Гелиополя.

Музей создавался по инициативе Сюзанны Мубарак, супруги прежнего президента страны. На 2-м этаже музея размещена её статуя, которую подарил Британский музей в качестве признания вклада Сюзанны Мубарак в заботу о детях Египта. Рядом имеется обращение к детям, призывающее обогащать собственные знания.

Экспозиция музея иллюстрирует историю Египта с древнейших времен: одеяние, процессы ткачества и прядения, систему орошения, древнее судостроение, внутреннее устройство пирамид, расшифровку иероглифов с Розеттским камнем.

В зале, посвященном Красному морю, посетители могут узнать о морской флоре и фауне, ознакомиться с описанием имеющихся экологических проблем. Зал, посвященный обитателям пустыни, рассказывает о способах приспособления растений и животных к суровым природным условиям. Также в музее имеются такие залы, как ремесленный, информационный, о строении человека.

Музей под открытым небом в Мемфисе

Мемфис – старейший город Египта, крупный административный центр древности. В 3 тысячелетии до нашей эры здесь располагалась столица Древнего царства. Сейчас на этом месте находится своеобразный музей под открытым небом.

В Мемфисе по сей день идут раскопки, но они затруднены близким залеганием подземных вод и тем, что часть территории древнего города находится под частными пальмовыми рощами. Целых зданий в городе практически не сохранилось – до наших дней город дошел полностью покрытым илом.

В Мемфисе можно увидеть знаменитый колосс фараона Рамзеса II, достигающий 10 метров в высоту, большой алебастровый стол, где бальзамировали священных быков, посвященных богу Апису, алебастрового сфинкса весом в 10 тонн.

Также здесь можно увидеть гранитные надгробия, остатки древних храмов и гранитных статуй фараонов.

Музей открыт ежедневно, вход на территорию платный.

Египетский Музей

Египетский музей расположен в Каире, столице Египта. Это поистине необыкновенное место, в котором хранятся многочисленные экспонаты, рассказывающие нам об истории и искусстве Египта разных эпох. Эти сокровища музея могут удивить любого и заинтересуют даже тех людей, которые никогда не увлекались историей Египта.

Египетский Музей хранит не просто экспонаты, но время и историю. Ведь некоторым манускриптам и свиткам, бытовым предметам и предметам искусства уже более пяти тысяч лет! Вы также можете найти в нем сохранившиеся мумии фараонов, саркофаги жрецов, сокровища гробницы Тутанхамона, которые были захоронены вместе с правителем.

Один из самых известных экспонатов – это посмертная маска Тутанхамона. Также небезызвестны скульптуры Аменхотепа III и Тии, его жены, мимо которых невозможно пройти. Необыкновенные статуэтки, скульптуры, росписи и украшения, которые носили в Древнем Египте... Посетителей Египетского музея ждет немало загадочного: предназначения многих артефактов до сих пор не известны, а воздействие некоторых из них считается благотворным на человеческий организм.

В Египетском Музее, хранителе множества старинных экспонатов, царит атмосфера древности и таинственности. Посетителям его представлена возможность глубоко окунуться в историю и культуру Египта разных эпох.

Военный музей

Египетский Национальный Военный музей расположился в каирской Цитадели – это укрепленный район, с возвышения которого виден почти весь город. Музей размещен во дворце Мухаммеда Али. Коллекция музея отражает все этапы развития и становления египетской армии, а также периоды военной истории страны.

Среди экспонатов военного музея – различные виды оружия, в том числе военные трофеи, портреты знаменитых полководцев. Интерес представляет коллекция советских танков. Обширная экспозиция посвящена войне с Израилем.

Также посетителям музея могут быть интересны манекены, одетые в военную форму разных исторических периодов, знамена, знаки отличия, разнообразные транспортные средства, применяющиеся египетской армией.


Достопримечательности Каира

Ресторан "Фелфела", Каир, Египет
Зал 1. Искусство Древнего Египта.

Коллекция египетских подлинников поступила в музей от санкт-петербургского академика Владимира Семёновича Голенищева. В.С.Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Санкт-петербургская коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.

В 1909 году Голенищев разорился и был вынужден продать свою коллекцию. Но, несмотря на выгодные предложения из разных стран, учёный хотел, чтобы его коллекция осталась в России, поэтому он продал её за меньшую сумму императорской казне. Причём, первую половину суммы ему выплатили сразу, вторую обещали выплатить позже, да так никогда с учёным и не расплатились, как у нас в России водится.

Коллекцию решили отправить в Москву, потому что в Эрмитаже уже было собрание египетского искусства. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже. Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Ведь В.С.Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. Именно поэтому, собрание египетских древностей в ГМИИ хоть и компактнее, но лучше собрания Эрмитажа. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. И она стала первой коллекцией подлинников в музее.

Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию В.С.Голенищева. Его собрание попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства.

Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле, имитирующие связки папируса. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Чтобы представлять себе обстановку древнего святилища, Роман Иванович Клейн ездил в Египет, посещал и осматривал храмы. В частности, он обратил внимание на храм Амона в Луксоре и прежде всего ориентировался на него. Окна были завешены, потому что зал египетского храма не предполагал естественного освещения. Вверху, на потолке, помещается многократно повторенное изображение птицы с распростёртыми крылами, это образ богини неба Нут.


Потолок также расписан под звёздное небо.

Один из залов египетского храма фактически воспроизводил природу на берегах Нила, горы царственных папирусов.
И.В.Цветаев специально просил Р.И.Клейна сделать зал в таком стиле для того, чтобы посетитель не просто посмотрел отдельные предметы, но и проникся атмосферой Древнего Египта. К тому же, изначально музей планировали как учебный и его целью было дать студентам представление не только о живописи, скульптуре и мелкой пластике, но и об архитектуре.

О коллекции . Реэкспозиция в зале проходила несколько лет назад, в 2012 году. Некоторые памятники оказались в фондах, другие – наоборот, выставили. В настоящее время представлена примерно треть имеющейся коллекции, то есть большая часть египетских древностей находится в запасниках.

ПАМЯТНИКИ
Саркофаг и мумия Хор-Ха. Любопытно, что эту мумию никак не могут сфотографировать, рентгеновские снимки никогда не получаются. Мумия “не хочет” открывать свои тайны. Это мумия жреца Хор-Ха, он умер во 2 тысячелетии до н.э.

Мумия находится в горизонтальной витрине справа от входа в зал

Как египтяне бальзамировали мумию? Существует множество рецептов и все они, по сути, сводятся к одной и той же технологии: в боку мёртвого тела делали надрез. Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Тело умершего человека считалось священным и поэтому, парасхиста, с одной стороны, нанимали родственники умершего и платили ему деньги за нанесение надреза на боку. С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Люди, которые его наняли, теперь бежали за ним и бросали в него камни за то, что он совершил такое святотатство.

Затем, через разрез доставали внутренности, которые промывали, помещали в специальные сосуды, наполненные бальзамирующими веществами. Такие сосуды есть в коллекции музея, они расположены в вертикальной витрине за мумией Хор-Ха, в углу, почти напротив входа в зал).


Все полости в теле также заполняли бальзамирующими веществами. Тело помещали в «натрон» – некое подобие соды. Натрон вытягивал из тела всю влагу и начинался процесс мумификации. Тело было иссушено, поэтому уже не могло истлеть. Его повивали льняными бинтами и помещали в саркофаг.

Саркофаг жреца Хор-Ха не самый лучший и не самый красивый в коллекции. Самый лучший – это саркофаг Маху.

Саркофаг Маху.



Он повторяет форму мумии, гробница сужается к ногам. На саркофаг всегда помещалась маска, которая должна была обозначать лицо умершего. Именно обозначать, а не изображать. Потому что в независимости от того, кого хоронили – старика, девушку, женщину, человека молодого или старого – маска всегда была одинаковая. Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской.

Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза. Для этого тело сохраняли, мумифицировали.

Саркофаг Маху – блестящий образец древнеегипетского искусства. Он выполнен из дерева, этот материал очень высоко ценился в Древнем Египте, дерева было немного. Чёрный цвет саркофага подчёркивает сияние позолоты. Позолота, тонкость проработки деталей свидетельствует о том, что это саркофаг очень богатого человека, выполненный лучшими мастерами.

Несомненно, лучшими египетскими мастерами выполнялись и деревянные статуи Аменхотепа и его жены Раннаи. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства.

Аменхотеп и его жена, «певица Амона», Раннаи - жрецы храма бога Солнца.

Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Он жрец, поэтому не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Он чуть-чуть поворачивает голову влево. Он как будто сопротивляется правилу, согласно которому изображаемый должен был смотреть прямо перед собой. Фигура его жены тонкая, хрупкая, она мелко семенит ногами в своём узком платье, в противоположность широкому шагу мужа. Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. И в этом прелесть египетского искусства. С одной стороны, оно имеет строгие правила, с другой – внутри этих правил может быть очень тонкая и изысканная психологическая характеристика.

Кроме дерева египтяне очень любили слоновую кость, а ещё больше – камень.
Косметическая ложечка. Шедевр музея – маленькая костяная ложечка, она известна на весь мир. Это тончайшая работа из слоновой кости. Ложечка предназначается для косметики.



Она представляет собой шкатулку для хранения косметических средств, её можно открыть. Шкатулка выполнена в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Кроме раскрашенной и нераскрашенной слоновой кости здесь использовано буковое дерево, из этого материала сделан паричок у девушки. Такая тонкая, изящная вещь, возможно, употреблялась в быту богатых людей, а возможно, была ритуальной. Происходит она, конечно, из гробницы.

Особенностью древнеегипетской культуры в том виде, в котором она до нас дошла, является то, что предметы происходят не из домов или из дворцов, а именно из гробниц. Это то лучшее., что египтяне хотели взять с собой в загробное царство.

Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Название говорит о том, что это середина существования древнеегипетского царства – 2-ое тысячелетие до н.э. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям.

Скульптуры Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много.

Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте. Его изображали неоднократно, в разном возрасте, его изображение можно найти в разных музеях – в берлинском, в Эрмитаже. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком. Если присмотреться, то можно заметить мешки под глазами, тяжёлые, нависшие веки, морщинистые губы, то есть фараон далеко не юн. Но его голова присоединена к телу молодого и сильного юноши, так как фараон в Древнем Египте считался богом и олицетворением Египта и всегда должен был изображаться сильным и молодым. Поэтому здесь, с одной стороны присутствует портретное изображение, а с другой, обожествление фараона, представленного в теле молодого и сильного юноши, который ничем от богов не отличается.

На этом разговор о египетском искусстве можно заканчивать, мы увидели шедевры зала. Если есть время, можно показать рельеф начальника сокровищницы Иси. (Рельеф. Известняк. Середина 3-го тыс. до н. э.)

Существуют несколько рельефных изображений казначея фараона Иси. Следует подчеркнуть, что при изображении человека египтяне пользовались строгими правилами. Плечи человека развёрнуты в фас, голова имеет сложный поворот. В действительности, совершенно невозможно свернуть глаз так, как он изображён. Человек смотрит прямо на нас, то есть глаз изображён в фас, при этом голова повёрнута в профиль. Такое изображение показывало, что изображённый человек живой, что он способен к движению.

Когда египтяне изображали мумию, не живое тело, то в композициях, посвящённых погребению, мумию изображали либо строго в фас, либо строго в профиль. Сложное изображение казначея Иси подчеркивало, что человек живой, поэтому и собирали разные точки зрения. То, что для нас считается нереалистичным, с их точки зрения было совершенным реализмом, указанием на то, что это живой человек.

Каирский музей – величайшая на земле коллекция египетских древностей. В этой сокровищнице хранится несколько тысячелетий истории Египта, богатства, не имеющие цены.

Каирский или Египетский музей был основан в 1900 году, хотя начало его коллекции было положено еще в 1835 году. Тогда власти Египта организовали «Службу древностей Египта», в обязанности которой входило спасать бесценные артефакты, разграбление которых постоянно велось в местах археологических раскопок. Так стали появляться первые будущие экспонаты коллекции.

Египтолог Огюст Мариет, сотрудник египетского отдела Лувра, приехал в Страну пирамид собирать экспонаты для музея, да так и остался здесь до конца дней. Это именно ему принадлежит честь создания первого музея древнеегипетских шедевров, открытого в 1858 году в Булаке. Двадцать лет спустя, в 1878 году, после наводнения, экспонаты перевезли во дворец Исмаила-Паши в Гизе, где они и оставались до открытия Каирского музея в 1902 году.

Новое здание для главной сокровищницы страны было построено по проекту французского архитектора Марселя Дюнона на центральной площади столицы Египта, Тахрир, и выдержано в неоклассическом стиле. На двух этажах музея сегодня находится более 150 000 экспонатов – таким количеством древнеегипетских артефактов больше не владеет ни один музей в мире.

Главный зал музея на первом этаже – это собрание гробниц, саркофагов, каменных барельефов и статуй, из которых особое внимание – у внушительного размера статуй фараона Аменхотепа III и его жены Тии.

Среди экспонатов музея – древние свитки и манускрипты, бесценные реликвии, амулеты, предметы искусства и домашнего обихода, а также мумии фараонов и членов их семей. Однако, главной гордостью Каирского музея является коллекция из гробницы фараона Тутанхамона. Эта единственная гробница фараона, найденная не тронутой в 1922 году в Долине Царей, поистине бесценна. Особое внимание привлекают драгоценности, найденные среди вещей покойного правителя, украшения, а также знаменитая посмертная золота маска Тутанхамона.