Герой нашего времени чем понравилось произведение. Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени

Повесть "Княжна Мери" (Какая из повестей больше всего мне понравилась и почему?) Самая объемная повесть большого сложного во всех смыслах романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" – "Княжна Мери". Самая объемная и по умещающемуся в ней смысле, и физически, и по значению для всего романа. Она очень сложная, ровно как и характер главного героя, который окончательно раскрывается в этой повести. "Княжна Мери", на мой взгляд, самая интересная часть "Героя нашего времени", но, хочу отметить, интересная точно так же, как и "Тамань" – самая туманная, а "Бэла" – самая странная. Здесь описаны самые тонкие и сложные моменты характера Печорина, и описаны от первого лица (с помощью формы дневника, основная часть которого также содержится именно в этой повести), то есть мы видим происходящее не со стороны, не с точки зрения кого-либо постороннего, а самого Печорина, того, кто переживает и ощущает происходящее. Но как сложен этот процесс! Как интересно понимать и осознавать его! В этой повести – и непростые взаимоотношения Печорина с обществом, и его жестокость в отношениях с молодой девушкой, Мери, и раскрытие его способности чувствовать и любить по-настоящему, и странная двойственность его души. Здесь нет обвинений и нет оправданий. Здесь – раскрытие души.

Интересно параллельное развитие отношений Печорина с Верой и Мери. Как жестоко он обращается с юной девушкой! Все его действия – каждый, хорошо продуманный, жест, каждое слово – направлены только на то, чтобы повелевать ее чувствами, чтобы получить власть, и от этого – удовлетворение: "А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она, как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!". В этом видится какая-то нечеловеческая жестокость, полное бесчувствие по отношению к ближним, которые страдают, истая мертвость души и чувств. Но Печорин не так бесстрастен, как представляет себя, и настоящая влюбленность в Мери… нет, не пугает его, но вызывает досаду; ведь, по его мнению, счастье для него – только "насыщенная гордость". Но нельзя сказать, что он слишком высокого мнения о себе, нет, совсем нет! Он знает, что опустился очень низко в своей погоне за страданиями других людей, он похож на вампира и осознает это.

Однако стремиться к высшему – не для него. Ему кажется, что свое предназначение в жизни он уже давно не угадал и упустил, и теперь – бесполезный кладезь душевных сил. Бесполезный? Нет, не совсем. И здесь Печорин вновь осознает, что он – некое слепое оружие судьбы, карающий "топор", орудие казни. Однако, по моему мнению, в этом Печорин слегка ошибается. Разве есть за что казнить "честных контрабандистов", несчастную Мери, Бэлу? Даже жизнь Веры он разрушил, заставляя ее страдать.

И сложно назвать это слепое орудие топором – о нет… Скорее, это удавка, душная, неизбежная, ядовитая, как змея. Да, иногда люди после такого жесткого испытания прозревали, – как Мери – научилась чувствовать, как в ней проступила душа, а не капризный облик светской барышни. Но иным это стоило жизни, как Бэле. И в отношениях с Мери Печорин опять видит свою горькую роль орудия казни.

Играя ею, как марионеткой, играя умело, я бы сказала даже, мастерски, он не замечает того, что его действия все же слишком грубы, слишком слепы – ведь он ни разу не задумывался о том, к чему приведет эта игра! Но пройдет немного времени – и мы видим Печорина совсем другим – когда он встречается с Верой, чье даже имя символично. Само ее появление в повести очень неожиданно, интересно. Совсем внезапно перед нами раскрывается способность Печорина любить и чувствовать. Вера – женщина, уже покорившаяся характеру Печорина, понявшая его, принявшая его таким, какой он есть и увидевшая в нем нечто прекрасное для себя. С ней Печорин откровенен и честен, он не способен ее обмануть. С ней он совершенно другой!

Хотя даже тут проявляет себя его натура "холодного мыслителя" – Печорин использует интригу с Мери, чтобы подстегнуть чувства Веры: "Авось ревность сделает то, чего не могли мои просьбы". Иногда эта легкомысленность, это равнодушное постоянное "авось" кажется странным, но Печорин не замечает этого. И, таким образом, даже Вера не избежала его увлечения игрою с человеческими чувствами… Но здесь же мы видим, что эта игра – наскучила Печорину.

Он слишком хорошо знает людей, чтобы открыть для себя что-то новое, встретить неожиданный поступок; словом, азарт от этой игры, слишком простой для него, еще остался, но в основном этот азарт для него – как привычка: "Я все это уж знаю наизусть – вот что скучно!". Только эта скука мешает Печорину получать от своей игры то, что он называет "весело", в полной мере. Сразу появляется потребность найти ответ на вопрос: неужели только жажда властвования над душой заставила Печорина издеваться над Мери? Мне кажется, что иметь только эту одну причину ему мешала бы природная честность и доброта. А может быть, его к этому подстегнуло нечто, что противоречило его натуре и что он увидел в окружении княжны? Может быть, эту роль сыграла откровенная фальшь в отношениях между Мери и Грушницким? Возможно.

Грушницкий вообще – поразительная картинка невежества, жалкого самолюбия, подлой низости, и этим самым был для Печорина предметом инстинктивного презрения. Мне кажется, что Печорин с его талантом разрушать дома рядом с этим человеком кажется гораздо более честным и благородным. Как хорошо Грушницкий иллюстрирует то общество, в котором приходится ему жить! При его "драпировке в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания", за которыми, кстати, скрыта ничтожная и мелочная душа, Печорин вновь противоречит обстоятельствам и разоблачает всю напыщенность Грушницкого и его отношений и чувств к Мери. Тот же Грушницкий, заметим, говоривший недавно о том, как сильно влюблен в княжну, в кругу друзей-приспешников отрекается от нее, желая показаться им более…

более. И месть у него – сначала мелкая и пакостная – роспуск слухов, а потом – невыразимо подлая и низкая, совершенно бесчестная. Совершенно другого типа месть Печорина… в этом виден ум, а не предательство. В принципе, Грушницкого можно назвать антиподом Печорина: один в конфликте с обществом, другой пытается слиться с ним, один честен и умен, другой подл и глуп, один анализирует свои поступки и пытается что-либо понять в себе, другой ради ничтожного самолюбия и "показухи" опускается до самого дна. Совершенно иного типа образ Вернера, один из самых интересных в повести. Вернер – противоречивая и яркая личность, как и Печорин. Начинается это с его имени: "его имя Вернер, но он русский". И чем дальше мы идем, тем больше противоречий встречаем; он и материалист и поэт одновременно, он и был в вечной насмешке над больными и плакал над умирающим солдатом, он и некрасив, но имеет красивую душу…

Особенно много противоречивых черт в его портрете. Его сходство с Печориным мы видим с первой его фразы, приведенной в журнале: "Я убежден только в одном – что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру". Сколь выразительна одна эта фраза для представления нового героя! Отношения между Вернером и Печориным очень интересны; они читают в душе друг у друга, прекрасно понимают друг друга и уважают, однако ж не становятся друзьями и расстаются легко и внезапно. В нем Печорин видит такую же сильную личность, как и он сам, и поэтому они и не становятся друзьями… ведь "из двух друзей всегда один раб другого". Но, с другой стороны, не своеобразная ли это также дружба – сотрудничество двух сильных личностей, пусть кратковременное, но прочное? Но чем же Вернер уступает Печорину?

Он умен и знает людей. Но, как было сказано, "он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа; но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить лихорадки". Вернер "лечить от лихорадки" не учился. Ему просто не случалось плести подобные интриги или подобным образом играть с человеческими чувствами – он не укреплялся так долго и прочно в светском обществе, а видел и черпал свои знания только из тех больных водяного общества, которых ему приходилось лечить.

«Мое первое впечатление о главном герое романа М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени»

Творческая работа ученицы 9 Г класса Перховой Светланы

Главный герой романа Григорий Александрович Печорин- очень интересный, не похожий на других персонаж, являющийся полной противоположностью представителям дворянства того времени. Он человек, уже повидавший многое, и его уже ничто не удивляет в жизни. Он с легкостью « читает» людей, узнает даже самые скрытые их чувства.

Печорину в его молодом возрасте уже настолько скучно жить, что он специально устраивает « представления» с собственным участием. Просто ради веселья он может притворяться и принимать совершенно разные облики. Это помогает ему добиться своих целей. Являясь превосходным игроком на « поле жизни», не жалея « пешек» в этой игре, он стремительно идет к достижению всего, чего задумал, к ошущению хотя бы каких-нибудь эмоций.

Одним словом Печорина охарактеризовать нельзя. Он яркая индивидуальн6ость. Он добрый человек, видевший мир во всех красках, но не понятый и не принятый обществом. Это, наверное, уничтожило в нем все светлое и настоящее и сделало его тем человеком, которым он является. « Одна половина моей души не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил». Возможно, эта фраза тоже была частью его игры, но, как утверждает он сам, такие черты его характера, как хладнокровие, скрытность, лукавство, злопамятность были выработаны в нем тем обществом, которое обвиняло его в этом без причины.

Мне не нравится, как Печорин « перешагивает» через людей, растаптывает их чувства. За свою жизнь он сломал немало человеческих судеб. Но его талант « видеть людей насквозь» и манипулировать ими, умение «прогнозировать» их поступки, готовность идти на риск ради достижения своей цели не могут не удивлять читателя и увлекают его.

Да, возможно, он казался слабым из-за неспособности противостоять обществу, но все равно для меня он интересная личность, несмотря на погибший в нем « свет», то есть те положительные черты характера и способности, которые могли бы в нем развиться.

Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ученика 9 В класса Маркина Романа

Образ Печорина в романе

Григорий Александрович Печорин, главный герой романа М. Ю. Лермонтова, является героем времени, в котором жил сам автор. Это отрезок времени после восстания декабристов, эпоха жестокой « николаевской» реакции на эти события. Основным признаком этого времени является « потерянная» молодежь. Они являются лишними людьми и не находят себе место в обществе и применения своим способностям. Сам Печорин является хорошим примером «потерянного» поколения. У него нет смысла в жизни, хотя он и пытается его найти.

Печорин - молодой дворянин, офицер, обычный человек со своими странностями, которые выделяют его из толпы. Он не способен дружить. Как говорит сам герой, «один из друзей всегда раб другого».

Для многих людей счастье это когда кто-то или ты сам испытываешь радость по какому-то конкретному поводу. Печорин же считает, что счастье-это высшая степень гордости. Чем сильнее будет гордиться собой человек, чем больше гордости в нем будет, тем сильнее он будет счастлив.

Как мы отнесемся к страданиям и радостям других людей? Мы, скорее всего, не будем равнодушны и либо поможем страдающему, либо поддержим радующегося. А Печорин смотрит на страдания и радости других людей как на пищу для своей души. Это можно заметить в истории с Бэлой, в соперничестве с Грушницким из-за Мери, в случае с контрабандистами в Тамани. Анализируя эти события, можно легко заметить, что, увлеченный этими действиями, Печорин оживляется, у него появляется хоть какой-то интерес к жизни.

В главе «Фаталист» мы видим его отношение к судьбе. Он считает, что судьба человека не предопределена и что человек сам творит ее. Он считает, что дар свободы выбора не был дан человеку, а был всегда с ним. Человек никому не подчиняется, у него есть свобода выбора по отношению к другим людям и их судьбам. Он считает, что, что бы он ни сделал, он всегда будет прав. Это указывает на высокую степень развития его эгоизма.

Трагедия судьбы как Печорина, так и поколения, которое он олицетворяет, заключается в странности его личности, что определяет неприятие таких людей обществом. Странностями героя являются противоречия в его характере, а,следовательно, и в его поступках. Понятно, что эти противоречия он не замечает или просто не хочет замечать. Он понимает только то, что ему хочется понимать, что удовлетворит его гордость и, следовательно, сделает его счастливым. Назначения своей жизни он не видит, а если видит, то очень смутно. Как он сам говорит, ему нет до чего-либо дела, и он вынужден скитаться по свету, пока смерть не встретит его не какой-нибудь дороге. Так и получается…

А кто же виновен в трагедии судьбы Печорина, в том, что он стал « лишним человеком»? Виновно общество, которое его окружало и влияло на него во время формирования взглядов не мир и отношения к нему. Он жил в светском обществе, где его воспринимали не так, как он хотел. Он был неравнодушен к другим - его читали корыстным, он не хотел денег - его считали жадным. Что бы он ни пытался делать, общество ставило все под сомнение. Это непонимание и привело к тому, что Печорин стал таким, каким мы видим его сейчас: «лишним человеком» со своими странностями характера и противоречивостью натуры, с блестящими способностями и не реализованными возможностями, « потерявшего» смысл своей жизни, ищущего и не находящего его.

Так почему же мы сочувствуем и страдаем этому герою? Потому что мы сами все-таки являемся людьми, и мы не равнодушны к его трагедии. Мы понимаем, что в этом есть и его вина. Он сам понимает свои пороки и пустоту жизни, но ничего не может с этим поделать.

С главным действующим лицом, Григорием Печориным, в первую очередь связаны мои любимые страницы романа «Герой нашего времени»: мне нравится следить за тем, как выстраивает он свои отношения с разными людьми, как наблюдает жизнь, как плавно и вместе с тем неожиданно раскрывается его характер, нравится постепенно постигать суть его взглядов на жизнь, его миропонимание.

Лермонтов мастерски описывает Печорина: на страницах произведения перед нами, читателями, живой человек, с поиском своего места в жизни, порой холодный и неприступный, порой ранимый и тонко чувствующий, часто даже жестокий и непредсказуемый – но во всем этом привлекательность его образа для меня.

Характер Печорина на страницах романа «Герой нашего времени» раскрывается, разворачивается постепенно. И если в первых главах характер и мотивы поступков Григория непонятны, своим поведением он настраивает против себя, не видишь ничего привлекательного в образе, то, постепенно живой ум, жажда жизни и действия героя романа завораживают, и хочется, чтобы роман не заканчивался.

Любимый герой романа

Образ Печорина по-настоящему необычен и интересен, именно он – мой любимый герой романа «Герой нашего времени». Удивительным образом раскрывается характер Григория.
В начале повествования мы, читатели, узнаем о нем и истории с Бэлой от штабс-капитана Максим Максимыча. «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!», – читаем мы, и заинтригованы: что за человек, о котором пойдет речь?

Но то, что и как делает и говорит Печорин, не прибавляет симпатий по отношению к нему. «Дикарка» Бэла насильно оторвана от своей среды, жизнь ее разрушена, Казбич теряет самое дорогое из-за «игры» Печорина, «пропал: верно, пристал к какой-нибудь шайке абреков» Азамат, разрушивший свою семью. Милый добрый штабс-капитан, всей душой стремящийся повидаться со старым приятелем, ради встречи впервые в жизни нарушивший устав, оскорблен холодностью своего кумира. Разрушен уклад жизни «честных контрабандистов», погибает на дуэли Грушницкий, страдает Вера, искренне привязанная к Григорию, полна отчаяния Мери, которую влюбил в себя Печорин

Кажется, рушится все, к чему прикасается – вольно или невольно – этот человек, оставаясь при этом отстраненным и безучастным. Но если следить не за тем, как главный герой идет по судьбам людей, а прислушаться к нему самому, к тому, что в действительности стоит за его холодностью и равнодушием, проанализировать оттенки его поведения – то картина предстает совсем иная.

«Если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение», – произносит он в ответ на упреки Максим Максимыча. «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня». Слова эти идут вразрез с тем, что мы уже знаем о Григории, с тем мнением, которое сложилось о нем, и заставляют задуматься: может быть, слишком поверхностно мы судим о главном герое?

Журнал Печорина – любимые страницы

Мои любимые страницы «герой нашего времени» рассказывает сам – в своем журнале. Теперь перед нами Печорин изнутри, – и он таков, каков есть. Разве можно было, например, ожидать от Печорина, которого мы, читатели, знаем, запись в журнале о запахе цветов и чудесном виде из окна? В душе Григория обитает романтик, он все время в поисках бурной деятельности, красоты жизни, настоящей любви, но всего этого не находит. Мечтает о дружеском участии – и никому не доверяет, ни с кем не сближается, встречает в жизни единственную женщину, Веру, которую не смог бы обмануть никогда, и осознает, что всегда «любил для себя, для собственного удовольствия».

У Григория – сильный характер, мы наблюдаем, как Азамат, затем Максим Максимыч, Бэла поддаются его влиянию, Вера любит его, и даже мы, читатели, смотрим например, на Грушницкого глазами автора журнала.

Печорин часто совершает поступки, не раздумывая и навлекая на людей несчастия и перемены в жизни, он не умеет не вмешиваться в чужую жизнь. Но Григорий слишком индивидуалист, чтобы задумываться о других, в первую очередь его интересует он сам, мотивы поступков, предназначение, задачи в жизни. На себя смотрит он объективно и горько:«верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни».

Печорина не с кем сравнивать. Даже фатализм его не похож на общепринятый. «Не покорюсь!» – кричал казак, вызвав решение Печорина испытать судьбу. И, хотя главный герой спасает людей и рискует жизнью, в первую очередь, делает это ради себя самого, бросив вызов предопределению судьбы. «Не покорюсь» – такова истина фатализма Печорина, и она придает ему сил, не делая рабом обстоятельств.

Вслед за своим любимым героем повторю: «Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». Герой времени, в которое жил и творил Лермонтов, и не мог быть другим.

Кто они, «герои нашего времени»?

Печорин, как и другие литературные герои, которых принято называть «лишними людьми», – Онегин, Чацкий, Рудин, – воспринимаются не только как отклик писателей 19 века на атмосферу времени, не только как объяснение современникам их самих, но и как возможность заглянуть в собственный внутренний мир, задуматься над вечными вопросами любви и дружбы, долга и чести, человеческих взаимоотношений, и это – мое отношение к «героям нашего времени». Ни один из них не оставил равнодушным внимательного, вдумчивого читателя, в какое бы время тот ни жил, – они всегда современны. Вот и страницы романа «Герой нашего времени», которые рассказывают «историю души человеческой», становятся любимыми у новых и новых поколений, знакомящихся с замечательным произведением.

Тест по произведению

Рецензия на книгу М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015». Автор рецензии: Петроченко Екатерина.

Мне очень нравится Лермонтов: тема одиночества, безусловно, занимает особое место в его творчестве. Наверное, каждый из нас проходил это произведение в школе: подробно разбирали каждое написанное слово. Кому-то нравилось, кого-то неимоверно тяготило. Но, так или иначе, большинство брались за чтение этого произведения позже и наслаждались, отзываясь о книге с большим восторгом.

Для начала могу отметить тот факт, что горячо любимый Лермонтовым Кавказ оставил след и отразился и в данном романе: пейзажи, описания гор и горного народа — все это из слов в книге превращается в абсолютно неповторимую картину в голове. Создается особый колорит этих сказочных мест. Также неприступные, величественные горные вершины ассоциируются с гордой душой главного героя, а следовательно, и самого автора.

Для меня это произведение очень близко по душе. И это не удивительно, потому что «Герой нашего времени» — первый в русской литературе психологический и философский роман, который сложился из отдельных повестей. Мне очень понравились размышления главного героя о жизни, о людях. Все это передать помогает необычная композиция: сначала взгляд со стороны, а затем дневник главного героя. Читатель как бы знакомится с исповедью Печорина перед самим собой. В дневнике он объясняет свои странные поступки, которым не было оправдания.

Эта книга одна из тех, которые значительно пополняют словарный запас, что является важным плюсом. Для очень многих она может послужить причиной изменения вашей точки зрения на некоторые вещи и явления. Здесь есть всё! Все стороны жизни: любовь, радость, слезы разочарования, страсти и слухи, дуэли и война. Все это сделало произведение динамичным, а сюжет многогранным.

Мне очень понравилось, как Лермонтов поставил своего героя в различные обстановки и ситуации, в каждой из которых он раскрывается по своему. И остальные персонажи также дополняют Печорина и помогают «проявить» основные черты характера. Интересное развитие взаимоотношений с второстепенными персонажами оставили неизгладимый след в моем воображении.

Главная тема в творчестве Лермонтова – одиночество – отразилась и в этом произведении. Герой всегда остается один, несмотря на различные, достаточно тесные связи с другими персонажами. Вот что говорит он о дружбе:

«Рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный.»

В книге представлен портрет поколения того времени. Эти «герои» были достаточно умны, образованны, талантливы, деятельны, но не могли найти свое призвание и не могли применить свои хорошие качества на пользу людям, что и огорчает читателя. Однако, это произведение до сих пор служит назиданием каждому поколению.

«У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так.»