«Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет, — сердце, добрые чувства…» (По роману Гончарова «Обломов»). Любовь как испытание «Обломов Обломов и Ольга Ильинская

1. Любовь как испытание «Обломов» .

2. Отношения героев: Ольга, Штольц, Обломов, Лгафья Матвеевна.

«Обломов » - слишком большой и разноплановый роман, чтобы обсуждать его только в одном ключе. Как правило, об Обломове вспоминают, говоря о таком явлении, как «обломовщина». Мне же хотелось показать этого героя немного с другой стороны, доказать, что и в его жизни были чувства, и среди них - такое прекрасное, как любовь.

Обломов постоянно на протяжении всей жизни борется с собой, а на пути его все время возникают препятствия и трудности: от раздражающих по своей нелепости житейских - встать или не встать с кровати, съезжать ли с квартиры или оставаться, до общечеловеческих, философских - «быть или не быть». И среди всех трудностей, которые пришлось перенести Обломову, на первом месте стоит любовь.

«Господи! - восклицал Обломов . - Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?...»

Любовью наполнен весь роман, а не только жизнь одного Обломова. Это прекрасное, недоступное человеческому разуму чувство приходит ко всем - к Ольге, к Штольц, и к Агафье Матвеевне. Интересен тот факт, что Гончаров превращает любовь каждого героя в испытание. Ни одному из них не дается она легко и просто.

Красной линией проходят в романе взаимоотношения Ольги Ильинской и Обломова. Штольц приводит ее в дом Ильи Ильича как спасение - надежду на то, что Обломов наконец-то очнется от бесконечного лежания на боку, захочет вдохнуть жизнь полной грудью, не только почувствовать, но и прочувствовать ее. И действительно, Ольга сильно меняет Обломова.

Через некоторое время после знакомства с Ильинской, Илья Ильич становиться другим: «на лице ни сна, ни усталости, ни скуки», «халата не видать на нем», «сидит с книгой или пишет». Ольга задевает его до самой глубины души, зарождает в нем такие чувства, о существовании которых он и подумать не мог. Он «лишь проснется утром, первый образ в воображении - образ Ольги». Теперь Обломова с полным правом можно назвать счастливым человеком: в его жизни есть любовь, и любовь эта взаимна. Ведь именно из-за безответной любви в мире разворачивается столько трагедий. Однако «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность». Она уже не радует, а скорее омрачает. Герой не несет ее в себе, как бесценный дар, а тащит, словно громоздкий багаж. Обломов приходит к выводу, что «любовь - претрудная школа жизни». Многие часы тратит Илья Ильич на размышления об их с Ольгой отношениях и подводит им итог: «Я похищаю чужое! Я - вор!»

Oil пишет своей возлюбленной страстное, одухотворенное письмо: «Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой...»

Почему же Обломов гак яростно отвергает это чувство, за которое многие борются, мечтают о нем, стремятся к нему? Почему он отвергает Ольгу?

«Она полюбила человека честного, умного и развитого, но слабого, не привыкшего жить; она узнала его хорошие и дурные стороны и решилась употребить все усилия, чтобы | огреть его тою энергию, которую чувствовала в себе. Она думала, что сила любви оживит его, вселит в него стремление к деятельности и даст ему возможность приложит!:, к де-iy способности, задремавшие от долгого бездействия. Ольга приняла мгновенную вспышку чувства со стороны любимого ею человека за действительное пробуждение энергии; она увидела свою власть над ним и надеялась вести его вперед на пути самосовершенствования» - вот как объясняет поведение Обломова Дмитрий Иванович Писарев.

Илья Ильич начинает сомневаться в искренности Ольги-пых чувств, он не хочет быть участником своеобразного эксперимента». И где-то глубоко внутри себя Обломов понимает, что не найдет в Ольге того, что ищет в женщине: она не тот идеал, который он рисует в своих мыслях. Да и Ольга разочаровывается. Ведь любовь - это всегда самопожертвование. А Илья Ильич не способен принести себя на алтарь искренних, сильных страстей. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер», - говорит Ольга Обломову.

Судьба посылает главному герою большой дар, настоящее счастье, но в это же время и тяжкое испытание, и только любовь может стать для нас и тем и другим одновременно. Илья Ильич начинает борьбу с «обломовщиной», и поле битвы разворачивается внутри него самого, а это всегда самое сложное. Обломов проигрывает самому себе, он не в силах преодолеть воспитание, собственный характер, уклад жизни. Он сдается. И внутри него зияет пустота - прежде физической смерти наступает духовная: «Сердце было убито: там на время затихла жизнь». На мой взгляд, духовная гибель гораздо Страшнее, чем физическая. Этот вид смерти не позволяет человеку возродиться в сердцах тех, кто когда-то искренне его любил.

Спустя много лет Обломов находит тот идеал, к которому" всегда стремился: в его жизни появляется женщина, несущая покой. Это Агафья Матвеевна Пшеницына. Казалось бы, именно теперь Илья Ильич может чувствовать себя счастливым. Но нет того любовного трепета, сладостного волнения, слез радости. Отчего таится он от друзей, словно стесняется новой своей суженой, отчего завещает им заботу о сыне? Обломов возвращается к истокам, «он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования».

После смерти Обломова все в жизни Агафьи Матвеевны меняется: она остается одна, сын Андрей воспитывается у Штольцев. Создается впечатление, что новая семья Ильи Ильича была фикцией, и как только его не стало, мираж распался, перестал существовать, и каждый, кто принимал в нем участие, мгновенно и навсегда забыл о прошлом.

Отношения Ольги и Штольца также оставляют у читателя некоторую неудовлетворенность. Кажется, что оба они больше живут умом, чем сердцем. Но все же это счастливая, жизнерадостная семья. Эти люди идут вперед, они живут по-настоящему, осваивая окружающий мир и знают, что нужно делать дальше.

Трагичность, которой окутал Гончаров любовь в своем романе, вероятно, пришла на страницы произведения из его собственной жизни, из глубин души. И, может, однажды он, как и Обломов , не смог вынести бремени этого до боли сладкого чувства.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Разум и чувство» Учитель русского языка и литературы ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Лодыгина А.В. Москва, 2016

«разум и чувство» Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Разум Чувство Ум Рассудок Здравый смысл Интеллект Разумение Мыслительные способности Умение чувствовать истину 1. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. // Продукт деятельности мозга, выражающийся в речи. 2. Ум, интеллект (противоп.: чувство). // Разумность. Ощущение Впечатление Эмоция Душевный порыв Переживание Страсть Сердечная склонность Влечение Увлечение 1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления. 2. Самый процесс ощущения, восприятия чего-л. 3. Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает, то, что входит в содержание его душевной жизни. 4. разг. Любовь, испытываемая кемл. к кому-л. // Волнение, душевный подъем, порыв.

Разум Чувство Человек бывает: Бесчувственный, невосприимчивый, рациональный, расчетливый, видевший насквозь, отдающий себе отчет, разбирающийся, волевой, мыслящий, эгоистичный, рассудительный, дальновидный, образованный. Человек бывает: Трогательный, чувствительный, ранимый, сентиментальный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчивый, эмоциональный, искренний, опьяненный, легкоранимый.

Тема Произведения эпизоды Что значит испытывать благородные чувства? Что такое истинные чувства? В чем сила человеческого чувства? Ю.М. Нагибин « Старая черепаха» А.И. Куприн « Олеся» Эдуард Асадов «Баллада о ненависти и любви» Мальчик испытал благородные чувства, когда у него проснулось чувство ответственности за другого. Он смог исправить свою ошибку: вернул Машку домой. Олеся любит Ивана Тимофеевича искренно, глубоко- в этом ее удивительная сила. Благодаря силе своей любви она способна жертвовать ради Ивана Тимофеевича своими убеждениями: Олеся идет в церковь будучи убежденной в том, что она ведьма. Чувства созидающие и разрушающие Ю.М. Нагибин « Старая черепаха» А.И. Куприн « Олеся» И.А. Гончаров «Обломов» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Разрушающее чувство. Страстное желание обладать маленькими веселыми черепашками привело мальчика к тому, что он без сожаления продал старую черепаху, верного друга. Это эгоистическое чувство возникло из-за того, что он слышал и видел только свои желания, свое «хочу». Созидающее чувство. Неожиданно проснувшееся чувство ответственности за жизнь старой Машки, стыд за предательство друга, который в тебе нуждается, приводят мальчика к смелому и важному решению: любой ценой вернуть старую черепаху домой.

Тема Произведения эпизоды Когда разум становится опасен? Разум- счастливый дар человека или его проклятие? И.А. Бунин «Красавица» М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь » Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» А.С. Грибоедов «Горе от ума» Красавица, вторая жена чиновника, обладала «зорким» взглядом, все замечала, разумно подходила к решению любых вопросов. И так же разумно, спокойно она возненавидела сына чиновника от первого брака. Она сделала вид, что его не существует в доме, перевела его спать сначала на диван, а потом на пол. Результатом такого разумного подхода стала одинокая, обособленная от всего дома жизнь маленького семилетнего мальчика. Образ А.Чацкого. Умен, но не нужен фамусовскому обществу. Уезжает из Москвы «Карету мне, карету» Что важнее: разум или чувство? Что слушать: разум или сердце? И.А. Бунин «Темные аллеи » А.И. Куприн « Поединок» И. С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (распечатка) Л.Н. Толстой «Война и мир» Юрий Алексеевич Ромашов каждый вечер отправляется к Николаевым, хотя знает, что его там не ждут и не церемонятся в его присутствии, однако увидеть в очередной раз Шурочку(Александру Петровну), наблюдать за ней во время рукоделия – выше его сил. Ромашов готов терпеть позор, лишь бы только почувствовать крепкое и ласкающее пожатие милой женской руки: он душой уходил в это очаровательное пожатие. Юрий Алексеевич каждый раз испытывал острое чувство стыда, слыша насмешки денщиков и чувствуя на себе пренебрежительное отношение мужа Шурочки. Эпизод оставления Москвы семьей Ростовых. Мать за разумный подход, т.к. на подводах нужно увезти наследство детей. Наташа воспринимает ситуацию иначе: «что мы немцы какие-то!» и умоляет отдать подводы раненым. Матери становится стыдно.

Тема Произведения эпизоды Можно ли идти на поводу у своих эмоций? Нужно ли давать волю чувствам? И. А. Бунин « Солнечный удар» Л.Н. Толстой «Война и мир» Ф.И. Тютчев « О, как убийственно мы любим» Поручик, очарованный своей новой знакомой, умоляет ее сойти на берег. Она растеряна, поддавшись на уговоры, идет на поводу у своих эмоций, словно солнечный удар затмевает ее сознание. Она называет это сумасшествием: никогда ничего подобного не было в ее жизни и никогда не будет. Почему она так поступает? Эта милая женщина замужем, имеет трехлетнюю дочь. Такое поведение безрассудно, однако автор не осуждает ее за это. Чувство может вспыхнуть внезапно, как затмение- человек теряет самообладание. Но это чувство-самое прекрасное, что когда-либо было и будет в жизни этих людей. Пусть только мгновение- оно стоит вечности. Наташа Ростова, поддавшись чувству к Анатолю Куракину, решает с ним сбежать, несмотря на отговоры близких. Этот поступок привел ее к разрыву отношений с Андреем Болконским. Елена Денисьева, страстно влюбившись в Ф.И. Тютчева, принимает тяжелые удары судьбы: осуждение общества, невозможность стать женой Федора Ивановича (он женат), тяжелую болезнь.

В чем сила человеческого чувства? Сила чувств необыкновенно велика. Сила может менять человека: пробудить лучшие или худшие его стороны. Таким сильным чувством является любовь(вера, страх): она воскрешает и убивает, прощает и ненавидит, одухотворяет и опустошает. Мир наполнен силой любви от рождения до смерти: материнская любовь не знает границ, глубину чувств между мужчиной и женщиной трудно описать словами; любовь к творчеству показывает силу личности, к животным – чуткость и милосердие. Эта тема волновала многие поколения и до сих пор остается важной и значимой в жизни каждого человека. Примеры проявления силы человеческого чувства часто встречаются в произведениях русской классической литературы.

тезис Вспомним произведение А.И. Куприна «Олеся». В этой повести ярко показана сила любви главной героини: ее самоотверженность, искренность, одухотворенность.

иллюстрация Олеся выросла в лесу, знала особенности жизни дикой природы, ей были чужды мелочные проблемы жителей Полесья. Ее встреча с Иваном Тимофеевичем произошла ранней весной, сама природа благословила их любовь. Олеся знала, что их чувства обречены, что ей придется сильно страдать, но от своей любви не отказалась, не променяла ее на спокойствие. Волшебство Олеси не в колдовстве, как она думала, а в удивительной искренности, глубине чувств. Зная о л енивом сердце своего избранника, девушка принимала все его слабости, не упрекая, не осуждая. Олеся очень хотела сохранить свою любовь, но ведь судьбу невозможно изменить! Решение, принятое Олесей, вызывает восхищение. Она пошла в церковь, надеясь изменить предопределение, тем самым спасти их чувства. Всю ответственность она берет на себя. Так может поступить только человек, обладающий огромной силой любви! К сожалению, жители Полесья обошлись с ней крайне жестоко: избили, измазали дегтем. Олеся вынуждена уехать, но ни разу она ни в чем не обвиняет Ивана Тимофеевича, в ее словах звучит благодарность и по-прежнему---любовь.

Мини-вывод Удивительная сила любви Олеси заключается в умении отдавать, а не брать, в самопожертвовании.


Ум и сердце - две субстанции, зачастую не имеющие ничего общего между собой и даже конфликтующие друг с другом. Почему одним людям свойственно взвешивать каждое свое решение и во всем искать логическое обоснование, в то время как другие совершают свои поступки исключительно по наитию, по тому, как им подсказывает сердце? Об этом задумывались многие писатели, например Лев Толстой, который придавал большое значение тому, чем руководствуются в своих поступках его герои. При этом он не скрывал, что ему значительно милее люди «души». Мне кажется, что и И. А. Гончаров, отдавая должное работе ума у своих героев, больше ценил в них работу сердца.
Н. А. Добролюбов считал характерной чертой Гончарова как художника то, что «он не поражается одной стороной предмета, одним моментом события, а вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления».

Характеры героев раскрыты в романе со всеми присущими им противоречиями. Так, у главного героя, Ильи Ильича Обломова, имеется масса недостатков - он ленив, апатичен, инертен. Однако у него есть и положительные черты. Природа сполна наделила Обломова способностью мыслить и чувствовать. Добролюбов написал об этом так: «Обломов - не тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий»

В романе не раз говорится о доброте, мягкосердечии, совестливости Обломова. Знакомя нас со своим героем, Гончаров пишет о том, что мягкость его «была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души». И дальше: «Поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой». Что же могло вызывать у людей задумчивую улыбку при одном только взгляде на этого человека? Я думаю, это связано с ощущением тепла, сердечности и поэтичности натуры Обломова: «Его сердце, как колодезь, глубоко».

Штольц - человек, совершенно противоположный по складу, - восхищается душевными качествами друга. «Нет сердца чище, светлее и проще!» - восклицает он. Штольц и Обломов дружат с детства. Они очень любят друг друга, но в то же время между ними существует некий внутренний конфликт. Даже, скорее, не конфликт, а спор двух абсолютно разных людей. Один из них деятельный и практичный, а другой - ленивый и безалаберный. Штольц постоянно приходит в ужас от того, какой образ жизни ведет его друг. Он всеми силами старается помочь Обломову, вытащить его из этого болота праздности, которое беспощадно засасывает в свои глубины. Штольц - верный и преданный друг Обломова, готовый помочь ему и словом и делом. Мне кажется, что на это способны только истинно добрые люди. Поэтому я не склонна рассматривать Штольца лишь как рационалиста и прагматика. По-моему, Штольц - добрый человек, причем он активен в своей доброте, а не отделывается одним сочувствием. Обломов - другой. Он, конечно, «не чужд всеобщих человеческих скорбей, ему доступны наслаждения высоких помыслов». Но ведь чтобы воплотить эти высокие помыслы в жизнь, нужно как минимум слезть с дивана. На это Обломов уже не способен.
Причиной полной несхожести характеров двух друзей является их совершенно разное воспитание. Маленький Илюша Обломов был с детства окружен безграничной любовью, лаской и непомерной заботой. Родители старались оградить его не только от каких-то бед, но и от всех видов деятельности. Даже для того, чтобы надеть чулки, нужно было позвать Захара. Учебе тоже не придавалось особого значения, и в результате у одаренного от природы мальчика на всю жизнь остались невосполнимые пробелы в образовании. Любознательность его была загублена, однако размеренная и спокойная жизнь в Обломовке пробудила в нем мечтательность и мягкость. На мягкий характер Илюши Обломова оказала влияние и среднерусская природа с неторопливым течением рек, с великим спокойствием полей и огромных лесов.

Андрея Штольца воспитывали совсем по-другому. Его образованием занимался отец-немец, который очень серьезно относился к получению сыном глубоких знаний. Он стремился воспитать в Андрюше прежде всего трудолюбие. Учиться Штольц начал в раннем детстве: сидел с отцом над географической картой, разбирал библейские стихи, учил басни Крылова. Лет с 14-15 он уже самостоятельно ездил с поручениями отца, причем выполнял их точно, никогда ничего не путая.

Если говорить об образованности, то, конечно, Штольц ушел далеко вперед от своего друга. Но что касается природного ума, то Обломов вовсе не был им обделен. Штольц говорит Ольге, что в Обломове «есть и ума не меньше других, только зарыт, завален он всякой дрянью и заснул в праздности».

Ольга же, мне кажется, полюбила в Обломове именно его душу. И хотя Обломов предал их любовь, не сумев вырваться из оков привычной жизни, Ольге так и не удалось его забыть. Она уже была замужем за Штольцем и, казалось бы, жила счастливо, а все спрашивала себя, «чего по временам просит, чего ищет душа, а только просит и ищет чего-то, даже будто - страшно сказать - тоскует». Я понимаю, куда рвалась ее душа - навстречу такой же родной и близкой душе. Штольц, при всех своих достоинствах - уме, энергичности и целеустремленности, - не мог дать Ольге того счастья, которое она испытала с Обломовым. Обломов же, несмотря на всю свою лень, инертность и прочие недостатки, оставил неизгладимый след в душе незаурядной и талантливой женщины.
Таким образом, после прочтения романа остается впечатление, что Гончарову ближе Обломов с его богатой и нежной душой. Илья Ильич обладал удивительным свойством: он умел вызывать любовь окружающих, вроде бы ничего не давая взамен. Но благодаря ему люди обнаруживали в себе лучшие свои качества: мягкость, доброту, поэтичность. А значит, такие люди, как Обломов, необходимы, хотя бы для того, чтобы сделать этот мир красивее и богаче.

В романе «Обломов» Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения.
Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя, автор вводит в ткань произведения «Сон Обломова», в котором показывает причины появления такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов спрашивает себя: «Почему я такой?» - и во сне получает ответ на свой вопрос. «Сон Обломова» - это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.

Для раскрытия характеров героев автор использует также прием антитезы, положенный в основу построения системы образов. Главная антитеза - пассивный, безвольный, мечтательный Обломов и активный, энергичный Штольц. Они противопоставлены друг другу во всем, до деталей: во внешности, в воспитании, отношении к образованию, образе жизни. Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки, заглушавшей малейшую попытку проявления инициативы, то отец Штольца, наоборот, поощрял рискованные выходки сына, говоря, что из него выйдет «добрый барин». Если жизнь Обломова протекает однообразно, наполненная беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, обильными сном и едой,бесконечным лежанием на диване, то Штольц все время в движении, всегда занят, постоянно куда-то спешит, полный энергии.


Страница: [ 1 ]

Текст сочинения:

Ум и сердце две субстанции, зачастую не имеющие ничего общего между собой и даже конфликтующие друг с другом. Почему одним людям свойственно взвешивать каждое свое решение и во всем искать логическое обоснование, в то время как другие совершаюҭ свои поступки исключительно по наиҭию, по тому, как им подсказывает сердце? Об этом задумывались многие писатели, например Лев Толстой, который придавал большое значение тому, чем руководствуюҭся в своих поступках его герои. При этом он не скрывал, что ему значительно милее люди души. Мне кажется, что и И. А. Гончаров, отдавая должное работе ума у своих героев, больше ценил в них работу сердца. Н. А. Добролюбов считал характерной чертой Гончарова как художника то, что он не поражается одной стороной предмета, одним моментом собыҭия, а верҭиҭ предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления. Характеры героев раскрыҭы в романе со всеми присущими им противоречиями. Так, у главного героя, Ильи Ильича Обломова, имеется масса недостатков он ленив, апатичен, инертен. Однако у него есть и положительные черҭы. Природа сполна наделила Обломова способностью мыслить и чувствовать.
Добролюбов написал об этом так: Обломов не ҭупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий-. В романе не раз говориҭся о доброте, мягкосердечии, совестливости Обломова. Знакомя нас со своим героем, Гончаров пишет о том, что мягкость его была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души. И дальше: Поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой. Что же могло вызывать у людей задумчивую улыбку при одном только взгляде на этого человека? Я думаю, это связано с ощущением тепла, сердечности и поэҭичности натуры Обломова: Его сердце, как колодезь, глубоко. Штольц человек, совершенно противоположный по складу, восхищается душевными качествами друга. Нет сердца чище, светлее и проще! восклицает он. Штольц и Обломов дружат с детства. Они очень любят друг друга, но в то же время между ними существует некий внутренний конфликт. Даже, скорее, не конфликт, а спор двух абсолюҭно разных людей. Один из них деятельный и практичный, а другой ленивый и безалаберный. Штольц постоянно приходиҭ в ужас от того, какой образ жизни ведет его друг. Он всеми силами старается помочь Обломову, вытащить его из этого болота праздности, которое беспощадно засасывает в свои глубины. Штольц верный и преданный друг Обломова, готовый помочь ему и словом и делом. Мне кажется, что на это способны только истинно добрые люди. Поэтому я не склонна рассматривать Штольца лишь как рационалиста и прагматика. По-моему, Штольц добрый человек, причем он активен в своей доброте, а не отделывается одним сочувствием. Обломов другой. Он, конечно, не чужд всеобщих человеческих скорбей, ему доступны наслаждения высоких помыслов. Но ведь чтобы воплотить эҭи высокие помыслы в жизнь, нужно как минимум слезть с дивана. На это Обломов уже не способен. Причиной полной несхожести характеров двух друзей является их совершенно разное воспитание. Маленький Илюша Обломов был с детства окружен безграничной любовью, лаской и непомерной заботой. Родители старались оградить его не только от каких-то бед, но и от всех видов деятельности. Даже для того, чтобы надеть чулки, нужно было позвать Захара. Учебе тоже не придавалось особого значения, и в результате у одаренного от природы мальчика на всю жизнь остались невосполнимые пробелы в образовании. Любознательность его была загублена, однако размеренная и спокойная жизнь в Обломовке пробудила в нем мечтательность и мягость. На мягкий характер Илюши Обломова оказала влияние и среднерусская природа с неторопливым течением рек, с великим спокойствием полей и огромных лесов. Андрея Штольца воспиҭывали совсем по-другому. Его образованием занимался отец-немец, который очень серьезно относился к получению сыном глубоких знаний. Он стремился воспитать в Андрюше прежде всего трудолюбие. Учиться Штольц начал в раннем детстве: сидел с отцом над географической картой, разбирал библейские стихи, учил басни Крылова. Лет с 14-15 он уже самостоятельно ездил с поручениями отца, причем выполнял их точно, никогда ничего не путая. Если говорить об образованности, то, конечно, Штольц ушел далеко вперед от своего друга. Но что касается природного ума, то Обломов вовсе не был им обделен. Штольц говориҭ Ольге, что в Обломове есть и ума не меньше других, только зарыҭ, завален он всякой дрянью и заснул в праздности. Ольга же, мне кажется, полюбила в Обломове именно его душу. И хотя Обломов предал их любовь, не сумев вырваться из оков привычной жизни, Ольге так и не удалось его забыть. Она уже была замужем за Штольцем и, казалось бы, жила счастливо, а все спрашивала себя, чего по временам просиҭ, чего ищет душа, а только просиҭ и ищет чего-то, даже будто страшно сказать тоскует. Я понимаю, куда рвалась ее душа навстречу такой же родной и близкой душе. Штольц, при всех своих достоинствах уме, энергичности и целеустремленности, не мог дать Ольге того счастья, которое она испытала с Обломовым. Обломов же, несмотря на всю свою лень, инерҭность и прочие недостатки, оставил неизгладимый след в душе незаурядной и таланҭливой женщины. Таким образом, после прочтения романа остается впечатление, что Гончарову ближе Обломов с его богатой и нежной душой. Илья Ильич обладал удивительным свойством: он умел вызывать любовь окружающих, вроде бы ничего не давая взамен. Но благодаря ему люди обнаруживали в себе лучшие свои качества: мягкость, доброту, поэҭичность. А значиҭ, такие люди, как Обломов, необходимы, хотя бы для того, чтобы сделать этот мир красивее и богаче.

Права на сочинение "Ум и сердце в судьбах героев романа И. А. Гончарова Обломов" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на