Глобальная цель. Как поставить глобальные цели

Глобальное управление - явление относительно новое, результат бурно развивающегося процесса глобализации в контексте объективного усиления международных экономических, политических, научно-технических и духовно-культурных связей, возрастания и интенсификации международных потоков финансовых ресурсов, товаров, услуг, научных знаний, информации и трудовых ресурсов в условиях открытости общества, демократизации правящих режимов и усиливающегося международного взаимодействия 1 .

Возникло глобальное управление, с одной стороны, как результат трансформации системы международных отношений, а с другой - как результат функциональной необходимости управления стихийными процессами глобализации. В основе трансформации современной системы международных отношений лежит изменение статуса и функций такого фундаментального для данной системы института, как суверенитет. Вслед за суверенитетом по цепочке меняются все остальные институты и практики международной жизни. Меняется также сфера международного взаимодействия, в том числе на уровне институтов гражданского общества, она становится сферой межгосударственного. На смену национальных политик приходит мировая политика как сфера, в которой политика не разделена границами. Глобальное управление является важнейшим, хотя все-таки пока лишь этапом эволюции системы мировой политики, в рамках которого решается задача целенаправленного развития данной системы.

Глобальное управление, но сути - это совместное определение повестки дня мирового развития, целенаправленная реализация мировой политики, процесс объективации решений в форме финансово-экономического, политического и идеолого-пропагандистского управляющего воздействия на общемировом уровне. Причем осуществляемые без какого-то единого глобального суверена и централизованного аппарата управления и принуждения. Его механизм - система институтов, принципов, стандартов, политических, правовых и нравственных норм, с помощью которых регулируются отношения и процессы глобального транснационального уровня 1 .

Первый, кто придал вопросу глобального управления академическое звучание, был Дж. Розенау - американский специалист в области международных отношений, профессор политических наук Университета Джорджа Вашингтона. Он сразу отделил понятие глобального управления от системы ООН. Глобальное управление представил как нечто большее, чем формальные институты и организации, посредством которых осуществляется управление международными делами посредством системы ООН и ее органов. ООН, конечно, - центральный компонент глобального управления, но им не исчерпывается . Тут же представил, ставшее уже классическим, определение глобального управления как «совокупности систем управления на всех уровнях человеческой деятельности - от семьи до международной организации, - в которых достижение поставленных целей имеет транснациональные последствия».

При этом в качестве ключевой проблемы как практических международных отношений и мировых политик, так и глобального управления как научной дисциплины Розенау сформулировал возможность осознания, научного изучения и учета в практической деятельности проявлений в различных формах и на различных уровнях децентрализации политического авторитета, в том числе на уровне общемировом. Политический авторитет он представил как признание политической власти и способность вызывать «согласное повиновение».

Категория «авторитет» не очень популярна в российской политологии и в теории публичного управления, но она тесно связана с глобальным управлением, которое реализуется скорее не через власть и принуждение с помощью конкретных институтов управления, а через лидерство и авторитет, основывается на авторитете лидеров мирового сообщества. Авторитет в отличие от официальной власти предполагает не просто легитимность, а прежде всего добровольное и осознанное повиновение, отсутствие в подавляющем большинстве случаев принуждения, тем более силового.

Сегодня авторитетом, необходимым для реализации задач глобального управления, пользуются далеко не только государства и созданные ими международные структуры. Никто не отрицает огромное влияние на мировые процессы ВТО, Всемирного банка, МВФ. Но и национальные банки развитых стран как финансовые регуляторы тоже обладают немалым ресурсом и оказывают весьма существенное влияние на международные экономические отношения. Чрезмерное вмешательство правительства в работу центрального банка снижает авторитет последнего, а следовательно, и его эффективность во взаимозависимой мировой финансовой сфере. Неправительственные природоохранные организации обладают авторитетом в сфере защиты окружающей среды, правозащитные организации - в сфере защиты прав человека и т.д. Даже международные правительственные организации постепенно приобретают самостоятельный авторитет, не сводимый к авторитету составляющих их государств. Например, только ООН обеспечивает легитимность проведения миротворческих операций или введение санкционных ограничений, ни одно государство в отдельности таким авторитетом и таким легитимным правом не обладает.

Рассуждая о глобальном управлении, Розенау вводит в научный оборот такое ключевое понятие, как «сфера авторитета». Именно в сферах авторитета функционируют системы управления и именно на поддержание этих сфер. В результате «фрагмеграции» 1 мировой политики произошло резкое приумножение сфер авторитета на различных уровнях и в различных масштабах. Территориальное государство более не является эксклюзивной сферой авторитета. Такими сферами стали негосударственные институты и организации, частные объединения заинтересованных граждан и т.д.

При этом в качестве глобального тренда Розенау указывает на сближение систем управления с непосредственными объектами управления. Этот процесс протекает прежде всего в форме распространения принципа субсидиарности с регионального (например, ЕС) на уровень глобальный. Концептуально данный тренд зафиксирован в теории многоуровневого управления, построенной на примере деятельности и принципах управления ЕС.

Рассредоточение власти и авторитета в мировой политике нарушает привычные концептуальные рамки, сложившиеся в политических науках. Традиционно власть и политический авторитет связывался с территорией и территориальным государством. Такой подход Розенау называет методологическим территориализмом. У. Бек - немецкий социолог и политический философ - представляет это явление несколько по-иному и называет «методологическим национализмом». Но суть этих методологических ограничений одна - неспособность представить управление вне конкретного национального государства, непонимание того, что сегодня происходит детерриториализация политической власти, что это объективный процесс и остановить его невозможно.

Концептуализация глобального управления как направленного развития мировой политики затрагивает также нормативное содержание данной категории. При этом нельзя не учитывать, что цели развития мировой политики определяются сегодня доминирующей в современном мире идеологией неолиберализма и во многом ориентированы на обеспечение человеческой безопасности (human security). Этим же определяются и цели

глобального управления, т.е. цели, связанные с разработкой и практической реализацией решений и действий глобального масштаба, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей международной значимости.

В концентрированном виде ценности международного развития, провозглашаемые современным международным сообществом, выражены в Декларации тысячелетия ООН. Они то и являются той системой социальных координат, в которой реализуются глобальные управленческие замыслы.

Свобода. Мужчины и женщины имеют право жить и растить своих детей в достойных человека условиях, свободных от голода и страха насилия, угнетения и несправедливости. Лучшей гарантией этих прав является демократическая форма правления, основанная на широком участии и воле народа.

Равенство. Ни один человек и ни одна страна не должны лишаться возможности пользоваться благами развития. Предполагает реальное признание равного достоинства всех как представителей человеческого рода, гарантированность хорошего обращения вне зависимости от статуса, материального достатка и реальных поступков. На таких постулатах строится концепция эгалитарйзма, предполагающая возможность общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов данного общества.

Солидарность. Глобальные проблемы должны решаться при справедливом распределении издержек и бремени в соответствии с фундаментальными принципами равенства и социальной справедливости. Те, кто страдают или находятся в наименее благоприятном положении, заслуживают помощи со стороны тех, кто находится в наиболее благоприятном положении.

Терпимость. При всем многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга. Различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны пестоваться в качестве ценнейшего достояния человечества. Следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями.

Уважение к природе. В основу охраны и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития. Только таким образом можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, которые дарованы нам природой. Нынешние неустойчивые модели производства и потребления должны быть изменены в интересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потомков.

Общая обязанность. Обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием, а также устранению угроз международному миру и безопасности должна разделяться между народами мира и осуществляться на многосторонней основе. Центральную роль в этом должна играть ООН как наиболее универсальная и самая представительная организация в мире 1 .

Управление, основанное на вышеперечисленных ценностях, в документах ООП именуется «благим». В частности, в той же Декларации утверждается: «успех в достижении этих целей зависит, в частности, от обеспечения благого управления в каждой стране. Он также зависит от обеспечения благого управления на международном уровне и транспарентности в финансовой, кредитно-денежной и торговой системах».

Цели и задачи глобального управления, конечно, разнообразны и разно- плановы. В интегрированном виде, как указывается в первой главе настоящего издания, их можно свести к формуле - «производство глобальных общественных благ общемировой значимости». Прежде всего таких, как международная безопасность, демографические процессы, миграция, устойчивость международной финансовой системы, борьба с международным терроризмом, расширение доступа к источникам энергии и чистой воды, минимизация бедности, экологическая безопасность, глобальное информационное пространство, т.е. все то, что в одиночку отдельные страны осилить не могут. Итоговый результат - принципиально новый уровень общественного сознания, а значит, новый уровень политической, экономической, правовой, управленческой и нравственной культуры элитных слоев и мирового сообщества в целом. Именно такая культура в идеале не будет стремиться подводить всех под один шаблон глобального бытия, а обеспечит цивилизованное мирное сосуществование народов разных верований и культур, разных ценностей и разных правящих режимов.

Социальная значимость представленных целей заключается в решении таких проблем глобального уровня, как предотвращение мировой термоядерной войны, обеспечение мира для всех пародов всех стран и континентов; преодоление запредельного разрыва в уровнях социально-экономического и культурно-бытового развития между развитыми и развивающимися странами; обеспечение свободы от голода и страха насилия, угнетения и несправедливости. А также равенства - всеобщего доступа к благам развития, солидарности - справедливого распределения издержек и бремени при решении глобальных проблем; терпимости - взаимного уважения вероисповеданий, культур и языков; уважения к природе - рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов для обеспечения устойчивости развития, обязанности добиваться устранения угроз безопасности.

Правда, в реальной практике глобального управления реализация перечисленных целей и задач далеко не всегда соответствует официально заявленному. Разве не результатом глобального воздействия являются трагедии и кризисы целого ряда стран Ближнего Востока, бедственного положения не только народов юго-востока, но и всего населения Украины? Источники такого положения, несомненно, кроются в первую очередь внутри страны. В слабостях государственного управления, неэффективных государственных институтах, разрегулированности экономики, лоскутно- сти социальной сферы, деградации правоохранительной системы, в двуличии политики, антидемократических законах, цензуре, бюрократических ухищрениях, вызывающих политических демаршах. Именно в обстановке управленческого бессилия и цинизма национальные правительства смиряются с фактами внешнего давления, будучи практически неспособными самостоятельно решать экономические проблемы, обращаются за содействием МВФ и Всемирного банка, готовы оказаться «иод крышей» международных вооруженных сил.

Однако и такая тактика далеко не всегда обеспечивает искомый результат. Нередко именно иод воздействием недальновидного внешнего влияния (дружеской помощи) внутренний кризис достигает чудовищных размеров, провоцирует суверенные дефолты, а то и вовсе приобретает глобальный характер. Подобные истории порождают движения антиглобалистов, выявляют темную сторону глобализации, связанную с особенностями культуры, менталитета и тенденций развития западной цивилизации. Многие из них прекрасно описаны Э. Саидом в его «Ориентализме» 1 - системе знаний о Востоке. Функция ориентализма, с одной стороны, - это «фильтр для проникновения Востока в западное сознание и научное, с другой стороны, обоснование необходимости активного, даже бесцеремонного, не всегда уважительного отношения к Востоку со стороны западного цивилизованного сообщества». Чем не «научное обоснование» политики санкций?

Базовый постулат ориентализма: великие достижения восточных цивилизаций остались далеко позади, теперь только мы, европейцы, можем говорить от их имени и моделировать их. Иначе восточный образ жизни, прежде всего восточный деспотизм с его чувственностью к внешнему повелевающему воздействию, апатией и бездействием национальной интеллигенции, с точки зрения Запада не преодолеть. Такого рода рассуждения подаются в качестве «научного обоснования» объективной необходимости новой системы «имперской колониальной экспансии» но отношению к восточным народам. Что, как им представляется, вполне оправданно. Ведь Запад - «мир особый, цивилизация с уникальным историческим опытом, особой системой ценностей и самой прогрессивной моделью мироустройства». Поэтому судьба других народов, независимо от их истории, культуры, внутренних проблем и сложившейся конкретно-исторической ситуации, предрешена и однозначна - модернизация еврокапиталистиче- ского типа и неуклонное следование европейскому курсу. При этом никто не скрывает, что Восток для высокомерной европейской культуры не собеседник, а всего лишь безмолвный «друг».

Доминирование неолиберальной идеологии, действительно, во многом объясняет расстановку сил в современном мире. Но нс она, но крайней мере, не только идеология неолиберализма определяет базовые принципы глобального управления. Их определяет реальная расстановка политических, экономических, военных и духовных сил, познает интеллект и наука, закрепляет международная конвенция. Речь идет о таких принципах, как организационная и институциональная гибкость, нелинейность, разновек- торноегь и многоуровневоегь, рациональность, инновационность, толерантность, интерактивность, сетевое взаимодействие, учет множественности интересов и целевых установок.

Средства реализации решений глобального характера в реальной управленческой практике: конкуренция, правовое регулирование, координация, субординация и императив. Два основных ресурса - сила права, а нередко и право силы.

Ресурсами глобальной власти (институциональной и структурной) в более детальном представлении являются такие материальные факторы, как транснациональная экономика, международный финансовый капитал, вооруженные силы. Источником институциональной власти служит институциональная иерархия, благодаря которой одни акторы могут контролировать повестку дня и вырабатывать нормы и правила для других субъектов международного взаимодействия. Структурная власть отличается от институциональной тем, что она тесно связана с идентичностью акторов и возникает в связи иерархических ролей внутри определенной социальной структуры. При этом данные иерархические роли не существуют друг без друга. Например, «хозяин» не существует без «раба», власть первого над вторым возникает в связи с рабовладельческим строем. Капитализм порождает другие иерархически связанные классы - капиталистов и пролетариат. В международных отношениях структурной властью обладают государства капиталистического «ядра».

Производящая власть заключена в силе доминирующего дискурса, в иерархии его понятий и категорий. Это невидимая форма власти, но при этом и наиболее эффективная ее часть. Обладать ей, как и структурной властью в целом, невозможно. Такая власть является производной от конкретно-исторического дискурса (в случае производящей власти), а не от ее акторов. В современном глобальном политическом дискурсе, например, демократия иерархически выше авторитаризма, сотрудничество выше конфликта, свобода выше справедливости. На первый план выходят структурная и производящая формы власти.

Современная мировая экономика и идейная сфера наделяет властью исторический Запад. Хотя в структурной власти позиции Запада постепенно теснит Китай, все более активные позиции занимает Россия. Гравитационные силы их экономики и политического авторитета постепенно искривляют структуру международных отношений и международной экономики в сторону исторического Востока. В сфере принудительной власти по конвенциональным показателям могущества (особенно военные расходы, вооруженные силы) Запад, конечно, далее впереди Востока. Однако в ядерной сфере сохраняется многополярность. При этом принудительная сила, несмотря на все идеалистические ожидания международного сообщества, связанные с окончанием холодной войны, остается важной составляющей международной жизни.

Перечисленными формами власти пользуются практически все типы политических акторов и субъектов управленческих отношений. В этом ряду - международные арбитражные органы, глобальные фонды, всемирные комиссии, международные финансовые механизмы, сетевая многовекторная дипломатия, специальные радиостанции и интернет-сети. Все они, будучи соответствующим образом вмонтированными в механизм глобального и регионального регулирования, определяют направления инвестиционных потоков, вырабатывают универсальные правила игры, регулируют трудовую миграцию, определяют стратегию борьбы с коррупцией, организуют обмен управленческой информацией.

Методы - дирижизм, международное правовое регулирование, «мягкое», а в случае необходимости - силовое воздействие в форме соответствующих военных операций, международно-правовых и односторонних санкций. Нельзя абстрагироваться и от тех средств и методов, которые используют США в своем стремлении к глобальному доминированию. Причем без какой-либо обратной юридической ответственности субъектов глобального управления. Инструменты глобального управления - все формы властвования в мировой политике.

Сегодня их насчитывается, по крайней мере, четыре: принудительная, институциональная, структурная и производящая. Самые сложные задачи с точки зрения интеграции стратегии глобального управления с принципами международного права: а) не допустить ограничения элементарных прав и свобод человека во имя решения глобальных проблем, б) создание гибких каналов, по которым репрезентативный голос граждан достигал бы тех, кто принимает решения на глобальном уровне, в) выработка механизмов защиты права голоса по вопросам, решаемым на наднациональном уровне. Пока никакой стройности в решении этих немаловажных вопросов для глобального управления не достигнуто. Хотя определенные элементы гармонизации формируются, например в форме Европарламента, ПАСЕ, ОБСЕ, Межпарламентского союза, Североатлантической ассамблеи и других аналогичного рода институтов.

Правда, не исключается и прямо противоположное - формирование новых инструментов и средств «дополнительного давления» на несговорчивых партнеров. Например, альянсов типа Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства и Транстихоокеанского соглашения, поощрение конфронтации России и Турции, провокационные действия ЕС, подмена реальной воли государств бюрократическими предписаниями еврочиновников, сотни военных учений с явно агрессивной составляющей военно-политического блока НАТО.

Важным методом глобального управления в последнее время становится так называемое оркестрирование 1 . Основными субъектами орке- стрирования являются международные организации, которые с помощью посредников, роль которых могут играть государства, различные негосударственные акторы. Благодаря данному методу международные организации повышают эффективность своего участия в глобальном управлении при ограниченном объеме политического авторитета. Государства зачастую приветствуют оркестрирование, так как оно не создает сильных международных институтов, позволяя тем самым достигать высокой политической и функциональной гибкости при решении общих проблем мирового развития. Проблем же этих и соответствующих рисков немало, касаются они каждой составляющей объекта глобального управления, прежде всего эко- Фрагмеграция - термин, предложенный Дж. Розенау, описывающий одновременностьдвух противоположных тенденций: фрагментации и интеграции.

  • Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml.
  • Саид Э. Ориентализм. М.: Русский Мир, 2006.
  • Abbott К. W. et al. (ed.). International organizations as orchestrators. Cambridge: UniversityPress, 2015.
  • Ален Бомбар доказал, что в открытом море можно «прожить» более месяца. Он переплыл Атлантический океан на резиновой лодке, без запасов еды и воды.

    Бомбар изменил устоявшееся мнение о возможностях человека, и спас тысячи жизней в будущем.

    Бомбар прибыл в порт после сумасшедшего эксперимента над собой

    У Алена была глобальная цель. Вряд ли он выбирал себе цель в жизни, как это предлагают на тренингах. И уж точно не записывал, визуализировал и рисовал майнд-мапы по её достижению. Просто он знал, что хочет исправить существующие взгляды на способности к выживанию человека в открытом море.

    Он не учился как «правильно» выбрать цель жизни – но он знал, что от него требуется делать. Он понимал какая стоит перед ним задача – показать реальные возможности человека, а не слепо верить теоретическим догадкам.


    А это «мужик». Ловит рыбу для семьи, или типа того.

    Мужик – чих-пых


    Бомбар отплыл «сумасшедшим», по мнению специалистов. Но когда он приплыл к другому берегу океана – в лодке оказалась выдающаяся личность.

    Он тоже ловил рыбу, пил и ел её. Бездельничал под солнышком на лодке, не ходил на работу, разговаривал сам с собой. Всё то же, что и делает любой рыбак.

    С виду те же действия, которые мужик делает ежедневно, сделали Бомбара знаменитым. Этим и отличаются люди с глобальной целью, и без неё.

    Глобальная цель делает человека и других людей лучше. Личная цель совершенствует только самого человека. Без достойной цели человек становится «мужиком» и рыбачит.

    Психология цели в жизни

    Высокая цель затрагивает не только вашу жизнь, но и жизни других людей. Большинство окружающих против того, чтобы вы стали сильной и, тем более, выдающейся личностью. Таким путём вы покажете, что они – ничтожные, мало на что способные людишки.

    Чтобы преследовать глобальную цель, нужно обладать упорством, работоспособностью и умением держать удар .

    Человека с глобальной целью не будут понимать, и будут противостоять ему. Главными противниками станут его самые близкие, или вообще все вокруг. Нужна сильная психика. Мужество и самодисциплина – главные качества, требуемые от человека.

    Прежде, чем выбрать цель жизни, нужно оценить – способны ли вы её потянуть. Достаточно ли вы уверенны в себе, дисциплинированны, и охотно ли учитесь? Глобальная цель не обязательно заставит героически идти к ней, как Алена Бомбара, но работать напряжённо – точно. И лучше любить этот труд.

    Глобальная цель требует много лет самостоятельной работы, без оплаты и поддержки. Можете ли вы пахать все эти годы по 5-12 часов в день, по собственной воле? Ответ лежит в вашем прошлом, а не в фантазиях «Да, я смогу, если захочу! Я – супермен!».

    Чтобы обрести глобальную цель – нужно воспитать свой характер до уровня цели. Иначе, цель в жизни будет поставлена для галочки, вроде «Помогать людям жить счастливо». Результатом работы по цели будет ежедневная медитация «Пожелания всем счастья». Никакой реальной работы нет, зато будет имитация и самообман.

    Глобальная цель жизни – конкретна

    Идеально, чтобы человек вышел на уровень глобальной цели и был готов её воплощать. Если это так, то сильная личность сама выйдет на нужную цель. Ей вряд ли придётся метаться, и думать какую цель выбрать. Скорее, будет вопрос в способе и масштабе реализации цели или её формулировке, но не в её главном смысле и назначении.

    Глобальная цель жизни – «Приносить пользу кругу людей Y в сфере N способом X» .

    Здесь всё зависит от масштаба личности. Для одного будет достаточно профессионально делать свою работу. Для другого – изменить стандарты работы целой отрасли – будет промежуточной целью.

    Г. Альтшуллер сначала просто делал на совесть свою работу – изобретал . Затем, описал способы изобретательства и упростил поиски творческих решений. Ещё позже, вывел стратегии достижения жизненных целей, применимых для любого человека.

    Альтшуллер рос как личность: вместе с ним росли его цели и творческие результаты. Он брался за то, к чему был готов. Он выбирал достойную цель в жизни из того, что было ему по силам.

    Он не самообманывался целью – «Помочь 1 млн. людей принимать творческие решения к концу 1990 года». Чтобы это было? Статья о креативе, которую прочитает 1 млн. людей? Или теория решения изобретательных задач, которую 1 млн. инженеров будет использовать ежедневно?

    Глобальная цель жизни – это не «вообще», а конкретно о чём-то . Начинается она с реализации новых целей, делающих человека: эффективнее в работе, счастливее в личной жизни, сильнее характером.

    Сначала у Альтшуллера была конкретная цель – «Найти приёмы, помогающие в личной изобретательской практике» . А уже потом – «Изобретение способа изобретать».

    Какую выбрать цель?

    До 40 лет быть на уровне личной цели – замечательно. Когда тебе уже 40-50-60 лет, желательно выйти на уровень достойной цели жизни, иначе есть большой риск быстро деградировать.

    Если в вашем еженедельном плане нет задач по глобальной цели – фактически, вами выбрана личная цель. Это прекрасный выбор. Большинство населения после школы/университета катятся по пути деградации, а не идут по пути развития. Поэтому, сознательный выбор личной цели – уже достижение.

    Высокая цель это не обязательно благотворительный труд. Почти за всё материальное в жизни нужно платить, поэтому и за вашу помощь миру – должны платить. Скорее, правильный выбор – коммерчески выгодная цель. Сложный выбор – взяться за дело в одиночку, проще – подключится к команде.

    Достижение личных целей помогает выбрать цель в жизни покрупнее.


    Вместо иллюзорной цели «Помочь 1 млн. людей», лучше выбрать цель – создать курсы по обучению рисованию. Нужно определить, что конкретно будет в итоге – блог с описанием 100 изученных вами техник рисования с примерами? Тогда начинающие художники смогут учиться подражать другим художникам пробуя на себе их методы. Вам и им выгодно – быстрее ставить навыки рисования.

    Для себя я выбрал (помимо основной работы) – делиться опытом через эти статьи – глобально и конкретно, но мало новизны и творческих решений. Как созрею, создам сервис, упрощающий создание образа будущего и постановки нужных целей .

    Выбирайте личную цель в жизни . Растите вместе с ней как личность, и зрейте для глобальных целей.

    Не знаю как у Вас, но когда передо мной поставили задачу, определить свои цели на год, на 5 лет, на 10 лет и на всю жизнь, это у меня вызвало некоторую панику и ощущение, что это просто невозможно сделать. Если копнуть чуть дальше, то становилось понятно, что я просто не знаю, что хочу. Я мог определить цели на месяц, на полгода, если цель была глобальной, или спланировать дорогостоящую покупку(но тут все исходило из моих ресурсов), это пожалуйста, а вот определить чего же я хочу по жизни в глобальном масштабе, вводило меня в ступор. Я привык жить с надеждой, что «там, наверху» за меня все определили и то, что они определили, будет соответствовать моим ожиданиям. Но, настанет в жизни время, когда ты попадешь в новую для себя среду, увидишь, как живут другие люди, не из твоего окружения. И это заставляет задумываться: «А правильно ли я выбрал свой путь? Живу ли я так, как хочу?»

    Начинаешь ходить на всякие тренинги по благосостоянию, читать мотивационные книги, а там появляется тот же камень приткновения, что и раньше, тебе говорят, определись, что ты хочешь в жизни, поставь цели.

    Мне это уже порядком поднадоело и, в конце концов, я решил добить эту тему, раз и навсегда сбросив этот груз с плеч. Но как определиться, чего ты хочешь в жизни? В предыдущих статьях, была описана методика «потока целей и желаний», когда мы пишем список всего, чего только бы хотели для себя. Это позволяет включить нашу творческую жилку, и посмотреть на мир немного по-другому. Раскрепостить себя от оков нашего бытия и позволить себе мечтать. Не обращая внимания, на абсурдность и нереальность своих мечт и желаний.

    За прошедшие дни от той статьи я проделал эту технику, наверное, раз 5. И получил просто огромный список со своими желаниями и целями. Листая блокнот со списком, я заметил, что некоторые желания повторяются «под разным соусом». Мне это показалось занятным, и я систематизировал свои желания, обобщая их к одному знаменателю.

    В результате, сам того не подозревая, я сформулировал глобальные цели, и направления по жизни в котором хочу двигаться.

    Причем, каталогизируя мои желания, таким образом, я уже заранее отвечаю на рекомендованный вопрос: а зачем мне это нужно? Каждое глобальное желание произрастает из более мелких и насущных. А частота повторения желания, определяет, его силу воплощения, насколько оно мне нужно.

    Получилось очень хорошо. Если при этом учесть, что в начале была просто каша в голове и всяческие немыслимые желания, вроде мира во всем мире, и путешествий без конца и края.

    Есть заданное направление, есть разбиение на этапы, с возможностью корректировки в рамках указанных сроков. Есть обоснование, для себя, зачем мне все это надо? Как только возникнет такой вопрос, то можно пробежаться по этапам, и если что-то не понравиться подкорректировать.

    Итак, техника постановки целей выглядит следующим образом:

    1. Учимся генерировать желания. Составляем список от 100 желаний
    2. Проводим анализ получившегося и сводим все к единым знаменателям. В результате получаем направления, в которых стоит работать.
    3. Прорабатываем этапы по временным интервалам 1 год, 5 лет, 10 лет и более.
    4. Начинаем действовать.

    1. Сформулировать глобальную цель и цели функционирования конкретной организации (на примере организации, в которой вы работаете)……………..3

    2. Построить дерево целей для конкретной организации. Описать цели каждого уровня. Выявить и сформулировать количественные и качественные цели………………………………………………………………………………..4

    Задача………………………………………………………………………….….7

    Тест………………………………………………………….……………………12

    Список используемой литературы……………………………………………...13

    Вариант №1

    1. Сформулировать глобальную цель и цели функционирования конкретной организации (на примере организации, в которой вы работаете).

    Я работаю в ВЗФЭИ филиал в городе Барнауле. И для того чтоб сформулировать глобальную цель ВЗФЭИ, необходимо посмотреть причины его создания.

    Конец 20-х - начало 30-х годов. В нашем государстве принимается грандиозная программа индустриализации. Необходимо было реконструировать старые и создать новые отрасли народного хозяйства на базе передовой техники и технологии. Страна превращается в гигантскую строительную площадку. Создаются тысячи предприятий. Ощущается острый недостаток специалистов. Одним из путей получения высшего образования без отрыва от производства стало заочное обучение. Все это явилось предпосылкой для создания в стране системы заочных высших учебных заведений. В их числе был открытый 14 мая 19ЗО года Центральный заочный институт финансово-экономических наук, позже, после слияния с другими вузами, получивший название Всесоюзный заочный финансово-экономический институт. Вскоре после организации института, в целях оказания помощи в получении высшего образования вблизи от места проживания будущих специалистов, начала формироваться сеть территориальных подразделений.

    Следовательно, глобальная цель – подготовить высококвалифицированных специалистов без отрыва от их от основного места работы.

    Целями функционирования:

    · улучшение качества подготовки специалистов;

    · повышение экономического эффекта функционирования института (прибыль).

    2. Построить дерево целей для конкретной организации. Описать цели каждого уровня. Выявить и сформулировать количественные и качественные цели.



    Глобальная цель:

    Вершиной дерева целей является глобальная цель, которая определяет последующие цели, стратегию действий. В обеспечении подготовки специалистов с высшим образованием, удовлетворяющих требованиям государственных образовательных стандартов и конкурентоспособных на рынке труда.

    Цели первого уровня:

    Улучшение качества подготовки специалистов – обеспечение качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями всех групп потребителей высшего образования.

    Повышение экономического эффекта функционирования института – обеспечение эффективного функционирования и устойчивого развития всех подсистем вуза.

    Цели второго уровня:

    Под целями качества подготовки выпускников, качества образовательного процесса, подразумевают, что необходимо широкое применение компьютерных информационных технологий в учебном процессе, созданию электронных учебников, использование мультимедийных технологий, привлечение высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава.

    За счет оказании платных образовательных услуг происходит распределение средств не только в фонд потребления, но и в фонд накопления, предназначенный для строительства новых учебно-административных площадей, приобретения электронного и другого оборудования для учебного процесса, издания новой учебно-методической литературы. Дополнительным доходом для института может стать оказания платных консультационных услуг, экономического характера, с привлечением студентов, что поможет обучающимся приобрести опыт, а институту прибыль.

    А так же для эффективной деятельности института необходимо:

    1) реализация эффективной системы стратегического управления институтом;

    2) формирование высококвалифицированного и мотивированного преподавательского состава;

    3) создание системы менеджмента качества института;

    4) развитие информационной инфраструктуры вуза;

    5) систематическое проведение анализа внутренней и внешней среды института;

    6) проведение эффективной ценовой и профориентационной политики.


    Задача

    Дайте характеристику формальной и не формальной групп (на примере своей организации).

    Укажите состав, цели и задачи неформальной группы; насколько они совпадают с цели и задачи формальной организации. Какими должны быть действия менеджера (руководство организации) в отношении неформальной группы и ее лидеров, чтоб достигнуть цели, стоящих перед формальной организацией.

    В каждой организации, существуют формальные группы . Назначение формальных групп по отношению к организации в целом состоит в выполнении конкретных задач и достижении определенных целей.

    Выделяют три типа формальных групп: команды менеджеров (командная соподчиненная группа руководителя), рабочие группы и комитеты.

    Команда менеджеров , прежде всего, высшего звена, состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных (заместителей), которые, в свою очередь также могут быть руководителями. Типичная командная группа - руководитель организации и его заместители, возглавляющие различные функциональные направления. На примере филиала ВЗФЭИ – Директор, заместитель директора по учебно-методической работе, заместитель директора по научной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, начальник учебного отдела.

    Рабочие группы формируются и функционируют как обособленные структурные подразделения, создаваемые для выполнения специализированных функций, выделившихся в процессе разделения труда в производстве и в управлении. Это функциональные рабочие группы. Формальные группы могут создаваться для работы над конкретным проектом или проблемой. После завершения задания они могут быть расформированы или им поручают работу над другим проектом, проблемой. Это целевые рабочие группы.

    На моем примере подразделениями являются кафедры, учебный отдел, библиотека, бухгалтерия и т. д.

    Комитет - формальная группа, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Разновидностями комитетов могут быть комиссии, советы. Основное отличие комитета от других формальных групп - это групповое принятие решений. Пример комитета – заседание ученого совета.

    Наряду с формальными в организации возникают и действуют неформальные группы . Они создаются самими членами организации.

    Люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения. В них существует определенное распределение ролей и определен статус каждого входящего в группу. В неформальной группе, как правило, выделяется явно или неявно выраженный лидер.

    К примеру, лаборанты формируют между собой неформальную группу, общаясь между собой по работе, вмести обедают, встречаются за приделами института (клубы, кафе, спортивный зал), отмечают праздники. И некоторые являются близкими друзьями.

    Различиями между формальными и неформальными группами:

    · В форме взаимоотношения между членами группы. В формальной оно является официальным, в неформальной – неофициальное.

    · Структура отношений между членами группы. Формальной группы – вертикальное соподчинение; неофициальной – равноправные дружеские отношения, основанные на дружеских отношениях, или на общих интересах, хобби.

    · Лидер, возглавляющий группу. Соответственно в формальной – руководитель; в неформальной – неформальный лидер, который имеет необходимое влияние, власть над членами группы.

    · Форма регулирования отношений в группе. Формальной – правила, устав; неформальной – нормы поведения.

    · Способы приведения поведения членов группы в соответствие с нормами и правилами. Формальной – вознаграждения и штрафа; неформальной – санкции.

    · Источник власти лидера. Формальной – делегируется руководством; неформальной – личностный, исходит от группы.

    Неформализованные служебные отношения могут сложится стихийно в дополнении к существующей структуре управления (в этом случае говорят о неформальной структуре управления). Существуют параллельно с формальной организацией, дополняя ее.

    Межличностные связи могут возникнуть в силу взаимного притяжения, симпатий, общих взглядов на жизнь, привычек, увлечений, вне связи с функциональной необходимостью. Это могут быть товарищеские отношения.

    Как правило, руководители отрицательно относятся к существованию неформальных групп, считают их результатом неэффективного управления и не видят их потенциальные достоинства.

    Являясь членом определенной неформальной группы, сотрудник работает в рамках организации. Преданность группе может перерасти в преданность организации, которая проявится в результатах деятельности сотрудника на благо организации.

    Руководители должны понимать, что вне зависимости от их воли неформальные группы существуют, с ними бесполезно бороться, с ними нужно считаться, искать способы эффективного взаимодействия, использовать их сильные стороны для достижения целей организации.

    Потенциальные достоинства неформальной группы:

    Улучшает коммуникации;

    Служит «клапаном» для эмоций работников, способствует уменьшению стрессов;

    Способствует повышению удовлетворенности трудом и стабильности рабочих групп;

    Способствует сотрудничеству и кооперации.

    Возможные проблемы , связанные с деятельностью неформальной группы:

    Способствует появлению нежелательных слухов;

    Создает благоприятную атмосферу для формирования нежелательных установок;

    Затрудняет осуществление перемен, закрепляет укоренившиеся стереотипы;

    Может инициировать конфликты;

    Негативно воздействует на поведение и самооценку некоторых работников;

    Может ослаблять мотивацию и удовлетворенность трудом.

    Итак, неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно «вырастают» из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.

    Опора неформального лидера – признание его группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации.

    Неформальный лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее существование.

    Существование неформальных групп в организации – вполне нормальное явление. Такие группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив, и формальный руководитель организации должен их поддерживать.

    Руководство организации по взаимодействию с неформальными группами должно признать их существование и нацелиться на работу с ними; определить принятые в них установки и нормы поведения; прежде чем предпринять какие-либо действия, оценить возможные последствия, в первую очередь, отрицательные; привлекать их к участию в процессе обсуждения и принятия решений; выслушивать мнение членов и лидеров неформальных групп.

    Создавать такую рабочую атмосферу, где конструктивная критика помогает делу, совместно анализировать острые проблемные ситуации, давать возможность высказаться всем; спокойно, без эмоций выслушивать различные точки зрения. Стараться как можно быстрее выдавать необходимую достоверную информацию. Избегать ненужных угроз в отношении членов и лидеров неформальных групп, не сводить с ними личные счеты. Не стремиться разрушать неформальную группу. Всегда помнить: на месте разрушенной обязательно появится новая группа, и ее отношение к официальному руководству будет заведомо отрицательным.


    Тест

    Укажите определяющий принцип линейной структуры управления:

    1) полноправное распорядительство;

    2) адаптация;

    3) единоначалие;

    4) децентрализация;

    5) Демократизация.

    (3) Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

    (4) В линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

    Итак, самое важное в жизни каждого из нас - самореализация , другими словами - достижение поставленной цели : кто-то видит себя отцом многодетного семейства, кто-то руководителем серьезной компании, другой считает, что за отведенный ему отрезок жизни он обязан раскрыть секрет жизни и смерти и создать эликсир бессмертия… В любом случае, для достижения поставленной цели необходимо приложить определенные усилия.

    На свою жизнь пожаловаться не могу. Много было разного - и хорошего, и плохого, но ничто и никогда не мешало мне делать и пробовать то, что хочется. Лишь со временем я понял самое главное - само по себе никогда ничего не произойдет. В ожидании чуда можно всю жизнь прожить. Хотите исполнения заветной мечты? Значит, действуйте в необходимом направлении!

    Отсортируйте цели по времени, которое требуется на их достижение: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные

    Да, да, да - я знаю, говорят об этом все кому не лень и каждый имеет собственное мнение. В моем же понимании данное утверждение объясняется следующим образом: долгосрочные цели задают нам направление движения, а краткосрочные являются движущей силой. Когда определенная цель достигается, то мы чувствуем удовлетворение, моральный подъем и, самое главное, желание вновь испытать эти чувства, то есть двигаться дальше. Естественно, это желание надо все время поддерживать вновь и вновь задавая цепь краткосрочных и среднесрочных целей на пути к осуществлению заветной мечты !

    Тот, кто решительно захотел изменить жизнь к лучшему и серьезно задумал действовать ради достижения поставленной цели, часто совершает распространенную ошибку: ставит сложные задачи, не разбивая их на простые и последовательные этапы . После этого возникают как минимум две проблемы: во-первых, заставить себя приступить к исполнению глобального проекта, во-вторых, не бросить начатое на пол пути.

    Если же подойти к вопросу конструктивно и разработать план поэтапного выполнения глобальной мечты, то есть определить те же самые краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, тогда мы обеспечим себя хорошей мотивацией и как результат - желанием двигаться дальше, не бросать начатое на полпути.

    Убедитесь, что ваши цели это действительно ваши цели

    Довольно часто, выбирая себе цели, я обсуждаю данный вопрос, советуюсь по некоторым пунктам с родственниками или друзьями. Это позволяет мне «отсеять зерна от плевел» и понять, чего же я действительно хочу и как этого можно достигнуть. Надо не забывать, что такая практика может сыграть злую шутку. Например, если мнение советчика кардинально разнится с вашим и этот человек является экспертом в обсуждаемом вопросе (ну, или по крайней мере вам так кажется). Еще хуже, если такой человек играет важную роль в вашей жизни. В итоге, можно воспринять доводы извне, и постараться последовать совету, но внутренней уверенности - крайне необходимой для достижения цели - не будет. Ведь совет давал другой человек, который вроде бы разбирается в вопросе, но вряд ли на все сто понимает ваш внутренний мир и сокровенные мечты.

    В любом случае, нужна определенная концепция движения к цели. Ее можно выбрать, попробовать, а если она не сработает - сменить на другую. Главное не останавливаться на пол пути.

    Всесторонне исследуйте вопросы, имеющие хоть малейшее отношение к достижению вашей цели

    Так, одной из моих целей является издание книги. О самом процессе издания я знаю немало, но ведь надо еще подобрать издательство, которое займется моей книгой. Вот с этим у меня проблема. Я просто не знаю, с чего начать. Соответственно, необходимо провести исследование этого вопроса, разобраться в нем и таким образом еще немного приблизится к реализации своей цели.

    Если вы хотите, чтобы исполнение вашей мечты стало реальностью - скрупулезно исследуйте вопрос, лишь тогда действительно можно найти, или скорее увидеть, реальный путь достижения цели.

    Не бойтесь того, что цели могут быть не достигнуты

    Признаюсь честно - большую часть жизни именно этот страх не позволял мне ставить действительно глобальные цели. Вечно в голове крутились вопросы вроде: «Что люди подумают обо мне, если я не добьюсь намеченного? », «Как это отразится на моем характере и самооценке? », «Как мне с этой неудачей жить? ». Но правда такова, что каждый человек со временем изменяется, меняются приоритеты и цели. Это надо воспринимать так как есть, не забивая голову глупыми «а если бы да кабы? ». Представьте ситуацию, что в скором времени у вас появится ребенок. Естественно, многие цели изменятся. Те, которые еще вчера стояли в конце очереди, станут первоочередными, другие - отойдут на задний план, о некоторых вообще будет забыто и это вполне естественный процесс. Незачем себя корить в нарушении планов. Изменилась ситуация - изменились планы, и ничего страшного в этом нет. Надо жить дальше, ставить перед собой иные задачи и достигать их. Ни в коей мере не следует морально бичевать себя, ведь на сложившуюся ситуацию уже ну никак повлиять нельзя. Такая практика лишь вгонит вас в апатию и отбросит назад во всех намеченных планах.

    Помните: ни в коем случае не следует останавливаться на пол пути, умейте менять приоритеты в зависимости от обстоятельств. Помните что неудача тоже результат, ведь жизненного опыта у вас прибавилось и завтра вы на те же грабли уже не наступите. Будьте оптимистом и верьте в лучшее. По себе знаю, если бы я написал 20 книг, и ни одна не попала в печать, это бы меня расстроило. Но ситуация может быть и на порядок хуже: я не написал бы ни одной книги из-за страха, что не буду издан и всю жизнь себя корил бы, что ни на шаг не приблизился к заветной мечте.