Гоголь «Мертвые души» – идея. «Тема «мертвых душ» в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души Тема и идея мертвых душ

«Мертвые души» — поэма на века. Пластика изображаемой действительности, комичность ситуаций и художественное мастерство Н.В. Гоголя рисуют образ России не только прошлого, но и будущего. Гротескная сатирическая реальность в созвучии с патриотическими нотками создают незабываемую мелодию жизни, которая звучит сквозь столетия.

Коллежский советник Павел Иванович Чичиков отправляется в дальние губернии, чтобы купить крепостных. Однако его интересуют не люди, а только фамилии умерших. Это необходимо для подачи списка в опекунский совет, что «обещает» большие деньги. Дворянину с таким количеством крестьян были все двери открыты. Для реализации задуманного он наносит визиты помещикам и чиновникам города NN. Все они обнаруживают свой корыстный нрав, поэтому герою удается заполучить желаемое. Также он планирует выгодную женитьбу. Однако итог плачевен: герой вынужден бежать, так как его планы становятся общеизвестными благодаря помещице Коробочке.

История создания

Н.В. Гоголь считал А.С. Пушкина своим учителем, «подарившем» благодарному ученику сюжет о похождениях Чичикова. Поэт был уверен, что только Николаю Васильевичу, обладающему от бога неповторимым талантом, подвластно реализовать эту «задумку».

Писатель любил Италию, Рим. На земле великого Данте он приступил к работе над книгой, предполагающей трёхчастную композицию, в 1835 году. Поэма должна была быть похожей на «Божественную комедию» Данте, изображать погружение героя в ад, его странствия в чистилище и воскрешение его души в раю.

Творческий процесс продолжался в течение шести лет. Замысел грандиозной картины, изображающей не только «всю Русь» настоящую, но и будущую, раскрывал «несметные богатства русского духа». В феврале 1837 года умирает Пушкин, «священным завещанием» которого для Гоголя становятся «Мертвые души»: «Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою». Первый том был завершён летом 1841 года, однако не сразу нашёл своего читателя. У цензуры вызвала возмущение «Повесть о капитане Копейкине», а название привело в недоумение. Пришлось пойти на уступки, начав заголовок с интригующей фразы «Похождения Чичикова». Поэтому книга была опубликована лишь в 1842 году.

Спустя некоторое время, Гоголь пишет второй том, но, недовольный получившимся результатом, сжигает его.

Смысл названия

Название произведения вызывает противоречивые толкования. Использованный приём оксюморона рождает многочисленные вопросы, на которые хочется поскорее получить ответы. Заголовок символичен и многозначен, поэтому «тайна» открывается не каждому.

В прямом значении, «мертвые души» — это представители простого народа, ушедшие в мир иной, но ещё числящиеся за своими хозяевами. Постепенно происходит переосмысление понятия. «Форма» как бы «оживает»: реальные крепостные, со своими привычками и недостатками, предстают перед читательским взором.

Характеристика главных героев

  1. Павел Иванович Чичиков – «господин средней руки». Несколько приторные в обращении с людьми манеры не лишены изысканности. Воспитан, опрятен и деликатен. «Не красавец, но и не дурной наружности, не … толст, ни …. тонок…». Расчетлив и осторожен. Коллекционирует ненужные безделушки в своем ларчике: авось, пригодится! Во всем ищет выгоду. Порождение худших сторон предприимчивого и энергичного человека нового типа, противопоставленного помещикам и чиновникам. О нем мы написали подробнее в сочинении «».
  2. Манилов — «рыцарь пустоты». Белокурый «сладенький» болтун «с голубыми глазами». Скудость мысли, уход от реальных трудностей он прикрывает прекраснодушной фразой. В нём отсутствуют живые стремления и какие-либо интересы. Его верные спутники — бесплодное фантазерство и бездумная болтовня.
  3. Коробочка — «дубинноголовая». Пошлая, глупая, скупая и прижимистая натура. Отгородилась от всего окружающего, замкнувшись в своем имении – «коробке». Превратилась в тупую и жадную женщину. Ограниченна, упряма и бездуховна.
  4. Ноздрев — «исторический человек». Запросто может приврать, что ему заблагорассудится, и обмануть кого угодно. Пустой, вздорный. Мнит себя широкой натурой. Однако поступки обличают безалаберного, сумбурно – безвольного и одновременно наглого, беспардонного «самодура». Рекордсмен по попаданию в каверзные и нелепые ситуации.
  5. Собакевич — «патриот русского желудка». Внешне напоминает медведя: неповоротливого и неуемного. Совершенно неспособен понять самых элементарных вещей. Особый тип «накопителя», умеющего быстро приспосабливаться к новым требованиям современности. Ничем не интересуется, кроме ведения хозяйства. мы охарактеризовали в одноименном эссе.
  6. Плюшкин — «прореха на человечестве». Существо непонятного пола. Яркий образец нравственного падения, полностью утратившего свой естественный облик. Единственный персонаж (кроме Чичикова), имеющий биографию, «отражающую» постепенный процесс деградации личности. Полнейшее ничтожество. Маниакальное накопительство Плюшкина «выливается» в «космические» масштабы. И чем больше им овладевает эта страсть, тем меньше в нем остается от человека. Его образ мы подробно разобрали в сочинении .
  7. Жанр и композиция

    Изначально произведение зарождалось как авантюрно — плутовской роман. Но широта описываемых событий и историческая правдивость, будто «спрессованные» между собой, дали повод «заговорить» о реалистическом методе. Делая точные замечания, вставляя философские рассуждения, обращаясь к разным поколениям, Гоголь насыщал «своё детище» лирическими отступлениями. Нельзя не согласиться с тем мнением, что творение Николая Васильевича — комедия, так как в ней активно используются приемы иронии, юмора и сатиры, наиболее полно отражающие абсурд и произвол «эскадрона мух, господствующего на Руси».

    Композиция кольцевая: бричка, въехавшая в город NN в начале повествования, покидает его после всех перипетий, произошедших с героем. В это «кольцо» вплетаются эпизоды, без которых целостность поэмы нарушается. В первой главе даётся описание губернского города NN и местного чиновничества. Со второй по шестую главы автор знакомит читателей с помещичьими усадьбами Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Седьмая – десятая главы — сатирическое изображение чиновников, оформление состоявшихся сделок. Вереница перечисленных событий завершается балом, где Ноздрев «повествует» об афёре Чичикова. Реакция общества на его заявление однозначна — сплетни, которые, как снежный ком, обрастают небылицами, нашедшими преломление, в том числе, в новелле («Повесть о капитане Копейкине») и притче (о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче). Ввод этих эпизодов позволяет подчеркнуть, что судьба отчизны напрямую зависит от людей, в ней проживающих. Нельзя равнодушно взирать на творящиеся вокруг безобразия. Определённые формы протеста в стране зреют. Одиннадцатая глава — биография образующего сюжет героя, разъясняющая, чем он руководствовался, совершая то или иное деяние.

    Связующей композиционной нитью является образ дороги (вы можете больше узнать об этом, прочитав сочинение « » ), символизирующий собой путь, который проходит в своём развитии государство «под скромным названием Русь».

    Зачем Чичикову мертвые души?

    Чичиков не просто хитрый, но и прагматичный. Его изощрённый ум готов из ничего «слепить конфетку». Не имея достаточного капитала, он, будучи неплохим психологом, пройдя хорошую жизненную школу, владея искусством «польстить каждому» и выполняя завет отца «беречь копейку», затевает великую спекуляцию. Она заключается в простом обмане «власть имущих», чтобы «нагреть руки», иначе говоря, выручить огромную сумму денег, обеспечив тем самым себя и свою будущую семью, о которой Павел Иванович мечтал.

    Имена купленных за бесценок мертвых крестьян заносились в документ, который Чичиков мог отвести в казенную палату под видом залога в целях получения кредита. Он заложил бы крепостных, как брошь в ломбарде, и мог перезакладывать их всю жизнь, благо никто из чиновников не проверял физического состояния людей. За эти деньги делец купил бы и настоящих работников, и имение, и зажил бы на широкую ногу, пользуясь благосклонностью вельмож, ведь богатство помещика представители знати измеряли в количестве душ (крестьян тогда на дворянском сленге именовали «душами»). Кроме того, герой Гоголя рассчитывал снискать доверие в обществе и выгодно жениться на богатой наследнице.

    Основная идея

    Гимн родине и народу, отличительная черта которого трудолюбие, звучит на страницах поэмы. Золотых рук мастера прославились своими изобретениями, своим творчеством. Русский мужик всегда «на выдумку богат». Но есть и те граждане, которые тормозят развитие страны. Это порочные чиновники, невежественные и бездеятельные помещики и аферисты вроде Чичикова. Для своего же блага, блага России и мира они должны встать на путь исправления, поняв уродство своего внутреннего мира. Для этого Гоголь безжалостно высмеивает их весь первый том, однако в последующих частях произведения автор намеревался показать воскрешение духа этих людей на примере главного героя. Возможно, он почувствовал фальшь последующих глав, разуверился в том, что его мечта осуществима, поэтому сжег ее вместе со второй частью «Мертвых душ».

    Тем не менее, автор показал, что главное богатство страны — широкая душа народа. Не случайно это слово вынесено в название. Писатель верил, что возрождение России начнётся с возрождения человеческих душ, чистых, незапятнанных никакими грехами, самоотверженных. Не просто верящих в свободное будущее страны, но прилагающих немало усилий на этой стремительной дороге к счастью. «Русь, куда ж несёшься ты?». Этот вопрос рефреном проходит через всю книгу и подчёркивает главное: страна должна жить в постоянном движении к лучшему, передовому, прогрессивному. Лишь на этом пути «дают ей дорогу другие народы и государства». О пути России мы написали отдельное сочинение: ?

    Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?

    В какой-то момент в сознании писателя начинает преобладать мысль о мессии, позволяющая «предвидеть» возрождение Чичикова и даже Плюшкина. Прогрессирующее «превращение» человека в «мертвеца» Гоголь надеется повернуть вспять. Но, столкнувшись с реальностью, автор переживает глубокое разочарование: герои и их судьбы выходят из-под пера надуманными, безжизненными. Не получилось. Надвигающийся кризис в мировосприятии и стал причиной уничтожения второй книги.

    В сохранившихся отрывках из второго тома отчетливо видно, что писатель изображает Чичикова не в процессе раскаяния, а в полете к пропасти. Он все-таки преуспевает в авантюрах, облачается в дьявольски-красный фрак и преступает закон. Его разоблачение не предвещает ничего хорошего, ведь в его реакции читатель не увидит внезапного прозрения или краски стыда. Ему даже не верится в возможность существования таких фрагментов хоть когда-либо. Гоголь не хотел жертвовать художественной правдой даже ради воплощения собственного замысла.

    Проблематика

    1. Тернии на пути развития Родины — основная проблема в поэме «Мертвые души», о которой беспокоился автор. К ним относятся взяточничество и казнокрадство чиновников, инфантильность и бездеятельность дворянства, невежество и нищета крестьян. Писатель стремился внести свой посильный вклад в процветание России, осуждая и высмеивая пороки, воспитывая новые поколения людей. Например, Гоголь презирал славословие как прикрытие пустоты и праздности существования. Жизнь гражданина должна быть полезной для общества, а большинство героев поэмы откровенно вредны.
    2. Нравственные проблемы. Отсутствие норм нравственности у представителей господствующего класса он рассматривает как результат их уродливой страсти к накопительству. Помещики готовы душу вытрясти из крестьянина ради выгоды. Также на первый план выходит проблема эгоизма: дворяне, как и чиновники, думают только о своих интересах, родина для них – пустое невесомое слово. Высшее общество не заботится о простом народе, просто использует его в своих целях.
    3. Кризис гуманизма. Людей продают, как животных, проигрывают в карты, как вещи, закладывают, как украшения. Рабство узаконено и не считается чем-то безнравственным или противоестественным. Гоголь осветил проблему крепостного права в России глобально, показав обе стороны медали: менталитет холопа, присущий крепостному, и самодурство хозяина, уверенного в своем превосходстве. Все это последствия тирании, пронизывающей взаимоотношения во всех слоях общества. Она разлагает людей и губит страну.
    4. Гуманизм автора проявляется во внимании к «маленькому человеку», критическом разоблачении пороков государственного устройства. Политические проблемы Гоголь даже не старался обходить. Он описал бюрократический аппарат, функционирующий только на основе взяточничества, кумовства, казнокрадства и лицемерия.
    5. Гоголевским персонажам присуща проблема невежества, нравственной слепоты. Из-за нее они не видят своего морального убожества и не способны самостоятельно выбраться из затягивающей их трясины пошлости.

    В чём своеобразие произведения?

    Авантюрность, реалистическая действительность, ощущение присутствия иррационального, философские рассуждения о земном благе – всё это тесно переплетается, создавая «энциклопедическую» картину первой половины XIX столетия.

    Гоголь добивается этого использованием различных приёмов сатиры, юмора, изобразительных средств, многочисленными деталями, богатством словарного запаса, особенностями композиции.

  • Важную роль играет символика. Падение в грязь «предсказывает» будущее разоблачение главного персонажа. Паук плетёт свои сети, чтобы захватить очередную жертву. Подобно «неприятному» насекомому, Чичиков искусно ведёт своё «дельце», «оплетая» помещиков и чиновников благородной ложью. «звучит» как пафос движения вперёд Руси и утверждает человеческое самосовершенствование.
  • Мы наблюдаем за героями через призму «комических» ситуаций, метких авторских выражений и характеристик, данных другими персонажами, порою построенных на антитезе: «он был человек видный» — но только «на взгляд».
  • Пороки героев «Мертвых душ» становятся продолжением положительных свойств характера. Например, чудовищная скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности.
  • В небольших по объёму лирических «вставках» — мысли писателя, нелёгкие думы, тревожное «я». В них мы чувствуем высший творческий посыл: помочь человечеству измениться к лучшему.
  • Судьба людей, создающих произведения для народа или не в угоду «власть имущим», не оставляет Гоголя равнодушным, ведь в литературе он видел силу, способную «перевоспитать» общество и способствовать его цивилизованному развитию. Социальные слои социума, их позиция в отношении ко всему национальному: культуре, языку, традициям – занимают серьёзное место в авторских отступлениях. Когда же речь заходит о Руси и её будущем, сквозь века мы слышим уверенный голос «пророка», предсказывающего нелёгкую, но устремлённую в светлую мечту будущность Отечества.
  • Навевают грусть философские размышления о бренности бытия, об ушедшей молодости и надвигающейся старости. Поэтому так закономерно нежное «отцовское» обращение к юношеству, от энергии, трудолюбия и образованности которого зависит, по какому «пути» пойдёт развитие России.
  • Язык подлинно народен. Формы разговорной, книжной и письменно–деловой речи гармонично вплетаются в ткань поэмы. Риторические вопросы и восклицания, ритмическое построение отдельных фраз, употребление славянизмов, архаизмов, звучных эпитетов создают определённый строй речи, которая звучит торжественно, взволнованно и задушевно, без тени иронии. При описании помещичьих усадеб и их хозяев используется лексика, характерная для бытовой речи. Изображение чиновничьего мира насыщается лексикой изображаемой среды. мы описали в одноименном сочинении.
  • Торжественность сравнений, высокий стиль в сочетании с самобытной речью создают возвышенно–ироническую манеру повествования, служащую развенчанию низменного, пошлого мира хозяев.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение на тему «Тема «мертвых душ» в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

План к сочинению:
1.Вступление. а) История создания произведения
б) Что такое мертвые души»? В ком писатель увидел живую силу русской нации?
2.Основная часть.
а) Кто такой Чичиков? «Кто же он? Стало быть, подлец?»
б) Образ, портрет, речевая характеристика, описание жилища и хозяйства, отношение к людям и к предложению Чичикова помещиков: Манилова, черты лица которого были не «лишены приятности», Коробочки, «бабы крепколобой», «исторического человека» Ноздрева, крепкого кулака Собакевича и Плюшкина, которого называют «прорехой на человечестве».
в) Почему помещики «мертвые души»?
г) Образ крестьян и народа в поэме
д) «И как чудна она сама, эта дорога!» - образ дороги. Образ города.
Е) Образ чиновников, «толстых и тонких»
З) Изображение Н.В.Гоголем России
3.Почему Гоголь назвал свое произведение именно так? Как «Мертвые души» потрясли всю Россию?

Гоголь мечтал о большом эпическом произведении, посвященном России, что привело его к замыслу «Мертвых душ». Работа над произведением началась в 1835 году. Пушкин предсказал сюжет произведения, считая, что в поэме будет показана Русь «с одного боку», то есть с ее отрицательной стороны. В конце концов, Гоголь показал все то хорошее, что пряталось в русской жизни.
Гоголь сделал в поэме человеческую душу главным предметом изображения в ее индивидуальном и национальном проявлении. Гоголь убеждает читателя в том, что души помещиков, чиновников и дельцов – «мертвые» или находятся в стадии «омертвления». А народную автор увидел в русском народе. В центре сюжета находятся 5 героев, описание которых в поэме Гоголь дает по порядку. Так Чичиков приезжает к помещикам с одной лишь целью, с целью покупки «мертвых душ». Галерея образов открывается мечтателем и бесхозяйственным Маниловым, которого сменяет «дубинноголовая» Коробочка, бесшабашный шулер Ноздрев, прижимистый Собакевич, а завершает эту галерею Плюшкин – «прореха на человечестве», впавший в мертвенный сон.
А кто в романе Чичиков? В детстве у этого героя сформировались такие качества характера как достижение целей, манера угождать, находить выгоду для себя, душевная подлость. Он с детства помнит о том, что надо «беречь копейку», сколачивать капитал. Он плохой товарищ, угождает учителям, делает все ради выгоды. Служебная деятельность его началась с казенной палаты, куда он поступил после окончания училища: «Местечко досталось ему ничтожное, жалования тридцать или сорок рублей». Он старается всячески понравиться повытчику, называет его папенькой, целовал его в руку, ухаживает за его дочерью. «Суровый повытчик стал хлопотать за него», Чичикова повысили, он перестал звать повытчика папенькой, забыл о свадьбе с его дочерью. Чичиков понял из этого то, что успех в жизни тем легче и быстрее, чем быстрее человек освободится от принципов морали, чести и т.д. Когда Чичиков участвовал в комиссии по сооружению казенного здания, он получил солидные приобретения, доходы. Но когда пришел новый начальник, который объявил войну взяткам, Чичикову пришлось искать новую работу. Чичиков входит в доверие к начальству, получает новый чин. Путем мошенничества он получает полумиллионное состояние. Чичиков не помирился со своим сообщником, и он написал на него донос, лишив Чичикова всего заработанного. После неудачи он начал все с нуля, к нему приходит идея о сделке с «мертвыми душами».
«Кто ж он? Стало быть, подлец?». Гоголь называет Чичикова не подлецом, а приобретателем. Чичиков – приобретатель, делающий ставку на капитал, Чичиков – герой нового времени.
Каждому из помещиков, изображенных в поэме, Гоголь представляет одну определенную черту, которая характеризует бесцельное существование, и составляет общий портрет сословия помещиков в крепостнической России.
Манилов – первый помещик, к которому приехал Чичиков. Чичиков долго искал усадьбу: «дом господский стоял одиночкой на юру…», «две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций…» «День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». Манилов очень дружелюбно, радостно встречает Чичикова. Характер Манилова можно выразить через строки: «у всякого есть свой задор, но у Манилова его не было», «черты лица его не лишены приятности». Хозяйством он не занимается, «хозяйство шло само собой». Он много задумывает идей и планов, но не осуществляет их, читает книгу два года с закладкой на одной и той же странице. В гостиной у него «прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево». У Манилова есть жена с хорошим воспитанием, два сына: Фемистоклюс и Алкид. На предложение Чичикова купить у него крестьян, умерших после последней переписи (ревизские сказки), Манилов «как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут». Манилов отдает мертвые души бесплатно и остается в убеждении, что оказал Чичикову неоценимую услугу. После отъезда Чичикова, Манилов воображает о будущей дружбе с Чичиковым, доходит в мыслях до того, что царь им за крепкую дружбу жалует по генеральскому чину.
Чичиков далее едет в усадьбу Собакевича, но из-за сильного дождя кучер сбивается с дороги. Чичиков попадает в находящееся рядом поместье Настасьи Петровны Коробочки. Чичиков заходит в комнату, которая «обвешана старыми полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев, за всяким зеркалом заложены были или письмо или старая колода карт, или чулок». Коробочка - хозяйственная хлебосольная, гостеприимная помещица. Она собирает деньги в пестрые мешочки, которые хранит зашитыми в комоде, в котором также хранится белье, платья и ниточки. Чичиков остается у нее ночевать, а утром ей предлагает продать ему мертвые души. В ответ она предлагает купить у нее пеньку или мед. Чичикову удается купить у нее мертвые души. Она не может понять, зачем ему нужна такая покупка, боится продешевить. «Ну, баба, кажется, крепколобая», «дубинноголовая». У Коробочки мужики носят интересные и странные фамилии Неуважай-Корыто, Колесо Иван и другие.
Чичиков, имеющий хороший аппетит, заезжает в трактир, куда вскоре подъезжает Ноздрев. Ноздрев был «среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». «Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитыми малыми». Ноздрев, можно сказать, исторический человек, потому что, где бы он ни был, везде не обходилось без истории. Ноздрев рассказывает Чичикову о ярмарке, на которой проиграл деньги, врет, говорит, что выпил 17 бутылок шампанского. Затем Ноздрев зовет к себе в гости Чичикова. Ноздрев любил обменивать вещи, проигрывать деньги. В своем имени Ноздрев показывает Чичикову жеребца, псарню, пруд, в котором водится большая рыба, «настоящие» турецкие кинжалы, с клеймом мастера Сибирякова. Чичиков, начиная деловой разговор, излагает свою просьбу, объясняя это тем, что мертвые души нужны ему для удачной женитьбы. Ноздрев хочет подарить ему несуществующих крестьян, но Чичиков отказывается. Тогда Ноздрев предлагает ему сыграть в карты, жульничает, Чичиков прекращает игру, Ноздрев начинает драку, его арестовывает исправник, Чичиков « сел в бричку и велел Селифану погонять лошадей во весь дух».
Четвертый помещик – Собакевич, который напоминает во многом Коробочку. Он накопитель, но он очень расчетлив и хитер. Его дом деревянный, построенный со вкусом хозяина. Двор окружен решеткой, на конюшнях, сараях использовались полновесные и толстые бревна. Деревенские избы были хорошо сделаны, даже колодец был сделан из дуба. Видно было сразу, что Собакевич – хороший хозяин, который любит порядок: «Все было упористо», « в каком-то крепком и неуклюжем порядке. В комнате «все прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с хозяином.» Сам Собакевич «весьма похож на средней величины медведя». Во время обеда Собакевич ест много, рассказывает о своем соседе Плюшкине, у которого много крестьян, очень скупом человеке. Услышав предложение Чичикова, Собакевич сразу начинает торг. Он обещает продать души по 100 рублей за штуку, объясняя это тем, что крестьяне у него были настоящими мастерами, например плотник Степан пробка, каретник Михеев, сапожник Максим Телятников. Про себя Чичиков называет Собакевича «кулаком», а вслух говорит, что качества крестьян не важны, ведь они мертвые. В итоге они сходятся на трех рублях.
Последний образ галереи помещиков – Плюшкин, дом которого можно назвать «дряхлым инвалидом», стены которого потерпели все непогоды, сад зарос и «был вполне живописен в своем картинном опустении». Увидев Плюшкина, Чичиков сначала не понимает «мужик это или баба». Плюшкин одет «в платье неопределенное, на голове его колпак, халат. У Плюшкина раньше были дети, он овдовел, сын уехал в город, старшая вышла замуж и уехала, а младшая умерла. Одиночество породило в Плюшкине скупость. «Сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в подвалах превратилась в камень…» Узнав о том, что Чичиков хочет купить у него мертвые души, он сразу продает ему и беглых крестьян. Плюшкин получает деньги, прячет их туда, где они пролежат до его смерти, он никогда ими не воспользуется. Плюшкин рад тому, что Чичиков уезжает, даже не попив чай, прячет угощения, следит, чтобы не пропало ни крошки.
Помещиков можно считать «мертвыми душами», потому что они изображены в поэме как сила, лишенная патриотических чувствии и стремлений. Представители господствовавших слоев - это и есть «мертвые души». От Мечтателя Манилова до «прорехи на теле человечества» Плюшкина показано падение представителей помещичьих сословий.
В то время крестьяне составляли большую часть населения, поэтому Гоголь уделяет этому особое внимание, так как в своем произведении он показал Россию в разрезе с ее недостатками. В тексте не описаны сами крестьяне, но, судя по описанию их жилищ, мы можем судить об их жизни. У Манилова «темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы». У Коробочки «крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей», «ворота нигде не покосились», «в крестьянских крытых сараях заметил он запасную почти новую телегу, а где и две». У Собакевича «деревянные избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирчёных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно, как следует». У Плюшкина «бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде ребр», «окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном».
В поэме особого внимания заслуживает описание крестьян, которые живы и которых помнят. Например, Собакевич помнит каждого своего крестьянина по именам, помнит, кто, чем занимался; два крестьянина, указавшие дорогу Чичикову в Маниловку; крестьянин, который тащит “претолстое бревно, подобно неутомимому муравью, к себе в избу»; две бабы, которые, подобрав платья, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень». Таких примеров много, они показывают размашистую натуру русского человека.
В поэме образ города показан через образы чиновников, потому что жизнь города зависит от того, в чьих руках находится власть. Изображение губернского города – характеристика владельцев усадеб.
Говоря об образе дороги в поэме можно привести строки из текста: «Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама эта дорога!», «Наша земная, подчас и скучная дорога», «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!», «И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Дорога в поэме – путешествие во времени, житейский опыт Чичикова, творческий опыт автора, духовное возрождение героев, спасение, надежда и будущее России.
Изображение чиновников занимает центральное место в поэме. Гоголь уделяет основное внимание на характеристику общего портрета «толстых и тонких» чиновников. Они продолжают бездействовать, заниматься не своим делом. Взяточничество по-прежнему считается абсолютно нормальным явлением. Автор подчеркивает главное: антинародность и антигосударственность деятельности чиновников. И помещики, и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине» (Копейкин – герой войны 1812 года, инвалид без руки и ноги).
В изображении России Гоголь проявил себя как писатель-реалист. Он далек от идеализации закрепощенного крестьянства, но в своих лирических отступлениях, в эпизодах поэмы Гоголь проводит мысль об умственном и нравственном превосходстве русского народа над теми, кто распоряжается его судьбой. На протяжении всего повествования появляются в поэме образы мужиков, спорящих о «колесе» и «Заманиловке», Селифана, Петрушки, «который читает много и без разбору» и других.
Вопросом о будущем России кончается первый том «Мертвых душ»: «Русь, куда же несешся ты?» Этот вопрос обращен к «птице-тройке», которая у Гоголя является символом русской жизни. Гоголь верит в будущее России: «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косаясь,посторониваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Название «Мертвые души» Гоголь дает не случайно.Автор создает, новый тип повествования, слив две противоположные стихии своего творчества в одно: смех и слезы, сатиру и лирику. Всем известны слова Герцена о том, что «Мертвые души» потрясли «всю Россию». Смысл потрясения раскрыл Белинский.Он объяснил это тем, что споры о книге носили литературный и общественный характер. В 1845 году писатель сжигает рукопись второго тома своей поэмы. Под влиянием письма Белинского в 1848 году Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», но и эту рукопись сжигает. Не зная, как спасти Россию,писатель, тем не менее, выполнил долг художника и гражданина своей страны.Чернышевский говорил: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так нужен для своего народа, как Гоголь для России».

Подсказанный Пушкиным сюжет «Мертвых душ» был привлекательным для Гоголя, так как давал ему возможность вместе с их героем, будущим Чичиковым, «проездиться» по всей России и показать «всю Русь». Социальная проблематика «Мертвых душ» интегрируется проблемой духовного состояния, а точнее, бездуховности «современного» и прежде всего «русского человека». В письмах Гоголь разъясняет, что вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мертвых душ », что действительный и единственный предмет «художества» их автора есть «человек и душа человека», причем «современный человек» и «нынешнее состояние» его «души».

Поэма «Мертвые души» — реалистическое произведение. Принципы художественного реализма были сформулированы Гоголем в отступлении о двух типах писателей. Свое творчество писатель относит к критическому направлению. Очевидна его историческая ограниченность, которая выражается в том, что «плодовитое зерно» русской жизни таилось для Гоголя не в социальных, демократических тенденциях развития «действительности», а в национальной специфике духовной «природы» русского человека. Гоголь писал в период кризиса крепостничества в России. Изображая помещиков и чиновников, Гоголь воспользовался сатирическим описанием, социальной типизацией, а также общей критической направленностью. Большое внимание автор уделяет описаниям природы, усадьбы, дома, интерьера, деталям портрета. Через сатирические описания автор характеризует героев, обращая внимание на детали. Соотносятся различные планы: лирическое отступление о птице-тройке и описание поездки по плохим русским дорогам.

Поэма восходит к традициям древнего эпоса, где во всех противоречиях воссоздавалось целостное бытие. Под «поэмой» писатель подразумевал «меньшего рода эпопею… Проспект учебной книги словесности для русского юношества. Герой эпопей — частное и невидимое лицо, однако значительное во многих отношениях для наблюдения души человека». Лирические отступления, которые являются элементами поэмы, в «Мертвых душах» отражают авторское восприятие действительности. Сам Гоголь называл произведение не только поэмой, но и романом, однако для этого произведению не хватает любовной интриги. В поэме присутствуют элементы плутовского, авантюрно-приключенческого и социального романа.

Сюжет и композиция поэмы

Отчетливо выделяются три композиционных звена: показ поместных владений (главы 2—6), изображение жизни губернского города, губернских чиновников (главы 7—10), повествование о жизненной судьбе главного героя поэмы.

Дорога во всех ее значениях — композиционный стержень повествования, объединяющий его пространственные координаты (русский губернский город) с временными (движение брички) в символ «всей Руси» и ее пути от крепостнической мертвенности к великому будущему.

Образ Чичикова и его идейно-композиционная роль оказывают влияние на сюжет поэмы. Поэма стилизована под описание путешествия, отдельные фрагменты жизни Руси объединены в целое. Ёсли рассматривать роль образа, то она заключается в характеристике предпринимателя-авантюриста. Как следует из биографии героя, он использует для своих целей или положение чиновника, или мифическое положение помещика. Композиция поэмы построена по принципу «замкнутых пространств»: усадьбы помещиков, город.

Символично и самоназвание поэмы — «Мертвые души». Его буквальное, связанное с сюжетом значение — не только вычеркнутые из ревизских списков умершие крестьяне, именуемые на языке официальных документов «душами». Кроме того, это и омертвелые души владельцев живых и мертвых крестьянских душ, таящие возможность своего пробуждения.

Тема родины и народа в поэме

Гоголь говорит, что крестьяне в массе своей невежественны, забиты и ограниченны: дворовая девчонка Коробочки не имеет представления, где право, где лево; Петрушка и Селифан тупы и ленивы; дядя Митяй и дядя Минай только на то и способны, что рассуждать, доедет ли бричка Чичикова до Москвы и Казани. Однако Гоголь выдвигает мысль о том, что русский народ имеет таланты и творческие способности: в лирическом отступлении о русском языке, в отступлении о птице-тройке, в характеристике «ярославского расторопного мужика».

«Урок царям» преподан автором «Мертвых душ» «Повестью о капитане Копейкине» Время ее действия точно обозначено: «через шесть лет после французов». Это время разгара александровской реакции, время Аракчеева и зарождения декабристского движения. Капитан Копейкин — один из участников войны 1812 года, которого последовавшая за ней реакция превратила из защитника Отечества в разбойничьего атамана. Об угрозе революционного «бунта» в России и напоминает «Повесть о капитане Копейкине». В лирических отступлениях о Руси и о птице-тройке Гоголь высказывает свое отношение к будущему России. «Русь, куда же несешься ты?» Этот вопрос обращен не к «гордому коню» — символу русской государственности, а к «птице-тройке» — символу национальной стихии русской жизни, ее грядущего и всемирно-исторического самоопределения.

Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения - духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.

Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.

История создания

«Мертвые души» - поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение. Изначально Гоголь задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению. Так и появилась ПОЭМА «Мертвые души».

Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.

Однако, Гоголь успел закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году. До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго тома.

Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Гоголь не смог найти ответ на вопрос, что будет дальше с Россией. А, может быть, просто не успел об этом написать.

Описание произведения

Однажды, в городе NN появился очень интересный персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожил города - Павел Иванович Чичиков. После своего приезда он начал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно появившегося в городе.

Павел Иванович отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам: Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход. Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии («мертвые души») и изъявляет желание их купить. Помещики не могут взять в толк, зачем Чичикову нужна такая сделка. Однако, соглашаются на нее.

В результате своих визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ» и торопился быстрее закончить дела и уехать из города. Полезные знакомства, заведенные Чичиковым по приезду в город, помогли ему уладить все вопросы с документами.

Через некоторое время помещица Коробочка проговорилась в городе, что Чичиков скупает «мертвые души». Весь город узнал о делах Чичикова и недоумевал. Зачем такому уважаемому господину покупать умерших крестьян? Бесконечные толки и домыслы пагубно действуют даже на прокурора, и от страха он умирает.

Поэма заканчивается тем, что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их в казну в качестве живых.

Главные герои

Качественно новый герой в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной России класса - предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя выгодно отличает его на фоне других персонажей поэмы.

Образ Чичикова отличается своей невероятной многогранностью, многоликостью. Даже по внешности героя трудно сразу понять, каков человек и что он из себя представляет. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Сложно понять и охватить натуру главного героя. Он изменчив, многолик, способен подстроиться под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками, чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе. Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег. Еще отец учил Павла Ивановича иметь дела с теми, кто богаче и бережно относиться к деньгам, так как лишь деньгами можно проложить путь в жизни.

Чичиков зарабатывал деньги не честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович стремится к увеличению своего состояния любыми путями, не обращая внимания ни на какие нравственные нормы и принципы.

Гоголь определяет Чичикова как человека с подлой натурой и также считает его душу мертвой.

В своей поэме Гоголь описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственники» (Собакевич, Коробочка), а также не серьезные и расточительные господа (Манилов, Ноздрев).

Николай Васильевич мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним этим образом Гоголь подразумевал целый класс помещиков с похожими чертами. Основные качества этих людей - сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Помещики такого склада пускают хозяйство на самотек, не занимаются ничем полезным. Они глупы и пусты внутри. Именно таким был Манилов - в душе не плохим, но бездарным и глупым позером.

Настасья Петровна Коробочка

Помещица, однако значительно отличается складом характера от Манилова. Коробочка - хорошая и аккуратная хозяйка, все в поместье у нее ладится. Однако, жизнь помещицы крутится исключительно вокруг ее хозяйства. Коробочка не развивается духовно, ничем не интересуется. Она не смыслит абсолютно ничего в том, что не касается ее хозяйства. Коробочка - также один из образов, под которым Гоголь подразумевал целый класс подобных ограниченных помещиков, которые не видят ничего дальше своего хозяйства.

Автор однозначно относит помещика Ноздрева к не серьезным и расточительным господам. В отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия. Однако, эту энергию помещик пускает не во благо хозяйства, а ради своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, впустую тратит деньги. Отличается своей легкомысленностью и праздным отношением к жизни.

Михаил Семенович Собакевич

Образ Собакевича, созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. Что-то от крупного дикого зверя есть во внешности помещика: неповоротливость, степенность, сила. Собакевича заботит не эстетическая красота окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и изворотливый человек. По мнению автора поэмы, таким помещикам, как Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси изменениям и реформам.

Самый не обычный представитель класса помещиков в гоголевской поэме. Старик отличается своей чрезвычайной скупостью. Причем, Плюшкин жаден не только по отношению к своим крестьянам, но и по отношению к себе самому. Однако, такая экономия делает Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость не позволяет ему обрести семью.

Чиновничество

У Гоголя в произведении есть описание нескольких городских чиновников. Однако, автор в своем произведении существенно не дифференцирует их между собой. Все чиновники в «Мертвых душах» - шайка воров, проходимцев и казнокрадов. Эти люди по-настоящему заботятся лишь о своем обогащении. Гоголь буквально в нескольких чертах описывает образ типичного чиновника того времени, награждая его самыми не лестными качествами.

Анализ произведения

В основу сюжета «Мертвых душ» заложена авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. На первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если разобраться, российская действительность тех времен с ее правилами и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных с крепостными крестьянами.

Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно редко - раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбежал или умер, помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это и создавало благоприятную почву для различного рода махинаций. Провести такого рода аферу надеялся и сам Чичиков.

Николай Васильевич Гоголь отлично знал, каким образом устроено российское общество с ее крепостнической системой. И весь трагизм его поэмы заключен в том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему российскому законодательству. Гоголь обличает искаженные отношения человека с человеком, а также человека с государством, говорит об абсурдных законах, действующих в то время. Из-за таких искажений становятся возможными события, которые противоречат здравому смыслу.

«Мертвые души» - классическое произведение, которое как никакое другое написано в стиле Гоголя. Достаточно часто Николай Васильевич в основу своего произведения закладывал какой-то анекдот или комичную ситуацию. И чем более смешна и необычна ситуация, тем трагичнее представляется реальное положение вещей.

В соответствии с главной идеей произведения -- показать путь к достижению духовного идеала, на основе которого писателем мыслится возможность преобразования как государственной системы России, ее общественного устройства, так и всех социальных слоев и каждого отдельного человека -- определяются основные темы и проблемы, поставленные в поэме «Мертвые души».

Изменения, с точки зрения Гоголя, должны быть не внешними, а внутренними, то есть речь идет о том, что все государственные и социальные структуры, и особенно их руководители, в своей деятельности должны ориентироваться на нравственные законы, постулаты христианской этики. Так, извечную русскую беду - плохие дороги - можно преодолеть не тем, чтобы поменять начальников или ужесточить законы и контроль за их исполнением. Для этого нужно, чтобы каждый из участников этого дела, прежде всего руководитель, помнил о том, что он ответственен не перед вышестоящим чиновником, а перед Богом. Гоголь призывал каждого русского человека на своем месте, при своей должности делать дело так, как повелевает высший - Небесный - закон.

В ее первом томе акцент сделан на всех тех негативных явлениях в жизни страны, которые необходимо исправить. Но главное зло для писателя состоит не в социальных проблемах как таковых, а в той причине, по которой они возникают: духовное оскудение современного ему человека. Именно потому проблема омертвения души становится в 1-м томе поэмы центральной. Вокруг нее группируются все остальные темы и проблемы произведения.

«Будьте не мертвые, а живые души!» -- призывает писатель, убедительно демонстрируя то, в какую бездну попадает тот, кто утратил живую душу. Под «мертвая душа» понимается не только сугубо бюрократический термин, использовавшийся в России XIX века. Зачастую «мертвой душой» называют человека, погрязшего в заботах о суетном. Символика определения «мертвые души» содержит противопоставление мертвого (косного, застывшего, бездуховного) начала и живого (одухотворенного, высокого, светлого).

Галерея помещиков и чиновников, показанная в 1-м томе поэмы. «Мертвым душам», показанным в 1-м томе, может противостоять только «живая душа» народа, предстающая в авторских лирических отступлениях. Своеобразие позиции Гоголя состоит в том, что он не только противопоставляет эти два начала, а указывает на возможность пробуждения живого в мертвом. Так в поэму входит тема воскрешения души, теме пути к ее возрождению. Известно, что Гоголь предполагал показать путь возрождения двух героев из 1 го тома -- Чичикова и Плюшкина. Автор мечтает о том, чтобы «мертвые души» российской действительности возродились, превратившись в подлинно «живые» души.

Но в современном ему мире омертвение души отразилось на самых различных сторонах жизни. В поэме «Мертвые души» писатель продолжает и развивает ту общую тему, которая проходит через псе его творчество: умаление и распад человека в призрачном и абсурдном мире российской действительности.

Теперь она обогащается представлением о том, в чем заключается истинный, высокий дух русской жизни, какой она может и должна быть. Эта идея пронизывает главную тему поэмы: размышление писателя о России и ее народе. Настоящее России представляет собой ужасающую по силе картину разложения и распада, который затронул все слои общества: помещиков, чиновников, даже народ.

Гоголь в предельно концентрированной форме демонстрирует «свойства нашей русской породы». Так, бережливость Плюшкина превращается в скупость, мечтательность и радушие Манилова -- в оправдание лени и слащавость. Удаль и энергия Ноздрева -- замечательные качества, но здесь они чрезмерны и бесцельны, а потому становятся пародией на русское богатырство.

Вместе с тем, рисуя предельно обобщенные типы русских помещиков, Гоголь раскрывает тему помещичьей Руси, с которой соотносятся проблемы взаимоотношений помещиков и крестьян, рентабельности помещичьего хозяйства, возможности его совершенствования. При этом писатель осуждает не крепостное право и не помещиков как класс, но то, как именно используют они свою власть над крестьянами, богатство своих земель, ради чего вообще занимаются хозяйством. И здесь главным остается тема оскудения, которая связана не столько с экономическими или социальными проблемами, сколько с процессом омертвения души.

Две важнейшие темы авторских размышлений -- тема России и тема дороги -- сливаются в лирическом отступлении, которое завершает первый том поэмы. «Русь-тройка», «вся вдохновенная Богом», предстает в нем как видение автора, который стремится понять смысл ее движения; «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Но в том высоком лирическом пафосе, который пронизывает эти заключительные строки, звучит вера писателя в то, что ответ будет найден и душа народа предстанет живой и прекрасной.

Поэма «Мертвые души» по замыслу Гоголя должна была представить «всю Русь», пусть даже только «с одного стороноы», в первой части, поэтому говорить о наличии в этом произведении какого-то одного или нескольких центральных героев было бы неправильно. Чичиков мог бы стать таким героем, но в объеме всего трехчастного замысла. В 1-м томе поэмы он стоит в ряду других персонажей, которые характеризуют разные типы целых социальных групп современной писателю России, хотя у него имеется и дополнительная функция связующего героя. Вот почему следует рассматривать не столько отдельных персонажей, сколько всю ту группу, к которой они принадлежат: помещики, чиновники, герой-приобретатель. Все они даны в сатирическом освещении, поскольку души их омертвели. Таковы и представители народа, которые показаны как составляющая реальной России, а живая душа есть только в тех представителях народной Руси, которая воплощена как авторский идеал.