Характерные черты живописи раннего возрождения. Живопись раннего возрождения в италии

Эпохальному периоду в истории мировой культуры, который предшествовал Новому времени и сменил дали название Ренессанс, или Возрождение. История эпохи берет свое начало на заре в Италии. Несколько столетий можно охарактеризовать как время становления новой, людской и земной картины мира, имеющей по своей сути светский характер. Прогрессивные идеи нашли свое воплощение в гуманизме.

Годы эпохи Возрождения и понятие

Поставить конкретные временные рамки для данного феномена в истории мировой культуры достаточно сложно. Объясняется это тем, что в эпоху Возрождения все страны Европы вступили в разные сроки. Одни раньше, другие позже, в связи с отставанием в социально-экономическом развитии. Примерными датами можно назвать начало 14 и конец 16 века. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры, ее гуманизацией, расцветом интереса к античности. С последним, кстати говоря, и связано название этого периода. Происходит возрождение ее внедрение в европейский мир.

Общая характеристика эпохи Возрождения

Данный виток в развитии культуры человечества произошел в результате изменения европейского общества и отношений в нем. Важную роль играет падение Византии, когда ее граждане массово бежали в Европу, принося с собой библиотеки, различные античные источники, неизвестные ранее. Увеличение количества городов привело к усилению влияния простых сословий ремесленников, купцов, банкиров. Активно стали появляться различные центры искусства и науки, деятельность которых церковь уже не контролировала.

Первые годы эпохи Возрождения принято отсчитывать с ее наступлением в Италии, именно в этой стране началось данное движение. Начальные его признаки стали заметны в 13-14 веках, но твердые позиции оно заняло в 15 веке (20-е года), достигнув максимального расцвета к его окончанию. В эпохе Ренессанса (или Возрождения) выделяют четыре периода. Остановимся на них более подробно.

Проторенессанс

Данный период датируется приблизительно второй половиной 13-14 века. Стоит заметить, что все даты касаются Италии. По сути, данный период представляет собой подготовительный этап Возрождения. Его условно принято делить на два этапа: до и после смерти (1137 год) Джотто ди Бондоне (скульптура на фото), ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника.

Последние годы эпохи Возрождения данного периода связаны с эпидемией чумы, которая обрушилась на Италию и всю Европу в целом. Проторенессанс тесно связан со средневековьем, готическими, романскими, византийскими традициями. Центральной фигурой принято считать Джотто, который наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло ее развитие.

Период раннего Возрождения

По времени он занял восемьдесят лет. Ранний годы которого характеризуются весьма двояко, пришелся на 1420-1500 гг. Искусство еще не отреклось окончательно от средневековых традиций, но активно добавляет элементы, позаимствованные у классической древности. Словно по нарастающей, год за годом под влиянием меняющихся условий социальной среды, происходит полный отказ художниками от старого и переход к античному искусству в качестве основной концепции.

Период высокого Возрождения

Это вершина, пик Ренессанса. На данном этапе эпоха Возрождения (года 1500-1527) достигла своего апогея, и центр влияния всего итальянского искусства переместился в Рим из Флоренции. Произошло это в связи со вступлением на папский престол Юлия II, который имел весьма прогрессивные, смелые взгляды, был человеком предприимчивым и честолюбивым. Он привлек в вечный город самых лучших художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время настоящие титаны эпохи Возрождения создают свои шедевры, которыми весь мир восхищается и поныне.

Позднее Возрождение

Охватывает временной отрезок с 1530 по 1590-1620 годы. Развитие культуры и искусства в данный период настолько неоднородно и разнообразно, что даже историки не сводят его к одному знаменателю. По мнению британских ученых эпоха Возрождения окончательно угасла в тот момент, когда произошло падение Рима, а именно в 1527 году. погрузилась в Контрреформацию, которая поставила «крест» на всяком свободомыслии, в том числе и воскрешении античных традиций.

Кризис идей и противоречия в мировоззрении в итоге во Флоренции вылились в маньеризм. Стиль, который характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, свойственного эпохе ренессанса. К примеру, у Венеции была своя собственная дорога развития, там до конца 1570-х годов работали такие мастера, как Тициан и Палладио. Их творчество осталось в стороне от кризисных явлений, характерных для искусства Рима и Флоренции. На фото полотно Тициана «Изабелла Португальская».

Великие мастера эпохи Ренессанса

Три великих итальянца - это титаны эпохи Возрождения, ее достойный венец:


Все их произведения - это лучшие, отборные жемчужины мирового искусства, которые собрала эпоха Возрождения. Года идут, сменяются столетия, но творения великих мастеров - вне времени.

Эпоха Возрождения (Ренессанс). Италия. XV-XVI века. Ранний капитализм. Страной правят богатые банкиры. Они интересуются искусством и наукой.

Богатые и влиятельные собирают вокруг себя талантливых и мудрых. Поэты, философы, художники и скульпторы ведут ежедневные беседы со своими покровителями. В какой-то миг показалось, что людьми правят мудрецы, как того хотел Платон.

Вспомнили о древних римлянах и греках. Они тоже строили общество свободных граждан, где главная ценность - человек (не считая рабов, конечно).

Возрождение - это не просто копирование искусства древних цивилизаций. Это смешение. Мифологии и Христианства. Реалистичности натуры и душевности образов. Красоты физической и духовной.

Это была всего лишь вспышка. Период Высокого Возрождения – это примерно 30 лет! С 1490-х годов до 1527 гг. С начала расцвета творчества Леонардо. До разграбления Рима.

Мираж идеального мира быстро померк. Италия оказалась слишком хрупкой. Она вскоре была порабощена очередным диктатором.

Однако эти 30 лет определили главные черты европейской живописи на 500 лет вперёд! Вплоть до .

Реалистичность изображения. Антропоцентризм (когда центр мира – Человек). Линейная перспектива. Масляные краски. Портрет. Пейзаж…

Невероятно, но в эти 30 лет творили сразу несколько гениальных мастеров. В другие времена они рождаются один в 1000 лет.

Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - титаны эпохи Возрождения. Но нельзя не упомянуть и о двух их предшественниках: Джотто и Мазаччо. Без которых бы никакого Возрождения и не было.

1. Джотто (1267-1337 гг.)

Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало XVI века. .

XIV век. Проторенессанс. Главный его герой - Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа - золотой фон. Как, например, на этой иконе.


Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.

Фрески Джотто в церкви Скровеньи в Падуе (1302-1305 гг.). Слева: Оплакивание Христа. Посередине: Поцелуй Иуды (фрагмент). Справа: Благовещение святой Анны (матери Марии), фрагмент.

Главное творение Джотто - это цикл его фресок в капелле Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели.

Ведь Джотто сделал небывалое. Он перевёл библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.


Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.

О фресках мастера читайте подробнее в статье.

Джотто восхищались. Но его новаторство развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.

Только через 100 лет появится достойный продолжатель Джотто.

2. Мазаччо (1401-1428 гг.)


Мазаччо. Автопортрет (фрагмент фрески “Святой Петр на кафедре”). 1425-1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Начало XV века. Так называемое Раннее Возрождение. На сцену выходит ещё один новатор.

Мазаччо был первым художником, который использовал линейную перспективу. Ее разработал его друг, архитектор Брунеллески. Теперь изображенный мир стал похож на реальный. Игрушечная архитектура осталась в прошлом.

Мазаччо. Святой Петр исцеляет своей тенью. 1425-1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Он перенял реализм Джотто. Однако в отличие от предшественника уже хорошо знал анатомию.

Вместо глыбообразных персонажей Джотто - прекрасно сложенные люди. Совсем как у древних греков.


Мазаччо. Крещение неофитов. 1426-1427 гг. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, Италия.
Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426-1427 гг. Фреска в Капелле Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция, Италия.

Мазаччо прожил недолгую жизнь. Он умер, как и его отец, неожиданно. В 27 лет.

Однако последователей у него было много. Мастера следующих поколений ходили в капеллу Бранкаччи, чтобы учиться по его фрескам.

Так новаторство Мазаччо было подхвачено всеми великими художниками Высокого Возрождения.

3. Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.)


Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г. Королевская библиотека в Турине, Италия.

Леонардо да Винчи - один из титанов Эпохи Возрождения. Он колоссальным образом повлиял на развитие живописи.

Именно да Винчи повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.

Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.

Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.


Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг. Музей Черторыйских, Краков.

Главное же новаторство Леонардо - это то, что он нашёл способ сделать образы … живыми.

До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.

Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.

. 1503-1519 гг. Лувр, Париж.

Сфумато войдёт в активный словарь всех великих художников будущего.

Часто встречается мнение, что Леонардо, конечно, гений, но не умел ничего довести до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. Даже искусством сервировки одно время увлекался.

Однако сами подумайте. 19 картин - и он - величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию, при этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.

О самой знаменитой картине мастера читайте в статье .

4. Микеланджело (1475-1564 гг.)

Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.

Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную.

Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.

Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.

Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.

Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.


Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан.

Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.

Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы - это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид.

В последние годы жизни - это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Посмотрите на его “Пьету”.

Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции. Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г.

Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.

5. Рафаэль (1483-1520 гг.)

. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Рафаэль никогда не был в забвении. Его гениальность признавали всегда: и при жизни, и после смерти.

Его герои наделены чувственной, лиричной красотой. Именно его по праву считаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными. Внешняя красота отражает и душевную красоту героинь. Их кротость. Их жертвенность.

Рафаэль. . 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.

Знаменитые слова “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о . Это была его самая любимая картина.

Однако чувственные образы - это не единственная сильная сторона Рафаэля. Он очень тщательно продумывал композиции своих картин. Он был непревзойдённым архитектором в живописи. Причём всегда находил самое простое и гармоничное решение в организации пространства. Кажется, что по-другому и быть не может.


Рафаэль. Афинская школа. 1509-1511 гг. Фреска в станцах Апостольского дворца, Ватикан.

Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно. От подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить. Многие художники боготворили этого мастера. И множили его чувственные образы в тысячах своих полотен..

Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким новатором.

За такую яркость таланта его все любили. Называли “королем живописцев и живописцем королей”.

Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.

Тициан. Вознесение Марии. 1515-1518 гг. Церковь Санта-Мария Глориози деи Фрари, Венеция.

К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые, густые. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого - образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты - ещё более динамичные и драматичные.


Тициан. Тарквиний и Лукреция. 1571 г. Музей Фицуильяма, Кэмбридж, Англия.

Вам это ничего не напоминает? Конечно, это техника . И техника художников XIX века: барбизонцев и . Тициан, как и Микеланджело, пройдёт 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.

О знаменитом шедевре мастера читайте в статье.

Художники эпохи Возрождения - это обладатели больших знаний. Чтобы оставить такое наследие, нужно было очень многое изучить. В области истории, астрологии, физики и так далее.

Поэтому каждый их образ заставляет нас задумываться. Для чего это изображено? Какое здесь зашифровано послание?

Они почти никогда не ошибались. Потому что досконально продумывали своё будущее произведение. Использовали весь багаж своих знаний.

Они были больше, чем художники. Они были философами. Объясняли нам мир с помощью живописи.

Вот почему они будут нам всегда глубоко интересны.

Итальянское искусство не развивалось постоянно по восходящей линии, от более низкой ступени к более высокой. Линия культурного развития в эпоху Возрождения была более сложной и гибкой. На протя-жении трех веков при неустанном движении вперед выделились несколько подъемов. Наиболее радикальный из них в Италии произошел в XV веке. Это период раннего Возрождения, отмеченный необычайной интенсивностью поисков. Средоточием новаторства во всех видах искусства в это время, как и во времена Джотто, была Флоренция. Здесь протекала деятельность основоположников раннего Возрождения: живописца Мазаччо , скульптора Донателло , архитектора Брунеллески .

Одним из важнейших завоеваний искусства кватроченто, имевшим историческое значение, явилось учение о перспективе. Перспек-тива - это изображение предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины и очертаний, которое обусловлено степенью отда-ленности их от зрителя. Первые опыты построения перспективы приме-нялись уже в античной Греции, но в своем классическом виде, как на-учно обоснованная, перспектива сложилась у мастеров итальянского кватроченто. Первым открыл ее законы Филиппо Брунеллески, установив тем самым новую программу развития для всего флорентийского искусства.

Брунеллески сделал решающий для изобразительного искусства вы-вод: если прямые лучи, идущие от выбранной точки пространства к изображаемому предмету, пересечь плоскостью - на этой плоскости получится точная проекция данного предмета. Вероятнее всего, что к изучению оптических законов Брунеллески побудило изучение римских развалин, которые он тщательно измерял и срисовывал.

Друг Брунеллески, скульптор Донателло применил линейную перспективу в скульптурном рельефе («Битва св. Георгия с драконом» , 1416), достигая впечатления пространственной глубины. Их современник Ма-заччо использовал это открытие в живописи (фреска «Троица» , 1427). Наконец, архитектор и ученый-теоретик искусства Альберти дал подроб-ную теоретическую разработку законов перспективы в «Трактате о жи-вописи» (1435).

Новые веяния в изобразительном искусстве раньше всего проявились в скульптуре . Прежде сосредоточенная главным образом в интерьерах, она выносится теперь на фасады церквей и общественных зданий, на городские площади, уже не подчиняясь архитектуре.

Исходным пунктом истории скульптуры раннего Возрождения традиционно считается 1401 год, когда молодой ювелир Лоренцо Гиберти победил на конкурсе скульпторов, состязавшихся за право изготовления бронзовых дверей флорентийского баптистерия . Гиберти вошел в число ведущих скульпторов своего времени. Ему при-надлежит одно из самых прославленных произведений раннего Возрожде-ния - вторые восточные двери баптистерия, позднее названные Микеланд-жело «Райскими вратами». Их рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета.

Самым гениальным скульптором кватроченто был Донато ди Никколо ди Бетто Барди, вошедший в историю мировой культуры под именем Донателло (1386-1466). Он принадлежит к числу наиболее смелых рефор-маторов итальянского искусства. Одной из главных заслуг Донателло было возрождение свободно стоящей круглой статуи. Выполненная им статуя Давида-победителя (Флоренция) явилась первой скульптурой эпохи Возрождения, не связанной с архитектурой, освобожденной от тесноты ниши и доступной обозрению со всех сторон. Создавая образ легендарно-го пастуха, победившего великана Голиафа, который для многих италь-янских городов-республик стал символом свободы, Донателло стремился приблизиться к великим образцам античной пластики. Его Давид представлен обнаженным, подобно античному герою. Еще ни один скульптор эпохи Возрождения не брал на себя смелость показать библейский пер-сонаж в таком виде.

Другое знаменитое творение Донателло - памятник мужественному военачальнику Эразмо ди Нарни по прозвищу Гаттамелата («Хитрая кош-ка»). Человек из народа, Эразмо силой ума, таланта стал творцом своей судьбы, сделался выдающимся государственным деятелем. И скульптор, сохранив портретное сходство, показал обобщенный образ человека но-вого времени, словно подтверждающий слова Петрарки: «Кровь всегда одного цвета. Благородным человек делает себя сам великими своими делами».

Еще более широким было обращение к античным традициям в архитектуре . Зарисовки и обмеры древнеримских сооружений, изучение трактата Витрувия, найденного в начале XV века, способствовали быст-рому вытеснению готических форм античными. Возрождается и творчески переосмысливается античный ордер, что внесло в архитектуру нового времени логическую соразмерность и гармоничность. Если готический собор уже в силу своих гигантских размеров трудно обозрим, то зда-ния эпохи Возрождения как бы охватываются единым взглядом. Их отли-чает удивительная пропорциональность.

Первый крупный памятник ренессансного зодчества - воздвигнутый Брунеллески купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В сво-их размерах он лишь немногим уступает куполу римского Пантеона, но, в отличие от него, опирается не на круглое, а на восьмигранное ос-нование.

Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководит пост-ройкой приюта для сирот, Воспитательного дома . Это первое здание ренессансного стиля, очень близкое античным сооружениям по своему строю, ясности облика и простоте форм. Самое замечательное в нем - фасад, украшен-ный портиком в виде арочной лоджии. Портик разворачивается во всю ширину здания, создавая впечатление простора и покоя, и усиливая перевес горизонтальных линий. В итоге - здание, полностью противо-положное готическому стремлению ввысь. Новым является и отсутствие богатых скульптурных украшений, характерных для готических соборов.

Использованный в Воспитательном доме тип лоджии с полукруглыми арками и широко расставленными тонкими колоннами утвердился потом в архитектуре ренессансных палаццо .

Палаццо представляет собой городской дворец-особняк, где жили состоятельные люди. Обычно это трехэтажное здание, выходящее фасадом на улицу. По своему плану палаццо прибли-жались к квадрату, в центре которого был внутренний двор, обнесен-ный арочными галереями.

Живопись итальянского кватроченто начинается с Мазаччо (1401-1428, настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи). Мазаччо был одним из самых независимых и последовательных гениев в ис-тории европейского искусства. Как и многие другие художники этой эпохи, он работал в области монументальной живописи, которая выпол-нялась на стенах техникой фрески. Продолжив искания Джотто, Мазаччо сумел придать изображениям невиданную ранее жизненную достоверность.

Вершиной его творчества являются фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В них представлена история апостола Петра, а также библейский сюжет «Изгнание из рая», тракто-ванный с исключительной драматической силой.

Все в этих фресках полно особой внушительности, эпической мощи, героики. Все подчеркнуто монументально: художник словно не прорисовывает формы, а лепит их с помощью светотени, добиваясь почти скульптурной рельефности. Замечательным образцом творческой манеры Мазаччо может служить «Чудо со статиром» (повествование о чудесно найденной во рту рыбы монете, открывшей Христу и его уче-никам доступ в город Капернаум).

Судьба оборвала взлет гения на 27-м году жизни, но уже то, что он успел сделать, принесло ему славу основоположника нового искус-ства. После смерти Мазаччо капелла Бранкаччи стала школой всех по-следующих живописцев, местом паломничества.

Мазаччо, Брунеллески, Донателло были далеко не одиноки в своих исканиях. Одновременно с ними в различных городах Италии работало множество самобытных мастеров: фра Анжелико, Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья.

К концу кватроченто характер устремлений итальянской живописи существенно меняется: изучение перспективы, пропорций отходит на второй план, в то время как на первый выдвигается изучение челове-ческой натуры. Вслед за литературой и поэзией живопись открывает напряженную жизнь души, движение чувств. Это способствует развитию портретного жанра, причем нового его типа, в трехчетвертном раз-вороте, а не в профиль, как раньше.

Художником, в чьем творчестве новые художественные идеи нашли наиболее гармоничное выражение, явился Сандро Боттичелли (1445-1510, настоящее имя Алессандро Филипепи).

Боттичелли - представи-тель флорентийской школы живописи. Он был близок двору Лоренцо Ме-дичи, талантливого политика и дипломата, блестяще образованного че-ловека, одаренного поэта, любителя литературы и искусства, который сумел привлечь к себе немало крупных гуманистов, поэтов, художников

Будучи связан с кружком флорентийских эрудитов, Боттичелли охотно опирался в своих работах на составленные ими поэтические прог-раммы. Навеянные античностью и ренессансной поэзией, они носили аллегорический характер. Особую роль в них играл образ Венеры, воплощения любви как высочайшего из человеческих чувств.

Венера - центральный образ прославивших Боттичелли картин: «Весна» и «Рождение Венеры». Именно в этих мифологических композициях, где царит любовь, расцвело загадочное очарование боттичеллевского идеала красоты. В этой красоте есть особая утонченность, хрупкая беззащитность. И вместе с тем в ней скрыта огромная внут-ренняя сила, сила духовной жизни.

То же богатство внутреннего мира человека открывают зрителю порт-реты художника: «Портрет ювелира», «Джулиано Медичи» и другие.

Глубочайшие личные переживания, связанные с общественной жизнью Флоренции конца XV века , определили высокий трагизм поздних работ Боттичелли: «Оплакивание Христа», «Покинутая».

В последней трети XV века наряду с флорентийской школой выдвига-ются художественные школы в Умбрии (Пинтуриккио), Венеции (Джентиле и Джованни Беллини, Карпаччо), Ферраре, Ломбардии, и все же ведущим культурным центром Италии остается Флоренция. Здесь в 1470-х годах началась творческая деятельность Леонардо да Винчи, здесь родился и вырос Микеланджело, завоевав славу первого художника созданием статуи Давида (в качестве символа Флоренции она была поставлена перед Двор-цом Синьории). Флоренция сыграла огромную роль и в творческом станов-лении Рафаэля, написавшего здесь обширную сюиту своих мадонн (когда он приехал во Флоренцию, там работали и Леонардо, и Микеланджело). Творчество этих гениальных мастеров, наряду с искусством Браманте, Джорджоне, Тициана, ознаменовало период Высокого Возрождения.

Медичи - семейство богатых банкиров, которым в XV веке, фактически, принадлежала власть во Флоренции.

народное восстание против Медичи, возглавленное доминиканским монахом Савонаролой, яростное наступление приверженцев Савонаролы на «греховную скверну» светской культуры, наконец, отлучение Саво-наролы от церкви и его смерть на костре.

Испытав сильное влияние Савонаролы, Боттичелли был потрясен его гибелью.

ВНИМАНИЕ: ПОД КАТОМ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ТРАФИК
Может, модераторы смогут разбить на несколько?
Заранее благодарю.

РЕНЕССАНС
Итальянское Возрождение

АНДЖЕЛИКО Фра Беато
ДЖОТТО ди Бондоне
МАНТЕНЬЯ Андреа
БЕЛЛИНИ Джовани
БОТТИЧЕЛЛИ Сандро
ВЕРОНЕЗЕ Паоло
да ВИНЧИ Леонардо
ДЖОРДОНЕ
КАРПАЧЧО Витторе
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
РАФАЭЛЬ Санти
ТИЦИАН

Возрождение, или Ренессанс -
(фр. Renaissance, итал. Rinascimento) -
эпоха в истории культуры Европы,
пришедшая на смену культуре Средних веков и
предшествующая культуре нового времени.
Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века.
Отличительная черта эпохи возрождения - светский характер культуры
и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь,
к человеку и его деятельности).
Появляется интерес к античной культуре,
происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

С классической полнотой Возрождение реализовалось в Италии,
в ренессансной культуре которой различают периоды предвозрожденческих
явлений рубежа 13 и 14 вв. (Проторенессанс), Раннее Возрождение (15 в.),
Высокое Возрождение (конец 15 – 1-я четверть 16 вв.),
Позднее Возрождение (16 в.).
В эпоху Раннего Возрождения средоточием новаторства
во всех видах искусства стала флорентийская школа,
архитекторы (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Б. Росселлино, и др.),
скульпторы (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, А. Росселлино,
Дезидерио да Сеттиньяно и др.), живописцы (Мазаччо, Филиппо Липпи,
Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, Фра Анджелико,
Сандро Боттичелли и др.) которой создали пластически цельную,
обладающую внутренним единством концепцию мира,
распространившуюся постепенно по всей Италии
(творчество Пьеро делла Франческа в Урбино, Витторе Карпаччо,
Ф. Коссы в Ферраре, А. Мантеньи в Мантуе, Антонелло да Мессина
и братьев Джентиле и Джованни Беллини в Венеции).
В период Высокого Возрождения, когда борьба за гуманистические
ренессансные идеалы обрела напряженный и героический характер,
архитектура и изобразительное искусство были отмечены широтой
общественного звучания, синтетической обобщенностью и мощью образов,
полных духовной и физической активности.
В постройках Д. Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло достигли
своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность;
гуманистическая наполненность, смелый полет художественного воображения,
широта охвата действительности характерны для творчества крупнейших
мастеров изобразительного искусства этой эпохи – Леонардо да Винчи,
Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана.
С 2-й четверти 16 в., когда Италия вступила в пору политического кризиса
и разочарования в идеях гуманизма, творчество многих мастеров
приобрело сложный и драматический характер.
В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола,
Джулио Романо, В. Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию
композиции, подчинению здания широкому градостроительному замыслу;
в получивших богатую и сложную разработку общественных зданиях, храмах,
виллах, палаццо ясная тектоника Раннего Возрождения сменилась
напряженной конфликтностью тектонических сил (постройки Я. Сансовино,
Г. Алесси, М. Санмикели, А. Палладио).
Живопись и скульптура Позднего Возрождения обогатились
пониманием противоречивости мира, интересом к изображению
драматического массового действия, к пространственной динамике
(Паоло Веронезе, Я. Тинторетто, Я. Бассано);
небывалой глубины, сложности, внутреннего трагизма достигла
психологическая характеристика образов в поздних произведениях
Микеланджело и Тициана.

Венецианская школа

Венецианская школа, одна из основных живописных школ Италии
с центром в городе Венеция (отчасти также в небольших городах Террафермы-
областей материка, прилегающих к Венеции).
Для Венецианской школы характерны преобладание живописного начала,
особое внимание к проблемам колорита, стремление к воплощению
чувственной полноты и красочности бытия.
Наибольшего расцвета Венецианская школа достигла в эпоху
Раннего и Высокого Возрождения, в творчестве Антонелло да Мессина,
открывшего для современников выразительные возможности масляной живописи,
создателей идеально - гармонических образов Джованни Беллини и Джорджоне,
величайшего колориста Тициана, воплотившего в своих полотнах
присущие венецианской живописи жизнерадостность и красочное полнокровие.
В работах мастеров Венецианской школы 2-й половины 16 в.
виртуозность в передаче многоцветия мира, любовь к праздничным зрелищам
и многоликой толпе соседствуют с явным и скрытым драматизмом,
тревожным ощущением динамики и беспредельности мироздания
(живопись Паоло Веронезе и Я. Тинторетто).
В 17 в традиционный для Венецианской школы интерес к проблемам колорита
в работах Д.Фетти, Б. Строцци и др. сосуществует с приемами живописи барокко,
а также реалистическими тенденциями в духе караваджизма.
Для венецианской живописи 18 в. характерен расцвет
монументально-декоративной живописи (Дж. Б. Тьеполо),
бытового жанра (Дж. Б. Пьяццетта, П. Лонги),
документально - точного архитектурного пейзажа - ведуты
(Дж. А. Каналетто, Б. Белотто) и лирического,
тонко передающего поэтическую атмосферу повседневной жизни
Венеции городского пейзажа (Ф. Гварди).

Флорентийская школа

Флорентийская школа, одна из ведущих итальянских художественных школ
эпохи Возрождения с центром в городе Флоренция.
Формированию Флорентийской школы, окончательно сложившейся в 15 в.,
способствовал расцвет гуманистической мысли
(Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лико делла Мирандола и др.),
обратившейся к наследию античности.
Родоначальником Флорентийской школы в эпоху Проторенессанса стал Джотто,
придававший своим композициям пластическую убедительность и
жизненную достоверность.
В 15 в. основоположниками искусства Ренессанса во Флоренции
выступили архитектор Ф. Брунеллески, скульптор Донателло,
живописец Мазаччо, за которыми последовали архитектор Л.Б. Альберти,
скульпторы Л. Гиберти, Лука делла Роббиа, Дезидерио да Сеттиньяно,
Бенедетто да Майано и др.
В архитектуре Флорентийской школы в 15 в. был создан новый тип
ренессансного палаццо, начаты поиски идеального типа храмовой постройки,
отвечающей гуманистическим идеалам эпохи.
Для изобразительного искусства Флорентийской школы 15 в. характерны
увлечение проблемами перспективы, стремление к пластически ясному
построению человеческой фигуры
(произведения А. дель Верроккьо, П. Уччелло, А. дель Кастаньо и др.),
а для многих ее мастеров – особая одухотворенность и интимно-лирическая
созерцательность (живопись Б. Гоццоли, Сандро Боттичелли,
Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Пьеро ди Козимо и др.).
Искания мастеров 15 в. завершили великие художники Возрождения
Леонардо да Винчи и Микеланджело, поднявшие художественные искания
Флорентийской школы на новый качественный уровень. В 1520-е гг.
начинается постепенный упадок школы, несмотря на то,
что во Флоренции продолжал работать ряд крупных художников
(живописцы Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто, скульптор А. Сансовино);
с 1530-х гг. Флорентийская школа становится одним из главных центров
искусства маньеризма (архитектор и живописец Дж. Вазари,
живописцы А. Бронзино, Я. Понтормо).
В 17 веке Флорентийская школа приходит в упадок.

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой
в Италии время с 1420 по 1500 года.
В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается
от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы,
заимствованные из классической древности.
Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее
и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры,
художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются
образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений,
так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания
классической древности, в других странах оно долго держалось
традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании,
Возрождение наступает только в конце XV столетия,
и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия,
не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля -
принято называть «Высоким Возрождением»,
оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год.
В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции
перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II,
человека честолюбивого, смелого и предприимчивого,
привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии,
занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой
другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках,
Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла:
в нём создаётся множество монументальных зданий,
исполняются великолепные скульптурные произведения,
пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся перлами живописи;
при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку,
помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Античное изучается теперь более основательно,
воспроизводится с большей строгостью и последовательностью;
спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты,
которая составляла стремление предшествовавшего периода;
припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический
отпечаток ложится на все создания искусства.
Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности,
и они, с большой находчивостью и живостью фантазии,
свободно перерабатывают и применяют к делу то,
что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Позднее Возрождение

Третий период Возрождения,
так называемый период «позднего Ренессанса»,
отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников
совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать
и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности
утрировкой и вычурностью форм.
Признаки этого стремления, породившего стиль барокко,
а затем, в XVIII столетии, стиль рококо, выказывались ещё в
предшествовавшем периоде в значительной степени по невольной вине
великого Микеланджело, своим гениальным, но слишком субъективным
творчеством давшего опасный пример крайне свободного отношения
к принципам и формам античного искусства; но теперь направление
это делается всеобщим.

****************************************************

АНДЖЕЛИКО, ФРА БЕАТО -
(Фра Джованни да Фьезоле) (Angelico, fra Beato; fra Giovanni da Fiesole)
(ок. 1400–1455), итальянский живописец флорентийской школы.
В его произведениях сочетались глубокое религиозное содержание и изысканность стиля;
готическая живописная традиция и черты нового искусства Ренессанса.
Фра Анджелико, в миру носивший имя Гвидо ди Пьеро (Guido di Piero),
родился в местечке Виккьо в Тоскане около 1400. В документе, относящемся к 1417,
он уже упоминается как художник; известно также,
что до 1423 во Фьезоле он вступил в доминиканский орден, получив имя фра Джованни да Фьезоле,
а впоследствии был настоятелем монастыря Сан Марко во Флоренции.
Многие произведения, приписывавшиеся раннему периоду творчества Фра Анджелико,
теперь считаются работами его учеников, вариациями на темы его композиций.
Одна из первых крупных работ художника – триптих Линайуоли из монастыря
Сан Марко во Флоренции (1433–1435), в центральной части которого представлена Богоматерь с Младенцем
на троне, а на боковых створках двое святых. Фигура Богоматери показана традиционно,
а в изображении стоящих святых заметно влияние живописи Мазаччо, с ее тяжелой и жесткой моделировкой лиц.
В 1430–1440-е годы Фра Анджелико одним из первых обратился к использованию нового типа алтарного образа,
ставшего очень популярным в эпоху Возрождения, – sacra conversazione (святое собеседование).
С 1438 по 1445 художник расписал фресками флорентийский монастырь Сан Марко.
Этот монастырь, переданный доминиканскому ордену папой Евгением IV, был перестроен архитектором
Микелоццо по заказу герцога Козимо Медичи. Тематика росписей связана с доминиканским орденом,
его историей, уставом, особо почитаемыми святыми.
Примером могут служить фрески клуатра (Мертвый Христос; Христос в образе странника,
которого принимают два доминиканских монаха; Св. Петр Мученик (главный святой доминиканцев);
Св. Доминик, стоящий на коленях у Распятия).
В зале капитула Фра Анджелико написал большую композицию Распятие с двумя разбойниками
по сторонам от Христа и толпой святых всех эпох христианства, собравшихся у подножия креста.
Их скорбные лики обращены к земле, ни один не смотрит вверх на Христа;
художник изобразил Распятие не как историческое событие, а как мистический образ,
живущий в человеческом сознании.
Фрески монастыря Сан Марко наполняет дух Подражания Христу – мистического религиозного трактата,
написанного каноником-августинцем Фомой Кемпийским.
Каждая келья тоже была украшена фресками, которые предназначались для назидания братии,
например композиция Осмеяние Христа. Настроению этих фресок соответствуют простота и
спокойная сдержанность живописи.
Последние десять лет жизни Фра Анджелико провел в Риме, где он украсил фресками капеллу
папы Николая V (1445–1448). Сюжетами росписей стали фрагменты житий св. Лаврентия и св. Стефана.
По замыслу это были скорее повествовательные сцены, чем молитвенные образы.
В них использованы сложные архитектурные фоны, в построении которых чувствуется знание
мастером античного искусства, а в точно выверенных перспективных построениях видно влияние
Мазаччо и Брунеллески.

Коронование Девы Марии

Мучение свв. Космы и Дамиана

*********************************************

Джотто ди Бондоне - родился в 1266 или 1267 г.
в деревне Веспиньяно недалеко от Флоренции в семье мелкого землевладельца.
Предположительно в возрасте 10 лет Джотто начал учиться живописи
в мастерской Чимабуэ, известного флорентийского живописца.
Джотто был гражданином Флоренции, хотя работал также в Ассизи, Риме, Падуе,
Неаполе и Милане. Его талант художника и практическая деловая хватка обеспечили
ему солидное состояние. Несмотря на то, что мастерская Джотто процветала,
история сохранила всего лишь несколько полотен, подписанных его именем,
да и те, по мнению специалистов, скорее всего принадлежат кисти его помощников.
Яркая личность Джотто выделяется среди итальянских мастеров Проторенессанса,
прежде всего, склонностью к новаторству, к созданию новой художественной манеры,
предопределившей классический стиль грядущей эпохи Возрождения.
Его живопись воплощает в себе идею человечности и несет первые зачатки гуманизма.
В 1290-99 гг. Джотто создал росписи Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи -
25 фресок, живописующих сцены из Ветхого Завета, а также эпизоды из жизни Франциска Ассизского
(«Чудо источника»). Фрески отличаются наглядностью, незамысловатой повествовательностью,
наличием бытовых деталей, придающих жизненность и естественность изображаемым сценам.
Отвергнув господствовавший в искусстве того времени церковный канон,
Джотто изображает своих персонажей похожими на реальных людей:
с пропорциональными, приземистыми телами, круглыми (а не удлиненными) лицами,
правильным разрезом глаз и т.п. Его святые не парят над землей, а прочно стоят на ней обеими ногами.
Они помышляют скорее о земном, чем о небесном, переживая вполне человеческие чувства и эмоции.
Впервые в истории итальянской живописи душевное состояние героев живописного произведения
передается мимикой лица, жестами, позой.
Вместо традиционного золотистого фона на фресках Джотто изображен пейзаж,
интерьер или скульптурные группы на фасадах базилик.
В каждой композиции художник изображает лишь один момент действия,
а не последовательность различных сцен, как это делали многие его современники.
В начале 1300-х гг. художник посетил Рим.
Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини
способствовало становлению его творческого метода.
Творческие достижения Джотто получили дальнейшее развитие в росписях капеллы Скровеньи
(капеллы дель Арена) в Падуе, выполненных им в 1304-06 гг.
Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса,
фрески живописуют сцены из жизни Иоакима и Анны
(«Иоаким среди пастухов», «Жертвоприношение Иоакима», «Сон Иоакима», «Встреча у Золотых Ворот»),
Девы Марии и Христа («Рождество», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет»,
«Избиение младенцев», «Крещение Христа», «Воскрешение Лазаря»,
«Иуда, получающий плату за предательство», «Поцелуй Иуды»,
«Несение креста», «Распятие», «Оплакивание Христа», «Воскресение»),
а также сцены Страшного Суда.
Эти росписи - главное произведение и вершина творчества художника.
В 1300-02 гг. Джотто выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции.
К 1310-20 гг. исследователи относят знаменитый алтарный образ «Мадонна Оньиссанти».
Композиция не подписана, однако исследователи единодушно приписывают ее Джотто.
В 1320-е гг. Джотто создает росписи капелл Перуцци и Барди
во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы житий Иоанна Крестителя,
Иоанна Евангелиста и Франциска Ассизского
(«Стигматизация св. Франциска», «Смерть и вознесение св. Франциска»).
В 1328-33 гг. Джотто при посредстве многочисленных учеников делал росписи при
неаполитанском дворе короля Роберта Анжуйского, который пожаловал художнику титул «придворного».
С 1334 г. Джотто руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре
и городских укреплений во Флоренции, чем снискал широкое признание среди
современников и граждан Флоренции. Джотто приписывают проект кампанилы
(колокольни) флорентийского собора (начата в 1334 г., строительство продолжено
в 1337-43 гг. Андреа Пизано, завершено около 1359 г. Ф. Таленти).
Джотто был дважды женат и имел восемь детей.
В 1337 г. Джотто умер.

1.Иоаким удаляется в пустыню

2.Мадонна с младенцем

3.Скорбящий ангел 1

4.Св. Клара из Ассизи

5.Стигматизация св. Франциска

6.Св. Стефан

7.Рождество Христовo

8.Рождество Богородицы

9.Введение Марии во храм

10.Пьета, фрагмент

11.Богоматерь с младенцем на троне

12.Евангелист Иоанн на Патмосе

МАНТЕНЬЯ АНДРЕА -
(Mantegna, Andrea) (ок. 1431–1506),
один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии.
Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в.:
увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей,
передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу
как средство создания на плоскости иллюзии пространства.
Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции
и более поздним расцветом искусства в Северной Италии.
Мантенья родился ок. 1431; между 1441 и 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе
как приемный сын Франческо Скварчоне, местного художника и антиквара,
в мастерской которого работал до 1448.
В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе.
В 1454 Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини,
сестре двух выдающихся мастеров 15 в. – Джентиле и Джованни Беллини.
Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. В 1460,
приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе.
В 1466–1467 он посетил Тоскану, а в 1488–1490 Рим,
где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу.
Возведенный в рыцарское достоинство, занимая высокое положение при дворе,
Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни. Умер Мантенья 13 сентября 1506.
16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари
в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны).
Мантенье принадлежит большая часть работы по созданию фресок (1449–1455),
и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле.
Сцена Святой Иаков перед Иродом Агриппой в капелле Оветари представляет образец стиля
раннего периода творчества Мантеньи.
В других живописных произведениях Мантеньи этого времени, таких, как картина Моление о чаше
(Лондон, Национальная галерея), в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры,
но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником,
а скалы испещрены изломами и трещинами.
Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457–1459) в Вероне является живописной интерпретацией
знаменитого скульптурного Алтаря св. Антония, созданного Донателло
для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Триптих Мантеньи имеет обрамление,
выполненное в высоком рельефе и имитирующее элементы классической архитектуры.
Одним из самых замечательных образцов пространственно-иллюзионистической живописи
Мантеньи является роспись Камеры дельи Спози в палаццо Дукале в Мантуе, законченная в 1474.
Квадратное помещение визуально трансформировано фресками в легкий, воздушный павильон,
как будто закрытый с двух сторон написанными на стенах занавесями, а с двух других сторон открывающий
изображение двора Гонзага и пейзажную панораму на дальнем плане.
Свод Мантенья разделил на компартименты и поместил в них в обрамлении богатого антикизированного
орнамента изображения бюстов римских императоров и сцен из классической мифологии.
В верхней части свода написано круглое окно, через которое видно небо;
богато одетые персонажи глядят вниз с балюстрады, данной в сильном перспективном сокращении.
Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве
примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно
трактованных портретов (членов семьи Гонзага).
Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482–1492) был написан по заказу Франческо Гонзага
и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе; эти картины плохо сохранились
и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне.
На девяти больших холстах изображена длинная процессия с огромным количеством античных скульптур,
доспехов, трофеев. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. Картины отражают обширные знания Мантеньи в области античного искусства и классической литературы.
В этом цикле и в Мадонне делла Витториа (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага,
искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны,
пространство трактовано широко и свободно.
Для студиоло (кабинета) Изабеллы д"Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции
на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Минерва,
изгоняющая пороки (1502, обе в Лувре). В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи,
связанное с новым пониманием пейзажа. Фресковая декорация Капеллы Бельведера,
выполненная Мантеньей для папы Иннокентия VIII в 1488, была, к несчастью, утрачена при
расширении Ватиканского дворца во время понтификата Пия VI.
Несмотря на то, что только семь гравюр могут считаться несомненно принадлежащими руке Мантеньи,
влияние мастера на развитие этого вида искусства огромно. Его гравюра Мадонна с Младенцем показывает,
насколько органично стиль художника может существовать в графической технике,
с присущей ей упругостью и остротой линии, фиксирующей движение резца гравера.
Другие гравюры, приписываемые Мантенье, – Битва морских богов (Лондон, Британский музей)
и Юдифь (Флоренция, галерея Уффици).

1.Распятие, 1457-1460.

2.Мадонна с Младенцем.
1457-59. Фрагмент

3.Моление о чаше.
Около 1460

4.Портрет кардинала Карло Медичи.
Между 1450 и 1466

5.Камера дельи Спози.
Окулюс. 1471-74

6.Камера дельи Спози. Фрагмент северной стены.

7.Камера дельи Спози. Фрагмент восточной стены.

8.Битва морских божеств.
1470-е гг.

9.Св. Себастьян.
Около 1480

10.Мадонна в скалах.
1489-90

12.Мадонна делла Виттория.
1496

13.Парнас.
1497, Лувр, Париж

14.Самсон и Далила. Около 1500
Национальная галерея, Лондон

****************************

БЕЛЛИНИ Джованни -
Беллини (Bellini), семья итальянских живописцев,
основоположников искусства Возрождения в Венеции.
Глава семьи – Якопо Беллини (около 1400–1470/71)
при мягкой лиричности образов сохранял связь с традициями готики
(“Мадонна с младенцем”, 1448, Галерея Брера, Милан).
В его рисунках, полных живых наблюдений
(зарисовки античных памятников, архитектурные фантазии),
отразился интерес к проблемам перспективы, влияние А.Мантеньи и П.Уччелло.
С именем Джентиле Беллини (около 1429–1507), сына Якопо Беллини,
связано зарождение венецианской жанрово - исторической картины,
(“Процессия на площади Сан-Марко”, 1496, “Чудо Святого Креста”, 1500, –
обе в Галерее Академии, Венеция). Джованни Беллини (около 1430–1516),
второй сын Якопо Беллини, – крупнейший мастер венецианской школы, заложивший
основы искусства Высокого Возрождения в Венеции.
Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини
(“Оплакивание Христа”, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х год
сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам
созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая “Озёрная мадонна”, 1490-е годы, Уффици;
“Пиршество богов”, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные “Мадонны”
(“Мадонна с деревцами”, 1487, Галерея Академии, Венеция; “Мадонна”, 1488,
Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных,
словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций,
спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов.
В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией
ренессансной алтарной картины (“Мадонна на троне в окружении святых”, 1505,
церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку
(портрет дожа Л.Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон;
портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон).

1."Св.Георгий и дракон" Деталь Алтаря, 1470

2."Греческая мадонна"
1460

3."Портрет кондотьера"
1480

4."Пир богов"
1514

5."Распятие"
1501-1503

6."Мадонна с младенцем"
1480

7."Добродетель"
1500

8."Св.Иероним, читающий на природе"
1460

9."Преображение"
1485

10."Моление о чаше"
(Агония в саду) Ок.1470

11."Мадонна и младенец с благословлением"
1510, Собрание Брера, Милан

12."Аллегория Чистилища" (лев.фр.)
1490-1500, Галерея Уффици

13."Четыре Аллегории
Упорство и Судьба", 1490

14. "Аллегория Чистилища" (прав.фр)
1490-1500, Галерея Уффици

15."Четыре Аллегории
Благоразумие и Лживость", 1490

16."Обнаженная молодая женщина с зеркалом"
1505-1510, Музей истории искусств, Вена

****************************

Боттичелли Сандро -
[собственно Алесандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi]
(1445–1510), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.
Принадлежал к Флорентийской школе, около 1465–1466 учился у Филиппо Липпи;
в 1481–1482 работал в Риме. Ранним работам Боттичелли свойственны
ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям
(“Поклонение волхвов”, около 1476–1471,). С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли
с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов,
в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины
на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты
возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью
(“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1483–1485, – обе в Уффици).
Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий,
прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу
мечтательности и легкой грусти.
В выполненных Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане
(“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона” и др.)
величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с
внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик, свойственной,
наряду с поисками тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души,
и станковым портретам мастера (портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо;
портрет молодого человека с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция).
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических
проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма
и религиозной экзальтации (“Клевета”, после 1495, Уффици), однако его рисунки
к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека)
при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.

1."Портрет Симонеты Веспуччи" Ок.1480

2."Аллегория Добродетели"
1495

3."История Лукреции"
Ок.1500

4."Портрет молодого человека с медалью"

5."Мистическое Рождество"
Ок.1500

6."Наказание Корея, Дафана и Абирона"

7."Св. Августин Блаженный"
Ок.1480

8."Благовещение"
Ок.1490

9."Мадонна Магнификат"
1486

10."Мадонна с гранатом"
1487

11. "Поклонение волхвов"
Алтарь Заноби 1475

12."Клевета"
1495

13."Венера и Марс"
1482-1483

14."Весна" 1477-1478
Галерея Уффици, Флоренция

15."Мадонна с книгой" 1485
Музей Польди-Пеццоли, Милан

16."Афина Паллада и Кентавр" 1482
Галерея Уффици, Флоренция

17."Рождение Венеры" Ок.1482
Галерея Уффици, Флоренция

18.Фреска Сикстинской капеллы
(деталь) 1482 Рим, Ватикан

19."История Настаджо дельи Онести"
Ок.1485 Прадо, Мадрид

****************************

ВЕРОНЕЗЕ Паоло -(Veronese; собственно Кальяри, Caliari) Паоло (1528–1588),
итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения.
Учился у веронского живописца А.Бадиле; работал главным образом в Венеции, а также в Вероне, Мантуе, Виченце, Падуе, в 1560, возможно, посетил Рим. Сложившаяся к середине 1550-х годов художественная манера Веронезе воплотила лучшие черты венецианской школы живописи: легкий, артистически - изощренный рисунок и пластичность формы сочетаются у него с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных сочетаниях чистых цветов, объединенных светоносным серебристым тоном.

1."Нахождение Моисея"
1580

2."Искушение святого Антония"
1567

3."Умерщвление св.Юстинии"
1573

4."Портрет Даниеле Барбаро"
1569

5."Христос и самаритянка" (фрагмент)
1582

6."Голгофа"
1570-е

7."Марс и Венера"
1570-е

8."Аллегория любви. Измена"
1570

9."Святая Лючия"
1580

10."Христос в Эммаусе"
1570-е

11."Казнь святых Марка и Марциллиана"
1578

12."Пир в доме Симона"
Ок.1581

13."Ангелы"
(фрагм."Женщина из Зебедии и Христос")

14."Купание Сусанны"
1570-е, Лувр, Париж

15. "Не прикасайся ко мне!" 1570-е
Художественный музей, Гренобль

16."Купание Вирсавии" 1570-е
Музей изящных искусств, Лион

****************************

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ -
(Leonardo da Vinci) (1452-1519),
итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер.
Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения,
Леонардо да Винчи сложился как мастер,
обучаясь во Флоренции у А. дель Верроккьо.
Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика
сопрягалась с техническими экспериментами,
а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали
зарождению научных интересов молодого да Винчи.

1."Мадонна с прялкой" 1501

2."Дева и младенец с св.Анной"
Ок.1507

3."Вакх"
1510-1513

4."Иоанн Креститель"
1513-1517

5."Леда и лебедь"
1490-1500-е

6."Мадонна с гвоздикой" 1473

7."Портрет Беатриче д"Эсте"
1490-е

8."Портрет Джиневры Бенчи"
1476

9."Благовещение"
1472-1475

10."Тайная вечеря"
(центральный фрагмент) 1495-1497, Милан

11.Реставрационная версия фрески "Тайная вечеря"
(центральный фрагмент)

12."Мадонна Литта"
Ок.1491, Эрмитаж, Санкт-Петербург

13."Дама с горностаем" 1485-1490
Национальный музей, Краков

14."Портрет музыканта" 1490
Пинакотека Амброзиана, Милан

15. "Мона Лиза" (Джоконда)
1503-1506, Лувр, Париж

16."Мадонна Бенуа" 1478
Эрмитаж, Санкт-Петербург

17."Портрет неизвестной"
Ок.1490, Лувр, Париж

18."Мадонна в скалах" Ок. 1511
Национальная галерея, Лондон

****************************

ДЖОРДЖОНЕ -
(Giorgione; собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко,
Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510),
итальянский живописец, один из основоположников
искусства Высокого Возрождения.
Учился, вероятно, у Джованни Беллини,
был близок к кругу венецианских гуманистов,
славился также как певец и музыкант.
Наряду с композициями на религиозные темы
(“Поклонение пастухов”, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты,
именно в его творчестве получившие преобладающее значение.

1."Гроза"
1505

2."Воин со своим оруженосцем"
1509

3."Мадонна на троне
и святые" 1505

4."Мадонна на фоне пейзажа"
1503

5."Три возраста жизни"
1510

6."Мадонна с книгой"
1509-1510

7."Нахождение Моисея"
1505

8."Поклонение пастухов"
Ок.1505

9."Портрет Антонио Броккардо"

10."Сельский концерт"
1510

11."Портрет старухи"
Ок.1510

12."Церера"
Ок.1508

13."Портрет юноши"
Ок.1506

14."На закате"
1506

15."Мадонна с младенцем и святые"
1510

16."Юдифь" Ок.1504
Эрмитаж, Санкт-Петербург

17."Лаура" 1506
Музей истории искусств, Вена

18."Спящая Венера"
Ок.1510, Дрезденская галерея

19."Три философа" 1508
Музей истории искусств, Вена

****************************

КАРПАЧЧО Витторе -
(Carpaccio) Витторе
(около 1455 или 1456 - около1526),
итальянский живописец Раннего Возрождения.
Учился у Джентиле Беллини; работал в Венеции.
Легендарные священные события Карпаччо трактовал как реальные сцены,
развернутые в пространстве современной ему Венеции,
включал в них городские пейзажи и интерьеры, многочисленные жанровые детали,
ярко воссоздающие быт горожан (циклы картин из жизни Св.Урсулы, 1490-1495,
Галерея Академии, Венеция, а также Св.Георгия и Св.Иеронима, 1502-1507,
Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони, Венеция).
Стремление к созданию целостной картины мироздания уживается в произведениях
Карпаччо с увлекательный повествовательностью,
поэтической и несколько наивной свежестью деталей.
Тонко передавая эффект смягчения световоздушной средой
звучания локальных цветовых пятен,
Карпаччо подготовил колористические открытия венецианской школы живописи XVI века.

1."Прибытие паломников
в Кельн"
1490

2."Мадонна, Иоанн Креститель и святые"
1498

3."Лев святого Марка"
(фрагмент)
1516

4."Диспут св.Стефана"
Житие св.Стефана
1514

5."Спаситель и четыре апостола"
1480

6."Святой Георгий, поражающий дракона"
1502-1508

7."Апофеоз святой Урсулы"
1491

8."Умерщвление десяти тысяч"
1515

9."Крещение селенитов св. Георгием"
1507

10."Молодой рыцарь" 1510,
Собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид

11."Аллегория. Страсти Христовы"
1506, Метрополитен, Нью-Йорк

12."Встреча паломников с Папой"
1493, Галерея Академии, Венеция

13."Чудо Святого Креста"
1494, Галерея Академии, Венеция

****************************

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонаротти -
(Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони)
(1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт
.В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные,
полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса
гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.
Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д.Гирландайо (1488-1489) и
у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490),
однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство
с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча,
изучение памятников античной пластики.
Творчество Микеланджело,
ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения,
сыграло огромную роль в развитии европейского искусства,
во многом подготовило становление маньеризма,
оказало большое влияние на сложение принципов барокко.

1.Роспись свода Сикстинской капеллы

2.Люнеты (пророки и папы)

3.Деталь росписи «Сотворение Адама»

4.Деталь «Пророки Иеремия и Исайя»

5.Деталь росписи «Сотворение Евы»

6.«Святое семейство» 1506

7.Сикстинская капелла
"Потоп"

8.Сикстинская капелла
"Ливийская сивилла"

9.Сикстинская капелла
"Отделение света от тьмы"

10.Сикстинская капелла
"Грехопадение"

11.Сикстинская капелла
"Эритрейская сивилла"

12.Сикстинская капелла
"Пророк Захария"

****************************

РАФАЭЛЬ Санти -
(собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio)
(1483-1520), итальянский живописец и архитектор.
В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились
гуманистические представления Высокого Возрождения
о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром,
характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты.
Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино,
в 1500-1504 учился у Перуджино в Перудже.
Произведения этого периода отмечены тонкой поэзией
и мягким лиризмом пейзажных фонов.
Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX
и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей
значение непререкаемого художественного авторитета и образца.

1."Мадонна Грандука"
1504

2."Мадонна дель Импанната"
1504

3."Мадонна в зелени"
Ок.1508

4."Святое семейство под дубом"
1518

5."Алтарь св.Николаса"
(фрагм.) 1501

6."Битва св.Георгия с драконом"
1502

7."Три грации"
1502

8."Сон рыцаря"
1502

9."Триумф Галатеи"
1514

10."Мадонна Ансидеи"
Ок.1504

11."Несение креста"
1516

12."Св.Михаил и дракон"
1514

13."Адам и Ева"
1509-1511

14."Иоанна Арагонская"
1518

15."Дама с единорогом"
Ок.1502

16."Портрет Маргариты Лути"
1519

17."Портрет Бальтазара Кастильоне" 1515

18."Мадонна Каниджани" 1508
Старая пинакотека, Мюнхен

19."Мадонна Конестабиле" 1502-1504
Эрмитаж, Санкт-Петербург

20."Видение Иезекииля" 1515
Палаццо Питти, Флоренция

21."Сикстинская Мадонна" 1514
Картинная галерея, Дрезден

****************************

ТИЦИАН -
(собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio),
(1476/77 или 1480-е годы - 1576),
итальянский живописец эпохи
Высокого и Позднего Возрождения.
Учился в Венеции у Джованни Беллини,
в мастерской которого сблизился с Джорджоне;
работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге.
Тесно связанный с венецианскими художественными кругами
(Джорджоне, Я.Сансовино, писатель П.Аретино и др.),
выдающийся мастер венецианской школы живописи,
Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью,
широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи.
Живописная техника Тициана оказала исключительное влияние на дальнейшее,
вплоть до ХX века, развитие мирового изобразительного искусства.

1."Светская любовь"
(Тщеславие) 1515

2."Диана и Каллисто"
1556 - 1559

3."Бахус и Ариадна"
1523-1524

4."Похищение Европы"
1559 - 1562

5."Грехопадение"
1570

6."Флора"
1515

7."Иоланта"
(La Bella Gatta)

8."Федериго Гонзага из Мантуи"
1525

9."Венера с зеркалом" 1555

10."Даная и амур"
1546

11."Любовь земная и небесная"
1510

12."Портрет молодой женщины"
Ок.1530, Эрмитаж, Санкт-Петербург

13."Кающаяся Мария Магдалина"
1560-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург

14."Диана и Актеон" 1556
Нац. галерея Шотландии, Эдинбург

15. "Вакханалия"
1525, Музей Лувр, Париж

16."Венера Урбинская"
1538, Уффици, Флоренция

17."Венера и Адонис"
1554, Прадо, Мадрид

****************************

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 19.12.2016 16:20 Просмотров: 9452

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.

Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано , Джотто , Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко .

Периоды эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Краткие характеристики периодов Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими , романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио , братьями Пизано, Андреа Пизано.

Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти , Донателло , Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472) . Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.

Палаццо Ручеллаи

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.

Лоджия Ручеллаи

Высокое Возрождение

Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»

В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд» : «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.