Информационная база проведения налогового контроля. Правовой статус информации, используемой в налоговых правоотношениях Внешние информационные источники ресурсы налоговых органов

Понятие, обозначаемое термином «информация», относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 1. Налоговая информация и информационные процессы в налоговой сфере.

  1. Информация и ее виды.
    1. Информационные процессы.
    2. Налоговая информация.
  1. Информация и ее виды.

Понятие, обозначаемое термином «информация», относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Примеры определений понятия «информация»

Определение

Где используется

Информация – средство снижения неопределенности и риска.

В теории прибыли, по Ф. Найту

Информация – сообщения, которые уменьшают существующую неопределенность, неполноту знаний.

В теории информации, по К. Шеннону

Информация – совокупность сведений, являющихся объектом сбора, передачи, хранения и обработки.

В теории машинной обработки

Информация – та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы.

В кибернетике, по Н. Винеру

Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая информация, которая включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени. Она непосредственно связана с управлением коллективами людей, производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг.

Информация приобретает черты экономического блага и обращается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги).

Информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.

Информационные ресурсы характеризуются:

  • тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.);
  • формой собственности (государственная, муниципальная, частная);
  • доступностью (открытая, секретная, ограниченного использования);
  • формой представления (текстовая, графическая, звуковая);
  • носителем (бумажный, электронный).
  1. Свойства экономической информации.
  2. Экономическая информация отражает акты хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. Поэтому используются количественные величины, цифровые значения . Это отличает экономическую информацию, например, от юридической или культурной, где дается качественная оценка.
  3. Дискретность. Экономическая информация представляет собой конечный набор числовых показателей. В экономике оперируют нормативными, плановыми, фактическими значениями различных показателей, дающих количественную оценку процессов и явлений. Эта особенность экономической информации предоставляет широкие возможности использования вычислительной техники для ее обработки.
  4. Цикличность. Для большинства производственных процессов характерна повторяемость составляющих его стадий. Следовательно, и информация, отражающая эти процессы, периодически повторяется. Это позволяет многократно использовать программы машинного счета, что значительно упрощает процесс проектирования автоматизированной обработки данных.
  5. Объемность. Качественное управление экономическими процессами невозможно без детальной информации о каждом работнике, рабочем месте, об этапах технологического процесса, поставщиках сырья и потребителях готовой продукции и т.д. Совершенствование управления сопровождается увеличением сопутствующих ему потоков.
  6. Однородность и однотипность. Относительная однородность и однотипность экономической информации позволяет получить по одним и тем же исходным данным результатную информацию для всех служб и видов хозяйственной деятельности.
  7. В процессе обработки экономической информации логические операции преобладают над арифметическими, которые сводятся, в основном, к четырем действиям.

К экономической информации предъявляются следующие требования: точность (характеризует однозначное восприятие экономической информации многими потребителями), достоверность (определяет допустимый уровень искажения как исходной, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы) и оперативность ее поступления (определяет быстроту замены устаревшей с течением времени и потерявшей ценность информации).

  1. Структура экономической информации.

Выделяют следующие структурные единицы: реквизит, показатель, документ, информационное сообщение, информационный массив, информационная подсистема и информационная система.

Информационными единицами низшего уровня являются реквизиты и показатели, служащие основаниями для составления документов и хранения в памяти машины.

Реквизит – самая простая единица, состоит из знаков – цифр и букв, имеющих смысловое значение и не поддающихся дальнейшему делению. Реквизиты подразделяются на реквизиты-признаки, отражающие качественную сторону объекта, и реквизиты-основания, отражающие количественную сторону объекта. Каждый реквизит характеризуется своим наименованием и значениями.

Реквизиты-признаки подлежат логической обработке (сортировке, группировке, поиску), реквизиты-основания – арифметической.

Сочетание одного основания и всех, относящихся к нему признаков, образует показатель – логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристики отражаемого явления.

Документ является составной единицей информации, включающей множество реквизитов и дающей определенную качественную и количественную характеристики объекта, процесса, явления.

Каждая экономическая задача характеризуется определенными формами документов и содержащейся в них системой показателей.

Документ отражается на бумажных носителях. Далее в памяти машины все однородные документы (информационные сообщения) формируются в информационный файл (массив) – основную структурную единицу хранения информации в памяти компьютера при автоматизированной обработке экономических задач.

Информационные файлы имеют различное функциональное назначение. Так, выделяют файлы условно-постоянной, переменной, входной, промежуточной, результатной, архивной и другой информации. Часть файлов используется только для обработки одной задачи, другие – для нескольких задач.

Совокупность различных информационных файлов, используемых для обработки какого-либо комплекса экономических задач, организует следующую структурную единицу – информационный поток.

Несколько информационных потоков, относящихся к одной области, образуют информационную подсистему.

Как правило, создание ИС предусматривает автоматизированную обработку экономических задач разных функциональных подсистем. Выделение информационных подсистем в ИС зависит от вида деятельности объекта.

Совокупность всех информационных подсистем объекта составляет структурную единицу информации высшего уровня – информационную систему, реализующую различные функции управления.

  1. Информационные процессы.

Информационная технология – технология информационного процесса - совокупность методов, способов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями.

Информационная технология может быть представлена как определенная последовательность управляющих воздействий технологических процессов различных видов и реализующих их средств, а также как научное описание этих процессов и способов их реализации.

Информационный процесс – совокупность процессов получения, накопления, обработки и передачи информации.

Основные виды технологических процессов, составляющих информационную технологию:

Ввод информации – совокупность действий по непосредственной передаче информации от объектов окружающей среды информационной системе.

Вывод информации – совокупность действий по непосредственной передаче информации объектам окружающей среды от информационной системы.

Представление информации – совокупность действий по преобразованию информации, обеспечивающих возможность ее восприятия пользователем или последующим процессом.

Обработка информации – совокупность действий по изменению состояния информации с целью придания ей требуемых свойств.

Запись информации – совокупность действий по переносу информации на материальные носители.

Поиск информации – совокупность действий по отбору (нахождению) информации по заданным признакам.

Сбор информации – совокупность действий по получению информации из различных источников и определению ее состояния, в том числе идентификация информации, группирование по определенным признакам и представление ее в требуемом виде.

Хранение информации – совокупность действий по поддержанию состояния информации и носителей, обеспечивающая доступность информации в течение заданного времени.

Актуализация информации – совокупность действий по обновлению, расширению, восстановлению, переструктурированию информации с целью обеспечения эффективности ее использования.

Предоставление информации – совокупность действий по обеспечению доступа к информационным ресурсам.

Тиражирование информации – совокупность действий по переносу информации на материальные носители, обеспечивающие ее точное отображение в требуемом количестве экземпляров.

Обмен информацией, коммуникация – совокупность действий по обеспечению информационного взаимодействия объектов.

Передача информации – совокупность действий по пересылке информации от источника к приемнику, не зависящая от вида информации и режимов ее обработки.

Защита информации – совокупность действий по обеспечению сохранности информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз.

  1. Налоговая информация.

Всю поступающую в налоговые инспекции информацию можно разделить на следующие потоки:

  • сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории;
    • информация о поступлении и возврате налогов и сборов;
    • сведения о доходах, получаемых всеми находящимися на данной территории налогоплательщиками;
    • информация, необходимая для организации работы самой налоговой инспекции.

Потоки данных, циркулирующие в налоговой сфере:

а) входящая информация о физических лицах: заявление на регистрацию; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); декларация о доходах; акт проверки расчета налога с владельцев строений и земельного налога; справки о доходах; сведения об авторских вознаграждениях; заявления, письма и жалобы граждан;

б) входящая информация о юридических лицах: устав и учредительный договор; свидетельство о регистрации, номер и дата регистрации в налоговой инспекции; сведения об источниках формирования уставного фонда; баланс и приложения к нему, информация об авансовых платежах; акты проверок налогоплательщиков налоговыми органами; справка о внесении в Государственный реестр предприятий и организаций; лицензии на право ведения той или иной деятельности; информация о наложенных штрафах и других взысканиях; письма, исковые заявления;

в) входящая информация, поступающая из банков: мемориальные ордера и уведомления; платежные поручения; выписки; инкассовые поручения; платежные извещения; отчет о кассовом исполнении бюджета; сведения об открываемых расчетных и бюджетных счетах; сведения о финансовых операциях;

г) входящая информация органов законодательной и исполнительной власти: нормативно-правовые и законодательные акты; решения, постановления, приказы, распоряжения; письма, телеграммы, разъяснения, запросы, инструкции и пр.;

д) информация оперативно-бухгалтерского учета: реестр поступлений платежей; акты сверки расчетов с налогоплательщиками; акты сверки поступлений по бюджетным счетам; отчеты, заключения, инкассовые поручения и реестр к ним;

е) информация результатов налоговых проверок: отчеты и расчеты по налогам и платежам, распределение доначисленных сумм; финансовые санкции и их распределение; справки о предоставлении деклараций; платежные извещения налогоплательщикам;

ж) информация результатов ревизий: акты ревизий; акты проверок правильности взимания государственной пошлины и подоходного налога с физических лиц; протоколы; постановления по делам об административных нарушениях; предписания о приостановлении операций по счетам в финансово-кредитных учреждениях;

з) справочная информация: отчеты о поступлениях в бюджет и о контрольной деятельности; аналитические записки и статистические таблицы; учетные и сводные сведения о налогоплательщиках; информация для вышестоящих структур и для органов исполнительной власти;

и) правовая и юридическая информация: протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам в банковских учреждениях; протоколы и постановления по делам об административных правонарушениях; исковые заявления в суд и арбитраж.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7054. Информационные процессы 28.73 KB
Информационный процесс - это комплекс взаимоувязанных процедур преобразования информации от момента возникновения до предоставления результатной информации пользователю. Информационный процесс реализуется путем выполнения регламентированной совокупности этапов (операций)
7138. Информационные процессы и технологии. Предмет информатики 23.27 KB
Информационные процессы сбор обработка и передача информации всегда играли важную роль в науке технике и жизни общества. Сбор информации это деятельность субъекта в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком или с помощью технических средств и систем аппаратно. Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач в частности задачи обмена информацией передачи.
7531. Информатика и информация. Дискретная и аналоговая информация 171.29 KB
Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора обработки и передачи информации связанной с фиксацией данных на машинных носителях. В составе основной задачи сегодня можно выделить такие основные направления информатики для практического применения: архитектура вычислительных систем приемы и методы построения систем предназначенных для автоматической обработки данных; интерфейсы вычислительных систем приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением; программирование...
10479. Информация. Информация в информатике 44.16 KB
Что же означает это понятие А состоит оно из двух частей Это информатика в целом – наука об информации её хранении создании и преобразовании. Тогда этот предмет преподавался даже без компьютера и какихлибо технических средств и его целью было только введение в мир компьютеров и вычислительной техники и объяснение школьникам теоретических принципов обработки информации. В настоящее время с каждым годом количество получаемой нами информации увеличивается считается что за 810 лет во всем мире количество информации увеличивается в 2...
6782. Псиихические процессы - процессы, условно выделенные в целостной структуре психики 3.61 KB
Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёныхпсихологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX начала XX века. Особенность психических процессов в том что они наиболее кратковременные быстропротекающие. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике и классификация психических процессов имеет скорее...
4922. Налоговая система РФ 63.6 KB
В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития.
9293. Налоговая система государства 24.3 KB
Налоговая система государства План: Основные понятия налоговой системы Принципы построения системы Классификация налогов Основные понятия и определения системы Элементы налога Налоговая система страны – совокупность норм правил законодательных актов на основе которых происходит: взимание налогов пошлин на территории данного государства; регулирование взаимоотношений и определение полномочий сторон участвующих в процессе налогообложения. Принципы налогообложения были разработаны и...
5800. Банковская и налоговая системы США 37.26 KB
Основы финансовой системы США. Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. Но несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Финансовая система США сложна и многообразна состоит из множества государственных федеральных и иных органов власти и управления финансовых и административных ведомств...
16086. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика 412.39 KB
Государство устанавливая налоги стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач которые реализуются посредством налогово-бюджетной политики. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика Инструменты фискальной политики...
5282. Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 30.26 KB
В рыночной экономике каждое государство широко использует налоги как регулятор некоторых отрицательных факторов рынка. В условиях перехода к экономическим способам управления быстро растет роль налогов как регулятора экономики поощрения и развития ведущих отраслей народного хозяйства через налоги государство может осуществлять качественную политику в развитии наукоемких производств и уничтожении убыточных предприятий. Эти законопроекты установили идущие в бюджетную систему налоги сборы пошлины и другие платежи определяют плательщиков...

1. Понятие информации, налоговая информация

2. Понятие информационных технологий

3. Информационные процессы в налоговой сфере

1. Понятие информации, налоговая информация

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. Информация с точки зрения философии - есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков. таблиц и т.п. В широком же смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам.

ФЗ от 27.07.2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Применение современных средств вычислительной техники и оргтехники для измерения, фиксации, передачи и обработки экономической информации, а также для размножения, хранения и поиска документации коренным образом изменяет технологию и методологию обработки информации. Использование машинных носителей информации позволяет организовать непрерывный процесс обработки информации, начиная от восприятия или фиксации исходной информации и заканчивая выдачей выходной (результативной) информации и документации.

Информационные системы и технологии существовали с момента появления человеческого общества. Однако на современном этапе они приобретают особую роль и значимость и в корне отличаются по своей сущности.

Рассмотрим сущность понятий «система управления» и «информационная система». В соответствии с кибернетическим подходом система управления представляет собой совокупность объекта и субъекта управления, связанных между собой прямыми (П) и обратными (О) связями (рис. 1.1). Прямые связи выражаются потоками директивной информации, направляемыми от субъекта к объекту управления, а обратные - представляют собой потоки отчетной информации о выполнении принятых решений, направляемые в обратном направлении.

Директивная информация разрабатывается управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о сложившейся экономической ситуации, об окружающей среде. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю экономическую ситуацию, а также степень влияния на нее внешней среды (задержки платежей, нарушения подачи энергии, погодные условия, общественно-политическая ситуация в регионе и т.д.). Внешняя среда влияет и на субъект управления, поставляя информацию управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов (состояние рынка, наличие конкуренции, величина процентных ставок, уровень инфляции, налоговая и таможенная политика и т.д.).

Взаимосвязь информационных потоков (П и О), средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, составляет информационную систему экономического объекта.

Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая . Ее отличительная черта - связь с процессами управления коллективами людей организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения обмена и потребления материальных благ и услуг.

Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. К экономической информации относятся сведения, циркулирующие в экономической системе о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.

Одной из разновидностей экономической информации является налоговая информация . Четкого определения налоговой информации нет, но она включает в себя:

    налоговое законодательство;

    сведения о государственной регистрации и учете налогоплательщиков;

    налоговую отчетность;

    прочую информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Виды и характеристика налоговых проверок, методы их проведения. Особенности и порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок, оформление их результатов. Предложения по повышению качества и эффективности организации налоговых проверок.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2015

    Налоговая проверка как форма проведения налогового контроля. Порядок проведения налоговых проверок согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Классификация налоговых проверок по видам и целям их проведения, порядок оформления их результатов.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2010

    Налоговая декларация как письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, порядок и нормативно-правовое обоснование ее составления, субъекты. Порядок проведения и виды налоговых проверок.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2013

    Правовая характеристика проверок, проводимых налоговыми органами. Правовые принципы проведения налоговых проверок, их основные виды и оформление результатов. Характеристика камеральных и выездных налоговых проверок. Проблемные вопросы данного института.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2013

    Методика планирования и порядок проведения отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Теоретические аспекты налогового контроля. Обстоятельства, порождающие у налоговых органов сомнения в добросовестности налогоплательщика.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2009

    Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля. Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки. Законодательные и нормативные акты налогового законодательства РФ, основные принципы и методика проведения налоговых проверок.

    дипломная работа , добавлен 05.11.2014

    Система управления налогообложением в Российской Феде­рации представляет собой единую централизованную структуру, построенную по принципу многоуровневой иерархической орга­низации: федерального, регионального (субъекта РФ) и местного (территориального) уровней. Эта система предполагает единство Целей, при котором локальные системы управления одного уров­ня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентич­ный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.

    Основные задачи налоговых органов:

    Анализ динамики поступления налогов по всем отслеживае­мым признакам;

    Информирование органов государственной власти о поступ­лении налогов;

    Совершенствование системы налогообложения (законода­тельная инициатива, методические разработки, информацион­ное обеспечение);

    Информирование налогоплательщиков по вопросам налого­вого законодательства и разъяснение им системы налогообложе­ния.

    Система электронного документооборота является централь­ным связующим звеном, позволяющим автоматизировать управ­ление информационными потоками и обработку циркулирую­щих документов. В результате внедрения электронного докумен­тооборота достигается комплексная автоматизация всей «бюрок­ратической» работы и документооборота, а не отдельных ее час­тей. Документы обрабатываются по заданному алгоритму в авто­матическом и/или интерактивном режиме и перемещаются по заранее определенным маршрутам.

    Налоговые органы взаимодействуют с большим числом дру­гих организаций в части получения необходимой информации для своего функционирования. Для этого создается информаци­онная база налоговых органов, которая должна:

    Давать налоговым органам возможность быстро разыскивать предприятия-налогоплательщики и физических лиц;

    Позволять получать как стандартные отчеты, так и сводки и выборки по произвольным запросам;

    Обеспечивать контроль достоверности содержащейся в базе данных информации, поступившей из различных справочников, путем ее автоматизированного сопоставления и анализа;

    Оперативно получать и анализировать сведения обо всех контактах налогоплательщиков с государственными органами и банками.

    В целях эффективного взаимодействия введен единый иден­тификатор предприятий и граждан в масштабе всей страны - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присва­иваемый налоговыми органами.



    Оптимальным уровнем для хранения информации является региональный уровень, на котором наиболее эффективно реша­ются задачи по обмену информацией с территориальными и фе­деральными органами, а также задачи по защите информации. Кроме того, деятельность большинства налогоплательщиков ред­ко выходит за пределы региона.

    Основная цель разработки и совершенствования информаци­онной системы налоговых органов (ИСНО) - внедрение функ­ционально полной информационной технологии, объединяю­щей все структурные подразделения на базе единой вычисли­тельной сети, интегрированной в единое информационное пространство органов государственного управления и других за­интересованных организаций (МВД, суды, таможня, казначей­ство, банки и др.). Особенностями разработки ИСНО являются:

    Неустойчивость налогового законодательства и методичес­кой базы деятельности налоговой инспекции;

    Многоуровневая структура объектов автоматизации, их распределейность в пространстве и сложные связи между ними;

    Большой объем баз данных с их повышенным временем жизни, превышающим срок жизни оборудования;

    Использование в информационной системе уже функцио­нирующих отдельных частей.

    В общем случае требования к ИС налогового органа наклады­вают ограничения на выбор конкретного решения на каждом ша­ге разработки системы. Состав требований определяется видом, назначением, специфическими особенностями и условиями функционирования конкретной системы.

    Учет фактических и промышленных стандартов в сфере ин­форматизации позволяет на начальном этапе ориентироваться на наиболее распространенные технические и программные реше­ния. Это в значительной мере снижает затраты на сопровождение и развитие системы обработки данных. Кроме того, расширяется круг специалистов, которые могут быть привлечены к техничес­кому обслуживанию системы, разработке и развитию приклад-

    ных программных средств, что обеспечивает большую свободу наращивания мощности технических и системных программных средств.

    К немаловажным требованиям к ИСНО следует отнести обес­печение информационной безопасности, под которой понимает­ся защищенность информации и прикладных программ от слу­чайных или преднамеренных воздействий естественного или ис­кусственного характера, чреватых утечкой или потерей данных. Требования по безопасности системы направлены в первую оче­редь на обеспечение доступности данных, целостности ресурсов, конфиденциальности. Безопасность ИСНО методически связана с точным определением компонентов системы, ответственных за те или иные функции, сервисы и услуги, и средств защиты дан­ных, встроенных в эти компоненты. Для ИСНО безопасность обеспечивается совокупностью компонентов, реализующих раз­личные функции защиты данных:

    На уровне операционной системы;

    На уровне программного обеспечения промежуточного слоя и прикладных компонентов АИС;

    На уровне СУБД, при обмене в распределенных системах, включая криптографические функции;

    На уровне специальных программных средств (например, средств защиты от программных вирусов);

    На уровне администрирования средств безопасности.

    Помимо требований к функциональной полноте ИСНО сле­дует сформулировать требования на уровне прикладного прог­раммного обеспечения, которые определят базовую ИС налого­вой инспекции и послужат отправным пунктом для перехода на единую ИС налоговых органов. Программное обеспечение должно быть обобщенным, т.е. строиться вокруг единой базо­вой модели данных. Программные средства должны проектиро­ваться таким образом, чтобы ими могли пользоваться все нало­говые инспекции.

    ПО представляет собой совокупность взаимодействую­щих прикладных подсистем, решающих определенные группы функциональных задач на основе оперативных баз данных и электронного хранилища данных (рис. 3.2)

    Рис. 3.2. Структура информационной системы налогового органа (ККМ – контрольно-кассовая машина)

    Среди прикладных подсистем ИСНО можно выделить две ос­новные группы:

    Оперативной обработки;

    Поддержки принятия решений.

    Первая группа подсистем ориентирована на ввод данных по налогоплательщикам, довольно интенсивную оперативную обра­ботку (поиск, относительно простые запросы, свод данных и т.п.) и хранение. Данные в подобных подсистемах актуальны в течение нескольких лет. Основные требования к таким подсистемам -высокая производительность обработки транзакций и гарантиро­ванная скоростная доставка информации при удаленном доступе к базам данных по телекоммуникациям.

    Вторая группа прикладных подсистем предназначена для об­работки больших объемов данных из различных источников за большой период времени, сосредоточенных в электронном хра­нилище данных. Подсистемы поддержки принятия решений включают средства многомерного анализа данных, статистичес­кой обработки, моделирования правил, причинно-следственных связей и ситуаций и т.п.

    В ИСНО предусматриваются следующие подсистемы этой группы:

    Анализ и прогнозирование налоговых платежей;

    Макро- имикроимитационное моделирование;

    Комплексный контроль финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий и организаций;

    Выбор предприятий для выездных проверок.

    Функциональный состав ИСНО обусловливается соответ­ствующими функциональными участками работ по сбору нало­гов, включающими следующие этапы:

    Учет налогоплательщиков;

    Прием, ввод в базу данных и камеральная проверка бухгал­терской и налоговой отчетности;

    Учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов нало­гоплательщиков;

    Выездная налоговая проверка;

    Организация хранилища данных налоговой инспекции. Этап 1. Учет налогоплательщиков. Налоговые органы полу­чают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящи­ми в их хозяйственной деятельности. Работа по учету плательщи­ков включает в себя выполнение ряда процедур, достаточно жестко регламентированных по формам и способам их выполне­ния, а также по срокам, в течение которых они должны быть вы­полнены.

    Этап 2. Прием, ввод в базу данных и камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности. К основным особеннос­тям камеральной проверки, с одной стороны, требующим ее компьютеризации, а с другой - осложняющим этот процесс, от­носятся:

    Массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках;

    Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций;

    Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным плательщика»;

    Отсутствие или неочевидность взаимосвязи показателей форм налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности;

    Необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям «по произвольной форме»;

    Обязанность плательщика подтверждать свое право на льго­ты, заявленные в декларации, первичными документами.

    Свою специфику имеет камеральная проверка деклараций налогоплательщиков - физических лиц (не предпринимателей). Эта специфика связана с невозможностью проведения их выезд­ной проверки, поэтому камеральная проверка деклараций о со­вокупном доходе физических лиц проводится в две стадии. Сна­чала проверяется правильность заполнения налоговых деклара­ций, правильность расчетов и применения ставок налогов. Про­верке подвергается также обоснованность заявления налоговых льгот, наличие в приложениях к декларации всех подтверждаю­щих документов.

    Затем в ходе камеральных проверок деклараций физических лиц проводится сверка данных, указанных в них, со сведениями о доходах работающих граждан, которые инспекция получают от работодателей и других источников выплат.

    Этап 3. Учет поступлений в бюджет и ведение лицевых сче­тов налогоплательщиков. Специфика работы на этом этапе зак­лючается в том, что она полностью осуществляется на рабочих местах, без выхода на предприятия. Главной задачей инспекто­ров, работающих на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью упла­ты налогов в бюджет. Основным инструментом такого контроля является карточка лицевого счета (КЛС) плательщика.

    КЛС является предельно формализованным документом, методика и источники информации для заполнения каждой по­зиции которого известны и четко оговорены в нормативных до­кументах. В связи с этим КЛС может быть легко представлена в виде программы для обработки на компьютере. Наибольшую сложность в аспекте информатизации работы отдела учета пред­ставляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения КЛС и обобщения содер­жащейся в них информации.

    Этап 4. Выездная налоговая проверка. Отчетность налого­плательщика проверяется для выявления допущенных им ошибок и нарушений при исчислении налогооблагаемой базы и уплате налогов. Выездная налоговая проверка сама по себе практически не поддается автоматизации. Однако это не значит, что вся работа на этом технологическом участке должна делаться вручную. С помощью вычислительной техники и программ на участке до­кументальных проверок выполняются следующие операции:

    выбор объектов для проверки;

    Помощь проверяющим в систематизации и группировке первичных бухгалтерских документов для выявления незавер­шенных оборотов, всех операций, осуществленных с каждым конкретным контрагентом, а также для облегчения сбора доказа­тельств и написания акта;

    Отражение результатов проверки в карточках лицевых сче­тов и контроль своевременности и полноты поступления в бюд­жет доначисленных налогов, пеней и санкций.

    Компьютерная система позволяет делать выборки предприя­тий из базы данных инспекции по заданным критериям, что, бе­зусловно, облегчает работу по выбору объекта для проверки, но не гарантирует того, что проверка будет результативной. Состав

    критериев компьютерного отбора налогоплательщиков для доку­ментальных проверок может быть различен и меняться в зависи­мости от многих факторов. Статистический анализ больших объ­емов данных позволяет найти такие параметры налоговой декла­рации, которые соответствуют большому объему доначислений при документальных проверках. Использование этого метода позволяет с определенной степенью вероятности предсказывать даже сумму доначислений.

    Этап 5. Организация хранилища данных налоговой инспек­ции. Хранилище данных - это предметно-ориентированная, ин­тегрированная, зависящая от времени, устойчивая совокупность данных, используемая в системах поддержки принятия решений. Хранилище данных интегрирует информацию, имеющуюся в ис­ходных разнородных базах данных, в единую результирующую базу данных, оптимально спроектированную для поддержки про­цесса принятия решений.

    Данные хранилища характеризуют следующие свойства:

    Предметная ориентация - данные организованы согласно предмету, а не приложению. В частности, для налоговой инспек­ции хранилище данных должно быть организовано по платель­щикам налогов по принципу электронного досье;

    Интегрированность - данные могут поступать из разных приложений, использующих базы данных различных структур, форматов и кодировок, которые в хранилище должны быть еди­ны для соответствующих данных;

    Архивирование данных - хранилище содержит данные, соб­ранные во времени. Они используются для сравнения, выявле­ния трендов и прогноза;

    Неизменяемость - данные не должны обновляться или из­меняться после помещения их в хранилище, они только считываются или загружаются.

    К основным категориям данных, которые располагаются в хранилище, относятся: метаданные, описывающие способы изв­лечения информации из различных источников; фактические Данные (архивы), отражающие состояние предметной области в конкретные моменты времени и обеспечивающие наибольший Уровень детализации, а также итоговые данные, полученные на основе проведенных аналитических расчетов на базе фактических данных

    При построении информационного хранилища данных нало­говой инспекции учитываются следующие параметры:

    Скорость загрузки;

    Технология загрузки;

    Управление качеством данных и поддержка различных ти­пов данных;

    Масштабируемость;

    Обслуживание большого числа пользователей;

    Администрирование;

    Средства формирования запросов.

    В хранилищах необходимо обеспечить периодическую заг­рузку новых порций данных, укладывающихся в достаточно уз­кий временной интервал. Требуемая производительность процес­са загрузки не должна накладывать ограничения на размер хра­нилища. Загрузка новых данных в хранилище включает преобра­зование данных, фильтрацию, переформатирование, проверку целостности, организацию физического хранения, индексирова­ние и обновление метаданных.

    В хранилище должна быть обеспечена локальная и глобаль­ная согласованность данных. В хранилищах могут накапливаться данные не только стандартных типов, но и более сложных, таких, как текст, изображения и т.п.

    Хранилище данных налоговой инспекции может достигать объема нескольких сотен гигабайт. СУБД, лежащая в основе хра­нилища, не должна иметь никаких архитектурных ограничений и должна поддерживать модульную и параллельную обработку, сох­ранять работоспособность в случае локальных аварий и иметь средства восстановления.

    Доступ к хранилищу данных не ограничивается узким кругом специалистов налоговой инспекции. Хранилище должно поддер­живать сотни пользователей без снижения скорости обработки запросов.

    При администрировании СУБД должна обеспечить контроль за приближением к ресурсным ограничениям, сообщать о затра­тах ресурсов и позволять устанавливать приоритеты для различ­ных категорий пользователей или операций.

    Пользователь должен иметь соответствующие средства фор­мирования запросов и, в частности, возможность проведения

    Рис. 3.3. Источники информации для хранилища

    аналитических расчетов, последовательного и сравнительного анализа, а также доступа к детальным и агрегированным данным хранилища.

    Основная цель создания хранилища данных налоговой инс­пекции заключается в обеспечении целостного, объективного образа существующей реальности в сфере налогообложения. Для получения такого объективного представления в электронном информационном хранилище должны накапливаться сведения из всех возможных источников (рис. 3.3).

    Всю поступающую информацию можно разбить по следую­щим основным категориям:

    Регистрационные данные юридических и физических лиц -поступают от юридических и физических лиц при постановке их на учет;

    Сведения об имущественном состоянии налогоплательщи­ков - поступают в налоговую службу от юридических и физичес­ких лиц, регистрационной палаты, ГИБДД и т.д.;

    Информация о финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц - поступает от юридических и физических лиц, МВД и т.д.;

    Информация о расчетно-платежной деятельности налого­плательщиков - поступает от банков, от юридических и физичес­ких лиц;

    Результаты деятельности налоговой инспекции - поступают из соответствующих подразделений налоговой инспекции;

    Нормативно-справочная информация - поступает от орга­нов государственного управления, Росстата.

    На основе этих сведений возможно выявление нарушителей налогового законодательства посредством перекрестной обра­ботки информации, накапливаемой в хранилище данных, прове­дение анализа и прогнозирования налоговых поступлений, про­ведение макро- и микроимитационного моделирования, а также исполнение запросов, поступающих от региональных, террито­риальных подразделений налоговой инспекции и от государ­ственных органов управления.

    Создание информационного хранилища сопровождается дос­таточно трудоемким технологическим процессом, включающим следующие последовательно выполняемые этапы:

    Обследование информационных потребностей функцио­нальных подразделений налоговой службы с определением прав доступа к информации различных уровней;

    Построение функциональной модели с использованием CASE-технологий высокого уровня и разработка структуры таб­лиц и баз данных с использованием CASE-технологий более низ­кого уровня и архитектуры системы управления таблицами;

    Построение прототипа хранилища на выбранной системно-технической платформе;

    Подключение и настройка средств и процедур поддержания баз данных в работоспособном состоянии и автоматизированно­го и ручного ввода информации в хранилище;

    Наполнение хранилища данными из информационных сис­тем инспекций местного и регионального уровней, городских, федеральных и негосударственных организаций;

    Подключение и настройка прикладных программ для рабо­ты с информацией хранилища с учетом прав доступа для конк­ретных рабочих мест сотрудников подразделений налоговой службы;

    Выпуск инструктивных материалов для различных групп пользователей по работе с электронным информационным хра­нилищем данных.

    Основой современной системы планирования налогового контроля является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

    К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

    Информация о налогоплательщике из внутренних источников - информация, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них функций, в частности сведения, содержащиеся в соответствующих информационных ресурсах.

    Информация о налогоплательщике из внешних источников - информация, полученная налоговыми органами в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная .

    При планировании выездных налоговых проверок налоговые органы используют информационные ресурсы ФНС России. Информационные ресурсы о налогоплательщиках представляют собой совокупность сведений о налогоплательщиках, содержащихся как в электронном виде, так и на бумажных носителях. В электронном виде информация накапливается в государственных реестрах ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, иных централизованных информационных ресурсах, формируемых различными программными комплексами. Деятельность налоговых органов но формированию информационных ресурсов о налогоплательщиках должна отвечать следующим основным требованиям:

    • непрерывность - обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;
    • систематизация - создание информационных баз данных о налогоплательщиках;
    • актуализация - своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;
    • полнота - наличие достаточного объема информации о налогоплательщиках, необходимого для принятия обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;
    • достоверность - предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел. В целях проведения такого анализа должно осуществляться сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников, направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы, истребование у налогоплательщика, его контрагентов и иных лиц дополнительных сведений, получение объяснений и документов. Указанные действия производятся с целью подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (сборов);
    • организация рациональной системы обработки и хранения информации - включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в соответствующий программный комплекс налогового органа местного уровня.

    В соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией для получения информации о налогоплательщиках налоговые органы используют источники, такие как:

    • МВД России;
    • Минприроды России;
    • Минтранс России;
    • ФМС России;
    • ФССП России;
    • ФТС России;
    • Росводрссурсы;
    • Рослссхоз;
    • Росреестр;
    • Росстат;
    • Ростехнадзор;
    • Росфин надзор;
    • Банк России;
    • ГИБДД МВД России;
    • Госз"дарственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
    • органы ЗАГС;
    • государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;
    • органы лицензирования;
    • иные правоохранительные и контролирующие органы;
    • органы местного самоуправления;

    Источниками информации о налогоплательщиках, которая может быть получена налоговыми органами по запросам, являются, например:

    • МВД России;
    • Минтранс России;
    • ФМС России;
    • Роструд;
    • ГИБДД МВД России;
    • органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда;
    • лицензирующие органы;
    • органы ЗАГС;
    • банки;
    • биржи;
    • торгово-промышленные палаты субъектов РФ и муниципальных образований;
    • лица, располагающие сведениями о дислокации торговых точек, об арендаторах торговых мест и о рынке потребительских услуг;
    • территориальные органы вышеуказанных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

    К иной информации относится информация, поступающая от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.п.), из СМИ, Интернета (открытые базы данных иностранных государств; рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) юридическими и физическими лицами; публикации и т.д.).

    Результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках, поступающей из различных источников, является формирование информационных ресурсов налоговых органов.

    Сведения из информационных ресурсов, а также результаты проведенного на основании имеющейся информации анализа используются налоговыми органами при осуществлении контрольной работы, прежде всего для отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок, а также для проведения предпроверочного анализа.

    • Общедоступные критерии оценки рисков для налогоплательщиков, утв. приказомФПС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333®.