Интеллектуальная викторина "умники и умницы". Викторина «Умники и умницы» в подготовительной группе

, Школьная психологическая служба

Ребята, здравствуйте! Сегодня с утренней почтой мы получили письмо от Незнайки! Давайте вместе прочитаем его.

ПИСЬМО НЕЗНАЙКИ

Дорогие ребята!

Я знаю, что вы меня очень любите! Думаю, что вы все прекрасно учитесь, старательны и аккуратны. Очень рад вашим школьным успехам!

Дорогие мои, со мной приключилась беда! Злая волшебница заколдовала меня. Теперь меня никто не может узнать. Но она предупредила, что если мне помогут ребята с добрым сердцем и правильно справятся со всеми её заданиями, то колдовство потеряет свою силу.

Прошу вас, мои хорошие, помогите мне, пожалуйста!

Незнайка.

Красочная фигура Незнайки, вырезанная из картона, спрятана на доске под бумажными цветами.

За правильные ответы дети получают баллы (цветы), тем самым, расколдовывая Незнайку.

Вот первое задание злой волшебницы.

1. “Путаница”. Вам необходимо отгадать слово, в котором перепутались слоги, и написать на бумаге правильный вариант.

А теперь угадайте, какому сказочному герою принадлежат все эти вещи (Буратино ).

2. “Угадай, кто пел эту песенку?”. Команда, правильно ответившая на этот вопрос, получает 1 балл. Если же вы можете напеть несколько слов из этой песни, то можете получить еще 1, дополнительный балл. Итак, 2 – это максимальное количество баллов, которое вы можете заработать в этом конкурсе.

1. Красная шапочка.

Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (Если долго-долго… ).

2. Вини-пух.

3. Чебурашка.

Песня о существе, которого каждая дворняжка знает. (Теперь я Чебурашка… )

4. Львенок и черепаха.

Песня двух животных, загорающих на солнышке. (Я на солнышке лежу… )

5. Крошка Енот

Песня маленького зверька , который боялся собственного отражения в воде. (От улыбки станет всем теплей… )

Вот у Незнайки уже появились ботинки и брюки. Справившись со следующим заданием волшебницы, мы не только поможем Незнайке, но и узнаем, у какой команды лучше всего развит глазомер.

3. “Глазомер”. Вам нужно согнуть полоску бумаги на три равные части. Та команда, которая сделает это быстрее и точнее всех и будет победителем.

Ребята, вы любите кушать фрукты, овощи и сладости?! Тогда вы легко справитесь со следующим конкурсом

4. “А я люблю”. Ваша задача закончить вкусную фразу, поочередно придумывая слова – продукты (и все, что можно съесть). На ту букву алфавита, которую вы вытянули. (Каждая команда вытягивает по 3 буквы )

5. “Узелки”. Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Им раздаются нитки (отрезки одинаковой длины). За 1 минуту они должны завязать как можно больше узелков.

6. “Волшебные слова”. В этом конкурсе побеждает та, команда, которая быстрее всего расшифрует пословицу при помощи специального ключа.

  • Старый друг лучше новых двух.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • Делу время, а потехе час.
  • Тише едешь, дальше будешь.
  • Терпенье и труд все перетрут.

7. “А ну-ка, попади”. Нужно попасть пуговицей в ведро. Командам начисляются баллы по количеству заброшенных пуговиц.

8. “Разрезные картинки”. Дети предлагаются конверты с разрезанными открытками (на любую лексическую тему: цветы, животные, насекомые и т.п.). Нужно собрать как можно быстрее.

9. “Логические задачки”.

1. В лесу росла береза. На ней было 12 веток. На каждой из которых висело по 1 яблоку. Сколько всего яблок было на дереве?

2. Сколько половинок может быть у яблока?

3. Интересно, доплывет ли до берега корабль, если маяк то потухнет, то погаснет?

4. По чему ходят люди?

5. Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа?

6. Перед тем, как идти гулять, я зашел к другу. Что было раньше?

7. Вместо того, чтобы надеть сапоги, я надел носки. Что надо было надеть?

8. Какой день недели бывает перед средой?

9. Маша старше Юли. Кто из девочек младше?

10. Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Кто стоял первым?

10. “Прочитай по схеме”.

А О, Ч Т О В Ц П О Г
Б Т Ц О Л Ы М Г Ч Н
В А З И О Г Е О Н Т
Г Б М, Б Р Ф Н Я Р В
О В А К П Ц Л Н А С
Б Ш А Ю В И Х М Я К
И С Е Ж Ю Т О Д Л О
К А Р Н О Л В Н Ы Ж
С П Ж Ф У Ь А Л Й Ю
К Щ В Х О Х Е И! Н Ь

Ответ: Спасибо вам за то, что вы меня расколдовали!

Подведение итогов. Награждение победителей грамотами “Умники и умницы”:

  • Самая быстрая команда;
  • Самая веселая команда;
  • Самая дружная команда;
  • Самая эрудированная команда;
  • Самая находчивая команда.

Лариса Москвина
Викторина «Умники и умницы» в подготовительной группе

Викторина «Умники и умницы » в подготовительной группе

Цель : Способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей участников игры.

Задачи :

Систематизировать знания детей в различных областях знания

Развивать речь, логическое мышление, память, фантазию и воображение

Развивать желание знать и узнавать новое

Воспитывать уверенность в себе

Добрый день, дорогие умники и умницы , уважаемые гости. Мудрая сова приветствует вас на нашей интеллектуальной игре.

Девиз нашей игры :

Играй дружней

Решай быстрей

Улыбайся всегда

И победа твоя.

Вам предстоит показать себя в различных областях знаний, показать, на сколько хорошо развита память, каким запасом знаний вы обладаете, умеете ли быть внимательным и логически мыслить.

Мы начинаем игру.

Вам надо пройти пирамиду, которая состоит из пяти квадратов, в каждом квадрате стоят разные цифры, это цифра подсказывает, на сколько вопросов надо ответить. Вам надо дойти до совы, которая для вас приготовила сюрприз. За каждый правильный ответ, участник получает жетон. В конце игры мы подсчитаем, кто больше наберет жетонов тот и получит медаль от совы. На обдумывание вопроса дается полминуты. Мы начинаем игру.

1 раунд-мои права.

1 вопрос. В какой стране вы живете и покажите границы нашей страны (В России)

2 вопрос. Какие вы еще знаете страны?

3 вопрос. Что такое гимн России? (Это музыкальное произведение, которое исполняется в особо торжественных случаях)

4 вопрос. Какой первый документ дается человеку после рождения и что в ней записано? (Свидетельство о рождении)

5 вопрос. Ребята, подойдите к доске. Посмотрите на иллюстраций и скажите, пожалуйста, в каких сказках нарушились права героев? Какие права?

2 раунд - познай себя (ребята мы поговорим о своем здоровье)

1вопрос. Что такое здоровье? (эта сила, это красота, это ум, это когда все получается)

2вопрос. Каких докторов нашего здоровья вы знаете?

3вопрос. Почему говорят : «Чистота – залог здоровья?»

4 вопрос. Какие витамины необходимы для нашего организма, и в каких продуктах они находятся?

Раунд переменка. Игра «Волшебный сундучок»

У меня в руках «волшебный сундучок» . Давайте посмотрим, что же в ней находится.

Из сундучка по очереди воспитатель достает предметы, символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается.

Свидетельство о рождении

Что это за документ?

О каком праве он напоминает?

Дети. О праве на имя.

Что означает иметь право на имя?

Как вы должны обращаться друг другу?

Как следует обращаться к взрослым людям?

Сердечко

Какое право может обозначать сердце?

Дети. Право на любовь и заботу.

Что означает забота?

Кто заботится о вас?

О ком вы заботитесь?

Как вы думайте, почему в сундучке лежит домик?

О каком праве он напоминает?

Дети. О праве на имущество

Как вы думайте, можно взять чужую вещь?

Как люди должны относиться к своему дому? Почему?

О чем вам напомнил этот конверт?

Как вы думайте, а можно пользоваться правами не выполняя обязанностей?

(Дети высказывают свои предложения)

Права и обязанности живут рядышком. Если есть права, есть и обязанности.

3 раунд – природа.

1 вопрос. Священный зверь нашего леса? (Лось)

2 вопрос. Назовите самую длинную реку? (Волга)

3 вопрос. Разгадайте загадку, о каком растении говорится.

Очень пыльный, неприметный

На дорогах он растет

Листья, стебель незаметный

Он здоровье нам дает. (Подорожник)

Игра «Флаг»

Вам надо расположить цвета флага России и сказать, что обозначают цвета? (Флаг состоит из трех полос белого, синего и красного цветов. Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий небо и верность, красный огонь и отвагу).

А теперь расположить цвета флага Республики Марий Эл.

А пока дети думают, я задам несколько вопросом нашим гостям и узнаем, у кого же из них развита смекалка и быстрота.

1. Кто победил Кощея бессмертного? (Иван-царевич)

2. Как звали собаку куклы Мальвины (Пудель Артемон)

3. Какой герой любил кататься на печи? (Емеля)

4. Кто из сказочных животных часто помогает Ивану – Царевичу? (Серый волк)

5. Знаменитый КОТ из деревни Простоквашино? (Кот Матосскин)

6. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

7. Пасхальный хлеб? (кулич)

8. Животное эталон – упрямства. (Осел)

9. Геометрическая фигура, похожая на футбольный мяч (Шар)

10. Источник естественного загара (Солнце)

Вот и ответили на вопросы наши гости. Мы продолжаем нашу игру

4 раунд- шуточный.

1 вопрос. На что похожа половина яблока. (Вторую половину)

2 вопрос. Под каким деревом прячется заяц после дождя? (под мокрым)

5 раунд. Как называется документ, где записаны права детей? (Конвенция о правах ребенка)

Вот и ответили на все вопросы. А теперь подчитаем у кого больше жетонов, того победителя мудрая сова награждает медалью.

Надеюсь, что сегодня вы узнали, что – то новое для себя. Старайтесь постоянно пополнять свой богатый запас знаний. Внимательно слушайте

воспитателей на занятиях, читайте вместе с родителями дополнительную литературу и смотрите умные передачи по телевизору. А мудрая сова для вас дарит «Детскую энциклопедию» .

Цель: способствовать развитию познавательной активности, внимания, мышления; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в интеллектуальные игры, проявлять настойчивость, находчивость, смекалку, взаимопомощь; развивать воображение, речь; воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы: пирамидки, карточки с цифрами, картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли, бархатная бумага, веревочки, мольберты, карточки с буквами, таблички с цифрами, заготовки для игры «Дорисуй до предмета», карточки с вопросами.

Ход викторины

Воспитатель : Добрый день уважаемые гости! Совсем скоро наши подготовишки станут первоклассниками. А это волнующий и важный момент не только для детей, их родителей, но и для нас, воспитателей. Сегодня мы решили устроить небольшое испытание для детей – провести интеллектуальную викторину «Умники и умницы», чтобы выяснить, готовы ли они к обучению в школе. И сейчас я предлагаю капитанам представить свои команды. Давайте поприветствуем их.

Представление команд

Команда «Знайки»

Чтобы много-много знать

Команда «Умники»

Мы пытливые умы

Мы с вопросами на ты!

Воспитатель : для объективной оценки наши конкурсы будет оценивать жюри.

Жюри:

Воспитатель: Наша викторина состоит из нескольких конкурсов. За каждый конкурс команда получает «кольцо удачи» от «пирамидки достижений». За победу вы получите – красное кольцо, за второе место - синее. У какой команды будет больше красных колец - та и станет победителем.

Конкурс «Эрудит»

Он состоит из 10 вопросов для каждой команды. Вопросы для разминки находятся в этих конвертах. Прошу капитанов подойти и выбрать конверт для своей команды.

Отвечать на вопросы надо по очереди, у кого окажется мяч, тот и отвечает. Итак, начнём.

Воспитатель. Вопросы для 1-й команды:

1. Последний месяц в году? (декабрь)

2. Корова в детстве? (телёнок)

3. Прибор для измерения времени? (часы)

4. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)

5. Перечисли 7 дней недели?

6. Кто или что может быть горячим?

7. Сколько лапок у насекомых? (6)

8. Как называется главный город нашей страны? (Москва)

9. Окунь, карась, щука – кто это? (Рыбы)

10. Кто учит детей? (учитель)

Воспитатель. Вопросы для 2-й команды:

1. Последний день недели? (воскресенье)

2. Первый месяц осени как называется? (сентябрь)

3. Курица в детстве? (Цыплёнок)

4. Прибор для измерения температуры тела? (градусник)

5. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

6. Кто самый главный человек на корабле?

7. В какое время года птицы вьют гнёзда?

8. Название страны, где мы живём?

9. Кто или что может быть колючим?

10. Куда дети ходят учиться?

Воспитатель Молодцы! Хорошо подготовились к соревнованиям. Сейчас жюри подведёт итог разминки.

Жюри объявляет результаты 1 конкурса.

Воспитатель: Ребята, а детском саду вы часто играли в математические игры и сейчас мы проверим ваши знания.

Следующий конкурс «Математический».

Раз, два, три, четыре, пять приглашаем поиграть:

Воспитатель. Игра «Живые цифры» (каждому ребёнку даётся одна из цифр из набора от 0 до 9; дети бегают врассыпную, а по команде ведущего выстраиваются по порядку двумя шеренгами).

Воспитатель . Игра «Соседи числа» (воспитатель поднимает какую-нибудь цифру, к нему должны выбежать соседи этой цифры по числовому ряду (3-4 раза).

Воспитатель. Игра «Будь внимателен!» (командная)

Пусть сядет цифра, которая обозначает, сколько глазков у светофора;

Пусть сядет цифра которая похожа на букву О;

Пусть сядет самая тонкая цифра;

Пусть сядет цифра, которая подсказывает, сколько ног у козлёнка;

Пусть сядет цифра, которая похожа на кочергу;

Пусть сядет цифра, которая состоит из двух бубликов;

Пусть сядет цифра, которая стоит после 5;

Пусть сядет цифра, которая может превращаться в цифру 6.

Воспитатель Какая цифра осталась? Вы хотите с ней подружиться в школе? Почему?

Воспитатель: Молодцы ребята, я довольна вашими ответами.

Предлагаю жюри оценить математический конкурс.

Жюри оценивает математический конкурс.

И я снова приглашаю вас поиграть.

Воспитатель. Игра «Я целое, ты часть» (воспитатель называет детям слово, обозначающее предмет, а дети должны по очереди перечислить части этого предмета).

Машина – колесо, руль, фара, дверь, бампер, сиденье, мотор, бак, коврики, капот, …

Человек – голова, глаза, уши, рот, плечи, рука, нога, пальцы, коленка, локоть, живот, …

Дерево – ствол, корень, кора, ветки, листья, цветы, плоды, семена, …

Птица – голова, клюв, туловище, крыло, перья, лапа, глаза, хвост, пух,…

Воспитатель. Игра «Конструирование из веревочек».

На столе каждого ребенка – набор из семи веревочек. Воспитатель предлагает детям выполнить задания:

Сложите из ниточек буквы Л и Ш. (покажите)

Превратите букву Л в треугольник, добавив веревочку. (покажите)

Превратите букву Ш в квадрат, не добавляя веревочек. (покажите)

Превратите квадрат в домик, добавив 2 веревочки. (покажите)

Выложите первую букву своего имени. (покажите)

Воспитатель. Игра «Зашифрованные слова» (на доске – картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли; дети называют их, далее детям предлагается в указанных воспитателем словах определить первые звуки, произнести их по порядку и назвать «зашифрованное» слово).

Задание для 1-й команды:

Картинки: роза, аист, кукла (рак);

Картинки: кукла, роза, овощи, туфли (крот).

Задание для 2-й команды:

Картинки: мухомор, аист, кукла (мак);

Картинки: роза, овощи, мухомор, аист (Рома).

Воспитатель: Молодцы! А сейчас жюри объявит итоги конкурса «Грамотеи».

(Жюри подводит итог конкурса и вручает «кольцо удачи».)

Воспитатель: Мы продолжаем наши испытания и объявляем конкурс «Домашнее задание» .

Каждая команда, заранее приготовила физкультминутку. И предлагает их нашему вниманию.

Пальчиковая гимнастика «Скоро в школу мы пойдём»

Скоро в школу мы пойдём (два пальчика ходят по ладошке)

И портфель с собой возьмём, (показывают квадрат руками)

Книжку, ручку, карандаш (загибают пальчики на руке)

Мы в портфель положим наш. (Показывают квадрат руками)

И учиться все на «пять» (поднимают руки, показывая пять пальцев на руках)

Физкультминутка «В первый раз, в первый класс»

В первый раз, в первый класс

Мы шагаем дружно. (шагаем)

Много нас, много нас, (наклон с поворотом в сторону и разведением рук)

Нам учиться нужно. (наклоны головы вперед)

Чтобы мог каждый стать (шагаем на месте)

Умным, как волшебник. (руки к голове и вверх)

Воспитатель: Просим жюри оценить Домашнее задание.

Жюри оценивает домашнее задание.

Воспитатель: И так следующий конкурс для наших ребят называется «Юные художники-фантазеры».

Воспитатель : На листах нарисованы фигуры. Нужно пофантазировать и дорисовать их до предмета.

Воспитатель: Молодцы! Наши художники закончили свою работу и жюри может оценить фантазию юных художников.

Жюри подводит итог конкурса и вручает «кольцо удачи». И объявляет победителя викторины.

Воспитатель: Ну вот наша викторина подошла к концу. Наши дети показали свои знания и умения, которые они получили в детском саду и которые им пригодятся в школе.

Мы играли, жили дружно,

Но грустить сейчас не нужно!

Впереди – дорога в школу,

Ждет в ней много дней веселых,

Новых знаний и открытий,

Замечательных событий!

Жюри вручает дипломы.

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ для учащихся 5-6 класса «УМНИКИ И УМНИЦЫ»


Описание материала: Предлагаю вам конспект викторины по русскому языку для детей 5-6 класса школы VIII вида по темам «Парные согласные», «Непроверяемые гласные», «Состав слова», «Части речи». Данный материал будет полезен учителям и воспитателям для проведения «Недели русского языка».
Цель: повышение интереса детей к изучению русского языка;
Задачи:
- образовательная: расширять знания детей о русском языке, его истории; закреплять знания детей по пройденным темам;
- развивающая: повышать культуру речи, расширять словарный запас детей, образность мышления;
- воспитательная: воспитывать уважение к своему языку, культуру общения.
Оборудование: слайды по теме, карточки с заданиями, картинки. Карточки с текстами-заданиями.
Место проведения : класс с интерактивной доской.1. Организационный момент.
Ведущий: Ребята, сегодня мы проведём викторину «Умники и умницы» по русскому языку. Вам нужно раздели¬ться на две команды и вступить в борьбу за звание победителя. Деление на команды проведём способом жеребьёвки: вы должны вытянуть у меня из руки по одному элементу букв, соединить их в целые буквы и сложить два слова из букв одинакового цвета. Эти слова определят, к какой команде вы принадлежите.

(Дети составляют слова: «буква» и «слово». Элементы предлагаемых букв с одной стороны белого цвета и при выборе повёрнуты ею к детям, а с другой стороны окрашены в два разных цвета. Составляя слова, буквы нужно поворачивать цветной стороной к зрителям.)

Ведущий: Ваши команды называются «Дети деда Буквоеда» и «Грамотейки». Прочтите девизы ваших команд. Команда «Дети деда Буквоеда», ваш девиз.
Дети: «Пусть острей кипит борьба, начнём соревнование.
Успех решает не судьба, а только наши знания!»

Ведущий: Команда «Грамотейки», ваш девиз.
Дети: «Соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьям.
Свой язык усердно учим, и победу мы получим!»

2. Вступительная беседа.
Ведущий: А начнём мы нашу викторину с небольшой экскурсии в историю развития языков. Как вы думаете, люди всегда умели писать? Что вы об этом знаете?
(Ответы детей.)
Конечно, прошло не одно столетие, пока человек изобрёл буквы и научился записывать ими слышимые звуки и слова своей речи. Дорога к письменности была длинной и трудной. Сначала люди пользовались разными сигналами для передачи сообщений. Это мог быть дым костра, звук барабана, свист. (Слайд 1.)

Потом они стали пользоваться рисуночным письмом. (Слайд 2.)


Это могли быть какие-то символы. В китайском языке до сих пор пишут иероглифами.
Жившие две с лишним тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для согласных звуков.(Слайд 3.)


В их языке этим можно было обойтись. Но мы с такой азбукой не отличили бы на письме слова «луна» и «Лена», «дыра» и «дура». И древние учёные потратили немало сил, создавая буквы. В греческом алфавите, например, сначала учёный Пеламед придумал 16 букв. Потом учёные следующих поколений прибавляли кто 2, кто 3, а один - даже 6 букв. Учёные понимали, что знание - свет, и хотели дать людям этот свет.
Лишь во второй половине X в. братья Кирилл и Мефодий, учёные родом из Греции, создали славянскую азбуку и дали славянским народам возможность читать и писать на своём родном языке. (Слайд 4.)


Сам же русский язык возник из древнеславянского языка (наряду с украинским и белорусским). В резуль¬тате трудов монахов, потом учёных, писателей и поэтов русский язык стал одним из развитых, гармоничных языков мира. Вот что о нём говорят великие писатели.
«В русском языке, - говорил Николай Васильевич Гоголь, - все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».
Сравните слова «гром», «рог», «ракета» и «лисичка», «миленький», «песня». Слышите, как наш язык звучен и мелодичен. В нём много способов образования новых слов, такой богатый их запас, что легко можно выразить все наши мысли и чувства. Просто нужно овладеть этим богатством. А добьётесь вы этого только через чтение разных книг.
«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов», - говорил Константин Георгиевич Паустовский.

К глубокому сожалению множество людей, как взрослых, так и молодых, загрязняют свою речь вульгарными выражениями, нецензурными, даже матерными словами. Настолько они бедны в речи, не развиты, что не могут подобрать подходящих приличных слов и, поэтому, заслуживают только жалости. Задумайтесь над этим.

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (Александр Иванович Куприн)
Вот сейчас-то мы и будем проверять ваши знания в языке па прочность с помощью интересных заданий. Для достижения успеха вы должны думать сообща, уметь выслушать версию товарища и вести себя сдержанно, а в случае неудачи не сдаваться, не останавливаться на полпути.

3. Основная часть.

Ведущий: Русский язык наш богат не только многообразием слов, но и множеством метких и ёмких выражений, отточенных веками, содержащих народную мудрость. Как называем мы такие выражения?
Дети: Пословицы и поговорки.

КОНКУРС 1. Разминка «Угадай поговорку».
Ведущий: Верно. Проведём перекрёстный бой-разминку «Угадай поговорку». Я задаю вопрос, вы отвечаете известной поговоркой. В случае ошибки право отвечать переходит к другой команде. Получаете по баллу за каждую поговорку.
1. Какому животному гусь - не товарищ? (Гусь свинье не товарищ.)
2. Чего не выкинешь из песни? (Слова из песни не выкинешь.)
3. Какому подарку в зубы не смотрят? (Дареному коню в зубы не смотрят.)
4. Если собрать со всего мира по нитке, что можно сделать голому? (С миру по нитке - голому рубаха.)
5. С чего должна слезть баба, чтобы кобыле стало легче? (Баба с воза - кобыле легче.)
6. Чего может лишиться дитя у семи нянек? (У семи нянек дитя без глаза.)
7. Без чего не бывает дыма? (Дыма без огня не бывает.)
8. Чего лишилась Варвара, придя на базар? (Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
КОНКУРС 2. «Вышибалы».
В словах «краска», «склон», «горсть», «полк», «всласть», «тепло», «беда», «экран», «крот» за 1 минуту зачеркни 1 букву и получи новые слова. Команда, справившаяся быстрее, зарабатывает два очка.
КОНКУРС 3. «Собери шары».
Вы знаете, что в некоторых словах безударные гласные проверить нельзя ударением, их надо запомнить. Выбегая к доске, вы должны в слово поставить на пустое место нужный шар с пропущенной буквой. Какая команда быстрей и правильно выполнит задание, та получит два балла.
Слова для первой команды: верстак, матрос, болото, верблюд, физкультура, природа.
Слова для второй команды: защита, беседа, ботинки, ракета, охрана, до свидания.
Физкультминутка. Мы походим на носках, а потом на пятках.
Повращаем головой и сведём лопатки.
Носом вдох и выдох ртом, дышим глубже, а потом -
Марш на месте не спеша. Как разминка хороша!

КОНКУРС 4. «Куда причалят лодки?»
Ведущий: Продолжим состязание. Отгадайте загадку.

А другая группа звуков как называется? ... (Звонкие.)
Вы уже знаете, что есть согласные звуки двойняшки, которые отличаются лишь присутствием голоса, а по работе органов речи они совершенно одинаковы. Давайте назовём их: Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, 3-С, Ж-Ш.
А теперь заселите на этаж звонких согласных и глухих согласных недостающих жильцов. (Дети доставляют буквы Л, М, Н, Р и Ц, Ч, Щ.)
Вот эти двойняшки очень неуверенные в себе звуки и вечно поддаются влиянию тех согласных звуков, которые идут за ними. И в словах возникают ошибка-опасные места. И лишь перед волшебниками «Л», «М», «Н», «Р» да ещё «В» и перед гласными звуками наши двойняшки чувствуют себя уверенно и пишутся так, как произносятся. Поиграем с двойняшками «Ж» и «Ш». Куда должен причалить кораблик с «Ш», а куда с «Ж», чтобы получились правильные слова. Впишите нужную букву в слова с пропусками: лягу-ка, кру-ка, стару-ка, подру-ка, ло-ка, но-ка, сторо-ка, моро-ка. Команда, справившаяся быстрее и правильно, получает два балла.
КОНКУРС 5. «Построй словечко».
Ведущий: Всё на свете состоит из чего-то: лес из деревьев, облака из капелек воды, стены из кирпичиков. А из чего состоят слова? (Ответы детей.) Из четырёх строительных блоков – морфем: приставки, корня, суффикса и окончания. Сейчас вы будете строить слова. Команда, выполнившая задание первой, получает балл. За правильно составленное слово, команды получают тоже по баллу.
Загадка первой команде. Его корень находится в слове ВЯЗАТЬ, приставка - в слове ЗАМОЛЧАТЬ, суффикс - в слове СКАЗКА, окончание - в слове РЫБКА. (ЗАВЯЗКА)
Загадка второй команде. Его корень находится в слове СНЕЖИНКА, приставка - в слове ПОДЪЕХАЛ, суффикс - в слове ЛЕСНИК, окончание - в слове УЧЕНИКИ. (ПОДСНЕЖНИКИ)
Ведущий: А сейчас давайте сочиним маленький рассказ о двух Пушистиках с данной картинки. (Слайд 5.)


Вам нужно будет использовать самые различные приставки, указывающие на направление движения, но они не должны повторяться.
КОНКУРС 6. «Восстанови текст».
Ведущий. Как люди на земле живут в разных государствах, так все слова в русском языке по своему значению, по признакам делятся на большие группы - части речи. Какие части речи вы уже знаете? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ и ПРЕДЛОГИ.)
Чем отличается приставка от предлога? (Приставка - часть слова, а предлог – часть речи, отдельное слово. Приставка пишется слитно, а предлог - отдельно. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или задать вопрос.)
Поиграем. Вы должны в предложенном тексте в выделенных словах правильно найти, где приставка, а где предлог. Справившаяся команда получает очко и очко за скорость.

Текст первой команде: Солнце прячется (за) бор. Котофей Иваныч залезает на (за) бор прогуляться на ночь. Я (про) лил молоко, а Вася сочинил (про) это стихи.
Текст второй команде: «Лентяй». Сидел он на (о) кошке и размышлял (о) кошке. Вдруг подумал: « А (у) сов есть усы, иль нет (у) сов?»

Ведущий: Что за часть речи ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ? (Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы КТО? ЧТО?) А что обозначают глаголы, прилагательные? На какие вопросы они отвечают?
Проведём игру. Я говорю слово, если оно существительное - вы поднимаете руку, если глагол - топаете ногами, если прилагательное – покачиваетесь, если предлог – соединяете ладонь с ладонью.
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Снежное покрывало покрывало вспаханное поле.
Ведро дало течь - вода стала течь.
Ведущий: Грамотно писать, различать части речи, знать правила правописания - это лишь полдела для грамотного и вежливого человека. Нужно ещё уметь красиво и правильно выражаться в общении с людьми. Поэтому последним заданием для команд будет придумать вежливые ответы в следующих ситуациях и разыграть их.
У вас попросила одноклассница дать ей ручку, а ручка нужна вам самим. Придумайте свою версию отказа.
Вы опаздываете на репетицию, просите кого-то из ребят подежурить за вас. Этот человек не хочет, так как у него свои дела.
5. Подведение итогов.

6. Заключительная часть.
Ведущий. Хочу вам пожелать успехов в изучении русского языка. Чтобы ваша речь была чистой, умной и красивой. А закончу я наше занятие словами пожелания от лица И. Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».