Интересные факты о майе плисецкой. Майя Плисецкая: интересные факты из жизни Интересные факты о плисецкой

  • Майя Плисецкая в детстве хотела стать актрисой, как мать - актриса немого кино Рахиль Мессерер. А балет вовсе «не был страстью ее жизни». После того, как отец Плисецкой был расстрелян, а мать отправлена в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила тетя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер, от которой она и унаследовала профессию.

  • Публика с большим интересом обсуждали ее наряды. С Пьером Карденом у Майи Михайловны сложились особые отношения - она была музой дизайнера, а он на протяжении 30 лет создавал для нее костюмы и наряды. «Для меня в мире моды все начинается и заканчивается Пьером Карденом. Это эталон вкуса, фантазии, красоты… Он никогда не устаревает», - рассказывала балерина.
  • Майя Михайловна никогда не любила тренироваться и репетировать: «Думаю, что в итоге это и продлило мою сценическую карьеру: у меня были неизмученные ноги».

Майя Плисецкая (2005). Фото: Global Look Press

  • В еде артистка была неприхотлива: «Я больше люблю пиво с сосисками, чем сладкое… А вообще, люди не придумали ничего вкуснее, чем обычный хлеб с маслом».

  • Майя Плисецкая рассказывала, что «своего «Умирающего лебедя» (ставшего впоследствии ее визитной карточкой) подсматривала в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Один раз мне повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась — вот это устойчивость…».

Майя Плисецкая. Фото: Global Look Press

  • Плисецкая сводила с ума многих мужчин. В 1962 году она познакомилась с братом президента США, Робертом Кеннеди. Он дарил ей цветы и бриллианты, ухаживал, однако они так и остались друзьями.

  • С мужем — композитором Родионом Щедриным — Майя Плисецкая прожила более полувека. Как вспоминала сама прима, познакомила их муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского Лилия Брик, которая, по словам Плисецкой, любила сводить людей: «Как-то раз она попросила меня напеть на магнитофон партию из «Золотого петушка» - а потом дала прослушать запись Родиону. У него пробудился интерес ко мне…». Позже Щедрин собрался писать музыку для балета с участием Майи Михайловны и пришел к ней на репетицию. Балерина вспоминала, что встретила его в обтягивающем черном эластичном трико, которое подчеркнуло все ее достоинства, чем окончательно покорила композитора.

24.03.2016

Майя Плисецкая прожила долгую даже по современным меркам жизнь - 89 лет. Она всегда сохраняла великолепную форму, девичью гибкость и стройность. Эта удивительная женщина отличалась железным характером, но особенную строгость проявляла к самой себе - это чувствуется даже по лаконичному, без лишнего «декора» и без всякого «миндальничанья», тону мемуаров великой балерины. Какой была жизнь Майи Плисецкой? Ознакомимся с некоторыми интересными фактами.

  1. Танцевать Майя хотела с детства. Девочка уверенно шла к намеченной цели, когда в вдруг в возрасте 12 лет ее мир перевернулся. Страшный 37-й год в одночасье лишил ребенка отца, матери и младшего братишки. Отца арестовали, мать с двухмесячным младенцем на руках выслали в лагерь для жен изменников Родины. Майя попала в семью своей тетки, которая приютила девочку.
  2. Майе удалось продолжить танцевать, но через два года она стала ощущать боль в колене. Врачи, к которым обратилась Майя, вынесли вердикт: нужно срочно исключить физические нагрузки, иначе болезнь колена может привести к инвалидности. Майя не послушалась и тренировки не бросила. И болезнь отступила!
  3. Талант молодой балерины вскоре засверкал настолько ослепительно, что на постановки с ее участием специально водили иностранцев. Однако выезжать за границу «дочери врага народа» не разрешали вплоть до 1959 года. Годы унизительных походов по кабинетам КГБ, бесконечных вопросов и неизменные, без объяснений, отказы, - это могло бы кого угодно вогнать в депрессию. Но только не Майю. И вот в 1959 году - победа! Ей дали разрешение на 70-дневный тур по США! С тех пор началось ее победное шествие по миру.
  4. «Коронный номер» Плисецкой - «умирающий лебедь». Никто ни до нее, ни после не умел создать такой удивительно пластичный образ. Очевидцы говорят, что она часами наблюдала за лебедями, пытаясь научиться как можно точнее передавать их грациозные движения.
  5. Плисецкая имела столько наград, что, наверное, для их перечисления понадобился бы отдельный печатный труд. Народная артистка СССР, золотая медалистка Испании за заслуги в области изящных искусств, почетный профессор Московского государственного университета и даже почетный доктор Сорбонны - это лишь малая часть всего списка. А в 1994 году она и вовсе стала, фигурально выражаясь, известна за пределами Земли - ее именем астрономы нарекли маленькую планету 4626.
  6. Брат президента США Роберт Кеннеди был влюблен в Майю и дарил ей цветы и бриллианты.
  7. Балерина не имела детей, и это - результат не случайности или болезни, а осознанного жизненного выбора. Ощутив однажды все признаки беременности, она решила отказаться от материнства в пользу искусства. Это непростое решение, не каждая женщина на такое способна.
  8. Майя Плисецкая танцевала до 65 лет!
  9. В 70 лет балерина еще раз вышла на сцену, причем не в качестве почетной гостьи, а в том амплуа, в котором провела всю свою жизни - исполнительницей балетной партии. Специально для нее к этому юбилею Морис Бежар создал номер «Аве Майя». Плисецкая была, как всегда, великолепна!
  10. Как удавалось танцовщице сохранить до глубокой старости точеную фигурку? Сама она давала на этот вопрос очень простой и понятный ответ: «Надо меньше жрать!»

Плисецкая стала легендой XX и даже XXI веков. Казалось, что она вечна. Успехи, которых добилась эта хрупкая женщина, просто невероятны. Разумеется, ей в этом очень помог сценический талант. Но если бы не трудолюбие, стремление к победе, сильная воля и желание добиться совершенства, то Майя Плисецкая никогда бы не стала тем, кем она сумела стать - звездой балета, яркий свет которой не погаснет и много лет спустя.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая, 1965 год. Фото – РИА Новости

Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями.

Ко дню рождения артистки АиФ.ru собрал малоизвестные факты о Майе Михайловне, которые открывают ее с необычной стороны.

1.

Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии.

Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию.

Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.


Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями, 1962 год. Фото – РИА Новости

2.

Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными.

На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине:

«Вы слишком красиво одеты. Богато живете?».

Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.


Народный артист СССР Сергей Образцов, народная артистка РСФСР Фаина Раневская, артист Пол Скофилд, заслуженная артистка РСФСР Майя Плисецкая на приеме в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы. Фото – РИА Новости/ Борис Рябинин

3.

Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.

4.

Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди. Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой.

Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день.

Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.


Писатель Луи Арагон, Майя Плисецкая, писательница Эльза Триоле и писатель Константин Симонов на Белорусском вокзале. Фото – РИА Новости/ Лев Носов

5.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила.

Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцеване раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.


Майя Плисецкая и Родион Щедрин у себя дома, 1971 год. Фото – РИА Новости/ Александр Макаров

6.

Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.

7.

Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая готовится к спектаклю, 1969 год. Фото – РИА Новости/ Александр Макаров

8.

«По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом»,

― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже.

Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.

9.

Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.


Майя Плисецкая на лыжной прогулке, 1962 год. Фото – В. Малышев/РИА Новости

10.

«Диет не надо, надо меньше жрать»,

― говорила Плисецкая, которая даже в преклонном возрасте отличалась роскошной фигурой. Самым любимым продуктом балерины была селедка, которую она нежно величала «селедой».

11.

Для многих известных творцов Плисецкая была музой. Ее грация и красота вдохновляли Шагала, Пети, Бежара, Кардена. Последний бесплатно шил для Майи Михайловны костюмы к ее балетам «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».

Но имени маэстро долгое время не было на афише Большого театра. Министерство культуры запретило дирекции в перечислении авторов ставить фамилию иностранца.

Плисецкая очень сильно переживала ― ей в который раз было неловко за свою страну.


Майя Плисецкая в главной роли в фильме-балете «Анна Каренина», 1974 год. Фото – РИА Новости/ Мурашко

12.

Майя Михайловна не жаловала курильщиков и сама никогда в жизни не брала в рот сигарету. К алкоголю относилась с осторожностью, от бокала вина у нее начинала болеть голова.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая перед началом спектакля, 1965 год. Фото – РИА Новости/ Александр Макаров

13.

Во время гастролей, которые часто могли растянуться на несколько месяцев, Щедрин и Плисецкая постоянно писали друг другу письма и созванивались.

Когда Майя Михайловна в первый раз уехала с труппой Большого театра в Америку на 73 дня, Родион Константинович повесил над телефоном табличку из семидесяти трех чисел. Каждый день, поговорив с женой, он вычеркивал одну цифру.

Об этом Плисецкой рассказывала их домработница Катя. Эти нежные чувства пара пронесла через всю свою жизнь.



Ей было 89 лет. Красотой, талантом и грацией артистки восхищались миллионы людей. Предлагаем вам вспомнить самые интересные факты из жизни легендарной балерины, а также посмотреть редкие фотографии с ней в нашей галерее.

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 в Москве. Будущая звезда балета появилась на свет в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Майя Михайловна унаследовала профессию тети – солистки Большого театра, балерины Суламифь Мессерер. Плисецкая всю себя отдала профессии и ради того, чтобы как можно дольше оставаться в форме, отказалась от рождения детей. Свою карьеру она завершила в 65 лет, однако в день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для нее номере хореографа Мориса Бежара «Аве Майя».

Майя Плисецкая была балериной, хореографом (работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета и Испанского национального балета в Мадриде), писателем (она не позволяла править свои автобиографические книги и часами редактировала каждое предложение). До последних дней жизни эта потрясающая женщина прекрасно выглядела и была полна энергии .

  • 1 Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Она хотела стать актрисой, как мать – актриса немого кино Рахиль Мессерер. После того, как отец Плисецкой был расстрелян, а мать отправлена в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила тетя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер, от которой она и унаследовала профессию.
  • 2 Впервые ставшего впоследствии ее визитной карточкой «Умирающего лебедя» Плисецкая станцевала в 14 лет. Номер поставила ее тетя Суламифь Мессерер, изменив изначальный вариант хореографа Михаила Фокина, в котором балерина Анна Павлова выходила на сцену лицом к залу. «Подвигли меня на это два соображения. Во-первых, удивительная красота Майиных рук, особая пластичность ее танцевальных данных. <…> Несмотря на исключительно выразительное лицо Майи, я поставила ей выход спиной к публике, дабы отвлечь внимание от невыигрышных стоп и сосредоточить его на Майиных руках и шее. Номер не стал бы фирменной маркой Майи, если б не был созвучен ее таланту», - объяснила позже Мессерер.
  • 3 Майя Плисецкая признавалась, что «своего «Умирающего лебедя» подсматривала в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью - подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Один раз мне повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась - вот это устойчивость...».
  • 4 Балерина критично относилась к своим первым выступлениям и считала, что в нынешнее время ее бы даже не приняли в балетную школу: «Непродавленная коленка и подъем средненький».
  • 5 Плисецкая была самой гламурной балериной страны.

Ее наряды обсуждали с не меньшим интересом, чем ее легендарные роли. Со своих гастролей она привозила костюмы, о которых в советское время никто не мог и мечтать. Наряды для нее создавали легендарные Пьер Карден и Ив Сен-Лоран. С Пьером Карденом у Майи Михайловны сложились особые отношения – она была музой дизайнера, а он на протяжении 30 лет создавал для нее костюмы и наряды. «Карден сделал мне много бесценных костюмов и ни разу не попросил денег», – рассказывала балерина.

  • 6 Плисецкая сводила с ума не только знаменитых дизайнеров. В 1962 году она познакомилась с братом президента США, Робертом Кеннеди. Он дарил ей цветы и бриллианты, ухаживал, однако они так и остались друзьями.
  • 7 Не устоял перед Плисецкой и поэт Андрей Вознесенский: «В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая - полюс магии».
  • 8 Более полувека Майя Плисецкая прожила в браке с композитором Родионом Щедриным.

Их познакомила Лилия Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского, которая, по словам Плисецкой, любила сводить людей: «Как-то раз она попросила меня напеть на магнитофон партию из «Золотого петушка» – а потом дала прослушать запись Родиону. У него пробудился интерес ко мне…». Позже Щедрин собрался писать музыку для балета с участием Плисецкой и пришел к ней на репетицию. Балерина вспоминала, что встретила его в обтягивающем черном эластичном трико, которое подчеркнуло все ее достоинства, чем окончательно покорила композитора.

Майя Михайловна Плисецкая рождена 20 ноября 1925 года. Это была не совсем обычная семья. Каждый из двенадцати детей деда ее, Михаила Мессерера, работавшего зубным врачом, в той или иной мере жизнь свою связал с балетом. Майя не могла не стать балериной. Но никто не мог предсказать, что ей придется пережить не одну эпоху балета. Она создала образы, ставшие классикой для мирового балета. Лучшие мужчины мира восхищались ею, а она посвятила себя одному.

Майя и Щедрин

Лилия Брик, имя которой известно почитателям творчества Маяковского, как музы и возлюбленной поэта, стала человеком, которая познакомила тогда уже известную балерину с молодым композитором. Необходимо отметить, что в свою первую встречу особого интереса они друг у друга не вызвали. Возможно, из-за разницы в возрасте, она старше его на семь лет. По прошествии трех лет они уже вместе проводили в Карелии свой отпуск. А поженились – в 1958 году. Наверное, это могло произойти и позже, если бы штамп в паспорте не давал для балерины шансов выезжать на заграничные гастроли и избавиться от преследований властей.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин в браке прожили 57 лет . Муж всегда сопровождал ее на гастролях. Даже для помады своей она использовала карман его пиджака, потому что он находился рядом постоянно.


По ее мнению, Щедрин по меньшей мере на четверть века продлил ее жизнь в балете, он посвятил ей много произведений. Всем известно, насколько короток век балерины, а великая Плисецкая покинула сцену лишь в 65 и солисткой Большого театра! Но она не перестала выходить на сцену. В 70 лет это стал балет «Курозука», в 75 – «Аве, Майя!», в 78 – «Послеполуденный отдых фавна».

Она не завела ребенка. Победил балет!

Майя и брат президента

Роберту Кеннеди знаменитую русскую балерину представил на приеме в честь выступления Большого театра в Вашингтоне советский посол в ноябре 1962 года. Ему даже пришлось стать переводчиком, потому что познания Плисецкой в английском ограничивались несколькими словами. В том первом разговоре они и выяснили, что рождены в один день и год. Наутро вместе с букетом роз ей доставили первый его подарок, браслет из золота с двумя подвесками, с изображением Скорпиона на одном и Святого Архангела Михаила – на другом. Состоялся и телефонный разговор. Тут ей пришлось припомнить все известные слова на английском. В этот же день она получила еще один подарок – вина коробку.

Через год из Америки в день рождения для нее был привезен букет фарфоровых гвоздик. С тех пор это превратилось в традицию. И каждый из них искал оказию, чтобы поздравить друга с их общим днем рождения.

Когда они встретились в следующий раз, это была встреча старых знакомых. Он сам показывал ей Нью-Йорк и как намек на опоздание купил в подарок будильник. Он заходил на ее спектакли. В театре его считали записным донжуаном. Сама же балерина объясняла это просто, тем, что они были интересны друг другу.


Июнь 1968 года. Визит артистов Большого театра в Нью-Йорк. И хоть Роберт просил лично освободить для него один вечер, встреча не состоялась. Весь мир услышал о покушении. И о смерти.

В «Метрополитен-опера» в тот день должны были давать «Спящую красавицу». В честь своего американского друга Плисецкая танцевала «Умирающего лебедя». После сообщения дирекции об этом зал встал.

Майя и Пьер Карден

Плисецкая – самая гламурная русская балерина. Она в любые, даже самые трудные времена, когда в стране практически невозможно было достать приличную вещь, умудрялась одеться с иголочки. При этом она оставалась долгое время невыездной, так что приобретать себе наряды там, за границей, возможности не имела. И все же ее наряды всегда обращали на себя внимание. Даже сам Хрущев отметил ее способность красиво одеваться, как будто она слишком богата. Никому на ум не приходило, что это вещи, за которые балерина платит спекулянтке тройную цену.

А тем более, когда она стала с театром выезжать на гастроли, на ней появились костюмы, мечтать о которых никто не мог в советское время. Они вызывали не меньший интерес и ажиотаж, чем ее легендарные роли.

Плисецкая стала музой для известных творцов. И среди них особое место занимает Пьер Карден. У них сложились с маэстро моды особые отношения. Их знакомство состоялось в 1971 году во Франции. И с тех пор она стала его музой. Более тридцати лет он создавал ей лучшие сценические костюмы и наряды. Его абсолютному вкусу балерина доверяла безоговорочно. «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой» Майя Михайловна танцевала в нарядах Кардена. Однако, довольно долго на афишах Большого имя маэстро не упоминалось по прямому указанию Министерства культуры. Плисецкая в связи с этим испытывала неловкость за страну. Тем более что денег у нее он ни разу не попросил.

Они вместе даже создали шоу «Мода от 1950 годов до XXI века», настоящую феерию.

Майя и Коко Шанель


На гастролях в Париже ей случилось познакомиться с тогда уже восьмидесятилетней легендарной Коко Шанель. Они встретились в ее новом бутике и специально для известной балерины манекенщицы демонстрировали новую коллекцию дизайнера. Эта женщина поражала. Когда она поднималась на сцену, чтобы лично продемонстрировать очередной девушке, как носить надетую на нее вещь, Коко никто не мог дать больше двадцати. Во время этой встречи Плисецкая услышала от Шанель: «Характер – это и есть судьба». Эти слова стали для нее знаковыми. Майя Плисецкая умерла в 2015 году . Мир потерял великую балерину.