Интересные традиции ханты и манси. Как жили настоящие ханты

ХАНТЫ живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах и Александровском и Каргасокском районах Томской области (804 человека). Общая численность 22,5 тыс. человек. Близки к манси, с которыми объединяются под названием обские угры.

Среди хантов выделяются три этнографические группы - северная, южная и восточная. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре. На северных Хантов оказали сильное влияние ненцы, на восточных - селькупы, южные (прииртышские) Ханты практически смешались с русскими и татарами. Выделяются также территориальные группы - васюганские, салымские, казымские Ханты и др. До начала 20 века русские называли Хантов остяками, ещё ранее (до 14 века) - югрой, югричами.

В основе формирования Хантов лежит культура аборигенных племён Урала и Западной Сибири, охотников и рыболовов, и скотоводческих угорских племён, пришедших во 2-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана. Во 2-й половине 1-го тысячелетия нашей эры складываются основные группы Хантов, расселённых от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая реки Северная Сосьва и Ляпин, а также частично реку Пелым и реку Конда на западе. С 15-17 веков часть Хантов вытеснялась манси из западных областей на восток и север. На севере Ханты частично ассимилированы ненцами, в южных районах (Бараба, реки Тура, Тавда, Иртыш) - в значительной степени тюркизированы. Процессы обрусения Хантов в 18-20 веках особенно интенсивно проходили на Иртыше, Оби, Конде. Миграция Хантов на север и восток продолжалась и в 20 веке.

Традиционные занятия Хантов - речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), таёжная охота (в основном пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Оленеводство в тундре и лесотундре - самодийского типа, имеет мясо-шкурный характер, стада по 1000-1500 голов кочуют в меридиональном направлении (весной к северу, осенью к югу). Лесное оленеводство - местного происхождения: стада небольшие, выпасаются недалеко от поселений, используются для транспортных целей. В южных районах и по Оби с 19 века распространено животноводство и овощеводство. Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты ("заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы" и др.). Традиционные средства передвижения - лыжи, камусные и голицы, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками-долблёнками, дощатыми лодками-неводниками, для переездов на дальние рыболовные угодья - большими лодками с каютами, крытыми берестой.

Современное сельское население по-прежнему занимается традиционными отраслями хозяйства. Зимой Ханты жили в постоянных зимних селениях, с весны разъезжались в сезонные селения на места рыболовных угодий. Зимние капитальные постройки были либо каркасными, углублёнными в землю, пирамидальной или усечённо-пирамидальной формы, либо срубными. Они отапливались открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Сезонные жилища - каркасные из жердей, крытые корой деревьев. Постройки располагались разбросанно: жилой дом (иногда - зимний и летний дома), один или несколько хозяйственных амбаров (чаще всего свайных), навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг для приготовления пищи, вешала для просушки сетей, одежды, для вяления и копчения рыбы, иногда - собачьи домики, в 20 веке - баня. Охотники зимой во время промысла жили в избушках в лесу.

Оленеводы в тундре и лесотундре, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах самодийского типа, зимой - крытых покрышками из оленьих шкур, летом - из бересты. Чум широко использовали также (особенно летом) на сезонных поселениях и рыбной ловле.

Значительная часть сельского населения сейчас живёт в новых посёлках, построенных в 1950-х годах в связи с переводом Хантов на оседлый образ жизни, укрупнением и реорганизацией хозяйств. Часть промыслового населения живёт в традиционных селениях.

Одежда у северных Хантов близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик, или гусь с капюшоном. У восточных Хантов вся одежда распашная, меховая или халатообразная суконная. Обувь - меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние - с меховыми чулками). В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным). Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги. Косы раньше украшали накосниками с ложными косами. Мужчины также носили косы. Была известна татуировка.

Основные продукты питания - рыба, мясо оленя, лося и других животных, ягоды, орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Мясо едят сырым, варёным. Пьют рыбий жир, заготавливая его с ягодами. Излюбленное блюдо - рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Ещё в 17-18 веках нередки были большие отцовские и братские семьи. По правилам левирата младший брат брал в семью вторую жену с детьми - от умершего старшего брата. У оленеводов было принято в помощь старой жене брать молодую. Было известно деление на фратрии и генеалогические группы, близкие родам. Фратриальное деление более чётко прослеживается у северных Хантов. Фратрии и генеалогические группы имеют тотемический характер: они носят названия зверей и птиц, которые считаются их предками (лось, бобр, лягушка, трясогузка и др.).

Хотя Ханты были христианизированы, старшее поколение и сейчас сохраняет многие традиционные верования и культы, основанные на представлениях, связанных с тотемизмом, анимизмом, шаманизмом, культом предков и пр. Большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов ("медвежий праздник"), празднуемый как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С "медвежьим праздником" связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство, театр.

Лингвисты считают, что представители этого сибирского народа – ближайшие родственники венгров, при этом они не прощают обид, как сицилийцы, их семьи могли враждовать между собой веками, как Монтекки и Капулетти, они практиковали двоежёнство, как мусульмане.

Их мужчины переодевались для лицедейства в женскую одежду, как артисты шекспировского театра "Глобус", они играли на семиструнной арфе и ещё на 26 разновидностях щипковых инструментов, как древние греки, пока русские наяривали на балалайке, и к тому же до сих пор пьют свежую кровь, как один печально прославившийся румынский князь.
И всё это про хантов, которые называют сами себя ханти, хандэ, кантэк, что означает "люди", или по названиям рек, например: Kondikhou ï – то есть, "люди Конды".

Сибирские угры
Русские прозвали хантов "остяками". Возможно, это искажённое As-jah - "народ Оби". Самоеды (ныне - ненцы)
звали хантов "яран" или "ярган", что созвучно иртышско-хантскому слову "яра", которое означает "чужой".
Историки считают, что в VI-V тысячелетии до нашей эры предки хантов жили в лесной и лесостепной зоне Урала и Западной Сибири, а потом воинственные южане-кочевники оттеснили их на север Сибири.
В XII веке на Обь пришли тюрки - прародители сибирских татар. Позже весь Иртыш был ими завоеван, но хантам удалось сохранить независимость от Сибирского ханства. Так что ко времени присоединения западносибирских земель к России в конце XVI века у хантов образовались отдельные княжества, объединенные в военно-политический союз.
Русские начали создавать на территории хантыйских княжеств волости, куда в XVII веке стали активно переселяться крестьяне из европейской части страны. В начале XVII века в Сибири насчитывалось около 7 800 хантов, к концу девятнадцатого столетия их численность составляла 16 тысяч человек, а согласно последней переписи населения Российской Федерации – почти 31 тысяча. А всего в мире сегодня существует примерно 32 тысячи представителей этого народа. Так как этот коренный малочисленный народ России издавна живёт в тайге на севере Западной Сибири по берегам Оби и Иртыша, а также их притоков (недаром же их ещё называют обскими уграми), неудивительно, что традиционное занятие хантов – речное рыболовство.

Медведь, он же хантыйский Прометей
И конечно, ханты – превосходные охотники, в старину они добывали пушного зверя, а также лося и медведя, и только два века назад занялись лесным оленеводством. На протяжении многих веков они жили промыслом и собирательством.
Животноводство и овощеводство начали развиваться у хантов, которые обитают в южных районах и по Оби, только с XIX века.
Поэтому у хантов процветал культ поклонения духам деревьев и тотемным животным, важнейшим из которых стал медведь.
Согласно верованиям хантов, первая на свете женщина родилась от медведицы, а огонь людям даровал Великий Медведь.
Впрочем, поклонение "хозяину тайги" нисколько не мешало хантам на него охотиться. Наоборот, добыть медведя считалось большой удачей и обязанностью устроить односельчанам большой праздник.
Если охотнику-ханту удавалось завалить медведя, всё селение ликовало четыре дня, а если медведицу, то на сутки дольше. Судя по тому, что в каждой семье хантов хранилась не одна медвежья шкура, охота на медведей была для этого народа делом обычным.
Освежевание медведя – отдельный ритуал. Шкуру с него сдирали всем напоказ. Голову медведя-самца оставляли нетронутой и водружали на передние лапы, на нос клали серебряные монеты, а на пасть надевали специально изготовленный из бересты намордник. Голову медведицы украшали женским платком и бусами.
Медвежий праздник обязательно сопровождался лакомствами из медвежатины, обрядовыми песнями, танцами и шуточными представлениями. Интересно, что дурачиться на этом празднике могли только мужчины. Если они разыгрывали сценки про женщин, то переодевались в женскую одежду.

Николай Угодник, он же Нум-Торум
Были у хантов и другие священные животные. Допустим, выдры и бобры почитались ими как исключительно сакральные звери, истинное предназначение которых ведомо лишь шаманам. А, например, лось считался символом достатка и силы.
Верования хантов запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодых или беременных животных, без причины шуметь в лесу. Кроме того, они плели сеть такого размера, чтобы молодняк рыбы мог выскользнуть через достаточно большие ячейки.
Первую добычу или улов ханты жертвовали своим деревянным идолам.
Естественно, как и многие язычники, ханты особо почитали шаманов и слушались их во всём. И даже после того, как официально приняли православие, каким-то удивительным образом ухитряются смешивать его с анимизмом и зооморфизмом.

Например, русские путешественники не раз с изумлением наблюдали, как ханты смазывают губы изображённых на иконах святых кровью жертвенных животных, а также заметили, что обские угры упорно путали Николая Угодника с языческим верховным богом, которого звали Нум-Торум, а Богоматерь – с богиней земли Калтась-эква.

Это объясняется тем, что ханты не так-то легко поддались христианизации.

Бабушка - трясогузка, дед - бобёр
Вплоть до XVIII века у хантов преобладали большие отцовские и братские семьи, которые считали своими предками птиц или зверей (одна семья "происходила" от бобра, другая – от "трясогузки"…). Если умирал старший брат, то младший брал себе в жёны его вдову и усыновлял всех его детей. Ханты-оленеводы вдобавок могли взять в помощь к старой жене молодую.
Ханты не считали добрачные половые отношения чем-то предосудительным. Наоборот, молодая женщина, у которой уже есть внебрачный ребёнок, как невеста ценилась выше: ведь она доказала, что способна рожать здоровых детей.
А вот чтобы преодолеть бесплодие, ханты шли на всё, даже на супружескую измену.

Жене позволялось попробовать забеременеть не от мужа, а от другого мужчины. Мужу – взять вторую, плодовитую, жену.

При этом ханты верили, что тяжёлые роды уличают жену в неверности. Якобы боги наказывают таким образом гулящую женщину, а порядочная родила бы быстро и легко.
У хантов издревле была сильна традиция кровной мести. Некоторые семьи враждовали одна с другой на протяжении многих поколений. Особенно, если эта вражда началась с убийства.
Между прочим, ханты мстили за убитых родичей не только людям, но и животным. Если охотника задрал медведь, то его ближайший родственник обязан был разыскать убийцу и казнить его. В этом случае никакого медвежьего праздника никто не устраивал, труп медведя-убийцы полагалось просто-напросто сжечь – чтоб другим косолапым неповадно было.

Счастье луковое
Как и другие народы Крайнего Севера, ханты с удовольствием едят внутренности оленей. Не брезгуют и содержимым оленьих желудков. Да какое там "брезгуют"! Они готовят из того, что осталось в желудке у оленя, деликатес под названием "каныга", блюдо считается очень полезным для здоровья. По сути это либо полупереваренный ягель (зимой), либо приправленные желудочным соком оленя лишайники, кустарники и грибы (летом).
И конечно, ханты пьют кровь только что забитого оленя, а также немедленно раскалывают оленьи голени и выедают оттуда костный мозг, потому что многовековой опыт убедил их в том, что сырое мясо отлично восполняет дефицит витаминов, укрепляет иммунитет и согревает в лютый мороз.
Из рыбы ханты чаще всего варили похлёбку, но и её могли есть сырой.
Женщины этого народа прекрасные рукодельницы. Они ловко шьют одежду и обувь из оленьего меха, замши и цветного сукна, обильно украшая всё это вышивкой из бисера. Традиционные орнаменты хантов во многом перекликаются с их традиционными верованиями и называются, например, так: "заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы"…
Важнейшим мужским символом для хантов был охотничий лук, который служил не только охотничьим орудием, но и оберегом. При помощи лука гадали, лук использовали для предсказания будущего.

Женщинам запрещалось прикасаться к добыче, которая пронзена стрелой, они не имели права перешагивать через охотничий лук.

Зимой ханты передвигались на лыжах (с камусом и на голицах), а также на оленьих и собачьих нартах, летом сплавлялись по рекам на лодках-доблёнках и лодках-неводниках. Впрочем, для дальних путешествий на только им ведомые богатые рыболовные угодья ханты отправлялись в специальных больших лодках с настоящими каютами, крытыми берестой.

Поговори же ты со мной, арфа семиструнная
Удивительно разнообразие традиционных струнно-щипковые инструменты хантов. Известно как минимум 27 видов этих инструментов, каждый из которых связан либо с каким-нибудь тотемным животным, либо с определённым ритуалом. Допустим, семиструнная хантыйская арфа символизирует лебедь.

Елена Немирова

Выяснение истинного происхождения народа ханты затруднено из-за отсутствия необходимых достоверных данных. У учёных имеются отрывочные сведения их дальних соседей, поэтому версии выдвигаются на основе лингвистики, археологии и фольклора.

Например хантийский язык лингвисты относят к финно-угорской группе уральской семьи, однако, где жили первые его носители, учёные также до сих пор не выяснили.

Предполагается, что предки хантов около 4 тысячелетий назад (во время потепления климата) переселились по Оби к северу, где продолжала заниматься и сельским хозяйством.

В процессе военных столкновений с , мантами, татарами и другими племенами сложились союзы хантийских племён. Во главе их стояли представители знати так называемые «княэпы». После разгрома Сибирского ханства Кучума в конце XVI века западная часть Сибири была присоединена к Московскому государству. В XVII веке началось освоение Западной Сибири русскими, которые соорудили там остроги, позднее превратившиеся в города. Переселение крестьян на эти осваиваемые земли привело к тому, что численность русского населения стала выше, чем коренного.

В начале XVII века хантов было 7859 человек, в конце XIX их насчитывалось 16 256 человек. Однако возрастание численности происходило не за счет естественного прироста, а за счет выявления новых налогоплательщиков.

В 1930 году был создан Ханты-Мансийский национальный округ. В настоящее время ханты проживают в основном в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Томской, Свердловской и Пермской областях. По данным переписи 2002 года на территории России проживает 28 тысяч хантов.

Основными занятиями хантов были речное рыболовство, охота (пушной зверь, лось, медведь), оленеводство и собирательство (грибы, ягоды). В южных районах распространено было животноводство и овощеводство.

Эти традиционные занятия хантов сохранились и в наши дни в сельской местности, однако, довольно большое число их (около 30%) сейчас живёт в городах и заняты в различных сферах.

Зимние жилища ханты делали либо каркасными, либо срубными (на манер русских). Они отапливались они очагом или железной печкой. Кочевники жили в простых каркасных сооружениях, покрытых корой деревьев. Помимо дома во дворе располагались более простые постройки или и вовсе навесы для хранения припасов, печи для выпечки хлеба, баня и тому подобное.

Кочующие оленеводы в тундре и лесотундре жили на стойбищах в чумах самодийского типа, покрытых оленьими шкурами. Большинство хантов (живущих не только в городах, но и в сельской местности) в настоящее время ведут осёдлый образ жизни и живут в более современных постройках.

В XVI-XVIIвеках были большие отцовские и братские семьи. В случае смерти старшего брата младший брал в свою семью его жену вместе с детьми. У некоторых хантов было принято в помощь старой жене брать молодую. Естественно, сейчас все эти обычаи забыты.

Традиционные занятия хантов шитьё одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. У се¬верных групп хантов в верхней мужской одежде преобладала надеваемая через голову (малица, гусь, парка), у южных и восточных - распашная.

Женщины повсеместно носили распашную верхнюю одежду различного покроя. Исключительно женскими видами одежды были набедренный пояс-повязка, двойная шуба из оленьих шкур, большие яркие головные платки. Вообще одежда хантов, в особенности женщин, отличалась яркими цветами. Женщины также носили нагрудные и накосные украшения.

Различных фольклорные жанры ханты обозначают по-своему. Например, сказки они называют моньсь, а песни – арых. Среди народных сказаний легенды о происхождении земли, о потопе, о путешествии в разные миры, о превращении героев в духов и так далее. Значительное место занимают повествования и песни о народных героях (богатырях) и животных. Часто в сказках упоминаются реально существовавшие или существующие поселения

Широкое распространение в народном фольклоре получил орнамент. Героями изображений обычно становятся местные животные, различные бытовые сцены, обряды и так далее. Изображения можно встретить на одежде, предметах быта и даже на теле (татуировки).

Велики просторы Севера. Маленькие хантыйские поселения разбросаны на сотни вёрст друг от друга. Редки были праздники, на которые съезжалось много семей. Это «Варнга хата» (День ворона) – весенний праздник, Медвежий праздник, который устраивался при поимке медведя, и «Лунгутоп хатл» - праздник середины лета.
Остальное время - нелёгкие будни. Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей. Женщины выделывали шкуры, шили тёплую одежду, хлопотали по хозяйству, воспитывали детей. Самых маленьких ласкали и холили. Пока мать занималась хозяйством, ребёнок спал или играл в люльке из бересты, подвешенной к шесту чума. У ребёнка было две колыбельки: дневная и ночная.
Ночная люлька представляла собой берестяную коробку с закруглёнными углами, с завязками над телом ребёнка. Внутрь насыпали опилки либо иссохшее перетёртое дерево. Содержимое люльки хорошо впитывало влагу. На колыбели изображали глухаря – хранителя сна. Если ребёнка оставляли одного, в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня – нож либо спички.
Каждая мать дарила своему малышу «личную» песню. Хантыйские женщины, в основном, сами сочиняли песни своим детям. Это происходило потому, что селения расположены далеко друг от друга, и не было возможности перенять слова и напев песен, сочинённых ранее. Если мать и заимствовала песню, то обязательно добавляла в неё слова собственного сочинения, относящиеся к её малышу. Сравнивая его с каким-нибудь зверьком, мать хвалила его достоинства, указывала на его недостатки, пророчила малышу счастливую жизнь. Такие песни назывались «шиканщоп», в переводе – «песни ребёнка».
Если «личная» песня, сочинённая матерью, не устраивала ставшего взрослым ребёнка, он сам сочинял себе новую песню или изменял старую, дополняя её на протяжении всей своей жизни. Так рождались «песни-судьбы», которые исполнялись как самими её владельцами, так и другими жителями. Иногда «личная» песня проделывала дальний путь. Могло оказаться так, что «хозяин» песни жил у устья реки, а песня исполнялась у её истока. По этой песне люди могли узнать, кто её «хозяин», чем занимается, какая у него семья.
Игрушек, в нынешнем понимании, тогда было мало. Игрушками служили миниатюрные копии вещевого набора взрослых. У девочек, к примеру, - игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка. Куклы имели одну особенность – у них не было глаз, носа и рта. Фигурка с чертами лица считалась уже изображением духа. Поэтому старики неодобрительно относились к привозным купленным куклам.
Хантыйские дети взрослели рано: девочка в два-три года уже умела собирать из бисера браслетик; мальчик в этом возрасте уже умел набросить аркан на любой предмет, напоминающий ему оленя. Среди игрушек мальчиков были лодочка, лук со стрелами, фигурки оленей, набор костей, исполнявших роль оленьего стада, нарт. У Романа Ругина, известного поэта нашего края, есть стихотворение, которое называется «Лук»:
Когда про детство думать начинаю,
Среди друзей давнишних и подруг,
Одним из первых часто вспоминаю
Свой неразлучный лиственничный лук…
В шесть лет ребёнок мог получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать за сезон десятки килограммов ягод. С 12 лет девочка умела самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик ходил один на охоту.
Танцы и песни хантов – это поэтизированное отражение их повседневных забот. Примером тому - песня-танец «Сбор ягод».
Духовный мир ребёнка был богат. В детях воспитывалась привязанность к животным, будь то оленёнок, приручённая птица или выдра. Ребёнок воспринимал их как равных себе и только со временем узнавал, что это существа другого рода и живут они по своим законам.
Люди олицетворяли себя частью той природы, которая их окружала. Именно она давала для творчества все необходимые краски и всевозможные звуки: всплеск воды, скрип полозьев, ритмичный бег оленей, посвист ветра, голоса птиц и зверей. Люди часто изображали птиц и животных в различных сценках.
Для развлечений обычно собирались в чуме, когда дневные дела были окончены. Собирались и дети, и взрослые. Пели песни-сказы, играли на музыкальных инструментах. Так Кастрен (1839) упоминает об игре на домбре, на остяцком языке – «Нарс-юх». Это наиболее известный инструмент, вырезанный из цельной плахи, похож на плоскодонную лодку. К сожалению, нынче звучат лишь немногие инструменты, хотя музыкальный «арсенал» ханты очень разнообразен. К примеру, струнный щипковый инструмент «Тоор» (журавль) – дугообразная арфа с вырезанной птичьей головой или «Тороп-юх» – с лебединой головой.
К другой группе относятся струнные смычковые инструменты («Нерпь» - скрипка). Имелись также духовые и шумовые музыкальные инструменты: дудки, свистки, пищалки; а также ударные – бубен – символ музыки, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами. уф вроде всё

Бабинцева Полина

Я живу в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями - ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение.

Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Я живу в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями - ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение.

Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа.

Когда-то давно помощниками предков хантов в их нелегкой охотничьей жизни были не духи, а сами животные: звери и птицы или фигурки этих животных. К тому же раньше верили в родство той или иной группы кровных родственников (рода) с каким-либо животным. Возникает запрет убивать и есть это животное, формируются различные варианты его почитания или даже культ. В различных местах проживания наблюдались отдельные формы почитания некоторых зверей, птиц и рыб.

Ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа, проживают на севере Западной Сибири - в Тюменской, Томской и Свердловской областях. Их часто объединяют под общим названием «обские угры», так как они расселены по реке Оби и ее притокам. Ханты и манси занимаются охотой и рыболовством, часть населения - оленеводы. Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали небольшие передвижения в течение года. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.

Цель: Изучение священные праздники коренных народов ханты и манси, составить календарь праздников.

Задачи:

Изучить литературу о древних праздниках народов ханты и манси;

Рассмотреть народные праздники

Составление календаря народных праздников ханты и манси.

Обычаи, связанные с отношением к природе

Большую роль в жизни хантов и манси играют запреты. Это особенно ярко проявляется в отношении к земле, которую нельзя даже поранить острым предметом. Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды - приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам - хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.

Вороний день

Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник. В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!» По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки - стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки». Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы хантов и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь - забота о детях.

Медвежий праздник

Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.

День обласа

Ежегодно в летний период на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проводятся спортивные соревнования по гребле на обласах (лодках).

День оленевода

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.
Гонки на оленьих упряжках - красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.
Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.
Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха. тПалку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты). Все эти виды соревнований - мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях. Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры - в жмурки, колечко, - имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.
На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).

Весеннее одаривание небесного бога- грома

Ненцы-старожилы помнят, как в былые времена они сами и их предки отмечали весенний праздник одаривания небесного Бога-Грома оленем. В роде Панхи Пяк это событие происходило так. Род Панхи Пяк ехал на свою священную сопку «Кавр нат ка» принести в жертву Богам Воды, Неба и Грома оленей. Пяк Панхай поднялся на хребёт сопки, привязал серую важенку к дереву, снял с себя пояс с маленьким мешочком на замшевом шнурке, вынул из него узелок и положил у корней лиственницы. Оленя вывели на ровное место мордой к востоку. Трое мужчин оленя умертвили, и, когда он издавал последние вздохи, подняв голову к небу, Пяк развязал узелок и привязал его к ветке лиственницы. Вспоров оленю брюхо, мужчины вынули и положили на снег его внутренности. Когда горячая кровь заполнила брюхо, человек который принёс его в жертву, зачерпнул тёплой оленьей крови и не спеша пошёл к реке Пур. Встал на колени и вылил кровь в быстрое течение реки, при этом, наклонившись над водой, произнося священную молитву Богу-духу Воды. «Вездесущий, дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно ели наши дети! Не забирай духа моего народа в осенний и летний период». Не тревожь нас шумом сильных волн. Сохрани поголовье наших оленей». Закончив священную молитву, се сели вокруг туши оленя. К голове мёртвого оленя положили рыбку, окропив её рот оленьей кровью, и приступили к трапезе. А тем временем забили белого оленя хора (самец оленя), принеся его в жертву Богу Неба - Грому. И сделали из веточки образ- символ Бога–Грома в виде птицы, помазав кровью её и берёзу у корней. При этом произносится молитва: «О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони. Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары. Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии». Все сородичи Панхи Пяк сели вокруг забитого оленя, ели, пили свежую оленью кровь и чай из душистых листьев. К вечеру все разъехались в свои чумы радостные от того, что исполнили долг перед Богом Неба.
Этот обычай ушёл в прошлое. Закон природы: всё течёт, всё меняется.

ПРОВОДЫ ЛЕБЕДЯ

Мало кому известно, что у народа ханты существует кроме почитаемого дня "Ворна хатла" - "Вороньего дня", еще один праздник – Проводы Лебедя, который посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя. Этому событию предшествует праздник, сопровождаемый особым ритуалом. Вот что рассказал И.С. Посохов, пожилой человек, по национальности ханты о ритуале такого праздника Проводов Лебедя, свидетелем которого он был однажды осенью. Накануне жители юрт договорились о времени выезда на праздник. В день праздника подъехали к священному месту, и мужчины-охотники оповестили о своем приезде тремя залпами из охотничьих ружей. Попечитель святого места, услышав стрельбу, вышел на берег встречать нарядно одетых гостей. Приехавшие, причалив лодки к дощатому мостику, шли вереницей в деревню по тропе, выстланной ветками и сеном. Затем женщины поджигали сложенные дрова, на доску у костра ставили съестное. Спиртным окропляли огонь, бросали по монетке в костер и после этого выстраивались в ряд и, посылая поклоны, нашептывали:
"Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли... Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной... Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей". Потом женщины поворачивались через правое плечо, заканчивая ритуал, и начинали трапезу. В стороне на колышке были подвешены узелки с подарками. Это было общее место для совершения обряда. Стар и мал толпой, стояли тут и просили лебедя принять их подарки.
Основной обряд проводился на священном месте, куда разрешено было ходить только мужчинам. Здесь совершалось жертвоприношение. Это место было основано с незапамятных времен далекими предками.
Мужчины привели жертвенное животное, привязали его под кряжистый краснотал, а на другом дереве уже был сделан примитивный стол, под ним пропущены жерди между ветками дерева. Попечитель святого места расставил угощение, развязал узелки с подарками, каждую вещь, обволакивая дымом тлеющей чаги. развешивал на жерди. Присутствующие бросали на стол по монетке, вставали напротив стола, кланялись. Затем попечитель вывел животное и начинал водить его по ходу солнца.
- Ац! - раздавался призывный клич после каждого оборота - и семь раз эхо разносило этот клич... ьВ заключение праздника один из организаторов нанес на четырехгранной палочке количество людей от каждой семьи, чтобы потом разделить поровну расходы, связанные с обрядовым ритуалом, потом достал из котла кусок шеи, сердца и глаз принесенного в жертву животного, наколол их на отростки шеста, приставил его к столу, приделанному к дереву.
На этом праздник закончился.

ПРАЗДНИК ТРЯСОГУЗКИ

Этот весенний праздник народа манси. Трясогузки у этого народа считаются вестниками Большого света и Красной весны. В день праздника на площади селения ставится длинный стол, на него выставляется угощение, среди которого главное – ритуальная каша саламат с кедровыми орешками и фигурки трясогузки из теста. Собираются все жители. Ритуал проводит самая старшая женщина села. Она произносит «Прилетела наша весенняя птица-Трясогузка! Прилетела священная пташка-зима не вернется. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть реки и озера рыбой пополнятся, а леса – зверями». Потом девочки исполняют танец Трясогузки, подражая порывистым, быстрым движениям птички. А теперь девочки исполнят пляску Трясогузки!
Девочки поднялись, развели руки в стороны, будто у них выросли крылья. И вдруг разбежались, рассыпались, словно стайка разноцветных пичужек. Махали, разлетались полы их ярко расшитых халатов. За старшими девочками выбежали малышки. Движения у всех были вольные. Кто как умел, махал ручонками. Некоторые, подпружинив, похлопав в ладоши, повертев головкой, срывались с места и вприпрыжку бежали, словно летели над поляной - площадью.
Много было затаенных улыбок взрослых, когда самые маленькие девочки своими еще неловкими движениями старались подражать старшим.

Заключение.

В процессе исследований установлено, что близкородственные культуры хантов и манси обогащались в определенные исторические периоды инородными элементами культур при соприкосновении с соседними народами или же в ходе войн.
Традиционные культуры хантов и манси имеют родовое сходство, а их различия можно рассматривать как видовое разнообразие, взаимодополняемость в повседневной жизни. Данный факт подтверждает общий пантеон божеств, хотя и имеет локальные различия, а также единые святые места для хантов и манси.

Литература

http://www.surwiki.ru/wik
Гондатти, Н. Л. Культ медведя у инородцев Северо-Западной Сибири / ИОЛЕАЭ, т. 48, вып. 2, - 1888. – С. 74, 79.
Харузин, Н. Н. Медвежья присяга у остяков и вогулов. - М., 1899. – С. 7-8; Лукина, Н.В. Общее и особенное в культе медведя у обских угров / Обряды народов Западной Сибири. - Томск, 1990. - С. 179 - 191.
Фрэзер, Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. – М., 2006.