Интервью группы ария. Интервью

Один из претендентов на место вокалиста ”Арии”, голос группы ”БИОТОК” и “Черновиков Маргариты” Сергей Лобанов дал эксклюзивное интервью порталу свободных музыкальных рецензий 1ne-more.ru Когда вы поняли, что не можете жить без музыки и решили связать с ней свою жизнь? На самом деле с музыкой я связан очень давно, ведь у меня вся семья поет, но всерьез я задумался о том, что бы стать музыкантом в 10 классе школы. Именно тогда я впервые пришел на прослушивание в группу. Затем продолжил в университете в Москве на первом курсе и дальше уже бродил по разным группам, искал себя и группу, которая хочет профессионально расти, творить, а не играть рок и металл с пафосом kiss и подходом ПИВЧИКА =) Какие исполнители вдохновляли и оказывали влияние в свое время? О, ну тут список может быть длинный. Именно вдохновлял сначала Кипелов. А затем вдохновил Лефлер. Не голосом, а тем что такой молодой он стал вокалистом очень известной группы, а это значит что все реально в этой жизни. Брюс Диккинсон поразил меня своей техникой и поведением на сцене, своей дыхалкой, но это уже техническая сторона, я мог бы назвать большую половину западного металла, да и из отечественного есть кого послушать, но это уже не вдохновители. С этих людей я брал какие-то фишки, интересные ходы, технику и др. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать вокалист группы “Ария”? Выдержкой к поливанию из помойного ведра недовольствами истинных фанатов золотого состава Арии =) На полном серьезе – тот негатив, что ощутил Артур это ужасно. Конечно ношу он взял очень тяжелую, в тот момент любой вокалист стал бы вот таким объектом для недовольства и дело не в Артуре, а в распаде Арии. Если б группа в итоге называлась не Ария, а как предполагалось Химера, то и спрос был бы другой. Кого бы вы хотели увидеть на месте нового фронтмена “Арии”? Ну, конечно же себя =) А если не себя, то только Валерия Кипелова. Несмотря ни на что этот состав меня лично вдохновляет сильнее всего. Этот тембр голоса неповторим и уже за многие годы впитался в наши умы, в наши души. Дыма без огня не бывает, а тем временем слухи о том, что именно вы станете новым фронтменом “Арии” крепнут, да и большинство фанатов вроде тоже не против, к вам обращались кто-нибудь из группы “Ария”? Без комментариев, но про дым вы правильно заметили. Как вы считаете, может ли Артур Беркут создать свою группу, которая как и группа “Кипелов” встанет в один ряд с “Арией” и составит ей серьезную конкуренцию на отечественной металл-сцене? Я думаю что нет. Ведь группа Кипелов изначально до первого своего альбома играла песни той же «Арии», да и ушел Кипелов не один, а с половиной группы: Терентьев, Маврин, Манякин – это сильные и легендарные музыканты. Артур же уходит один, да и репертуар он с собой унести не может, разве что песню «Твой День» с последнего альбома, которую он написал сам. К тому же фанатов у нынешней «Арии» условно вдвое меньше чем у «Арии» времен Кипелова. Это значит что фанатов Артура примерно в четверо меньше, чем у Валерия. Нехитрая условная арифметика. Это хорошо было видно на 20-тилетии альбома «Герой Асфальта», когда зал скандировал “Кипелов”. Недавно в вашем интервью для “Арийской Семейки” вы оценивали вокал Валерия Кипелова на последнем альбоме его группы, не могли бы подвести небольшой итог работе Артура Беркута в группе “Ария”? В чем он уступал Валерию, а в чем был лучше? Вышла ли с ним группа на принципиально другой уровень или осталась на том же самом? Это очень долгая тема. Если кратко, то Артур очень мощный вокалист, но у каждого вокалиста есть удобная тесситура, а есть тональности, в которых вокалисту петь неудобно. Так вот Артуру неудобны песни «Арии». Как ни крути – тесситуры у вокалистов различные. А вот новые песни группы у него получились довольно хорошо. «Свет былой Любви» мне очень нравится. Подводя итог: с Артуром группа жестче, но мне кажется потеряла былую мелодичность. Снизила вокальную планку, отошла от высоких нот и головного регистра, от микста. Просто изменилась. Какой из двух “арийских” альбом, записанных с Артуром Беркутом вам больше понравился и какой ваш самый любимый альбом группы “Ария”? Больше всего из исполненных Артуром – это конечно «Крещенье Огнем». За счет материала. А вообще старые добрые альбомы мне нравятся больше, начиная с «Героя Асфальта» и до «Генератора Зла» включительно, да и в «Химере» есть шедевральные композиции.

Много лет назад – году, эдак, в 1995-м, девочка Наташа прилежно училась в третьем классе начальной школы, каждый день ходила в музыкалку и слушала только попсу да классическую музыку. В школе и на улице она каждый день встречала ребят постарше, которые носили длинные волосы, одевались в кожу и металл и вели себя так, будто бы они чем-то отличаются от других… Чаще всего на одежде этих ребят красовалась гордая надпись: «Ария». Наташа знала, что Ария – это такая рок-группа, но она никогда не слышала их музыку. Это было что-то ей совсем не близкое и непонятное.
Через несколько лет, когда школа уже была лишь воспоминанием, и девочка Наташа уже слушала Битлз и Оззи Озборна, она вновь услышала об Арии (надо заметить, она тогда была твердо уверена, что в России рок-музыки не существует). Тогда как раз по всем СМИ проходили рекламные анонсы, в которых звучало интригующее объявление о выступлении группы Ария в невиданном доселе составе в рамках фестиваля «Нашествие». На фестиваль Наташа не поехала, но телетрансляцию все-таки смотрела – в «фоновом режиме». И вдруг… из динамиков зазвучала какая-то странно красивая музыка, не похожая на ту, что она ожидала услышать на «Нашествии». Наташа подняла глаза, посмотрела на экран и увидела то самое, о чем говорили в анонсах. Это была группа Ария. Это был «Потерянный Рай» в сопровождении симфонического оркестра. И тогда Наташа поверила, что в России рок-музыка пока еще есть.

С тех пор, опять-таки, много воды утекло. Многое я теперь стала воспринимать по иному, многое изменилось в моей жизни. Изменения произошли и в составе Арии, но на моем отношении к группе это почти никак не сказалось. К Арии у меня особые чувства - для меня это связь времен, это почти что как первая любовь…
Конечно, когда мне предложили сделать интервью с музыкантами группы Ария Виталием Дубининым и Сергеем Поповым, я была безумно рада – и ничего, что вопросы пришлось сочинять в «ускоренном режиме». К этим музыкантам у меня было сколько угодно вопросов.
Формально это интервью было приурочено к выходу на лэйбле CD-Maximum нового сингла Арии под названием «Чужой», но говорить только об этом, разумеется, не получилось. А получилось вот что…

Здравствуйте! Первый вопрос: как вы оказались на лэйбле CD-Maximum?
В. Д.: Юра Богданов - давний знакомый Володи Холстинина и Димы Калинина, нашего звукорежиссера. Они на CD-Maximum покупали много музыки, потому что раньше лэйбл выпускал в основном зарубежную музыку. От него поступило предложение о сотрудничестве - это было еще года два назад, но мы говорили, что у нас альбом пока только в проекте. А сейчас идея воплотилась в жизнь.

А что случилось с Мороз Рекордс? О них в последнее время ничего не слышно…
В. Д.: Мороз Рекордс работает, выпускает пластинки, выпускает какие-то наши сборники, но те условия, которые предложили нам CD-Maximum гораздо лучше, чем те, которые предлагали на Мороз Рекордс.

Кстати, по поводу условий: очень часто приходится слышать от наших музыкантов, что их не устраивают условия работы лэйбла, причем именно в нашей стране. Говорят, что та схема, которая существует на Западе, неприемлема для нашей страны…
В. Д.: Да.

Почему?
В. Д.: А потому что у нас развито пиратство. То есть, там музыканты могут получать какой-то, скажем так, аванс (очень приличный) после заключения контракта, до выхода альбома. После выхода пластинки они получают роялти за каждую проданную копию. На Западе все это под контролем. Тоже есть, конечно, пиратство, но если какая-то группа продала миллион пластинок, то с проданного количества они получат за каждую пластинку определенный процент, а у нас – мы выпустим пластинку, и через неделю она будет у пиратов, а то и раньше. Поэтому мы работаем так: мы отдаем мастер-копию, говорим, что, она стоит столько-то, а сколько копий продадут – нас не волнует. Так что, не работает эта схема. К сожалению…

В связи с разговорами по поводу «заката эры CD» - вы видите какой-то выход из этой ситуации? Может, переход на какие-то другие системы…
В. Д.: Может быть, это и будет, но первопроходцами быть совсем неохота… Непонятно, как это все будет работать. Мне кажется, действительно «умирают» носители. Кассеты вот умерли, сейчас говорят, умерли CD… Но если бы победили пиратство, то…всем было бы хорошо (смеется). А то ведь CD умрет, а пиратство останется.

Поговорим о сингле «Чужой». Вы всегда настаиваете на том, что это именно сингл; я ваш читала интерактив, там сказано, что это никакой не мини-альбом, а именно сингл.
В. Д.: Я считаю, что мини-альбом – это какое-то произведение, где хотя бы 3-4 новые песни, минут 20-25 новой музыки. Это называется мини-альбомом. В нашем случае это именно сингл. А вообще, это CD-Maximum назвал так, не мы (смеется).

Ходили такие слухи, что та версия «Воли и Разума», которая вышла на сингле «Чужой», должна была выпускаться отдельно. Почему это не сложилось?
В. Д.: Нечего было выпускать. Мы хотели снять клип...
С. П.: К двадцатилетию…
В. Д.: Клип снять не удалось - по той простой причине, что невозможно было собрать всех этих людей вместе. Мы хотели сделать либо концертный клип, либо запись в студии…
Но не хватало материала, поэтому выпускать это как отдельную песню не было смысла, и мы ждали момента, чтобы куда-нибудь ее пристроить.

Лично у меня сложилось такое впечатление, что сингл «Чужой» - это…все песни, которые негде было издать, решили объединить и все вместе выпустить.
В. Д.: С одной стороны, да. С другой стороны, сингл «Чужой» прежде всего был сделан ради конкретной песни «Чужой», как затравка перед новым альбомом. Мы просто «проспали» время - мы должны были выпустить альбом в феврале, а в мае уже, вроде как, и не нужно… Да мы все равно не успевали, поэтому сказали, что еще доработаем.
С. П.: Тем не менее, мы с этой программой уже начали ездить, и конечно хорошо, если песня будет выпущена на носителе.
В. Д.: Что касается остальных песен, то «Воля и Разум» была в каком-то из сборников «Нашествие», но хотелось, чтобы это было не в каком-то сборнике, а в «арийском». Анимационный клип у нас тоже нигде крутился - только на О2, вроде бы, поэтому хотелось, чтобы все это не пропадало. Это не то чтобы мы весь мусор собрали…

Я этого не имела ввиду…(дружный смех)
В. Д.: Что же касается акустической версии «Там Высоко» - мы считаем, что это очень необычно для Арии. Во-первых, фортепиано у нас никогда не использовалось, и это живое исполнение, где так хорошо поет зал, очень хорошо получилось. Поэтому мы его выпустили как некоторое preview перед концертным альбомом с двадцатилетием.

Касательно анимационного клипа – вы говорили, что его не приняли в ротацию, потому что это «не формат». А как-то конкретнее это мотивировали? У меня не создается ощущения «неформата»…
В. Д.: Мы его носили на MTV… куда мы еще можем носить - на МУЗ-ТВ нас не очень любят…

Почему не очень любят?
В. Д.: Потому что мы в прошлом году отказались выступать на вручении наград. А на MTV нам конкретно сказали: «нас черно-белые анимационные клипы не интересуют». С другой стороны, наверное, правильно, что не взяли – он там совершенно не смотрелся бы…
С. П.: Хотя если бы черно-белый клип был, скажем, у Питера Гэбриела (Peter Gabriel)- может быть, они бы и взяли… (дружный смех)

Идея текста песни «Чужой» принадлежит, я так понимаю, Владимиру Холстинину?
В. Д.: То, что Володя активно работал над текстом, это сто процентов, а кому принадлежит сама идея – сказать, к сожалению, не могу. То ли Володя идею предложил, то ли Рита, а Володя за нее ухватился и сказал, что это именно то, что ему хотелось.

Вы говорили про «песню-настроение» - действительно, настроение и атмосфера там передаются просто великолепно, но…про что это, то есть, кто он – чужой? Там есть какой-то подтекст?
В. Д.: Я спрашивал у Риты, и… Возникают периодически такие вопросы. Я тоже читаю Интернет, там кто-то усматривает какой-то скрытый смысл. Чужой, с гор – это опять, значит, «пришельцы с юга», нелегальные иммигранты…
С. П.: Ну, у кого чего болит, тот…
В. Д.: Тот о том и думает. Это, кстати, сказала мне сегодня Рита Пушкина. Она сказала, «я хотела передать именно состояние страха перед чем-то неизведанным».
С. П.: Хорошо, конечно, что каждый что-то свое видит.

Но вот эти все мысли… Вам не кажется, что вы их в некотором роде сами провоцируете? Например, у Владимира Холстинина встречаются вызывающие подобные мысли высказывания…
В. Д.: Ну, Володя у нас и не скрывает своих убеждений. Но то, что мы провоцируем, это вряд ли. Я не считаю, что эта песня конкретно про пришельцев с юга или с гор. Не знаю, в чем там провокация… Свои политические взгляды на творчество переносить нехорошо.

Но изначально рок-музыка была политизирована, вспомнить хотя бы творчество Битлз, Боба Дилана…Сейчас, вы считаете, это не актуально?
В. Д.: Да не то чтобы у Битлз – ну, были какие-то там песни. Боб Дилан да, в большей степени ругал существующий строй.
С. П.: Да, были всякие хиппистские дела, anti-social...
В. Д.: В этом ведь тоже есть в какой-то мере поза. Есть группы какие-то, которые конкретно на это нацелены. Хотя…
С. П.: Ну, как говорят, мэйнстрим сжирает всю альтернативу вообще, весь протест. Как только речь идет о деньгах - везде, и на Западе, и здесь…Ты протестуешь, посылаешь всех на фиг, не знаю что…раздеваешься на сцене, посылаешь президента… Но как только твои майки, альбомы продаются, ты получаешь гонорары – все, ты уже на крючке у шоу-бизнеса, и все так были съедены, сотни исполнителей.

Ария считает себя частью шоу-бизнеса?
В. Д.: А у нас нет шоу-бизнеса в цивилизованном понимании. С одной стороны да, считает, потому что мы зарабатываем этим деньги. В том объеме, в каком он присутствует в нашей стране – конечно, мы являемся частью шоу-бизнеса.

А вы разделяете шоу-бизнес «со стороны рок-музыки» и «со стороны поп-музыки»? Это опять-таки отсылка к вашим словам по поводу «пугачевщины» (см. интервью группы на сайте www.aria.ru).
С. П.: Здесь вряд ли нужно разделять, потому что схемы одни и те же – продвижение, запись альбома. Грубо говоря, нельзя катать новую программу до выхода альбома, это глупо… Публика должна слышать песни, которые были выпущены на носителях, поэтому законы везде одни и те же.
В. Д.: Про Пугачеву-то говорили в другом контексте - что это некое болото, которое всех затягивает…
С. П.: У каждого свои мысли по этому поводу, но для меня это некая отправная точка пошлости. Я не против попсы, но попса же разная бывает, да и что такое попса – просто другой жанр музыки…
В. Д.: Да нет, попса – это в смысле «плохая музыка».

Да.
С. П.: Я просто обобщил – «рок» и «не рок». Для меня это отправная точка пошлости в легкой музыке, скажем так. Сам посыл, манера, репертуар – все. От нее идут эти линии невидимые в лице всех этих Киркоровых и прочих, и все, кто вращается в этом мире, знают, что они танцуют под дудку этого круга. Хотя здесь каждый может поспорить, конечно… Но если мы посмотрим, например, на того же Филю… Я считаю, для нашей страны это позор – иметь такого «героя». Это кабак, варьете…
В. Д.: Это вопрос бизнеса. Есть спрос – значит, он будет такой. В этом смысле мы не шоу-бизнес, мы не делаем на потребу публике. Мы все делаем искренне. Говорят: «вы играете одно и то же»… Мы уже давно играем, мы пожилые люди (смеется). Как у нас получается, так мы и играем…
С. П.: Да, как раз в том же интервью я сказал, что это вопрос не к нам, а к вам – к СМИ, потому что запускается машина «обратной связи», а у людей в провинции не столько информации, сколько в Москве. Они смотрят в ящик - вот, по ящику показали, в желтой прессе написали, что кто-то там голубой -не голубой, кто там спит, кто не спит… И они купят билет, чтобы просто посмотреть – а кто это там? А, вот это про него говорили, вот он это… Конечно, это и вопрос общей культуры… Я считаю, что это просто стыдно, что эти люди унижают сами себя, когда ходят на фонограммные концерты. Но здесь все одно за другое цепляется, невозможно так вот взять и разделить…

Но это скорее публика, а не пресса… Ведь любой человек, в принципе – мне так кажется – слышит, что хорошо, а что плохо.
С. П.: Я и говорю - это обратная связь, здесь невозможно найти отправную точку. И музыканты зарабатывают деньги, и вы (журналисты) зарабатываете деньги. Ведь рейтинги и форматы придумали не мы, а вы. Радиостанции тоже хотят зарабатывать деньги, и опять этот рейтинг, формат – все цепляется одно за другое…Радиостанции берут то, что… Иногда с кем-то говоришь – сам слушает и такую музыку, и вот такую… а в эфир ставит… Ну, так надо.

Вернемся к синглу «Чужой». Вы высказывались в не самых лестных выражениях о русском роке… Тогда каким образом оказался среди приглашенных исполнителей такой яркий представитель «русского рока», как Юрий Шевчук?
С. П.: Не помню, чтобы я как-то некорректно высказывался насчет русского рока… Я говорил, что нет такого формата, как «русский рок». Я считаю, что рок – это интернациональный формат, скажем так. То есть, есть определенные каноны, и группа, именующая себя рок-группой, должна быть уместна на любом абстрактном рок-фестивале, например, в Америке. Вот и все.
В. Д.: А про Шевчука – мы же конкретно против него ничего не имели, а что касается определения «русского рока», то это всегда вызывает какие-то споры.
С. П.: Ну да, вот Индия – огромная страна с огромным населением. Значит, должен быть индийский рок? Там же тоже есть рок-группы. Или китайский… Ведь режет слух, правда? Так же и «русский рок». Это несколько искусственное определение, как мне кажется. А если уж какая-то группа будет в мировом масштабе непонятна – это уже проблема группы, это не значит, что это русский рок такой особенный.
В. Д.: Что касается того, каким образом подобрались такие исполнители… Мы знаем, например, Костю Кинчева, Володя хорошо знает Агату Кристи. Когда определились с этими исполнителями, тогда подумали – ну, может Шевчук, потому что у Шевчука вокальные данные замечательные, и поет-то он как раз по «роковому». Не по «русско-роковому», а по-настоящему. А Бутусов – это Соколов (Юрий Соколов, продюсер Арии – прим. авт.) предложил, но мы ничего против не имели. Мы не ставили своей задачей записать песню так, чтобы спели совсем уж рокеры – Мастер, например… Хотелось как-то расширить рамки.

А это был разовый проект, или такое сотрудничество возможно в дальнейшем?
В. Д.: Проект был, конечно, разовый, но если кому-то - нашему вокалисту, например - предложат спеть где-то, то он, конечно, споет. Или если мы сами задумаем что-то такое, гитаристов наших куда-то пригласят. Но что касается планов вроде «о, мы сейчас еще такую песню сделаем»…В принципе, все может быть. Но конкретно ничего не планируем. Как покатит.

Правда ли, что вы предлагали Валерию Кипелову принять участие в записи?
В. Д.: Да.

И связались с ним не лично, а направив официальное письмо…
В. Д.: Да. Не лично – потому что до Валеры, даже когда он еще был в группе Ария – дозвониться было невозможно. К телефону подходит либо сын, либо еще кто-то… Валера не подходил. Кстати, сначала мы не письмо направили. Он прекрасно общается с Ритой Пушкиной, и мы тоже. Я лично Рите говорил: «Позвони Валере, скажи, что мы ему предлагаем поучаствовать». Он ей сказал: «Я не буду там участвовать». Тогда мы направили официальное письмо – просто чтобы удостовериться. Получили такой же ответ - что Кипелов занят. То есть, не то чтобы мы совсем перестали общаться. Мы после распада Арии с Валерой общались – через 2 недели после 31 августа мы с ним решали какие-то вопросы, касающиеся названия, он был в курсе всего. Потом мы сводили альбом «В поисках новой жертвы» - он же вышел после распада – и в песне «Вампир» брак был… Валера пришел, перепел этот куплет. Мы с ним нормально пообщались. Так что, никакого антагонизма, это все придумывают.

Вы говорили по поводу нового альбома, что «возможны некоторые колебания в стиле». Насколько сильные колебания?
В. Д.: Это не колебания, это, скажем так, какие-то новые элементы. Может быть, их кто-то даже и не услышит, скажут, что это все одно и то же. Но для меня какие-то риффы, которые принес, например, Сергей для его песни, необычны. Раньше мы такие риффы не играли. Но в целом…
С. П.: Когда это одним звуком пишется и поется одним вокалистом, то все это нивелируется, и все равно все получается в каком-то одном стиле.
В. Д.: Даже песня «Чужой», хотя ее Володя написал, тоже не особо характерна для Арии, хоть и говорят, что она похожа на «Небо» («Небо Тебя Найдет» - прим. авт.) или на «Битву». Таких песен немного. Но радикальных стилевых экспериментов не будет, в этом плане это будет все-таки традиционный альбом.

В Арии сейчас наметилась такая тенденция, что становится все меньше совместных песен, и каждый делает свои композиции сам…
В. Д.: Ну, это очень просто. Когда мы были молодыми мы, может быть, не до конца сформировались как… «писатели песен» - композиторы – это слишком громко сказано… У одного получались лучше инструментальные куски, у другого вокальные темы, а со временем каждый почувствовал в себе силы написать песню целиком. Тем не менее, аранжировки совместные. То есть, бывает, конечно, что приносится и аранжировка, и она оказывается очень удачной. Но в основном мы над аранжировками работаем все вместе.

То есть, приносится мелодия и гармония, а остальное дорабатывается совместно?
В. Д.: Нет, не всегда…
С. П.: Даже концепция иногда приносится, но потом, например, в процессе игры выясняется, что она плохо звучит в этом темпе или в этой тональности, или под эту мелодическую линию лучше сыграть другой рифф…

Момент импровизации – именно сольной импровизации, в Ваших сольных партиях, присутствует?
С. П.: Уже практически нет…

Почему?
В. Д.: Мне кажется, это некая традиция, не то чтобы «арийская», а вообще этого стиля. Так уже издавна повелось, с 80-х… В 70-х да, хард-рокеры любили растягивать песни, в сюиты их превращать. Тогда была своя эстетика, стилистика. А в хэви-метал все-таки должно быть максимальное соответствие записи.
С. П.: Да. У меня, правда, есть измененные партии, которые изначально не я играл. А свои соло я стараюсь играть нота в ноту.

Я как-то была в городе Сочи, и случайно попала на концерт Арии. Я слышала весь саундчек. Вы там играли инструментальные версии, без вокала, и с тех пор меня мучает вопрос: почему появляется так мало инструментальных композиций на альбомах Арии?
В. Д.: Не знаю, почему…
С. П.: У меня была такая мысль.
В. Д.: Я могу про себя сказать, что я не чувствую себя таким крутым инструменталистом, чтобы написать какое-то такое монументальное произведение.
С. П.: Может, это исторически как-то не характерно для металлических групп. Хотя…

Звучало-то очень хорошо…
В. Д.: Ну, чем черт не шутит… Вполне возможно. На этом альбоме таких не будет, а дальше посмотрим.

Вопрос по поводу концерта в «Лужниках» - этот материал будет выходить на DVD?
В. Д.: Он записан. Мы это планируем выпустить, но боимся говорить что-то о сроках. Выпустим, но когда – не знаем. У нас вообще много нереализованного материала – есть, например, концерт в «Зеленом Театре» с проектом «Классическая Ария», но если его выпускать, то надо серьезно работать и над звуком, и над видео. А когда?

Звукорежиссер, который работает с вами на концертах – это ваш звукорежиссер, или в каждом зале свой?
С. П.: Да, наш. У нас очень хороший звукорежиссер – Кирилл Каратаев.
В. Д.: Да, свой. А что такое? Плохой звук?

Не то чтобы плохой… Но вы сами говорили про скрежещущий звук – действительно, для хэви-метал это характерно, для любой группы. Очень громко выводятся бас и барабаны, звук оглушающий, ничего не понятно, ничего не разобрать… Это традиция хэви-метал?
С. П.: Ну, во-первых, это одно из воздействий этого стиля - физиологическое, скажем так…

Наверное, я просто «неправильный» слушатель - я пытаюсь понять текст, вокальную линию…
В. Д.: Ну, в такой музыке, когда перегружены гитары, бас у нас не сильно, но тоже перегружен, и барабаны должны очень громко звучать… Добиться идеального звучания здесь очень сложно. К тому же, мы работаем концерты не на своей аппаратуре.
С. П.: Своя у нас, как правило, только задняя линия, а порталы, естественно, местные, поэтому они всегда звучат по-разному, и иногда не очень удачно.

Тур – «Чужой» - это был тур в поддержку сингла? Это достаточно странно…
С. П.: Да, получилось, что мы как бы побежали вперед паровоза из-за задержки выхода альбома. Глупо же ездить с двадцатилетием…

То есть, тур в поддержку альбома.
С. П.: Да, конечно.


В ответе на один из вопросов на вашем сайте говорится, что вы соглашаетесь участвовать в фестивалях если выполняются ваши условия. Какие это условия?
В. Д.: Да никаких особенных условий нет. Если это интересный фестиваль, то мы соглашаемся, но в принципе на фестивалях мы работаем с небольшой охотой. Кстати, недавно вот был фестиваль в Мячково… Нас пригласили, сказали, что мы выходим на сцену в 21 час. В результате мы вышли на сцену в 23:30, когда уже народу не было. Мы должны были играть восемь песен, но нам сказали сыграть три.
С. П.: Причем на третьей пришли милиционеры и сказали все вырубать…
В. Д.: Мы даже звук не смогли отстроить. Так что, основные условия – чтобы нам дали время на отстройку, и чтобы соблюдался регламент. Если мы по плану стояли в 21:00, то так и должно было быть. А то – что-то задержалось, потом Алисе надо было успеть на поезд, поэтому их пропустили перед нами. В результате мы оказались в совершенно непонятной ситуации, и вообще неясно было, зачем мы туда приезжали.

Есть у Арии какое-то выступление, которое вам запомнилось больше других – в положительном, или, наоборот, в отрицательном смысле?
В. Д.: Много было хороших выступлений… В Берлине мы очень неплохо сыграли.
С. П.: Новогодний концерт был интересный…
В Д.: Большие фестивали… не могу сейчас вспомнить. Сложно что-то выделить. Запомнились сольные московские концерты – «Живой Огонь», двадцатилетие.
С. П.: В Питере всегда очень удачные концерты.
В. Д.: Да много было хороших концертов - есть, что вспомнить. Но чтобы прямо самый лучший…не знаю.

В 1997 году был такой проект – «АваРИЯ». Вы это представляли всегда как шутку, но я, например, этот альбом с удовольствием слушаю. Не планируется ли выпустить еще что-нибудь в этом роде?
В. Д.: Что-то в этом роде… Там же я пел?

Да.
В. Д.: Ну, в таком виде, чтобы я пел, не планируется. Но насчет акустики мы серьезно задумываемся и хотим сделать концертную программу, где мы бы играли только на акустических инструментах. Мы даже подумали, что можно использовать те приемы, которые были в Аварии, может быть, даже перенести какие-то песни оттуда, сыграть их в такой же аранжировке. Опять же, про сроки ничего не буду говорить… Мысли и планы есть, но когда все это воплотится в жизнь – неизвестно.

Я сейчас не только об акустическом звучании. Хотя Вы и говорите, что Вы только «металлический» басист, но на том альбоме звучание чуть ли не джазовое…
В. Д.: Там партии были не очень сложные технически, хотя, конечно, там есть отход от «арийских» канонов. У всех у нас есть определенный музыкальный багаж, можно сыграть и в каких-то других стилях. Я смогу, наверное, сыграть что-то джазовое, если там не супертехничные партии, не очень навороченные гармония или размер… В псевдо-джазовой манере.

Я к этому и веду. Когда у группы одна стилевая направленность, то у музыкантов, наверняка, есть какие-то идеи, которые в эту направленность не вписываются. У вас не было мысли создать какой-нибудь сайд-проект и реализовать там те идеи, которые не реализовываются в Арии?
В. Д.: Ну, это, наверное, к Сергею, он у нас гитарист…
С. П.: Полистилист.
В. Д.: Да, полистилист. Про себя я могу сказать, что у меня не возникало – как раз, кажется, после Аварии – подобных мыслей. Я там попробовал спеть, и считаю, что хватит пока. А с композиционной точки зрения… 90 процентов того, что приходит мне в голову, реализуется в Арии. Если наберется достаточно материала, не подходящего для Арии – может быть, тогда стоит подумать. Но пока что нет. Бывает даже так, что песня может долго лежать, а потом по-новому на нее посмотришь - она вроде и в Арии уместна. А Сергей…
С. П.: Ну, есть планы, но они… расплывчатые.

О текстах: вы всегда говорите, что выпуск альбомов задерживается именно из-за текстов. А вы сами не пробовали что-то написать?
В. Д.: Сергей вот пробовал.
С. П.: Мы это даже записали, но потом все-таки решили поработать с Ритой.
В. Д.: Просто изначально была задана достаточно высокая планка. Надо было раньше начинать. Сейчас вот взять и написать текст… Во-первых, я не уверен, что напишу – уверен, что не напишу – но если и попробую, и вдруг получится, то это все равно будет гораздо хуже, чем делает Пушкина.
С. П.: Говорят, что тексты писать вроде бы проще, это же не поэзия. С одной стороны, это так, но с другой стороны, там свои законы, чисто технические какие-то моменты. К тому же, все равно должна быть своя особенность, должна быть своя загадка какая-то в этом тексте. А мы можем просто механически срифмовать какие-то слова, но это все будет… так себе.
В. Д.: Все же нарабатывается, и в написании текстов тоже. Здесь так же, как и в музыке – написал первую песню, а потом вторая легче пойдет.

А почему вы не стали начинать раньше?
В. Д.: А потому что очень хорошо нам работалось с Ритой. Она была очень продуктивным поэтом. Сами мы не умели, а Рита предложила свои услуги - она уже была тогда известным поэтом-песенником, она и с Автографом работала, и с другими группами. Тем не менее, нельзя сказать, чтобы мы так вот делали: вот тебе музыка, чего хочешь, то и пиши. С автором всегда работают и над темой, и над структурой куплетов.
С. П.: К тому же, и у Риты, и у любого поэта вообще слова к песне начинают жить своей жизнью, о которой даже иногда не догадываешься. Иногда из-за музыкальной линии какие-то слоги друг к другу как-то прилипают не так, и уже новые слова возникают, по-другому звучат. Иногда какое-то слово не поется, и все. Вроде бы читаешь – обычное слово, а начинаешь петь, и не ложится. Так что здесь такие подводные камни, что только профессионал в этом может разобраться.

Вы говорили, что не любите концептуальные альбомы. С чем это связано? Мне кажется, что все творчество Арии – это одна концепция, от начала и до конца.
В. Д.: По большому счету, наверное, но… что я называю концептуальным альбомом…

“The Wall”…
В. Д.: Ну, предположим. Или, возьмем даже – хотя я не слышал – «Эльфийская рукопись». Это целиком концептуальный альбом. Загонять себя в такие рамки как-то не хочется. Либо это один человек должен писать – как, кстати, было с “The Wall” - там Уотерс (Roger Waters) написал практически весь альбом. Так же, я думаю, и в Эпидемии – тоже один человек написал. У нас все-таки хоть и не коллективное творчество, но много авторов в группе, и все это свести к одной концепции - это, мне кажется, сужает рамки. А может быть, это даже и сложнее сделать… Во всяком случае, достаточно того, что в песнях присутствует одна общая концепция – и музыкальная и текстовая, но не больше.
С. П.: Главное, песня не должна явно выделяться по тексту или по музыке. Нельзя вдруг ни с того ни с сего хип-хоп или регги заиграть, или тематически какой-то совсем чужеродный материал, какие-нибудь «лютики-цветочки»… Я утрирую, конечно, но в принципе, это так.

А не хотелось как-то усложнить аранжировки? Может быть, вернуться к проекту «Классическая Ария»?
В. Д.: Периодически возникают такие мысли, и не только у нас. Люди говорят, надо возродить этот проект. Но все это очень сложно. Создать аранжировки – это одно дело, а все это осуществить на сцене… это возможно только, опять же, в Москве и в Питере. Куда-то вывезти это очень сложно. Мы пытались, вывозили тогда эту «Классическую Арию» в Нижний Новгород, еще куда-то - было там городов пять-шесть. Но всегда это было в усеченном варианте, потому что везде оркестр менялся. Разные оркестры, постановка… конструкция сцены должна быть такой, чтобы там мог разместиться оркестр. Все это очень сложно осуществить. А об аранжировках – мы… опять вот громкие слова… наверное, уже сложились как музыканты, и круто что-то менять, наверное, не хотелось бы. Всегда хочется чего-то нового, но почему-то…
С. П.: Получается одно и то же. (смеется)
В. Д.: Получается как одна длинная песня. Так вот…

А тексты? Не хотелось попробовать написать текст под каким-то моментальным впечатлением? Как некоторые музыканты рассказывают: проснулся утром… озарение…
С. П.: Но это же уметь надо… Мысли приходят в голову, но в прозаической форме: «а вот тема хорошая, можно было бы на эту тему песню написать». Максимум, что можешь сделать – запомнить ее и потом предложить поэту. А чтобы вот так взять и… «Я помню чудное мгновенье…» написать сразу…
В. Д.: В принципе, много делалось песен «под впечатлением» - после просмотра какого-нибудь фильма или прочтения книги…

А после просмотра новостей не делалось?
В. Д. и С. П.: Нет, это не к нам (смеются).
В. Д.: Нет, чтобы уж совсем «на злобу дня»… У нас таких песен, по-моему, нет. Все время есть какой-то простор для фантазии, и каждый человек может воспринимать это в зависимости от… степени своей испорченности.

Как вы считаете, такое понятие как «металлическая культура» существует?
В. Д.: А что вы в него вкладываете?

Ну, скажем так, околометаллическую тусовку… Это фанаты, поклонники, люди, для которых хэви-метал – это стиль жизни.
В. Д.: Конечно, есть такие. Я не особо слежу за этим, но в 80-х, когда все это начиналось, была масса людей, для которых хэви-метал был стилем жизни. Да и мы сами такими были - не снимали косухи, по-моему, даже в постели.
С. П.: Да, да…
В. Д.: Я могу другое сказать – людей, которые слушают Арию, любителями хэви-метал очень сложно назвать, они любят только Арию.

Нет, не всегда…
В. Д.: Ну, не все, но масса поклонников.Они и не знают никаких других, тем более, западных каких-то коллективов, и никогда их не слушают. Вот им нравится только Ария. Это какой-то такой специфический «клан» людей, не знаю, как это сформировалось. Тем не менее, я почти уверен, что многие «арийские» поклонники не являются металлистами, скажем так.
С. П.: Сейчас, мне кажется, это движение металлистов не так ярко выражено, как в 90-е годы.
В. Д.: Или мы стали старше, мы не следим…
С. П.: Если так, визуально – больше разных «стилевых» людей встречается и на концертах, и просто на улице… Конечно, человек, который весь в коже, в цепях, в косухе уже смотрится таким динозавриком небольшим.

Да. У меня есть один вопрос, может быть, не совсем по теме, но у кого еще спросить, как не у вас. Я недавно прочитала книгу Владимира Марочкина о становлении рок-культуры в России, и у меня создалось впечатление, что это была настоящая романтика, сейчас такого нет… Тогда действительно рок-н-ролл был стилем жизни, а сейчас это… как-то «вымерло». Это так, или мне только кажется?
С. П.: Мне кажется, это написал человек, для которого романтика тогда была, он тогда был молодой… Для тех, кому сейчас 17-20 лет, для них и сейчас есть романтика.
В. Д.: Когда это начиналось – где-то в начале 80-х годов, в начале Перестройки, это было время романтичное, время каких-то надежд. Сейчас же мир…
С. П.: Прагматичный.
В. Д.: Да, мир наживы…
С. П.: «Чистогана»…
В. Д.: Да, а тогда материальная составляющая этого дела была не знаю даже, на каком месте. Главное, чтобы хватило денег на гитару.
С. П.: Практически на нулевом уровне была эта составляющая. Изначально мы просто хотели играть на гитарах.
В. Д.: Энтузиазм был, хотелось просто играть такую музыку на хорошей аппаратуре – что было большой редкостью. А сейчас – пожалуйста, все доступно, иди, покупай… было бы на что.
С. П.: С этой точки зрения да, то время более романтично, но все равно мне кажется, у молодых сейчас свое понятие романтики.
В. Д.: Для нас тогда, конечно, было больше романтики, чем сейчас. Но мы же не знаем, как видят сегодняшний день двадцатилетние…

Ну, я на то время смотрю чуть ли не как на недостижимый идеал… А вы слышали о возрождении рок-лаборатории?
В. Д.: Нет, мы не слышали.
С. П.: Не знаю, я как-то прошел мимо этого дела.
В. Д.: К сожалению, Ария никак не пересекалась с рок-лабораторией, не участвовала ни в каких их концертах. Нам как-то сразу повезло, мы стали работать как профессиональный филармонический коллектив. Это было стратегически правильно, и нам повезло, что нас сразу взяли на работу и разрешили играть со сцены ту музыку, которую мы и играли. А для новых людей, которые не знали, как пробиться, рок-лаборатория была просто отдушиной – она же помогала устраивать концерты, и потом многие коллективы из рок-лаборатории становились профессиональными и так же работали в филармонии. Но нас это не коснулось. Если это возродится, то, наверное, уже в каком-то новом качестве. Тогда это было некой альтернативой всему, что было тогда на сцене. А сейчас… не знаю, это учебное заведение, что ли?

Нет, насколько я знаю, они пытаются возродить ту систему – принимают туда группы, организовывают концерты…
С. П.: Ну, это здорово.
В. Д.: Это здорово, конечно, но это получается, опять же, некий такой продюсерский центр, которых сейчас немало существует. Но если даже такое будет, и они будут собирать роковые коллективы и продвигать их – это замечательно.

Рок-н-ролл, рок-музыка и «металлическая» музыка – вы разграничиваете эти понятия?
В. Д.: Да нет…
С. П.: Рок-н-ролл узком понимании - это музыкальный стиль, а если рассматривать рок-н-ролл как образ жизни, то, конечно, туда все это входит. Все мы играем рок-н-ролл.
В. Д.: Хотя в стилистическом плане это не одно и то же.

Хэви-метал тоже вписывается в эти вторые рамки (т. е. «рок-н-ролл как образ жизни» – прим. авт.)?
С. П.: Да, конечно. Человек даже может быть рок-н-ролльщиком в душе, не будучи рок-музыкантом.

Значит, рок-н-ролл как стиль жизни жив?
С. П.: Да, только он у каждого свой, это не только “sex, drugs and rock’n’roll”…

Инна Желанная как-то сказала, что наши отечественные группы не могут пробиться на Запад потому, что они все еще верят, что рок-н-ролл как стиль жизни жив.
В. Д.: Нет-нет, не поэтому они не могут пробиться. Конечно, у нас присутствует больше романтики и этой вот нереализованной… энергии.
С. П.: Ну да, напиться надо обязательно…
В. Д.: Наши музыканты действительно, наверное, больше подвержены этому. Я знаю многих западных музыкантов, которым говоришь: «Ну что, пойдем сейчас - пиво, рок-н-ролл…» А они нет, все очень тихонечко… Но не поэтому не пробиваются-то. У нас нет института продвижения групп на мировую сцену.
С. П.: Опять же, мы сейчас вернемся к началу разговора о том, что нет рынка, значит, нет стимула. И молодые ребята, когда они берутся за это, если они думают – что тоже неправильно – о зарабатывании денег, то сразу начинают делать выбор: что играть, где, как… К тому же, у нас нет такой школы, как на Западе – школы блюза, рок-н-ролла. Даже в Европе в 70-е - 80-е годы в любом баре играли команды на хороших инструментах, на хорошей аппаратуре – играли классику рока, чего у нас еще тогда не было. Эта музыка на несколько поколений раньше начинала звучать, впитывалась с детства.
В. Д.: И потом, у нас нет настоящих продюсеров, продюсеров с большой буквы. У нас не продюсеры, а прокатчики, которые берут попсу и объявляют себя продюсерами. У него есть определенное количество денег – он своего артиста распихал по радиостанциям, и все. А чтобы создать продукт, чтобы был хороший саунд-продьюс – таких у нас нет.

Это заметно…
С. П.: Ну, в популярной музыке еще можно кого-то там найти…
В. Д.: Я имею ввиду рок-музыку.
С. П.: Да, в рок-музыке люди не разбираются в звуке. Мы попали как-то в один город, не буду говорить, в какой… несколько групп послушали… В принципе, очень плохо звучат. Такое впечатление, что они находятся на каком-то необитаемом острове и остались в 70-х годах, хотя им всем лет по двадцать. Кажется, что они не знают, что происходит в мире, нет никакой информации. Играют очень старую музыку; плохо или хорошо - это уже другой вопрос. Но стилистически нет интересных идей. В музыкальном плане «Nirvana», например – это же не супермузыканты, но это был прорыв. Вот этого откровения, этого надрыва…

Нет…
С. П.: Почему-то нет, и мне непонятно, почему. Я слушал несколько записей совсем тяжелой музыки, типа doom, death, со скримингом… Даже это играют плохо. Они копируют внешность, им кажется, что вот, «там все быстро»... Но это «быстро» получается не вместе, неубедительно. Они не видят, что называется, сути вещей – это с виду хаотичная музыка, но сыграна так, что будь здоров! А они копируют только внешние признаки, шум этот, скриминг…
В. Д.: Гроулинг…
С. П.: Гроулинг и скриминг, со стандартным набором всех этих fuck’ов и прочего тому подобного. Изображают внешний антураж этой музыки, а внутреннюю суть все равно не передают.


Абсолютно с вами согласна. Ну а теперь - последний вопрос: количество вопросов по поводу того, где и как научиться играть не уменьшается с количеством ответов на них, поэтому не могли бы вы еще раз рассказать, где и как научиться играть, и с чего надо начинать?
В. Д.: Ну, у нас была совершенно другая ситуация. Когда мы начинали играть, у нас не было возможности ни приобрести видеошколу, ни сходить на какой-то концерт. Единственным нашим учителем был магнитофон. Но если даже ты что-то слышишь и начинаешь снимать – все равно была масса приемов, которые были непонятны. Допустим, даже подтяжка на гитаре – пока ты не увидишь, как это кто-то делает… Иногда просто случайно узнавали. Музыканты постарше показывали что-то такое, и это было уже, скажем так, откровение. Сейчас же ситуация совершенно другая: во-первых, все инструменты доступны, есть какие-то дешевые модели даже у ведущий фирм, все это можно приобрести… Есть и масса видеошкол, и просто телевизор, где показывают концерты. Можно записать это, посмотреть, как он там водит по грифу… А с чего начинать… Во-первых, надо понять, есть ли у тебя вообще музыкальный слух, обратиться к кому-то, спросить: «Как ты считаешь, я имею шанс научиться играть на гитаре»? Думаю, любой человек, который в музыке разбирается, может отличить, наступил тебе медведь на ухо, или нет.
С. П.: Как гласит китайская поговорка, «путь в десять тысяч ли начинается с первого шага». Все равно, с чего начать: можно снимать то, что тебе нравится стилистически. Хэви-метал, Beatles - неважно, что это будет… Возьми первую песню, сними – и сразу появиться полно вопросов… Есть же знакомые, которые знают ноты, они тебе скажут: вот это вот мажор, это минор, это септаккорд… А, септаккорды, а где их найти? В Интернете набираешь - их там всего-то… И все, а потом - одно за другим, и уже пойдешь дальше, уже чего-то не хватает… Потом, есть видеошколы…
В. Д.: Да, сейчас главное, чтобы было желание. В принципе, это дает результаты.
С. П.: Сейчас есть 18-20 –летние ребята, которые играют, так, что просто полный вперед! Может быть, у них в теоретическом плане нет багажа, но чисто технически – они уже умеют взять эту информацию - то, чего у нас не было, до чего мы доходили годами.

Вы считаете, что это проблема – то, что у нас нет учебных заведений, специализирующихся на преподавании рок-музыки? Джазовое что-то есть, а рок…
С. П.: Ну, вот именно – что-то. Не знаю, как сейчас, но когда я учился, даже джазовое было настолько архаично… все двадцать гитаристов играли Джо Пасса (Joe Pass).

Так и сейчас…
С. П.: Да? Но ведь даже джаз - это же не только Джо Пасс. Мне вот, допустим, не интересно его слушать, хотя я понимаю, что это супермузыкант. Есть же и в джазе другие люди – Пэт Мэтини (Pat Metheny), например… Этой вот полистилистики я не вижу.
В. Д.: Я еще могу сказать, что тогда в джазовые школы – в Москворечье, Гнесинку – в основном, как мне кажется, все шли не для того, чтобы научиться играть, а для того, чтобы получить «корочку» об образовании, которая давала возможность работать.
С. П.: Я вот пошел в Царицыно потому, что когда я в филармонии работал, мне с этим дипломом увеличили ставку.
В. Д.: Ну, да. А есть ли сейчас такие заведения, в которых действительно чему-то тебя научат, помогут стать профессионалом – я не знаю.
С. П.: Мне говорили, есть какой-то Красный Химик… Вообще, Учитель - это должен быть не только хороший музыкант, но и философ, он должен передать какую-то жизненную мудрость, энергетику какую-то. Не только в музыкальном плане, но и в жизненном. Тогда он выпустит в свет настоящего человека. Конечно, это… практически невозможно. Кому-то очень повезет, если ему встретится такой человек.

Эта фраза стала финальным аккордом моего интервью с музыкантами группы Ария. Всю дорогу домой я шла с радостной улыбкой, и прохожие оглядывались на меня с удивлением. А я подумала, что когда-нибудь я обязательно снова побеседую с этими замечательными людьми – вопросы у меня к ним найдутся!

Новый студийный альбом группы Ария выйдет в сентябре этого года на лэйбле
CD-Maximum.

Сайт группы: www. aria.ru
В оформлении интервью использованы фотографии Slayn’a (www.livephoto.ru)
Приносим благодарность лейблу CD-Maximum за помощь в организации интервью.

М. Житняков: Не раскрывая всех секретов, скажу, что в альбоме будут как традиционные для группы песни, так и несвойственные «Арии». Речь идет о некоторых композиторских аранжировочных моментах. Кроме того, среди наших авторов появился новый человек, который ранее не писал для группы - он работал над одной из песен с Владимиром Холстининым . На мой субъективный взгляд, альбом получился во многом экспериментальным. Но судить не нам, осталось ждать совсем немного. И тогда наши поклонники уже сами дадут оценку, насколько наши музыкальные поиски можно назвать экспериментом и удался ли он.

М. Житняков: Да, на этом альбоме будет песня моего соавторства - «Пусть будет так». Как в предыдущий раз, мы поработали с Виталием Дубининым . Я попытался донести до него свои мысли, а он — придать им более правильную музыкальную форму. Маргарита Анатольевна (Пушкина — Ред. ), в свою очередь, сочинила к музыке текст.

По опыту, вокалисту легче раскрыть песню, в создании которой он участвовал? Вы чувствовали разница между «Точкой невозврата» и остальным материалом?

М. Житняков: Может быть, только в самом начале записи альбома. Все песни независимо от авторства репетируются, и в какой-то момент песня перестает быть твоей персональной, и ты ее исполняешь примерно так же, как и другие. Творчество группы так или иначе можно назвать коллективным. И даже если песня закреплена за тем или иным автором, при записи все равно имеет место продюсирование, в том числе и вокальное. То есть за пультом собираются несколько человек и коллегиально решают, как пропеть тот или иной фрагмент, как должна звучать та или иная строчка. Я могу и на песнях не своего авторства предложить какое-то вокальное решение - где-то ребята соглашаются, где-то нет. И в данном случае авторство влияет в меньшей степени.

Как известно, поклонники, особенно со стажем, считают себя лучшими экспертами и критиками творчества группы, и каждый новый альбом вызывает в их рядах бурных дискуссии. На сегодняшний день в соцсетях под двумя новыми синглами по 700-800 комментариев на любой лад. Ну и, разумеется, не обошлось без традиционных «Ария себя изжила» и «Ария для меня умерла». Вас как-то трогают подобные споры и обсуждения?

М. Житняков: В первый раз фраза «Ария для меня умерла» была сказана в 1987 году, когда глобально поменялся состав и образовались две группы - «Ария» и «Мастер». Так что у этой присказки состоялся уже 30-летний юбилей (смеется ). Большое число комментариев говорит о том, что творчество группы до сих пор трогает людей, если они считают своим долгом заходить и оставлять негативные комментарии. Чего лукавить - заглядываем, читаем, конечно. Что-то мотаем на ус, где-то улыбаемся. Думаю, любой спор, который зарождается вокруг творчества, даже если он с негативным вектором, лучше, чем молчание и полное забвение.

Не знаю, отметили вы для себя или нет, некоторое замешательство, которое вызвала песня «Варяг». Например, появились предположения. что она про викингов... И судя по некоторым комментариям, кое-кто сделал выводы только по названию, без прослушивания.

М. Житняков: Здесь я вижу две проблемы. Первая в том, что некоторые люди хотят заявить свое мнение, пока оно не потеряло актуальность, и это побуждает их на какие-то предварительные выводы. Название дается песне неспроста, но чтобы понять, о чем она и начать порассуждать о смысле, ее надо все-таки послушать. Когда же оценка дается, исходя из названия, можно судить об объективности данных комментаторов. Вторая проблема в том, что многие люди до сих пор не знали истории о крейсере «Варяг». Увы, это непогружение в историю своей страны свойственно современной молодежи. «Ария» не раз доказывала своим творчеством, что отношение к истории у нас более чем почтительное - очень часто исторические события становились темами для песен.

- Можно сказать, что благодаря вашим песням кругозор поклонников расширяется?

М. Житняков: Да, «Ария» в какой-то степени занимается просветительством, рассказывая об исторических событиях, которые, может, и не являются яркими пятнами в истории, но могут быть не менее интересными. И хорошо, если люди, слушая песню «Варяг», поняли, что речь идет не о скандинавах, пришедших на Русь , а о корабле, и это многих из них побудило к прочтению истории этого крейсера.

Ария — одна из самых известных «тяжелых» групп нашей страны, которая давно уже завоевала звание «ветеранов» рок-сцены. Огромное количество поклонников разных возрастов — от мала до велика - приходит на их концерты, покупает их диски, с удовольствием слушает их песни. И снова группа готовит новый альбом под названием «Феникс». Теперь уже с новым вокалистом — Михаилом Житняковым, который сменил Артура Беркута совсем недавно. Он и Максим Удалов ответили на вопросы корреспондента Metalkings. Итак, начнем.


На вопросы отвечали: Михаил Житняков и Максим Удалов


S: Начну с самой актуальной темы в данный момент — смена вокалиста. Как давно стало известно, что Артур покидает группу?


Максим Удалов : Я знал, что Артур готовит что-то сольное, собственное. Всё шло к этому, трудно установить дату или период, когда это началось. Есть только финальная точка, которую мы с Артуром поставили в конце июля.


Михаил Житняков : Информация об уходе из группы Артура появилась буквально на следующий день после разговора с ним


S: Много ли претендентов на место Артура рассматривали?


Максим Удалов : Немного


S: По каким критериям выбрали именно Михаила Житнякова?


Максим Удалов : По критериям профессиональной пригодности и яркости таланта


S: Вы не боитесь, что со сменой вокалиста творчество «Арии» изменится и поклонники отнесутся к этому негативно?


Михаил Житняков : На мой взгляд творчество группы «Ария» не претерпело никаких изменений с приходом Артура в 2002 году. Не произойдет этого и сейчас. Это очевидно, так как основные авторы никогда не писали песен под вокалистов. Материал нового альбома был полностью придуман, когда в группе еще работал Артур.


Максим Удалов : Я не представляю как творчество «Арии» вообще может изменится и что означает это «изменение». У нас огромный творческий и технический ресурс, но я надеюсь на понимание наших поклонников.


S: Странный вопрос, но интересный. А музыканты группы «Ария» оформлены в «штат» по трудовой? Будет ли в трудовой книжке красоваться запись «вокалист группы Ария» или работа происходит по контракту? По договору?


Максим Удалов : Не то, что странный, не совсем корректный. Мы, конечно не шарашкина контора, у нас всё официально оформлено...


Михаил Житняков : Это большая коммерческая тайна (смеется).


S: А с Артуром Вы остались в хороших отношениях? Услышат ли поклонники его голос и увидят ли когда-нибудь на концерте Арии в качестве гостя?


Максим Удалов : Да, в нормальных отношениях, никто не хлопал дверьми. Думаю увидят! Время покажет.



Михаил Житняков : Таких вокалистов много: К. Майне, Д. Ковердейл, Ф. Меркьюри, Й. Ланде, С. Тайлер, Д. Бон Джови. Также отечественные, но не менее авторитетные В. Кипелов, Н. Носков.


Максим Удалов : Дикинсон, если одного выбирать. Да и так для меня он лучший


S: Вам до сих пор нравится то, что Вы делаете? Или музыка превратилась в бизнес?


Максим Удалов : Мне нравится и хочется на гастроли побыстрее


Михаил Житняков : Для меня до последнего времени музыка вообще не являлась источником дохода. Поэтому с уверенностью могу сказать, что мне это нравится.


S: У Вас выходит новый альбом «Феникс». Обычно многие группы радуют поклонников сначала синглом, потом видеоклипом. Вы сразу выстрелили альбомом. Почему обошли такие предварительные шаги?


Михаил Житняков : Последним изданием уже был сингл «Поле битвы», поэтому группа представила на радио одну композицию («Бои без правил») перед выходом альбома. Так что все вполне закономерно.


Максим Удалов : У нас полнометражный альбом, зачем размениваться на такие мелочи? Конечно, видеоклип не «мелочь» в определённом смысле, об этом можно будет говорить после выхода альбома


S: А что Вы думаете об обстановке с тяжелой музыкой в России? Считаете ли Вы ее неблагоприятной или благоприятной для развития молодых коллективов?


Максим Удалов : Тяжелая музыка - это прежде всего группы, которые существуют в этом жанре, их можно не перечислять. Много это, или мало - столько, сколько есть. О том, какая обстановка благоприятная или нет, не думаю, так как занимаюсь тем, что мне нравится.


Михаил Житняков : Можно сколько угодно сетовать на трудности и неблагоприятную обстановку для развития молодых команд, но все познается в сравнении. В далекие 70-е и 80-е годы ситуация была не менее простой. Проблемы, связанные с Железным занавесом, отсутствие аппарата и музыкальных инструментов и прочие трудности превращали занятие музыкой в настоящее испытание. На сегодняшний день все эти трудности позади, однако тяжелая музыка переживает не самые лучшие времена. Стало быть дело не только в этом, меняется время и отношение к тяжелой музыке


S: Я видела много материалов в интернете о Вашем новом альбоме. Рассказано почти все, даже спросить нечего. Однако, расскажите об общей концепции и настроении альбома? Об общем идее, которую Вы в него вложили?


Михаил Житняков : Насколько мне известно, концепции, объединяющей все песни, нет. На мой взгляд получился вполне традиционный альбом в духе Арии.


Максим Удалов : Его скоро можно будет услышать. Это нельзя описать типа «мы много работали» или «концепция такая-то». Пожалуй, мы вложили в него душу.


S: Вот уже много лет группа держит себя в жестких рамках своего стиля. Не приходило каких-либо идей зазвучать более экстремально?


Максим Удалов : Зазвучать на западном уровне - вот задача, которую нам удалось решить.


S:.И напоследок, пожелайте что-нибудь читателям Metalkings.


Михаил Житняков : Больше всего хотелось бы пожелать хорошего настроения и позитива, которых так порой не хватает на просторах интернета. И слушайте хорошую музыку.

Портал КМ.RU взял первое эксклюзивное интервью у Михаила Житнякова

Три месяца группе « » удавалось удерживать поклонников в неведении относительно личности своего нового вокалиста. И вот «час икс» настал, встречаем – это Михаил Житняков! Корреспонденту Музыки КМ.RU удалось взять у него самое первое интервью в новом амплуа.

KM.RU: Расскажите о ваших первых соприкосновениях с творчеством «Арии»

— Я живу (и все время жил) в одном поселке ближайшего Подмосковья. В местном ДК в свое время был кружок вокально-инструментального ансамбля. Лет с 14 я стал его участником. Так как изначально это был детский ансамбль, репертуар, в основном, был эстрадным. Со временем в коллективе происходили изменения, и возраст участников заметно повысился. Так, на одну из репетиций кто-то из музыкантов принес кассету группы «Ария» «2000 и одна ночь». Запись всем очень понравилась, и мы начали репетировать две композиции – «Потерянный рай» и «Улица роз». Конечно, сначала у нас все получалось достаточно примитивно, но всех очень зацепило, захотелось работать в этом направлении. Выступая на одном из рок-фестивалей районного масштаба, я познакомился с музыкантами группы «КуражЪ» (впоследствии — «Гран-КуражЪ»), куда спустя какое-то время и был приглашен в качестве вокалиста. Самое интересное, что первой композицией на прослушивании в этот коллектив была песня «Осколок льда» «Арии». Позднее с «Куражом» мы сделали еще несколько «арийских» вещей, эпизодически играя их на концертах.

KM.RU: А как вы познакомились с музыкантами «Арии»?

— Года три назад через знакомых мне удалось познакомиться с Маргаритой Пушкиной, которая, как известно, является основным автором текстов песен группы «Ария». Она как раз искала вокалиста на песню в своем проекте «Династия посвященных». Мне была предложена композиция «Опрокинутость» («В Небе»), которую я спел с большим энтузиазмом. Насколько я знаю, Маргарита Анатольевна осталась довольна результатом моего исполнения. Спустя некоторое время состоялось наше знакомство с Виталием Дубининым, с которым Маргарита Анатольевна, видимо, поделилась своим впечатлением. Он даже как-то приезжал к нам на концерт в московский клуб «План Б», где мы подарили ему наш диск. На этом наше общение перешло в режим интернет-переписки. Знакомство с остальными «арийцами» произошло уже по факту приглашения в группу.

KM.RU: Почему для трибьюта «Арии» вы решили записать такой неочевидный трек, как «Вулкан»?

— В 2010 году нам предложили поучаствовать в трибьюте «Ария» 25 лет», для которого мы выбрали неизданную песню «Вулкан». У нас было несколько вариантов, но все почему-то сразу решили брать именно эту вещь. Во-первых, песня не была записана в студии, таким образом, для поклонников «Арии» предоставлялась эксклюзивная возможность услышать «Вулкан» в студийной версии. Вторая причина, но не менее главная, хотелось отдать дань памяти автору этой песни Виктору Яковлевичу Векштейну — человеку, который сделал очень много для «Арии» и благодаря которому группу узнала вся страна. Мы немножечко изменили аранжировку, сделали ее немножко посовременнее и, наверное, потяжелее. Надеюсь, наш вариант «Вулкана» пришелся слушателям по душе.

KM.RU: У вас нет специального вокального образования. Как вы учились петь и на кого при этом ориентировались?

— Я действительно не заканчивал никакого музыкального учебного заведения, но я всегда тяготел к музыке. Причем, сначала я мечтал научиться играть на гитаре и достаточно быстро овладел инструментом, чтобы аккомпанировать самому себе. Уже потом мне все больше хотелось стать вокалистом. Мои ориентиры с возрастом и по мере прослушивания музыки постоянно дополнялись. Первым вокалистом, который произвел на меня незабываемое впечатление, стал Валерий Кипелов, благодаря которому я вообще стал слушать тяжелую музыку. На первый же рок-концерте, который я посетил, было совместное выступление «Арии» с Удо Диркшнайдером в Москве. Я очень рад, что там еще выступали немцы, потому что, помимо своей любимой группы, я увидел и понял, что такая жесткая музыка, как у U.D.O., может быть настолько благозвучной и качественной. Позже, когда я больше стал слушать рок-музыку, я открывал для себя многих хороших вокалистов, таких как К. Майне, Д. Ковердейл, Й. Ланде и др., но голос Валерия Кипелова настолько прочно сидел в моей голове, что даже когда я исполнял совершенно другую музыку, мне нередко говорили: «Что-то как-то на Кипелова похоже!». Мне это ужасно льстило, у меня было ощущение, что я двигаюсь в правильном направлении.

Однако нехватка музыкального образования меня всегда несколько ограничивала. Дело в том, что в рамках концертной программы с «Гран-КуражЪ» появлялись достаточно долгие сеты длиной до двух часов. Здесь уже нужно было подумывать и о ресурсе голоса. Поэтому я всегда с большим энтузиазмом прислушивался к советам тех авторитетных людей, которые встречались на моем творческом пути.

KM.RU: Кого, например?

— Одним из первых людей, кто мне стал что-то советовать, стал Дмитрий Борисенков («Черный Обелиск»), который принимал активное участие в записи нашего альбома и записи «Опрокинутости». Так как сотрудничество с Маргаритой Пушкиной было не разовым, последовал еще сингл «Цветок Майорана», который тоже было предложено спеть мне. Во время записи продюсером и звукорежиссером выступал всем известный Сергей Терентьев. Он тоже дал мне очень много нужной информации, которой я постарался воспользоваться. Все дело закончилось тем, что желание овладеть правильной техникой вокала не давало мне покоя, и я пошел на курсы к достаточно известному музыкальному педагогу Екатерине Белобровой. Она воспитала достаточно серьезных вокалистов – таких как Максим Самосват (ex-«Эпидемия»), Дария Ставрович («СЛОТ»), Евгений Егоров (занял место Максима в «Эпидемии») и др. Ее школа уже дала определенные результаты, но считаю, что сейчас я еще нахожусь в стадии познания. Работа еще не закончена, по возможности, я продолжаю заниматься у Екатерины Юрьевны.

KM.RU: А что в этом плане вам дал Виталий Дубинин?

— После того, как мне поступило предложение поработать в группе «Ария», я сразу рассказал об отсутствии у меня какого-либо музыкального образования, но полностью был открыт для этого. Дело в том, что в свое время, общаясь с одним авторитетным в музыке человеком, я узнал о том, что надо быть осторожным при выборе вокального педагога, потому что многие из них могут попросту штамповать какой-то типовой голос, который звучит у них в голове, но не учитывать вокальной индивидуальности. Тебя загоняют в определенные рамки и делают одним из многих. Вот это предостережение в огромной степени все эти годы меня сдерживало. Но после разговора с Виталием Дубининым, который сам, как известно, имеет вокальное образование, я однозначно решил идти к педагогу. Пообщавшись с педагогом, я понял, что работы впереди еще много. Немало таких нюансов, на которые я раньше не обращал никакого внимания. Работа продолжается. Надеюсь, рано или поздно это приведет к какому-то абсолютному результату. Также во время записи альбома Виталий показал себя превосходным вокальным продюсером с хорошим видением материала, который умеет найти нужные слова и объяснить — где и как нужно спеть. Мне очень понравился результат, надеюсь, слушателям тоже.

KM.RU: Какие-то трения и сложности в процессе записи альбома «Арии» возникали?

— Сразу могу сказать, что это было очень непросто. Я очень благодарен всем участникам коллектива, которые создали весьма непринужденную дружескую обстановку. Но, учитывая высокий профессиональный уровень группы, требования к записи вокала были предельно жесткими. Даже имея какой-то студийный опыт, я открыл для себя достаточно много нюансов, разбираться в которых помогали все без исключения музыканты – и, в первую очередь, Виталий Дубинин. С каждым разом от песни к песне мы все быстрее понимали друг друга. Думаю, что мне удалось сделать то, что хотел услышать Виталий. Надеюсь, что определенный уровень нам удастся продемонстрировать.

KM.RU: Вы подробно рассказали о своем отношении к Кипелову. А насколько вам близко творчество «Арии» периода Артура Беркута?

— Артур Беркут, безусловно, талантливый профессиональный вокалист, обладающий очень ярким узнаваемым тембром. Таких вокалистов у нас единицы! Мне очень нравится его творчество, связанное, в первую очередь, с группой «Автограф». Его голос прекрасно гармонировал с той музыкой, которая звучала в этом коллективе! Альбом «Арии» «Крещение огнем» хорошо продемонстрировал, что Артур может менять манеру исполнения под материал группы. Такие песни, как «Колизей» или «Палач», безусловно, являются хитами. Другое дело, что если сравнивать для меня «Арию» и «Автограф», то именно в «Автографе» Беркут был на 100% в своей стихии. Его профессионализм не вызывает вопросов. Ему пришлось непросто в далеком 2002 году, так как для многих «Ария» отождествлялась в первую очередь с Валерием Кипеловым, который обладает несколько другой манерой исполнения и тесситурой (я сейчас не говорю об их вокальных диапазонах, ведь Артур тоже достаточно высоко пел в «Автографе»). Учитывая это, как мне кажется, песни периода Кипелова Беркуту оказались не самыми удобными для исполнения. Хотя я присутствовал на концертах «Арии» с вокалом Артура и уходил с них достаточно впечатленным. Артур отлично справлялся.

KM.RU: Плюс к этому в «Арии» Артур Беркут проявлял себя как незаурядный и интересный шоумен. Насколько вы готовы показывать на выступлениях группы яркое шоу?

— Помимо вокальных данных, Артур, безусловно, обладает талантами неординарного фронтмена. Он умеет привлекать и держать внимание зала. Зная это, я отлично понимаю, что передо мной стоит очень сложная задача. В любом случае, вокалист идет немного впереди и является лицом группы. Так что мне предстоит еще большая работа. До гастрольного тура еще остается немного времени, и на ближайших репетициях мы, безусловно, будем работать над этим. Надеюсь мне удастся создать свой образ, так как и Артур, и Валерий в своем роде неповторимы. Попытка их копировать была бы очень неправильной затеей. Хотя все-таки особое внимание я пока буду уделять все же вокалу. Для меня вокалист – это, в первую очередь, тот человек, который поет, а уже потом это лицедей, актер и т. д.

Михаил Житняков

KM.RU: Вы терзались сомнениями, когда вам поступило предложение стать вокалистом «Арии»? Что вы вообще при этом испытывали?

— Я был в шоке! К тому же я ничего не знал о взаимоотношениях в группе и о том, как там развиваются события. «Ария» всегда для меня была чем-то недостижимым. Приблизиться на такую дистанцию, чтобы понять, что это за люди, было для меня просто нереальным. Когда поступило приглашение, я опешил и, честно говоря, не был готов к такому повороту и ответить сразу не смог. Естественно, я какое-то время думал. Плюс ко всему я понимал, что работа в группе «Ария» полностью перевернет мою жизнь. Ведь на тот момент музыка являлась для меня чем-то вроде хобби. Группа «Гран-КуражЪ» была для нас всех любимым занятием, которое не приносило существенного дохода. Я понимал, что в дальнейшем мне придется решать вопросы с моей основной работой, которая сейчас приносит достаточно стабильный доход, и меня, по большому счету, устраивает. Терзания, конечно, были. Но согласился, так как понимал, что такое предложение, возможно, бывает только раз в жизни. В то же время, мои сомнения были связаны еще и с тем, что я боялся не оправдать то доверие музыкантов, которое они мне оказывали. Все-таки «Ария» — это группа с большой историей и традициями. Всем известно, что три поколения людей приходят на ее концерты. Все это надо мной довлело. Все «арийцы» и, в частности Виталий Дубинин, мне очень помогли в принятии окончательного решения.

KM.RU: То есть разница в возрасте особо не сказывается?

— Буквально после первого общения с ребятами я попал в такую атмосферу, которая меня сразу заставила об этой разнице забыть.

KM.RU: То есть у вас со всеми участниками группы сложились отличные отношения?

— Абсолютно! Все они произвели на меня самое положительное впечатление и очень сильно помогают и поддерживают. В такой дружеской обстановке очень приятно работать. В то же время я понимаю, что попал в профессиональный коллектив, где нет места определенным вещам, которые я бы себе мог позволить ранее.

KM.RU: Но вы готовы к ситуации, когда вас фанаты неизбежно будут сравнивать с Беркутом, причем, зачастую, не в вашу пользу? Ведь, в отличие от Артура, у вас изначально нет такого опыта.

— Да, действительно, когда Артур начинал в «Арии», ему просто было не позавидовать. Валерий Кипелов в свое время задал настолько высокую планку, что повторить ее или выйти на уровень, хотя бы близкий к этому – достаточно серьезная задача.

KM.RU: А вас будут сравнивать сразу с двумя!

— Да. И Валерий, и Артур обладали сильной харизмой, поэтому с первого дня, когда мне поступило предложение, я думал, в том числе, и об этом. Со временем я понял, что если постоянно работать над собой, поменьше оглядываться на происходящее вокруг, то можно добиться такого уровня, чтобы меня оценивали как отдельного человека. Понимаю, что сравнений все равно не избежать. Если говорить о готовности к ним, до конца это понять можно только тогда, когда выйдет альбом и пойдут первые мнения. Я все-таки надеюсь, что мне при записи альбома удалось показать определенный уровень. А какой он – это все-таки решать уже слушателям.

KM.RU: А как быть с опасностью заболеть «звездной болезнью»?

— Если бы я попал в группу такого уровня совсем из песочницы, то, наверное, степень опасности была бы высока. Каждый музыкант, в той или иной степени, испытывает творческий рост и получает определенное признание. Сначала тебя слушает горстка людей, потом этот круг постепенно расширяется. Так или иначе, это является проверкой медными трубами. Могу сказать, что окружающие люди до сих пор считают мое поведение достаточно сдержанным и не видят во мне заносчивости. С другой стороны, каждому человеку творческой профессии, наверное, присуща такая черта, как тщеславие.

KM.RU: Или, как минимум, честолюбие…

— Да! Эти чувства в определенной степени являются двигателями прогресса. Если ты хочешь нравиться людям и хочешь, чтобы твое дело приносило плоды, ты вынужден над собой работать. Так что доза здорового тщеславия во мне, конечно, присутствует. Перерастет ли она в «звездную болезнь», я не знаю. Я считаю себя человеком, в какой-то степени искушенным, и думаю, что смогу справиться с подобными симптомами.

KM.RU: Можно и выдержать нападки фанатов, и подавить в себе необоснованные амбиции. Но как держать себя в тонусе в изнурительных гастрольных турах, когда недосыпы и переутомления просто неизбежны?

— Есть и такая тень сомнения. Я думаю, что все навыки приходят со временем. Думаю, что те репетиции, которые еще предстоят, будут испытывать меня не только на правильность исполнения, но и, так сказать, на прочность. Наверное, все, в конечном счете, зависит от той подготовки, которую мне сейчас нужно пройти. Не боги горшки обжигают – все достигается трудом. Оставшееся время до гастрольного тура я намерен провести с пользой для себя и для группы. Надеюсь, что это принесет определенные плоды.

KM.RU: Как восприняли ваше решение коллеги по группе «Гран-КуражЪ»?

— Первым человеком, который узнал, что я стану вокалистом «Арии», стал лидер группы «Гран-КуражЪ» гитарист Михаил Бугаев. Дело в том, что на тот момент, когда мне поступило предложение, группа записала практически все инструментальные партии для своего нового альбома, и все это было сделано под мой голос. Оставить ребят на этом этапе без вокалиста было бы не очень красиво. Я предложил Михаилу Бугаеву, не хочет ли он поменять вокалиста. На это он мне ответил: «Я кроме тебя в группе никого не вижу, поэтому мы будем ждать, когда ты сможешь принять участие в записи альбома». Мое решение ребятами было принято двояко: с одной стороны — радость за товарища, который смог попасть в такую авторитетную группу, с другой — некая печаль, связанная с неопределенностью в развитии нашей группы. Думаю, что у группы «Гран-КуражЪ» все будет хорошо. На сегодняшний день мы с ребятами остаемся большими друзьями и музыкальными единомышленниками. У нас впереди запись третьего альбома, который мы репетировали весь 2010 год. Думаю, что нас люди обязательно еще увидят на совместных концертах.

KM.RU: А как близкие отнеслись к вашему новому статусу?

— Многие мои близкие люди далеки от музыкальной деятельности. Поэтому здесь все соизмерялось по принципу «чтобы не потерять». С супругой на эту тему мы беседовали, я очень рад, что мои доводы ее убедили. Без ее поддержки было бы очень тяжело решиться. Конечно, она, как настоящая женщина, очень переживает по поводу того, что мне предстоят затяжные гастроли и, как следствие, я долго буду отсутствовать. Но мы уже достаточно взрослые люди и доверяем друг другу.

KM.RU: Как вам удавалось выдержать на протяжении всего лета шквал вопросов типа: правда ли что вы стали вокалистом «Арии»?

— Приходилось быть дипломатом. Я активно пользуюсь Интернетом, а вся шумиха, в первую очередь, развернулась именно там. У меня есть аккаунты в социальных сетях, поэтому я не нашел ничего лучшего, как вывесить там объявления: «Слухи о своем возможном переходе в «Арию» я не комментирую». Но это вызвало дополнительный интерес. Даже те люди, которые могли бы и не подумать, что это могу быть я, поневоле задумались. На самом деле, это было написано не случайно. Прежде чем я разместил этот статус, мне действительно посыпались вопросы, которые задавались в лоб. Я лукавил, как только мог, ведь друзьям врать нельзя. Старался уходить от прямых ответов и задавал встречные вопросы типа: «Ребята, ну вы что, все сговорились там?». На многих это действовало отпугивающе, я с облегчением выдыхал, потому что мне не приходилось говорить в открытую «нет». Но были и такие, которые оказывались настойчивыми в своих вопросах. Думаю, они со временем поймут, что, в конце концов, это была не моя тайна. Также озвучить свой новый статус было бы некрасиво по отношению к Артуру. Группа «Ария» сознательно не стала объявлять до времени о новом вокалисте, я считаю, что это был правильный и этичный поступок. Но «Ария» настолько является предметом всеобщего внимания, что люди пустились во все тяжкие. Таких бурных обсуждений на интернет-порталах я просто еще не видел. В свободное время мне, конечно, интересно посмотреть, что пишут люди. Конечно, я не ожидал, что будет такой ажиотаж по поводу имени вокалиста. Люди какими-то логическими умозаключениями фактически вывели меня в число основных претендентов. Когда имя объявят, для многих это будет уже не откровением (смеется).

KM.RU: Виталий Дубинин говорил, что вы принесли на репетицию порядка 20 песен «Арии», которые готовы исполнить. А есть ли такие композиции, которые вам либо не нравятся, либо технически сложны для вас?

— Когда я принес эту кучу песен, ребята сразу начали сдерживать мой пыл, сказав, что я пришел в группу не на один день, и у меня еще будет время попробовать спеть все. По сути, с учетом моих предпочтений, мы составили программу концертного тура. Естественно, попробовать все песни у меня чисто физически не получилось, потому что очень много других забот. Наверное, да, есть такие песни, которые я слушал меньше других. Но есть и песни-фавориты, которые мне приходилось исполнять и раньше. Учитывая то, что на нынешний момент мы только приступаем к репетициям, я не готов сейчас сказать, есть ли такие песни, которые я не смогу спеть. Главное, чтобы желание группы играть те или иные песни совпадало с желанием публики эти песни слушать.

KM.RU: А какие любимые альбомы «Арии» вы можете для себя назвать? Например, я, будучи горячим поклонником группы, всегда выделял «Кровь за кровь».

— «Кровь за кровь» тоже считаю одним из лучших. Но я выделяю не столько любимые альбомы, сколько любимые песни. Из всех пластинок «Арии» для меня достаточно серьезно выделяется «Генератор зла». В первую очередь, он мне нравится по своему звучанию. Он несколько отличается от того, что делала до этого группа – звучание более современное на мой взгляд. Что же касается любимых песен, то, безусловно, могу назвать вещи с альбомов «Кровь за кровь», «Игра с огнем», «Герой асфальта». В последнем не было проходных песен, все треки можно считать востребованными и активно используемыми во всех гастрольных турах группы. Также мне нравятся песни с альбомов, записанных с Артуром Беркутом.

По материалам:www.km.ru