Искусства и промыслы аборигенов австралии. Как нарисовать индейца карандашом поэтапно Произведения художников аборигенов западной и центральной австралии

Аборигены Австралии - самая древняя из живущих на Земле культур. И при этом - одна из наименее изученных. Английские завоеватели Австралии назвали коренных жителей «аборигенами», от латинского «aborigene» - «от начала».

У австралийских аборигенов были самобытные средства самовыражения: среди них - техника резьбы по дереву, нанесение орнамента на деревьях, скалах, земле. Реже встречались рисунки на кожном покрове и лепка из пчелиного воска.

Обычно мы видим сцены повседневной жизни, но самое богатое вдохновение аборигены черпали в мифах, тотемических верованиях. Они наяву переживали события, видимыми средствами связывали себя с миром духов. Такое восприятие максимально приближало их к своим духовным героям, явлениям окружающей природы, на которую они стремились воздействовать.

Искусство аборигенов в большинстве случаев было целенаправленным: оно передавало идеи, а не просто являлось снимком действительности .

Изобразительное искусство было глубоко символичным по своей форме. Оно не передавало полного сходства с оригиналом, поэтому многие узоры и рисунки кажутся людям другой культуры (точнее сказать - цивилизации) лишенными всякого смысла.

Особенностью культуры аборигенов являются своеобразные рисунки на коре эвкалипта и священных скалах.

Однако оно имело скрытое значение, доступное пониманию только посвященных. Линии и рисунки, нанесенные охрой, могли увеличить популяцию растений и животных. Выцветшие, оставленные без должного присмотра рисунки могли вызвать прекращение дождей, неудачи в добывании пищи и даже призвать смерть.

Численность предметов изобразительного искусства различных форм колебалась в разных районах континента. В Тасмании их было, по-видимому, создано очень мало, ибо сохранилось лишь несколько наскальных резных рисунков и изображений на коре. В более сухих областях их число еще скромнее и они не отличались разнообразием, возможно, потому, что местные аборигены постоянно кочевали в поисках пищи. Однако и здесь аборигены вырезали рисунки на земле, скалах и коре, украшали оружие, разрисовывали тела для ритуальных церемоний.

В Восточной Австралии наскальная живопись имела внушительные размеры по площади. Этот район славился также резьбой на деревьях, рисунками на земле, выполненными для обряда посвящения. В Северной Австралии искусство по-настоящему процветало.

Наибольшей выразительностью отличалось изобразительное искусство на полуострове Арнленд. Здесь аборигены тратили много времени для украшения церемониальных предметов, для резьбы и создания цветных рисунков на поверхностях скал и деревьев, создав своего рода шедевры творчества.

Кроме того, были так называемые "рентгеновские картинки", где наряду с внешним видом животных изображались их внутренние органы, а также высокохудожественные декоративные рисунки на коре, часто украшавшие внутреннюю часть хижин, с использованием сюжетов культа данного района.

К огромному сожалению, многое из того, что существовало в обществе аборигенов к началу европейской колонизации, исчезло безвозвратно.

Интересно, что австралийские аборигены (наверное и другие тоже) не могут смотреть обычное кино, так как у них особое зрение: на экране они видят только сменяющие друг друга отдельные кадры, которые не сливаются в движение. То есть они видят все гораздо быстрее остальных людей, которые называют себя "цивилизованными". А картины, которые они рисуют, непонятны нам. Нам обычно видится в них просто авангард. Но для них это - реализм.

Стремление к красивому заставляло австралийца покрывать орнаментом свой щит, палицу, бумеранг, рисовать узоры и изображения на скалах и камнях, носить украшения на теле. К художественному стремлению присоединялись представления, наделявшие некоторые из украшений и орнаментов сверхъестественными свойствами и превращавшие их в священные изображения.

Таким образом, произведения изобразительного искусства австралийцев делятся на два вида: священные, религиозно-магические изображения и орнамент и рисунки, удовлетворяющие эстетической потребности, но лишенные какого-либо религиозного содержания. И опять-таки, подобно произведениям фольклора и пляскам, внешней разницы между обоими видами нет: совершенно одинаковые по форме и внешнему виду рисунки могли в одном случае означать какой-либо сакральный мифологический сюжет, а в другом - не иметь никакого отношения к мифологии.

Поэтому, оставляя пока в стороне вопрос о наличии или отсутствии ре- лигиозно-магического значения в австралийской живописи и орнаментике и сосредоточив внимание только на ее художественной и технической стороне, можно попытаться систематизировать произведения изобразительного искусства австралийцев. Их можно классифицировать по месту приложения, по технике исполнения, по стилю.

По месту приложения намечаются следующие группы произведений искусства: орнаментация и украшения тела, орнаментация оружия и утвари, изображения на тотемических эмблемах (чуринга, ванинга и т. п.), изображения на скалах и в пещерах.

Украшения тела можно разделить на постоянные и временные. Постоянными украшениями служили прежде всего рубцы на коже, наносимые во время церемоний посвящения, а иногда и с детства. Рубцеванию подвергались главным образом мужчины, но иногда и женщины. Рубцы наносились чаще всего на груди, животе, у некоторых племен на спине, руках. Рас

положение и рисунок рубцов указывали на племенную принадлежность, иногда и на принадлежность к определенной фратрии и брачному классу, больше же всего на прохождение посвятительных обрядов. Рисунок рубцов очень прост: обычно это параллельные горизонтальные линии поперек груди или короткие линии в разных местах тела. Настоящей татуировки кожи австралийцы, как и большинство темнокожих народов, не знали. Временные украшения тела были гораздо более обильны и разнообразны. Австралийцы украшались перед разными корробори, празднествами и религиозными обрядами. Украшения нередко покрывали сплошь все тело и дополнялись головным убором, иногда больших размеров и причудливой формы.

Оружие и различные предметы обихода орнаментировались не всегда. Щиты, как правило, имеют на внешней поверхности рельефный орнамент и, кроме того, окрашиваются охрой. Палицы тоже у многих племен, особенно на юго-востоке, орнаментировались. Из бумерангов выделяется особая орнаментированная разновидность - это изделия племен западного Квинсленда. Копья только в редких случаях украшались резьбой около наконечника. Орудия труда, топоры, рукояти ножей, корытца и прочие предметы изредка орнаментировались, а чаще оставались без всяких украшений.

Культовый инвентарь (центральноавстралийские чуриь ги, широко распространенные «гуделки» и др.) обычно покрывался орнаментом или изображениями символического условного значения.

Наскальные и п е щерные изображения встречаются разных видов. Часть из них представляет памятники древнего искусства, о происхождении которых сами австралийцы теперь ничего не знают. Другая часть - дело рук современных австралийцев. По своему значению наскальные пещерные изображения делятся на рисунки, связанные с религиозно-магическими верованиями, и на простые писаницы, не имеющие в глазах австралийцев ничего священного или тайного. Но по своему внешнему виду одни от других не отличаются. Наиболее известны наскальные изображения в северо-западной, а также в Центральной Австралии. У юго-восточных племен место наскальных рисунков занимали изображения, вырезываемые на коре деревьев шщ рисуемые на земле. У них, как и у племен Центральной Австралии, изготовлялись и рельефные фигуры на земле, имевшие сакральное значение.

Что касается техники нанесения орнамента, то здесь можно установить несколько определенных типов. Спенсер и Гиллен дают следующую классификацию способов нанесения орнамента у центральноавстралийских племен, которую можно распространить и на всю Австралию: резьба, выжигание, раскраска охрой, глиной и углем, орнаментация птичьим или растительным пухом. Иногда два или несколько способов комбинировались.

Резной орнамент встречается чаще всего на деревянных вещах. Орудием резьбы служил острый кремень или иногда резец из зуба опоссума; последним, в частности, делали резные рисунки на чурингах. К тому же типу можно отнести и рубцевание тела.

Выжигались рисунки очень редко; по данным Спенсера и Гиллена - только на магических деревянных палочках.

Наиболее часто применялась раскраска поверхности красящими веществами. Ассортимент их был очень ограничен, столь же ограничена была и гамма красок. Белая глина или гипс давали белый цвет, охра - желтый и красный, древесный уголь - черный. Этими четырьмя цветами почти исчерпывался набор употребляемых австралийцами красок. Ни синей, ни зеленой краски они не применяли, вероятно, за отсутствием естественных красителей, и даже не имели на своем языке особых обозначений для этих цветов, называя их так же, как желтый (у аранда - tierga , или turga ).

Очень характерно для австралийцев применение пуха для декоративных целей. Пух брался или птичий, или растительный, обычно белый, но нередко его красили, смешивая с красной охрой. Чаще всего употребляли австралийцы пух для украшения самих себя перед корробори. Они облепляли пухом кожу тела, головные уборы и пр., пользуясь в качестве клеющего вещества кровью или смолой. Белым и цветным пухом выкладывались на теле целые узоры.

По своему художественному стилю австралийское декоративное искусство, при всей своей простоте, очень своеобразно. По стилевым особенностям можно разделить его на определенные типы.

В целом изобразительное искусство австралийцев характеризуется условно-схематическим стилем, с преобладанием геометрических и гео- метризованных мотивов, в отличие от реалистического и предметного стиля изобразительного искусства, например, европейского палеолита или современных нам бушменов. Однако оно не везде одинаково.

По мнению Спенсера и Гиллена, хороших знатоков декоративного искусства австралийцев, можно провести условную линию с севера на юг поперек всей Австралии, так что линия пройдет от южной части залива Карпентария до залива Спенсера и разрежет материк на две приблизительно равные части: в западной половине господствовал геометрический стиль, в восточной - более предметный (подражательный). Западная половина материка, характеризуемая геометрическим стилем, в свою очередь может быть подразделена на собственно западную и центральную части: в западной излюбленными мотивами орнамента служили прямоугольные фигуры и зигзаги, в центральной - концентрические круги, спирали и кривые линии.

Наиболее характерен именно этот центральноавстралийский стиль орнамента. В нем замечательна главным образом тенденция к сплошному заполнению поверхности рисунком. Художник обычно учитывал форму орнаментируемой вещи. На продолговатых предметах - щитах, чурин- гах - наносились нередко во всю длину волнистые линии, подчеркивающие продольную ось предмета; или, напротив, он рассекался на части поперечными полосами чередующихся цветов, например красными и белыми. Но во многих случаях мастер стремился только заполнить все поле узорами, безотносительно к форме предмета. Он покрывал его рядами волнистых линий, концентрическими кругами и пр., заполняя свободное пространство сплошь белыми или другого цвета точками. При украшении человеческого тела его линии и контуры тоже принимались во внимание: волнистые или мягко изгибающиеся линии и полосы следовали очертаниям тела или пересекали их. Наблюдая фигуры разукрашенных танцоров и участников корробори, нельзя отказать австралийским художникам в своеобразном, хотя и грубоватом вкусе.

Когда орнамент покрывает священные предметы, чуринги или вообще связан с религиозно-магическими представлениями, то элементы этого орнамента, сохраняя свою чисто геометрическую форму, приобретают условный символический смысл: они означают образы тотемических предков и отдельные эпизоды мифов. При этом во многих случаях имеется некоторое сходство орнаментального мотива с изображаемым предметом. Так, например, мифическая змея почти всегда изображалась волнистой линией или полосой. Следы и пути движения мифических существ, скитавшихся по стране, передавались пунктирными линиями, рядами точек или короткими черточками; иногда даже вырисовывались реалистически отдельные следы. Постоянно встречающиеся в орнаменте подковообразные фигуры обычно означают сидящего человека (возможно, по сходству с его раздвинутыми ногами).Но чаще никакого, даже отдаленного сходства с изображаемым предметом нет, и один и тот же мотив означает в одном случае «одно, в другом - совсем другое. Например, излюбленный мотив концентрических кругов или спиралей изображает на одной чуринге лягушку, на другой - дерево, на третьей - водоем, на четвертой - человека, на пятой -место остановки странствовавших мифических предков. На рисунках же, не связанных с культом, те же самые мотивы могут вообще ничего не означать. По одному внешнему виду рисунка никогда нельзя определить, имеет ли он какое-либо символические значение и какое именно. Это знали только те, кто имел непосредственное отношение к данному рисунку.

Трудно сказать, каким образом установилась связь отдельных орнаментальных мотивов с теми или иными мифологическими представлениями, например концентрических кругов с изображением лягушек и т. п. Возможно, что здесь имела место постепенная геометризация рисунка, бывшего когда-то более реалистическим. Возможно и то, что реалистического вида рисунок никогда не имел, а между теми или иными мифологическими образами и их графическими символами проводилась произвольная связь.

В Западной Австралии господствующим стилем орнамента остается геометрический, но криволинейные фигуры там заменены прямолинейными.

Вместо концентрических кругов и спиралей мы встречаем здесь вписанные один в другой прямоугольники (стороны которых взаимно параллельны); угловатые меандры, вместо волнистых линий - зигзаги. Есть предположение, что этот прямолинейный стиль является дальнейшим развитием криволинейного, что, следовательно, племена Западной Австралии в изобразительном искусстве сделали шаг вперед сравнительно с центральноавстралийскими племенами.

В восточной половине Австралии геометрический стиль в декоративном искусстве сочетается, как отмечено выше, с предметными изображениями. Геометрические мотивы более разнообразны, а композиции сложнее ж строже. Наиболее характерны узоры на щитах и палицах. Обычными элементами их являются параллельные ряды зигзагообразных линий, точечный и линейный орнамент в шахматной композиции.

Предметные реалистические изображения редко встречались в австралийском быту. Почти единственная область, где они отмечены,- это- северо-восточная часть Арнхемленда. Супругами Берндт недавно описаны не только предметные рисунки, но и деревянные пластические фигуры, изображающие мужчин и женщин. Тут сказалось совершенно несомненное влияние приезжих индонезийских моряков; это влияние началось несколько сот лет назад, и изготовление резных и рисованных человеческих фигур крепко вошло в быт аборигенов.

В других местностях реалистические изображения были очень редки. Однако, когда австралийцу случалось почему-либо их делать, они оказывались иногда выполненными настолько хорошо, что следует предполагать наличие глубоких традиций реалистического искусства у австралийцев. Беря в руки европейский карандаш или уголь, они рисуют на бумаге* чрезвычайно выразительные фигуры зверей, бытовые сцены и пейзажи, полные динамики и экспрессии. Лучшим примером этого стиля могут служить картины художника-аборигена Альберта Намаджиры и мальчи- ков-художников из Кэрролупской школы (о них см. в главе «Современное положение австралийцев»). Эти живые, непосредственные рисунки резко контрастируют с религиозно-магическими изображениями, сухо схематичными, скучными и бесцветными. Когда народное творчество не сковано условно религиозной традицией, оно способно давать высокохудожественные образцы. В целом австралийское изобразительное искусство по типу своему близко к искусству неолита и отчасти мезолита Европы. Реалистические изображения напоминают и некоторые формы позднепалеолитической живописи.

Начатки положительных знаний

В буржуазной литературе отсталые народы нередко изображаются как невежественные «дикари», сознание которых настолько пропитано грубыми суевериями, что они даже не способны логически мыслить и познавать реальный мир. Это обывательское мнение глубока ошибочно, в чем нетрудно убедиться на примере тех же австралийцев - одного из самых отсталых народов на земле.

Конечно, религиозно-магические представления австралийцев дики и нелепы, но таковы же любые религиозные представления любого народа, хотя у народов Европы, например, они и облечены в утонченную, «культурную» форму. «Я верю потому, что это нелепо», - известная поговорка христианских богословов. Но во всем, что не касается религии, австралийцы способны рассуждать так же здраво и логично, как и мы. Это не раз отмечалось добросовестными наблюдателями. Учителя австралийских школ, которым приходится иметь дело с детьми аборигенов, замечают, что эти дети делают успехи в школьпых предметах, ничуть не отставая от своих «белых;» товарищей; впрочем, получить хотя бы среднее образование аборигенам очень редко удается, а еще реже могут они найти применение своим знаниям, ибо путь к интеллектуальному труду для них закрыт.

Накопление положительного опыта и способность к обобщению, к зачаточной систематизации наблюденных фактов подтверждаются уменьем австралийцев прекрасно приспособляться к окружающей природной обстановке.

Непосредственно окружающую их природу австралийские охотники знают прекрасно. Местность, по которой кочует данная группа (род, племя),- будь то степь, гористая страна, саванна или тропические джунгли,- это родной дом для всех членов группы. Они знают каждое дерево, каждую скалу, каждый водоем в пределах своей кочевой территории. Знания их в области прикладной ботаники изумительны: им известны сотни видов деревьев, кустарников, трав, растущих в окрестности, известны все их полезные свойства и как их употреблять. Одни растения дают пищу (корни, клубни, семена и пр.), другие материал для поделок; технические особенности древесины каждой породы дерева австралийцы знают не хуже любого лесотехника. Поразительно уменье австралийских женщин обрабатывать различные растения и приготовлять из них пищу: они обезвреживают мало съедобные и даже ядовитые в диком состоянии растения путем сложной переработки. Эта своеобразная практическая химия способна вызвать удивление. Не менее велико знание австралийскими охотниками животного мира: они знают всех зверей и птиц в пределах своей области, знают их особенности и повадки, следы и пути передвижений. Охотник умеет найти, перехитрить и поймать даже самое осторожное и пугливое животное.

Не раз отмечалось также поразительное уменье австралийцев ориентироваться в безлюдной пустыне, найти в ней дорогу, воду, пищу.

Бродячий охотничий быт отнюдь не представлял собой, как это всегда думают, безусловного тормоза для развития положительных знаний. Наоборот, в некоторых отношениях он благоприятствовал расширению этих знаний. Подвижность австралийских охотничьих групп, постоянно общавшихся друг с другом, частые кочевки, походы, экспедиции, межплеменные сборища, обменные сношения - все это способствовало расширению умственного кругозора австррлийского аборигена.

Следует отдельно остановиться на вопросе о народной медицине австралийцев. В главе о религии говорилось о колдовской практике их знахарей. Но австралийцы знают и применяют также различные средства рациональной медицины. Буржуазные исследователи до сих пор уделяли им мало внимания, интересуясь больше как раз знахарско-магической практикой австралийцев. Но в работе венского этнографа и доктора медицины Эриха Дробеца «Медицина у туземцев Австралии» собрано много очень интересного материала на эту тему.

К своим больным, как и к дряхлым старикам, австралийцы относятся очень заботливо, ухаживают за ними, в случае необходимости носят их при перекочевках на себе. Эти факты, как и вся медицинская практика австралийцев, опровергают распространенное в буржуазной реакционной литературе представление о них, как о «грубых дикарях».

Оказывается, некоторые из применяемых австралийцами медицинских и хирургических средств вполне рациональны. Особенно ясно видно это в отношении приемов примитивной хирургии: раны, переломы и вывихи они умеют хорошо лечить и делают это своими средствами, не обращаясь даже к знахарям и колдунам.

К кровоточащей ране прикладывают глину, жир змеи или других животных, птичий помет, смолу некоторых деревьев, молочный сок фикусовых растений, растертые в кашицу стебли, иногда с примесью охры, и пр. Для заживления ран употребляются также человеческая моча, материнское молоко. Некоторые из названных веществ применяются также при опухолях и нарывах. Дробец указывает, что иные из этих народных средств признаются и европейской медициной. Перевязывают раны мягкой древесной корой. Как кровоостанавливающее средство употребляются древесный уголь, зола, паутина, жир игуаны. При переломе костей накладывают повязки из коры, деревянные шины. Однако, как указывают источники, срок наложения недостаточно продолжителен, что, впрочем, в условиях кочевой жизни вполне понятно.

Змеиные укусы лечат высасыванием, перетягиванием укушенной частц тела, выжиганием ранки, циркулярным надрезом. При некоторых недомоганиях, например при головной боли, при ревматизме, пускают больному кровь при помощи надрезов.

Больной зуб удаляют, обвязывая его шнурком.

Иногда боль утоляют, прикладывая листья растений, содержащих наркотические вещества («змеиная трава» и пр.).

Есть сведения, хотя мало достоверные, о настоящих хирургических операциях, например при ранении в области живота.

Кожные болезни лечат прикладыванием глины, красной охры, настойкой некоторых видов коры, промыванием мочой.

При воспалениях, при лихорадочном жаре употребляются холодные примочки. При простуде, ревматических болях и других случаях больного заставляют потеть; некоторые юго-восточные племена устраивают настоящую паровую баню. Выкопав яму, нагревают ее горячими камнями, на них кладут сырые листья и ветви, а над ямой сооружают крышу из жердей; туда и ложится хорошо закутанный больной. В некоторых случаях больного на четыре-пять часов зарывали во влажную землю, с подливанием воды (камиларои), или в песок (гевегал, юалайи).

При желудочных заболеваниях применялись слабительные (мед, эвкалиптовая смола, касторовое масло) и закрепительные (разные настойки, луковица орхидеи, глина и пр.) средства.

Фармакопея австралийцев вообще довольно”"богата. Они знают целебные свойства очень многих растений. Вальтер Рот перечисляет 40 видов растений, употребляемых с лечебными целями.

Применение многих из упомянутых средств народной медицины комбинируется с магическими приемами, обычно с заговорами. Но это не мешает народной медицине австралийцев оставаться рациональной в своец основе, ибо она построена на положительном народном опыте.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-351501-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-351501-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В своём блоге о путешествиях я уже успела рассказать о посылке из Австралии, которую получила несколько дней назад.

Сувениры из далёкой загадочной страны были расписаны по мотивам искусства австралийских аборигенов. В Австралии оно в большом почёте, его даже изучают в университетах. Ну и, конечно, наносят на сувенирную продукцию. Ведь что может лучше рассказать о стране, чем её этническое искусство?

Это рисовал австралийский художник Рон Поттер

Я ничего подобного в жизни своей не видела. Мы с дочкой восхитились и, конечно, решили попытаться изобразить нечто подобное.

Нам казалось, что у нас получится красиво – ведь узоры не так уж и сложны. Рисовали мы сперва простым карандашом (контуры), затем – гуашью кисточкой, а потом гуашь наносили ватными палочками (это было самое увлекательное в процессе рисования).

Однако простота изображения оказалась очень обманчивой. Ну и мы, конечно, тоже не такие уж мастера. В общем, сколько мы ни старались, такой же красоты у нас не получилось.

А это – рисовала я…

На этом рисунке изображён кенгуру – тотем береговых кланов аборигенов. Искусство австралийских аборигенов очень символично. И в каждом рисунке – целый рассказ. Кенгуру-тотем совершает путь в центральную часть континента, чтобы продать товары и получить деньги.

Охряные узоры как раз и символизируют деньги (золото). А следами отмечен торговый маршрут. Видите, как всё непросто?

Кстати, художники Австралии занимаются пропагандой искусства аборигенов не просто так, а с благотворительными целями. И проценты с реализации сувениров восторженным туристам уходят на поддержание и сохранение этого искусства, что приносит неплохой доход аборигенам. Прекрасная задумка, правда?

А это – дочка моя старалась…

Австралия – очень богатая страна в плане красот. И абсолютно неизвестная мне и моим детям.

Думаю, наши рисунки – всего лишь начало нашего знакомства с Австралией. И мы с дочкой обязательно почитаем про австралийских животных и ещё нарисуем кого-то из них.

Ну а мой рассказ о посылке из Австралии можете найти здесь — worldroads.ru/posyilka-iz-avstralii. Уверена, Вам будет интересно!

А Вы что-нибудь знаете об искусстве австралийских аборигенов?

Post Views: 7

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-351501-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-351501-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); Кроме термитников, которые в принципе и были прикольные, но малоинтересные для созерцания, мы хотели увидеть нечто более ценное и уникальное, что сохранилось до наших дней в Австралии - наскальные рисунки аборигенов. Но рисунки мы всё же полезли смотреть. Именно полезли, потому как добраться до них не так то и просто.


И, увидев на скалах очень и очень пожилых японок, которые беспомощно осматривали камни, не понимая, как им оттуда выбраться - пришлось помогать!


Меня всегда поражают пожилые люди, которых я встречаю за рубежом. Я и сама уже пенсионерка, но часто вижу ну совсем стареньких туристов, которые забираются при помощи костылей к идолам острова Пасхи, или вот как сейчас, на крутые скалы к рисункам аборигенов. И ничего их не останавливает в попытке в конце своей жизни увидеть как можно больше всего интересного на этой Планете…


И не потому, что у них денег больше, чем у наших пенсионеров, просто они до седых волос не потеряли интерес к жизни. Местные племена аборигенов серьёзно охраняют эти рисунки и не позволяют производить никакие исследования с ними, поэтому до настоящего времени так мало чего известно об этой наскальной живописи.


И хотя почти у каждого рисунка установлена табличка с повествованием того, что изображено, лично мне кажется, что всё это не имеет под собой никакой научной базы, потому как никто на самом деле доподлинно не знает, что пытался изобразить древний художник.


В июне 1997 года трое старейшин и молодой ученик с одной из аборигенских общин оставили свое родное плато Кимберли на дальнем северо-западе Австралии и отправились в Европу, чтобы экспонировать фотографии своих святых наскальных рисунков и объяснить, что они означают.


Своими действиями, которые до недавнего времени карались смертью, они пытаются закрыть доступ к своим святым местам скоту, которого гонят сюда на выпас, горным компаниям, туристам и охотникам за сувенирами.


Наскальное искусство - некий визуальный документ для аборигенов, которые никогда не имели своей письменности. Это - «писаный закон», написанный в их понятиях. Закон белого человека меняется каждый год, но эти рисунки не меняются никогда. Иллюстрация передачи объекта одним человеком другому, например, никогда не видоизменялась, и она тут для аборигенов была всегда. Для аборигенов это - сила закона.


Эти рисунки существенно отличаются от европейской палеолитической живописи, в первую очередь своеобразным рентгеновским стилем с совершенно милым названием - «Мими». На них изображаемое выполнено в виде скелета и внутренних органов, как животных, так и людей.


Возраст самых старых рисунков насчитывает пятьдесят три тысячи лет, и они являются самыми древними из известных образцов наскальной живописи на Земле, однако совершенно точно установить это пока не удаётся из-за табу местного населения на любые исследования.

Миллионы лет Австралия была частью Антарктиды, прежде чем отколоться от неё и начать двигаться на север к экватору. До сих пор никто точно не знает, каким образом здесь появились первые аборигены, их прошлое до сих пор окутано тайной, однако находки указывают на то, что это произошло около 50 000 лет тому назад, именно тогда, как и датируются наскальные рисунки.


Хотя комплекс росписей на скалах и гротах в Национальном Парке Какаду, где мы и фотографировали, внесён в список Всемирного культурного наследия, их сохранность находится под постоянной угрозой, как со стороны природы (лесные пожары, эрозия), так и от посещающих их туристов. И с целью сохранения этой информации в 2013 году Австралийская компания «Maptek» приступила к работе над широкомасштабным проектом - сканированием наскальных рисунков аборигенов в парке Какаду.


Если попытаться описать происходящее, запечатлённое на наскальных рисунках, используя при этом описание на английском языке на рядом стоящей табличке, то получится приблизительно следующее…


Этот рисунок является наиболее часто фотографируемым рисунком.


Главный персонаж - Namarndjolg (№3) . Считается, что он и его "сестра" нарушили закон о недопустимости заключения брака между "родственниками". Namarndjolg позже превратился в Ginga , гребнистого крокодила. "Сестра" в данном случае - не кровная сестра, а женщина из того клана/тотема, которому запрещено было заключать брак с кланом Namarndjolg-а. Даже в наши дни если европеец женится на женщине-аборигенке (или наоборот), то его "зачислят" в определенный клан, для того, чтобы было понятно, к какому клану будут относится его дети, и на ком они смогут/не смогут жениться.
Namarrgon (1) - Человек-молния (Lightening Man ), нарисован справа от Narmarndjolg.

"Рожки"/"Усы"/"Дуга"/"Повязка" на его голове - это молнии. У него есть каменный меч (около колен), а локтями он генерирует раскаты грома.
Легенда гласит, что Namarrgon, его жена Barrginj (2) и их дети Aljurr пришли с северного побежья в поисках хорошего места для жизни. Сейчас Namarrgon живет на вершине плато Lightening Dreaming. Его дети Aljurr - молнии, но они также могут быть и ярко-оранжевыми и синими кузнечиками, которые приходят в самом начале сезона дождей. Считается, что они ищут Namarrgon-а. Для аборигенов же появление таких кузнечиков означало, что пришла пора искать укрытие от штормов. Barrginj, жена Namarrgon-а, нарисована чуть ниже Namarndjolg-а.
Мужчины и женщины (4) на рисунке направляются на церемонию. Груди кормящих матерей прикрыты кусочками ткани.


Guluibirr (5) , рыба Saratoga - популярная для вод ручьев и рек тех мест.


Такая вот история жизни, запечатлённая в камне и дошедшая до нас!

По всей Австралии обнаружены более 50 тысяч мест, где были обнаружены рисунки, но большая часть этих мест держится в строжайшем секрете не только от туристов, но и от властей.
Вообще по моим наблюдения, аборигены не очень дружелюбно настроенные люди по отношению к «белому» населению, хотя оно и понятно. То, что творили здесь колонисты сопоставимо с нацизмом в худшем его проявлении. Только в 1970 году правительство прекратило отбирать детей у аборигенов под лозунгом «Ассимиляции коренных жителей Австралии». Эти дети даже получили название «украденное поколение».
Сегодня ситуация с аборигена несколько изменилась, но прямо скажем особо это не бросается в глаза. Среди них огромное количество алкоголиков и наркоманов и существует даже закон на северных территориях, запрещающий продавать алкоголь аборигенам и есть карточки по которым его можно приобрести в магазине. Их выдают, например, туристам, при заселении в отеле. Но в дороге нам встречались и очень доброжелательное местное население, хотя всё равно мы старались держаться от них подальше (на всякий случай) и не оставлять машину без присмотра, потому как «законы тут не писаны» и полиции нет совсем. Кроме того, мы столкнулись здесь на севере страны с совершенно беспрецедентным случаем, когда на заправке нам отказались продавать бензин!!! Нам был задан вопрос «критическая ли у нас ситуация с бензином?», ответили, что типа на исходе, после чего последовал ответ - ну тогда вполне себе доедите до следующей заправки……………. «немая сцена Гоголя».

Со связью в этих местах тоже полная беда, не работает ничего, ни мобильники, ни навигаторы, про Wi - Fi даже и не заикаюсь J Одним словом нужно быть очень и очень подготовленным, если хотите сунуться на север страны.
Хочется также немного предостеречь путешественников, желающих вступить в контакт с местными аборигенами, не имея рядом сопровождающих вас проводников (рейнджеров). Австралийские аборигены обладают очень сильной магией, которая позволяет добиться желаемого эффекта без использования чего-либо, принадлежащего человеку (в то время как обычно именно личная вещь человека является неким проводником для воздействия на человека). Для этого применяются специальные напевы и концентрация мысли колдуна на особе, подвергающейся влиянию. Колдун может таким образом даже напеть смерть человеку. Для многих австралийская магия - способ решить проблему, когда нет доступа к вещам, имеющим отношение к объекту. Сильна ли она? Да! Но никто из ученых не сможет объяснить, на чем основано ее действие. Поэтому, будьте бдительны!

Сегодня мы обратимся за вдохновением к искусству австралийских аборигенов.

Тысячи выразительных точек, увлекающие взгляд ритмы, необыкновенные сюжеты, удивительный колорит, завораживающие орнаменты… Все эти эпитеты это лишь малая часть того, как можно описать искусство австралийских аборигенов.

Живопись аборигенов Австралии

Эти яркие, интересные и удивительно гармоничные сюжеты создавали люди, не имеющие никаких знаний о колористике или композиции. С помощью этих картинок австралийские аборигены пытались выражать свои чувства, взаимоотношения, показывать мир вокруг себя, все что их волновало, радовало, удивляло, страшило и….

Поскольку, эти сюжеты нарисованы очень просто, мы легко можем понять их смысл, или прочувствовать эмоции автора. Картины австралийских аборигенов сотканы из невероятного количества точек, плавных «утекающих» линий - что придает этим творениям особый шарм и загадочность.

Живопись австралийских аборигенов Картина точками, кенгуру
Абстрактная живопись, крокодил
Это живопись, орел
Этно картина точками, ящерица
Это орнаменты, змея

Надеюсь, большинству читателей, точечная роспись по мотивам сюжетов австралийских аборигенов будет интересна, в плане созерцания и применения на практике, а также поиска новых творческих идей и своего уникального стиля.

Итак, если вам интересен сегодняшний необычный сюжет, переходим к практике.

Перечень материалов для написания абстрактной картины

Для работы понадобится холст (на этот раз можно взять и холст на картоне), я использовала холст 50 х 60 см, но думаю здесь можно использовать как значительно меньший формат, так и наоборот очень большой.

Рисовать сегодня мы будем акриловыми красками. Для создания такого сюжета понадобятся

следующие краски:

  • черный;
  • белила титановые;
  • красный;
  • коричневый ван дик;
  • синий цирулеум;
  • синий прусский;
  • фиолетовый;
  • желтый неаполитанский;

декоративные акриловые краски:

  • золото;
  • хамелеон;
  • графит;

и, как обычно:

  • баночка с водой,
  • пульверизатор,
  • кисти, большая плоская и тонкая круглая №2-3,
  • гигиенические палочки.
Это картина, морской мир

Какой сюжет выбрать?

Сегодня я лишь даю идею, нового интересного и достаточно простого в исполнении сюжета, и хочу вас призвать не повторять точь-в-точь за мной то, что изображено на моем холсте. Сегодня, вы смело можете дать волю фантазии , и ни капельки не боятся, что у вас что-то не получиться. Возьмите какую-то идею за основу и развивайте ее по своему, используйте свои цвета, изменяйте сюжет….

Исходя из этого, список выше перечисленных красок немного теряет смысл, пользуйтесь теми цветами и красками, которые подходят именно вам .

Боитесь сделать слишком пестрый сюжет? Сузьте гамму, или выберите несколько гармоничных цветов.

Приступаем в работе

Фон картины

Создаем фон : покрываем холст достаточно плотным слоем краски , так, что бы он совсем не просвечивался. Фон, может быть заполнен каким-то одним цветом, а могут и быть некие полосы или пятна близких по гамме оттенков (к примеру: красный, оранжевый, желтый, коричневый; или синий, фиолетовый, голубой…).

Фоновую краску можно наносить достаточно «грубо» быстрыми мазками большой флейцевой кистью из щетины. Следы от мазков можно растушевывать, а можно и оставить. Все зависит от вашего замысла.

Эскиз карандашом

После того, как фоновая краска нанесена примерно набросаем сюжет простым карандашом . Я изобразила некий бесконечный овал, по которому одна за другой бегают две ящерицы. Похожий сюжет я нашла в интернете.

Далее берем в руки тонкую круглую кисть №2 и аккуратно обозначаем контуры основных объектов . Я наметила неаполитанским желтым контуры ящериц. Светлым голубым (черным, белилами и синим прусским) наметила очертания овалов, по которым движутся ящерицы. Линий, обозначающих контуры объектов, может быть несколько, идущих одна за другой.

Работа с цветом

Задаем цвет , отличающийся от фонового нашим зверюшкам, другим цельным фигурам и объектам. Мои ящерицы покрашены внутри контура в смесь красной кошенили с коричневым ван-диком (1/1). Овалы заполнены: синим цирулеумом с белилами; синим прусским с белилами; и фиолетовым.

Наносим точки

После того, как все цвета заданы берем в руки гигиенические ватные палочки, и орудуем ими как полноценным художественным инструментом. Заполняем наши объекты разноцветными точками.

Этно мотивы, живопись аборигенов Австралии

Я пробовала писать эти точечки тонкой кистью и палочками. Скажу честно, палочками ставить точки куда быстрее и удобней. Что бы было еще быстрей и удобней советую расставлять сначала точки одного цвета, потом переходить к другому, третьему и т. д. Если потом каких-то точек будет не доставать их всегда можно добавить.

Есть в ватных палочках один небольшой минус, если вата намотана на стержень не очень туго, то после нескольких мазков этим инструментов выдергиваются ворсинки, которые мешают делать точные мазки. Впрочем, это не проблема, а просто замечание, покупайте для такого творчества качественный гигиенические палочки.

Если вы, для своего сюжета выберете геометрический рисунок, в котором отсутствуют изображения каких-либо животных, а есть лишь некие направления, ритмы, видимость узора - вам сначала нужно будет карандашом наметить именно эти направляющие (волны, спирали, круги и т.п.) . Потом внутри между заданными направляющими линиями заполнять остальное пространство точками, не забывая о едином ритме в каждой из маленьких частиц большого рисунка.

Украшаем декоративными красками

Когда все уже почти готово, все объекты вашего холста заполнены точками и линиями - придадим нашей работе немного лоска:

Ногти и язычки ящериц я покрасила декоративной краской «золото» , это несколько приукрасило работу. Узоры в центральном овале написаны с добавлением декоративной краски «хамелеон» . Также, темный фон - я покрыла волнистыми линиями краской «графит» потом их немного растерла, что бы слишком не бросались в глаза.

И очень удачный по-моему прием - это тени под фигурами ящериц . Жидкой, разведенной водой синей прусской я под нашими ящерицами наметила полупрозрачную линию- тень, не широкой синтетической кистью. Эта тень придала нашей достаточно плоской работе немного больше объема - ящерицы выдвинулись вверх над овалами, по которым они движутся.

Вот и все, картина готова!


Картина по мотивам живописи австралийских аборигенов

Мне моя работа очень нравится, хотя я почти уверенна, что у многих из вас выйдет более завораживающий и интересный сюжет.

Видеоурок живописи

Желаю удачи, творческих успехов и вдохновения!