Исследовательский проект на тему "Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина". Андрей Орловский: «Есть много талантливых людей, которые никак не интегрированы в современную литературу Проблемный вопрос проекта

Введение

В каждом городе, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Исследовательский проект « Поэт малой Родины» является реализацией этого желания. Мы хотим, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, отдавших жизнь за Родину, о людях, совершивших трудовые подвиги.

Актуальность . Во все времена было очень много поэтов, которые получили мировую славу. Но и в наше время тоже есть такие люди и наше село не исключение. Хоть они и не получили мировую славу, зато они писали стихи, которые действительно берут за душу. Но мы мало о них знаем, так как у современных детей другие интересы ценности. В нашем исследовательском проекте нам хотелось бы рассказать об одном талантливом поэте-земляке Ю.В. Карасеве.

Новизна исследовательского проекта обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление о поэтах родного края и будет использован на уроках литературного чтения родного края.

Объект исследования: наследие поэта-земляка Ю.В. Карасева.

Предмет исследования: стихи поэта-земляка Ю.В. Карасева.

Цель исследования: познакомиться с произведениями описывающие мою малую родину, поэта-земляка Ю.В. Карасева.

Задачи исследования:

    Познакомиться с творчеством Ю.В. Карасева;

    Собрать информацию о творчестве и биографии поэта;

    Выяснение причин, подтолкнувших к творчеству.

Методы исследования : изучение литературы, периодической печати, опрос, исследование и анализ творчества писателей.

Практическая значимость. Результаты данной исследовательской работы можно представить на неделе литературы, готовый материал предоставить в школьный музей, выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам.

Глава 1. Биография Ю.В. Карасева

Идея данного проекта появилась на обычном уроке литературного чтения, когда знакомились с поэтами родного края и их произведениями.

Родился Юрий Васильевич в Куйбышевском районе Новосибирской области в семье учительницы и зоотехника в 1940 году. Детство и юность прошли в селе Шубинское, Барабинского района. Отец ушёл на фронт в 1941-м и вернулся в 1944 году с осколками в лёгких и сопутствующим ранению туберкулёзом. Умер весной 1949 года. Мать одна воспитывала трёх сыновей.

После окончания в 1955 году Шубинской семилетки, Юрий поступил в Куйбышевский зооветеринарный техникум. Уже в те годы интересовался поэзией и пытался писать стихи. Очень сильное впечатление на него произвёл изданный после длительного перерыва в1956 году сборник стихов Сергея Александровича Есенина.

После окончания техникума в 1955 году призван на действительную службу в Советскую Армию. Первый год служил в пограничных войсках на станции Отпор (ныне Забайкальск) на советско-китайской границе, потом был переведён в редакцию Окружной пограничной газеты в город Хабаровск, где скоро стал исполнять обязанности линотиписта.

Отслужив в армии, один год работал освобождённым секретарём комсомольской организации Шубинского совхоза, а в 1962 году поступил, и в 1967 – закончил Омский Государственный ветеринарный институт. Согласно гос. распределению, три года исполнял обязанности заведующего Сузунской районной ветеринарной станции и шесть лет работал главным ветврачом Битковского совхоза этого же района. Затем, в силу сложившихся обстоятельств, переехал в Кочковский район, на должность главного ветеринарного врача Жуланского совхоза, где работал и жил свои последние почти тридцать лет. Случилось так, что Юрий заразился от животных инфекционным заболеванием «бруцеллёз» и впоследствии получил инвалидность по профессиональному заболеванию.

Стихи писал всегда. Ещё в институте был активным членом студенческой команды КВН, затем иногда печатался в Сузунской районной газете, написал прекрасные слова к песне о Сузуне: «Стоят в бору сестрёночки – берёзки, да сосёночки, а тропкой узкою идёт сузуночка-девчёночка» и т.д.

В отношении поэзии, Юрий всегда предъявлял к себе большие требования, сам изучал правила стихосложения, много читал, писал стихи, но, как бы стесняясь своего несовершенства, очень многое просто, как принято говорить, писал в стол или уничтожал, сжигал. Серьёзно занялся поэзией в свои последние лет двадцать. Много печатался в Кочковской районной газете «Степные зори», активно сотрудничал с областной социальной газетой «Голос», иногда его стихи печатались и в «Советской Сибири».

Юрий Васильевич был активным человеком по жизни. Несколько раз избирался депутатом местного и районного Советов, когда надо, мог постоять за интересы хозяйства и простых тружеников-крестьян. Районный Совет, глава администрации И.И. Михайлов, районный Отдел культуры помогли в 2000 году издать его первый (и единственный при жизни) небольшой сборник стихов «Я родом из России», с посвящением своим землякам – кочковцам. Предисловие к книжке написал известный в Новосибирске поэт, член Союза писателей России Иван Георгиевич Краснов. Они переписывались. Иван Георгиевич давал Юрию Васильевичу советы, побуждал к активной работе, отмечая в нём талант и самобытность. Много помогали поэту опытные Новосибирские журналисты из редакции газеты «Голос»: Людмила Васильевна Опарина и Галина Валентиновна Черезова.

Юрий Васильевич был участником Первого поэтического марафона «Дыхание третьего тысячелетия» (организатор Л.Д. Свирновский), дипломантом конкурса им. Г.Ф. Карпунина, достойное место занимал в сибирском альманахе «Синильга» (редактор Н.В. Козлов). Последнее признание получил, буквально, за несколько дней до кончины. 29 декабря 2004 года стал лауреатом Премии творчества инвалидов и получил Всероссийский сертификат «Филантроп». После этого торжественного события, организованного Новосибирским областным Управлением культуры, я Юру проводил до автовокзала. У него очень сильно болела грудь, так как Новый 2005 год он хотел встретить дома со своей верной подругой и женой Валентиной Георгиевной – учительницей русского языка и литературы Жуланской средней школы, сыном Владимиром и дочерью Натальей, которые должны были приехать к родителям своими семьями в период зимних каникул. Но, увы! Они вынуждены были приехать уже второго января по другой очень грустной причине. В этот день, рано утром, Юрия Васильевича не стало.

Нами был проведен опрос среди учащихся 3-5 классов нашей школы о поэтах – земляках родного села.

Им были предложены следующие вопросы:

    Знаете ли вы поэтов нашего села? (да/нет)

    Вам известно что-нибудь об их творчестве? (да/нет)

    Читали ли вы их произведения? (да/нет)

    Можете ли вы вспомнить названия их произведений? (да/нет)

    Какие темы звучат в их произведениях? (да/нет)

Результаты опроса таковы:

На первый вопрос положительно ответили- 47 %, отрицательно- 53 %;

На второй: положительно-34%, отрицательно- 66%;

На третий: положительно- 51%, отрицательно- 49% ;

На четвёртый: положительно- 43%, отрицательно- 57%;

На пятый: положительно- 37%, отрицательно- 63%;

Опрос показал, что учащиеся нашей школы мало знают поэтов нашего края и их произведения.

Глава 2. Произведения Ю.В. Карасева

У каждого человека своя родина. "Родня", "родник", "родной", "народ". Из одного слова рождается бесконечное множество картин: белые березовые рощи, задумчивые и вековечный простор полей. Дорогие сердцу каждого человека картины.

У Юрия Васильевича есть стихотворение, посвященное нашей деревне. С образом Родины в его поэзии сливается образ любимого нам всем образ озера. Известно его стихотворение " Озеро детства".

Озеро детства

Ушло ужасно с детских пор
Воды сквозь память - решето,
И сколько видел я озёр,
А помню - то и только то!
Ему вечернею порой
Я поверял свои грехи,
И первой рифмою сырой
Слагал наивные стихи.
Брожу, бывало, босиком,
Корову Пальму потеряв,
И камыши шумят кругом,
Ворчанье мамы переняв.
Синица свистнет в вышине,
Встречая раннюю звезду,
Я терпеливо на волне
Наяду сказочную жду.
Над томной илистой водой,
Блуждает дремотная тишь.
И только рыжей бородой
Трясёт задумчиво камыш.
Моё родное озерко
Нехитро - Шубинским - звалось,
И незаметно и легко
Через года отозвалось.
Угодно было так судьбе,
И не изменишь ничего,
Из многих-многих в Барабе
Я вспоминаю лишь его.

Особое место в творчестве поэтов занимают воспоминания о собственном детстве. Несмотря на пережитые трудности, детство помнится светлым, добрым, воспоминания очень тёплые и трогательные.

«Привет, родная Бараба» (посвящается жителям села Шубинское)

Глаза закрою - мне приснится:
Волной у озера камыш,
И трясогузая синица
Свистит, распугивая тишь.
Колодец «трунинский» в околке
Со срубом, словно набекрень,
Окна разбитого осколки,
В руках у матери ремень…
Я помню тополь по соседству,
Картошки мёрзлой сочный мёд…
Во мне, я знаю, моё детство,
Утратив радости, живёт.
Я вижу Шубинку родную,
Корову стельную в избе…
И до сих пор в душе тоскую
По детству в нищей Барабе.
Привет тебе, страна из Детства!
Привет, родная Бараба!
Ты мне навеки, как наследство,
В тебе живёт моя судьба.

Заключение

В результате своих исследований я пришла к выводу, что более пристальное и глубокое изучение, понимание литературного наследия родного края позволяет внимательно относиться и любить свою малую родину. Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу. Однако я считаю наоборот – именно чтение, любовь к книге поможет овладеть необходимыми знаниями. Ведь представить наш мир без книг просто невозможно.

А какое богатое литературное наследие оставил нам поэт нашего села! Я считаю, что именно обращение к литературе, а значит и к культуре своего народа поможет нам сохранить себя. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья». А что такое «корни и крылья?» Я думаю, знание истории своего народа и любовь к родному краю – это его корни. А крылья – это книги, потому что чтение книг окрыляет человека.

Хочется верить, что знакомство с поэтами нашего села позволит сблизить современное поколение к литературному богатству родного края.

Список литературы.

    Карасев В.В. все остается с нами…(страницы жизни трех поколений). – г.Новосибирск, 2011 г. – 168 с.

    Карасев Ю.В. Тихая любовь: лирика/ Ю.В. Карасев. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Гос.акад.вод.трансп., 2012. – 64 с.

    Материалы школьного краеведческого музея.

Ольга Прокопьева

1. Пояснительная записка

Духовно – нравственное воспитание дошкольников рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.

Духовно – нравственное воспитание – это и система воспитательных мер, и социально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленная на формирование и развитие духовно – нравственных качеств человека.

Программное содержание

Расширить знания детей об истории и культуре г. Шимановска;

Сформировать у детей чувство гордости за свой город и людей , живущих в нем;

Способствовать формированию убеждения о том, что каждый человек, в каком городе бы он ни жил , способен на подвиг, или умение сочинять стихи или музыку;

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за культуру своего города ;

Расширить знания о литературном наследии поэтов г . Шимановска;

Развивать творческие способности детей.

2. Актуальность реализуемого проекта

Актуальность данного проекта заключается в том , что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, сохранению обычаев и традиций народов, его населяющих. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие воспитанниками традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города , района, области, края.

Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо , чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Как можно развивать чувство любви к малой Родине? Например, через знакомство с историей и культурой родного края, с творчеством талантливых земляков. Я уверена, что приобщая детей дошкольников и их родителей к духовным ценностям, показывая, как другие проявляют свою любовь к Родине, заставляя задуматься о том, а что каждый из нас может сделать полезного для своей семьи, детского сада, города , можно воспитать в ребёнке чувство уважения и любви к малой Родине.

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально – активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. От того, насколько развито чувство патриотизма каждого члена общества зависит судьба нашей Родины . А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к своему городу , селу, поселку. Настоящий патриотизм невозможен без знания истории и культуры своей малой Родины.

Проблема проекта :

Можно ли через изучение литературного наследия поэтов города Шимановска воспитать чувство гражданственности и патриотизма.

В своей практике педагоги и родители часто сталкиваются со следующими проблемами :

Краткость доступной информации по истории своего края;

Слабое знание творчества местных поэтов , которые пишут о нашем городе .

У детей поверхностные представления о культуре родного города .

У детей имеются представления о родном городе , но знаний о его возникновении недостаточно. Родители мало рассказывают детям об истории города , о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города , его непохожесть на другие города .

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с творчеством поэтов , музыкантов, художников нашего города , формирование у детей чувства гордости, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта .

Вариант решения проблемы :

Собрать информацию о людях нашего города , пишущих стихи;

Провести конкурс чтецов стихов поэтов нашего города ;

Создать электронную презентацию о поэтах нашего города ;

Выступить на собрании перед родителями с проектом ;

Использовать собранный исследовательский материал на занятиях и развлечениях;

Организовать встречи в музыкально – поэтической гостиной с творческими людьми г. Шимановска (Л. Г. Суровцевой, М А Ячменевой, Л. И. Драчук) ;

Собрать коллекцию компакт - дисков «История нашего города » , «Благодарю деда за Победу» , «Культурное наследие наших земляков» .

Цель проекта :

1. Воспитание чувства любви и уважения к малой Родине и, как следствие, к родной стране;

2. воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с маленького города ;

3. приобретение дошкольниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах ;

4. развитие и поддержка социально-значимой деятельности детей;

5. участие детей старшего дошкольного возраста и их родителей в создании тематических альбомов по истории родного города

6. Познакомить детей с биографией и творчеством знаменитых людей города , воспитывать чувство уважения и гордости к городу и его жителям . Расширить и закрепить знания детей, о профессиях взрослых, о достопримечательностях нашего города .

Воспитательные :

Организация социально значимой деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста.

Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, любви к своей Родине.

Формирование у воспитанников активной жизненной и гражданской позиции.

Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта) .

Образовательные и развивающие :

Расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста;

Развить навыки проектной и исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста;

Формирование ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, общекультурной, познавательной, личного самосовершенствования);

Предварительная работа

Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по патриотическому воспитанию;

Организовать экскурсии в краеведческий музей г. Шимановска;

Провести цикл занятий и мероприятий по теме «Мой любимый город » ;

Организовать выставку детских рисунков;

Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;

Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с творчеством художников, поэтов , музыкантов г. Шимановска;

Подготовить совместными усилиями детей и родителей совместный семейный маршрут по памятным местам города ;

Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Культурная жизнь нашего города » ;

Провести заключительное мероприятие акция «Шарик с пожеланием» .

Гипотеза :

Данный проект не только обогатит знания детей о родном крае, но и окажет положительное влияние на формирование у них гражданско-патриотического сознания, а также будет способствовать сплочённости детского коллектива.

Участники проекта :

Педагоги, родители, воспитанники старшего дошкольного возраста МАДОБУ № 15 г. Шимановска.

Ожидаемый результат

Знакомство с творчеством земляков будет способствовать формированию у дошкольников гордости за свой край, воспитанию патриотизма.

В ходе реализации мероприятий проекта воспитанники получат новые знания об истории, культуре малой Родины, талантливых людях родного края (поэтах , художниках, обычаях и традициях;

Календарный план проекта

Сроки Мероприятие Виды деятельности Результат (продукт)

октябрь Анкетирование педагогов и родителей

Объявление старта проекта . Групповое обсуждение мероприятий в рамках проекта , распределение обязанностей. Составлен план проведения проекта

Тематические занятия :

«Наш любимый город »

«Спасибо деду за Победу»

«Что такое культура»

«Моя семья»

Посещение краеведческого музея г. Шимановска

Занятия в музее Выставки рисунков

Конкурс родительских презентаций

Выставка генеалогических древ воспитанников старшего дошкольного возраста

декабрь Подготовка музыкально – литературных вечеров

«С. П. Повный – учитель и поэт »

«Строители БАМА – поэты г . Шимановска» Индивидуальная и групповая работа над изучение материала Авторский вечер с учителями поэтами школ г . Шимановска Л. Г. Суровцевой, М. Я. Ячменевой

Составление альбома «Стихи поэтов г . Шимановска для детей»

январь Посещение Детской библиотеки Знакомство с поэтическими сборниками и материалами печатных изданий Амурской области о поэтах земляках . Фотоотчёт.

Знание стихотворений поэтов – земляков .

февраль Выставка репродукций картин художников г. Шимановска А. Шабанова М. Бурлака Беседа о жизни и творчестве художников

Просмотр картин. Альбомы

«Поэты нашего города » «Художники нашего города »

март Тематическая неделя театра Подготовка и показ театрализованных постановок воспитанниками старшего дошкольного возраста малышам Фотоотчёт.

Привлечение родителей к пошиву костюмов, оформлению декораций

Альбом «Народный театр»

апрель Акция «Шарик с пожеланием» Сочинить короткое пожелание в стихах для жителей города и подарить его прохожему

Оформление результатов проекта

Анкета для педагогов и родителей

Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин» , «гражданское воспитание? Считаете ли Вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?

Достаточно ли хорошо Вы знаете культурно – историческое наследие нашего города , края, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?

Какими способами Вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города , края?

Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры? Какие пути в решении этой проблемы Вы могли бы предложить?

Как Вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города , края?

Знаете ли Вы, что и как рассказывать детям о родном городе ?

Какую литературу, на Ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей и культурой? Назовите известные Вам источники

Какая методическая помощь Вам необходима для реализации задач гражданского воспитания Вашего ребенка?

  • ПРОЕКТ
  • ПО ТЕМЕ:
Анкетирование
  • 72 учащихся приняли участие в анкетировании. Из них 5 человек знают поэтов нашего края, а остальные ни одной фамилии не назвали.
ПРОБЛЕМА:
  • «Отсутствие у учащихся школы знаний о знаменитых
  • поэтах малой родины»
Помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов родной земли;
  • Помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов родной земли;
  • Показать величие русского народа и духовную красоту в произведениях этих авторов;
  • Доказать, что произведения Семилукских поэтов являются отражением местного быта, культуры, природы.
ЯКОВ НИКОЛАЕВИЧ КЛИМОВ
  • ЯКОВ НИКОЛАЕВИЧ КЛИМОВ
  • Родился в 1947 г. в Каменной Степи Таловского района Воронежской области в небольшом поселке Шишлянников. После окончания средней школы поступил в Воронежский политехнический институт. Работал на предприятиях Воронежа, прошел путь от инженера до главного конструктора спецмашиностроения.
Виктор Тихонович Кулаков (1941)
  • Родился 9 мая 1941 года в с.Девица Семилукского района. Закончил с золотой медалью Стрелицкую среднюю школу. Поэзией увлекается с юных лет, участвовал в пяти творческих смотрах –конкурсах. В данное время проживает в г. Москве, но он частый гость в нашем поселении.
Смирнов Владимир Васильевич
  • Родился в г. Орехово-Зуево Московской области в 1938 году. В 1957 окончил Староскольский геолого-разведочный техникум. Увлечения: спорт, литература. Стихи пишет с юности. С 2000 г. живет в с. Девица, Семилукского района Воронежской области. Активный участник литературных мероприятий.
.
  • Родилась 1 апреля 1961 года в селе Девица Семилукского района. Более 15 лет работала бухгалтером в Семилукском торге, сейчас работает в г. Воронеже, но места жительства менять не собирается, так как любит свой родной уголок .
Валерий Фёдорович Гомонюк (1948-2006)
  • Родился в 1948 году в селе Девица Семилукского района Воронежской обл. В 1967 году окончил Семилукскую среднюю школу. Стихи пишет со школьной скамьи. Печатался в газете < Советская армия > и др. Неоднократно его произведения звучали на Воронежском радио. Является автором 4 сборников стихов и песен. Валерий Федорович посещал и нашу сельскую библиотеку. Так в 2006 году 23 февраля прошла встреча с поэтом, на которой звучали его песни и стихи. В декабре 2006 этого замечательного человека не стало.
Паршин Василий Петрович (1927-2012)
  • Родился в 1927 году в селе Петропавловка Острогожского района Воронежской обл. После окончания школы работал учетником в тракторной бригаде. Все страшные годы войны всю семью, 10 детей и мать фашисты загнали в контракционный лагерь. 16-летним юношей записался в истребительный батальон и с карабином в руке очищал леса и деревни от фашистских захватчиков. В 1952 году женился в Москве, воспитал 3 детей,всем дал высшее образование.В 2012 году в возрасте 85 лет остановилась жизнь этого замечательного человека.

Мы поговорили с организатором и вдохновителем проекта Андреем Орловским о рэп-баттлах, месте поэзии в России и о том, с чего начать молодому поэту, чтобы добиться признания.

Летом 2017 года интернет взорвал баттл Oxxxymironа и Гнойного. Впервые за долгое время о поэтах заговорили все: от подростков до ученых-филологов. По твоему мнению, это была единичная вспышка или же нас ждут новые прорывы в общественный и медийный дискурс людей, подобных им?

Все заговорили не о поэтах, а о баттл-рэпе. В контексте обсуждения конкретного баттла между Оxxxymironом и Гнойным на рэп-культуре акцентируют свое внимание абсолютно все СМИ, на поэтических отсылках, промелькнувших в раундах - далеко не каждое. Независимо от того, кто кого в этом баттле победил, таким медийным результатом баттл обязан исключительно Мирону Федорову: он очень долго молчал до него, аккумулируя внимание своих слушателей, он его инициировал, и исключительно поражение Мирона является причиной такого шума. Из всего сказанного выше следует простой вывод: если сейчас появится кто-то, кто перенаправит информационную энергию в поэтическое русло - тогда эта вспышка сыграет на руку отечественной литературе, практически отлученной от больших медиа, если такого человека не найдется - для литературы эта хайп-волна окажется очередной упущенной возможностью.

Звучит довольно пессимистично. Сразу же хочу задать уточняющий вопрос: почему очередной? Можешь привести примеры таких упущенных возможностей из недавнего литературного прошлого?

Любое значимое событие на культурном фронте может стать рукой спасения. Почему бы не поговорить о живой, настоящей, современной поэзии в год литературы? Нет, этого не произошло. Помню, кто-то говорил мне: «Так странно. Я пишу стихи и издаюсь, езжу по городам, на мои концерты ходят люди. Я живу этим и меня окружают те, кто тоже этим живет. Но на сайте, посвященном году литературы, нет никого из нас, как будто бы нас не существует». Кажется, это был Женя Моря, но за примером не нужно далеко ходить: только у меня в 2015-ом году было три сольных тура, один из которых включал в себя больше двадцати городов. Письма моего менеджера тогда проигнорировали все возможные инстанции, притом, что на любом моем концерте людей больше, чем на любом официальном, назовем это так, литературном мероприятии. На смерть СМИ отреагировали одами и мемуарами, хрониками эпохи шестидесятников, но никак не попытками осмыслить текущий дискурс. Скоро будет сто лет со дня написания поэмы Александра Блока. Разговор о том, как откликаются или откликались раньше на поэзии и поэтах те или иные события, может начаться в любой точке, при любой риторике. Но одна или несколько вспышек, сколь бы значимы они ни были, не решают основной проблемы: в данный момент современной поэзии как вида актуальной информации для медиа-индустрии не существует - за исключением, разве что, нескольких фамилий.

У меня следующий вопрос: куда податься начинающему поэту и нужно ли ему становится частью какой-то тусовки или группы?

Этот путь - стать частью какой-то тусовки - кажется правильным: когда ты в группе, ты являешься частью системы культурного кровообращения, обмениваешься мнениями, получаешь критические комментарии и, соответственно, становишься лучше. В теории это может быть интересно, полезно и даже выгодно, но на практике дело обстоит несколько иначе: я общался со многими талантливыми современниками и понял, что свой собственный голос можно отыскать только в обратной от массовости стороне. То есть, отвечая на вопрос, куда податься начинающему поэту, я бы посоветовал не пытаться стать частью какого-то существующего движения (если, конечно, речь не идет о полном совпадении эстетических позиций), а точечно познакомиться с теми людьми, чье мнение и вкус являются авторитетными.

Это уже второй вопрос, в котором встречается слово «нужно», в данном контексте, на мой взгляд, неприменимое. Начинающему автору нужно писать хорошие тексты, больше ничего. Кажется, Довлатов говорил о том, что в литературу попадают по протекции. Ночами на пьяных кухнях можно часами рассуждать о преемственности литературных поколений. Историки, культурологи и литературоведы изучают процессы влияния одних авторов прошлого на других. Интернет уничтожил саму необходимость всех этих изящных и занимательных теорий: когда у автора есть прямой доступ к своей аудитории, то одобрение мэтров, профильные тусовки, консолидация с вероятными единомышленниками - это уже не «нужно», а «можно, если хочется».

Хороших текстов в интернете много. Но чтобы автору состояться, желательно все-таки опубликоваться в серьезных литературных журналах. Признание массовой аудитории - это одно, а подборка в том же «Арионе» - это другое. Или же нынешнее столетие внесло и сюда свои коррективы?

Начиная этот разговор, нужно точно определить критерии, которые позволяют судить, состоялся автор или нет. Кто более состоявшийся - Леха Никонов, панк, наркоман, человек, не выпустивший ни одной книги в большом издательстве, но при этом имеющий широкую аудиторию и авторитет в кругах молодых поэтов или же, например, какой-нибудь Владимир Бояринов, который со всем своим списком изданий, официальных статусов и наград, не помещающимся в одном абзаце, пишет мертвые тусклые вирши? Общаясь с московскими интеллектуалами, я часто сталкиваюсь с позицией, когда словосочетание «массовая аудитория» употребляется с негативной окраской. Попытаемся разобраться: как эту массовую аудиторию завоевать?

Вариант первый - маркетинговым расчетом, когда автор пишет, точно понимая, куда своими словами бьет, какую цель преследует. Такие случае единичны, поэтому рассмотрим вариант второй и основной - внимания читателей добиваются энергией и искренностью, то есть теми качествами, которые делают поэзию по-настоящему живой. И если силы голоса хватает на то, чтобы быть услышанным, то этому голосу можно только позавидовать. А про всякие творческие группы и отношение к ним очень хорошо писал еще Набоков: «В этом мирке, где царила грусть и гнильца, от поэзии требовалось, чтобы она была чем-то соборным, круговым, каким-то коллективом тлеющих лириков - и меня туда не тянуло».

Расскажи про свой проект. С чего начинали, чего добились и к чему стремитесь?

С чего начали: «Живые поэты» начинались как моя личная версия литературной карты СНГ. Почти десять лет своей жизни я провел в дороге, выступая с чтениями в разных городах. Всего откатал восемь концертных туров по СНГ, последний из которых - тур в защиту книги «#спички. дорога домой» - включал в себя 42 города трех стран. В этом долгом трипе я знакомился с местными авторами - мы вместе выступали, писали, редактировали тексты друг друга, очень много говорили о том, что такое поэзия, и том, что значит быть настоящим поэтом. Ученые и маргиналы, рэперы и рокеры, священники и программисты - это совершенно разные люди, которые пишут совершенно разные тексты. Но общая черта, думаю, есть: в большинстве своем они никак не вовлечены в общий культурный процесс, их отношения с литературой похожи на отношения отшельников с богом - они говорят с ним напрямую, без посредников в виде специализированных институтов-церквей (в случае с литературой - редакций, журналов, издательств, критиков и так далее). Соответственно, положение вещей такое: есть много талантливых людей, которые никак не интегрированы в современную литературу, а это значит, что им нужна своя площадка. В июле 2015-го года я принес эту идею в редакцию сетевого издания m24.ru, она была хорошо принята - так появился проект «Живые поэты».

Купить книгу В избранное В избранном

И про то, чего добились: я уже говорил в каком-то интервью, что у нас есть какие-то цифры, по которым можно судить об относительной успешности: несколько десятков тысяч заявок, три сотни текстов авторов из 80 городов и пятнадцати стран, а также почти 30 000 человек в социальных сетях. Идея активно поддерживается другими - к проекту присоединились довольно известные люди (тот же Oxxxymiron, о котором мы говорили раньше, Саша Гагарин из «Сансары»), на концерте, посвященном нашему двухлетию, было 250 человек, а в СМИ о нем вышло более 50 публикаций. Но главное достижение «Живых поэтов» в том, что они существуют - существуют, несмотря ни на что.

К чему стремимся: проект «Живые поэты» отражает ту систему ценностей, те эстетические взгляды, о которых мы говорили с тобой раньше в этом интервью. Лично я считаю (предупреждаю, что это предвзятая точка зрения родителя к ребенку), что все тексты, опубликованные в проекте - даже детские, неровные, рефлексичные, с очевидными ошибками - это в некотором смысле энергетические подарки читателям. И что эти стихи могут не только инициировать в читателях новые мысли или чувства, но и стать для них откровениями. Если перед проектом и стоит какая-то цель, то это популяризация живой современной поэзии. Осенью мы хотим запустить краудфандинговую кампанию, зимой издать книгу лучших текстов проекта за два года, весной организовать большой фестиваль, который, надеюсь, станет ежегодным.

Давай так - и твои, и те, что вы отбираете.

Итак, мои любимые авторы и любимые книги. Отвечая на вопрос о них, я всегда называл несколько: Бунина, «Интервью с профессором Y» Селина, «Диалоги с Иосифом Бродским» Соломона Волкова, «Тупой панк-рок для интеллектуалов» Спирина, «Тропик рака» Генри Миллера, «Нулевые» Никонова, де Сент-Экзюпери, Станиславского, «Роман с кокаином» Агеева и «Искусство войны» Сунь-цзы. Кроме вышеназванных авторов я люблю читать Гайто Газданова и Владимира Набокова, Бориса Рыжего и , и , Солженицына и Аллена Гинзберга. Из ныне здравствующих: Алессандро Барикко, Светлана Алексиевич, Милан Кундера, Евгений Алехин, Томас Венцлова и Женя Бабушкин. Отношусь неоднозначно, но иногда читаю , Ричарда Баха, и .

И про вторую часть твоего вопроса: каких авторов и какие стихи мы любим и кого публикуем в проекте «Живые поэты». Я уже говорил об этом в других интервью: ответить на него однозначно невозможно - четких критериев нет и быть не может. Мы не очень-то ценим рефлексичное нытье и психо-эмоциональные вспышки, не любим пошлый юмор и заумные современные верлибры, архаистический язык, банальности и глагольные рифмы. Редакторы «Живых поэтов» много внимания уделяют ритму и стилю, внутренней энергетике текстов и актуальности поэтического языка.

Поэты Самарской области

Наумова Анна,

ученица 6 «Б» класса

ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина

ж.-д. ст.Клявлино

С детства я увлекаюсь литературой. Особенно мне нравится лирика. Ближе всегда стихотворения, написанные людьми, живущими рядом, потому что они пишут о том, что нам знакомо, родное.

Проблема: Стихотворения самарских поэтов многим неизвестны.

Цель: Познакомиться с творчеством поэтов Самарской области.

    Найти информацию о поэтах Самарской области и их творчестве

    Обобщить эту информацию

    Рассказать о поэтах Самарской области одноклассникам.

Сбор информации. Анализ и синтез. Презентация

Гипотеза: Материал о творчестве самарских поэтов поможет познакомиться с литературой родного края.

Основная часть моей работы названа «Стихами дышит всё вокруг»

Богата земля самарская литературными талантами. Обратимся к тем именам, которые прославили своё отечество.

Владилен Иванович Кожемякин (1931 – 1984) – поэт, член Союза писателей СССР, автор 7 книг стихов. Закончил Московский литературный институт им. М. Горького. Жил и работал в Кирове (Вятке), Магадане, Пензе и Самаре. В Самару он приехал в 1966г. Работал на телевидении, в Союзе писателей, в газете “Волжская Коммуна”. В Самаре вышли книги его стихов – «Родня», «Отчая земля», «Ночная смена». В эти годы он печатается и в Москве – были изданы его книги «Дальняя дорога», «Потому что люблю».

С успехом печатался в центральных журналах – «Современник», «Молодая гвардия» и др. Его стихи и поэмы о России, о людях, которых он знал и любил, об их жизни и судьбах полны лиризма и любви. Погиб Владилен Кожемякин 16 октября 1984г.

Одним из любимых моих стихотворений является вот это:

Слова - они и мед, и черный деготь.

Когда ж ни с тем, ни с этим не знаком -

И то и это хочется потрогать

Младенчески бесстрашным языком.

Без слов ее чего б я нынче значил

Средь многих поэтических заик?

Волгам уж я доучиваться начал...

А, может выть, и портить свой язык.

Это стихотворение о силе и глубине слова.

Погиб Владилен Иванович в самом расцвете своего таланта, Осталась оборванной буквально на полуслове поэма, над которой он работал. Погиб более чем странно... Но мистика судьбы Кожемякина в том, что его гибель пришлась на очередную годовщину профессионального праздника Дня работников леса - русского леса, который в лице поэта потерял одного из самых вдохновенных своих заступников.

Всегда со мной, куда ни еду,

Я дома - дом, что берегу,

Она и ложка мне к обеду,

И кол кладбищенский врагу,

Мне дуг не гнуть из тонкокорой -

И не смогу, и век не тот...

Она - бумага, на которой

Моя поэзия живет.

Владислав Юрьевич Терентьев - родился 21 марта 1971 года в г. Куйбышеве, в простой рабочей семье. Окончил среднюю школу № 44 с преподаванием ряда предметов на немецком языке, а так же Куйбышевский учебно-производственный комбинат № 1 по профессии водитель-механик автотранспорта.

С 1989 по 1991 год служил в рядах ВС СССР за границей, является воином-интернационалистом.

Член Самарского регионального литературного объединения, неоднократный участник межзональных и межрегиональных фестивалей современной поэзии. Публикации в альманахах "Русское эхо", "Звёздная мозаика", "Жизненные грани", а так же на литературных сайтах:

"Золотое перо", "Изба-читальня", "Общественная литература", "Русь"

Номинант литературных премий:"Поэт года 2013 - 2016", "Наследие 2015 - 2016",а так же литературной премии им. Сергея Есенина "Русь моя - 2016"

Участник литературных конкурсов: "Георгиевская лента - 2016",

"Жигулёвская осень - 2016" литературного объединения "Лира", "Осенний калейдоскоп - 2016"

Меня привлекло его стихотворение «Мартовский дождь»

По веткам бисер разметав,

Унылый дождь таранит стёкла,

Он соблюдает свой “устав” –

Чтоб вся Вселенная промокла.

И строки рвутся мир пленять

С его народом разночинным,

Весну пытаются понять,

Где март рыдает беспричинно.

Пронзительны до боли строки стихотворения «Отец и сын» (Из цикла: “Думы об отце”)

Поволжье вновь в изгибе золотом,

Царит сентябрь, листва летит на плечи,

И я душою рвусь в отцовский дом,

Что добротой своей питает встречи.

Отец ростки пустил в моей судьбе,

С ним до зари в кафе сидели звёздном,

Прошли года, и говорю себе:

“Езжай к отцу, пока ещё не поздно!”

Петрищев Петр Васильевич родился 3.01.1946 года в селе Богдановка Самарской (Куйбышевской) области, вырос в поселке Алексеевка г. Кинель.

Полынные ветра родного поселка – первое, что воспел талант молодого поэта.

Петр Васильевич работал токарем на заводе п/я 160, п/я 32, пионервожатым Тростянской средней школы, служил в рядах Советской Армии.

В 1968 году поступил в Куйбышевский государственный педагогический институт, который с отличием закончил в 1972 году.

Работал директором Дмитриевской средней школы, зам. директора по УВР в СГПТУ №3 в поселке Алексеевка. Потом была работа в обкоме КПСС, учеба в Саратовской ВПШ (а) и Академии общественных наук (г. Москва), где он защитил диссертацию