Истории про нечисть читать. Нечистая сила - рассказы очевидцев

Случайно наткнувшись на статью о различного рода домовых и полтергейстах, я заинтересовалась славянской домашней нечестью и провела небольшое исследование, результаты которого и хочу представить моим дорогим читателям.

Для начала разберемся, кто же такие кикиморы? Кикиморы — это маленькие злобные существа женского пола, ростом они не выше колена взрослого человека, но вред для хозяйства могут принести огромный. Представьте только, что пока вы спите, это вредное уродливое существо препутает всю пряжу в вашем доме, рассыпет крупу, поломает игрушки детей. Голос у кикимор отвратителен. Высокий и визглявый, противно говорящий нараспев. Так свидетельствуют старинные русские предания и сказки. Волосы этих уродцев длинные и растрепанные, похожие больше на длинную шерсть, а уши похожи на свиные — угловатые, с кисточками на концах. Думаю, говорить о том, что выглядят кикиморы ужасно излишне.

Но боялись крестьяне кикимор не за их уродливую внешность. По рассказам бабушек- старушек, кикимора — это злая сущность, обитающая в избах и домах, а вовсе не на болотах, как мы с вами привыкли думать. Днем кикиморы спять в темных углах, за печью, а ночью выходят из своих убежищ и разводят беспорядок в доме. Поэтому и прятали хозяйки свои кудели и пряжу в сундуки да ящики. Любят также мелкие пакостницы пугать маленьких детей, что не спят по ночам. Шабуршат, отврато хихикают, гремят посудой, а если хозяева проснуться и пожелают изловить злодейку — то ее уже и след простыл.

Вообще, кикимору удается увидеть нечасто, как любой дух, она может быть невидима и напоминать о себе лишь бормотанием, постукиванием, тихими шагами и другими звуками. Если же вам удалось увидеть кикимору — особо не радуйтесь, встреча с ней не сулит ничего, кроме болезни и смерти близких, несчастий, ссор и прочих бед. Совсем дурной признак — встретить кикимору в левом углу комнаты. Это говорит о том, что вскоре повстречавший ее умрет страшной и мучительной смертью или же сведет счеты с жизнью.

По сказаниям старины, кикиморой может стать ребенок с какими-либо отклонениями или проклятый матарью во время родов. Тогда нечистая сила немедленно похищает дитя и обращает его в это уродливое злобное существо. В него может превратиться и мертворожденный ребенок. Чтобы оградить детей от такой опасности, наши предки вешали над колыбелью обережных кукол, которые охраняют дом от злых сил.

Но можно и договориться с кикиморой, чтобы она оставила свои пакости и покинула дом. Делать это должен глава семьи. Чтобы пообщаться с кикиморой, нужно в полночь начертить круг на полу, желательно, белым мелом или куском мыла. Встать в центре круга с свечой в руке и трижды повторить: «Кикимора, приди да со мной поговори». Главное — не бояться, эти вредные создания питаются нашим чувством страха, в результате чего становятся еще сильнее и упрямее, что затрудняет переговоры с ними. Если все правильно сделать, то вскоре станут слышны тихие шаги и противный шепот. Это кикимора пришла говорить с вами. Говорить с ней, как, впрочем и с любым духом, нужно уважительно, но без страха, если кикимора будет предлагать вам какие-либо сделки или обмен — ни в коем случае не соглашайтесь. Она будет прилагать все усилия, чтобы получить для себя выгоду, оставив вас в дураках. Когда вы договоритесь с кикиморой, скажите: «Мы с тобой поговорили, теперь ступай и в дом мой не возвращайся», потушите свечу, выйдете из круга. Чтобы кикимора не держала на вас зла, подарите ей какой-нибудь подарок, мешок зерна или любую побрякушку. Тогда она уйдет и больше никогда не вернется в ваш дом.

Вполне возможно, что кикиморы — обычная народная байка, но не стоит забывать о том, что в любой байке есть отражение реальности.

Всем привет!!! Вот недавно наткнулся на ваш сайт, дай, думаю, и своих парочку историй скину..
История 1:
Этот случай мне рассказала мама, было ей тогда лет 6-7, жили они в деревне, и вот в один осенний вечер сидят они семьей, ужинают, вдруг слышат стук в дверь, странно как-то, ведь двор уже заперт,д а и кто в такое время шастать будет, отец спросил:
”Кто?” – в ответ только очередной стук. Ну что делать, взял отец кочергу и пошел к двери, только приоткрыл, как в дом ворвались два поросенка и с диким визгом начали носится по прихожей, все были в шоке, что за поросята, ведь в хозяйстве только одна большая свинья.
Тем временем свинюшки метнулись в комнату, все за ними. То, что они увидели, повергло всех в шок – по среди комнаты стояли рядом поросята и молча смотрели на иконы, висящие на стене. Простояв так секунд 10, поросята с визгом бросились к выходу и исчезли в дверном проеме. Отец семейства выскочил вслед за ними, но во дворе была глухая тишина. Самое интересное, что сторожевая собака, которая реагировала на каждый шорох, спокойно лежала в будке. Хозяин быстро нашел какую-то палку, вытесал кол и вбил по среди двора, в этот момент, как говорит мама, она увидела как по колу пробежала искра как от электричества и запахло пеленой шерстью.
”Ну все, поймал, -сказал отец, – завтра прибегут!”
На следующее утро прибегают соседи, муж с женой, оба красные, распаренные, он яко-бы за гвоздями, а она за солью.Всем стало все ясно, но виду никто не подал, про эту парочку давно по деревне ходили разные слухи. Больше подобного не случалось.
История 2:
Рассказал эту историю мой дядька (мамин брат), случилось это в той же деревне, только чуть позже. Пошли они раз с товарищем на ночную рыбалку, наслышались, что рыба ночью в камыши прячется и её хорошо подсакой оттуда тягать. Вот идут они, значит, вдоль камышей, по пояс в воде, тягают мальков, как вдруг слышат – треск в камышах, ну, думают, щука кг на 5 не меньше, опустили тихо подсаку в воду и давай по камышам ногами лупить, добычу загонять. Слышат, что-то тяжелое ударилось о сеть, поднимают подсаку, но то, что они увидели, было далеко не рыбой. В свете луны им показалось, что это бобер, ну зачем им бобер? Взяли его за шкирки да и кинули подальше в воду. А это лохматое “нечто” отплыло метров десять и давай хохотать с горе-рыбаков. Что тут говорить, мчались ребята, не чувствуя земли под ногами до самой деревни, все побросали и подсаку, и сумку с добычей. Дядька говорит, что на всю жизнь запомнил этот пронзительный смех. Больше они ночью на речку ни ногой.
Вот такие истории на ваш суд, хотите верьте, хотите нет.

Отрывок из книги Андрея Буровского «Сибирская жуть»:
——
Вероятно, истории про усадебную нечисть, колдовство и гадания находятся в Сибири в таком же «загоне», как и во всем мире, но на совершенно особом месте находятся истории про нечисть, обитающую в лесах, а также в заброшенных строениях и деревнях. Эти истории вовсе не перестали рассказывать, в XX веке эта фольклорная тематика не исчезла и не ослабла, и причина этого тоже понятна: в Сибири даже в очень населенных местах в крестьянском хозяйстве всегда была очень велика роль охоты, путешествий, отхожих промыслов, торговли. Без всего этого попросту не было хозяйства. Уже в XIX веке сибирский крестьянин вынужден был активно торговать, а города были часто далеки от деревень. Ехали дня два-три, а то и неделю, причем ехали зимой, когда останавливаться под открытым небом было почти невозможно. Значит, люди постоянно оказывались в избушках, в домах, обитаемых только часть года, фактически в брошенных людьми помещениях, где, по точному определению А. К. Толстого, «долго ли другим хозяевам завестись?».
То же самое касается и охотничьих избушек или строений, которые делаются на заимках и на покосах, - все это строения, обитаемые только часть года. Строения, в которых, как говорит опыт человечества, всегда заводятся другие «хозяева».
Россиянин в Сибири постоянно оказывается в таких помещениях, и если пласт историй про столкновения с другими «хозяевами» невелик - я отнесу это на счет выполнения людьми некоторых важных правил. Конечно же, в семье не без урода, но все-таки в Сибири довольно строго выполняются правила поведения во временном жилище.
Во-первых, в такое жилище принято входить как в обитаемое: снимать шапку, кланяться у входа, просить разрешения войти и воспользоваться жильем. Многие люди громко рассказывают о себе, объясняют, почему им понадобилось жилье, и даже иногда вслух обещают себя вести «правильно». То есть ведут себя уважительно, признают правила поведения и первенство «хозяев».
Во-вторых, неукоснительно соблюдаются правила поведения во временном жилище. Пока ты в нем - ты можешь пользоваться всем, что в нем есть, включая дрова и еду. Но, уходя, обязательно оставляют дрова и запас пищи. В этом, конечно, сказывается элементарная справедливость и понимание, что «пока я здесь, мой-то дом без хозяина». Но не только. Сибирские условия заставляют делать поправку на климат, на образ жизни в малонаселенных местах. Мы не знаем, кто и при каких обстоятельствах будет пользоваться этим жильем. Тот, кто придет после нас, может не иметь времени наколоть дров - например, если человек войдет в избу обмороженный или с пораненными руками.
Не так уж часто, но вполне реально складываются ситуации, когда от корректного поведения пользователей жильем зависит здоровье и даже жизнь последующего пользователя. Традиция учитывает это, и «хозяева» жилья принимают это во внимание. Во всяком случае, никакие сложные ситуации и необычные истории не связаны с жильем, которое используется человеком всего 2-3 месяца, а то и несколько недель в году.
Соответствующий пласт историй связан с заброшенными деревнями. Эта реалия - заброшенные деревушки - тоже вовсе не чисто сибирская, но у нас этого как-то особенно много. Остается удивляться тому, как быстро разрушаются дома, из которых навсегда ушли люди. Охотничья избушка или сарай для сена на заимке могут простоять по сто лет и больше, хотя пользуются ими по 3-4 месяца в году, а остальное время они стоят заброшенные. А вот дома, из которых ушел человек, ветшают и разрушаются совершенно стремительно. Буквально лет за двадцать дома превращаются в сущие руины, а за тридцать-сорок практически исчезают. Дольше всех сохраняются почему-то баньки. То ли дело в том, что баньки сочетают простоту постройки и большую основательность, прочность сруба. То ли они больше нравятся новым «хозяевам» деревни… этого я не могу сказать.
С заброшенными деревнями, в домах и в банях которых мне приходилось ночевать неоднократно, у меня связано по крайней мере два наблюдения о необычном.
Первый раз я наблюдал эти эффекты в 1982 году в деревне Усольцево, лежащей на одном из островов Ангары. В это время в Усольцево жили только три старухи и старик, причем вовсе не муж одной из них: его собственная старуха померла несколько лет назад. Жалкие остатки уже несуществующего общества, эти старики ютились в двух домиках, а остальные двенадцать или почти развалились к тому времени, или пустовали и начинали разваливаться.
Это были красивые дома, сделанные добротно и со вкусом. Изящная резьба покрывала наличники окон, коньки крыш, столбики крылечек: строили для себя, готовились жить сами. Грустно было входить в дома, навсегда покинутые теми, кто строил их так ладно и любовно, кто резал по дереву, украшая свою жизнь и жизнь потомков.
Вдруг за моей спиной резко хлопнула дверь. Порыва ветра не было, да и дверь была не открыта, а плотно прикрыта в этот момент. Что-то открыло дверь и с шумом захлопнуло при полном безветрии.
Да, эта хлопнувшая дверь… И сразу же как будто звук шагов по заросшей травой сельской улице. Заскрипело дерево. Да, открывалась калитка. И опять зазвучали шаги. Легкие шаги быстро идущего, спешащего человека.
Галлюцинация? Бред? Мне стало жутко, неприятно, и я быстро пошел к берегу реки, к единственным жилым домикам.
Сельская улица-дорога оставалась неровной, местами глубокие колеи хранили дождевую воду. Возле одной такой промоины глубоко в землю ушел след. След мужской ноги, обутой в сапог; след еще заполнялся водой.
Помню отвратительное ощущение непонимания. Происходило что-то, не имевшее ничего общего со всем моим опытом жизни; со всем, чему меня научили и что я считал всю жизнь истиной. У меня не было совершенно никакого способа хоть как-то объяснить происходящее. Потому что в эти годы я оставался почти полным советским атеистом, разве что склонным соглашаться, что «вообще-то что-то есть» (как это свойственно очень многим атеистам). То есть я был совершенно убежден, что надо принадлежать к Церкви… Но и это убеждение было скорее политическим, было демонстрацией того, что никакие коммунисты своей цели добиться не в силах, моя семья и я лично никакого отношения не имеем к их бредовым затеям и дальше иметь не собираемся.
Но происходящего я не понимал, под защитой себя не чувствовал и испытал отвратительное, очень сильное - до тошноты - чувство испуга и совершеннейшей беспомощности.
Поверхность реки морщил ветер, мелкие волночки накатывались на гальку и крупный песок; открытая ветреная даль была и красивой, и уж, конечно, очень прозаичной. А возле жилого, неразрушенного дома на скамеечке сидела бабушка Алена, положив обе руки на клюку. И это тоже был кусок прозы жизни, чего-то очень здорового, очевидного и реалистического.
- Нагулялся? Молоко будешь пить?
- Буду!
Дефицит общения у старухи был совершенно чудовищный, и минут за десять разговора между нами возникла такая доверительность, что я вполне уже мог спросить: что это, мол, такое ходит по деревне… а не видно?!
- Ходит, батюшка, ходит! - подтвердила весело старушка.
- А кто ходит-то?!
- Да хто его знат? Ходит и ходит… Давай молока подолью.
Не в первый и не в последний раз я столкнулся с мировоззрением, совершенно противоположным мышлению интеллектуала. Мне нужно было, чтобы все явления находили место в некой схеме. Если происходило то, чего не может быть, я очень удивлялся и начинал искать объяснений - как же так?!
А старая бабушка Алена вовсе не нуждалась ни в каких объяснениях. Все, что происходило вокруг, просто учитывалось: есть вот и то, и то, и то… Картошка прорастает, если ее посадить, а если ее поджарить, она вкусная. В деревне есть коровы, а в тайге - олени и лоси. Сама картошка в лесу не растет, зато малина - растет. По деревне стучат калитка и дверь, а в грязи находятся следы ног… Все это есть, и все тут. А как все это объяснить - неважно, и вообще пусть умники и объясняют, деревенской бабке это, может быть, и ни к чему.
Во всяком случае, никаких объяснений бабушка Алена мне не дала, сказала только, что он безобидный, не трогает, и налила еще молока.
А я больше не пошел в глубь деревни и не стал изучать, кто здесь ходит.

Этнограф В. Перетц, живший в прошлом веке, в статье «Деревня Будогища и ее предания» приводит рассказ о «стуках нечисти в дверь». Нечистая сила принялась однажды ночью барабанить в дверь дома местного лавочника.

Хозяин дома, всполошенный стуком, кинулся к двери, распахнул ее, но никого не обнаружил за нею. Он закрыл дверь. Снова — громкий стук и очень громкий крик: «Открывай!» Лавочник опять открыл дверь. Никого за порогом не было.

И так продолжалось до самого рассвета:

— Открывай!.. Открывай!..

Или вот другая вполне типичная история о звуковых сигналах чуждого. Ончуков в «Северных сказках» цитирует воспоминания крестьянки Степаниды из деревни Корельский Остров. Степанида отправилась как-то раз по ягоды в лес. Едва она начала собирать

ягоды, присела возле какого-то куста, как вдруг слышит — закричал из непролазной лесной чащи человек. Да и не просто человек, а родственница Степаниды, ее сватья Маланья. Крестьянка узнала ее голос.

— Вставай, пошли! — кричит.

— Да пошли!

Крестьянка потом рассказывала Ончукову:

— Ой, до того он меня напугал, аж дрожь пошла по сердцу, переменилась я в лице.

Еще сообщение на ту же тему, записанное Ончуковым.

Николай Кузьмин из деревни Сюзань вспоминал: однажды заночевал он в избушке на берегу лесного озера, но выспаться не удалось.

— Не дало, выжило. Ходит, гремит по крыше.

Несколько раз выбегал Кузьмин с горящей берестой в руках из избы, освещал ею крышу, осматривал. Никого там не обнаружил. А едва снова входил в избушку, тут же кто-то начинал топать по крыше сапогами, ходить по ней туда-сюда.

В. Добровольский в «Смоленском этнографическом сборнике», изданном в 1891 году, ссылался на свидетельство двух русских крестьян, тоже услышавших нечистую силу. Мужики собирали в лесу смолу и припозднились. Ночь застала их вдали от родной деревни. Вдруг слышат: над лесом пронесся свист. Был он таким сильным, что уши у обоих мужиков заложило.

Они рассказывали:

— Испугались оба, стали тикать. Как свистнул снова! Мы бежим, а лес над нами словно валится от свиста. Бежим мы, а «он» снова его нагибает и свистит, пугает. За лес выбежали, а «он» все над нами хлещет, свистит; смотрим вверх — ничего над собой не видим. Все, что у нас было, побросали — едва сами убежали.

В 1927 году на железнодорожной станции Трудовой Читинской области случилось событие, отдаленно схожее с происшествием в доме лавочника в Бу-догищах. По словам непосредственного участника события Федота Дутова, в новогоднюю ночь в доме, где он жил со своими родителями и братьями, поднялся переполох.

— Только мы легли, — рассказывает Дутов, — еще не уснули... Застукался! На террасах — там окна большие были — застукался так, что аж эти окна задребезжали.

Федот схватил топор, а его старший брат Иннокентий — револьвер.

— Вышли — никого нет, — вспоминает Федот. — Кругом обошли всю ограду — никого нет. Только в дом зашли, дверь заложили, еще не успели присесть — опять тошней старого застукался. Мы снова вышли — никого нету. И вот он примерно простукал так... Ну до часу ночи... Так продолжалось дней десять, наверное.

Куда, впрочем, более жуткое испытание выпало на долю Акулины Суворовой из села Ичура Бурятской АССР. В 1943 году Акулина была малолетней девочкой. Ее воспоминания о происшедшем выглядят так:

— Отец на фронте... Мать уехала в город. Уехала продавать молоко. Мы назвали подружек ночевать. И в эту ночь нас «пугало». Только мы спать легли, как забегали по постели ноги, собачьи, кошачьи. Раз, другой... Мы испугались, под одеяла залезли. Вдруг грохот получился — треск, гром. Полетели стекла из окон, заорали кошки — и все тихо стало. Зажгли мы коптилку, давать искать: ни кошек, ни собак, и, главное, все стекла в окнах целы.

Пугало, говорила Акулина Суворова.

— Да, пугало часто где, — заверял фольклориста Балашова на берегу Белого моря крестьянин Арсений Заборщиков из деревни Варзуга.

И приводил такой пример: — Вот ручей был Кипокурский. Так пока старики крест не поставили, едут если, бывало, люди после полуночи мимо ручья, полные сани тут же насадятся кого-то невидимого, что и олени не могут сани-то тащить. Теперь крест уж упал, а не пугает.

Михаил Кожин, односельчанин Заборщикова:

— А вот такой случай еще был. Пошли мы копать ягель. Ну накопали, потом у елки устроили танцы... А как потянулись ложиться спать, тот «оно» и запело. Сашка, дружок мой, шепчет: «Поют!» А монашка Анна — она с нами была — и говорит: «Давай! Кого, — говорит, — поет! Сами наплясались да нашумелись, с того и кажется!» А сама ходит вокруг ели, да крестится, да молитву читает. А нам между делом покрикивает: «Сказывайте сказки!» Ну чтобы не слушали.

Кожин вспоминает и о другом таинственном случае, бурно обсуждавшемся в деревне Варзуга за несколько лет до того, как фольклорист Балашов посетил эти места. Земляки Кожина ехали поздним вечером по лесу на оленьей упряжке. Остановились по малой нужде, послезали с саней... А вокруг — сугробы, снега, лес мрачной стеной.

— И вдруг, — рассказывает Кожин, — зачудило, зашумело там. Нечистая сила! Они собаку спустили и науськали. Собака по сугробам — в лес, да как начало там тут же собаку драть!

Через пару минут выбросило из лесной чащи к ногам опешивших путников собачий труп. А на санях лежали горой свеженапиленные дрова. Дружно матерясь, мужики похватали чурбаки с саней и принялись швырять их один за другим туда, где в чаще чудило и шумело.

Кожин, заканчивая рассказ, сказал с усмешкой:

— Ну а как полетели все поленья назад да как зауськало с еще большей силой да засвистело, так они уж и замолчали.

Великий страх обуял мужиков. Толкаясь, они попрыгали в сани и, нахлестывая оленей, дунули прочь от этого страшного места.

Невидимка, «пугающий» в доме или в лесу, — один из наиболее популярных героев быличкового фольклора. Он деятелен, порою не в меру суетлив, всегда вызывающе дерзок, зачастую агрессивен и по числу упоминаний о нем занимает первое место в списке героев быличек двух последних столетий. Нет числа его проделкам!

Да вот хотя бы такой случай. Его приводит Померанцева. По словам очевидца, он ехал зимой на пару со своим приятелем на санях по лесу. Лошадь, впряженная в сани, неожиданно остановилась, и никакие понукания не смогли сдвинуть ее с места. Очевидец сообщает:

— И вдруг как с саней что-то невидимое повалилось, точно железа пуд! И покатилось, и застучало в сторону.

Здравствуйте уважаемые читатели! Убедительно прошу мне поверить! Произошла эта странная мистическая история со мной летом 2005 года.

У меня и моего компаньона небольшая фирма по перевозке грузов. В целях экономии мы не нанимаем шофера, а развозим груз сами на «ГАЗели». Работа - проще простого: загрузить партию в городе, привезти в указанное место - в основном, в частные лавки во всяких деревнях, выгрузить и вернуться на базу. Работы много, крутимся, как можем, иногда приходится зарабатываться до полуночи. В одну из таких ночей с нами и произошло это удивительное происшествие.

Мы - я и мой компаньон Гоша - возвращались из дачного поселка недалеко от Кстова. За день мы оба устали, торопились домой - вот и решили срезать путь, что было отнюдь не в наших правилах. Мимо одной из деревень мы всегда проезжали по окружной дороге - крюк приходилось давать здоровенный, но мы всегда его делали. Среди водителей бытовала легенда, что мимо старого кладбища за деревней лучше не проезжать - себе дороже, а уж ночью и подавно. Нехорошее это место, вам любой водитель может сказать. Чем именно оно нехорошо, мы никогда не интересовались, но давнюю водительскую традицию соблюдали - объезжали кладбище стороной даже при свете дня. А вот тут решили рискнуть - поехать мимо него за полночь.

В общем, едем мы. Кругом ни души, ни ветерка, как говорится, «тишина, и мертвые с косами стоят». Кладбище как кладбище - старое, с покосившимися крестами, невооруженным взглядом видно, что здесь давно никого не хоронят. На душе жутко, что-то скребется. И вдруг видим - на обочине дороги стоит девушка! Совсем молодая, в коротенькой мини-юбке, в прозрачной кофточке. Увидела нас и вскинула руку для голосования. А за рулем как раз сидел мой компаньон, он парень холостой, на красоток падкий, так он возьми и затормози. «Нам в машине, - говорит, - и то жутко, а уж как она мимо такого места домой пойдет? Надо подвезти».

Девушка залезла в нашу «газельку» и давай щебетать. Якобы идет она домой с дискотеки, устала, из сил выбилась, а тут наша машина. Сидит рядом со мной и щебечет, и глазами хлопает, и губки надувает, а мне не по себе. Уж как-то странно от молодой девушки иногда пахнет - смрадно, как из старой могилы; а глаза у нее не молодые - темно-зеленые, как вода в старом колодце, хитрые, недобрые. Да и откуда она здесь взялась - до ближайшего клуба, где молодежь собирается, километров пятьдесят, не меньше. Не прошла же она весь этот путь в туфельках на высоких каблучках?! Уж больно у девицы вид свежий. Да и не пойдет никто из местных через кладбище.

Думая так, глянул я случайно на отражения девицы в боковое зеркало - и чуть с ума не сошел. Рядом со мной сидела старуха в белом саване: мерзкая, полуразложившаяся, словно только что из могилы вылезла! Только глаза у нее были такие же: темно-зеленые, как болотные огни.

Я вскрикнул и вытолкнул девицу из кабины. Гоша чуть ума не лишился: «Что ты делаешь?!» - кричит. А девица повисла на дверной ручке, как бульдог, не отпускает, уставилась на меня своими зелеными гляделками и молчит. И вдруг вижу я - не просто висит девица на ручке, а словно плывет за нами по воздуху, и не поймешь: то ли человек, то ли призрак какой-то. А через минуту и девицы никакой не стало: висит рядом со мной старуха в белом саване, тянется ко мне, смотрит прямо в глаза, а ни мне, ни Гоше глаз от нее не отвести. Пытаемся закричать, голос пропал, пытается Гоша скорость прибавить - ноги не слушаются.

Фары у машины сами по себе погасли. Так и едем - с раскрытой дверью, в темноте, а за окнами с одной стороны лес, а с другой - могилы старые. Старуха тянется ко мне, пытается ухватить за свитер, а я двинуться не могу, смотрю ей в глаза. Наконец, я нашел в себе силы: ударил старуху по пальцам монтировкой и захлопнул дверцу. Ну, думаю, пронесло. Ничего подобного: старуха еще долго висела у нас за окном, все, пытаясь вновь заставить смотреть себе в глаза. И самое страшное - ни звука, даже ночные кузнечики молчат, только мотор машины рычит.