Историко культурный процесс 19 века. Введение

Русская литература XIX века подарила нам множество выдающихся писателей и их произведений - такие имена, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Островский и прочие у всех на слуху. Год от года появляются все новые исследователи как творчества отдельных авторов, так и всей литературы девятнадцатого столетия в целом. Одной из основных проблем для ученых была и остается периодизация русской литературы.

Значение русской беллетристики 19 века

Трудно умалить значение словесности девятнадцатого столетия для всей последующей литературы нашей страны. Ее называют «Золотым веком» нашей поэзии. Именно в этот период окончательно сформировался литературный русский язык, библиография столетия получила сатирическую, публицистическую и психологическую направленность. Для литературы всего века было характерно изображать людские пороки.

Нельзя не отметить также, насколько тесно была связана русская литература с общественно-политической жизнью. В ней находили находили свое отражение все изменения и перемены. Поэтов называли пророками, к их словам принято было прислушиваться. Именно XIX веку мы обязаны появлением русского романтизма и русского реализма.

Принципы периодизации русской литературы 19 века

Разные ученые по-разному смотрят на то, каким же именно образом классифицировать произведения литературы девятнадцатого века. К основным принципам, на которых так или иначе сходятся все исследователи, можно отнести три: первый - по хронологии, второй - по конкретному автору и третий - смешанный.

Хронологический принцип

Если судить по такому признаку (кстати, данный принцип считается основным), то в русской литературе 19 века выделяют семь периодов:

  1. Первая четверть девятнадцатого столетия (до 1825 года).
  2. 30-е годы (до 1842 года).
  3. 40-е и 50-е годы (до 1855 года).
  4. 60-е годы (до 1868 года).
  5. 70-е годы (до 1881 года).
  6. 80-е годы (до 1895 года).
  7. 90-е годы и рубеж веков (до 1904 года).

Согласно данной периодизации русской литературы, каждый период характеризуется особой жанровой направленностью. Например, в 20-е годы преобладал романтизм, в 40-е - идеализм, в 60-е - практицизм и тому подобное. Сводные данные можно увидеть в таблице периодизации русской литературы (ниже).

Авторский принцип

Первым такой принцип периодизации русской литературы предложил известный критик В.Г. Белинский, а уже за ним «подхватили» другие исследователи. Белинский опирался на трех авторов - Ломоносова, Карамзина и Пушкина.

Кое-кто добавляет к ним еще Жуковского и Гоголя, тем самым охватывая всех наиболее значимых авторов девятнадцатого столетия. Минус такого подхода заключается в том, что границы между творчеством одного и другого литераторов всегда расплывчаты и нельзя точно сказать, когда закончился период Пушкина и началась «эпоха» Гоголя.

Смешанный принцип

Данный подход к проблеме периодизации русской литературы учитывал несколько определяющих факторов:ее отношение к действительности, отношение к духовной жизни и позицию ко всему этому конкретного автора. Такой принцип пользовался популярностью, в основном, в самом начале девятнадцатого столетия.

Отличие словесности первой половины 19 века от второй

Условно говоря, литературу девятнадцатого века можно разбить на две части - литература первой половины и литература второй. И, хоть столетие было и одно, а различий между произведениями немало. Так, авторы, работавшие в первой половине века, заложили основы русской классики, создали универсальные художественные образы, многие из которых стали нарицательными, а сами произведения разошлись по цитатам, многие фразы из них стали активно употребляться в речи (и по сей день). В это время происходит становление литературного языка, закладываются принципы художественного оформления. Произведения этого периода отличаются большой образностью.

Во второй половине девятнадцатого столетия литература напрямую была связана с изменениями, происходившими в политической жизни, а именно с восхождением на престол Александра Первого. Обстановка в стране изменилась, что неуклонно повлекло за собой изменения и в литературе. Она более аналитична.

Деление по Пушкину

Некоторые исследователи (разумеется, пушкинисты) предлагают иной принцип периодизации русской литературы 19 века: до Александра Сергеевича Пушкина и после него.

Нисколько не умаляя значение Пушкина для русской литературы в целом, все же нельзя согласиться с подобным вариантом - ведь, таким образом, сильно преуменьшается и даже практически исчезает та огромная роль, которую играли в становлении русской литературы учителя Пушкина - Василий Жуковский, Константин Батюшков, Иван Крылов и другие.

А посему наиболее разумным представляется принцип периодизации русской литературы, описанный самым первым и являющийся основным у исследователей - то есть хронологический.

Представленная выше таблица "Периодизация русской литературы 19 века" поможет нам ориентироваться в данном вопросе.

Первый период

В начале столетия в Москве и Петербурге появляются литературные общества, призванные объединить авторов «в поисках жанра». Эти годы характеризуются постоянной борьбой нового и старого, и отчетливо это проявляется в литературе - на протяжении всего периода в ней сражаются разные стили и направления - от сентиментализма (которые оставался ведущим в первое время) до романтизма, классицизма, реализма и натурализма. К концу периода господствующие позиции отвоевывает себе романтизм, чье появление справедливо связывают с творчеством В. Жуковского. Наиболее популярные жанры - баллады, элегии.

В это же время, приблизительно в 20-е годы, происходит становление метода критического реализма. Отражая явления жизни, литература наполняется идеями дворянской революционности. Тем самым мы отчетливо можем увидеть связь историко-культурного процесса и периодизации русской литературы.

Второй период

Революционно-декабристские идеи находят отражение в творчестве А. Пушкина и М. Лермонтова. Романтизм постепенно уступает место реализму, что ярко проявляется расцветом творчества Н. Гоголя (хотя многие все еще продолжают работать в романтической направленности). Поэзии становится все меньше, прозы - все больше. Активно начинает «пробиваться» вверх такой жанр, как повесть. Распространены исторические романы, драматургия, лирика.

Третий период

Демократические тенденции в литературе, только начинавшие зарождаться во втором периоде, в эти годы приобретают все большую силу. В это же время происходит борьба «западников» и «славянофилов», набирает обороты журналистика, которая впоследствии будет оказывать огромное влияние на весь историко-культурный процесс. Периодизация русской литературы этого этапа характеризуется продолжением революционных идей, утопическим социализмом и появлением темы «маленького человека». Литераторы работают в жанрах социальной повести, социально-психологического романа, физиологического очерка.

Четвертый период

Все большую силу получают демократические процессы. Демократия в журналистике, демократическое движение, борьба демократов с либералами - литература данного периода отражает все явления жизни. В это же время начинают активно пропагандироваться идеи крестьянской революции, в реалистическом ключе работают такие авторы, как Л. Толстой, Н. Лесков, Ф. Достоевский.

Сильны демократическая повесть, роман, литературная критика. В таблице периодизации русской литературы (выше) указано, что в этот период трудились также поэты-романтики. Среди их имен - А. Майков, А. Фет, Ф. Тютчев и другие.

Пятый период

В данные годы русская литература девятнадцатого столетия характеризуется появлением идей народничества. Крестьянская жизнь предстает в виде некоего идеала. Писатели работают в русле реализма. «Поднимают голову» различные тайные революционные общества. В это время популярны жанры очерка и рассказа.

Шестой период

Появляется такое направление, как «критический реализм». В нем работают М. Салтыков-Щедрин, В. Короленко. Усиливается значение пролетариата, активно пропагандируются идеи марксизма. Писатели стремятся к обличению социального неравенства в своих произведениях. В литературе вместо «маленького человека появляется человек «средний», иными словами, интеллигент. Так же продолжают появляться произведения в жанрах рассказа, повести, романа.

Седьмой период

Главное, что происходит в это время, - зарождение литературы пролетариата благодаря легкой руке Максима Горького. Идеи марксизма получают все большее распространение, так же активен критический реализм. При этом реалистическая литература противостоит декадентству. Жанры остаются прежними, к ним добавляется публицистика.

Таким образом, периодизация русской литературы 19 века по-прежнему остается одним из актуальных вопросов литературоведения. Можно придерживаться разных точек зрения на этот счет, но несомненно одно - это важнейшая веха в истории русского и мирового искусства.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

1 этап - Фольклор (10-11 в.в.): сказки, былины, песни

2 этап - Древнерусская литература (12 - 17 в.в.): былины, летописи, жития

3 этап - Русское Предвозрождение (кон. 14 - 15 в.в.)

4 этап - "Золотой век" (19 в.): классицизм, сентиментализм, романтизм (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь)

5 этап - "Серебряный век" (нач. 20 в.): модернизм, символизм, футуризм, акмеизм, авангардизм.

6 этап - Советский период (1917 - 1986), период Оттепели (60-е годы 20 в.)

7 этап - 90-е годы 20 в. - нач. 21 века.

План-конспект урока по литературе по теме: Введение. Историко-литературный процесс и периодизация русской литературы. Самобытность литературы.

Цель и задачи:

Раскрыть своеобразие русской классической литературы 19 века.

Помочь студенту быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности.

Усложнение смысловой функции речи студентов.

Научить студентов обобщать и систематизировать материал.

Обеспечение эмоциональной сопричастности студентов к собственной деятельности и деятельности других.

Тип урока: Сообщение знаний и умений.

План:

Периодизация русской литературы.

Самобытность литературы.

«Только молодые могут называть старость временем покоя»

(С. Лукьяненко)

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний и умений: вопросы по школьной программе.

«До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в 19 в., но и поражающее разнообразие их» (М. Горький).

Как вы понимаете эти слова?

1.О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький? (Конечно о таких известных писателях и поэтах, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, которые вошли в «золотой век» русской литературы; И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и др.).

2.Новая тема. Слово учителя.

Введение. Словарь:

Вопросы к студентам:

Что обозначает слово интеллигенция?

Что обозначает слово идеал?

Что обозначает слово разночинец?

Что обозначает слово революционер?

Что обозначает слово либерал?

Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

Идеал – Совершенное воплощение чего-нибудь (иными словаи – это лучшее, что есть).

Революционер – человек, который производит переворот, открывает новые пути в какой-нибудь области жизни, в науке, в производстве.

Разночинец – в дореволюционной России: выходец из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом. Разные чины: учителя, врачи, инженеры и т.д.

Историко-литературный процесс.

В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Бесправное положение одной части населения (крестьян) на фоне необременительной жизни дворянского сословия способствовало привлечению внимания к проблеме крепостного права со стороны просвещенных и гуманных представителей образованного слоя, побуждала у них сочувствие и сострадание. В первую очередь это относилось к писателям.

Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. Многие русские писатели не разделяли революционных убеждений. Все, однако, сходились на том, что в России необходимы коренные перемены. Запад успел уже пройти ряд революционных потрясений, а Россия еще не знала их. Революции, отгремевшие на Западе, принесли людям больше разочарований, чем радостей. Лучшие надежды оказались неоправданными.

Величайшее новаторство русской литературы – в сплетении её судеб с судьбами русской революции. Уже к концу 19 столетия Россия накопила такое количество энергии, каким никогда, ни в какое время не располагало человечество. И это было засвидетельствовано русской литературой.

Пушкин придал русской литературе одновременно общенациональный и общечеловеческий характер. Пушкин – единомышленник первого поколения русских революционеров.

Основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века:

1) Россия стоит перед выбором дальнейших путей развития, основные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Решительная демократизация художественной литературы. Гражданский пафос литературы.

2) Специализация литературы: Гончаров, Толстой – эпики, Левитов, Успенский – очеркисты, Островский – драматург и др.

3) Сюжеты романов просты, локальны, семейственны, но через сюжеты художники слова поднимаются до проблем общечеловеческих: взаимосвязь героя с миром, взаимопроникновение стихий жизни, отречение от личного блага, стыд за собственное благополучие, эпический максимализм, нежелание участвовать в несовершенстве мира.

4) Новый герой отражает состояние личности в эпоху общественных преобразований; он, как вся страна, стоит на пути к самосознанию, пробуждению личностного начала. Герои разных произведений (Тургенева, Гончарова, Чернышевского, Достоевского) полемичны по отношению друг к другу, но эта черта их объединяет.

5) Повышенные требования к личности человека. Самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Личность, по Толстому, представляет в виде дроби:

Нравственные качества;

Самооценка.

6) Источник русской силы и русской мудрости и Толстой, и Чернышевский видят в народном чувстве. Судьба человеческая в единстве с судьбой народа не оборачивалась принижением личностного начала. Наоборот, на высшей стадии духовного развития герой приходит кнароду (роман-эпопея «Война и мир»).

3.3. Периодизация русской литературы.

1 период: 1825-1861 – дворянский;

2 период: 1861-1895 – разночинский;

3 период: 1895-… пролетарский.

Крестьянские волнения прокатились по всей стране. Вопрос освобождения крестьян стал очень актуальным. Подъем крестьянского волнения вызвал подъем общественного мнения. С 1859 года выделяются 2 исторические силы: революционеры-демократы, либералы.

Самобытность литературы.

Вторая половина 19 века – «золотое» время, но в отличие от первой половины, вторая половина имеет свои особенности, связанные с социальными условиями. В литературе первой половины 19 века герой был дворянин – «лишний» человек, который подошел к великим делам, но был испорчен воспитанием. К началу второй половины 19 века дворянство исчерпало свои прогрессивные возможности, стало возрождаться: Печорин, Онегин превратились постепенно в Обломова.

Дворянство уходит со сцены политической борьбы. На смену им приходят разночинцы. Выход на сцену политической борьбы разночинцев произошел не без заслуги русской литературы. Русская литература – это литература общественной мысли.

А также перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные «почему», относящиеся к общественной жизни, и к человеческим отношениям. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.

В литературе 19 века тесно переплетаются стили и взгляды, художественные средства и художественные идеи. В результате взаимодействия всех этих направлений в России начинает формироваться реализм как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Родоначальником этого направления считается А.С. Пушкин. Его основа – принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, стремясь дать полное и верное отражение жизни. В основе критического реализма лежали положительные идеалы – патриотизм, сочувствие угнетенным народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

Закрепление.

Вопросы для закрепления:

Назовите основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века?

Назовите периоды русского освободительного движения?

В чем заключается самобытность русской литературы?

Домашнее задание:________________________________________________________________________________________________________________

Оценки, выводы.

Историко-культурный процесс — процесс развития и функционирования культуры в обществе. Взгляды Достоевского на историко-культурный процесссложились под определенным влиянием «философии истории» Гегеля, а также книги Н. Данилевского «Россия и Европа» и уточнялись на протяжении всей его жизни. В ранних письмах к брату в конце 1830-х гг. Достоевский указывает на зависимость «души человека» от истории культуры; в 60-е гг. ставит вопрос о специфике, типологии и национальном своеобразии культуры; в 70-е гг. его интересует специфика народной культуры. Достоевский рассматривает историко-культурный процесс прежде всего как процесс развития духовной культуры, выражающий наиболее важное в истории человечества и осуществляемый путем нравственной эволюции личности. Историко-культурный процесс имеет определенную направленность и цель — достижение состояния (20; 192—193). Историко-культурный процесс формирует человека: «Не дух времени, но целые тысячелетия приготовили бореньем своим такую развязку в душе человека» (см. ).

В записной тетради 1864—1865 гг. Достоевский объясняет историко-культурный процесс законами эволюции человека и выделяет три этапа развития культуры, связывая их с этапами становления человечества: первобытную общину, когда «человек живет массами», «непосредственно»; «время переходное» — «цивилизацию», способствующую развитию личности и личного сознания; будущее, в котором человек должен вернуться в «непосредственность», в «массу», обратиться к идеалу человечества — Христу (20; 191—192). Достоевский противопоставляет христианские представления об историко-культурном процессе («норму») представлениям «социалистическим»: «...Бесконечность христианства над социализмом в том и заключается, что <...> христианин, <...> все отдавая, ничего себе сам не требует» (20; 193). Смена исторических периодов происходит в виде неожиданных катастроф. Задача искусства — осмыслить историко-культурный процесс и воздействовать на него. Историко-культурный процесс и его последствия непредсказуемы для человека. «...Может быть, именно то, что наши прогрессивные умы считают несвоевременным и неполезным, и есть современное и полезное» (18; 100); понятие «прогресса» Достоевский обычно связывает с субъективной оценкой людьми явлений историко-культурного процесса. По наблюдению Г.М. Фридлендера, Достоевский выделяет два типа «эпох» — «гармоничные», «здоровые» (гомеровская эпоха, Возрождение), в искусстве которых выражается высшая эстетическая закономерность, и «дисгармонические», «болезненные», переходные эпохи, когда искусство обнажает хаос жизни. Именно переходные эпохи нередко оказываются для искусства наиболее плодотворными. В историко-культурном процессе Достоевский выделяет два «слоя» — народную культуру и «верхний слой культурных людей» (22; 110). Историко-культурный процесс всегда национален; культура есть «химическое соединение человеческого духа с родной землей» (5; 52). Особенность русского историко-культурного процесса Достоевский видит в начавшемся с Петра I трагическом разъединении «форм жизни» с «духом и стремлениями народа»; перспектива русской культуры — возвращение на родную почву, сохранившуюся в народной культуре (18; 36—37). Достоевский выделяет в историко-культурном процессе периоды «замкнутые» (Россия до Петра) и «открытые», для которых характерно «расширение взгляда беспримерное» (Россия после Петра). Внутреннее содержание русского историко-культурного процесса, начиная с петровских реформ, составляет «...потребность <...> всеслужения человечеству, <...> примирение наше с их цивилизациями, познание и извинение их идеалов...», «потребность быть <...> справедливыми и искать лишь истины» (23; 47); при этом Россия имеет возможность избавиться от болезней европейской цивилизации. Достоевский подчеркивает личную ответственность каждого человека за результаты историко-культурного процесса. Итог его — достижение идеальной гармонии, приближение к Христу — Достоевский относил к отдаленному будущему. В 1876—1877 гг. у Достоевского возникает ощущение завершенности историко-культурного процесса, приближения к апокалиптической катастрофе.

В советский период взгляды Достоевского на историко-культурный процесс нередко критиковались за отсутствие в них исторического мышления, непонимание роли классов и классовой борьбы, незнание «революционной диалектики». В начале XX в., в 1980—1990-е гг., Достоевский часто рассматривался как пророк, предсказавший многие социальные и культурные потрясения XX в.

Кондаков Б.В.

4. Принципы периодизации культурно-исторического процесса. Основные культурно-исторические этапы

Периодизация культурно–исторического процесса отличается от исторической периодизации гораздо большей гибкостью и разнообразием. В культурологии один хронологический период может включать множество культурно-исторических эпох. Так, например, историю Древнего мира образуют такие разные по сути культурные образования, как культура Шумера, культура Древнего Египта, культура Древнего Китая, культура Древней Индии и т.д. Если подходить к сути всех этих образований с чисто исторической точки зрения, то можно обнаружить немало общего, культурные же их параметры совершенно различны.

Историческая периодизация, как правило, не фиксирует внимания на самоощущении человека, в равной степени как и на формах отражения духовного состояния общества посредством образов художественной культуры. Оттого, например, в исторической периодизации средневековье сменяется Новым временем, минуя эпоху Возрождения, которая хотя и была “величайшим переворотом в истории”, но в области именно духовного самовыражения человека, а не политико-экономической. Культурно-историческая периодизации отражает состояние культуры, а историческая – динамику общественного развития в целом.

В предыдущей главе были рассмотрены культурно-философские концепции развития культуры. Некоторые из них распространяются в равной степени и на историю и применяются при анализе исторического развития. Это и циклический подход Шпенглера, и теория локальных цивилизаций Тойнби, и культурно-исторические типы Данилевского, и суперсистемы П.Сорокина, и периодизация, предложенная Ясперсом. В трудах перечисленных ученых речь идёт об истории, но акцент делается в гораздо большей степени на развитии культуры. Здесь нет описания войн и восстаний, экономических кризисов и политических заговоров.

Историческая периодизация не принимает во внимание и “стилевые” эпохи. Эпоха классицизма, эпоха барокко или эпоха романтизма, занимавшие в хронологическом отношении крайне незначительное время (всего несколько десятилетий!), являются существеннейшими с точки зрения эволюции культуры. Проблема стиля как системы образной фиксации духа той или иной культуры имеет важнейшее значение для культурологии, но не для истории.

Итак, на базе материала предыдущей главы можно перечислить следующие подходы к культурно-исторической периодизации:

Н.Данилевский: 10 несвязанных друг с другом культурно-исторических типов, существовавших с точки зрения временных параметров как последовательно, так и параллельно;

О.Шпенглер: независимые, непознаваемые организмы–цивилизации, с хронологической точки зрения хаотично зарождающиеся и погибающие;

А.Тойнби: 26 локальных цивилизаций, образование которых имеет божественную предопределенность;

П.Сорокин: 3 культурные суперсистемы, последовательно, по ходу исторического процесса сменяющие друг друга;

К.Ясперс: 4 периода, отличающиеся по степени развития и самосознания человека, плавно переходящие один в другой.

Очевидно, что для культурологии сама по себе хронология интереса не представляет. Периодизации производятся на основании внутренних показателей каждого из этапов. На основе обобщения перечисленных выше теорий функционирования культуры отобраны культурно-исторические этапы, наиболее существенные для духовного развития человечества. Исследование содержания этих культур составляет ядро современной культурологии.

Попытаемся представить хронологические параметры тех культурно–исторических этапов, которые будут подробно рассмотрены в последующих главах, для удобства используя предложенное Ясперсом деление на четыре периода.

1. Доистория. Период культурной древности

Древнекаменный век (палеолит) – 40 тыс. лет до н.э. – 12 тыс. лет до н.э.

Среднекаменный век (мезолит) – 12 тыс. лет до н.э. – 7 тыс. лет до н.э.

Новокаменный век (неолит) – 7 тыс. лет до н.э. – 4 тыс. лет до н.э.

2. Период великих архаических культур

Образование первых очагов высокой культуры на территории Месопотамии: Шумер и Аккад – 4 тыс. лет до н.э.

Зарождение древнеегипетской цивилизации – конец IV тыс. до н.э.

Зарождение древнеиндийской цивилизации – конец III тыс. до н.э.

Зарождение цивилизации в Древнем Китае – II тыс. до н.э.

Расцвет культуры Вавилонии – II тыс. до н.э.

Расцвет критской (минойской) культурысер. II тыс. до н.э.

Расцвет микенской (элладской) культуры – 2-я пол. II тыс. до н.э.

Древняя Греция:

Гомеровский период – IX – VII вв. до н.э.

Архаический период - VII – VI вв. до н.э.

Древний Рим:

Этрусская эпоха – IX – VI вв. до н.э.

Царский период – VIII – VII вв. до н.э.

3. Период Осевого времени

Древняя Греция:

Классический период культуры Древней Греции – V - IV вв. до н.э.

Эпоха эллинизма – конец IV – сер. I в. до н.э.

Древний Рим:

Республиканский период – VI – сер. I вв. до н.э.

Период империи – сер. I в. до н.э. – V в. н.э.

Другие культурные очаги мира:

Расцвет культуры Древнего Китая – VIII - IV вв. до н.э.

Расцвет культуры Древней Индии – VII – II вв. до н.э.

Расцвет культуры Ассирии – VII – VI вв. до н.э.

Образование Персидской империи – VI в. до н.э.

Европейское средневековье – V в. н.э. – рубеж XIII – XIV вв.

Византийская империя – V – XV вв.

Славянская древность V –к. IX вв.

Киевская Русь– к.IX – XII вв.

Арабский халифат – VII – XIII вв.

Эпоха Возрождения:

Италия– к. XIII – XVI вв.

раннее – к.XIII – сер.XV вв.

высокое – сер. XV – нач.XVI вв.

позднее – нач. XVI – к.XVI вв.

Испания – XV – к.XVII вв.

Англия – XV – нач.XVII вв.

Германия - XV-XVII вв.

Нидерланды (Фландрия, Голландия) – XV – нач.XVII вв.

Франция – XVI в.

Московское княжество - XIV – XVII вв.

Эпоха классицизма 30-е гг.XVII - к. XVIII вв.

Эпоха барокко к. XVI – сер.XVIII вв.

4. Технический век

Эпоха Просвещения 1689 – 1789 гг.

Эпоха романтизма - к. XVIII - 30-40-е гг.XIX вв.

“Золотой век” русской культуры – 30–90 гг. XIX в.

“Серебряный век” русской культуры – к. XIX – 10 гг. XX вв.

Эпоха модернизма (авангарда) – нач. XX в. – к.30–х гг. XX в.

Постмодернизм – к.60-х гг. по настоящее время.

Как можно увидеть из приведенного выше перечня явлений культурно-исторического процесса, культурно–историческая периодизация представляет картину достаточно пёструю и многообразную. Здесь и огромные временные отрезки, и культурные периоды, укладывающиеся в абсолютно точные временные рамки, и эпохи, существовавшие параллельно вне точных хронологических параметров. Все вместе это дает возможность представить картину бытования мировой культуры, хотя, конечно, в далеко не исчерпывающем виде.

5. Культура первобытного человека

Как бы не определять основу человеческой природы, несомненным является органически присущая человечеству потребность в творчестве, в реализвции своих ощущений и переживаний посредством создания особого мира – мира культуры. Это можно заметить, анализируя уже самые ранние этапы человеческой культуры, которые, как правило, объединяются общим названием первобытная культура .

Учитывая, что реальных сведений о жизни и творчестве человечества столь отдаленного от нас периода, к тому же еще не знавшего письменности, а следовательно, лишенного возможности фиксировать точную информацию, сохранилось весьма мало, ученые-культурологи решили восстановить особенности культуры того периода, используя метод аналогии, с помощью исследования жизни современных туземных племён, обитающих в Африке и Латинской Америке и находящихся примерно на том же уровне культуры, что и люди первобытной эпохи.

Общей чертой всех первобытных культур является синкретизм (синкретичность), т.е. нерасчлененность разных видов человеческой деятельности, характерная для неразвитого первобытного состояния культуры. Все происходящие в жизни процессы представлялись в виде единого целого. Ритуал, предшествующий охоте, создание изображений животных, на которых предстоит охотиться, сам процесс охоты выступали равнозначными звеньями единого порядка. Отчасти с синкретизмом переплетается и тотемизм - комплекс верований и обрядов родового общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами, определенными видами животных и растений. Такого рода отождествление можно объяснить неспособностью первобытных людей при помощи рациональных средств справиться с непредсказуемым поведением животных. Древние люди старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. По мнению Дж.Фрэзера, классика религоведения и этнографии, автора фундаментального труда “Золотая ветвь”, посвященного древнейшим формам религии, существовало родство магии с наукой, и первоначально магический тотемизм объединял в себе науку, мораль, искусство слова (магические заклинания), а также театрализованные ритуалы, основанные на изображении желаемых событий.

Еще одной особенностью первобытной культуры является то, что она представляла собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом. В тех условиях он выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных представителей племени. Формирование системы табу во многом было предопределено необходимостью выживания, что уже в то время связывалось с внедрением определенных, обязательных для всех законов и порядков. Людям внушалась всеми возможными средствами вера в то, что нарушение табу влечет за собой гибель и таким образом осуществлялось регулирование общественных отношений.

Такие известные исследователи первобытных форм культуры, как Дж. Фрэзер, Э.Тайлор, Л. С. Васильев и др. приводят множество подтверждений того, что за нарушение табу полагалась смерть. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга оставил на обочине дороги остатки обеда, которые позже подобрал и съел его соплеменник. Когда бедняга узнал о том, что употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях. Настолько сильна была вера в то, что пища вождя неприкасаема для всех прочих представителей племени.

На основе системы табуирования сформировалась и экзогамия . Из брачных отношений исключались ближайшие родственники - родители и дети, родные братья и сестры. Запрет инцеста (кровосмешения) означал появление общественной регуляции брака. Так появились род (объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников) и семья (родители и их дети).

Основой мифолого-сакрального мировоззрения, присущего первобытным, архаическим обществам, выступает ритуал, который наделялся глубинным смыслом. Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия человека. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, обеспечить хороший урожай или удачно осуществить охоту. Танцующие участники ритуала были связаны осознанием своих задач и целей. Например, танец в честь тотемов должен был принести роду благополучие, воинский танец - усилить чувство силы и солидарности членов племени. В ритуале участвовали все члены коллектива, что в немалой степени способствовало единению племени. Из ритуала зарождается и миф как некая универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе.

Сейчас вполне очевидно, что многие формы искусства существовали уже в первобытную эпоху. Вместе с тем о происхождении искусства до сих пор ведутся споры. Одна из наиболее популярных – магическая концепция происхождения искусства, согласно которой истоком искусства являются магические обряды и ритуалы. Возникновение искусства тесно связано с развитием общения между людьми. Человечество пришло к пониманию того, что общение может осуществляться не только с помощью членораздельной звуковой речи, но и посредством рисунка, жеста, пения, образов пластики. К тому же искусство представляло собой форму обобщения социально значимой информации, являлось видом фиксации системы эстетических ценностей.

Следует учитывать и психофизиологическую сторону становления искусства, на значимость которой обращает внимание в своих трудах отечественный антрополог Я.Я. Рогинский. С его точки зрения, появление “человека разумного” неотвратимо ведет к возникновению искусства. “Под воздействием нагрузок и перегрузок мощнейший, совершеннейший орган мысли, - пишет Я.Я. Рогинский, - не мог бы справляться с небывалыми дотоле по сложности задачами абстрактного мышления, если бы оно не подкреплялось искусством. Универсальный, чисто человеческий мир ритмов - ритмы танцев, звуков, линий, красок, форм, узоров в древнейшем искусстве - оберегал от перенапряжений и срывов мыслящий мозг”.

В основе произведений искусства дописьменной и особенно предписьменной эпохи лежит пластическая идеограмма, благодаря которой осуществляется передача социальных установок. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки, так же как игры, танцы, театрализованные представления, составляли “одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род” (Г.В. Плеханов). Символический характер первобытного искусства, его условный изобразительный язык призваны выражать сложные идеи и понятия. За простотой формы кроется глубочайший смысл и содержание.

В наши дни о культуре палеолита, древнейшего периода в истории культуры, известно достаточно много благодаря археологическим раскопкам, сделанным на юге Франции и севере Испании. Люди, жившие здесь по долинам рек и на побережье Бискайского залива, оставили следы своего пребывания, которые долгие годы были сокрыты в пещерах и гротах. В эти потайные места с конца прошлого века начали проникать археологи. Они описали всю последовательность развития культуры палеолита, дав его периодам названия, соответствующие тем местам, в которых были сделаны наиболее важные находки.

Теперь мы может судить о том, как изменялась с течением времени культура палеолита.

1. Перигорд (35-30 тыс. лет). Популярны нарезки и насечки на костяных изделиях, украшения. Появляются графические изображения- выцарапанные на камне контуры животных и людей. Графику принято считать древнейшим видом изобразительного искусства. В ее основе лежит воспроизведение образов окружающего мира посредством линий.

2. Ориньяк (30-19 тыс. лет). Появляются первые произведения живописи , вида изобразительного искусства, использующего цветовые сочетания в качестве основы воспроизведения образа. Люди умели изготовлять на основе натуральных красителей 17 цветов красок. Ранние художественные опыты ориньякцев скромны: контуры рук, обведенные краской, отпечатки рук на краске, так называемые меандры - разноцветные борозды, проведенные пальцами по влажной пещерной глине. Из меандровых линий (“макароны”) вырисовываются контурные рисунки, которые сначала наносят пальцами, затем специальными орудиями.

К этому же периоду относится и появление первых образцов скульптуры: это были маленькие статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня, получившие в дальнейшем обобщенное название палеолитических Венер . Это древнейшие образцы скульптурного творчества, представляющие собой вырезанные из камня или кости изображения женского тела. Здесь налицо как функция магическая, заклинательная, так и эстетически-информационная. Женские тела с гипертрофированными признаками женского начала (широкие бедра, необъятная грудь, толстые ноги) были как бы символом детородного начала и природной мощи, а следовательно, идеалом женской привлекательности. В то же время очевидно, что таким образом осуществлялась попытка добиться от природы реализации этого идеала в реальности. Конец Ориньяка характерен массовым распространением подобных статуэток.

3. Мадлен (15-8 тыс. лет). Вершиной мадленского (и всего палеолитического, даже всего первобытного) искусства стала пещерная живопись . Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан. Самая знаменитая из них – Альтамирская пещера , которая находится в северной Испании, у моря, и состоит из ряда подземных зал длиной до 280 метров. Стены пещеры покрыты громадным количеством изображений животных - бизонов, кабанов, лошадей, созданных черной, красной, желтой красками. Пещерный художник не заботился о композиции рисунка. Животные нарисованы вне каких-либо намеков на соразмерность и взаимодействие. Изображения часто наезжают друг на друга. Но само качество живописи поражает своим совершенством. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, твердой рукой, которая могла мгновенно прочертить мощную контурную линию и наложить цветотень. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место орнаменту, а великолепные образы животных сменяются весьма условным изображением групп людей, осуществляющих какое-либо коллективное действо. Человек явно начинает осознавать силу и значимость коллективного начала, что и фиксируется в образах живописи.

Трудно определить, когда именно, но первобытная культура стала создавать и первые произведения архитектуры, получившие общее название мегалиты -культовые сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Самые древние из них – менгиры ,каменные столбы, расставленные в строгом, по-видимому, предопределённом ритуалом порядке. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. В Карнаке (Франция, Бретань) сотни менгиров поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. В Западной Европе и на юге России распространены также дольмены . Они представляют собой составленные вместе две или три каменные глыбы, перекрытые сверху еще одной. Иногда камни располагаются в виде круга. Подобные сооружения уже называют иначе – кромлехи . Это самые сложные творения древних зодчих. Здесь уже налицо определенный художественный замысел, о чем можно достаточно полно судить по алтарю Солнца “Стоунхендж” , развалины которого до сих являются одной из достопримечательностей Англии.

В первобытном обществе функционирует триада - род, миф и изобразительная деятельность. С разложением первобытного общества и появлением классового общества на смену этой триаде приходит новая: государство, религия, письменность. Начинается процесс многолинейного развития культуры.

6. Шумеро–Аккадская культура

Историк С.Кремер назвал свою книгу о древнейших цивилизациях “История начинается в Шумере” и таким образом внес свою лепту в спор о том, какая территория дала миру первый очаг государственности: Месопотамия (Двуречье или Междуречье) или долина Нила. В настоящее время находится все большее число доказательств того, что все же пальму первенства следует отдать именно Шумеру, маленькому, но поразительно мощному с точки зрения достижений в самых разных областях культуры государству, история которого по последним данным началась уже в VI тысячелетии. Шумер объединял значительнейшие центры городской культуры Двуречья (Ур, Эриду, Лагаш, Урук, Киш) и, судя по имеющимся сведениям, просуществовал примерно до 2294 года, когда царь Аккада, другого государственного образования Месопотамии, Саргон I сумел подчинить себе весь Шумер. В результате образовалось единое государство с общими культурными традициями. Аккадцы, культурные достижения которых значительно уступали достижениям шумеров, с радостью восприняли разнообразные направления шумерской культуры. Таким образом, шумеро-аккадская культура являлась преимущественно культурой шумерской.

Шумерское царство было богатейшим государством. Богатству своему оно обязано интенсивнейшему развитию сельского хозяйства, ремесел (особенно связанных с обработкой металла) и торговли. Шумеры с гордостью фиксировали в своем эпосе, что “они - хвала богам - уже далеко ушли от дикости, что у них есть мотыга с медным наконечником, которой они вскапывают стерню, глубоко входящий в землю медный лемех к плугу, медный топор - вырубать кусты, медный серп - жать хлеб; есть у них быстро скользящие по воде барки, гребцы которых по команде держат нужный темп; есть у них порты, набережные, куда купцы из заморских стран привозят древесину, шерсть, золото, серебро, олово, свинец, медь, камни для строительства и драгоценные камни, смолу, гипс; есть у них мастерские, где варится пиво, выпекается хлеб, ткется лен и шьется из него одежда, где кузнецы делают бронзу, отливают и точат сабли, топоры; есть у них хлева и скотные дворы, где пастухи доят скот, сбивают масло; есть у них рыбные пруды, в которых полно карпов и окуней; есть каналы, из которых водоподъемные сооружения передают воду на поля; пашни, на которых растут полба, ячмень, просо, горох, чечевица; есть у них гумна, высокие мельницы, зеленеющие сады...”. Не удивительно, что именно шумеры придумали и первый из известных искусственный строительный материал – кирпич, так как камня и дерева было крайне мало. Почитая богов и обращаясь к ним с молитвами, шумеры никогда не ограничивались одними молениями, они сами исследовали, экспериментировали, старались найти наилучший способ выполнения любого дела. В этом шумеры были поистине великим народом.

Умели шумеры использовать и изобразительное искусство для передачи важных моментов своей истории. Вот, например, изображение шумерского войска в походе, сохранившееся на выкопанной в Уре мозаичной плите. Произведение создано в необычной технике, сочетающей элементы рельефа и мозаики . (Рельефом называется вид скульптуры, в котором изображение является полувыпуклым по отношению к плоскости фона.) На одной стороне изображается война, а на другой - пиршество по случаю победы. На основании этих изображений можно с легкостью представить, что являло собой шумерское войско. Шумерские воины еще не применяли луков, но у них уже были кожаные шлемы, кожаные щиты и запряженные куланами боевые повозки на сплошных колесах, а музыканты с лирами в руках неизменно сопровождали празднества.

Шумеры создали клинопись , древнейший вид письменности, разновидность идеографического, смыслового письма. Постепенно передающие информацию рисунки (пиктография) теряли сходство с изображаемым предметом, приобретая условно-символическое значение. Таким образом из пиктографии родилась клинопись, представляющая собой клинообразные знаки, наносимые на таблички из влажной глины. Благодаря клинописи шумеры первыми смогли записать дивные устные сказания, став родоначальниками литературы. Одним из наиболее знаменитых литературных произведений древних шумеров является бессмертная эпическая поэма “Песнь о Гильгамеше”. Её герой, Гильгамеш – шумерский царь, попытавшийся даровать своему народу бессмертие.

Искусство клинописи требовало большого мастерства и долгого кропотливого постижения его основ. И вполне естественно, что шумеры первыми создали школы, предвосхитившие школьные системы греков, римлян, средневековой Европы. Эти шумерские школы, первые из известных образовательные учреждения в истории культуры, назывались “домами табличек ”. Будущих писцов - детей “дома табличек” - учителя держали в строгости, о чем мы можем судить по тексту, обнаруженному на одной из табличек, содержащей множественные жалобы ученика на тяготы школьной жизни. Но все-таки счастливы были те, кто оканчивал “дом табличек”, так как со временем именно они занимали весьма высокое общественное положение и становились богатыми и влиятельными людьми.

На месопотамскую культуру наложила сильный отпечаток окружающая среда, природа. Здесь, в отличие от практически параллельно развивающегося Египта, человек постоянно сталкивался с враждебными проявлениями природы. Тигр и Евфрат не похожи на Нил: они могут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Здесь дуют знойные ветры, засыпающие человека пылью и грозящие удушить его. Здесь идут проливные дожди, обращающие твердую поверхность земли в море грязи и лишающие человека свободы передвижения. Здесь, в Месопотамии, природа сокрушает и попирает человека, дает ему почувствовать во всей полноте, сколь он ничтожен.

Особенности природы повлияли на формирование у шумеров картины окружающего мира. Великие ритмы космоса со свойственным им величественным порядком не были оставлены без внимания; но порядок этот не был безопасным и успокаивающим. Именно поэтому житель Шумера постоянно ощущал необходимость единения и защиты. Своего рода выражением защиты представлялись социальные институты, такие как семья, община и в особенности государство. Государство здесь представляло собой вариант примитивной демократии, где правителем мог стать самый рядовой по социальному происхождению человек. Шумерский “Список царей” упоминает среди правителей пастуха, рыбака, корабельщика, каменотеса и даже правившую целые сто(!) лет трактирщицу. Черты коллективизма настолько сильны в шумерской культуре, что в их мифологии даже боги принимают решения коллегиально, путем голосования семерых самых выдающихся богов.

Шумерская мифология ориентирована на земное, прекрасно гармонирует с рациональным логическим мышлением, присущим этому народу. Практичность и интеллект у шумеров доминируют над простыми суевериями. Вся вселенная рассматривается ими как государство, в котором послушание должно непременно выступать первейшей добродетелью. Неудивительно, что у шумеров “добронравная жизнь” рассматривалась как “послушная жизнь”. Сохранился шумерский гимн, описывающий Золотой век как век послушания, как“дни, когда один не должал другому, когда сын почитал отца, дни, когда уважение жило в стране, когда малый почитал большого, когда младший брат чтил старшего брата, когда старший сын наставлял младшего сына, когда младший подчинялся старшему”. Житейская мудрость подсказывала, что иначе им просто не выжить. Человек в представлениях шумеров был создан для службы. Усердный и послушный работник мог рассчитывать на продвижение, на знаки милости и награды со стороны своего хозяина. Таким образом, путь послушания и хорошей службы есть путь обретения защиты, а также путь к земному успеху, к почетному положению в обществе и прочим благам.

ОцениваетсяКонспект

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЛЕКЦИЯ 1 Предмет Основные определения Типы коммуникации... научных дисциплин: психологии, теории коммуникации, культурологи , этнографии, социологии, когитологии, семиотики и др...

Рождение культуры не было единовременным актом. Оно представляло собой долгий процесс возникновения и становления и потому не имеет точной даты. Тем не менее хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида -homo sapiens - возник примерно 40 тыс. лет назад (80 тыс. по новым данным), то первые элементы культуры возникли еше раньше — около 150 тыс. лет назад. В этом смысле культура старше самого человека. Этот срок можно отодвинуть еше дальше, до 400 тыс. лет. когда наши дальние предки начали использовать и добывать огонь. Но поскольку под культурой мы обычно имеем в виду прежде всего духовные явления, постольку более приемлемой представляется цифра в 150 тыс. лет. так как именно к этому времени относится появление первых форм религии, являющейся главным источником духовности. В этот огромный интервал времени — полтораста тысячелетий — и проходил процесс становления и эволюции культуры.

Периодизация развития культуры

Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов. Первый начинается 150 тыс. лег назад и завершается примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится на и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства — рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью.

Вся данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т.д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы , в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением. Первобытному человеку повсюду грезилось чудо, все окружавшие его предметы были окутаны магической аурой. Мир первобытного человека был чудесным и удивительным. В нем даже неодушевленные предметы воспринимались как живые, обладающие магической силой. Благодаря этому между людьми и окружавшими их вешами устанавливались близкие. почти родственные связи.

Второй период длился с IV тыс. до н.э. до V в. н.э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. На этом этапе культура обладает практически всеми аспектами и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли , и , и Рим, народы Америки. Все культуры отличались яркой самобытностью и внесли огромный вклад в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества — архитектура, скульптура, барельеф — достигают классических форм, высочайшего совершенства. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Именно греки, как никто другой, были по духу настоящими детьми, и потому их культуре в наибольшей степени присуще игровое начало. В то же время они были вундеркиндами, что позволило им во многих областях на целые тысячелетия опередить время, а это в свою очередь дало полные основания говорить о «греческом чуде».

Третий период приходится на V-XVII вв., хотя в некоторых странах он начинается раньше (в III в. — Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV-XV вв. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий — , и . Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые — Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Вместе с тем, находясь в рамках религии и Церкви, философия и наука продолжают развиваться, а в конце периода научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным.

Четвертый период является относительно небольшим, охватывает XV-XVI вв. и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует юношескому возрасту человека . когда тот ощущает необычайный прилив сил и наполняется безграничной верой в свои возможности, в способность самому творить чудеса, а не ждать их от Бога.

В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Ее наличие в истории других стран достаточно проблематично. Она составляет переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени.

В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочным, она становится предметом переосмысления и сомнения. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм.

Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.

Последний, пятый период начинается с середины XVII в., вместе с Новым временем. Человека этого периода можно считать вполне взрослым . хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости. Данный период охватывает несколько эпох.

XVII-XVIII вв. в социально-политическом плане именуются эпохой Абсолютизма , в течение которой во всех областях жизни и культуры происходят важные изменения.

В XVII в. рождается современное естествознание, и наука приобретает невиданную общественную значимость. Она начинает все активнее теснить религию, подрывая ее магические, иррациональные основания. Возникшая тенденция еще более усиливается в XVIII в., веке Просвещения , когда религия становится предметом суровой, непримиримой критики. Ярким свидетельством тому стал знаменитый призыв Вольтера «Раздавите гадину!», направленный против религии и Церкви.

И здание французскими философами — просветителями многотомной «Энциклопедии» (1751-1780) можно считать переломным моментом, своеобразной демаркационной линией, отделяющей прежнего, традиционного человека с религиозными ценностями от нового. современного человека, главными ценностями для которого выступают разум, наука, интеллект. Благодаря успехам пауки Запад выходит на ведущие позиции в мировой истории, которые уступает ему остающийся традиционным Восток.

В XIX в. в европейских странах утверждается капитализм, опирающийся на достижения науки и техники, рядом с которыми начинают неуютно чувствовать себя не только религия, но и искусство. Положение последнего отягощалось тем. что буржуазные слои — новые хозяева жизни — в массе своей оказались людьми низкого культурною уровня, неспособными к адекватному восприятию искусства, которое они объявили ненужным и бесполезным. Под воздействием возникшего в XIX в. духа сциентизма участь религии и искусства в конце концов постигла и философию, которая также все больше оттеснялась на периферию культуры, становилась маргинальной, что по-особому проявилось в XX в.

В XIX в. в мировой истории возникает еще одно важное явление — вестернизация , или экспансия западноевропейской культуры на Восток и другие континенты и регионы, которая в XX в. достигла впечатляющих масштабов.

Прослеживая основные тенденции в эволюции культуры, можно сделать вывод, что их истоки восходят к неолитической революции, когда человечество осуществляло переход от присваивающей к производящей и преобразующей технологии. С этого момента существование человека шло под знаком прометеевского вызова природе и богам. Он последовательно продвигался от борьбы за выживание к самоутверждению, самопознанию и самореализации.

В культурном плане содержание эволюции составляли две основные тенденции - интеллектуализация и секуляризация. В эпоху Возрождения задача самоутверждения человека в целом была решена: человек приравнял себя к Богу. Новое время устами Бэкона и Декарта поставило новую цель: с помошыо науки сделать человека «господином и повелителем природы». Эпоха Просвещения разработала конкретный проект достижения этой цели, который предполагал решение двух главных задач: преодоление деспотизма, т.е. власти монархической аристократии, и обскурантизма, т.е. влияния церкви и религии.

Наука и культура

В ходе эволюции существенно изменялось соотношение между наукой и искусством. У Леонардо да Винчи наука и искусство еше находятся в равновесии, единстве и даже гармонии. После него это равновесие нарушается в пользу науки, и тенденция к интеллектуализации прогрессивно нарастает. Значение прошлого и традиций уменьшается, тогда как значение настоящего и будущего усиливается. При этом культурное поле дифференцируется и каждая область стремится к независимости и самоуглублению.

Во всех областях культуры — и особенно в искусстве — роль субъективного начала возрастает. В философии Кант утверждает, что разум диктует природе законы, что предмет познания строится самим познающим. В искусстве Рембрандт одним из первых обнаруживает безмерные глубины внутреннего мира человека, сопоставимые с внешней Вселенной. В романтизме, а затем в модернизме и авангарде примат субъективного начала доходит до высшей точки.

К середине XX в. научно-техническая и технологическая революции подводят тенденции интеллектуализации и секуляризации к практически полному воплощению, вследствие чего культура ripe- терпевает фундаментальные, качественные изменения. В современном обществе центр культурного и духовного влияния сместился от традиционных институтов — церкви, школы, университета, литературы и искусства — к новым, и прежде всего к телевидению. По мнению французского социолога Р. Дебрс, основным средством культурного влияния во Франции XVII в. была церковная проповедь, в середине XVIII в. — театральная сцена, в конце XIX в. — речь адвоката в суде, в 30-е гг. XX в. — ежедневная газета, в 60-с гг. — иллюстрированный журнал, а сегодня — регулярная телепередача.

В современную культуру входят три основные составляющие: традиционно-гуманитарная . включающая в себя религию, философию. традиционную мораль, классическое искусство: научно-техническая , или интеллектуальная, включая искусство модернизма и авангарда; массовая. Первая в той или иной мере воспринимается сегодня в качестве устаревшей и занимает весьма скромное место. Вторая, с одной стороны, пользуется огромным престижем, но, с другой стороны, в силу своей исключительной сложности не осваивается подавляющим большинством людей и потому не становится в полном смысле культурой. Отсюда известная проблема ликвидации «второй неграмотности», связанной с освоением компьютера.

Третья — массовая — имеет безраздельное господство, однако собственно культура нередко выступает в ней в качестве исчезающе малой величины. Именно поэтому современная культура становится все более эфемерной, поверхностной, упрощенной и обедненной. Она все больше лишается нравственного и религиозного беспокойства, философской проблемности и глубины, адекватного самосознания и самооценки, подлинной духовности. И хотя внешне культурная жизнь нашего времени изобилует громкими событиями, внутренне она поражена серьезным недугом, переживает глубокий кризис духовности.

Бездуховность современной культуры становится все более угрожающей и вызывает растущее беспокойство. Еше Ф. Рабле в свое время заметил, что наука без тесной связи с совестью ведет к руинам души. Сегодня это становится очевидным. Наша современность часто определяется как великое опустение душ. Поэтому в поисках путей возрождения духовности взоры многих обращаются к религии. Французский писатель А. Мальро заявляет: «XXI век будет религиозным или его не будет совсем». Сторонники англо-американского неоконсерватизма видят спасение человечества в возврате к докапиталистическим ценностям, и прежде всего к религии. С ними солидарны участники французского течения «новая культура», которые также возлагают надежды на традиционные идеалы и ценности.

В 1970-е гг. на Западе возникла так называемая , понимаемая ее создателями и сторонниками как культура постиндустриального и информационного общества. Постмодернизм выражает разочарование в идеалах и ценностях Просвещения, ставших основой всей современной культуры. Для него характерно стремление к размыванию границ между наукой, философией и искусством, к отказу от всякого радикализма, от иерархии и противопоставления традиционных ценностей — добра и зла, истины и заблуждения и т.д. Он также представляет собой попытку преодоления оппозиции между массовой и элитарной культурой и искусством, между массовыми вкусами и творческими устремлениями художника.

Постмодернизм полон противоречий, неопределенностей и эклектики. Уходя от многих крайностей прежней культуры, он приходит к новым. В искусстве постмодернизм, в частности, вместо авангардистского футуризма исповедует пассеизм, отвергает поиск нового и культ эксперимента, предпочитая им произвольное смешение стилей прошлого. Возможно, пройдя через постмодернизм, человечество научится, наконец, устанавливать равновесие между ценностями прошлого, настоящего и будущего.