История - мариинский театр. Государственный академический Мариинский театр: описание, репертуар и отзывы Почему театр называют мариинским

Один из старейших и ведущих музыкальных театров России. История возникновения театра восходит к 1783 году, когда был открыт Каменный театр, в котором выступали драматическая, оперная и балетная труппы. Отделение оперной (певцы П.В.Злов, А.М.Крутицкий, Е.С.Сандунова и др.) и балетной (танцовщики Е.И.Андреянова, И.И.Вальберх (Лесогоров), А.П.Глушковский, А.И.Истомина, Е.И.Колосова и др.) трупп от драматической произошло в 1803 году. На сцене шли иностранные оперы, а также первые произведения русских композиторов. В 1836 поставлена опера «Жизнь за царя» М.И.Глинки, открывшая классический период русского оперного искусства. В оперной труппе пели выдающиеся русские певцы О.А.Петров, А.Я.Петрова, а также М.М.Степанова, Е.А.Семёнова, С.С.Гулак-Артемовский. В 1840-х гг. русская оперная труппа была оттеснена итальянской, находившейся под покровительством двора, и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с середины 1850-х гг. на сцене Театра-цирка, который после пожара в 1859 был перестроен (архитектор А.К.Кавос) и открыт в 1860 году под названием Мариинский театр (в 1883-1896 здание реконструировано под руководством архитектора В.А.Шрётера). Творческое развитие и становление театра связаны с исполнением опер (а также балетов) А.П.Бородина, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского (многие произведения впервые). Высокой музыкальной культуре коллектива способствовала деятельность дирижёра и композитора Э.Ф.Направника (в 1863-1916 гг.). Большой вклад в развитие балетного искусства внесли балетмейстеры М. И. Петипа, Л.И.Иванов. На сцене Мариинского театра выступали певцы Е.А.Лавровская, Д.М.Леонова, И.А.Мельников, Е.К.Мравина, Ю.Ф.Платонова, Ф.И.Стравинский, М.И. и Н.Н.Фигнеры, Ф.И.Шаляпин, танцовщики Т.П.Карсавина, М.Ф.Кшесинская, В.Ф.Нижинский, А.П.Павлова, М.М.Фокин и др. Спектакли оформляли крупнейшие художники, в том числе А.Я.Головин, К.А.Коровин.

После Октябрьской революции театр стал государственным, с 1919 года - академическим. С 1920 года назывался Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года - имени Кирова. Наряду с классикой театр ставил оперы и балеты советских композиторов. Большой вклад в развитие музыкально-театрального искусства внесли певцы И.В.Ершов, С.И.Мигай, С.П.Преображенская, Н.К.Печковский, артисты балета Т.М.Вечеслова, Н.М.Дудинская, А.В.Лопухов, К.М.Сергеев, Г.С.Уланова, В.М.Чабукиани, А.Я.Шелест, дирижёры В.А.Дранишников, А.М.Пазовский, Б.Э.Хайкин, режиссёры В.А.Лосский, С.Э.Радлов, Н.В.Смолич, И.Ю.Шлепянов, балетмейстеры А.Я.Ваганова, Л.М.Лавровский, Ф.В.Лопухов. В годы Великой Отечественной войны театр находился в Перми, продолжая активно работать (состоялось несколько премьер, в том числе оперы «Емельян Пугачёв» М.В.Коваля, 1942). Некоторые артисты театра, оставшиеся в осаждённом Ленинграде, в том числе Преображенская, П.З.Андреев, выступали в концертах, по радио, участвовали в оперных спектаклях. В послевоенные годы большое внимание театр уделял советской музыке. Художественные достижения театра связаны с деятельностью главных дирижёров С.В.Ельцина, Э.П.Грикурова, А.И.Климова, К.А.Симеонова, Ю.X.Темирканова, режиссёров Е.Н.Соковнина, Р.И.Тихомирова, балетмейстеров И.А.Бельского, К.М.Сергеева, Б.А.Фенстера, Л.В.Якобсона, художников В.В.Дмитриева, И.В.Севастьянова, С.Б.Вирсаладзе и др. В труппе (1990): главный дирижёр В.А.Гергиев, главный балетмейстер О.И.Виноградов, певцы И.П.Богачёва, Е.Е.Гороховская, Г.А.Ковалёва, С.П.Лейферкус, Ю.М.Марусин, В.М.Морозов, Н.П.Охотников, К.И.Плужников, Л.П.Филатова, Б.Г.Штоколов, артисты балета С.В.Викулов, В.Н.Гуляев, И.А.Колпакова, Г.Т.Комлева, Н.А.Кургапкина, А.И.Сизова и др. Награждён орденом Ленина (1939), Октябрьской Революции (1983). Многотиражная газета «За советское искусство» (с 1933).

Здание Мариинского театра.

Мариинский театр Санкт-Петербурга – масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире.

За более чем двухсотлетнюю историю Мариинский театр подарил миру многих великих деятелей сцены – дирижеров, режиссеров, гениальных художников-декораторов. Достигли мировой славы артисты, оттачивавшие свое мастерство в труппе Мариинки: Федор Шаляпин, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Михаил Барышников, — и многие другие.

Высокие позиции мирового признания удерживаются и сегодня. Одним из лауреатов престижной премии влиятельного Нью-Йоркского журнала Dance Magazine 2017 года стала прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева.

История и общая информация

История театра начинается в конце далекого XVIII века, когда 5 декабря 1783 года был торжественно открыт Большой театр на Карусельной площади, которая стала называться в его честь – Театральной. Каменное здание, построенное по проекту Антонио Ринальди, не единожды подвергалось реконструкции и перестройке по мере того, как город рос, и облик его менялся в соответствии с архитектурной модой тех времен.

В первой половине XIX века Большой театр становится одной из популярнейших достопримечательностей Петербурга. Парадным и праздничным видом он обязан творческому гению зодчего Тома де Томону, затем архитектору Альберто Кавосу – сыну композитора и капельмейстера, восстанавливавших его после грандиозных пожаров и изменявших его пропорции и размеры в соответствии с требованиями времени.

«Золотой век» Большого театра приходится именно на этот период, когда на его сцене с большим успехом идут оперы Вебера, Россини, водевили Алябьева. Зарождение славы русского балета связано с легендарным Шарлем Дидло, руководившим петербургской театральной школой. Завсегдатаем театра становится Александр Сергеевич Пушкин.

Знаменательным событием стала премьера первой национальной оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» 27 ноября 1836 года. Ровно через 6 лет в тот же день состоялась премьера второй оперы русского композитора «Руслан и Людмила». Эти две даты навсегда вписали Большой петербургский театр в историю русской культуры.

Пламя пожара 1859 года открывает новую страницу истории. Как «птица Феникс» из пепла сгоревшего театра-цирка, расположенного напротив Большого, по проекту А. Кавоса возрождается новый театр, который и назван Мариинским в честь супруги императора Александра II – Марии Александровны. И вновь опера М. Глинки «Жизнь за царя» предстает перед его первыми зрителями 2 октября 1860 года.

В 1886 году на месте Большого театра построено здание Санкт-Петербургской консерватории, а все спектакли к этому времени переносятся на сцену Мариинского театра. Здание Мариинки неоднократно перестраивается и реконструируется в период с 1885 по 1894 год. Под руководством архитектора императорских театров Виктора Шретера фасад здания обретает монументальность, внутренние помещения расширяются, совершенствуется акустика зала, достраиваются боковые флигели, электростанция, котельная.

Императорский Мариинский театр продолжил традиции первой музыкальной сцены, развил и укрепил ключевые позиции в театральной культуре. С приходом на пост капельмейстера Эдуарда Направника в 1863 году связана целая эпоха, отмеченная премьерами оперных шедевров. «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Пиковая дама» П. И. Чайковского и другие — вошли в историю русской оперной музыки и до сих пор идут на сцене театра.

Балет на сцене театра.

Здесь произошла счастливая встреча балетмейстера Мариуса Петипа с великим композитором П. И. Чайковским. Результатом сотрудничества стали два замечательных балета «Спящая красавица» и «Щелкунчик», а «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь в постановке Петипа.

Балет на сцене театра.

В советский период театр объявлен государственным (1917г.) и ему присвоено имя С. М. Кирова (1935г.).

Репертуар обновляется современными операми С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», «Саломея» и «Кавалер розы» Рихарда Штрауса, с успехом идут драмбалеты «Пламя Парижа» Б. Астафьева, «Красный мак» Р. Глиэра и многие другие постановки.

В годы Великой отечественной войны театр эвакуируют в Пермь, а 1 сентября 1944 года он вновь открывает сезон по традиции оперой М. Глинки «Иван Сусанин» (послереволюционное название оперы «Жизнь за царя»).

Важный творческий этап развития театра связан с деятельностью Юрия Темирканова, который возглавил его в 1976 году. Его постановки опер П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» до сих пор сохраняются в репертуаре.

В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев. Под его руководством Мариинский театр вернул историческое название (1992г.) и реализует целый ряд масштабных проектов.

Любители классической музыки стремятся посетить открытый в 2006 году Концертный зал, получивший неофициальное название Мариинка-3. Построенный на месте сгоревшего в 2003 году склада театральных декораций зал – одна из лучших в мире концертных площадок. Для создания акустики был приглашен японец Ясухиса Тойота – специалист мирового уровня, а оформление интерьера выполнила группа дизайнеров под руководством Михаила Шемякина. Совмещение двух фасадов в одном здании – исторического 1900 года и современного — символизирует связь времен. В необычном зрительном зале, выполненном в форме колыбели, сцена расположена посередине, а места для зрителей – вокруг нее в виде террас.

Сцена концертного зала Мариинского театра.

Самый грандиозный проект – открытие новой сцены театра (Мариинки-2) на набережной Крюкова канала напротив старого здания в 2013 году. На первый взгляд постройка из стекла и металла не вписывается в образ Петербурга. Однако, по словам автора проекта Джека Даймонда, его замысел состоял в создании скромного фона для старинного здания Мариинского театра.

Фасад нового здания Мариинского театра.

На самом деле незамысловатый фасад прячет ослепительный интерьер. Лучшие традиции XVIII века воплощены в оформлении изогнутого в виде подковы большого зрительного зала на 2 тысячи мест. Акустика зала такова, что зрители наиболее удаленных мест хорошо слышат самые тихие ноты. Двухуровневое фойе облицовано ониксом и мрамором, одна из лестниц высотой 33 метра выполнена из уникального стекла и соединяет все уровни, а люстры фирмы Swarovski наполняют пространство теплым завораживающим светом.

Архитектура и интересные факты

Многофигурный силуэт старинного здания Мариинского театра, построенного в стиле неоклассицизма, впечатляет своей красотой и монументальностью. В зрительном зале — 1625 мест. Здесь необычно все: от голубого цвета стен и синего бархата кресел до рисунка занавеса, повторяющего узор платья императрицы Марии Александровны. Хрустальная люстра, выполненная в 1860 году из 23 тысяч подвесок, освещает плафон с портретами драматургов в окружении 12 нимф и амуров. Несомненно, в настоящее время театру требуется ремонт, и зрителям остается надеяться, что он будет проведен бережно и не лишит интерьер его неповторимого исторического обаяния.

Интересные факты, связанным с Мариинским театром:

  • Во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина» зрители слышат звон настоящего колокола, который находится за сценой. В период борьбы с религией колокол был сброшен с церкви и утоплен в Крюковом канале, позднее его достали со дна и подарили театру.
  • От царской ложи скрытая дверь ведет к гримеркам. По легенде потайным ходом пользовался наследник престола Николай, чтобы навестить подругу юности молоденькую танцовщицу Матильду Кшесинскую.
  • В 1970-х годах велась реконструкция, строители обнаружили под оркестровой ямой слой битого хрусталя. Только когда осколки выбросили, выяснилось, что этот слой выполнял функцию улучшения акустики.
  • Кстати об акустике. Оперу лучше всего слушать с третьего яруса, но балет смотреть предпочтительней с первого.

Где находится и как добраться

  • Основное здание расположено по адресу: Театральная площадь, 1.
  • Мариинка-2 находится на улице Декабристов, 34.
  • Концертный зал Мариинского театра (Мариинка-3) – улица Писарева, 20 (вход с ул. Декабристов, д. 37).

Ближайшее метро — транспортный узел из трех станций: «Спасская», «Садовая» и «Сенная площадь». Далее — пешком около километра.

Либо остановка общественного транспорта «Мариинский театр» (автобусы 2, 3, 6, 22, 27, 50, 70; маршрутные такси 1, 2, 6К, 124, 169, 186, 306).

Здание Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное по проекту А. К. Кавоса в 1859-1860 годах на месте старого театра-цирка. В 1894-1896 годах здание было значительно реконструировано по проекту В. А. Шретера. Здесь размещается один из известнейших в России и мире театров оперы и балета — Государственный академический Мариинский театр.

Первое здание на месте современного Мариинского театра было построено еще в 40-х годах XIX века, им стал театр-цирк, а в качестве архитектора проекта выступил Альберт Катаринович Кавос. В этом помещении проводились не только цирковые представления, но позже стали даваться и драматические театральные спектакли. Однако, в середине XIX века здание было полностью уничтожено в результате пожара — от прежней постройки остались только стены и некоторые перекрытия.

Взамен сгоревшего было принято решение возвести новое здание, и уже исключительно под оперный театр. Проектировать его вновь было поручено А. К. Кавосу, однако, он значительно переделал свое прежнее творение, видоизменив его под театральные нужды. Новый театр стал именоваться Мариинским в честь жены императора Александра II — императрицы Марии Александровны.

В конце XIX века архитектор В. А. Шретер пристраивает к зданию корпус для репетиционных залов, театральных мастерских и служебных помещений. Он также меняет деревянные стропила на стальные, надстраивает боковые флигели, меняет парадную лестницу и расширяет фойе. Фасад здания приобретает более монументальные формы, а купол венчает знаменитая башенка.

Внутреннее убранство Мариинского театра сразу после открытия поразило всех современников своим великолепием. Отделка стен была выполнена под цвет морской волны и дополнена синим бархатом и серебряной парчой кресел. Всюду были расставлены лепные украшения и скульптуры. Подчеркивалось это богатство оформления лучами света от многочисленных светильников и трехъярусной люстры с живописным плафоном работы мастера Энрико Фрачиоли. Отдельных слов заслуживает богатый занавес, ставший эмблемой театра, он был изготовлен при участии художника А. Головина. Интерьеры Мариинского театра до сих пор считаются одними из лучших в мире.

Здание Мариинского театра включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Осмотр здания будет интересен любителям театра, желающим посетить оперу или балет

Театр был назван Мариинским в честь супруги императора Александра II императрицы Марии Александровны.

Основание театра

А история театра началась в июле 1783 г., когда Екатерина II издала Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября этого же года был торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, которая стала называться Театральной. Театр был построен по проекту Антонио Ринальди . Его сцена была оснащена современным по тем временам оборудованием, в театре попеременно выступали французская, итальянская и русская труппы.

В 1802-1803 гг. архитектор Тома де Томон перепланировал театр, и он был одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга до тех пор, пока в нём не произошёл пожар (в ночь на 1 января 1811 г.). Погибло внутреннее убранство театра, серьезно пострадал фасад. Восстановление театра продлилось до 1818 г., Тома де Томон до этого времени уже не дожил.

Репертуар театра

В репертуаре театра было несколько опер Моцарта («Волшебная флейта», «Похищение из сераля», «Милосердие Тита»), Россини («Золушка», «Семирамида», «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник»), Вебера («Вольный стрелок»). Были в репертуаре театра и произведения русских композиторов: водевили Алябьева и Верстовского , а также опера Кавоса «Иван Сусанин». Ш. Дидло ставит в театре русский балет. Именно этот период творческой жизни театра запечатлён в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

Усовершенствование театра

В 1836 г. архитектор А. Кавос (сын композитора) заменил купольное перекрытие театрального зала плоским, убрал в зрительном зале колонны, которые затрудняли обзор и искажали акустику, придал залу форму подковы, увеличил его длину и высоту, в результате число зрителей увеличилось до двух тысяч. 27 ноября 1836 г. состоялось первое представление в перестроенном театре – это была опера М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену Александринского театра и Театра-цирка, где продолжались выступления балетной труппы и итальянской оперы. В 1859 г. Театр-цирк сгорел, на его месте А. Кавос построил новый театр. Именно этот театр и стал называться Мариинским в честь императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II и матери императора Александра III .

Императрица Мария Александровна

Ф. Винтерхальтер "Портрет императрицы Марии Александровны"

Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская.

По инициативе Марии Александровны в России были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища. Она основала бесчисленное количество приютов, богаделен и пансионов, положила начало новому периоду женского образования в России, учредила открытые всесословные женские учебные заведения (гимназии), которые, согласно положению 1860 г., решено было открывать во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование. Она организовала Красный Крест в России, на расширение деятельности которого во время Русско-турецкой войны отдала много сил, отказываясь даже шить себе новые платья, отдавая все свои сбережения на пользу вдов, сирот, раненых и больных.

Императрица Мария Александровна при поддержке супруга Александра II основала крупнейший в Петербурге и всей России театр (Мариинский) и балетную школу, которую возглавила позднее Агриппина Ваганова. И школа, и знаменитый театр полностью содержались на средства императорской фамилии, лично государыни, и, по настоянию императора Александра II, носили ее имя. Театр носит её имя и теперь. В фойе театра установлен бюст императрицы Марии Александровны.

Театр в новом здании

Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 г . Это снова была опера «Жизнью за царя» М.И. Глинки под управлением главного капельмейстера Русской оперы К. Лядова . В 1863 г. главным капельмейстером театра стал Э. Направник . С его именем связаны постановки самых значительных опер в истории русской музыки: «Борис Годунов» Мусоргского , «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка» Римского-Корсакова , «Князь Игорь» Бородина , «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского , «Демон» Рубинштейна , «Орестея» Танеева … В начале ХХ в. в репертуаре театра появились оперы Вагнера (среди них тетралогия «Кольцо нибелунга»), «Электра» Рихарда Штрауса , «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова , «Хованщина» Мусоргского

Балетные спектакли

Мариус Петипа

В 1869 г. балетную труппу театра возглавил Мариус Петипа . Он продолжил традиции своих предшественников Жюля Перро и Артюра Сен-Леона, продолжал ставить классические спектакли «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар». Петипа поставил на сцене Мариинского театра балеты Чайковского «Спящая красавица» и в содружестве со Львом Ивановым – «Щелкунчик». Уже после смерти Чайковского на сцене Мариинского театра «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь. Здесь же Петипа поставил балет Глазунова «Раймонда». Молодой Михаил Фокин поставил в Мариинском театре «Павильон Армиды» Черепнина , «Лебедя» Сен-Санса , «Шопениану» на музыку Шопена , а также балеты, созданные в Париже – «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова , «Жар-птицу» и «Петрушку» Стравинского .

В 1886 г. балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.

В 1920 г. театр стал называться Государственным академическим театром оперы и балета, а с 1935 г. к этому названию прибавлялось: «имени С. М. Кирова». В театре продолжали ставить классику, но к ней прибавились и современные оперы: «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева , «Воццек» А. Берга , «Саломея» и «Кавалер розы» Р. Штрауса . Появились в репертуаре и новые балеты: «Красный мак» Р. Глиэра , «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна , «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева и другие.

Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе премьера балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 г. оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Генеральная реконструкция театра

Она была осуществлена в 1968–1970 гг. по проекту С. Гельфер, в результате левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.

Юрий Темирканов

С 1976 по 1988 г. художественным руководителем и главным дирижёром театра был Юрий Темирканов . Под его руководством в театре были осуществлены постановки «Война и мир» С. Прокофьева (1977), «Мёртвые души» Р. К. Щедрина , «Пётр I» (1975), «Пушкин» (1979), «Маяковский начинается» (1983) А. Петрова . Юрий Темирканов ыступил одновременно и как режиссёр: он поставил оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского . С оркестром этого театра в 1987 г. он выступает в Лондоне с постановками этих опер, а также оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского .

Валерий Гергиев

В 1988 г. главным дирижером театра стал Валерий Гергиев . 16 января 1992 г. театру было возвращено его историческое название – Мариинский . А в 2006 г. труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал на улице Декабристов.



Концертный зал Мариинского театра