История джаза. Рэгтайм

Незадолго до начала двадцатого века, увлечение "оборванные музыкой" охватила Соединенные Штаты. После пользуется большой популярностью в течение нескольких десятилетий, рэгтайм был утрачен, так как все crazes делать. Но она оставила след на постоянные американской музыки. Не только рэгтайм себя одним из первых широко популярными музыкальными стилями, которые фактически производятся в США, но он также играет важную роль в развитии стиля, который был назван "Музыкальная Америка": джаз.

Происхождение
Существуют четыре основных типа рэгтайм музыку. Единственный тип сих пор нередко слышали сегодня "классические" инструментальных тряпка, которая была так популярна в период расцвета рэгтайм"s. Как правило, это март-темп пьесы для фортепиано или группа, с устойчивым "бум-Чик" бас и очень синкопированная или "оборванные", мелодия. Регтайм песен, многие из которых не были особенно оборванный, и регтайм или синкопированная вальсов, в 3 / 4 метра, также были популярны в золотой век рэгтайм"s.

Четвертый тип рэгтайм началось задолго до того, рэгтайм эпохи и до сих пор практикуется сегодня джазовых музыкантов. Это практика дробление руды существующего музыкального произведения. Чтобы "тряпка" музыкальное произведение принять известные настройка и изменение ритма его, чтобы сделать синкопированная или "Jazzy" звучание.

Syncopation всегда было отличительной чертой афро-американской музыки. Хотя европейские (и европейско-американский) изучить контрапункт музыки и сложных гармоний, музыка Западной Африки выразили большую часть своей сложностью в ее ритмах. Людей, взятых от Африки до Южной Америки в качестве рабов, завезенных этой ритмической сложности с ними в их новой страны. Там он может быть услышан во многих местах: рабы практики "похлопав Джуба" или "хлопать Джуба", афро-карибских ритмах танца, банджо танцев, а также практика предоставления знакомые песни новой "оборванные" ритм. Традиции банджо танцами и "дробление руды" были основными факторами воздействия в классическом Рэгтайм.

Классические Регтайм
В конце гражданской войны в США принес эмансипацию рабов, а не реальные экономические и политические свободы. Усилия бывших рабов после войны, чтобы улучшить свою собственную жизнь встретили серьезное сопротивление со стороны много белых, которые не хотят иметь дело с ними на равноправной основе. Были приняты законы легализации расовой дискриминации и что делает его практически невозможным для многих цветных голоса. Только виды работ предоставляется них бедные платят черную труда, за исключением трех: учителя, проповедника и музыканта.

Черные музыканты уже давно принято белой Америке, даже в эпоху рабства, хотя лишь в пределах границ "низкого класса" развлечений, таких, как танцы и менестрель шоу. В 1890-черный пианист не приемлемы в концертном зале; черный пианист в церковь или красный свет Бар района или бордель общего взгляда. Но одно из таких пианистов, который в конце 1890 часто играл на Maple Leaf клуба в Седалии, штат Миссури, принимал первый большой шаг, который в конечном итоге приведет к широкому признанию афро-американских музыкантов, как серьезные художники. Признание в качестве композитора серьезной музыки была цель Скотт Джоплин, как музыкант, цели он не добился в своей жизни. Но его "Maple Leaf Rag" было чрезвычайно популярным хитом, которые помогли разжечь общенациональная увлечение Рэгтайм.

Джоплин не изобретать Рэгтайм. Было уже играли многие музыканты, черный и белый, в Сент-Луиса и Чикаго. Другие композиторы уже опубликованы "Piano тряпки", а на самом деле большинство опубликованных тряпку композиторы на протяжении всего периода были белыми. Но на фортепиано лохмотья Скотт Джоплин, а другой черный композитор, Джеймс Скотт, были такого высокого качества, что они были оплотом популярного репертуара для фортепиано десятилетий. Регтайм позвонили из рояля в домах, клубах, театрах, танцевальных залах и салонах по всей стране, и многие из самых продаваемых рулоны для игрока-пианино были Рэгтайм.

Длительное воздействие

К регтайма 1920 был признан "старая шляпа". Новые crazes пришли вместе, и новые виды музыки. Но неорганизованный продолжал быть выполнены и зарегистрировано, и это четко оказали большое влияние на раннее великими джаза, такие как "Джелли Ролл" Мортон, а также на ранних джазовых стилях таких как диксиленд и "Харлем Stride" джазовое фортепиано.
Как джаз продолжал развивать другие стили, рэгтайм был утерян и был почти забыт. Но некоторые энтузиасты, которые изучают корни джаза начал рэгтайм возрождения в 1940 году. Возрождение набрала обороты очень медленно, пока в 1973 году фильм "Стинг" вновь рэгтайм для широкой общественности. Классические тряпки, в частности, Джоплин "The Entertainer", снова стали частью стандартной группы и фортепиано репертуар. Регтайм прежнему популярен среди музыкантов и слушателей, и, наконец, получила широкое уважение и признание как искусство, которое производится работы истинного гения.

[англ. Ragtime , от Ragged Time – букв. «рваный такт»]

1.Афроамериканский музыкальный жанр 1890—1920-х годов. Характеризуется свободно акцентированной мелодией, исполняемой с многочисленными синкопами, при равномерном отбивании ритма в чётном размере. Жанр объединил европейские музыкальные черты , и с элементами традиционной афроамериканской танцевальной музыки.

2.Тип американских бальных танцев начала XX века. Музыкальный размер – 2/4. Темп быстрый. Исполняется в паре, с продвижением. Характерно сочетание замедленных и очень быстрых шагов. Считается одним из предшественников Фокстрота.

Сокращенное название: Рэг.

Смотреть видео:

Истоки Регтайма восходят к музыке Юга США. В 1840-е годы афроамериканские танцы, подобные и , вдохновили чернокожих невольников на создание . Его первые образцы исполнялись под энергичные ритмы , и . Чёрные музыканты, чтобы лучше приспособиться к дерганым движениям чёрных танцоров, насыщали свою игру синкопами, буквально разрывая на части регулярный порядок музыкального такта. Таким образом, пока танец насыщался новыми танцевальными элементами, сопровождавший его стиль музыки превратился в сплошные «рваные ритмы». Его так и назвали Рег-Тайм [англ. Ragtime – рваный такт].

К концу XIX века Регтайм объединил под своим именем и собственные музыкальные образцы, и пьесы, связанные с блюзовой традицией, и музыку марширующих оркестров и всевозможные другие формы предджазового музицирования. С развитием американского театра министрелей появился даже своеобразный жанр Концертного Регтайма, вошедшего в репертуар эстрадных пианистов. Слава о нём разнеслась на весь мир. И, наконец, на основе музыки Регтайма и танца , в 1903 году появились первые танцевальные образцы в стиле Рэг [англ. Rag , сокр. от Ragtime ].

В начале XX века, когда в мире повсеместно утвердждался Джаз, музыка Регтайма стала применяться исключительно для танцев. Она способствовала рождению многих популярных общественных танцевальных образцов начала XX столетия.

Смотреть видео:

Под музыку Регтайма исполнялись такие танцы, как [англ. Grizzly Bear – медведь гризли], [англ. Dog Walk – собачий ход], [англ. Kangaroo Dip – прыжок кенгуру], [англ. Crab Step – шаг краба], [англ. Two - Step – двойной шаг], [англ. One - Step – букв. «одношаговый»] и много других. В конечном итоге, на этой основе появились первые образцы фокстротовых и свинговых танцевальных шагов.

«Регтайм нес совсем другие образные ассоциации, неведомые в музыкальном искусстве предмодернистской эпохи. Музыка моторно-физиологического склада, пронизанная чувством танца (или марша), она вместе с тем была отмечена нарочитой аэмоциональностью, как бы отстранена от происходящего. Одновременно и танец, и пародия на него; красота свободного движения человеческого тела и искажающая весь ее дух утрированная точность почти механического характера; оголенная простота форм и вплетающиеся в нее сложно прихотливые, очень странные на слух, воспитанный XIX веком, ритмические узоры – все вместе создавало впечатление, будто наивное веселье неотделимо здесь от иронического взгляда со стороны».

Конен В.Д. «Рождение джаза», М, 1984 г., с. 138.

time - Время) - жанр американской музыки, изначально возник как способ игры на фортепиано, который имитировал звучание банджо, а в 90-х годах XIX века развился как инструментальная форма. Название регтайм распространилась благодаря пьесе Уильяма Биба "Ragtime March" (). Наряду с блюзом , регтайм является одним из важнейших источников, из которых возник джаз .

1. Характеристика жанра

Мелодичные и тональные структурные качества регтайма имеют европейское происхождение, а тематический материал опирается на марши и европейскую танцевальную музыку - вальс , кадриль , мазурку , менуэт , и др.. Хотя регтаймы является фортепианной музыкой, фортепиано трактуется здесь скорее как ударный - техника игры основывается на стакатних звучаниях, аккордовых ударах, жестких, насыщенная полиритмии.

Четкий, равномерно акцентированный маршевый ритм четвертными нотами в сопровождении (бас - на сильной доли, а соответствующий аккорд - на слабые восьмерки) противопоставлен остро Синкопированное мелодии, где чередуются отдельные ноты с аккордами, имеющих вдвое короче короткую продолжительность (восьмые ноты). Регтайма обычно предшествует интерлюдия. Выполняют регтаймы в умеренном или быстром темпе.

Своеобразие ритма этой формы очень широко используется в профессиональной музыке, в частности это произведения А. Дворжака на американскую тему (симфония "Из Нового Света" и струнный "Американский квартет"), "Рэгтайм" (1918) И. Стравинского для одиннадцати инструментов, некоторые произведения Д. Мийо , П. Гидемит , Чарльза Айвза и других.


2. Представители жанра

Виднейшим представителем регтаймов считается американский музыкант Скотт Джоплин - автор 44-х регтаймов, а также двух опер стилистически близких регтайма - "Почетный гость" (A Guest of Honour, ) и "Тримониша" (Treemonisha, , поставлена ).

Среди других музыкантов, работавших в этом жанре - Джеймс Скотт (1885-1938), Джозеф Лем (1887-1960), Том Терпин (Tom Turpin), Отис Сондерз (Otis Saunders), Артур Маршол (Arthur Marshall), Луи Шовен (Louis Chauvin), Скотт Хейден (Scott Hayden), Джон У. "Блайнд" Бун (John W. "Blind" Boone), С. Брунсон Кампбелл (S. Brunson Campbell), Арти Маттюс (Artie Matthews), Роберт Хамптон (Robert Hampton), Чарльз Томпсон (Charles Thompson), Юби Блейк (Eubie Blake), Лаки Робертс (Luckey Roberts), Перси Венрич (Percy Wenrich), Чарльз Л. Джонсон (Charles L. Johnson), Джордж Ботсфорд (George Botsford), Генри Лоддж (Henry Lodge), Дж. Рассел Робинсон (J. Russel Robinson) и другие.

Среди композиторов украинской диаспоры Василий Сидоренко использовал форму регтайма в своих композициях "Евгения" (Eugenia Rag, ) i "Катальпа" (Catalpa Blossoms, ).


Рэгтайм

Рэгтайм - еще один специфический жанр афро-американского музицирования , сложившийся к концу XIX века. Слово это означает "рваное " или "разорванное время ", конкретно термин "rag " означает звуки , появляющиеся между долями такта . Фактически, это означает ярко выраженное синкопирование в мелодической линии на базе ровного аккомпанемента в четвертых или восьмых долях такта . В узком смысле слова рэгтайм означает американский аналог европейской фортепианной музыки конца позапрошлого века. В это время в Европе бурно расцветала романтическая фортепианная школа , включавшая в свой репертуар музыку от Шуберта , Шопена и Листа до маршей и полек . Все это звучало и в Соединенных Штатах , но в типичном афро-американском преломлении с использованием мощного, порой сложного ритма и с большей динамикой, интенсивностью. Источником рэгтайма явилось творчество первоначально провинциальных негров - пианистов . Для их импровизационной манеры было характерным использование ритмических сдвигов , "неправильных " акцентов , опора на "блюзовые " ноты . С перемещением в столичные условия рэгтайм теряет свою импровизационную сущность и становится жанром композиторской музыки . Теперь его создавали образованные композиторы , знающие европейскую фортепианную технику , гармонию , а сами рэгтаймы издавались в нотах . Одной из главных причин распространения рэгтаймов явилась необычайная популярность в США позапрошлого века фортепиано , которое должно было быть в каждом "приличном" доме. Более того, частым атрибутом становится и механическое пианино - инструмент, весьма удобный для воспроизводства рэгтаймов по причине технически заложенного стаккатного качества звучания . Картонные валики, изготовленные для этих инструментов в 10-е годы нашего века, были обнаружены в 50-х годах, и звучание старых "Пиано роллс " было зафиксировано на магнитофонной пленке. Особенную популярность получили регтаймы в конце прошлого века в Сент-Луисе , Канзас-Сити , в городке Седалия (шт. Миссури), в Техасе . Как раз в этом штате родился самый знаменитый исполнитель и композитор этого жанра Скотт Джоплин (Scott Joplin ). В Седалии он прожил большую часть жизни и нередко выступал в клубе под названием "Maple Leaf ". От него и происходит название известного рэгтайм " ", написанного в 1897 году. Кроме Скотта Джоплина можно назвать еще немало других авторов и исполнителей популярных рэгтаймов , в том числе Джеймса Скотта (James Scott ), Джозефа Лэмба (Josef Lamb ). В самом конце XIX и начале XX веков мода на рэгтаймы была невероятна, в то же время появляются композиции , которые с успехом исполнялись не только на фортепиано, но и ранними джазовыми бэндами , типичные примеры "Tiger Rag ", "12 Street Rag ". Одновременно с использованием рэгтаймов марширующими оркестрами пианисты раннего джаза получили свободу импровизационного подхода в этом жанре. Уже Джелли Ролл Мортон ("Jelly Roll " Morton ) был вполне свободен от точных композиторских указаний. Следующий период взлета интереса к рэгтайму приходится на 20 - 30-е годы прошлого века. В это время их взяли на вооружение пианисты гарлемской школы , одним из основателей которой стал Джеймс Пи Джонсон (James P. Johnson ). Его учениками, мастерами стиля страйд-пиано , были Фэтс Уоллер (Fats Waller ), (Count Basie ) и многие другие. Как концертный жанр, рэгтайм возрождался несколько раз и в послевоенное время. Он исполнялся, как пианистами - виртуозами, так и большими оркестрами . Сильное влияние европейской профессиональной музыки делает рэгтайм принадлежностью, так называемой, "прохладной стороне " джаза , в отличие от хот-джаза , тяготеющего к афро-американским музыкальным корням.

Король Регтайма – С. Джоплин

Композитора и пианиста Скотта Джоплина мы знаем исключительно как «Короля регтайма», и это не случайно. Джоплину удалось возвести этот жанр в ранг высокого искусства, рэгтайм благодаря композитору прекратил свое существование в качестве «музыки, которую исполняли бродячие пианисты в дешёвых барах», – наоборот, он вобрал в себя своеобразную ритмику музыки афро-американцев и романтику, а также строгость формы европейцев.

Нет никакого сомнения в величине таланта Скотта Джоплина, как нет и тени сомнения в значении его вклада в историю регтайма и музыки в целом. Но, несмотря на всемирную известность, многие моменты его жизни ускользнули от самых бдительных биографов. Так, нет уверенности в точности даты рождения. Можно предположить, что Джоплин родился в Техасе, по крайней мере, именно там, во время переписи населения СНА в июле 1870 года, его зарегистрировали в возрасте двух лет. Перепись, проходившая через десятилетие (в июне 1880), фиксирует 12-летний возраст Скотта, подтверждая первую запись.

Известно, что семья Джоплина покинула ферму, на которой отец (бывший раб) был разнорабочим. Они переехали в строящийся городок Тексаркарна на границе двух штатов - Техаса и Арканзаса. В историях про Скотта рассказывается, что, благодаря работе матери в доме состоятельной белой семьи, он получил доступ к фортепиано и стал самостоятельно изучать . Как бы там ни было, но подобный сюжет можно найти в его опере «Тримониша» (Treemonisha, 1911), где героиня получает возможность учиться благодаря работе родителя в белом доме.

Талант Джоплина заметил местный учитель музыки, немец по происхождению, Юлиус Вайсс. Который в обучении делал акцент на европейскую музыку, в том числе оперу. Возможно, именно от своего учителя Скотт Джоплин получил желание состояться в качестве классического оперного композитора.

Джоплин выступал вместе с вокальной группой «Texas Medley Quartette»

С 1880 года Джоплин жил в Седалии, работал на железной дороге и посещал Высшую школу Линкольна. По неподтвержденным историям он совершил путешествие в Сент-Луис, которому было суждено стать центром расцвета регтайма.

Первое документальное подтверждение музыкальной карьеры Скотта встречается в газетах, которые сообщали, что он приехал в Тексаркан с труппой менестрелей летом 1891 года. В 1895 году вместе с вокальной группой «Texas Medley Quartette» Джоплин отправляется на восток, в город Сиракузы штата Нью-Йорк. Выступления произвели хорошее впечатление, и несколько бизнесменов поспособствовали выпуску первых публикаций – песен «Please Say You Will» и «A Picture of Her Face».

Между гастролями Скотт работал пианистом в Седалии, играя в различных заведениях, в том числе в клубах для чернокожих мужчин «Блэк 400» (Black 400) и «Кленовый лист» (Maple Leaf). Так же преподавал музыку нескольким молодым музыкантам, в первую очередь Скотту Хайдену и Артуру Маршаллу, с которым позднее написал в соавторстве множество произведений.

«Регтайм Кленового листа» кормил С. Джоплина до самой смерти


Джоплину всегда не хватало полноты освоения нотной записи

Вероятно, что в 1896 году Скотт Джоплин принял участие в классах Джорджа Р. Смита. Но так как записи из колледжа погибли во время пожара, нет никаких свидетельств этому. Есть сведения, что к концу 1890-х годов Джоплину по-прежнему не хватало полноты освоения . Это мешало ему развиваться в качестве композитора. Между тем, в 1896 году он опубликовал два марша и прекрасный вальс. Спустя пару лет он попытался публиковать несколько регтаймов, но в итоге продал только «Original Rags». Но эта публикация преподнесла довольно спорный сюрприз, так как пришлось поделить гонорар с Чарльзом Н. Даниэлем, его имя было добавлено в качестве «аранжировщика» песен и включено в авторство, а в некоторых газетных объявлениях он был даже указан как композитор. Регтайм Кленового листа

Учтя печальный опыт, перед публикацией очередного регтайма Скотт Джоплин получил помощь и наставления от молодого адвоката Роберта Хигдона. В августе они заключают контракт с издателем и владельцем музыкального магазина в Седалии, Джоном Старком на публикацию «Рэгтайма Кленового листа», которому было суждено стать величайшим из фортепианных регтаймов. Контракт предусматривал, что Джоплин будет получать один цент с каждого проданного экземпляра. Это условие принесло впоследствии стабильный доход до конца дней композитора. В первый год было продано немногим более 400 экземпляров. Но как только «Кленовый лист» получил известность, продажи стали расти, и уже к 1909 году было продано около полумиллиона копий, и такой объем сохранялся еще пару десятилетий. «The Ragtime Dance» – своего рода фолк-балет для танцоров под пение рассказчика

Спустя всего пару недель с момента публикации Джоплин уже заканчивает «The Ragtime Dance» – своего рода фолк-балет для танцоров под пение рассказчика.

24 ноября 1899 года состоялась его премьера в театре Вуда в Седалии в исполнении группы молодых участников клуба «Черный 400».

В 1901 году он переезжает в Сент-Луис со своей женой Белл, вдовой старшего брата Скотта Хайдена.

Расцвет регтайма в Сент-Луисе

В Сент-Луисе Джоплин связывается с Томом Терпином, пионером регтайма и владельцем салона. Начинается период жизни Скотта, в котором он мало выступает, посвящая свое время учебе и творчеству. Джоплин много времени проводит в издательском доме Джона Старка, общаясь с другими регтаймерами и дочерью Старка, Элеонорой, одаренной пианисткой. Элеонора была совладелицей фирмы отца и его музыкальным консультантом. Скорее всего, именно она познакомила Скотта с дирижером Хорового симфонического общества Сент-Луиса - Альфредом Эрнстом, который объявил Джоплина гением регтайма. Альфред Эрнст объявил Джоплина гением регтайма

Среди значимых публикаций за период жизни в Сент-Луисе были:

  • «Sunflower Slow Drag» (совместно со Скоттом Хайденом)
  • «Peacherine Rag»
  • «The Easy Winners»
  • «Cleopha»
  • «The Strenuous Life» (памяти президента Теодора Рузвельта)
  • «A Breeze from Alabama»
  • «Elite Syncopations»
  • «The Ragtime Dance»

Срыв оперного тура - провал в финансовую пропасть

1903 года Скотт Джоплин подает заявку об авторских правах для оперы «Почетный гость»

В начале 1903 года Скотт Джоплин подает заявку об авторских правах для оперы «Почетный гость» (A Guest of Honor). А спустя пять месяцев он отправляется в тур, планируя постановки в городах штатов Иллинойс, Миссури, Айова, Канзас и Небраска. Но в начале тура кто-то, связанный с руководством, крадет кассовые сборы, полностью подрывая кампанию. Пару недель спустя Джоплин сталкивается с тем, что не может платить зарплату. Кроме того, он не способен уплатить и совету директоров организационной театральной компании. Все его имущество, включая партитуру оперы, конфисковали. Копии оперы не были предоставлены в Библиотеку Конгресса, и она стала считаться утраченной.
По возвращении в Седалию, Скотт продолжает концертную деятельность

После провального оперного тура Джоплин отправляется в Чикаго, а затем к родственникам в Арканзас, где встречает Фредди Александр, 19-летнюю девушку, которой посвящает «Хризантемы» (The Chrysanthemum). В июне 1904 года, разорвав брак с Белл Джоплин, композитор возвращается в Арканзас и женится на Фредди Александр в Литл-Рок. Свадебное путешествие проходит с остановками в различных городах, в которых Джоплин дает концерты. По возвращении в Седалию Скотт продолжает концертную деятельность. Но Фредди неожиданно простужается, болезнь перетекает в пневмонию, и она умирает через десять недель после свадьбы.

В поисках издателей регтаймов

После похорон Фредди Джоплин навсегда уезжает из Седалии. Несколько лет он живет в Сент-Луисе, берясь за незначительные работы и безуспешно пытаясь выправить свое финансовое состояние, так и не оправившееся после неудачного оперного тура.
Опера “Treemonisha” С. Джоплина

Летом 1907 года Джоплин отправляется в Нью-Йорк, чтобы найти новых издателей и получить финансовую поддержку для оперы «Тримониша», которую он писал последние годы.

Из новых издательств заслуживает внимание «Семинария Музыки», в которой работал молодой Ирвинг Берлин, ставший впоследствии величайшим композитором Америки. Семинария издает в 1908-1909 годах регтаймы Джоплина. В 1910 году он передает для публикации Ирвингу Берлину свою законченную оперу «Тримониша», но через несколько месяцев получает ее обратно с отказом. А весной 1911 года, когда Ирвинг публикует свой «Alexander’s Ragtime Band», Скотт жалуется друзьям, что слова песни взяты из его «Тримониши». Джоплин меняет этот раздел и сам публикует оперу в том же году.
Постановка оперы “Тримониша” состоялась в 1972 году, через 55 лет после смерти автора