История этрусских. Этруски заговорили и, что характерно, по-русски

Фреска из из "Гробницы леопарда" (фрагмент). г. Тарквиния, V в. до н. э.

В далекой древности территорию центральной Италии населяли этруски. Постепенно они селились по течению реки По в ее дельте. У этрусков были свои колонии на западном побережье Южной Италии и даже в Сицилии.
Первые памятники этрусской культуры и зодчества относятся к VIII веку до н. э. Своего блистательного расцвета этрусские города достигают к VI–V векам до н. э. Однако растущая мощь Римской империи привела города Этрурии к упадку. Около двухсот лет длились кровопролитные войны, пока Этрурия не пала под ударами Рима. Этрусское население, а вместе с ним и его язык исчезли навсегда. Исчезновение этрусков так же таинственно, как и их появление.
Принесенная ими материальная культура резко отличалась от культур, граничащих с Этрурией областей. Изящные изделия из бронзы, керамика, свидетельствующая о высоком уровне гончарного ремесла, замечательная живопись – все это отличалось неповторимой самобытностью. В архитектуре им были уже известны сводчатые перекрытия, которых еще не знали греки. Их благотворное влияние сказалось на бурном развитии кораблестроения и литье металлов, получившем невиданный дотоле размах. Так, богатый железной рудой остров Эльбу этруски превратили в исполинских размеров кузницу.

Этрусский бронзовый сосуд со сценами из "Мифа об аргонавтах". IV в. до н. э.

Большое влияние оказали они и на развитие земледелия. Этруски привезли с собой из Ливана и Финикии виноградную лозу, построили сложную ирригационную систему, используя керамические трубы и большие резервуары сбора дождевой воды. Римляне учились у этрусков строить мосты и дороги, заимствовали у них архитектурную планировку городов. Таким образом, этрусков можно считать основоположниками европейской цивилизации.
Трудно переоценить их влияние в области искусства и архитектуры. Дома они строили из прочного, отесанного камня, крепости и храмы облицовывались цветными керамическими плитками. Они превосходно владели искусством ваяния и живописи, богато украшая саркофаги и склепы своих усопших. Как у многих народов древности, интерьер этрусского склепа повторяет в общих чертах жилой дом, а предметы искусства и домашнего обихода, захороненные вместе с умершим, служили ему при жизни.
Об этрусской культуре нам известно довольно много, но сведения о самом народе и его языке весьма скудны. Кто такие этруски? Какова их этническая принадлежность? На этот вопрос наука еще не дала удовлетворительного ответа. Их язык не имеет ничего общего с известными нам древними языками. Их религия и мифология довольно своеобразны и стоят обособленно.

Этрусская ваза со сценами падения Трои. IV в. до н. э.

Этруски оставили значительные памятники письменности. Более десяти тысяч коротких надписей и один-единственный пространный текст были обнаружены на погребальных пеленах мумии. Были сделаны многочисленные попытки прочитать эти надписи, однако и по сей день они остаются неразгаданной тайной. Трудность расшифровки этих письмен вызвана, в частности, и тем, что у этрусков не было твердых правил орфографии, и они, подобно финикийцам, нередко опускали при письме гласные.
Еще с античных времен сохранилась легенда, утверждающая, что этруски – это жители легендарной Трои. Данные археологии в какой-то степени подтверждают это. Многие элементы культуры этруски принесли с собой из Луристана, из древнего государства Урарту, расположенного у озера Ван в Передней Азии и на нынешней территории Армении. Само название народа "этруски" отдаленно напоминает название государства Урарту. Можно было бы провести и ряд других языковых параллелей.
Загадочная история этрусков – это не досужий вымысел. Сотни ученых, археологов, языковедов, этнографов работают над ее разгадкой. Может быть, через один-другой десяток лет мы сможем понять эти таинственные письмена – ведь уже расшифровано около 150 этрусских слов! А когда этот древний, забытый язык снова оживет, сколько открытий ожидает нас в области истории и культуры!

Границы их сходились в той местности, где возник Рим.

Этруски, бывшие до римлян могущественнейшим племенем Италии, жили в богатой оливами и виноградом стране долин и склонов Апеннин, по приморью этой области, и от устья Пада до северного берега Тибра. Они рано образовали федерацию, состоявшую из двенадцати независимых городов (этрусское Двенадцатиградье). Эти города этрусков были: на северо-западе Кортона, Арреций, Клузий и Перузия (у Тразименского озера); на юго-востоке Волатерры, Ветулоний (имевший своею гаванью Теламон), Рузеллы и Вольсинии; на юге Тарквинии, Цере (Агилла), Вейи, Фалерии (у горы Соракте, одиноко подымающейся на равнине). Сначала во всех этих государствах были цари, но рано (еще до IV века) царский сан был отменен, вся духовная и светская власть стала принадлежать аристократии. Союзного правительства в этрусской федерации не было. Во время войны некоторые города, вероятно, заключали между собой союзы по добровольному согласию.

Этрурия и завоевания этрусков в VIII-VI вв. до Р. Х.

Легенда о Демарате свидетельствует, что этрусская федерация с раннего времени находилась в сношениях с торговым и промышленным городом Коринфом. Она говорит, что коринфянин Демарат поселился в Тарквиниях, что с ним приехали живописец Клефант и скульпторы Эвхейр («искуснорукий») и Эвграмм («искусный рисовальщик»), что он привез в Тарквинии алфавит. Письменные памятники и рисунки, дошедшие до нас от этрусков, также показывают греческое влияние на этот замечательный народ. Язык их не представляет никаких следов родства ни с греческим, ни с италийским; мы еще не научились понимать написанное на нем, но достоверно видим, что он не принадлежал к индогерманскому семейству. Алфавит этруски заимствовали у греков без сомнения в очень древние времена и при том не через посредство латинов, а непосредственно от греческих колонистов Южной Италии, как это видно по разницам форм и значения букв этрусского алфавита от латинских. Найденные у Тарквиний и Цере глиняные урны и другие сосуды с черными рисунками также показывают связь живописи и пластики этрусков с греческою: эти вазы поразительно похожи на греческие периода древнего стиля.

Торговля и промышленность этрусков

Развитию городов содействовало то, что этруски занялись торговлей и промышленностью. С очень давнего времени финикийские, карфагенские и греческие торговые корабли плавали к этрусскому берегу, имевшему хорошие гавани; Агилла, стоявшая близ устья Тибра, была удобною пристанью для обмена товаров.

Судя по форме этрусских ваз и по исключительной любви этрусских, художников к изображению сцен из греческих мифов и сказаний о героях, должно полагать, что школа искусства, процветавшая в южной Этрурии, была отраслью пелопоннесской школы. Но этруски не заимствовали у греков позднейшего более совершенного стиля, остались навсегда при старинном греческом. Причиною этого могло быть то, что влияние греков на этрусский берег после уменьшилось. Оно ослабело, быть может, потому, что этруски кроме честной морской торговли занимались и разбоем; их пиратство сделало тирренское имя ужасом греков. Другою причиною ослабления греческого влияния на этрусков было то, что у них развилась собственная торговая и промышленная деятельность. Владея приморьем от Тарквиний и Цере до Капуи, до заливов и мысов у Везувия, очень удобных для мореходства, этруски скоро сами стали вывозить в чужие земли дорогие продукты своей страны: железо, добываемое на Ильве (Эталии, т. е. Эльбе), кампанийскую и волатеррскую медь, популонийское серебро и доходивший до них с Балтийского моря янтарь. Привозя товары сами на заграничные рынки, они имели больше прибыли, чем при торговле чрез посредников. Они стали стремиться вытеснить греков из северо-западной части Средиземного моря. Так например, они в союзе с карфагенянами прогнали фокеян с Корсики и принудили жителей этого бедного острова платить им дань его продуктами: смолою, воском, медом. Кроме горшечного дела этруски славились литейным искусством и вообще металлическими работами.

Цивилизация этрусков

Погребальная урна этрусков. VI в. до Р. Х

Очень вероятно, что римляне заимствовали у этрусков свои инструменты военной музыки и уборы, как у них заимствовали свои гаруспиции, религиозные обряды, народные праздники, строительное искусство, правила межевания. Древние писатели говорят, что из Этрурии римляне взяли свои религиозно‑драматические игры, игры цирка, простонародные театры, на которых актеры, танцовщики и шуты разыгрывали грубые фарсы; что так же у этрусков они заимствовали гладиаторские бои, пышные процессии возвращавшихся с войны победителей (триумфы) и многие другие обычаи. Эти известия древних подтверждаются и новейшими исследованиями. О развитии строительного искусства этрусской цивилизации свидетельствуют остатки громадных сооружений, каковы, например, колоссальные стены Волатерр и других городов, гробница Порсены в Клузии, развалины громадных храмов, остатки огромных насыпей, дорог, гробниц и других подземных сооружений со сводами, каналов (например, так называемых Филистинских рвов). Самое имя «тиррены», в старинной форме «тирсены», древние писатели производят от того, что этруски строили на берегу моря высокие башни («тирсы») для отражения неприятельских высадок. Подобно циклопическим стенам в Пелопоннесе, сооружения цивилизации этрусков построены из больших глыб камня, иногда отесанных, иногда неотесанных и лежащих друг на друге без цемента.

Развитию технических искусств у этрусков благоприятствовало то, что в их земле было много хороших материалов: мягкий известняк и туф легко было обрезать для постройки прочных стен; жирная пластическая глина хорошо принимала все формы. Изобилие меди, железа, золота, серебра вело к литейному делу, к чеканке монеты, к выделке всяких металлических орудий и уборов. Главная разница между греческим и этрусским искусством состояла в том, что у греков искусство стремилось к идеальным целям и развивалось по законам красоты, а у этрусков оно служило только надобностям практической жизни и роскоши; оставаясь неподвижным по своим идеалам, искусство этрусков старалось заменить совершенствование их драгоценностью материала и вычурностью стиля. Оно навсегда сохранило характер ремесленной работы.

Социальный строй этрусков

Этрусский народ образовался из смешения разных племен: пришельцы покорили прежнее население и поставили его в положение подвластного им сословия; это мы достоверно видим по многим фактам, сохранившимся и в исторические времена. О разноплеменности населения свидетельствует в особенности то, что у этрусков было сословие подвластных людей, какого не было у остальных италийских народов; подвластные люди были, без сомнения, потомки прежнего населения страны, покоренного пришельцами. Этрусскими городами правила аристократия, бывшая и военным и жреческим сословием: она совершала религиозные обряды, начальствовала войском, производила суд; владелец поместья был на суде представителем подвластного ему простолюдина в его тяжбе; простолюдины были подчинены владельцам, землю которых обрабатывали, платили своим господам подати или работали на них. «Без этого порабощения массы народа едва ли можно было бы этрускам возвести свои громадные сооружения», – говорит Нибур. О том, каких именно племен были сословия владельцев и подвластных людей, ученые думают неодинаково. Но по всей вероятности туземцы принадлежали к умбрийскому племени, которое в глубокой древности занимало очень широкое пространство, или находилось в близком родстве с ними. Кажется, особенно многочисленны оставались потомки этого прежнего населения в южных частях этрусской земли между Циминским лесом и Тибром. Господствующее, так называемое этрусское племя, без сомнения, пришло с севера из долины По. У древних писателей было очень распространено мнение, что этруски переселились в Италию из Малой Азии, оно доказывается и современными исследованиями.

Аристократы, называвшиеся лукумонами, правили городами этрусков. Общее собрание их, вероятно, решало союзные дела и, в случаях надобности выбирало союзного правителя, который имел отличиями своего сана стул из слоновой кости, называвшийся курульным, и тогу с пурпурной оторочкой и которого сопровождали двенадцать полицейских служителей (ликторов), имевших пуки палок с вложенной в них секирой (фаски, fasces). Но этот избираемый глава и верховный жрец союза имел довольно мало власти над городами и аристократами. Этруски любили давать внешний блеск своим правителям, но не давали им самостоятельной власти. Двенадцать городов, составлявшие союз, были равноправны, и независимость их мало стеснялась союзным правителем. Даже для обороны страны они, вероятно, редко соединялись. Рано вошел в обыкновение у этрусков чуждый италийцам обычай посылать на войну наемные войска.

У этрусков не было свободного среднего сословия; олигархический социальный строй имел неизбежною своею принадлежностью смуты; потому в этрусских государствах рано начался упадок энергии, имевший результатом политическое бессилие. В них некогда процветали земледелие и промышленность, у них было много и военных и торговых кораблей, они боролись с греками и карфагенянами за владычество в западной части средиземного моря; но порабощение массы расслабляло этрусские государства; горожане и поселяне не имели нравственной энергии.

Этрусская аристократия, бывшая с тем вместе жреческим сословием, оставляла своею монополиею те астрономические, физические и другие сведения, на которых основывалось богослужение. Лукумоны совершали общественные жертвоприношения и гадания по жертвенным животным (гаруспиции), устанавливали годичный календарь, т. е. времена праздников, управляли военными и мирными общественными делами. Они одни умели объяснять знамения и узнавать по ним волю богов; они одни знали законы и обычаи, которые должно было соблюдать при основании городов, построении храмов, при межевании земли, при устройстве военного стана. Они распространили культуру этрусков по равнине Пада, внесли ее в горы, научили дикие горные племена простейшим ремеслам, дали им алфавит. К ним в первые времена Рима приезжали, как говорит Ливий, знатные римские юноши учиться священным знаниям. Истолкованием воли богов могли заниматься у этрусков и женщины. У римлян было предание о прорицательнице Танаквиле, жене Тарквиния Старшего; в храме Санка римляне сохраняли её прялку.

Культура этрусков стояла на довольно высокой степени развития; развалины их сооружений свидетельствуют о громадности и смелости их архитектурных и инженерных работ; их разрисованные вазы, медные статуи, красивая посуда, изящные уборы, их монеты и резные камни удивляют нас прекрасной техникой; но этрусское искусство и вообще вся этрусская образованность не имели народного характера, были лишены творческой силы, потому не имели прочности, были чужды прогрессивного развития. Культура этрусков скоро пришла в застой, подверглась оцепенелости ремесленной рутины. Знание не оказывало у этрусков благотворного, смягчающего влияния на общественную жизнь. Оно оставалось привилегиею господствующего сословия, обособленного от народа правом первородства в замкнутую касту, было неразрывно связано с религией и окружено ужасами мрачного суеверия.

Этруски любили до излишества наслаждаться обильными дарами природы своей страны и рано предались роскоши. Два раза в день они ели долго и много; это обжорство казалось странно и дурно грекам, умеренным в еде. Этруски любили изнеженную музыку, искусные танцы, веселое пение фесценнинских народных праздников, ужасные зрелища гладиаторского боя. Их дома были полны узорных ковров, серебряной посуды, ярких картин, всяческих дорогих вещей. Прислугу этрусков составляли целые толпы богато одетых рабов и рабынь. Их искусство не имело греческого идеализма и было чуждо развития, в их образе жизни не было воздержности и простоты. У этрусков не было того строгого семейного быта, как у остальных италийских племен, не было полного подчинения жены и детей воле домохозяина, не было строгого чувства законности и справедливости.

Живопись этрусков. Около 480 до Р. Х.

Колонии этрусков

Этруски основывали колонии, знаменитейшими из которых были: на севере Фезулы, Флоренция, Пистория, Лука, Луна, Пиза; на юге Капуя и Нола. Встречаются этрусские названия и на южном берегу Тибра. Предание говорит, что на Целийском холме было этрусское селение, основанное пришельцем из Вольсиний, Целесом Вибенною, а по его смерти, имевшее своим правителем его верного сподвижника, Мастарну; в Риме, на прилегающей к Палатинскому холму низменности, была часть города, называвшаяся этрусскою; это название показывает, что и тут была некогда колония этрусков. Некоторые ученые полагали даже, что предание о царях Тарквиниях означает период владычества этрусков над Римом и что Мастарна тот царь, которого римские летописи называют Сервием Туллием. Этрусские колонии сохраняли законы, обычаи, федеративное устройство своей родины.

Боги этрусков

Чуждые староиталийским племенам по происхождению, языку, образу жизни, характеру, культуре, этруски имели и религию существенно различную от их верований и обрядов. Греческое влияние, проявляющееся во всей цивилизации этрусков и объясняемое торговыми сношениями их с Грецией и с италийскими колониями греков, обнаруживается и в этрусской религии; очевидно, что этруски с очень давнего времени поддались привлекательности греческой культуры и мифологии, распространение которых у разных народов объединяло разные религии, вносило космополитический характер в эстетические представления и в поэзию их.

Живопись этрусков. Сцена пира. V в. до Р. Х.

У этрусков оставались свои собственные божества, пользовавшиеся большим уважением в тех городах, в которых были предметами местного культа. Таковы были в Вольсиниях богиня покровительница этрусской федерации Вольтумна и Норция (Нортия), богиня времени и судьбы, в храме которой ежегодно был вбиваем в перекладину гвоздь для счета лет; в Цере и в приморском городе Пиргах таковы были бог лесов Сильван и доброжелательная «мать Матута», богиня, рождающегося дня и всякого рождения, с тем вместе покровительница кораблей, приводящая их благополучно в гавань. Но кроме этих туземных божеств, мы находим у этрусков множество греческих богов и героев; особенно чтили они Аполлона , Геракла и героев троянской воины . Этруски так уважали Дельфийский храм , что в священной ограде его была построена особенная сокровищница для их приношений.

Этрусский царь богов, громовержец Тина, которого римляне называли Юпитером, соответствовал Зевсу; этрусская богиня Купра (Юнона), богиня цитадели города Вейев, покровительница городов и женщин, соответствовала Гере, и служение ей сопровождалось такими же великолепными играми и процессиями. Менерфа (Минерва) была, подобно Афине Палладе, божественною силою разума, покровительницею ремесел, женского искусства прясть шерсть и ткать, изобретательницею флейты, игрою на которой сопровождалось богослужение, и военной трубы; богиня небесных высот, бросающая с них молнию, она была и богинею военного искусства. Аполлон (Аплу) был и у этрусков богом света, исцелителем болезней, очистителем от грехов. Вертумн, бог плодов, изменявший свой вид соответственно временам года, правильную смену которых производил вращением неба, был у этрусков, подобно греческому Дионису, олицетворением хода годичных перемен в растительности и в полевых трудах; смена цветов плодами и разнообразие растительности выражаются тем, что Вертумн принимает разные виды и разные эмблемы. Главный праздник его, называвшийся у римлян вертумналиями, происходил в октябре, по окончании сбора винограда и фруктов, и сопровождался народными играми, забавами и ярмаркою. Этруски заимствовали у греков, а от этрусков заимствовали другие италийские народы систему шести богов и шести богинь, которая была общепринятою и в колониях греков, как в самой Греции. Эти двенадцать божеств образовали совет, и потому у римлян, заимствовавших такое представление о них от этрусков, назывались consentes «созаседающие»; они правили ходом дел во вселенной, и каждое из них заведовало человеческими делами в один из двенадцати месяцев года. Но они были низшие божества; выше их у этрусков были другие божества, таинственные силы судьбы, «покровенные боги», не известные ни по именам, ни по числу, жившие в сокровеннейшей области неба и группировавшиеся около Юпитера, царя богов и правителя вселенной, вопрошавшего их; деятельность их проявлялась человеческому духу только при великих катастрофах.

Духи в религии этрусков

Кроме этих «покровенных» и низших божеств, которые были самостоятельными личными существами, выделившимися из бесконечной божественной силы, этруски, другие италийские народы и впоследствии римляне, подобно грекам, имели неисчислимое множество духов, деятельность которых, неопределенная по своему размеру, поддерживала жизнь природы и людей. Это были духи покровители родов, общин, местностей; для семейства, города, округа, находившихся под покровительством известных духов, служение им имело величайшую важность. У этрусков, характер которых был мрачный, склонный к мучительным мыслям, деятельность этих духов, и в особенности страшная сторона её, имела очень широкий размер.

Культ смерти и представления о подземном царстве у этрусков

Этрусская религия, равно далекая от ясного рационализма римской и от светлого, гуманного пластицизма греческой, была, подобно характеру народа, мрачна и фантастична; в ней важную роль играли символические числа; в её догматах и обрядах было много жестокости. Этруски нередко приносили рабов и военнопленных в жертву разгневанным богам; этрусское царство мертвых, где скитались души умерших (manes, как называли их римляне) и владычествовали немые божества, Мантус и Мания, было миром ужаса и страдания; в нем мучили умерших свирепые существа, имевшие вид женщин, называемый у римлян фуриями; туда, на страдания от битья палками и укушения змей, отводил души Харун, крылатый старик с большим молотком.

Химера из Ареццо. Образец искусства этрусков. V в. до Р. Х.

Гадания у этрусков

Этруски были очень расположены к таинственным учениям и обрядам; у них сильно развились и от них перешли к римлянам государственные гадания (divinatio, как называлось это искусство у римлян): гадания по полету птиц (авгурии), по блеску молнии (фульгурии), по внутренностям жертвенных животных (гаруспиции); искусство гадания, основанное на суеверии и обмане, было разработано этрусками и приобрело такое уважение у римлян и вообще у италийцев, что они не предпринимали никакого важного государственного дела, не вопросив богов посредством авгурий или гаруспиций; при неблагоприятных знамениях были совершаемы обряды примирения с богами; необыкновенные явления природы (prodigia), счастливые или несчастливые предзнаменования (omina) имели влияние на всякие решения. Эта особенность италийцев происходила от глубокой веры их в судьбу. Заимствованное от этрусков верование в оракулы, в предзнаменования, которыми боги дают, советы и предостережения, было в италийской народной религии и потом в официальной религии Рима так сильно, как ни в какой другой, и служение божествам судьбы, Фортуне и Року (Fatum) не было нигде так распространено, как в Италии.

Римляне переняли от этрусков множество видов гаданий. Авгуриями назывались гадания о будущем, о воле богов по полету или крику некоторых птиц и в особенности орлов. Авгур («птицегадатель») становился на открытом месте (templum), с которого было видно все небо, делил кривым жезлом, (lituus) небо на части; полет птиц с одних частей предвещал счастье, с других – несчастие. Другой способ узнавать по действиям птиц, удачно ли будет задуманное дело, состоял в том, что давали корм священным курам и смотрели, едят ли они; правила этого гадания должны были в Риме знать не только жрецы, но и все патриции, желавшие занимать правительственные должности. Фульгураторы наблюдали появление молнии (fulgur), посредством которой боги тоже возвещали свою волю; если молния была неблагоприятная, то совершались обряды, смягчавшие гнев богов; – этруски считали молнию самым достоверным из всех небесных знамений. Место, на которое упала молния, было освящаемо; на нем приносили в жертву ягненка, делали на нем покрышку в форме покрытого сруба колодезя и обводили его стеной. Чаще всего этруски совершали гадания посредством гаруспиций; они состояли в том, что производивший их гадатель, гаруспик, рассматривал сердце, печень, другие внутренние части, жертвенных животных; правила этих гаданий были очень подробно разработаны этрусками. Искусству гаданий – ауспиций, как называли их римляне, научил этрусков Тагес, карлик с лицом ребенка и седыми волосами, вышедший из‑под земли близ Тарквиний на вспаханном поле; преподав лукумонам (жрецам этрусков) науку гадания, он тотчас же умер. Тагесовы книги, содержания в себе учение о молнии, о гаданиях, о правилах, которые должно соблюдать при основании городов, о землемерии, были источником всех этрусских и римских руководств к искусству гадания. У этрусков была школы, в которых учили искусству ауспиций лукумоны, хорошо знавшие эту науку.

Литература об этрусках

Залесский Н. Н. Этруски в Северной Италии. Л., 1959

Ричардсон Э. Этруски: их искусство и цивилизация. Чикаго, 1964 (на англ. языке)

Майяни З. Этруски начинают говорить. М., 1966

Хэмптон К. Этруски и древности Этрурии, Лондон, 1969 (на англ. языке)

Буриан Ян, Моухова Богумила. Загадочные этруски. М., 1970

Паллотино М. Этруски. Лондон, 1975 (на англ. языке)

Кондратов А. А. Этруски - загадка номер один. М., 1977

Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983

Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990

Брендель О. Искусство этрусков. Нью Хейвен, 1995 (на англ. языке)

Вогэн А. Этруски. М., 1998

Хейнс С. Этрусская цивилизация. Лос-Анджелес, 2000 (на англ. языке)

Наговицын А. Е. Этруски: Мифология и религия. М., 2000

Блок Реймон. Этруски. Предсказатели будущего. М., 2004

Макнамара Эллен. Этруски: Быт, религия, культура. М., 2006

Робер Жан-Ноэль. Этруски. М., 2007

Бор, Томажич. Венеты и этруски: у истоков европейской цивилизации: Сборник статей. М. – СПб., 2008

Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков. М., 2009

Древний загадочный народ, когда-то живший на Апеннинском полуострове, на территории современной Италии. Этрурия - область Тосканы, расположенная между реками Тибр и Арно. Самоназвание этрусков - "рассенна" сохранилось в названии горной гряды близ Ареццо (древний Арецциум) в Тоскане. Греки знали этрусков под именем тирренцев или тирсенов, и оно сохранилось в названии Тирренского моря.

Загадочность народа этрусков проявляется практически во всем.

Их язык неизвестен, письменность не расшифрована, происхождение и этническая принадлежность не ясны. Об этом народе написано удивительно мало, словно этруски жили какой-то замкнутой жизнью и практически не соприкасались со своими соседями. Дело, видимо, в том, что образ жизни и мировоззрение этрусков воспринимались большинством народов Средиземноморья как нечто исключительное. Их быт, нравы и обычаи казались их современникам настолько непонятными и противоречивыми, что вызывали наряду с восхищением острое неприятие и даже ненависть.»

В сентябре 2013 года археологи объявили о потрясающем открытии, - в итальянской области Тоскана им удалось обнаружить вырубленную в скале полностью запечатанную гробницу.

Нетронутая гробница содержала то, что было похоже на тело этрусского князя, вооруженного копьем. Он был похоронен в склепе вместе с прахом жены. Европейские СМИ сообщили об открытии могилы 2600-летнего князя-воина. Но оказалось, склеп содержит еще один сюрприз. Анализ костей показал, что князь-воин был на самом деле княгиней-воительницей.



Историки до сих пор знают относительно мало о этрусской культуре , процветавшей на территории современной северо-восточной Италии и поглощенной римской цивилизацией около 400 г. до н.э. В отличие от своих современников - древних греков и римлян - этруски почти не оставили исторических документов, которые современная европейская наука могла бы однозначно истолковать.

Авторы греческих и римских письменных источников чаще всего либо пишут об этрусках с осуждением, либо просто замалчивают о них. А ведь этруски создали самобытнейшую цивилизацию, удивительные шедевры искусства, экологическую и экономико-социальную системы. Они завезли в Италию виноград и оливы, основали сам Рим и правили им полтораста лет, но исчезли как народ с лица планеты будто в одночасье, забрав с собой свои тайны. Самое интересное то, что свое исчезновение они предсказали еще за несколько столетий.


«Этрусское не читается», говорили в древнем Риме, и этой точки зрения на западе придерживаются до сих пор, хотя в России неоднократно предпринимались довольно интересные попытки расшифровки этрусских надписей. В настоящее время не существует общепринятой точки зрения на язык этрусков, их могилы - это уникальная возможность заглянуть в прошлое и познакомиться с их культурой.



Читайте также: Подземные пирамиды этрусков

Новые гробницы, открытые археологами в Тоскане, были найдены в этрусских некрополях Тарквинии, входящих во Всемирное наследия ЮНЕСКО, где насчитывается более 6000 склепов вырезанных в скале.
"В подземной камере, относящейся к началу шестого века до н.э., имеются две погребальные кровати, вырубленные в скале,"- сообщил Алессандро Мандолеси, археолог Туринского Университета, который раскопал склеп.

Когда команда археологов удалила запечатывающую склеп плиту, мы увидели две больших платформы. На одной платформе лежал скелет, рядом с которым лежало копье. На другой платформе лежали частично сожженные части скелета. Кроме того, было найдено несколько украшений и бронзовый ящик, который, возможно, принадлежал женщине.

Первоначально сочли, что копье предложит скелету, лежащему на большей платформе - мужчине-воину, возможно, этрусскому князю. А ювелирные изделия, вероятнее всего, принадлежали жене воина- князя, прах которой покоился рядом. Но анализ костей показал, что князь, державший копье, на самом деле был женщиной от 35 - 40 лет, в то время как прах в урне принадлежал мужчине.

Но зачем женщине копье? Как ученый западной школы, Алессандро Мандолеси предположил, что скорее всего, оно было помещено там как символ союза двух почивших. Но его коллеги высказали другое мнение, не исключено, что копье показывает высокий статус женщины.


В этом случае, возможно, восприятие культуры этруссков, было искажено образами древних греков и римлян. В то время как греческие женщины были фактически заперты в своих домах, этрусские женщины, согласно свидетельству античных историков, были более самостоятельны, и вели довольно вольный образ жизни. Так что историки, как это нередко происходит, поторопились с выводами, объявив этрусскую княжну – князем только на основании своих представлений о том, какому полу более свойственно использовать те или иные предметы.


Кстати, если бы итальянские археологи были бы более внимательны в изучении древней истории и культуры наших земляков - сарматов, то женщина с копьем не вызывала бы у них столько удивления. И, возможно, это еще один аргумент, подтверждающий близость или даже общность культур наших предков. Не исключено, что когда-нибудь мир узнает, как нужно правильно читать по-сарматски, простите, по-этрусски.

Кто же они, этруски? Во что они верили, чем жили?
Читайте интереснейшую книгу: Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков , в которой автор пробует разобраться и проследить, что общего было у древних славян с этрусками, а в чем они отличались, и на самом ли деле этруски и русские - близкие родственники:

«Постараемся показать, что многие схожие мифологические, религиозные и мировоззренческие представления славян и этрусков - это не заимствование или наследие, а общие представления, имеющие один корень, уходящий вглубь древнейшей истории народов Средиземноморского региона. По нашему мнению, древние народы, населявшие Средиземноморье, были предками как этрусков, так и современного русского народа.»


Константин Миляев

Еще мальчиком, зачитываясь детской энциклопедией, я обратил внимание на историю загадочного народа - этрусков. А когда прочитал, что язык этрусков до сих пор не могут перевести, несмотря на сохранившиеся многочисленные образцы письменности, то уже тогда подумал: "Этруски… Корень слова - рус… Это же очень похоже на слово "русские". Почему бы не попробовать для дешифровки этрусского языка древнерусский язык? И уже будучи взрослым, познакомившись с трудами писателя Владимира Щербакова и ряда других исследователей-этрускологов, я вновь вернулся к этой теме.

Потомки сынов леопарда

Римский историк Тит Ливии писал об этрусках первого тысячелетия до нашей эры так: "Империя этрусков до Римской империи охватывала значительные пространства по суше и по морю… Они господствовали на верхнем и нижнем морях, которыми омывается Италия... Одно из них италийские народы называют Тусским, по имени народа, другое - Адриатическим, от Адрии, колонии этрусков...".
Пятидесятивесельные этрусские корабли длиною 25 метров бороздили средиземноморские просторы как вблизи Этрурии, так и очень далеко от нее. Боевые суда этрусков были снабжены подводным металлическим тараном, который римляне называли ростром (слово, несомненно, этрусское "отросток").
На монетах Ветулонии и других этрусских городов-полисов можно увидеть изображение усовершенствованного якоря с двумя металлическими лапами. Нетрудно понять преимущества такого якоря: до его изобретения пользовались якорными камнями, корзинами с камнями.
Наиболее известные из городов этрусков - Чатал-Гююк и Чайеню-Телези - были найдены археологами в Малой Азии. Жители Чатал-Гююка строили дома из сырцового кирпича в VII тысячелетии до нашей эры. Они знали 14 видов культурных растений. Обрывки тканей того периода вызывают изумление даже у современных ткачей. Техника полировки зеркал из обсидиана была уникальна. Отверстия в бусинах из полудрагоценных камней просверливались тоньше игольного ушка. Мастерство и художественный вкус древних этрусков намного превосходят все известное для других регионов нашей планеты. Судя по некоторым признакам, эта древнейшая из человеческих цивилизаций могла во многом соперничать с легендарной Атлантидой.
В Чатал-Гююке найдены святилища и храмы, найден и целый жреческий район этого древнейшего поселения. Богиня-мать, дающая жизнь ребенку (одно из главных божеств Чатал-Гююка), восседает на троне, ручки которого оформлены в виде двух леопардов. Восточная Атлантида, как называли Этрурию, на тысячелетия старше пирамид и других памятников древности, в том числе шумерийских.
Одна из древнейших этрусских фресок воспроизводит мотив с леопардом. Двое ведут коня под уздцы. На коне - мальчик, за спиной его - леопард или гепард. Зверь доверчиво положил лапу на плечо мальчика. Фреска найдена на территории современной Италии, но родиной этрусков является все-таки Малая Азия. В языке хатгов, населявших Малую Азию пять-шесть тысяч лет назад, можно найти в имени леопарда корень "рас". Этруски же называли сами себя расенами.
В древности в Восточном Средиземноморье сложился единый праязык. Носители его - древнейшие племена, поклонявшиеся леопарду - расу: расены, русы, русици. Именно они в свое время выдержали удар великих атлантов, вознамерившихся обратить в рабство все Средиземноморье.

Тайна этрусских письмен

К сожалению, с дешифровкой этрусских письмен еще много сложностей. Одна из причин тому - использование латинской транскрипции для "озвучивания" этрусских надписей. Но латиница не может передать особенностей этрусского языка, а значит, и привести к правильному пониманию этрусских слов. В этом состояло и состоит главное препятствие, которое не позволило западным специалистам приблизиться к цели. Большинство переводов с этрусского неверны, лишь малая часть их передает примерный смысл отдельных текстов. И даже найденные параллельные тексты на этрусском и финикийском языках не помогают делу.
Если же исходить из того, что русский язык сохраняет органическое родство с языком расенов-этрусков, мы получаем наконец-то ключ к расшифровке древних надписей.
Этруски, образно говоря, крупная ветвь хетто-славянского древа. В этой связи можно вспомнить рутенов, живших на юге Франции. И в "Слове о полку Игореве" упоминаются не венециане, как трактуют переводчики, а "венедици" - венедичи, венеды. Свидетельства тому можно найти и в "Велесовой книге", где говорится о венедах, ушедших на запад. Этрусский же глагол "венде" - вести, увести - подтверждает это. Плач по "уноши князи Ростиславу" тоже является этрусским следом. Имя одной из богинь Этрурии - Уна, "юная". Тогда говорили "уноша", а не "юноша". Корень этот оставил глубокий след в современном русском языке. Ему обязаны своим происхождением суффиксы "онок", "ёнок". Рысенок - это дословно "рысь юная".

"Мини мулуванеце авиле випена" - так выглядит одна из этрусских надписей. Надписи на изделиях древних мастеров часто начинаются с местоимений "я", "меня". В приведенном примере перевод на русский язык должен быть таким: "Меня художник Авиль (выполнил)". Мулуванец (мулюванец) - это художник, примерно так соответствующий глагол звучит в современном украинском языке. Однако в специальных работах можно найти иной перевод: "Меня посвятил Авл Вибенна". Но этот перевод противоречит уже установленным нормам самого этрусского языка, в котором глагол всегда завершает фразу. Так что "мулуванеце" никак не может быть глаголом.
Вот несколько этрусских слов (некоторые из них известны этрускологам): уна - юная; тур - дар; туруце - подарил; туран - дарительница; спур - сбор; тес - тес; авил - год - овал; свидан, звидаи - свидание; слав - слава; торна - дорога; венев - венок; тум - дума, мысль; лепо - прекрасно; рош - рожь, пшеница, хлеб; аде, яде - яд; сил - сила; жинаце - жать, ларь; тел - делать; жиси - жизнь; скатера - покрывало, скатерть; зусле - сусло; разторопеви - расторопность; apex - зоркость; аис, яис - первоначало, бог, яйцо; пуя, поя - жена; пуин, пуинел - опьяненный, буйный; карчазь, карчаже - кабан (ср. "корчевать" от привычки кабанов вырывать из земли корни); синивица - синица; арел - орел; али - или; ита -эта; ан, ен - он; ми - я; мини - меня; ти - ты; ени - они.
Есть в этрусском языке трудное слово "лаутни". Перевод его означает зависимую группу людей, рабов например. Есть и другие расшифровки этого термина: домочадец, вольноотпущенник, член семьи и т. д. Обратим внимание на звучание слова. Лаутни - лаудни - людни - люди. Много позже слово это как бы вернулось в выражениях "люди графа такого-то", "людская" и др. Зилак в Этрурии - должностное лицо. Понять его звучание помогает цепочка: "зилак - силак - силач". Смысл самого слова таков: "могущественный", "сильнейший", "предводитель".

Впрочем, возможна и другая аналогия. "Солнце" на этрусском языке звучит как "усил". В нем должен быть сокрыт один из древнейших корней, сохраненный в слове "сиять". "Усил", "осил" как бы сближают силу и сияние.
В сложном термине "зилак мехл расенал" можно уловить уже знакомые созвучия. Перевод, по-видимому, должен звучать так: "предводитель силы расенов".

Тин - главный бог этрусков, бог дня, света. Так же звучит этрусское слово "день".
Сыны леопарда в свое время были силой, способной опрокинуть атлантов.
Катастрофа, которой еще не знала Земля, уничтожила все города Восточной Атлантиды - родины общечеловеческого праязыка. Только спустя тысячелетие начали подниматься первые поселки - в основном на континенте, вдали от берегов. Так возник Чатал-Гююк (название современное), Иерихон.
Но даже четыре тысячи лет спустя районы побережья не достигли былого расцвета. Древнейшие племена лишь частично оправились от страшных потерь. Они сохранили язык и культ леопарда. Позже их назвали пеласгами. В древнейших финикийских, критских, малоазийских, эгейских поселках говорили на том же праязыке. На рубеже второго-третьего тысячелетий до нашей эры из континентальных районов пришли греки-ахейцы, племена которых в древности менее пострадали от катастрофы, так как районы их обитания не были связаны с морем и не подвергались опустошению стихиями.

Подлинные варвары-греки захватили территорию нынешней Греции, разрушили города пеласгов, их крепости, сровняли с землей крепость Пеласгикон, на месте которой лишь через полторы тысячи лет построили Парфенон. Многие из пеласгов переправились на Крит, спасаясь от вторжения. На Крите до этого процветали города пеласгов-минойцев. Письменность их прочитана, но не понята до сих пор. Язык их неизвестен лингвистам, хотя это и есть тот праязык, на котором говорили лидийцы, ливийцы, ханаанеи, кимерийцы, трипольцы, этруски, жители Трои и многие, многие другие.
В середине второго тысячелетия до нашей эры греки добрались и до Крита. Полнокровное искусство минойцев-пеласгов уступает место сухой и безжизненной стилизации. Традиционные для минойской живописи мотивы - цветы, морские звезды, осьминоги на вазах дворцового стиля - исчезают или перерождаются в абстрактные графические схемы.

И все же ахейская культура греков смогла многое заимствовать от минойцев. В том числе линейное слоговое письмо, религиозные обряды вместе с самими богами, водопровод, фресковую живопись, фасоны одежды и многое другое.
Примерно через семьсот лет наступил расцвет ахейской микенской культуры. Но на земли Греции и прилегающие районы обрушилось новое нашествие греков-варваров, известных под именем дорийцев. После него начался новый период греческой истории - гомеровский, как принято его называть. Дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Дворцы, цитадели и целые города лежали в развалинах.

Пеласгами были и филистимляне (от их имени происходит само слово "Палестина"). Филистимляне пришли на палестинское побережье примерно в то же время, что и первые кочевые и полукочевые племена с Востока. Пеласги и филистимляне - ближайшие родственники этрусков-расенов.
Многое из их культуры стало достоянием других народов, в том числе греков, кочевников, пришедших в Палестину, и т. д. И пеласги, и многие племена так называемых народов моря, и трипольцы - создатели трипольской культуры на Днепре - были в конечном счете сынами леопарда, то есть русами, русичами Малой Азии.

Этрусское "ци" означает "три". "Циполи" означает дословно "три боли". Так называли лук. Ведь от него болит горло, нос, болят глаза.

Украинская "цибуля" и итальянское "чиполло", "чиполлино" свидетельствуют об этрусских корнях. А русское слово "цыпленок" - дословно "трехпалый".
Есть свидетельство, что на рубеже нашей эры в альпийских долинах говорили еще по-этрусски. Позднее рутены совершили переход к Днепру, "на родину". Возможно, в этом походе участвовали потомки этрусков из северных районов.
Что же дала Этрурия Риму? Вот краткий перечень: музыкальные инструменты, якорь, театр, горное дело, керамику и металлообработку, траволечение, мелиорацию, города в Италии, искусство гадания, капитолийскую волчицу. Первые цари Рима были этрусками. Сам вечный город Рим основан этрусками. Почти все, что этруски построили в вечном городе, римляне впоследствии определили эпитетом "величайший". Этрусская система каналов и сегодня является частью городского хозяйства Рима.

В городе Никония (район Днестра) был найден фигурный сосуд, на котором можно прочесть русскую надпись греческими буквами: "Храни ся жено с аго дос". Перевод: "Храни себя жена с его дочерью (дош - дочь)". Сосуд-статуэтка изображает мужчину и женщину. Лицо женщины укутано платком, под платком - ребенок. Это соответствует надписи. Оказывается, русские тексты - явление обычное для Черноморского побережья первого тысячелетия до н. э. и первых веков н. э. Надписи из Никонии более двух тысяч лет, Аль-Хорезми назвал некогда в своей книге черноморские города: Растиянис, Арсаса, Арусиния. Теперь-то можно с уверенностью сказать: это города русов, потомков легендарных сынов леопарда .

«Краниометрические данные из этрусских гробниц дают информацию о том, что это был неиндоевропейский и несемитский народ, а типичные жители Восточного Средиземноморья раннего Бронзового века. Как и более ранние представители эль-Аргар из Испании, мезоцефальные значения черепного указателя доминируют над долихоцефальными и брахицефальными, формируя с этими экстремальными значениями равные пропорции. Стоит заметить, что метрические характеристики обеих серий очень схожи, но черепа этрусков немного крупнее, что неудивительно.

На этрусских черепах сильно сглажены надбровья; стенки черепной коробки не параллельные, как у классических средиземноморских форм, а расширенные у затылка и сужающиеся в лицевой части черепа; лоб – узкий; орбиты высокие и круглые; нос – узкий. Этруски с типично ближневосточной черепной коробкой, напоминают каппадокийский тип, обнаруженный в хеттский период в Алишаре и планоциптальных брахицефалов, обнаруженных в гробницах Кипра. В римские времена эти две вариации были смешаны, результатом чего стали различные мезоцефальные формы, к которым также относились и финикийцы»

«...Особенности строения лица включали известный «римский» нос, который, возможно, имели частично этрусское происхождение»

К. Кун о населении Северо-Центральной Италии

«В населении Болоньи заметно значительное преобладание альпийского и динарского типов, особенно, в прошлом, но одну треть популяции составляют долихоцефалы. Среди этой трети нордический тип не является редкостью, но более значительным элементом является высокий, тонкокостный, тёмнопигментированный, длиннолицый тип, с тонким, прямым или выпуклым носом и тонкими губами. Это вариант атланто-средиземноморского типа с некоторыми каппадокийскими чертами, принесенными из Западной Азии мореходами, включая этрусков. Этот тип сочетается с наклоном глазной щели, которая является очень длинной, высокими арками изогнутых бровей...Красота болонских женщин, ставшая нарицательной, связана с вышеуказанным типом, который ответственен за эту репутацию. Это тип распространен и в других регионах Северной Италии, а также часто изображался на картинах живописцев эпохи Возрождения. Этот тип также найден как незначительный элемент в Тироле…»

Вышеуказанный центральноитальянский тип:

Отрывок из работы Дж. Серджи , "Средиземноморская раса" (1895)

«Этруски . Этрусский вопрос представляет собой многогранник различных аспектов, среди которых вопрос происхождения цивилизации и физических характеристик, хронология, происхождения язык, а также италийские и вне-италийские влияния. Я не собираюсь полностью решить эту проблему на нескольких страницах, на которых этруски будут лишь кратко рассмотрены, а не рассмотрены как основной объект моей работы.

В итальянской версии этой книги я обозначил этрусков как «Поздних пеласгов», как отдельную малоазийскую ветвь Пеласгов, мигрировавшую морским путем в Италию, схожую с пеласгами, населявшими Грецию и часть Италии. Я полностью воспринял традиционную версию Геродота , противоположную мнению германцев о том, что Рассены были альпийскими Рэтами, переселившимися в Центральную Италию. Эта более поздняя [германская] версия была отброшена в сторону из-за своей абсурдности, подобной аргументации о том, что солнце встает на западе. Согласно Бризио, собравшему значительные доказательства своих теорий, этруски имею восточно-средиземноморское происхождение; другой известный исследователь, Монтелиус, имея значительный авторитет, подтвердил эту же теорию. Я не согласен с хронологией Монтелиуса, в которой появление этрусков датируется 11 в. до н.э. – я всё же поддерживаю своё старое мнение о том, что это событие нельзя датировать раннее, чем второй половиной 8 в. до н.э., с чем также согласен Артур Эванс. Хотя проблема хронологии требует дальнейшего обсуждения.

При изучении, на протяжении последнего времени, антропологических характеристик этрусков, мною было отмечено, что наличие в этрусских могилах двух расовых типов имеет отношение к смешению ранних жителей Умбрии, в погребениях которых представлены практически только средиземноморские типы, а также поздних арийских завоевателей. Также я отметил, что «толстые этруски» Катулла относятся к чужому элементу, не являющемуся этрусским. Что интересно, этот элемент до сих пор присутствует среди населения Этрурия, в то же время, как я отметил, что истинно этрусский тип абсолютно преобладает на изображениях из более древних гробниц и на некоторых терракотовых саркофагах . Великие гробницы в округе Чиуси являются бес сомнения этрусскими, и там мы можем найти различные сцены из жизни и множество человеческих фигур. Я не нашел там тучные фигуры, а лишь стройные и деликатные формы, с удлиненными лицами средиземноморского типа . Тучнее фигуры, с более крупными головами и широкими лицами, являются чуждым элементом, а не этрусским.

Физические черты этрусков были средиземноморскими, они были истинными италиками, и безусловно они принадлежали к Пеласгической ветви.

Среди других аргументов, поддерживающих эту позицию, являются надписи из Лемноса, имеющие отношение к этрускам. Я должен сказать, что этрусский язык является пеласгическим и представляет собой ветвь средиземноморских языков, ныне мертвую и, согласно мнению Бринтона, связанную с ливийскими языками.

Сохранившиеся идеи Корссена и более недавних Декка и Латте, о том, что арио-италийские сходства имеют места быть, попадают под сомнение, вследствие того, что этруски жили обособленно среди ариезированного населения, и изменения имели место лишь в нескольких случаев. Этрусский язык всегда будет проблемой для арио-фильских лингвистов, которые не могут найти способ интерпретировать это.

Стоит отметить, что этрусские колонии, занимавшие территорию Умбрии, не могли быть очень многочисленными, но учитывая цивилизационное превосходство, они доминировали в моральном и материальном смысле над окружающим населением, и следовательно могли изменить систему обычаев, в том числе и способ захоронений, которые практически всегда смешивались, сочетая и захоронения в гробницах, и кремацию, что я лично наблюдал при помощи в раскопках бедных и традиционных могил.

Истинные этрусские могилы разделены на камеры и является более или менее богатыми и просторными. Выдолбленные в скалах или выкопанные в земле, хотя и разделенные на камеры, всё же принадлежат к местному народу, который был этрусканизирован. Следовательно не все захоронения на этрусской земле являются этрусскими, и большая их часть должна принадлежать населению, предшествующему этрусской колонизации, хотя и испытавшему влияние новых пришельцев.

Это влияние, насколько сильным оно было, всё же было недостаточным для трансформации языка покоренных в язык покорителей; после ликвидации этрусского доминирования этрусский язык исчез навсегда, оставшись лишь на каменных письменах, непонятных и нерасшифрованных, несмотря на то, что иногда они двуязычны.

Истинное первичное влияние этрусков является цивилизацией, ставшей «отправной точкой» для развития латинской цивилизации, а также экспансии восточно-средиземноморской цивилизации в Италию, а также в Центральную и Северную Европу ».

Черепа этрусков из вышеуказанной книги Серджи:

Изображения из этрусских гробниц:

Подытожив всё вышесказанное (описания Куна и Серджи, а также изображения из этрусских гробниц), можно выделить следующие антропологические черты, изначально характерные для этрусков (изначальный тип этрусков, позднее частинчо измененный в результате ассимиляции автохтонов:

Рост - средний / средне-высокий
Черепной указатель - мезоцефалия/суб-долихоцефалия
Форма волос - вьющиеся
Череп - длинный средне-широкий
Телосложение - тонкокостное; длинные ноги сочетаются с относительно коротким торсом
Размер черепной коробки - средне-крупный
Высота свода черепа - средняя
Цвет волос - тёмный (каштановый или чёрный)
Спинка носа - прямая или выпуклая; переносье - высокое.
Надбровья - сглаженные
Лоб - низкий, узкий

Восточносредиземноморские формы современной Италии:

Несколько примеров современных тосканцев, отдаленно схожих с античными изображениями этрусков:

В качестве вывода...

Как уже было отмечено Серджи, этногенез населения Этрурии был тесно связан с этрусканизацией автохтонного населения Тосканы, Умбрии и Лациума пришельцами из Малой Азии, а также с гомогенизацией новой, появившейся в результате вышеуказанных процессов популяции. Изначальный этрусский элемент смог стать доминантным лишь в Южной Тоскане (собственно, Этрурии). В Северной Тоскане, Лацио и Умбрии экспансия этрусков и этрусканизация местного населения привела к формированию множества новых форм - как в антропологическом плане (влияние на специфику расогенеза населения Центральной Италии), так и в культруно-цивилизационном (формирование цивилизационного базиса Римской (латинской) цивилизации).

P.S. Статья, подтверждающая выводы Серджи (т.е. и теорию Геродота) о происхождении этрусков:

«The mystery of Etruscan origins: novel clues from Bos taurus mitochondrial DNA»

Выводы по статье:

«Мы предполагаем, что конец Бронзового века является периодом, который тесно связан с прибытием в Центральную Италию новых переселенцев с востока. Эти люди, вмести с их рогатым скотом, приплыли и обосновались в Тоскане. Возможно, это было связано с последствиями таких катастрофических событий, как цунами, произошедшее в конце Бронзового века в Эгейском море и Восточном Средиземноморье (Нур и Клайн, 2000). Смешение этих людей и их животных с автохтонными италийскими популяциями посеяло семя этрусской культуры, а также сформировало геном местных пород рогатого скота».