История жизни Людмилы Семеняки. Блестящая карьера и разбитое сердце

10 сентября 2015, 17:18

Она - народная артистка СССР, но ее нечасто увидишь на тв. Она талантлива и одновременно очень скромная.

Родилась 16 января 1952 года в Ленинграде. Отец - Семеняка Иван Яковлевич, работал гравером в издательстве "Правда". Мать - Семеняка Мария Митрофановна, аппаратчица химической лаборатории. Сын - Иван, был студентом Академии Натальи Нестеровой.

Танцевальные способности и артистизм Людмилы впервые проявились в хореографическом кружке Дворца пионеров имени Жданова. В 10 лет она поступила в Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой и уже в 12 лет дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр) в сольной партии маленькой Мари в балете Щелкунчик (постановка Василия Вайнонена).

В 1969 году Людмила Семеняка стала лауреатом I Международного конкурса артистов балета в Москве, где ее заметили Галина Уланова и Юрий Григорович.

В 1970 году она окончила училище по классу Нины Беликовой, ученицы Агриппины Вагановой, и была приглашена в Театр оперы и балета имени Кирова, где исполнила сольные партии Коломбины в "Медном всаднике", Амура в "Дон Кихоте", принцессы Флорины в "Спящей красавице", па-де-труа в "Лебедином озере" и занималась под руководством Ирины Колпаковой.

С Галиной Улановой

В 1972 году, после Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве, где Людмила стала серебряным призером, Юрий Григорович пригласил ее в Большой театр. В 1972 году артистка с успехом дебютировала в спектакле Большого театра "Лебединое озеро" на сцене Кремлевского дворца съездов в роли Одетты - Одиллии. Ее наставником стала легендарная Галина Уланова, оказавшая наиболее значительное влияние на творчество балерины.

Артистический взлет Семеняки стремителен и успешен. Юрий Григорович поручил ей весь классический репертуар и центральные партии во всех своих балетах. Среди ее ролей - Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Жизель ("Жизель"), Аврора и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Никия ("Баядерка"), Раймонда, Сильфида ("Шопениана"), Балерина ("Петрушка"), Катерина ("Каменный цветок"), Ширин ("Легенда о любви"), Мари ("Щелкунчик"), Фригия ("Спартак"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Анастасия ("Иван Грозный"), Рита ("Золотой век"), шекспировские образы леди Макбет ("Макбет" Владимира Васильева), Геро и Беатриче ("Любовью за любовь" Веры Боккадоро по мотивам комедии "Много шума из ничего"). За роль современницы Валентины в "Ангаре" А. Эшпая (по мотивам пьесы "Иркутская история" Александра Арбузова) Л. Семеняка удостоена Государственной премии СССР (1976).

Балерина успешно гастролирует на лучших сценах мира. Ее выступления становятся событием в Париже, Лондоне, Стокгольме, Токио, Нью-Йорке, Праге, Будапеште и многих других городах. В том же 1976 году она завоевывает 1-ю премию и золотую медаль I Международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей премию имени Анны Павловой Парижской академии танца

В то же время Семеняка активно участвует в художественной жизни у себя на Родине. В 1975 году она удостоена премии Ленинского комсомола, которой отмечаются лучшие достижения молодежи. Балерина становится желанным гостем и участником торжественных творческих отчетов, шефских концертов, общественных акций. Она стала членом Комитета защиты мира, ее приглашают в Национальную академию творчества и как пропагандиста искусства русского балета направляют в гастрольные поездки по стране. Балерина завоевывает популярность у зрителей от Петрозаводска до Красноярска. В 1986 году ей присуждают звание народной артистки СССР. В том же году Людмила Семеняка получает в Лондоне престижную английскую премию "Evening Standart" за лучшие достижения в области хореографического искусства.

Судьба сводит ее с выдающимися мастерами балета Мариной Семеновой, Асафом Мессерером, Алисией Марковой. Среди партнеров Людмилы Семеняки было около 100 танцовщиков, в числе которых выдающиеся мастера мирового балета: Владимир Васильев, Михаил Барышников, Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Александр Годунов, Юрий Соловьев, Ирек Мухаммедов, Фарух Рузиматов, Лоран Илэр, Фернандо Бухонес, Хулио Бокка, Пер Артур Сегерстрем. Людмила Семеняка - первая исполнительница партии Роксаны в балете Ролана Пети "Сирано де Бержерак" на музыку М. Констана, перенесенного на сцену Большого театра в 1989 году, а также партии Сони Мармеладовой в балете "Преступление и наказание" на музыку Аарво Пярта, поставленного для балерины хореографом Май Мурдмаа в 1990 году в театре "Эстония" (Таллин).

Ее имя стоит в ряду премьеров мирового балета и является синонимом понятия "русская школа классического танца". Интерпретациям балерины посвящены десятки статей ведущих мировых балетных критиков и историков танца Мэри Кларк, Клайва Барнса, Анны Киссельгоф и других. Знаменитый английский критик Клемент Крисп писал о Семеняке: "Это классический танец в его величии и чистоте, изысканная техника, соединенная с необыкновенной выразительностью. Ее искусство имеет безупречную родословную, является частью живой традиции, связанной напрямую со знаменитыми петербургскими балеринами XIX века. Людмила Семеняка с честью продолжает эту традицию манерой своего танца, аристократизмом, которым пронизан каждый ее жест".

В 1970-е годы, в эпоху строгой разграниченности амплуа, Семеняка оказалась одной из первых балерин, исполняющих разноплановые роли. Когда же в начале 1990-х среди артистов вошло в привычку браться за любые роли и исполнительские манеры нивелировались, она, опять же одна из первых, занялась стилизацией. Балерина находит способы создать образ старинного стиля, не отказываясь от современной танцевальной техники и эстетики.

Период творческой зрелости балерины пришелся на эпоху Михаила Горбачева, предоставившего Семеняке право выступить балетным символом перестройки: в 1987 году на сцене вашингтонского Кеннеди-центра она выступила в гала-концерте, предварявшем историческую встречу Генерального секретаря КПСС с Президентом США Рональдом Рейганом.

В 1999 году Людмила Семеняка дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для своего сольного выступления номер "Из роли в роль" на музыку Моцарта.

Важное место в жизни великой балерины занимает общение с природой, в котором она находит источник многих художественных идей.

Совсем недавно она была примой Большого театра и крутила такие фуэте, что у зрителей дух захватывало. Ей рукоплескал весь мир. По собственному признанию балерины, судьба за что-то щедро одарила ее в первой половине жизни. Она училась сначала у лучших мастеров Мариинки, потом у Семеновой и Улановой в Большом. Была замужем за Лавровским и Лиепой-младшим.

Людмила и ее первый муж Михаил Лавровский

Но жизнь с Лиепой не сложилась.

По воспоминаниям самой Людмилы Георгиевны:

" Андрис был идеальным танцовщиком. Разве не так? И дай Бог ему счастья. Я же больше всего жалею о потерянном времени, ведь могла выйти замуж за хорошего человека, создать нормальную семью. Как женщина я проиграла.

В конце концов Бог и меня вознаградил. Я встретила замечательного мужчину, от которого в тридцать шесть лет родила сына Ванечку. О том, что жду ребенка, узнала в Греции, где гастролировал Большой театр. Навсегда запомнила, как шла по аллее и солнце прыскало на меня сквозь листья ослепительными брызгами. Душа замирала в предвкушении счастья: у меня будет малыш! С отцом моего ребенка мы не могли жить вместе, но это ничего не значило. Моей бабушке было тридцать шесть, когда дед ушел на войну и погиб, оставив ее с четырьмя детьми. Неужели я не справлюсь с одним?

Мне часто говорят, что сын похож на меня, а я в ответ улыбаюсь. Потому что когда маленький Ванечка первый раз рассмеялся, мы с мамой оторопели от неожиданности: он в точности повторял интонации и манеру своего папы, которого, по сути, не видел. Конечно, Ваня знает, кто его отец. Тот всегда нам помогает. Просто живет он далеко.

Я считаю, что ребенок - мой лучший спектакль. Даже придумала десятилетнему сыну, учившемуся в хореографическом училище, маленькую роль в композиции: я ухожу со сцены, а он, олицетворяющий юное начало, приходит. Мечтала, что Ваня сделает артистическую карьеру. Он поначалу не возражал, хотя в детстве чем только не увлекался: и скалолазанием, и стрельбой из лука... После хореографического училища стал студентом Академии Натальи Нестеровой, учился на актерско-режиссерском курсе Елены Цыплаковой. У сына была возможность поступить в театр «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза. Все было хорошо, пока недавно не произошел крутой поворот. Ваня заявил: режиссура, актерство - не его, он хочет... летать. И поступил в школу бортпроводников. Я пыталась возражать, но он настоял на своем.

С появлением сына моя жизнь стала более радостной и светлой. Я открыла двери дома, чтобы к Ване приходили друзья. Сама же и по сей день веду довольно уединенный образ жизни. Есть два-три человека, которых могу позвать к себе. В их числе и Михаил Леонидович Лавровский, который стал Ваниным крестным."

Кто-то задастся вопросом: «Как можно было сделать крестным человека, который сломал тебе судьбу?» Но Миша всегда был для меня святыней. В фильме «Гладиатор» герой Рассела Кроу расставляет маленькие фигурки, на которые молится. Если у человека нет таких фигурок, значит, он ничего не обрел в жизни. Если бы я была обычной женщиной, не витающей между небом и землей, то осудила бы Мишу, отбросила и забыла. Но я перевела наши отношения в другое измерение. И решение попросить Мишу стать крестным Вани было продиктовано желанием соединить прошлое и настоящее, которые неразрывны в моем сердце. В крестные сыну было важно выбрать того, кто хорошо меня чувствует и знает. Разве человек, который тебя отверг, тебя не чувствует? Между людьми, что были близки, сохраняется невидимая связь. Верю, что Миша тоже переживал."

Людмила живет и работает в Москве и преподает балетное искусство юным ученицам.

Людмила Ивановна Семеняка. Родилась 16 января 1952 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, балетный педагог, актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1976). Народная артистка РСФСР (1982). Народная артистка СССР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Отец - Иван Яковлевич Семеняка, работал гравёром в издательстве «Правда».

Мать - Мария Митрофановна Семеняка, аппаратчица в химической лаборатории.

С ранних лет начала заниматься балетом в хореографическом кружке имени Жданова. Для этого ей приходилось каждый день ездить почти через весь город, но целеустремленную девочку это не останавливало.

В возрасте 10 лет талантливую девочку приняли в Ленинградское Академическое хореографическое училище им. Вагановой, обучалась в классе Нины Беликовой. Людмилу всячески поддерживали родители, которые стремились развивать ее талант, они регулярно общались с педагогами с тем, чтобы правильно выстроить режим начинающей танцовщицы. По воскресеньям вместе с отцом она бегала на лыжах, чтобы развивать выносливость.

В 12 лет она дебютировала на сцене Театра оперы и балета им. Кирова в сольной партии маленькой Мари в балете «Щелкунчик».

В 1969 году на Первом Международном конкурсе артистов балета в Москве была удостоена III премии.

В 1970-1972 годах работала в Театре оперы и балета им. Кирова. Продолжала заниматься под руководством Ирины Колпаковой.

В 1972 году Юрий Григорович пригласил её в Большой театр. В том же году артистка успешно дебютировала в спектакле Большого театра «Лебединое озеро». Свою первую большую роль получила благодаря случаю. Артисты Большого должны были выступать в Кремле с «Лебединым озером». Но сразу две солистки заболели, тогда Юрий Николаевич отдал роль новенькой. Буквально через два дня после разговора с хореографом Людмила блестяще исполнила доверенную партию. В тот день ей аплодировали не только зрители, но и коллеги.

В Большом ее наставником стала легендарная , оказавшая значительное влияние на творчество балерины. Также Семеняка работала с М.Т. Семёновой, М.В. Кондратьевой, Н.Р. Симачёвым, занималась в классе А.М. Мессерера.

В 1976 году она завоевала 1-ю премию и золотую медаль I Международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей Премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.

В Большом театре выступала с 1972-го по 1998-й год (в 1972–92 - в штате, в 1992–98 - по контракту), исполнив центральные партии во многих балетах.

В 1986 году Людмила Семеняка получает в Лондоне престижную английскую премию «Evening Standard» за лучшие достижения в области хореографического искусства.

В 1987 году выступала в гала-концерте, предварявшем встречу Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва с Президентом США Р. Рейганом в Вашингтоне в «Кеннеди-центре».

В 1990-1991 годах годах балерина работала по контракту в труппе Английского национального балета. В 1992 году Людмила Семеняка с большим успехом танцевала в театре «Колон» в Аргентине.

В репертуаре Людмилы Семеняки - все крупнейшие роли классических балетов, а также множество балетных партий в современных балетах.

Балетные партии Людмилы Семеняки:

«Щелкунчик» П. И. Чайковского - Мари;
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Одетта-Одиллия;
«Жизель» А. Адана - Жизель;
«Спящая красавица» П. И. Чайковского - Аврора, принцесса Флорина;
«Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса - Китри, Амур;
«Баядерка» Л. Ф. Минкуса - Никия;
«Петрушка» И. Ф. Стравинского - Балерина;
«Шопениана» Ф. Шопена - Сильфида;
«Раймонда» А. К. Глазунова - Раймонда;
«Сильфида» Х. Левенскьольда - Сильфида;
«Каменный цветок» С. С. Прокофьева - Катерина;
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева - Джульетта;
«Спартак» А. И. Хачатуряна - Фригия;
«Легенда о любви» А. Д. Меликова - Ширин;
«Иван Грозный» С. С. Прокофьева - Анастасия;
«Ангара» А. Я. Эшпая - Валентина;
«Макбет» К. В. Молчанова - леди Макбет;
«Золотой век» Д. Д. Шостаковича - Рита;
«Медный всадник» Р. М. Глиэра - Коломбина;
«Любовью за любовь» Т. Хренникова - Геро, Беатриче;
«Сирано де Бержерак» М. Констана - Роксана;
«Преступление и наказание» А. Пярта - Соня Мармеладова;
Жизель (1977, «Жизель» Берлинская государственная опера);
Одетта-Одиллия (1977, «Лебединое озеро» Венгерская государственная опера, Будапешт);
участие в юбилейном вечере Галины Улановой (1981, «Hommage a Oulanova», Зал «Плейель», Париж);
Одетта–Одиллия (1982, «Лебединое озеро», ред. Н. Г. Конюс, Шведская королевская опера);
«Спящая красавица» - Принцесса Аврора (1989, Американский балетный театр на сцене «Метрополитен-опера», Нью-Йорк);
«Лебединое озеро» - Одетта-Одиллия (1990, ред. Р. Х. Нуреева, Парижская опера).

В труппе Английского национального балета исполняла партии: Золушка (1990), Мари (1990, «Щелкунчик», балетмейстер Б. Стивенсон), Девушка (1991, «Видение розы», хореография Фокина, балетмейстер Н. Берёзов), «Вальсы» на музыку Я. Сибелиуса (1991, балетмейстер В. Небрада), а в труппе Шотландского национального балета исполнила партию принцессы Авроры (1990, «Спящая красавица», редакция Г. М. Самсовой).

Людмила Семеняка стояла у истоков возрождения благотворительного движения в России. В 1989 году при поддержке Фонда культуры и Правительства СССР провела одну из первых благотворительных акций - гала-концерт «Приглашает Людмила Семеняка» в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Наряду со сценами из классических балетов и спектаклей Большого театра, Семеняка впервые в России представила фрагменты спектаклей «Сильвия» Л. Делиба (балетмейстер Дж. Баланчин) и «В поисках утраченного времени» на музыку Г. Форе (балетмейстер Р. Пети), а также па-де-де из балета «Эсмеральда» (редакция Дж. Гилпина и Н. Берёзова). В том же 1989 году Семеняка выступила организатором и участником благотворительных гала-концертов звёзд мирового балета в Нью-Орлеане, Брюсселе и городах Израиля.

В 2000–2004 годах выступала как драматическая актриса в Московском театре «Школа современной пьесы» в ролях Полины Андреевны (2000, «Чайка» А. П. Чехова) и Леры (2001, «Прекрасное лекарство от тоски» С. И. Злотникова; оба - режиссёр И. Л. Райхельгауз, балетмейстер М. Л. Лавровский).

С 2002 года Людмила Семеняка - педагог-репетитор Большого театра. Готовит партии с солистками и артистками балета: Е. А. Андриенко, А. В. Горячевой, С. Ю. Захаровой, Е. А. Казаковой, Е. В. Образцовой, А. В. Меськовой, В. А. Осиповой, Д. Е. Хохловой, М. Шрайнер.

Член жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998), им. Григоровича «Фуэте Артека» (Крым, 1998 и 1999), им. Сержа Лифаря (Киев, 1999), в Нагое (ежегодно с 2000, Япония), международного приза «Бенуа де ла данс» (2000), 10-го (2005) и 11-го (2009) Международных конкурсов артистов балета и хореографов (Москва), Международного конкурса артистов балета (Астана, 2010).

В 2008 году стала обладательницей приза «Душа танца» (номинация «Мэтр танца»), ежегодно присуждаемой журналом «Балет».

В 1999 году дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для своего сольного выступления номер «Из роли в роль» на музыку Моцарта.

Поставила спектакли: «Бахчисарайский фонтан» (2008, Астраханский государственный музыкальный театр, Семеняка - автор оригинальной хореографии и дизайна костюмов); «Жизель» (2009, ред. Л. М. Лавровского; Семеняка - автор дизайна костюмов); «Лебединое озеро» (2010, Семеняка - автор оригинальной хореографии с использованием хореографических фрагментов Иванова, Петипа, Горского; оба - Екатеринбургский театр оперы и балета).

Личная жизнь Людмилы Семеняки:

Дважды была замужем.

Первый муж - (настоящая фамилия - Иванов), советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, Народный артист CCCР. Познакомились в Большом театре. Замуж за Лавровского вышла с лёгкой руки своего педагога Нины Беликовой, которая дружила с Еленой Чикваидзе - матерью Михаила. Елена Георгиевна решила, что Людмила станет прекрасной партией для её сына. До свадьбы Лавровский и Семеняка встречались всего 2-3 раза. Предложение Михаил сделал за кулисами, придя на выступление будущей жены. Свадьба была скромной.

В браке Людмила быстро забеременела, но на семейном совете было решено, что она должна продолжать карьеру, пришлось сделать аборт. Брак распался через 4 года - Михаил увлёкся другой женщиной, подругой и по совместительству коллегой жены. Когда балерина узнала об этом, тут же решила подать на развод.

Несмотря на развод, они сохранили хорошие отношения. А когда у Людмилы родился ее сын, именно Лавровский стал его крёстным.

Второй муж - , советский и российский солист балета, театральный режиссёр, Народный артист России. Он на 10 лет младше Людмилы. Людмила знала его с детства - ранее она блистала на сцене в паре с его отцом, дружила с его матерью Маргаритой. Андрис настойчиво добивался ее.

Они поженились, несмотря на недовольство матери Андриса - Маргарита Жигунова была не в восторге от связи сына с бывшей подругой, которая намного старше его. Однако брак быстро распался - уже через год они развелись. Однако, выйдя из ЗАГСА со свидетельством о расторжении брака на руках, пара решила начать всё сначала. И еще шесть лет были вместе. За это время Людмила дважды беременела, но теряла детей.

Позже балерина встретила мужчину, имя которого не раскрывает. В этих отношениях она стала мамой - родила сына Ивана в возрасте тридцати шести лет.

Фильмография Людмилы Семеняки:

1973 - Эта весёлая планета - принцесса Аврора (нет в титрах)
1980 - Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1990 - Лебединая песня (фильм-спектакль) - танцовщица
1987 - Балет от первого лица (документальный)
1997 - Фантазия на тему Казановы
2009 - Агриппина Ваганова. Великая и ужасная (документальный)

Награды и звания Людмилы Семеняки:

Народная артистка СССР (27.08.1986);
Народная артистка РСФСР (05.01.1982);
Заслуженная артистка РСФСР (25.05.1976);
Лауреат Первого Международного конкурса артистов балета в Москве (1969, 3-я премия);
Лауреат Шестого Международного балетного конкурса в Варне (1972, 3-я премия);
Лауреат Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве (1972, 2-я премия);
Лауреат Первого международного конкурса артистов балета в Токио (1976, 1-я премия);
Премия им. Анны Павловой Парижской академии танца (1976);
Премия Ленинского комсомола (1976) - за высокое исполнительское мастерство;
Государственная премия СССР (1977) - за исполнение партии Валентины в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая;
Премия им. Елены Смирновой (1985, Буэнос-Айрес, Аргентина);
Премия «Evening Standard» за выдающиеся заслуги в области хореографического искусства (1986, Лондон);
Премия «Хрустальная роза Донецка» международного фестиваля «Звёзды мирового балета» (2004 Донецк, Украина);
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» 2008

Людмила Семеняка считает, что свобода в танце – это самое важное. Фото РИА Новости

В 2018 году в России отмечают 200-летие со дня рождения балетмейстера и педагога Мариуса Петипа. В Санкт-Петербурге откроют мемориальную доску Петипа, по всей стране пройдут приуроченные к событию выставки, премьеры и фестивали. Народная артистка СССР, балерина и педагог Большого театра Людмила СЕМЕНЯКА рассказала корреспонденту «НГ» Елизавете АВДОШИНОЙ о своем ощущении хореографии Петипа, его сказках, принцессах и принцах, вспомнила свои главные петиповские партии и поделилась педагогическими наблюдениями.

Людмила Ивановна, что означает фигура Петипа и его творчество для вас лично? Вы – воспитанница петербургской школы, которую он создал, танцевали ведущие партии в балетах Петипа на протяжении многих лет. Менялось ли с течением времени ваше личное восприятие его хореографии?

– Поскольку я выпускница школы Агриппины Яковлевны Вагановой и мне суждено было попасть к педагогам, которые непосредственно были ее учениками, то, что происходило со мной дальше, всегда сопровождалось атмосферой, где звучало это имя, с годами ставшее для меня наивысшим значением классического танца. Я взрослела, танцуя с детских лет хореографию Мариуса Ивановича и редакции его балетов, я воспитывалась на них. Петипа занимает очень большую часть моей души…

Когда я стала балериной, не только относилась к этому имени с уважением, исполняя его репертуар, но и выступала интерпретатором его творчества. Сегодня я уже передаю следующим поколениям этот материал и понимание всей красоты того, что было им создано. Мы постигаем его наследие через учителей и людей, которые хранят его творчество в наилучшем понимании. Например, благодаря такому художнику как Юрий Григорович, который является главным интерпретатором и исследователем тем и балетов Петипа.

Думаю, что сегодня классика становится публике все дороже. Ведь что мы называем классикой? Внутреннюю потребность погрузиться в то, чем дышали наши предшественники. Особенно в России, где много говорят о том, как царский балет переходил в советский, а потом в русский. Петипа во все времена оставался русским, благодаря поколениям, которые продолжали вливать новые силы в его хореографию. Благодаря артистам, подарившим миру русскую школу. Екатерина Вазем, Серж Лифарь, Анна Павлова, Ольга Спесивцева и Тамара Карсавина, безусловно, Сергей Дягилев – всех не перечесть.

– Ваша основная творческая жизнь состоялась на московской сцене. Есть ли различия между московскими и петербургскими интерпретациями хореографии Петипа по исполнительской манере, акцентам?

– Для меня это уже давно слитное уникальное явление. Меня всегда волновало: а как понимаю я, как трактую? Школу я получила, а дальше, придя в театр, я начала интерпретировать. Петипа очень современен именно той свободой трактовки, которую он дает, потому что разносторонность его хореографии позволяет размышлять, учит миропониманию. Но самым главным является тот музыкальный материал, к которому Петипа обращался. Великие артисты вместе с ним придумавшие такие балеты, как «Спящая красавица», «Раймонда», «Баядерка», «Пахита», «Корсар» (бесконечная сокровищница!), жили рядом с ним, создавали всю художественную палитру, которой мы сегодня пользуемся. Ценно, что музыка и балет в спектаклях Мариуса Ивановича Петипа и Петра Ильича Чайковского взаимопроникновенны, музыка дает полное смысловое погружение в хореографию.

Свободу мне давали педагоги, которые передавали бесценный материал, и никто никогда не заковывал меня ни в какие каноны. Школа и стиль остаются для меня неприкосновенными, но с учениками я добиваюсь именно свободы в танце. Нужно «достать» их личные качества, чтобы они смогли подать классический материал как живой, осмысленный, глубокий с точки зрения идейного воплощения.

Без образов Петипа освоение современной балетной «литературы» было бы невозможно. Без Мариуса Ивановича никто пока не обошелся. Поэтому нет сомнения, что его наследие сохранится в сегодняшнем потоке новых течений. Балеты Петипа – подлинное наше богатство. Это храм, если хотите.

Мне повезло, я все это получила от таких мастеров, как Галина Уланова, Марина Семенова, Ирина Колпакова, Наталья Макарова и, конечно, Юрий Григорович. Я благодарна этим людям-легендам. И счастлива, что в моем танце критики отмечали аристократизм нашей русской классической школы, полученный по наследству.

Какие у вас воспоминания о самой первой роли на большой сцене – Одетты-Одиллии в «Лебедином озере»?

– Первый спектакль – мое рождение как Одетты-Одиллии – главный в моей жизни. И я благодарна своим партнерам за то, что они умели быть настоящим принцами. Александр Годунов, Александр Богатырев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Лоран Илер, Фарух Рузиматов, Фернандо Бухонос, Михаил Барышников, Сергей Викулов, Юрий Соловьев– еще в Кировском театре… Все они незабываемы!

Любят говорить, что, если бы Чайковский сочинил только «Лебединое озеро», этого бы хватило на века. Эта музыка – из космоса. Многие балетмейстеры интерпретировали этот спектакль по-своему, но сохраняли первозданную идею, и прежде всего изумительные танцы Мариуса Петипа и Льва Иванова. В моей жизни главная – редакция Григоровича, но танцевала я и предыдущую московскую – Мессерера и Горского, и Бурмейстера в Шведской королевской опере, и Нуреева в Гранд-опера. Но где бы я ни танцевала, лучшей остается редакция Большого театра – по танцевальному и философскому воплощению.

Я и сама удостоилась чести поставить «Лебединое озеро» в Екатеринбургском театре оперы и балета с труппой высокого исполнительского уровня. Это потребовало от меня не просто интерпретации классического варианта, а еще и представления собственной версии, замысла, что было мне доверено. Я изучила партитуру, запись, материалы в большом количестве. Сколько я переслушала и передумала, вновь погружаясь в это гениальное произведение!

– Ваше исполнение Авроры в «Спящей красавице» стало своеобразным символом этого балета. Что для вас главное в этом образе?

– Мне очень приятно, что зрители вспоминают мою Аврору. Для меня этот образ, как говорил поэт, «чистейшей прелести чистейший образец». Если посмотреть на все творчество Петипа и Чайковского, то не случайно высвечивается именно эта сказка, она несет кристальную чистоту, образ мечты, веры в любовь, добро. Мой образ рождался с детства. Наверное, во мне были черты естественности, непосредственности, а музыкальности уж точно.

Я танцевала музыку. В этом всегда было мое преимущество, как балерины. Все мои встречи с дирижерами были запрограммированы Богом. Они многому меня научили и подняли мое искусство на новую ступень. Я должна была достигнуть такого уровня, чтобы давать пространство интерпретации дирижеру. Мне повезло – я работала с Евгением Светлановым, Альгисом Жюрайтисом, Александром Копыловым, со многими выдающимися дирижерами по всему миру – Парижской национальной оперы (Мишель Кеваль), Американского балетного театра, театра «Колон» в Буэнос-Айресе (Бруно Дасталь). С дирижерами у меня всегда был контакт, оттого я была свободна в танце.

Отталкивалась всегда от нашей интерпретации, от Большого театра, потому что я здесь выросла как артистка. И мне было так радостно ездить по миру и убеждаться, что, встречая русскую балерину, все выражали почтительное уважение и восхищение. Я светилась от того, что меня так принимают. «Спящую красавицу» Юрий Николаевич позволил мне станцевать с тем состоянием, которое я, как ребенок, сберегла в сердце. Для меня его редакция – канон. Григорович подарил Принцу бесценные танцы. То, как вылетает Принц в сцене охоты – такую вариацию сочинить – это же шедевр!

Какая следующая партия Петипа была для вас важной?

– Партия Раймонды, которая состоялась в центре моей балетной жизни. Рождаешься принцессой, но когда-то ты должна стать королевой. Принцессой мне помогла стать Галина Сергеевна Уланова, а довершила рисунок сценического образа Марина Тимофеевна Семенова. Два бесценных дара я получила от них – Аврору и Раймонду. У балерин часто звучит либо одна, либо другая. В моей судьбе удались обе роли. Сегодня моя творческая жизнь продолжается, я передаю этот дар Светлане Захаровой, Юлии Степановой, Анастасии Меськовой, Виктории Якушевой и совсем юной Станиславе Постновой, с которыми работаю постоянно. С удовольствием вспоминаю работу над образами Петипа с Анастасией Горячевой, Дарьей Хохловой, Анной Никулиной и другими балеринами.

Московская «Раймонда», которую сочинил Юрий Николаевич, отличается неоклассическим звучанием. Он позволил нам интерпретировать хореографию Петипа. Он сделал ее осмысленно современной. После гастролей на Западе писали про наши удлиненные аттитюды, полные поэзии позы. То есть наши балерины получили свободу интерпретации. Свобода в искусстве – вот самое важное.

Я люблю «Раймонду» именно за музыкальное воплощение. Уж какое там было либретто – светская дама подарила свою идею! Юрий Николаевич все бережно сохранил, высветил образы героев, развил сюжет, сделал его более понятным и драматичным. Когда Григорович ставил танцы, музыкальная основа для него была первейшей. Поразительно музыкальная хореография! Все Раймонды в балете Григоровича на сцене Большого театра состоялись, все были прекрасны, начиная от Натальи Бессмертновой (на нее была поставлена версия Григоровича).

В этом спектакле Юрий Николаевич вместе с художником Симоном Вирсаладзе погружал нас в атмосферу историческую, рыцарскую и в то же время фантастическую и условную. А музыка Глазунова для меня была как шарф Раймонды, который ей оставляет ее жених рыцарь Жан де Бриен в качестве символа своей любви (вот такое у меня поэтическое сравнение!). Музыка погружала в экстатическое состояние. А танцы были так летящи, так непохожи на другие балеты!

Знаменитое адажио во втором сне Раймонды мне показывала великая Семенова, и все это является подлинным. Движения Петипа сохранены. Написаны учебники, существуют записи, все мы давно общаемся с Европой, и все имеют доступ к важным историческим документам, исследователи пытливо в них вглядываются, осмысляют старые балеты. Подлинность хореографии Петипа не подлежит сомнению – ведь у нас это переходит не таинственно, а буквально – из ног в ноги. И я всегда добавляю – из души в душу. И уж не сомневайтесь – мы будем стараться сохранить его наследие как можно дольше!

Какой еще балет Мариуса Петипа для вас остается любимым?

– «Баядерка». Балет о человеческой драме, больше всего выражающий социум. Храмовая танцовщица смеет любить и борется за свою любовь. С каким трагизмом на музыку Людвига Минкуса создан образ подлинной жизненной силы! Этот балет особенный: «земное» танцевальное действо решено в одном стиле, но затем он резко меняется и в сцене загробного царства мы видим чистую классику Петипа – пачки, 32 тени. Петипа показывает себя как мастер: образ бесплотных теней потустороннего мира он создает полнокровными «сочными» танцами, требующими виртуозной техники. Танцы в «Баядерке» в основном сохранил Вахтанг Чабукиани, особенно игровые сцены. А акт теней – чистый Петипа. К этой сцене никто не прикоснется, это было бы все равно что согрешить!

– Как вы считаете, почему хореография Мариуса Петипа жива второй век подряд и по сей день остается основой основ балетного театра?

– Петипа появился в России в период расцвета нашего исполнительского искусства. В Петербурге были сильные балерины, и российские, и приезжие, он работал в изумительном окружении звезд, ознаменовавших собой буквально млечный путь имен.

Как же надо предугадать, чтобы и сегодня все эти шедевры влекли? Им постигнуто абсолютное владение техникой, совершенство композиции. Как сильны его ансамбли и драгоценны вариации! Но главное, на мой взгляд, в том, что Мариус Иванович проникся полетом русской души. Тем, чем славен русский балет.

Его музыкальность поразительна проникновением в симфонический смысл. К примеру, образ Авроры в музыке Чайковского разлит во всей полноте симфонического звучания, и это воплощено в хореографии Петипа. Лично я родилась с этой музыкой, и мне оставалось лишь радостно и органично существовать в ней. Балерина должна обладать определенными мышечными, телесными свойствами, внешними качествами, но образ завершен, когда наполнен тобой. Мне легко существовать в материале Петипа, его движения словно мои – абсолютно естественны. С 10–12 лет мы, маленькие, уже их знали, а с возрастом все углубляется. В его материале есть секрет бесконечной интерпретации. Мало кто из балетмейстеров мог поставить так же, чтобы танец ценился и через десятилетия, был современен своей хореографической структурой. Она питает всех-всех балетмейстеров. Все пронизано Петипа. А сохранили это для нас такие выдающиеся люди, как Агриппина Ваганова, Федор Лопухов, Петр Гусев, Константин Сергеев и, для меня самый значительный, воспитавший меня, Юрий Григорович. Видела я и западные постановки и участвовала в них, но везде артисты стараются быть близкими к первоисточнику. И исполнительскому, и музыкальному.

Мне нравится искусство, которое что-то говорит моей душе. Аврору ли я танцую или Фригию в «Спартаке». Сегодня, когда я смотрю спектакли Джона Ноймайера, я вижу, что хореография рождена на основе русско-французско-итальянской школы, поэтому есть образы и танец. А дальше все зависит от таланта постановщика: как показать человеческие возможности через искусство танца?

Современный балет сегодня не всегда танец. Балет для меня нечто священное. Танцевать? Все танцуют. Но балет стоит на фольклорной основе. Не случайно Петипа большую роль отводил характерным танцам, в его танцах глубокая национальная основа. На нашей земле он стал «русским французом».

Можно ли сказать, что залог успеха зрительской любви к балетам Петипа в их зрелищности, театральности?

– Да, это очень сильная сторона его балетов. Это балеты-феерии, но это не детские спектакли, ведь сказка даже для взрослого остается сказкой. А создать ее трудно. Поэтому сегодня мы иногда видим вычурные, странноватые и мрачноватые воплощения образов. Очень красиво, но почему черные? Неужели нельзя гофмановской силы добиться не черными снежинками? Как же без красоты и феерии? Ведь это было искусство большой сцены, золоченых залов, какие были возможности у императорского двора, который мог позволить себе и школу, и театры, и отдельно оперу! Приглашались мастера, чтобы создавались эти архитектурно удивительные залы. Они настраивают, отрешают от повседневности. И даже я до сих пор вхожу и каждый раз замираю от восторга при виде роскошных интерьеров императорских театров. К счастью, сегодня Большой театр – один из немногих, кто может воссоздать атмосферу спектаклей эпохи Петипа.

Как вы ощущаете себя в роли педагога?

– Когда приходишь в новую ипостась педагога, начинается совсем другая жизнь, фактически с нуля. Приходишь в мир другого человека, которому надо подарить себя полностью. Постараться раскрыть мир молодой балерины. Нужно быть помощником, вести творческий диалог, если пришел человек, обогащенный знаниями. А иногда приходит совсем росточек молодой и зернышки должны упасть в благодатную почву. Помню, Виктор Федотов, дирижер Кировского театра, так и называл меня – «зернышком». «Зернышко, – говорил, – как твои дела?»

С ученицами протанцовывает и проживает моя душа – я не могу остановиться. Последнего спектакля, как известно, никогда не бывает. И так радостно, когда тебя понимает юное существо. Такое счастье сразу пронизывает. Всегда тороплюсь рассказать им как можно больше. Я получила сердца зрителей, теперь меня волнует, как танцуют мои ученики. Преподавание для меня сродни балетмейстерству. Я должна научить, передать – а это самое трудное.

Какие у вас остались воспоминания о временах балетной школы? Когда вы подступили к хореографии Петипа?

– С самого начала. Как только встала к станку и попала к серьезному педагогу – Нине Николаевне Базыкиной, ученице Вагановой. Училась с наслаждением. Первое появление мое на Кировской сцене – маленькая Аврора в Прологе «Спящей красавицы», в сцене предсказания феи Карабос. В начале жизни все воспринимаешь фантастически! Кажется, школа – это долго. Но ученики приходят после школы, и их дальше нужно подтягивать. Сегодня я вижу блистательное исполнение наших балерин, потому что есть педагоги, балетмейстеры. Нужно сохранять это наследие, а те, кому повезло показать его на сцене, – счастливые люди. Я среди них.

Я слишком романтично говорю? Мне сын недавно сказал: «Мама, ну что же ты таким романтиком меня воспитала?» Но вот что я вам скажу: Бог распорядился так, что мой сын родился в день рождения Петипа. Это наполняет особой гордостью, что меня так «отметили»!

Людмила Семеняка была легендарной примой Большого театра на протяжении четверти века. Грациозная, невероятно легкая, она, казалось, не танцует, а парит над сценой. Ее талант покорял многих любителей классического балета. Ее стремительные фуэте не мог повторить никто из танцовщиц. Людмила Семеняка вошла в плеяду звезд, представляющих школу русского балета.

Рождение будущей легенды

В далеком 1952 году 16 января в семье гравера издательства «Правда» и аппаратчицы химической лаборатории родилась девочка. Новорожденную решили назвать Людмилой. Папа девчушки, Иван Яковлевич, несмотря на изнурительную работу на предприятии, все же находил время отводить дочурку в хореографический кружок при Дворце пионеров имени Жданова. Мама, Мария Митрофановна, развивала у маленькой Люси любовь к литературе и искусству. Девочка с жадностью впитывала новую информацию. Но сердце ее было отдано танцу. Талант к хореографии Люся начала проявлять с малых лет. Она постоянно, не уставая, ритмически двигалась под музыку, повторяя танцы взрослых. Иногда в привычный ряд шагов девочка вводила новые, придуманные ею па. Родителям, наблюдавшим за фантазиями дочери, приняли решение записать ее в хореографический кружок.

Первые шаги в балете

Творческая биография Людмилы Семеняки начинается с ее поступления в хореографическое училище имени Агриппины Вагановой в родном Ленинграде. Девочке на тот момент едва исполнилось десять лет. Несмотря на нежный возраст, Людмила обладала упорством, настойчивостью и бесстрашием. Именно недюжинная смелость понадобилась будущей студентке при сдаче вступительных экзаменов. Испытание пришлось проходить без поддержки любимых родителей.

Отец, Иван Яковлевич, попал в больницу. Мария Митрофановна была вынуждена день и ночь дежурить у постели супруга. Самостоятельная девочка, приезжавшая на все этапы отбора без какого-либо сопровождения, чрезвычайно приглянулась экзаменационной комиссии. Довольно посредственные данные с лихвой компенсировались большим трудолюбием и настойчивостью. Девочку решили зачислить в класс балерины и педагога Нины Викторовны Беликовой. На протяжении долгих восьми лет Людмила Семеняка добиралась на учебу через весь Ленинград. Но долгая дорога была привычной девочке. Она уже испытала этот опыт, посещая занятия в хореографическом кружке. Так уж сложилась судьба будущей балерины - путь к каждой намеченной цели оказывался чрезвычайно длинным, но преодолимым.

Любящие родители старались всячески поддерживать дочку во всех ее начинаниях. Выздоровевший отец, воспитывая у дочери выносливость, каждое воскресенье преодолевал с ней по воскресеньям на лыжах путь, длиной в 16 километров. Мама общалась с педагогами Люси, вникая во все учебные вопросы. Общими усилиями взрослых наставников выстраивался рабочий режим и развивались способности будущей звезды Большого театра.

Первая балетная роль

Дебют балерины Людмилы Семеняки случился в 1964 году на подмостках ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова. Роль маленькой Мари в балете Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» удалась на славу. Перед юной танцовщицей открылись радужные перспективы.

В 1969 году на Первом Международном конкурсе артистов балета девушка завоевала третью премию. Вследствие триумфа Людмила Семеняка была замечена ведущим хореографом Большого театра Юрием Григоровичем. Мастер приложил недюжинные старания, чтобы переманить юное дарование в свой театр. Спустя два года после окончания училища, отработав на сцене Театра оперы и балета имени Кирова, балерина Людмила Семеняка перебирается в Москву, где ей предстояло стать примой самого знаменитого театра мира.

Большой театр

В 1972 году в судьбе юной балерины Людмилы Семеняки случился еще один важный поворот. Девушка заняла второе место на Всесоюзном конкурсе балетмейстеров и артиста балета в столице СССР Москве. Серебряную награду Люся разделила с юной танцовщицей Конкурс открыл настоящую балетную сенсацию в лице молодого дарования - пятнадцатилетней Надежды Павловой.

Вскоре после выступления Людмила вновь получает приглашение балетмейстер Юрия Николаевича Григоровича стать частью знаменитой труппы Большого театра. На этот раз девушка с радостью соглашается и переезжает в столицу.

Впоследствии, являясь примой театра, Людмила Ивановна Семеняка исполняла главные партии в балетных постановках. Одиллия и Одетта в «Лебедином озере», Жизель в одноименном балете А. Адана, Никия в «Баядерке», Анастасия в «Иване Грозном», Фригия в «Спартаке»… Все роли в исполнении Людмилы Семеняки отличались оригинальным подходом, сочетаемым с классическими традициями русского балета.

Наставники

Поступив на службу в Большой театр, юная балерина сперва танцевала в массовых сценах. Однако, так продолжалось недолго. Вскоре судьба преподнесла ей очередной сюрприз. Вследствие внезапной болезни двух солисток, новенькая танцовщица вынуждена была выступить в главной роли в «Лебедином озере». Партия настолько удалась Людмиле, что ей аплодировали не только зрители, но и коллеги по цеху.

Во время учебы в училище имени Вагановой юная балерина постигала не только секреты хореографии. В число учебных предметов входили также и иностранные языки. Прилежная Людмила Семеняка настолько успешно овладела французским, что парижские журналисты были поражены той легкостью, с которой она давала интервью на их родном языке.

В Большом театре наставником юной танцовщицы стала легенда балета Галина Сергеевна Уланова. Люся поначалу буквально благоговела перед образом великой Улановой. Но бывшая прима в общении оказалась настолько доступной, что девушка переключила свое внимание с почтительного трепета на постижение опыта наставницы.

Первое замужество

Любимым преподавателем Семеняки по ленинградскому училищу оставалась Нина Викторовна Беликова. Кроме того, что она научила свою подопечную азам хореографии, бывшая балерина сыграла в судьбе Людмилы судьбоносную роль. В столице проживала известная в прошлом танцовщица Елена Георгиевна Чикваидзе, давняя подруга Нины Викторовны. Сыном знаменитой балерины был солист Большого театра Михаил Леонидович Лавровский. Хорошенькая прилежная Людочка сразу приглянулась Елене Георгиевне. Несмотря на разницу в возрасте между девушкой и Михаилом, экс-балерина решила поженить молодых людей. Частые приглашения в гости, ласковое обхождение и вкусные угощения вскоре сделали свое дело. Свиданий перед свадьбой было несколько. И все же этого оказалось достаточным, чтобы Людмила заинтересовалась Михаилом. Замужество казалось невероятным успехом. Вскоре после романтического предложения будущего супруга в кулисах Большого пара поженилась. Свадьбу сыграли в скромной обстановке без многочисленных гостей. Традиционного медового месяца не было: уже на следующий день молодожены вновь репетировали свои партии в зале.

Несмотря на то что вначале отношения между супругами складывались как нельзя лучше, вскоре в молодой семье случилась неприятность. Забеременев, Людмила вынуждена была избавиться от будущего ребенка. Рождение первенца могло поставить крест на успешной карьере и матери, и отца. Этот инцидент стал началом конца семейному счастью. К тому же любовь и уважение между супругами не были взаимными. Людмила отдавалась вспыхнувшим чувствам без остатка. Сдержанный Михаил не мог проявлять свои чувства с искренним рвением. Вскоре муж и вовсе полюбил другую женщину. По иронии судьбы соперница оказалась коллегой и близкой подругой Людмилы. Потеряв сразу двух близких людей, балерина решила подать на развод. После четырех лет совместной жизни Людмила ушла из дома супруга. На сцене же, исполняя главные партии, они продолжали изображать романтические чувства и страсть. Спасла Семеняку от депрессии Галина Уланова. Ее слова «Спасти от горя может только балет» стали путеводной звездой балерины. Совет учительницы вкупе с главными ролями помогли Семеняке пережить разлуку без болезненных последствий.

Людмила плюс Андрис

Бесконечные репетиции и выступления занимали почти все личное пространство актрисы. Однако, и личная жизнь Людмилы Семеняки била ключом. Очередной страстью балерины стал белокурый принц, наследник балетной династии Андрис Лиепа. Молодой человек был покорен изяществом партнерши своего отца, легендарного Со временем простое поклонение перед талантом переросло в настоящее чувство и Андрис отважился на решительные шаги. Настойчивые и романтичные ухаживания вскоре сделали свое дело. Людмила не смогла устоять перед натиском и сдалась на милость победителя.

Вскоре, несмотря на сопротивление матери Лиепы, пара официально оформила свои отношения. Союз начинающего танцора и блистательной балерины был непродолжителен. Не прошло и года, как супруги подали на развод. Браку пришел конец. Но это отнюдь не означало прекращение отношений. На протяжении долгих шести лет пара то сходилась, то расходилась. Бурные ссоры и примирения только подогревали страсть влюбленных. Кто знает, может быть, так продолжалось бы и дальше. Но два выкидыша, случившиеся в этот период, положили конец отношениям.

Самый лучший спектакль

На фото Людмила Семеняка, как и каждая актриса, выглядит великолепно, несмотря на эмоции, бурлящие внутри. Став знаменитостью, человек обрекает себя на постоянное пристальное внимание со стороны окружающих. Имидж селебрити олицетворяет счастливую и беззаботную личность. На самом деле забот и неприятностей у танцовщицы хватало. Бесконечные гастроли выматывали физически, а неудавшаяся личная жизнь Людмилы Семеняки съедала изнутри. Самой заветной мечтой балерины было реализовать себя не только на творческом поприще. Как и всякой женщине, Людмиле Ивановне хотелось тихого семейного счастья с верным мужем и замечательными малышами. И если мужчины в жизни Семеняки случались время от времени, то детей почему-то не получалось. Балерина уже было смирилась с тем, что ей не дано быть матерью. Однако в 1988 году на гастролях в Греции прима узнала о главном событии своей жизни: у нее скоро родится сын. Людмила Семеняка была на седьмом небе от счастья. Неважно, что малыш родится вне брака. Главное, он будет. Имя отца ребенка балерина скрывает и по сей день. Известно только, что мужчина поддерживает ее и сына и морально, и материально.

Родившегося малыша танцовщица в свидетельстве записала Иваном Семенякой. Сын Людмилы Семеняки очень похож на маму - такой же мягкий взгляд и милая улыбка. Воттолько, проучившись некоторое время в хореографическом училище, Академии Натальи Нестеровой и актерско-режиссерском курсе Елены Цыплаковой, молодой человек наотрез отказался идти по стопам своей матери. Актерство и режиссура ему неинтересны. Сердце юноши принадлежит небу. Больше всего на свете Иван хочет летать. Несмотря на робкие возражения Людмилы, молодой человек поступил в школу бортпроводников. Сегодня за его плечами - десятки полетов.

С появлением сына личная жизнь Людмилы Семеняки изменилась. Двери ее дома радушно открыты перед всеми друзьями Ивана. Саму же балерину посещают лишь люди, близки ей по духу. Среди них - и бывший муж танцовщицы Михаил Леонидович Лавровский, с которым Людмила сохранила дружеские отношения и даже позвала его стать крестным Вани, которого называет самым лучшим спектаклем в своей жизни.

Фильмография актрисы

Будучи примой Большого театра, Людмила Семеняка много и активно снималась в кино и на телевидении. Кроме актерской деятельности, балерина была автором оригинальных дизайнов постановочных костюмов и хореографического решения эпизодов. Она является постановщиком спектаклей «Бахчисарайский фонтан» в Астрахани, «Жизель» и «Лебединое озеро» в Екатеринбурге.

Фильмы с участием Людмилы Семеняки до сих пор пользуются успехом у зрителей. «Эта веселая планета», «Моя Жизель», «Мир Улановой», «Хореографические новеллы», фильм-балет «Иван Грозный» и многие другие постановки с успехом демонстрировались на телевидении в разные годы. Эпизоды блистательного таланта Людмилы Семеняки были украшением даже серьезных документальных лент.

Победы и награды

В разные годы Людмила Семеняка лично удостаивалась премий на конкурсах. Первой победой стало третье место на Первом Международном конкурсе артистов балета в Москве. Юному лауреату было всего 17 лет.

Впоследствии в творческой судьбе актрисы были победы на Всесоюзных и Международных конкурсах артистов балета. Людмила Ивановна стала обладательницей звания «Мэтр танца», получила премию «Хрустальная роза Донецка» и Evening Standart за выдающиеся заслуги на поприще хореографического искусства. Награды имени Анны Павловой и Елены Смирновой также вошли в копилку достижений великой балерины.

Жизнь сегодня

В настоящее время легенда балета занимается меценатством. В 1989 году состоялась первая благотворительная акция в виде большого гала-концерта «Приглашает Людмила Семеняка».

С 2002 года Людмила Ивановна является педагогом-репетитором Большого театра. Партии молодых балерин и танцовщиков, подготовленные под руководством знаменитости, отличаются изяществом и оригинальным подходом.

Несмотря на миниатюрный рост и вес, Людмила Семеняка чрезвычайно активна. В 2000-2004 годах бывшая балерина служила актрисой Московского театра. Драматические роли в пьесах «Чайка», «Прекрасное лекарство от тоски « и др. удавались Людмиле Ивановне блестяще.

Кроме того, балерина выступает и как член жюри на международных конкурсах («Фуэте Артека», имени Сержа Лифаря, «Бенуа де ла данс» и т. д.). Несмотря на почтенный возраст, Людмила Ивановна Семеняка энергична и полна творческих планов.