Из "ленинградской летописи" алексея пахомова. Из "ленинградской летописи" алексея пахомова Алексей пахомов художник картины

Пахомов Алексей Федорович
(1900-1973)
Родился в крестьянской семье. Рано обнаружив тягу к искусству, он на деньги, собранные благотворителями, приехал в 1915 г. в Петроград. Из-за событий революции и гражданской войны ученье затянулось, и он закончил его только в 1925 г. во Вхутеине, но очень быстро приобрел репутацию зрелого мастера.
Успев последовательно пройти все искусы современных художественных течений, вплоть до самых крайних, он стремился соединить широко понимаемую живописную традицию с завоеваниями искусства XX в.
В красивых по цвету, утонченных по мастерству, монументальных по строю полотнах неизменно воплощались возвышенные представления художника о человеке ("Работница", 1926; "Купающаяся девочка", 1927; "Крестьянский мальчик" и "Жница", обе 1929; "Подруги", 1930). Продолжением этих картин стала живописная серия начала 1930-х гг. "На солнце" ("Сестры", "Купальщица", "У Петропавловской крепости" и др.), в которой с целомудренной поэтичностью трактовалась тема обнаженного тела; некоторые из этих сюжетов он повторил и в литографских эстампах.
Одновременно с живописью и станковой графикой Пахомов занимался иллюстрированием книг для отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства. Излюбленными темами художника были жизнь детей и быт русской деревни ("Мастер" С. Я. Маршака, 1927; "Ведро" Е. Л. Шварца, "Коса" Г. А. Крутова, обе 1929; "Как Саньку в очаг привели" Л. А. Будогоской и "Мяч" С. Я. Маршака, 1933). Уже в конце 1920-х гг. он оказался в числе лучших иллюстраторов детской книги.
Главной его заслугой было преодоление распространенных стандартов условного - кукольно-слащавого или карикатурного - изображения детей. Его обаятельные персонажи неизменно отличались психологической достоверностью и социальной конкретностью.
В первой половине 1930-х гг. усложнившаяся идеологическая обстановка, в частности кампания по борьбе с "формализмом", поставила Пахомова в трудную ситуацию: его картины все чаще и чаще становились объектом нападок. Не желая поступаться творческими принципами, он решился вообще оставить живопись и даже отказался от цвета в своей книжной и станковой графике, сосредоточившись исключительно на рисунке.
Отличное и самобытное мастерство рисовальщика верно служило ему и в иллюстрациях к книгам ("Бежин луг" И. С. Тургенева, 1936; "Мороз, Красный нос" Н. А. Некрасова, 1937), и в литографских эстампах (серия "Ленинградский дворец пионеров", 1939-40). Войну Пахомов провел в блокадном городе, не прерывая работы, результатом которой явилась знаменитая серия литографий "Ленинград в дни блокады" (1942-44). Однако в последующих его произведениях - в серии "В нашем городе" (1945-48), в книжных иллюстрациях - начали обнаруживаться пугающая сухость и многословность - результат насильственно внедрявшихся в послевоенные годы догматических представлений.
Достигший к тому времени высоких степеней официального признания, Пахомов тем не менее сохранял трезвое отношение к своему искусству и с началом "оттепели", некоторой либерализации общественной жизни в 1960-х гг., стал предпринимать попытки обновить его - вернул в графику цвет и некоторые приемы своих ранних работ, но серьезного поворота в творчестве совершить уже не смог.

Галерея:

Филиппок

Из открытых источников сети:

Из галереи г. Харовска

Алексей Федорович Пахомов приобрел известность как художник, изображающий детвору. Широко популярны его иллюстрации к стихотворениям С. Маршака, В. Маяковского, С. Михалкова, а также к произведениям И. Тургенева "Бежин луг", Н. Некрасова "Мороз, Красный нос", к сборнику рассказов Л. Н. Толстого "Филиппок. Страницы из азбуки" и др. Много лет А. Ф. Пахомов сотрудничал с детскими журналами "Чиж", "Еж" и "Костер". Мастерство художника и любовь к детям сделали его работы глубоко содержательными и волнующими. Знание детского быта, наблюдательность, четкий рисунок помогли ему создать запоминающиеся образы ребят.

А. Ф. Пахомов редко применял цвет. Эта тенденция проявилась к рисунках к "Бежину лугу". Почти во всех листах простой графитный карандаш сочетается с сангиной. В ночных пейзажах используется общая легкая цветовая подкладка, в остальных применена штриховка.

А. Ф. Пахомов уделял большое внимание изучению жизни детей. Конкретность и эмоциональность образов прекрасно отвечали детской психологии с ее непосредственностью и живостью восприятия и стали одной из специфических черт книжной графики для детей. Художника привлекает психологическая, а не бытовая достоверность образа. Изображенные Пахомовым дети любознательны, с доверием относятся к миру. Им все интересно. Иллюстрации отличались разнообразием композиционных решений.

В дальнейшем А. Ф. Пахомов создал различные варианты иллюстраций к "Что такое хорошо и что такое плохо?" В. Маяковского. Значительным явлением в иллюстрировании были рисунки Пахомова к этому произведению, вышедшие в издании 1964 года. Художник стремился к большей цельности, используя сангину и один-два цветных карандаша, обогащая цветным штрихом свою излюбленную манеру рисунка.
А. Ф. Пахомов создал в иллюстрациях реальные и очень привлекательные образы детей, которые запоминаются надолго и очаровывают читателя.

Маршак С. Я. Детям: Стихи, сказки, загадки, английские песенки / С. Маршак; Худож. В. Конашевич, В. Лебедев, А. Пахомова, Е. Чарушин.-Б.м: Планета детства, 2000. - 165, с. : ил.- (Мастера иллюстрации)

Толстой Л. Н. Азбука: страницы из "Азбуки" / Л. Н. Толстой; рис. А.Ф. Пахомова.-Л.: Дет. лит, 1990. - 165, с. : ил.- (Мастера иллюстрации)

Козлов Ю. В. Качели в Пушкинских горах: рассказы и повесть/ Ю. В. Козлов.-Л.: Дет. лит, 1984. - 165, с. : ил.- (Мастера иллюстрации)

Работы художника

Алексей Федорович Пахомов

"Алексей Федорович Пахомов (1900-1973) - блестящий рисовальщик и превосходный мастер литографии. Его яркое художественное дарование проявилось уже в раннем детстве, когда он начал портретировать родных. Большое влияние на него оказали лубочные картинки, развешенные в доме отца в Вологодской губернии. По настоянию любителя искусства В.Ю. Зубова молодого художника отправили учиться в 1915 году в Петроград, в Училище технического рисования барона Штиглица. Там он с упоением рисовал гипсы, пробовал свои силы в технике итальянского карандаша и туши...

Детская тема в творчестве Пахомова появилась не случайно: делая наброски с натуры, он часто изображал ребят, улавливал в своих р исунках пластически интересные позы и движения.Специфика детской книги, ее понятность для ума и доступность для глаза ребенка предъявила свои требования к художнику. "Графичная живопись" в работах художника превращается в "живописную графику".Для новой задачи оформления книг Пахомов избирает прием зарисовки с натуры, редко используя цвет. Он стремится к индивидуализации образа, акцентирует внимание читателя на жестах и мимике героя...

Детские образы Пахомова остаются по-прежнему трогательными и непосредственными. Иллюстрации к произведениям С.В. Михалкова, В.А. Осеевой, Л.Н. Толстого 1950-70-х годов демонстрируют не только тонкую наблюдательность художника, но и удивительное знание детской психологии. Для нескольких поколений детей книжки, иллюстрированные Пахомовым, стали первым проводником в жизнь. Легко запоминающиеся герои детских книг вовлекли их в мир поэзии и прозы советского времени." /Н.Мельникова/

Алексей Толстой "Детство Никиты". Художник А. Пахомов. Детгиз - 1959 год.

А еще очень интересные его . вот отрывок..

"..На занятиях по книжной графике у С. Чехонина я был совсем недолго. Но один совет его произвел на меня большое впечатление. Художник предлагал писать шрифты (дело шло о книжной обложке) сразу кистью, на глаз, без предварительной разметки карандашом ("как адрес на конверте"). Надо было выработать такую меткость глаза, чтобы безошибочно уложиться в отведенное пространство и снайперски точно определить размер первой буквы. Незыблемый закон художественной школы - начинать рисовать с общего силуэта предмета и последовательно переходить к крупным, а затем и мелким частям, деталям общего. Совет Чехонина начинать с детали (с буквы), да еще кистью и тушью, когда ошибку невозможно стереть и исправить, показался мне неожиданным и смелым.

Постепенно у меня выработался такой глазомер, что, начав с глаза, я мог изобразить всю фигуру и композицию в отведенном пространстве..."

Серия литографий Алексея Федоровича Пахомова "Ленинград в дни блокады и войны (Ленинградская летопись)" создавалась в те военные годы. Художник не покидал блокадный Ленинград.

Проводы на фронт. 1941.

За водой. 1942.

В очаге поражения. 1942.

В стационар. 1942.

Очистка города в 1942 году. 1942.

На Марсовом поле в затишье. 1943 год. 1944.

Каменщицы (На Крюковом канале). 1944.

ПО КНИГЕ:

АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ ПАХОМОВ: Выставка произведений живописи и графики: каталог. - М.: Изобразительное искусство, 1981. - 95 с.
Тираж 4000 экз.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ А.ПАХОМОВА:

"В работе над блокадной серией я делал очень мало набросков с натуры. Больше наблюдал и запоминал. Вначале не было разрешения на зарисовки, а когда разрешение было получено, отважиться рисовать было не так-то просто. Население с таким недоверием и злобой набрасывалось на рисующего, видя в нем диверсанта и шпиона, что рисование превращалось в непрерывное объяснение. Подходил какой-нибудь военный и успокаивал недоверчивых, что-де удостоверение на зарисовки настоящее, а не поддельное. Но военный и успокоенные уходили, появлялись новые прохожие, и снова надо было объясняться и отбиваться. Но главная причина, конечно, была не в этих трудностях. Просто события были столь значительные, что, мне казалось, и отражены они должны быть не в легких набросках, а в форме наиболее монументальной (в пределах графического искусства): в проработанном эстампе большого формата...
Путем наблюдения и размышления возникала та или иная идея композиции, и я без предварительных зарисовок приступал к ее выполнению. И уже в процессе выполнения я обращался к натуре, чтобы сделать действующих лиц и пейзаж живыми и убедительными...
Хотелось изобразить все то новое, что принесла с собой война и блокада. Вид ленинградских улиц был необычным, исчезли трамваи, автобусы, автомобили, мало стало прохожих, появились снежные сугробы; там, где был всегда подметенный асфальт, появились люди с детскими саночками, везущие разную поклажу, люди в шубах и валенках на велосипедах..."

Отрывок из книги А.Пахомова "Про свою работу" (Л., 1971) опубликован в журнале "Детская литература" (1975. - № 5.)

Алексей Фёдорович Пахомов (19 сентября (2 октября) 1900 г., деревня Варламово, Вологодская область - 14 апреля 1973 г., Ленинград) - советский график и живописец. Народный художник СССР (1971). Действительный член АХ СССР (1964). Лауреат Государственной премии СССР (1973 - посмертно) и Сталинской премии второй степени (1943).

Алексей Федорович Пахомов — блестящий рисовальщик и превосходный мастер литографии. Его яркое художественное дарование проявилось уже в раннем детстве, когда он начал портретировать родных. Большое влияние на него оказали лубочные картинки, развешенные в доме отца в Вологодской губернии. По настоянию любителя искусства В.Ю.Зубова молодого художника отправили учиться в 1915 году в Петроград, в Училище технического рисования барона Штиглица. Там он с упоением рисовал гипсы, пробовал свои силы в технике итальянского карандаша и туши.

После Февральской революции в Училище пришли преподавать такие замечательные мастера, как М.В.Добужинский, С.В.Чехонин, В.И.Шухаев. Основным занятием стало изображение обнаженной натуры. Огромную роль в становлении творчества молодого Пахомова сыграли советы Чехонина по компоновке листа, сделанной в один взмах, «набело».

После реорганизации Училища во ВХУТЕМАС в 1919 году молодой художник учился у , Н.А.Тырсы, А.Е.Карева. Устроители Мастерских творчески переосмысливали опыт французских постимпрессионистов, формируя искусство нового общества. В 1921-23 годах они создали «Объединение новых течений в искусстве», группы «Четыре искусства» и «Круг художников», в который вошел Пахомов. Творческие искания этого периода охватывают многие направления искусства: от кубизма и сезаннизма в живописи до функционализма, когда под лозунгом «искусство в производство» художник отправился на завод. И все же, несмотря на разброд художественных идей и задач, Пахомов не оставил без внимания метод Лебедева, чьи рисунки к детским книжкам и плакаты «Окон РОСТА» казались ему вершиной творчества. Именно у Лебедева Пахомов заимствовал лаконичность образов, четкость силуэтов и выразительность линий. Постепенно художник перешел от живописи к графике.

С 1925 года начинается постоянная работа Пахомова в детской книге, к сотрудничеству над которой одновременно с ним приступили писатели В.В.Маяковский, С.Я.Маршак, А.Л.Барто, Е.Л.Шварц, художники , К.И.Рудаков, В.М.Ермолаева. Детская тема в творчестве Пахомова появилась не случайно: делая наброски с натуры, он часто изображал ребят, улавливал в своих рисунках пластически интересные позы и движения.

В середине 1920-х годов художник совершил несколько поездок в пионерские лагеря, в том числе в «Артек».Специфика детской книги, ее понятность для ума и доступность для глаза ребенка предъявила свои требования к художнику. Воспитание нового человека сообразно появившимся понятиям и идеям обусловило новый подход к созданию книги.

Первый опыт общения с детьми проявился в иллюстрациях к произведениям Маршака, Шварца, Р.Киплинга в конце 1920-х годов. Стиль творчества Пахомова в них имеет много общего с авангардом, появившимся в искусстве этого времени. Художник работает силуэтно, пятном, почти заливкой, иконописно обозначая свет на лицах персонажей. Почти всегда он использует нейтральный фон. Излюбленными цветами мастера становятся красный, желтый, коричневый.

Подход к иллюстрированию детских книг этого времени не только у Пахомова, но и у многих других художников был, по существу, новаторским. Картинки в книжках и журналах 1920-х годов отличались от экзальтированных и утонченных образов, созданных мастерами начала ХХ века. Они стали динамичными, яркими и контрастными. В то же время сохранился комплексный подход к иллюстрированию книги, свойственный художникам начала века: одновременно продумывались и оформлялись и обложка, и заставки, и шрифт. Картинки «жили» в тексте, а не сопровождали его.
Смелым сюжетным и цветовым решением выделяются произведения Пахомова 1930-х годов. Полуобнаженные женщины, загорелые подростки на пляже противостоят подчеркнуто правильным юношам и девушкам на картинах художников соцреализма.

Литографии явились последним отражением новаторства в творчестве — вскоре Пахомов превращается в смиренного бытописателя советской действительности.

С 1930-40-х годов Пахомов иллюстрирует книги Н.А.Островского, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, рассказы о Ленине в детских журналах «Чиж» и «Еж». Стилистика произведений Пахомова становится иной: на смену локально окрашенному пятну и силуэту приходит живая динамичная линия, тонкая штриховка. «Графичная живопись» в работах художника превращается в «живописную графику».

Для новой задачи оформления книги Пахомов избирает прием зарисовки с натуры, редко используя цвет. Он стремится к индивидуализации образа, акцентирует внимание читателя на жестах и мимике героя. С помощью линии художник создает внешне эмоциональные, непосредственные образы, лишенные, однако, психологической глубины. В иллюстрациях к книгам Маяковского, Маршака конца 1930-х — начала 1940-х годов нет места былой остроте восприятия окружающего мира, новизне характеров. Дети в произведениях Пахомова мыслят и чувствуют одинаково, несмотря на портретность черт того или иного героя.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов застала художника в Ленинграде, окруженном врагами. Наравне с немногими графиками осажденного города Пахомов продолжает творить и создает литографированный цикл «Ленинград в блокаде». Но если рисунки к листам этой серии являются живыми и образными, то литографии выглядят сухими и излишне пафосными. Более гармоничными стали плакаты 1942-43 годов, выполненные по этим рисункам.

В атмосфере послевоенного подъема и активизации сил жителей по восстановлению Ленинграда Пахомов создает цикл литографий «В нашем городе» (1944-46). Бодрое настроение, заряд оптимизма передает художник в зарисовках людей, улиц и домов города. Листы отличают неожиданные точки зрения, смелые ракурсы фигур, придающие им динамичность. Престижная Государственная премия, врученная Пахомову за эти циклы, подтолкнула художника к созданию новых произведений на тему труда советских людей.

В последний период жизни и творчества, в 1950-1970-е годы, Пахомов сознательно избирает неприхотливые бытовые сюжеты, не замахиваясь на решение сложных больших задач. Его привлекают колхозницы, врачи, учителя, занимающиеся ежедневной работой. Бесстрастное повествование, традиционные художественные приемы ставят поздние работы Пахомова в один ряд с произведениями других советских художников. Лишь меткий взгляд и точная композиция выдают в них настоящего мастера. Детские образы Пахомова остаются по-прежнему трогательными и непосредственными. Иллюстрации к произведениям С.В.Михалкова, В.А.Осеевой, Л.Н.Толстого 1950-70-х годов демонстрируют не только тонкую наблюдательность художника, но и удивительное знание детской психологии. Для нескольких поколений детей книжки, иллюстрированные Пахомовым, стали первым проводником в жизнь. Легко запоминающиеся герои детских книг вовлекли их в мир поэзии и прозы советского времени.

Наталья Мельникова

Некрасов Н. А. «Мороз, Красный нос» ,
Тургенев И. С. «Бежин Луг» ,
Толстой Л. Н. «Липунюшка» ,

Толстой Л. Н. «Рассказы для детей» ,

«Снегурочка. Русская народная сказка» ,